Культура Древней Греции – периодизация, особенности и главные достижения

Культура Древней Греции

Мир древнегреческой культуры – мир совершенно особенный. Греки были едва ли не первым народом, который попытался сам себя описать. Они испытывали к себе и миру громадное любопытство, благодаря этому мы и знаем о них так много.

Этот исследовательский интерес греков, умение наблюдать и понимать человека, был унаследован европейской цивилизацией. Древние греки оставили свой след во всех областях культуры и науки. Достаточно вспомнить, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Древнегреческая наука. Философия

В VI в. до н.э. знаменитый математик Пифагор сказал: «Я не мудрец, я только любитель мудрости (по-гречески «философ»). Греческая философия родилась из желания свести воедино все известные сведения об окружающем мире и понять его. Греческие мифы помогали человеку ориентироваться в мире, объясняя на свой лад, как он устроен, но не давали ответа на вопрос, почему мир устроен именно так. Философия, выросшая из мифологии, ставила своей целью дать ответ на вопрос: «почему?» В поисках истины философы от описания окружающего мира перешли к его анализу, от конкретных образов и чувств – к абстрактным понятиям.

Первые философы, в том числе причисленные к семи мудрецам, искали первооснову мира – то, из чего он создан, его начало. У Фалеса таковой была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь (то воспламеняющийся, то затухающий). Гераклиту принадлежат слова: «Все течет, все изменяется. Нельзя в одну и ту же реку войти дважды». Поиски первоосновы привели друга Перикла Анаксагора, а затем Демокрита к идее о делении всех веществ в природе на мельчайшие частицы. Демокрит назвал их атомами и считал, что даже боги состоят из них.

Позже греческие философы стали больше размышлять не о природе вещей, а о природе человека: его характере, страстях, лживых и праведных поступках. Появились софисты, бравшиеся научить любого человека строить логические рассуждения и доказывать любую идею. Добропорядочных греков крайне возмущала такая «торговля мудростью».

«Возмутителем спокойствия» многие афиняне IV в. до н.э. считали Сократа, который путем сложных вопросов заставлял людей задуматься об их поведении, о законах добра. В итоге суд приговорил философа к смерти. Верный ученик Сократа Платон, благодаря которому мы и знаем о жизни Сократа (сам мудрец не вел записи, считая, что ими убивается вечно меняющаяся мысль), создал свою собственную философскую систему. Он считал, что мир можно познать только разумом, поскольку все предметы в нем – лишь тени, отражение идей предметов, существующих в особом мире идей. Он же разработал картину идеального государства, в котором все жители делились на философов, стражей и работников.

Платон организовал философскую школу в роще героя Академа недалеко от Афин – Академию. Одним из учеников в этой школе был Аристотель – величайший философ античности. В дальнейшем он тоже открыл свою школу – в роще Аполлона Ликейского, от ее названия происходит современное слово «лицей».

Хотя названия современных наук – математика, биология, история, география и другие – происходят от греческих слов, в самой Древней Греции они еще не отделились друг от друга, как в наши дни. Античные ученые, как правило, делали открытия сразу во многих областях. Основой наук оставалась философия. Философ Пифагор составил таблицу умножения и доказал знаменитую теорему, философ Анаксагор считал звезды и Солнце раскаленными шарообразными телами, в философской Академии Платона была начертана надпись: «Да не войдет сюда никто, не знающий геометрии».

Наконец, в IV в. до н.э. Аристотель сделал попытку обобщить и систематизировать в строгой последовательности накопленные греками знания из области биологии, физики, риторики, истории, астрономии, логики и т.д. Он написал несколько десятков трактатов, среди которых «О движении животных», «Механика», «О направлениях и названиях ветров», «О душе». Именно Аристотель обосновал многие понятия и подходы, на которые в настоящее время опираются современные науки.

Литература

У истоков древнегреческой словесности находятся эпические произведения VIII–VII вв. – великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и сочинение Гесиода «Труды и дни». Сохранилась легенда о состязании Гомера и Гесиода и присуждении победы Гесиоду, потому что он воспевал мирный труд, а не войну. В период архаики в Греции начался расцвет иной поэзии. Аристократы поклонялись красоте и желали слушать лирические стихи, предназначавшиеся для небольшого круга ценителей.

Самым известным автором любовных стихов была поэтесса Сапфо. Также поэты тех времен сочиняли торжественные песнопения для праздничных хоров, для прославления победителей всевозможных состязаний. Среди них прославились Пиндар и Арион, написавший первый дифирамб – гимн Дионису. С возникновением театра появились новые поэтические жанры – трагедия и комедия, новые авторы и новые художественные идеи.

Прозаические произведения создавались историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Сама история в древности считалась художественным повествованием. Также образцами художественной прозы стали речи афинских ораторов, прежде всего Демосфена. Да и авторы философских произведений Платон, Аристотель придавали огромное значение литературной отделке, языку своих произведений.

Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово «филология» (от греческих слов «фило» – «любить», и «логос» – «мысль», «слово»). Впрочем, к филологии они относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Первым филологом в современном смысле слова был Аристотель. Он создал сочинение о законах литературного творчества – «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).

Архитектура

В искусстве греков в V–IV вв. до н.э. отразились обычаи, взгляды и вкусы свободных эллинов. От предыдущих периодов греческого искусства это время отличается такой законченностью и совершенством, что его назвали классическим – образцовым.
Архитектуру определяют как «стилеобразующее искусство»: она задает ритм, образ, размер, линию, даже цвет другим видам – скульптуре, живописи, декоративно-прикладному искусству.

Градостроительство греческой классики основывалось на архитектурном ордере. В этот период их было два – строгий и величественный дорический и легкий изящный ионический. В период эллинизма начал распространяться изысканный и пышный коринфский. Наиболее распространенными общественными зданиями в Греции были храмы. В зависимости от количества колонн они делились на несколько типов. Торжественный и нарядный облик храму придавали фронтон со скульптурами и рельефами, верхние части наружных стен, портики с колоннами, пронизанные воздухом и светом. Колонны создавали постепенный переход от пространства к храму.

Греки считали, что храмы олимпийских богов, которые внесли в мир порядок, следует возводить такими же гармоничными, упорядоченными.

Внутри храма находилась статуя бога, чьим домом считался этот храм, священные предметы и сокровища, часто здесь же хранилась городская казна. Греческий храм, в отличие от христианской церкви, предназначался для внешнего осмотра людьми, вся его красота была снаружи, а не изнутри.

Греческие архитекторы не только мастерски создавали отдельные здания. Их достижением была разработка идеи регулярного города, то есть строительства городов по заранее обдуманному, разумному плану. Ее придумал Гипподам из Милета. И хотя его предложения годились для городов на новом месте (например, по его плану выстроили Пирей), в старинных городах вроде Афин тоже старались архитектурно выделять акрополь, агору, строить театры и стадионы в определенных местах.

Появилось понятие архитектурного ансамбля – единство и художественная связь построенных рядом зданий, скульптур, «вписанных» в пейзаж. Образцом такого ансамбля был Афинский Акрополь, отстроенный при Перикле под руководством Фидия. В архитектурный ансамбль Акрополя входили Пропилеи (нарядный вход), Пинакотека (место для хранения картин), храм богини Ники Аптерос (Бескрылой), Эрехтейон и самое прославленное из сохранившихся древнегреческое сооружение – Парфенон.

Храм Афины стоял не в центре Акрополя, а сбоку, на самой вершине. При его создании архитекторы Иктин и Калликрат решили не стесывать, не выравнивать верхнюю площадку скалы. Так создавалось ощущение, будто храм вырастает из самой природы и при этом торжествует над ее каменным хаосом. Зрители сравнивали Парфенон с птицей, готовой взлететь.

Классическая греческая архитектура была соразмерна человеку. Она не подавляла своей мощью и неприступностью, как египетская или персидская, а как бы приподнимала человека до уровня героя. Греки образно говорили, что «до ступеней Парфенона надо дорасти».
Архитекторы Парфенона учитывали особенности человеческого глаза, который искажает пропорции предметов.

Поэтому они сделали чуть толще середину ступеней, колонн и особенно карниза, чтобы они не казались прогнувшимися под тяжестью; а угловые колонны чуть утолщили и поставили ближе к соседним, потому что предмет в пустом пространстве смотрится тоньше, чем на самом деле. Так греческая архитектура, даже создавая храмы богам, была ориентирована на восприятие человека. Она в полной мере воплощала слова философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Дух свободы, гармонии, человеческой соразмерности унаследовала от греческой классики вся дальнейшая европейская архитектура.

Скульптура

Скульптура была излюбленным видом изобразительного искусства греков. Современники шутили, что в Афинах статуй больше, чем живых людей. Скульпторы работали в полном согласии с архитекторами, примером тому служит жизнь Фидия. Скульптурные группы были частью фронтонов храмов, в Эрехтейоне колоннами служили статуи девушек – коры. И множество статуй богов, богинь и героев из мрамора, бронзы, дерева стояли в храмах, общественных зданиях и на улицах полисов.

В период архаики скульпторы еще находились под влиянием восточных мастеров и изображали богов и героев застывшими, скованными, со знаменитой «архаической улыбкой» – несмелой, как у не уверенного в себе человека. В V в. до н.э. изображения стали более живыми, похожими на реальных людей. Скульпторы научились передавать самые сложные движения, напряжение мускулов, разнообразные чувства и настроения своего героя.

Наибольшую известность приобрели работы Мирона, Поликлета, Фидия. Поликлет в сочинении «Канон» разработал пропорции идеальной человеческой фигуры – рассчитал соотношения размеров частей тела. Его статуя «Дорифор» была создана в соответствии с этими расчетами и называлась канонической. Прославленные творения Фидия – статуи Афины на Акрополе и в Парфеноне, 160-метровый фриз Парфенона и статуя сидящего Зевса в Олимпии, причисленная к семи чудесам света.

В IV в. до н.э. греческая скульптура стала еще более «очеловеченной». Мастера все чаще изображали не идеального воина-атлета, а живого человека с его переживаниями, страстями; это коснулось даже статуй богов. Такими были работы Скопаса и Лисиппа. Женские фигуры стали изображать обнаженными. Первым на это решился Пракситель, чью статую Афродиты Книдской современники считали «выше всех произведений, вообще существующих во вселенной». По преданию, юноши влюблялись в нее, как в живую женщину.

Греческие скульптуры дошли до нас в римских копиях и достаточно редких подлинниках.

Изобразительное искусство. Вазопись

Греческая архитектура и скульптура давали много работы живописцам. Открытые части статуй окрашивали в телесный цвет, оружие – в золотой, глаза писали краской по мрамору. Детали храмов тоже раскрашивались. Любимыми цветами были синий и красный.
Картины, фрески и мозаики греческих живописцев из-за непрочности материалов не сохранились. Однако описания современников говорят, что они были не менее популярны, чем скульптуры, и столь же прекрасны.

В V в. до н.э. мастера Полигнот и его ученик Панайн (брат Фидия) создавали многофигурные картины, посвященные великим событиям: взятию Трои, Марафонской битве. Римский оратор Цицерон утверждал, что эти художники использовали только четыре краски – белую, желтую, красную и черную, создавая множество оттенков. В Афинах живописные работы были выставлены у входа на Акрополь – в залах специально построенной для этого и всегда открытой для граждан Пинакотеки.

Греческие живописцы, как и скульпторы, стремились достичь достоверности изображения. Про художников IV в. до н.э. рассказывали, что они состязались в умении так нарисовать предмет, чтобы никто не смог отличить его от настоящего. Например: будто бы виноград, нарисованный художником Зевксисом, пытались склевать подлетевшие птицы, а кони, подведенные Апеллесом к его картине, заржали, потому что увидели на ней кобылицу.

Мы можем получить представление о греческой живописи благодаря росписи на вазах. Образцов прославленной греческой керамики сохранилось множество. В VI в. до н.э. был распространен чернофигурный стиль: по красной глине художник наносил фигуры черным лаком. В V в. до н.э. он сменился краснофигурным: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы.

Основные этапы развития древнегреческой культуры

История древнегреческой культуры включает в себя несколько этапов.

1. Доклассический период включает в себя

· период древнейших цивилизаций (III-II тыс. до н. э). – Минойская и Микенская (Ахейская) культуры

Минойская культура. История Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н.э. На рубеже III -II тыс. до н.э. центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса – легендарного царя острова. Вся жизнь на Крите была сосредоточена вокруг так называемых дворцов, которые состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, но воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль. Дворцы знамениты своими фресками, на которых изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» – религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов – культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (владычица) – центральная фигура минойского пантеона богов. Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти – теократия (от греч. theos – бог), при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. В середине XV в. до н. э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате извержения вулкана

Микенская (Ахейская) культура. Расцвет Микенской цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н. э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы, украшенные фресками, однако для воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно преобладание сцен войны и охоты. Одним из ранних памятников Ахейской культуры были так называемые шахтные гробницы в Микенах, где вместе с костями умерших были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

Ахейцы, захватив в XV в. до н. э. Крит, переняли у минойцев письменность (линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (линейное слоговое письмо Б). Глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке, удалось расшифровать. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы – доахейское население Крита, до сих пор не поддается расшифровке.

В конце XIII в. до н. э. огромная масса северобалканских варварских, племен устремилась на юг. Ведущая роль принадлежала греческому племени дорийцев. С XII-XI вв. до н. э. в Греции начинается железный век, прекращает свое существование Крито-Микенская цивилизация.

Гомеровский период (XI-VIII век до н.э.) свое название получил по имени великого Гомера. Поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э., являются важнейшим источником информации об этом времени, хотя и рассказывают о происходившей в XIII в. до н. э. Троянской войне и возвращении их героя Одиссея домой после войны. Однако, описывая события, относящиеся еще к Крито-Микенской эпохе, Гомер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. В поэмах отражена жизнь общества с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской цивилизации. Герои Гомера – цари и представители знати – живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь не похожих на дворцы крито-микенских царей. Гомеровский период был бесписьменным. В целом он был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

Культура архаического периода (VIII – 480 до н.э.). Начало проложила Великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса (греч. polis, лат. civitas) – города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Артос, Фивы.

В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом.

Для греческой религии, как и для древневосточных религий, характерен политеизм – многобожие, вера во многих богов. По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Ген и Урана – титаны, которые свергли отца. Один из титанов, Кронос (время), воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном – Зевсом. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера – владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату – Аиду – подземное царство.

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности – натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит) воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры – обнаженного юноши (курве) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.

К. VI в. оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для него характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны.

2. Классический период (480-323 до н.э.). Рубежом в истории Древней Греции стали Греко-персидские войны (500-449 до н. э.). Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н. э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла. В классический период целью воспитания гражданина стало его физическое и духовное совершенство. В систему образования входили гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо.

В литературе V в. до н. э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил. Один из основных мотивов творчества Эсхила – прославление гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила – идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика – Софокла. Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть».

Творцом психологической драмы был Еврипид. Основной конфликт в его произведениях – борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели («Медея» и «Федра»).

Великолепным комедиографом был Аристофан, придавший комедии политическую остроту и злободневность (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.). Аристофан был горячим сторонником демократии, приверженцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеиваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.

Главной задачей искусства V в. до н. э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил – свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической.

В это время достигает расцвета реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н. э.: Фидия, Мирона, Поликлета. Скульптура Поликлета «Дорифор» настолько поразила современников гармонией пропорций, что была признана каноном идеального телосложения. В сохранившихся фрагментах сочинения «Канон» Поликлет вывел цифровой закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела.

В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный ордер – коринфский, для которого характерна капитель колонны, украшенная листвой и завитками. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм.

Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. до н.э. под общим художественным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикли др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений – пропилеи (парадные ворота), храм Ники. Здесь же возвышался и главный храм Афины – Парфенон. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры. Недалеко от Парфенона был построен в ионическом стиле другой великолепный храм Афинского Акрополя – Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.

Эпоха кризиса полиса. Первые признаки кризиса полиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности – экономическую основу города-государства. В связи с кризисом идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Все больше развивается индивидуализм, стремление прежде всего к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезает дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Достаточно характерно, что вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н. э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э. – Пракситель (2-я треть IV в. до н. э.), Скопас. Лисипп.

Бесспорным положительным моментом развития греческой культуры в IV в. до н. э. стало обращение к внутреннему миру человека. В то же время культура из общего достояния гражданского коллектива все больше превращается в культуру интеллектуальной элиты, основная масса людей постепенно превращается в обывателей, занятых лишь собственными проблемами.

3. Культура эпохи эллинизма. Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356-323 до н. э.), сына Филиппа, подчинившего Грецию. В результате похода (334-324 до н. э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323-27 до н. э.) – эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет. государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

Символами науки этого периода стал Архимед. Евклид создал элементарную геометрию, Эратостофен достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский создал прообраз паровой турбины.

Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.

Основные особенности и черты древнегреческой культуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Древнегреческая культура — это совокупность достижений в области материальной культуры древнегреческого общества.

Расцвет культуры Древней Греции относится к периоду Афинской демократии. Ее главной особенностью считают глубоко общественный характер.

Характерные черты культуры Древней Греции

Древние греки построили особый тип цивилизации, ставший отправной точкой развития общества Западной Европы. Она создала множество социокультурных инноваций (философию, полисную демократию), сформировала основы литературных жанров, каноны скульптуры и архитектуры, заложила начало европейской науки. Достижения Греции определили пути развития человечества. Развитие культуры Греции дало ученым право назвать ее «греческим чудом». Характер среды и климатических условий, бедность ресурсами вынуждали греков осваивать морские пути, развивать коммуникативные навыки, налаживать торговые связи, общаясь с людьми разных культур. Это развивало качественно новые способы мышления и образцы поведения, заложившие основы нового менталитета и сформировало новый тип культуры со своими ценностями, правилами и нормами.

Характерные черты древнегреческой культуры:

  • Пластичный, телесный характер: идеалом является гармонично развитый человек. Его формирование обеспечивала система образования и воспитания;
  • Ведущими эстетическими категориями были красота, гармония и мера. Отсюда органичное единство элементов художественного произведения;
  • Становление науки как самостоятельной сферы. Развилось опытное естествознание, сформировалось систематическое изложение медицины, геометрии и других наук. Любая производственная отрасль (земледелие, строительство, торговля, ремесло) становилась областью прикладной математики;
  • Создание современной формы философии. Переход к рациональному познанию мира означал изменение в человеческом разуме, появление способа мышления на основе доказательства.
  • Равноправие граждан полисов, боровшихся за влияние, определили такую особенность, как агональность (состязательность). Она способствовала формированию индивидуального подхода, личного мнения, частной инициативы;
  • Существование самостоятельных полисов. Полис был политическим, религиозным, торгово-экономическим и художественным центром. Граждане имели равные права на владение собственностью и землей, имели возможность получить образование. Развитию гражданского общества противоречила система сословных отношений, характерная для древних культур.

Готовые работы на аналогичную тему

Уникальность культуры была обусловлена географическим своеобразием страны. Благодатный и умеренный климат способствовал формированию стремления к уравновешенности, созданию ясных определенных образов, культа гармонии. Разнообразие природных ископаемых и ландшафта, море и удобный для судоходства берег, благоприятствовали интенсивному развитию торговли и культурному обмену, а автономность отдельных областей облегчила становление полисной системы.

Древнегреческая культура в своем развитии прошла несколько периодов:

  • крито-микенский (III тысячелетие – XII века до н.э.);
  • царский, или гомеровский (XI-VIII века до н.э.);
  • архаический (VII-VI века до н.э.);
  • классический (V – первая треть IV века до н.э.);
  • эллинистический (последние две трети IV-I в. до н.э.).

Общая характеристика древнегреческой культуры

Культура сформировалась на базе цивилизации, сочетавшей свободу и рабство. Развиваясь, античная цивилизация отходила от патриархальной формы рабовладения, а в классический период рабы были главной производительной силой общества. Раб и свободный человек в античности не были только социальными и экономическими субъектами. У греков свобода начинает пониматься как высшая ценность.

Отличительная особенность государственного устройства Греции состояла в том, что, несмотря на торговые и культурные контакты, полисы обладали политической и хозяйственной самостоятельностью. Экономической основой города-государства был обмен сельскохозяйственной продукцией, горожане были земельными собственниками. Также интенсивно развивались судоходство и ремесло. Основные культурные сооружения полиса располагались вокруг агоры – главной площади города.

Древней Греции были знакомы такие формы правления, как власть царей, тирания и главенство аристократии. Античная демократия стала первой попыткой осуществления идеала равного участия людей в управлении государством. Она была ограниченной, поскольку гражданство было привилегией достаточно широких, но не всех общественных слоев. Демократия не препятствовала становлению института рабства, колонизации, но смягчала рабовладение.

Греки находились в убеждении, что человек является существом политическим. Жизнь грека имела смысл в связи со служением полису. Несмотря на значимость личного начала, основной ценностью оставалась «община». Полис регулировал жизнь граждан и в то же время контролировался ими. Полисное сознание определило и нравственные идеалы, находясь на подъеме, греки ценили больше всего такие качества, как честь, долг, слава.

Природа наделила греческий народ пытливым умом. Они были мастерами ясной конструкции, точной формулировки, убедительного довода, изобретателями искусства речи, гениями диалектики и риторики. Интеллектуальную сферу они отделили от религии и от повседневной жизни. Их интересовало знание, независимо от практической применимости.

Грекам было присуще стремление самую отвлеченную идею выразить в зримом образе. Духовная культура носила телесный, пластичный характер, сосредоточившись на выявлении формы бытия вещей. Этим объясняется возникновение натурфилософии и расцвет древнегреческой стереометрии и пластики. Греков восхищало гармоничное, здоровое человеческое тело, но этот культ органично сочетался с духовным совершенством личности-гражданина.

Культ гармонии пронизал греческое мировосприятие. Греки считали Вселенную целесообразным целым, упорядоченной системой, отрицающей хаос. В их представлении человек вписывался в картину космоса. Такое отношение дало древнегреческой культуре точку опоры: на познание и приумножение гармонии направлялась творческая энергия. Не случайно ведущими категориями эстетики греков становятся мера, красота, гармония.

Категория меры имела важное значение в этике. Согласно сформулированному Аристотелем правилу «золотой середины», девиантным было любое поведение, нарушающее меру. Философ осуждал одинаково трусость и безрассудство, мотовство и скупость, робость и беззастенчивость.

Культура Древней Греции кратко. Особенности, достижения, религия.

Богатейшая культура Древней Греции значительно повлияло на развитие всего человечества. Древнегреческая религия, искусство и другие особенности были во многом позаимствованы Древним Римом, пусть и в видоизменённом виде, и таким образом дошли до нас из глубин истории. После падения Римской империи античное греко-римское наследие было забыто, но в эпоху Возрождения у людей снова проснулся интерес к нему.

Читайте также:
Культура Древнего мира
Культура Древнего Востока
Культура Древнего Египта
Культура Древнего Рима
Культура Древней Руси

Культура и религия Древней Греции

Древнегреческая культура стала отправной точкой для развития множества цивилизаций Европы, которые возникли позднее. Именно развитие культуры Древней Греции предопределило путь, по которому в дальнейшем пошла европейская цивилизация. Греки строили свою цивилизацию в условиях достаточно мягкого климата, но Пелопоннесский полуостров небогат ресурсами, что вынуждало их активно путешествовать по морю и налаживать торговлю с соседями, что, в свою очередь, формировало новые способы мышления и образцы поведения.

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги – это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос – в данном случае является абсолютом (то есть нет ничего и никого, кто или что создало бы этот самый космос). Для древних греков мир был театром, люди в нём – актёрами, а все вместе они – порождением космоса.

Этапы развития древнегреческой культуры

  • Крито-микенский период – 3 тысячелетие до н. э. — 12 век до н. э. Наивысшим культурным достижением Древней Греции в это время являются дворцы в Микенах и Кноссе. Именно на Крите зародился миф о Тесее и Минотавре. Впрочем, о крито-микенской цивилизации известно не так уж и много.
  • Гомеровский период – 11-8 века до н. э. Произошёл откат развития человечества на юге Балкан до общинного строя. Причиной этого послужило падение крито-микенской цивилизации (возможно, из-за извержения вулкана). При этом на фоне морального упадка культура и ее ценности были сохранены и продолжили свое развитие. Подтверждение этого факта можно найти на страницах «Иллиады» и «Одиссеи», написанной Гомером.
  • Архаический период – 7-6 века до н. э. Наблюдается рост греческих полисов, начинается чеканка денег, формируется греческий алфавит и письменность. Именно в эту эпоху были проведены первые Олимпийские игры, а также был сформирован культ красоты тела.
  • Классический период – V век до н. э. – первая треть IV века до н. э. Настоящий бум научной мысли и культурного развития! Во времена этого периода жили и творили Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Эзоп, Геродот, Перикл. Небывалой популярностью пользовался возникший театр драмы и комедии. В классический период ораторское искусство, живопись, наука и другие жанры искусства переживают взлет и развитие. В это время Греция была ведущей страной мира.
  • Эллинистический период – со второй трети IV века до н. э. до I века до н. э. Последний период в истории Древней Греции. Во время этого периода происходило объединение эллинских и восточных традиций, которые происходили благодаря завоеваниям Александра Македонского. В этот же период Рим покоряет Грецию и она теряет свой суверенитет, превращаясь в рядовую провинцию империи.

Союзники России в Северной войне 1700-1721 кратко в таблице

Восстание Булавина. Причины, события, участники, итоги.

Особенности культуры Древней Греции

  • Существование городов-государств. На протяжении значительного периода своей истории древнегреческая цивилизация состояла из многочисленных полисов, то есть независимых городов. Каждый полис был самостоятельным торговым, военным и духовным центром. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости.
  • Равноправие. Оно отличалось от того, как мы понимаем этот термин, но для того времени прогресс был невероятным. Именно равноправие всех граждан перед законом было одной из основных особенностей культуры Древней Греции, и участие в политических процессах (например, в выборах) было для греков не правом, а обязанностью. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости.
  • Пластичный и телесный характер культуры. В Древней Греции идеалом был человек, причём не какой угодно, а здоровый и гармонично развитый. Этот образ формировался в умах людей под воздействием образования и получаемого ими воспитания.
  • Антропоцентризм. Афинский философ Протагор однажды провозгласил знаменитый тезис «Человек есть мера всех вещей». И хотя Протагор был софистом и имел в виду прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, этот девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом.
  • Агональность (состязательность). Она была обусловлена равноправием граждан, боровшихся за влияние, и поспособствовала формированию частной инициативы, индивидуального подхода и личного мнения.

Характеристика культуры Древней Греции

Древнегреческая культура сформировалась на базе цивилизации, сочетавшей свободу и рабство. Развиваясь, античная цивилизация отходила от патриархальной формы рабовладения, а в классический период рабы были главной производительной силой общества. Раб и свободный человек в античности не были только социальными и экономическими субъектами. У греков свобода начинает пониматься как высшая ценность. Отличительная особенность государственного устройства Греции состояла в том, что, несмотря на торговые и культурные контакты, полисы обладали политической и хозяйственной самостоятельностью. Экономической основой города-государства был обмен сельскохозяйственной продукцией, горожане были земельными собственниками. Также интенсивно развивались судоходство и ремесло. Основные культурные сооружения полиса располагались вокруг агоры – главной площади города.

Древней Греции были знакомы такие формы правления, как власть царей, тирания и главенство аристократии. Античная демократия стала первой попыткой осуществления идеала равного участия людей в управлении государством. Она была ограниченной, поскольку гражданство было привилегией достаточно широких, но не всех общественных слоев. Демократия не препятствовала становлению института рабства, колонизации, но смягчала рабовладение.
Греки находились в убеждении, что человек является существом политическим. Жизнь грека имела смысл в связи со служением полису. Несмотря на значимость личного начала, основной ценностью оставалась «община». Полис регулировал жизнь граждан и в то же время контролировался ими. Полисное сознание определило и нравственные идеалы, находясь на подъеме, греки ценили больше всего такие качества, как честь, долг, слава.

Природа наделила греческий народ пытливым умом. Они были мастерами ясной конструкции, точной формулировки, убедительного довода, изобретателями искусства речи, гениями диалектики и риторики. Интеллектуальную сферу они отделили от религии и от повседневной жизни. Их интересовало знание, независимо от практической применимости.
Грекам было присуще стремление самую отвлеченную идею выразить в зримом образе. Духовная культура носила телесный, пластичный характер, сосредоточившись на выявлении формы бытия вещей. Этим объясняется возникновение натурфилософии и расцвет древнегреческой стереометрии и пластики. Греков восхищало гармоничное, здоровое человеческое тело, но этот культ органично сочетался с духовным совершенством личности-гражданина.

Культ гармонии пронизал греческое мировосприятие. Греки считали Вселенную целесообразным целым, упорядоченной системой, отрицающей хаос. В их представлении человек вписывался в картину космоса. Такое отношение дало древнегреческой культуре точку опоры: на познание и приумножение гармонии направлялась творческая энергия. Не случайно ведущими категориями эстетики греков становятся мера, красота, гармония. Категория меры имела важное значение в этике. Согласно сформулированному Аристотелем правилу «золотой середины», девиантным было любое поведение, нарушающее меру. Философ осуждал одинаково трусость и безрассудство, мотовство и скупость, робость и беззастенчивость.

Древняя Греция: ее история, религия, культура

Содержание:

Один грек стоит тысячи варваров. (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История

Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

  • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
  • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
  • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

Карта древней Греции.

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения Римской империи он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статья по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до Индии. С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен кельтов-галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

Искусство

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Руины храма Аполлона в Дельфах.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», – спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

Интересные факты

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», – говорили ему тамошние жрецы.

Видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.

Общие понятия о культуре Древней Греции

Понятие античности

Античность – от латинского antiquitas древность.

В общем этим словом обозначают греко – римскую древность.

Античное искусство заняло в истории человечества неоценимую роль.

Именно в период античности были даны критерии оценки красоты, гармонии, пропорции, дошедшие и до наших дней.

Практически& все стили, созданные в последующие века обращались к идеалам античности.

Почему древние греки смогли изменить взгляд на культуру и искусство

Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья.

Перейдя от первобытного строя к классовому обществу греки образовывали небольшие города-государства, называемые полисами. Полис насчитывал всего несколько тысяч семей.

По сравнению с государствами Древнего Востока, полисы были очень малы, но именно греческие полисы совершили переворот в мировой культуре и искусстве.

Развитие культуры и искусства стало возможным в связи с тем, что в Греции, не смотря на наличие рабства, большую роль играл свободный труд ремесленников и земледельцев.

В Древней Греции в рамках рабовладельческого строя сложились впервые в истории, принципы демократии, которые дали возможность развиваться передовым идеям, утверждавшим величие и красоту человека.

Интересно, что наиболее значимые архитектурные постройки и произведения монументальной скульптуры принадлежали всей общине полиса. Вплоть до IV в д.н.э. в частном владении граждан находились лишь небольшие статуэтки и предметы прикладного искусства.

Греки придавали большое значение доблести человека, проявляющиеся в его облике и поступках. Человек- гражданин представлялся в полисе, как всесторонне-развитая личность.

Особое внимание греки уделяли физическому и духовному воспитанию своих граждан. Раз в четыре года проводились олимпиады, которые были смотром доблести и физической закалки. По олимпиадам с III века д.н.э. велся счет времени.

Созерцание на состязаниях красоты обнаженного человеческого тела, и его единство с закаленным духом и высокой моралью дало развитие искусству и в частности скульптуре. Видимо именно поэтому античные статуи отличаются таким реализмом и гармонией.

Большую роль в развитии античного искусства и культуры играли общественные культурные празднества, выступления певцов и шествия в честь бога- покровителя полиса. Кроме того искусство античной Греции было связано с религиозным культом и с мифологией.

Характерной чертой древнегреческой мифологии было очеловечивание образов. В образе богов и героев греки воплощали свое представление о совершенном человеке.

Античные храмы украшались изображениями, утверждающими красоту и величие человека и человеческого коллектива.

История развития древнегреческого искусства и культуры прошли следующие этапы:

  • XI- VIII в.д.н.э Гомеровский период носит название по имени Гомера- автора “Илиады” и “Одиссеи” ( НЕ ПУТАТЬ с Гомером Симпсоном, шутка!).В этот период сложились основы греческой мифологии.
  • VII- VI в.д.н.э Архаика– период образования городов государств. Рост городов вызывает рост строительства. В этот период происходит сложение архитектурных ордеров.
  • V- 1V в.д.н.э Классика– период расцвета греческих городов- государств
  • Ранняя классика (450-490 г.д.н.э.) в этот период идет поиск правдивых способов отображения человека и в особенности передача различных движений человека
  • Высокая классика (450-410 г.д.н.э.) время расцвета всех областей искусства
  • Поздняя классика ( конец V- начало IV в.д.н.э.) в это время происходит падение значения свободного труда и кризис рабовладельческой демократии. Происходит захват греческих полисов Александром Македонским и присоединение их к Македонской державе.Это положило конец развитию классического периода в греческой истории. Зарождается интерес к быту происходит развитие художественных ремесел
  • 1V- I в.д.н.э Эллинистический период Распад Македонии и возникновение множества деспотических- монархических государств. В искусстве Греции сохраняется связь с классическим периодом.

Важнейшие понятия, пришедшие к нам из античности

  • Соразмерность– греки считали, что мерой всему является человек, а весь окружающий мир ощущается нами соразмерно человеку
  • Золотая середина– принцип совершенства, создающий такое состояние или равновесие, при котором ничего нельзя ни убрать ни добавить
  • Золотое сечение средство создания гармонии и пропорции. Подробнее можно узнать в материале пропорциональность в композиции
  • Ордерная система– система элементов стоечно-балочной конструкции состоящая из единства–основания колонны (стилобат), самой колонны и лежащего на колонне венчания (антаблемент). Элементы объединяются особым ритмом. создавая законченность композиции. Кроме того в ордере объединены эстетическая и конструктивная стороны. В ордере декор и конструкция являются единым целым.

Видеофильм Искусство Древней Греции в период ее рассвета

Все видео сюжеты посвященные Искусству,культуре и архитектура Древней Греции собраны в этой отдельной статье

Культура Древней Греции

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 620.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 620.

В 5 классе история Древней Греции занимает особое место, потому что именно там произошло зарождение и укрепление философской мысли, из которой вышли многие фундаментальные современные науки и взгляд на окружающий мир.

Эгейская эпоха

Период в античной истории, охватывающий время культурного взлета и расцвета Эллады представляет наибольший интерес, ведь именно тогда произошло становление многих жанров современного творчества. Развитие культуры Древней Греции делят на пять периодов, первый из которых называют эгейским.

Наивысшим культурным достижением Древней Греции в это время являются дворцы в Микенах и Кноссе. Именно на Крите зародился миф о Тесее и Минотавре, ведь в Кноссе дворец имел более трехсот комнат и был настоящим чудом строительной мысли, потому что имел два этажа!

Рис. 1. Карта Древней Греции.

Период Гомера

За время этого периода, длившегося с 11 по 9 века до н.э., происходит откат развития человечества на юге Балкан до общинного строя.

Рис. 2. Падение Трои.

Период Гомера начался для Греции с нуля потому, что погибла предыдущая цивилизация, которая была крито-микенской. По предположениям ученых, это произошло из-за извержения вулкана.

Примечательно, что на фоне морального упадка культура и ее ценности были сохранены и продолжили свое развитие. Подтверждение этого факта можно найти на страницах «Иллиады» и «Одиссеи», написанной Гомером. Кроме этих произведений и археологическим раскопкам на месте Трои ничего больше об этом периоде неизвестно.

которые читают вместе с этой

Разрушенная греками Троя была найдена довольно романтически. Гражданин США Генрих Шлиман мечтал найти клад царя Приама и разбогатеть. Взяв в руки «Иллиаду», с 1870 года он буквально по ее строкам на голом песке начертил разрушенный город и приступил к раскопкам. Так, благодаря труду, написанному за 3000 лет до рождения Шлимана, город был найден.

Архаичный период

В архаичные века наблюдается рост греческих полисов, начинается чеканка денег, формируется греческий алфавит и письменность.

Именно в эту эпоху были проведены первые Олимпийские игры, а также был сформирован культ красоты тела.

Классический период

Это был настоящий бум научной мысли и культурного развития! Во времена этого периода жили и творили Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Эзоп. Эратосфеном была составлена карта ойкумены – мира, который был известен грекам. В эти годы Геродот стал отцом истории, а Перикл проводил свои знаменитые реформы. В Афинах был построен Парфенон, было широко развернуто строительство храмовых комплексов с использованием колонн. Небывалой популярностью пользовался возникший театр драмы и комедии. С классическим периодом связано единственное документальное упоминание об Атлантиде в литературных трудах Платона «Тимей» и «Критий». Были сформированы основы математики и геометрии, автором которой стал Евклид. Широкой популярности достигла вазопись.

В классический период ораторское искусство, живопись, наука и другие жанры искусства переживают взлет и развитие. В это время Греция была ведущей страной мира.

Рис. 3. Диоген в бочке.

Эллинизм

Последний период в истории Древней Греции. Во время этого периода происходило объединение эллинских и восточных традиций, которые происходили благодаря завоеваниям Александра Македонского. В этот же период Рим покоряет Грецию и она теряет свой суверенитет, превращаясь в рядовую провинцию империи.

Что мы узнали?

Говоря кратко самое главное о культуре Древней Греции, следует отметить, что здания и поэмы, великие философы и скульптуры – это и есть «греческое чудо», которое заложило фундаментальные основы для нынешней цивилизации.

Ссылка на основную публикацию