Кратко о религии Древнего Египта – доклад для 5 класса

Кратко о религии Древнего Египта: история появления

Египетская цивилизация — одна из самых известных цивилизаций, а религия Древнего Египта — едва ли не самая древняя религиозная система человечества. В ней насчитывается около 5000 богов. Во многих городах были распространены свои культы. Постепенно сформировался пантеон из девяти высших существ — Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. У египтян были особые представления о создании мира, загробной жизни, они могли объяснить многие явления природы.

  1. Исторический экскурс
  2. Особенности религиозных верований
  3. Проявления монотеизма

Исторический экскурс

В доисторические времена среди египтян был распространен тотемизм и фетишизм. Постепенно люди переходили от кочевого образа жизни к оседлому и это тоже влияло на их верования. Среди известных древнеегипетских фетишей выделяют:

  • камень Бен-Бен;
  • столб Иуну;
  • Имиут.

На формирование верований египтян влиял разлив Нила, который делал почву плодородной. Это считалось проявлением благодетельных сил, но иногда случалось несчастье в виде наводнения. Наблюдения за звездами и временем разлива позволило создать первый календарь. В каждом городе сформировался культ бога, который имел черты животного.

Объединение религии произошло с приходом власти фараона. Он считался потомком Осириса, то есть богом-человеком. Постепенно появился единый пантеон. Для египтян религия имела большое значение. В домах ставили алтари с подношениями высшим существам, возводились храмы и проводились жертвоприношения.

Люди верили, что после смерти их ждет жизнь в загробном мире. Но для этого ему нужно сохранить не только душу, но и тело. Поэтому была придумана мумификация и строительство пирамид.

Особенности религиозных верований

Фараону помогала особая социальная группа — жрецы. Они не только помогали осуществлять сакрализацию власти, но и были интеллектуальной элитой. Именно жрецы владели знаниями о природных явлениях и составили календарь из 12 месяцев. Представления о медицине помогли довести до совершенства технологию бальзамирования.

Жрецы были привилегированным сословием и это давало им определенные преимущества. Например, они получали ряд налоговых льгот и освобождались от общественных работ. Некоторые храмы имели очень важное экономическое положение. Между жрецами нередко развивалась борьба за право служить определенному богу.

Жречество подразумевало деление на саны. Плата за услуги приносилась трижды в день в виде пожертвований, которые оставлялись богам. Например, у статуи божества оставляли еду и пиво. Чуть позже это забирали служители храма. В их распоряжении также были поля для выращивания зерна.

Встречались и жрицы, но гораздо реже, чем мужчины. Царственные особы могли служить Тоту, Птаху или иным богам, которые участвовали в погребальном культе.

Для древних египтян религия была на первом месте. Именно вера выступала главным контролем общества. Жрецы часто играли роли серых кардиналов, которые оказывали серьезное влияние на фараона.

Ключевое понятие религии касалось путешествия в загробный мир. Для этого тело умершего обрабатывали особым образом. Существовало три типа бальзамирования, самый дорогой вариант доступен только фараону. Примерная схема мумификации:

  • тело мылось;
  • извлекался мозг, внутренние органы тоже удалялись и помещались в специальные емкости;
  • в течение месяца тело засаливалось;
  • сушка длилась семьдесят дней.

После смерти каждый умерший попадет на суд Осириса. Там бог на весах разместит душу человека и перо Маат, покровительницы справедливости. Если покойник жил праведно и совершал множество добрых поступков, его ждал рай.

Проявления монотеизма

В истории Древнего Египта была любопытная страница. Одно время в государстве стал главным культ одного бога — Атона. Привел его фараон Аменхотеп IV. Он начал возводить город в честь Атона и назвал новую столицу Ахетатон. Свое имя фараон сменил на Эхнатона. Также было введено еще одно интересное изменение.

Если рассматривать кратко религию Древнего Египта, то можно заметить, что жители поклонялись богам. Новый фараон же заставил восхвалять себя и свою жену — Нефертити. А уже они возносили почести Атону.

Фараон запретил домашние алтари, провел церемонию по уничтожению Амон-Ра, верховного бога. Были построены новые храмы, которые позволяли проводить церемонии на улице под лучами солнца.

Культ Атона просуществовал двадцать лет. После смерти Эхнатона жрецы вернули культ Ра. Они также постарались стереть все указания на существование фараона-новатора. Забытью подверглась и Нефертити.

Характерная особенность египетской цивилизации — это вера в разных божеств, которые имеют звериные черты. Например, Баст имела признаки кошки и она считалась покровительницей домашнего очага. Анубиса изображали с головой собаки и он считался проводником в загробном мире.

Египетская цивилизация была очень развитой, а религия Древнего Египта имеет множество уникальных черт. К сожалению, многие источники остались утерянными и не всегда ученые могут понять особенности поклонения тому или иному божеству.

Кратко о религии Древнего Египта – доклад для 5 класса

Египет – древняя загадочная страна, где некоторые секреты до сих пор не разгаданы. Свои истоки тайны берут в культуре и традициях, которые связаны с поклонением многочисленным богам. Одни из них помогали и покровительствовали людям, а другие – карали за проступки и прегрешения.

Представляли божеств в виде получеловека с головой и конечностями различных животных. Было это связано с тем, что животные своей силой и мощью вызывали у древних людей страх и испуг.
Каждому природному явлению и важному событию в жизни людей приписывалось покровительство того или иного бога. Этим и объясняется такое большое количество божеств. Основными верховными богами Древнего Египта являются Амон Ра, Анубис, Осирис, Сет и другие.

Амон Ра

Существует легенда о том, что вначале в Египте был единственный главный бог Солнца – Ра. Он покровительствовал людям и всему живому на земле. Изображали божество в виде человека с соколиной головой, которую венчал диск солнца. Сила Ра была в тайне его имени, которое он никому не называл. Многие люди стремились узнать, как зовут покровителя, чтобы обрести его могущество и власть. Долгое время имя оставалось секретом, но однажды в старости бог назвал его Исиде. В Египет пришли беспорядки, а люди больше не слушались Ра. Из-за этого бог Солнца расстался с землей и ушёл в небо.

И всё же Ра продолжал заботиться о египтянах. Каждое утро он усаживался в лодку и плыл на ней по небу, освещая людям землю с утра и до обеда. После он менял эту лодку на другую и спускался в подземное царство мёртвых. Солнечным светом он облегчал страдания заточенных там людей.

В мире усопших Ра каждую ночь воевал с чудовищным змеем. Побеждал постоянно бог Солнца. Но тьма и зло рождались и крепли к следующей ночи, и побоище повторялось снова.

В различных частях Египта верховного бога звали по-разному. В Элефантине его называли Хнумом-Ра, а в Фивах – Амон Ра. Но это не меняло его предназначение и статус главного божества.

Анубис

Сначала Анубис был главным богом подземного царства, пока его не вытеснил с этого места Осирис.

Обязанностями бога мёртвых было сопровождение душ в загробный мир, где с помощью специальных весов определялась их дальнейшая участь. На одной чаше этих весов была богиня Маат, представленная страусовым пером, а на другой – сердце усопшего. Результаты взвешивания Анубис передавал на суд Осирису, который выносил решение, достойна ли душа оставаться в тёмном царстве.

Так же Анубис был специалистом по изготовлению мумий. Участвовал в бальзамировании богов и фараонов.

Бог царства мёртвых охранял могилы умерших. Поэтому его изображение есть на многих надгробных камнях.

Представляли Анубиса в виде человека с головой шакала или дикой собаки. Связано это с тем, что этих животных люди часто встречали на кладбище и им приписывали связь с загробным миром.

Осирис

Осирис был праправнуком бога Амон Ра. Его отец Геб был правителем земли, а после власть унаследовал Осирис. Он научил людей многим нужным и полезным вещам: обрабатывать землю, лечить болезни, возделывать виноград.

Родной брат Осириса Сет люто завидовал успехам божественного родственника. Однажды Сет убил брата, и, разрезав тело на куски, разбросал их по всей территории Египта. Но любящая жена Исида собрала останки возлюбленного и вызвала к себе проводника из мира мёртвых Анубиса. Из сложенного из кусков тела, он сделал самую первую мумию. Именно поэтому египетского бога Осириса изображают как человека, закутанного в саван. Он олицетворяет возрождение, переход от смерти к жизни и является богом плодородия.

Анубис забрал Осириса в царство мертвых, где тот стал полноправным владыкой.

Сет представляет собой всё зло, беды и несчастья, происходящие с людьми. Это бог войны, бесчинств, беспорядков и песчаных бурь. Не отреклись люди от него только потому, что считают помощником бога Ра в ночных схватках со змеем.

Сет организовал убийство своего брата Осириса, силой, ложью и обманом заняв его место на троне.

Представляли его как человека с ослиной головой, на которой была грива красного цвета. Этот цвет является символом засухи, зноя и песка пустыни.

В Древнем Египте насчитывалось около двух тысяч богов, но главными считались не более ста. У каждого поселения и города были свои божества. Верховные владыки везде были одинаковы, а к некоторым из покровителей люди обращались крайне редко и в отдельных случаях. Боги не всегда благоволили к людям. Поэтому египтяне строили в их честь храмы, приносили туда дары и поклонялись божествам, чтобы задобрить всевышних.

Религия Древнего Египта

Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация. В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали. Уже в самом раннем периоде своего развития, который начался примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, египтяне имели проработанную оригинальную систему верований.

Благодаря многочисленным литературным, иконографическим и иероглифическим источникам мы узнаем много информации не только о религиозной системе Египта, но и о функции священников в этой системе, культе фараонов и, наконец, мы знаем о существовании пантеона богов и их значении. Однако, величественные пирамиды и сфинксы, мрачные гробницы жрецов и фараонов, таинственные древние свитки, хранящиеся в отстроенной Александрийской библиотеке, развалины древних храмов и старые кварталы городов до сих пор хранят в себе тайны прошлого.

Религия древнего Египта, как и любая другая религия, была не чем иным, как отражением в умах людей внешних сил и природных явлений, которые не могут быть ими объяснены. Племена древних египтян поклонялись таинственным силам природы, небесным телам, животным, а самыми ранними формами древнеегипетской религии были фетишизм (почитание предметов и вещей, которым приписывали сверхъестественные способности) и тотемизм (обожествление животных). Тотемизм с течением времени переродился в культ животных. Происходило обожествление либо самого животного, либо антропоморфного божества (получеловека-полуживотного) с частью тела животного.

Жрецы Древнего Египта

Фараон занимался организацией религиозного культа, но не лично, а с помощью особой социальной группы жрецов. В то же время они были важным фактором в осуществлении сакрализации власти, а также были интеллектуальной элитой в государстве.

Жрецы обладали знанием природных явлений, и одним из достижений египетских жрецов стало введение годового деления на 12 месяцев и 365 дней. Обладая высокими медицинскими познаниями, они довели до совершенства технологию бальзамирования тел. Жрецы занимали привилегированное положение в государстве, что выражалось, в частности, в налоговых льготах и освобождении от общественных работ. Некоторые храмы, благодаря своей собственности и влиянию, приобрели очень важное экономическое положение в государстве, были случаи, когда священники конкурировали друг с другом, чтобы получить право служить важному божеству. Наибольшее влияние жрецов было достигнуто во времена правления девятнадцатой и двадцатой династий Египта.

Так как древний Египет был государством, в котором жизнь каждого члена общества полностью зависела от власти фараона и жрецов, вполне закономерно, что религия древнего Египта была ключевым инструментом контроля над обществом. Жрецы имели практически неограниченную власть, и очень часто верховный жрец играл роль «серого кардинала» при дворе, так как он имел неограниченное влияние на фараона.

Верования египтян уделяют большое внимание культу мертвых, поэтому система верований в загробную жизнь весьма развита. Согласно их вере, смерть — это не конец существования, а лишь его трансформация; считалось, что жизнь после смерти может быть счастливее, чем земное существование. Исследователи получили много информации на тему верований в загробную жизнь, изучая древнеегипетскую Книгу мертвых.

Мумификация умерших

Согласно египетским верованиям, судьба человеческой души зависит от того, как человек жил на земле, после смерти каждая душа представала перед судом Осириса (богом подземного мира), который решал, будет ли душа жить вечно в постоянном благословении и удовольствии или нет.

Важным фактором, дающим душе надежду на вечное счастье, был тот факт, что тело умершего было сохранено для бессмертной души — отсюда и практика мумификации трупов. Геродот в своих работах упоминал три способа бальзамирования тел: только фараон мог позволить себе самый дорогой способ, и даже низший слуга мог позволить себе самое дешевое бальзамирование. Процесс бальзамирования проходил в следующем порядке:

  1. Трупы тщательно мылись,
  2. Мозг извлекался из черепа с помощью металлического крючка,
  3. Специальным ножом вскрывалась брюшная полость, внутренние органы удалялись, затем они помещались в отдельных вазах,
  4. Тело подвергалось засолке в течение одного месяца,
  5. Тело подвергалось сушке в течение семидесяти дней.

Мумифицированное тело должно было быть похоронено в специальном саркофаге в сидячем положении со скрещенными на груди рукам. Мужчины после смерти должны были быть подстрижены, а волосы женщин оставляли той же длины, как они носили при жизни. В случае повреждения тело восстанавливали глиной, песком, смолой и опилками. Бальзамирование заканчивалось обертыванием тела в ткани, пропитанные благовониями и смолами.

Боги Древнего Египта

Религия Древнего Египта характеризуется обилием самых разных богов. Кроме «богов как таковых», обожествлению подлежали также фараоны, вельможи и прочие знатные личности.

Важное место в представлениях жителей Египта занимают силы природы, особенно Нил и Солнце, неудивительно, что важнейшими были боги, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и боги, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис).

Считалось, что некоторые животные являются воплощением богов, и поэтому они должны быть окружены поклонением, например: описание — черный бык, птицы, например: ястребы и ибисы и даже кошки и крокодилы. Некоторым богам было дано человеческое изображение с головами животных, например: самый известный хранитель фараонов — Хорус появляется с головой сокола, Анубис, который был божеством-хранителем умерших, изображался с головой шакала.

Бог Ра

Самым важным богом египтян был Бог Ра, он был воплощением солнечного щита, властителя богов (прабога). Гелиополис был главным центром поклонения Ра. В воображении египтян он появлялся с головой сокола, оканчивающейся солнечным диском. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно «умирало» каждый вечер, странствовало под землей и заново рождалось каждое утро. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью.

Осирис

Вторым по значимости был Осирис, считающийся богом плодородия, возрождающейся природы и правителем подземного мира (он был воплощением мертвых фараонов). Основные центры поклонения находились в Абидосе и Бусирисе. В иконографических источниках мы часто видим Осириса в компанией Исиды.

Осирис — бог возрождения, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов.

Одна из версий мифа об Осирисе представлена в следующем виде: «…царь Египта Осирис был убит своим братом Сетхом. Убийство произошло в местности Недит (или Гехести), близ Бусириса. Исида вместе с другой сестрой Осириса, Нефтидой, нашла его тело. О насильственной смерти Осириса говорится во многих мифах. Заметим, что в египетских текстах Осирис являлся символом умершего фараона, а символом живого и правящего фараона был Хор, сын Осириса, отомстивший за смерть отца и наследовавший его престол.

Гор был богом небес и хранителем фараонов. У него не было одного центра поклонения, ему поклонялись по всему Египту. Он выступал в образе сокола или человека с головой сокола.

Птах был первоначально защитником столицы в Мемфисе, покровителем ремесла и искусства. Главный центр поклонения находился в Мемфисе, а затем (после объединения Египта) по всей стране. Птах является одним из трех, следующим за Ра (Амон-Ра) и Осирисом, самых важных богов Египта.

Амон был хранителем столицы Фив, олицетворением природы, воздуха и ветра. Однако он был вскоре связан с богом Рае, поэтому было создано одно божество Амон-Ре. В то время их культы также слились. Центром поклонения Амону рядом с Фивами была деревня Карнак. Амона представляли в виде царя в короне с перьями, а также в виде барана или гуся.

Исида

Исида часто появляется в компании Осириса, Иштар и Деметры, была богиней любви, покровителем магии. У нее было несколько важных центров поклонения, например, в Абидосе, Коптоме или на острове Файл. Изображалась в виде женщины с иероглифом на голове.

Джехути

Джехути был покровителем луны, науки, священных текстов. Основным центром поклонения был Гермополис, этот бог представлен на изображениях с головой павиана. Голова Джехути была увенчана символами писателей, серпом и диском.

Сет, признанный покровителем пустынь и чужих земель, его часто считали покровителем королевской власти. Центром поклонения были: Аварис и Омбос. На изображениях был с головой фантастического зверя.

Атон встречается на изображениях как солнечный диск, лучи которого заканчиваются ладонями. В периоды Аменхотепа IV и Эхнатона жрецы пытались ликвидировать многобожие, и ввести монотеизм, одним из кандидатов на роль единственного бога был Атон, но попытка оказалась неудачной.

Религия Древнего Египта

Содержание:

Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в человеческой истории.

В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали.

Тем или иным образом египетская религия повлияла на многие религиозные системы: иудаизм, христианство и ислам, древнегреческую религию и др.

↑ Сколько богов было в Древнем Египте?

Религия Древнего Египта характеризуется обилием самых разных богов. Кроме «богов как таковых», обожествлению подлежали также фараоны, вельможи и прочие знатные личности.

египетский жук скоробей фото

К примеру, Тот, знаменитый писец фараона Тутмоса, после смерти был «канонизирован» как бог мудрости. Были и священные животные. По всему Египту почитался жук-скарабей; в городе Бубастис были обожествлены кошки.

Статуи этих животных стояли на улицах города, им строились храмы; так жители Бубастиса решили почтить кошек, которые спасали их зерновые хранилища от грызунов.

Одни боги были общими для всего Египта, другие почитались только в отдельных местностях – обычная ситуация для языческой религии. Однако такой хаос из больших и малых богов сохранялся лишь на раннем этапе. Впоследствии в Египте восторжествовал своеобразный монотеизм.

Бог Амон Ра фото

Верховный бог Амон-Ра, образ которого сложился из двух «провинциальных» богов Амона и Ра, объявлялся единственным настоящим богом, а все остальные мифологические персонажи, фараоны и вельможи стали считаться лишь ипостасями Амона-Ра.

↑ Духовная сущность древнеримской религии

Но одним лишь почитанием богов древнеегипетская религия не исчерпывалась. Основной смысл этой религии – подготовить живых людей к загробной жизни. Огромное количество богов населяло загробный мир:

  • Правил им могучий Осирис, который первоначально был богом заходящего солнца. Осирис был убит Сетом (прообраз сатаны), который установил своё господство на земле. Жена Осириса Исида (видимо, прообраз девы Марии) нашла его саркофаг и воскресила его, но он был снова убит Сетом, после чего отправился в мир мёртвых и стал там царём. Таким образом, Осирис – прообраз евангельского Иисуса Христа.
  • Анубис – бог в виде шакала, а впоследствии в виде человека с головой собаки или шакала; в мире мёртвых он выполняя обязанности проводника.
  • Акер – привратник в мире мёртвых.
  • Аментет – богиня царства мёртвых.

Эти и другие боги встречали умершего в подземном царстве. Однако подготовить его к этому важному событию следовало жрецам, которые мумифицировали тело усопшего и правильно укладывали его в саркофаг. Помимо прочего, в гроб клали и Книгу Мёртвых.

Первоначально она представляла собой сборник молитв, заклинаний и песнопений, но впоследствии к ним прибавились и тексты морального содержания, в которых говорилось, что при жизни умерший вёл праведную жизнь. Там же приводилась формула ответа на суде Осириса: умерший должен был говорить ему, что он не убивал, не крал, не отнимал молока от уст младенцев и не совершал всех остальных грешных поступков. Перед Осирисом также находились весы, на которых он взвешивал добрые и злые дела умершего.

↑ Культ Атона

Культ Атона выбивается из общей древнеегипетской религиозной системы. Впрочем, первоначально он входил в неё, являясь вполне рядовым солнечным богом. Особое почитание его впервые отмечается во времена Аменхотепа III, а его сын – Аменхотеп IV, взявший имя Эхнатон, сделал его главным и единственным богом своей новой религии.

Новая вера пришлась по душе сторонникам Эхнатона. В ней практически не существовало мифологии и обрядов – говорилось лишь, что небо, землю и всё сущее создал Атон. Сторонников нового культа (и своей политики) Эхнатон поселил в своей новой столице – Ахетатоне. Этот город был прообразом «золотого» или «солнечного» города, столь популярного в произведениях утопистов, философов и мистиков средних веков и нового времени.

Ахетатон был городом для избранных, городом «спасённых»: во всём остальном Египте, в том числе в Фивах, Эхнатон творил настоящий беспредел, убивая и порабощая множество людей – в первую очередь представителей знати и духовенства.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Доклад ученика 5 «г» класса Лукашева Степана. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемschool9msk.ru

Похожие презентации

Презентация 5 класса на тему: “РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Доклад ученика 5 «г» класса Лукашева Степана.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Доклад ученика 5 «г» класса Лукашева Степана

2 Религия Древнего Египта Древнеегипетская религия религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. Религия Древнего Египта – одна из древнейших письменно зафиксированных религий в мире. В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам.

3 Ранние верования В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия наводнения (олицетворение сил губительных для человека). Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм Имиут это фетиш сделанный из шкуры обезглавленного животного. Имиут в иероглифах С самых ранних времён древнеегипетской мифологии, божество Имиут (что значит «тот кто в шкуре его») вероятно был богом загробного мира, хотя на сегодняшний день нет достоверных свидетельств подтверждающих это

4 Ранние верования Фетишизм религиозное поклонение материальным предметам фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства Что же представляет собой такое явление как тотемизм? Всем силам природы, каждому человеку соответствует свой покровитель. Этим покровителем является какое- либо животное. К нему обращаются в трудную минуту. Оно охраняет от злых духов. Столб Джед предмет древнеегипетского культа

5 Культ животных Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств: Идеограмма Животныеуткасобакагрифкрокодил«зверь Сета»ибискобразаяцсокол БожестваГебИнпуМутСебекСетхТотУаджитУнетХор

6 Пантеон богов Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой крокодила (бог Себек), с головой барана (бог Хнум), с головой шакала (бог Анубис).

7 Боги Древнего Египта Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

8 РА Ра в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра почитался как царь и отец богов. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы.

9 АНУБИС Анубис в мифологии древнего Египта был богом потустороннего мира, покровителем и проводником умерших. Согласно «Текстам пирамид» Анубис был четвёртым сыном Ра. Но более известен он как сын Нефтис и Осириса, брат бога Баты и отец Кебхут. Анубис защитник души во мраке, его также называли «Открывающим пути». Анубиса изображали в виде человека с шакальей или собачьей головой, держащим в руке иероглиф анх, который означал жизнь. Главной обязанностью Анубиса считается подготовка тела покойного к бальзамированию, а затем последующая мумификация. Анубис был очень почитаем в древнем Египте. На стенах многих гробниц сохранились изображения Анубиса, а его статуи украшали храмы, а также гробницы.

10 Богиня Хатхор Хатхор в египетской мифологии богиня неба, которая в древнейшие времена почиталась как корова, родившая солнце, дочь бога солнца Ра. Богиня радости и любви, танцев и песен, она оберегала матерей с детьми. Хатхор заботилась о живых и провожала умерших в подземный мир, где подкрепляла их пищей и питьем из сикомора, дерева, в которое она перевоплощалась. Древние отождествляли Хатхор с Оком Ра. Хатхор почиталась в роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала в качестве богини-матери.

11 Храмы в Древнем Египте Египтяне считали, что тот, кто получил хороший урожай, вылечился от тяжелой болезни, получил награду фараона, заслужил милость богов. Они обращались к богам с молитвами и приносили им жертвы. Жилищами богов считались храмы; там стояли их идолы. Абу-Симбел – два грандиозных горных храма из песчаника Храм бога Хора

12 Жрецы Древнего Египта При храмах были «служители богов» жрецы. Считалось, что жрецы кормят богов перед идолами они ставили еду. Распоряжаясь богатствами храмов, жрецы были крупными владельцами рабов, скота, земли и золота. Влияние жрецов в Египте было огромно. Многие египтяне верили, что жрецы встречаются с богами, передают им просьбы людей, а боги через жрецов объявляют людям свою волю. Слова жреца считались словами бога. Египетские жрецы были главными идеологами и хранителями традиций и культуры.

13 Культы Древнего Египта Культы Древнего Египта направлены на выживание и поддержание существовавшего строя, и из них можно выделить основные – культ правящего фараона, – культ священных животных, – культ природных явлений и стихий, – культ социальных явлений – войны, мир, победы, поражения, институт семьи, ремесла, торговля – все это имело своих богов-покровителей, – культ загробной жизни.

14 Религия и культура в Древнем Египте Религия и культура Древнего Египта всегда были тесно связаны между собой. Религиозные традиции, обряды, культы несли на себе явные отзвуки земной жизни: борьба за власть, бытовые традиции, представления о социуме. Роль религии в Древнем Египте огромна: она была, по сути, тем стержнем, вокруг которого выстраивалась жизнь общества в целом и каждого человека в отдельности.

Проблема смерти и бессмертия в философии — смысл жизни и взгляды философов

Человек — самое уникальное и противоречивое творение природы и истории. Только люди способны задумываться о смысле жизни и осознавать конечность собственного существования. Проблемы смерти и бессмертия в философии занимают центральное место. Во все времена этот вопрос интересовал пророков, религиозных деятелей, великих мыслителей, педагогов и врачей.

Нравственно-философский смысл жизни

Вопрос о смысле жизни был актуален для человечества всегда. Изучением темы занимались как античные философы, так и мыслители новейшего времени. Смысл их исследований заключался в поиске ответов на несколько вопросов:

Мнения философов из разных эпох существенно отличались. Например, античные мыслители видели смысл жизни в удовольствии и постоянном самосовершенствовании. Сократ призывал людей исследовать добродетель и развивать душевные качества. Аристотель считал, что жизнь — это счастье, которое заключается в мышлении и познании мира. Эпикур полагал, что существование людей должно быть связано только с земными удовольствиями, то есть с отсутствием голода и физических недугов.

В эпоху Средневековья мнение о смысле жизни существенно поменялось. В религиозных первоисточниках писали о том, что человек должен следовать примеру своих предков, придерживаясь религиозных идеалов. Эту тему кратко освещал в своих работах Фома Аквинский и философ Августин. В этот исторический период о жизни нередко высказывались негативно. Например, в буддизме жизнь отождествлялась со страданиями, в азиатских текстах— с бездной зла и мучением.

В эпоху Просвещения мировоззрение людей снова меняется. Смысл бытия видят в возможности утверждения человека как личности. В XIX веке появилось множество альтернативных направлений философии. Например, Артур Шопенгауэр, будучи представителем иррационализма, определял жизнь как проявление мировой воли. Он полагал, что человек не может совершать важные действия по собственному желанию, так как любыми поступками движет чужая воля.

Альбер Камю, напротив, считал, что человек должен создавать собственные ценности. Существование индивида оценивается только его поступками. Представители нигилизма и позитивизма и вовсе не видели в жизни особого смысла. Они предавали значение только конкретным событиям, достижениям и наследию индивида.

И. Кант считал, что жизнь заключается в осознании человеческого бытия. А мыслитель Фихте полагал, что смысл существования людей состоит в достижении гармонии с окружающим миром.

Проблема смерти и бессмертия

Несмотря на многообразие точек зрения, в большинстве учений жизнь трактуется как миг, отпущенный человеку, для подготовки к смерти. Удивительно, но гибели человека и его возможному бессмертию всегда уделяли больше внимания, чем самому жизненному пути.

Гибель человека

Смерть — это полное прекращение биологических и физиологических процессов в живом организме. С философской позиции это определение не является достаточным. Это явление абсолютно неизбежно и непредсказуемо, поэтому оно всегда несёт отпечаток таинственности и мистичности. Люди всегда боялись неизвестности, поэтому философы, изучая сущность смерти, искали способ избавить человечество от страха.

Изучение проблемы смерти в философии можно разделить на 3 периода:

  • дохристианский;
  • христианский;
  • современный.

В древнеегипетских верованиях, буддизме, трактатах Сократа и Платона высказывается идея о «загробной жизни». Тибетские монахи не рассматривали кончину человека как абсолютное завершение существования. Они верили в переход к новому циклу, в реинкарнацию. Большинство мыслителей писали о том, что смерть — это естественный этап жизненного цикла, бояться которого бессмысленно. Гибель человека рассматривалась как благо, необходимое для продолжения жизни на Земле.

В эпоху развития христианства философское осмысление смерти кардинально поменялось. Распространялась идея о «судном дне». Момент гибели отождествлялся с «часом расплаты». Грешный человек после кончины неминуемо попадал в ад, а благочестивый — в рай.

Когда учёные получили достаточно знаний из области биологии и естествознания, идеи о загробной жизни и возможном воскрешении стали отвергаться. К изучению вопроса о смерти стали подходить с рационалистической точки зрения. Гибель индивида рассматривалась как естественная перемена человеческого существования.

Идеи о вечном существовании

Бессмертие — это вечное, непрекращающееся существование. С естественно-научной точки зрения, достичь такого состояния невозможно. Тем не менее рассуждение на эту тему встречалось у всех древних народов.

Греки и евреи понимали под бессмертием переход человеческой души после гибели в «царство теней». В Древней Индии и Египте верили в переселение душ. В иудаизме говорится о воскрешении мёртвых. В античной и восточной философии бессмертие является вознаграждением за достойную жизнь.

Материалисты категорически отрицают существование души, поэтому такое понятие, как вечная жизнь они не рассматривали. Однако философы XIX—XX вв. полагали, что достичь бессмертия можно через оставленное наследие, то есть через потомков, созданные произведения искусства.

Развитие вопроса в современном мире

Вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии актуальны и в XXI веке. Это связано с достижениями в области биологии и медицины. Современная реаниматология позволяет возвращать к жизни человека, пережившего клиническую смерть. Однако не все учёные рассматривают это достижение, как благо.

Известно, что после смерти в первую очередь перестаёт функционировать кора головного мозга. Средствами медицины можно возобновить работу сердца, но восстановить все функции мозга ещё никому не удавалось. В связи с этим в этике и философии встаёт вопрос о том, можно ли в случае восстановления сердцебиения говорить о продолжении жизни человека.

Из-за регулярных национальных конфликтов, международного терроризма и эпидемий человеческая жизнь была сильно обесценена. Современные философы стараются найти ответы на новые вопросы:

  • Имеет ли индивид «право на смерть», то есть на самоубийство и эвтаназию?
  • Этично ли осуществлять трансплантацию органов от погибших людей?
  • Не противоречит ли законам природы процесс клонирования?

    Не перестаёт обсуждаться и вопрос бессмертия. Но если в Античность и Средние века философов интересовало вечное существование души, то в XXI веке наука ищет пути сохранения физического тела. В связи с этим активно развивается криогеника и молекулярное клонирование.

    Проблема смерти и бессмертия личности

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Смерть – это прекращение жизнедеятельности организма, переход в состояние небытия.

    Осмысление проблемы смерти в философии

    Проблема смерти является одной из наиболее сложных, спекулятивных и в тоже время табуированных тем, с которой сталкиваются человеческая мысль и культура. Осознание смерти, конечности собственного бытия представляет собой одну из отличительных черт человека, в сравнении с другими формами жизни. Проблема смерти оказала значительное влияние на человеческую культуру, традицию, философию и религию. Понятие смерти знакомо людям уже в глубокой древности, сталкиваясь с этим феноменом, они пытаются найти ему объяснение, с одной стороны, а с другой найти способ избежать смерти. Эти две основные тенденции – понять и избежать остаются доминирующими при рассмотрении смерти и по настоящий момент.

    Первые погребальные обряды появились еще у неандертальцев. Изучая представления о смерти и погребальную обрядовость первобытных плен антропологи (Леви-Брюль, Миклухо-Маклай, Мид и др.) отмечают, что умерший играет значительную роль в жизни рода/племени. Он становится предком – защитником живущих от смерти, хранителем, способным помочь в трудную минуту. В тоже время неуважительное отношение к мертвым, несоблюдение обрядности способно вызвать их гнев и навлечь серьезную беду.

    Первобытные представления о смерти являют собой архетипы общечеловеческого бессознательного, похоронный обряд многих этносов имеет общие черты (поминальная тризна, захоронение личных вещей умершего, поминовение на 3,9,40 дней и т.д.), которые крайне неохотно меняются на протяжении тысячелетий, несмотря на смену религиозных, культурных, идеологических парадигм.

    В философии проблема смерти рассматривается в рамках двух основных парадигм:

    • объективистской;
    • субъективистской.

    Объективистская парадигма рассматривает смерть как естественное событие, закономерный конец жизненного пути. Она складывается еще в древнегреческой философии, в которой человек наравне с другими живыми и неживыми объектами является частью природы-космоса. Объективистская парадигма доминирует в большинстве религиозных систем, для которых смерть физического тела связана с высвобождением души, ее вознесением к богу, или включением в цикл перерождения.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Субъективистская парадигма складывается в эпоху Возрождения на фоне гуманизма и антропоцентризма. Ее исходной точкой является представление о человеческой жизни как высшей ценности, а смерти как величайшей трагедии. Хотя смерть и неизбежна, человек существует не ради смерти, но ради жизни и тех достижений, которые он способен в ней свершить. По этой причине смерть должна быть отодвинута как можно дальше. Обе парадигмы предлагают свои, различные концепции бессмертия.

    Проблема бессмертия

    Проблема смерти, конечности человеческого бытия, инициирует другую не менее важную проблему – смысла и ценности человеческой жизни. Если век человека отмерен и достаточно короток, то вся его жизнь поддается измерению и оцениванию, с той точки зрения, смог ли человека оставить что-либо после себя или же просто «небо коптил».

    Стремление свершить нечто великое и запоминающееся настолько сильно в людях, что уже в древности приводило к печальным событиям. Так один грек сжег храм Артемиды в Эфесе, почитавшийся как одно из Чудес света, лишь ради того, чтобы обессмертить свое имя в истории.

    Смысл человеческого бытия, так или иначе сопрягается с проблемой бессмертия, бесконечного продления собственной жизни, достижения вечности. Бессмертие по своей природе есть состояние противоположное жизни, ибо вся сущность жизни и состоит именно в ее конечности. В тоже время Фрейд отмечает, что всякая органическая жизнь стремится вернуться в изначальное, стабильное, неорганическое состояние.

    Можно выделить несколько путей обретения бессмертия:

    • родовой;
    • природный;
    • духовный;
    • религиозный;
    • научный.

    Родовой путь предполагает, что смысл человеческой жизни в продолжении рода, а потому человек обретает бессмертие в собственных детях, потомках. Причем это бессмертие и биологическое, через передачу генотипа, и духовное, через сохранение памяти о генеалогии рода, фамилии, и мистическое, через родовую систему предков-хранителей.

    Природный путь предполагает единство и бессмертие личности через ее единение со всей природой, через природный круговорот веществ. Вещества, из которых состоит человек будут переработаны микроорганизмами, усвоены окружающей средой и станут частью растений и животных. Часто к данному пониманию бессмертия примешивается анимизм, когда душа человека как бы переход в выросшее на его могиле дерево, или какое-то животное.

    Духовный путь, предполагает бессмертие человека в истории и памяти потомков, через свершение социально значимых деяний – научных открытий, военных и мирных подвигов, создание произведений искусства, ведение политической деятельности и т.д.

    Большинство значимых религий предполагают бессмертие человеческой души. Физическая смерть, смерть тела, есть лишь этап вечной жизни души, зачастую подготовительный. После душа продолжает свое движение в посмертном существовании или через цепочку перерождений, в конечном итоге стремясь к объединению с божеством или растворению в блаженном небытие.

    С научной точки зрения бессмертие невозможно, однако наука рассматривает способы увеличения срока жизни человека. По современным оценкам потенциальный срок жизни, ограниченный человеческим геномом составляет порядка двухсот лет, однако реальные условия жизни серьезно его сокращают. Кроме того, рассматриваются варианты продления жизни за счет пересадки и замены органов, «отправки в будущее» посредством заморозки в криогенных камерах, оцифровывания сознания.

    Биоэтика и проблемы смерти – бессмертия

    Биоэтика – как область знания на стыке медицины, естественных и гуманитарных наук, а также философии, в настоящее время активно рассматривает проблематику смерти. Основными направлениями является разработка таких понятий как:

    • эвтаназия,
    • суицид,
    • клонирование.

    Эвтаназия – как методика облегчения посмертных страданий представляет собой сложную этическую проблему. В настоящее время активная эвтаназия, т.е. быстрое и безболезненное умерщвление человека по медицинским показанием, приравнена к убийству в большинстве стран. Пассивная, предполагающая отключение от аппаратов жизнеобеспечения, в некоторых разрешена, при соответствующем заключении со стороны и медиков, и юристов, однако неофициально практикуется более широко.

    Суицид представляет собой добровольный уход из жизни. Практика суицидов в современном мире широко распространена. В европейском пространстве суицид широко осуждается, а лице уличенные в неуспешных попытках суицида находятся под психологическим присмотром. На востоке иная традиция отношения к смерти и суициду, там существуют даже специальные традиционные практики самоубийства.

    Клонирование, т.е. создание полной биологической копии живого организма, представляет собой на данный момент в большей степени научно-этическую проблему. С одной стороны, клонирование создает широкие возможности в сельском хозяйстве и животноводстве, а также позволяет выращивать донорские органы, способные спасти множество нуждающихся людей. С другой клонирование рассматривается как неэтическая (убийство искусственного эмбриона ради последующего выращивания органов) и потенциально опасная (создание клонированных копий, живущих или некогда живших людей) технология.

  • Ссылка на основную публикацию