Последний день Помпеи – описание картины Карла Павловича Брюллова

Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова — красота и величие природы на фоне трагедии античного мира

«Последний день Помпеи» — картина известного русского художника Карла Павловича Брюллова (Karl Pavlovich Briullov), считается центральным произведением в его творчестве. На масштабном холсте изображен трагический эпизод из древнеримской истории — извержение вулкана Везувий и уничтожение города Помпеи в 79 году н. э. Картина символична и многогранна. В противоположность традициям классицизма в основе сюжета лежит не история одного героя, а трагедия целого народа.

В центре улицы Гробниц мы видим упавшую с колесницы мертвую женщину, за которую цепляется ее ребенок. Слева — юношу, прижимающего руку матери к груди. Здесь же сыновья, несущие своего раненого отца. На переднем плане справа изображена мать с двумя дочерями, с отчаяньем смотрящие вверх. Когда-то богатый город заполнен обломками домов, общественных зданий, разрушенными статуями богов. Бегущие в панике жители с ужасом взирают в кроваво-красное небо, закрываясь руками, безуспешно пытаясь спастись от гнева природы.

С первого взгляда зрителю представляется ужасающая картина разрушительной, неконтролируемой стихии. Разрывающие тяжелые облака вспышки огня, убивающий все живое черный пепел и люди, опутанные ужасом неминуемого конца. Изображенные фигуры не статичны, они находятся в движении, их лица полны страха перед неизбежной гибелью. Создается впечатление, что художник лично застал толпу в страшный момент, настолько реально переданы чувства обреченных людей.

При построении композиции Брюллов придерживался академических канонов: персонажи распределены по группам, фигуры на переднем плане по фактуре напоминают скульптуры и противопоставляются двухмерным прорисованным силуэтам людей позади. Динамика сюжета воссоздается за счет чередования темных, уплотненных тонов в центре и более блеклых на заднем плане. Таким образом автор смог по-разному передать освещение от вулкана и вспышек молнии.

  • Название картины: «Последний день Помпеи».
  • Автор:Карл Брюллов (1799-1852).
  • Год написания: 1827-1833 гг.
  • Размеры: 456,5 х 651 см.
  • Стиль:Романтизм.
  • Жанр:Исторический сюжет.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.

Карл Брюллов — известный русский художник, яркий представитель классицизма и романтизма в живописи XIX века. Толчком к написанию работы «Последний день Помпеи» стали страстные письма его брата Александра. Тот почти два года делал зарисовки сооружений на раскопках в Италии, именно его впечатления подсказали Карлу Брюллову сюжет будущей картины.

В 1927 г. мастер провел четыре дня на развалинах Помпеи. Он был настолько сильно поражен атмосферой этого места, что тут же замыслил написать масштабную картину с многофигурной композицией и изобразить на ней гибель античной цивилизации. Идею подхватил Анатолий Демидов, дипломат и известный русский меценат, он же и выступил заказчиком произведения.

В процессе работы художник скрупулёзно изучал исторические документы и свидетельства очевидцев трагедии. Так, письма Плиния Младшего (Gaius Plinius Caecilius Secundus) к Тациту (Publius Cornelius Tacitus) стали источником рождения одного из центральных образов. Три года ушло на написание набросков и эскизов, и только в 1830 г. живописец приступил к компоновке и прорисовке всех элементов.

Работа была завершена осенью 1833 г. Впервые картина «Последний день Помпеи» была выставлена в мастерской автора Via di San Claudio в Риме и буквально взорвала художественный мир. Взглянуть на эпический шедевр русского мэтра живописи приходили выдающиеся личности современности. Популярность Карла Брюллова в Европе росла с каждым днем.

В 1834 г. Демидов торжественно вручил картину императору Николаю I, а тот передал ее в Эрмитаж, где произведение было выставлено на всеобщее обозрение. В 1987 г. «Последний день Помпеи» был передан на хранение в Русский музей. Здесь картина находится и по сей день.

Трагедия города Помпеи и его последний день на карине Карла Брюллова

  • Автор:Брюллов Карл Павлович;
  • Год: 1833;
  • Место нахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург;
  • Размер: 456,5 × 651 см. Холст масло;
  • Цена: Стоимость на настоящее время не известна.
  1. Как создавалась картина
  2. Описание картины
  3. Автопортрет
  4. Вера
  5. Топ лучших и самых известных картин Карла Брюллова

Как создавалась картина

В 79 году произошло извержение вулкана Везувий, повлекшее за собой гибель роскошного античного города. В 1833 мир увидел полотно «Последний день Помпеи», и описание картины будет неполным, если не рассказать о том, что произошло между двумя этими событиями.

С 79 года вулкан просыпался много раз, но не настолько разрушительно. В 18 веке у людей проснулся интерес к античности и начались раскопки древних городов. В 1822 году художник Карл Брюллов отправился в Италию. В основном, рисовал он картины из итальянской повседневной жизни, но тяготел к более масштабным полотнам. Так, в 1825 он создал копию рафаэлевской «Афинской школы». В 1827 вместе с братом-архитектором художник попал на раскопки города Помпеи. Все увиденное долго не отпускала автора. Так и родилась идея картины Последний день Помпеи. Самое первое упоминание художника о работе над картиной датируется мартом 1828 года. Тогда же Брюллов побывал в Неаполе снова, надеясь увидеть новое извержение Везувия, но, как назло, вулкан затих именно тогда, когда приехал Брюллов.

Следующие несколько лет Брюллов посвятил подготовке материала. Он изучал древнеримские обычаи, делал зарисовки в музее Неаполя, вдохновлялся шедеврами живописи Возрождения, не раз посещал разрушенный город. Кстати, некоторых персонажей на картине автор написал в тех же позах, в которых нашли останки в окаменевшем пепле на развалинах Помпей. На поиски композиции для нового полотна, а также на создание первых эскизов автора вдохновила малоизвестная картина Рафаэля «Пожар в Борго». Заказчиком картины стал юный князь Анатолий Демидов, а подтолкнула его сделать заказ графина Самойлова. К ней мы еще вернемся.

Описание картины

Полотно «Последний день Помпей» создано на стыке классицизма и романтизма. Композиция вполне в духе классицизма, ведь все эпизоды заключены в треугольник. Тем не менее, посвящена картина реальной трагедии народа, а не идеализированному образу, что делает ее произведением в стиле романтизм.

Новаторской ее делает решение Брюллова изобразить двойное освещение – от Везувия и молнии. Это получилось сделать двумя цветами: горячим красным и сине-зеленым.

Как в театре развязка приводит на одну сцену всех действующих лиц, так и гибель Помпей привела всех героев к воротам, за которыми ждет смерть.

Декорацией стали Геркуланские ворота, за которыми начиналась Улица гробниц, то есть, местное кладбище. Это символично, но именно с этого ракурса лучше всего было видно вулкан.

Итак, Последний день Помпей – это несколько историй, сплетенных воедино:

Здесь нет главного героя, но центральными персонажами являются знатная дама, погибшая при падении с колесницы и ее маленький сын, который, кажется, не понял, что потерял мать. Они символизируют падение античного мира и рождение на его осколках нового. Вероятнее всего, натурщицей была графиня Самойлова, которая много лет была любовницей Брюллова. Изобразил ее на картине Брюллов еще в нескольких образах:

  • Женщина с сосудом на голове;
  • Мать с двумя маленькими девочками;
  • Женщина с мужем и младенцем.

Также видна колесница, с которой эта дама упала, ее и возницу влекут подальше от катастрофы обезумевшие лошади.

На заднем плане есть еще одна лошадь, которая поднялась на дыбы. Это символ безумной стихии.

Один из самых сильных персонажей – юноша, уговаривающий мать бежать с ним. Это тот самый Плиний, который выжил в этой катастрофе и описал ее в письмах Тациту.

Не менее цепляют и двое юношей, несущих на руках своего отца ( обратите внимание, в ногах у них крутится собака) а также молодой жених с погибшей возлюбленной.

Еще одна семья на картине – молодая женщина с младенцем и муж, пытающийся прикрыть их плащом. Моделью для него послужил итальянский спортсмен Доминико Марини.

Автопортрет

Себя и свою возлюбленную автор изобразил среди людей, которые пытаются скрыться в гробнице. Среди них есть художник, пытающийся спасти самое ценное, кисти и краски, а также запомнить все увиденное. Это и есть Брюллов. Вероятнее всего, этим Брюллов рассказал о том, что художник всегда является соучастником всех событий. Среди других персонажей, толпящихся возле гробницы, примечателен вор, подбирающий чужое золото.

Тема религии на полотне тоже затронута. Так, трудно сказать, кому молится девочка, сидящая около мамы и сестры. Рядом с ними стоит христианский священник. Он, кажется, принял свою участь и чувствует себя в безопасности. На заднем плане же пытается убежать перепуганный языческий жрец, как символ ухода старого мира и язычества. Именно на фоне катаклизма так четко обозначается уход старого и возникновение нового. До падения римской империи еще несколько веков, но уже прекрасно видно, что античность догорает вместе с молниями и вулканом.

Триумфальное шествие полотна началось с Милана, в 1836 году картина приехала в Россию, и не могла не вызвать шквал эмоций. Поэмы, стихи, рецензии. «Последний день Помпеи» покорил Боратынского и Пушкина, Гоголя, написавшего внушительную статью, посвященную полотну.

Сегодня шедевр находится в Государственном Русском Музее, а несколько лет назад картина стала одной из звезд клипа группы «Ленинград». Шутка. Очень надеемся, что современников она будоражила и до выхода хулиганского видео.

«Последний день Помпеи» Брюллова. Почему это шедевр

Фраза «Последний день Помпеи» известна каждому. Потому что гибель этого античного города когда-то изобразил Карл Брюллов (1799-1852 гг.)

Да так, что художник пережил невероятный триумф. Сначала в Европе. Ведь написал он картину в Риме. Итальянцы толпились у его отеля, чтобы иметь честь поприветствовать гения. Вальтер Скотт просидел у картины несколько часов, поражённый до глубины души.

А что творилось в России, и представить сложно. Ведь Брюллов создал такое, что подняло престиж русской живописи сразу на небывалую высоту!

Люди толпами ходили посмотреть на картину и днём, и ночью. Брюллов удостоился личной аудиенции у Николая I. За ним прочно закрепилось прозвище “Карл Великий”.

Осмелился критиковать “Помпеи” лишь Александр Бенуа, известный историк искусства 19-20 веков. Причём критиковал он очень злобно: “Эффектничание…Живопись в расчёте на все вкусы…Театральная крикливость…Трескучие эффекты…”

Так что же так поразило большинство и так раздражало Бенуа? Попробуем разобраться.

Откуда Брюллов взял сюжет

В 1828 году молодой Брюллов жил и работал в Риме. Незадолго до этого археологи начали раскопки трёх погибших под пеплом Везувия городов. Да-да, их было целых три. Помпеи, Геркуланум и Стабии.

Для Европы это было невероятным открытием. Ведь до этого о жизни античных римлян знали по отрывочным письменным свидетельствам. А тут целых 3 города, законсервированных на 18 столетий! Со всеми домами, фресками, храмами и общественными туалетами.

Конечно, Брюллов не смог пройти мимо такого события. И отправился на место раскопок. К тому времени Помпеи были расчищены лучше всего. Художник был так поражён увиденным, что почти сразу приступил к работе.

Работал он очень добросовестно. 5 лет. Большая часть времени у него ушла на сбор материлов, эскизы. Сама работа заняла 9 месяцев.

Брюллов-документалист

Несмотря на всю “театральность”, о которой говорит Бенуа, в картине Брюллова много правды.

Место действия не было выдумано мастером. Такая улица у Геркуланских ворот на самом деле есть в Помпеях. И руины храма с лестницей там до сих пор стоят.

А ещё художник лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (мать с дочерьми). 1833 г. Государственный Русский музей

На одной из улиц были найдены колеса от повозки, разбросанные украшения. Так у Брюллова возникла идея изобразить гибель знатной помпеянки.

Она пыталась спастись на колеснице, но подземный толчок выбил из мостовой булыжник, и колесо наехало на него. Брюллов изображает уже самый трагичный момент. Женщина выпала из колесницы и погибла. А ее малыш, оставшись в живых после падения, плачет у тела матери.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (погибшая знатная женщина). 1833 г. Государственный Русский музей

Среди обнаруженных скелетов Брюллов видел и языческого жреца, который пытался унести с собой свои богатства.

На полотне он показал его крепко прижимающим к себе атрибуты для языческих ритуалов. Они состоят из драгоценных металлов, поэтому жрец прихватил их с собой. Выглядит он не в очень выгодном свете по сравнению с христианским священнослужителем.

Его мы можем определить по кресту на груди. Он отважно смотрит на разъяренный Везувий. Если взглянуть на них вместе, то понятно, что Брюллов специально противопоставляет христианство язычеству не в пользу последнего.

Слева: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Жрец. 1833 г. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Христианский священнослужитель

“Правильно” рушатся и здания на картине. Вулканологи утверждают, что Брюллов изобразил землетрясение в 8 баллов. Причём очень достоверно. Именно так и разваливаются строения при подземных толчках такой силы.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Разрушающийся храм. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Падающие статуи

Очень продумано у Брюллова и освещение. Лава Везувия так ярко освещает задний фон, так насыщает красным цветом постройки, что кажется, что они горят.

При этом передний план освещен белым светом от вспышки молнии. Этот контраст делает пространство особенно глубоким. И правдоподобным заодно.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Освещение, контраст красного и белого света). 1833 г. Государственный Русский музей

Брюллов-театральный постановщик

А вот в изображении людей правдоподобие заканчивается. Здесь Брюллов, конечно, далёк от реализма.

Что бы мы увидели, если бы Брюллов был более реалистичен? Был бы хаос и столпотворение.

У нас не было бы возможности рассмотреть каждого героя. Мы бы видели их урывками: ноги, руки, одни бы лежали на других. Они бы были уже изрядно перепачканы сажей и грязью. А лица были бы искажены ужасом.

А что мы видим у Брюллова? Группы героев расположены так, что мы видим каждого из них. Даже перед лицом смерти они божественно красивы.

Кто-то эффектно придерживает вставшего на дыбы коня. Кто-то изящно прикрывает голову посудой. Кто-то красиво придерживает близкого человека.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Девушка с кувшином. В центре: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Молодожены. Справа: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Всадник

Да, они красивы, словно Боги. Даже когда их глаза полны слез от осознания скорой гибели.

К. Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагменты

Но не все до такой степени Брюллов идеализирует. Мы видим, как один персонаж пытается поймать падающие монеты. Оставаясь мелочным даже в такой момент.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Подбирающий монеты). 1833 г. Государственный Русский музей

Да, это театральное представление. Это катастрофа, максимально эстетичная. В этом Бенуа был прав. Но ведь только благодаря этой театральности мы не отворачиваемся в ужасе.

Художник даёт нам возможность посочувствовать этим людям, но не сильно верить, что через секунду они погибнут.

Это скорее красивая легенда, нежели суровая реальность. Это завораживающе прекрасно. Как бы кощунственно это не звучало.

Личное в “Последнем дне Помпеи”

В картине можно увидеть и личные переживания Брюллова. Можно заметить, что все основные героини полотна имеют одно лицо.

Слева: К. Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо женщины. Справа: К.Брюллов. Последний день Помпеи. Лицо девушки

В разных возрастах, с разными выражениями, но это одна и та же женщина – графиня Юлия Самойлова, любовь всей жизни живописца Брюллова.

В доказательство схожести можно сравнить героинь с портретом Самойловой, что также висит в Русском музее.

Карл Брюллов. Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842 г. Государственный Русский музей

Познакомились они в Италии. Даже вместе осматривали руины Помпей. А потом их роман затянулся с перерывами на долгие 16 лет. Их отношения были свободными: то есть и он, и она позволяли себе увлекаться другими.

Брюллов даже успел за это время жениться. Правда быстро развёлся, буквально через 2 месяца. Только после свадьбы он узнал страшную тайну своей новой жены. Ее любовником был собственный отец, который пожелал оставаться в этом статусе и впредь.

После такого потрясения лишь Самойлова утешила художника.

Расстались навсегда они в 1845 году, когда Самойлова решила выйти замуж за очень красивого оперного певца. Ее семейное счастье тоже длилось недолго. Буквально через год ее супруг умер от чахотки.

Вышла замуж Самойлова в третий раз лишь с целью вернуть себе титул графини, который она потеряла из-за брака с певцом. Всю жизнь платила большое содержание своему мужу, не живя с ним. Поэтому умерла почти в полной нищите.

Из реально существовавших людей на полотне ещё можно увидеть и самого Брюллова. Тоже в роли художника, который прикрывает голову ящиком с кистями и красками.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (автопортрет художника). 1833 г. Государственный Русский музей

Подведем итог. Почему “Последний день Помпеи” – шедевр

“Последний день Помпеи” монументален во всех отношениях. Огромное полотно – 3 на 6 метров. Десятки персонажей. Множество деталей, по которым можно изучать древне-римскую культуру.

“Последний день Помпеи” – это история о катастрофе, рассказанная очень красиво и эффектно. Герои самозабвенно сыграли свои роли. Спецэффекты – на высшем уровне. Свет поставлен феноменально. Это театр, но очень профессиональный театр.

В русской живописи больше никто не смог так написать катастрофу. В западной живописи “Помпеи” можно сравнить только с “Плотом медузы” Жерико.

Теодор Жерико. Плот Медузы. 1819. Лувр, Париж

И даже сам Брюллов уже не смог себя превзойти. После “Помпеи” ему так и не удалось создать подобного же шедевра. Хотя проживёт он ещё 19 лет…

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

«Последний день Помпеи» — описание картины Карла Павловича Брюллова

Выдающийся русский художник неоднократно прибегал к изображению ярких исторических событий, послуживших сюжетом для произведений многих великих мастеров. Находясь в Италии, он написал свое знаменитое полотно «Последний день Помпеи». Описание картины позволяет почувствовать эмоциональное напряжение и накал чувств, вызванные гибелью античного города.

Жанр и история создания картины

В основе сюжета лежит история о трагической гибели древнеримского города Помпеи, расположенного у подножия вулкана Везувий, в августе 79 года до н. э. В 1748 году на месте трагедии французские археологи начали проводить раскопки. Открытие древнего города стало настоящей сенсацией. Спустя некоторое время вышел в свет роман английского писателя Бульвер-Литтона, посвященный трагическим событиям.

В 1827 году Карл Брюллов, проживавший в Италии, посещает место раскопок. Он не подозревает, что эта поездка станет судьбоносной. Находясь под глубоким впечатлением от увиденного, он решает создать монументальное полотно, которое покажет трагедию человека и невозможность противостоять силам природы.

В течение нескольких лет художник тщательно готовится к работе. По письмам древнего историка Плиния младшего, ставшего очевидцем происходившего, он изучает традиции и обычаи Древней Италии и знакомится с подробностями катастрофы. Источником вдохновения живописца стала опера итальянского композитора Джованни Пачини, посвященная гибели великого города.

Создавая наброски для будущего полотна, автор надевал на натурщиков костюмы артистов, участвующих в спектакле. Работая над картиной, Брюллов проявил себя не только как последователь традиционного классического жанра. Он активно развивал романтическое направление, его особенностями являются:

  • посвящение исторического сюжета картины не одному персонажу, а трагедии, которая произошла с целым народом;
  • выбор для сюжета конкретного исторического факта, а не идеи или идеализированного образа;
  • воплощение исключительной ситуации исключительными в физическом и эстетическом смысле героями;
  • для художника становятся важными не подвиги или героические поступки людей, а личные человеческие отношения. Именно поэтому он разбивает персонажей на семейные пары, внутри которых царят любовь, долг, великодушие.

Народ стал главным героем картины. Это было новаторством в русской романтической живописи. Он был изображен несколько идеализированно, без какой-либо социальной характеристики, как народ вообще. На полотне он выглядит как единый образ. Позже художник разовьет этот стиль в бытовой живописи, которая будет более естественной и приближенной к реальной жизни.

Работа над картиной продолжалась в течение шести лет. В 1833 году художник представил ее публике. Полотно вызвало всеобщее восхищение и хвалебные отзывы. Летом 1934 года картину привезли в Россию. Ее успех был ошеломляющим. Критики отмечали мощность и смелость полотна, а поэты посвящали хвалебные оды. Изложить кратко историю создания картины можно в эссе или сочинении по картине.

Описание «Последний день Помпеи»

Картина Карла Брюллова, описание которой поражает своей драматичностью, гармонией и совершенством, вызывает у зрителя бурю эмоций. Художник располагает персонажей группами, объединенными общей трагедией и неотвратимостью происходящего. Каждая из них представляет отдельную историю. Такое многоголосие и большое количество персонажей не нарушает целостности картины, напоминающей финал грандиозного спектакля, объединенного одним сюжетом.

В левой части полотна на заднем плане небольшая группа горожан столпилась на ступеньках гробницы Скавра. Испуганными глазами на зрителя смотрит женщина. Ее взгляд полон ужаса. За ней стоит художник. Он держит в руках ящик с кистями и красками. Он пытается спасти самое ценное — только краски имеют для него значение. Живописец вместе со всеми переживает страшную трагедию. Прототипом античного художника стал сам автор произведения. Брюллов поместил на полотно автопортрет.

Чуть ближе находится семейная пара. Герои пытаются спасти своих детей от потока лавы. Женщина бережно прижимает к себе маленьких дочерей. Рядом с ней стоит христианский священник. Он понимает неотвратимость происходящего и вверил свою судьбу в руки Господа. Языческий римский жрец пытается спасти их храма ритуальные ценности. Таким образом автор показывает падение язычества и начало христианской эпохи в античном мире.

Справа на втором плане виден всадник на вставшем на дыбы коне. Чуть поодаль от него молодой человек держит на руках свою невесту. На голове юной девушки венок из роз.

Двое мужчин ведут под руки немощного старика. Это их отец, которого они пытаются спасти от стихии. Рядом юноша упрашивает мать подняться и бежать дальше. Этот юноша — римский историк Плиний младший, который спасся из горящего города и описал происходившие страшные события в своих трудах.

Центральной частью композиции является испуганный маленький мальчик, сидящий около тела умершей матери. Он символизирует гибель старого мира и зарождение нового. Он — противостояние смерти, отчаянию и ужасу.

Описание картины «Последний день Помпеи» выражает главную тему полотна: самое важное в мире — человек, его красота, разум и величие.

Краткий рассказ необходим для анализа содержания полотна при подготовке доклада, реферата или сообщения о творчестве великого художника.

Выразительные средства

Являясь сторонником классицизма, Брюллов строит композицию путем объединения отдельных эпизодов в цельную историю, заключенную в треугольник.

С документальной точностью он пишет человеческие фигуры. Большинство из них повторяют позы окаменевших тел, обнаруженных во время раскопок. Образ матери и сына был позаимствован у Плиния, которому удалось бежать из гибнущего города.

Прототипами некоторых персонажей стали современники Брюллова. Во время работы над предварительными набросками художнику позировали жители Рима. Прототипом нескольких женских образов стала графиня Юлия Самойлова, с которой живописца связывали романтические отношения. Она стала прообразом девушки с кувшином, матери, обнимающей дочерей, и знатной горожанки, упавшей с разбившейся колесницы.

Брюллов очень точно описал место событий — это знаменитые Геркуланские ворота, за которыми располагалась улица Гробниц, место с пышными усыпальницами. Именно с этого места художник смог видеть главную причину бедствия — вулкан Везувий.

Благодаря двойному освещению изображение выглядит живым и реалистичным. Если современники используют рассеянное освещение, Брюллов находит источник света в пламени вулкана и вспышках молнии. При этом лучи имеют контрастную окраску. В глубине полотна они яркие и горячие, и холодные зеленовато-синие на переднем плане. Они отражаются от окружающих предметов, лиц и одежды персонажей.

Для передачи масштаба катастрофы художник выбирает насыщенную, звучную палитру. Он использует яркие декоративные краски, которые выглядят невероятно живо рядом с палитрой других академических живописцев.

Художник не использует многоцветие. Мастер ограничивает цветовую палитру несколькими преобладающими цветами:

  • различные оттенки красного цвета: зарево, одежда людей, цветы на голове у девушки;
  • зеленый, желтый и голубой: окружающий пейзаж, здания.

Фигуры героев выглядят объемными. Брюллов изображает людей почти со скульптурной точностью. Этого он добивается благодаря удачному сочетанию света и тени.

Успех картины был определен новаторскими идеями, смелостью и мастерским исполнением Карла Брюллова. Он изобразил одновременно прекрасную и страшную картину катастрофы. Человек бессилен перед стихией и силами природы, но он должен оставаться человеком и сохранить свои лучшие качества.

«Последний день Помпеи» – трагедия, написанная кистью Брюллова

Мир знает немало ярких портретов, интересных образов и пейзажей, запечатлённых на картинах, но настоящей редкостью являются картины, пронизанные драматизмом и движением. Именно таким можно назвать творение Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Источником вдохновения для создания этой картины стали исторические события, произошедшие за много столетий до рождения художника. Несмотря на это, воображение Брюллова и его высокое мастерство сотворили истинный шедевр, наполненный динамикой, эмоциями и множеством образов. Какой же он – «Последний день Помпеи»?

Знакомство Брюллова с Италией

В декабре 1799 года в семье скульптора французского происхождения родился седьмой ребёнок, которого назвали Карл. Братья мальчика в дальнейшем стали живописцами и архитекторами, однако именно Карлу Брюллову судьба представила возможность прославиться благодаря своим шедеврам.

В июле 1827 года художник впервые посетил Неаполь, он побывал около вулкана Везувий, что и стал причиной трагедии, развернувшейся в далёкой древности. На тот момент история о гибели целого города находила отражение в творениях многих именитых мастеров.

Когда в 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре приступил к археологическим раскопкам, произошло открытие Помпеи, что была погребена под вулканическим пеплом и застывшей лавой. В начале XIX века появляются опера и роман, посвящённые этой трагедией.

Карл Брюллов. Дагерротип из собрания Эрмитажа

История написания картины

Оказавшись на месте раскопок, Брюллов и предположить не мог, что история Помпей отразится в его творчестве, хотя не отметить особой атмосферы этого места он не мог.

«Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», – именно так писал Брюллов в своих заметках.

Я не сомневаюсь, что это жуткое ощущение и породило идею написать работу, посвящённую Помпеям. Решив приступить к созданию полотна, посвящённого этой непростой исторической теме, живописец детально изучал археологические источники. Более того, в самом творении Брюллов несколько отходит от привычного ему стиля, склоняясь к романтизму.

Его картина рассказывает о трагедии не одного человека, а целого народа, города, заживо погребённого разрушительной мощью Везувия. В построении композиции заметны традиционные особенности классицизма.

Эскиз картины

Брюллов, что было ему свойственно, старается заключить каждый небольшой сюжет в визуальный треугольник. Это помогает вникнуть в историю каждого персонажа. В процессе написания картины художник старался стоять лицом к вулкану, чтобы тот был виден на холсте (ведь именно он являлся причиной трагедии).

Для образов картины «Последний день Помпеи» Брюллов использовал не только вымышленные портреты. Во время той судьбоносной поездки в Неаполь он познакомился с княгиней Юлией Самойловой, которая впоследствии была изображена в трёх образах.

Искусствовед Галина Леонтьева в своих очерках о Брюллове отмечает, что тогда, отправляясь в поездку, ни сам живописец, ни его спутница и представить не могли, что “это нечаянное путешествие приведёт художника к самой высокой вершине его творчества — созданию монументального исторического полотна «Последний день Помпеи»”. В 1833 году работа над полотном была завершена.

Из Франции Брюллов отправил работу в Санкт-Петербург, где была преподнесена императору Николаю I, а затем размещена в Эрмитаже. Сегодня же она находится в Государственном Русском музее.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Описание картины – Герои «Последнего дня Помпеи»

Далеко не все знаменитые картины наполнены таким количеством интереснейших “живых” образов, какие продемонстрировал нам Брюллов в своём творении.

Левая часть полотна открывает нам историю нескольких людей у гробницы Скавра. Рядом с ними – женщина, в глазах которой застыл ужас. Возле неё находится художник с красками в ящике, что поставил на голову, – это автопортрет Брюллова.

Ближе к центру мы видим семейную пару с детьми. Мужчина пытается укрыть жену и малышей от разрушительной силы природы, но становится ясно, что все эти усилия не принесут результата.

В глубине картины – римский жрец, что пытается спасти ценные ритуальные предметы. Всадник с трудом удерживает коня, что поднялся на дыбы. Неподалёку от него можно увидеть испуганного жениха, что пытается привести в чувство свою невесту, на голове которой виден венок роз.

Особенно пронзительными и драматичными мне кажутся образы двух сыновей, что несут своего старого отца на руках. Возле них мы видим юношу, что умоляет свою мать подняться и бежать от этого ужаса. Интересно, что в нём Брюллов показал Плиния Младшего, который действительно сумел спастись из обречённого города.

Фрагменты картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Спутница художника, Юлия Самойлова, была изображена в трёх ипостасях – разбившейся женщины, упавшей с колесницы, женщины с кувшином и матери, что привлекает двух своих дочерей.

Все герои картины создают невероятное ощущение реалистичности происходящего. Зритель сопереживает каждому из участников этой трагедии, ведь кажется, что через мгновение тьма и пепел поглотят весь город, написанный на полотне.

Фрагменты картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Тот самый Плиний Младший, ставший свидетелем событий в Помпеях, позднее писал о них:

«Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти».

Всё это мы видим на картине Брюллова «Последний день Помпеи», что переносит нас в далёкий 79 год, когда крупный и процветающий римский город навсегда исчез с лица земли, оставшись в истории и произведениях искусства.

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu
  • Статьи
  • История искусств
  • Про музеи
  • Ресурсы
  • ТИИ
    • Скульптура
    • Графика
    • Живопись
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Фотоискусство
  • Редакция
  • Я только спросить
    • Ответы
    • Home
    • История искусствXIX век
    • К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Санкт-Петербург, ГРМ

    К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Санкт-Петербург, ГРМ

    «Картина Брюлова — одно из ярких явлений 19 века.
    Это — светлое воскресение живописи, пребывавшей
    долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии.»

    – Н.В. Гоголь. «Последний день Помпеи» (Картина Брюлова)».

    Картина «Последний день Помпеи» российского живописца Карла Павловича Брюллова (1799–1852) создавалась в итальянский период его творчества – с 1827 по 1833 гг. Изобразительной функцией рассматриваемой картины можно назвать описание определенного исторического сюжета, а экспрессивно-декоративной функцией – отражение чувств и эмоций, связанных с вдохновившим художника трагическим событием – извержением вулкана Везувий и гибелью нескольких близлежащих городов в 79 г. н.э.

    Картина принадлежит станковому роду живописи и в качестве основы для нее служит холст. Полотно выполнено в технике масляной живописи, характерной для произведений К. П. Брюллова. Картина имеет форму вытянутого по горизонтальной оси прямоугольника размером 456,5 × 651 сантиметров.

    Передний план картины и ее фон имеют две отличных друг от друга цветовых гаммы. В первом случае это холодные светлые тона кожи, одежд, архитектурного убранство, а во втором же – мрачные красные и черные краски неба и пепла. Несмотря на насыщенность цветовой гаммы, преобладает тональный колорит.

    Объемность полотну придает сложное использование К.П. Брюлловым двух источников света. Первый зритель может увидеть своими глазами – это красный свет полыхающего неба на заднем плане. Второй на полотне отсутствует – это холодный свет, падающий на центр картинного поля из верхнего правого (относительно зрителя) угла.

    Хотя экспрессивность и драматургия полотна «Последний день Помпеи» не свойственны классицистической живописи, можно отметить, что К.П. Брюллов берет традиционный именно для этого направления тип композиции – заключенный в треугольник цикл эпизодов. В качестве эпизодов выступают изображенные на картине группы персонажей – каждая группа имеет самостоятельный нарратив. Отличительной чертой данного произведения является отсутствие главного героя, концентрирующего на себе внимание зрителя. Взгляд зрителя должен блуждать по всем персонажам картины, проникаясь историей каждого. Тем не менее полотно имеет смысловой центр – фигуру мертвой женщины, лежащей в сложной позе (голова повернута к зрителю, ноги оказываются выше головы), и фигуру живого младенца, на которого остальные персонажи произведения не обращают внимания. Данный эпизод предрекает судьбу всех изображенных персонажей.

    Действие картины происходит на улице древнего города Помпеи. Перед зрителем разворачивается перспектива этой улицы, а постройки по обеим сторонам служат композиционными кулисами. Диагонали описываемой перспективы вторят упоминаемому ранее треугольнику из эпизодов. Архитектурное убранство же формирует диагонали, диссонирующие с «гранями» треугольника на переднем плане. Здесь стоит добавить, что персонажи картины двигаются в разных направлениях, и вместе с диссонансом диагоналей это движение создает атмосферу хаоса.

    Произведение содержит элемент включения зрителя. В левой части картины на втором плане изображена «гробница» Авла Умбриция Скавра (по некоторым источникам «дом» Авла Умбриция Скавра) – памятник древнеримской архитектуры, который К.П. Брюллов видел во время поездки на место раскопок города Помпеи. Этот памятника был известен многим современникам живописца и являлся не только элементом включения зрителя в сюжет картины, но и элементом сопричастности к историческому факту.

    Несомненно стоит отметить и смотрящую прямо на зрителя женщину, глаза которой передают ужас от осознания происходящего в данный момент события. Также мы видим автопортрет самого К.П. Брюллова – римского художника с ящиком красок на голове, смотрящего на внешний источник света, несущий опасность. Эти три элемента – архитектурный памятник, смотрящий на зрителя персонаж и сам художник – составляют единое звено композиции, находящееся чуть в глубине картины и затягивающее зрителя в сюжет.

    Стоит отметить, что зеркальное отображение картины доказывает обоснованность выбора К.П. Брюлловым всех перечисленных композиционных решений. Здесь становится очевидной еще одна диагональ, которую в силу естественности ее расположения художником зритель не замечает на оригинальном изображении. Эта диагональ выражена потоком лавы, снисходящим от внешнего источника света в правой части картинного поля. Данное направление диагонали добавляет напряжение атмосфере полотна. В зеркальном отображении этот эффект теряется, а часть композиции с архитектурным убранством (в том числе «гробница» Скавра), оказывающаяся в правой части картины, притупляет динамику всего изображения.

    Помпеи – богатый древнеримский город, расположенный близ Неаполя. Вместе с несколькими близлежащими городами и селениями, среди которых были такие известные ныне археологические памятники как Стабии и Геркуланум, был погребен во время извержения вулкана Везувия 24 августа 79 г. После этой катастрофы Помпеи более чем на пятнадцать веков фактический скрылись с лица Земли и из памяти человечества. Систематические раскопки открыли миру Помпеи лишь в 1748 г., когда военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические изыскания. Открытие древнего города стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных представителей науки, литературы и искусства.

    Карл Брюллов работал над «Последним днем Помпеи» в течение шести лет — с 1827 по 1833 гг. Весь процесс написания полотна проходил в Италии, где живописец жил с 1822 г. как пенсионер Императорской Академии художеств. К.П. Брюллов впервые оказался на месте раскопок в 1827 г., что произвело на него неизгладимое впечатление, как некогда на Жака-Луи Давида. Именно так появилась идея создания полотна на историческую тему, способную потревожить душу зрителя. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники, возвращался к местам раскопок, работал с натурщикми-итальянцами, пытаясь отыскать образы их предков.

    В 1833 г. картина была представлена широкой публике на выставке в Милане и произвела фурор. Уже в 1834 г. картина был выставлена на парижском Салоне, где критика искушенного французского общества оказалась сдержаннее итальянской. Тем не менее К.П. Брюллов был удостоен золотой медали французской Академии художеств. Полотно стало широко известным в Европе и в том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург.

    Картина «Последний день Помпеи» была выставлена года в Круглом зале российской Академии художеств 11 июня 1836 г. Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, К.Н. Батюшкова и др. Заказчиком и владельцем картины был граф Анатолий Николаевич Демидов (1812 — 1870), известный российский меценат, большую часть жизни проведший за пределами России. А.Н. Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. В 1897 г. полотно было переведено в Русский музей, в основной экспозиции которого выставляется и по сей день.

    Список использованной литературы:

    1. Гоголь Н. В. Последний день Помпеи. // В книге: Полное собрание сочинений в 14 томах, том 8. Статьи. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1952. С. 107—114.
    2. Покутняя М.В. Помпеи в живописи XVIII-XIX веков // Романо-германская филология и межкультурная коммуникация Межвузовский сборник научных работ студентов, магистрантов, аспирантов. Белгород, 2018. С. 158-161.
    3. Порудоминский В.И. Брюллов. М.: Мол. гвардия, 1979. 350 с.
    4. Поташева К.А. Образ «пылающего Везувия» в художественном мир А. С. Пушкина, м. Ю. Лермонтова, К. П. Брюллова // Грамота. 2015. № 6 (48): в 2-х ч. Ч. 2. С. 133-137.

    Автор: Екатерина Орлова

    «Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали

    Брюллову пришло в голову нарисовать такой необычный сюжет после посещения раскопок Помпеи (неожиданно, согласен).

    Для Брюллова это был еще и личный вызов – итальянские художники считали его незначительным автором небольших сюжетных картин («маленький русский пишет маленькие картины»). Ну что ж, свою долю успеха и уважения он получил сполна – толпы людей в Риме, сверхпопулярная выставка в Милане, большая золотая медаль Парижского салона, признание в России и вишенка на торте – прозвище «Великий Карл».

    Карл Брюллов – «Последний день Помпеи», 1833

    На создание картины ушло целых 6 лет, с 1827 до 1833. Однако непосредственно написание картины заняло 11 месяцев, остальное время художник готовил эскизы и дорабатывал идеи.

    Картина поражает масштабом. Даже просто своей величиной – 4,56 на 6,51 метра, это вам не шутки, а очень даже уютная студия))

    Полотно уникально для того времени – Брюллов использует черты, характерные и для классицизма, и для романтизма. Сюжет из античности и рельефные тела – это явный классицизм. Но на фоне катастрофы мы видим личные истории жителей, большое количество живых и волнующих цветов, обилие эмоций героев картины – это явный романтизм. Брюллов ярко продемонстрировал очевидный переход живописи в новый век, но при этом он уважает традиции.

    Вся хаотичная на первый взгляд композиция строится в лучших традициях классицизма – отдельные эпизоды по треугольникам. Можете отследить группы героев и мысленно провести линии вокруг них – получится именно эти геометрические фигуры)

    Брюллов лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.

    Мать успокаивает своих дочерей. Еще одна маленькая деталь от художника: во время извержения многие птицы умирали прямо на лету. Как, например, щегол на картине, он в правой части:

    На одной из улиц было найдено колесо от повозки и драгоценности вокруг. Так в сюжете художника появился эпизод гибели богатой помпеянки. В центре картины лежит полуобнаженная молодая женщина, которую пытается привести в чувство ребенок (символ падения старого мира и зарождения нового) – это противопоставление жизни и смерти в лучших традициях романтизма.

    Тут у нас колесо колесницы, из которой выпала богатая аристократка, разбросанное золото и бедный ребенок:

    На картине изображены языческий священник (в белом, несет свои золотые атрибуты культа) и христианский (слева в красном). В этом есть некоторое противопоставление – языческий мужичок бежит и старается спасти свое богатство, когда как христианин спокойно смотрит в лицо трагедии. Правда тут художник допустил неточность – нательных крестиков в 79 году н.э. еще не существовало))

    Противопоставление христианского и языческого священников явно не в пользу последнего:

    На полотно попал и один из известных очевидцев катастрофы – Плиний, который подробно описал события того дня историку Тациту. И, хотя наш везучий паренек на самом деле находился на безопасном расстоянии во время извержения Везувия, Брюллов для драматичного эффекта поставил его в эпицентр событий. На картине описывается известный эпизод – мать Плиния просит бросить ее, так как она обуза и с ней он не сможет убежать от кары природы.

    Сын не согласен и старается силой и словами уговорить ее продолжить бежать с ним.

    Слева от них другие сынки несут своего батю подальше от лавы и разрушений. И обратите внимание на интересный контраст: мощный и жилистый воин сопоставляется юному и нежному юноше.

    Справа от двух семей происходит уже совсем драма – новоиспеченный муж держит свою умершую жену. О недавнем бракосочетании говорит свадебный венок на голове погибшей девушки.

    Две семьи и неудавшаяся новая семья:

    Еще одна интересная группа персонажей у нас в левой части картины.

    Одни персонажи поняли, что здание рушится и хотят поскорее его покинуть. Но на пути они сталкиваются с другими чуваками – они видят невозможность выжить на улице и бегут спасаться в здание.

    Самый забавный персонаж тут – корыстный мужик, собирающий монетки. Даже в момент глобальной катастрофы он гонится за наживой.

    Автор картины не мог так просто оставаться в стороне от своего детища. Художник с ящиком красок на голове – автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

    Столпотворение у входа, подбирание монет и голова художника под ящиком с красками:

    Еще небольшая деталька – вы заметили, как многие девушки похожи друг на друга? Все дело не в плохой фантазии автора, так он изображал свою любовь и музу, Юлию Самойлову.

    Вместе с Юлией художник бродил по разрушенным Помпеям, их роман длился 16 лет с перерывами, в перерывы они обычно женились на ком-нибудь и разводились. На картине можно насчитать целых четыре Юли:

    Брюллов очень круто играет с цветом. По сути, всю картину освещают только молнии и вулканическая лава. И это задает драматичный тон событиям. Помимо этого, удачное решение с освещением картины дает ей движения и даже некоторую скульптурность.

    Безусловно, разрушения и изображение стихии театральны. Однако многие вулканологи отмечают достоверность событий на картине и дают землетрясению 8 баллов по мощности.

    Разрушения на заднем плане картины:

    Картина получала хвалебные отзывы от многих известных людей того времени: Иванов (автор «Явление Христа народу»), Гоголь, Лермонтов, Вальтер Скотт и другие поражались шедевру Брюллова.

    А Пушкин даже посвятил стихотворение картине и изобразил в своем черновике один драматический момент (да, сегодня у нас тут одна драма). В Санкт-Петербурге показывали картину всем желающим, но младший брат Брюллова был при смерти и не мог сам сгонять посмотреть. Тогда его друзья отнесли к картине, чтобы он мог оценить работу своего брата.

    Черновик Александра Пушкина с рисунком:

    Ну и закончу пост словами великого классика:

    Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

    Широко развилось, как боевое знамя.

    Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

    Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

    Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

    Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию