Массовая культура – признаки, функции, виды и характеристики, примеры

Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды

Что такое массовая культура?

Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.

Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.

Термин «массовая культура» впервые использовал немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер в 1941 году, а так же американский писатель Джон Данн Макдональд в 1944 году. У термина довольно противоречивая природа. Под массовой культурой можно понимать «культуру для всех» и «не совсем культуру». В определении данного понятия делается акцент на широком распространении, наличии общего доступа, легкости изучения и понимания.

Примеры массовой культуры

Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:

  • телевизионная передачи — например, «Пусть говорят», «Давай поженимся»;
  • сериалы и фильмы, которые снимаются для просмотра подавляющим большинством зрителей, например, сериалы «Улицы разбитых фонарей» или более молодежные «Сумерки». Фильмы — «Американский пирог», «Мстители».
  • желтая пресса, например, журнал «Стар-хит», или «Постер. Все звёзды».
  • книги, которые не подразумевают серьезных интеллектуальных усилий для их прочтения, например, детективы Дарьи Донцовой, или книги про фантастику — «Звёздные войны».
  • шоу развлекательного характера, например, «Форд-Боярд».
  • поп-музыка — песни «Верки Сердючки», группы «Блестящие», или более современные и молодёжные исполнители — «Моргенштерн», «Егор Крид».
  • коммерческие спортивные передачи, другие представления, ориентированные на массового зрителя. Например, состязание по боксу между звездами «Король ринга» или «Танцы со звёздами».

Признаки массовой культуры

Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):

  • создатели массовой культуры ориентируются на вкусы и предпочтения основной массы населения, потакают им. Для создания массовой культуры учитываются современные тенденции, во внимание берутся досуги и хобби основной массы населения, условия их общения, темы для обсуждения и т.д;
  • цель массовой культуры – получение прибыли. Массовая культура, как правило «пропитана» деньгами и ориентирована на них;
  • для поп-культуры характерны простота и легкость. Она касается лишь эмоций, событий, которые люди понимают, вызывают у них интерес.
  • массовой культуре характерна недолговечность. Происходит постоянное изменение вкусов и предпочтений людей, а массовая культура «подхватывает» сменяющиеся тенденции, гонится за ними;
  • массовой культура доносится до людей через СМИ, интернет, социальные сети, компьютерные игры;
  • авторами массовой культуры могут быть и простые люди без соответствующего образования, таланта.

Как возникает массовая культура?

Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.

Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:

  • массовизация труда, отдыха;
  • возникновение новой современной категории – масса;
  • улучшение статуса рабочего класса;
  • увеличение границ действия демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.

Почему массовая культура так популярна?

Массовая культура пользуется большой популярностью. Это обусловлено использованием усредненного, универсального языка общения, который понятен человеку любого уровня образования и любой профессии. Кроме того, причина популярности массовой культуры связана с устройством самого человека, речь идёт о некоторой пассивности сознания многих участников общественности, отсутствие у них желания принимать активное духовное, умственное участие процессах социального характера. Вместо этого преобладает желания только лишь потреблять «готовый» продукт культуры. Еще одна причина – наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь. Третья причина – поиск понимания, сопереживания своим проблемам со стороны других людей.

Причиной известности массовой культуры можно так же назвать массовизацию жизни в период ХIХ-ХХ веков. Для данного времени характерно повышение роли масс людей в разных жизненных областях. К ним можно отнести экономическую и политическую деятельность, управление. Испанский философ и публицист Ортега-и-Гассет сформулировал следующую трактовку категории «масс»: масса – толпа, представляющая собой в количественно, зрительном отношении большое количество, которое в рамках социологии и принято называть массой. Масса — средний человек. Общественность всегда была подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – определенное количество значимых лиц. В качестве причины появления формирования массы на Ортега назвал как раз низкое качество культуры.

Плюсы и минусы массовой культуры

Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:

  • позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях;
  • произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов;
  • соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.

Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:

  • снижение общего уровня духовной общественной культуры;
  • стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты;
  • пассивное потребление;
  • формирование стереотипов в сознании человека;
  • создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ;
  • навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.

Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.

Заключение

Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.

Массовая культура: истоки, функции, примеры

Массовая культура (поп-культура) — это система массовых ценностей, в основе которых лежит: развлекательный характер произведений, узнаваемость, массовость (массовое потребление), простота смыслов, ориентация на эмоции, легкая доступность. Далее мы на примерах раскроем эти черты, виды и ее функции для общественных отношений.

Умение отличать разные формы культуры друг от друга — крайне важный навык при решении тестов по гуманитарным дисциплинам. Если вы этого не умеете — пиши пропало. В этой статье мы ответим на вопросы: в чем истоки появления, особенности массовой культуры, функции, рассмотрим примеры. Устраивайтесь поудобнее.

Алексей Николаевич Ильин предлагал рассматривать массовую культуру как совокупность субкультур, по причине того, что каждая субкультура не имеет общего с остальными, как написано в статье на тему «Массовая культура и субкультура: общее и особенное» в журнале «Социс» за 2010 год. Также Ильин утверждал, что многообразие субкультур указывает на гетерогенность культурного общества, его разносторонность.

Истоки возникновения

Массовая культура возникает в связи с появлением в начале XX века стандартизированного производства. А его появление напрямую связано с промышленным переворотом и индустриализацией в странах Западной Европы и США, с появлением индустриального общества. Такое цеховое производство сделало возможным штамповку однотипных вещей — убогих в художественном плане, но зато доступных обычному люду и даже беднякам.

Так, автомобиль в первой четверти прошлого века благодаря заводам Генри Форда — стал примером массовой культуры. Речь идет о модели «Т».

Также распространение ценностей и произведений массовой культуры было бы невозможным без появления грамотного населения.

В 1870-1890 гг. в Великобритании, а затем и в других европейских странах приняли закон об обязательной грамотности населения. Стали появляться дешевые популярные газеты и журналы, комиксы. Кинематограф — стал важным видом обывательского искусства. Далее появился граммофон, положивший начало попсовой музыке. Затем уже пошло телевидение, спутниковая связь, кассеты, компакт-диски, а на сегодняшний день и компьютер с сетью Интернет — является окном не только в культуру pop, но и в другие ее формы.

Далее,после Второй мировой войны, стали возникать субкультуры. В СССР появились стиляги, в странах Западной Европы и в США — хиппи, рокеры, байкеры, яппи…. Особенно на появление субкультур повлияли два события: Карибский кризис и сексуальная революция. После первого события молодежи стало ясно, что завтра у них может и не быть. Старые, традиционные ценности (семья, любовь, дом, карьера) стали неактуальными. Какой в них прок, если завтра может не быть?

Сексуальная революция внесла свою лепту в борьбу за равенство полов и за срыв шаблонов. Новые музыкальные поп-группы активно демонстрировали новые ценности: фрилав, открытость, сексуальную полигамность. Собственно, стоит включить сегодня любой музыкальный канал и убедиться в правдивости этих слов.

Плохо это или хорошо — судить точно не мне. Массовая культура оказала колоссальное влияние на раскрепощение населения: люди стали более открыто говорить о войне, смерти, любви. Стало больше личной свободы: прожить жизнь с одной женщиной, одним мужчиной, ходить всю жизнь на одну и ту же работу, жить и умереть в одном и том же доме стало не интересно, тупо и больно. Как вы считаете: чего она привнесла больше — плохого или хорошего? Чего конкретно? Пишите в комментах!

Основные признаки и функции

Основные признаки этой культуы в отличие от элитарной:

  1. Массовое потребление.
  2. Элементарные отношения между людьми, основанные на инстинктах, обычном общении.
  3. Наличие развлекательного характера, чувственности, эмоциональности.
  4. Натуральное изображение в художественных изображениях.
  5. Культ личности, индивидуальности и успеха.

Характеристика:

  1. Ориентация на эмоциональность коллектива.
  2. Легкодоступность; традиционность.
  3. Интерес.

Принято выделять три основных уровня:

  1. Кич – («низкая») культура . Характеристика: ущербная подача информации, наличие стереотипных идей, ориентация на скучную жизнь человека;
  2. Мид – культура ( включает черты традиционных ценностей и обыденных);
  3. Арт – культура (высокий уровень культуры, нацеленных на самообразование аудитории). Культура, в которой присутствуют художественные и эстетические ценности.

Направления и функции:

  1. Детство (производство различных товаров для детей, воспитание ребенка).
  2. Образовательная школа (приобщение к знаниям, формирование ценностных ориентаций).
  3. Средства массовой информации (формирование общественного мнения, манипуляция).
  4. Досуг от художественной литературы, представлений, спорта (все, что способствует отдыху).
  5. Оздоровительный досуг (курорты, туризмы, услуги и т.д.).
  6. Реклама, мода (формирование престижного образа).
  7. Игровая индустрия (развитие быстрой реакции).
  8. Словари, справочники, энциклопедии, библиотеки (популяризация знаний).

Примеры

Когда я на своих занятиях говорю про массовую культуру, про ее примеры, то обычно начинаю с музыки. Вот что из себя представляет современная поп-музыка? Если говорить о песнях, то в современных песнях три основных сценария.

Сценарий первый: ты меня не любишь, я люблю — драма.

Сценарий второй: ты меня любишь, я тебя нет — вторая драма.

Сценарий третий: а у нас все пучком 🙂

А клубная музыка? Вот ди-джей елозит пластинкой по игле — вот это музыка и называется! Сплошная примитивщина. Есть, конечно хорошая музыка, но ее крайне мало.

Если говорить о кино, то как верно заметил один мой друг: если бы в фильме вместо героев бегали бы красные и синие человечки — был бы тот же самый смысл! Современное голливудское апеллирует к эмоциям и инстинктам аудитории: боевики — к насилию, драмы — к инстинкту размножения и чувству собственничества, юмор, в комедиях юмор — ниже пояса, а любые ужасы апеллируют к инстинкту выживания. Именно такая кинопродукция очень хорошо продается. Но это ж сплошная биология! Вот именно.

Ну, ребят, если кино сейчас снимают по комиксам и делают ремейки на ремейки — о чем это говорит? Кризис идей? Да бред! Что у нас мало классики для экранизации?! Да нет же. Просто, что продается, про то и снимают. Так что думаю, что с примерами массовой культуры проблем возникнуть не должно.

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Определение массовой культуры

Массовая культура — это форма культуры , ориентированная на широкого потребителя. Ее основная цель — коммерческий успех.

Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.

К произведениям массовой культуры относятся:

популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;

средства массовой информации;

Концерт поп-певца Джастина Бибера. Фото: Reuters

Первыми термин «массовая культура» стали использовать в 1940-е годы Марк Хоркхаймер и Дуайт Макдональд. Синоним — поп-культура.

Развитие массовой культуры

Развитие массовой культуры связано с переходом от традиционного к индустриальному обществу . Благодаря промышленному производству появилась возможность массово тиражировать популярные произведения. Новые технологии позволили дешево издавать книги, печатать репродукции картин, записывать музыку на пластинки. Радио, кино и телевидение дали возможность быстро охватить многомиллионную аудиторию.

Так наряду с народной культурой и элитарной культурой «для богатых и образованных» появилась массовая культура — для всех, кто способен заплатить за доступ к ней небольшие деньги.

В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.

Признаки массовой культуры

Произведения массовой культуры создаются профессионалами — так же, как и произведения элитарной. В отличие от народной культуры, авторы известны по именам, не анонимны.

Массовая культура ориентируется не на узкий слой ценителей, а на максимально широкий круг потребителей. Массовая культура демократична.

Масскульт отличается простотой форм и стандартизированностью, его произведения должны быть понятны человеку без специальной подготовки.

Массовая культура ориентирована на коммерческую выгоду. Главный критерий ее успеха — востребованность аудиторией. Поэтому поп-культура подчиняется законам спроса и предложения .

Преимущества и недостатки массовой культуры

Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит поп-культура — пользы или вреда?

Вот что можно сказать в защиту массовой культуры:

Она отличается демократичностью, доступна каждому.

Напрямую обращается к человеку, учитывает его желания и интересы.

Помогает ориентироваться в современном мире, утверждая простые и понятные представления.

Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.

Лучшие ее произведения становятся достижениями «высокой» культуры.

В то же время массовую культуру критикуют за то, что она:

Потакает невзыскательным вкусам, «снижает планку» вместо того, чтобы делать людей лучше.

Ориентирована на пассивное потребление, а не на размышление или творчество.

Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает мифы.

Унифицирует мысли и образ жизни.

Создает искусственные потребности, формирует «общество потребления».

Девочки в Боливии фотографируются на фоне фигуры Капитана Америки из «Мстителей». Фото: Reuters

Связь массовой культуры с народной и элитарной

Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.

Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной

Например, популярный артист (массовая культура) может вдохновляться классической музыкой (элитарная культура). Так, рэпер Warren G в 1997 году выпустил сингл Prince Igor, где использовал фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (фрагмент называется «Половецкие пляски», в нем звучат слова «улетай на крыльях ветра»).

The Rapsody feat. Warren G & Sissel – Prince Igor

А вот пример заимствования из народной культуры: группа «Иван Купала» пишет электронную музыку, в основу которой положены аутентичные народные песни, зафиксированные этнографами. Самая известная композиция группы — «Кострома», ее использовали даже на церемонии закрытия Олимпиады-2014 в Сочи.

Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры

Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.

Так, кассовые фильмы, созданные лучшими режиссерами, сценаристами и актерами, с годами становятся классикой мирового кинематографа.

«Крестный отец» – пример коммерчески успешного фильма, ставшего признанной классикой. Paramount Pictures / Кинопоиск

Элитарная культура со временем может быть усвоена массами

Со временем элитарные произведения, ориентированные на узкий круг ценителей, могут стать понятнее массам. Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве.

Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 год

Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.

Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 год

Сегодня импрессионизм — одно из самых узнаваемых направлений в изобразительном искусстве, поэтому его активно использует массовая культура. Картины упомянутых художников знает любой школьник. Ежегодно продаются миллионы репродукций и сувениров с этими изображениями, а в смартфонах есть приложения, позволяющие превратить свое фото в стилизованную «картину в духе импрессионизма».

Суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с ответами

В ЕГЭ по обществознанию регулярно встречаются вопросы о трех формах культуры. Нужно хорошо знать признаки произведений масскульта и уметь выбрать их из списка. Разберем несколько заданий из экзаменов прошлых лет:

Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Правильный ответ: 123

Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Правильный ответ: 146

За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развивают традиции народного вокального творчества
2) исполняют композиции собственного сочинения
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
Правильный ответ: 3

Лигостаев Александр Георгиевич

Массовая культура — это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Содержанием массовой культуры является продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции — массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.

Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Предпосылками этого стати постепенное повышение статуса городского рабочего класса и расширение демократических институтов — более широкое вхождение трудящихся в активную гражданскую жизнь, а также распространение всеобщей грамотности населения. Поэтому начало массовой культуры отсчитывается с 1870-1890-х гг., когда сначала в Великобритании, а затем в других европейских странах были приняты законы об обязательной всеобщей грамотности населения. В силу этого массовая культура неразрывно связана со средствами массовой коммуникации. Вначале использовались технические возможности полиграфической промышленности — дешевые популярные газеты и журналы, дешевые книжки — беллетристика (любовные и детективные романы) и комиксы. Кинематограф, изобретенный в конце XIX в., до сих пор остается важнейшим средством массового искусства. Он доступен всем, не требует даже элементарной грамотности для своего восприятия. Тогда же появился граммофон, породивший легкую музыку — еще один раздел массовой культуры. Далее технические возможности массовой культуры многократно возрастали — телевидение, спутниковая связь, десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков, а теперь персональные компьютеры, сеть Интернет.

Появление массовой культуры означало не просто появление еше одного типа культуры наряду с уже сложившимися — изменился способ функционирования всей культуры. Вследствие того что постепенно уходили старые формы социальности, патриархальные связи между людьми, жившими в маленьких мирках (небольших поселках и деревнях) с привычными ориентациями и традиционными ценностями, началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет, появились крупные города, жизнь значительной части населения существенно изменилась, главное — увеличилось время для отдыха за счет как сокращения рабочего времени, так и развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу.

Соединение культуры с развлечением определило главные особенности предметов массовой культуры. Они должны быть занимательными по содержанию и эффективными по форме, иметь всегда четкий сюжет с интригой и принадлежать конкретному жанру. Исходя из этого можно определить основные признаки массовой культуры:

серийный характер предметов се потребления;
примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;
развлекательность, забавность, сентиментальность;
натуралистическое изображение и смакование насилия и секса в произведениях художественной культуры;
культ сильной личности, культ жизненного успеха.

В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты. Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни — отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.

Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пиша, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.

Массовая культура становится фундаментом мировой культуры, стирая и устраняя национальные границы. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Можно сформулировать основные характеристики массовой культуры:

ориентированность на гомогенную аудиторию: о опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: О эскапизм — бегство от действительности;
быстродоступность и быстрозабываемость;традиционность и консерватизм;
оперирование средней языковой семиотической нормой;
занимательность.

Критики, долгое время оценивая массовую культуру, говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивали низкопробность, пошлость ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики, ее ориентацию не на творчество, а на потребление, на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, на воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства. К числу основных отрицательных качеств массовой культуры критики также относят ее преимущественно развлекательный характер, отмечают, что лишь немногие ее произведения затрагивают вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях, указывают на низкий профессиональный уровень многих ее произведений, не обладающих эстетической ценностью и формирующих массовое мировоззрение с некритическими убеждениями и взглядами.

В этих утверждениях есть определенная доля истины. Но стоит помнить и о том хорошем, что несет с собой массовая культура. Во-первых, благодаря ей достигнута всеобщая грамотность населения, культурные ценности стали доступны большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Во-вторых, массовая культура играет значительную роль в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Тогда тоже были и средняя, и низовая культуры, которые до нас не дошли, а шедевры — это единичное явление в любую эпоху, причем их выделение — всегда дело времени; и в современной культуре большая часть произведений отсеется, а настоящее искусство останется.

В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.

Кич-культура — массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. К основным характеристикам кича относят: упрощенную подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

Мид-культура – массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

Арт-культура — массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

В последнее время массовая культура все более ориентируется на мид-культуру — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к эти- зации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

Среди основных направлений массовой культуры нашего времени выделяют:

индустрию детства — производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей;
массовую общеобразовательную школу, которая приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, а также одинаковые стереотипы;
средства массовой информации, сообщающие широким слоям населения текущую информацию, дающие ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей;
систему национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующую политическую благонадежность основной массы населения;
массовые политические движения и партии, использующиеся представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;
мировую социальную мифологию — квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, которые дают простые объяснения всех современных проблем. Именно так появились мифы мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и проч.;
индустрию развлекательного досуга, в частности массовую художественную культуру (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки и т.д., что способствует психической разрядке;
индустрию оздоровительного досуга — курорты, спортивный туризм, массовую физкультуру, косметические фирмы и услуги;
индустрию интеллектуального и эстетического досуга — «культурный» туризм, художественную самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения, что продолжает сохранившуюся с XVII! в. просветительскую тенденцию;
рекламу, моду, которые формируют в общественном сознании стандарты престижного образа жизни, стимулируют и управляют потребительским спросом на веши, услуги, идеи;
игровые комплексы, развивающие быстроту реакции, приучая человека к современному темпу и ритму жизни;
словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, рассчитанные на массового потребителя и популяризирующие современные знания.

Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.
————————————————————————————–

Массовая культура продолжение
Среди осн. направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие:
индустрия “субкультуры детства” (детская лит-ра и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сооб-ве;
массовая общеобразоват. школа, тесно коррелирующая с целевыми установками “субкультуры детства”, приобщающая учащихся к основам научных знаний, филос. и религ. представлений об окружающем мире, к истор. социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, “растолковывающие” рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ “заказчика”, т.е. фактически формирующие обществ, мнение по тем или иным проблемам в интересах данного “заказчика”;
система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, “патриотического” воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеол. ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая полит, благонадежность и желат. электоральное поведение людей, “мобилизационную” готовность об-ва и т.п.;
массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерич. “патриотизм”, социальная демагогия, квазирелиг. и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций (“наши — не наши”), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастич. объяснениям (“мировой заговор”, “поиски инопланетян” и т.п.), что в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рац. постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
массовые полит, движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит. манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые полит, акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им полит, программ, на поддежку к-рых их мобилизуют методом нагнетания коллективного полит, или националистич. психоза;
система организации и стимулирования массового потребит, спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит, ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ, сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы “элитных” образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления разл. социальных благ в самоцель существования;
индустрия формирования имиджа и “улучшения” физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физич. реабилитации, сфера мед. услуг и фармацевтич. средств изменения внешности, пола и т.п), являющаяся специфич. областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физич. данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеол. установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физич. подготовленностью;
индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру (приключенч., фантастич. и “бульварная” лит-ра, аналогичные “развлекат.” жанры кино, карикатура и комиксы в изобразит, искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие “разговорные” жанры эстрады, синтетич. виды шоу-индустрии, худож. кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротич. шоу, индустрия курортных и “культурно”-туристич. услуг, проф. спорт (как зрелище) и т.п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом “субкультуры детства”, только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются техн. приемы и исполнит. мастерство “высокого” искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и худож. содержания, адаптированного к невзыскат. интеллектуальным и эстетич. запросам массового потребителя, используются средства техн. тиражирования этой продукции и ее “доставки на дом” потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психол. релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомит, ритмикой социальных процессов повседневности, а также ряд иных, более частных направлений М.к.
В отеч. обществ, сознании сложилось стереотипное представление о М.к. как о явлении исключительно зап. (преимущественно амер.) происхождения. В действительности и осн. массив советской офиц. культуры (“социалистической по содержанию”) вполне соответствует критериям М.к., но только специфич. “тоталитарного” типа, ориентированной на политико-идеол. манипулирование сознанием людей, социальную демагогию в виде непосредств. агитации и пропаганды информ., худож. и иными средствами, на инициирование “мобилизационных” и милитаристских настроений в об-ве, революц. мифологию “социальной аскезы” и т.п.
Хотя М.к., безусловно, является откровенно инфантильным “эрзац-продуктом” специализированных областей культуры, тем не менее этот феномен порождается очень важными объективными процессами общей социокультурной трансформации сооб-в, при к-рых социализирующая и инкультурирующая функции традиц. обыденной культуры, основывающейся на обобщенном социальном опыте доиндустриальной эпохи, утрачивает методич. эффективность и содержат, актуальность. При этом М.к. фактически принимает на себя функции первичной (неспециализированной) инкультурации личности и, вполне вероятно, представляет собой некое эмбриональное проявление созревающей обыденной культуры нового типа, аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном и постиндустриальном этапах социальной эволюции, разумеется, еще не прошедшей процесса истор. селекции, аксиологизации наиболее эффективных и отбраковывания социально неприемлемых черт и форм.

Что такое массовая культура — современное состояние

Массовая культура – понятие довольно обширное. Недавно появившись в жизни людей, она оказывает сильное влияние на нашу жизнь, мировоззрение, мировосприятие. Подробно о том, что из себя представляет поп-культура, разобрано в данной статье.

Определение и возникновение массовой культуры

Массовая культура – одна из форм культуры, которая получила широкое распространение среди среднего класса за счет своей стандартизации, то есть она не учитывает различия между региональной, расовой и религиозной принадлежностью. В основном отличается своим усредненным вкусом и увлеченностью эфемерными рекламируемыми продуктами.

Литература, искусство, СМИ, спорт, кино, музыка – все это составляющие элементы культуры большинства, масскультуры.

В период развития буржуазного общества стала формироваться система массовых коммуникаций. Появление транспортных средств, общедоступных форм образования, создание научных институтов и академий для профессионального искусства – все это способствовало быстрому распространению ценностей культуры среди масс.

Культура сменила “локальный” статус на “национальный”. Со временем ее функционирование в рамках национального государства расширяется до межнационального уровня. Впоследствии сформировался некий общественный слой, названный “средним классом”.

Три главные ценности среднего класса:

  • стремиться к успеху;
  • обладать частной собственностью;
  • отстоять свои права и свободу у государства и общества.

С того момента, как человеческая цивилизация зародилась на планете Земля, вместе с ней появились зачатки масскультуры.

Предпосылками к эволюции массовой культуры стали:

  • принятие в конце 19 столетия закона о “всеобщей грамотности” в Британии;
  • появление печатной культуры – Галактика Гуттенберга;
  • распространение в европейской литературе новых жанров романа, написанных простым слогом – детектив, приключения, авантюра.

Основная массовизация жизни произошла на рубеже 19-20 столетия. Капитализм, сопровождаемый экономическим и технологическим подъемом, сокращением рабочего дня, стирание классовых границ заложили фундамент для формирования общества потребления.

В 21 столетии мало что изменилось, за исключением качества поступаеющей информации. Массовая культура сегодня повысила свой уровень, по сравнению с 20 веком.

Структура и характеристики

Главная цель масскультуры – заработок. Самореализация не является основополагающим аспектом. Наоборот, коммерция является движущей силой для эволюции массовой культуры. Зная, что хочет получить толпа, производители создают или совершенствуют товары потребления.

Возникновение массовой культуры породило разнообразие простых и общепонятных форм:

  1. СМИ – телевидение, ток-шоу, газеты, журналы, новостные сайты.
  2. Публицистика, киноиндустрия – причем в таких формах, которые дословно разжевывают и объясняют смысл, не заставляя ломать голову над сюжетом.

Признаки массовой культуры:

  • упрощенные стандарты подачи информации;
  • конвейерное производство;
  • культ успеха (эксплуатация сказки “Золушка”);
  • определенная эмоциональная подача;
  • реалистичная визуализация.

Роль и влияние

Возникновение массовой культуры и последующая ее эволюция способствовали тому, что сегодня она оказывает огромное влияние на развитие общества.

В 21 столетии благодаря СМИ массам навязываются определенные ценности, что влияет на формирования такого понятия, как нравственность. Снабдив общество определенной информацией, можно кардинально повлиять на умонастроение толпы.

Плюсы и минусы массовой культуры представлены в таблице.

ДостоинстваНедостатки
Повышение общей грамотности населенияНизкое качество продуктов потребления (заштампованные шоу, которые основываются на юморе “ниже пояса”, насилии или обсуждение сплетен)
Доступ к любой информации дает шанс человеку выбрать ту жизнь, которую он хочет (изучение языков, путешествия, возможность обосноваться в другой стране)Из-за некачественного “товара” у населения формируется соответствующий вкус и низкие требования к искусству
Возможность реализации для каждого
Самосовершенствование (культура и искусство теперь доступны каждому)

Массовая культура может стимулировать как проявление положительных качеств (история из жизни спортсменов, путешественников, композиторов и фильмы, несущие познавательный характер), так и отрицательных (пошлое чувство юмора, слепое следование навязанным стереотипам и брендам).

Функции массовой культуры

Масскультура довольно эфемерное направление – ежегодно меняющиеся бренды одежды, стили архитектуры, музыкальные группы и т. д.

Так или иначе, это направление культуры несет в себе определенные функции, которые остаются до сих пор неизменными:

  1. Воспитательная – содержание литературных произведений, сериалов, театральных постановок знакомит людей с такими понятиями, как добро, зло, щедрость, милосердие, дружба, любовь и т. д., закладывая фундамент нравственного кодекса.
  2. Адаптивная – синтез приспособления и включение личности в жизнь общества.
  3. Интегративная – культурный обмен между разными обществами.
  4. Образовательная – среди информационного мусора можно найти полезные передачи, каналы или подкасты, которые снабжают зрителей нужной информацией для интеллектуального развития.
  5. Развлекательная.
  6. Самореализация – социальные сети стали полем для творчества любого желающего.

Скрытые угрозы

Массовая культура таит в себе скрытые угрозы. Привитая массам шаблонность мышления, делает общество “стадом”, которым легко манипулировать.

Подражание культуре привилегированных слоев пагубно сказывается на духовном развитии общества.

Для достижения основной цели (коммерция) товары навязываются людям за счет активной рекламной деятельности. В результате общество приобретает зачастую абсолютно не нужную или непригодную для употребления продукцию.

В сознание человека поступает невероятно большой объем информации, который не успевает пройти качественную обработку. В результате более 50% новостных сообщений, рекламы и т. д., не пройдя процесс осмысления, стираются из памяти.

Но на эту совершенно ненужную сумбурную информацию человек тратит большую часть дня. Так проходят недели, месяцы, годы. А время остается выброшенным на ветер.

Религиозные институты тоже оказались под давлением. Например, в Канаде, власти требуют включить в программу обучения в католической церкви уроки полового воспитания. В Шотландии церковь одобрила однополые браки. Так как масскультура не дает точную оценку нетрадиционным бракам, институт семьи тоже находится под ударом.

Виды культур и их сравнение

Помимо массовой культуры, существуют:

  • культура привилегированных групп – элитарная;
  • народная.

Функции трех направлений различны между собой, хотя сегодня наблюдается смешение этих видов.

Элитарная культура

Это понятие произошло от слова “элита”. Это меньшинство, уникумы, которые обладают высоким интеллектом, определенным уровнем эстетических и творческих качеств, использующихся на благо общества.

  1. В процессе создания участвуют только профессионалы, высококвалифицированные люди.
  2. Получаемый продукт подходит для людей, наделенными особым знанием и требует глубокого осмысления.
  3. Аудитория немногочисленна из-за сложности восприятия информации, но достаточно образована для понимания происходящего.
  1. Авторами, участвующими в создании произведений, являются только гении, таланты, невероятно одаренные люди, которые могут сотворить шедевры.
  2. Открытие новых граней художественного языка. Новые формы самовыражения. Креативность, глубина и сложность.
  3. Никакого конвейерного производства. Только индивидуальный, уникальный почерк.
  4. Чаще авторы изначально бывают непонятыми, но после смерти обретают широкую известность.
  5. Полное соответствие между формой и содержанием. Только гармоничное сочетание двух сторон произведения дает ему право называться элитарным.

Народная культура

Это направление создается анонимными авторами, а живет за счет соблюдений традиций. Главные отличительные черты:

  • некоммерческий характер;
  • крепкая связь с конкретной нацией;
  • простое и понятное изложение.

Создаваемая не профессиональными творцами, не исключает высокий уровень мастерства.

  1. Следование традициям, а следовательно консервативность.
  2. Анонимность. Безликость.
  3. Передача от человека к человеку.

Народное творчество эволюционирует и существует само по себе, не нуждаясь в социальных институтах.

Современное состояние

Современная поп-культура по сравнению с предыдущими десятилетиями совершила большой рывок вверх. У авторов проявляется индивидуальный почерк, большинство передач и шоу несут в массы информацию о необходимости духовного развития, пацифизма, взаимоуважения, поднятия своих энергий, чистоте помыслов.

Литература не отстает от телевидения. Сегодня большую популярность имеют книги о духовном развитии, вегетарианстве, смысле жизни, способах исцеления от всех болезней.

Было выявлено три направления современной поп-культуры:

  1. Арт – высокое художественное содержание.
  2. Китч – низкопробный продукт массовой индустрии.
  3. Мид – средний уровень. Синтез традиций и масскультур.

Массовая культура – сложный, многогранный термин. Ее форму невозможно загнать в жесткие рамки. Оказывая огромное влияние на людей, она задает направление обществу, которое либо пойдет по пути развития, либо начнет деградировать, превращаясь в безмолвную толпу.

Что вам известно о массовой культуре современности? Какая форма самовыражения вам близка? Расскажите об этом в комментариях и не забудьте поделиться статьей в социальных сетях, сохраните ее в закладках.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

Массовая культура как инструмент управления обществом.

Массовая культура — признаки, функции, виды и характеристики, примеры

Массовая культура (популярная культура) — идеи, установки и взгляды, присущие большинству людей. Это бесконечный поток развлечений и информации, которая соответствует интересам и потребностям широкой аудитории. Популярная культура является отражением общества. Она показывает специфику мышления, систему ценностей, потребности, страхи и желания людей. Этот вид культуры проник во все сферы деятельности человека, стал неотъемлемой частью быта.

Определение и возникновение масскультуры

Согласно понятию из обществознания, масскультура определяется как совокупность потребительских элементов со всего мира. Они производятся в промышленных масштабах. Это повседневная культура общества, которую потребляют миллионы людей, залы, стадионы.

Родиной масскультуры считают США. Символ эстетики поп-культуры — Голливуд. Оттуда спустя несколько или десятки лет в Россию приходят молодежные субкультуры, стандарты красоты и моды, ценности.

Масскультура — продукт индустриального общества. Она появилась в начале XX века. Объяснить ее зарождение можно через анализ предпосылок формирования:

  • массовизация труда, отдыха;
  • появление новой социальной категории — масса;
  • повышение статуса рабочего класса;
  • расширение демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • вхождение рабочих в гражданскую жизнь.

Временем появления поп-культуры считают 1870—1890-е годы. В это время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон об обязательной общей грамотности населения. Его можно считать истоком повседневной культуры.

Масскультура не может существовать без средств массовой коммуникации. Идеи транслируются через три направления, каждое из которых имеет свою специфику:

  • Газеты, радио, телевидение, блоги, социальные сети и другие СМИ. Воздействуют на общество регулярно, но изолированно (на отдельные группы).
  • Реклама, кино и другие средства массового воздействия. Влияют на среднестатистического потребителя, действуют не регулярно.
  • Телефон, интернет и другие технические средства коммуникации. Служат для передачи личной информации, воздействуют на отдельные единицы.

    Для поп-культуры актуально основное условие рынка — «спрос рождает предложение». Людям дают то, что они хотят видеть, трогать, чувствовать. Общество и популярные идеи воздействуют друг на друга.

    Коммерция — главный элемент культуры. Зрители готовы платить деньги за то, чтобы их отвлекали от проблем чем-то незаурядным, вносили разнообразие в жизнь, развлекали.

    Структура и характеристики

    Масскультура понятна и доступна каждому человеку, но достигается это за счет разных форм подачи информации. Желтая пресса и телевизионные шоу объясняют простым языком насущные проблемы, фильмы и музыка развлекают, отвлекают от житейских вопросов, реклама и мода продвигает идеи потребления, мифы о чьей-то исключительности или счастливом будущем вселяют людям веру в себя.

    Стоит подробнее раскрыть основные черты масскультуры. Чтобы дойти до широкой аудитории, продукт должен соответствовать ряду критериев: тиражирование, визуализация, усредненность и простота, стереотипность сюжета, универсальность, эмоциональность подачи.

    К признакам массовой культуры относится:

    • серийность выпуска продуктов (конвейерное производство);
    • примитивные стандарты жизни, отношений;
    • забавное, чувственное, сентиментальное содержание с нотками юмора;
    • реалистичное изображение и многократное повторение сцен насилия и секса;
    • культивирование физической силы и успеха.

    Масскультура играет чувствами людей, воздействует на эмоции, поднимает темы дружбы и любви, счастья, наводит ужас, старается вызвать страх. Красочность подачи и систематичность влияния усиливает эффект.

    Роль и влияние

    На рубеже XX и XXI веков поп-культура стала пониматься как обязательное условие развития общества. Для нее характерно взаимовлияние и взаимодействие с идеологией, экономикой страны. С одной стороны, общественные идеи стали доступны и понятны даже в удаленных городах, низших слоях. С другой стороны, стало проще манипулировать сознанием населения. И этим начали пользоваться некоторые организации, в том числе политические, ради усреднения общества, формирования выгодной и удобной аудитории.

    Отдельно стоит отметить влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Критики и культурологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что это: достижение или деградация. Исследователи выдвигают разные аргументы, которые можно определить как плюсы и минусы (таблица ниже).

    Положительные стороныОтрицательные стороны
    Развлекательный характерНизкое качество продукции
    Повышение уровня общей грамотностиПошлый юмор
    Наличие стоящих продуктов среди общей массы предложенийОриентация на потребление, количество
    Доступность культуры населениюФормирование у людей невысоких потребностей в сфере искусства
    Участие в современном рекреационном механизме снятия стрессаНизкий профессиональный уровень большинства произведений

    Масскультура воздействует на коллективное иррациональное бессознательное. Она использует базовые общепсихологические законы восприятия: громче, ярче, нагляднее, эмоциональнее.

    Функции массовой культуры

    Поп-культура отличается изменчивостью, непостоянством. Тренды меняются каждый год, а то и месяц, песни и группы-однодневки сложно сосчитать. Но что остается неизменным, так это функции масскультуры:

  • Релаксация, отдых, отвлечение. Интернет, книги, телевидение уводят человека из реальности в мир легкости, веселья и беззаботной жизни.
  • Воспитание. В стереотипных сюжетах просматривается противостояние добра и зла. Само по себе это нейтрально. Вопрос в том, что выдают в хорошем свете, а что в плохом. И кому эти идеи выгодны.
  • Социализация. Масскультура предоставляет образцы для подражания, пропагандирует ценности и идеалы. Снова вопрос в том, какие примеры массовая культура показывает, кому и для чего это нужно, каков результат.
  • Интеграция, идентификация. Единство потребления сближает людей, им проще понимать друг друга, они чувствуют сопричастность, знают свою принадлежность.
  • Образовательная. Среди желтых газет и скандальных ток-шоу встречаются блоги, каналы, которые доступным языком излагают сложные, но важные истины.
  • Адаптационная. Масскультура не только предлагает продукт, но и объясняет, как им пользоваться. Аудитории остается только повторить.

    Для создателей продукции скрыта еще одна функция — творческая самореализация. Благодаря интернету каждый желающий может создать группы в социальных сетях, блог или страницу и продвигать свои идеи. Или напечатать книгу в независимом издательстве, записать песню в профессиональной студии.

    Скрытые угрозы

    Масскультура — это суррогат элитарной культуры. Упрощенное копирование высоко духовных идей снижает общий уровень эстетического, духовного развития населения. А шаблонность мышления, которую прививает поп-культура, превращает людей в доступную мишень для манипуляторов, шарлатанов, мошенников.

    Коммерческая направленность побуждает производителей навязывать товары и услуги. В итоге потребители берут то, что им не нужно. Они этого не понимают, как и того, что растет сама потребность потреблять. Массовая аудитория ждет нового предложения, с жадностью поглощает его. Хотя свежие продукты мало чем отличаются от старых форм.

    Жажда нового, увлеченность трендами питает дух конкуренции между людьми, желание быть лучшим, первым, популярным. Невозможность заполучить новое предложение или удовлетворить растущую потребность в потреблении вызывает фрустрацию, депрессию, неврозы и другие психологические проблемы.

    Виды культур и их сравнение

    Массовая культура похожа на элитарную и народную, иногда термины даже отождествляют. Однако между направлениями есть существенные отличия (смотрите таблицу ниже).

    Вид КритерийМассоваяНароднаяЭлитарная
    Кто авторЛюбой желающийАноним, народПрофессионалы, творцы
    Кому доступнаВсем (в силу простоты материала)Всем, кто заинтересованИзбранным (информация сложна для восприятия)
    Качество продуктаСоздатели ориентируются на количество, а не на качествоНевысокое качество, но воспринимается позитивно, если материал соответствует особенностям нацииВажно качество, а не количество
    ЯсностьПроста для понимания, не просит активной интеллектуальной деятельности, творческой включенностиПроста, но требует знания и понимания национальных особенностейДля понимания нужны особые знания, опыт или уровень образования, жизни
    Результат влиянияФормирует пассивную личность, склонную к однообразному потреблению и неспособную мыслить критическиРазвивает духовно, создает творческую личность, склонную к самоанализу и анализуПоддерживает народные традиции, создает людей, заинтересованных в соблюдении и почитании традиций
    ПримерыСериалы, комиксы, журналыСказки, легенды, мифы, народные песниКлассическая литература и музыка

    Таким образом, масскультура отличается тем, что впитывает в себя и продвигает в массы мировые идеи, опыт, быт. Это явление, характерное для индустриального общества, которым правят идеи упрощения труда, увеличения свободного времени.

    Если кратко охарактеризовать связь массовой и элитарной культуры, то можно сказать, что первая наживается на последней. Масскультура не производит своего продукта, она «переписывает» чьи-то уникальные творческие идеи. Элитарный тип враждебен массовому.

    Cовременное состояние

    Наблюдается противоречие: если культура отражает внутренний мир людей, но в то же время создает общество, то кто задает тон изменениям. Дело в том, что в каждой эпохе находятся люди, создающие что-то: научное открытие, изобретение, новый жанр музыки и прочее.

    Культурологи отмечают, что появилась тенденция к индивидуализации массовой культуры. Реклама, кино, литература все чаще претендуют на высокое качество продукта, глубокий смысл и множественную дифференциацию.

    Да и мифы меняются. К темам успеха, любви и счастья, прибавилось обсуждение проблемы толерантности, взаимопомощи, саморазвития и креативности. А в продуктах популярной культуры прослеживаются почерки авторов. Направление разбилось на подуровни, у каждого из которых можно назвать характерные особенности:

  • Кич. Масскультура в своем первозданном виде. Сначала присутствовала только в прикладном искусстве, позже перешла во все его виды: кино, ТВ. Кич учит мыслить стереотипами, сюжеты программ клишированы, не ставят вопросов, просто развлекают зрителя.
  • Мид. Тип похож на традиционную культуру, задает тон массовому мышлению.
  • Арт. Продукты наделены глубоким художественным содержанием, развивают эстетическую сторону личности.

    Высший уровень близок к элитарной культуре. Его создают и потребляют люди с высоким уровнем образования. В целом же массовая культура стремится достичь среднего уровня (мид). Поп-культура сейчас проходит новый этап становления, который может привести к новым немассовым, но доступным продуктам потребления.

    Массовая культура – признаки, функции, виды и характеристики, примеры

    Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.

    Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
    В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс» .
    Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

    Элитарная культура

    Элитарная культура — это высокая культура , противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию .
    Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
    Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.

    Особенности элитарной культуры:

    • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
    • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
    • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
    • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
    • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
    • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
    • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
    • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
    • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.
  • Ссылка на основную публикацию