Православие: особенности вероучения и культа
Православие – восточная ветвь христианства, получившая распространение по большей части в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Балканах. Сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г.) и оформилась после разделения церквей (1054 г.). Название «православие» (от греч. «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей 2-го века. Богословские основы православия сформировались Византии, где оно было господствующей религией в 4-11 веках.
Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное придание (решения семи Вселенских соборов 4-8 веков, а также труд крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из которых осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство. Арианство – учение пресвитера Александрийской школы, утверждающее, что только Бог-отец есть истинный бог. Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу.
Из-за широкого распространения арианства был собран первый Вселенский собор (325 г), на котором был принят Символ Веры в котором определено равенство и единосущие всех трех ипостасей. Тем не менее учение ария продолжало завоевывать новые умы и в 381г был созван Вселенский собор, где Символ Веры был дополнен новыми догматами, а ариане были вторично осуждены.
Так сформирование основные принципы православия. Это признание
· искупительной миссии Иисуса Христа.
Итак, основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, о котором говорилось выше. Состоит из 12 членов, содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как о Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога; Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. СВ. читается как молитва на богослужениях и исполняется хором.
С догматами вероучения тесно связана система культовых действий. Это семь главных обрядов (таинств):
Таинствами они называются потому, что в них «под видимым, образом сообщается верующим невидимая божественная благодать». Помимо совершения таинств культовая система включает в себя молитвы поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам, святым. Важное место занимаю праздники и посты. Наиболее почитаемый праздник – Пасха, затем идут двунадесятые праздники: Рождество. Крещение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение и Троица. Далее следует пять великих праздников: Обрезание Господне, Рождество Ирана Предтечи, Праздник святых Иоанна и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники – престольные, то есть связанные с престолами -святыми местами в храме, посвященными тому или иному святому.
14. Ранняя христианская церковь и первые Вселенские соборы
Христианство своим исходным началом имело ветхозаветное ожидание Мессии — Божественного посланника. Христос нес людям религию любви и спасения, выступив против диктата иудейского закона. В раннем христианстве не следует искать систематизированного учения с догматикой и теологией. По Евангелиям, Иисус Христос очень просто говорит о самом важном — Боге и человеке, о том, как надо жить, чтобы обрести спасение — вечную жизнь.Эта простота и великая любовь, исходившая от Христа, обращали к нему сердца людей, прежде всего простых, не способных мудрствовать, жаждущих не понять разумом, а принять душой божественную истину.
Обращение каждого отдельного человека к Христу было всегда актом индивидуальной веры и собственного выбора, изменявшего саму духовную суть человека. Избравший Христа, обретал надежду на спасение, личное бессмертие и Царство Божие.
Важнейшую роль в становлении христианства сыграло то, что оно обрело свою организацию — церковь.Первые общины христиан возникли в Иудее, Сирии, в Малой Азии. Во второй половине I в. они появились в Риме и на территории Италии. Эти общины были весьма демократичными, их члены называли друг друга «братьями» и «сестрами». Христиане собирались для совместной молитвы и трапезы, имевшей священный смысл. Формы культа и повседневного поведения христиан, которые должны были строго следовать евангельским заветам, еще только вырабатывались.
В общине совершались древнейшие христианские таинства — магически-культовые обряды крещения и причастия (евхаристия) хлебом и вином, символизировавшими плоть и кровь Иисуса Христа. Таинства были призваны содействовать нисхождению Божественной благодати на верующего.
Во II в. на основе общин создаются устойчивые религиозные структуры, ориентированные не на временное существование в ожидании конца света, а на пребывание в земном мире. Общины превращаются в составные части особой религиозной организации — церкви, объединяющей духовенство и мирян на иерархических основаниях. Впоследствии церковью стали называть и здания, где отправляется христианский религиозный культ, со специально выделенными местами для молитвы и алтарем. Однако в самом главном понимании церковь в христианстве — это мистическая община, объединяющая всех верующих, ныне живущих, некогда живших и будущих, во главе с Христом.
Во II в. христианство еще только начинало систематизировать основы вероучения, вырабатывать догматику. Богословское обоснование христианства и его защита от нападок со стороны многочисленных противников было осуществлено апологетами (защитниками). Они пошли по пути, обозначенному еще предтечей христианской теологии Филоном Александрийским, пытаясь соединить богословие с эллинистической философией.
На протяжении многих веков, со времени рождения христианской Церкви, верующие старались принимать Откровение Божие во всей его чистоте, а лжеучителя искажали его человеческими домыслами.
В особенных случаях, для обличения лжеучителей, а также для обсуждения догматических и канонических вопросов, на основании заповеди Самого Спасителя Иисуса Христа и по примеру Апостолов (Апостольский Собор в 51 г. —Деян. 15:1-35), в ранней христианской Церкви собирались Вселенские Соборы. Именно поэтому, период с 4-го по 8-й век обычно называется в церковной истории эпохой Вселенских Соборов. Вселенскими они названы потому, что на них собирались пастыри и учителя христианской Церкви со всех концов греко-римской империи и так называемых варварских стран.
Вселенские Соборы – собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.
Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена.
Всего было семь Вселенских Соборов (325-787 гг).
5. Константинопольский 2-й
6. Константинопольский 3-й
Подробнее о каждом вселенском соборе http://azbyka.ru/dictionary/03/vselenkie-sobory.shtml
15.Великий церковный раскол: его причины и следствия
Причины для разделения единой христианской Церкви на Западную и Восточную формировались на протяжении всего первого тысячелетия существования христианства. Поводом же к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц — Рима и Константинополя.
Православие. Главные идеи, Философия, Суть и Принципы
На нашем портале еще одна традиция христианства — Православие, и сегодня мы познакомимся с его главными идеями, сутью, принципами и философией православия.
На настоящий момент число православных верующих в мире составляет порядка 300 миллионов человек. Так же, как и его брат Католицизм (о котором мы уже писали до этого), Православие появилось в Римской империи в I тысячелетии нашей эры в результате раскола христианской Церкви.
- Как переводиться и что значит Православие?
- История появления Православия
- Почему христианство разделилось на православие и католицизм?
- Главные идеи Православия
- Суть Православия
- Принципы Православия
- Православные посты
- Духовные чины или иерархия в православии
- Патриарх
- Митрополит
- Архиепископ
- Архиерей
- Архимандрит
- Игумен
- Иеромонах
- Архидьякон
- Иеродьякон
- Низшие клирики
- Философия Православия
- Что представляет из себя Православный Храм или Церковь?
- Литургии Византийского обряда в Православии
- Таинства в Православии кратко
- Таинство Крещения
- Таинство миропомазания
- Таинство евхаристии
- Таинство покаяния
- Священный Брак
- Таинство елеосвящения
- Таинство Священства
- Направления или традиции в Православии
- Старообрядческие церкви
- Проблемы православной веры
Как переводиться и что значит Православие?
Слово православие переводится как «правильное суждение» или проще сказать правильное воспевание и восхваление Бога.
История появления Православия
Но вернемся к истории, когда христианский мир стоял на грани раскола. Вот тогда-то и созывается Первый Вселенский Никейский Собор, где собрались все важные епископы для решения своих дел. По сути Церковь стояла тогда даже выше государства и светских правителей вроде королей, и ей была фактически передана вся власть.
В ту пору жил император и звали его Константин, вот по его зову и собрались вместе все епископы, со всего мира.
Почему христианство разделилось на православие и католицизм?
Также жил в ту пору еще известный священник, которого звали Арий, вот с него то смута и началась (раскол христианства на православие и католицизм). Ведь он утверждал, что Сына прежде не было и что он был рожден или Сын начален, а Бог безначален.
И далее Арий говорит, что гонят нас за то, что мы Сына считаем не как часть Бога. Говоря проще — Сын — это не Бог, а просто Его творение. Другие же на Соборе утверждали, что Сын от Бога и это одна сущность.
В результате споров возник Символ Христианства — и им стала вера в единую и божественную сущность Сына Божьего с Богом Отцом. И сам император римский Константин согласился с этим утверждением.
В результате впоследствии Великого Императора Константина даже причислили к лику святых, а Ария прокляли и сослали в заключение.
Главные идеи Православия
Как мы можем понять с тех пор, Православная Церковь считает себя Единой Церковью, и в тоже время, Католическая Церковь также считает себя Единой и Главной.
И отличие в том, что Православие не признает постановление соборов Римской Церкви, а признает лишь свои Вселенские Соборы или Византийские (созванные Византийскими императорами).
И вот на этих соборах и были утверждены главные идеи Православия: Сын Един с Отцом; Святой Дух Един с Отцом и Сыном; Деву Марию принято считать Богородицей; введено иконопочитание, так как от образа можно взойти к изначальному Облику Бога; введены посты; и главное возможность единения с Богом.
Суть Православия
Вероучение и суть Православия основано на вере в единого Бога, который единосущ Богу Сыну и Святому Духу.
Так же учение основано на вере в телесное вознесение и второе пришествие Иисуса Христа, которое произойдет, когда оскудеет вера человеческая и страх воцарится на земле перед бедствиями.
А еще по сути утверждается вера в Единую Церковь, главой которой является Иисус Христос, и естественно не Папа римский.
Принципы Православия
К данным принципам относят иерархию в священстве — так главным стоит епископ, затем пресвитер и диакон. В ранних общинах епископы были в роли старших наставников в пределах города или провинции.
Православные посты
И третьим принципом православной веры являются календарные посты: Великий пост — перед Пасхой, Петров, Успенский, Рождественский, а также различные праздники, посвященные различным святым событиям или святым.
Духовные чины или иерархия в православии
Церковная православная иерархия считается продолжением небесной иерархии Бога.
Самыми главными в православном духовенстве считаются Епископы (Архиереи) — причем по старшинству идут Патриарх, Митрополит, Архиепископ и Епископ. Причем чины Епископов или Архиереев возможны только для монахов.
Патриарх
Утверждается собором и является главой поместной церкви, то есть всего православия в рамках государства. Так на сегодняшний 2015 год Патриархом Московским и Всея Руси является Патриарх Кирилл.
Митрополит
Заведует церковной областью или епархиями.
Архиепископ
Архиерей
Это священнослужитель, который может совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Также он управляет епархией.
Далее едет Пресвитерство (Иерейство): Архимандрит, Игумен, Иеромонах. Пресвитер совершает священнодействия: крещение, причащение и молитвословие.
Архимандрит
Это монашеский чин как высшая награда в духовенстве. Обычно управляют крупными монастырями.
Игумен
Монашеский чин настоятеля монастыря.
Иеромонах
И последнее звено в духовенстве — это Дьяконы: Архидьякон и Иеродьякон. Диаконы помогают другим совершать служения, но сами обряды таинства совершать не могут.
Архидьякон
Старший дьякон в духовенстве монашеском.
Иеродьякон
Это чин дьякона монаха.
Низшие клирики
Это те, кто просто помогают в богослужении. Сюда относят иподьяконов, чтецов, певцов, алтарников, пономарей, церковных сторожей.
Философия Православия
Вся философия православия основана на вере в Единого Бога Отца, а также Сына и Святого Духа. После раскола в Церкви все обряды основаны лишь на Византийских принципах. Так в настоящее время приняты Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Что значит литургия — это богослужение в церкви, а песнопения в них ведутся еще с глубокой древности. Многие из нас, наверное, слышали песнопение или молитву «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — так обычно начинаются все церковные службы.
Что представляет из себя Православный Храм или Церковь?
Обычно храмы красиво расписаны, чтобы подчеркнуть великолепие вселенной или земного неба, коим считается церковь или храм.
Так углубление в сводах храма, считается подобным Вифлеемской пещере (где родился Иисус Христос), а жертвенник — аналог яслей Христа. Вот, наверное, откуда у нас существуют ясли, куда водят детей дошкольного возраста, но как их там воспитывают это уже отдельный разговор.
Так вот если продолжить, то свечи в церквях соответствуют — вечному Свету, а стихарь или одежда служителей — соответствует плоти Христа.
Литургии Византийского обряда в Православии
В православии приняты следующие основные виды богослужений:
- Литургия Иоанна Златоуста, которая служится в течение всего года;
- Литургия Василия Великого — служба ведется 10 раз в году;
- Литургия Преждеосвященных Даров, которая совершается в Великий Пост;
- Литургия Апостола Иакова — несколько раз в год;
Кроме того, перед православными литургиями проводятся так называемые входные молитвы, то есть перед входом в помещение, где находится алтарь;
Затем после входных молитв еще читаются молитвы, чтобы подготовить верующих к таинству.
Таинства в Православии кратко
В связи с тем, что многие православные учились в католических учебных заведениях — учение о 7 таинствах также проникло и в православие. В эти семь таинств входят Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священный Брак, Елеосвящение и Священство. Все они считаются дарами Духа Святого.
Таинство Крещения
Когда человека погружают в воду — то он уже становится как часть Бога, так и Церкви. Он как бы перерождается заново, в православной вере, часто ему даже дают другое имя. что способствует его новой жизни.
Таинство миропомазания
Таинство евхаристии
Это особое причастие к Богу, где в обряде используют вино и хлеб, которые затем вкушаются, что является причастием к Телу и Крови Иисуса Христа.
Таинство покаяния
На покаянии человек раскаивается в своих грехах Богу, что должно изменить его сознание в лучшую сторону.
Священный Брак
Церковный брак это православное таинств, так как в отличие от гражданского может дать благословение Бога на создание семьи и благополучную жизнь.
Таинство елеосвящения
Когда человека мажут елеем (оливковым маслом) — это также благословение Бога, что помогает избавиться от грехов и болезней.
Таинство Священства
Это церемония посвящения в священнослужители, после которой получивший посвящение может совершать таинства и обряды.
Направления или традиции в Православии
В Православии существуют общепризнанные направления церкви — это Московский Патриархат и Константинопольский Патриархат.
А также имеют место и традиции, которые отвергают общепринятые реформы православного Патриарха Никона и потому данные течения не признаются обычным православием.
Старообрядческие церкви
К старообрядческим церквям и видам православия относят Поповство, Беспоповство и Истинно-Православная Церковь — основанные на старых традициях, которые считают себя православными, и в тоже время противопоставляющие себя остальному мировому Православию.
Вывод
Наверное, чтобы избежать раскола надо было православию и католикам прислушаться к словам Иисуса Христа «Бог есть ЛЮБОВЬ», а не бесконечно создавать все новые и новые религиозные направления, и ответвления, при этом проклиная и объявляя еретическими все старые.
Проблемы православной веры
Ведь сегодня подобных направлений в Христианстве существуют многие десятки, в которых не разберется даже самый профессиональный богослов, хотя в Библии сказано, что суть Бога не разъединять, а именно Объединять.
Ведь основное предназначение и желание Сатаны как раз в том, чтобы разъединить человечество и стравить народы и ранее близких людей в кровопролитных войнах между собой, а также разжигание ненависти и агрессии. Что мы к сожалению, сегодня и наблюдаем вокруг основных христианских церквей, которые уже более тысячи лет делят земли, святыни и свое влияние на людей между собой.
Поэтому возможно было бы более рационально проводить каждый день один и тот же ритуал, посвященный Любви, с мыслями «хочу, чтобы все люди стали счастливы» — тогда, наверное, не нужны были ни таинства, ни различные сложные традиции и литургии.
Ведь изначальный смысл христианства и также православия не может быть в запоминании каких-то ритуалов, а смысл всегда один прийти к одной истинной вере в Бога и посвятить свою жизнь праведным и добрым делам в Его честь.
Тогда возможно весь мир стал бы давно уже одним таинством и это таинство под названием Любовь стала бы прямой дорогой к Богу и самой короткой в мире.
Чтож, свет Бога в каждом человеке никогда не прекращался и не прекращается, именно поэтому мы с вами встречаемся на нашем портале Обучения И Саморазвития, и именно поэтому мы всегда вместе в том месте, которое всегда рядом и находится в нас, но то что рядом кажется всегда таким далеким, и мы вам советуем сосредоточить свои поиски Бога и себя самого именно в этом месте – то есть в вашем сердце и душе.
Что нам и кажется основным смыслом, и сутью философии христианства и православия, о котором читайте в отдельной статье. До встречи, и также в следующей статье читайте о философии протестантизма, как еще одного большого ответвления от изначальной христианской религии или о католицизме. А также и десятках других направлений религии вроде Буддизма, Ислама, Индуизма и многих других.
Православие — это направление в христианстве
Вопрос религии обсуждается и изучается в каждом государстве и обществе. Где-то он стоит особо остро и является достаточно конфликтным и опасным, где-то это скорее светская беседа в свободное время, а где-то повод пофилософствовать. В нашем многонациональном обществе, религия – это один из волнующих вопросов. Не каждый верующий хорошо осведомлен об истории возникновения православия и его истоках, однако все мы на вопрос о православии однозначно ответим, что православие — это христианская вера.
Возникновение и развитие православия
Многие писания и учения, как древние, так и современные сообщают, что православное вероисповедание – это истинное христианство, приводя свои аргументы и исторические факты. И вопрос – «вероисповедание православие или христианство» – будет волновать верующих всегда. Но будем говорить о принятых понятиях.
Христианство – самая крупная из форм общественного сознания в мире, проповедующая жизненный путь и учения Иисуса Христа. По историческим данным, христианство возникло в Палестине (входившая в состав Римской Империи), в I веке.
Распространено христианство было еврейским населением, и в дальнейшем приобретало все большего признания среди других народов, так называемых на то время – «язычников». Благодаря просветительской и пропагандистской деятельности, христианство вышло за пределы Римской империи и Европы.
Одна из путей развития христианства – является православие, возникшее в результате разделения церквей в XI веке. Тогда, в 1054 году христианство разделилось на католицизм и Восточную церковь, а восточная церковь была также поделена на несколько церквей. Самая крупная из них – православие.
Распространению православия на Руси, повлияло ее соседство с Византийской империей. С этих земель, начинается история православного вероисповедования. Церковная власть в Византии была разделена в связи с тем, что принадлежала четырем патриархам. Византийская империя со временем распадалась, и патриархи равномерно возглавляли созданные автокефальные православные церкви. В дальнейшем, автономные и автокефальные церкви распространились и на территориях других государств.
Основополагающим событием, становления православия на землях Киевской Руси, стало крещение княгини Ольги – 954 год. Это в дальнейшем привело к крещению Руси – 988 год. Князь Владимир Святославович позвал всех жителей города, и в реке Днепр был произведен обряд крещения, который проводили византийские священники. Это стало началом истории возникновения и развития православия в Киевской Руси.
Активное развитие православия на русских землях наблюдается с X столетия: возводятся церкви, храмы, создаются монастыри.
Принципы и мораль православия
Дословно, «православие» – правильное славление, или же правильное мнение. Философия вероисповедания заключается в вере в единого Бога Отца, Сына и святого духа (Бог-Троица).
Фундамент в вероучениях православия – Библия или “Священное писание” и “Священное предание”.
Связь государства и православия достаточно распределена и понятна: государство не вносит коррективы в учения вероисповедания церкви, а церковь не нацелена на контроль над государством.
Все принципы, история, и законы вряд ли присутствуют в мыслях и знаниях каждого православного человека, но это не мешает вере. Чему же учит православие на обывательском уровне? Господь – носитель высшего ума и мудрости. Учения господни неопровержимо верны:
- Милосердие – старание облегчить печали несчастно своими силами. В милосердии нуждаются обе стороны – подающий и принимающий. Милосердие – помощь нуждающимся, угодное Богу дело. Милосердие держат в тайне и не распространяются. Также, милосердие трактуется как данное взаймы Христу. Наличие у человека милосердия означает что у него доброе сердце и он нравственно богат.
- Стойкость и бодрствование – состоит в духовной и физической силе, постоянном труде и развитии, бодрствовании для добрых дел и служения Богу. Стойкий человек – тот, кто любое дело, доводит до конца, идя рука об руку с верой и надеждой, не падая духом. Исполнение Господних заповедей требует труда и стойкости. Одной человеческой доброты не хватит для распространения добра, тут всегда необходимо бодрствование и стойкость.
- Исповедь – одно из Господних таинств. Исповедь помогает получить поддержку и благодать святого Духа, укрепляет веру, В исповеди важно вспомнить о каждом своем грехе, рассказать и покаяться. Выслушивающий исповедь принимает на себя обязанности прощения грехов. Без исповеди и прощения человек не спасется. Исповедь можно считать вторым крещением. При совершении грехов теряется связь с Господом, данная при крещении, при исповеди эта невидимая связь восстанавливается.
- Церковь – учением, проповедью преподносит в мир благодать Христа. В причастии его крови и плоти соединяет человека с создателем. Церковь не оставит в горе и беде, не отвергнет никого, раскаявшегося простит, провинившегося примет и научит. Когда верующий уходит из жизни, церковь также не оставит его, а будет молиться о спасении его души. С рождения и до самой смерти, на протяжении всей жизни, в любой ситуации, церковь рядом, раскрывает свои объятия. В храме, душа человека находит успокоение и умиротворение.
- Воскресенье – день служения Богу. День воскресенья нужно свято чтить и исполнять дела Божии. Воскресенье – день, когда стоит оставить житейские проблемы и бытовую суету и провести его с молитвой и почтением к Господу. Молитва и посещение храма – основные занятия в этот день. Нужно остерегаться общения с людьми, которые любят сплетничать, сквернословить, ябедничать. Согрешивший в воскресенье отягощает свой грех в 10 раз.
В чем различие между православием и католицизмом?
Близкими между собой, однако в то же время, принципиально отличающимися всегда были православие и католицизм. Первоначально, католицизм – направление христианства.
Среди отличий православия и католицизма, можно выделить следующие:
- Католицизм исповедует, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православие исповедует, что Святой Дух исходит только от отца.
- Католическая церковь принимает основное положение в религиозном просвещении ведущем к тому что, матери Иисуса – Марии, не коснулся первородный грех. Православная церковь считает, что Дева Мария, как и все, была рождена с первородным грехом.
- Во всех вопросах веры и морали католики признают главенство Папы, чего не принимают православные верующие.
- Приверженцы католической религии делают жесты описывающие крест слева направо, приверженцы православной религии – наоборот.
- В католицизме усопших принято поминать на 3-й, 7-й и 30-й день со дня кончины, в православии — на 3-й, 9-й, 40-й.
- Католики являются ярыми противниками контрацепции, православные принимают некоторые из видов контрацепции, использованные в браке.
- Католические священники придерживаются безбрачия, православным священникам разрешено жениться.
- Таинство брака. Католицизм отвергает разводы, православие же допускает их в некоторых отдельных случаях.
Сосуществование православия к других религий
Говоря об отношении православия к другим религиям, стоит сделать акцент на таких традиционных религиях как иудаизм, ислам и буддизм.
- Иудаизм. Религия исключительно еврейского народа. Невозможно иметь принадлежность к иудаизму без еврейского происхождения. На протяжении длительного времени, отношение христиан к иудеям имеет достаточно враждебный характер. Различие в понимании личности Христа и его истории сильно разделяет эти религии. Неоднократно, такая враждебность приводила к жестокости (холокост, еврейские погромы и прочее). На этой почве, началась новая страница в отношениях религий. Трагическая судьба еврейского народа заставила пересмотреть взаимоотношения с иудаизмом, как на религиозном так и на политическом уровне. Однако общая основа, в том, что Бог един, Бог Творец, участник жизни каждого человека, помогает на сегодняшний день таким религиям как иудаизм и православие жить в согласии.
- Ислам. Православие и ислам также имеет непростую историю взаимоотношений. Пророк Мухаммед был основоположником государства, военачальником, политическим лидером. Поэтому религия очень тесно переплетена с политикой и властью. Православие же – свободный выбор религии, не зависимо от национальности, территориальности и языка на котором говорит человек. Нужно заметить, что в Коране встречаются упоминания о христианах, Иисусе Христе, Деве Марии, эти упоминания уважительны и почтительны. Отсутствуют призывы к негативному отношению или порицанию. На политическом уровне, конфликты религий отсутствуют, но это не исключает противостояний и вражды в мелких социальных группах.
- Буддизм. Многие духовенства отрицают буддизм как религию, поскольку в ней нет понимания Бога. Буддизм и православие имеют схожие черты: наличие храмов, монастырей, молитвы. Стоит заметить, что молитва православного человека – это некий диалог с Богом, который представляется нам живым Существом, от которого мы ждем помощи. Молитва буддиста – это скорее медитация, размышление, погружение в собственные мысли. Это достаточно добрая религия, воспитывающая в людях доброту, спокойствие, волю. За всю историю сосуществования буддизма и православия не наблюдалось конфликтов, и говорить о том, что для этого есть потенциал – нельзя.
Православие сегодня
Сегодня, православие по численности среди христианских направлений занимает 3 место. Православие имеет богатую историю. Нелегким был путь, многое пришлось преодолевать и переживать, однако именно благодаря всему произошедшему православие находится на своем месте в этом мире.
Современная религия православие является не просто религией, которая объединяет миллионы людей по всему миру. Это религия, которая всегда поддерживала просвещение, образование, науку и продвижение.
Православие. Основные понятия
«В дореволюционной России вполне достаточное представление о православной вере имели, пожалуй, все. Даже дети той эпохи могли в этом отношении многому научить сегодняшних взрослых; Закон Божий изучали в гимназиях, реальных училищах и даже церковно-приходских школах. Сейчас же подавляющее большинство узнает о православной вере и Церкви, прежде всего, от что-то где-то слышавших родственников и знакомых или от прихожан, охотно дающих советы о том, как и что делать в церкви. К сожалению, эта информация и эти советы часто не соответствуют действительности и не всегда отвечают требованиям религиозных обрядов. А между тем, интерес к религии вообще и, прежде всего, к православию в нашей стране в последнее время значительно возрос… … словарь этот может оказаться весьма полезным и любому православному человеку как справочник, содержащий объяснение главных понятий, описание основных служб, тексты основных молитв, расписание постов, и даты православных религиозных праздников…»
Оглавление
- К читателю
- Предисловие
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православие. Основные понятия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Православие представляет собой род догматической религии или религии Откровения. Это означает, что оно основано на догматах — особых отправных истинах, данных в Откровении. Откровение приходит к людям от Бога через особо преданных ему людей и затем фиксируется в Священном Писании и Священном Предании.
Все Истины Откровения, содержащиеся преимущественно в книгах Священного Писания, подразделяются на два рода: на истины веры, которые должны усваиваться умом верующего, и на истины деятельные, которые должны усваиваться волей верующего и являться руководством к действию. Из всех этих истин догматами в строгом смысле называются лишь самые главные положения вероисповедания. Основные из них (общим числом двенадцать) собраны воедино и утверждены на Вселенских Соборах (Никейском и Константинопольском) как Символ Веры. Другие истины, так называемые деятельные, непосредственного отношения к самой сути учения христианской религии не имеющие, являются, как правило, истинами исторического характера — это сказания о судиях, царях, правителях и т. д.
Истины деятельные также подразделяются на два класса: на непосредственно определяющие деятельность человека как существа нравственного (это, прежде всего, десять заповедей) и на указующие, как именно должен христианин выражать свое отношение к Богу. Последние истины сохраняются и передаются из поколения в поколение большей частью благодаря Священному Преданию. Это литургия или богослужение, последовательность и характер которого определены расписанием церковного года. Главными же из истин деятельного характера являются десять заповедей. Таким образом, Символ Веры и десять заповедей представляют собой своеобразную конституцию православия.
Поскольку все эти истины, согласно христианскому учению, явились в результате Божьего Откровения, никто из людей не вправе каким бы то ни было образом изменять их или перетолковывать, потому что всякий человек грешен и может ошибаться. Это одно из важнейших положений православия; соблюдая его, никто не берет на себя смелость самовольно и единолично высказывать какое-либо окончательное суждение, касающееся Веры и Церкви. Истины же, изложенные в Священном Писании, неоднозначны и часто очень сложны для понимания простого и неподготовленного человека, поэтому существуют особо признанные Церковью писания Святых Отцов, толкующие и проясняющие многие стороны Божьего Откровения.
Наиболее полные и последовательные толкования Священного Писания представляют собой так называемое Догматическое богословие — это, как правило, весьма объемные сочинения, изучаемые в духовных семинариях и Академиях и сложные для восприятия неподготовленных читателей. Первую попытку такой систематизации всего христианского вероучения предпринял александрийский церковный писатель III века Ориген. Однако его учение было осуждено православной церковью за излишнее пристрастие к философии, и первым действительно православным учением считается “Точное изложение православной веры” Иоанна Дамаскина (VIII в.). Затем наиболее основательными признаются Догматическое богословие митрополита Киевского Петра Могилы (1631–1647), преподавателя Киевской Академии Феофана Прокоповича (1711–1716), архиепископа Харьковского Макария (1868 г. и.) и некоторые другие.
Любое важное решение в православной церкви должно приниматься только сообща, всем приходом, всем клиром, всем священством — соборно. Соответственно, в православии нет самого главного священника. Главой Церкви в православии является Иисус Христос. Наиболее важные решения, касающиеся уточнения или прояснения каких-либо вопросов Священного Писания или Священного Предания, должны приниматься только на Вселенских Соборах, с согласия епископов и патриархов всех епархий и Поместных Церквей. Потому что с точки зрения православного вероучения любое ограничение или неканоническое трактование Священного Писания или Священного Предания, как данных нам самим Богом, является ересью (с греч. буквально — другим учением). Именно это правило Священного Предания явилось одной из важнейших причин распадения христианства на православие и католичество. Выбравшие верность соборному принципу, стали называться православными (по англ. orthodox — “прямолинейные”), а признавшие главой Церкви папу римского — католиками (от греческого katholos — общий).
Что касается истории зарождения, возникновения и развития православия, здесь тоже не существует на сегодняшний день единства; церковные и светские авторы излагают ее совершенно различным образом. Согласно официальной науке, христианство, как религиозное течение, зародилось в первые века нашей эры, после распятия римским прокуратором Иудеи Понтием Пилатом Иисуса Христа (примерно в 29 г. н. э.) Поначалу верующие во Христа, христиане, подвергались гонениям, но впоследствии это событие стало эпохальным для истории человечества; именно с даты рождения Христа и ведет отсчет новое летоисчисление. Православие, как ветвь христианства, возникло в 395 году при разделении Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы православия сложились в Византии. Окончательно же, как самостоятельная Церковь, православие сложилось только к 1054 году, когда произошло разделение православных и католических Церквей.
Сами христиане, в полном согласии со Священным Писанием и Священным Преданием, ведут отсчет развития своей веры от сотворения мира, потому что Иисус Христос, как истинный Бог, не был и не будет, а есть всегда. “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира”, — говорит Иисус Христос перед распятием (Ин. 17: 5). Первоначальная история развития этого вероучения изложена в Ветхом Завете, а в Новом Завете лишь продолжена. И с этой точки зрения Новый Завет для христиан является обновленным союзом между Богом и людьми.
Согласно православному вероисповеданию есть только один Бог, который сотворил небо, и землю, и все, что в небе, и все, что на земле. Тот самый Бог, который спас праведника Ноя, являлся Аврааму, Исааку, Иакову и Моисею. Поначалу еврейский народ был народом избранным. Избранным он был потому, что некогда простой человек из этого народа Аврам, согласно Священному Писанию, сам поверил в существование единого Бога, отвергнув многочисленных божков его предков. “Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность” (Быт. 15: 6). “И вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков” (Быт. 15: 5). И простой человек Аврам стал праотцом Авраамом, а жена его Сара — Саррой. После чего бывшая прежде “неплодной” Сарра родила Аврааму сына. “Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его” (Быт. 21: 5). Неслучайность выбора Богом племени Авраамова подтверждается и тем великим искушением, которому Он подверг веру этого патриарха.
“Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение…” (Быт. 22: 2). История жертвоприношения Авраама широко известна; ангел Господень в последний момент удержал руку благочестивого отца. Таким образом, именно в отношениях Авраама и Бога лежит начало осознанных взаимоотношений между человеком и Богом, впоследствии продиктовавшим Моисею на горе Синай десять заповедей и другие законы — условия этих взаимоотношений, своеобразный договор между Богом и людьми.
Века сменялись веками, племя Авраамово расплодилось неисчислимо, и народ стал забывать Бога живого, превратив Его в мертвую догму закона, то есть фактически в простую формальность. И тогда Господь послал на землю сына своего единородного, чтобы напомнить людям о существующем между ними договоре. Иисус Христос Сын Божий обличал фарисеев и книжников, прекрасно знавших Ветхий Завет, то есть закон, заключенный между Богом и людьми, но исполнявших его лишь формально, сердцем оставаясь жадными, завистливыми и бесчеловечными (см. «Евангелие от Матфея», гл. 23: 13–39; «Евангелие от Марка», гл. 7: 6-16 и др.) “Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; но по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают” (Мф. 23: 3). “Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие” (Лк. 12: 1).
И чтобы продемонстрировать всем людям, в чем именно заключается истинная жизнь и как именно должен жить истинный человек, Бог отдал Сына своего единородного, возлюбленного своего в жертву, напомнив тем самым о первоначальном договоре и обновив его.
Согласно Новому Завету человек должен осознать, что он является храмом Духа Божьего, в противном случае он очень легко может стать храмом злых духов. Постоянно, каждый день и каждый час идет на земле незримая борьба темных и светлых сил за души людей. И только посещая церковь и выполняя все ее предписания может человек спастись в этом мире, сам человек не в состоянии справиться с незримыми силами зла. “Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17: 21), — говорит Иисус Христос. Таким образом, первостепенной задачей каждого человека на этой земле является стремление к обретению благодати — “стяжание Духа Святого”. Тот же, кто не выполняет всех предписаний Церкви, все больше и больше погружается в пучину греха. Третьего пути после жертвы Христа нет у человека. Он находится либо в бесконечном процессе жизни и духовного роста, во власти Святого Духа, а значит, в единстве с Богом, либо попадает в процесс распада и смерти, превращая в прах то, что в потенции может возвыситься до слияния с Богом. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6: 19–21), “да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого” (Мф. 5: 37), “Не можете служить Богу и маммоне [1] ” (Мф. 6: 24), — говорит Иисус Христос в так называемой Нагорной проповеди.
Очень важным моментом христианства является необходимость свободы выбора человеком своего пути. Как некогда Адам свободно выбрал путь познания добра и зла, как некогда Аврам свободно выбрал веру в единого Бога, как некогда и Сын Божий Иисус Христос преодолел слабость своей человеческой природы и свободно подчинился воле Отца своего ради спасения всего человечества, так и каждый человек на земле должен сам выбрать — за кем он последует в этом мире, за Богом или за дьяволом. “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”, — призывает Иисус Христос в Нагорной проповеди. Иначе, когда придет конец мира и наступит Страшный Суд, все грешники попадут в ад и будут преданы вечным мукам, и только те, кто всей душой, а не только из-за наказания или ради награды, стремился здесь на земле к истинной жизни, к совершенству и к Богу, обретут жизнь вечную.
И одним из важнейших смыслов Нового Завета является именно это обновление. Теперь уже недостаточно просто соблюдать закон, как это делали фарисеи и книжники, полагавшие, что одного формального соблюдения закона вполне достаточно, чтобы стать людьми Божьими и спастись, и искренне считавшими, что все, не знающие закона, заведомо пропавшие люди. Иисус Христос дает Новую заповедь, согласно которой, только возлюбив ближнего своего как самого себя, можно стать истинно Божьим человеком. Таким образом, был утвержден своеобразный приоритет благодати над законом, позволяющий спастись и обрести жизнь вечную не только избранному еврейскому народу, но и любому человеку, живущему “в Духе и Истине”. Более того — даже любому, самому закоренелому грешнику, если только он действительно осознает свою греховность и принесет искреннее покаяние. Однако стремление к благодати отнюдь не отменяет исполнение закона, а лишь означает, что закон теперь должен стать не содержанием ума, а самой плотью верующего, и исполняться по позыву сердца, а не по принуждению, “в обновлении духа, а не по ветхой букве” (Рим. 7: 6).
Теперь следует сказать еще об одной очень важной особенности православия. Признавая лишь то, что есть только один Бог, “мы не вправе называться Христианами; единого Бога признают и иудеи, не признавшие Христа-Спасителя за Мессию и отвергающие христианство; исповедуют и магометане; допускали и допускают многие древние и новые еретики… Полное христианское учение о Боге… состоит в том, что Бог един и троичен; един по существу и троичен в лицах. Это учение составляет самый коренной догмат собственно Христианский…”, — писал Макарий, архиепископ Харьковский. «Но тайна сия велика есть» и недоступна разуму человеческому.
Учение о Пресвятой Троице является важнейшим предметом всего Нового Завета. Незадолго до взятия под стражу, на Тайной вечере, Христос сказал своим ученикам: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 15: 26). Все три лица — Отец, Сын и Дух — по существу суть полностью согласное неразрывное единство — один Бог, и различаются только своими проявлениями. Бог Отец есть начало и причина всему. Бог Сын, Агнец Божий, рожден от Отца, но рожден “прежде всех век”, Он есть воплотившееся Слово, которое было у Бога, и которое было Бог. Соответственно, Он имеет две природы — божественную и человеческую. Бог Дух есть источник мудрости, жизни и освящения. Таким образом согласно Православному учению, и Сын, и Дух имеют начало свое в Отце, но Дух исходит только от Отца; католики же приняли догмат о равном исхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына (filioque).
Постоянно помня об этом согласном и неразрывном единстве, христианин должен также стремиться к единству тела, души и духа; к единству с ближними своими; к единству с миром и Богом. Именно в этом единстве и обретает он рай уже здесь на земле. И если человек в общении с другими людьми сердечен, исполнен любви и благорасположения к ним, ставит интересы окружающих выше своих собственных, то это, согласно православному учению, свидетельствует о главенстве в нем Духа Божьего. Если же человек раздражителен, сух, неуступчив, значит, этого человека одолевают злые духи. Отсюда берет начало русское выражение “он не в духе”, и поэтому перед началом всякого дела принято читать Молитву Святому Духу.
Но все вышесказанное не означает, что достаточно лишь исповедовать истинную веру в сердце своем. Православие требует от своих подданных полной и деятельной самоотдачи. “Вера без дел мертва” (Иак. 2: 14–25). Для православной веры исполнение церковных предписаний и регулярное посещение церкви являются обязательными для всех верующих. Потому что Господь установил Церковь, таинства и духовную иерархию именно с целью спасения людей. В этом смысле еще Киприан Карфагенский говорил: “Кому Церковь не мать, тому Бог не отец”. Кто не выполняет всех постановлений Церкви, установленных в ней самим Святым Духом и потому необходимых для дела спасения, — Богу угодить не может; вне Церкви спасения нет. Не соблюдая постов и не приобщаясь к церковным таинствам, человек оказывается совершенно беззащитным перед миром падших духов, попадает под их влияние и все сильнее погружается в царство тьмы. Более того, даже выходя из церкви после исполнения всех предписаний и обрядов, православный христианин должен постоянно “ходить перед Богом”, то есть помнить о том, что Бог знает и видит все наши дела и помышления. Православный христианин ни на минуту не должен забывать о своем стремлении к Царству Божию, он должен ложиться с молитвой и с молитвой вставать. “Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна” (Мф. 26: 41), — говорил Иисус Христос ученикам своим в Гефсиманском саду, где он провел свою последнюю ночь перед взятием под стражу.
Особенности православного вероучения
Основные религиозные направления: х ристианство: православие
Эта религия, одна из крупнейших в мире, распространенная среди многих народов мира, говорящих на разных языках, существует почти два тысячелетия. Трудно найти уголок земли, где бы не вели работу христианские миссионеры, стремясь обратить „заблудшие” души в свою веру Миссионерская деятельность приносит свои плоды. Миллионы людей на земном шаре являются приверженцами христианства.
Христианская религия не является единой Она. как и другие религии, распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых – католицизм, православие, протестантизм. Сохраняя в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа Для того чтобы наглядно представить себе то общее, что лежит в основе различных христианских направлении, а также те различия, которые они имеют, следует непосредственно обратиться к этим направлениям, познакомиться с их главными особенностями
Православие
В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) церквей’ Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская Помимо этого имеются две автономные православные церкви Финская с 1957 г и Японская – с 1970 г. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, при этом они сохраняют каноническую самостоятельность Константинопольский патриарх если и считается вселенским, то это понимается только как “первый среди равных”, и ему не предоставлено право вмешивался в деятельность других православных церквей.
Пределы самостоятельности автокефальных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви
В административном отношении ав гокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния, приходы Так, Русская православная церковь имеет 4 экзархата (Украинский экзархат, экзархаты Западной Европы, Средней Европы, Центральной и Южной Америки), 76 епархий (в СССР и за рубежом), 11 викариатов Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквах
Система организации и управления православных церквей
Православие, как и протестантизм, не имеет единого центра управления, подобного Ватикану Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами пожизненно При патриархах имеются синоды Например, синод Русской православной церкви состой! из шести постоянных членов и трех непостоянных, вызываемых на сессию по списку Управление экзархатами осуществляется экзархами, епархиями — епархиальными архиереями, при которых в отдельных случаях создаются епархиальные советы. Епархии состоят из округов и приходов. У Русской православной церкви приходы возглавляются избираемыми на общих собраниях верующих церковными советами, которые выполняют все административно-хозяйственные функции общины. Православные церкви с VIII в. не проводят Вселенских соборов (последним собором, на котором участвовали православные церкви, был Второй Никейский собор 783-787 гг.) Каждая из них на поместных соборах утверждает канонические правила, пересматривает или дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам. Так, например, на поместном соборе Русской православной церкви в 1971 г. была снята анафема по отношению к старообрядцам. Для всех православных церквей характерен иерархический принцип управления, т. е. принцип последовательного подчинения низшего духовенства высшему. Все духовенство в иерархическом отношении делится на высшее, среднее и низшее. Кроме того, духовенство подразделяется на черное (монашествующее) и белое (женатое)
В настоящее время в плане подготовки Вселенского собора православных церквей проводятся всепра-вославные совещания На них выработан предварительный катало! тем для обсуждения. В их числе предлагается рассмотреть вопросы об источниках божественною откровения, о более активном участии мирян в церковной жизни, о соответствии церковных правил о постах требованиям современной жизни, о преодолении препятствий для бракосочетания представителей различных вероисповеданий, об отношении к различным нарушениям церковных канонов и т д. Среди 15 автокефальных церквей самой многочисленной и влиятельной является Русская православная церковь. Она имеет свыше 7 тыс храмов, 16 монастырей, в числе которых особенно известны Гроице-Сергиева лавра, Почдевская лавра, Псковско-Печсрский, Жировицкий, Успенский, Одесский Успенский, Горницкий (г Иерусалим) и другие монастыри; две духовные академии, три духовные семинарии, сектор заочного обучения, аспирантуру. Московская патриархия издает ежемесячные журналы, богословские труды, различную богослужебную литературу. В производственных мастерских ведется изготовление предметов культа (свечей, крестиков и т. п.).
Особенности православного вероучения
Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. п.
Все основные положения веры (догматы) православная церковь объявляет абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, сообщенными человеку самим богом и непостижимыми разумом. „Человек, — твердят православные богословы, — познает бога не столько умом, сколько всей своей внутренней жизнью” (Журнал Московской патриархии, 1966, № 4, с 40). Поэтому, заявляют они, основой его познания является вера. Все православные церкви считают первейшей своей обязанностью „неприкосновенно сохранить вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви не прибавляя и ничего от него не убавляя” Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью Вселенскими соборами. Что же касается католических догматов, установленных позже (о непогрешимости папы, о чистилище, о фелиокве, о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении на небо), то они всеми православными церквами объявляются ошибочными, противоречащими „священному писанию” и „священному преданию”. Заблуждением считается также отказ протестантских церквей от бочьшинства таинств, от деления верующих на мирян и священнослужителей, от признания исключительной роли церкви в деле личного спасения.
Православные церкви уделяют большое внимание не только доказательствам непогрешимости своего вероучения, но и пропаганде его среди верующих. От них требуется знание наизусть символа веры, его хорового исполнения во время литургии. Однако главным средством усвоения верующим всех основных моментов вероучения в православии является культ и вся связанная с ним система богослужения.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1113 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Средневековая философия: ее понятие, возникновение, основные этапы эволюции: патристика и схоластика.
Эпоха Средневековья начинается с 476 г. – года падения Римской империи. В средневековой же философии источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Средневековое мышление теоцентрично. Бог является реальностью, которая создает и определяет все сущее. В основе христианского мышления лежат два важнейших принципа, не сводимых к мифологическому сознанию, – идея творения (креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом свободной воли) и идея откровения (апокалипсис). Эти две идеи можно уподобить онтологическому (учение о мире) и гносеологическому (учение о познании) аспектам философии.
Согласно христианскому догмату (Библии) Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Учение о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное (сверхъестественное) начало. Если античные боги были родственны природе, Бог христианства стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентальным, находящимся за пределами этого мира, вне сознания. Следовательно, Бог не доступен для обычного познания, так как он трансцендентен, находится за пределами мира природы и человека.
Однако Бог сам открывает себя людям, верящим в его существование.
Результатом его откровения является Библия. Постигая ее содержание, можно уяснить то, что представляет собой Бог. Что касается сотворенного Богом мира, то его познание с помощью разума является возможным.
В средневековой философии обсуждалась проблема человека.
Использовались две основные сущностные характеристики человека:
1) человек – это «образ и подобие бога»;
2) человек – это «разумное животное».
В эволюции средневековой философии принято выделять два периода – патристику и схоластику.
4.2. Философия патристики
Период патристики охватывает I–VI вв. Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских мыслителей. Патристика представляет собой учение «отцов церкви», т. е. духовных наставников, которые характеризуются святостью жизни, высоким авторитетом. В патристике выделяют три этапа:
– апологетику, сыгравшую важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения. Представителями апологетики были Тертуллиан, Климент, Ориген и др.;
– классическую патристику, сформулировавшую философские принципы и основания христианского учения. Представители: Василий Великий, Григорий Нисский, Аврелий Августин и др.;
– заключительный период, стабилизировавший христианскую догматику. Здесь следует упомянуть Боэция, Эриугена и пр.
Особенности патристики: единство принципов; корпоративная истина; опора на традицию и согласие отцов; авторитет Писания. Представители патристики обсуждали проблемы сущности Бога, движения истории к определенной конечной цели, соотношение свободы воли и спасения души, затрагивали вопросы о соотношении веры и разума [22, т. 2].
Особое внимание привлекает к себе учение наиболее выдающегося представителя патристики Аврелия Августина (354–430) – епископа гиппонского, христианского богослова, философа и церковного деятеля.
А. Августин прошел путь к христианству через язычество и манихейство. Свой путь к Богу он описал в сочинении «Исповедь». В произведении
А. Августина «О граде Божием» излагается христианская концепция всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения. Здесь мы видим систематическую перестройку теоретического наследия Античности в духе теоцентризма.
Религиозно-философское учение А. Августина состоит из трех частей: физики, логики и этики. В физике А. Августин развивает учение не о природе, а о творении природы Богом из ничего актом своей свободной воли.
В области логики и гносеологии Аврелий Августин исходит из того, что чувственное познание не может привести нас к истине, поскольку чувственность сомнительна, неустойчива. Погружаясь в познание своей души, человек обнаруживает в ней устойчивое, вечное содержание, источник этого – Бог. Бог наделяет душу человека естественным светом, озаряет ее, следовательно, открывает возможность познания. Человеческая душа, по А. Августину, творение Бога. В ней три части: разум, воля и память.
Вера – наивысший акт воли. Воля предшествует знанию, ибо человек сначала должен уверовать в Бога, а затем пытаться его познать. Разум без веры не может быть средством и мерой истины.
В этике Аврелий Августин развивает учение о добре и зле. Добро у
А. Августина есть высшее благо – Бог. Зло – это недостаток добра, оно проявляется в свободной воле человека, в его гордыне, страстях. Зло повергает человека в зависимость от греха. Свободным человек может стать только тогда, когда осознает присутствие Бога в мире и станет жить, постигая учение Бога.
Аврелия Августина считают родоначальником христианской философии истории.
А. Августин предложил принципиально новую, линейную схему мировой истории, которая отличается от античной (циклической) модели исторического процесса. Главная характерная черта философии истории А. Августина – провиденциализм, учение о предопределении. Бог не только творит мир, но и поддерживает его своей благодатью, а также направляет все в мире к определенной цели, к лучшему. Человеческая история, в его понимании, есть борьба двух враждебных царств. «Земному граду» – «греховному» светскому государству – Аврелий Августин противопоставляет «град Божий» – всемирное господство церкви. Таким образом, у А. Августина мы видим первую модель мировой истории, основанную на линейном времени, идущем от грехопадения к концу мира и Страшному суду.
4.3. Период схоластики (IX–XV)
Схоластика – «школьное» направление развития науки, философии, теологии, т. е. тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Период схоластики включает:
– раннюю схоластику, стоящую еще на почве нерасчлененности и взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризующуюся оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Представители: П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский и др;
– среднюю схоластику, характеризующуюся окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля. Представители: Альберт Великий, Фома Аквинский;
– позднюю схоластику, характеризующуюся рационалистической систематизацией, дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления и, наконец, окончательным отмежеванием мистики от теологии. Представители: Николай Кузанский, Дунс Скот, Уильям Оккам, Данте и др.
Высшей фазой развития средневековой философии является схоластика, которая начинается с IХ в. и продолжается до конца XV в. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу [24].
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был теолог, монах Фома Аквинский (1225/26–1274). Основные труды
Ф. Аквинского – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В этих трудах он разграничивает область применения философии и теологии по предмету (философия направлена на сущее; религия – на спасение), источнику (философия происходит из разума; теология – из веры), цели (философия стремится к знанию ради знания; теология – к знанию ради спасения). Сущность учения Ф. Аквинского – это констатация принципа единства веры и разума. Фома Аквинский утверждал, что вера и разум могут находиться в гармонии, считал, что разум способен рационально доказывать существование Бога, отклонять возражения против истин веры.
Ф. Аквинский приводит пять доказательств бытия Бога.
1. Доказательство от цепи источников движения (перводвигатель).
2. Доказательство от цепи причин (первопричина).
3. Доказательство от необходимости.
4. Доказательство от степеней совершенства (абсолютное совершенство).
5. Доказательство от целесообразности.
Фома Аквинский разделял идею творения мира из ничего, а также идею бессмертия души, которая представляет собой «чистую форму» и не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Следовательно, сущность и существование нераздельны, слиты только в Боге. Душа приобретает знания благодаря чувственному восприятию и интеллекту. Фома Аквинский полагал, что разум является высшей из человеческих способностей. Разум выше воли. Как и Аристотель, он видел в воле практический разум, т. е. разум, направленный на руководство человеческими поступками. Однако он делает оговорку, что в повседневной жизни любовь к Богу важнее, чем познание Бога.
4.4. Номинализм и реализм
Через всю схоластику проходит проблема: существуют ли реально универсалии или нет? Эта проблема уходит корнями в философию Платона и Аристотеля: как соотносятся мир идей и мир вещей?
Номинализм и реализм – это историко-философские тенденции, которые преувеличивают и абсолютизируют либо общее (всеобщее), либо единичное (индивидуальное), отрывая эти диалектические противоположности друг от друга. Номинализм – это утверждение о том, что универсалии существуют после вещей, а реализм – до вещей. Понятие «реализм» в современной философии часто употребляется в смысле совершенно ином – материалистическом. А средневековый реализм – это чистейший идеализм объективной разновидности. И наоборот, номинализм выражает материалистическую тенденцию. Номинализм и реализм имеют свои виды: умеренный и крайний.
Крайний (понятийный) реализм: общие имена выражают общие понятия, которые существуют до мира вещей и вне его. Такую позицию занимают Ансельм Кентерберийский и Гильом.
Умеренный реализм: общее существует не вне единичных вещей и независимо от них, а в самих вещах как их сущность. Такая позиция представлена Ф. Аквинским.
Противоположное течение было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Имя на латинском языке – nomen, отсюда название философской позиции – номинализм.
Средневековая философия – длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией (VII – начало XV вв. н.э.). В европейской истории философии указанный период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывани линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствовани находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены “служанками” теологии. Перед философией ставилась троякая задача – с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин.
Патристика (от лат. pater – отец) – совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II – VIII вв., которых принято назывть “святыми отцами (и учителями) церкви”.
Схоластика (от греческого scholastikos – школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века.
Номинализм, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen – имя, nominalis – именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.
Реализм (от ср. – век. лат. realis – вещественный, действительный), в философии – направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.
Средневековая европейская философия. Патристика и схоластика
Основными направлениями философии Средних веков в Европе были патристика и схоластика. Зарождение средневековой философии происходит ещё в период эллинизма. Стоит отметить, что на протяжении некоторого времени античность сосуществовала наряду со средневековьем, это позволило достаточно причудливо создавать свои учения философам-современникам.
Патристика и схоластика
Патристика – это учение “Отцов церкви”, христианское богословие II–VIII вв.
Это период, в котором одновременно существовали несколько течений, здесь и неоплатонизм, и стоицизм, и пифагореизм, и христианство, а также были популярными различные секты, которые смогли в будущем стать фундаментом для идей более поздней философии. Однако стоит отметить, что первые века распространения христианства отмечены утратой наследия античности. И вплоть до XII в. Европа не знала об античности совершенно ничего. Новое открытие учений Аристотеля и Платона произошло в Аравии и Передней Азии, этим занимались средневековые исламские философы. Таким образом, начиная с Аравии, древнегреческая философия смогла проникнуть и на территорию Европы.
Среди наиболее заметных представителей патристики Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий, Августин. Их называли Отцами церкви, а они, в свою очередь, выступали за религиозные догматы, которые были направлены против язычества, тем самым утверждая, античная мудрость несовместима с христианской верой.
К ключевым темам патристики Средневековья относятся проблемы сущности и бытия Бога, происхождение зла, теодицея или оправдание Бога, который сотворил мир, полный несовершенств и допустил в нём наличие зла. Кроме того, поднимались проблемы свободы воли человека и возможности спасения человеческой души.
Наиболее известным философом этого времени был Августин. Его учение оказало серьёзное воздействие на формирование схоластики. Августин стоял у истоков средневекового рационализма, именно он предложил тезис: “Верую, чтобы понимать”. Обозначает это, что вера определяет начало рассуждения, но потом разум не ограничивается ничем и опирается в дальнейшем только на собственные основы, которые не обращаются к вере.
Схоластика – европейская философия IX–XV вв., представляющая собой школьную философию, мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах.
Изначально схоластика не была окрашена в негативном смысле, и только критики эпохи Возрождения окрестили её в пустословие, пустое мудрствование, которое оторвано от жизни и в силу этого не имеет никакого смысла.
Схоластика делится на несколько этапов:
- Ранняя (IX–XI вв.). Представители – Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
- Зрелая или классическая (XII–XIII вв.). Представители – Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др.
- Поздняя (XIII–XIV вв.). Представители – Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др.
Рассуждения приверженцев схоластики направлены на соотношение веры и разума, единого и общего. Кроме того, много внимания они уделяют вопросам бытия Бога, свободе и воли, а также спасению души. Неизменно лишь одно, Бог становится ключевой темой всех рассуждений. В силу того, что основной акцент делается в Средневековой философии именно на Бога, её принято называть теоцентричной.
Философы без доли сомнения верят в религиозные постулаты о том, что всё вокруг сотворено Богом из ничего. По их мнению, именно Бог определяет судьбу мира и каждого человека. Более того, они безоговорочно верят в то, что финалом человеческой истории станет конец света.
Диспут об универсалиях
Главная философская дискуссия Средневековья – диспут об универсалиях.
Универсалии – это общие понятия, в которых ставился вопрос: они универсальны или реальны, иными словами, существуют ли они отдельно от предметов и вещей, или это названия вещей?
Исходя из того, как философы отвечали на поставленный вопрос, они относились либо к реалистам, либо к номиналистам. Те, кто придерживался номинальной точки зрения, утверждали, что универсалии – просто слова, они не могут существовать отдельно от вещей. По их мнению, объективно существуют только конкретные вещи, обладающие конкретными свойствами. Яркими представителями номинализма были Росцелин и У. Оккам.
Сторонники реализма придерживались мнения о том, что универсалии существуют объективно и являются предшественниками вещей. Среди раелистов был замечен И. С. Эриуген, А. Кентерберийский, Фома Аквинский.
Проблема обоснования бытия Бога
Среди тем, которые интересовали философов в Средние века, была и проблема обоснования бытия Бога. Августин стал первым, кто заговорил об онтологическом доказательстве Бога. Суть этого доказательства в том, что у всех людей существует понятие о Боге как о чём-то максимально совершенном, однако это понятие не могло возникнуть без реального существования такого совершенного существа. Исходя из этих суждений, Бог существует.
В XI в. Ансельм Кентерберийский воспользовался онтологическим доказательством бытия Бога Августина и стал его развивать. Его доказательство заключалось в том, что даже безумный человек согласится, что в его разуме существует некий образ, выше которого нельзя себе ничего представить. Эти рассуждения стали отправной точкой софизма. Если бы это высшее существо находилось только в уме, то можно было бы предположить, что оно есть и в реальности. Но такое бытие в реальности было бы еще большим, чем существующее только в мысли.
Но в мысли есть наивысшее существо, выше которого ничего невозможно. Исходя из этих суждений, отправное положение, что Бог существует только в уме, было ошибочным. В силу этого нельзя сомневаться в существовании бытия, выше которого ничего нельзя представить.
Чуть позднее, в XIII в., данное мнение оспорил Фома Аквинский. Он не принимал онтологическое доказательство бытия Бога, утверждая, что понятия совершенства или блага, выше которых ничего нет, не могут быть вообразимы в силу того, что его можно только представить в воображении, но не в действительности.
Философия Фомы Аквинского была признана католической церковью. Даже несмотря на то, что в целом его философия представляла собой вариацию средневекового рационализма.
В период поздней схоластики вопрос о соотношении веры и разума приобретает новое значение. Важность этой проблемы, говорит о том, что философы, как люди с нестандартным мышлением видели смысл в отделении религии и теологии от философии. В позднем Средневековье зарождается теория двойственной истины, согласно которой истина веры и истина разума могут существовать независимо друг от друга. Концепция двойственной истины становится началом для совершенно нового этапа развития философской мысли, где происходит освобождение философии от религии. Таким периодом стала эпоха Ренессанса.