Внебюджетные фонды – виды, характеристики и функции

Государственные внебюджетные фонды, их виды и характеристика

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

(МГУПС (МИИТ))

Кафедра «Экономика, финансы и управление на транспорте»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА»

студентка 2 курса

Теоретическая часть

Государственные внебюджетные фонды, их виды и характеристика

В ходе развития современной цивилизации общество при­шло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресур­сов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Все внебюджетные фонды делятся по признакам:

– по целевому назначению: социальные, экономические;

– по способу образования: консолидированные в бюджете, самостоятельные;

– по уровню управления: федеральные, региональные, местные.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяют­ся на централизованные и децентрализованные.

1. Централизованные (государственные) внебюджетные фон­ды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач.

Согласно ст. 144 «Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

Рассмотрим государственные внебюджетные фонды более подробно.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении федерального бюджета.

Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет следующих источников:

– специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

– отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

– прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

– займы, полученные фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков.

Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим относятся:

· Российский фонд технологического развитияи отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;

· финансовые фонды поддержки отраслей;

· инвестиционные фонды и др.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Расходование этих средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Пенсионный фонд РФ(ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 01.01.1992 Постановлением Верховного Совета РФ №2122-1 от 27.12.1991. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фондпредставляетсобой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Его задача – обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого фонд организует работу по сбору страховых взносов, осуществляет капитализацию своих средств, финансирует выплаты нетрудоспособному населению в виде трудовых, военных, социальных пенсий по инвалидности, пособия по уходу за ребенком.

Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет ПФР формируется за счет:

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет ПФР составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством.

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

– страховая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

– социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

– пенсия за выслугу лет;

– пособие одиноким матерям;

– пенсия военнослужащим и членам их семей;

– пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.

Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель полностью учитывает вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Выплаты из средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты, либо накопительной пенсии. Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:

· достижение возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;

· для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации с 01.01.2017 действует повышенный пенсионный возраст, который ежегодно будет увеличиваться на 6 месяцев до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин;

· наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;

· наличие минимальной суммы пенсионных баллов –не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года – 10, в 2018 году – 8,70.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 01.01.1991 в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.1990 №600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12.02.1994 . К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

– обеспечение пособиями отдельных категорий граждан

– участие в разработке программ охраны здоровья работников и принятия мер по совершенствования социального страхования

ФСС образуется за счет:

– страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

– доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

– добровольных взносов граждан и юридических лиц;

– ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 2,9% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

– выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, социальное пособие на погребение

– оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом

– оплата путевок на санаторно-курортное лечение, оплата проезда в санаторно-курортные учреждения

– частичное содержание профилакториев, оздоровительных и санаторных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ(ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28.06.1991 №499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – находится в государственной собственности и его средства являются целевыми.

– обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

– участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС;

– разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ.

– мероприятия по разработке и реализации целевых программ

– обеспечение профессиональной подготовки кадров

– развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения

– субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи

– оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Средства фонда не подлежат изъятию и не влияют на размер бюджетных ассигнования из бюджета на следующий год.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Практическая часть

Задача №1

Сформировать доходную часть федерального бюджета на очередной финансовый год, выделив следующие группы статей (данные условные):

– налоговые поступления (1);

– неналоговые поступления (2);

– безвозмездные поступления (3).

Исходные данные представлены в таблице 1.

Для распределения доходов бюджетов по группам воспользуемсяБюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).

Исходные данные для построения доходной части федерального бюджета

Всего доходов, в т.ч.:

– налоговые(1)

– неналоговые(2)

– безвозмездные поступления(3)

Задача №2

В таблицах 2 и 3 приведены данные, характеризующие состояние бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год (текущий) и плановый период, в млрд. руб., требуется:

1. Рассчитать сводные показатели бюджета субъекта РФ:

– доходы, с выделением налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

– расходы по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

– структуру и динамику доходов бюджета субъекта РФ, с выделением удельного веса налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

– структуру и динамику расходов бюджета субъекта РФ по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

3. При выполнении задачи использовать Бюджетный Кодекс РФ и в обязательном порядке делать ссылки на соответствующие его статьи.

Для распределения доходов бюджетов по группам воспользуемсяБюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).

Таблица 2

Доходная часть бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и

Внебюджетные фонды

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Понятие и состав внебюджетных государственных фондов

Виды и цели внебюджетных фондов в РФ

На сегодняшний день существует две основные разновидности обязательного страхового платежа, получаемого с юридических и физических лиц: страховые взносы, исчисляемые на основе формирования объекта обложения и соответствующей ему базы, и страховой взнос в виде фиксированного платежа, сумма которого определяется вне зависимости от реального экономического результата деятельности облагаемого субъекта исходя из установленного минимального размера оплаты труда.

Выделяя две разновидности страхового взноса, выполняется требование законодательного определения всех основных элементов состава этих платежей. Для первой из разновидностей страховых взносов таковыми являются критерии порядка и срока уплаты, порядка исчисления, объект обложения, база для начисления страховых взносов, расчетный и отчетный периоды, тарифы. Для второй разновидности взносов законодателем определен размер фиксированного платежа как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и тарифа взносов в указанный государственный внебюджетный фонд, увеличенное в двенадцать раз.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации созданы с целью управления финансовыми средствами государственного социального страхования России и являются специализированными целевыми финансово-кредитными учреждениями при Правительстве Российской Федерации. При этом денежные средства, а также имущество, в т. ч. здания, строения, сооружения и оборудование, находящееся в оперативном управлении этих фондов и подведомственными им строениями, и санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Иными словами, понятие Фонд социального страхования имеет двоякое значение. С одной стороны, это финансовое учреждение управляющее финансовыми средствами обязательного социального страхования, а с другой – собственно сами финансовые средства аккумулированные в этом фонде.

При этом внебюджетный фонд (денежные средства) хотя и находится в собственности Российской Федерации, но является автономным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней от федерального до регионального и не подлежат изъятию или использованию в других целях.

Таким образом, Фонды социального страхования являются одним из полноправных элементов финансовой системы Российской Федерации, одним из способов перераспределения денежных ресурсов для финансирования социальных обязательств государства с обеспечением их самостоятельными финансовыми средствами. Т.е. внебюджетные фонды социального страхования осуществляют важнейшую функцию государства по социальному страхованию от социальных рисков и берут на себя его финансовое обеспечение самостоятельными внебюджетными источниками доходов.

Деятельность каждого из внебюджетных фондов обязательного социального страхования регламентируется соответствующим федеральным законом и направлена на целенаправленную социальную защиту от присущих только этому виду социального страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает финансовые гарантии бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации, в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом под базовой программой обязательного медицинского страхования понимается часть общей программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая их права на бесплатное оказание им медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Структура внебюджетных фондов в РФ

Структура внебюджетных фондов в РФ представлена на рисунке 1.

Пенсионный фонд Российской Федерации аккумулирует средства и осуществляет финансовое обеспечения страховых и накопительных пенсий граждан России, а также в связи с утерей кормильца.

Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение основных двух направлений социального страхования:

— обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Принципы функционирования внебюджетных фондов в РФ

Фонды обязательного социального страхования Российской Федерации в своей деятельности по осуществлению обязательного социального страхования руководствуется следующими принципами:

— эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

— всеобщая обязательность социального страхования;

— обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

— доступность застрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальных гарантий;

— государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по обязательному социальному страхованию независимо от его финансового положения (субсидиарность);

— ответственность внебюджетных фондов за целевое использование финансовых средств обязательного социального страхования;

— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

— обеспечение государственного надзора и общественного контроля за целевым расходованием финансовых средств внебюджетных фондов социального страхования и соблюдения действующего законодательства России в сфере обязательного социального страхования.

При этом, в некоторых случаях добавляются специфические принципы функционирования внебюджетных фондов.

Например, при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к вышеперечисленным принципам добавляются такие как:

— экономическая заинтересованность страхователей в улучшении условий труда и повышении его безопасности, а также в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

— обязательность регистрации в качестве страхователей всех работодателей (юридических и физических лиц), нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— дифференцированность величины страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

При обязательном медицинском страховании добавляются такие принципы как:

— обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;

— обеспечение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

— обязательность страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию т.е. предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации, участвующей в программе обязательного медицинского страхования.

Подытоживая вышеизложенное можно считать, что основной функцией финансирование страхового обеспечения, которое для каждого вида социального страхования имеет свои специфические особенности.

Подытоживая выше изложенное можно сделать нижеследующие выводы.

— основная функция внебюджетных фондов обязательного социального страхования – финансирование защиты граждан России от наступления социальных рисков через обязательное социальное страхование;

— внебюджетные фонды обязательного социального страхования обеспечивают выполнение расходных обязательств Российской федерации через финансирование страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

— основные принципы функционирования внебюджетных фондов обязательного социального страхованию заключаются во всеобщей обязательности социального страхования, обязательности уплаты страховых взносов, государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по финансированию страхового обеспечению независимо от его финансового положения.

Государственные внебюджетные фонды в РФ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственные внебюджетные фонды – фонды с денежными средствами, которые образуются вне бюджета государства, с целью реализации прав граждан в области пенсионного обеспечения, социального страхования и охраны здоровья.

Общая характеристика государственных внебюджетных фондов России

Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов осуществляется в предусмотренном Бюджетным кодексов РФ порядке. Помимо этого, учитываются положения иных законодательных актов, в том числе законов о бюджете РФ на предстоящий год.

Внебюджетные фонды рассматривают как форму по организации ресурсов в финансовой сфере, направленную на их использование и перераспределение с целью финансирования некоторых потребностей общества.

Государство нуждается в том, чтобы перераспределять ресурсы бюджета в случае, когда они ограничены, и экономика находится в непростом финансовом состоянии. Поскольку доходы не закреплены за определенными видами расходов, бюджетные средства являются достаточно мобильными. При этом не исключается опасность урезания бюджетных расходов на потребности социума, что заставляет определять наиболее значимые участки поступления средств в бюджет и обеспечивать их использование только для реализации поставленных целей.

В качестве одного из способов, способных решить сложившуюся ситуацию, рассматривается формирование внебюджетных фондов, имеющих конкретное назначение – расширение источников финансирования нужд социума с целью обеспечить реализацию прав граждан, предоставленных им Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

При помощи рассматриваемых фондов реализуется определенный круг задач, поставленных перед государством: оказание влияния на производство путем кредитования, субсидирования, финансирования российских предприятий; предоставление населению социальных услуг, например, в виде выплаты пособий и пенсий; обеспечение реализации мероприятий в области охраны природы; возможность предоставления займов, в том числе и для партнеров за рубежом.

Создание и деятельность внебюджетных фондов страны относится к ведению местных, республиканских и центральных государственных органов, что регламентируется законом.

Характер и масштаб задач, которые стоят перед внебюджетными фондами, а также финансовое и экономическое положение государства, в основном обуславливают источники их формирования.

Создание внебюджетных фондов происходит двумя способами: путем выделения имеющих важное значение расходов из бюджета или путем формирования фонда с определенной целью и с принадлежащими ему источниками доходов. При этом цель формирования фонда, как правило, прослеживается в его названии.

Национальный доход является практически самым важным источником для подавляющего числа фондов. Для того, чтобы его перераспределить, применяются бюджетные средства, займы, сборы и налоги. При этом сборы и налоги устанавливаются законом государства.

Источники поступления доходов во внебюджетные фонды включают в себя: целевые сборы и налоги, которые устанавливаются в законодательстве страны; средства государственного бюджета представленные безвозмездными субсидиями или отчислениями; отчисления от полученной предприятиями и организациями прибыли; прибыль, полученная в результате коммерческой деятельности отдельных лиц и фондов; займы, которые предоставляются коммерческими банками или Центральным банком РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Центральный банк России подробнее ; другие, предусмотренные законом виды доходов.

Доходы поступают в фонды с помощью органов исполнительной власти, которые занимаются сбором налогов для федерального бюджета.

К основным особенностям внебюджетных фондов государства относятся следующие: планирование деятельности и строгая направленность на поставленные государственными органами цели; финансы, находящиеся во внебюджетных фондах, подлежат использованию с целью покрыть расходы государства, которые не включены в государственный бюджет; возможно использование внебюджетными фондами в качестве источника их формирования обязательных отчислений юридических и физических лиц; поступление взносов в форме общеобязательных налогов, которые устанавливаются государством; фондовые средства не изымаются для использования не предусмотренных назначением фонда целей; основанием учета расходов фонда является распоряжение Правления самого фонда и Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее .

Внебюджетные социальные фонды государства

По значению и размерам к основным социальным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Фонд социального страхования подробнее .

Ранее в этот список входил и Государственный фонд занятости населения РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Государственный фонд занятости подробнее , функции которого сейчас выполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее (ПФР). Пенсионный фонд РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Пенсионный фонд РФ подробнее можно считать не только одним из самых важных институтов в социальной сфере, но и высшей финансовой федеральной системой в области социального государственного обеспечения населения. Он был официально основан Постановлением Верховного Совета в 1990-м году 22 декабря. Стоит подчеркнуть, что Пенсионный фонд РФ является внебюджетной системой накопления финансов, и средства фонда не подлежат перенаправлению в общий бюджет России. При этом деньги, находящиеся в бюджете, могут использоваться для различных социальных выплат гражданам государства.

Данная государственная организация является независимой и имеет кредитно-финансовую направленность деятельности. Она выполняет функции по сбору и накоплению с работающего населения государства страховых взносов, с целью осуществления пенсионных государственных выплат, а также других социальных выплат для населения страны.

Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется на основании страховых отчислений, поступающих от частных предпринимателей и от населения страны, трудоустроенного официально.

В структуру Пенсионного фонда РФ входит 84 отделения ПФР. В качестве высшего органа выступает Правление Пенсионного фонда РФ, за деятельность которого несет ответственность Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России.

В мае 2019 года государство объявило о своих планах по подготовке к тому, чтобы придать Пенсионному фонду РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Органы пенсионного фонда РФ подробнее статус публично-правовой компании. Данные действия позволят осуществить переход управления на государство, работодателей и представителей профсоюзов. После такой реорганизации Пенсионный фонд России сможет претендовать на получение дополнительной прибыли за счет поступивших инвестиций.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Данный внебюджетный фонд также является государственным. Он создан с целью финансового обеспечения обслуживания граждан Российской Федерации в области медицины. Создание организации пришлось на 1993 год, а именно на 24 февраля, после того, как было вынесено Постановление Верховного Совета № 4543-I.

Регулирование функционирования фонда предусмотрено положениями Бюджетного кодекса РФ, федерального закона “Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, а также законодательных и нормативных актов.

К основным функциям фонда можно отнести следующие: выровнять условия работы территориально расположенных фондов медицинского страхования в области финансирования различных программ; обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели; осуществить контроль за использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.

Фонд социального страхования (ФСС). Данная организация является кредитно-финансовым, специализированным учреждением, имеющим в качестве назначения управление денежными средствами в области социального страхования. Фонд носит государственный характер.

К главным задачам Фонда социального страхования относятся следующие:

  • обеспечить для граждан предоставление пособий на реабилитацию, лечение, оздоровление за счет государства;
  • участвовать в процессе создания и дальнейшей реализации программ государства по охране здоровья граждан страны;
  • осуществлять обеспечивающие устойчивость Фонда социального страхования в области финансов меры;
  • организовывать работу по повышению квалификации и подготовке специалистов;
  • сотрудничать с другими фондами.

ЛЕКЦИЯ № 7 Внебюджетные фонды

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей.

Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий, населения во всех странах создаются внебюджетные фонды.

Они используются для финансирования учреждений образования и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным гражданам.

Объем средств, выделенных на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны. Источником формирования средств внебюджетных фондов служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования некоторых общественных потребностей.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. А в соответствии с уровнем управления на:

С помощью внебюджетных фондов можно:

1) влиять на процесс производства путем субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

2) обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специальных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

3) оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, стипендий и др.;

4) предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.

Создание первых внебюджетных фондов РФ относится к 1990-м годам.

Через систему внебюджетных фондов РФ реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования.

В зависимости от источника финансирования и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на:

Централизованные государственные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. К ним относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.

Децентрализованные – формируются для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые для решения региональных, местных и отраслевых задач.

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан 22 декабря 1990 г. для государственного управления (финансового), пенсионного обеспечения граждан.

Средства фонда формируются за счет:

1) страховых взносов работодателей;

2) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

3) ассигнований из федерального бюджета на выплату государственной пенсии и пособий военнослужащим;

4) добровольных взносов физических и юридических лиц. Размер страховых взносов, уплачиваемых работодателями,

гражданами в пенсионный фонд, определяется Государственной думой.

Предприятия и организации всех форм собственности обязаны вносить в пенсионный фонд взносы в размере 20 % от фонда оплаты труда на предприятии.

Средства пенсионного фонда направляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории РФ законом государственных пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше 1,5 года;

3) оказание органами социальной защиты материальной помощи пострадавшим и нетрудоспособным гражданам.

Фонд социального страхования

Обязательное социальное страхование – это создаваемая государством система правовых и экономических мер, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменяемого материального положения граждан.

Тарифы страховых взносов по каждому виду социального страхования устанавливаются Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

ФСС был создан 25 декабря 1990 г.

Основными задачами фонда являются:

1) обеспечение граждан государственными пособиями по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 года, на погребение и т. д.;

2) участие в разработке государственных программ охраны здоровья работников. Средства фонда образуются за счет:

1) страховых взносов работодателей;

2) взносов граждан, занимающихся трудовой деятельностью;

3) доходов от инвестирования временно свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги;

4) добровольных взносов граждан и юридических лиц;

5) ассигнований из федерального бюджета.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Был создан 28 июня 1991 г. Его цель – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объем и условия оказания медицинской лекарственной помощи гражданам РФ.

Фонд медицинского страхования формируется за счет средств, полученных от страховых взносов. Эти фонды созданы как на федеральном, так и на региональном уровне.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами с любыми формами собственности, обладающими необходимым для осуществления медицинского страхования установленным фондом.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов.

Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:

1) страховых взносов предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности;

2) ассигнований из федеральных и региональных бюджетов;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых ресурсов фонда.

Плательщики страховых взносов – федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования – производят страховые взносы в установленных РФ размерах по отношению к фонду оплаты труда на предприятии. Взносы уплачиваются один раз в месяц.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5. Государственные внебюджетные фонды

5. Государственные внебюджетные фонды 5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации Государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и

Взносы во внебюджетные фонды

Взносы во внебюджетные фонды До 2010 г. организации, применяющие УСН, были освобождены от уплаты ECH. В то же время они были обязаны начислять и уплачивать пенсионные взносы (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской

13. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

13. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Начиная с 1 января 2011 г. «упрощенцы» должны будут уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.Общий размер тарифов страховых взносов с 1 января 2011 г. составит 34%, в том

18.4. УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

18.4. УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, должны уплачивать за себя страховые взносы во внебюджетные фонды (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).Этот порядок распространяется также на

5.2. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса

5.2. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса 5.2.1. Необходимость создания внебюджетных фондов Одним из источников финансирования инновационной деятельности являются внебюджетные фонды. Они функционируют как источники финансирования инноваций на

27. Централизованные внебюджетные фонды

27. Централизованные внебюджетные фонды К централизованным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан для государственного управления (финансового), пенсионного обеспечения граждан.Средства фонда формируются за

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления Чем толще мешок с деньгами, тем туже он завязан. Ю. Рыбников, писатель-сатирик Частный инвестор, напуганный известными событиями в период «свинки» 90-х годов,

ЛЕКЦИЯ № 3. Основные фонды предприятия

ЛЕКЦИЯ № 3. Основные фонды предприятия 1. Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия Основные фонды – это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение

Вопрос 50 Внебюджетные фонды

Вопрос 50 Внебюджетные фонды Ответ Внебюджетные фонды – это фонды, создаваемые вне госбюджета и муниципальных бюджетов.Внебюджетные фонды можно разделить на федеральные и местные, социального назначения (или социального страхования) и экономические фонды.К фондам

47. Государственные внебюджетные фонды

47. Государственные внебюджетные фонды Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:1) социальное обеспечение по

ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды

ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:1) социальное обеспечение по

48. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

48. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации Согласно ст. 143 БК РФгосударственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке)

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке) • Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки.• Кауффман-фонд.• Конкурсный центр фундаментального естествознания.• Международный благотворительный научный

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке)

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке) • Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки.• Кауффман-фонд.• Конкурсный центр фундаментального естествознания.• Международный благотворительный научный

Банк России

Это независимый банк, который стоит над другими банками и регулирует финансовый рынок России.

Центральный банк, или ЦБ, — это высшее звено банковской системы России и главная финансовая структура страны, от которой зависит стабильность и устойчивость рубля. У него есть исключительное право выпускать деньги и ценные бумаги: акции, облигации.

Центрального банка нет формы правовой организации, как у коммерческих банков — ООО или АО. По Конституции Российской Федерации у него особый статус: независимое юридическое лицо, которое действует в интересах государства. Центральный банк сам обеспечивает свою работу, а 75% всех его доходов уходят в федеральный бюджет.

Рассказываем, чем он занимается, как зарабатывает деньги и кто может взять в нем кредит.

Зачем нужен Центральный банк

Главная цель Банка России — защитить рубль и обеспечить его устойчивость. Например, чтобы цена рубля оставалась стабильной, Центробанк продает и покупает валюту.

Центральный банк развивает и укрепляет банковскую систему: например, проводит проверки банков, контролирует микрофинансовые организации, вместе с правительством проводит мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и предпринимателей.

При этом Центробанк не может вмешиваться в операции кредитных организаций, а только контролирует соблюдение закона.

Что делает Центральный банк

Центробанк — главный регулятор финансового рынка России. Он занимается эмиссией рубля — выпуском наличных денег.

Банк России подчиняется правилам Международного валютного фонда, поэтому может выдавать кредиты другим странам, а России — нет: давать кредит своему государству запрещено. Еще Центробанк кредитует банки в кризисных ситуациях и при стабилизации курсов.

Контролирует банки. Банк России регулирует работу кредитных организаций, например банков, брокеров и страховых компаний: проводит проверки, налагает санкции за нарушения закона. Только он имеет право:

  • выдавать, отзывать, аннулировать банковские лицензии;
  • принимать меры для спасения банков — санации;
  • регламентировать расчеты и устанавливать правила банковских операций;
  • утверждать нормативные документы;
  • выступать оператором при расчетах между банками.

Регулирует денежно-кредитную политику. Вместе с правительством Центробанк разрабатывает и регламентирует денежно-кредитную политику — это действия, которые помогают контролировать темпы инфляции. Например, изменение ключевой ставки или поддержание стабильного курса рубля.

Определяет курс валют. Каждый день Центробанк устанавливает официальный курс валюты. На него ориентируются в национальных сделках и при управлении бюджетом страны.

Официальный курс не используют для продажи валюты населению. Он нужен в бухгалтерском учете, при расчетах таможенных платежей и налогов.

Каждый день Центральный банк устанавливает курс валют

Курс бывает фиксированным и плавающим. В России применяется плавающий курс: это значит, что он меняется. На него влияют торги на биржах, операции межбанковского валютного рынка, политические и экономические явления. Такой курс нужен, чтобы сдерживать инфляцию.

Официальный курс валют ежедневно публикуют на сайте Центробанка. Он напрямую влияет на рост цен и уровень благосостояния населения.

Устанавливает ключевую ставку. Ключевая ставка — это минимальный процент, под который коммерческие банки могут взять деньги в долг или сдать на хранение в Центробанк. Это основной инструмент денежно-кредитной политики, с ее помощью Банк России поддерживает оптимальный уровень инфляции. Банки опираются на ключевую ставку, когда устанавливают проценты по кредитам и депозитам: если растет ставка, проценты повышают. И наоборот.

На чем зарабатывает ЦБ

Центробанк не выдает кредиты и не открывает депозитные счета физлицам. Вот благодаря чему он зарабатывает:

  • операции с акциями, облигациями;
  • процентные доходы;
  • участие в капиталах кредитных и других организаций;
  • инвестиции;
  • сделки с валютой;
  • продажа монет из драгоценных металлов;
  • прием платежей по штрафам, пеням, неустойкам.

Большую часть денег Центральный банк получает от деятельности с ценными бумагами. Например, в 2020 году Банк России получил больше 98% прибыли на продаже акций ПАО «Сбербанк».

C кем сотрудничает Центральный банк

Центральный банк сотрудничает с Международным валютным фондом, правительством своего государства и коммерческими банками внутри страны.

С Международным валютным фондом. Центробанк — это хранилище части ресурсов Международного валютного фонда на территории России. В валютно-финансовой сфере эта организация — ведущая на международном уровне. Управляющий в Международном валютном фонде от России — министр финансов, а его заместитель — председатель Банка России. Мировое сотрудничество нужно, чтобы стабилизировать валютные курсы, увеличить количество международных партнеров и развивать системы расчетов.

С органами власти. Центральный банк — независимая организация. Он сдает отчеты в Госдуму, но не выполняет ее указания. Центробанк помогает власти: вместе с правительством разрабатывает кредитно-денежную политику.

В Центральном банке хранятся золотовалютные резервы и средства бюджетов всех уровней: местного, муниципального, регионального и федерального. При этом он не дает кредиты на пополнение бюджетов в случае дефолта, не несет ответственность за долги государства и не обслуживает частные структуры. Это координатор и консультант власти.

С коммерческими банками. Центральный банк обеспечивает стабильную работу и развитие банковского сектора, поддерживает устойчивость системы без вмешательства в оперативную деятельность банков.

Центральный банк устанавливает ключевую ставку и курс валют, а это влияет на работу всех банков. Он выдает и отзывает лицензии, консультирует по вопросам порядка создания новых банков и контролирует соблюдение законов.

Структура Банка России

У Банка России есть центральный аппарат в Москве, территориальные и вспомогательные учреждения. Их много, в 2020 году штат Центробанка России составил 45 746 сотрудников. Чтобы было проще представить масштабы, это чуть меньше населения Фарерских островов.

Банком России управляют:

  1. Национальный банковский совет. Он рассматривает годовой отчет Банка России, вопросы развития банковской системы и проект кредитно-денежной политики.
  2. Председатель. Он возглавляет Центробанк, действует от его имени без доверенности и несет полную ответственность за деятельность организации. У председателя 7 заместителей и 4 первых заместителя.
  3. Совет директоров. Он руководит Центральным аппаратом Банка России, может принимать решения об изменении процентных ставок, выпуске новых наличных денег и изъятии старых. В совет директоров входят 12 человек и председатель. Каждую кандидатуру представляет Президент и утверждает Государственная дума.

В Банке России есть еще одна важная должность, она приравнивается к заместителю председателя, — главный аудитор. Это человек, который контролирует, соответствует ли работа Центробанка законодательству.

Статья 4

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 12.06.2006 N 85-ФЗ)

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) утратил силу. – Федеральный закон от 24.02.2021 N 20-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

8.1) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);

9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

С 01.01.2022 ст. 4 дополняется п. 9.2 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

(п. 10.2 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

С 01.01.2022 п. 14 ст. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 п. 14.1 ст. 4 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).

14.1) утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

(п. 14.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

(п. 16 в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

(п. 16.1 введен Федеральным законом от 19.10.2011 N 285-ФЗ)

16.2) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

(п. 16.2 в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.3) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;

(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 190-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 21.11.2011 N 327-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

(п. 18 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

(п. 18.2 введен Федеральным законом от 03.11.2010 N 291-ФЗ)

18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

(п. 18.3 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

(п. 18.4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

18.5) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее – финансовые сообщения);

(п. 18.5 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.6 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

(п. 18.7 введен Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ)

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Ссылка на основную публикацию