Патристика и схоластика в средневековой философии- характеристика, представители и идеи

Патристика и схоластика в средневековой философии- характеристика, представители и идеи

Глоссарий

Христианство (от греч. — «помазанник», «мессия»), одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в Палестине в контексте мистикомессианистских движений иудаизма, с которым, однако, вступило в острый конфликт. Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, во уже в первые десятилетия получало все больше последователей из др. народов («язычников»). До 5 в. распространение X. происходило гл. обр. в географич. пределах Рим. империи, а также в сфере её политич. и культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-йпол. 1-го тыс.) — среди герм. и слав. народов, позднее (к 13—14 вв.) — также среди балт. и фин. народов. В новое и новейшее время распространение X. вне Европы происходит за счёт колон. экспансии и деятельности миссионеров. Число приверженцев X. во всём мире превышает 1 млрд., из них в Европе — ок.475 млн., в Лат. Америке — ок. 250 млн., в Сев. Америке — ок. 155 млн., в Азии — ок. 100 млн., в Африке — ок. 110 млн.; католиков — ок. 660 млн., протестантов — ок. 300 млн. (вместе с сектами, среди которых 42 млн. методистов и 37 млн. баптистов), православных и приверженцев «нехалкидонских» вероисповеданий Востока (монофиситов, несториан и т. п.) — ок. 120 млн.

Идеология (греч. idea – мысль, и logos – слово). 1) часть метафизики, рассуждающая об идеях. 2) бесполезное, чуждое практическим целям мышление. 3) система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.

Апологетика (от греч. apologeisthai – защищаться). 1) ученое изложение доказательств истины и божественного источника христианской религии, написанное Тертуллианом. 2) наука, задачею которой служит доказательство истинности христианского учения и его божественности, а также защита христианской веры.

Церковь (от греч. kyriakon – дом Господний) в христианстве название здания, в котором происходит богослужение, или здания религиозной общины или в целом название всей совокупности всех религиозно-христ. общин в стране или вообще на всей земле. Церковь как религиозная организация, основанная самим Христом, есть мистическое «тело Христово»; см. Corpus mysticum. Решающее значение для ее развития и теоретического обоснования имели деяния апостола Павла. С точки зрения христианства, церковь – общественное чудо, которое соответствует явлению человеку Бога в образе Христа и выступает как бы его продолжением. От единой церкви, находившейся под властью папы, в И в. отделились греч. и др. восточные церкви, которые больше не признавали верховной власти пап. От рим.-католич. церкви (см. также Католицизм) откололась в 16 в. протестантская (см. Протестантизм), которая тотчас же снова распалась – на реформатскую и лютеранскую церкви. Внутри них существует много сект.

Патристика (от греч. pater, или лат. pater — отец) — термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1 — 8 в., — т.н. отцов церкви. К кон. 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен четвертый — одобрение церкви). Этим критериям соответствовали не все крупные христианские авторы; поэтому с современной т.зр. составной частью П. являются и те учения, которые христианская традиция не считаетвполне ортодоксальными, а «отцом» может быть назван почти всякий автор первых веков христианства.

Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами[1]. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм.

Креационизм (от лат. creatio — сотворение), ре-лиг. учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистич. религий — иудаизма, христианства, ислама.

Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога. П. характерен для всех теистических религий — иудаизма, христианства, ислама, понимающих историю как осуществление предустановленного божественного плана «спасения» человека. Разработанный Августином провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой христианской историографии.

П. предполагает завершение истории, наличие конца истории. В Средние века Царство небесное вводилось в историю как ее предел, как реализация абсолютного блаженства, достижение идеального состояния, требующего в качестве своего условия предварительного уничтожения всего сущего и его воссоздания на новых основаниях.

Персонализм [

Ревеляционизм – в христианском богословии термин, обозначающий признание сверхестественного источника библейского вероучения – божественного Откровения.

Схоластика (лат. scholastica , от греч. scholastikos — школьный, ученый) — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Зап. Европе в Средние века.

Реалисты 1) последователи реализма в философии искусстве и в отношении к действительности; 2) ученики реальн. училищ и также защитники реализма, как системы образования.

Монотеизм (от греч. monos — единственный и theos — Бог) — учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам и христианство (если признается, что троичность Бога — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — не ставит под сомнение его единство).

Вера — глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.

Своей непосредственной очевидностью и нерасчлененностью ведущего к ней пути В. близка интуиции. Как и интуиция, В. субъективна. В разные эпохи предметом искренней В. были диаметрально противоположные воззрения: то, во что когда-то свято веровали все, спустя время большинству представлялось уже наивным предрассудком. В. затрагивает не только разум, но и эмоции; нередко она захватывает всю душу и означает не только интеллектуальную убежденность, но и психологическую расположенность. В отличие от В. интуиция, даже когда она является наглядно-содержательной, затрагивает только разум. Если интуиция — это непосредственное усмотрение истины и добра, то В. — непосредственное тяготение к тому, что представляется истиной или добром; интуиция — способ открытия нового содержания, В. — способ удержания такого содержания в душе и разуме.

Поиск информации – Савченко Р

Средневековая философия

Цель лекции: ознакомить студента со спецификой философской мысли средневековья

Средневековая философия охватывает следующие века: от III – начала V вв. н.э. до XIV-XV вв. н.э.

Выделяют три периода средневековой философии:

  • Гностицизм 1- 3 в. н.э. Ранняя эпоха патристики. На этом этапе еще не установился христианский монизм.
  • Патристика к. 4 – 9 вв. н.э. На этом этапе создаются догматы христианской веры, последовательно отстаивается и защищается христианство. Происходит постепенное подчинение философии теологии, в отдельных случаях философия в принципе отрицается
  • Схоластика 9-15 вв. н.э. Философия подчинена теологии. Философия используется в целях теологии и христианского учения.

Главная характеристика христианской философии – это теоцентризм (перевод. тео – бог, божественный). Предметом философского знания является Бог. Бог является центральной категорией во всех разделах философии – онтологии, гносеологии, этики, и даже социальной философии, как мы с вами убедимся. Основная онтологическая идея средневековой философии – идея о сотворении мира богом, основная идея христианской гносеологии – идея божественного откровения как непререкаемого источника знания.

Христианство зародилось в I в. н.э.. Однако серьезное формирование христианской философии как главного идеологического и философского учения происходит с начала периода патристики. В самом начале зарождения христианского учения происходила серьезная борьба между христианством и конкурирующими идеологическими, философскими и религиозными учениями античного Рима, многие из которых были политеистичны.

Одним из предшествовавших христианской философии течений был гностицизм. Сторонники гностицизма были нацелены на то, чтобы познать свою веру. Расцвет гностицизма приходится примерно на 2 в. н.э. Основная характеристика данного течения – это религиозно-философский синкретизм. Гностицизм исходил из религиозных воззрений востока. Гностицизм объединяет учения неоплатонистов, неопифагорейцев, Платона. Вместо материально-чувственного космоса возник опыт личностного абсолюта, т.е. персонализм. В основе гностицизма лежит мистическое учение о знании, которое открывается путем божественного откровения и открывает человеку путь к спасению. Похожую идею потом заимствовали в христианстве.

Онтология. Основой бытия является непознаваемая сущность -первоначало. Эта сущность проявляет себя в эманациях – эона х (это идеальное начало мира). Эонам противопоставляется материя, основой которой является демиург. Демиург лишен божественного начала, а следовательно материя грешна и отягощена злом. Отсюда выходит и главный этический принцип гностицизма – подавить все телесное, искупление греха и стремление вырваться из материального греховного мира. Как, мы видим, это совпадает с этической установкой неоплатонизма, которая предполагала аскетизм как средство постижения божественного принципа.

Основным идеологом гностицизма был Валентин. Валентин разработал учение о Софии, которое можно рассматривать как попытку объединения христианства и язычества. Валентин рассматривал бытие как Плерому. Плерома есть эманация Софии, которая излучает различные мифологические существа, в том числе христианского Бога. Плерома состоит из 28 эонов, божественных сущностей. София – также является одним из эонов. София была низвергнута с пантеона богов, так как захотела встречи с Творцом мира, и изгнана из Плеромы. Слезы Софии сотворили наш материальный мир.

Гностицизм исходит из дуализма, источник которого является персидское философское течение – зороостризм. Мир – это есть поле борьбы добра и зла, материи и бога. Зороостризм выделяет таким образом два онтологических начала, которые находятся в состоянии диалектического противоречия между собой.

Одной из центральных проблем гностицизма была проблема теодеции – это проблема познаваемости и оправдания существования Бога (другими словами предполагалось ответить на вопрос “Зачем есть Бог?”). Гностицизм выделял Бога -творца и Бога-искусителя (Демиург).

Гносеология.Познание Бога невозможно рациональным способом. И это было основной гносеологической характеристикой гностицизма, которая потом перешла в христианскую философию. Бог познается за счет религиозной интуиции или мысленного экстаза. Такой метод познания также перекликается с идеями неоплатонистов.

Основной гносеологической характеристикой гностицизма является дуализм. Однако это положение противоречит монотеистической установке христианства и, следовательно, с гностицизмом стали вести борьбу.

Во 2 в н.э. появилось учение апологетов христианства. Апологеты были защитниками христианства. С апологетами связаны первые именно философские идеи христианства.

Основные представители: Юстиан Мартин, Квинт Секстилий, Ориген, Арий, Афанасий. Философы христианства боролись с язычеством и призывали защищать христианство. Они выступали и против философии и рационального способа познания. Разум ведет к ереси, как они считали. Так как между разумом и верой нет никаких точек соприкосновения, то разум противостоит божественному откровению. Бог только может открыть истину. Таким образом, философия подчинилась теологии.

Ориген, Арий и Афанасий разрабатывали вопрос сущности Христа и Бога. Ориген считал, что Христос – это соединение божественной сущности и человеческой. Вопрос сущности божественной троицы являлся центральным местом для христианской полемики. Вся проблема заключалась в том, что при систематизации христианское учение наткнулось на противоречие, которое необходимо было разрешить. Христианство – это монотеистическая религия, но в ней признается наличие трех божественных сущностей – Бога отца, Бога Сына и Святого Духа. Соответственно необходимо было установить такие взаимоотношения между этими сущностями, чтобы не перейти к политеизму и остаться на позициях монотеизма. Другим камнем преткновения является вопрос о сущности Христа. Христос Бог, но в то же время сошел на землю, был распят и умер. А как Бог может умереть? Эти и многие другие вопросы пытались разрешить первые христианские теологи.

Арий писал, что Христос не имеет божественной сущности, но создан по образу и подобию Бога, но он не Бог. Афанасий, считал, что бог отец и бог сын имеют одну божественную сущность.

В 325г. был создан Никейский Собор, где победил Афанасий и его взгляды.

В более поздний период (конец IV – начало V н.э.) появляется литература отцов церкви. Она называется патристикой.

Патристика

Патристика – это первый этап формирования христианского учения. Период патристики характеризуется отвержением и свержением основных постулатов античной философии. Период патристики можно разделить на два этапа:

  • (до 325 г н.э.) Формирование основных христианских догматов и сильной единой церкви как социального института. Это период заканчивается Никейским Собором.
  • Начинается с творчества Августина
Основные характеристики патристики
  • Сближение философии с религией
  • Отрицание античной философии. Все истинное исходит только от божественного откровения
  • Философия воспринимается как инструмент познания Бога
  • Герменевтика как способ познания истины
Августин Аврелий (конец IV – начало V н.э.).

Один из ведущих представителей патристики – Августин. Основные теологические труды: ” О граде божьем “, ” О свободе воли “, ” Исповедь “.

Его основное произведение – “О граде божьем”. Это сочетание христианской идеологии и древних доктрин, в первую очередь платонизма и неоплатонизма.

Онтология. Учение о бытии связано с идеей креационизма, в соответствии с которой наш мир был сотворен Богом. Бог центр философского мышления. Философия Августина теоцентрична. Бог – это единое начало мира. Главной характеристикой христианской философии является признание персонифицированного Бога и персонофицированного начала мира. Бог рассматривается как первичная субстанция и причина всего сущего. Все, что существует, существует благодаря Богу. Актом божественной воли Бог сотворил мир и может изменить этот мир. При этом Бог не на долю секунды не оставляет свой контроль и надзор над миром. Все, что происходит в мире, происходит по Воли Бога. Следовательно, Августин исходит из божественного детерминизма в онтологической проблематике. Августин постулирует концепцию экземпляризма. (лат., перевод. экземпляр – образец, модель). Экземпляризм Августина предполагал, что Бог обладал некими идеями, как эйдосы Платона. В соответствии с этими идеями Бог создал мир. Некоторые вещи, которые создал Бог, полностью совпадают со своим эйдосом, а некоторые незакончены и их становление должно произойти на земле. Мир не имеет значения, если не было бы Бога. Мир рассматривается как творение и как отблеск божественной сущности, воплощенной в материальной субстанции. Философия Августина противостоит натурофилософии. Августин выделял Бога как истинное бытие и реальный мир как божественную идею, воплощенную в материи.

Учение о душе. Душа в философии Августина понимается спиритуалистически, как идеи Платона. Душа не содержит никакой материальной субстанции. Душа бессмертна и совершенна. Причина совершенства души – это Бог, так как душа человека дарована ему Богом. Душа является первообразом Бога и поэтому человеку надо подавлять телесное, чтобы душа и ее стремления превосходили все в человеке.

Основной способностью души является – воля, не разум. Волюнтаризм является специфической чертой философии Августина. Воля – это активная этическая категория, присущая душе. Сущность души – это воля. Другие способности души – это мышление и память. Человек обладает свободой поступков, однако, все, в конечном итоге в поступках человека также воплощается воля в Бога, что фактически подтверждает детерминизм учения Августина.

Таким образом Августин провозгласил первенство веры над разумом. Августин считал, что человеческий разум слаб. Истоком этого является грехопадение Евы и Адама.

Учение о времени. В онтологии Августин наткнулся на дуалистическое противоречие. Бог в учении Августина вечен и неизменен, Бог есть причина себя самого. Однако единичные вещи погибают и исчезают. Для разрешения этого противоречия Августин взялся за изучение времени. Время, по мнению Августина, – это мера движения и изменения всех вещей. Время появилось с сотворением мира. До сотворения мира времени не было. Эту меру движения ввел Бог. Августин соотносит время со способностью нашей памяти и человеческим мышлением. Настоящее Августин соотносил со способностью мышления к созерцанию, прошлое с памятью, а будущее Августин увязывал с надеждой. И прошлое, и настоящее, и будущее находятся в нашей памяти. Единство прошлого, настоящего и будущего находятся в Боге. Бог абсолютная персонофицированная субстанция, которая сводит воедино настоящее, прошлое, будущее.

Таким образом, Августин критикует идею Аристотеля, который увязывает время с движением небесных тел.

Гносеология.Главной гносеологической категорией также является Бог. Бог – есть предмет познания. Бог есть и причина познания. Бог вносит свет в человеческий дух. Августин отрицал чувственное познание – сенсуализм. Познание и истина кроется в человеческой душе. Душа и сознание человека они неизменны в окружающем мире. Истина заложена Богом в человека. Творцом всех идей является Бог. Человек может понять божественную идею, но не создать ее. Истину о Боге можно познать только верой. Вера соотносится с волей, но не с разумом. Августин отрицает научное познание, где разум – критерий истины. Таким образом, имеем первенство веры над разумом. Истину человек может познать только верой, а церковь есть единственный источник веры.

Социально-политическое учение. Августин говорит, что неравенство есть на Земле. Но перед Богом все равны. Августин указывает на единство исторического развития и божественной истории. На земле идет бой двух царств – божественного и земного. В историческом процессе воплощается война этих двух миров. История – это божественное проведение. Божий град – это те, кто своим смирением, покаянием достигли и заслужили спасение. Следовательно, человек должен жить в смирении и покаянии. Земной град – это град остальных смертных грешных людей. Церковь на земле есть единственный источник истины. Она объединяет праведных людей. Церковь – воплощение Града Божьего на Земле. Вне церкви – нет спасения. Государство также должно служить церкви, т.е. идея теократического государства.

При всей своей фантастичности (нелепо было бы ждать от мыслителя V в. научного, рационального анализа развития общества) философия истории Августина была огромным творческим достижением своего времени. Он понимал развитие цивилизации не как бессмысленное топтание на месте, а как закономерный направленный процесс. Этот процесс имеет свое начало (сотворение богом человека), смысл (победа христианства во всемирном масштабе) и завершение (Страшный суд и отделение грешников от праведников). Тем самым учение Августина начинает готовить почву для научной теории общественного прогресса, которая была всесторонне обоснована в XVIII-XIX вв. Несмотря на внутреннюю противоречивость и даже фантастичность, теория Августина внесла большой вклад в развитие социальной философии и философии истории. Августин был первый, кто внес принцип диалектики в исторический процесс. История стала восприниматься через принцип развития, которая когда-то началась и к чему-то идет. Принцип диалектического понимания истории будет основным при построении социальной философии нового времени и философии марксизма.

Схоластика (9-15 вв.)

Во времена средневековья философия преподавалась только в церковных школах. Само слово “схоластика” означает “школа”. С схоластикой связан зрелый этап средневековой философии. Энгельс следующим образом охарактеризовал этап схоластики в истории философии 1 Большая советская энциклопедия, т.5 : ” Средневековая философия развивается на совершенно примитивной основе… Она разрушила всю античную культуру, чтобы начать заново. Догматы церкви понимались аксиоматически..”.

В период схоластики происходит подчинение философии богословию. Задача философии сводится к тому, чтобы обосновать догматы христианской веры. Единственным предметом изучения философии стала божественная сущность. В схоластике вводится принцип абсолютной истины, который предполагал исключение всякого различия между наукой и философией. Если же научные открытия противостояли христианскому учению, то они не подлежали распространению или обсуждению, решением церкви могло быть низвергнуто любое научное открытие.

Представители схоластики были последователями патристики. Но схоластика ставила перед собой другие задачи. Если последователи патристики занимались разработкой христианского учения, формированием христианских догм, то схоласты занимались разъяснением этих догм и систематизацией христианского учения.

Из этого вытекают три цели, которые преследовали схоласты:

  • с помощью разума глубже проникнуть в истины веры и сделать их более понятными для человека;
  • придать религиозным идеям более упорядоченную форму при помощи философских методов рассуждения;
  • на основе философских аргументов опровергать критику догматов христианского вероучения.

В рассуждениях схоластов сформировался своеобразный религиозно-мистический вариант диалектики : из сопоставления различных мнений (“за” и “против”) делались выводы, подтверждавшие правоту христианства. Религиозные мыслители эпохи схоластики считали, что искать истину не надо- она уже дана в божественном откровении. Ее надо только систематизировать, изложить посредством разума, т. е. философии.

В схоластике стал складываться следующий тип научного знания, противопоставленный античной науке. В античности мыслители занимались созерцанием окружающего мира и осмыслением и систематизацией полученных знаний. Главным методом познания было наблюдение. В эпоху средневековья вообще не ставился вопрос о необходимости ставить эксперимент. Считалось, что задачей познания является не познание окружающего мира, но познание священного писания как божественного откровения. Основной способ познания – это герменевтика. В Эпоху Возрождения научная мысль вернется к необходимости познать окружающий мир, но основным способом познания станет эксперимент.

Схоластическое учение исходило из того, что выводились определенные доводы за и против, из которых выводились суждения для подтверждения христианской идеологии. Такие суждения носили силлогический характер, из них исчезла глубина мысли и высокая культура мышления, которая была у античных философов.

Основными проблемами, разрешаемыми в схоластике, были

  • Спор об универсалиях
  • Существование и доказательство Бога
  • Истина веры или истина разума

Основным идеологом схоластики является теолог Фома Аквинский.

Средневековая философия – самое главное кратко + СПИСОК КНИГ. ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 5

Здраравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

Средневековая философия – самое главное кратко. Это очередная тема из цикла статей по философии в кратком изложении.

Средневековая философия – самое главное кратко

Средние века – это период истории Европы продолжительностью почти в тысячелетие. Начинается с 5-го века (распад Римской империи), включает эпоху феодализма и завершается в начале 15-го века с наступлением эпохи Возрождения.

Средневековая философия – основные черты

Для философии средних веков характерна идея объединения всех людей разных сословий, профессий, национальностей при помощи христианской веры

Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.

Философия средних веков в кратком изложении – это христианское мировоззрения, внедренное в сознание общественности, часто в выгодном для феодалов свете.

Основные проблемы средневековой философии

Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:

Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализма, номинализма и концептуализма.

Основная задача философов средневековья – Богоискательство

Философия средних веков — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует. Средневековые философы отринули атомизм античных философов и единосущность Бога в истолковании Аристотеля. Платонизм же был принят в аспекте триединства Бога.

3 этапа философии средневековья

Условно выделяют такие 3 этапа философии средневековья, кратко их суть в следующем.

  • 1-й этап Апологетика — утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям.
  • 2-й этап Патристика — установление господства католической христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств.
  • 3-й этап Схоластика — переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды.

Апологетика в философии это?

Главные представители апологетики — 1-го этапа в философии средневековья — Климент Александрийский и Квинт Септимий Флорент Тертуллиан.

Апологетика в философии кратко — это основной раздел богословия, в котором доказывается истинность бытия Бога и главных положений христианской веры при помощи рациональных средств.

Патристика в философии это?

В период 2-го этапа средневековой философии доказывать существование Бога уже не было необходимости. Начался этап распространения христианской веры.

Патристика (от греческого « pater» — отец) в философии кратко — это теология и философия Отцов Церкви, продолживших дело Апостолов. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и другие выработали учение, положенное в основу хистианского мировоззрения.

Схоластика в философии это?

3-й этап средневековой философии – это схоластика. Во времена Схоластики возникают школы, университеты с богословской направленностью и философия начинает переходить в теологию.

Схоластика (от греческого «школа») в философии – это средневековая европейская философия, которая представляла собой синтез философии Аристотеля и христианского богословия. Схоластика соединяет теологию с рационалистическим подходом к вопросам и проблемам философии.

Христианские мыслители и философские поиски

К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии относят апологетиков Татиана и Оригена. Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). Они стали называться Новым Заветом. Ориген стал автором отрасли филологии, которыя была основана на библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека.

Философ Боэций

Выдающимся мыслителем в период патристики был Боэций. Он обобщил философию средних веков для преподавания в университетах. Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7 направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные (грамматика, диалектика, риторика) и естествознание (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Он перевел и сделал толкование главных трудов Евклида, Аристотеля и Никомаха.

К выдающимся мыслителям схоластики относят монаха Фому Аквинского. Он систематизировал постулаты церкви, указал 5 несокрушимых доказательств существования Бога. Объединил философские идеи Аристотеля с христианским учением. Он доказал, что всегда совершается последовательность завершения разума верой, природы – благодатью, философии – откровением.

Философы католической церкви

Многие философы средневековья были причислены к лику святых католической церковью. Это Блаженный Августин, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Альберт Великий, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Боэций, канонизированный как Святой Северин и другие.

Крестовые походы – причины и последствия

Часто можно услышать вопрос, почему в период средневековья такими жестокими были Крестовые походы, если причиной их организации была проповедь веры в Бога? А ведь Бог есть любовь. Этот вопрос часто смущает, как верующих, так и неверующих людей.

Если Вам тоже интересно получить глубокий и подтвержденный историческими фактами ответ на этот вопрос — посмотрите это видео. Ответ дает известный миссионер, богослов, доктор исторических наук Андрей Кураев:

Книги по философии средних веков

  • Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Перевезенцев Сергей. Читать здесь онлайн.
  • Ричард Саутерн. Схоластический гуманизм и объединение Европы. Читать онлайн здесь.
  • Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье. Читать онлайн здесь.

ВИДЕО Философия Средневековья кратко

Надеюсь, статья Средневековая философия кратко самое главное оказалась для Вас полезной. В следующей статье Вы можете познакомиться с философией эпохи Возрождения.

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

12. Средневековая философия. Патристика и схоластика.

Особенностью средневековой философии является тесная взаимосвязь с теологией (учением о Боге), ярко выраженный религиозный характер ее проблем и способов их решения. Определяющими чертами

средневековой философии являются монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм.

В монотеизме Бог понимается не просто как единый, но как радикально отличный от всего прочего, трансцендентный миру (т.е. выходящий за его пределы, как бы лежащий вне мира).

Креационизм означает восприятие мира как сотворенного Богом, причем сотворенного из ничего.

Провиденциализм – это непрерывное осуществление в истории божественного замысла по спасению мира и человека.

Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, предопределенного уже в самом начале.

Христианское миропонимание глубоко антропологично. Человек занимает особое место в мире как образ Божий, и всей своей жизнью он призван уподобиться ему в безгрешии, святости и любви.

В развитии средневековой философии обычно выделяют два основных этапа – патристику и схоластику.

Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.

Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:

теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;

креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;

провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;

персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;

ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.

На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий Великий (ок. 330 — 379), Амвросий Медиоланский (333/334 — 397), Григорий Нисский (335 — после 394), Иероним Стридонский (347 — 419/420), Августин Блаженный (354 — 430) и др.

По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, еще не вполне принявшем новую религию и утверждающую его мораль.

Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность.

Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.

Наиболее крупными представителями средневековой схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Бонавентура (1221 — 1274), Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349)

Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий.

Патристика

Патристика — в философии это сочинения отцов Церкви, то есть христианских наставников — писателей, поэтов и философов. Это одна из форм закрепления культуры христианства.

Изначальная цель патристики —прояснить христианство, оберечь его от язычества и сформулировать догмы (религиозные истины и правила, которые не поддаются сомнению).

Учения отцов Церкви о христианстве стали появляться во II в. н.э., а просуществовала патристика до середины VΙΙΙ в.

Церковь сама определяла, кого отнести к своим “отцам”. В расчёт принималась святость автора, древность его работ и приверженность христианству во взглядах.

В более широком смысле к патристике относят труды и учения всех христианских авторов в начале возникновения и развития христианства.

Представители патристики

Римско-католическая церковь определила 8 отцов Церкви. Все они создавали свои труды не позже VIII в.:

  • римские святые: Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский Ие­ро­ним Бла­жен­ный, Ав­гу­стин, Гри­го­рий I Ве­ли­кий
  • греческие святые: Афа­на­сий Ве­ли­кий, Ва­си­лий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Бо­го­слов и Ио­анн Зла­то­уст

Православная церковь, напротив, не ограничивает древность отцов Церкви. Она причисляет к ним и тех богословов, учения которых датированы IX в. и позднее (например, Симеона Нового Богослова, Григория Паламу и др.).

Этапы и основные идеи патристики

Разделяют три этапа формирования патристики:

  • ранняя патристика (II–III вв.)
  • зрелая патристика (IV–V вв.)
  • поздняя патристика (VI–VIII вв.)

Основными задачами были:

  1. Упорядочить знания о христианстве и найти его проявления в язычестве.
  2. Сформулировать теоретические знания о христианстве.
  3. Создать непреложные церковные догмы (правила), которые сформируют фундамент для традиции христианства.

Ранняя патристика

К этому периоду II–III вв. относят раннехристианскую литературу. Учения носили религиозный характер.

В этот период создавали свои сочинения Апостольские отцы (мужи) и христианские гностики. Период характеризуется их противостоянием во взглядах.

Апостольские отцы

Так называли учеников апостолов. Их сочинения были очень религиозными. Они старались доказать истинность христианства и защитить его от нападок.

Некоторые их труды использовались во время богослужения и включались в Библию. По своему статусу они приравнивались к Священному Писанию. К таким трудам относят Учение 12 апостолов (Дидахэ) и Послание от имени апостола Варнавы.

  • Кли­мен­т I Рим­ский
  • Поликарп Смирнский
  • Иг­на­тий Ан­ти­охий­ский Бо­го­нос­ец
  • Ерма
  • Папий Иерапольский

В то же время возникло направление апологетика (от греч. apologetikos – защищающий). Её основная функция — защита христианства.

Апостольских мужей приписывают к авторам-апологетам. Среди других греческих и римских апологетов:

  • Код­рат
  • Ари­стид
  • Иустин Философ
  • Тер­тул­ли­ан
  • Ми­ну­ций Фе­ликс
  • Ар­но­бий
  • Лак­тан­ций и др.
Христианские гностики

Гностики же пытались понять, где место человека и Бога в мире, кто такой Бог, каково назначение человека и т. д.

Созданное ими учение гностицизм не ограничивалось только идеями христианства. На него также оказывали влияние античная и эллинистическая философия, иудаизм, древняя иранская религия зороастризма, мифология, мистика и др.

Главные представители христианского гностицизма:

  • Маркион
  • Василид
  • Валентин и др.

Узнайте также про Агностицизм.

Зрелая патристика

Это период расцвета патристики в IV–V вв. Появляются первые догмы, патристика расширяет территорию своего присутствия.

Среди основных греческих и римских представителей этого периода:

  • Василий Великий,
  • Григорий Назианзин
  • Григорий Нисский
  • Иоанн Златоуст
  • Иларий Пиктавийский
  • Аврелий Августин
  • Иероним Стридонскийи др.

Поздняя патристика

Период развития патристики в VI–VIII вв.

Патристика окончательно становится частью истории христианства. Сочинения “отцов церкви” становятся церковными канонами, т.е. непреложными правилами.

Появляются чётко сформулированные догмы. Они формируют теорию христианства и его традиции.

Представители поздней патристики:

  • Иоанн Дамаскин
  • Григорий Великий
  • Максим Исповедник и др.

На Западе в этот период патристику начинает вытеснять схоластика — направление в средневековой философии, тесно связанное с религией.

Схоластика занималась тем, что путём логических рассуждений и анализа пыталась объяснить церковные догмы и доказать, что Бог существует. Поэтому её ещё иногда называют патристикой Средневековья.

В чём отличие патристики от схоластики

Патристика — это сочинения и труды отцов Церкви. Её основная задача — защитить, распространить и теоретизировать христианство. Она появилась во II в. и просуществовала до VIII в.

Схоластика — философское направление, тесно связанное с религией. Она сменила патристику. Так как схоластика появилась позже, то свои идеи она черпала уже не только из документов античности, но и из христианских идей и догм.

Схоластика сформировалась в IX–XII вв. Но первые зачатки можно найти ещё в конце V–VI вв. В то время философы и христианские богословы стали проявлять интерес к работам древнегреческих учёных, которые основывали свои идеи на логике и разуме (в частности, к работам Аристотеля).

Поэтому патристика — это учения и труды, основанные на вере, а схоластика пыталась понять христианство с помощью логических рассуждений и разума.

Читайте подробнее про Схоластику. Узнайте также, что такое Теоцентризм.

Элейская школа философии — кратко об основных идеях и представителях

Древнегреческие мыслители неустанно пытались найти причину бытия, распознать основы мироздания, определить цель и место в нем человека. Если кратко: элейская школа философии отвергала все мистические факторы, используя для работы только разум, рационализм. Проблемой представителей нового для античности направления было недостаточное количество исходного материала, что обусловило интеграцию с уже существующими школами.

Основные идеи

Античное философское течение возникло в V веке до н. э. Мудрецы из города Элея в качестве отправной точки создания своего учения использовали математические тезисы Пифагора, сосредоточившись на идее проматериалистического исследования природного первоначала.

Основателями философской школы принято считать Ксенофана и Парменида. Они использовали разные методы убеждения, чтобы доказать окружающим свою правоту, но делали схожие выводы относительно материальности бытия и главенствующей роли разума в жизни человека. Благодаря им было сформулировано основное онтологическое положение учения элеатов, которое гласило, что ощущаемое представление о природе не может являться истинным, если не имеет разумного объяснения. В этом контексте становятся понятны и основные идеи, пропагандировавшиеся философами:

  • бытие неразрушаемо и непрерывно, поэтому все сущее — лишь часть единого целого, не подверженного изменению;
  • познание невозможно без рационализма;
  • движение есть необходимая часть существования, обеспечивающая возвращение всего сущего к исходному элементу (монизм);
  • целое — это совокупность составляющих его частей, качественно отличающаяся от каждой из них;
  • пустота и небытие невозможны и не подлежат познанию;
  • в процессе формирования знания для получения достоверной информации необходимо полагаться только на разум, не доверяя чувствам.

Известные представители

В число философов, ставших основоположниками идеи единства бытия, входят:

  • Ксенафон;
  • Парменид;
  • Мелисс;
  • Зенон.

Ксенафон отличался красноречием, умением увлечь слушателей. Пантеизм философии мыслителя и элеатов заключается в отрицании принятия на веру всех толкований необычных явлений природы, только тщательные исследования способны открыть истину. Он часто резко высказывался в адрес самодержцев, поэтому добиться уважения в обществе не мог.

Главным достоянием государства философ считал мудрость правителя и нравственное воспитание граждан.

Менее самоотверженным был Парменид. Этот человек происходил из знатного рода, но за высокие нравственные качества добился уважения и среди простого народа. В своем труде «О природе» мыслитель доказывает несостоятельность теории пифагорейского материализма, указывая на множественность и иллюзорность природной сущности. Он вывел собственную концепцию единства, которая требовала использовать рационализм в качестве ведущего инструмента научного исследования окружающего мира, не доверяя ограниченным чувствам.

Работа философа увлекла и его последователя Зенона. Этот мыслитель не ограничился поиском подтверждений противоречивости природы, а вывел своеобразный свод правил, состоящий из 40 апорий. Постановка некоторых из догм полностью соответствует идеям элейской школы о невозможности полностью познать бытие. Но важнейшей частью в развитии философской мысли принято считать всего 9 апорий, не получивших доказательства или опровержения даже на сегодняшний день.

В одно время с Зеноном жил и Мелисс. Его заслугой считается систематизация догм школы, формулировка важнейших тем для ее развития. Именно он расширил понятие бытия до уровня Вселенной, существующей в бескрайнем пространстве Космоса и Времени.

Роль учения

В античном мире исследовательские методы, как и сама база, были крайне ограничены. Представители элейской школы отказались от традиционного представления о мире, доказав, что оно основано на чувственных впечатлениях, не отличающихся достоверностью.

Метафизическое учение стремилось не выходить за рамки натуральной философии, но при этом замахивалось на попытки осознать, систематизировать понятие бесконечности, множественности, ограниченности или единства, что способствовало появлению новых проблем, требующих решения. Нередко елеатить — означало переходить к идеалистической диалектике, которой в дальнейшем увлекся Гераклит.

Труды мыслителей были неотделимы от жизни, что объясняет тесную связь с такими направлениями философии, как искусство спора, софистика. Представители элейской школы смогли взглянуть на окружающий мир под принципиально новым углом.

Благодаря их самоотверженности и стремлению к поиску истины появились новые инструменты познания, а рационализм смог взять верх над чувствами.

Элейская школа. Основные идеи и представители

Ознакомление с древнегреческой философской школой (элеаты), главными представителями которой были Парменид, Ксенофан, Зенон Элейский, Мелисс. Рассмотрение апорий (опровержений движения) Зенона: “Дихотомии”, “Ахилла”, “Летящей стрелы” и “Стадий”.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления15.06.2014
Размер файла21,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Г. МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московская академия рынка труда и информационных технологий»

РЕФЕРАТ

по дисциплине « Философия »

на тему: « Элейская школа. Основные идеи и представители »

Выполнил: Андронов А. В.

Студент 2 курса

Преподаватель: Рожков В. В.

Москва 2013

Содержание

Введение

1 Философия элейской школы

1.1 Парменид

1.2 Зенон

1.3 Мелисс

Список используемых источников и литературы

Введение

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. Элеаты явились сознательными защитниками единства всего существующего; они же открыли глубокие противоречия, коренящиеся в обычном, основанном на восприятии представлении о вселенной. Антиномии пространства, времени и движения как определений действительно сущего были раскрыты элеатами с большим диалектическим талантом. Наконец, элеаты первые вполне отчётливо различили действительно существующее, постигаемое мыслью, от явления, с которым человек знакомится благодаря чувствам.

Актуальность изучения данной темы велика, так как учения Элейской школы сделали огромный вклад в греческой философии и в истории философии вообще.

Объектом настоящего исследования является «Элейская школа».

Предмет исследования – основные идеи и представители.

Цель данной работы – исследование основных идеи и представителей Элейской школы.

Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать общие учения;

2) исследовать основные идеи;

3) изучить характеристику философского учения;

4) рассмотреть основные направления учения.

1. Философия элейской школы

Элеаты – древнегреческая философская школа (6-5 вв. до н. э.), возникшая в городе Элее (Южная Италия). Её главными представителями были Парменид, Ксенофан, Зенон Элейский, Мелисс. Влияние их школы на формирование абстрактной научной мысли огромно. Философия элеатов стояла на пути рационализации знания, оперирования абстрактными понятиями и освобождения мышления от метафорических образов. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – воды, воздуха, огня, земли – к бытию как таковому.

Парменид (конец 7-6 в. до н.э.) – философ, политический деятель, центральная фигура элейской школы. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине сладкого учения». Он принимал активное участие в политических делах родного города. Он был признан одним из мудрых политических руководителей.

Парменид написал поэму « О природе», где образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывшей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Философию он разделил на философию истины и философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же, говорил он, точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шум, и на болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем. И вы убедитесь, что это невозможно. Гениальная идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия – ничто. Небытие невозможно ни познать, ни высказать, мыслимо лишь сущее. Особо подчеркнуть, что Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации: высшая степень дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мировоздании в Боге. [ 2 ]

Основные идеи элейской школы были доведены Парменидом до полного развития. Ученикам, его, Зенону (около 490-430 гг.) и Мелиссу (около 485-425 гг.), оставалось только защищать его теорию от возражений, делаемых людьми, держащимися обыкновенных понятий о вещах, и подыскивать новые аргументы. Трудясь в этом направлении, они писали прозой. Диалектические приемы, которые у Парменида были облечены в поэтическую форму, получили в их трактатах более полную техническую разработку.

Зенон Элейский, друг и ученик Парменида, защищал учение о единстве всего существующего, о призрачности всего индивидуального диалектическими приемами, показывавшими, какие логические несообразности заключаются во «мнении», что действительно существует мир индивидуальных предметов, возникающих и движущихся. Доказывая, что понятия о движении, о возникновении противоречат самим себе, Зенон, в духе главного положения элейской школы, устранял, как призрачные, эти понятия и приходил к выводу, что не может существовать ничего изменяющегося, что следовательно, существует только единое, неизменное бытие.

От сочинений Зенона Элейского сохранились лишь небольшие отрывки. Больше всего их в «Физике» Аристотеля. Оригинальный метод Зенона дал Аристотелю повод именовать его родоначальником «диалектики». У античных авторов термин «диалектика» означал познание истины через выявление внутренних противоречий в мыслях оппонента. Эти противоречия в мышлении противников элейской школы Зенон и выставляет на вид в своих знаменитых «Апориях» (буквальный перевод слова апория – «безвыходность»).

Защищая учение элейской школы о единстве и неизменности Бытия, Зенон доказывает, что исходные умственные основания тех, кто его отвергает (представление о пространстве как пустоте, отдельной от наполняющего его вещества; убеждение в множественности вещей и наличии в мире движения), – ложны. Зенон убеждает, что признание этих как будто бы самоочевидных постулатов ведет к непримиримым противоречиям. Истиной же являются главные философские положения элейской школы: пустоты, множественности и движения в мире не существует.

Относительно пустого внешнего по отношению к Бытию, веществу пространства, Зенон говорит, что раз и оно тоже является Бытием, то, и оно должно находиться где-нибудь, в каком-нибудь особом «втором пространстве». Это второе пространство должно пребывать в третьем – и так до бесконечности. По мнению элейской школы, такое допущение множественности пространств – абсурд. Значит, пространство неотделимо об Бытия, не является внешней по отношению к нему субстанцией, и неотделимые от него вещи не могут находиться внутри него.

Привычное человеческое представление о бесконечной множественности вещей в глазах элейской школы и Зенона тоже страдает непримиримыми противоречиями. Если вещей бесконечно много, значит каждая из них не имеет никакой величины (или, что то же, имеет бесконечно малую). Бесконечность уничтожает не только понятие величины, но и понятие числа: суммы элементов бесконечного множества не существует, ибо сумма должна являться определённым конечным числом, а привычное познание считает данную сумму бесконечной. Следовательно, надо признать верным учение элейской школы о единстве бытия.

Обычное человеческое представление о существовании движения, по Зенону, также не отражает истинной метафизической реальности. В «Апориях» приводятся знаменитые «опровержения движения»: «Дихотомия (деление на два)», «Ахилл», «Летящая стрела» и «Стадий».

В «Дихотомии» Зенон ставит на вид, что если мы движемся от одной точки в другую, то нам придётся вначале пройти половину пути между ними, затем половину оставшейся половины – и так до бесконечности. Но длящееся бесконечное время движение никогда не достигнет цели. Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

В апории «Летящая стрела» Зенон доказывает, что если рассмотреть выпущенную из лука стрелу в каждый отдельный момент полёта, то окажется, что она всякий миг одновременно и летит, и занимает определённое неподвижное положение. В одно и то же время существуют и движение, и неподвижность – стало быть, привычное человеческое представление о движении ложно и бессмысленно, а истинна идея элейской школы о полной неизменности и неподвижности Бытия. Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

В апории «Ахилл» Зенон доказывает, что славившийся быстротой своего бега, Ахилл, никогда не догонит убегающей от него черепахи. Хотя Ахилл бежит быстрее черепахи, но дистанция между ними никогда не превратится в нуль, потому что черепаха, уходя от Ахилла, в каждый новый промежуток времени успеет пройти расстояние, которое, как бы незначительно оно ни было, никогда не будет равно нулю. Зенон утверждает поэтому, что ни в один момент бега расстояние между Ахиллом и черепахой не превратится в нуль, и первый никогда не догонит последнюю.

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Мелисс, уроженец Самоса, успешно командовал самосским флотом во время войны Афин и Самоса в 440 г. до н. э. Некоторые авторы рассказывают, что в молодости Мелисс учился у знаменитого философа Гераклита, однако затем примкнул к совершенно противоположному по смыслу элейскому учению. элейский зенон апория древнегреческий

Среди философов элейской школы Мелисс выделялся важными особенностями. Целиком следуя учению Ксенофана и Парменида о единстве, неизменности и вечности истинного бытия, он утверждал, что мир может быть таким только при условии своей бесконечности. Другие представители элейской школы, напротив, полагали, что мир конечен и имеет форму шара.

Кроме того, Мелисс, в отличие от других элеатов, считал, что мир должен быть бестелесным, ибо «если бы Бытие имело толщину, то тем самым имело бы и части и уже не являлось бы единым». По-видимому, и к мысли о бесконечности Бытия Мелисс пришёл тем же рассуждением. Конечное Бытие имело бы определённый размер – значит, его можно было бы разложить на части, а это нарушает элейское представление о всеобщем единстве и отсутствии множественности.

Настоящая работа была посвящена актуальной теме исследования основных идей и представителей Элейской школы.

Объектом исследования была выбрана – Элейская школа.

Цель работы состояла в исследование основных идеи и представителей Элейской школы.

Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:

1) проанализированы общие учение, установлено, что в отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, они разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии;

2) исследованы основные идеи и представители , было выявлено, что философы Элейской школы считали бытие – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет», небытия – нет, что также следует из содержания самого понятия;

3) изучена характеристика философского учения, которая отражает строгое единое начало в учении о бытии и рационализм в учении о познании;

4) рассмотрены основные направление учения, такие как небытие, пространство, существование, материя, время, мера.

Список используемых источников и литературы

1. Богомолов А. С. «Античная философия» 2 изд. М.: Высш. шк. 2006. – 390 с.

2. Вундт В. Введение в философию. — СПб., 1903 .- 352с.

3. Лосев А.Ф. «Античная философия истории» М.: Наука,
1977.- 208 с.

Ссылка на основную публикацию