Архитектура Древнего Рима – кратко об архитектурных достижениях и шедеврах

Архитектура Древнего Рима: краткий обзор

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata) формировалась из нескольких слоев (итал. strato) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры

Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов

  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.

Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo).

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium.

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco. Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.

Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis).

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.

Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.

Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной, основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum.

Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.

Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Архитектура Древнего Рима

Римская империя — одна из величайших в истории человечества. Сами римляне были народом особенным: они постоянно воевали, любили кровавые зрелища и мылись в термах, слушая чтение стихов. И создали архитектуру, не знающую аналогов в мире.

Как попасть в вечный город? Ответ прост: все дороги ведут в Рим!

В создании архитектурного облика своего государства древние римляне пользовались архитектурными достижениями не только греков, но и этрусков — исчезнувшей цивилизации, предшествовавшей Риму. Именно у них жители Вечного города позаимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов и дорог, традицию отмечать победу полководцев триумфом. Но римляне все же сумели создать свою, уникальную архитектуру, во многом превзойдя своих предшественников.

Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» появилась не случайно. В древние времена Рим был центром великой Империи, и первые дороги соединяли античный мегаполис с другими крупными городами. Путник мог без труда добраться до столицы древнего государства — нужно было лишь выбирать на перекрестках самую широкую дорогу.

Первые римские дороги были проложены в стратегических целях — их строили для того, чтобы армейские соединения — легионы — могли быстро добраться до мест, где велись сражения. Вдоль главных дорог были вкопаны межевые столбы с указанием расстояния до Рима.

Самой старой дорогой считается Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 году до н. э., в период правления Аппия Клавдия. По ней можно ходить до сих пор. В чем же кроется секрет такой долговечности?

Аппий Клавдий прославился не только как инициатор постройки знаменитой Аппиевой дороги, ему приписывают и авторство известного высказывания «Каждый сам кузнец своего счастья»

Дело в том, что именно древние римляне придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем слои земли и камней. Этот способ сделал дороги способными сопротивляться износу, суровой непогоде и оживленному движению. Покрытие из крупных булыжников специально было сделано чуть выпуклым в центре: благодаря этому дождевая вода и грязь стекали на обочины. Все было продумано!

Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.

Римский форум — сердце античного Рима

Древний Рим по праву считался столицей античного мира. Центр города расположился на болотистой равнине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. Здесь римляне устроили центральную площадь — Форум. Вся общественная жизнь проходила именно на этой площади: здесь выбирали консулов, принимали законы и чествовали победителей. На Форуме можно рассмотреть все типы римских сооружений: триумфальные арки и колонны, храмы и базилики.

Из-за естественного рельефа Форум не имел правильных очертаний. Но постепенно площадь превратилась в парадный архитектурный ансамбль. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам, которых у древних римлян было великое множество. Здесь же устанавливали статуи героев и памятники в честь побед над врагами.

Со временем были возведены императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы. Императоры соревновались в построении форумов, создавая один великолепнее другого.

Во II веке в Риме был открыт последний из имперских форумов — форум Траяна. Каменный шедевр архитектора Аполлодора поражал своими масштабами. Он был просто необъятным и занимал почти такую же площадь, сколько все остальные вместе взятые. Римляне во всем старались быть непревзойденными!

Но форумы были не единственной гордостью амбициозных римлян. Стоит поближе познакомиться и с Колизеем.

Арка Септимия Севера

Триумфальная арка Септимия Севера – трехпролетная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195–203.

Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина – 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика – 5,6 м, в нем расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролет арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые – высоту 7,8 м и ширину 3 м.

Колизей — арена кровавых представлений

Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них — Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.

Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, — устраивались именно здесь.

Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.

Колизей — четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них — коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.

Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука — античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

«Навмахия» переводится как «морская битва». Это развлечение римской знати относилось к разряду самых дорогих. Крупнейшей считается навмахия императора Клавдия на озере Фучино — в ней участвовали 50 кораблей и 20 000 гладиаторов!

Термы, или лекарство от скуки

Во всех начинаниях римлян, будь то военный поход или водопровод, чувствовался грандиозный размах. Одним из самых удивительных сооружений стали так называемые Римские термы, или попросту бани. В противоположность сегодняшним, это были обширные архитектурные комплексы. Внутри находились библиотеки и лекционные залы, располагалось здание с центральным пространством, перекрытое куполом. К нему примыкали горячая и холодная бани.

Кроме того, в термах имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр. Не любившие работать, избалованные римляне могли провести там целый день. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, который поступал по специальным каналам, проведенным под полом и в стенах зданий. Это были сложные, высокотехнологичные сооружения.

Название «термы» появилось не случайно. Их строили возле естественных источников термальной — горячей — воды. Не утруждаясь подогреванием, римляне пользовались этой водой, наполняя ею бассейны.

Самыми известными термами в истории стали Термы Каракаллы, названные так в честь жестокого и подлого императора. Несмотря на его сомнительную репутацию, потомкам он оставил еще одно чудо света. До наших дней дошли только руины терм Каракаллы, но и они поражают своей грандиозностью.

Только в Риме бани могли олицетворять собой роскошь целой империи! Интерьеры терм были удивительны. Бассейны создавались из мрамора, стены и полы сплошь были покрыты мозаикой. Ослепляло обилие драгоценных металлов — золота и серебра. А вот входная плата за посещение была вполне приемлемой. Сюда ходили как богатые люди, так и бедняки. Вот пример настоящей демократии!

Купол Пантеона — шедевр инженерной мысли

Вершиной инженерной мысли Древнего Рима по праву можно считать купол, венчающий одно из его величественнейших сооружений — Пантеон. Хотя купольные постройки существовали уже в эгейской и этрусской архитектуре, купол таких огромных размеров смогли создать только римляне.

Сам Пантеон был построен в 117–138 годах и посвящен всем главным римским богам. Большой ценитель греческого искусства, император Адриан пригласил возглавить работы по его постройке прославленного архитектора Аполлодора из Дамаска.

В годы правления Адриана архитектор Аполлодор попал в немилость — возможно, за критику архитектурных талантов императора. Аполлодор в итоге был казнен по надуманному обвинению

Снаружи сооружение выглядит довольно мрачно и сурово. Глубокий портик с тремя рядами колонн совершенно скрывает главное здание ротонды, перекрытое огромным куполом. Свет в храм попадает из круглого окна диаметром 9 метров, расположенного в его вершине.

Купол был построен из бетона, в который вместо камней были добавлены кирпичи в нижней части и пемза — в верхней. Таким образом, такой современный материал, как пенобетон, имел далекого предшественника. Вес купола настолько огромен, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров.

Купол Пантеона стал настоящим шедевром инженерной мысли. Он не давал покоя всем последующим архитекторам: они пытались разгадать секрет римского исполина. Взяв купол римского Пантеона за образец, Филиппо Брунеллески, гений эпохи Ренессанса, построил купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, до сих пор приводящий в изумление всех, кто его созерцает.

Акведуки и триумфальные арки. Содружество красоты и пользы

Кроме купола, одним из важнейших достижений инженерной мысли Древнего Рима считается строительство акведуков. Эти сооружения выполняли важнейшую функцию — по ним в города поступала вода. Справедливости ради стоит отметить, что подобные сооружения уже строили на Древнем Востоке. Но по масштабу построек с римлянами не мог сравниться никто!

Акведук — это не весь водопровод, который часто скрывался под землей, а только его наземная часть, пересекающая реки и овраги. В последнем случае акведук перекрывался сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведук возвышался над землей, строились арочные пролеты. Именно благодаря аркам эти громадные сооружения выглядят очень изящно. Акведуки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.

К началу ХХ века сохранились три действующих акведука: Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна. Воистину, римляне строили на века!

Кроме акведуков, был еще один тип сооружений, не знающий аналогов в архитектуре древнего мира: триумфальные арки. Римляне возводили их для прославления и увековечивания в камне великих побед своих императоров. Через главный пролет такой арки, под рев ликующей толпы, победитель въезжал в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Яркие примеры сооружений этого типа — стройная и торжественная арка Тита, арка Септимия Севера.

Знаменитая триумфальная арка императора Константина, построенная в честь его победы над Максенцием, — одна из самых больших за всю историю Рима. Она и стала символом заката Великой империи. Началась новая страница в истории Европы и европейской архитектуры.

Архитектура Древнего Рима — кратко об архитектурных достижениях и шедеврах

Римская империя создала одну из самых крупных и могущественных цивилизаций своего времени. Ее достижения удивляют и восхищают потомков. Особенно интересна архитектура Древнего Рима, кратко познакомившись с которой можно узнать о жизни античного мира и написать реферат для урока истории. Зодчество римлян объединило лучшее из этрусского и греческого наследия и оставило в веках неповторимые сооружения, каждое из которых представляет культурную ценность.

Особенности античного зодчества

К Древнему миру относят цивилизации, существовавшие в период XV — I вв до н. э. Это Индия, Япония, Китай, страны Древнего Востока, Египет, достижения майя, инков, толтеков, ацтеков, Этрусская и Эгейская культуры. Первые человеческие постройки были ненадежны, служили укрытием людей от стихии и диких животных. Развиваясь, человечество стремилось передать в формах построек стремление к прекрасному, чаянья и надежды. Так возникла архитектура древнего мира, основные признаки которой:

  • функциональность сооружений (соответствие своему назначению);
  • выражение духовной потребности человека, которое заключается в созерцании красивых, гармоничных форм;
  • надежность построек.

Проекты зданий, построенных в древнем мире, определялись вкусами людей, духом времени, особенностями климата и материалов для строительства. Они стали молчаливым доказательством того, что человечество всегда стремилось к гармонии и комфорту.

О цивилизации этрусков напоминают улыбающиеся статуи и молчаливые гробницы, надписи на которых не расшифрованы. Загадочный народ не оставил мировых художественных произведений, но его деятельность определила черты римской архитектуры. От него римляне переняли:

  • технологии строительства дорог, мостов, водопровода;
  • атриумные дома и культовые здания с выделением главного фасада;
  • осевую направленность композиций.

Под влиянием эгейской и древнегреческой культуры в Древнем Риме строили арки, устанавливали деревянные и каменные колоннады, архитектурные ордера. Широко использовался кирпич и песчаные блоки, здания и постройки украшались скульптурами.

Взяв главное у этрусков и эллинов, римские гении разработали свой неповторимый стиль, который использовали при градостроительстве.

Древняя архитектура в Риме

Как вид искусства архитектура в старинном городе на Пиренейском полуострове сформировалась в период IV — I в до н. э. Несмотря на время и природные катаклизмы, многие шедевры сохранились до сих пор. Они восхищают современников величественностью и монументальностью. История зодчества в республике охватывает несколько периодов:

  • С момента основания города до II в до н. э. Сооружения выглядели достаточно просто, обладали этрусским характером. Материалом для изготовления был сырцовый кирпич и дерево.
  • Проникновение римских идей, стремление подчеркнуть в облике зданий силу человеческой мысли, величие и мощь. В это время строили первые храмы из мрамора. Период продолжился до 31 г до н. э.
  • Римляне нашли способ приготовления бетона, который широко использовали при строительстве. Они начали строить триумфальные арки. Несмотря на активное подражание грекам, архитектура имела индивидуальные черты.
  • В этот период императоры старались увековечить память о себе в зданиях, памятниках зодчества. Архитекторов все больше привлекал восточный стиль ансамблей, они стремились к пафосу и гротеску.

    Римский гений положил начало эпохе новой мировой архитектуры, где основное место заняло сооружение общественных зданий, рассчитанных на большое количество людей. Строения достигли успехов в ансамблевом выражении, архитекторы отдавали предпочтение замкнутым формам. Дома строили преимущественно для практических нужд, пышно отделывали фасады, стремились к строгой симметрии.

    Большинство сооружений и скульптур древности по размерам превосходили те, что строили жители Эллады.

    Достижения мастеров

    Талант римских зодчих лучше всего раскрылся в организации пространства, для чего они обратились к конструкциям «арка» и «свод». До этого арочные структуры уже использовали римляне и греки. Они смогли достигнуть технических успехов успеха только при строительстве подземных и гражданских сооружений. Инженеры Месопотамии не смогли дойти до архитектурных высот, поскольку использовали непрочный, высушенный на солнце кирпич. Это не позволяло увеличить размеры сводов.

    Римские специалисты возводили огромные своды, используя камень и бетон. Связующим веществом служил вулканический пепел. Согласно докладам историков, жидкий бетон мастера заливали в опалубку из дерева, которую удаляли при застывании. Позже это посчитали неэкономичным и пришли к выводу, что необходимо использовать единые простейшие структуры. При возведении каменных арок и сводов использовали деревянные кружала, которые поддерживали верх до завершения работ. Применение стандартных форм оказалось экономичным.

    Римляне достигли больших успехов в инженерно-строительном деле. Построенные дороги проходили по всей территории империи и были настолько хороши, что служили столетиями после падения древней цивилизации. Водоснабжение в городах осуществлялось через систему акведуков, по которым вода поступала в города из источников, расположенных на значительном удалении. Трубы проходили через аркады, которые обеспечивали необходимый уклон водовода. В городе соблюдался санитарный режим.

    Археологи насчитали 144 общественных туалета. Даже в современных городах миллионниках (например, Челябинске) столько не существует.

    Строительство храмов и форумов

    При возведении ритуальных сооружений римляне использовали доработанные схемы, в основе которых лежали достижения греков и этрусков. К существующим ордерам они добавили тосканский (упрощенный вариант дорического) и композитный, объединивший черты коринфского и ионического. Храмы прямоугольной формы были подобны эллинским. Однако строились и сооружения с округлым основанием и полусферическими куполами.

    Повседневная жизнь горожан протекала в зданиях форумов (правительственных, судебных, торговых). Вдоль священной дороги, которая проходила мимо них, строили храмы и базилики. Путь на форум проходил через триумфальную арку, за которой находился прямоугольный двор, окруженный колоннадой.

    За колоннами обустраивали помещения-экседры, на их торцах располагались суд и биржа. Дальнюю сторону двора замыкала базилика, пройдя которую можно было попасть на следующий двор, где располагалась центральная колонна и храм. Конечная точка движения по главной оси форума — полукруглая апсида. Следовательно, древнеримская планировка основывалась на четко обозначенной системе осей.

    Триумфальные арки, амфитеатры, дома

    Победное возвращение императоров в город из военных походов проходило через триумфальные арки. Сохранилось только 3 подобных памятника, однако есть изображения других арок на монетах. Монументы украшали мраморными блоками, декором, снятым с более древних монументов (сполиями), скульптурами, символами, барельефами с изображением исторических событий. Много веков римские памятники служили образцом для аналогичных сооружений в других местах мира.

    Помимо геройских сражений, в жизни римлян происходили и приятные моменты, для чего строились амфитеатры. Они представляли собой просторные сооружения в форме эллипса, которые состояли из центрального элемента, арены, трибунами с радиальными коридорами.

    Под грамотно организованной структурой для зрителей располагалась рабочая зона. Здесь в тесных комнатушках ждали смертного боя гладиаторы, томились перед кровопролитными схватками свирепые хищники. Первые амфитеатры строили из дерева. Лавки-трибуны монтировали по особым случаям. Затем стали использовать камень, бетон.

    Сооружения, где жили римляне, делились на виллы и городские дома. Состоятельные граждане обитали в жилищах, которые могли занимать целый квартал. Домусы патрициев — замкнутые здания прямоугольной формы, в глухих стенах которых делали вентиляционные щели. Одна из торцевых стен служила главным фасадом. В его центре находилась дверь в вестибюль, который вел в обширный двор (атрий).

    Вокруг двора располагались хозяйственные постройки. Справа и слева к нему примыкали полутемные спальни и кладовые. На стороне, противоположной входу, располагался таблинум — главный зал. Здесь стояло ложе владельцев дома, осуществлялись трапезы, комнату считали священным местом семейного соединения.

    С одной стороны таблинум вел в атриум, с другой — в огород. Подобная общая схема богатого дома повторялась в богатых римских домах в течение нескольких столетий.

    Поздняя эпоха

    Покоряя просторы Испании, Галлии, Британии Греции, легионеры несли достижения цивилизации, в том числе — знакомили с архитектурой императорского Рима. Термы и акведуки, храмы и амфитеатры распространились по Средиземноморью. Империя господствовала несколько столетий. Ее упадок отразился на творчестве архитекторов и инженеров.

    Дворец Диоклетиана на берегу Адриатического моря в Сплите строился в период заката империи. Он был похож по устройству на военный лагерь легионеров. С трех сторон место окружали стены, а центр разделен на 4 части улицами, которые пересекались под прямым углом. Колонны держали арки, а не архитрав, а чаще выполняли декоративную функцию.

    Традиционные элементы заменены на более свободные, принадлежащие классическому ордеру. Эти трансформации были повсеместными и ознаменовали новый этап в развитии европейской архитектуры.

    Шедевры цивилизации

    Римский Колизей — один из самых известных памятников архитектуры Древнего Рима. Классический амфитеатр внушительной площади и размеров использовался для зрелищных мероприятий. На его арене проходили жестокие гладиаторские бои, сражения крупных хищников. В III в н. э. амфитеатр пострадал от огня и был восстановлен. В настоящее время его остатки привлекают внимание туристов. Проводятся экскурсии, которые знакомят с прошлым исторического места.

    Форум — площадь, расположенная между Велиа и Палатином (с юга) и Капитолием (с запада), Эсквилином и склонами Квиринала. Ранее на его месте была заболоченная местность, производились захоронения. При царе Тарквикии Древнем здесь находился центр политической, культурной и религиозной жизни римлян. С запада на восток через форум проходила Via Appia — священная дорога империи. На площади располагались храм Сатурна, Весты, Веспасиана. До наших дней дошло немногое: колонны ионического и коринфского ордера, остатки фундаментов. Лучше других сохранился храм Весты.

    Мраморная триумфальная арка Тита построена в честь взятия Иерусалима (81 г. н. э). Она украшена полуколоннами, принадлежащими композитному ордеру, фигурами Виктории, барельефами, на которых Тит управляет квадригой. Изображено победное шествие с добытыми трофеями. В их числе — менора, которую считали святыней иудейского храма.

    Термы Каракаллы сооружены при Марке Аврелии в III н. э. В роскошном здании горожане не только принимали банные процедуры, но и могли проводить спортивный, интеллектуальный досуг. Помещения комплекса украшали колоннады, мраморная отделка, мозаика, произведения искусства. Когда-то здесь стояли статуи Флоры и Геркулеса, Фарнезский бык и другие уникальные объекты. Работала библиотека, залы для гимнастических упражнений.

    Другие знаменитые объекты культурного наследия — Марсово поле, храмы Геркулеса и Портуна, мавзолей императора Адриана и его семьи, триумфальная арка Септимия Севера, Пантеон, колонна Траяна. Масштабные сооружения смогли возвеличить Древний Рим, усилить его влияние и мощь, прославились в веках.

    Архитектура Древнего Рима – кратко об архитектурных достижениях и шедеврах

    Э тапы развития архитектуры Древнего Рима можно разделить на четыре периода:

    Первый из них охватывает собой время от основания Рима до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы. Таковы были каналы для ассенизации города, с главным туннелем — Большой Клоакой, переносившей воду и нечистоты из низменных частей Рима в Тибр, прекрасные дороги, между прочим Аппиева дорога, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями, акведуки, Мамертинская тюрьма и первые базилики.

    Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина итравертина; вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.

    Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

    Иногда колонны украшали только портик храма (простиль); иногда рядом бывали обставлены и боковые стороны целлы (род периптера), но их не имелось с задней стороны; иногда, вместо настоящих колонн, употреблялись полуколонны, выступающие из стен целлы (род псевдопериптера). Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком.

    Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.

    Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени Храм Портуна — псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стил, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.

    Третий период

    Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

    В это же время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

    Римское искусство уступало греческому искусство в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.

    Четвертый период

    После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в это время, каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.

    Архитектура Древнего Рима

    В Древнем Риме архитектура была ведущим искусством

    В Древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Римский театр, в отличие от греческого, это отдельное здание, впервые в нем строится сцена.

    КАТЕГОРИИ

    • АРХИТЕКТУРА
    • Архитектура Древнего Мира
    • Архитектура Древнего Египта
    • Архитектура Древнего Востока
    • Древняя Греция
    • Древний Рим
    • Архитектура Древней Руси
    • Архитектура Венеции
    • Романский период (950 – 1250 гг.)
    • Готика (1250 – 1520 гг.)
    • Ренессанс (1520 – 1650 гг.)
    • Барокко (1650 – 1770 гг.)
    • Рококо (1715 г. – XVIII в.)
    • Классицизм (1770 -1840 гг.)
    • Ампир (1804 – 1825 гг.)
    • Архитектура XIX – XXI вв
    • Великие Архитекторы Мира

    Этапы развития римской архитектуры

    Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода. Первый из них охватывает собой время от основания Рима, до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Большинство сооружений в начальную пору существования римского государства предпринималось в видах общественной пользы.

    популярные теги

    • АРХИТЕКТУРА
    • Архитектура Древнего Мира
    • Архитектура Древнего Египта
    • Архитектура Древнего Востока
    • Древняя Греция
    • Древний Рим
    • Архитектура Древней Руси
    • Архитектура Венеции
    • Романский период (950 – 1250 гг.)
    • Готика (1250 – 1520 гг.)
    • Ренессанс (1520 – 1650 гг.)
    • Барокко (1650 – 1770 гг.)
    • Рококо (1715 г. – XVIII в.)
    • Классицизм (1770 -1840 гг.)
    • Ампир (1804 – 1825 гг.)
    • Архитектура XIX – XXI вв
    • Великие Архитекторы Мира

    Второй период

    Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина; вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

    Третий период

    Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана до 138 года нашей эры. В это время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. В течение этого периода все прежде наметившиеся типы зданий приходят в полное развитие, достигают удивительной величественности, высшего изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и детали прокрадываются элементы, занесённые с Востока и Египта.

    Четвёртый период

    После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания классической эпохи.

    Архитектурные ордера

    Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей. Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров.

    Римско-дорический ордер

    Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длинн, её фуст утрачивает припухлость и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху. Под капителью не имелось впалого канальца, опоясывающего фуст, а вместо того находилось выпуклое кольцо. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза. Колонна внизу, вместо того чтобы начинаться прямо фустом, опирается на валообразную базу, лежащую на четырёхугольном плинте. Антаблемент стал гораздо более низким и лёгким.

    Римско-ионический

    Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску. Волюты не представляют тех изгибов, которые в греческом ионическом ордере придают им вид упругой подушки со свесившимися вниз и закрученными краями; передняя их пара соединяется с задней прямым валом, а в их спиральной форме есть что-то резкое, металлическое.

    Римско-коринфский

    Дорический и Ионический, казались римлянам, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по-своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид круглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы.Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия.

    Тосканский ордер

    Тосканский ордер – архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

    Композитный ордер

    Композитный ордер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.

    Колизей

    Колизей — выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима. Название Колизей происходит от латинского слова colosseus, которое означает «огромный». Император Веспасиан, взошедший на трон Римской Империи в 69 году н.э., тратил колоссальные средства на восстановление культовых сооружений. Но в 72 году он решил взяться за более амбициозный проект и поручил лучшим строителям региона возвести амфитеатр Флавиев, который навеки оставил бы след его династии в мировой культуре. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения. По оценкам историков, в строительстве амфитеатра приняли участие около 100 тысяч рабочих, большую часть из которых составляли военнопленные и рабы. После восьми лет изнурительной и безостановочной работы Колизей был полностью завершен и одобрен императором.

    Римский форум

    Римский форум — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Место для Форума было выбрано не случайно — именно здесь было заключено перемирие между римлянами и сабинами. На Форуме проходили народные собрания, заседания Сената и выборы магистратов, а также религиозные обряды и судебные разбирательства.

    Триумфальная арка Константина

    После долгих лет гражданской войны, армия Константина наконец одержала победу над численно превосходящей армией Максенция. Победа в Сражении у Мильвийского моста в 312 нашей эры наконец принесла мир в Римскую империю. Чтобы ознаменовать эту незабываемую победу, Сенат Рима наградил Константина триумфальной аркой. Она была построена всего несколько лет спустя, в 315 году. Большая арка с тремя проходами достигала почти 26 метров шириной и 21 метр высотой. Во время строительства были использованы многочисленные части от более старых сооружений, что в то время являлось обычной практикой. Статуи наверху арки были доставлены из Форума Траяна. Они изображают захваченных солдат Дациана, побежденных армией Траяна. Художественное оформление в центральной и более низкой части были созданы непосредственно для этой триумфальной арки. Фриз изображает армию Константина, низвергающую войска Максенция в Тибр.

    Архитектура Древнего Рима

    Вторник, Янв 8 — 2:33 дп

    Архитектура

    Типы древнеримских сооружений:

    • Храмы
    • Дороги
    • Мосты
    • Форумы
    • Базилики
    • Театры, амфитеатры
    • Цирки
    • Гробницы
    • Акведуки
    • Термы
    • Фонтаны

    🌍 Географические условия

    Береговая линия Италии, несмотря на длинную и узкую форму этого полуострова, гораздо меньше изрезана бухтами или природными гаванями, чем берега Греции. Италия не имеет в избытке островов. Хотя значительная часть страны очень гористая, но благодаря основному направлению главного горного хребта, Апеннины, тянущиеся от одного конца полуострова к другому, Италия, подобно Греции, не раздроблена на небольшие долины, разделенные друг от друга горами. Отсюда следующая отличие в характере и судьбах греческого и римского народов.

    А) Римляне никогда не были мореплавателями и их колонизаторская деятельность носила совсем иной характер, чем у греков;
    Б) Отсутствие в древности резкого соперничества между итальянскими городами, которые оберегали свою независимость менее ревностно, чем греческие, сделало возможным возвышение Рима путем поглощения соседних государств, что не удалось Афинам или Спарте.

    Благодаря своему географическому расположению Италия служила посредницей в деле распространения по Европе искусства и культуры.

    ⛓ Условия выбора материалов

    Италия по своем геологическом строении значительно отличается от Греции, где главным и почти единственным строительным материалом был мрамор.

    В Риме под рукой находились следующие материалы:

    1) травертин – твердый известняк с Тиволи;
    2) туф, из которого состоит большая часть гор, окружающих Рим;
    3) пиперина, что добывался в албанских горах и пуццолан.

    В регионе также в избытке был гравий и песок высокого качества. Что позволило римлянам изобрести бетон, который состоит из известкового раствора, вулканического песка и щебня.
    Подбор таких материалов способствовал прочности римских сооружений и возможности придать оъекту любую форму.

    Стены поздниих сооружений обычно возводились из такого бетона и облицовывались кирпичом, камнем, алебастром, порфиром или мраморами самых сортов для декорации.

    🙏🏻 Религиозные условия

    Тесная связь религии Древнего Рима с его государственным устройством привел со временем к тому, что богопочитания стало поддерживаться правящей верхушкой только по политическим соображениям. Императору стали воздаваться божественные почести. Соответственно именно потому, храмовая архитектура носит на себе отпечаток официальности.

    ‍ Социально-политические условия

    В раннюю эпоху полуостров был населен тремя народами.

    В средней частиЭтрурии, жили этруски – народность вероятно арийского происхождения, поселилась в Италии в доисторические времена и проводила большую строительную деятельность.

    На юге было так много греческих колоний, страна эта получила название Великой Греции.

    Остальная Италия, исключая Цисальпинськую Галлию, была занята племенами, которые принадлежали к той же семье, что и греки.

    Форма государственного устройства в Древней Италии, заключалась в том, что города и области сочетались между собой в союзы.

    Рим сначала управлялся выборными царями, при участии сената и народного собрания, но около 500 г. до н.э. был введен республиканский образ правления, а в 27 г. до н.э., при Августе, возникла империя.

    Исторические условия

    Римская цивилизация существует с 8 ст. до н.э. по 5 ст. н.э. Годом основания Рима считается 750 г. до н.э.

    Республика вела много удачных войн и покорила несколько этрусских городов, но в 390 г. до н. сама потерпела поражение от галлов, которые продолжали в течение определенного времени властвовать в северной Италии.
    Около 343 г. до н. началось завоевание Римом Италии, завершено через 60 лет.

    Затем пришла очередь войн с народами, обитавшими вне Италии.

    Первая Пуническая война Рима с Карфагеном закончилась поражением карфагенян и преобразованием Сицилии на первую римскую провинцию.

    Вторая Пуническая война была самой сложной из всех, которые до сих пор вели римляне. Карфагенский полководец Ганнибал вторгся в Италию из Испании, победил всю высланную на него римскую армию и продержался там, пока не напали на Карфаген.

    Третья Пуническая война закончилась полным разрушением Карфагена, который был превращен в римскую провинцию под названием Африки.

    Были завоеваны Македония и Греция, присоединения последней мало в результате переселения в Рим многих греческих художников и перевозки туда, частично под видом военной добычи.

    Периоды Древнеримской архитектуры:
    1. 1. Республиканский (конец VI – конец I вв. до н.э.) Дома Помпеи и Геркуланума, храм Сибилы в Тиволи, храм Фортуны Вирилис в Риме.
    2. 2. Императорский (конец I в. до н.э. – 476 г. н.э) Гардский мост в Нимме; комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); Триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина; амфитеатр Флавиев (Колизей) Пантеон; термы императоров Каракаллы и Диоклетиана.

    Особенности архитектуры древнего Рима:
    • Масштабное градостроительство
    • Строго организованная планировка города
    • Форум – центр общественной жизни столицы
    • Рационализм
    • Высокий уровень инженерного искусства
    • Развитие гражданского зодчества. Многообразие типов сооружений
    • Удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей масс
    • Использование бетонных конструкций

    Конструкции Древнего Рима:

    Стена и арка в римской архитектуре выполняли основную конструктивную функцию.
    Стены возводились из мелких, грубых и дешевых материалов, как кирпич, бетон и облицовывались мрамором. Римляне первыми, применяя бетон, ввели в использование массы битого камня, связанного раствором. Такие стены имели грубый незавершенный вид. Римляне использовали два основных типа кладки: тесовую (квадровою), которая велась насухо, и бетонную.

    Бетонная кладка была пяти видов:

    Opus incertum – облицовка камнями неправильной формы;
    Opus reticulatum – облицована квадратным камнем, расположенном по диагонали, под углом 45 градусов к горизонту.
    Opus testaceum – вид стенной кладки, при которой стены выкладывались с обожженного кирпича, а между ними заливался бетон.
    Opus mixtum – стенная кладка с кирпичной облицовкой, с прокладками туфа.

    Арка. Римлянам были необходимы огромные размеры, ибо в отличие от греков они несли не столько духовные скрепы, сколько государственный строй. Поэтому, чтобы решить эту задачу, они придумали одну очень важную вещь: если строить все не из стоек и балок, а построить деревянный шаблон, по нему выложить подогнанные камни и замкнуть это все трапециевидным замковым камнем, после убирается шаблон и конструкция стоит.

    Римляне активно внедряют арку, которая является революционным изобретением. Арочная конструкция более устойчива, чем стоечно-балочная, ведь арка работает на передаче сил распора на определенные точки: вытесанные клиновидные камни, опираются друг на друга и последовательно предают нагрузку, идущую сверху, соседнему сегменту, пока не перейдет в опоры. Важным преимуществом арки, кроме ее устойчивости, является возможность выполнения ее в больших размерах.

    В Древнем Риме распространенной была римская или полуциркульная арка, которая имеет форму полукруга, центр которого находится на уровне арочных пят.

    Свод – выпуклое перекрытия или покрытие, которое соединяет стены, опоры зданий, сооружений, мостов и т. д. Своды дали возможность перекрытия больших пространств, чем это позволяла делать стоечно-балочная система. Свод образуется множественным повторением арки вдоль горизонтальной оси.

    Купол – конструкция, перекрывающая круглые, многоугольные и эллиптические в плане помещения в виде свода, внутренняя поверхность которого создается вращением кривой (дуги, четверти круга, эллипса и т.д.) вокруг вертикальной оси.

    🏗 Архитектурный характер сооружений Древнего Рима:

    Отверстия играли ведущую роль в фасадах римских сооружений. Их верх делали прямоугольным, чаще полуциркульными. Часто складывалось полукруглое окно, разделенное на три просвета двумя каменными столбцами.

    Большие арки часто выкладывались на кружалах, установленных в их пятах на уступы стены.

    Своды и купола и большинстве случаев имели тщательную обработку внутренней поверхности кессонами. Устраивались также деревянные перекрытия.

    Круглый цилиндрический свод из бетона и камня – основная форма перекрытия. Был распространен также крестовый свод, которым перекрывали квадратные в плане сооружения.
    Круглые в плане сооружения перекрывались купольным сводом, а многоугольные – сомкнутыми сводами.

    Кровля устраивалась с терракоты, как у этрусков. Устраивались плоские крыши с таврового железа и бетона, например, над некоторыми из больших залов римских терм. Потолки нередко украшались различными геометрическими узорами – сочетание квадратов, ромбов, восьмиугольников тому подобное.

    Ордера применялись в связи с аркой, постепенно теряя свое конструктивное значение в сторону декоративного. Колонны становятся пилястрами. Ордера часто размещались один над другим и несколько ярусов.
    Колонны ставились на пьедесталы для увеличения их высоты.

    Тосканский ордер, имел гладкую колонну без каннелюр и несложный антаблемент.

    Дорический ордер редко применялся римлянами. Дорическая колонна получила базу. Римляне видоизменили абаку и эхин, переделали карниз, введя в него пояс зубчиков (дентикул). Все триглифы, размещались на осях колонн. Мутулы обычно размещались только над триглифами, их наклон незначителен.

    Ионический ордер имел капитель, которая часто имела волюты из всех 4 сторон. Антаблементы богаче, чем в греко-ионическом ордере.

    Коринфский ордер был любимым ордером римлян и применялся для крупнейших храмов. Акантовые листья становятся более мягкие. Стержни колонн украшались каннелюрами.

    Сложный (композитный) ордер был изобретен римлянами и встречался, как правило, в убранстве триумфальных арок. Капитель представляет собой сочетание ионической (верхняя часть) с коринфской (нижняя часть) Остальные детали скомпонованы по коринфскому образцу и не менее богато украшенные.

    Римляне не были сильны ни в скульптуре, ни в живописи, но ценили греческие образцы.
    Своды, пол, украшались мозаикой. Богатые и красивые эффекты достигались выстилкой полов и облицовкой стен различным мрамором. Появлялись первые примитивные фрески.
    Характерным были спирально завитая ветвь аканта с завитками, украшенными розетками или фигурами фантастических животных и птиц. Для римлян важное гражданское, так называемое обычное зодчество.

    Архитектура древнего Рима — кратко о самом главном

    Римская империя, существовавшая в период с 27 года до н. э. по 476 год, являлась одним из сильнейших государств древнего мира. Она оказывала немалое военное и политическое влияние на сопредельные и отдаленные страны, отличалась прогрессивной (автократической) формой правления, сформировала уникальную архитектуру на фоне слияния двух богатейших культур – древнегреческой и этрусской.

    Истоки зарождения

    Формы первых монументальных древнеримских комплексов позаимствованы из культовых построек этрусской цивилизации. На это указывают циркульные арки, купола, крестовые своды, которые были неизвестны грекам. Однако древнегреческая культура тоже оказала немаловажное влияние на развитие Римской архитектуры. Зодчие, строители, при возведении зданий старались подчеркнуть величие и мощь больших сооружений.

    В постройках Римской архитектуры преобладают:

    • монументальность;
    • величественность;
    • роскошная отделка;
    • строгая симметрия;
    • стремление к утилитарности.

    В частности, росла тенденция строительства зданий для определенных целей, а не храмовых комплексов.

    Характерные отличия архитектур

    Отличие Римской и Греческой архитектур явно прослеживается. Древние греки были ценителями прекрасного, а римляне при возведении зданий старались подчеркнуть дальновидность, практичность. Однако полезные идеи, заимствованные из древнегреческой культуры, послужили на пользу римским зодчим, которые, в конечном итоге, создали уникальную архитектуру колоссальных размахов – смогли воплотить в камне мощь Великой империи.

    Величественные строения Римской империи не могла не оказать позитивное влияние на политический и военный имидж. В государстве велось масштабное строительство разнообразных сооружений: амфитеатров, фасадов храмов, базиликов со всевозможными композиционными формами. Благодаря новым идеям римских инженеров, возводились акведуки и другие функциональные новостройки. С открытием бетона удавалось строить многоэтажные здания, отличавшиеся прочностью и устойчивостью.

    Формирование ордеров

    Новые архитектурные формы потребовали от строителей Римской империи принятия инновационных решений, потому что использовавшиеся ранее подпорки (колонны) для поддержки массивных сводов, арок, куполов не годились. Чтобы потолки или балки не рухнули под тяжестью веса, зодчим пришлось использовать толстые стены, пилястры и фактически отказаться от колонн. Стильный элемент больше подчеркивал декоративность, чем функциональность и практически утратил рациональный смысл.

    Относительно стиля, древнеримские мастера не привнесли новых элементов в облик колонн, а только слегка видоизменили отдельные части массивных сооружений. Благодаря вариативности образовались ордера:

    • Композитный;
    • Ионический;
    • Тосканский;
    • Коринфский;
    • Дорический.

    При строительстве зданий использовались колонны различных ордеров. Определенные пропорции стиля, свойственные греческой культуре, тоже не соблюдались. Колонны располагались по две, по три, колоннадой.

    Древнеримская архитектура 1-го и 2-го периода

    Древнеримскую архитектуру принято разделять на этапы развития. Всего их было четыре. Для первого периода, длившегося до середины 2-го века до н. э., характерно строительство культовых построек, свойственных этрусской цивилизации. Возведенные сооружения, по большей части, несли общественную пользу – это:

    • отдельные каналы для воды и нечистот;
    • дороги;
    • акведуки;
    • базилики;
    • тюрьмы.

    Сохранились памятники древнеримской архитектуры – Аппиева дорога, Мамертинская тюрьма.

    Второй период древнеримской архитектуры ознаменован строительством мраморных храмов, базилик, которые получили свое развитие именно в эту эпоху, когда тенденции греческого стиля проникли в древнеримскую культуру достаточно сильно. Наравне с храмами по греческому типу, римляне возводили сооружения круглой формы, но при этом использовали фрагменты из греческой культуры. Такие святилища являлись собственным изобретением древнеримских зодчих.

    Заслуживают внимания известные здания нерелигиозного толка:

    • Первый каменный театр на Марсовом поле (театр Помпея);
    • Трехъярусный деревянный театр;
    • Табуларий – многоэтажное здание служившее государственным архивом для хранения юридических, судебных решений, постановлений и актов.

    Интересен и большой каменный амфитеатр с шелковым покровом для защиты толпы от яркого солнца. Строительство завершилось при императоре Августе. Он назвал грандиозную постройку театром Марцелла, в честь любимого зятя.

    «Золотой век» римской архитектуры

    Расцвет приходится именно на третий период. Он начинается с правления Августа в республике и заканчивается до 138 года н. э. Возводятся новые типы сооружений для торговых сделок, судопроизводства. Также строятся библиотеки, цирки, а также прочие монументальные здания. Именно в этот временной отрезок, благодаря развитию технологии арочного строительства, была построена Триумфальная арка, а также множество акведуков, укреплений, канализаций, мостов.

    Греческая архитектура превосходила Римскую в изяществе, но не в практичности или техническом мастерстве. Возведение Колизея, Пантеона и других грандиозных сооружений по всей стране лишний раз доказывало непостижимое величие Римской империи. Недостаток греческого чувства стиля компенсировался созданием массивных куполов, сводов, арок.

    Закат древнеримской архитектуры

    Для четвертого и последнего периода архитектуры Древнего Рима (138-300 гг.) свойственна излишняя вычурность, иррациональность, смешение разнородных форм, излишества украшений. Все это указывает на упадок древнеримской архитектуры. Между тем, колоссальность и монументальность продолжают оказывать свое влияние. В этот промежуток времени, при участии разных императоров, были построены:

    • Храм Антонина и Фаустины;
    • Колонна Марка Аврелия;
    • Дворцы и общественные бани.

    Большинство архитектурных сооружений были похожи на предыдущие постройки ранних эпох.

    Свое влияние на древнеримские строения оказывают восточные тенденции со свойственными элементами, где преобладает чрезмерная изысканность, напыщенность, и которые, в конечном итоге, стали довлеть над классическими решениями. Очевидные тенденции доказывают возведенные строения, построенные в отдаленных владениях последних императоров, в Сирии, Аравии. Для таких зданий римско-восточной архитектуры характерно наличие плавных, ломающихся линий, изгибов, большое количество украшений и вычурных, необычных форм.

    Римская империя, как и прочие культуры, известна своим рассветом, «золотым веком» и пришествием упадка. Однако, благодаря сохранившимся храмам, базиликам, амфитеатрам, каждый может созерцать великолепные памятники Древнего Рима в наши дни.

  • Ссылка на основную публикацию