Народные промыслы России – особенности развития, виды и названия

Народные промыслы России

Народные промыслы России

С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существовали и другие виды искусства:

  • Кружевоплетение;
  • Гончарное дело;
  • Кузнечное мастерство;
  • Глиняная и деревянная игрушки.

Каждый народные промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений. Мы расскажем о самых известных народных промыслах России.

Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко.

Хохлома

Художник: Мила Лосенко

Русский народный промысел хохлома отсчитывает свою историю с XVII века. Он зародился в селе Хохлома, которое распологалось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории находилось много старообрядческих монастырей. Например, Шарпанский и Оленевский скиты. При монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуду. Посуду эту надо было потом расписывать. Хохломские мастера использовали для этого сочные яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Золотистый цвет изготавливается интересным способом:

  1. На посуду кладется серебряный оловянный порошок.
  2. Ее покрывают лаком.
  3. Три-четыре раза обрабатывают в печи.

Таким образом образуется этот неповторимый золотой оттенок.

Гжель

Художник: Мила Лосенко

Гжель относится к изделиям, изготовленным из керамики. В городе с одноименным названием уже с с XVII века производили керамику и фарфор. Этот город тоже считался центром жизни староверов, но расцвет гжели, как одного из самых известных народных промыслов России пришелся на время существования «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века. Главными цветами гжели стали белый и синий, но частные мастера позволяли себе некоторые вольности. Например, могли добавить и золотой. Классиками гжельской росписи стали знаменитые художники:

  • Азарова,
  • Денисов,
  • Неплюев,
  • Федоровская,
  • Олейников,
  • Царегородцев,
  • Подгорная,
  • Гаранин,
  • Симонов.

Их работы известны во всем мире.

Обвинская роспись

Художник: Мила Лосенко

Обвинская роспись — это декоративно-прикладное искусство Урала. Самый самобытный народный промысел Прикамья полюбился тем, кто любит яркие цвета и сложные орнаменты. Обвинской росписью украшали и посуду, и игрушки, но в основном ее размещали на прялках. Основным мотивом Обвинской росписи стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это — отличительный знак живописцев Выгорецкого общежития. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м годам XIX века.

Гуслицкая роспись

Художник: Мила Лосенко

Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась. Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам. Как правило, ей украшали рукописи и первые печатные издания. Миниатюры, выполненные гуслицкой росписью, всегда готовились только вручную.

Гжельская майолика

Художник: Мила Лосенко

В эпоху Петра I в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Поставить его на поток удалось лишь в середине XVIII века.

Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с традиционной синей росписью. Форма посуды напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из самых ярких образцов русской художественной керамики.

Ракульская роспись

Художник: Мила Лосенко

Ракульская роспись зародилась в Красноборском крае Архангельской области. Центром промысла стала деревня Ульяновская. Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы. Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез.

Онежская роспись

Художник: Мила Лосенко

Онежская или Олонецкая роспись зародилась у нижнего течении реки Онеги. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Тип росписи появился в XVIII в еке.

Липецкая роспись

Художник: Мила Лосенко

Липецкая роспись — народный промысел России из Липецкого края. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.

Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы.

Пижемская роспись

Художник: Мила Лосенко

О Пижемской росписи известно с XVII века. Выполнялась она обычно акварелью — красной, зеленой, желтой, черной. Яркие северные росписи со сложным орнаментом совсем не похожи на Пижемскую, где основа — это четкая геометрия, выполненная черной краской, которую делали из сажи со смолой лиственницы. Ромбы, точки, кресты, строгая симметрия — это Пижемская роспись.

Петербургская роспись

Художник: Мила Лосенко

Незаслуженное забвение настигло этот вид народных промыслов России только в XX веке. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна. Скупая на изобилие разных цветов, она невероятно интересна и самобытна. Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Изысканные белые цветы с золотыми листьями на черном фоне — это Петербургская школа росписи. Листья и цветы пишут нежными полупрозрачными мазками, напоминающими о туманах и белых ночах Санкт-Петербурга.

Самые известные народные промыслы в России

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.

Художественная роспись в России

Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.

Городецкая роспись

Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись. Городецкая роспись – визитная карточка Нижегородской области

Полховско-Майданская роспись

Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.

Палехская роспись

Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.

Роспись Жостово

Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов. Подносы с жостовской росписью очень популярны.

Гжель

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.

Русские ремесла, ставшие промыслами

Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас – это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.

Филимоновская игрушка

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером. Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками

Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.

Вятские кружева

О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.

Новые народные промыслы

Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись ёлочных игрушек

Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.

Фабрика «Ариэль»

Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин.

Самый узнаваемый народный промысел в России

Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.

Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Народные промыслы России — особенности развития, виды и названия

Будучи особым видом творчества, народные промыслы России известны с незапамятных времен. Предметы утвари, которыми люди ежедневно пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи существовали и другие виды мастерства: кружевоплетение, гончарное и кузнечное дело, изготовление глиняных и деревянных игрушек и т. д.

Виды народного промысла

На протяжении всей истории люди находились в теснейшей связи с окружающей природой. Она давала одежду и пищу, определяла ритм жизни, смену дня и ночи. Человек наблюдал за тем, что его окружает, и передавал эти наблюдения в своем творчестве.

Леса и горы, озера и луга дарили вдохновение. Человек старался перенести гармонию окружающего мира в свои работы, внести в них те же краски и формы, что видел в природе. Существует множество видов народных промыслов. Среди них наиболее популярными являются:

  • росписи;
  • изделия из ткани;
  • изготовление игрушек;
  • изделия из металла;
  • резьба.

Но чем бы ни занимались мастера, обрабатывали дерево или ткали ковры, им удавалось создавать предметы сказочной красоты.

Народные умельцы тонко чувствовали материал, с которым работали, будь то дерево или глина, кожа или кость, мех или тончайшие нити, сплетенные в ажурные кружева. В руках талантливых мастеров рождались настоящие шедевры: изящные, своеобразные, с определенными оттенками, орнаментами, с особым почерком и настроением.

Лучшие работы русских мастеров собраны в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Экспозиции знакомят с уникальными изделиями, созданными мастерами в разных уголках России: от жаркого юга до далекого холодного севера.

Мебель, утварь, одежда, игрушки — всё, над чем трудились русские народные умельцы, говорило об их любви к земле, на которой они живут. Авторы тонко чувствовали прекрасное, поэтому самые обычные бытовые предметы становились в руках художников произведениями искусства.

Красоту формам добавляли орнаменты, изображения растений и животных, сцены из жизни людей. Мастера переносили в работы свои впечатления от окружающего мира, при этом не имело значения, из какого материала созданы художественные изделия. Они могли быть коваными, ткаными, резными или расписными.

Из податливой березовой коры в умелых руках получалась красивая, прочная и удобная посуда. Пластичная глина после кропотливой работы, состоящей из ряда этапов, становилась крепкой, но хрупкой керамикой. Ее декорировали разнообразными элементами.

Народные умельцы старались украсить свой дом разными предметами, при этом вещи становились настоящими помощниками в хозяйстве. Их можно было ежедневно использовать во время домашней работы.

Материалы для творчества

Природа служила для мастеров главным источником вдохновения. Воплощая в своих произведениях образ окружающего мира, авторы старались ничего не копировать буквально. Эта взаимосвязь читалась в деталях и штрихах, в том числе и в народном костюме.

Самобытный элемент культуры создавался в процессе творчества с учетом народных национальных традиций. В течение веков одежда видоизменялась, но типичные элементы кроя, орнамента, определенные материалы и украшения, свойственные русской одежде, сохранились по сей день.

К особенностям, характерным для костюма XVII—XIX вв. еков, относят прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов. Мастера использовали домотканую, а позднее фабричную ткань, отделывали костюм вышивкой, кружевом, шитьем, мехом, тканью другого оттенка, за счет чего человеку удавалось выразить определенные чувства. Недаром говорят, что цвет — это язык народа. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде являются красный и белый.

Чем бы ни занимались народные мастера, они делали это с выдумкой и любовью. Предметы, в которые было вложено немало труда, окружали человека в течение всей жизни.

С народным искусством и фольклором связана история русской игрушки. Основными материалами для ее изготовления были дерево и глина. Считалось, что игрушка способна оберегать ребенка от болезней, переманивать хворь на себя. Существовало, например, поверье, что, посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал», человек выздоравливал.

Любая народная игрушка несла в себе определенные символы. Она оберегала, веселила, помогала ребенку постигать мир. Её всегда хотелось взять в руки не только детям, ведь каждый такой красочный предмет был согрет теплом человеческих рук, дарил любовь и красоту.

Глина, из которой делали свистульки, всегда считалась одним из самых древних материалов. Повсюду, где имелись её природные запасы, мастера изготавливали миски, кувшины и другие предметы, необходимые в быту.

Глиняные изделия и хохломская роспись

На Кубани гончары создавали посуду, которую в этих краях называли глечиками или макитрами. Точно так же, как деды и прадеды, народные умельцы работают с глиной в наши дни.

Изделия современных мастеров всегда пользуются спросом. Сегодня это уже не музейные экспонаты. Находится немало желающих приобрести тот или иной глиняный шедевр — предмет быта или игрушку.

Прикасаясь к керамике, человек имеет возможность окунуться в глубину веков и почувствовать в своих руках древний материал, рассмотреть богатство орнамента. Лепкой из глины можно заниматься в любом возрасте, такой процесс очень привлекает детей. Для них это особенно полезно, ведь во время работы происходит развитие моторики, фантазии и пространственного мышления.

Юному мастеру необходимы аккуратность и усидчивость. На непросохшем изделии обычно делают разнообразные прорези, изгибы, наносят определенный рисунок. Это возможность выразить свои чувства и настроение. Все здесь зависит от воображения автора.

Народные ремёсла развивались и складывались веками. У каждого промысла были свои особенности, секреты и язык. Несколько столетий назад на нижегородской земле возникла хохломская роспись. Хохлому нередко называют золотой.

Хохломские мастера использовали в работе яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвет. Золотистого эффекта мастера добиваются интересным способом:

  • Деревянная посуда натирается алюминиевым порошком.
  • После росписи её покрывают специальной олифой.
  • Обрабатывают три-четыре раза в печи. Благодаря закалке изделие приобретает медовый оттенок.

    Хохломская роспись — яркое национальное явление. Это народное искусство не перепутать ни с каким другим. Чаще всего в хохломе можно видеть растительный орнамент: вьющиеся ветви с гроздьями ягод, напоминающими гибкую виноградную лозу.

    Колорит росписи обязан своим происхождением древнерусской декоративной культуре XVII столетия. В эту эпоху такие же сочетания цветов встречаются в иконах и фресках, в росписи церковной утвари. Узоры из трав с особыми волнообразными ритмами можно было видеть в резном уборе и росписях храмов того времени, на чеканных окладах икон и в золоченой резьбе иконостасов. Фрески с травяными мотивами украшали церкви разных русских городов, в том числе Нижнего Новгорода.

    Палехские и другие миниатюры

    Орнамент со сложным узором в виде переплетающихся растений, перехваченных колечками, напоминает страницы древних религиозных книг. Такое народное искусство возникло в небольшой деревне Сёмино, а торговали яркой расписной посудой в селе Хохлома, что и дало название всему промыслу.

    В наше время особо славится хохломой город Семёнов. Отсюда произведения хохломского искусства расходятся по всему миру, принося славу русским мастерам, которые продолжают древний промысел. Помимо хохломской в России существуют другие виды росписи:

    • Гжельская майолика;
    • Обвинская;
    • Гуслицкая;
    • Ракульская;
    • Онежская;
    • Липецкая;
    • Пижемская;
    • Петербургская.

    Ивановская область славится своим центром древнерусского искусства. Это Палех. Так нередко называют и сам промысел, который появился в одноименном старинном селе. Первое упоминание о Палехе относится к первой половине XVII века, но есть основания полагать, что село существовало еще до XV столетия. Здесь создавали свои шедевры иконописцы.

    Знания и секреты мастера передавали из поколения в поколение. В XVIII веке искусство местных художников приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии палехским письмом. Написанные ими иконы славились особой тонкостью исполнения и темперными красками с применением золота.

    В начале XX столетия художники освоили материал папье-маше, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию живописи. В палехской лаковой миниатюре форма изображения условна. Композиция строится на черном фоне, на котором можно видеть людей, животных, птиц. Определенные сюжеты и истории рождаются на разных изделиях: шкатулках, пудреницах, солонках.

    Искусство города Городца

    Сюжетной росписью славится город Городец Нижегородской области, где возник еще один известный народный художественный промысел — городецкая роспись. Это настоящие картины, персонажей которых хочется получше рассмотреть. Все образы имеют определённый характер. Достаточно лишь взгляда, чтобы почувствовать настроение, которое хотел передать мастер.

    В конце прошлого века городецкие умельцы украшали такой росписью прялки, мебель, игрушки, шкатулки. Художники писали сценки из городской и сельской жизни: чаепитие или гуляния, посиделки или охоту. Стремясь к большей декоративности, мастера придавали изображениям некоторую условность, определенные детали мастер мог тщательно и не прорисовывать, но старался выявить что-то особенное в каждом персонаже.

    Многие дома в Городце украшены затейливыми орнаментами и выразительными образами. Эта традиция пришла с корабельной резьбы времен Петра Великого. Благодаря глухой объемной резьбе цветы и травы словно оживали вместе с невиданными животными, в том числе со сказочными львами.

    На домах горожан заметна богатая фантазия мастеров. Красивые и тонко сделанные рисунки изображали листья, виноградную лозу, ягоды. Все детали и символы были осмыслены мастером. Они дарили ощущение тепла и уюта, являлись солярными охранными знаками.

    Художественные ремесла и промыслы продолжают свое развитие. В век технического прогресса предметы, созданные человеческими руками, приобретают особую ценность. Такой труд основан на знаниях и культуре своего народа, на понимании его опыта и души.

    Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить

    В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.

    На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.

    В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.

    Гжель

    Когда появилось: в 1944 году
    Где делают: в Раменском районе Московской области
    Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода

    Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.

    Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.

    Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.

    Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.

    Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.

    Например:
    ✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
    ✨ Кашпо — 1790 Р
    ✨ Чайник — 3280 Р

    Хохлома

    Когда появилось: в 17 веке
    Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
    Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»

    Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.

    Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.

    Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.

    Например:
    ✨ Ложка — 150 Р
    ✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
    ✨ Ковш-утка — 5070 Р

    Городецкая роспись

    Когда появилось: в середине 19 века
    Где делают: в Городце Нижегородской области
    Где купить: на «Вайлдберриз»

    Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.

    Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.

    Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.

    Например:
    ✨ Шкатулка — 604 Р
    ✨ Сахарница — 1100 Р
    ✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р

    Как победить выгорание

    Федоскинская миниатюра

    Когда появилось: в конце 18 века
    Где делают: в селе Федоскино Московской области
    Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи

    Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.

    Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.

    На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.

    Например:
    ✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р
    ✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р
    ✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р

    Жостовская роспись

    Когда появилось: в начале 19 века
    Где делают: в деревне Жостово Московской области
    Где купить: на сайте Жостовской фабрики

    Традиционные промыслы и ремёсла на Руси: редкие исторические фото

    Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах.

    Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

    Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное — это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

    Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными — возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства — коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

    Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

    Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов — уже деревня.

    При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.

    В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

    Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
    В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

    Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет. Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

    На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).

    Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии — «валенцами», а в Нижнем Новгороде — «чесанками».

    Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

    Плетение корзин для ложек

    Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

    В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

    Семья за изготовлением ложек

    Обоз с «ложечными» корзинами

    Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.

    За ткацким станком

    Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

    Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

    Следующий шаг — лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат — мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

    С льняными пасмами

    Малороссийская крестьянка с прялкой

    Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.

    При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

    Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.

    Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.

    Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.

    Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

    Вышивальщицы за работой

    Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

    Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства — постоянной статьёй экспорта.

    Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

    Часто игрушки на Руси называли «потешками». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.

    Роспись глинянной игрушки

    Изготовление деревяных потешек

    Кроме того, начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.

    Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

    Гончар за работой

    В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное — предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

    Русские народные промыслы — виды и особенности

    Издавна промысел считается одним из основных творческих направлений нашей страны. В нем сочетаются бытовое производство с живописными художественными решениями. Народные промыслы России вобрали в себя все многообразие истории, а также культурные и духовные традиции, которые уже сотни лет передаются от поколения к поколению.

    Виды народного промысла

    Народные ремесла происходят от сельских. Последние основывались на изготовлении различных бытовых предметов, полезных для хозяйства. Все произведения народного промысла обладают своеобразным характером, особенными чертами.

    Индивидуальность изделиям придает их происхождение. Различные центры народного промысла в России отличаются традициями и неповторимыми произведениями. Выделяются несколько подобных областей:

    • Подмосковье – место рождения керамики и фаянса России. Здесь также встречаются расписные металлические подносы, изделия из ткани, невероятные миниатюры, шкатулки;
    • Вологодская – местный народ славится производством кружева из льна;
    • Нижегородская – ассоциируется с росписью по дереву, изготовлением деревянных игрушек;
    • Кировская – известна своими дымковскими игрушками, которые лепят из красной глины;
    • Ивановская – подарила миру палехскую миниатюру, известную не только в России, но и по всему миру;
    • Челябинская – чугунный промысел на заводе художественно-архитектурного литья.

    Материалы для творчества

    Наиболее популярный материал в народном промысле России – это, конечно, древесина. Из нее издавна делали игрушки, предмет интерьера, посуду и т. д. При всей своей привлекательности, натуральное дерево еще более выразительно смотрится благодаря росписи. Краски вдыхают жизнь в самые заурядные предметы. Цветами, сказочными сценами, представлениями животных украшали сундуки, мебель и многое другое.

    Немаловажным материалом для народного промысла также всегда была глина. Чаще всего мастера использовали красную ее разновидность. Однако, встречаются изделия также из синей, серой и в редких случаях – белой глины. Из этого материала делают бытовые предметы:

    • горшки;
    • тарелки;
    • блюда;
    • игрушки;
    • свистки.

    Уникальные произведения народного промысла можно встретить на севере России, где очень популярны изделия из кости. В Холмогорской области изготавливали украшения, шкатулки, статуэтки, ножи из этого материала. Все эти предметы часто декорировали гравюрами.

    Нельзя забывать и о тканях. Ведь в старину каждая женщина в России обладала навыками ткачества. С приходом и развитием машинного производства, острая необходимость в этом промысле отпала. Но до сих пор встречаются энтузиасты, которые продолжают дело.

    Глиняные изделия

    Первоначально гончарный промысел был исключительно ремеслом. А благодаря богатым художественных украшениям, народные изделия из глины начали причислять к произведениям искусства. Наибольшее влияние на формы оказывала московская школа, ведь именно здесь еще с XV века расположился главный центр глиняного производства России. Но при этом в каждой области были собственные неповторимые особенности изготовления изделий из подобного пластичного материала.

    В орнаментах XIX века проскальзывают нотки архаизма. Лаконичный и простой узор, представленный однорядными или многорядными поясами, сочетается с изяществом форм. Преобладают геометрические узоры.

    Более художественный характер стал заметен ближе к середине прошлого века. Мастера гончарного промысла начали подражать изображениям на металлических, фарфоровых изделиях. Тогда же массово производили предметы для повседневного обихода. На рынке России появились уникальные чайники, тарелки, кружки керосинницы и многое другое.

    Технология изготовления глиняных изделий не менялась веками. В ее основе лежит применение неорганического сырья и его обработка под воздействием высоких температур. После изделие покрывают глазурью, чтобы оно не протекало.

    Хохломская роспись

    Интересная разновидность декоративно-прикладного искусства – хохломская роспись. Еще в XVII данный народный промысел в России пользовался большим спросом. А местом его возникновения считается Нижегородская губерния. Название роспись получила в честь села Хохлома, куда на торги свозили деревянные товары.

    Хохломская роспись появилась в процессе слияния двух традиционных народных направлений. Золотая окраска – часть обрядовой культуры Заволжья. Именно в этой области России было немало художников-иконописцев, а также мастеров книжной росписи. Не менее хорошо развились на Заволжье токарное дело, а также резьба по дереву. Таким образом родился известный и популярный даже в наше время вид народного промысла – хохломская роспись.

    Сам процесс производства выглядит следующим образом:

    1. Сначала деревянное изделие сушат, грунтуют. Для этого используют жирную глину.
    2. Заготовку оставляют высыхать на 7 часов. Процедура “сушка-грунтовка” повторяется несколько раз в течении 2-3 дней.
    3. В древесину начинают втирать алюминиевый порошок. Это придает блеск изделию.
    4. Рисунок наносят исключительно тонкой кистью.
    5. По окончании работы предмет покрывается лаком и отправляется в печь, нагретую до 160 градусов. Именно на этом финальном этапе краска приобретает яркий золотистый оттенок.

    Палехские и другие миниатюры

    Наиболее популярна в России палехская роспись стала под конец XVIII веке. На появление стиля влияние оказали московская, новгородская, строгановская и ярославская школы. Художественная форма миниатюр тесно связана с иконописью. Оттуда были почерпнуты манера стилизации человеческих фигур, способ представления архитектуры и пейзажа, техника линейного рисунка краской и многое другое.

    Выделяют следующие особенности палехской росписи:

    • преимущественно темный фон;
    • миниатюрность деталей;
    • золотые элементы;
    • насыщенный чистый цвет;
    • узорчатый способ письма.

    Культурные и социальные изменения в России сильно сказались на мотивах и тематиках миниатюр. Первоначально художники интересовались народным литературным творчеством, изображая сцены из сказок и разных мифических персонажей. Позднее появлялись мотивы, созданные на потребность социалистического общества.

    Помимо Палехской, в России есть еще три школы миниатюрной росписи:

    • Федоскинская – самая первая. Там мастера работают с изделиями из папье-маше. И только в этой школе используют масляные краски;
    • Мстерская – наиболее близка Палехской. Веди именно оттуда художники черпали идеи, изменяя формы в соответствии со своими традициями;
    • Холуйская – занимались лаковой миниатюрой на подготовленных листах картона. В работах этих мастеров чувствуется экспериментальный характер. А мотивы постоянно изменяются и совершенствуются.

    Искусство города Городец

    Один из новых видов промысла родился в середине XIX века в городе под названием Городец. Местная роспись происходит от традиции резания по дереву. Жители украшали прялки деревянными вставками, а позже начали подкрашивать узоры ячменной краской. Со временем яркие рисунки появлялись на других предметах домашней мебели. Изменились и краски. Мастера начали писать маслом, темперой, гуашью.

    На изображениях встречались различные сцены, представляющие праздники, охоту, гуляния и т. п. Не менее любимым мотивом были цветы. Появлялись изображения животных, как домашних (кони, птицы), так и экзотических (львы).

    В течении всего времени существования этого народного промысла России, мастера выработали свою особенную, неповторимую манеру писания. Все больше пополняли арсенал приемов живописи, способов передачи деталей, элементов орнамента.

    Городецкий район также известен изготовлением глиняных свистулек. Развился этот промысел в 30-х XX века. Известный в те времена в России мастер, Ларион Трифонович Потатуев, оказал большое влияние на развитие новых мотивов. В его произведениях сочетались традиционные конусовидные формы и человеческие фигуры.

    Все больше появляется исследований, посвященных различным народным промыслам. Этим занимаются музеи, культурные центры в разных регионах России. В их фондах хранятся неповторимые произведения. Народный промысел – уникальное наследие нашей страны. С его помощью формируются идеалы, нравственные устои, моральные принципы поколений. Потому важно поддерживать народных художников и мастеров, которые и по сей день развивают все эти направления.

    Народные промыслы и ремесла России в видео.

    Архитектура современной России: пути и перспективы развития. Об этом можно почитать здесь.

    Народные художественные промыслы России
    статья по теме

    Народные художественные промыслы России:

    от прошлого к настоящему

    Народные художественные промыслы – одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие. Это сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла – зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

    Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое. С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали “рыбий зуб” – моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) – одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    narodnye_khudozhestvennye_promysly_rossii.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Народные художественные промыслы России:

    от прошлого к настоящему

    Народные художественные промыслы – одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие. Это сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла – зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

    Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое. С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали “рыбий зуб” – моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) – одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района.

    Произведения художественных промыслов шли, главным образом, на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них все больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания. Оно веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа.

    Носителями и хранителями народного творчества являются мастера – художники, мастера-ремесленники, передающие из поколения в поколение свои знания, умения, опыт, сохраняя при этом лучшее. Со временем все это приобретает характер традиции. В своих работах мастера используют разнообразные материалы: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, кожи, кости, камня. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров,

    В отличии от подмастерьев или учеников, которые работают по шаблону и создавая копии, мастер каждый раз создает именно оригинальное произведение, при этом воспринимая себя как часть коллективного опыта. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки. Художественные промыслы в России формировались под сильным влиянием народного искусства с одной стороны, а с другой стороны часто как вполне профессиональное декоративное искусство. К развитии ряда промыслов участвовали профессиональные художники, например, модели для каслинского литья делали известные скульпторы.

    В народном творчестве, как и в других видах художественной деятельности, существуют два направления: произведения «истинного искусства» – это оригинальные произведения мастеров, и предметы широкого потребления – это копии, изготовленные в ремесленных мастерских или на фабриках народных промыслов. Поэтому в настоящее время дошедшие до нас из прошлых веков изделия широкого потребления и копии произведения искусства с учетом их давности также представляют большой интерес и имеют значение памятников этнической или исторической ценности. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаки которого являются коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяют целостным восприятием мира.

    Важной особенностью народных промыслов было не только необходимых в быту предметов, но и их декоративность. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.

    Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве – сев, косьба, жатва – праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

    На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Красный угол избы украшали полотенца с длинными вышитыми или ткаными концами. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни – на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век, иногда завещая дочери и внучке.

    Развитие промыслов на современном этапе возможно на основе поиска и восстановления утраченных традиций, возрождения народного мастерства, органичного соединения их с современными достижениями науки, техники, технологии, информатики. Произведения современного народного творчества носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности. Роль и значение народных промыслов, вероятно, в дальнейшем будут возрастать, и они в полной мере смогут выполнить свои основные функции – художественно-эстетическую и воспитательно-просветительскую.

    • Лужков Ю.М., С.М. Линович Искусство, которое нельзя потерять! Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения – М.: ОАО “Московские учебники и Картолитография». 2009, 176 с.
    • Народные художественные промыслы РСФСР. – Высшая школа, 1982. 216 с.
    • Породина С.В. Место и роль народных промыслов в постиндустриальной экономике//Вестник Нижегородского университета имени Н.И.Лобачесвского, 2011, №1, С. 274-276.
    • Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России/Н.В. Ягодынская,С.А.Малышкин. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
    • http://nhkt.narod.ru/article_4.htm
    • http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_52869
    • http://art.ioso.ru/bank2006/geography/geography.htm

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Народные художественные промыслы Хохлома

    Одним из наиболее древних промыслов на территории нижегородской области является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Узолы в конце 17 века. В Заволжье эта те.

    “Народные художественные промыслы” (Работа с берестой)

    Презентация “Народные художественные промыслы”

    Хохломская роспись, богородская резьба по дереву, ростовская финифть, дымковская игрушка, Гжель, – все эти понятия оживают при знакомстве с данной презентацией. применяю эту работу на уроке географии .

    “Народные художественные промыслы России”, урок по географии для учащихся 9 класса.

    Учитель ставит целью познакомитьучащихся с географией народных промыслов России, развить нравственные и эстетические чувства, способствовать направлению на профессиональную ориентацию. Использов.

    Народные художественные промыслы России. “Золотые травы Хохломы”

    Хохломская роспись,Алых ягод россыпь,Отголоски летаВ зелени травы.Рощи, перелески,Шелковые всплески,Солнечно-медовойЗолотой листвы. Презентация о холмлгорской росписи.

    ” Народные художественные промыслы России”.

    Рабочая программаучебной дисциплины«Народные художественные промыслы России»по специальности: 11583 «Вышивальщица&raquo.

    Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

    Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об .

  • Ссылка на основную публикацию