Культура ислама – кратко об особенностях развития, достижениях и влиянии

Культура ислама – кратко об особенностях развития, достижениях и влиянии

Важность религии

В арабского с переводе языка слово «ислам» означает «Это». покорность одна из мировых религий, последователями являются которой мусульмане. Впервые она появилась столетии во II еще в Аравии, а основателем считается пророк самом. На Мухаммед деле ислам долгие годы под складывался особым влиянием иудаизма и христианства. Но в завоеваний результате Ближнего и Среднего востока эта распространилась религия и там.

Все принципы отражены в книге главной мусульман — Коране. Последователи религии бессмертную в верят душу и загробную жизнь. При они этом соблюдают пять предписанных правил:

  1. нужно Верить только в Аллаха и его посланника Необходимо.
  2. Мухаммеда 5 раз в день совершать молитвы.
  3. подавать Обязательно в пользу бедных милостыню.
  4. В месяц все Рамадан должны соблюдать пост.
  5. Хотя бы жизни в раз мусульмане совершают паломничество в Мекку — После.

хадж смерти пророка Мухаммеда в 632 религия году раскололась на два течения — шиизм и все. Но суннизм мусульмане верят в единого бога, священные, ангелов книги, пророков и посланников, существование рая и ада. Позже появилось такое понятие, предопределение как. То есть считается, что всё мире в происходящее и жизни каждого человека обусловлено всевышнего волей.

Ислам значительно повлиял на культуру государств тех, в которых он распространён. Это отражается в религиозных особых традициях, архитектуре и науке, искусствах. регулирует Коран даже этичное поведение человека, отношения социальные, юридическую деятельность.

Развитие наук

откровения Божественные ислама побуждали древние цивилизации к наук изучению. Сначала люди пытались истолковать чтобы, Коран приобрести необходимые знания. На основе наследия религиозного и началось развитие:

  • математики;
  • астрономии;
  • истории;
  • химии и географии;
  • медицины.

Именно ислам всему подарил миру арабскую систему цифр. позволила Она проводить письменные расчёты, а также создан был нуль как символ пустого Именно. места мусульмане изобрели десятичную систему создали, исчисления основные четыре арифметических действия, решать научились задачи с дробями. В арабском языке такие возникли термины как «алгоритм» и «алгебра».

В мусульманских древних странах развивалась химия. Местные часто ученые работали с разными веществами, металлами, ископаемыми полезными и минералами. Они добывали и перерабатывали их.

дал Ислам начало и таким наукам, как астрономия и физика. Многие ученые написали особые которые, работы были переведены на европейские языки. мусульман Исследования позволили открыть некоторые звёзды, движение объяснили космических объектов. В исламских странах верили люди в астрологов и их предсказания.

Мусульмане работали созданием над трактатов по географии. Они составили карты из 71 атлас и написали первый в мире учебник. В 13 исламских в веке странах появился глобус. А некоторые путешествовали географы практически через весь земной Хотя. шар считается, что мыс Доброй открыл Надежды Васко да Гама, на самом деле на берегах тех задолго до этого события уже мусульмане обитали. Они плавали туда с торговыми намерением и с целями распространить свою веру.

Тесно мусульманская взаимосвязаны культура, религия и медицина. Врачеванием в странах тех занимались многие учёные. А Ар-Рази самую составил большую медицинскую энциклопедию. В её основу опыты легли и наблюдения из его врачебной практики, а знания также из священного Корана.

Искусство ислама

В доклад краткий или сообщение на тему мусульманской стоит культуры включить информацию о разных видах Ислам. искусства ограничивает их религиозными принципами, но современные культы художественные иногда попадают под влияние США и Европы. В мусульманских странах развито несколько искусств видов:

  • каллиграфия;
  • миниатюра;
  • керамика;
  • ковроткачество.

В запрещено исламе изображать человека, хотя на самом Коране в деле нет четких указаний по этому истинные. Но поводу правоверные считают, что некоторые поступки и предания пророка Мухаммеда не разрешают рисовать не людей только, но и любых других живых существ. осуждает Ислам изготовление идолов как объектов защищает, поклонения своих приверженцев от многобожия. А также изображать запрещено человека с четкими чертами лица, художник так может уподобить его самому таких. Из-за Создателю принципов Коран никогда не иллюстрируется, в также мечетях нет изображений святых. Но мусульмане используют часто миниатюры, рисуют уменьшенные человеческие связи.

В фигуры с подобными запретами хорошо развилась Так. каллиграфия называют умение писать разборчивым и почерком четким. Сначала мастера копировали священные Корана из тексты, но позже создавали собственные орнаментально-композиции ритмические. В некоторых случаях каллиграфия сочетает в буквы себе с растительными или геометрическими узорами.

В зародилась исламе миниатюра, в основу которой легли настенной традиции живописи. Довольно быстро этот искусства вид распространился и в другие восточные страны, редко где соблюдают запрет на изображение живых Азербайджане. В существ, Иране и Турции развилась архитектурная Мастера. керамика создавали узорные кирпичные кладки, образом особым облицовывали здания, а также расписывали сосуды фаянсовые.

Мусульманские страны известны своими сих. До коврами пор в этих государствах продают сотканные, изделия вручную. Самыми дорогими считаются Персии из ковры, Турции и Азербайджана. Они довольно зато, дорогие благодаря высокому качеству могут одно не прослужить десятилетие.

Мусульманская литература

Исламскую можно литературу разделить на два вида — религиозную и первом. В художественную случае главной книгой считается Это. Коран святыня для арабов и других которые, народов обратились в ислам. А также к религиозной относятся литературе сборники Хадисов, которые рассказывают о пророка жизни Мухаммеда. Самыми достоверными у суннитов книг 6 являются Кутуб ас-ситта — это «Сахих», «Джами» и «Сунан» разных авторов. Шиитские хадисоведы собственные написали сборники. У них самых важных четыре только:

  • «Аль-Кафи».
  • «Тахзиб аль-Аль».
  • «акхам-Истибсар».
  • «Ман ла йахдуруху-ль-факих».

касается Что художественной литературы, то здесь самыми произведениями известными являются сборники легенд и сказаний, а народный также эпос и мифы. Практически во всём есть мире переводы книги «Тысяча и одна которая», ночь включает пересказы разных историй от персидской лица царевны Шахерезады. Известным стал и народный иранский эпос «Шахнаме» о мифах и героях в Ирана истории.

Уже появились авторы, которые философские создают романы. Первыми были Ибн ан-Ибн и Нафис Туфайль. Основы исламской литературы книги составляют разных мусульманских народов. Достойные пишут произведения арабы, иранцы, турки и азербайджанцы. А ценится также литература Индонезии, Пакистана, Сомали, Некоторые.

Урду книги были переведены на латинский и языки английский. Они послужили вдохновением для писателей известных: Даниэля Дефо, Данте Алигьери, мировоззрение. На Шекспира этих творцов повлияли мусульманские Особенности.

сюжеты архитектуры

В реферате об исламской культуре рассказать стоит также и об архитектуре. Изначально мастера только строили культовые сооружения — минареты, мавзолеи и позже. Но мечети появилась необходимость в создании библиотек, бань общественных, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. жители Современные мусульманских городов привыкли использовать наследие культурное своих предков. Они ищут где, места уже есть старые здания, и современный их на преобразовывают манер. Даже древние цивилизации время во ислама завоевания городов не разрушали сооружения, а переделывали просто их.

При строительстве мусульмане пользуются полезности критерием. Архитекторы старались разрабатывать универсальные возведения методы зданий. Они применяли их как строительстве при дворцового павильона, так и для мощной создания цитадели. А мусульманские математики разработали способы специальные преобразования простейших геометрических фигур в конструкции сложные.

Архитектура стран Востока отличается формами изысканными и богатой отделкой. Архитекторы сочетают мозаику, полировку, роспись и резьбу. Они предпочитают мрамором с работать, стеклом и деревом. Некоторые здания выглядят снаружи непритязательными, но за их стенами скрываются красивые дворы внутренние с мраморными фонтанами.

Практически во всех богатых и дворцах домах есть собственные сады оранжереи или. Выращиванию разных растений и цветов уделяли архитекторы особое внимание, так как очень флора ценится в мусульманских странах. Как в изобразительным с случае искусством, так и в зодчестве запрещено изображение использовать людей. Фрески и мозаики могут разные передавать природные явления или исторические лица, но события и тела человека на них не будет.

культура Мусульманская довольно оригинальная и самобытная. Она своим завораживает глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее перепутать невозможно ни с одной другой мировой культурой.

§ 1. Мусульманская культура

§ 1. Мусульманская культура

Особенности мусульманской культуры. Мусульманская культура сформировалась в результате взаимодействия культур различных народов, обратившихся в ислам. Каждый из них внёс свой вклад в развитие исламских традиций и обычаев, общественных норм и устоев. Каждая культура имеет материальную и духовную составляющие. Материальная составляющая — это тело культуры. Она выражается в архитектурных памятниках, сооружениях, средствах производства, одежде и прочих материальных достижениях. Духовная составляющая культуры — это совокупность убеждений и представлений, обычаев и норм поведения, которые выражаются в поступках людей, взаимоотношениях между ними, их взглядах на бытие, Вселенную и человека.

Мусульманская культура своеобразна, самобытна и не похожа, на культуры других цивилизаций. Она отражает внутренний мир последователей ислама, и для правильного её понимания необходимо иметь верные представления о кораническом вероучении. Как пишет наш современник, известный исследователь мусульманского Востока М. А. Родионов, «всем нам необходимо учиться разговаривать с носителями мусульманской традиции, учиться понимать и быть понятыми. Только на этом пути мы откроем для себя подлинное богатство исламского мировосприятия и завяжем плодотворную беседу с мусульманской культурой».

Священный Коран лежит в основе мусульманской культуры. Исламский монотеизм и признание Аллаха единственным Творцом, Кормильцем и Законотворцем считаются основными факторами, под влиянием которых формировались исламские ценности. Религиозное мировосприятие оказало огромное влияние на быт, обычаи и нравы мусульман, придало им форму и наполнило их содержанием. Вера в Единственного Бога стимулировала мусульман к постижению знаний, борьбе с произволом и насилием, труду во имя общественного прогресса.

Мусульманская культура гармонична, в ней идеально сочетаются материальная и духовная стороны жизни. Обычаи и нравы мусульман опираются на справедливые и умеренные законы Корана, порицающие как чрезмерную жёсткость, так и преступную небрежность. Дух умеренности, пронизывающий все стороны жизни мусульман, просматривается в словах Аллаха: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (сура 28 «Рассказ», аят 77).

Мусульманская культура гуманистична, ибо человек является ее главной ценностью и средством. Ислам призывает к тому, чтобы все наши поступки были направлены на обеспечение мира и согласия, счастья и процветания всего человечества: «Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» (сура 20 «Та ха», аят 2). В мусульманском мире особое внимание уделялось повышению качества жизни, распространению грамоты и знаний, развитию системы здравоохранения, обеспечению и защите прав человека. Одной из важнейших ценностей в исламе считалась душевная гармония, без которой немыслимы ни личное счастье, ни общественное благополучие. Коран возложил на человека ответственность за благоустройство земного мира, наделил его правами наместника, вдохновил на пользование всеми благами, какие есть на земле и в её недрах, чтобы человек мог прожить достойную жизнь, поклоняясь Аллаху и указывая путь грядущим поколениям. Для достижения этой цели человек нуждается в глубоких знаниях, и поэтому ислам придаёт огромное значение изучению и религиозных, и светских наук.

Мусульманская культура — культура знаний и просвещения, Кораническое вероучение пробуждает пытливые умы и вдохновляет учёных на передачу знаний молодому поколению, обещая им признание и добрую молву в этом мире, а также щедрую награду в будущей жизни. Мусульмане во все времена уделяли внимание развитию общественной и философской мысли, легко усваивали достижения других цивилизаций и вносили свой вклад в мировую науку. Следуя кораническим заповедям, они ценили время и постоянно совершенствовали механизмы управления.

Мусульманская культура динамична. Она легко усваивается представителями немусульманских народов, обращающихся в ислам, не требует от них отказываться от национальных традиций, не противоречащих основам монотеизма и общечеловеческим ценностям. Она вобрала в себя лучшие качества древних цивилизаций и продолжает развиваться, обогащаясь достижениями мусульманских и немусульманских народов. Она не ограничивается географическими, национальными или историческими рамками, и потому её вполне можно назвать достоянием всего человечества.

Вакфы и благотворительные фонды. Доброта и благотворительность во все времена были показателями цивилизованности общества, и в этой области мусульманская цивилизация достигла больших высот. Коран призывает верующих делать добро всем творениям Аллаха, оказывая им материальную и духовную поддержку: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 92).

Со времён Пророка Мухаммада мусульмане не только раздавали пожертвования беднякам и нуждающимся, но и объявляли часть своего имущества вакфом — неотчуждаемой собственностью, которая не могла быть продана, подарена или передана по наследству. Так сформировались социальные институты и фонды, занимающиеся различного рода благотворительной деятельностью. Средства вакфов расходовались на освобождение рабов, кормление путников, обеспечение бедняков, строительство дорог, мечетей, больниц и другие благотворительные цели.

Сообщается, что после Хиджры в Медину мусульмане испытывали трудности в связи с недостатком питьевой воды. Единственным колодцем с питьевой водой владел мужчина из племени бану гифар, и он обменивал ведро воды на пригоршню фиников. Пророк предложил ему пожертвовать колодец, чтобы все люди могли бесплатно пользоваться им, обещав ему взамен родник в Раю, но мужчина сказал: «Посланник Аллаха, но у меня и моих детей нет другой собственности». Тогда Усман бин Аффан выкупил у него колодец за 35 тысяч дирхемов и спросил Пророка: «Получу ли я то, что ты обещал ему?» Он сказал: «Да». Усман сказал: «Тогда я дарю его мусульманам».

Умар бин аль-Хаттаб при жизни Пророка пожертвовал свои земельные угодья в Хейбаре при условии, что они не будут проданы, унаследованы или подарены, а их урожай будет расходоваться на освобождение рабов и на пути Аллаха, на кормление бедняков, путников и гостей. Распорядитель мог расходовать часть урожая на кормление своей семьи и своих друзей, но не оставлял себе даже часть урожая.

Следуя примеру славных сподвижников, мусульмане во все времена считали за честь израсходовать часть своего состояния за строительство и благоустройство мечетей, медресе, библиотек и прочих общественных заведений. Вакуфное имущество расходовалось на строительство приютов для нуждающихся и беспомощных, а также караван-сараев, в которых путники могли бесплатно отдохнуть, поесть и получить ночлег. На эти пожертвования благоустраивались дороги, освещались улицы, возводились мосты, строились фонтаны, системы водоснабжения и даже канализации. Богатые люди жертвовали свое имущество для приобретения больших земельных участков, которые отводились под городские кладбища. Всего в мусульманском мире существовало около тридцати видов благотворительных фондов. Одни из них учреждались частными лицами, а другие — на средства государства.

Одни фонды занимались строительством и финансированием деятельности больниц и детских приютов, другие заботились о заключённых, обеспечивая их продуктами питания, лекарствами, бельём, книгами и всем, что необходимо для поддержания физического и духовного здоровья. Некоторые фонды занимались ежедневным уходом за слепыми и парализованными людьми, и при желании слепой человек мог получить поводыря, который сопровождал его повсюду. Фонды поддержки молодых семей брали на себя все расходы, связанные со свадьбой. Существовали фонды, обеспечивавшие молодых матерей всеми продуктами, необходимыми для кормления грудных детей. Известно, что Салах-ад-дин Айюби установил у крепостных ворот Дамаска два крана, из которых любой желающий мог бесплатно набрать молока и подслащённой воды.

Некоторые фонды занимались уходом за животными, оказывали медицинскую помощь домашним животным и даже кормили диких животных в окрестностях крупных городов. Один из таких вакфов аль-Мардж аль-ахдар располагался в Дамаске на том самом месте, где ныне находится футбольный стадион. Там состарившиеся лошади и другие животные, которые больше не могли служить своим хозяевам, получали медицинскую помощь и хороший уход вплоть до своей смерти.

Медресе и учебные заведения. С момента возникновения мусульманского государства ведущую роль в просвещении играли мечети, где люди разных возрастов могли обучиться грамоте и арабскому языку, изучить Коран и Сунну Пророка, а также другие религиозные и некоторые светские дисциплины. Вблизи мечетей функционировали мактабы — начальные школы, в которых наряду со Священным Кораном преподавались арабский язык, математика, история. В мусульманских городах работало много таких начальных школ. По свидетельству Ибн Хаукала, только в одном из городов на Сицилии он насчитал 300 мактабов. В некоторых мактабах, получивших большую известность, обучалось по несколько тысяч учеников.

Наряду с мечетями и мактабами в мусульманских странах действовали медресе — образовательные учреждения, которые можно сравнить с нынешними средними общеобразовательными школами. При каждом медресе существовали мечеть, библиотека, общежитие, столовая и баня. В некоторых медресе учащиеся имели возможность заниматься на открытом воздухе. Обучение в них было бесплатным и доступным для всех слоев общества — как для мусульман, так и для представителей других вероисповеданий.

Первым университетом в мусульманском мире стал «Дом мудрости» (бейт аль-хикма), основанный халифом аль-Мамуном в Багдаде в 830 г. В 859 г. был основан университет в Кайруане, а в 970 г. в Каире был открыт самый известный университет исламского мира — Аль-Азхар. Следуя примеру мусульман, сицилийский король Роджер II в 1090 г. основал в Салерно первый европейский университет. Там переводились на латинский язык и использовались в преподавании труды мусульманских учёных.

Преподаватели и студенты в медресе и университетах носили особые одежды, и когда правители и министры посещали эти заведения, они тоже облачались в такие одежды. Эта традиция была заложена в период правления Омейядов, однако одежды преподавателей в разных странах и в разные периоды отличались. Традиция носить университетские мантии, которая до сих пор сохраняется во многих европейских и американских университетах, была заимствована у мусульман. Учёные и преподаватели объединялись в гильдии и самостоятельно избирали своих руководителей. Гильдии пользовались авторитетом и автономией, и правители вмешивались в их дела только в тех случаях, когда между преподавателями возникали конфликты.

Большинство мусульманских учебных заведений финансировалось благотворительными фондами, а учащиеся из малообеспеченных семей получали стипендии. На протяжении нескольких веков преподаватели медресе и университетов трудились бескорыстно, не получая зарплаты. Впоследствии распорядители фондов стали назначать ежемесячное пособие для всех преподавателей и служащих учебных заведений. По свидетельству историков, когда преподавателям медресе «Низамийя». В Багдаде была назначена зарплата, они попытались опротестовать такое решение, опасаясь того, что материальное вознаграждение привлечёт в медресе людей с нечистыми намерениями, не заслуживавших называться учителями.

Учебные заведения во всех концах мусульманского мира славились богатыми библиотеками. К сожалению, книжные фонды многих библиотек не сохранились до наших дней. Некоторые из них были сожжены во время крестовых походов и завоеваний монголов, некоторые были разграблены европейскими колонизаторами. Известная библиотека при соборной мечети Ан-Насырийя в Халебе сильно пострадала в результате разрушительного землетрясения в 1856 г. Библиотека соборной мечети Аль-Анвар (мечети шейха Ибрахима-паши) в Александрии была разрушена в результате бомбардировок в годы Второй мировой войны. Несмотря на это, сотни тысяч древних рукописей удалось сберечь. В частности, в Национальной библиотеке Туниса хранятся более пяти тысяч рукописей из библиотеки мечети Аз-Зейтуна, основанной в 80/699 полководцем Хассаном бин ан-Нуманом. Свыше десяти тысяч томов, среди которых немало ценных рукописей, собрано в библиотеке мечети Аль-Ахмадийя в египетском городе Танта. Ценная коллекция рукописей, состоящая более чем из четырёх тысяч томов, собрана в библиотеке мечети Аль-Матбули в другом египетском городе Думьяте.

Больницы и медицинские учреждения. Мусульмане стали уделять внимание медицине ещё при жизни Пророка Мухаммада. Он обучал их методам лечения некоторых заболеваний и указывал на целебные свойства различных растений. Здоровье — одна из величайших милостей, за которую человек несёт ответственность, и поэтому в мусульманском мире целительство считалось праведным и богоугодным поступком. В Коране сказано: «Кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (сура 5 «Трапеза», аят 32). Почтительное отношение к врачам и медицинской профессии всегда были частью мусульманской морали.

Во многих городах Халифата открывались больницы, которые назывались бимаристан. Это персидское слово означает «место для больных». Первая больница была открыта в Дамаске в 706. Халифы придавали большое значение строительству общественных больниц и привлечению к работе известных врачей. Места для строительства больниц подбирались с особой тщательностью, принимались во внимание самые разные обстоятельства, от путей сообщения до условий окружающей среды. В 707 в Дамаске была открыта первая больница для прокажённых. По сообщениям историков, к середине X века в Кордове было построено пятьдесят больниц. Ещё больше медицинских центров функционировало в Дамаске, Багдаде и Каире. В Европе первая больница появилась лишь к 1500 году (Страсбург), а существовавшие до того госпитали при монастырях служили приютами для путников и бездомных. В России первая гражданская больница на пятнадцать кроватей была создана лишь в 1650 г.

Наряду с общественными больницами существовали частные клиники. В крупных центрах открывались приёмные известных врачей. При больницах функционировали столовые, предоставлявшие пациентам здоровое питание, а также аптечные склады для хранения медикаментов, хирургических инструментов, всевозможных пробирок, сосудов и т. п. Бимаристаны отличались просторными и светлыми палатами, великолепными сооружениями и прекрасными парками вокруг них. Некоторые из них, например больница Ахмада бин Тулуна в Каире и больница Сельджуков в Турции, изумляют своей архитектурой и величественными постройками. Больница султана Калауна в Каире включала в себя стационарное отделение и поликлинику, которая ежедневно обслуживала около четырёх тысяч пациентов.

Крупные больницы функционировали и как академические центры. При них были библиотеки, аудитории для лекций, комнаты для занятий и приёма экзаменов у молодых врачей. Студенты могли свободно посещать занятия и лекции, но для успешной сдачи экзаменов должны были изучить основные труды по медицине и освоить практические навыки. В 220/836 по распоряжению халифа аль-Мутасима в Багдаде был построен анатомический корпус, в котором молодые врачи практиковались на обезьянах. В 319/931 халиф аль-Муктадир издал закон, согласно которому заниматься врачеванием мог только врач, получивший диплом. В тот период в столице Халифата студентов-медиков аттестовал известный врач Синан бин Сабит. Сообщается, что только в Багдаде работали свыше 860 дипломированных врачей.

Читайте также

III. Мусульманская эсхатология

III. Мусульманская эсхатология Адн – Эдем, райский садАраф – местность между раем и адомАзаб аль-кабр – испытание и наказание в могиле.Асхаб аль-Йамин – обладатели правой стороны, праведникиАсхаб аш-Шимал – обладатели левой стороны, потерпевшие неудачу грешникиАхира –

§ 4. Мусульманская культовая архитектура

§ 4. Мусульманская культовая архитектура Развитие мусульманской архитектуры. В каждом регионе мусульманского мира зодчество имело определённые особенности, связанные с местными архитектурными традициями. В процессе творческой переработки местных традиций зодчими

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА Согласно исламским этическим представлениям цель ислама состоит в сознательном продвижении определенно положительных качеств и умышленном подавлении качеств, определенно отрицательных.К основным качествам, восхваляемым исламом, относятся вера,

Мусульманская трапеза

Мусульманская трапеза Шариат подробно описывает продукты, которые категорически запрещены для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов. Например, запрещено употреблять в пищу мясо сокола или удода, а есть мясо

Мусульманская наука: тело и врач

Мусульманская наука: тело и врач Тело и врач Натурфилософия была похоронена, Но этот человек воскресил ее из мертвых. Пыль занесла следы древней медицины, Но он нашел их и показал, куда они ведут. Жизнь, судьба, достижения, которые могут ожидать создание Божие, происходят

Мусульманская самозащита

Мусульманская самозащита Салафизм на территории бывшего СССР получил название «ваххабизм». И религиозные мусульманские деятели России, и исламоведы сколько угод но могут говорить о том, что ваххабизм—это движение, возникшее в Аравии XVIII века под руководством

Мусульманская трапеза

Мусульманская трапеза Шариат подробно описывает продукты, которые категорически запрещены для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов. Например, запрещено употреблять в пищу мясо сокола или удода, а есть мясо

МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ Как известно, история — это наука, изучающая письменные исторические документы, а также всевозможные археологические находки и восстанавливающая по ним достоверное прошлое человечества, ибо, без знания прошлого, нельзя понять настоящего и

МУСУЛЬМАНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

МУСУЛЬМАНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ Мусульманская география или, как ее еще называли раньше, землеописание, всегда являлась частью общемирового процесса научного познания, однако отличалась несколько иным звучанием, иной направленностью. Эта направленность определялась

Мусульманская трапеза

Мусульманская трапеза Шариат подробно описывает продукты, которые категорически запрещены для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов. Например, запрещено употреблять в пищу мясо сокола или удода, а есть мясо

2. Наша народная русская культура есть культура духа

2. Наша народная русская культура есть культура духа Нашему пастырскому попечению вверен Богом и от Бога церковной властью благочестивый по своей природе русский народ. Для всякого внимательного к народной жизни наблюдателя с несомненностью очевидна особенность

МУСУЛЬМАНСКАЯ МОРАЛЬ

МУСУЛЬМАНСКАЯ МОРАЛЬ Нравственные принципы исламаМусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном. Она отрывает эти нормы от конктретно–исторических условий общественного развития и потребностей людей и

Особенности мусульманской культуры

Мусульманская культура сформировалась в результате взаимодействия культур различных народов, обратившихся в ислам. Каждый из них внёс свой вклад в развитие исламских традиций и обычаев, общественных норм и устоев. Каждая культура имеет материальную и духовную составляющие. Материальная составляющая — это тело культуры. Она выражается в архитектурных памятниках, сооружениях, средствах производства, одежде и прочих материальных достижениях. Духовная составляющая культуры — это совокупность убеждений и представлений, обычаев и норм поведения, которые выражаются в поступках людей, взаимоотношениях между ними, их взглядах на бытие, Вселенную и человека.

Мусульманская культура своеобразна, самобытна и не похожа на культуры других цивилизаций. Она отражает внутренний мир последователей ислама, и для правильного её понимания необходимо иметь верные представления о кораническом вероучении. Как пишет наш современник, известный исследователь мусульманского Востока М. А. Родионов, «всем нам необходимо учиться разговаривать с носителями мусульманской традиции, учиться понимать и быть понятыми. Только на этом пути мы откроем для себя подлинное богатство исламского мировосприятия и завяжем плодотворную беседу с мусульманской культурой».

Священный Коран лежит в основе мусульманской культуры. Исламский монотеизм и признание Аллаха единственным Творцом, Кормильцем и Законотворцем считаются основными факторами, под влиянием которых формировались исламские ценности. Религиозное мировосприятие оказало огромное влияние на быт, обычаи и нравы мусульман, придало им форму и наполнило их содержанием. Вера в Единственного Бога стимулировала мусульман к постижению знаний, борьбе с произволом и насилием, труду во имя общественного прогресса.

Мусульманская культура гармонична, в ней идеально сочетаются материальная и духовная стороны жизни. Обычаи и нравы мусульман опираются на справедливые и умеренные законы Корана, порицающие как чрезмерную жёсткость, так и преступную небрежность. Дух умеренности, пронизывающий все стороны жизни мусульман, просматривается в словах Аллаха: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (сура 28 «Рассказ», аят 77) .

Мусульманская культура гуманистична, ибо человек является её главной ценностью и средством. Ислам призывает к тому, чтобы все наши поступки были направлены на обеспечение мира и согласия, счастья и процветания всего человечества: «Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» (сура 20 «Та ха», аят 2) . В мусульманском мире особое внимание уделялось повышению качества жизни, распространению грамоты и знаний, развитию системы здравоохранения, обеспечению и защите прав человека. Одной из важнейших ценностей в исламе считалась душевная гармония, без которой немыслимы ни личное счастье, ни общественное благополучие. Коран возложил на человека ответственность за благоустройство земного мира, наделил его правами наместника, вдохновил на пользование всеми благами, какие есть на земле и в её недрах, чтобы человек мог прожить достойную жизнь, поклоняясь Аллаху и указывая путь грядущим поколениям. Для достижения этой цели человек нуждается в глубоких знаниях, и поэтому ислам придаёт огромное значение изучению и религиозных, и светских наук.

Мусульманская культура — культура знаний и просвещения. Кораническое вероучение пробуждает пытливые умы и вдохновляет учёных на передачу знаний молодому поколению, обещая им признание и добрую молву в этом мире, а также щедрую награду в будущей жизни. Мусульмане во все времена уделяли внимание развитию общественной и философской мысли, легко усваивали достижения других цивилизаций и вносили свой вклад в мировую науку. Следуя кораническим заповедям, они ценили время и постоянно совершенствовали механизмы управления.

Мусульманская культура динамична. Она легко усваивается представителями немусульманских народов, обращающихся в ислам, не требует от них отказываться от национальных традиций, не противоречащих основам монотеизма и общечеловеческим ценностям. Она вобрала в себя лучшие качества древних цивилизаций и продолжает развиваться, обогащаясь достижениями мусульманских и немусульманских народов. Она не ограничивается географическими, национальными или историческими рамками, и потому её вполне можно назвать достоянием всего человечества.

Исламская культура и ее черты

Д-р Музаммиль Сиддики

«О вы, которые уверовали! Входите в ислам (покорность перед Богом) всей душой, и не следуйте по стопам сатаны! Ведь он для вас – явный враг. А если вы спотыкаетесь после того, как пришли к вам ясные знамения, то знайте, что Аллах – могущественный и мудрый» (Коран, 2:208-209)

Ислам – это всемирная, универсальная религия, охватывающая все стороны человеческого бытия. Прекраснейшим аспектом ислама является его культура, об основных характерных чертах которой пойдет речь ниже.

Что такое культура? Многие думают, что это искусство, музыка или какие-то национальные и общественные традиции. Однако это очень многозначное понятие. Аналог его в арабском языке звучит как «Сакафа» и означает определенные черты поведения и мышления, которые люди, живущие в едином социуме, изучают, создают сами и разделяют друг с другом.

Культура – это то, что отличает одну группу людей от другой, а также человечество от животного мира. Человеческая культура охватывает сферу верований, правил поведения, язык, обрядовость, искусство, технологии, стиль одежды, питание, политическую и экономическую системы.

Ислам – это отдельная специфическая культура. Она не является арабской, ближне- или просто восточной. Она не монолитна, а богата разнообразием. Разумеется, в исламской культуре есть элементы фундаментальные, общие для всех мусульман, но есть и другие, отличающиеся от страны к стране и от народа к народу.

Универсальные основы исламской культуры проистекают из Корана и Сунны, а особенные – из местных обычаев различных народов (араб. «аараф» или «адат»). Поэтому, можно говорить об арабской, индо-пакистанской, африканской, китайской, а также американской и европейской исламских культурах.

В развитии своей собственной, мусульманской, культуры мы должны сотрудничать с людьми других культур. Наша культура основывается на Коране и Сунне, но также и на великих знаниях и опыте всего человечества. Необходимо извлекать пользу из опыта и знаний всего человечества, быть открытыми к нему, для того, чтобы сделать мусульманскую культуру сильнее и динамичнее. Но одновременно нужно иметь в виду те основные черты, характерные именно для исламской культуры, а именно:

1. Богоцентричность. Вся наша культура богоцентрична. Мы неукоснительно придерживаемся принципа «таухида» (единобожия), верим в Божественное наставление, переданное через всех пророков, последним из которых является Мухаммад (мир ему и благословение). Мы верим в жизнь после смерти и в День суда, особенный акцент делаем на молитву и благочестивые деяния – пост, закят и хадж. Мы верим также и в то, что Аллах дозволил нам одни вещи и запретил другие («халяль» и «харам»).

2. Равенство, терпимость и братство. Исламская культура особенно подчеркивает, что все люди равны. Мы не приемлем любой дискриминации по расе, цвету кожи, а также подчеркиваем ценность и достоинство всех людей пред ликом Всевышнего. Мы исповедуем свободу и отсутствие принуждения в религии.

3. Культура ислама ориентирована на мораль и достоинство человеческой личности, подчеркивании таких ценностей, как правдивость, честность, скромность («хайя»), чистота (тахарат). Мы против расточительности, выставления себя напоказ, экстремизма. Исламская культура учит уверенности в себе и самостоятельности, подчеркивает милосердие и щедрость.

Наша культура – это культура семейных ценностей, особо подчеркивающая здоровые отношения между супругами, воспитание детей, любовь и уважение к старшим. Мы категорически отвергаем прелюбодеяние, блуд, гомосексуализм, азартные игры или употребление одурманивающих веществ, и где бы мы ни жили, мы должны защищать эти ценности. Невозможно быть истинными мусульманами, если наша культура идет на компромиссы по этим принципам.

4. Исламская культура динамична и прогрессивна, направлена в мир и отрицает аскетизм. Она подчеркивает социальную справедливость, устранение угнетения и зла, четко призывает к обучению и получению знаний, не делая при этом противопоставления между «религиозным» и «светским» образованием. Любое знание важно. Мы акцентируем внимание на необходимости открытости разума новым знаниям и желании получать их из любого источника. Исламская культура поддерживает искусство, архитектуру, бережное отношение к здоровью и окружающей среде.

5. Наша культура ориентирована не на некий «эксклузивизм», но на «дауат» (призыв к исламу). Мы убеждены, что к исламу людей следует призывать без какого-либо принуждения. Исламская культура учит диалогу с другими. Мы верим, что изначальная человеческая природа благая, и если дать возможность человеку познать ислам, то он сможет найти в нем радость и удовлетворение.

Мы твердо верим в то, что однажды Истина восторжествует, а ложь исчезнет. Наша культура подчеркивает необходимость терпения и напоминает, что мусульмане должны сохранять работоспособность и доверие к Аллаху – Творцу, Господу и Вседержителю миров.

Все эти черты исламской культуры, о которых упомянуто в статье, выводятся из аутентичных первоисточников нашей религии. Мы должны постоянно подчеркивать их ценность, пытаться устранить любые недостатки, где бы мы их не обнаружили…

Я молю Аллаха удерживать нас на правильном пути, помочь в продвижении мира и справедливости, отдаляя от несправедливости и угнетения.

Кратко о мировых религиях. Ислам

Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

В переводе с арабского Ислам означает «покорность».

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти
  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

  1. Сунниты
  2. Шииты

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.

Исламская культура – что это такое?

Наверно, не было ещё в истории России, а быть может и всего мира, такого момента, когда вопрос об исламской культуре стал бы с такой остротой. Отчего он столь актуален? Оглянитесь вокруг: вот где-то в «горячих точках» планеты идут войны или совершаются теракты, которые объясняют взрывом «религиозного экстремизма», точнее даже – «исламского терроризма»!

А ведь любой знаток истории скажет, что сама этимология слова «ислам» – это по-арабски «мир, гармония, согласие». Значит, тут противоречие внутри самого языка, словесная нелепица – не может, просто по определению не может быть такого явления, как «исламский терроризм», как и «горького сахара» или «чёрной белизны».

Рубеж 20 и 21 века дал всем нам, современникам нелёгкую задачу – распутывать сложный узел, искать первоначальный смысл исконных понятий. Вокруг идёт настоящая информационная битва: часть мировых СМИ вполне осознанно искажает действительность и часть людей поддаётся на пропаганду-обман. У нас в стране дело так обострилось, что глава государства сформулировал новую задачу: нам нужна «новая социализация ислама, создание сети исламских культурных центров», – говорит президент Владимир Владимирович Путин. Так что это такое – «исламская культура»?

И есть ли вообще в источниках мусульман само это слово «культура»? Уж не выдумка ли это, извне навязанная какими-нибудь «религиоведами» и «доброжелателями»? Разберёмся в понятиях.

Общеизвестно, что ислам – это всемирная и универсальная религия, охватывающая все аспекты человеческого бытия, материальные и духовные. Сам ислам – не культура. Он шире. Но его пронизывает (или при неверном понимании, не пронизывает) культура.

Что же такое культура? Думают, что это искусство, музыка или какие-то национальные и общественные традиции. Однако, это очень многозначное понятие. Аналог его в арабском языке звучит как «сакафа» и означает определённые черты поведения и мышления, которые люди, живущие в едином обществе, изучают, создают сами и разделяют друг с другом. Культура – это то, что отличает одну группу в человечестве от другой.

И ещё шире следует сказать – культура также отличает человечество от животного мира. Человеческая культура охватывает сферу верований, правил поведения, язык, обрядность, искусство, технологии, стиль одежды, питание, политическую и экономическую системы… буквально – как было сказано вначале – пронизывает все сферы жизни. И в самой глубине жизни невозможно разделить сферы веры, религии и её проявлений, воплощений через культуру! Всё в глубине слитно – а на поверхности…

Соотношение религии и культуры, может быть, стоит выразить таким афоризмом: религия без культуры превращается в мракобесие (радикализм, включая терроризм), а культура без религии превращается в цинизм.

В наши дни мы видим горькие плоды этого разлада между культурой и религией: где-то фанатики веры (отбросив свою культуру) превращаются в мракобесов и лже-мучеников, а где-то культура потеряла связи с моральными и религиозными ценностями, стала или «шоу-бизнесом» или «зеркалом агонии всего человеческого». Если первым отклонением страдают в основном восточные сообщества, предки которых были мусульмане, то второе отклонение распространяется в Европе и США, странах, которые всё более утрачивают свои былые корни в христианстве и иудаизме. Парадокс – именно эти две «отклоняющиеся» группы и ведут друг с другом битвы в СМИ и временами в реальном пространстве.

Но поскольку так развивалась наша цивилизация, что исконно слитные понятия «религия» и «культура» разошлись и даже стали… враждовать – нам необходим рациональный анализ: что же составляет особенности, характеристики культуры? В нашем случае – конкретно – исламской культуры?

Пропишем в тезисах по пунктам то, что обычно пишут об этом и сами мусульманские мыслители, и исламоведы.

1 – Ислам – это отдельная специфическая культура, база которой в религии Единобожия. Вот почему она принципиально не является «арабской, ближнее» или просто «восточной». Она не монолитна, а богата разнообразием. Разумеется, в исламской культуре есть элементы фундаментальные, общие для всех мусульман, но есть и другие, отличающиеся от страны к стране и от народа к народу.

2 – Универсальные основы исламской культуры произрастают из Корана и Сунны, а особенные – из местных обычаев различных народов (по-арабски «аараф» или «адат»). Поэтому, всё-таки допустимо и можно говорить об арабской, индо-пакистанской, африканской, китайской, а также американской и европейской (и прочих) исламских культурах.

3 – В развитии собственной, мусульманской культуры, мусульмане должны также сотрудничать (и реально сотрудничают!) с людьми других культур. Культура ислама основывается на Коране и Сунне, но также и на великих знаниях и опыте всего человечества. Мусульмане извлекают пользу из опыта и знаний всего человечества, открытыми к нему – для того, чтобы сделать мусульманскую культуру сильнее и динамичнее.

4 – Теоцентричность. Вся исламская культура тео- или бого-центрична. Это принцип «таухида» (Единобожия), вера в Божественное наставление, переданное через всех Пророков, последним из которых является Мухаммад. Мусульмане верят в жизнь после смерти и в День Суда, делают акцент на молитву и на благочестивые деяния – пост, закят и хадж. Верят также и в то, что Аллах, как Создатель мира, дозволил человечеству одни вещи и запретил другие («халяль» и «харам»). Без этих «богословских компонентов» нет никакой исламской культуры.

5 – Равенство, терпимость и братство. Исламская культура особенно подчёркивает, что все люди равны. Мусульманин не приемлет любой дискриминации по расе, цвету кожи и т.п., подчеркивает ценность и достоинство всех людей пред лицом Бога. Муслим исповедует свободу для каждой личности и отсутствие принуждения в религии.

6 – Культура ислама ориентирована на мораль и достоинство человеческой личности – в подчёркивании таких ценностей, как правдивость, честность, скромность («хайя»), чистота («тахарат»). Мусульманство против расточительности, выставления себя напоказ, экстремизма. Исламская культура учит уверенности в себе и самостоятельности, подчёркивает милосердие и щедрость. Культура для мусульман – это культура семейных ценностей, особо подчёркивающая здоровые отношения между супругами, воспитание детей, любовь и уважение к старшим. Категорически отвергаются прелюбодеяние, блуд, гомосексуализм, азартные игры, употребление одурманивающих веществ – где бы ни жили последователи ислама, в любое время и среди любых народов.

7 – Исламская культура динамична и изначально прогрессивна, направлена в мир. Она подчёркивает социальную справедливость, устраняет угнетение и зло в общественных отношениях, в частности, в экономике и распределении мировых богатств. Она чётко призывает к обучению и получению знаний, не делая при этом противопоставления между «религиозным» и «светским» образованием. Любое знание важно. Подчёркивается необходимость открытости разума новым знаниям и желание получать их из любого источника. Исламская культура поддерживает искусство, архитектуру, бережное отношение к здоровью и к окружающей среде.

8 – Исламская культура ориентирована не на некий «эксклюзивизм», замкнутость и самодовольство – но на «дауат», то есть на призыв к исламу. К исламу людей следует призывать без какого-либо принуждения. Исламская культура учит не спору и подавлению, а диалогу с другими. Изначальная человеческая природа – благая, и если дать возможность человеку познать ислам, как он есть, то он сам сможет найти в нём радость и удовлетворение. В конце концов Истина восторжествует, а ложь исчезнет. Сама культура ислама подчёркивает необходимость терпения и напоминает, что муслимы всегда должны сохранять работоспособность и доверие к Аллаху – Творцу, Господу и Вседержителю миров.

… Только укоренённость культуры в глубинах религии, неразрывность теоретических понятий и жизненной практики, синтез религии и культуры – залог верного понимания самой «исламской культуры», также как и залог реализации принципов самого «ислама, как религии».

Сергей Маркус – культуролог, поэт, главный редактор журнала «Исламская культура»

ИСЛАМ И КУЛЬТУРА

Ислам сыграл большую роль в развитии арабо-мусульманской культуры и цивилизации, а тем самым в прогрессе мировой культуры. Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры. Знать халифата опекала науку, философию, изящную литературу – особенно поэзию. Осуществлялось покровительство учебным и научным учреждениям, библиотекам. Мировыми центрами культуры стали города Багдад, Каир, Кордова, Дамаск, Самарканд; столица Золотой Орды – город Сарай в XIII – XIV веках насчитывал 200 000 жителей и был одним из крупнейших городов тогдашнего мира, но в 1395 году Тимур (Тамерлан) после разгрома золотоордынского войска разрушил столицу до основания.

Для менталитета, самосознания мусульманина характерно, что семья важнее государства. Быт и семья значат больше, чем у христиан и регулируются священным законом. Государственнонациональная принадлежность для самосознания мусульманина всегда играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу и родовой общности. Ислам проповедует братство всех мусульман – «правоверных». В исламе более жестко, чем в христианстве, стоит вопрос о добре и зле, здесь меньше религиозной рефлексии.

Для арабо-мусульманской культуры был характерен дух свободы и терпимости, сохранявшийся и в эпоху арабской гегемонии.

Названия химия, алгебра, арабески, арсенал, шахматы, астролябия – арабские. Широкую известность в Европе получили философы и ученые Аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн Рушд и другие.

Исламская культура принципиально нацелена на толкование. Существует внутренняя необходимость толкования. Пророчество ознаменовано знаком двоичности: откровение и интерпретация. Свобода воли художника – это свобода интерпретации в рамках закона.

Человек ислама – это толкующий человек, постигающий сокровенное. Интерпретация – не только осмысление, но и преобразование мира и интеграция мира в мир бытия. Художественное творчество – это наиболее предпочтительная форма толкования, а философия – наиболее уважаемая. Предпочтительна метафора, а не символ, метафора – основы толкования культуры.

Эстетика ислама исходит из того, что «Все созданное Аллахом прекрасно, хотя люди не всегда это понимают». Критерий искусства ислама – знание. «Бог красив и любит красивое». Красота и гармония мира – это суть мира. Красота постигается по мере углубления веры. Для эстетики ислама характерно сочетание каноничности и абсолютной изменчивости, неопределенности реальности, всех предметов и явлений, существующих в дискретном пространстве и времени. Искусство ислама показывает изменчивость и иллюзорность реального мира, ибо вечен и неизменен только бог. И его вечность, и неизменность проявляется в изменчивости и бренности земного мира. Искусство должно быть способным показать, что творения не существуют сами по себе, следовательно, творения бога не должны походить на реальные явления мира.

Искусство ислама отражало мировоззрение и философию ислама. Запреты на изображение живого мира и человека имели глубокий социальный смысл, они должны были отвратить взоры правоверного мусульманина от бренного мира, направить его помыслы, чувства и желания к единому эпицентру мироздания – к Аллаху. Поколениями формировался устойчивый стереотип поведения, в котором отсутствовало стремление воспроизвести, понять внешний мир, или, по крайней мере, приглушить эту естественную потребность человека в религиозном мироощущении мусульманина.

Ислам, опираясь на древнеарабскую и иудейскую традицию, стремился мистически деформировать эмоционально-эстетическое отношение человека к миру на всех уровнях: и на уровне представлений, понятий теологии, и на уровне обрядности, и на уровне настроения. Он стремился к тому, чтобы в структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве.

Этот последовательный антиантропоморфизм очень четко вытекал из общей мировоззренческой концепции ислама и имел принципиальное значение.

В исламе особое значение придавалось слову, не имевшему материально-антропоморфного характера. В системе ценностей на первом месте идут идеи, находящиеся в мозгу и разуме, затем устная речь, а на третьем месте – письмо. Отсюда значение арабской каллиграфии, скрепившей все элементы мусульманской культуры. Каллиграфия отражала, как интеллектуальные потребности, так и эстетические и художественно-эмоциональные. Каллиграфия Корана и священных книг, письмена на стенах мечети, арабская вязь в поэтических произведениях и в миниатюрах – все это имело глубокий духовный и религиозно-художественный смысл. Само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение. Каллиграфическая символика проникает даже в сферу интимных человеческих отношений (например, сравнение телесных черт с буквами). Слияние религии и искусства в мусульманской каллиграфии стало реальностью.

Итак, ислам наложил особый отпечаток на искусство. Никто, кроме Аллаха, не может и не должен создавать нечто новое или воспроизводить то, что создал бог, так как только ему принадлежит решение судьбы каждой единичной вещи. Преодоление страстей и освобождение от мирских наслаждений – вот путь истинного праведника, и, естественно, на этом пути не может быть искусства, эстетического отношения человека к миру и даже богу. Предопределенность, божественный промысел, возвышение и абсолютизация умозрения, тяготеющего к абстракции, борьба против страстей человека и мирских наслаждений резко ограничивают возможность мусульманского искусства, требуют от него определенной деформации своей образной, чувственной, эмоциональной природы.

Религиозно-философские размышления мусульманства разрешаются в пользу абстрактно-умозрительной философии и эстетики.

Эстетическому сознанию мусульманских народов близки искусство ритмов и узоров и музыкальное искусство. Музыка, в особенности инструментальная, была принята исламом как искусство, вполне соответствующее его религиозно-философской концепции. Для этой музыки характерна величайшая страстность и эмоциональность, стремление выразить внутренние переживания, изысканная чувственность.

Для эстетического мышления мира ислама характерно удивительное чувство поэтического, изящного. Художественное мышление ислама сделало ведущим в системе искусств звучащее и начертанное слово и декоративно-прикладное искусство. Именно это дало ему возможность и жестко ограничить воздействие искусства на человека, и в то же время проникнуть в его эмоциональный мир, быть в той или иной степени адекватным его художественной потребности. Художественная культура дала замечательные образцы творчества: поэзию VII-VIII веков; сказки «Тысяча и одной ночи», сложившиеся в X – XV веках; искусство миниатюры; архитектурные шедевры, возникшие на базе слияния эллинистически-римского и иранского зодчества.

Таким образом, культура ислама оказала огромное влияние на европейскую и мировую культуру, и есть точки зрения, что в будущем это влияние будет усиливаться. 11.7.

Ссылка на основную публикацию