Возникновение христианства – история, место появления и распространение

Христианство: зарождение и развитие

Христианство – это одна из крупнейших и древнейших мировых религий, насчитывающая более 2 млрд последователей. Главные постулаты: изначальная греховность человека, но Бог оставил ему возможность исправления и очищения в случае ведения праведной жизни и раскаяния. Обязательна жертвенность, первый пример которой – жертва богочеловека Иисуса Христа.

Предпосылки возникновения

В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.

Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.

Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.

Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.

Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки. В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе.

Этапы формирования христианского вероучения

Можно выделить несколько этапов, пройденных христианством до того момента, когда оно обрело современный, знакомый нам облик.

  1. Зарождение и стадия актуальной эсхатологии.
  2. Период приспособления.
  3. Период борьбы за господство.
  4. Период Вселенских соборов.
  5. Разделение церкви на 2 крупнейших ответвления: католицизм и православие.
  6. Дальнейшее развитие и распространение по миру.

Стадия актуальной эсхатологии

Эта стадия началась во второй половине I в. н.э. В это время ещё не произошло чёткого выделения христианства из иудаизма. В I в. н.э. родился Иисус Христос – самая загадочная и вызывающая множество споров как у теологов, так и у историков личность во всём христианском учении. Считается, что он появился на свет в Вифлееме. Его мать была избрана Богом для того, чтобы дать миру человека, который должен был принести себя в жертву ради спасения погрязшего в грехах человечества.

В это время первые последователи нового учения подвергались гонениям и преследованиям, их казнили, всех, кто был с ними связан, бросали в тюрьмы или высылали. На этом этапе первые христиане ожидали прихода Спасителя буквально в любую минуту. Будучи чаще всего представителями беднейших классов, они, чувствуя угнетение, порабощение и не видя выхода из создавшейся ситуации, возложили свои надежды на то, что вот-вот придёт Мессия, и угнетателям воздастся по заслугам, угнетённые же получат справедливую награду.

В это время ещё не существовало строгой иерархичности, христиане объединялись в общины. Для исполнения технических обязанностей назначались диаконы. Для наблюдения за жизнью общины выбирались епископы.

Период приспособления

Новая религия оказалась живучей, попытки власть имущих уничтожить её последователей физически только привлекали к ней всё больше сторонников. В итоге ко II в. н. э. начинается эпоха приспособления. Ожидаемого христианами светопреставления не случилось, но и усиления гнёта до ощущения совершённой безвыходности тоже не происходило. Наступала эра относительной стабильности. К новому учению стали постепенно присоединяться представители более обеспеченных и облечённых властью слоёв населения.

Ситуация остаётся сложной, потому что представители высшей власти по-разному относятся к христианству: во время правления одних христианам живётся легче, преследования прекращаются, другие же к новой религии по-прежнему нетерпимы. Поскольку новой религии для укрепления позиций требуется поддержка, она охотно принимает в свои адепты богатых и влиятельных людей. Появляются центры христианства в разных областях:

  • Антиохии;
  • Риме;
  • Иерусалиме.

Постепенно старые ветхозаветные традиции иудаизма заменяются новыми:

  • вместо обрезания вводят крещение;
  • вместо прежней Пасхи теперь празднуют новую (но со старым названием);
  • праздничные субботы заменяют воскресенья.

Христианство начинает укреплять свои позиции.

Период борьбы за господство

С III по V вв. идёт продолжительный период борьбы за занятие господствующих позиций христианского вероучения в Римской империи. Критической точкой стало принятие императором Константином в 311 г. Миланского эдикта, который не только признал за христианством все права (пока ещё, правда, наравне с язычеством), но и взял христиан под защиту государства.

Постепенно новая религия становится главенствующей. К концу IV столетия она распространяется по всей огромной территории Римской империи.

Период Вселенских соборов

С самого начала развития христианства в нём, как и в любом веровании, появилось множество «параллельных течений», или ересей. Так, выделялись назореи (ратовали за соблюдение христианами Моисеева закона), эвиониты (отрицавшие божественное происхождение Христа), гностики (уравнивавшие «в правах» дух и материю).

Расхождения во взглядах, отсутствие чётко определённых догматов привело к осознанию необходимости обсудить сложившуюся ситуацию и выработать единую позицию по глобальным вопросам, с которыми верующим и управляющему составу приходилось постоянно сталкиваться. В период с IV по VIII вв. было созвано 7 Вселенских соборов. На них устанавливались в процессе обсуждения определённые догматы, обязательные для соблюдения всеми адептами религии, решались вопросы соблюдения церковного благочиния.

В 787 г. состоялся последний Вселенский собор.

В это время происходит установление церковной иерархии, начинается процесс организации церковных общин в чёткие структуры, где власть каждого вышестоящего звена безусловна над нижестоящим. Появляется титул «патриарха». Возникает институт монашества.

Разделение церкви: католицизм и православие

Ближе к началу XI в. всё резче становятся политические противоречия в рядах ревнителей христианства. В итоге в 1054 г. произошёл раскол между папой Львом IX патриархом Михаилом Керулларием. Церковь была разделена сторонниками обоих на римско-католическую (западную) и православную (восточную).

Развитие христианства и распространение по миру

Христианство занимает всё более прочные позиции, вытесняя различные верования на Европейском континенте. С миссионерами оно распространяется также по Азии и Африке.

На сегодняшний день это – самая крупная мировая религия, насчитывающая более 2,3 млрд. приверженцев во всём мире.

За время существования христианское вероучение, путешествуя по планете, претерпело различные изменения, приспосабливаясь к особенностям населения того края, где оно оказывалось. Сегодня в христианстве выделяются 3 наиболее мощных ответвления. Кроме православия и католицизма, это протестантизм.

Отличительные черты

Почитается (основа основ) Священное писание. Глава церкви – Римский папа. Вера в чистилище.

Представители равно чтут Ветхий и Новый заветы, верят в незыблемое триединство: Христос – Бог, дух и человек. Обязательны исповедь, причастие

Представители учения отвергают пункт о чистилище. Важный постулат – равенство всех верующих. Каждый верующий – сам для себя священник. Максимально сокращённое количество церковной атрибутики, роскоши.

Сфера распространения

Мексика, Южная и Центральная Америка, Куба

Сербия, Черногория, Россия, Украина, Беларусь, Македония

Великобритания, Болгария, Бразилия

Значение христианства

Сейчас почти в каждой стране мира имеется хотя бы одна христианская община. В период своего становления христианство выполняло роль организатора всех угнетённых, способствовало ликвидации разобщённости (поскольку отрицало многобожие).

Впоследствии религия была поставлена на службу государства: с помощью христианского вероучения, обещавшего возмездие за пределами земной жизни, удавалось держать под контролем огромные по численности нестабильные народные массы, в среде которых часто вспыхивали волнения вследствие нищеты и голода.

Христианство играло роль объединяющего фактора, а кроме того, во многом содействовало духовному развитию. Именно в монастырях появились первые книги, началось обучение грамоте.

В наше время христианство, хотя официально во многих странах отделено от государства, фактически продолжает играть роль политической опоры власти. Вторая его функция – психологическая поддержка верующих, утверждение принципов гуманизма. Вероятно, со временем эта функция станет определяющей и выйдет на первый план.

  • Император Константин и христианство
  • Сталинский тоталитаризм: зарождение, становление, особенности
  • Развитие образования при Екатерине II

Современность диктует необходимость проведения реформ в лоне христианской религии. Не смотря на большое число ее сторонников, налицо тенденция уменьшения ее влияния в мире. Внутренние конфликты между христианскими церквями, скандалы со священниками, пропаганда старых догм, отталкивают от нее потенциальных последователей. Однако иерархи продолжают мыслить вчерашним днем и не стремятся к переменам.

Смысл Церкви в том, что она несёт в себе Апостольское свидетельство Христа. Это и есть вчерашний день. Любое изменение Церкви это ересь, отступничество, своеволие.

Сфера распространения католицизма — Испания, Италия, Южная Германия. Болгария не точно записана в протестантские страны — главная церковь Православная.

«…но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник)…»

663 год до н.э. — это ещё царский период Рима. Как он мог вообще подчинить себе Палестину?
Гней Полтей… впервые слышу это имя. Возможно вы имели ввиду Гней Помпей.

Возникновение христианства (кратко). История возникновение христианства

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы – волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» – воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия – скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Возникновение христианства на Руси

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники – христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь – придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

Возникновение христианства

Христианство – это одна из трех наиболее известных монотеистических религий. Число ее приверженцев в мире превышает 2 млрд. человек.

В основе христианстве лежит вера в трех «лиц»: Отец, Сын и Святой Дух. Первоисточником учения считается Новый Завет. Христианство имеет широкую географию и сегодня представлено следующими конфессиями: православие, католицизм, протестантизм, миафизитство (Древневосточная православная церковь) и несторианство (Древневосточная Ассирийская церковь Востока). Каждое из направлений имеет свои особенности, но все они основаны на жизнеописании и учении Иисуса Христа, изложенном в Библии. История и возникновение христианства описаны данной статье.

История возникновения христианства

История возникновения христианства насчитывает 2 тыс. лет. По версии одних ученых, его родина – Палестина, входившая в Римскую империю, по мнению других, место возникновения христианства – это еврейская диаспора, населявшая Грецию.

Над евреями из Палестины многие века преобладало чужеземное владычество. Им удалось завоевать политическую самостоятельность, территория постепенно расширялись, развивались политические и экономические отношения. В 63 г. до н.э. Помпей Великий со своими войсками захватили Иудейское царство. Далее оно вошло в Римскую империю и попало под управление римских наместников.

Интересно! Потерю независимости на этом этапе население восприняло, как трагедию. События на военной арене наделялись религиозным смыслом. Божественное возмездие должно было ожидать всех, кто нарушил заветы отцов и религиозные обычаи.

В результате настроений в обществе свое влияние усилили еврейские религиозные сообщества, которые в то время были представлены такими направлениями:

  • хасидеи – это православные иудеи;
  • саддукеи придерживались примиренческих настроений в обществе;
  • фарисеи считали, что иудаизм должен быть неприкосновенен (они представляли среднее сословие, к правилам благочестия относились с фанатизмом).

Возникновение христианства: кратко

В процессе возникновения религии христианства сообщества начали дополняться зелотами, которые были представлены низшими слоями общества (ремесленниками, пролетариями). Они придерживались и распространяли более радикальные идеи.

Все группировки безрезультатно боролись с захватчиками, поэтому людям был необходим Спаситель, Мессия. Эта мысль красной нитью проходит в самой древней книге Библии (Новый Завет) – Апокалипсисе, где врагов ждет возмездие за несправедливость к евреям. Интересно, что представление о мире раннего христианства схоже информацией в найденных свитках, изложенной ессеями, эссенами: приход Мессии, конец света, человеческая греховность, проведение обрядов, отношение к материальным благам.

Причины возникновения христианства

Кроме исторических условий для возникновения христианства, данная религия базировалась на крепкой идеологической основе.

Ни одно религиозное учение не могло утешить обездоленных людей и не провозглашало справедливость. В это время христианство сделало всех равными перед Всевышним. Непризнание существующих рабовладельческих общественных порядков позволяло людям надеяться, что они будут освобождены от унизительной жизни. Божественная истина, провозглашенная Иисусом Христом, его искупление человеческих грехов и пороков отражала нужды и утешала каждого бесправного и порабощенного.

Раннее христианство можно сравнить со своеобразным социальным протестом против бесчеловечного общественного порядка. Оно за короткий промежуток времени стало мощным идейным течением, неподвластным противоборствующей силе.

Внимание! Стоит отметить, что на возникновение христианства влияли другие религиозные, культурные, философские, этические и другие факторы.

Христианством были усвоены и переосмыслены иудаизм, митраизм, древние восточные религии, а также основы философских учений. Это обогатило и стало основой новой религии, которая постепенно становилось мощной культурно-духовной силой и массовым движением. Усвоенное предшествующее религиозно-культурное наследие не наполнило христианство разрозненными и противоречащими представлениями, а позволило создать совершенно новое и отличающее от всех религий учение.

Возникновение и распространение христианства

В III веке н.э. христианские общины были образованы во всем известном тогда мире. Они отличались крайне простым устройством и администрацией.

Во время возникновения и распространения христианства верующие избирали церковнослужителей, которые были представлены:

  • диаконами для исполнения треб и занимающихся светскими делами;
  • пресвитерами – глава общин, вторая степень священства в христианстве;
  • епископами – священнослужители, имевшие самую высшую степень в церковной христианской иерархии.

Первые христиане отличались верой, истинным смирением и безупречной нравственной чистотой. При этом они подвергались ненавистью и кровопролитным гонениям. Для евреев это были отщепенцы от древних религиозных учений. Кроме того, их опасалось римское правительство, которое считало христианство темным суеверием.

Интересно! По состоянию на 2021 год число последователей религии христианства в Европе достигает 550 млн. человек, в Азии – 400 млн. человек, в США – 250 млн. человек, в Африке – 500 млн. человек и в Австралии – 25 млн. человек.

Иисус Христос

В отличие от других религиозных течений христианство основано на учениях Иисуса Христа – посредника между божественным и человеческим мирами.

Иисус Христос в религии воспринимается, как Единородный, единый Божий сын, аналогов которого не существует ни в одной религии. Его нельзя сопоставлять с пророками, великими учителями, просветленными и другими личностями.

Интересно, что непосредственно Иисусом Христом и его современниками ни было оставлено писания. Также не существует ни одного письменного подтверждения существования Сына Божьего. Данный факт ставит под сомнение правдивость и правильность христианства. Однако археологами было обнаружено множество мест и реликвий из жизнеописания Иисуса Христа, которые упоминает Новый завет.

Вплоть до ХХ века не было доказано, что существовал Римский Прокуратор Понтий Пилат и иудейский первосвященник Иосиф – ключевые фигуры суда над Иисусом. Однако археологи нашли места их захоронений. Можно верить или не верить в Иисуса Христа, но свое существование он подтверждает чудесной помощью людям, которые обратились к нему с чистосердечной молитвой о помощи!

Возникновение христианства — история, место появления и распространение

Христианство является одной из трёх, наряду с буддизмом и исламом, мировых религий. Два с лишним миллиарда человек окормляются различными видами христианских церквей, общины христиан есть в каждой стране, и религия эта — географически самая распространённая на нашей планете. С момента возникновения за 2 тыс. лет своей истории христианство прошло сложный путь развития, полный борьбы, идеологических споров и военных противостояний. Результатом же этого пути стало ни много ни мало появление всей западной цивилизации, а в дальнейшем — распространение её до самых отдалённых уголков обитаемого мира.

Условия и предпосылки возникновения

Общепринято заявлять, что церковь последователей Иисуса Христа зародилась в первом веке нашей эры в Римской империи. Это подтверждается как апокрифическими произведениями, так и первыми упоминаниями о христианах в письменных источниках. Если не вдаваться в подробности, утверждение это верное.

Две точки зрения

Однако при более детальном изучении вопроса у исследователей периодически возникали расхождения, связанные с методикой изучения. И в первую очередь они касались отношения к существующим источникам. При изучении выделились две школы, призванные дополнять друг друга, а на деле обнаружившие в своих исследованиях непримиримые противоречия:

  • Историческая — утверждающая историчность Иисуса Христа и опирающаяся на труды отцов церкви, на святое писание, на евангелия и деяния апостолов, на послания их и дальнейшую интерпретацию в работах позднейших христианских авторов и историков церкви.
  • Мифологическая — изучающая данные археологических находок, письменные источники, произведения авторов-современников евангелических событий, артефакты.

    Соответственно, время и место появления христианства каждая из этих школ определяет по-своему.

    Вопрос датировки

    Историческая традиция, опираясь на канонические тексты, утверждает, что христианство возникло в 30−33 годах нашей эры в Палестине и связано с периодом активной деятельности Иисуса Христа как проповедника. Именно в это время создаётся первая община последователей Учителя — будущих апостолов, которым суждено будет распространить по миру «благую весть» о пришествии Спасителя. Мифологическая школа не может так же просто решить этот вопрос, потому что не имеет неоспоримых доказательств самого существования Мессии, без чего «активная деятельность» его превращается в литературную выдумку. А лавинообразный процесс начального развития церкви, которому сопутствовала агрессивная внутренняя борьба, только усугублял проблему массой противоречивого материала (в пылу полемики церковные авторы не особо церемонились с подбором доказательств и средствами обличения оппонентов).

    Историческая ситуация в Палестине

    Бесспорным является то, что с 63 года до нашей эры, когда Гней Помпей со своими легионами оккупировал Иудею, Палестина потеряла политическую самостоятельность и постепенно превратилась в зависимую от древнего Рима провинцию. Во времена республики ею управлял назначенный сенатом наместник Ирод Великий (ум. в 4 году до н. э.), незаконно присвоивший себе звание царя, а в эпоху империи — сначала его дети, а потом — римский прокуратор. Утрата независимости была по-разному воспринята в разных слоях еврейского общества, но всеми как трагедия, имеющая религиозную подоплёку. Бог Израиля разгневан на свой народ и посылает захватчиков, дабы наказать его за нарушение заповедей. Усилились позиции религиозных националистических группировок:

    • Хасидов — правоверных иудеев.
    • Саддукеев — представителей высшей знати и жречества, занимавших примиренческую позицию.
    • Фарисеев — выходцев в основном из средних классов и проповедующих, с одной стороны, отказ от контактов с иностранцами, а с другой — внешнее исполнение норм поведения.
    • Зилотов — выходцев из беднейших слоёв. По ним римские поборы били особенно сильно, они занимали наиболее радикальные позиции в борьбе с завоевателями. Именно среди зелотов родилось движение сикариев (от «сика» — кинжал) — вооружённых борцов с чужеземцами за освобождение родины.

    Каждая из этих групп боролась с захватчиками своими способами, но одинаково безрезультатно. И в этой постоянно проигрываемой войне усиливалось ожидание прихода Мессии, Спасителя еврейского народа.

    Верования секты ессеев

    И вот здесь, говоря о зарождении христианства, нельзя обойти вниманием находку, сделанную простым пастухом в 1947 году на берегу Мёртвого моря. В поисках отбившейся от стада овцы он заглядывал во все подряд пещеры, которыми изобиловало это место, и в одной из них обнаружил множество кувшинов, наполненных древними свитками. Это оказались записи проповедей некоего учителя секты ессеев, выполненные на арамейском языке и поразительно схожие по идейным истокам с учением раннего христианства. Их объединяли такие факторы, как:

    • мессианство — вера в грядущий приход Спасителя;
    • идея греховности человека;
    • эсхатологические представления о конце света;
    • обрядность;
    • организация общины;
    • отношение к собственности.

    А так как возраст находки учёные определили вторым веком до нашей эры, то, соответственно, смещалась и дата зарождения вероучения, а также регион, откуда пошло распространение этих идей в мир.

    Место возникновения учения

    До появления списков Мёртвого моря (или списков Кумранских пещер) не было ни одного документа на арамейском языке, хоть как-то намекающего на связь с ранним христианством. Все древнейшие тексты, все послания дошли до нас или на греческом языке, или на латыни. Это послужило для ряда историков причиной утверждать, что появилась христова церковь не в Палестине, а в еврейских общинах Греции и Египта, откуда и получила своё дальнейшее распространение. Этой теории способствовали и те философские основы, что легко просматривались в идейном становлении христианского мировоззрения:

  • «Неоплатонизм» Филона Александрийского с его теорией о созидающей силе Логоса, о греховности человека и покаянии, об экстазе как средстве познания божественной сущности.
  • Нравственное учение Сенеки — с его золотым правилом морали «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Он же сформулировал и понятие о свободе духа как проявлении божественной необходимости.

    Принятие покорности судьбе, порождающей совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности, невозмутимость и душевное равновесие, также пришло в идеологию христиан из работ этих философов в упрощённом, но почти неизменном виде.

    Христианство в Римской империи

    Обращение к христианству части евреев, сломленных гнётом имперской государственной машины, и понятно, и оправдано. Так как корни учения лежали в иудаизме, приход Спасителя после ряда неудачных выступлений и протестов виделся чуть ли не единственным выходом из сложившейся ситуации. И хотя Машиах иудеев принципиально отличался от Мессии христиан, надежда на национальное освобождение и социальную справедливость стирала различия. При невозможности добиться этих целей в реальном мире решение вопросов переносилось в мир потусторонний, загробный, где каждому униженному и обездоленному человеку обещалось воздаяние за перенесённые в жизни лишения и тяготы.

    В рабовладельческом обществе, где обездоленных и униженных членов общества было более чем предостаточно, существовала почва, на которой учение Христа и его последователей расцвело стремительно и пышно, несмотря на все гонения и препятствия. Условно историю христианства в первые века нашей эры можно разделить на три этапа:

  • ожидание второго пришествия Мессии и связанного с этим Страшного Суда;
  • приспособление к условиям имперской действительности;
  • борьба за положение господствующей религии в государстве.

    Каждый из них качественно отличался от двух других и своеобразно оформлял происхождение церкви как религиозно-общественной организации всемирного масштаба.

    Этап ожидания второго пришествия

    Первоначально учение о плотнике из Галилеи не утрачивало своей связи с иудаизмом и распространялось среди беднейших слоёв населения. Этот период кратко можно охарактеризовать как настойчивое ожидание прихода Спасителя и немедленного восстановления справедливости на земле. Ненависть к угнетателям и желание отомстить за нечеловеческие условия жизни выражались не в революционных выступлениях, обречённых, как показывала вся предыдущая история, на провал, а в ожидании Страшного Суда и той расправы, которую учинит над угнетателями Высший Судия. Но время второго пришествия не наступало, и всё большее значение стали приобретать задачи пропаганды учения и расширения ареала его влияния. На этом этапе христианам удалось основать ряд крупных общин (в Греции, в Месопотамии, в Египетской Александрии, в Риме) и создать прообраз внутренней церковной организации. Первоначально любая община собиралась вокруг некоего лидера-основателя, способного воспринять благодать и поделиться ею с окружающими. Чаще всего эти люди становились дидаскалами — учителями, в чьи обязанности входило разъяснение сути проповедей Христа, посланий апостолов и догматов церкви. Хозяйственной стороной жизни общины (сбором пожертвований, организацией собраний, распределением помощи нуждающимся) занимались диаконы — специально назначаемые на эту должность активисты. Несколько позже появляются епископы, в чью задачу входило наблюдение и руководство над разрастающимся хозяйством храмов, а также пресвитеры — старейшины, призванные помогать епископам.

    Разрыв с иудаизмом и период приспособления

    В конце 1 века н. э. христиане получили широкую известность, став на время, сами того не желая, символом протестного движения в государстве. Император Нерон указал на них как на организаторов грандиозного пожара в Риме, а последующие за этим гонения и казни добавили к созданному властями образу оппозиционеров ореол мученичества. Мгновенно вырос интерес к общине и учению, которое исповедовали её члены. Но массовый приток новообращённых тормозился обрядами иудейского культа, несовместимыми с культурной традицией европейцев. Отказ от обрезания, субботы, ряда запретов на употребление в пищу тех или иных продуктов — всё это привело к разрыву с иудаизмом. Сократилось количество евреев в общинах, но зато представители других наций стали активно принимать веру в нового бога. Во 2 веке снизилась острота социального противостояния, общественная жизнь стабилизировалась, эсхатологические ожидания изменились. Теперь люди готовились не столько к концу света во всемирном масштабе, сколько к индивидуальному предстоянию перед божеством. В это время разрабатывается доктрина загробной жизни, развивается учение о бессмертии души. На этот же период падает и начало внутрицерковной полемики. Неодинаковое понимание разными учителями одних и тех же текстов, различная трактовка приводит к возникновению жесточайшей богословской дискуссии, к возникновению первых ересей — идеологически непримиримых отступлений от истинной веры.

    Победа христианства в империи

    Заключительный этап развития церкви в римском государстве характеризовался в первую очередь изменением социального статуса новообращённых членов. Всё большее количество людей обеспеченных, людей, облечённых властью, обращалось к заповедям Христа. Это не могло не вызвать и идейных изменений. Так было переосмыслено отношение христианской общины к богатству в пользу большей терпимости. В конце 3 века в правление императора Диоклетиана происходит последняя активизация преследований христиан, получившая название «эры мучеников». За отказ принести публичные жертвы римским богам их подвергали пыткам, казням, имущество конфисковывалось, уничтожалась церковная утварь и священные книги, многие последователи учения были отправлены в изгнание.

    Но меры эти не привели к желаемому результату. Христианство стало уже достаточно мощной и разветвлённой организацией, способной справиться с любыми трудностями. И в результате в 311 году император Галерий, а в 313 — Константин издают указы о веротерпимости по отношению к христианам и христианской церкви. Причём в Миланском эдикте Константина прямо указывалось, что государство берёт их под свою защиту и обеспечивает равные права с язычниками.

    Окончательное закрепление христианства как государственной религии произошло уже в правление императора Феодосия в 391 году, когда он законодательно утвердил его верховенство и запретил любые языческие культы.

    Христианизация варварских племён

    С момента утверждения христовой церкви в качестве государственной религии самой могущественной державы мира у неё появились ресурсы для нового рывка как на запад, так и на восток. Проповедь учения среди язычников легла на плечи подвижников, многим из которых предстояло впоследствии стать святыми и мучениками.

    Языческие племена

    С середины 4 века христианство начинает распространяться за границы империи. Проповедь епископа Вульфилы имела успех среди язычников-готов. Они приняли учение в форме арианства, тогда ещё не объявленного ересью и широко распространённого на востоке страны. Дальнейшее развитие оно получило в связи с миграцией вестготов на запад. В Галлии были крещены бургунды и лангобарды, а в Испании — племена свевов и вандалов. Учение насаждалось сверху, зачастую с помощью вооружённой силы, и церкви приходилось приспосабливать языческие представления и образы к понятиям христианства. Традиционные местные праздники наполнялись новым содержанием.

    С именем св. Патрика связано принятие христианства в Ирландии в 5 веке. Особенности политической борьбы привели к тому, что в большинстве европейских государств утвердилось ортодоксальное никейское вероисповедание. А с середины шестого века учение начинает завоёвывать земли германцев, славян и, чуть позже, балтов.

    Крещение Руси

    Окончательно решил вопрос о том, какой веры будут придерживаться на территории, занятой восточными славянами, киевский князь Владимир. Христианство шло на Русь тремя путями, и самый краткий из них — через Херсонес и причерноморские степи — был освоен ещё во времена бабки Владимира княгини Ольги, причисленной впоследствии к лику святых. Она первой из русских приняла крещение, при ней в в Киеве появились священники и церкви, так что молодой князь не придумал ничего нового, ибо семя упало в уже подготовленную почву. Справедливости ради надо сказать, что до принятия христианства он всё же пытался провести реформу языческой веры, центролизовав её в столице, но затея эта успехом не увенчалась. Грандиозное капище идолов, не просуществовав в Киеве и десятилетия, было разрушено. Выбор же православия был обусловлен тем, что изначально русская церковь подчинялась константинопольскому патриархату, глава её также назначался Константинополем. Когда в 1054 году грянул раскол церкви на западную и восточную, Русь органично сохранилась в сфере влияния державы ромеев.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

    1. Причины возникновения христианства.

    Восстания рабов и колонов в Римской империи терпели поражения. Империя казалась непобедимой. Для раба и колона лишь смерть была избавлением от непосильного труда, унижений и побоев. Рабы и колоны теряли надежду на то, что борьба с угнетателями может улучшить их жизнь. Теряли они также веру в своих старых богов, которые ничем не облегчили их положения.

    Среди угнетённых стала распространяться вера в доброго и могущественного бога, который освободит их от гнёта и накажет их мучителей или здесь на земле, или после смерти, в «загробном царстве».

    2. Об Иисусе Христе.

    В I веке появились сказания, что в Палестине под видом человека жил бог: он приходил на Землю, чтобы помочь рабам и беднякам. Называли его Иисус Христос. Рассказывали, что римский наместник распял его на кресте, а Иисус покорно терпел страдания. После смерти он воскрес и вознёсся на небо, обещая вскоре вернуться и судить души людей. Тех, кто терпел страдания и признавал Иисуса богом, он обещал наградить вечной счастливой жизнью в рае, а остальных людей осудить на вечные муки.

    Во II-III веках эти сказания были записаны. Они получили название «евангелий», что по-гречески значило «добрая весть». Это была та весть, которую с нетерпением ожидали угнетённые.

    Разные евангелия рассказывают о разных моментах из жизни Иисуса.

    3. Начало распространения христианства.

    Угнетённые верили утешительным для них рассказам евангелий. Ведь там было обещано наградить их за страдания и наказать их мучителей. Люди, поверившие сказаниям об Иисусе Христе, называли себя христианами. Вера в Христа – христианство – стала распространяться среди бедноты и рабов в Малой Азии, Египте, а затем в Греции и Италии. Среди христиан были:

    • евреи,
    • греки,
    • римляне,
    • египтяне,
    • галлы
    • и люди других народностей.

    Христиане признавали только одного бога и отказывались поклоняться императорам как богам. За это императоры преследовали их. Поэтому христиане собирались тайно, чаще всего в подземельях и заброшенных каменоломнях. Там они молились и слушали чтение евангелий.

    4.Вступление богатых людей в число христиан.

    В III веке жизнь в Римской империи была очень беспокойной и опасной. Во время восстаний богатые люди часто лишались не только имущества, но и жизни. В империю вторгались соседние племена, жестоко опустошавшие страну. Всё это лишало и богатых людей уверенности в завтрашнем дне: они не знали, сохранят ли они на следующий день своё имущество и жизнь. Все жили в постоянной тревоге.

    Богатые люди, так же как бедняки, утешали себя надеждой на «вечное блаженство» после смерти. К тому же они видели, что христианство проповедует терпение и покорность, а этим отвлекает рабов и бедняков от борьбы с рабовладельцами. Поэтому богатые люди стали также вступать в число христиан.

    Для купцов, разъезжавших по разным городам, было выгодно принять христианство. В этом случае христиане любого города гостеприимно принимали их в своих домах и помогали им в торговле.

    5. Христианская церковь.

    Богатые люди приобрели большое влияние среди христиан. Обычно из их числа избирали священников, руководивших общими молитвами, и епископов, что по-гречески значит «надзиратель». Епископу должны были беспрекословно повиноваться христиане целой области.

    К концу III века христианство широко распространилось в Римской империи. Христиане разных городов поддерживали связи между собой. Образовалась тайная организация христиан. В неё входили десятки епископов, тысячи священников и сотни тысяч верующих.

    Организация христиан называлась церковью . Христианская церковь представляла большую силу, с которой не могли не считаться сами римские императоры.

    Философия: конспект лекций

    Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

    Оглавление

    • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
    • Лекция № 2. Что такое философия
    • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
    • Лекция № 4. Структура философского знания
    • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
    • Лекция № 6. Познание
    • Лекция № 7. Виды познания
    • Лекция № 8. Субъект и объект познания
    • Лекция № 9. Общие представления о духе
    • Лекция № 10. Материя
    • Лекция № 11. Сознание
    • Лекция № 12. Движение
    • Лекция № 13. Пространство и время
    • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
    • Лекция № 15. Человек в мире природы
    • Лекция № 16. Понятие общества
    • Лекция № 17. Социальная структура общества
    • Лекция № 18. Гражданское общество

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Лекция № 11. Сознание

    Сознание как философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.

    Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковой лишь в процессе обучения по их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира. Человек выделяется и противопоставляет себя объективной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.

    Без понимания и знания, которые несут с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенным смыслом в системе приобретенных через общественную деятельность знаний. Знания сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом. Однако нельзя отождествлять сознание только с логическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышления вообще не существует. Если бы человек только производил одну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал ни действительности, ни себя самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. Однако нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы за порогом сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека.

    Уровни сознания

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Общее понятие о сознании человека

    Сознание является главным психическим интегративным процессом, объединяющим внимание, память, имеющийся у человека опыт, эмоции, восприятие и другие психические проявления в деятельности человека.

    Понятие сознания является одной из важнейших категорий в психологии, отражающей объективные свойства реальной действительности, которая окружает человека, и позволяющей ему сформировать свою внутреннюю модель окружающего, внешнего мира и овладеть умением преобразования окружающей действительности.

    Также сознанием называют то состояние личности, в котором она приобретает способность испытывать субъективные переживания по поводу определенных явлений окружающей жизни. Данные переживания могут иметь отношение как к внешней реальности, окружающей человека, так и к внутреннему миру человека, с его индивидуальными установками.

    Сознание необходимо человеку для того, чтобы он имел возможность формирования собственного индивидуального представления мире, формирования гармонично развитой личности. Чем выше уровень сознания у человека, тем более восприимчивым и целостным он становится.

    В психологии существует несколько классификаций уровней сознания рассмотрим некоторые из них.

    Основные уровни сознания личности

    Традиционной классификацией уровней сознания в психологии является разделение их на высокий, средний и низкий. В зависимости от имеющегося уровня сознания человек приобретает способность к рефлексии и способности мыслить и рассуждать глубоко и осознанно.

    Высокий уровень сознания.

    Для данного уровня характерны следующие особенности:

    • высокий уровень развития интуиции у человека;
    • способность человека прогнозировать определенные события и определять для себя имеющиеся новые перспективы и возможности;
    • способность к рассмотрению какой-либо ситуации с различных точек зрения.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Чаще всего определенный уровень сознания у человека имеет тесную взаимосвязь со сферой деятельности человека. Как правило высокий уровень сознания присутствует у людей занимающихся интеллектуальной деятельностью, в связи с особенностями ее осуществления. Человека занимающийся умственным трудом находится во власти размышлений и склонен к рефлексии, что способствует развитию высокого уровня сознания.

    Подобный внутренний анализ и рефлексия способствуют лучшему пониманию своих внутренних потребностей, а также пониманию нужд и потребностей окружающих людей.

    Также к группе людей, обладающих высоким уровнем развития сознания, можно отнести людей творческих профессий. Представители данных профессий обладают способностями к чувствованию ситуаций изнутри, высоко развитой интуицией и в соответствии с этими особенностями анализируют ситуацию и определяют, как лучше поступить для эффективного ее разрешения.

    Средний уровень сознания.

    Данный уровень характерен для большего количества людей, обладающих среднестатистическим уровнем развития, живущих только насущными проблемами и не стремящихся к возвышенным поискам и активной мыслительной деятельности. Для данной группы людей характерно отсутствие интереса к вопросам бытия и смысла жизни и философским рассуждениям о бренности бытия.

    Основными задачами на данном уровне развития сознания человека являются удовлетворение собственных потребностей, обеспечение себе и своим близким достойного уровня существования.

    Низший уровень сознания.

    Данный уровень сознания можно охарактеризовать как невежественный. Для людей, относящихся к данному уровню развития сознания, характерно полное отсутствие стремления к развитию собственной личности. Для низкого уровня развития сознания также характерно примитивное мышление и отсутствие способности к прогнозированию развития ситуации. Таким людям свойственно отсутствие мыслей о последствиях своих поступков и слов.

    Бытийное и рефлексивное сознание

    Еще одной классификацией уровней сознания человека является разделение их на бытийное и рефлексивное сознание:

    1. Для бытийного сознания характерны начальные проявления рефлексии, на данном уровне развития сознания рождаются образы и смыслы деятельности человека, происходят процессы отражения и решения мыслительных задач, которые возникают в процессе восприятия человеком особенностей окружающего мира.
    2. Для рефлексивного сознания характерны размышления о мире и его особенностях, осуществление регуляции собственного поведения, активное проявление самопознания, самооценки и размышлений о себе и своей роли в мире. Данный уровень развития сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробления целого на части и выявление существующих причинно-следственных связей.

    Уровни общественного сознания

    Процесс возникновения и развития индивидуального сознания напрямую связан с процессами, происходящими в обществе, на данном этапе его развития и функционирования. Сознание отдельно взятого человека, объединяясь сознание других людей формирует общественное сознаний, которое также имеет определённые уровни развития. Рассмотрим их более подробно.

    • Первый уровень развития общественного сознания это – обыденное сознание – которое характерно для всех жителей Земли и формируется благодаря совершению человеком ежедневных практических действий. Само по себе обыденное сознание является стихийным, не систематизированным и его основой является имеющийся у человека повседневный житейский опыт.
    • Второй уровень – теоретическое сознание, для которого характерно отражение действительности на глубинном сущностном уровне, явления и концепции общественной жизни на данном уровне находят свое обоснование с учетом закономерностей развития общества.
    • Третьим уровнем развития общественного сознания является уровень общественной психологии – который объединяет в себе все, что происходит в обществе, совокупность волнений, настроений, определенных традиций. Уровень общественной психологии способствует отражению настроения людей в связи с происходящими явлениями общественной жизни, проявлению их национального характера и менталитета.
    • Четвертый уровень общественного сознания это – идеология – уровень который отражает имеющуюся в обществе систему взглядов и установок, уровень его духовности и имеющихся потребностей и интересов.
  • Ссылка на основную публикацию