Сообщение о флейте – описание, виды и происхождение музыкального инструмента

Сообщение о флейте — описание, виды и происхождение музыкального инструмента

Один из самых интересных и незаменимых инструментов, который напоминает по звучанию пение прекрасных птиц, является обычным духовым инструментом — флейтой. В сообщениях, в кратких докладах и рефератах о ней рассказывают на уроках музыки. Основу берут из греческих мифов. Идея такого потрясающего изобретения пришла в голову Ардала, сын бога огня Гефеста. Наверное, это единственный музыкальный инструмент, который так сильно изменялся и совершенствовался.

Особенности звучания

Упоминание этого инструмента часто можно встретить в фольклоре разных стран. Ему часто присваивают разные магические свойства. Неудивительно, ведь звук, который можно услышать, действительно волшебный. Мелодическое звучание инструмента в руках мастера завораживает сердца многих и надолго остается в памяти.

Нижний регистр глуховат, но это придает звукам некую мягкость и душевность. Если говорить о среднем диапазоне, то уши человека воспринимают такую мелодию с достаточной ясностью и прозрачностью. Верхние ноты звучат с большим присвистом, но в то же время необычайно пронзительно.

Акустика флейты тоже восхищает: пиано звучит немного ниже обычно, а форте наоборот — выше. При регулировке силу воздуха на выдохе изменяется характер высоты звучания, но при этом обязательно нужно закрывать определённые клапаны на инструменте. Создают флейты из самых разных материалов. Целых 3 октавы занимает диапазон звучания флейта, если быть точным, то это от ноты до первой октавы до ноты до четвертой.

Строение поперечной флейты

Если рассматривать строение этого музыкального инструмента, то это будет, грубо говоря, трубка, которая похожая на длинный цилиндр, её средняя масса — 600 граммов. Это, можно сказать, и есть ее определение. В ней имеются 16 дырочек, которые закрываются специальными мембранами.

С одного конца можно увидеть специальное отверстие для губ музыканта. В наше время флейты имеют своеобразное внутреннее устройство:

  • головка;
  • тело;
  • колено.

Чтобы игра была идеальной, музыкант обязан правильно управлять губами и делать нужную форму губ. Интересным фактом можно считать ее уникальность, потому что, в отличие от других духовых, воздух нужно вдувать поперек, это значит, что флейтисты тратят больше силы и воздуха на игру.

История создания инструмента

Если смотреть на историю флейты, то её прототипом была обычная трубка, в которую свистят. Её можно было найти ещё в первобытное время. Потом дудочки делали уже со специальными дырками на ней, который очереди закрывали, чтобы получить музыку — это и были первые флейты. Сначала ею пользовались для того, чтобы управлять животными, например, овцами. Затем её уже можно увидеть в различных обрядах.

В IX веке до нашей эры уже стали распространяться флейты поперечного типа, но только в Китае. Потом они попали в Индию, Пакистан и Византию. Если говорить о Европе, то с таким изобретением европейцы познакомились только в Средневековье.

В XVII веке француз Жак Оттетер, немного усовершенствовал духовой инструмент, позволив ему уже принимать участие в различных оперных оркестрах.

Но самый совершенный вариант флейты создал Теобальд Бём в XIX веке в Германии. Уже после его доработок больше никто стал добавлять что-то новое к такому волшебному по звучанию устройству. Тогда уже игра на этом прекрасном инструменте являлась признаком прекрасного тона и непременным элементом высшего общества.

Многообразие видов

Если говорить кратко, то сегодня существует четыре основных вида этого инструмента: большая поперечная (обычная), пикколо, альт и бас. Если нужен холодноватый, но, в, то же время, разнообразный тембр, тогда берут стандартную концертную флейту. Её описание есть выше.

Если с обычной концертной все, кажись, понятно, то флейта-пикколо звучит ещё на октаву выше, чем большая, при этом звук намного острее. Она ещё отличается размером, ведь будет в два раза меньше, чем поперечная.

Бывают инструменты ниже по звучанию Например, альтовая имеет совсем другое строение системы отверстий и размер побольше концертной. Диапазон — от соль малой октавы до ре третьей октавы.

Кроме того, существует ещё и басовая, с низкими нотами: от си большой октавы до фа второй октавы.

Применение в искусстве

В искусстве для этой небольшой трубки придумали множество невероятных смыслов, от образа мирной и тихой сельской жизни до любовно-лирических, иногда трагических, чувств героев. Ведь поэтическая зачарованность, импровизация, утонченность, простота, идиллия, свобода — все эти образы являются взглядом человека на непостоянную природу. И именно то, он увидел в этой, постоянно приобретающий новый вид, жизни и выливается в музыку.

Флейта при всей, как кажется на первый взгляд, простоте удивляет многие:

  • Во-первых, своей историей.
  • Во-вторых, своим диапазоном.
  • В-третьих, удивительным звучанием и способностью передавать чувства и переживания.

Она не оставила равнодушным никого. Ведь за все время своего существования успела побывать во всех странах.

Много художественных и литературных произведений, что так или иначе связаны с флейтой. Можно смело говорить, что количество видов флейты пропорционально количеству созданных для и про неё произведений искусства.

В конце рассказа о флейте хочется сказать, что хоть и понадобились тысячелетия, чтобы обычная дудка стала прекрасной, но зато теперь у нас есть такой удивительный, незаменимый и волшебный музыкальный инструмент. В многоликом и многокрасочном симфоническом оркестре, где в слаженный ансамбль вливают свои голоса медь, деревянные духовые и ударные, словно басы, баритоны, тенора, альты и сопрано в общем хоре, где-то выше всех, рядом со скрипками мы ясно слышим знакомый голос колоратурного сопрано симфонического оркестра — флейты.

Таким образом, дети, знакомясь на уроках музыки в классе с происхождением, историей возникновения музыкальных инструментов, смогут лучше понять великую музыку. Для этого учителя задают им создавать краткие проекты о том или ином инструменте.

Сообщение о флейте – описание, виды и происхождение музыкального инструмента

Фле́йта — общее название для р яда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Разнообразие флейт

Блокфлейта

Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — разновидность продольной флейты. Это духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых. В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются т. н. вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).

Среди разновидностей продольной флейты блокфлейта определяется как важнейшая. В странах Европы она получает распространение, начиная с XI века; впоследствии популярность данного инструмента возрастала, в результате чего в период с XVI по XVIII век блокфлейта являлась наиболее активно используемой и часто встречающейся разновидностью флейты. Для инструмента характерен мягкий, теплый, кантиленный (то есть певучий) тембр, однако в то же время он отличается ограниченными возможностями с точки зрения динамики. Блокфлейта часто применяется в музыкальных произведениях таких композиторов, как И. С. Бах, А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и др. В силу того, что звук блокфлейты довольно слаб, ее популярность постепенно сокращалась в связи с распространением поперечной флейты. Тем не менее, в настоящее время данная разновидность пользуется определенным интересом в силу некоторых причин; в их числе — тенденция к возрождению старинной музыки и возможность использования блокфлейты в качестве учебного инструмента (так как техника игры на ней сравнительно проста) [1] .

Поперечная флейта

Попере́чная фле́йта (часто просто флейта; итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flûte , англ. flute , нем. Flöte ) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов.

Наименование связано с тем, что в процессе игры музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении; мундштук, соответственно, расположен при этом сбоку. Флейты такой конструкции появились довольно давно, в эпоху поздней античности и в древнем Китае (IX век до н. э.) [2] . Современный этап развития поперечной флейты начинается от 1832 года, когда немецкий мастер Т. Бем подверг ее усовершенствованию; со временем эта разновидность вытеснила популярную прежде продольную флейту. Для поперечной флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, пронзительны и свистящи, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий [3] .

Флейта-пикколо

Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte , нем. kleine Flöte ) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от до c 5 (ре второй октавы — допятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать и cis². Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Механически малая флейта устроена равнозначно обычной (не считая отсутствия «ре-бемоль» и «до» первой октавы) и в силу этого характеризуется в целом теми же исполнительскими особенностями. Изначально в рамках оркестра (начиная со второй половины XVIII века) малая флейта предназначалась для того, чтобы усиливать и продлевать вверх крайние октавы большой флейты, и применять ее рекомендовалось скорее в опере или балете, нежели в симфонических произведениях. Это было связано с тем, что на ранних этапах своего существования в силу недостаточной усовершенствованности малая флейта характеризовалась довольно резким и несколько грубым звучанием, а также малой степенью гибкости. Следует также отметить, что эта разновидность флейты довольно удачно сочетается со звенящими ударными инструментами и барабанами; кроме того, малая флейта может сочетаться в октаву с гобоем, что также порождает выразительное звучание [4] .

Сиринга

Сири́нга (греч. σῦριγξ ) — древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. Термин впервые встречается в «Илиаде» Гомера (X,13). Различались одноствольная сиринга ( σῦριγξ μονοκάλαμος ) и многоствольная сиринга ( σῦριγξ πολυκάλαμος ); за последней позднее закрепилось название флейты Пана. Русские переводчики традиционно передают σῦριγξ несколько невнятным словом «свирель» [5] . Греческое слово послужило анатомическим наименованием голосового органа птиц (см. сиринкс).

Сиринга известна как традиционный духовой инструмент пастухов и крестьян в эпоху античности. Данная разновидность часто фигурирует в древнегреческой поэзии; использовалась также в целях музыкального сопровождения сценических представлений, в том числе — в Древнем Риме. Впоследствии инструмент проник также и в позднейшую европейскую народную музыку [6] .

Панфлейта, «флейта Пана»

Фле́йта Па́на (панфле́йта) — класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние — открыты.

Наименование связано с тем, что в эпоху античности изобретение данной разновидности флейты мифологически приписывалось божеству лесов и полей Пану. При игре музыкант направляет поток воздуха от одного конца трубок к другому, в результате чего заключенные внутри воздушные столбы начинают колебаться, и инструмент производит свист определенной высоты; каждая из трубок издает один базовый звук, акустические характеристики которого зависят от ее длины и диаметра. Соответственно, количество и величина трубок определяют диапазон панфлейты. У инструмента может быть подвижная или неподвижная пробка; в зависимости от этого используются различные способы его тонкой настройки [7] .

Ди (笛, 笛子,от старокитайского хэнчуй, хэнди — поперечная флейта) — старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита.

Ди является одним из наиболее распространенных духовых инструментов на территории Китая. Предполагается, что данная разновидность флейты проникла в страну из Средней Азииво II—I веках до н. э. Отверстие для вдувания воздуха у нее располагается вблизи закрытого конца ствола; в непосредственной близости от последнего имеется еще одно отверстие, которое прикрывается тонкой пленкой из камыша или тростника (есть, впрочем, вариант без пленки, который именуется «мэньди»). Для подстройки используются остальные четыре отверстия, которые находятся у открытого конца ствола. Игра на данном инструменте выполняется так же, как на поперечной флейте. В зависимости от его применения в произведениях определенных жанров различают два типа ди: цюйди и байди [8] .

Ирландская флейта

Ирландская флейта (англ. Irish flute ) — поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки. Представляет собой поперечную флейту т. н. простой системы — основные 6 отверстий её не закрыты клапанами, при игре их закрывают непосредственно пальцы исполнителя. Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от 1-го до 10), и без.

Несмотря на соответствующее наименование, ирландская флейта по своему происхождению не имеет непосредственной связи с Ирландией [9] . В сущности она представляет собой английскую версию поперечной деревянной флейты, которая в течение довольно продолжительного периода времени была известна как «немецкая флейта»; англичане подвергли ее определенным модификациям, и наиболее существенные из них были внесены английским изобретателем и исполнителем Ч. Николсоном-младшим [10] [11] . Многие классические и некоторые современные вариации на тему этой флейты включают использование металлических клапанов и дополнительных тоновых отверстий, что позволяет достичь частичного или полного хроматического звукоряда.

Ке́на (кечуа qina , исп. quena ) — продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев. Обычно изготавливается в строе G. Флейта кеначо (кечуа qinachu , исп. quenacho ) представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D.

В 1960-х — 1970-х годах кена активно использовалась некоторыми музыкантами, работавшими в рамках направления nueva canción. В большинстве случаев инструмент применялся в конкретных песенных композициях, однако отдельные группы, такие, к примеру, как Illapu, прибегали к его возможностям регулярно. Впоследствии, в 1980-х и 1990-х годах, кена задействовалась и рок-группами — например, Soda Stereo или Enanitos Verdes. Встречается инструмент и в этнической музыке.

Свирель

Свирель — русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.

Кроме того, под свирелью может также пониматься и устаревший духовой инструмент, для которого были характерен двойной язычок, вставляемый в специальную чашку; впоследствии на его базе путем некоторого упрощения конструкции (в частности, отказа от использования чашки) был разработан гобой. В этом значении свирель соотносится с бомбардой — деревянным духовым инструментом, который выступил предшественником фагота. Свирель была исторически первым и наименьшим его видом [12] .

Пыжатка

Пыжатка — русский народный музыкальный инструмент, деревянная флейта, традиционная для Курской области России [13] . Представляет собой деревянную трубочку диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка («пыж») с косым срезом, направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного отверстия («свистушки»).

Термин «пыжатка» может также рассматриваться как синоним понятия сопели — разновидности продольной свистковой флейты, которая также является традиционным русским народным духовым инструментом, наиболее древним из числа имевших хождение среди восточных славян. Данная разновидность характеризовалась диатоническим звукорядом и диапазоном вплоть до двух октав; при изменении силы воздушного потока и использовании специальной аппликатуры был достижим и хроматический звукоряд. Активно используется самодеятельными коллективами как в качестве сольного, так и в качестве ансамблевого инструмента [14] .

Вистл

Вистл (от англ. tin whistle, в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл, первое более распространено) — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.

Наиболее популярными являются малые вистлы в тональности D. Они настроены на октаву выше других духовых (обычной флейты, к примеру, или волынки), и ноты для них, соответственно, записываются на октаву ниже. Впрочем, возрастает также и популярность т. н. лоу-вистла — более длинной модификации инструмента, который звучит примерно в том же диапазоне, что и обычная флейта. Существуют вистлы и в других тональностях; они определяются как транспонируемые (то есть все вистлы считаются инструментами в тональности D, даже если в действительности звучат выше или ниже).

Окарина

Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер). Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

История развития флейты

Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов [16] .

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV—XVII вв. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания. Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом.

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер, которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Между 1832 и 1847 Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия; 3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители все ещё предпочитали дерево; в XIX веке были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости.

В современных оркестрах используют обычную большую флейту (ее тембр разнообразен, но несколько холодноват, и сила звука мала). Малую флейту с резким звуком (октавой выше). Реже альтовую флейту в строе Соль (ее тембр чуть теплее). Крайне редко басовую флейту (октавой ниже)

Флейта

Фле́йта — общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Содержание

Разнообразие флейт

Блокфлейта

Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — разновидность продольной флейты. Это духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых. В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются т. н. вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).

Поперечная флейта

Попере́чная фле́йта (часто просто флейта; итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flûte , англ. flute , нем. Flöte ) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов.

Флейта-пикколо

Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte , нем. kleine Flöte ) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от до c 5 (ре второй октавы — до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать и cis². Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Панфлейта, «флейта Пана»

Фле́йта Па́на (панфле́йта) — класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние — открыты.

Сиринга

Сири́нга (греч. σῦριγξ ) — древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. Термин впервые встречается в «Илиаде» Гомера (X,13). Различались одноствольная сиринга ( σῦριγξ μονοκάλαμος ) и многоствольная сиринга ( σῦριγξ πολυκάλαμος ); за последней позднее закрепилось название флейты Пана. Русские переводчики традиционно передают σῦριγξ несколько невнятным словом «свирель» [1] . Греческое слово послужило анатомическим наименованием голосового органа птиц (см. сиринкс).

Ди (笛, 笛子,от старокитайского хэнчуй, хэнди — поперечная флейта) — старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита.

Ирландская флейта

Ирландская флейта (англ. Irish flute ) — поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки. Представляет собой поперечную флейту т. н. простой системы — основные 6 отверстий её не закрыты клапанами, при игре их закрывают непосредственно пальцы исполнителя. Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от 1-го до 10), и без.

Ке́на (кечуа qina , исп. quena ) — продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев. Обычно изготавливается в строе G. Флейта кеначо (кечуа qinachu , исп. quenacho ) представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D.

Свирель

Свирель — русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.

Пыжатка

Пыжатка — русский народный музыкальный инструмент, деревянная флейта, традиционная для Курской области России [2] . Представляет собой деревянную трубочку диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка («пыж») с косым срезом, направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного отверстия («свистушки»).

Вистл

Вистл (от англ. tin whistle, в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл, первое более распространено) — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.

История развития флейты

Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов [3] .

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV-XVII вв. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания. Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом.

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер, которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Между 1832 и 1847 Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия; 3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители все ещё предпочитали дерево; в XIX веке были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости.

В современных оркестрах используют обычную большую флейту (ее тембр разнообразен, но несколько холодноват, и сила звука мала). Малую флейту с резким звуком (октавой выше). Реже альтовую флейту в строе Соль (ее тембр чуть теплее). Крайне редко басовую флейту (октавой ниже)

“Удивительный мир флейты”

Материал о флейте, истории создания, видах и особенностях этого удивительного инструмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_goroda_omska.docx196.15 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Гимназия № 12»

ученик 4/2 класса

учитель начальных классов

Гущина Ирина Сергеевна

2. История появления флейты.

3. Разновидности флейт.

4. Флейта – удивительный музыкальный инструмент.

5. Секреты флейты.

Скромна, изящна, невесома,

Но лишь услышишь первый звук,

Наполненный любви истомой,

И всё меняется вокруг.

Как будто с голубиной стаей

Паришь свободно в небесах,

Летишь, несбыточно мечтая,

С улыбкой лёгкой на устах.

Вот голос флейты тише, глуше.

И слышно лишь биение крыл.

Её чарующую душу

Недаром. Моцарт полюбил.

Автор: Jevgenija Taranova

Здравствуйте, меня зовут Васильев Рувим, я ученик 4 класса гимназии № 12, а ещё я ученик детской школы искусств №2 по классу флейты.

Я мечтал научиться играть на музыкальном инструменте. В 5 лет я задумался: « Какой инструмент выбрать?»

Родители мне посоветовали выбрать флейту, так как мой дядя играет на этом инструменте, я слышал его виртуозную игру, и вот уже пятый год я учусь играть на этом замечательном инструменте. Конечно же, у меня не сразу всё получалось, даже бывало, что мне хотелось бросить это занятие, но чем дальше я занимался, тем больше понимал, что флейта – это часть моей жизни.

Но играть на флейте – это одно, а мне хотелось знать, как появилась флейта, есть ли у неё прототип? Стану ли я настоящим флейтистом?

Цель моей работы: узнать, какой инструмент явился прообразом флейты.

– изучить историю возникновения флейты;

– учиться работать с дополнительной литературой, расширять кругозор;

– узнать виды флейт;

– выявить влияние игры на флейте на духовный мир и на здоровье человека;

– рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.

Гипотеза: если каждый день упражняться в игре на флейте, то можно стать хорошим музыкантом?

2. История появления флейты.

Я узнал, что флейта – это удивительный духовой музыкальный инструмент, являющийся символом многих народов мира, а также имеющий отдельно отведенное и весьма важное место в оркестре. Это не просто трубка с клапанами, как принято её считать многими людьми… это настоящий музыкальный инструмент, благодаря которому на свет появились знаменитые и бессмертные произведения искусства, которые и по сей день вызывают у нас громаднейший восторг и несказанные ощущения.

История данного музыкального инструмента корнями уходит в греко-мифические времена и легенды, которые повествуют о том, что флейта была изобретена сыном Гефеста, Ардалом.

Очевидно, обычный свисток и является прототипом современной флейты. Каким же образом свисток смог превратиться в флейту, которая сегодня радует нас великолепными мелодиями и произведениями искусства?

Изначально свисток представлял не более чем простую трубочку с одним отверстием, издающим звуки высокой частоты. С течением времени в свистке появились специальные прорезы для пальцев, что послужило первым толчком к формированию свистковой флейты. Наиболее древнее время изобретения флейты археологи называют 35-40 тысяч лет до н. э., что доказывает древность этого музыкального инструмента.

А также я узнал, что прототипом флейты является и окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

Эта окарина привезена с Алтая (показ и игра на окарине).

Из всех известных сейчас музыкальных инструментов, флейта принадлежит, несомненно, к числу немногих, история которых восходит к глубокой древности. Самое слово “флейта” применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Однако, подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие представители этой “породы”, как флейта простая, флейта фригийская или флейта двойная. Все эти инструменты только именовались “флейтами”, но собственно к флейтам прямого отношения не имели. Не имела прямого отношения к собственно флейте и почитавшаяся долгое время “единственным подлинным предком” современной флейты флейта с наконечником или flute a bес, известная также под именем flute douce или flute d’Angletterre. Наиболее убогим предшественником “флейты с наконечником”, бывшей во всеобщем употреблении до середины XVII столетия, был флажолет—простенькая дудочка с “пищиком-свистком” и несколькими дырочками и очень небольшим количеством клапанов. Эта флейточка была некоторое время в ходу в народе и даже сейчас одна из её разновидностей под именем galoubet пользуется большим вниманием в Провансе. Другая разновидность флейты, известная под общим наименованием “косой” или поперечной флейты, являясь несомненным, хотя быть может и весьма отдалённым потомком античной флейты Пана или сиринкса, возникла, вероятно, в одно время с “прямой флейтой” или “флейтой с наконечником”, и в отличие от неё не имела уже “пищика”, но располагала “боковым отверстием” или амбушюром. Трудно сказать, как протекала жизнь этого инструмента в те годы, когда музыканты были восхищены прямой флейтой и пользовались ею, как единственным представителем этого семейства. Но так или иначе, в начале XVII века косая флейта решительно заявила о себе и вступила в непримиримую вражду со своей соперницей. Очевидно, преимущества косой флейты были скоро осознаны, так как иначе нет возможности объяснить её столь решительное наступление и отнюдь не менее бурное распространение.

Уже к середине столетия косая флейта получила всеобщее признанье и несмотря на упорство, с которым держалась ещё в оркестре флейта с наконечником, косая или поперечная флейта вышла на путь решительного развития и совершенствования. Этим последним свойством прямая флейта явно не обладала и после довольно бесплодной попытки вернуть себе былое положение, она отошла в сторону и сохранила о себе память лишь по произведениям того времени. Сейчас эту флейту с наконечником можно видеть только

Флейта в XVIII столетии пользовалась такой любовью современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины XIX века почиталось признаком “хорошего тона”, и флейта, так же как и лютня, арфа или фортепиано вскоре появилась на сцене в качестве достойного участника драматического спектакля. На русской сцене, только у А.С.Грибоедова (1795—1829) в его бессмертном Горе от ума флейте суждено было появиться дважды — один раз в действительном звучании, а другой — в беседе старых друзей Чацкого с Платоном Михайловичем.

3. Разновидности флейт.

Ныне существует огромное количество разновидностей, видов и подвидов флейт, которые используются как в качестве солирующего инструмента, так и в качестве одного из инструментов оркестра. Существует продольная флейта, поперечная, блок-флейта, флейта-пикколо и пан флейта (флейта Пана).

Древнему Египту продольная флейта полюбилась еще 5 000 лет назад и с тех пор стала одним из самых известных духовых музыкальных инструментов на всем Ближнем Востоке.

Поперечная флейта зародилась в Древней Японии и Индии еще 2 000 лет назад, а то и раньше. Ну а в Китае она уже имела определенный успех около тысячи лет до нашей эры. Ближе к 18 столетию гениальные французские мастера музыки доработали и усовершенствовали конструкцию флейты, у которой появились дополнительные клапаны. А это способствовало вытеснению блок-флейты, принадлежащей к флейте продольного типа, поперечной «соперницей».

В 30-40 гг. 19 столетия мастер Теобальд Бём, внеся значительные изменения в структуру поперечной флейты, завершил её формирование.

Блок-флейта и флейта-пикколо являются разновидностями продольной и поперечной флейт соответственно. Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо (piccolo — по-итальянски — “маленький”) в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии. В опере Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе “Кармен” две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих вслед за солдатами.

Пан флейта, или флейта Пана , была названа в честь древнегреческого бога Пана, неразлучной спутницей которого и был подобный музыкальный инструмент, имеющий в то время название сиринга.

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий бог лесов по имени Пан. Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.

Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.

Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

Китайская флейта Сяо – самая длинная из флейт. Как правило, ее длина около метра. Первое упоминание о сяо встречается более 2,5 тысяч лет назад. С тех пор флейта почти не изменилась. Правда, у нее появились дополнительные отверстия, но техника игры осталась прежней.

Необычная длина ее объясняется тем, что в Китае флейта служила не только музыкальным инструментом, но и орудием ближнего боя. И на это были свои причины. Впервые сяо была сделана в Китае, захваченном монголо-татарами. Побежденным китайцам запретили иметь оружие. Тогда оружием для них стали самые разные вещи. Мало кто знает, что знаменитые длинные палки, которыми китайцы машут во все стороны во многих китайских фильмах о боевых искусствах, в оригинале представляли собой музыкальные инструменты.

Флейта сяо является одним из наиболее древних традиционных китайских инструментов. Говорят, что её звук привлекает божественных птиц фениксов, так как подражает их пению. Самые древние упоминания о сяо прослеживаются на рисунках на фарфоровой и глиняной посуде династий Цинь (221 г. до н.э) и Хань. Однако такую форму, в которой этот инструмент дошёл до наших дней, сяо прибрела во время династии Тан.

Продольная (свистковая) флейта сяо также изготавливается из бамбука, при игре ее держат вертикально. Шесть игровых отверстий расположены вдоль всей длины инструмента. Часто встречающаяся флейта из этого семейства дунсяо из черного бамбука имеет довольно толстую трубку. Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.

Современные сяо могут быть разной длины, с разным диаметром и количеством отверстий – 6-ю или 7-ю. Однако традиционно этот инструмент изготавливается из чёрного бамбука длиной 75-80 см с 6-ю игровыми отверстиями (пять – сверху и одно – снизу). Больше трети ее длины составляет совершенно нефункциональный, но традиционный “хвост”, к которому китайцы привязывают различные цветные шнурки и помпоны.

Звучит сяо очень красиво. У нее низкая первая октава с характерным подплыванием. А вторая октава сиплая и заунывная. Не флейта, а воплощенная Инь.

Сначала, когда вы только начинаете знакомиться с флейтой, у вас, как правило, ничего не получается. Вначале никто не умеет. Но очень скоро появится звук. Сначала странный и неуверенный. Потом все лучше, чище. И придет радостное ощущение.

Вы не будете знать нот, не станете сначала учить какую-то определенную мелодию. Она сама родится у вас. Придет из самого сердца. Вы станете импровизировать. Звуками выражать свое настроение и передавать другим. Так вы начнете разговаривать с флейтой сяо. И тогда она станет вашим другом на всю жизнь.

Секрет флейты сяо еще и в том, что она не только прекрасный музыкальный инструмент, способный дарить радость. Она – прекрасное лечебное средство, прекрасный целитель. Вдыхая и выдыхая, вы освобождаете свой организм от негативной энергии, которая нарушает жизненные процессы в вашем организме.

4. Флейта – удивительный музыкальный инструмент.

Еще в 19 столетии флейта считалась элементом высшего общества, эстетичная игра на ней приветствовалась в каждом кругу общения и всегда была признаком прекрасного тона и вкуса.

На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй, русский композитор Александр Бородин.

Изготавливаются флейты из таких материалов, как: дерево, пластик, стекло, слоновая кость и др. А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

Флейта – это чудесный инструмент. Единственный из всех, который наиболее точно может приблизиться к звуку человеческого голоса. Это совершенно незаменимый инструмент в оркестре. Его партии мелодичны и красивы. Иногда это стремительные темы, иногда мелодичные, спокойные.

Флейта – это инструмент, который прекрасно звучит в ансамбле. Безумно красивы ансамбли флейты и гитары. Эти два инструмента создают необыкновенно мягкое, переливистое звучание, в то же время имеющие способность передать стремительность, яркость, остроту произведения.

Флейте доступны самые сложные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните “Снегурочку” Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят “узорчатые” наигрыши флейты. Римский-Корсаков охарактеризовал звучность флейты так: “Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхостной грусти в миноре”. Нередко композиторы пользуются ансамблем трех флейт. В качестве примера можно привести танец пастушков из “Щелкунчика” Чайковского.

Ещё одна из легенд гласит, что человек придумал флейту, когда услышал, как поёт обломанный ствол тростника под действием ветра. Человек вырезал из этого ствола трубочку, сделал в ней отверстия и стал играть на ней. Название этот инструмент получил от латинского слова flatus – дуновение.

Бамбуковая флейта – это изумительный природный инструмент. Бамбук и тростник являются готовой природной трубкой, и везде, где они растут, из них делают дудки, сопилки, свирели, флуеры, банси, ди, сяо, кены, сякухати – в каждой культуре найдется свое название, но всех их объединяет одно – все это флейты по способу извлечения звука.

5. Секреты флейты.

Секрет флейты ещё и в том, что она не только прекрасный музыкальный инструмент, способный дарить радость. Она – прекрасное лечебное средство, прекрасный целитель. Вдыхая и выдыхая, вы освобождаете свой организм от негативной энергии, которая нарушает жизненные процессы в вашем организме.

Хорошо известно, что врачи Древней Греции лечили своих пациентов при помощи звуков духовых инструментов, а философ Демокрит говорил о пользе флейт. Игра на любом духовом деревянном инструменте рекомендуется детям (и взрослым), страдающим заболеваниями дыхательных путей.

Я очень трепетно отношусь к своему инструменту. Флейту необходимо проветривать после каждого сеанса игры или учебы. Нельзя хранить флейту у батарей центрального и местного отопления, обогревательных приборов, хранить и использовать на холоде. Инструмент надо хранить и переносить из помещения в специальных чехлах по размеру флейты. Конечно, нельзя ронять и бросать вашу флейту, надо относиться к ней бережно и нежно.

Играть на флейте необходимо как можно чаще. Тогда флейта сонастроится с вами и вам будет “разговаривать” с ней легче.

Когда ко мне приходит усталость, делается немного грустно и хочется хотя бы на время уйти от мирской суеты, я беру в руки флейту. Я ещё не профессиональный музыкант, но у меня есть музыкальный слух, я сердцем чувствую звуки, они помогают сосредоточиться.

Сначала, когда вы только начинаете знакомиться с флейтой, у вас, как правило, ничего не получается. Вначале никто не умеет. Но очень скоро появится звук. Сначала странный и неуверенный. Потом все лучше, чище. И придет радостное ощущение.

Я узнал, что прототипами флейты являются свисток и окарина.

Я изучил виды флейт и попробовал на них поиграть.

Я понял, что игра на флейте, это не только красиво, но и полезно для здоровья.

Играя на флейте, духовный мир человека становится богаче.

Чтобы стать настоящим музыкантом, нужно каждый день упражняться в игре на флейте и очень любить своё занятие.

Изучаем разновидности флейт.

Историки музыки относят флейту к древнейшим духовым инструментам, созданным человеком. Появление поперечной модификации связывают с периодом заката античности. Впервые такая конструкция была применена в IX столетии до нашей эры. В минувшие времена для изготовления флейт чаще всего использовали дерево. Эта традиция сохранилась и поныне.

Многие мастера по-прежнему предпочитают самшитовую или кленовую древесину. Несколько реже применяются дорогие сорта красного дерева.

Для массового изготовления инструментов используют более практичные материалы: металл нескольких видов и прочный пластик. Изредка можно встретить стеклянные или костяные экземпляры.

Как устроена флейта

Сначала немного истории. Изначально существовало два типа концертных флейт: прямая и косая. До XVII века музыканты предпочитали широко распространенную прямую или продольную модель с верхним наконечником. При игре ее держали вертикально. Поперечная или косая флейта, оснащенная боковым амбушюром, использовалась в горизонтальном положении. В 1832 г. ее механика была усовершенствована Теобальдом Бемом.

Он изменил систему клапанов и улучшил резонанс. С той поры поперечная флейта завоевала множество поклонников и получила мировое признание. В память о немецком мастере ее часто называют флейтой Бема. Прямая модель постепенно утратила былую популярность. В наши дни используется преимущественно блокфлейта для исполнения старинной музыки.

Многие музыканты считают поперечную флейту самым виртуозным инструментом сопранового регистра. Она обладает четырьмя октавами (1─4) и способна издавать разнообразные звуки: чистые и прозрачные в piano высокого регистра, свистящие и пронзительные в forte. Тембр низкого регистра может быть холодным, суровым, глуховатым. В средней тональности инструмент звучит светло, мелодично и нежно.

Основные части конструкции

Флейта состоит из 3 частей: головки, тела и колена.

Строение головки

Эта верхняя часть инструмента иначе называется мундштук. С боковой стороны она оснащена губным отверстием или дульцем, через него вдувают воздух. Сверху головку закрывает коронка или венец. Дульце имеет специальную накладку или губки. Важная деталь помогает плотно и правильно приложить инструмент ко рту, уменьшает потерю воздуха.

Настроечную пробку с винтом на верхушке головки задвигают внутрь до оптимального положения. С этой целью используют насаженный деревянный колпачок. Правильно установленная пробка обеспечит максимально точное звучание каждой из октав. Крутить ее для подстройки какой-либо ноты ни в коем случае нельзя. Это неизбежно приведет к потере всего строя.

Корпус или тело

Так принято называть среднюю, самую длинную часть флейты. На ней располагаются «дырочки» и система связанных друг с другом клапанов. Их предназначение – закрывать и открывать звуковые отверстия. От настройки клапанного механизма зависит звучание инструмента. Обращаться с ним нужно с предельной осторожностью.

Существуют 2 типа конструкции. Первая из них линейная, с клапанами, расположенными в один ряд, что выглядит более эстетично, но создает некоторое неудобство при игре. У второй 2 клапана ноты «соль» немного выдвинуты вперед, безымянному пальцу легче до них дотянуться. Выбор конструкции зависит от личных предпочтений исполнителя, на акустику это не влияет.

Что такое «колено»

Третья часть поперечной флейты или колено выглядит, как цилиндрическая трубка либо стержень. На нем расположены отверстия, рычажки и клапаны. От особенностей этой детали зависит самая нижняя нота инструмента.

Выделяют две разновидности колена: «си» и «до». В первом варианте нижней будет нота «си» (малая октава), во втором «до» (первая октава). У модели с коленом «си» есть специальный рычаг «гизмо», он помогает извлекать «до» в третьей октаве. Для нажатия на клапаны используют мизинец.

Ученические и детские флейты

Для учебных целей предпочтительны инструменты с закрытыми клапанами, на них легче играть. Специально для детей и людей небольшого роста были разработаны модели с изогнутой головкой. Такой тип конструкции нужен для того, чтобы небольшие руки и пальчики могли дотянуться до нужного клапана. Экземпляры стандартных размеров могут вызвать затруднения и, как следствие, утрату энтузиазма.

Подросшим детям и взрослым, научившимся играть на «облегченном» инструменте, можно осваивать флейту с резонаторами. Модели с открытыми клапанами предоставляют исполнителям гораздо больше возможностей, поэтому их предпочитают профессионалы. Улучшается звучание флейты, расширяется диапазон использования музыкальных эффектов.

Для производства детских и ученических инструментов часто применяют металлический сплав, включающий никель с серебром. Такой материал стоит дешевле, но в отличие от серебра, гораздо прочнее. Кроме того, внешний вид флейты ничем не уступает серебряным моделям. Людям с аллергией на никель следует обратить внимание на состав материала.

Инструменты для продвинутых исполнителей

Прежде всего, это будут флейты с резонаторами. Как уже говорилось выше, к открытым клапанам нужно приспособиться. Для того, чтобы быстрее привыкнуть к новой механике, лучше начинать с моделей с временными заглушками. Когда отпадет необходимость, их можно легко убрать. Нужно иметь в виду, что использование заглушек отражается на резонансе и звучании инструмента, но это временное решение.

Следующий отличительный признак флейт профи-уровня связан с конструкцией колена. В частности, речь идет о третьем дополнительном клапане для извлечения ноты «си» в малой октаве. Добавление рычага «гизмо» обеспечивает чистоту выдуваемых звуков, включая третью октаву.

В отличие от ученических флейт, инструменты для профессиональной игры делают из более качественных и дорогих материалов. Кроме того, их можно узнать по клапанам, имеющим специальную напайку. Их в музыкальных кругах называют французскими. Такая особенность служит дополнительной опорой и помогает плотному контакту с пальцами исполнителя. Безупречность механики гарантирует высокую скорость отклика, легкость и мягкость движений.

Разновидности поперечных флейт

Оркестровые флейты подразделяются на несколько основных видов: большая, малая, басовая, альтовая. Другие разновидности инструмента, такие как окто- и гипербасовая флейта или большая ми-бемоль используются редко, в рамках отдельных музыкальных направлений.

Большая флейта или флейта-сопрано

Инструмент принадлежит к категории концертных флейт сопранового регистра и входит в постоянный состав оркестра. Большой флейтой музыкант должен владеть в совершенстве, поскольку она всегда востребована. Остальные разновидности инструмента он изучает позднее и использует по необходимости.

Малая флейта-пикколо

Возможно, кто-то посчитает пикколо маленьким аналогом большой флейты, к тому же у обеих одинаковый строй «до». В действительности между этими инструментами имеется несколько существенных отличий. Это не только размер флейты-пикколо – миниатюрного представителя семейства. Инструменты различаются высотой звучания (у большой флейты она на октаву ниже) и тембром, у пикколо он более резкий.

Начинающий музыкант может столкнуться с определенными трудностями. При игре на малой флейте требуется форсированное вдувание воздуха. Клапаны на укороченном корпусе расположены плотнее обычного, к этому нужно будет приспособиться.

Есть несколько нюансов, которые полезно учесть при выборе малой флейты из разных материалов:

1. Инструмент с головкой и телом из пластика отличается прочностью, что немаловажно для процесса обучения. Внешние факторы – погода и климат не влияют на звучание.

2. Пикколо с металлической головкой и деревянным корпусом станет оптимальным вариантом для начинающего. Благодаря удобной форме губок и головке из металла, упрощается управление воздушным потоком, легче извлекать звуки.

3. Металлический корпус с такой же головкой способствует яркому, выразительному звучанию. Отлично подходит для игры в уличном оркестре. Не боится осадков и влажности.

4. Корпус с головкой, сделанные из древесины, способствуют большей мелодичности инструмента. Такой вариант часто предпочитают профессионалы для исполнения соло в духовом ансамбле. Плохо переносит влажность.

Альтовая флейта

Эта разновидность флейты характеризуется своеобразным густым тембром. Часто входит в постоянный состав духовых ансамблей. Начиная с конца XX столетия, активно используется для исполнения сольных партий в сопровождении оркестра. От сопрановой флейты отличается шириной и длиной тела, а также более низким звучанием (преимущественно, строй «соль»). Верхний регистр несколько резкий, пронзительный, средний – приятный для слуха и полнозвучный, с гибкими, красивыми нюансировками.

Басовая флейта

Инструмент приобрел популярность у продвинутых исполнителей, играющих в составе флейтовых квартетов и квинтетов. Чтобы добиться чистого звучания басовой флейты, от музыкантов требуется высокий уровень мастерства. Подобная особенность связана с немалым размером инструмента. По этой причине в оркестрах он встречается нечасто.

То же самое относится к субконтрабасовой и контрабасовой флейтам с более низким тембром. Эти разновидности духового инструмента используются только в ансамблях флейтистов.

“10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФЛЕЙТЕ”

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФЛЕЙТЕ:

1. Современная флейта – деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Флейты такой конструкции появились в эпоху поздней античности и в древнем Китае (IX век до н.э.). Первоначально флейта была инструментом пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее она стала принимать участие в духовных обрядах. В XVII веке флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала полноправным инструментом ансамблей и оперных оркестров. В1832 году немецкий мастер Т. Бем усовершенствовал инструмент; со временем эта разновидность вытеснила популярную прежде продольную флейту

2. Поперечная флейта – продолговатая трубка цилиндрического типа, имеющая систему клапанов, которые закрывают 16 отверстий. Один конец ее закрыт, на нем есть отверстие, куда прикладывают губы для вдувания воздух. Современные типы флейт включают в себя трехчастную структуру: головка, тело и колено. Звук флейты формируется за счет направленного воздушного потока к краю губной пластинки. Огромная роль в правильной технике игры принадлежит форме губ или «амбушюру». Музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении; мундштук, соответственно, расположен при этом сбоку. Для современной флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, очень пронзительны, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий.

3. Флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: флейта-пикколо, альтовая и басовая. Строение флейты-пикколо такое же, как и у большой флейты, различие кроется в размерах – она в два раза короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Резкость тона флейты–пикколо с легкостью перекрывает звук целого оркестра. В спектакле Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане” ей отводится тема белки, разгрызающей орешки. Альтовая флейта напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон – от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы. Басовая флейта – в диапазоне от «си» большой октавы до «фа» второй октавы. Существуют и гораздо более редко используемые образцы — d’Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.

4. Современные флейты обычно изготавливают из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Флейта – единственный оркестровый инструмент, на котором воздух вдувают поперек отверстий. Следует знать, что затрата воздуха у флейтиста гораздо больше, чем на любых других духовых инструментах.

5. При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применил в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р.Штраус. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела грани! «Мультифоники» — одновременно извлекается два и большее количество звуков. «Whistle tones» – негромкий свист. «Танграм»- звуки, аналогичные хлопанью ладонями. «Jet whistle» – реактивный свист.Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.

6. Древнейшую флейту обнаружили в 1998 году в Любляне (Словения). Музыкальный инструмент, изготовленный из костей пещерного медведя, содержит четыре отверстия. Палеонтологи полагают, что этой флейте 43,000 — 82,000 лет. Главное божество индуизма Кришна изображается с флейтой из бамбука: Кришна создал мир через красивое звучание флейты, которая проповедует любовь и свободу. На флейте играли выдающиеся личности: Леонардо Да Винчи, Иоанн II, Мартин Лютер, император Николай I, Михаил Глинка, Энрико Карузо, Вуди Ален, и др.

7. В 1939 году по заказу известного флейтиста Уильяма Кинкаида компания Powell изготовила самую дорогую флейту из чистой платины. В 1986 году на аукционе её продали за 600 тысяч долларов. Самое большое количество флейтистов в ансамбле из 3742 участников собралось в Японии в 2011 году на торжественном праздновании 400 лет замку Хиросаки. Самое длинное беспрерывное выступление флейтистки Кэтрин Брукес в Бедворте (Великобритания) продолжалось 25 часов 48 минут. Кэтрин несколько раз повторила 6-часовую программу, содержащую 92 различных произведения, от классики до современных направлений в музыке.

8. Выразительность звучание флейты всегда привлекала внимание композиторов. Для флейты писали: А.Вивальди, И.С. Бах, Г.Гендель, К.В. Глюк, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, К.М. Вебер, Ф.Шуберт, Д. Россини, Г. Берлиоз, К.Сен-Санс. В джазе одним из первых стал использовать флейты руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Jethro Tull – вероятно, самая известная рок-группа регулярно использующую флейту, на которой играет лидер группы Иэном Андерсоном. Альтовую флейту можно услышать в песнях Битлз, на ней играет Джон Скотт.

9. Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце.

10. Существует красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта. Легенда связана с древнейшим богом Греции Паном. Родившись с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой, Пан не остался жить на Олимпе, а ушел в тенистые леса и горы, где пас стада. Однажды Пан увидел красавицу нимфу Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянув на Пана, нимфа в страхе убежала. Пан стремился догнать ее, но путь ему преградила река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке Сиринга руки и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки услышал ее мольбы и превратил в гибкий, тихо шелестевший тростник, который, вместо Сиринги, обнял подбежавший Пан. Печально вздыхая, он срезал несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель. В память о прекрасной нимфе Пан назвал свою свирель сирингой и стал играть на ней в уединении лесов, оплакивая свою любовь.

Доклад по музыке на тему “История развития флейты и техники исполнительского мастерства”

Описание разработки

Введение.

Это мало-построить армии, распушить по штанине канты

Все совдепы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты.

История исполнительства на духовых инструмунтах насчитывает многовековую историю. Люди пытались извлечь звук из раковин, травинок, зажатых между пальцами, полых стеблей растений. Возможно кто-то кому-то показывал как это делается, и вот налицо первые уроки, первые попытки передачи своего опыта. Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша или рога животного, он стал активно использовать мир звуков сначала на охоте, войне, затем в различных обрядовых и праздничных церемониях.

Сначала начали замечать разницу в звучании камыша, кости или рога. Так появились отдельные виды духовых инструментов. Сейчас трудно определить какой инструмент был более древний: флейта, гобой, или труба. Инструмкнты каменного века говорят о том, что уже в древнейшее время зародились три прототипа современных духовых инструментов, основой различия которых является способ звукоизвлечения и звукообразования.

В древней Руси музыка так же имела большое значение, особенно ратная, позднее начала развиваться придворная музыка.

Шло время, духовая музыка завоевывала все больше и больше поклонников, росло мастерство исполнителей на духовых инструментах.

Цель работоты:

раскрытие технических средств выразительности исполнителя-духовика.

Задача:

экскурс в историю развития флейты; флейта в живописи.

Простейшие виды деревянных духовых инструментов, являвшиеся предшественниками современной флейты, существовали уже в глубокой древности. Это полые стволы камыша, позднее свистульки с двумя, тремя отверстиями, сопелки. Первые археологические находки флейт относятся к 12-14 векам нашей эры.

В 14-15 вв. Флейта уже очень распространена. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра. До 17 века флейты изготовлялись из цельного куска дерева.

Позднее усовершенствовались, добавлялись клапана и различные приспособления, облегчающие игру на инструменте и позволяющие достигать значительной интонационной точности по всему диапазону. Держали флейту в средние века в левую сторону, это показавают и изображения исполнителей тех лет, держащих флейту в левую сторону.

В эпоху Ренессанса конструкция флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы, это на октаву больше чем в средние века. Оригинальные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее в Вероне.

Особый вклад в развитие инструмента, его удобства и улучшения звучания внесли Деннер (1655-1707г) и И. Кванц (1697-1773г). Иоахим Кванц сочинил несколько десятков концертов для флейты. Первые серьезные изменения в конструкцию флейты внесла семья Оттетеров в конце 17 века.

Флейту разделили на три части: головку, тело с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами, и нижнее колено, на котором располагался один или два клапана. Оттетер изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами. Улучшилось звучание и технические возможности инструмента.

Важным центром флейтовой школы того времени был Берлин, где при дворе Фридриха Второго, который сам был флейтистом и композитором, флейта приобрела особое значение.

Благодаря огромному интересу короля к его любимому инструменту, появились на свет многие поизведения для флейты Иоахима Кванца который был придворным композитором и педагогом Фридриха.

В эпоху Барокко, 18в., для флейты уже пишется много произведений. Сочиняют для флейты И. Бах, И. Стамиц, Ф. Дивьен, Л. Хофман.

Классицизм привнес огромное количество флейтовой музыки. Произведения В. Моцарта, его красивые концерты для флейты, флейты и арфы, сонаты и квартеты для флейты. Серенады для флейты и скрипки Л. Бетховена.

В 1832 году немецкий флейтист и композитор Теобальд Бем после долгих исканий сделал флейту, которая по чистоте строя и удобству игры превосходила прежние инструменты. С небольшими изменениями флейта Бёма дошла до наших дней. Бем перешел на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило красоту звучания.

Во Франции флейта приобрела популярность более, чем в других странах, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории.

В начале 19 века репертуар флейты продолжает пополняться произведениями таких композиторов как К. Черни, И. Мошелес, И. Гуммель, Ф. Кулау.

К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся произведения Ф. Шуберта, К. Райнеке, для флейты писал Ф. Шопен и Р. Штраус. В это время доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов – Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Чезаре Чиарди, который стал профессором Московской консерватории, Эрнесто Кёллера, Иоахима Андерсена написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляются произведения для флейты с оркестром – Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга и других.

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

«Детская музыкальная школа им. Г. Шендерева»

Городского округа Судак

на тему: « История развития флейты и техники исполнительского мастерства»

Осипенко Лариса Ивановна

Преподаватель высшей категории

по классу флейта

Это мало-построить армии, распушить по штанине канты

Все совдепы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты.

В.Маяковский

История исполнительства на духовых инструмунтах насчитывает многовековую историю. Люди пытались извлечь звук из раковин, травинок, зажатых между пальцами, полых стеблей растений. Возможно кто-то кому-то показывал как это делается, и вот налицо первые уроки, первые попытки передачи своего опыта. Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша или рога животного, он стал активно использовать мир звуков сначала на охоте, войне, затем в различных обрядовых и праздничных церемониях.

Сначала начали замечать разницу в звучании камыша, кости или рога. Так появились отдельные виды духовых инструментов. Сейчас трудно определить какой инструмент был более древний: флейта, гобой, или труба. Инструмкнты каменного века говорят о том, что уже в древнейшее время зародились три прототипа современных духовых инструментов, основой различия которых является способ звукоизвлечения и звукообразования.

В древней Руси музыка так же имела большое значение, особенно ратная, позднее начала развиваться придворная музыка.

Шло время, духовая музыка завоевывала все больше и больше поклонников, росло мастерство исполнителей на духовых инструментах.

Цель работоты: раскрытие технических средств выразительности исполнителя-духовика.

Задача: экскурс в историю развития флейты; флейта в живописи.

Простейшие виды деревянных духовых инструментов, являвшиеся предшественниками современной флейты, существовали уже в глубокой древности. Это полые стволы камыша, позднее свистульки с двумя, тремя отверстиями, сопелки. Первые археологические находки флейт относятся к 12-14 векам нашей эры.

В 14-15 вв. Флейта уже очень распространена. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра. До 17 века флейты изготовлялись из цельного куска дерева. Позднее усовершенствовались, добавлялись клапана и различные приспособления, облегчающие игру на инструменте и позволяющие достигать значительной интонационной точности по всему диапазону. Держали флейту в средние века в левую сторону, это показавают и изображения исполнителей тех лет, держащих флейту в левую сторону.

В эпоху Ренессанса конструкция флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы, это на октаву больше чем в средние века. Оригинальные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее в Вероне.

Жозеф Мари Вьен. Аллегория музыки

Особый вклад в развитие инструмента, его удобства и улучшения звучания внесли Деннер (1655-1707г) и И. Кванц (1697-1773г). Иоахим Кванц сочинил несколько десятков концертов для флейты.Первые серьезные изменения в конструкцию флейты внесла семья Оттетеров в конце 17 века.

Флейту разделили на три части: головку, тело с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами, и нижнее колено, на котором располагался один или два клапана. Оттетер изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами. Улучшилось звучание и технические возможности инструмента.

Важным центром флейтовой школы того времени был Берлин, где при дворе Фридриха Второго, который сам был флейтистом и композитором, флейта приобрела особое значение. Благодаря огромному интересу короля к его любимому инструменту, появились на свет многие поизведения для флейты Иоахима Кванца который был придворным композитором и педагогом Фридриха.

В эпоху Барокко, 18в., для флейты уже пишется много произведений. Сочиняют для флейты И.Бах, И.Стамиц, Ф.Дивьен, Л.Хофман.

Классицизм привнес огромное количество флейтовой музыки. Произведения В.Моцарта, его красивые концерты для флейты, флейты и арфы, сонаты и квартеты для флейты. Серенады для флейты и скрипки Л.Бетховена.

В 1832 году немецкий флейтист и композитор Теобальд Бем после долгих исканий сделал флейту, которая по чистоте строя и удобству игры превосходила прежние инструменты. С небольшими изменениями флейта Бёма дошла до наших дней. Бем перешел на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило красоту звучания.

Во Франции флейта приобрела популярность более, чем в других странах, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории.

В начале 19 века репертуар флейты продолжает пополняться произведениями таких композиторов как К.Черни, И.Мошелес, И.Гуммель, Ф.Кулау.

К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся произведения Ф.Шуберта, К.Райнеке, для флейты писал Ф.Шопен и Р.Штраус. В это время доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов – Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Чезаре Чиарди, который стал профессором Московской консерватории, Эрнесто Кёллера, Иоахима Андерсена написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляются произведения для флейты с оркестром – Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга и других.

В 20веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Большинство флейтистов играют на флейтах системы Бёма. Инструменты в большинстве деревянные, хотя все больше и больше производится металлических флейт и они приобретают все большую популярность.

Картины Роберта Штерла

Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель,Филипп Гобер, Марсель Моиз делает Францию кузницей шедевров флейтового репертуара. Ярко показали себя представители французского импрессионизма в музыке и их последователи –Клод Дебюси, Эдгар Варез, Габриэль Форе, Франсис Пуленк,Эжжен Бозза,Артур Онеггер, Жюль Муке и другие.

Флейта постепенно завоевывает сердца крупных композиторов разных стран и стилей, один за другим появляются шедевры флейтового репертуара: сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьева и Пауля Хиндемита, концерты для флейты Карла Нильсена и Жака Ибера, Богуслава Мартину, Франка Мартэна. Пишут для флейты композиторы Эдисон Денисов и Софья Губайдулина.

2. Штрихи и техника их исполнения.

2.1.Особенности звукоизвлечения на духовых инструментах.

Исполнитель на духовых инструментах должен брать быстро и энергично дыхание, а выдох может быть то равномерным, то ускоряемым, то замедленным. Кроме дыхания на качество и красоту звука влияет работа языка, работа мышц ребер, диафрагмы, сила и подвижность губ, т.е амбушюрный аппарат. Амбушюр – совокупность губных и лицевых мышц, участвующих в звукоизвлечении. Развитие силы и подвижности губ помогает исполнителю выработать звук высокого качества.

Также важен артикуляционный аппарат, который влияет на атаку звука, которая может быть мягкой, твердой и вспомогательной.

2.2 Понятие- штрихи.

Атака звука, его развитие, окончание и соединение с другим звуком определяется в понятие штрих ( от немецкого черта).

В нотной записи штрихи отличаются как различными словами, так и графическими знаками в виде точек, лиг, черточек, заостренных клиньев, вилочек и условно объеденяются в группы.

Первую группу составляют штрихи исполняемые твердой атакой. Детеше (фран.- отделять) –самый употребляемый штрих, для выполнения которого характерна энергичная, четкая атака, но без резких толчков языка, и полностью выдержанная длительность звука. В нотном тексте не имеет обозначения.

Маркато (итал.-подчеркивать) – это акцентированное начало звука с последующим ослаблением его интенсивности. Обозначается в нотах акцентами (вилками).

Стаккато(итал. – отрывисто) – прием исполения коротких, с резким отделением друг от друга звуков. В нотной записи обозначается точками.Отрывистое исполнение достигается сокращением длительности звуков, путем прекращения соответствующими движениями языка подачи воздуха в инструмент. При этом между звуками возникают паузы. Чем бльще паузы, тем короче звуки,и, следовательно острее стаккато.

Характер этого штриха может быть разнообразным. Особо внимания заслуживает штрих двойного стаккато. Заключается он в том,что при отрывитом исполнении доступ воздуха в инструмент прерывается то концом языка,выдвигаемым вперед, то заденей его частью,прижимающейся к мягкому небу, происходит как бы чередование соглпасных: «т» и «к». Этот прием позволяет исполнять самые разнообразные пассажи штрихом стаккато с большой скоростью, недоступной при исполнении при простого стаккато.

Этот способ исполнения двойного стаккато в настоящее время полностью освоен и широко применяется флейтистами.Двойное стаккато отличается от простого только быстротой и большей легкостью звучания.

Для нормального развития техники исполнения различных штрихов не стоит откладывать работу над ними на слишком поздний период обучения.Как только учащийся твердо усвоил основные приемы исполнения на инструменте, развитие его должно идти по всем направлениям.

Штрих легато (итал. связно) состоит в том, что переходы от одного звукаа к другому совершаются при непрерывном выдохе и неподвижном языке, атака производится лишь в начале первого звука. Этот штрих графически обозначается в нотном тексте лигой – дугообразной линией между нотами.

Каждый из перечисленных штрихов может иметь свои оттенки, которые зависят во многом от регистра, динамики, темпа и характера исполняемого произведения.Материалом для тренировки обыкновенно служат написанные для этой цели этюды, а также систематически изучаемые гаммы и арпеджио.Полное овладение мастерством исполнения штрихов завершается в работе над музыкальным произведением, заключающем в себе соответствующий этой цели материал.

В работе над штрихами необходимо точное совпадение движений языка и пальцев, ученик должен привыкать к чистому исполнению звуков без призвуков, это трудная и продолжительная работа, требующая систематического развития.

В данном докладе были раскрыты основные приемы технических средств выразительности, а именно характеристики штрихов, их применение.

Использованы иллюстрации картин древних мастеров, на которых хорошо видно, как выглядела флейта много веков назад, как совершенствовалась, завоевывая все больше горячих поклонников. Рассказывается о композиторах, которые своими произведениями популяризировали этот старинный и вместе с тем современный красивый инструмент.

Целесообразность работы состоит в том, что она поможет провести преподавателю классый час, на соответствующую тему, или родительское собрание, может быть зачитана на методическом совещании. Наличие иллюстраций в данной работе будет интересна детям, обучающимся игре на флейте, так как они интересно и выразительно показывают этапы становления и развития инструмента.

Список использованной литературы:

В. Иванов « Школа академической игры на саксофоне». Москва 2003г.

И. Платонов « Школа игры на флейте» Москва 2003г.

Материалы сети Интернет «История флейты в живописи»

Ссылка на основную публикацию