Цена – определение в экономике, виды цен и их классификация

Понятие цены и ценообразования

Цена и ценообразования – понятия, тесно связанные между собой. Одно не может существовать без другого. Например, чтобы установит цену на реализуемые товары, нужно определиться с политикой ценообразования, а для того, чтобы выбрать метод, необходимо понять, какая цена будет наиболее приемлемой.

Цена и ценообразование: расшифровка понятия

Ценообразованием называют совокупность мероприятий, направленных на установление справедливой цены на производимые и реализуемые товары. При правильном подходе при помощи рационального определения стоимости продукции, компания может заполучить наибольшую часть рынка, что позволит увеличить доходность.

Что такое цена и ее виды

Цена – это термин, неразрывно связанный с понятием «ценообразование». Так называют стоимость товаров, реализуемых предприятием. Но, экономическая теория приводит немного другое определение термина.

Ценой называют денежное выражение стоимости товаров или услуг. Цена – это определенное количество ресурсов, отдаваемых покупателем за приобретение продукции. Как правило, под ресурсами понимают деньги. Но в качестве оплаты продавец может принимать и другие вещи, например материалы, сырье и т.д.

Цены делятся на несколько видов:

  • оптовая – устанавливается при реализации продукции крупными партиями;
  • розничная – характерна для штучной продажи;
  • свободная – может быть установлена только продавцом;
  • контролируемая – цена, размер которой контролируется государством, либо иными органами;
  • покупная – стоимость приобретения товара;
  • договорная – цена, которая сформировалась в ходе ее обсуждения покупателем и продавцом.

Важно! Цена на товары может меняться. Все зависит от политики ценообразования, принятой на предприятии.

Что такое ценообразование и его виды

Ценообразование – это совокупность мероприятий, выполняемые компанией, направленные на определение цены товара. Главное условие политики ценообразование в том, чтобы найти оптимальную, справедливую цену на продукцию, которая устроит не только продавца, но и покупателя.

Выбрав верную стратегию ценообразования, предприятие может повысить продажи, увеличить свою долю на рынке, а соответственно и вырастить доходность.

Экономическая теория различает 2 типа ценообразования: рыночное и централизованное. Первое характеризуется тем, что цену на товары устанавливает продавец. Влияние на ее формирование оказывают только рыночные факторы, такие как конкуренция, предложение, спрос, себестоимость и др.

Централизованное ценообразование отличается тем, что все цены, устанавливаемые компаниями, контролируются государством. Органы власти издают рекомендации по порядку определения справедливой цены, а также задают ограничительные планки.

Например, в 2021 году Правительство РФ взяло под контроль стоимость подсолнечного масла. Это позволило снизить розничную цену на данный продукт в разы.

Цели ценообразования и установления цены

Главной задачей ценообразования является установление максимально возможной цены на производимые товары, а также своевременное реагирование на динамику рынка. Также можно выделить и другие цели политики.

  1. Установка такой цены, которая соответствует рынку. Например, если сегодня один производитель продает сахар по 10 рублей за кг, а второй по цене – 30 руб. кг, то естественно, первый реализатор выигрывает, а у второго могут возникнуть проблемы с продажами.
  2. Наращивание дохода. Однозначно, задачей любого предприятия является получение максимальной прибыли. Но, чтобы этого добиться, нужно как можно дороже продать произведенный товар. Как правило, резкий рост цен происходит одновременно у всех продавцов, реализующих аналогичную продукцию.
  3. Рациональное представление продукции перед глазами покупателя. Например, если товар стоит слишком дешево, человек может подумать, что он не качественный, а дорогая продукция может оказаться « по карману» для небольшого круга людей.
  4. Наращивание объема реализации товаров. Если предприятию нужно быстрее продать произведенную продукцию, то стоит подумать о пересмотре цены. Например, отличным вариантов считается введение временных акций, что стимулирует продажи.

Увеличение доли компании на рынке, а также захват новых территорий можно считать дополнительным целями ценообразования. Все дело в том, что именно от цены товара зависит, как покупатель отреагирует на новую продукцию.

Факторы ценообразования

На политику ценообразования оказывают влияние, как внутренние, так и внешние факторы. К первым относят все обстоятельства, на которые компания может повлиять. Например, размер оплаты труда работников, производительность используемого оборудования, производительность труда и т.д.

К внешним факторам относят такие обстоятельства, воздействующие на политику ценообразования, на которые компания никак не может оказать никакого влияния.

  • себестоимость выпускаемой продукции, так как она напрямую зависит от стоимости ресурсов, сырья, материалов;
  • ценовая политика, избранная конкурентами, в связи с этим фирмам нужно обращать внимание на цены, которые установили другие компании;
  • реакция клиентов считается мало контролируемой и это несмотря на то, что при разработке маркетинговой стратегии маркетологи учитывают данный фактор;
  • динамика спроса также относится к внешним факторам, так как не зависит от компании;
  • от достатка населения зависит спрос, а соответственно он оказывает влияние на политику ценообразования;
  • государственное вмешательство в виде издания законов, запрещающих, разрешающих определенные виды товаров, введение санкций на ввоз, вывоз сырья и т.д.

Факторов, оказывающих влияние на политику ценообразование существует очень много. Перечислить их все технически невозможно. Самое главное – это понять, что обстоятельство, влияющее на изменение цены, называются фактором ценообразования.

Этапы ценообразования

Ценообразование, по своей сути – это комплекс процессов, выполняемых компанией, с целью установления оптимальной цены на реализуемые товары или услуги. Ход выполнения операций носит последовательный характер и делится на несколько этапов.

Этап 1. Выбор метода установления цены

Экономическая теория различает несколько методов ценообразования. Выбирая оптимальный вариант, нужно обратить внимание на цель, то есть на то, чего желает добиться предприятия в результате пересмотра или установления цены.

Этап 2. Анализ спроса и предложения

Динамика спроса оказывает огромное влияние на порядок установления цены. Все дело в том, что если спрос низкий, то слишком высокие цены могут вообще отпугнуть клиентов. Также важно обратить внимание на реакцию покупателей, то есть как они поведут себя в отношении приобретения товаров, если изменить цену и предложить немного другой объем продаж.

Этап 3. Определение и уменьшение себестоимости

Для того, чтобы установить оптимальную цену на реализуемую продукцию, необходимо посчитать все затраты на ее производство. Если расходы слишком велики, стоит задуматься о методах снижения себестоимости. Вполне возможно, что нужно пересмотреть закупочную стоимость сырья, сменить оборудование или поставщика.

Этап 4. Анализ конкурентоспособности товаров

Чтобы определить факторы, которые оказывают влияние на увеличение спроса на реализуемую продукцию, нужно провести комплексное исследование. Если выявить данные обстоятельства, можно понять, является ли цена главным условием при выборе клиентами подобного вида продукции.

Цена и методы ее установления

Как уже было сказано ранее, цена – это стоимостное выражение ценности товара или услуги. Разрабатывая политику ценообразования, необходимо подумать и о методе установления цены.

Важно! Не имеет значения, какой метод установления цены выбирает компания. Главное, чтобы ее деятельность приносила прибыль, а продажи покрывали все затраты.

Ценообразования и стратегии

Зачастую стратегии ценообразования можно легко перепутать с методами установления цены. Все дело в том, что они предполагают выполнения комплекса мероприятий, направленных на поиск оптимальной стоимости товаров. Чаще всего применяются следующие стратегии:

  • метод высоких цен – стоимость гораздо выше себестоимости продукции, но покупатели готовы платить деньги за бренд или качество;
  • стратегия средних цен – устанавливается такая цена, которая не выше и не ниже, чем у конкурентов, то есть «золотая середина»;
  • метод низких цен – стоимость всех товаров гораздо ниже, чем у конкурентов;
  • стратегия следования за «лидером» — цены устанавливаются по аналогии с лидером продаж.

Надо отметить, что правильно выбранная стратегия ценообразования помогает не только увеличить продажи и прибыль, но и занять наибольшую долю на рынке.

Цена – определение в экономике, виды цен и их классификация

Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

Цена – денежное выражение стоимости товара (услуги).

Функции цены: учетная, стимулирующая и распределительная. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т. д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т. д.

Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам:

Классификация цен по степени регулируемости

В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

Свободная цена складывается на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.

Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены.

Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.

Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота

Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на следующие виды:

  • оптовые цены;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • розничные цены;
  • тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность.

Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, акциз и налог на добавленную стоимость. Издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации составляют величину оптово-сбытовой скидки (наценки).

В хозяйственной практике применяются три вида цен на строительную продукцию:

  • сметная стоимость, отражающая предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
  • прейскурантная цена, которая представляет собой усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта;
  • договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком.

Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением, обычно являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.

Цены и ценообразование

Понятие и сущность цен

С возникновением товарно-денежных отношений общество вступило в такую фазу развития, при которой взаимосвязи между товаропроизводителями и обществом (с одной стороны), а также между отдельными товаропроизводителями (с другой) реализуются благодаря использованию механизма формирования цен на производимые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги).

Цена — это количество денег (или их эквивалента), уплачиваемое за единицу данного товара, т.е. продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации на сторону.

Цены и механизм их установления играют чрезвычайно важную роль в экономике любой страны, независимо от ее формационной принадлежности. Причина этого не только в том, что цена является необходимым атрибутом любого товара, но еще и в том, что цена — это квинтэссенция экономических интересов участников товарно-денежных отношений, проявляющая себя в сохранении или увеличении главной компоненты цены — прибыли.

Предпосылкой гармонизации прибыли является объективная заинтересованность любого общества в более полном удовлетворении необходимых и возрастающих потребностей всех его членов, что, в свою очередь, требует совершенствования материально – производственной базы, так как только на этой основе возможно увеличение производства продукции за единицу времени, освоение выпуска новых видов товаров (оказание новых видов услуг).

Объективно необходимое требование обновления и совершенствования сферы материального производства (силовых машин, оборудования, вычислительной техники и т.п.) не всегда согласуется с намерениями отдельно взятого товаропроизводителя: последний будет индифферентен к внедрению каких-либо усовершенствований до тех пор, пока будет получать желаемую массу прибыли, используя традиционные устройства и способы (технологии).

Однако подобного рода ситуация не может быть раз и навсегда данной: в силу действия закона возрастающих потребностей товаропроизводитель рано или поздно вынужден будет увеличить расходы на оплату труда, что приведет к снижению рентабельности продукции и заставит этого товаропроизводителя либо увеличить цены, либо (если рынок не позволит этого сделать) затратить средства на внедрение таких технических усовершенствований, которые позволили бы (в результате снижения издержек) сохранить неизменной или увеличить массу прибыли.

Именно таким образом, стимулируя обновление и совершенствование материально — производственного потенциала общества, цены гармонизируют, уравновешивают экономические интересы всех участников товарно-денежных отношений.

Система цен — это совокупность цен, используемых всеми отраслями народнохозяйственного комплекса страны: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, связью, торговлей и другими отраслями. Рассматриваемая в отраслевом аспекте, система цен повторяет структуру соответствующей отрасли. Так, например, цены на промышленную продукцию включают цены: 1) тяжелой, 2) легкой, 3) пищевой промышленности.

Виды цен

В свою очередь, цены тяжелой промышленности включают такие блоки цен, как цены: а) топливно-энергетического, б) машиностроительного, в) химико-лесного комплексов; г) промышленности строительных материалов.

В каждой из отраслей наряду с общими действуют свои, специфические особенности расчета себестоимости продукции, а, следовательно, и формирования цен. Закупочные цены на зерно; тарифы железнодорожного транспорта на перевозку; отпускные цены на муку; розничные цены на хлеб — вот всего несколько видов цен, сопровождающих движение товара к конечному потребителю, при этом общее для всех видов названных цен (не смотря на всю их несхожесть) состоит в том, что они являются отражением стоимости затрат, произведенных предприятиями той или иной отрасли.

Используемые в хозяйственной практике цены могут быть классифицированы по различным основаниям, из которых наиболее общими являются:

1) классификация по экономическому механизму формирования цен;

2) классификация цен по виду хозяйственной деятельности.

Классификация цен в зависимости от используемого механизма их формирования (маркетингового, нормативного, механизма комбинированного типа) учитывает различную степень влияния центральных и местных органов управления, в соответствии с которой все цены могут быть объединены в 3 основные группы: 1) свободные; 2) регулируемые и 3) фиксированные цены.

Принцип функционирования механизма свободного ценообразования — соблюдение исключительно формальных процедур при установлении цен, а именно: обязанность поставщика (или продавца) согласовывать с получателем цены на поставляемую продукцию (либо уведомлять покупателей о стоимости товаров и услуг); свободные цены складываются исключительно под влиянием спроса и предложения, а органы управления могут оказать разве что косвенное воздействие на уровень устанавливаемых цен.

Классификация цен по виду экономической деятельности отражает, прежде всего, отраслевую структуру народно-хозяйственного комплекса страны, особенности формирования цен в его первом и втором дивизионах.

В таблице 1 приведены примеры цен (наименования цен и соответствующие им определения), структурированных по видам экономической деятельности.

Таблица 1 — Примеры цен по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельностиНаименование ценыОпределение цены
ПромышленностьОтпускная (оптовая) цена предприятияЦена, по которой реализуется и закупается продукция промышленного предприятия
ТорговляРозничная ценаЦена, по которой товары реализуются в розничной сети.
Сельское хозяйствоЗакупочная ценаЦена, по которой производятся закупки сельскохозяйственной продукции у фермеров (сельскохозяйственных предприятий).
СтроительствоСметная цена (сметная стоимость) Прейскурантная цена Договорная ценаПолный перечень всех работ, расцененных по известным нормам и нормативам. Цена на единицу продукции (м3 кирпичной кладки, м2 окрашиваемой поверхности и т.п.). Цена, устанавливаемая по соглашению сторон.
ТранспортТарифы пассажирского и грузового транспортаСтоимость проезда пассажиров (перевозки определенного количества грузов).
СвязьТарифы на услуги связиСтоимость услуг: а) почтовой, б) междугородной телефонной, в) местной телефонной, г) телеграфной связи, д) радиосвязи, е) мобильной связи и т.п.

Регулируемые цены ограничивают себестоимость и/или прибыль поставщика (продавца) посредством установления соответствующих норм и нормативов.

Фиксированные цены формируются на базе нормативного подхода, который в данном случае предполагает фиксацию цен, а также слагаемых цены (себестоимости и прибыли).

Учитывая то, что свободные, регулируемые и фиксированные цены используются во всех отраслях народного хозяйства, полное наименование цен, используемых в хозяйственной практике, включает: 1) указание на механизм формирования цены (свободная, регулируемая, фиксированная), а также 2) указание на область ее использования (отпускная, розничная и т.д.). Так, например, различают: свободные отпускные цены, регулируемые отпускные цены, фиксированные отпускные цены и т.д.

На сегодняшний день одной из основных проблем в области ценовой политики отечественных предприятий является несовершенство информационного обеспечения. Только систематический сбор и анализ объективной информации о состоянии рынка, потребителей выступают необходимым условием принятия оптимальных решений при установлении цен. Поэтому формирование ценовой политики обусловливает необходимость системного подхода к информационному обеспечению обоснования управленческих решений по ценам. Специалисты по информации предлагают комплексную систему информационного обеспечения процесса ценообразования, которая включает шесть отдельных систем: систему информации о рынке в целом; систему информации о правительственной политике; систему информации о расходах; систему информации о конкурентах; систему информации о покупателях; систему информации об объемах сбыта и прибыли предприятия. Использование этой информации в полном объеме дает возможность предприятию принять оптимальное управленческое решение при выборе ценовой политики и установлении цены на свою продукцию. Поэтому чрезвычайно важным является определение цены на продукт, товар или услугу в соответствии с объективной информацией о состоянии конкурентной ситуации на рынке.

Для установления конкурентной цены следует тщательно проанализировать, как покупатели воспринимают все рыночные предложения, какие качественные характеристики товара или услуги стимулируют их приобретение.

Окончательные решения принимаются на завершающей стадии – на уровне общения менеджера по продажам с клиентом или покупателем. Для клиента неважно, какие затраты несет предприятие. Он ориентируется на выгоды, которые получит сам от этого продукта и на дополнительные условия работы с ним.

Механизм формирования цен

Практике товарного производства известны следующие механизмы формирования цен:

а) маркетинговый, при котором цены формируются с учетом спроса и предложения;

б) нормативный, или формирование цены на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или параметров цен) и в рамках известных нормативных актов (методик, директив, постановлений, законов и т.п.); формирование цен в рамках нормативного механизма осуществляется одним из следующих методов: нормативным, параметрическим или нормативно-параметрическим;

в) механизм комбинированного типа, с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подходов:

— маркетингово-нормативный, формируемый на базе маркетингового механизма; используемые

— методы расчета цен: полных, прямых или предельных затрат;

— на базе стандартных, или нормативных, издержек производства;

— на базе целевой, или нормативной, величины прибыли;

— нормативно-маркетинговый, формируемый на базе нормативного подхода.

Модели ценообразования

В торговле ценообразование является одним из первоочередных задач в деятельности сотрудников, в чью компетенцию входит сфера стратегического развития и обеспечения интересов предприятия. Этот процесс основывается не только на ценах конкурентов и издержках обращения, но и включает в себя структуру и состав цены, норму прибыли и другие понятия. Для установления на товар определенной цены предприятию необходимо учитывать многообразие факторов, влияющих на нее.

Механизм образования цен базируется на различных закономерностях, предусматривает разнообразные методы и принципы формирования цен, среди которых контроль, обоснованность, целенаправленность и непрерывность. Все методы и принципы, лежащие в основе механизма ценообразования, определяются политикой цен, которая присуща конкретному предприятию. Она выражается в различных приемах создания ценовых показателей и управления ценами. Данные приемы базируются на знании человеческой психологии, и к ним относят различные бонусы, подарки, скидки, акции, накопительные системы и прочее.

Существует множество методов установления цены, которые сводятся к трем группам в зависимости от значимости фактора ценообразования:

1) ориентация на затраты (затратные методы);

2) ориентация на качество товара (параметрические);

3) ориентация на потребителей и конкурентов (методы стимулирования сбыта).

На сегодняшний день, сформировалось несколько моделей ценообразования, которые применяют предприятия на практике. Все модели можно разделить на три группы:

1. Модели ценообразования, которые учитывают затраты на производство и реализацию. Так, модели ценообразования данной группы следующие:

модель полных затрат. При данной модели ценообразования, учитывают абсолютно все затраты на производство и реализацию (постоянные и переменные, прямые и косвенные). Важной особенностью данной модели, является обязательное превышение цены над затратами.

модель возврата инвестиций. При данной модели, цену рассчитывают таким образом, чтобы она обеспечила возврат вложенных в производство и реализацию средств. Недостатком такой модели, является отсутствие ориентации на цены конкурентов, спрос на товар и покупательскую способность, что не приводит к формированию оптимальной цены.

модель маржинальных затрат. При данной модели, в расчет берут условно переменные и условно постоянные затраты на производство и реализацию товара для получения маржинальной прибыли. Данная модель ценообразования в обязательном порядке учитывает спрос на товар, что делает ее эффективной.

2. Модели ценообразования, которые учитывают спрос и интерес потребителей. Модели ценообразования данной группы учитывают такие факторы как: покупательская оценка товаров; уровень и характер конкуренции на рынке; спрос и предложение. Наиболее часто применяются модели по ощутимой ценности товара (когда товару присваивается высокая покупательская оценка) и тендерный метод.

3. Модели, которые учитывают конкурентную среду. Модели ценообразования из данной группы ориентированы на цены и качество товаров конкурентов. Предприятие может выбрать одно из следующих направлений при ценообразовании:

— приспособление к рыночным ценам;

— постепенное занижение цен от цен конкурентов;

— постепенное повышение цен из-за роста имиджа компании и улучшения характеристик товара.

Все три направления можно применять комплексно. В таком случае, метод ценообразования называют методом калькуляционного выравнивания. Суть такой модели заключается в том, что доход от реализации одних товаров должен покрывать убытки от реализации других товаров.

4. Модель целевых затрат. Данная модель ценообразования подразумевает планирование затрат и установление нормативов для того, чтобы при рыночной цене товара, его реализация обеспечила бы прибыль предприятию.

Отпускные цены производители определяют сами, но берут во внимание постоянные и переменные затраты на производство и реализацию товаров, реализация товаров, налогов и их обязательных платежей, установленных законодательством. Важно отметить, что плановые затраты производитель определяет самостоятельно на основании принятой учетной политики и отраслевых рекомендациях по планированию, учёту и калькулированию себестоимости товаров на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг) .

Базовым инструментом себестоимостного ценообразования выступает калькуляция издержек производства и начинающиеся вслед за ней изыскания и реализация возможностей их сокращения. Наиболее распространенным методом такой работы выступает функционально-стоимостной анализ (ФСА).

Использование рекомендованных цен, предприниматели не участвуют в процессе принятия решений о цене.

Цена как у конкурентов. Обычно у покупателей есть выбор, где купить товары, и они ищут, где дешевле. Магазины розничной торговли, решившие устанавливать цены такие же, как у конкурентов, должны предоставить покупателям отличный сервис, чтобы получить конкурентное преимущество. Конкурентным преимуществом может быть так же удачно расположенное помещение для магазина.

Можно установить цены ниже, чем у конкурентов, если есть возможность закупать по лучшим ценам, снизить затраты и сфокусировать на низких ценах рекламную компанию.

Установление более высокой цены, чем у конкурентов, может быть оправдано в случае крайне удачного положения или уникального сервиса, который мог бы оправдать завышенные цены. Розничные магазины, продающие высококачественные товары, которые недоступны в других магазинах.

Психологическое ценообразование. Психологические приемы в ценообразовании, когда цены находятся на некотором уровне, который покупатели считают справедливым. Самый распространенный прием — назначение цены, которая кончается на 5, 7 или 9.Считается, что покупатели чаще округляют цену в меньшую сторону, то есть цена 1999 руб. часто может быть округлена покупателем до 1000 руб.

Другие способы ценообразования. Удвоение. Ранее очень распространенный способ, который иногда используется и сейчас. Закупочная стоимость товара умножается на 2, и получается розничная цена. К преимуществам данного метода можно отнести его простоту.

Назначение одной цены за несколько товаров. В этом случае покупатель получает более 1 товар за определенную цену. Это не только отличная стратегия для распродаж, но и стимул для клиентов покупать в больших количествах.

Назначение очень низкие цены на некоторые товары. Товары, продающиеся со скидкой, продаются практически по себестоимости. Магазин на них практически не зарабатывает. Но они приводят в магазин множество покупателей, которые обычно покупают другие товары, цена на которые не является заниженной. Вот на них-то магазин и зарабатывает.

Таким образом, в ценовой политике каждой компании важную роль играет выбор модели ценообразования. Данный процесс должен быть ориентирован на спрос и его эластичность, цены конкурентов и издержки. Издержки устанавливают нижний уровень цен, а также цены на товары-заменители и аналогичные товары. Цены конкурентов являются ориентиром на предполагаемую стоимость, а спрос устанавливает верхнюю границу цены на определённый вид товара или услуги.

Что такое цена — отличие от стоимости, виды и способы ценообразования

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы с детства знаем, что все имеет свою цену.

За что-то нужно платить деньгами, за что-то – своим временем, чувствами, здоровьем.

Сегодня мы поговорим о материальном толковании понятия «цена». Узнаем, что такое цена и ценообразование, какие факторы влияют на формирование цены.

Цена – это…

С тех пор как люди начали вести между собой торговые отношения, возникла необходимость назначения цен за товары и услуги. Во времена натурального обмена (в до денежную эпоху) товар (услугу) обменивали на другой товар (услугу).

То есть продавец определял, допустим : «За убитого на охоте зайца я попрошу у покупателя 2 миски зерна». Таким образом, продавец назначал цену за свой товар. Это был бартер.

Позже универсальным мерилом стоимости товаров и услуг стали деньги (что это такое?). Естественно, что и цена стала определяться в денежной форме. И теперь охотник просил за зайца не 2 миски зерна, а 2 денежных единицы.

Вывод: цена – это определенное количество денег, которые продавец хочет получить за 1 единицу товара. Следовательно, цена – это денежное выражение стоимости 1 единицы товара.

Экономика, как наука, предполагает равноправное существование нескольких теорий (что это такое?) основополагающих экономических понятий. Трактовка цены – не исключение. Мы не будем рассматривать все теории, а воспользуемся «выжимкой» (общими положениями).

Чем цена отличается от стоимости

В быту мы часто отождествляем цену и стоимость. В экономике эти два понятия не идентичны. В чем же разница?

Например, вы купили яблоки по 50 руб. за килограмм. Вы заплатили цену, которую назначил продавец. Стоимость же этого количества яблок совсем другая, она состоит из затрат (издержек), которые были потрачены на их выращивание (допустим, 25 руб.) и доставку в магазин (допустим, 5 руб.). Это себестоимость яблок.

Следовательно, себестоимость этих яблок равна 30 руб., а цена, которую назначил продавец – 50 руб.

Разумеется, на бытовом уровне никто не уличит вас в неграмотности, если вы употребляете понятия «цена» и «стоимость» как одинаковые по смыслу.

Но если вы имеете свой бизнес (пусть даже совсем небольшой), то должны знать отличие, потому что именно связка «цена – стоимость» определяет количество получаемой вами прибыли.

Нелишним будет вспомнить и математическую трактовку цены и стоимости (обратите внимание, математическая и экономическая трактовка вкладывают разный смысл в понятие «стоимость»):

Как образуется цена (факторы ценообразования)

Формирование цены на товар или услугу (ценообразование) находится в зависимости от нескольких факторов:

  1. издержек на производство и реализацию товара (услуги) в денежном эквиваленте;
  2. ценности товара (услуги), зависящей от:
    1. спроса (от того, насколько конечный потребитель заинтересован в этом товаре),
    2. предложения (от того, много ли этого товара на рынке);
  3. эластичности спроса (изменение спроса на этот товар при увеличении или уменьшении цены);
  4. наличия конкуренции (что это такое?) на реализацию этого товара на рынке;
  5. вмешательства государства в политику ценообразования. Например, государством определен перечень социально-значимых товаров, цены на которые находятся под контролем гос.властей (цена не может быть выше обозначенного предела).

Цена — это наиболее значимый экономический показатель

Цена является важным экономическим показателем, потому что выполняет одновременно несколько функций, главная из которых – определение баланса спроса и предложения.

Возможно 3 варианта:

  1. Спрос = предложению → уровень цены оптимален.
  2. Если спрос ˃ предложения, то фактическая цена меньше цены спроса → цену можно поднять.
  3. Если спрос меньше предложения, то цена на данный товар завышена → цену нужно снизить либо сократить количество производимой (реализуемой) продукции.

Виды цен

Классификация цен весьма разнообразна. Далее – немного подробней:

    В зависимости от характера оборота. В данном аспекте принято различать 2 вида цен:

      Розничные. Определение этому виду наиболее полно дано в ГОСТ Р 51303-99 (данный ГОСТ с 2014 года отменен, но в нем приведены актуальное толкование понятий, относящихся к торговле).

    Если же говорить простыми словами, то розничная цена – это цена, по которой товар (услуга) реализуется населению для личного потребления (т.е. не для последующей продажи).

    Факторы, влияющие на формирование данного вида цен:

    1. издержки производства (себестоимость);
    2. издержки торгового посредника (поставщик, магазин);
    3. прибыль + налоги производителя и торговых посредников;
    4. ситуативный спрос и предложение;
  1. Оптовые. По оптовой цене продавец реализует товар покупателю партиями (т. е. оптом). Покупатель приобретает товар по данной цене для перепродажи или для собственного профессионального использования (например, хлебозавод приобретает муку для выпечки хлеба).
  • В зависимости от государственного вмешательства в ценообразование:
    1. свободные – гос.регламентирования на формирование цены нет;
    2. регулируемые – государство регулирует ценообразование (например, алкогольная продукция или социально-значимые товары).
  • В зависимости от возможности корректировки:
    1. твердые – цены фиксируется производителем;
    2. подвижные – установленные цены могут быть подняты или снижены на заранее установленный процент;
    3. скользящие – цены могут быть скорректированы в любой момент.
  • В зависимости от фактора времени:
    1. сезонные – цены зависят от времени года (сезона);
    2. ступенчатые – цены повышаются или понижаются через заранее определенное время. Как правило, ступенчатые цены понижаются.

      Например, новая коллекция одежды в магазине имеет определенную цену, через 1 месяц цена понижается на 10 %, еще через месяц – еще на 10 % и т. д. (пока не достигнет себестоимости).

    В зависимости от принадлежности к сторонам связки «спрос – предложение»:

    Способы ценообразования

    Помимо того, что ценообразование зависит от определенных факторов (о них – в статье выше), оно может определяться различным концептуальным подходом.

    Рассмотрим 3 концепции ценообразования:

      Затратная. Данный подход ориентируется на издержки (затраты), понесенные при производстве и реализации продукции.

    Цены при затратной концепции (что это такое?) ценообразования рассчитываются с помощью следующих методов:

    1. прайсинговый (от слова «прайс») – цена рассчитывается по формуле: «затраты + прибыль». Для расчета берутся либо усредненные, либо предельные, либо стандартные показатели издержек и прибыли (для этой отрасли производства);
    2. расчет «по элементам» — цена формируется посредством расчета издержек по основным группам затрат (сырье, процесс производства, заработная плата сотрудников), остальные издержки берутся в процентном отношении из средних показателей затрат в прошлые периоды либо у аналогичных производств;
    3. метод «фиксированной цены» – цены постоянны, корректировка проводится только в результате конкретных событий (например, изменение курса национальной валюты или уровня инфляции (что это такое?)).
  • Ценностная концепция – в этом случае цена формируется исходя из ценности, которую данный товар (услуга) представляет для потребителя в настоящий момент.

    Например, в магазине сувениров для туристов цена на сувенирную продукцию может корректироваться в зависимости от спроса: в туристический сезон выше, в остальное время цена снижается (но, разумеется, не ниже себестоимости).

  • Пассивная концепция ценообразования подразумевает зависимость формирования цены на какой-либо товар или услугу от цены, сложившейся в данный момент времени на рынке.
  • От того, насколько политика ценообразования подходит конкретному виду предпринимательской деятельности, зависит эффективность бизнеса.

    Поэтому для опытных бизнесменов вопрос ценообразования является одним из самых важных. Формированием цен на производстве (или в иной сфере деятельности) занимается отдел маркетинга либо непосредственно руководитель, если предприятие небольшое.

    Общий алгоритм процесса ценообразования следующий:

    1. определение спроса на конкретный вид товара;
    2. мониторинг предложения данного товара на рынке (что это такое?);
    3. расчет издержек производства (фактических или предполагаемых);
    4. выбор метода ценообразования;
    5. формирование цены.

    Надеюсь, что статья была вам полезной.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Я не понимаю откуда берётся рост цен? Говорят инфляция виновата, но тут опять же как с яйцом и курицей, что первично, сначала же вроде цены растут, в результате чего растёт инфляция.

    Понятно, что если закупают какие-то комплектующие за границей, то из-за девальвации рубля закупать становится дороже, издержки растут, но многое ли в нашем производстве зависит от импорта? Если да, то почему ЦБ бездействует и не пытается стабилизировать курс рубля?

    Вячеслав: а Вы не задумывались, что странам выгодна девальвация их валюты (не зря же США за это постоянно ругают и наказывают отдельных особо зарвавшихся, типа Вьетнама и Китая). Это реально играет на пользу экономики (товары производимые в стране становятся более конкурентноспособными на внешних рынках).

    Другое дело, что реальные доходы населения при этом падают, но это только в случае большой доли импортной продукции в стране.

    Ну если уж совсем по простому, то цена — это количество денег за которое продавец готов обменять свой товар. Формируется она из затрат, которые пошли на производство товара и к ним прибавляется прибыль, которую хочет получить продавец.

    Раньше когда денег не было, меняли на другие товары, хотя и сейчас такой расчет тоже может еще попадаться. Допустим это трейд-ин автомобиля в автосалоне, когда его стоимость засчитывается в цену будущего товара.

    Что такое цена — полный обзор понятия, основные определения, функции и виды цен

    Приветствуем вас, друзья! С вами постоянный автор бизнес-журнала «ХитёрБобёр» Эдуард Стембольский. Тема нашей сегодняшней статьи – цена продукта или услуги.

    Материал позволит начинающим предпринимателям разобраться в вопросах ценообразования и понять, каким образом можно увеличить доход от действующего предприятия с помощью изменения ценовой политики своего бизнеса.

    1. Что такое цена — основные понятия и определения

    Для начала дадим экономическое определение нашему понятию.

    Цена – это сумма денег, за которую продавец готов продать, а покупатель готов купить единицу товара.

    Это наиболее простое определение, которое, однако, не отражает вопроса ценообразования.

    В более широком смысле это форма определения ценности благ, возникающая в процессе их обмена.

    В условиях рынка часто употребляется следующая формулировка: цена – это денежное выражение стоимости.

    Это базовая экономическая категория, на которой держатся обменные отношения между производителями и потребителями. В повседневной жизни понятия цены и стоимости, как правило, равнозначны, но с точки зрения экономики эти два термина имеют разный смысл.

    Ниже я объясню разницу между стоимостью и ценой, хотя в контексте статьи иногда буду употреблять оба этих термина как равнозначные.

    Форма выражения ценности бывает не только денежной, но и натуральной. В понимании данной экономической категории решающее значение имеет момент обмена. Интенсивность обмена напрямую влияет на ценообразование.

    В бизнесе цена выступает также важнейшим инструментом маркетинга. С ее помощью производители имеют возможность сравнивать популярность и качество различных групп продуктов. Грамотный подход к ценообразованию позволяет регулировать стабильный рост доходов компании.

    2. Мировая история возникновения и развития цен

    Первые определения понятию «цена» дал ещё Аристотель в IV веке до н.э. Он назвал ее категорией обмена, которая способствует обращению излишков производства.

    Позже Фома Аквинский определил это понятие как способ возмещения производственных затрат.

    Мнение историков

    Историки полагают, что цена появилась после разложения первобытнообщинного строя, когда разделение труда привело к обмену и возникновению универсального денежного эквивалента, который помогал выразить относительную стоимость различных категорий товаров.

    Поначалу стоимость устанавливалась стихийно и произвольно в процессе обмена продуктов совместного труда людей. Цена лишь отчасти определяла затраты на производство товаров частными землевладельцами, ремесленниками, рабами, крепостными крестьянами.

    Сами рабовладельцы и феодалы получали продукты производства в натуральном виде как не имеющие определенной стоимости.

    При капиталистическом строе данное понятие приобретает всеобщий характер. Товарами, имеющими свою цену, становятся практически все продукты труда.

    Собственную стоимость приобретает и рабочая сила человека. Оценка затрат труда получает выражение в заработной плате. Сюда же стала относится земля и прочая недвижимость, объекты искусства.

    Цена становится выражением производственных отношений. Возникает понятие прибавочной стоимости – неоплаченного труда рабочих. Денежное выражение прибавочной стоимости определяет прибыль владельца производства.

    На стадии формирования капиталистического строя цена определялась исключительно затратами на производство, затем на нее стали воздействовать и другие факторы:

    • субъективная ценность товара;
    • потребительский спрос;
    • условия конкуренции;
    • государственное влияние.

    Государственное регулирование цен – фактор, позволяющий частично сдерживать неограниченный рост доходов владельцев предприятий.

    В общем смысле ценообразование имеет следующий подход, который предполагает несколько этапов:

    • постановка задач;
    • определение спроса;
    • оценка издержек;
    • анализ стоимостной политики и товаров конкурентов;
    • выбор методов ценообразования;
    • установка окончательной цены.

    Сегодня цена далеко не всегда определяется затратами на производство: формированием выгодной рыночной стоимости занимаются специальные отделы предприятий и организаций.

    3. Теория цен – сущность, структура, функции

    Современная теория цен (price theory) определяет на макроэкономическом уровне, действуя на потребительский спрос и факторы производства товаров. Другими словами, данная дисциплина показывает, как цена продукта влияет на его реализацию.

    Функции цены в рыночной экономике следующие:

    • учетная;
    • перераспределительная;
    • стимулирующая;
    • функция баланса спроса и предложения.

    Любые виды цен подчиняются одной из функций. В современной экономике стоимость далеко не всегда определяется качеством продукта или услуги: потребителю самому приходится решать вопрос, стоит ли данный товар тех денег, которые за него просит производитель или распространитель.

    Учетная функция позволяет сопоставлять несравнимые по потребительским характеристикам блага. Например, позволяет соотнести стоимость часа работы охранника мясоперерабатывающего предприятия и цену на килограмм мяса.

    Лишь в выражении относительной ценности можно определить макроэкономические показатели конкретной фирмы.

    Перераспределительная функция позволяет распределять созданный продукт между экономическими сферами, хозяйственными субъектами, дистрибьюторами, географическими регионами и разными группами населения.

    Наглядный пример

    Государство искусственно поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкоголь и табак на уровне, в несколько раз превышающем уровень производственных затрат.

    Прибыли от продажи перечисленных товаров используются для удерживания относительно низкой стоимости на продукты первой необходимости (хлеб, молоко) или, скажем, лекарства для малоимущих слоёв общества.

    Официальная цена, установленная государством, частично помогает регулировать перераспределение доходов населения.

    Стимулирующая функция состоит в поощрении и сдерживании цен на различные сферы производства.

    Например, для развития перспективных и полезных направлений экономики государство может снять все ограничения, сдерживающие рост дохода производителя.

    Одновременно могут быть введены жесткие ограничения тарифов на затратные товары.

    Баланс спроса и предложения предполагает регулирование определенного уровня цен. В условиях классических рыночных отношений цена играет роль стихийного регулятора производства.

    В результате капитал из одной отрасли переходит в другую, избыточное производство товаров прекращается, высвобождаются ресурсы для изготовления дефицитных продуктов.

    Государство и социальные институты стараются вести политику максимальной экономии общественного труда: функция балансирования реализуется не только посредством сдерживания роста стоимости, но и с помощью других рычагов воздействия – государственного финансирования, политики кредитования, повышения и снижения налогов.

    4. Виды цен – ТОП-7 популярных видов

    Современная классификация понятия подчиняется множеству экономических и социальных критериев. Так как цена касается и производства, и приобретения товаров, её показатели должны учитывать интересы производителей и покупателей.

    На цены дополнительно влияют обстоятельства и условия сделки между продавцом и клиентом.

    В экономической науке используется множество разновидностей цен, связанных с особенностями приобретаемых и продаваемых продуктов и условиями их реализации. Все виды определенным образом связаны между собой: изменения в уровне одного типа цен не бывают изолированными.

    Рассмотрим наиболее влиятельные и показательные виды.

    Вид 1. По характеру оборота

    По характеру оборота цены разделяются на:

    • оптовые;
    • розничные.

    Оптовая – та, по которой компании реализуют свою продукцию другим предприятиям, фирмам по сбыту и реализации товаров.

    Оптовые партии – это крупные партии продукции. Международная торговля предполагает в основном оптовые сделки, которые имеют свои условия исполнения. Закупочные цены сельскохозяйственной продукции, которые устанавливают фермеры, также относятся к оптовым. В их состав обычно не входят акцизы и НДС.

    Розничная – та, с которой имеет дело рядовой потребитель. Когда мы приходим в магазин, мы приобретаем товар именно по розничной цене. Существует несколько подвидов розничных цен, например, в магазинах, на предприятиях общепита, на услуги в сфере обслуживания.

    Вид 2. В зависимости от государственного регулирования

    В этой группе цены подразделяются на:

    • регулируемые;
    • свободные.

    Суть ясна из названий: в первом случае государство контролирует цены, во втором – они устанавливаются производителем самостоятельно в соответствии с условиями спроса и предложения. Органы управления, регулирующие тарифы: правительство, президент, структуры федерального и местного самоуправления.

    Регуляция не всегда жесткая – регулируемые цены подразделяются на рекомендуемые, пороговые, предельные.

    Вид 3. По способу установления и фиксации

    Твёрдые , подвижные и скользящие цены фиксируются в контрактах на сбыт продукции производителем. Они не меняются в период всего срока поставки продукции: в документе так и указывается: «цена не подлежит изменению».

    Подвижная цена также предусматривается контрактом. Как правило, указывается процент, на который конечная стоимость может быть поднята или снижена. Подвижные цены обычно указываются на сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным договорам.

    Вид 4. По способу получения информации об уровне цены

    В зависимости от способа получения сведений об уровне цен последние делятся на публикуемые и расчетные . Публикуемые сообщаются в каталогах, справочниках, прейскурантах.

    Расчетные – это средние цены на продукты, определяемые по окончанию операционного дня. Они нужны для подсчета маржи – процента дохода компании, занимающейся реализацией или распространением товаров.

    Вид 5. В зависимости от вида рынка

    В соответствии с видами рынка цены подразделяются на:

    • цены товарных аукционов;
    • котировки на бирже;
    • цены, определяемые торгами.

    На аукционах реализуются определенные группы товаров: такие мероприятия проводятся несколько раз в год и позволяют назначить максимально возможную цену на лот (товар). Она устанавливается в прямом соответствии между спросом и предложением. Аукционные стоимость обычно отличаются от рыночных.

    На товарных биржах реализуют сельскохозяйственные товары, сырьё, цветные металлы, нефтепродукты, зерно. Биржевые показатели выступают своеобразным ориентиром для назначения дальнейших оптовых и розничных цен.

    Вид 6. С учетом фактора времени

    Фактор времени позволяет дифференцировать цены на:

    • сезонные – в зависимости от времени года;
    • ступенчатые – последовательно снижающиеся через заранее определенные сроки;
    • постоянные – с неограниченным сроком действия.

    Вид 7. По условиям поставки и продажи

    Классификация цен в соответствии с условиями поставки и продажи продукции широко применяется на внутренних, внешних рынках, в практике интернациональной торговли. На формирование данного вида влияют транспортные расходы и условия доставки.

    В этой группе существуют следующие разновидности:

    • цена-нетто , назначаемая на месте продажи: фактически это есть сумма, уплаченная покупателем;
    • цена-брутто : определяется с учётом различных условий купли-продажи;
    • транспортные расходы ( цена-франко ) – стоимость перевозки груза поставщиком заказчику.

    Франкирование часто предполагает единую стоимость перевозок для всех покупателей продукции предприятия, что делает оптовые поставки особенно выгодными для максимально удаленных от производства потребителей.

    5. Цена и стоимость – в чём разница

    Выше я упомянул, что цена – есть денежный эквивалент стоимости. На формирование цены влияют затраты на производство и реализацию товара плюс надбавка, необходимая для обеспечения стабильной работы предприятия.

    Реальная стоимость (себестоимость) обычно ниже цены: именно за счет разницы производство становится рентабельным и приобретает прибыль. Нередко в зависимости от изменения условий труда кардинально меняется и конечная стоимость товара.

    Пример

    Развитие в последние десятилетия новых технологий производства товаров электронной промышленности привело к радикальному снижению себестоимости данных изделий и, как следствие, резкому падению цен на них.

    На стоимость влияют материальные производственные затраты и расходы на заработную плату сотрудников предприятия. Таким образом ценообразование осуществляется с учетом всех затратных факторов. Сюда же плюсуется уровень предполагаемого дохода. Такой вариант называется методом полных затрат.

    Более наглядно процесс ценообразования можно представить с помощью таблицы (суммы указаны в условных единицах).

    Статья расходовСумма
    1Сырьё (расходные материалы)10 000
    2Рабочие затраты1 200
    3Косвенные расходы4 000
    4Общая сумма затрат15 200
    5Ожидаемый профит3 000
    6Ожидаемый доход от продаж18 200
    7Производство в месяц (в единицах)1 200
    8Цена единицы товара15, 2

    Крупные современные предприятия применяют на практике несколько другой способ ценообразования – метод прямых затрат. Данный вариант предполагает деление всех издержек предприятия на постоянные и переменные. Прямые затраты плюс маржинальная прибыль (наценка) – это и есть цена продукта.

    В завершение нашей темы предлагаю вам посмотреть короткое интересное видео по теме от известной школы обучения предпринимательству «Бизнес Молодость».

    Технология «Ценовая вилка».

    6. Заключение

    Подведём итоги! Теперь вы знаете о ценах и ценообразовании несколько больше. Надеемся, что полученные знания вам будут полезны.

    В процессе продажи товаров и услуг цена является одним из главных составляющих концепции маркетинга 4P.

    Теория 4Р

    • Price (цена)
    • Place (место)
    • Product (продукт)
    • Promotion (продвижение)

    В статье я также рассказал, чем отличается цена от стоимости и привел несколько наглядных примеров.

    Гибко оперируя итоговой стоимостью, предприниматели могут существенно повысить прибыльность своего бизнеса и сформировать устойчивый спрос на товары и услуги.

    Если вам понравилась статья, оставляйте свои комментарии и отзывы. Для нашей команды ХитёрБобёр.ru это очень важно.

    Всего вам самого доброго!

    Государственные внебюджетные фонды. Особенности формирования

    Оглавление

    Цель — раскрыть сущность и содержание внебюджетных фондов, их роль и значение в социально-экономическом обеспечении населения.

    Задачи
    1. Изучить содержание и назначение внебюджетных фондов. Их место в бюджетной системе РФ.
    2. Определить источники формирования средств Пенсионного фонда. Необходимость его формирования и социальное значение.
    3. Определить порядок формирования ФСС и его значение и роль.
    4. Рассмотреть значение фондов ФОМС. Порядок формирования этих фондов.
    5. Изучить пути использования средств внебюджетных фондов социального назначения.

    1. Сущность и назначение внебюджетных фондов

    Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.

    Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

    К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:

    • общественное разделение труда;
    • ограниченность жизненных ценностей;
    • наличие товарно-денежных отношений.

    Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.

    Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:

    • дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;
    • системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;
    • кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;
    • социально-демографический кризис-депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.

    В общем виде современную структуру внебюджетных фондов можно представить следующим образом:

    Рисунок 1. Классификация внебюджетных фондов

    В соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся:

    • специальные целевые обязательные платежи;
    • отчисления от прибыли организаций;
    • средства бюджетов;
    • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
    • займы, полученные фондом Банка России или в коммерческом банке.

    Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства или специально уполномоченного на это органа.

    Таким образом, государственные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.

    Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

    Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.

    Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

    Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т. п.).

    2. Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения

    В любом обществе есть нетрудоспособные люди, которые в силу объективных жизненных обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование: дети, инвалиды, старики, люди, временно нетрудоспособные. Материальную защиту таких граждан обеспечивает государство, которое выполняет функцию социального страхования.

    Социальное страхование может осуществляться государством открыто, гласно, прозрачно в рамках государственного бюджета под особым контролем представительных органов власти и руководства высших исполнительных органов — правительства страны и министерства финансов. Такая система существует в современных стабильных демократических странах, она была и в СССР. Но страхование может проводиться и вне государственного бюджета, через специальные внебюджетные фонды, подконтрольные, как правило, узкому кругу должностных лиц исполнительных органов власти. Россия избрала вторую систему — использование государственных социальных внебюджетных фондов.

    Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции нашей страны от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Конституцией устанавливаются государственные и социальные пенсии.

    В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:

    • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
    • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
    • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

    Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социально го и обязательного медицинского страхования.

    2.1. Пенсионный фонд

    Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность. Он был утвержден Положением «О Пенсионном фонде РСФСР» от 27.12.1991 г.

    Основные задачи ПФР:

    • аккумуляция страховых платежей;
    • финансирование расходов в соответствии с назначением фонда.

    ПФР формируется в основном за счет единого социального на лога (ЕСН) (70-75%), переходящего остатка фонда, который составляет седьмую часть средств фонда. Эти остатки ПФР становятся крупным мобильным ресурсом дополнительных государственных расходов.

    В ПФР кроме ЕСН поступают также:

    • средства федерального бюджета, направляемые через ПФР на выплаты государственных пенсий и пособий;
    • доходы от обслуживания банками счетов ПФР;
    • добровольные взносы юридических и физических лиц;
    • доходы от капитализации части временно свободных средств фонда (покупки ценных бумаг, инвестиций).

    Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий, пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей; одиноким матерям; на детей, инфицированных виру сом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

    Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в объеме расходов ПФР.

    Структура расходов ПФР предусматривает направление средств на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. Современная пенсионная система РФ включает в себя:

    • государственное базовое пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа;
    • накопительную часть пенсий;
    • государственное социальное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан.

    2.2. Фонд социального страхования

    Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 «О фонде социального страхования Российской Федерации» был образован Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

    Основные задачи ФСС:

    • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а так же на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
    • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
    • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

    Около 70% ФСС остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях. Средства ФСС образуются за счет:

    • ЕСН, уплачиваемого работодателями;
    • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
    • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие рас ходов в соответствии с действующим законодательством;
    • прочих доходов.

    Наибольшее количество доходов приходится на ЕСН (2005 г. — около 70%).

    В расходах бюджета ФСС больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

    Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе говоря, у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков и, следовательно, объемов выплат. При финансовом неблагополучии предприятий, а то и их ликвидации, что сейчас уже не редкость, работники лишаются источников гарантированных социальных выплат.

    2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

    Значительное место в структуре социальных ВБФ занимает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), призванный обеспечить гражданам РФ получение равной медицинской и лекарственной помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

    Фонды ОМС образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, которая является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

    Средства ФОМС образуются за счет:

    • ЕСН, уплачиваемого организациями независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование;
    • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
    • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
    • добровольных взносов юридических и физических лиц;
    • доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда;
    • нормированного страхового запаса финансовых средств фонда;
    • поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством РФ.

    За неработающих граждан платят органы исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

    Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

    Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

    ТФОМС образовываются органами власти субъектов РФ. Они являются самостоятельными, государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

    Основные задачи ТФОМС РФ: обеспечение реализации Закона о медицинском страховании граждан в РФ и обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

    Функции ТФОМС РФ:

    • аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование;
    • осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам;
    • выравнивает финансовые ресурсы городов, районов, направляемые на обязательное медицинское страхование;
    • накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы;
    • разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на территории РФ;
    • осуществляет контроль за поступлением страховых взносов, за использованием финансовых средств на обязательное медицинское страхование;
    • ведет персонифицированный учет по всем категориям плательщиков страховых взносов в РФ;
    • согласовывает с органами исполнительной власти, медицинскими ассоциациями территориальную программу обязательного медицинского страхования населения;
    • осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами.

    Выравнивание финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования проводится передачей средств территориальных фондов филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.

    ТФОМС принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Их деятельность определена Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

    Средства ТФОМС используются для:

    • финансирования обязательного медицинского страхования;
    • дотирования филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного на территории средне душевого норматива;
    • формирования нормированного страхового запаса;
    • осуществления управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением ТФОМС;
    • финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению, взаимно согласованных органами управления здравоохранения и территориальными фондами ОМС. Финансирование страховых медицинских организаций осуществляется ТФОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы, а финансирование медицинских учреждений — по финансовым нормативам.

    Наряду с государственными социальными внебюджетными фондами в 1992-1994 гг. были созданы десятки федеральных (отраслевых, межотраслевых, ведомственных и т. д.) и сотни территориальных внебюджетных фондов. Постепенно внебюджетные фонды себя полностью исчерпали, и с 1995 г. началось их преобразование в целевые бюджетные фонды. В результате в 1999-2000 гг. федеральный бюджет содержал девять целевых фондов, а на 2005 г. они вообще не предусматривались.

    Внебюджетные фонды территорий также преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых впоследствии было упразднено.

    Выводы

    Таким образом, в теме раскрыта сущность и назначение внебюджетных фондов, определено, что внебюджетные фонды — это дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами. Раскрыто значение государственных внебюджетных фондов, как совокупности самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти РФ. Кроме того, рассмотрены основные функции, выполняемые внебюджетными фондами: распределительная и контрольная.

    Рассмотрено социальное страхование, осуществляемое государством посредством создания таких внебюджетных фондов, как:

    • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
    • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
    • федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

    Раскрыто содержание каждого их вышеперечисленных фондов, порядок их формирования и использования.

    Внебюджетные фонды как элемент бюджетной системы России: понятие, виды, значение, правовые основы деятельности

    Понятие внебюджетного фонда

    В системе государственных и муниципальных денежных фондов различают государственные и муниципальные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

    Бюджетный кодекс РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные фонды (ст. 6 БК РФ).

    Внебюджетные фонды – это самостоятельное звено финансовой системы, представляющее собой обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан.

    Финансовые ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

    Если доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов – инструмента внеэкономического административного принуждения, то механизм формирования государственных внебюджетных фондов базируется на:

    1. обязательных страховых взносах (в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы);
    2. средствах бюджета, перечисляемых в законодательном порядке в государственные внебюджетные фонды;
    3. добровольных взносах юридических и физических лиц;
    4. доходах от капитализации временно свободных финансовых ресурсов.

    Виды внебюджетных фондов:

    1. по назначению:
      • государственные внебюджетные фонды социального назначения ;
      • прочие внебюджетные фонды (экономические, научные, политические и т.п.).
    2. по уровню:

      Главное направление расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов – социальная сфера.

      К государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся:

      1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ);
      2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
      3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ).

      Следует отметить, что деятельность каждого внебюджетного фонда направлена на разрешение определенного круга проблем. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения. Деятельность Фонда социального страхования РФ направлена на обеспечение финансирования гарантируемых государством социальных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования отвечает за обеспечение финансирования целевых программ в рамках реализации Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.

      Таким образом, все названные в Бюджетном кодексе РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования – государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе, по независящим от них обстоятельствам.

      Задачи государственных внебюджетных фондов

      Государственные внебюджетные фонды должны:

      • служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;
      • являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;
      • функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.

      Цели функционирования государственных внебюджетных фондов:

      • социальное обеспечение по возрасту;
      • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
      • социальное обеспечение в случае безработицы;
      • охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

      Правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов

      Внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого фонда.
      Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда. Использование внебюджетных денежных средств на цели, не указанные в расходных статьях его бюджета, образует состав бюджетного правонарушения и влечет за собой применение мер государственного принуждения.

      Государственные отраслевые (ведомственные) денежные фонды – фонды министерств и других органов управления федерального и регионального уровней, образованные на основании актов исполнительных органов государственной власти, в целях финансового обеспечения деятельности указанных министерств (ведомств).

      Особенности указанных фондов:

      • создание на основе решения министерств и ведомств по согласованию с входящими в их систему предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с законодательством РФ;
      • использование для их формирования добровольных отчислении, осуществляемых на договорной основе с учреждениями и организациями, находящимися в ведении министерств и ведомств (бюджетные ассигнования не являются источниками образования данных фондов – в этом и заключается отличие отраслевых фондов от фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ, формируемых в составе бюджета);
      • использование финансовых ресурсов фондов в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий внутриотраслевого характера;
      • постоянный (долгосрочный), как правило, характер функционирования.

      К основным отраслевым фондам могут относиться Централизованный фонд социального и материального развития Министерства иностранных дел, фонды федеральных органов исполнительной власти для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. Наряду с отраслевыми (ведомственными) фондами могут быть созданы межотраслевые (межведомственные) фонды.

      Ссылка на основную публикацию