Дионис – бог виноделия в греческой мифологии

Дионис – бог вина и разврата

Значение Диониса для греческой культуры и религии нельзя переоценить. Его почитали во всех греческих полисах и за их пределами. Что привлекало людей в этой божественной ипостаси, и почему диоинсийскими торжествами нельзя было пренебрегать никому из достойных эллинов?

Дионис (или в латинской традиции Вакх) неоднозначный и противоречивый бог. Он – это прежде всего олицетворение виноделия и природной мощи, естественных страстей, возлияний и буйства (отсюда и понятие вакханалия, употребляемое и сегодня).

Он освобождал человека от тоски и повседневных забот, являлся знаком того, что должно существовать время безграничной радости, веселья, праздника, который связан с услаждением плоти: питие, чревоугодие, сладострастие, танцы и песни.

Мудрые греки с их культом «ничего сверх меры» знали, что изредка необходимо высвобождать подавляемую цивилизацией и социальными правилами природную энергию и делали это во время дионисийских праздников.

Дионис из самого младшего поколения богов. Зевс, отец Диониса, нередко изменял своей божественной супруге Гере, она же сходила с ума от ревности и ненависти к соперницам и бастардам.

Весь груз этой ярости познала на себе мать Диониса, смертная женщина Семела.

Связь длилась не один месяц прежде чем Гера отомстила беременной любовнице мужа. По легенде она явилась к ней в образе кормилицы и посеяла в ее душе сомнение: вкрадчивыми речами она убедила Семелу попросить ее возлюбленного доказать, что он бог-громовержец.

Пусть, дескать, явится во всем своем сверкающем великолепии и докажет свой статус-кво.

Глупышка Семела пошла на поводу у хитрой богини, которая подучила ее, как сделать так, чтобы Зевс не смог отказаться. На любовном ложе она сначала уговорила поклясться водами реки Стикс (клятвой, которую даже боги не смели преступать), что он сделает все, что она попросит.

Получив согласие, она потребовала тех объятий, в которые он заключает свою божественную жену. Зевс, как ни уговаривал ее, все же должен был сдержать обещание. Игрушка в руках богов, смертная Семела сгорела заживо от божественного вида своего визави.

Пребывающий в отчаянии Зевс только и успел, что извлечь из бездыханного тела матери недоношенного младенца.

Чтобы он не погиб, отец сам решает его доносить: зашивает плод себе в бедро и таким образом спасает ребенка. Получалось, Дионис дважды рожденный: сначала Семелой, потом Зевсом.

Мстительная Гера не оставляет мальчика, Зевс, опасаясь за жизнь сына, отдает его на воспитание Ино, сестре погибшей Семелы, а для того, чтобы коварная супруга не опознала ребенка, убедил тетку его растить и одевать как девочку.

Отсюда женственность Диониса. Мотив гендерной неопределенности нередко возникает в греческих мифах. История с родами Зевса или внешним обликом Диониса, а также, например, с личностью андрогинной Афины, – это не что иное, как попытка осознать границы пола, присутствие мужских черт у женщин и наоборот.

Но Геру так просто не проведешь, конечно, она все поняла и отплатила пасынку: как известно, когда боги хотят нас наказать, они лишают нас разума.

Дионис отправился скитаться по миру: он получил и посох, и сошел с ума. Сопровождали его менады – неистовствующие полуголые служительницы культа Диониса, и козлоногие сатиры, пьяные и распутные.

Дионис прежде всего бог виноделия, в своих странствиях он символизировал распространение виноградной лозы в Европе, Азии, северной Африке.

Одна из теорий, объясняющих значение и происхождение мифологии, говорит о том, что это своеобразная предыстория человечества, рассказ о том, как был устроен мир тогда, когда письменности и науки не существовало.

В связи с этой концепцией каждый поворот мифологического повествования – это символический рассказ об историческом событии или социальном устройстве.

Но вино — это еще иногда неумеренное пьянство, отсюда все буйства, сумасшедшие поступки Диониса и его свиты. Например, месть фригийскому царю Ликургу, который не признал в Дионисе отпрыска Зевса, и с позором прогнал его из Фригии. Наказанием стало безумие.

В приступе неконтролируемой ярости Ликург разрубил на части своего сына. Следующие за этим проблемы с урожаем вынудили фригийцев обратиться к Дионису. «Смерть царю» – таков был вердикт. Народ безжалостно и страшно расправился со своим властителем.

Таков был итог и фиванского правителя Пенфея, не пожелавшего склонит свою голову перед сыном Зевса.

Влияние Диониса сделало всех женщин Фив безумными, и они растерзали Пенфея, причем его мать собственноручно отрубила голову сыну.

Родной город Семелы наконец подчинился могуществу Диониса. Итог противоречивых земных странствий Диониса – это установление его культа на всех познанных древними греками территориях. Вино стало главным напитком.

Итак, Дионис – это страсть, буйство, опьянение, производительные силы природы, плотская любовь.

Нередко приводится противопоставление так называемого аполлонистического и дионисийского начал в культуре, искусстве или природе человека.

Если Аполлон – это отображение гармонии, порядка, закона и меры, то Дионис – это азарт, неуемность, физическое влечение.

Первый – это чистый свет и прозрачность разума, второй – тьма, скрывающаяся в каждом из людей, человеческие глубины подсознания с темными, животными страстями.

Но не все так однозначно. Как и в жизни, в мифологии нет чистых цветов белого или черного, хватает полутонов и оборотных сторон медали.

Дионис – счастливый супруг и верный сын. Его избранница – Ариадна, та самая критская царевна, дочь Миноса, которая помогла Тесею расправиться с Минотавром и выйти из лабиринта.

Герой беспринципно бросил девушку на одном из островов в Эгейском море, не желая законных отношений с ней.

Дионис, влюбившись, не только женился, но еще и привел молодую супругу из смертных на Олимп – из ряда вон выходящий случай. Они жили долго и счастливо, и было у них много детей.

Когда с земными храмами и жертвами в его честь все установилось, Дионис позаботился и о своей горемычной матери. Он спустился в Аид и, повлияв на Персефону, жену царя подземного мира, вызволил Семелу из обители мертвых, привел ее на божественную вершину. Вся семья наконец оказалась в сборе.

Праздники Диониса

Образ Диониса был бы неполным без упоминания праздников в его честь, которых было в году четыре, все они были связаны с периодами созревания и сбора винограда.

Празднования – это процессии, мистерии, жертвоприношения. Дионисии для эллинов – возможность собраться всем вместе, выпить вина, поесть мяса (в жертву приносились кости, внутренности, жир, остальное съедали сами жертвователи), совершить необходимые обряды.

Главным символом Диониса во время этих мистерий было изображение фаллоса.

Не обходились греки и без скабрезных шуток и песен, иногда оргий. Считалось, что Дионису это очень по сердцу.

Центральное место занимали в ритуалах песни-дифирамбы – восхваления Диониса, под аккомпанемент флейты или кифары.

Частью праздников были и разыгрываемые сценки из жизни богов. Из этого наследия возник впоследствии древнегреческий театр, и все европейское лицедейное искусство.

Дионисийские праздники – это данность, к которой в античности относились с глубоким почтением. Бытовало предание о дочерях царя Миния, которые слишком ревностно относились к работе и не желали отвлекаться от хозяйства и детей на разгул и утехи.

Дионис, рассерженный этими приоритетами, покарал их безумием, в приступе которого Миниады разорвали собственных малюток как дикие звери.

Культ бога виноделия прошел долгий тернистый путь, учреждался он с трудом, это можно проследить по мифологии, но, в конце концов, Дионис занял почетное место в сонме богов.

Он символ природы, естественных сил, а, следовательно, и человеческого естества, это роднит его с людьми, культ его давал возможность человеку почувствовать себя свободным от любых общественных ограничений и ощутить собственные преимущества.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Дионис – бог в греческой мифологии

Дионис – весёлый греческий бог – покровитель виноделия и плодоносных сил земли. Как и многие олимпийские божества, Дионис имеет двойственную природу. С одной стороны, это божество плодородия и изобилия, символизирующее энергию и любовь к жизни. Но с другой, «земная» стихия Диониса делает его божеством хтоническим, временами диким и кровожадным. Именно поэтому отправление культа Диониса в Древней Греции сопровождалось оргиастическими практиками и порой даже человеческими жертвоприношениями.

Из мифологии образ Диониса перекочевал в европейскую философию и стал олицетворением стихийного, иррационального и первобытного начала противостоящего аполлоническому началу – рациональному, структурированному и логичному.

Рождение Диониса

Все источники сообщают, что отцом Диониса был Зевс. А вот с матерью всё не так однозначно. Самые древние мифы указывают, что матерью Диониса могла быть Персефона или Деметра. Обе эти богини напрямую связаны со стихией земли и миром мёртвых. Однако в более позднем и распространённом варианте мифа матерью Диониса названа смертная женщина – дочь фиванского царя – Семела. Ревнивая богиня Гера, узнав об очередной измене мужа, решила покарать Семелу и внушила ей мысль потребовать от Зевса явиться на очередное свидание во всей его божественной мощи. Однако сила божественных громов и молний, объявших Зевса испепелили Семелу, владыка Олимпа лишь успел выхватить из пламени её нерождённого ребёнка. Поскольку младенец был недоношенным, Зевс зашил его в своё бедро и выносил до необходимого срока. Чтобы спрятать сына от Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание нимфам.

Однако гнев мстительной богини всё равно поразил Диониса. Гера наслала на Диониса безумие, которое и заставляло его мчаться по миру в окружении хмельных менад и сатиров, насылая такое же безумие на противников своего культа. В этом сюжете древние греки отразили саму двойственность природы: порой – ласковой и щедрой, а порой – жестокой и безжалостной. Но даже в самых диких своих проявлениях Дионис несёт людям определённое благо: он позволяет им скинуть с себя обыденность и скуку и отдаться первобытному огню, скрытому в каждом.

Значение Диониса в греческом пантеоне

Дионис был самым младшим из двенадцати богов-олимпийцев и наиболее близким к людям божеством: ведь он был рождён земной женщиной и воспитывался на земле. Появление в общественном сознании греков образа Диониса означало важную перемену в быту и социальном устройстве. Старшее поколение богов-олимпийцев, в целом, покровительствовало привилегированным слоям общества.

  • Зевс, олицетворявший закон, порядок и традицию, ассоциировался с правителями;
  • Арес и Афина – с воинским сословием;
  • Аполлон – с философами, учёными, поэтами и родовой аристократией.

Простой люд тоже искал себе покровителей среди божеств. Купцы, моряки, ростовщики и воры стали почитать Гермеса. А крестьяне сделали своим богом Диониса. Поэтому можно сказать, что оппозиция «Аполлон-Дионис» возникла ещё в Древней Греции и тогда была связана с противостоянием двух социальных классов.

Основные мифологические сюжеты, связанные с Дионисом

Мстительная и жестокая природа Диониса прописана в тех сюжетах, где он сталкивается с противниками своего культа. Очевидно, в Греции действительно далеко не все приветствовали дионисийские гуляния, сопровождавшиеся пьянством, развратом и кровавыми жертвами. Известно, что греческие, а затем и римские власти старались превратить разгульные шествия в более нравственные и спокойные праздники урожая.

Борьба властей с культом Диониса отражена в мифах о царе Ликурге, на которого божество наслало безумие, из-за чего тот убил своего сына, думая, что разрубает виноградную лозу; и в сюжете о трёх дочерях царя Миния, проигнорировавших дионисийские гуляния и за это обращённых в летучих мышей. До наших дней дошёл переданный в мельчайших подробностях Гомером и Овидием миф о Дионисе и тирренских пиратах. Пираты приняли Диониса за простого смертного и похитили его, чтобы продать в рабство. Однако оковы падали с рук странного юноши. Только тогда разбойники поняли, что схватили бога. Но капитан корабля настаивал на том, чтобы поскорее достичь ближайшего из невольничьих рынков и продать пленника. Тогда воздух вокруг корабля внезапно наполнился запахом вина, вокруг мачт и снастей внезапно обвились виноградные лозы и плющ, а сам юноша стал превращаться в хищных зверей – то во льва, то в медведицу. Испуганные пираты стали прыгать за борт и уже в воде превращаться в дельфинов.

Однако Дионис бывал и в хорошем настроении и часто помогал людям. Например, он вывел свою мать Семелу из царства Аида и вознёс её на небо. Желая помочь людям, Дионис подарил Икарию виноградную лозу и научил её возделывать. Именно Дионис даровал царю Мидасу способность обращать всё, к чему бы тот не прикоснулся, в золото. А когда царь понял, что умрёт от голода и жажды, если не избавится от божественного дара, Дионис омыл его в водах Патокла, смыв с Мидаса его новую способность.

Как и любое божество плодородия, Дионис имел связи с множеством женщин и стал отцом множества порой довольно причудливых детей. Его возлюбленной была Афродита, родившая Дионису Приапа – бога садов и полей – и Гименея – божество брака. От связи Диониса и нимфы Дриопы родился козлоногий бог Пан. Также Дионис был отцом Иакха – бога мистерий, рождённого Аврой (позже образы Диониса и Иакха слились в единое целое, отсюда и римское имя бога виноделия – «Вакх»). Почти все дети Диониса, так или иначе, были связаны с хтоническими силами земли и сельскохозяйственными культами.

Законной женой Диониса стала Ариадна, отвергнутая героем Тесеем. Зевс сделал Ариадну бессмертной и вознёс её на небо. Считается, что в браке с Дионисом Ариадна родила аргонавта Фоанта.

Бахус и оргии вакханок. Кто такой бог Дионис и что такое вакханалии

Дионис – в древнегреческой мифологии бог вина и виноделия. В Риме Диониса почитали под именами Бахус или Вакх . Отсюда происходят слова « вакханалия » и « вакханки ». Бахус – символ шумного веселья, пьянства и безудержного разврата.

Дионис – воплощение жизненной силы земли, бог плодородия. Его символами были плющ и виноградная гроздь. Иногда Дионис представал в виде быка или козла. Еще один символ Диониса как бога плодоносящей силы – фаллос.

Одно из прозваний Диониса – Лиэй, то есть освободитель . Он освобождает людей от мирских забот так же, как рвет оковы, которыми его самого пытаются сковать враги.

Динос – божество восточного происхождения. Он младший из 12 олимпийцев. Культ Диониса распространился в Греции относительно поздно – в VIII-VII веках до нашей эры, указывал видный советский антиковед Алексей Лосев. «Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону – как прежде всего божеству родовой аристократии», – отмечал профессор Лосев.

Дважды рожденный. Миф о Дионисе

Дионис – сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Когда Семела ждала ребенка, супруга громовержца Гера решила сжить соперницу со света. По ее наущению Семела попросила Зевса показаться во всем божественном величии. Когда же Зевс явился в сверкании молний, его возлюбленная погибла в огне.

Зевс успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его в свое бедро. В положенное время мальчик родился на свет из бедра отца. За это Диониса называют Дигоном – дважды рожденным.

Зевс отдал сына на воспитание нимфам. Но мстительная Гера продолжала преследовать Диониса и наслала на него помешательство. Безумец скитался по Египту и Сирии, пока во Фригии его не исцелила богиня Кибела.

Дионис продолжил путешествовать, побывал в Индии и на Востоке, всюду учил людей виноградарству и виноделию.

При возвращении в Грецию в плавании его похитили тирренские пираты и заковали в цепи. Но оковы сами упали с рук Диониса. Мачту пиратского корабля оплели виноград и плющ, а сам пленник обратился в медведицу и льва. Разбойники в ужасе бросились в море и превратились в дельфинов.

Женой Диониса стала Ариадна, покинутая Тесеем – победителем Минотавра. Зевс из любви к сыну даровал и ей бессмертие, сделав богиней. Также Дионис спустился в царство Аида и вывел из мира мертвых свою мать Семелу – она тоже стала богиней.

Вино и оргии. Вакханки и вакханалии

Дионис путешествует по свету в сопровождении своих жриц-вакханок и козлоногих сатиров, которые предаются веселью, пьянству и любви. Спутники бога опоясаны змеями, а жезлы их увиты виноградом.

В экстазе вакханки с криками «Вакх, Эвое» славят Диониса, а жезлами высекают из земли мед и молоко, вырывают с корнем деревья, увлекают за собой мужчин и женщин.

Поют неистовые девы;
Их сладострастные напевы
В сердца вливают жар любви;
Их перси дышат вожделеньем;
Их очи, полные безумством и томленьем,
Сказали: счастие лови!

А.С. Пушкин. «Торжество Вакха» (1818)

Дионис – бог веселья и радости. Но в гневе он страшен. Так, фиванский царь Пенфей, двоюродный брат Диониса, пытался запретить вакханалии и за это был растерзан вакханками. На царя эдонов Ликурга, противившегося культу Диониса, бог наслал безумие: Ликурга растерзали свои же лошади.

Вы думаете, что козлоногие сатиры перевелись, когда бог Дионис перестал показываться людям? Нет. Последнего сатира поймали римские солдаты, когда их полководец Сулла, трезвый, жестокий и ни в каких сатиров не веривший, воевал в Греции с царем Митридатом Понтийским. Сатира связали, притащили в лагерь и стали допрашивать через переводчиков на всех языках, но он, большой, лохматый и грязный, только испуганно озирался и жалобно блеял по-козлиному. Сулле стало страшно, и он приказал отпустить сатира.

М.Л. Гаспаров. «Занимательная Греция».

Козлиная песнь и оргии. Что такое вакханалии

В Дельфах Диониса почитали наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивали оргии в честь бога виноделия с участием фиад – вакханок из Аттики. В Афинах устраивали торжественные процессии в честь Диониса.

Дионис считался также покровителем театра. Представления выросли из обрядов, посвященных этому богу. Греческое слово « трагедия » дословно означает « песнь козлов » – то есть козлоногих сатиров, спутников Диониса.

В Древнем Риме празднества в честь Диониса-Вакха назывались вакханалии . В 186 до нашей эры они были запрещены сенатом из-за бесчинств, к которым вели подобные праздники.

В переносном смысле вакханалией называют дикий разгул, шумные пиры, бесчинства, оргии.

Например: « Вакханалия восторгов и изъяснений в любви и преданности длилась часами » (Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»).

Дионис в искусстве

Дионис – излюбленный персонаж скульпторов и художников. В античности были популярны сцены вакханалий, шествий Диониса и его спутников: ими украшали даже погребальные саркофаги.

В средневековье Диониса изображали как олицетворение осени – времени сбора урожая. А в эпоху Возрождения Дионис стал символизировать радость бытия и торжество жизни.

В живописи барокко популярными сюжетами были «Вакх, Венера и Церера», а также «Встреча Вакха и Ариадны»

На картине выше: Церера, богиня плодородия и Вакх, бог виноделия, предлагают пищу и вино Венере и Купидону, покровителям любви. Метафора того, что любовь остывает без вина и застолья: Sine Baccho et Cerere friget Venus ( Без Вакха и Цереры в Венере жару нет ).

Дионису посвящали произведения композиторы XIX-XX веков: например, «Торжество Баха» Даргомыжского, «Триумф Вакха» и опера «Дионис» Дебюсси, опера Массне «Вакх».

Дионис

Приветствуем вас дорогие читатели, поклонники и поклонницы сказаний, мифов и легенд. Рассказывая вам о различных богах, персонажах и героях древности, мы очень часто упоминали одного бога, который играл действительно важную роль в мифологии, который часто встречался во многих легендах и которого мы несколько раз упоминали в легендах. И сегодня мы хотим осветить и данную часть греческой мифологии и рассказать вам о Дионисе, боге-виноделия, сил природы, виноградарства, вдохновения и религиозного экстаза, ибо он действительно был интересным персонажем.

Рождение Диониса

Если вы читали нашу статью о Зевсе, то наверняка знаете, сколь неудержимым был громовержец в любовном плане. Пожалуй, в греческой мифологии нет ни одного бога, который мог бы похвастаться таким количеством побед над женщинами. Список его побед регулярно пополнялся, причем ни одна из 3 жен Зевса так и не смогла удовлетворить его похоть. И даже ревнивица Гера, знавшая об изменах мужа, не всегда могла удержать его в супружеском ложе.

На тот момент Зевс уже был женат на Гере. И, несмотря на всю ее ревность, ему все же удавалось обвести ревнивую супругу вокруг пальца. Гера уже подозревала мужа в измене, но на «горячем» его так и не поймала, а значит и руки у нее были связаны. Тем не менее она продолжала следить и за Зевсом, и за Семелой, ибо имя любовницы громовержца также не могло укрыться от нее.

Долгое время навещал Зевс свою Семелу, долго утешались они за спиной у Геры. Но так продолжалось до тех пор, пока девушка не забеременела. И вот тут настал «звездный час» богини. Гневу Геры не было предела, и она решила отомстить сопернице, а точнее попросту ее погубить. Легенда гласит, что Гера преобразилась кормилицей Семелы – Беройей (по другим источникам – обычной странницей). Богиня сумела выбить аудиенцию принцессы и убедила ее взять с Зевса клятву, чтобы он предстал перед девушкой в своем истинном облике, чтобы он обнял ее в том облике, в котором обычно обнимает Геру.

И вот, когда Зевс в очередной раз явился к любовнице, она где слезами, где мольбами, а где плотскими утехами взяла с Зевса страшную клятву, что тот выполнит любую ее просьбу, какой бы она не была. Громовержец, недолго думая, поклялся водами Стикс, и эта клятва была нерушимой. Но когда он услышал, что Семела жаждет увидеть его в истинном обличии – он понял свою ошибку. Зевс знал, что ни один смертный не в силах вынести его истинный облик, но поделать ничего не мог. Он предстал перед ней в своем истинном обличии, объятый пламенем молний.

В этом месте легенды немного расходятся. Одни говорят, что от внешнего вида Зевса загорелись покои, другие – что огненные молнии Зевса сожгли и саму Семелу. Как бы там не было, все истории сводятся к тому, что Семела погибла в этот день, а новорожденного младенца Зевс забрал себе. Учитывая то, что он был недоношенным, Зевс зашил его к себе в бедро, откуда потом он и родился. Впоследствии этого малыша назовут Дионисом, и он сыграет значительную роль в греческой мифологии.

Однако долго выносить младенца Зевс не смог. Как бы не помогал ему Посейдон, угостивший его тунцом, Дионис все равно родился 6-месячным. Таким образом, он единственное существу, за всю ощутимую историю и мифологию, который появился на свет дважды, что и отразилось на его имени – Дигон (рожденный дважды).

Альтернативные версии происхождения Диониса

Есть еще одна легенда, менее распространенная, но которая тоже имеет право на жизнь. Она гласит, что не было истории с клятвой и Семела все же родила младенца. Но и эта легенда не заканчивается хорошо. Она гласит, что Кадм (отец Семелы) был взбешен тем, что она родила не будучи замужем, а потому решил наказать ее. Кадм посадил Семелу в бочку вместе с Дионисом и выбросил на землю Брасий. Семела умерла, но Дионис не только выжил, но и получил воспитание от Ино. Правда жить им пришлось в пещере, дабы ревнивая Гера не смогла отомстить сыну своей соперницы.

Еще одна легенда гласит о том, что Дионис вообще родился не в Элладе, а где-то восточнее, в Персии или Индии, а уже потом, во время своих странствий, пришел в Грецию и обосновался там. О правдивости этой версии говорит и тот факт, что в стан олимпийцев он был принят очень поздно. Будучи сыном Зевса, он действительно попал бы туда раньше. К сожалению, как дело было на самом деле – мы уже никогда не узнаем.

Детство и юность Диониса

С самого рождения этого ребенка Зевс знал, что ревнивая Гера не даст ему покоя, и даже он не в силах будет защищать его постоянно. Учитывая все это, растить малыша Диониса на Олимпе было невозможно, а мать его – погибла. Тогда мудрый Зевс решил отдать Диониса на воспитание тетке – сестре Семелы, Ино и Афаманту, ее супругу – царю Орхомента. Но у Геры были «длинные руки», а потому, для пущей надежности, Зевс наказал Ино воспитывать Диониса как девочку, наряжать в женские платья и вести себя подобающе девушке.

Мстительная Гера все еще не успокоилась. Смерть соперницы не удовлетворила ее, она хотела убить и ее ребенка. В приступе гнева она наслала на Афаманта безумие. Царь Орхомена, под властью чар, задушил собственного ребенка и уже было собрался задушить Диониса, однако сердобольная Ино все же сумела его спасти. Вместе с младенцем она бросилась в море, однако, по велению Зевса, их спасли нереиды.

Дионис – бог виноделия в греческой мифологии

  • Главная
  • Пантеоны
    • Древний Египет
    • Древняя Греция
    • Древний Рим
    • Скандинавские боги
    • Славянские боги
    • Японские боги
    • Другие боги
  • Фильмы
  • Книги
  • Путешествия
  • Прислать материал
  • Разное
    • Разные материалы
    • Пьесы
  • О нас
  • Карта сайта

Поиск по сайту:

Новые статьи

  • Немного юмора. Античные частушки. 18+
  • Парфенон – древний храм в честь Афины
  • Самые знаменитые боги секса. ч.3
  • Самые знаменитые боги секса. ч.2
  • Поликрат – любимец фортуны
  • Приам – “подарок” для Париса
  • Василиск – мифологическое чудовище с головой петуха
  • Женская любовь и верность в образе Пенелопы
  • Пигмалион в мифах Греции
  • Пирифой – могучий царь лапифов
  • Статистика

    Дионис, Вакх, Бахус. Бог вина, виноделия и виноградарства

    Дионис, греч. Вакх, лат. Бахус — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма, бог вина, виноделия, виноградарства.

    Родился в Фивах, но в то же время местом его рождения считались Наксос, Крит, Элида, Теос и Элефтерия. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, Гера, решила погубить ребенка. Под видом старой няньки она навестила Семелу и подговорила ее попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всей своей силе и славе. Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию, и он явился ей в громах и блеске молний. Случилось то, чего ждала Гера: молнии подожгли царский дворец и испепелили земное тело смертной Семелы. Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Зевс предоставил свою возлюбленную ее судьбе, но ребенка защитил от огня стеной густого плюща, выросшего вокруг него по воле бога. Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение Гермесу (см. также статью «Семела»).

    Гермес не был женат и в качестве вестника богов то и дело отлучался из дому, так что о серьезном воспитании маленького Дионис не могло быть и речи. Поэтому Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя Афаманта. Узнав об этом, Гера наслала на Афаманта безумие, надеясь, что он убьет Дионис Но тот погубил только своих собственных сыновей и жену, так как Гермес вовремя вмешался и спас Дионис Затем он доставил Дионис в Нисейскую долину и вверил его нимфам, которые спрятали мальчика в глубокой пещере, заросшей виноградной лозой, и взрастили, несмотря на все козни Геры. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс. Оттуда же Дионис принес первый саженец виноградной лозы, чтобы вручить его афинскому пастуху Икарию в благодарность за радушный прием. Дионис научил Икария разводить виноград и делать из него вино, но этот подарок не принес пастуху счастья.

    Весть о рождении Дионис и об его опьяняющем напитке люди восприняли со смешанными чувствами. Некоторые тут же с восторгом стали предаваться его культу, другие опасались, как бы из этого чего не вышло, третьи решительно воспротивились ему. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний».) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. На корабле Дионис сбросил оковы, оплел виноградными лозами весь корабль, а сам превратился во льва. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару — вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья).

    Справедливость требует отметить, что для греков Дионис был не только богом вина, виноделия и виноградарства, но и покровителем фруктовых деревьев и кустов, плоды которых он наливал соком, и в конечном счете в нем видели бога плодоносящих сил земли. Поскольку виноградарство и садоводство требуют усердия, тщательности и терпеливости, Дионис почитали как дарителя этих драгоценных качеств и богатства, которое приходит к усердным и умелым. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен — Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. Этим дарам цены не было и нет — но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» — «ничего сверх меры».

    По своему происхождению Дионис — не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский; его второе имя — Бахус — лидийско-фригийского происхождения. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе. Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. По словам Гесиода, супругой Дионис была Ариадна, которую он отбил у Тесея, когда тот остановился на острове Наксос по дороге с Крита. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. также «Загрей» и «Иакх»).

    Культ Дионис в Греции, пишет Плутарх, «вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными». (Один из эпитетов Дионис: «Бромий», т. е. «шумный», «бурный».) Под влиянием восточных культов они кое-где превратились в подлинные вак-

    ханалии в нынешнем смысле слова, их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады). В Беотии и Фокиде эти его почитательницы даже набрасывались на тела жертвенных животных и пожирали сырое мясо, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Подобным образом развивался его культ и у римлян, перенявших его в конце 5 в. до н. э. В 186 г. до н. э. было даже принято специальное постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.

    В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) — в конце марта. В истории культуры прежде всего запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов, облаченных в козлиные шкуры, исполнял песни в сопровождении танца — так называемые дифирамбы. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия — один из ценнейших вкладов греков в общечеловеческую культуру. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис — сатиров. Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия. Многие произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, которые до сих пор не сходят со сцены, впервые были сыграны именно на афинских дионисиях. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия.

    Греческие художники часто изображали Дионис, причем в двух видах: как серьезного зрелого мужчину с густыми волосами и бородой или как юношу. На одной из лучших античных статуй — «Гермес с Дионис» Праксителя (ок. 340 до н. э.) Дионис изображен ребенком. Сохранилось множество изображений Дионис на вазах и рельефах — отдельно, с сатирами или вакханками, с Ариадной, с тирренскими разбойниками и т. д.

    Европейские художники изображали Дионис с не меньшей симпатией, чем античные. Из статуй прежде всего выделяются «Вакх» Микеланджело (1496—1497), «Вакх» Поджини (1554) и «Вакх» Торвальдсена (ок. 1800). Из картин — «Вакх и Ариадна» Тициана (1523), две картины Караваджо: «Вакх» (1592—1593) и «Молодой Вакх» (создан чуть позже), «Вакх» Рубенса (1635—1640, находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже).

    Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами).

    Дионис, статуя которого стояла на сцене каждого античного театра, в новое время опять попал на сцену, в основном — заслугами композиторов. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» — Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» — Массне.

    В современном языке Дионис (Вакх) иносказательно — вино и связанное с ним веселье:

    «Раздайтесь, вакхальны припевы!»
    — А. С. Пушкин, «Вакхическая песня» (1825).

    Мифология вики

    In the coming weeks, this wiki’s URL will be migrated to the primary fandom.com domain. Read more here

    • Боги опьянения
    • Страницы с ошибками в примечаниях

    Дионис

    • Править код
    • История
    • Обсуждение (0)
    Дионис
    РодителиЗевс и Семела
    СупругАриадна , дочь Миноса
    В других мифологияхБахус, Вакх, Liber

    Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья : Дионис. Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Мифология вики, текст Википедии доступен в соответствие с Creative Commons Licensed.

    Диони́с (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Вакх, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).

    До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).

    В римской мифологии ему соответствует Либер (лат. Liber). ( лат . Liber) [* 1] .

    Содержание

    • 1 Мифы о Дионисе
    • 2 Рождение Диониса
    • 3 Старший ДионисКлассическая версия
    • 4 Альтернативные версии
    • 5 Воспитание Диониса
    • 6 Дионис и безумие
    • 7 Индийский поход
    • 8 Сошествие в Аид
    • 9 Плен у Тирренских пиратов
    • 10 Другие предания
    • 11 Персонажи, связанные с Дионисом
    • 12 Возлюбленные Диониса
    • 13 Потомство Диониса
    • 14 Побежденные Дионисом
    • 15 Спутники Диониса

    Мифы о Дионисе [ ]

    Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять:
    Сын Зевса и Персефоны.
    Сын Нила, убил Нису.
    Сын Кабира, царь Азии, в его честь празднества Сабазии.
    Сын Зевса и Селены, в его честь Орфические мистерии.
    Сын Ниса и Фионы, учредитель Триетерид.

    Рождение Диониса [ ]

    Старший Дионис

    Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его карасем.

    Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами. Или родился на склонах Дракана (Крит).

    Альтернативные версии [ ]

    Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), когда Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил ее в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере.

    Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов.

    Воспитание Диониса [ ]

    У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение о воспитании бога.

    Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды.

    Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес его к нимфам в Нису (между Финикией и Нилом). Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща. Воспитан в пещере на Нисе. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.

    В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.

    Дионис и безумие [ ]

    Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших его Ореад и бродил по землям Египта и Сирии. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён. По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.

    Так, по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного Агава была среди этих женщин: она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка.

    В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо.

    Индийский поход [ ]

    Отправился в поход против Индии и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трёхлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества. Первым навел мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз винограда и плюща. О почитании Диониса в Индии рассказывал Мегасфен. По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит Персеем и погребен.

    Сошествие в Аид [ ]

    Дионис спустился в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.

    Плен у Тирренских пиратов [ ]

    Во время плавания Диониса с Икарии на Наксос его похитили тирренские пираты (среди которых были Алкимедонт и Акет), триеру которых он по неосторожности нанял.

    Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями виноградных лоз и плюща и пением флейт. Он явился на палубу в образе медведицы и льва. Пираты от страха попрыгали в море и превратились в дельфинов.

    Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

    По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.

    Другие предания [ ]

    Кроме вина, Дионис изобрел «пиво».

    Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в Мессении, которую назвали Ева.

    Диониса почитали арабы. Когда боги бежали в Египет, превратился в козла.

    Отправился в поход против гигантов (?) вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, почуяв гигантов, заревели, и те убежали. За это Ослы помещены на небо.

    По Еврипиду, Зевс сделал призрак Диониса из эфира и отдал его Гере.

    Дионис – бог виноделия в греческой мифологии

    Дионис, Ба́хус, Вакх, в мифах древней греции бог плодоносящих сил земли, растительности, виноделия и виноградарства, а также покровитель вдохновения. Один из двенадцати правящих олимпийских богов.

    Семья и окружение

    Существуют мифы о различных воплощениях Диониса. Согласно основной мифологической традиции Дионис – сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма и Гармонии – Семелы. Однако известны и другие архаические ипостаси Диониса: Загрей – сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх – сын Зевса и Деметры, связанный с Элевсинскими мистериями.

    Жена Зевса – Гера люто ненавидела Диониса и старалась находить все новые и новые способы отомстить незаконнорожденному сыну Царя Богов. Однако впоследствии Дионис сумел утвердиться среди двенадцати олимпийских богов, в качестве отражения таких черт человеческого характера, как безумие, опьянение, веселье и т.п., и Гере пришлось смириться.

    Возлюбленной Диониса стала прекрасная Ариадна – дочь критского царя Миноса. По известному мифу Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта и научила того, как победить Минотавра. Вместе с Тесеем они сбежали из чертогов царя Миноса, но по пути в Афины герой Тесей бросил бедную девушку. От страшного горя Ариадна готова была расстаться с жизнью, но её спас Дионис. По другой версии, Дионис пришёл во сне Тесею и сказал ему о том, что Ариадна предназначена в жёны ему, Дионису. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове, где после она встретила Диониса. Зевс из любви к своему сыну сделал Ариадну бессмертной богиней. От Ариадны родились Энопион и Фоант.

    Из других возлюбленных Диониса известна Эригона – дочь Икария. Её история очень печальна, Дионис подарил отцу Эригоны вино, которым тот угостил пастухов. Впервые отведав вина, пастухи подумали, что Икарий их отравил и убили его. Эригона покончила с собой, но перед смертью выкрикнула проклятье – чтобы все девушки Афин умирали такой же смертью до тех пор, пока убийцы отца не будут наказаны. Так и случилось. Зевс превратил Эригону после смерти в созвездие Девы.

    Вакх и Ариадна
    Джузеппе Бартоломео Кьяри
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

    Авра, миф о которой изложен в XLVIII песне поэмы Нонна “Деяния Диониса”, дочь титана Леланта и океаниды Перибеи, родила Дионису близнецов Дидимов. Есть версия, что Гименея от Диониса родила Афродита. Сыном Диониса является и бог пиршеств и веселья – Ком (или Комос).

    Неизменными спутниками Диониса являются менады (“безумствующие”). Их называют по-разному: от римского имени Диониса Вакх их называют вакханками; по одному из эпитетов Диониса “Бассарей” – бассаридами; фиадами (“нистовые”) их называют как участниц фиаса, то есть шествующих за Дионисом. Менады – это “безумные” женщины, всегда следовавшие за Дионисом и участвующие в его безудержных пиршествах и празднествах.

    Среди спутников Диониса были и Мелии (нимфы), Корибанты, Сатиры, Титиры. Они неотступно следовали за Дионисом во время его путешествия.

    Нечто почти неуловимое связывает Диониса с его дядей Аидом. Диониса убивают, но он вновь возрождается, он спускается в аид за своей матерью Семелой, чтобы сделать ее бессмертной богиней Фионой. Самому Аиду Дионис дарит мирт (вечнозелёное растение).

    Диониса также часто противопоставляют его брату Аполлону. Тогда как Аполлон представляет собой рациональное начало, соблюдение границ и рамок, духовное развитие, Дионис представляет собой начало животное, не знающее меру, предающееся безграничным удовольствиям и экстазу. Дионис – божество земледельческого круга, связано со стихийными силами земли, тогда как Аполлон – прежде всего божество родовой аристократии.

    Один из самых известных мифов о Дионисе повествует о его рождении. Гера узнав о том, что Семела ждёт от Зевса ребёнка страшно разозлилась. Она обратилась в служанку и внушила Семеле, что её возлюбленный может быть мошенником. Гера уговорила Семелу попросить у Зевса явиться перед ней во всём своём величии. И так как Громовержец пообещал Семеле исполнить любое её желание, он не смог ей отказать. Зевс предстал перед Семелой в ярком сиянии молний и пламени, которые испепелили простую смертную девушку. Остался лишь недоношенный ребёнок, которого его отец зашил в своё бедро, чтобы доносить его до срока. Когда же срок подошёл, Зевс распорол бедро и оттуда появился хорошенький мальчик, которому он дал имя – Дионис.

    Дионис и Сатир (фрагмент)
    Римская копия 120-140 гг. н.э. греческого образца
    Галерея Уффици, Флоренция, Италия

    Согласно сказаниям Брасийцев, Семела всё таки родила Диониса, но Кадм заключил её с сыном в бочку. Бочка была выброшена морем на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитала в пещере его кормилица Ино. Согласно же ахейцам, Дионис был воспитан в городе Месатис, где его подстерегли титаны.

    Зевс отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (по Вакхилиду) или сестре Семелы Ино (по Апполодору). Следующий миф рассказывает о том, что Гера не смогла успокоиться и решила отомстить маленькому ни в чём не повинному Дионису. Так, она наслала безумие на Диониса и на всех, кто его окружал, а после натравила на него титанов из самого Тартара, чтобы они разорвали Диониса на части. Но бабушка Рея-Кибела воскресила малыша и отдала его на воспитание престарелому учителю – Силену. Однако мальчик по-прежнему был безумен. Он нашёл виноградную лозу и научился делать напиток из винограда, вселяющий безумие в любого, кто его выпьет. Силен и Дионис отправились странствовать по Египту и Сирии, чтобы учить людей виноделию, когда же он пришёл во Фригию, Рея-Кибела исцелила его безумие и просила его вернуться на Олимп.

    Но Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники-тирренцы. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Тогда они заковали пленника в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак.

    Повсюду, где был Дионис, он учил людей выращивать виноград и делать вино. Однако сам Дионис не знал меры – его сопровождали безудержное пьянство и насилие. Он требовал признания своего божественного происхождения и мог свести с ума, если его не признавали, или даже убить. Так, например, царь Ликург (сын царя эдонов) отверг Диониса, не признав в нём бога. В безумстве он убил топором своего сына, будучи убеждён в том, что срубает виноградную лозу. После же он был растерзан своими же лошадьми. Сошли с ума и дочери Миния, а в Аргосе Дионис поверг в бешенство женщин. Так же он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан менадами под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.

    Дионис все таки вернулся на Олимп, где был встречен отцом. Он заявил свое право на правление в числе олимпийских богов и тогда Гестия с радостью отдала Дионису своё место. Так Дионис стал одним из двенадцати правящих богов Олимпа.

    Имя, эпитеты и характер
    Бахус
    Микеланджело, 1497 г.
    Барджелло, Флоренция, Италия.

    Имя Диониса встречается на табличках критского линейного письма еще в 14 в до н.э. Дионис (др.-греч. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionusus) или Бахус (Вакхос) – божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившегося в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там.

    Дионис славится как Лиэй (или Лисей) (“освободитель”), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Дионис Бромий (“шумный”), Эвий (“ликующий”), Иакх (“вопль, призыв”), Мельпомен (“поющий”), Никтелий (“ночной”), Ойнос (“вино”) путешествует по миру, ведя за собой шумную толпу последователей и почитателей.

    Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом. Он часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Он был покровителем культурных растений и деревьев. Растительное прошлое Диониса подтверждается эпитетами Эвий (“плющ”) и Дендрит (“древесный”), а также тем, что Дионис являлся умирающим и воскресающим богом также, как и растительная природа.

    Зооморфное прошлое Диониса отражено в его эпитетах Бассарей (“лисица”) и Эгобол (“поражающий коз”). Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей), к нему часто применялись эпитеты “бык”, “быковидный”, “быколикий”, “двурогий” и т.д. Возможно из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг, а до этого времени люди тащили плуг сами. Существует связь Диониса и с козлом, например, в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил мальчика в козлёнка, чтобы спасти от ярости Геры, также на связь Диониса с козлом указывают и спутники Диониса – сатиры.

    Символом Диониса, как бога продородных сил земли, был фаллос, его эпитет Орфос (“прямой”), жертвенник Дионису Орфосу находился в святилище Ор.

    В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

    Дионис совершенно безумен, он пьяница, жёсткий и безнравственный. Он жестоко мстит своим недоброжелателям. Но Дионис – это сильный и храбрый молодой бог. Он даже отправился в Аид, чтобы вывести свою мать из царства теней. Дионис щедрый и милосердный, он всех одаривает талантом виноделия, он простил царя Мидаса и избавил его от своего же дара (царь Мидас попросил Диониса, чтобы все к чему он прикасался превращалось в золото и чуть не погиб от голода).

    Дионис дает вдохновение, возбуждает человека петь, создает поэзию; но поэзия, исходящая от него, имеет характер более страстный, чем поэзия Аполлона. Дионис дает мыслям восторженность, возвышающуюся до дифирамба, дает им живость, силой которой создается драматическая поэзия и сценическое искусство. Но вызываемая богом виноделия экзальтация доводит и до затемнения рассудка, до оргиастического безумия.

    Культ и символика
    Дионис
    Напольная мозаика триклиния “Дома Диониса”, ок. I-IV вв н.э.
    Брешиа, Городской музей Санта-Джулия

    Распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к 8-7 вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.

    Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

    Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями “Вакх, Эвое” они славили Диониса – Бромия (“бурного”, “шумного”), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (по Вакхиллиду). Участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза), разрывали на части и пожирали в сыром виде воплощавшее бога животное (чаще всего быка или козла), приобщаясь таким образом к божеству и достигая “богоодержимости”, становясь “вакхами”. Радения Диониса осуществлялись в значительной мере женщинами, которые в “богоодержимости” становятся “вакханками”, “менадами” (т.е. исступленными), они и терзают Диониса и одновременно пестуют воскресающего бога-младенца. Эта преобладающая роль женщин объясняется тем, что в самые ранние периоды земледелия, когда радения возникли, оно находилось почти исключительно в руках женщин, совершавших таким образом магический обряд укрепления жизненной силы нового бога, от которого, по их верованиям, зависел новый урожай.

    В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. Почитание Диониса перешло из Фракии в Грецию, где для религии Диониса существовала благоприятная почва благодаря распространению сельских культов и обрядов аграрной магии. Однако воспринятая крестьянским населением Греции фракийская религия с ее первобытным недифференцированным характером встретила сильное противодействие со стороны аристократии, идеология которой строилась на “благоразумии” и “умеренности”, на уважении к установленным социальным граням. Но со временем в Дельфах Дионис стал почитаться наряду с Аполлоном. Именно тогда Диониса приняли как сына Зевса, что было обычной формой ассимилирования чуждых божеств с олимпийскими богами. На Парнасе каждые два года устанавливались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады – вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (по Аристотелю).

    В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте-апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе – феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре – январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

    Дионис в искусстве и культуре
    Дионис и Ариадна
    Фреска из Помпей
    Неаполь, Национальный археологический музей

    О Дионисе повествуют XXVI и XXXIV гимны Гомера. Он действующее лицо трагедии Эсхила “Эдоняне”, трагедии Еврипида “Вакханки”, комедии Аристофана “Лягушки” и “Дионис, потерпевший кораблекрушение”. Существовала сатировская драма Эсхила “Кормилицы Диониса”, сатировская драма Софокла “Младенец Дионис”, трагедия Херемона “Дионис”.

    Античное театральное здание в городе Афины, располагающееся на юго-восточном склоне Акрополя – Театр Диониса – один из самых древних театров в мире. Он был построен в V в. до н.э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год – во время малых Дионисий и Великих Дионисий. Фактически эти мистерии дали начало древнегреческому театру. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису возникла древнегреческая трагедия (греч. tragodia, букв. “песнь о козле” или “песнь козлов”, т.е. козлоногих сатиров – спутников Диониса).

    Сюжеты мифов о Дионисе отображены в скульптуре, вазописи, литературе и живописи (в особенности эпохи Возрождения и Барокко). Художники изображали вакхические празднества, полные веселья и дикого разгула, в котором принимала участие вся свита Диониса. К этому сюжету обращались А. Дюрер, Тициан, Джулио Романо, Пьетро де Кортона, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Николя Пуссен и другие. Наиболее известные статуи 18-19 в.в. – “Вакх” И.Г. Даннекера и Б. Торвальдсена.

    К культу Диониса обращались и композиторы 19-20 веков – А.С. Даргомыжский “Торжество Вакха”, К. Дебюсси “Триумф Вакха” и опера “Дионис”, опера Ж. Масне “Вакх” и др.

    Мифы о Дионисе оказали огромное влияние на творчество Фридриха Ницше, где открывается особое представление дионисийского начала (см. “Рождение трагедии из духа музыки”).

    В современности

    (3671) Дионис – околоземный астероид из группы “аполлонов”, орбита которого пересекает орбиты Земли и Марса. Был открыт 27 мая 1984 года американскими астрономами Кэролин и Юджином Шумейкерами в Паломарской обсерватории.

  • Ссылка на основную публикацию