Любовь в понимании философов разных эпох

что такое любовь с философской точки зрения

С точки зрения философии то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а способностью любить. Начиная с Сократа, любовь рассматривается как особое состояние человеческой души и человеческое отношение. В своих диалогах, таких, как «Федр», «Пир», Платон разрабатывает свою теорию любви. У Платона любовь – это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе, стремление к возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего восхищается.

Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих. Итак, следуя Платону, можно сделать вывод, что чувство любви — это чувство идеальное, которым человек наделяется свыше, с помощью бога Эрота.

Бог любви в диалогах Платона предстает вечным стремлением к красоте, благу, а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе.

Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях. У Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности. Августин говорит о любви как о мистической способности познания: «мы познаём в той мере, в какой любим». Вслед за Августином Б.Паскаль рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» – как основу истины. Любовь к Богу должна сопровождаться ненавистью к себе. Христос искупил грех человека. Для Р.Декарта и Б. Спинозы место любви – в сфере страстей. И.Кант и Г.Ф.Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания. Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. Любовь для Фейербаха – это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга. По В.С. Соловьёву, любовь – это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом. Смысл любви – в преодолении эгоизма.

Идеи философии любви получили развитие также в работах В.Розанова, Н.Бердяева. По Шелеру в любой своей разновидности любовь есть незавершённая любовь к Богу. Наиболее фундаментальное в 20 в. произведение на тему любви – «Метафизика любви» Д. фон Гильдебранда. У Э.Фромма любовь как способ преодоления одиночества, как созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему.

Исключительная роль в понимании и утверждении смысла любви принадлежит христианской религии. Согласно ей, Бог есть любовь, любовь вообще, чистая любовь, поднимаясь к которой человек начинает жить в атмосфере любви и становится способным к любому конкретному её проявлению – может полюбить человека, животное, природу. В Новом Завете говорится: «..всякий любящий рождён от Бога и знает бога; Кто не любит, тот не познал Бога…» Понимание того, что человек без любви – жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в словах апостола Павла: « Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто… Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ; но любовь из них больше.» (1-е послание Коринфянам Апостол Павел 13,1-2). Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. К тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика.

неважно, кто объект
любви твоей
смысл в том, что ты способен чувствовать красиво.

Любовь и философия

Любовь – абстрактное понятие, поэтому выразить определенным термином ее сложно. Для каждого человека любовь означает что-то свое. К этому понятию обращаются философы всех веков, так как это такая же важная и актуальная проблема, как смысл жизни, познаваемость мира, первичность материи или идеи.

Что такое любовь?

Любовь – фундаментальное понятие, которое стоит в одном ряду с умом, честью, совестью и свободой. Нельзя дать ему четкого определения, а само слово используется людьми, чтобы объяснить это абстрактное понятие.

Это понятие не имеет никаких внешних причин, и не вызывается какой-либо определенной причиной: красотой, умом или силой. Если в отношениях человек любит другого за какие-то определенные качества, это просто имитация чувств. Потому что в нашем мире всегда есть другие более красивые, сильные, умные люди. По-настоящему мы любим не за что-то, а потому, что человек есть. И если мы испытываем настоящие чувства, то избранник для нас самый красивый и самый лучший, хотя изначально чувства появились не из-за этого.

Психологические, физиологические и физические причины не объясняют возникновения этих чувств. Чувства показывают человека с метафизической точки зрения, что отличает его от других форм жизни.

Философия любви

Философия любви – отрасль философской мысли, которая отвечает на вопрос о том, что же такое любовь. Эта отрасль также работает над такими понятиями, как: «Существует ли любовь?», «В каких формах она выражается?», а также думает о ее влиянии на организм.

Философы дают разные определения в зависимости от их философских взглядов, культуры разных стран и особенностей общества в конкретный период времени. Из-за этого до сих пор не получается создать единую концепцию этого понятия.

В древнегреческом языке выделяли следующие ее виды:

  • эрос – любовь с почтением, когда другой человек кажется идеалом;
  • филия – дружба или привязанность к индивиду, который не является сексуальным объектом;
  • сторге – нежность, чаще проявляется к членам семьи;
  • агапэ – безусловная, чаще всего проявляется к Богу, и выражается в жертвенности;
  • людус – возникает на основе физического влечения, и длится до тех пор, пока приносит удовольствие, с первым появлением скуки проходит;
  • мания – одержимость, которая сопровождается ревностью и дикой страстью;
  • прагма – явление, когда человек побуждает в себе чувство привязанности с корыстной целью.

Русский философ Соловьев выделял три вида чувств:

  • Нисходящая – человек в таких отношениях отдает больше, чем получает. Чаще это чувства родителей к детям, человека к младшим и слабым, а также к Отечеству.
  • Восходящая, когда человек получает больше, чем отдает. Это чувства детей к родителям, или животных к хозяевам.
  • Половая – дает и получает в равной степени. Это взаимоотношения мужчины и женщины.

Классификации также встречаются разные, что связано с разными мнениями философов и временем, когда эти классификации были созданы.

История возникновения и эволюция понятия

В религии чувство получает первичное значение, как сила полового влечения, и как начало духовного единения. В течение веков она занимало разное место в обсуждениях и мыслях философов.

Античность

В древности люди пытались объяснить ее при помощи божественных и космических сил. Она казалась для них чем-то непонятным. Эмпедокл считал ее началом вселенной, Платон считал, что это демоническая сила, побуждающая стремится к полноте жизни и ее наполненности. Для Аристотеля конечной целью являлась дружба, когда человек желает избраннику всего самого лучшего, и готов пожертвовать собой.

Ферекида, учитель Пифагора – первый сказал о том, что мир существует благодаря этому явлению. Пифагор поддерживал мысль своего учителя, и подчеркивал, что небо и земля связаны чувствами.

Представитель элейской школы Парменид утверждал, что существование вселенной началось с любви. После переворота в философском учении, которое совершил Сократ, о чувствах начинают говорить более приземленно, в рамках человеческого бытия. Сам Сократ считал ее болезнью, потому что она также, как и болезнь меняет наше сознание. Сократ выделяет свою классификацию:

  • по телу – она быстротечна, и заканчивает тогда, когда избранник больше не привлекает;
  • по душе – она долгосрочна, и основывается не только на физическом влечении, но и на глубокой привязанности.

В целом, в этот период люди пытаются понять, что это за чувство, почему оно появляется, и что из себя представляет.

Средневековье

В патристическую эпоху внимание направлено на четыре вида этого чувства: к противоположному полу, к другу, к врагу и Богу. При этом, восточная патристика верит в то, что основой человеческого существования являются чувства к противоположному полу, в то время как западная патристика говорит о первичности любви к Богу.

Развивается любовная поэзия, которая несет в себе культ женщины, и прославляет любовь к противоположному полу.

Основное отличие этой эпохи – это соотношение любви с мистикой или религией. Над этой проблемой в средневековье работали Данте, Бернард Клервоский и Бонавентура.

Эпоха Возрождения

Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно работали над этой проблемой. Отличительное чертой этого период времени является стремление к красоте, поэтому любовь тоже понимается как красота. Это стремление оказывает большое влияние на произведения искусства того времени.

Новое время

Чувство изучали философы классической немецкой школы, такие как: Иммануил Кант, Георг Фридрих Вильгельм Гегель, Людвиг Фейербах.

Русский философ Лосский отмечал, что люди стремятся стать объектом любви другого человека неосознанно.

История развития этого понятия непостоянна, также как и сама философия. Она зависит от конкретных потребностей общества в определенный момент времени, уровня развития культуры и существующий философских учений.

Восточная философия

На Востоке это понятие тесно связано с сексуальностью и красотой. Такое отношение выражается в произведениях искусства, и является неотъемлемой частью восточной философии. Любовь для восточных людей – соединение сексуальности и духовного начала.

Русская философия

В России философы, которые исследовали это понятия, относятся к представителям религиозной философии. Это Владимир Сергеевич Соловьев, Павел Александрович Флоренский, Николай Федорович Федоров, Иван Александрович Ильин, Николай Александрович Бердяев. Эти философы рассматривали любовь как основание для оправдания человеческого существования.

Для Соловьева – это одновременно развитие личности, и избавление от эгоизма. Бердяев придерживался похожего мнения.

Любовь находит отражение в произведениях русской литературы, где авторы произведений пытаются раскрыть ее сложный характер и стихийную природу. Отличительной чертой русской любовной философии является ее соотношение с религией. Она – Божий дар.

Русские люди считают ее трагичным явлением, что легко прослеживается в произведениях литературы. Почти в каждом произведении можно найти безответную любовь, или отчаянных и несчастных возлюбленных. Именно в этом отражается понятие любви для русского народа – она непроста, за нее нужно бороться, и она приносит боль. Она воспринимается как неотъемлемая часть существования человека, придает его жизни смысл, и приносит с собой эмоциональные переживания.

Творчество отражает мысли и чувства людей в определенный период времени, а также определенные течения, которые существовали в это время. Если взять «Война и мир» Толстого, то мы увидим любовные линия в книге, которые наполнены трагичностью. Хотя, не всегда для русского народа это беда и горе. Достигнув цели, или завоевав любимую, человек становится счастлив.

Объяснить, что такое любовь – очень сложно. Она является предметом изучения философов, писателей и обычных людей. Мы все ощущаем ее по отношению к кому-то, но дать конкретное определение не можем. Она сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни, дает повод для размышлений и надежду в сложное время. Люди думают о ее влиянии на нас, о том, почему она появляется. Другим вопросом является настоящая любовь и искренняя. Эта тема никого не оставляет в покое, потому что чувства зарождаются бессознательно. Она врывается в наши жизни, когда мы ее не ждем, и завладевает нашим разумом и чувствами. У каждого народа свое определение и восприятие. Но сколько бы философия о любви ее ни исследовала, одно останется неизменным – она навсегда останется большой частью нашей жизни, без которой просто не было бы смысла жить.

Научная электронная библиотека

Философия любви

Любовь – высшая ценность человеческого бытия, это особое состояние сущего, то без чего не может быть сущего (само понятие философия связано с понятием любовь). Любовь – это бытийное состояние человека. Любовь – это особый эмоциональный мир, чувство некой идеальной общности между людьми, это такое чувство, которое может пробудить косвенно любую эмоцию, вызвать различные образы, натолкнуть на любые мысли и фантазии; любовь личностна и одновременно социальна, она фундаментальное для человеческой природы чувство. Любовь максимальная ценность. Любовь нельзя произвольно вызвать, ни прекратить, ни переадресовать на другой предмет. Любовь – это особый положительный эмоциональный подъем. Любовь сложный феномен, т. к. возникает в пространстве между личным и социальным, духовным и телесным, интимным и универсальным.

Древнейшим памятником любви можно назвать Библию. Здесь описаны все виды любви: любовь к Богу, к родителям, братская любовь, любовь к Родине и др. «В древнеиндийском трактате «Ветки персика» говориться о любви как о комплексном чувстве: «Три источника влечения имеет человек: душу, разум и тело. Влечение душ порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тел порождает желание. Соединение этих трех влечений порождает любовь».

В античности выделяли: агапе – деятельная одаряющая любовь, но безразличная к личности, любить всех; эрос – любовь как плотская страсть, секс; «филия» – любовь – дружба; сторге – привязанность, любовь к семье, она существует в контексте общественно – коммуникативных отношений, которые сложились вне свободного и сознательного выбора (материнская любовь, дочерняя, любовь к братьям, сестрам).

Платон развивает теорию любви. Она у него, идея (Эйдес), подняться до царства нетленных образов может лишь влекомый Эросом. Любовь открывает человеку глаза на истину, добро, красоту. В своем познании Мира человек как бы вступает в брак с любовью, и от этого брака появляется прекраснейшее на Земле потомство, которое именуется духовностью («платоническая любовь»), так человек становится Человеком. Любовь у Платона расширяет смысловое пространство личности. Платоновская любовь – это чувственная ностальгия по Абсолюту, по изначальному бытию. Любовь у Платона понималась как единство прекрасного и доброго КАЛОКАГАТИЯ, гармония телесного и духовного.

Средневековый схоласт Фома Аквинский разделяет телесную любовь и добродетель. При этом земная любовь греховна, высшая любовь – любовь к Богу. Христианство сделало культ любви, любви к Богу, – «Бог есть любовь».

По мнению И. Канта, любовь играет первостепенную роль в судьбе человека, «любовь свободно включает волю другого в свои максимы, дополняет несовершенство человеческой натуры и принуждает к тому, что разум предписывает в качестве закона».

Любовь как максимальную ценность для человеческого рода понимал Гегель: «Истинная сущность любви, пишет он, – состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой». По Гегелю, любовь – это слияние душ, своего рода обретение единства друг в друге.

Философия Л. Фейербаха – это «философия любви», в любви человек находит душевный покой, учится доверию и уважению. Формула любви Фейербаха: «Если мне хорошо от того, что хорошо тебе, то я тебя люблю».

А. Шопенгауэр в работе «Метафизика половой любви», любовь называет сильнейшим инстинктом – это инстинктом рода, половая любовь, инстинкт жизни, но в действительности – это воспроизводство новых поколений для страданий и неминуемой гибели. Так называемой «романтической любви» нет, это выдумка писателей. «Любовь – это дьявол, большая помеха. С ее помощью заполняются тюрьмы и дома умалишенных».

О биологической составляющей любви пишет З. Фрейд. Эрос для него это не только инстинкт жизни, это мощнейшая сила человеческой психики, способная сублимировать как в сексуальный акт, так и в акт художественного творчества. Ценность любовной потребности понижается, если человек получает сексуальное удовлетворение.

Для Э. Фромма, «любовь – это действенная сила в человеке, сила разрушающая преграды между людьми и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими, любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность». Любви Фромм посвятил работы «Душа человека» и «Искусство любить», здесь он пытается классифицировать чувство любви: Высшая форма любви – любовь к Богу. Особое место принадлежит «материнской любви» (безусловная любовь) – мать любит своего ребенка, только потому, что он есть. Другой полюс, это отцовская любовь, отец – это мир мысли, мир закона, его любовь условна: «Я любви тебя, потому что ты на меня похож, потому что ты оправдываешь мои надежды». Функция матери – безопасность, функция отца – направлять на решение жизненных задач.

Сыновняя (дочерняя любовь), в ней по Фромму 4 этапа: 1) младенческая «Я люблю, потому что меня любят». 2) детская «Меня любят, поэтому и я люблю». 3) подростковая «Я люблю потому что, они мне нужны». 4) зрелая: «Они мне нужны, поэтому я и люблю».

Э. Фромм в книге «Искусство любить» выделяет формы псевдолюбви: любовь как сексуальное наслаждение, по его мнению, даже если два человека научатся удовлетворять друг друга, то они постигнут технику любви, но не любовь. «Любовь не является следствием сексуального удовлетворения, знание сексуальных приемов – это результат любви». Еще одна форма псевдолюбви – любовь – поклонение, это обожествление любимого, создание себе своего рода кумира, такая любовь всегда приводит к разочарованию. Невротическая любовь – это нежелание замечать свои грехи и сосредоточенность на недостатках и слабостях, якобы любимого человека. Особая проблема, так называемая, безответная любовь, «болезнь любви», это любовь – есть дисгармония межличностных отношений, ибо домогательствами или попыткой заставить любить нельзя.

Для русской философии тема любви особенно близка. Для Соловьева, Розанова, Франка, любовь – это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности, любовь – это важнейшая составляющая человеческого духа, это особая сфера человеческого бытия, в которой человек становится гуманнее, нежнее, умнее и сильнее.

Философия Л. Толстого – это миропонимание через любовь, любовь это общность людей, это средство стать лучше, добрее. Бог есть добро и любовь.

Для Н. Бердяева любовь – это «первожизнь», вечный источник творчества, это раскрытие исторического предназначения и призвание каждой личности.

Существует множество классификаций любви:

– Любовь как положительное отношение человеку к объекту познания и практической деятельности: любовь к искусству, к творчеству, к пище.

– Биофилия – любовь к жизни во всех её проявлениях. Это своего рода поклонение всему тому, что способствует росту, развитию, расцвету всего живого, будь то растение или животное.

– Любовь к ближнему, к людям вообще (ГУМАНИЗМ). Выражается через уважение, стремление делать добро, через чувства сострадания, милосердия (врач – гуманная профессия).

– Братская любовь (ДРУЖБА). Это форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности.

– Любовь между мужчиной и женщиной. Это может быть любовь – страсть, любовь – дружба, любовь – уважение, любовь – единение.

– Любовь к Богу. Библия, первое послание Иоанна: «Любите друг друга, потому, что любовь от Бога. Кто не любит, тот не знал Бога, потому что, Бог есть любовь. А любить Бога – это любить сотворенный им мир».

– Патриотизм – любовь к Родине.

– Любовь к самому себе. Может ли человек любить других, если он сам себя призирает и ненавидит? Конечно, нет! Вот почему еще в Библии сказано: «Возлюби ближнего как самого себя»

Гуманистическая философия всегда видела сущность человека в любви, идеал человека – это homo amoras, человек любящий. Главное в жизни человека – это постижение счастья, счастья быть любимым и любить.

Любовь, филия, сторге, агапе, «платоническая любовь».

Любовь в понимании философов разных эпох

ЛЮБОВЬ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ЛЮБОВЬ – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо, т.е. одна из высших ценностей. В более узком смысле любовь (если не принимать во внимание разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещам, состояниям и опытам, напр., сластолюбие, сребролюбие, властолюбие, любомудрие и т.д.) – это отношение к другой личности (или по крайней мере индивидуальности). Различным значениям, выражаемым в современных европейских языках, как правило, одним словом «любовь», в древних языках соответствовали специальные термины: чувственная любовь-желание обозначалась словами kāma (санскр.), ἔρως (греч.), amor (лат.), ‘ишк̣ (араб.); дружеская любовь (см. Дружба) словами sneha, priyatā (санскр.), φιλία (греч.), delictio (лат.), с̣ада̄к̣а (араб.); любовь-милосердие – словами prema (санскр. индуизм), karuṇā (санскр. буддизм), ḥesed (евр.), ἀγάπη (греч.), caritas (лат., восходящее к греч. χάρις – благодеяние), рах̣ма (араб.). В живых европейских языках также имеются различные понятия и термины, аналогичные вышеприведенным, напр., в русском – «вожделение», «дружелюбие», «сострадание» («жалость»), «милосердие», «благоговение». Параллельно допустимое совмещение различных значений в одном слове «любовь» отражает интуицию глубокого родства между различными опытами душевной и духовной активности человека: любовь всегда выступает целестремительной и соединительной силой.

В европейской интеллектуально-духовной традиции от Пифагора и Эмпедокла до А.Бергсона и М.Шелера любовь – великий принцип мировой (космической) жизненной связи. Но если у первых натурфилософов любовь – это именно принцип космической, физической связи, в т.ч. и между людьми, то, начиная с Сократа, любовь рассматривается по преимуществу как особое состояние человеческой души и человеческое отношение. В платоновском «Пире» – произведении, задавшем большинство основных сюжетов последующих философских обсуждений любви, – воссоединительная функция любви-эроса предстает как главная: «любовью называется жажда целостности и стремление к ней» (193а), в любви каждый находит свое неповторимое другое Я, в соединении с которым обретается гармония (миф об утраченной андрогинности перволюдей). В любви человек приобщается к Благу, Космосу, вечности. Рассуждая об эросе, Платон выстраивает иерархию красоты, в контексте которой проясняется смысл «платонической любви» как устремленности к возвышенному и прекрасному. Эрос, т.о., оказывается и фундаментальной познавательной и творческой силой (этот мотив будет последовательно развит в неоплатонизме, в частности, у Плотина и Дж. Бруно). В платоновском учении об эросе отношением к высшему определено и опосредствовано отношение к «ближнему». Тот же тезис развивается в учении о любви-дружбе Аристотеля (см. Дружба), для которого, также, как и для ксенофонтовского Сократа, важно было показать, что подлинная любовь-φιλία покоится на взаимности, благожелательности, доверии, заботе, стремлении к добродетели и совершенству. О том, что это не было общераспространенным взглядом среди философов, свидетельствует потребительская трактовка любви как влечения и пристрастия киренаиками (см. Киренская школа). В интеллектуальном движении от Платона к Аристотелю происходит существенное изменение в понимании любовного отношения. У Платона любовь – это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность (EN, 1157b 35), хотя и у него подспудно чувствуется, что речь во многом идет об отношениях старшего и младшего. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях: в них нет ничего плохого, если они никому не вредят; у Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности.

Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, соединяет иудаистскую и античную традиции и выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение (см. Агапэ, Заповедь любви, Милосердие). Забота, рождаемая платоновским эросом или аристотелевской филией, обусловливалась особенным отношением к данному конкретному человеку, ставшему благодаря своей красоте возлюбленным; христианская милосердная (агапическая) любовь не является следствием личной симпатии или восхищения другим, в ней актуализируется доброта человека, потенциально содержавшаяся в нем изначально, при этом в любви к ближнему любимым оказывается именно ближний с его конкретными заботами и проблемами. Здесь так же, как у Платона, соотносятся отношение к высшему и отношение к ближнему, однако в отличие от классической античности в христианстве любовь к Богу предопределяет и по меньшей мере опосредует любовь к ближнему; к тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика: любовь явно и настойчиво предписывается; агапэ (Caritas) выдвигается в качестве фундаментального этического принципа. Развивая новозаветные представления о любви, Августин соединяет их с неоплатонистским учением об эросе как мистической способности познания: «мы познаем в той мере, в какой любим». Это не познание разумом; это познание сердцем. Фактически отсюда берет начало богатая в европейской истории мысли традиция философии сердца.

В эпоху Возрождения происходит существенный поворот в восприятии любви, тематика которой расщепляется и развивается в духе либо неоплатонистски-мистического (напр., у М.Фичино, Л.Эбрео, Дж.Бруно), либо гедонистического (напр., у М.Монтеня) эротизма. Расщепленность любовной тематики сохраняется и в философии Нового времени. Наиболее полно познавательная функция любви была выражена Б.Паскалем: вслед за Августином он рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» – как основу истины. Роль сердца как морального чувства в постижении духовных явлений высоко оценивалась и в сентиментализме этическом. В рационализме же познавательная функция любви дезавуируется и любовь вытесняется в область «несущественного». Для Р.Декарта и Б.Спинозы место любви – в сфере страстей. При этом Декарт сохранял существенное для европейской мысли понимание любви как воплощенной целостности, в которую человек включает наряду с собой и другого человека, а Спиноза полагал, что желание любящего соединиться с объектом любви является не сущностью любви, но лишь ее свойством.

И.Кант и Г.В.Ф.Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания, но в их учениях окончательно обнаруживается тенденция новоевропейской мысли экстраполировать существенные характеристики, изначально выявленные по отношению к любви уже в античности, на мораль и личность. Второй практический принцип категорического императива Канта в снятом виде содержит характеристики не только христианской любви-агапэ, но и аристотелевской любви-филии, и платоновской любви-эроса. Близкое содержание обнаруживается в раскрытии Гегелем понятия свободы как тождества меня с другим. Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. По Л.Фейербаху, любовь, с наибольшей полнотой выражающее отношение Я–Ты, является основой человеческих отношений и заключает в себе всю тайну бытия. Любовь для Фейербаха – это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении «представляют собой род, т.е. совершенного человека». Благодаря Фейербаху европейская философия по сути дела возвращается к пониманию любви в единстве ее сущностных проявлений. Вместе с тем, проблематизировав любовь в контексте концепции диалога (рассматривая ее не в статичности состояний личности, но в динамике конкретных межличностных отношений), Фейербах задал новое направление философствованию о любви.

С кон. 19 – нач. 20 вв. философия любви развивается в трех основных направлениях: а) на почве русской религиозной философии; б) философской антропологии; в) психоаналитической философии. По В.С.Соловьеву, любовь – это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения. Смысл любви – в преодолении эгоизма, которое происходит, однако, благодаря «вполне объективированному субъекту» – Другому. Как и для Фейербаха, для Соловьева существенно то, что физическое, житейское и духовное соединение двух существ приводит к «созданию нового человека»: в любви как половом отношении эмпирические мужчина и женщина соединяются в «одной абсолютно идеальной личности». В любви другой мысленно переносится в сферу Божества, и т.о., по Соловьеву, происходит избавление от неизбежности индивидуальной смерти. Идеи философии любви получили развитие также в работах В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева.

В феноменологически-аксиологической антропологии Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности силы, которая направляет «каждую вещь» в сторону свойственного ей совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Шелеру, «порядок любви» (ordo amoris), или его «этос». Именно как «существо любящее» (ens amans) человек может быть «существом познающим» и «существом водящим». В любой своей разновидности любовь есть незавершенная любовь к Богу; как таковая она – наряду с ненавистью – представляет собой принципиальное ценностное основание бытия человека. Идея «порядка любви» получила систематическое развитие в книге «Метафизика любви» (Das Wesen der Liebe) Д. фон Гильдебранда – наиболее фундаментальном в 20 в. философском произведении на тему любви. Рассматривая любовь как разновидность ценностного ответа (в любви другой человек воспринимается целостно и безусловно – как ценность сама по себе), Гильдебранд сознательно противопоставляет свое понимание платоновскому, согласно которому любовь – это тоска по совершенству. По Гильдебранду, любовь характеризуется установками на единение (intentio unionis) и на благожелательность (intentio benevolentiae). Посредством intentio unionis происходит преодоление эгоизма; как intentio benevolentiae любовь отличается от уважения, почтения, восхищения – при очевидном сохранении своей личности любящий дарит себя любимому и как бы говорит: «Я – твой».

Революционизирующее воздействие на понимание источника и психической природы любви оказала антропология З.Фрейда, хотя он и не привнес новых идей в понимание ее сути. Фрейд редуцировал любовь к либидо, любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен Я-либидо, в отличие от объект-либидо получил название нарциссизма – своеобразно выраженного себялюбия. Либидо – это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах. В отношении к другому человеку либидо реализуется в сексуальном единении; однако спроецированное на иные объекты или виды деятельности либидо сублимируется и преобразуется в различные формы творчества. В поздних работах Фрейда намечается характерное различие между либидо и эросом: поскольку полное удовлетворение либидо как сексуальной энергии мыслится в реализации инстинкта к смерти (танатоса), именно эрос как инстинкт жизни позволяет человеку сохранить себя, придает жизни новизну и усиливает напряжение творчества. Полемизируя с Фрейдом, Э.Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь» – созидательная и творческая сила, проявляющаяся гл. о. в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему. Углубленный психологический анализ позволил последователям Фрейда (К.Хорни, Фромму, Э.Эриксону и др.) развернуто представить феноменологию любви, в т.ч. в разнообразии ее аберраций.

1. Платон. Пир; Федр. – Соч. в 3 т., т. 2. М., 1970;

3. Философия любви, ред. Д.П.Горский, сост. А.А.Ивин, т. 1–2. М., 1990;

4. Фромм Э. Искусство любить. – В кн.: Он же. Душа человека. М., 1998;

5. Гильдебранд Д. фон. Метафизика любви. СПб., 1999;

Философы о любви

ФИЛОСОФЫ О ЛЮБВИ

Любят Родину и прекрасную идею, дело своей жизни и родных, великое искусство и лучшую на свете женщину. Наш сборник включает в себя тексты, посвященные любви между мужчиной и женщиной. Чувству, которое философы разных времен определяли как «корень жизни», «восхитительнейшее благо», «мерило человечности», «то, чем держится мир». Эти и десятки других определений, кратких и развернутых, встретите вы в книге, где собеседни­ками вашими станут Платон и Монтень, Бердяев и Фейербах, Кант и Радхакришнан, Дидро и Али ибн Сина.

Любовь — часть жизни каждого из нас. Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я — человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви. иначе я замерзну и превращусь в ка­мень».

А что может научить любви? На очень немногое способна здесь древняя педа­гогическая наука, юная же сексология пытается решать важные, но, так ска­зать, «технические» задачи. Любви нас учат жизнь и искусство, сама любовь и философия. Философия растворена в нашей повседневности, как золото в морской воде; мы повторяем, часто сами того не ведая, великие притчи, сужде­ния, выводы, полученные через деся­тые руки от мудрецов далекого и недав­него прошлого. Отзвуки их слов звучат в нашей речи, ведут за собой наши мыс­ли чаще, чем нам кажется, но гораздо реже, чем следовало бы.

Любовь старше философии, а давнее и исконное их родство подчеркивается самым именем последней, означающим по-древнегречески любовь к мудрости. Исследуя самое глубокое и важное в мире, любовь к мудрости обращается и к любви между мужчиной и женщиной. Одни философские школы это «восхи­тительнейшее благо» порою даже обра­щают в сердцевину всеобъемлющих учений: любовь как отношение между полами становилась иногда в филосо­фии созидательницей мира, богом кос­мического творчества, движущей силой биологической и общественной эволю­ции. Притом не всегда легко отделить в таких учениях сравнение, образ, мета­фору от логического суждения, однако даже в метафорах порою прогляды­вают для позднейших исследователей научные истины, становящиеся со вре­менем бесспорными. Другие философ­ские системы рассматривают любовь как серьезную проблему, но лишь одну из многих. Третьи оставляют исследова­ние половой любви на дальней перифе­рии своих интересов, почти целиком от­давая ее в ведение искусства (как де­лали это древнегреческие стоики или важнейшие философские течения в Ин­дии и Китае).

Не стоит поэтому удивляться, что в сборнике так неравномерно оказались представлены философы разных эпох и разных частей нашего мира.

Не забудем также, что само чувство любви, доставшееся нам в своих биоло­гических основах от животных-предков, выращено, выпестовано историей, что это «чудо цивилизации» (Стендаль) ме­нялось даже и на протяжении тех двух с половиной тысяч лет, что существует писаная философия. Любомудрие от­крывало в любви не только то, что было в ней издавна, но и то, что появля­лось, вызревало, росло рядом и вместе с ним.

Впрочем, обо всем этом автору пре­дисловия никак не сказать лучше, чем прославленным мыслителям, представленным в антологии.

Как вы увидите, философия любви, кроме всего прочего, демонстрирует свое кровное родство то с философией биологии, то с философией истории и самой наукой историей, иногда — с бо­гословием или политикой и очень ча­сто — с психологией и социологией в их философских аспектах.

Многоцветье человеческой любви так естественно отражается многоцветьем суждений о ней — выбирайте те, что ближе вам. Но будьте внимательны и к взглядам, далеким от ваших. Помните: за каждой высказанной на этих страни­цах точкой зрения — и опыт множества людей, и работа мысли одного из тех мудрецов, что составляют интеллекту­альный цвет человечества.

О, разумеется, мыслители расходятся между собой во мнениях, иногда чрез­вычайно далеко, спорят друг с другом через века и даже тысячелетия. Но зачем бы были нужны человечеству новые исследователи, если бы они толь­ко шли за прежними, разве что по ме­лочам дополняя их? И кому из великих умов угодили бы робкие ученики, не же­лающие уклоняться от уже проложен­ной колеи? Словом, и оспаривая, и не соглашаясь, и напрочь отрицая ту или” иную позицию, помните: даже тяжелые поражения и бесспорные ошибки боль­ших философов поучительны; а опро­вергнутое временем нередко нельзя вы­черкнуть и забыть,— хотя бы потому, что оно успело стать частью здания, на которую опираются новые этажи.

Надо еще сказать, что философские сочинения в одном отношении чрезвы­чайно похожи на произведения художественные, даже если не имеют с лите­ратурой прямого соприкосновения: в них отражается весь человек, а не толь­ко система его общих взглядов на мир. Характер, темперамент, особенности биографии сказываются на оценке ме­ста любви в жизни. Мысль не только анализирует чувство, но и подчиняется ему.

Так, один из французских моралистов эпохи Просвещения возмущался тем, как относится к любви светское общест­во, другой находил, что от любви, если вычесть из нее самолюбие да тщеславие, почти ничего не останется, третий же заметил истину, подтверждением кото­рой может послужить и эта книга: что ни скажи о любви, все правда. Личности и судьбы философов просвечивают сквозь их суждения; между прочим, нередко отражается в этих суждениях и возраст, в котором создавались про­изведения. Сенека, например, в солид­ных летах писал «Нравственные письма к Луцилию», а Платон свой «Пир» -в зрелые годы, но отнюдь еще не по­жилым.

Каждый философ — сын своего вре­мени, в котором ему пришлось жить и действовать, воспитанный не только общим уровнем культуры, накопленным миром ко времени его появления на свет, но и конкретными обстоятель­ствами собственной биографии; есть и история у каждого человека — и есть своя история у каждого его произве­дения.

А работают философы отнюдь не для самих себя — даже когда пишут слож­нейшие труды, понятные как будто бы лишь их коллегам. Мысли мудрецов предназначены в конечном счете для всех и распространяются гораздо шире, чем обычно представляют себе. Соот­ветственно, и философия любви, безус­ловно, влияла на культуру в целом, а через нее — на отношение в обществе к любви. Много ли людей слушало или читало каждого из философов? Десят­ки, сотни, ну тысячи. Словно в пустыне, кажется, звучат их голоса. Между тем эти голоса дают звонкое и многократ­ное эхо, докатывающееся уже до мно­жества людей, что не слышали даже ни­когда о самих мыслителях.

Вот только один пример, и я наме­ренно беру для него философа, которо­го нельзя, кажется, отнести к числу крупнейших и знаменитейших. На рус­ском языке произведения Марсилио Фичино ни разу не выходили еще отдель­ным изданием, а у тех, что попадали в какие-либо сборники, тираж был неве­лик. Но он был гораздо меньше при жиз­ни философа и в первые века после его смерти. Однако, как ни узок был круг людей, оказавшихся под влиянием идей этого итальянского мыслителя XV века, к нему оказались причастны такие тита­ны, как художники Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Боттичел­ли, поэт Торквато Тассо. Исследова­тели видят влияние мыслей и образов Фичино в Ватиканских фресках Рафаэ­ля, в знаменитых картинах Боттичел­ли «Весна» и «Рождение Венеры», а позднее, например, в такой картине Ти­циана, как «Любовь земная и любовь небесная», и в «Меланхолии» немецкого живописца Альбрехта Дюрера.

А фрески Рафаэля, картины Ботти­челли, Тициана, Дюрера видели уже сотни тысяч людей. Переливаясь в об­разы поэта или прозаика, в картины и скульптуры, в научные труды и учеб­ники, философская мысль распространяется все шире и шире и тысячами путей, преображенная (а иногда -увы — и искаженная), находит путь в общество, становится частью мировоз­зрения и образа жизни.

И не удивляйтесь, если иные выска­зывания мудрецов покажутся вам ба­нальными, сравнения — избитыми, а ход мыслей — порой слишком простым и очевидным. Иные идеи, принимавшие­ся современниками с восторгом и воодушевлением или отвергавшиеся с гневом возмущения, время обратило в триви­альные истины. Но эти истины ведь нужно же было высказать впервые, чтобы они в конце концов стали такими. Впрочем, бывают ли истины банальны­ми? И уж во всяком случае они не бы­вают ненужными. Преподанные филосо­фами уроки любви есть в то же время уроки мудрости; кто усомнится, что нужны и те и другие? И разве не стоит изучать мудрость на примере люб­ви и учиться любви у мудрости?

Конечно, эти уроки различаются по сложности: куда легче знакомиться с житейскими наблюдениями Лабрюйера или Монтеня, чем следить за хо­дом изощренной мысли Аристотеля или Гегеля, Спинозы или Ибн Сины. Однако ведь и то, что кажется на первый взгляд простым, нуждается в изучении «в глу­бину», а сложное и непривычное стоит труда, который требуется для его пони­мания.

К слову сказать, составитель в меру своих сил стремился подобрать тексты в сборнике так. чтобы человек даже со средним образованием смог разобрать­ся в смысле суждений — при некоторых собственных усилиях и минимальной помощи комментариев и введений к раз­делам.

Этим подходом объясняются некото­рые из пропусков в текстах (всюду обоз­наченных многоточием). Тот, кому жаль потерять пропущенное, узнает из приме­чаний, где ему искать полный текст. Большую часть работ, послуживших источниками для сборника, можно най­ти в любой солидной городской библио­теке, а почти все материалы, пока что редкие или публикующиеся здесь на русском языке впервые, скоро должны выйти в составе книг, которые опять-таки попадут в библиотеки. Добавлю, что очень был велик соблазн щедро включить в сборник философские от­рывки из художественной литературы. Сколько мы знаем, к примеру, истинно философских стихов о любви! Это, кста­ти, позволило бы гораздо шире пред­ставить мудрость Востока. Но тогда сборник стал бы воистину безбреж­ным — и пришлось ограничиться немно­гими собственно философскими работа­ми (или отрывками из них) Ибн Хазма и Стендаля, Гёте и Льва Толстого, Рабиндраната Тагора и Честертона, а так­же Камю, который как философ изве­стен не меньше, чем как писатель.

Сборник состоит из пяти разделов (частей).

Авторы первого из них — мыслители античного Средиземноморья — от Пла­тона до апостола Павла.

Во втором разделе представлены фи­лософы западноевропейского Средне­вековья и Возрождения.

В третьей, самой большой части слово дано мыслителям Западной Ев­ропы и Америки последних четырех ве­ков.

Четвертая часть сборника отдана оте­чественной философии любви, начиная с XVII века.

Пятый раздел представляет читателю некоторые суждения тех, кто формиро­вал философские представления о люб­ви на Востоке — Востоке, достаточно условном географически (андалузская философия, например, может быть на­звана восточной только исторически). В этом разделе оказались и великий среднеазиатский мыслитель Али ибн Сина (Авиценна), и несколько класси­ков индийской философии XX века. Своеобразие восточной философии люб­ви дает, как кажется, основания для такого объединения.

Составитель стремился представить читателю философию любви возможно более широко. Но нельзя объять необъятное, и в книгу вошла лишь неболь­шая часть того, что в принципе заслу­живает в ней место.

Криптовалюта

Построенная на блокчейне валюта, которая существует только в интернете

Криптовалюта — средство платежа, которое существует только в интернете. У нее нет бумажного выражения, и ее ценность не зависит от государства.

Обычно, чтобы перевести деньги от одного человека другому, нужен посредник — банк. С криптовалютой : в обмене банк не участвует. Криптовалюта построена на системе блокчейн — цепочке информационных блоков. Их используют для перевода цифровых денег от человека к человеку без посредника.

В 2009 году появилась первая цифровая монета — биткоин, с тех пор количество криптовалют растет.

Рассказываем, как устроена криптовалюта, от чего зависит ее цена, как ее получить и использовать.

Что такое блокчейн

Блокчейн — это способ хранения информации по цепи. Записи о транзакциях участников сети кодируются, распределяются между другими участниками и формируют связанные между собой блоки. Если попытается внести изменения, чтобы получить валюту нечестным способом, например переписать существующую транзакцию или создать новую без согласия других участников, система сравнит эту информацию с другими базами данных и заблокирует операцию.

Это как бы свой филиал банка на вашем компьютере.

Чтобы получилось провести транзакции, нужно поддерживать сеть в рабочем состоянии — это делают майнеры. Они отдают системе своими вычислительные мощности, чтобы производить новые блоки и монеты, и получают процент от операций. Создатель блокчейна сам определяет, сколько ресурсов должен предоставить майнер, чтобы получить награду. Все участники выпуска криптовалюты наделены равными правами и возможностями.

Разработчики закладывают в систему ограничение на эмиссию криптовалюты — например, биткоинов можно произвести только 21 млн.

Формы криптовалюты

Цифровую валюту делят на коины и токены.

Коин. Это денежная единица криптовалюты, которая работает в собственном блокчейне. Ее можно добыть с помощью майнинга — предоставления системе вычислительных мощностей своего компьютера. Коины можно переводить другим пользователям системы блокчейн и продавать за обычную валюту. Некоторые компании принимают их в качестве оплаты товаров и услуг. Например, Microsoft продает за биткоины операционную систему Windows и игровую приставку Xbox.

Есть коины, которые работают на переписанном блокчейне биткоина. Их называют альткоинами — альтернативными версиями биткоина.

Токен. Эта денежная единица криптовалюты создается на основе уже существующего блокчейна. Их нельзя добыть, но можно купить или получить за активность. Токенами даже в теории нельзя расплачиваться, их используют, чтобы дать пользователю доступ к функциям платформы. Если коин — это купюра, то токен — билет. Но если вывести токен на биржу, его можно обменять на обычные деньги по текущему курсу.

Токены можно использовать как инструмент для инвестиций и свидетельство права на бизнес, с их помощью можно участвовать в голосованиях или опросах.

У токенов больше возможностей, но среди инвесторов больше ценятся коины: их труднее создать.

Как получить криптовалюту

Для хранения коинов или токенов нужен электронный кошелек. Наполнить кошелек криптовалютой можно несколькими способами.

Майнинг. Создание нового блока сети, за который начисляется вознаграждение. Для этого надо предоставить системе свои вычислительные мощности. Если в начале появления криптовалют майнить можно было с обычного ПК, то теперь уровень сети усложнился. Появились специальные устройства — майнинговые фермы. Отдельные пользователи объединяют мощности своих компьютеров и создают объединения майнеров.

Стейкинг. Если доход в майнинге зависит от мощности техники, то в стейкинге — от количества уже имеющихся монет криптовалюты. Это своеобразная инвестиция: владелец отправляет коины на обслуживание блокчейна и получает за это вознаграждение.

Покупка. Криптовалюту можно купить. Для этого существуют обменники, где желающие продают и покупают цифровые монеты за другую криптовалюту или за национальную валюту. За обмен нужно заплатить комиссию.

Альтернатива без комиссии — p2p-обменники, позволяющие передать деньги от человека к человеку, без посредников. Для их использования обязательна верификация — раскрытие своих паспортных данных.

Трейдинг. Криптотрейдинг схож с обычным трейдингом. Он основан на принципе «купить дешевле и продать дороже». Высокая изменчивость цены криптовалют позволяет заключать быстрые сделки. Трейдинг проводится на торговых площадках.

Разработчики валюты Dogecoin предлагают несколько способов заработка криптовалюты: покупку, обмен, майнинг и предоставление мощности своего компьютера

Токены можно купить на бирже, в онлайн-обменнике или напрямую у компании, которая предлагает часть прибыли с проекта за покупку токена. Их приобретают как за обычные деньги, так и за криптовалюту.

Как используют криптовалюту

Инвестиции. Криптовалюта привлекает инвесторов высокой доходностью вкладов. По итогам 2020 года инвестиции в биткоин признали самым выгодным вложением.

Аналитическая служба FinExpertiza подсчитала, какой годовой доход можно было получить от инвестиции 100 000 ₽ в разные инструменты

Спекуляции. Цены на криптовалютном рынке — легкий предмет спекуляции. Изменчивость стоимости электронных денег создает разницу в курсах валют. Эту разницу используют трейдеры и криптоброкеры.

Спекуляции кардинально влияют на цену криптовалют. Так, заявление Илона Маска о продаже криптоактивов за одну ночь снизило стоимость биткоина почти на 10 000 $.

После заявления Маска ночью 13 мая биткоин подешевел примерно до 46 000 $, а утром вырос до 50 000 $

Обмен криптовалюты на товары и услуги. Обмен распространен не везде, но набирает обороты. Платежи криптовалютой принимают компании Amazon, EBay, электронная система PayPal. Появляются банкоматы для обналичивания средств, разрабатывается единая форма оплаты криптовалютными дебетовыми картами — BitPay.

Криптовалюта в России запрещена для оплаты товаров и услуг. По закону ее можно использовать только для инвестирования. Однако большинство стран, в том числе и Россия, рассматривают создание государственной криптовалюты, а некоторые уже приступили к выпуску собственных цифровых монет.

Например, в 2020 году власти Китая ввели тестирование национальной цифровой валюты DCEP в четырех городах.

Почему использовать криптовалюту безопасно

Данные, которые попадают в интернет, можно присвоить и изменить, но в блокчейне мошенничество с кошельками или платежами практически невозможно. Высокий уровень безопасности связан с тем, что информация в каждом блоке зашифрована, а блоки связаны между собой по цепочке. Чтобы взломать систему, нужны слишком большие мощности, так как ради одной ячейки информации придется менять шифр у всех остальных.

У системы есть и другие особенности, которые гарантируют безопасность операций:

  • для перевода средств используют уникальные адреса: для каждой операции их генерирует сама система;
  • транзакции открытые и прозрачные, но связать данные с конкретным человеком и его местонахождением невозможно;
  • операции проводятся мгновенно, их нельзя перехватить;
  • подлинность адресов проверяется ключами шифрования.

Есть публичные и приватные ключи. Публичный ключ — это адрес электронного кошелька пользователя, он находится в открытом доступе. А приватный ключ — это шифр, известный только владельцу кошелька. Ключи работают так: один пользователь хочет отправить криптовалюту другому и шифрует ее с помощью публичного ключа, а получатель использует приватный ключ, чтобы открыть «письмо».

От чего зависит цена криптовалюты

На цену криптовалюты влияют спрос и предложение пользователей сети. Она не зависит от государства и национальной валюты.

Чем популярнее криптовалюта, тем больше пользователей она привлекает. А значит, увеличивается число операций и растет ее ценность. Когда пользователей становится меньше, цена криптовалюты падает.

В конце 2020 года с бирж вывели много биткоинов, а спрос остался прежним. этого в январе 2021 года его цена выросла в шесть раз

Для майнеров цена другая: она складывается из стоимости оборудования и затрат на электроэнергию.

Виды криптовалют

Децентрализованные. Это криптовалюты, которые добываются майнингом. Например, Bitcoin, Ethereum, Zilliqa, Elastos, IOTA.

Псевдодецентрализованные. Выпуск и оборот таких валют контролирует закрытая группа людей, она же может принимать решения о блокировке счетов владельцев. При этом добыть электронные деньги с помощью майнинга нельзя — псевдодецентрализованную валюту покупают. К таким криптовалютам относятся Bitcoin Cash, Ripple, TRON, EOS.

Стейблкоины. Стоимость такой валюты привязана к какой-либо ценности, реже — к другой криптовалюте, поэтому ее цена меняется чаще, чем у других валют. Например, Gemini Dollar равен доллару США, а DigixDAO — грамму золота.

Стейблкоины, выпуск которых обеспечивается национальными деньгами, полностью централизованы. Например, компания Tether Limited выпустила криптовалюту Tether, которая на 20% обеспечивается запасами долларов США со счетов организации. А Gemini Dollar обеспечен полностью. Его контролирует Департамент финансовых услуг штата Нью-Йорк.

Риски

Использование криптовалюты связано с рисками того, что оно не регламентировано государством. Вот с какими проблемами могут столкнуться майнеры и покупатели криптовалют:

  • нестабильность и резкие скачки курса;
  • перспектива обесценивания криптовалют с неограниченной эмиссией, например Ethereum;
  • возможность потерять все коины, если утратить ключ к кошельку. Обратиться в банк или полицию не получится.

В большинстве стран криптовалюту нельзя официально обменивать на товары и услуги. Это связано с тем, что ее добыча и передача анонимна, а значит, участники процесса могут уклоняться от уплаты налогов. Ее принимают некоторые онлайн-магазины, а еще ей можно торговать, но ее цена напрямую зависит от спроса. Если спрос упадет, валюта обесценится и владелец может потерять все вложенные в нее деньги.

Криптовалюта – что это такое, объясняем подробно и понятно.

Что такое криптовалюта / криптоактив? Понятное объяснение даже для новичков

Автор: телеграм канал Crypto Pirates Channel — Подписаться

Криптовалюта – это зашифрованный нерегулируемый цифровой актив, использующийся в качестве аналога валюты в обменных операциях. Криптовалюта не имеет физической формы, она существует только в электронной сети в виде данных.

Механизм виртуальной валюты

Что касается механизма криптовалют, в отличие от обычного привычного средства платежа, то тут нет какого-либо единого центра или организации, как государство или центральный банк, которая могла бы ими управлять.

Инвестиции / спекуляции

Криптовалюты являются объектами инвестиций, потому что их цены не фиксированы. Следовательно, можно получить прибыль, делая инвестиции в ожидании роста или падения цены виртуальной валюты, что считается многообещающим в будущем. кроме того, некторые криптовалютные биржи предоставляют услуги по торговле криптовалютными деривативами, и инвесторы могут зарабатывать на падении цены на криптовалюту. При инвестировании и торговле криптовалютами нужно быть осторожным, потому что есть риск потери при сделках.

Технические составляющие криптовалют

На примере Биткойна, который является первой криптовалютой. Биткойн — это механизм, который позволяет торговать чем-ибо в Интернете без вмешательства третьей стороны, такой как банк. Я опущу технические детали, но чтобы кратко объяснить механизм, «криптография с открытым ключом» предотвращает спуфинг третьей стороной, «блокчейн» предотвращают двойную оплату сторонами. Майнинг обеспечивает экономический стимул для майнеров и им выплачивается вознаграждение за майнинг, которые внесли свой вклад в работу блокчейна.

Блокчейн

Технология блокчейн родилась как технология для реализации децентрализованной бухгалтерской книги, которая записывает транзакции криптовалюты. Совокупность нескольких транзакций называется «блоком». Структура данных, в которой объединены эти блоки, является источником именной цепочки блоков. В отличие от обычного метода клиент-сервер, в случае технологии блокчейн данные транзакции отслеживаются неопределенным числом участников сети это будет обнаружено и отклонено.

Майнинг

Майнинг — это процесс добавления блоков в цепочку блоков. В майнинге биткойнов используется алгоритм консенсуса под названием PoW (Proof of Work). Это механизм, который использует криптографическую хеш-функцию (SHA-256) для активации блоков, сгенерированных им самим, и выполняет математические операции. Майнер собирает транзакции для создания новых блоков при проверке транзакций. Выполняется работа по подтверждению транзакции. Когда эта работа по утверждению будет завершена, она будет записана в блокчейне как формальный блок. Когда работа по созданию блока завершена, майнер, который является создателем блока, может получить плату за создание блока и комиссию за транзакцию, записанную в блоке, в качестве вознаграждения за майнинг.

Как получить криптовалюту

Криптовалюту можно майнить, для этого нужно специальное оборудование для майнинга, либо можно купить ее на криптовалютной бирже, обменяв фиатную валюту на криптовалютную.

История криптовалют

Виртуальная валюта зародилась в октябре 2008 года, когда человек по имени Сатоши Накамото опубликовал в Интернете bitcoin white Paper. Этот white paper вдохновил большое количество разработчиков, и Биткойн родился в январе 2009 года, через три месяца после его публикации. В феврале 2010 года была создана биржа для обмена биткойнов.

В Японии компания Mt. Gox запустила сервис обмена биткойнов в Токио, в июле 2010 года. С 2011 года биткойн быстро распространился по всему миру, и, хотя в 2014 году произошло банкротство Mt. Gox, появилось много альткойнов, которые представляют собой виртуальную валюту, отличную от биткойнов. Рынок в целом имел тенденцию к расширению.

С тех пор несколько крупных Японских компаний приступили к платежам в биткойнах. После этого, во второй половине 2017 года цена виртуальной валюты резко взлетела, и рынок виртуальной валюты показал большой ажиотаж, но в январе 2018 года цена на биткоин начала падать и рынок перешел в медвежью фазу.

Криптовалюты очень волатильны и при спекуляции криптовалютами риск потерять свои деньги очень высок. Если вы потеряете закрытый ключ или пароль своего кошелька, возможно, вы вообще не сможете получить доступ к своей виртуальной валюте, поэтому вам нужно быть очень осторожным. также существует риск взлома биржи криптовалют либо ее банкроства.

Риск изменения законодательства и налоговой системы

Налоговые законы в вашей стране по отношению к криптовалюте могут измениться. Или может быть полный хапрет на криптовалюты или майнинг. В результате могут возникнуть такие проблемы, как падение цен на криптовалюту, приостановка транзакций и увеличение налогового бремени.

Последние изменения виртуальных валют и перспективы на будущее

Криптовалюты еще не получили широкого распространения, но они гораздо более распространены среди людей, чем 10 лет назад, и их транзакции становятся более активными. Сегодня криптовалюты чаще применяются лишь для спекуляций. Что касается будущего криптовалют, крупный британский фонд криптовалют Coinshares выпустил отчет, в котором анализируется прошлая и настоящая ситуация, связанная с бизнесом и финансами, и рассматривается настоящее и будущее Биткойна (Ссылка: CRYPTO TRENDS REPORT). Основной момент, упомянутый в отчете, заключается в том, что Биткойн торговался на «потребительском» уровне с 2013 по 2017 год, но с 2017 по 2022 год, инвестиции «учреждений». Говорят, что он находится в стадии прогресса. Мы определили 2022 год как этап, на котором начнется следующая эволюция Биткойна, и прогнозируем, что это будет время для «Биткойн-банкинга». Он будет охватывать ключевые услуги для клиентов, такие как банковские депозиты биткойнов, страхование, инвестиционные продукты, международные платежи и суверенная валюта.

Ссылка на основную публикацию