Культура – понятие, основные формы и разновидности

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Содержание:

Различают подходы к пониманию культуры:

  • Технологический (творческая деятельность – результат материальной и духовной жизни социума)
  • Деятельностный (творческий процесс в жизнедеятельности людей)
  • Ценностный (отражение нормативно-ценностного базиса в повседневном поведении и общении людей)
  • Исторический (наследие предков, обусловленное передачей жизненного опыта)
  • Нормативный (выражен в комплексе ценностей: вещных, логических, этический)
  • Антропологический (результат жизнедеятельности людей. Из этого вытекает производная природа –вещный продукт, преобразованный человеком в ходе жизнедеятельности. Артефакт культуры – создание человеком объектов, обладающими смыслом и символами. Этим могут выступать предметы быта, кухонная утварь, приметы, фольклор)
  • Семиотический (Семиотика – наука о знаках, исследует передачу информации через знаки и знаковую систему. Примеры представлены мифами и ритуалами, общением животных)
  • Социологический (результат совместной жизнедеятельности людей)

Культура – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Сферы существования культуры

  1. Материальная культура – состоит из предметов и осязаемых объектов, производимой людьми для удовлетворения потребностей.
  2. Духовная – составляющая часть ценностей и творческой деятельности общества. Выражена культурной жизнью людей – религия, музеи, выставки.
  3. Социальная – характеризуется культурным разнообразием представленного этноса.

Не содержится чистого вида представленных культур, потому что духовная культура обретает проявление через материальные предметы.

Функции культуры

Познавательнаядаёт понимание об этносе, эпохе, культурных особенностях, традициях
Оценочнаяразделение ценностей на составляющие части для концентрирования традиций
Регулятивнаясоздание норм, которые выполняет общество в процессе жизнедеятельности
Информативнаяобусловлена передачей жизненного опыта и ценностей поколениями
Коммуникативнаяподдержание действующих форм культуры, развитие личностных качеств
Социализацияпроцесс получения базовых навыков, способностей, правил, норм

Формы и разновидности культуры

  1. По соотношению с религией(светская, религиозная)
  2. По региональному признаку (культура Азии, Америки и тд.)
  3. По национальному признаку (немецкая, датская и тд.)
  4. По историческому типу (Античная, Первобытная, Средневековая и тд.)
  5. По территориальному признаку (сельская, городская)
  6. По виду деятельности (культурная, историческая, политическая и тд.)
  7. По типу аудитории (народная, массовая, элитарная)

Народная культура – национальная культура, представлена в виде источника хранения традиций и ценностей этноса. Находит проявление в народных массах. Представлена популярной и фольклорной; популярная – обычаи, традиции, песни, фольклорная – прошлое народы.

Элитарная культура – рассчитана на узкий круг, в связи со вложенным глубинным смыслом и тяжелым содержанием.

Массовая культура – преимущества состоят в доступности, увлекательности, тиражируемости, массовости характера.

Развитие культуры представляет собой процесс накопления опыта предыдущих поколений, насыщение культуры новыми элементами.

Культура представлена различием форм – субкультурой и контркультурой.

  • Субкультура – культура, обладающая отличительной идеологией (молодёжь, спортсмены, учёные).
  • Контркультура – идеологией культуры приходится противостояние господствующему укладу (хиппи, эмо, готы, яппи).

Иерархичность культуры

  1. Европоцентризм – идея, представляющая Европу венцом творения, образцом для человечества.
  2. Америкацентризм – представление, согласно которому Америка приходится центром мироздания.
  3. Востокоцентризм – идеология, представляющая Восток центром мироздания.
  4. Афроцентризм – теория, в которой Африка представляется центром Земли.
  5. Негритюд – идея о независимости культуры африканских племён.

Взаимодействие культур

Диалог культур – взаимодействие между носителями разных культур, в ходе которого одни ценности перенимаются представителями другого этноса.

Аккультурация – восприятие окончательно или частично культуру одного народа другим.

Культурный контакт – взаимодействие двух и более культур в социальной действительности.

Культурная диффузия – заимствование некоторых черт одной культуры в другую, путём культурного контакта.

Глобализация культуры – связана с расширением и усовершенствованием мировых рынков, экономических связей.

Культурный шок – потрясение, связанное с другой культурной реальностью.

Толерантность – терпимость к иному поведению.

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Основные функции культуры

  • познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
  • оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. 2

Формы и разновидности культуры. Типология культур:

В зависимости от классифицирующего признака выделяют следующие формы и разновидности культур:

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Различают также материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями. 3

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень.

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор – ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – ее разновидность. 4

Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.).

Субкультура

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке.

  • рост жизненного уровня;
  • развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
  • возрастание роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

Контркультура

Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура). 5

Виды и формы культуры

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока и Запада;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);

криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).

Характерные черты контркультур:

нетрадиционные культурные формы,

нетрадиционные формы религии.

Таблица «Виды культуры»

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Действует как механизм «внушения и заражения»

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение

Отражает национальный характер

Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры

Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа

Понятие культуры, её формы и разновидности. Наука и образование

Урок 5. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Понятие культуры, её формы и разновидности. Наука и образование”

Слово «культура» пришло к нам из латинского языка. Оно переводится как «обработка, возделывание почвы». То есть культура – это всё, что было выращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе.

В повседневной жизни термин «культура» часто связан с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

На вопрос о том, кого можно назвать культурным человеком, в различные исторические эпохи отвечали по-разному. Например, в Древней Греции культурным называли человека, который был воспитан в традициях своего народа, ставший его частью. У греков даже существовал специальный термин для обозначения такого воспитания – «пайдейя».

В Древнем Риме главной задачей культуры стало воспитание достойного «человека-гражданина», гражданских качеств, патриота своей страны.

В средневековой Европе культура связывалась в первую очередь с обладанием христианским мировоззрением. Культурным человеком признавали того, кто изучил основы религии, разбирается в них и ведёт себя в соответствии с основами вероучения.

И только представители эпохи Просвещения подошли вплотную к современному пониманию термина «культурный человек». Для них – это просвещённый, образованный и обладающий научными знаниями человек.

В современном мире термин «культура» в самом широком смысле слова – это «вторая природа» – всё, что создано людьми: то что не существовало в природе никогда до человека и не появилось бы, если бы его не было; комплекс результатов их активной творческой деятельности во всех сферах общественной жизни, а также формы, принципы и способы этой деятельности.

В узком смысле слова «культура» – это духовные ценности, созданные человечеством.

Существует два подхода к пониманию культуры: антропологический и ценностный.

Суть антропологического подхода состоит в том, что под культурой понимается вся совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворённых людьми вещей, противостоящий природе.

Ценностный подход заключается в том, что под культурой понимают совокупность лучших, наиболее значительных творений человека, то есть речь идёт не обо всём что было создано человеком, а только о то, что может считаться ценностью.

Культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе.

Принято выделять следующие функции культуры:

· Гуманизирующая функция. Культура делает человека. Усвоение культуры человеком способствует самосовершенствованию и саморазвитию личности.

· Адаптивная функция. Позволяет людям приспособиться к различным природным условиям.

· Ценностная функция. Создаёт условия для распознавания значимого и незначительного в жизни.

· Нормативная функция. Формирует определённые правила и нормы, регулирующие поведение (специфическая культурная программа, определяющая возможности ориентации человека в социокультурном пространстве).

· Коммуникативная функция. Обеспечивает взаимодействие между людьми, способствует процессам интеграции культур.

· Интегрирующая функция. Способствует сплочению людей на основе единых норм и ценностей.

· Функция исторической преемственности. Обеспечивает накопление, хранение, систематизацию и передачу информации.

· Деятельностно-творческая функция. Усвоение культуры обеспечивает условия для её воспроизводства (стимулирует активность людей по созданию ими чего-то принципиально нового на основе накопленного культурно-исторического опыта).

· Знаково-символическая функция. Формирует знания и умения по объяснению сущности знаков и символов, в которых сохраняется культура.

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, «культуры вообще», как и «общества вообще», в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоёв, чьи культурные запросы и проявления различны, поэтому принято выделять различные виды и формы культуры.

Условно культуру можно разделить на материальную и духовную.

· Материальная культура – это производство и освоение предметов материального мира, изменение физической природы человека.

· Духовная культура – это духовные ценности и творческая деятельность по их производству: наука, искусство, религия, мораль, право и так далее.

Очень важно понимать, что деление на материальную и духовную культуру является условным. Например, промышленный робот – это явление материальной или духовной культуры? С одной стороны – это орудие труда, с помощью которого человек может создавать необходимые для себя блага, то есть материальная культура. Но с другой стороны, его появление было бы невозможным без прорыва в науке, ведь робота нужно было придумать, разработать, написать программу для его работы и так далее, а ведь всё это уже сфера духовной культуры.

Принято выделять следующие формы культуры: элитарная, народная и массовая.

· Элитарная культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами.

o Это культура привилегированных слоёв общества, она рассчитана на подготовленных слушателей, зрителей или читателей.

o Это «высокая культура», сохраняющая преемственную связь с классической традицией, гуманистическими ценностями.

o Модернистские формы современного искусства, доступные лишь относительно узкой группе ценителей.

· Народная культура создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, сказки, песни, танцы и тому подобное).

· Массовая культура – ориентированная на массовое каждодневное потребление.

o Основана на стандартизированном производстве – ориентация на массового «среднего» потребителя.

o Присутствует стремление к коммерческому успеху, превращение продукта культуры в товар.

o Её появление связано с процессом демократизации культуры и развитием средств массовой коммуникации.

Также можно выделить ещё ряд разновидностей культуры:

· Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

· Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большей части общества. Например: байкеры, геймеры, косплееры, диггеры и сталкеры, исторические реконструкторы и так далее.

· Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей. Например – хиппи. Расцвет этого движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали и некоторых церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!» (мэйк лав, нот во), что означает: «Любите, а не воюйте!».

· Антикультура – нетерпимая, злобная критика любой культуры; варварство, вандализм.

Неотъемлемой частью духовной культуры является наука – это специализированная познавательная деятельность, направленная на получение объективно истинных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Говоря о науке, принято выделять две основные её формы: фундаментальная и прикладная наука.

· Фундаментальная наука – это научные исследования, результатом которых становится открытие законов природы, создание теорий и концепций.

· Прикладная наука – это опытно-конструкторские изыскания, воплощение теоретических знаний в технику и технологии.

Например, биология – это фундаментальная наука о живых существах и их взаимодействии со средой, а селекция – это прикладная наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных и сортов растений.

По объекту изучения можно выделить естественные, социальные и гуманитарные (общественные) науки.

Результатом научной деятельности являются теории. Теория – это системно организованное знание, позволяющее объяснять и предсказывать события, явления, процессы.

Теория позволяет проникать вглубь объекта, то есть:

· описать его строение и структуру (характер связей между образующими его элементами);

· объяснить механизм его функционирования и развития;

· предсказать возможные изменения состояний предмета или процесса.

Наука – это не только познавательная деятельность, но и социальный институт со своей структурой и функциями.

Как социальный институт наука выполняет и ряд функций в современном обществе:

· Познавательная функция (познавательно-объяснительная). Наука открывает объективные факты и законы, вырабатывает убедительные объяснения, почему мир или отдельные его части развиваются так или иначе.

· Мировоззренческая функция (культурно-мировоззренческая). Разработка и совершенствование научной картины мира, на основе которой может формироваться определённое мировоззрение.

· Производственная функция (технико-технологическая). Активно влияет на развитие экономики – повышение эффективности производства, новые виды сырья и новые технологии.

· Социальная функция. Предлагает модели и методы социального развития и управления обществом.

· Прогностическая функция. Предлагает возможные модели развития тех или иных процессов.

Принято выделять следующие особенности научного познания:

· объективность получаемого знания;

· рациональность знаний (непротиворечивость, доказательность, системность);

· проверяемость получаемого знания;

· развитость понятийного аппарата;

· использование специальных способов и методов познавательной деятельности;

· высокий уровень обобщения знаний.

Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень – это выявление объективных фактов и связей между ними. Например, нагревая воду, мы поставили перед собой задачу узнать, какие изменения произойдут с водой, если она будет долго греться. В итоге своих наблюдений мы установим научный факт, что при нагревании воды до температуры кипения она начинает менять своё агрегатное состояние – из жидкости превращается в пар.

А вот когда мы зададим себе вопрос, а от чего зависит температура кипения воды, почему одни жидкости превращаются в газ при одной температуре, а другие при другой, что вообще происходит внутри жидкости, почему она превращается в газ и так далее, то перейдём на теоретический уровень. То есть теоретический уровень – это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение внутренних связей и закономерностей.

К формам эмпирического познания принято относить:

· Научный факт – это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов, описанный посредством научных понятий.

· Эмпирический закон – это закон, справедливость которого была установлена из опытных данных, а не на основе теоретических соображений.

К формам теоретического познания относятся:

· Гипотеза – научное предположение, догадка, выдвигаемая для объяснения какого-либо явления.

· Проблема – задача, требующая разрешения; формулирование концепции незнания.

· Закон – объективная, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь каких-либо явлений объективной действительности.

· Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности (система законов).

Эмпирическому и теоретическому уровням познания соответствуют определённые методы.

Методы эмпирического познания – это наблюдение (целенаправленное), эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Методы теоретического познания это анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация.

С понятиями культуры и науки неразрывно связано понятие образования. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.

Образование – это способ передачи новым поколениям людей накопленных знаний, опыта, всего того, что составляет духовную культуру общества. Образование включает в себя обучение, воспитание и профессиональную подготовку.

Выделяют следующие функции образования:

· Экономическая функция: формирование социально-профессиональной структуры общества.

· Социальная функция: социализация личности, важнейший канал социальной мобильности.

· Культурная функция: использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.

·

В развитии современного образования наблюдаются следующие тенденции:

· Демократизация системы образования – доступность для всех слоёв, обязательность общего образования для детей.

· Рост продолжительности образования связан с новым уровнем развития общества, когда к профессиональной деятельности в большинстве сфер можно приступить только усвоив некие общие культурные ценности, специальные дисциплины, необходимые для конкретной профессии.

· Непрерывность образования – человек не может получить знания на всю оставшуюся жизнь.

· Гуманизация образования – содействие развитию личности каждого обучаемого, создание наиболее комфортных условий обучения.

· Гуманитаризация образования – увеличение времени на изучение общественных наук, потому что жизнь общества очень сложна и для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, надо уметь ориентироваться во всех его сферах: в политике, экономике, культуре, отношениях с людьми и так далее.

· Интернационализация процесса образования – сближение систем образования разных стран.

· Компьютеризация (информатизация) образования – использование компьютера и компьютерных технологий.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Что такое культура, каковы её формы и разновидности?

Виды культуры

  • Что такое культура
    • Причины становления культуры
    • Элементы культуры
  • Основные формы
    • Элитарная культура
    • Массовая культура
    • Народная культура
  • Разновидности культуры
    • Субкультура
    • Контркультура
  • Материальная культура
  • Духовная культура

Что такое культура

Понятие культуры имеет огромное количество определений и значений, охватывающих самые различные сферы человеческой жизни. Этимология термина восходит к латинскому слову colere — возделывание почвы, культивирование, почитание. Впервые оно было употреблено в трактате «О земледелии» древнеримского политика Марка Порция Катона Старшего в 100 г. до н. э.

В гуманитарном значении понятие «культура» использовал философ Марк Цицерон, сравнивший «культуру души» с возделыванием плодородного поля.

В начале 1960-х годов американские исследователи посчитали 164 определения культуры, выделив среди них 6 типов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • описательные;
  • нормативные;
  • психологические;
  • структурные;
  • генетические.

В современной культурологии число определений уже едва ли возможно установить.

В современно науке под культурой в первую очередь понимают человеческую деятельность и весь социально-значимый опыт человечества.

В русском языке этот термин впервые использовал российский философ, последователь учения Шеллинга Данило Велланский в 1826 году.

В контексте жизненных ценностей культура отражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Нормы и правила культуры ограничивают человека и упорядочивают беспорядочное движение природы, поэтому уже на заре своего возникновение культурное состояние противопоставлялось естественному. Мир природы считался единообразным, закономерным и предсказуемым, а мир культуры — разнообразным, обусловленным человеческой деятельностью.

Причины становления культуры

Среди основных причин, приведших к становлению и развитию культуры, можно выделить:

  • уменьшение роли физической силы;
  • постепенное сокращение господствующей роли чувственного познания и неосознанных понятий;
  • увеличение роли сознания и разума;
  • смягчение нравов;
  • воспитание вкуса.

Элементы культуры

Культура включает в себя большое многообразие различных элементов, которые можно разделить на следующие группы:

  1. Символы — это условный знак, слово или предмет, раскрывающий смысл и значение конкретной культуры (в национальной культуре таким символом может выступать язык, система традиций и ритуалов, эмблематика).
  2. Герои — это реальные и вымышленные люди, которые ввиду какого-то подвига, выдающейся судьбы или деятельности стали восприниматься в качестве примера для подражания в определенной культуре.
  3. Ритуалы — коллективная деятельность, имеющая строгую структуру и установленный порядок совершения чего-либо.
  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, включающий в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном и т.д.

Основные формы

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, культура подразделяется на три формы:

  • элитарная;
  • массовая;
  • народная.

Элитарная культура

Элитарная или высокая культура — культура, созданная и потребляемая высокообразованной частью общества.

Эта культурная форма возникла с появлением элиты, которая большую часть жизни посвящала самообразованию, просвещению и расширению своего кругозора.

Как правило, субъекты элитарной культуры глубоко погружены в искусство и способны считывать символы и знаки, недоступные для среднестатистического зрителя. Такая сложность культурных элементов ограничивает круг лиц, способных понять и оценить по достоинству многоуровневые произведения, которые предлагает элитарная культура.

Она имеет самодостаточный характер и существует вне зависимости от политики, экономики, рынка и т. д. Культура призвана воспитывать в человеке утонченный вкус, оттачивать чувство прекрасного и мотивировать на созидательную деятельность. Наследие элитарной культры включает в себя классические произведения, авторское кино, литературную классику, виды изящного искусства и др.

К признакам элитарной культуры относится:

  • сложность произведений;
  • смысловая закрытость;
  • самодостаточность;
  • сложная система норм;
  • инновационность и креативность.

Элитарную культуру обычно противопоставляют массовой, но одновременно с этим они находятся друг с другом в постоянном взаимодействии. Новаторские идеи высокого искусства спустя время становятся общедоступными и перенимаются массовой культурой, переставая быть инновационными и уникальными. Вместе с этим, благодаря прибыли, которую приносит массовое искусство, кинокомпании, издательства и другие представители культурного производства могут спонсировать и поддерживать авторов элитарного искусства.

Массовая культура

Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе.

Массовая культура доступна для широкой публики, независимо от социального статуса, образования, материального положения и даже возраста. Ее задача заключается в мгновенном удовлетворение потребностей и желаний общества, так как она полностью зависит от своей аудитории. Поэтому ее произведения отличаются простотой и открытостью.

В рамках этой концепции уникальность и непревзойденность, присущие произведениям высокой культуры, теряют всякую ценность. Неповторимые и единственные в своем роде картины гениальных художников, тиражируются в форме репродукций и становятся достоянием каждого человека.

Стремление к простоте и поверхностности проявляется в повсеместной визуализации культурных продуктов, которая преобразовывает все тексты реальности в картинки и яркие изображения. Визуальная форма нивелирует необходимость в индивидуальном переживании произведения и делает его более понятным.

К основным признакам массовой культуры относится:

  1. Эмоциональность — направленность на эмоциональное восприятие произведений.
  2. Быстродоступность — мгновенная реакция на потребности общества.
  3. Быстрозабываемость — как только старые культурные продукты теряют актуальность, они заменяются новыми произведениями.
  4. Простота — один из основных признаков масскульта, отражающийся в легкости и незамысловатости культурных форм.
  5. Универсальность — культурные тексты рассчитаны на усредненную аудитории, вне зависимости от географических, гендерных или социальных характеристик.

К примерам массовой культуры можно отнести популярные сериалы, комиксы, эстрадную музыку, бульварные романы.

Народная культура

Народная или традиционная культура — произведения, созданные народными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает в себя произведения фольклора, дошедшие до современности в форме сказок, легенд, частушек, песен, пословиц, танцев, эпоса, ритуалов и т. д.

Изучение народной культуры позволяет исследовать историю конкретного этноса, проследить особенности его развития.

Народной культуре характерно:

  • аграрное общество;
  • сельская культура;
  • следование традиции и ритуалам;
  • ограниченное информационное поле.

В современной науке под этим термином понимается все то, что сегодняшняя культура пытается сохранить из традиционной.

Разновидности культуры

Одновременно с доминирующей и общепризнанной системой культуры, в современном обществе существуют ее многочисленные разновидности, объединяющие определенные группы людей. Под культурными концепциями, расходящимися с ценностями господствующей культуры, подразумеваются такие феномены как субкультура и контркультура.

Субкультура

Субкультура — это культура, объединяющая определенную часть общества внутри определенной системы ценностей, верований, традиций, ритуалов, языка, паттернов поведения.

Субкультура является частью обшей культуры. Ее формирование обусловлено разделением социума на разнообразные группы по национальному, социальному, профессиональному, материальному и другим признакам.

К разновидностям субкультуры относится:

  1. Подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных постулатов доминирующей культуры для того, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, хиппи и др.).
  2. Криминальные субкультуры, действующие против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы и др.).
  3. Религиозные, авторитарные секты, создающие свой культ верований и обязательных правил (Свидетели Иеговы, разнообразные секты).
  4. Этнические общности, имеющие, к примеру, диалект отличный от языковой нормы.

Субкультурам характерны следующие признаки:

  1. Наличие своеобразных ценностей, установок и правил, отличных от доминирующей культурной картины мира.
  2. Специфический образ жизни и паттерны поведения.
  3. Наличие внешней атрибутики, отражающейся во внешнем виде, жаргоне, манерах.
  4. Формирование инициативного ядра, генерирующего идеи.

Как правило, субкультура не противостоит общечеловеческой культуре, даже несмотря на существенные различия с ней. С ее помощью люди пытаются адаптировать ценностную систему господствующей культуры к своему видению мира.

Субкультуры позволяют индивиду или группе осмыслить специфику своего особенного положения и сформировать устойчивую идентичность, способную гармонично существовать в социальной среде, к которой он или они себя относят.

Контркультура

Контркультура — это форма субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культурной системы, но находится с ней в конфликте. Контркультура стремится придать новое значение устоявшимся традиционным ценностям и нормам.

Широкое распространение этот термин получил в качестве определения течений искусства, ставящих себя в противопоставление к традиционным направлениям.

Контркультуре могут быть присущи следующие черты:

  • анархичность;
  • аполитичность;
  • нетрадиционные культурные формы;
  • нетрадиционные формы религии.

Нередко контркультурные движения приводили к возникновению новых идеалов, которые со временем принимало все большее количество людей. К таким примерам можно отнести движение американской молодежи за права чернокожих, женские движения за эмансипацию и др.

Материальная культура

Материальная культура возникла вместе с появлением человека умелого около 2,6 млн. лет назад.

Материальная культура — это система материальных ценностей, возникающая в результате человеческой деятельности.

Ее основными задачами были: адаптация человека к окружающему миру и удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Под миром материальной культуры понимаются все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и т. д.

Ее сущность заключается в преобразовании природного объекта и его материала в вещь, свойства и признаки которой обусловлены творческими способностями человека и направлены на удовлетворение его потребностей. В наследии материальной культуры отражены образ жизни, нравы, ценностей и устремления людей. Каждая вещь, созданная человеком, несет в себе определенную смысловую нагрузку. К примеру, артефакты предыдущих поколений, позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

В культурологическом контексте материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлых эпох. К ним относятся памятники архитектуры, археологические находки, древние захоронения и т. д. Все это составляет культурное наследие человечества, ценность которого с годами только возрастает.

В культурологии материальное производство рассматривается с точки зрения его гуманитарной и гуманистической ценности. Для культурологов большую актуальность представляет степень совершенства и эстетичности архитектурного памятника, нежели его экономическая эффективность или технократическая составляющая.

Духовная культура

Духовная культура — это система духовных ценностей и творческой деятельности по их производству и освоению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

  • искусства;
  • философии;
  • науки;
  • религии;
  • морали и пр.

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовная культура существует во взаимосвязи с идеалами морали, нравственности, веры, науки, искусства, доминирующие в обществе. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

К признакам духовной культуры относится:

  1. Активное стремление к совершенствованию себя и окружающего мира.
  2. Ориентация на идеальные формы.
  3. Глубокая нравственная традиция.
  4. Большая свобода творчества.
  5. Неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса, философских концепций и т. д. Духовная культура выполняет следующие функции:

  1. Хранение культурного опыта.
  2. Выступление в роли средства понимания и объяснения мира.
  3. Регулирование взаимодействия людей в социуме.
  4. Формирование общественных ценностей и идеалов.
  5. Воспитание и образование.

Жизнь и деятельность человека проистекает по каналам материальной и духовной культуры. Для удовлетворения материальных потребностей, человек готовит и потребляет пищу, строит жилище, дороги, шьет одежду. Для удовлетворения духовных — создает художественные ценности, производит и потребляет искусство, изучает науку. Духовная культура может отражаться и в материальных артефактах — украшениях, памятниках, книгах, картинах.
Можно сказать, что разделение на материальную и духовную культуру имеет условный характер, так как четкую грань между ними сложно провести — чаще всего они воплощаются во взаимодействии.

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Подходы к пониманию культуры

1. Технологический: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

2. Деятельностный: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

3. Ценностный: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

4. Исторический: культура – продукт истории, который представляет собой наследование социального опыта и передачу его от поколения к поколению.

5. Нормативный: культура – ценности и нормы человеческого существования. Виды ценностей: 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота).

6. Деятельностный (антропологический): культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты (вторая природа). Вторичная (вторая) природа – совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям. Артефакт культуры – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание: 1) созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; 2) феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

7. Семиотический: культура – система знаков и символов, используемая в данном социуме. Семиотика (от греческого semeion – знак, признак) – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом, естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры – системы мифа, ритуала), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).

8. Социологический: культура есть организующий фактор общественной жизни.

Культура – 1) в широком смысле слова – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; 2) в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Слагаемые человеческой культуры: экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.

Основные сферы существования и развития культуры

Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей, связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека (материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.).

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно. Провести грань между ними очень сложно, т. к. в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).

Основные функции культуры

1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;

2) оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;

3) регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);

4) информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;

5) коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;

6) социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Структура духовной жизни общества

духовные потребности представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности;

духовная деятельность (духовное производство) – производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом;

духовные блага (ценности): идеи, теории, образы и духовные ценности;

духовные общественные связи индивидов.

Формы и разновидности культуры

1. по связи с религией: религиозная и светская;

2. по региональному признаку: культура Востока и Запада;

3. по национальному признаку: русская, французская и т. д.;

4. по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

5. по связи с территорией: сельская и городская культура;

6. по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

7. по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

1) Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Народная культура может быть разделена на популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое.

2) Элитарная культура создается в расчете на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина). Признаки элитарной культуры: а) высокий уровень (сложность содержания); б) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; в) подготовленность аудитории к восприятию; г) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры.

3) Массовая культура (попкультура) имеет признаки: а) общедоступность; б) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); в) серийность, тиражируемость; г) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.

4) «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.

Развитие культуры – процесс двуединый: а) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций; б) преодоление этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Пути накопления культурных ценностей: а) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий); б) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).

Культурная аккумуляция – накопление культурного потенциала, наследия.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке.

Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте (андерграунд), стремится вытеснить ее; система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, яппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» – авангард.

Иерархичность мировой культуры

* Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем.

* Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка.

* Востокоцентризм (панисламизм, панмонголизм) – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой Восток является центром мировой культуры и цивилизации.

* Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка.

* Негритюд – концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов.

Диалог культур – преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; то же, что аккультурация.

Аккультурация – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.

Культурный контакт – предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур.

Культурная диффузия – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация культуры имеет позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и негативные стороны.

Н. Данилевский о взаимодействии культур: 1) колонизация (финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген); 2) «прививка черенка на чужое дерево» (эллинистическая культура Александрии внутри египетской культуры); 3) взаимный равноправный диалог (обмен ценностями).

Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью.

Способы преодоления культурного шока: 1) Колонизация: агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традиционных ценностей «местной» культуры и их вытеснение на периферию культурного пространства. 2) Гетто(т)изация: создание компактных мест проживания «чужих» (эмигрантов, беженцев, гастарбайтеров) или «местных» (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность сохранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто). 3) Ассимиляция: крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной культурной идентичности в пользу полного приспособления к «чужой» культуре. Последним «бастионом» в борьбе с иноземной культурой выступает язык, с утратой которого погибает и ассимилированная культура. 4) Диффузия: совмещение элементов «своей» и «чужой» культур.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Формы толерантности: а) личная (социальные взаимодействия отдельных индивидов); б) общественная (общественная психология, сознание, моральные нормы и нравы); в) государственная (законодательство, политическая практика).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Лекция № 61. Понятие культуры в философии

Лекция № 61. Понятие культуры в философии Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся

35. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ, ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ

35. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ, ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ Политическое участие – это то, из чего складывается реальный политический процесс. Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, по-разному вовлечены в политический процесс. Исходя из

26. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА». ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ И УНИВЕРСАЛИИ

26. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА». ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ И УНИВЕРСАЛИИ Культура (от лат. – возделывание земли, воспитание) – способ мышления и поведения, система материальных, научных, духовных, общественных компонентов. До XVII в. термин «культура»

28. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

28. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Еще со времен разложения первобытного общества и социальной дифференциации возникла и дифференциация культуры. Основные формы культуры:1. Массовая («коммерческая») культура – возникла вместе с появлением общества

29. РОЛЬ БЫТОВОЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

29. РОЛЬ БЫТОВОЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ Быт – это непроизводственная, непрофессиональная сфера жизнедеятельности человека. Его также можно назвать укладом жизни. Процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей человека

Современное состояние традиционной культуры: трансформационные и энтропийные процессы, новый социально-исторический контекст и формы бытования, новые способы трансляции

Современное состояние традиционной культуры: трансформационные и энтропийные процессы, новый социально-исторический контекст и формы бытования, новые способы трансляции Созданные в процессе движения за возрождение казачьи организации сформулировали конкретные

Понятие культуры. Материальная и духовная культура

Содержание:

  • 1 Понятие “культура”
  • 2 Материальная и духовная культура
  • 3 Функции культуры
  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 3-06-2020, 23:59
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 13 062
  • 0

↑ Понятие “культура”

В современной культурологии и философии существует много определений и трактовок понятия «культура».

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

  • Технологический (культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества).
  • Деятельностный (культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность).
  • Ценностный (культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей).

Начиная с I в. до. н. э. слово « культура » (от лат. — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных учёных понятие «культура» можно определить следующим образом.

Культура в широком смысле – все, что создал человек.

Другими словами, под культурой подразумевается созданная человечеством искусственная среда существования (архитектурные здания и сооружения, предметы быта, результаты научных и технических достижений) и самореализации (традиции, ценности, модели поведения, верования), которые создаются и устанавливаются людьми, а также передаются из поколения в поколение.

Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовный ценности.

Культура также включает в себя институты и учреждения, которые обеспечивают сохранность и преемственность ее основ, а также создание новых материальных и духовных ценностей. Каждое общество создает свою собственную культуру, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных видов культур, но существуют элементы пронизывающие все мировые культуры – это культурные универсалии.

Культурные универсалии – это нормы и ценности, которые присущи всем культурам. Их исследованием занялся американский социолог Дж. Мердок, который впоследствии выделил большое разнообразие культурных универсалий таких как язык, религия, искусство, воспитание, обычаи, нормы поведения и т. д.

↑ Материальная и духовная культура

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека – это предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т. д.

Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению – это все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым.

Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.

Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.

Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.

↑ Функции культуры

В ХХ веке в философии широкое распространение получило понятие «диалог культур».

Диалог культур – это процесс взаимодействия, взаимопроникновения и взаимовлияния различных культур как форма сосуществования народов.

Диалог культур предполагает также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

В качестве иллюстрации диалога культур можно привести изучение иностранных языков в школе, трансляции кинофильмов разных стран мира, проведение национальных праздников, этнических фестивалей, международных спортивных состязаний, присутствие на праздничных столах блюд разных национальностей и т.д.

Ссылка на основную публикацию