Афоризмы Стародума из комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”

Цитаты из комедии “Недоросль”, афоризмы, крылатые выражения, высказывания Стародума

“Недоросль” Фонвизина.
Иллюстрация Д. Дубинского

Комедия “Недоросль” является выдающимся произведением русской классики XVIII века и вершиной творчества Д. И. Фонвизина.

В этой статье представлены цитаты из комедии “Недоросль” Фонвизина: афоризмы, крылатые выражения, высказывания Стародума, пословицы из пьесы.

Цитаты из комедии “Недоросль” Фонвизина, афоризмы, крылатые выражения, высказывания Стародума

“. Прямое достоинство в человеке есть душа…” (Правдин)

“. Вить с задами-то век назади останесся. ” (Цыфиркин о том, что нельзя вечно повторять пройденное, а нужно также учить и новый материал)

“. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть. ” (Софья)

“. Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью. ” (Софья)

Цитаты Стародума в комедии “Недоросль”

“. Начинаются чины – перестает искренность. “

“. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного. “

“. [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь.”

“. чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается. “

“. гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану. “

“. лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. “

“. для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. “

“. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь. “

“. Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. “

“. Наличные деньги – не наличные достоинства. “

“. Золотой болван – все болван. “

“. душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам. “

“. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. “

“. совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает. “

“. не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. “

“. без знатных дел знатное состояние ничто. “

“. Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает. “

“. Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек. “

“. наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. “

“. добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может. “

“. не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Тогда после двадцати лет женитьбы найдете в сердцах ваших прежнюю друг к другу привязанность. “

“. Надобно,мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны. “

“. Таков человек, мой друг! Час на час не приходит. “

“. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. “

“. Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. “

“. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. “

“. я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. “

“. наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. “

“. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом. “

Афоризмы и цитаты Стародума из комедии Недоросль

«Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!»

«Я боюсь для вас нынешних мудрецов»

«Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения»

«Для прихотей одного человека всей Сибири мало»

«Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»

«В большом свете водятся премелкие души»

«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану»

«Без знатных дел знатное состояние ничто»

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно»

«Наличные деньги – не наличные достоинства»

«У меня правило: в первом движении ничего не начинать»

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится»

«Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»

«Наличные деньги – не наличные достоинства»

«Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать»

«Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь»

«Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»

«По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»

«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь»

«Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом»

«Начинаются чины, – перестает искренность»

«В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову»

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы»

«Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»

«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство»

«А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»

«Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих; а разум, не имевший испытания, обольщают до того, чтоб полагать свое счастие не в том, в чем надобно»

«Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»

«Ум, коль он только что ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек – чудовище»

«Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее»

«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет»

«Вот злонравия достойные плоды»

«Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»

Анализ Афоризмов

Русский писатель Денис Иванович Фонвизин написал свою известную комедию «Недоросль» в 1781 году, опубликована же она была в 1783 году. Главным героем здесь является Митрофан – сын семейства дворян Простаковых, тот самый «недоросль», не получивший должного образования от своих учителей. В комедии представлены и ряд других персонажей различных социальных ступеней общества, но особенно стоит выделить Стародума – опекуна Софьи, той самой девушки при дворе, которую обкрадывала госпожа Простакова.

Стародума стоит отметить по одной простой причине. Он является сплошь положительным персонажем данной комедии, в которой так много присутствует отрицательных героев. С помощью ряда отрицательных персонажей автор неплохо раскрыл основных социальные проблемы общества – дикость дворянства по отношению к крепостным, ошибки в воспитании детей и отношения в семье. Поэтому Стародум играет важную роль в комедии. В роли положительного персонажа он привносит доброту, честность и искренность в общество, состоящее сплошь из отрицательных героев.

Стародум в комедии предстает пожилым дворянином, который заработал свое состояние тяжелым трудом в Сибири. Имея неплохое состояние, он сохранил свое достоинство, оставшись таким же добрым и внимательным человеком. Он считает, что «честный человек должен быть совершенно честный человек». Поэтому он ценит искренность и прямоту, хотя и это со стороны похоже на грубость. Он не терпит заискивание, а ценит в человеке душу, ведь вранье и подхалимство есть, прежде всего, обман своих мыслей и принципов.

Стародум, обладая богатством, не гонится за чинами. Он считает, что как только «начинаются чины – перестает искренность». В некотором плане с повышением человек отдаляется от простых людей, в действиях которых присутствует искренность и доброта. У него изменяется круг общения, и новоявленному члену высшего общества приходится соответствовать принципам и нормам поведения новой компании. А Стародум стремится сохранить положительные качества простого человека в себе, поэтому ему чужды различного рода звания и чины. Он хочет и остается с народом, а мысли, намерения и действия остаются такими чистыми и искренними, как у человека, который беден внешне, но богат внутренне.

По мнению Стародума «наличные деньги – не наличные достоинства». Он осуждает высшее общество, чиновников и дворян за их нравы и поведение. Он считает, что с появлением денег чиновники не выросли в моральном плане, а наоборот, приобретают лишь негативные привычки. Большие богатства дворян лишь портят их. Поэтому Стародум так ревностно относится к понятию Человека с большой буквы. Обладая неплохим капиталом, чиновник не всегда может носить гордое звание Человека. Лишь внутреннее богатство, предопределяющее положительные качества, способно отнести гражданина в разряд Человека.

Когда Митрофан отказывается от своей матери, Стародум выдает свое знаменитое изречение – «вот злонравия достойные плоды». Он негативно относится к госпоже Простаковой, хоть и прощает ее в конце комедии. Его негатив по отношении к матери Митрофана вполне оправдан. Госпожа Простакова способна на воровство, что было проявлено в отношении Софьи. Она может поколотить мужа, но весьма ревностно относится к своему сыну. Она так потакает Митрофану во всем, что даже ее сын воспринимает собственную свадьбу как очередное развлечение. Госпожа Простакова воспитывала «недоросля» не в столь строгих и ограниченных рамках, в результате чего не привила сыну уважение к старшим и семье. А все это чуждо Стародуму, ему и вовсе не приятны новые нравы дворян. Однако на то Стародум и положительный персонаж, что он сумел простить ее за все. Сама же госпожа Простакова получила по заслугам, даже от сына, которому она все позволяла. Как раз это изречение Стародума стало одним из главных по смыслу и выводам в комедии Фонвизина.

Стародум весьма емко охарактеризовал принципы современного общества с помощью своих ярких изречений. Сам же он не поддерживает норм и правил поведения окружающих его людей. Фонвизин в этой комедии определил главным героем Митрофана, но именно благодаря Стародуму автор раскрыл сущность общества того времени, что определяет главную мысль произведения. Вкупе с комедийными вставками этот шедевр Фонвизина приятен и понятен для читателя, поэтому и пользуется такой популярностью.

Стародум

Многие критики считают Стародума – одним из основных положительных героев пьесы “Недоросль”. Авторская позиция передается через его речь. Характер персонажа и его думы прослеживают не в его поведении, а в его рассуждениях.

Стародум приходится старейшим из действующих героев пьесы, он обладает великой мудростью. Продолжительное время герой провел в Сибири, где честным трудом старался заработать денег. Но персонажа нельзя назвать алчным, материальные блага для него не главное, а самое главное в человеке, по мнению Стародума, является нравственная сторона, честность. Поэтому старый Стародум решает завещать своё наследство единственной племяннице Софии. Только для начала необходимо найти ей жениха, не богатого, а именно добропорядочного.

Софья долго время живет в доме Простаковых, где её опекают, пока отсутствует дядя. Но девушка не просто так проживает в доме Простаковых, они её приняли исключительно из корыстных помыслов, жадности и алчности. Неожиданно приезжая в их дом, Стародум сразу это определяет в неестественном гостеприимстве, в их действиях. Сам же, герой привык быть честным с самим собой и с людьми, которые его окружают.

Стоит отметить, что Фонвизин дает своему главному герою говорящую фамилию. Стародум означает человека, который живет по старым устоям, по которым сам воспитывался. В Сибирь он подался, в своё время, чтоб не лицезреть, как здесь лгут люди друг другу, воруют и лицемерят. Он искренне верит, что чрезмерное денежное состояние сильно портит молодежь. Своих отпрысков необходимо воспитывать, чтобы они любили трудиться, имели чувство долга и ответственность.

Стародум старается вести себя учтиво и сдержанно, даже с людьми, которые не достойны этого. Он считает, что никогда не нужно опускаться до их уровня. Не стоит никогда терять время на перевоспитание взрослых людей, ведь каждый должен воспитывать себя сам.

Можно с точностью отметить, что Стародум как персонаж является самым главным в пьесе. Автор высказывает свою позицию на происходящее, делится с читателями своим мнением через Стародума.

Читая пьесу страницу за страницей, нужно прислушиваться к тому, что говорит Стародум, к его политическим взглядам, нравственным вопросам и педагогическим методикам. Именно этот герой передает основную мысль комедии, насмехаясь над глупыми и тщеславными Простаковыми, которые являются недостойными людьми.

Также читают:

Картинка к сочинению Афоризмы и цитаты Стародума из комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Можно сказать, что понятия «природа» и «Родина» в произведении являются тождественными. Именно поэтому ей уделяется довольно большая роль. Для местных жителей остров значит многое – они не желают покидать

Мечта – удивительный и невероятно притягательный мир. Мир фантазии, в котором возможно всё. Но очень часто можно услышать – «Хватит мечтать, это всего лишь пустая трата времени!». Это не совсем так.

Костя шагал по улице вместе со своей сестрой Катей. Впереди медленно шла хромая старушка с седыми волосами. В руках она несла кошёлку. Вдруг старушка обронила кошелёк с деньгами и даже не заметила этого.

Во времена прорывных технологий, определение слова герой значительно искажается. Часто мы и особенно младшее поколение путаем, кто герой, кто просто так.

Перед зрителем предстает картина с войском фараона: конница и пешие воины. Как известно, в Египте на протяжении длительного периода набирали воинов из простых людей, то есть не существовало регулярной армии. Как говорится, каждый – пахарь, каждый – воин.

Афоризмы и цитаты Стародума из комедии Недоросль

«Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!»

«Я боюсь для вас нынешних мудрецов»

«Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения»

«Для прихотей одного человека всей Сибири мало»

«Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»

«В большом свете водятся премелкие души»

«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану»

«Без знатных дел знатное состояние ничто»

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно»

«Наличные деньги — не наличные достоинства»

«У меня правило: в первом движении ничего не начинать»

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится»

«Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»

«Наличные деньги — не наличные достоинства»

«Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать»

«Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь»

«Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»

«По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»

«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь»

«Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом»

«Начинаются чины, — перестает искренность»

«В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову»

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы»

«Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»

«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство»

«А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»

«Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих; а разум, не имевший испытания, обольщают до того, чтоб полагать свое счастие не в том, в чем надобно»

«Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»

«Ум, коль он только что ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище»

«Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее»

«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет»

«Вот злонравия достойные плоды»

«Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»

Анализ Афоризмов

Русский писатель Денис Иванович Фонвизин написал свою известную комедию «Недоросль» в 1781 году, опубликована же она была в 1783 году. Главным героем здесь является Митрофан – сын семейства дворян Простаковых, тот самый «недоросль», не получивший должного образования от своих учителей. В комедии представлены и ряд других персонажей различных социальных ступеней общества, но особенно стоит выделить Стародума – опекуна Софьи, той самой девушки при дворе, которую обкрадывала госпожа Простакова.

Стародума стоит отметить по одной простой причине. Он является сплошь положительным персонажем данной комедии, в которой так много присутствует отрицательных героев. С помощью ряда отрицательных персонажей автор неплохо раскрыл основных социальные проблемы общества – дикость дворянства по отношению к крепостным, ошибки в воспитании детей и отношения в семье. Поэтому Стародум играет важную роль в комедии. В роли положительного персонажа он привносит доброту, честность и искренность в общество, состоящее сплошь из отрицательных героев.

Стародум в комедии предстает пожилым дворянином, который заработал свое состояние тяжелым трудом в Сибири. Имея неплохое состояние, он сохранил свое достоинство, оставшись таким же добрым и внимательным человеком. Он считает, что «честный человек должен быть совершенно честный человек». Поэтому он ценит искренность и прямоту, хотя и это со стороны похоже на грубость. Он не терпит заискивание, а ценит в человеке душу, ведь вранье и подхалимство есть, прежде всего, обман своих мыслей и принципов.

Стародум, обладая богатством, не гонится за чинами. Он считает, что как только «начинаются чины – перестает искренность». В некотором плане с повышением человек отдаляется от простых людей, в действиях которых присутствует искренность и доброта. У него изменяется круг общения, и новоявленному члену высшего общества приходится соответствовать принципам и нормам поведения новой компании. А Стародум стремится сохранить положительные качества простого человека в себе, поэтому ему чужды различного рода звания и чины. Он хочет и остается с народом, а мысли, намерения и действия остаются такими чистыми и искренними, как у человека, который беден внешне, но богат внутренне.

По мнению Стародума «наличные деньги – не наличные достоинства». Он осуждает высшее общество, чиновников и дворян за их нравы и поведение. Он считает, что с появлением денег чиновники не выросли в моральном плане, а наоборот, приобретают лишь негативные привычки. Большие богатства дворян лишь портят их. Поэтому Стародум так ревностно относится к понятию Человека с большой буквы. Обладая неплохим капиталом, чиновник не всегда может носить гордое звание Человека. Лишь внутреннее богатство, предопределяющее положительные качества, способно отнести гражданина в разряд Человека.

Когда Митрофан отказывается от своей матери, Стародум выдает свое знаменитое изречение – «вот злонравия достойные плоды». Он негативно относится к госпоже Простаковой, хоть и прощает ее в конце комедии. Его негатив по отношении к матери Митрофана вполне оправдан. Госпожа Простакова способна на воровство, что было проявлено в отношении Софьи. Она может поколотить мужа, но весьма ревностно относится к своему сыну. Она так потакает Митрофану во всем, что даже ее сын воспринимает собственную свадьбу как очередное развлечение. Госпожа Простакова воспитывала «недоросля» не в столь строгих и ограниченных рамках, в результате чего не привила сыну уважение к старшим и семье. А все это чуждо Стародуму, ему и вовсе не приятны новые нравы дворян. Однако на то Стародум и положительный персонаж, что он сумел простить ее за все. Сама же госпожа Простакова получила по заслугам, даже от сына, которому она все позволяла. Как раз это изречение Стародума стало одним из главных по смыслу и выводам в комедии Фонвизина.

Стародум весьма емко охарактеризовал принципы современного общества с помощью своих ярких изречений. Сам же он не поддерживает норм и правил поведения окружающих его людей. Фонвизин в этой комедии определил главным героем Митрофана, но именно благодаря Стародуму автор раскрыл сущность общества того времени, что определяет главную мысль произведения. Вкупе с комедийными вставками этот шедевр Фонвизина приятен и понятен для читателя, поэтому и пользуется такой популярностью.

Стародум

Многие критики считают Стародума — одним из основных положительных героев пьесы «Недоросль». Авторская позиция передается через его речь. Характер персонажа и его думы прослеживают не в его поведении, а в его рассуждениях.

Стародум приходится старейшим из действующих героев пьесы, он обладает великой мудростью. Продолжительное время герой провел в Сибири, где честным трудом старался заработать денег. Но персонажа нельзя назвать алчным, материальные блага для него не главное, а самое главное в человеке, по мнению Стародума, является нравственная сторона, честность. Поэтому старый Стародум решает завещать своё наследство единственной племяннице Софии. Только для начала необходимо найти ей жениха, не богатого, а именно добропорядочного.

Софья долго время живет в доме Простаковых, где её опекают, пока отсутствует дядя. Но девушка не просто так проживает в доме Простаковых, они её приняли исключительно из корыстных помыслов, жадности и алчности. Неожиданно приезжая в их дом, Стародум сразу это определяет в неестественном гостеприимстве, в их действиях. Сам же, герой привык быть честным с самим собой и с людьми, которые его окружают.

Стоит отметить, что Фонвизин дает своему главному герою говорящую фамилию. Стародум означает человека, который живет по старым устоям, по которым сам воспитывался. В Сибирь он подался, в своё время, чтоб не лицезреть, как здесь лгут люди друг другу, воруют и лицемерят. Он искренне верит, что чрезмерное денежное состояние сильно портит молодежь. Своих отпрысков необходимо воспитывать, чтобы они любили трудиться, имели чувство долга и ответственность.

Стародум старается вести себя учтиво и сдержанно, даже с людьми, которые не достойны этого. Он считает, что никогда не нужно опускаться до их уровня. Не стоит никогда терять время на перевоспитание взрослых людей, ведь каждый должен воспитывать себя сам.

Можно с точностью отметить, что Стародум как персонаж является самым главным в пьесе. Автор высказывает свою позицию на происходящее, делится с читателями своим мнением через Стародума.

Читая пьесу страницу за страницей, нужно прислушиваться к тому, что говорит Стародум, к его политическим взглядам, нравственным вопросам и педагогическим методикам. Именно этот герой передает основную мысль комедии, насмехаясь над глупыми и тщеславными Простаковыми, которые являются недостойными людьми.

Недоросль цитаты стародума о воспитании. Цитаты и афоризмы Стародума

«…Начинаются чины – перестает искренность…»

«…чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается…»

«…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану…»

«…лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней…»

«…Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного…»

«…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы…»

«… [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь.»

«…для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении…»

«…Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь…»

«…Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство…»

«…Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою…»

«…Наличные деньги – не наличные достоинства…»

«…Золотой болван – все болван…»

«…совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает…»

«…не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного…»

«…без знатных дел знатное состояние ничто…»

«…душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам…»

«…Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать…»

«…Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет…»

«…Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает…»

«…Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек…»

«…наглость в женщине есть вывеска порочного поведения…»

«…добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может…»

«…не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Тогда после двадцати лет женитьбы найдете в сердцах ваших прежнюю друг к другу привязанность…»

«…Надобно,мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны…»

«…Таков человек, мой друг! Час на час не приходит…»

«…В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь…»

«…Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости…»

«…Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет…»

«…я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие…»

«…наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу…»

«…Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом…»

Цитаты о человеке

Многие высказывания Стародума связаны с определением Человека с большой буквы и тех людей, которых нельзя назвать настоящими людьми. Герой говорит о словах отца, которые повлияли на его мировоззрение: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Огромное внимание Стародум уделяет понятию честности: «Честный человек должен быть совершенно честный человек». Герой комедии «Недоросль» считает так: «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом».

Крылатые выражения, вложенные в уста Стародума, посвящены и теме невежества: «Невежда без души – зверь». Когда Митрофан в финале комедии отказывается от своей матери, Стародум произносит одну из своих самых главных фраз: «Вот злонравия достойные плоды».

На тему воспитания были сказаны следующие слова: «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы».

Цитаты о чинах

Многие речи Стародума посвящены чинам и службе: «Начинаются чины – перестает искренность», «Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается», «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Стародум признается, что выбрал честную жизнь, а не службу: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». Свой выбор Стародум аргументировал так: «Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней». Герой придерживается такого мнения: «Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно», «А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ

Правдин

Прямое достоинство в человеке есть душа.

Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.

Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.

Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.

Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.

Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Я прошу извинить меня, что вас оставлю.

Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.

Стародум

Невежда без души – зверь.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало.

Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.

Честный человек должен быть совершенно честный человек

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.

Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Милон

Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.

Я влюблен и имею счастие быть любим.

Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.

Софья

Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.

Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.

Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.

Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.

Митрофанушка

Не хочу учиться, хочу жениться!

Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.

Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!

Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.

Да отвяжись матушка, как навязалась!

По мне, куда велят!

Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, — это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было сказано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Действующих лиц можно разделить на три группы: отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин), положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум), в третью группу входят все остальные персонажи — это главным образом слуги и учителя. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: “Я и своих поросят завести хочу”, “коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын, если…” Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее “дурак бессчетный” и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство — “скот”. Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассужение”.

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда в отличие от отца он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям.

Кутейкин: “Дому владыке мир и многи лета с чады и домочадцы”.

Цыфиркин: “Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать…”

Кутейкин: “Нам восвояси повелите?”

Цыфиркин: “Нам куда поход, ваше благородие?”

726. Цитаты и афоризмы Стародума в комедии Недоросль Фонвизина Русский язык

Сочинение — Цитаты и афоризмы Стародума в комедии Недоросль. Русский язык

«…Начинаются чины – перестает искренность…»

«…чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается…»

«…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану…»

«…лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней…»

«…Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного…»

«…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы…»

«… [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь.»

«…для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении…»

«…Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь…»

«…Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство…»

«…Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою…»

«…Наличные деньги – не наличные достоинства…»

«…Золотой болван – все болван…»

«…совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает…»

«…не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного…»

«…без знатных дел знатное состояние ничто…»

«…душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам…»

«…Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать…»

«…Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет…»

«…Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает…»

«…Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек…»

«…наглость в женщине есть вывеска порочного поведения…»

«…добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может…»

«…не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Тогда после двадцати лет женитьбы найдете в сердцах ваших прежнюю друг к другу привязанность…»

«…Надобно,мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны…»

«…Таков человек, мой друг! Час на час не приходит…»

«…В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь…»

«…Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости…»

«…Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет…»

«…я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие…»

«…наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу…»

«…Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом…»

Стародум — цитаты

Наиболее ярким героем в пьесе «Недоросль» является Стародум. Он уже не молод и является приверженцем старых устоев в обществе, которые были еще приняты во времена правления Петра. Он дворянин по происхождению и офицер в отставке и об этом свидетельствуют его слова: «…Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода…»

Он принимал участие в войне и даже получил там ранение, о чем не скрывая рассказывает. Также он нес службу при императорском дворе, все имеющее состояние он нажил сам, постоянно трудился и даже какое — то время работал в Сибири. Ему чуждо воровство и подлость, у него есть уважение к другим людям и их труду. Он приветствует в людях ум, честность, трудолюбие, справедливость и ответственность. Он большой патриот и любит свое отчество. К тому же он очень грамотный и образованный. «…Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня, в чужих руках, найдет способ меня выручить…»

Он прямолинейный и очень искренний, но многие воспринимали это за грубость и угрюмость, но это большая ошибка.

В силу своего возраста и опыта он хорошо разбирается и видит людей, не терпит дурных людей.

У него есть племянница по имени Софья. И он относится к ней как к взрослому человеку. Он очень трепетно относится к ней и задумывается о ее будущем. Он старается выбрать ей достойную партию в женихи и его выбор падает на Милона. Он дает наставление Софье, что очень важно сохранять равноправие, уважительно относится друг к другу, и быть друзьями. И если этого не будет, то между супругами появится отстраненность. Он учит ее тому, что главной ценностью человека является благонравие. Что без благонравия даже богатый человек будет черствым.

Также через Стародума автор критикует эпоху того времени, подчеркивает, что именно в это время дворянство стало хитрым, жадным и лживым, что они буквально «идут по головам». Монарх должен быть примером благонравия и честности, в нем должны воплощаться все лучшие человеческие качества. Он должен быть честным по отношению к своему народу, который ему поверил.

Его речь близка к литературному языку, свойственному для того времени. В его речи очень много афоризмов, которыми они отлично управляет, вот некоторые из них: «Начинаются чины — перестаёт искренность»; «Невежда без души — зверь». Он очень точно использует их для описания людей или любой ситуации.

Все высказывания Стародума и взгляды вполне актуальны для современного времени.

Цитаты Стародума из комедии «Недоросль» о воспитании и жизни

В цитатах Стародума показана авторская позиция. Дядя Софьи является олицетворением реформ Петра I, настаивающего на просвещении и образовании. Если рассматривать образ героя шире, то его можно считать носителем мудрости, традиций, опыта и христианской морали. Высказывания персонажа стали афоризмами.

  1. Характеристика персонажа
  2. Цитаты о человеке
  3. Отношение к богатству и положению

Характеристика персонажа

Стародум — дядя Софьи, но когда девочка была маленькой, он уехал в Сибирь. Там он заработал себе состояние, но действовал только честным путем. Дома он хотел спокойно провести старость. Фонвизин противопоставлял героя Простаковой — необразованной, беспринципной женщине.

Через двух героев автор продемонстрировал разные виды воспитания. Стародум хорошо относился к племяннице, заботился о ее будущем. Он желал ей в мужья Милона, образованного и честного человека. В беседах Стародум учит Софью:

  • равноправию;
  • уважению между мужем и женой;
  • к чему приводит непонимание и отстраненность в браке.

Простакова же является противоположностью Стародума. Она объясняет Митрофанушке, что женитьба — это несерьезное дело, поэтому он воспринимает все как забаву.

Дядя Софьи отличался честностью и прямо говорил: «Начинаются чины — перестает искренность». Стародум считал, что ради положения люди идут на обман и интриги.

Цитаты о человеке

Герой неоднократно рассуждал о том, что же такое человек и кто им может стать. Большое влияние на Стародума оказал его отец. Он служил при Петре I и не нашел возможности дать качественное образование сыну. Но его влияние на персонажа было колоссальным.

Герой четко разделяет общество на два типа: люди с большой буквы и обычная масса. К первым относятся только некоторые личности. Именно они призваны сохранять порядок в обществе и служить для его развития. Дядя Софьи подчеркивал, что для этого достаточно иметь сердце и душу. С ними человек сохранит свою нравственность на протяжении всей жизни.

Большое внимание Стародум уделял честности. В то же время он хорошо понимал, что нельзя стать идеальным, поэтому не стоит стараться быть ангелом или чертом, важно жить в соответствии с совестью.

Многие высказывания героя стали афоризмами. Стародум в комедии «Недоросль» является носителем вековой мудрости. Так, он подчеркнул, что не только знания важны. Если у человека нет души, то он станет зверем в любом случае. Когда Митрофанушка отказался от матери, герой подвел итог ее воспитанию: «Вот злонравия достойные плоды».

Отношение к богатству и положению

Афоризмы Стародума из «Недоросля» сохраняют актуальность в современном мире. Все дело в том, что они универсальны. Герой говорит, что наличные деньги — не наличные достоинства, а золотой болван — все равно болван.

Герой печально подмечает, что для общества важнее всего богатство. Деньги являются мерилом успешности. Особенно сильно это проявляется среди пар, которые хотят жениться. Мало кто действительно задумывается о любви, все чаще стоят вопросы о знатности и материальном благополучии. В итоге такой брак несчастен.

В репликах героя можно найти множество интересных мыслей. Он уверяет, что настоящий богач не прячет деньги в сундук, а щедро делится с ними. Если человек всегда будет следовать общепринятому мнению, он навсегда останется нищим. Совсем другое дело, когда он идет к природе и живет по ее правилам.

Герой тоже не стремился к накоплению богатства. Более того, он отказался от службы. По его мнению, ради чина пришлось бы льстить, плести интриги, а ему это противно. Персонаж считает свой поступок правильным, ведь он сохранил свою душу, честь, правила. Именно этому он старался обучить Софью.

Фонвизин не зря наделил персонажа говорящей фамилией. С первого взгляда может показаться, что старые думы — это отсылка к забытым поверьям, но если вдуматься, то все иначе.

Мудрость веков отражает накопленный опыт поколений, она всегда будет вечна. По этой причине комедия Фонвизина сохраняет актуальность в современном мире.

Цитаты Стародума позволяют не только лучше понять особенности персонажа, но и познакомиться с авторской позицией. С помощью этого героя Фонвизин рассказал свою точку зрения.

Цитаты и афоризмы Стародума в комедии Недоросль Фонвизина

Цитаты о человеке

Многие высказывания Стародума связаны с определением Человека с большой буквы и тех людей, которых нельзя назвать настоящими людьми. Герой говорит о словах отца, которые повлияли на его мировоззрение: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Огромное внимание Стародум уделяет понятию честности: «Честный человек должен быть совершенно честный человек». Герой комедии «Недоросль» считает так: «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом».

Крылатые выражения, вложенные в уста Стародума, посвящены и теме невежества: «Невежда без души – зверь». Когда Митрофан в финале комедии отказывается от своей матери, Стародум произносит одну из своих самых главных фраз: «Вот злонравия достойные плоды».

На тему воспитания были сказаны следующие слова: «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы». Это указывает на родословное древо Стародума, на его положение в обществе.

НедоросльТекст

7. Стародум. Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.

Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих; а разум, не имевший испытания, обольщают до того, чтоб полагать свое счастие не в том, в чем надобно.

Софья. Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно от того, что есть в других хорошее. Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными.

Стародум. Они жалки, это правда; однако для этого добродетельный человек не перестает итти своей дорогой. Подумай ты сама, какое было бы несчастье, ежели б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить?

Софья. Да скажите же мне, пожалуйте, виноваты ли они? Всякий ли человек может быть добродетелен?

Стародум. Поверь мне. Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

Софья. Кто ж остережет человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть?

Стародум. Кто остережет? Та же совесть. Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Софья. Так поэтому надобно, чтоб всякий порочный человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурно, знав, что делает. Надобно, чтоб душа его была очень низка, когда она не выше дурного дела…

Стародум. И надобно, чтоб разум его был не прямой разум, когда он полагает свое счастье не в том, в чем надобно.

Софья. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать свое счастье. Знатность, богатство…

Стародум. Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного и богатого. Да сперва согласимся, кто знатен и кто богат. У меня мой расчет. Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами. Мой знатный человек, конечно, счастлив. Богач мой тоже. По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Софья. Как это справедливо! Как наружность нас ослепляет! Мне самой случалось видеть множество раз, как завидуют тому, кто у двора ищет и значит…

Стародум. А того не знают, что у двора всякий что-нибудь да значит и чего-нибудь да ищет. Того не знают, что у двора все придворные и у всех притворные. Нет! Тут завидовать нечему. Без знатных дел знатное состояние ничто.

Софья. Конечно, дядюшка! И такой знатный никого счастливым не делает, кроме себя одного.

Стародум. Как! А разве тот счастлив, кто счастлив один? Знай, что, как бы он знатен ни был, душа его прямого удовольствия не вкушает.

Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одною болезнию: рано или поздно сверзиться. Скажи ж, мой друг, счастлив ли тот, кому нечего желать, а есть чего бояться?

Софья. Вижу, какая разница казаться счастливым и быть действительно.

Цитаты о чинах

Многие речи Стародума посвящены чинам и службе: «Начинаются чины – перестает искренность», «Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается», «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Стародум признается, что выбрал честную жизнь, а не службу: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы».

Свой выбор Стародум аргументировал так: «Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней». Герой придерживается такого мнения: «Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно», «А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Стародум — цитаты

Наиболее ярким героем в пьесе «Недоросль» является Стародум. Он уже не молод и является приверженцем старых устоев в обществе, которые были еще приняты во времена правления Петра. Он дворянин по происхождению и офицер в отставке и об этом свидетельствуют его слова: «…Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода…»

Он принимал участие в войне и даже получил там ранение, о чем не скрывая рассказывает. Также он нес службу при императорском дворе, все имеющее состояние он нажил сам, постоянно трудился и даже какое — то время работал в Сибири. Ему чуждо воровство и подлость, у него есть уважение к другим людям и их труду. Он приветствует в людях ум, честность, трудолюбие, справедливость и ответственность. Он большой патриот и любит свое отчество. К тому же он очень грамотный и образованный. «…Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня, в чужих руках, найдет способ меня выручить…»

Он прямолинейный и очень искренний, но многие воспринимали это за грубость и угрюмость, но это большая ошибка.

В силу своего возраста и опыта он хорошо разбирается и видит людей, не терпит дурных людей.

У него есть племянница по имени Софья. И он относится к ней как к взрослому человеку. Он очень трепетно относится к ней и задумывается о ее будущем. Он старается выбрать ей достойную партию в женихи и его выбор падает на Милона. Он дает наставление Софье, что очень важно сохранять равноправие, уважительно относится друг к другу, и быть друзьями. И если этого не будет, то между супругами появится отстраненность. Он учит ее тому, что главной ценностью человека является благонравие. Что без благонравия даже богатый человек будет черствым.

Также через Стародума автор критикует эпоху того времени, подчеркивает, что именно в это время дворянство стало хитрым, жадным и лживым, что они буквально «идут по головам». Монарх должен быть примером благонравия и честности, в нем должны воплощаться все лучшие человеческие качества. Он должен быть честным по отношению к своему народу, который ему поверил.

Его речь близка к литературному языку, свойственному для того времени. В его речи очень много афоризмов, которыми они отлично управляет, вот некоторые из них: «Начинаются чины — перестаёт искренность»; «Невежда без души — зверь». Он очень точно использует их для описания людей или любой ситуации.

Все высказывания Стародума и взгляды вполне актуальны для современного времени.

Другие сочинения: ← Сатира и юмор в комедии Недоросль↑ Фонвизин Д.И.Цитаты характеристики Стародума →

Цитаты о богатстве

Афоризмы Стародума во многом связаны с деньгами и богатствами: «Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван». Герой комедии отмечает, что для современного общества важны только богатства: «При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет».

Стародум рассуждает о том, что же именно обозначает богатство: «Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». Стародум отмечает, кто именно по праву может считать себя богатым человеком: «Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Цитаты Стародума из комедии «Недоросль»», рассмотрит высказывания, посвященные проблемам невежества и честной жизни, чинов и богатства.

«Недоросль». Пословицы и поговорки, встречающиеся в комедии.

Пословицы, поговорки, афоризмы в комедии Фонвизина «Недоросль».

*** Авторский материал — копирование запрещено

Комедия крупнейшего русского драматурга 18 века Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», не зря считается бессмертной. Она находится в одном ряду с такими шедеврами драматургии, как «Ревизор», «Горе от ума» и «Свои люди – сочтёмся». Это произведение до сих пор остаётся любимым читателями, актуальным в плане нравственности, так как в нём поднимаются важные проблемы культуры и воспитания.

В комедии использовано большое количество афоризмов, пословиц и поговорок, помогающих раскрыть характеры главных героев. Рассмотрим самые известные из них, кем и когда они произносятся, а также какое имеют значение.

• »Всякая вина виновата». (д. 1, я. 4) Тарас Скотинин: пословица говорит о строгом, придирчивом отношении, наказании за малейшую провинность.

• »Дела не делай, от дела не бегай». (д. 3, я. 6) Цыфиркин: пословица о равнодушном отношении к делу, полном безразличии к результатам работы.

• »Суженого конём не объедешь». (д. 2, я. 3) Скотинин: пословица. Если уж судьба определила кого в женихи, от него не уйти.

• »Век живи, век учись». (д. 2, я. 6) госпожа Простакова: поговорка здесь употреблена в значении «сколько ни учись, всего знать не будешь».

• »Повинную голову меч не сечёт». (д. 5, я. 4) госпожа Простакова: пословица в значении — кто искренне раскаивается, тому положено меньшее наказание.

• »В большом свете водятся премелкие души». (д. 3, я. 1) Стародум: афоризм. Среди высшего общества часто встречаются корыстные, жадные, мелочные люди, ставящие превыше всего собственную выгоду.

• »Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану». (д. 3, я. 1) Стародум: афоризм. Лучше не получить награду, чем получить её незаслуженно.

• »Без вины виноват». (д. 5, я. 3) Простаков: значение поговорки — обвинён незаслуженно.

• »Без знатных дел знатное состояние ничто». (д. 4, я. 2) Стародум: афоризм. Недостаточно быть богатым и знатным, нужно совершать благородные поступки.

• »Собака лает, ветер носит». (д. 3, я. 7) Цыфиркин: пословица. Бессмысленно обращать внимание на ругань, упрёки, злословие, слухи.

• »Сон в руку». (д. 1, я. 4) Простаков: поговорка. Вещий сон.

• »Концы в воду». (д. 1, я. 5) Скотинин: поговорка. Спрятать концы в воду – значит, надёжно спрятать следы плохого поступка, как будто ничего и не было.

• »Видали виды». (д. 1, я. Простаков: поговорка. В некотором роде, «прошли огонь, воду и медные трубы», многое испытали и видели.

• »Белены объелся». (д. 2, я. 4) Митрофан: поговорка, значение — взбесился, сошёл с ума.

• »Поминай, как звали». (д. 2, я. 6) Митрофан: поговорка, о бесследно исчезнувшем человеке, от которого осталось только имя.

• »С его кулаков, да за часослов». (д. 2, я. 6) Митрофан: поговорка. После трепки за учёбу.

• »Весёлым пирком, да за свадебку». (д. 3, я. 5) Скотинин: поговорка. Значение – перейти к весёлому свадебному празднованию.

• »По добру, по здорову». (д. 5, я. 4) Скотинин: поговорка. Пока не случилось чего-нибудь плохого.

• »Наличные деньги – не наличные достоинства». (д. 3, я. 2) Стародум: афоризм. Наличие у человека денег не означает наличие у него добродетелей.

• »Ему шабаш из-за доски, а меня рады в толчки». (д. 3, я. 6) Цыфиркин: пословица. Ему лишь бы поднять шум из-за пустяка, а мне рады надавать тумаков.

Литературовед К. Пигарев, анализируя речь героев комедии «Недоросль», отметил ярко выраженное противопоставление пословиц, поговорок и афоризмов. Речь отрицательных персонажей (Скотинин, Простакова) груба и малограмотна, изобилует пословицами и простонародными выражениями, не всегда употребляемыми в правильном значении. Речь положительных персонажей более гладкая, словарный запас богаче, пословицы почти не употребляются ими, а Стародум для передачи своих принципов и убеждений часто пользуется афоризмами.

Полная или частичная перепечатка данной статьи запрещена! Права на статью принадлежат исключительно администрации сайта Poslovitza.ru

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Недоросль»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Недоросль»
  • для самых компанейских — Главные герои «Недоросль»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Недоросль»
  • для самых любопытных — Анализ «Недоросль» Фонвизин
  • для самых крутых — Читать «Недоросль» полностью
Ссылка на основную публикацию