Религия в Индии – основные религиозные течения и их краткое описание

Религии Индии — кратко об их возникновении и формировании

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как возникали и формировались религии Индии.

Основные религиозные конфессии в этой стране представлены индуистами, мусульманами и христианами. Менее 1% от коренного населения страны проповедуют буддизм. Мы также остановимся чуть подробнее на вопросе — почему буддизм не прижился в Индии? Для того, чтобы во всем разобраться, обратимся к историческим фактам.

Важные вехи

Можно выделить следующие периоды, которые оказывали существенное влияние на формирование культурных и религиозных течений в Индии:

  • Протоиндийский. Это религия одноименной цивилизации. Период продолжался с 3 тысячелетия до н.э. и примерно до 1700 года до н.э..
  • Ведийский (ранний и поздний). Длился по оценкам историков примерно с начала второго тысячелетия до нашей эры до VI века до нашей эры.
  • Брахманизм. Начало периода датируется VI веком до н.э..
  • Буддизм. Расцвет учения приходится на период с VI века до н.э. до VII века нашего времени.
  • Средневековой Индии. Период, характеризующийся возрождением индуизма с одной стороны, а с другой войнами, колонизацией территорий, которые способствовали зарождению мусульманства.
  • Христианский. Обусловлен тем, что с 1750 по 1947 годы Индия становится колонией Великобритании.

Лахорская крепость, Пакистан

1947 год – время провозглашения независимости бывшей британской колонии и формирования на ее территории сразу трех независимых государств – Бангладеш, Индии и Пакистана. Это событие отмечено наступлением периода расцвета индуизма. Он сохраняет свои позиции основной религии и по сегодняшний день.

Протоиндийский период

Об этом времени в древней Индии известно совсем немного. По археологическим данным натуральное хозяйство, примитивные взаимоотношения способствовали тому, чтобы в основу протоиндийской религии легли такие примитивные понятия, как культ плодородия, женского труда, змей, буйволов и священных деревьев.

К моменту заселения ариев на территории Индии, на исходе второго тысячелетия до нашей эры, уже отмечались упадок и разрозненность религиозных взглядов. Однако, по мнению многих исследователей, философия и культура протоиндийской цивилизации и легла в основу пришедшего ей на смену ведизма.

Сейчас нельзя достоверно указать, в каком веке началась новая мировоззренческая эпоха. Историки утверждают, что это произошло примерно на рубеже второго тысячелетия до н.э.

Ведийский период

Впитав в себя взгляды и духовные убеждения древних, с заселением ариев начинается совершенно новая эпоха. Она характеризуется формированием стройной религиозно-мифической системы.

Веды датируются окончанием второго и началом первого тысячелетия до нашего времени. Появившиеся священные тексты, почитаемые индоарийцами, и стали началом возникновения ведийского религиозного периода в истории Индии, а затем легли в основу индуизма.

Основополагающими канонами учения стали:

  • деление на сословия и кастовые различия;
  • поклонением богам и силам, олицетворяющим природные явления, деяния, различные сферы Вселенной;
  • объединение божеств в пары (примером являются Бог Земли Притхви и Неба Дьяус, божество дня Митра и ночи Варуна и т.д.);
  • разделение божеств на высшие и низшие;
  • появление существ, противопоставляющих себя силам добра – демонов;
  • практика сложных обрядовых кровавых жертвоприношений, которые также имели выраженные кастовые различия;
  • появление института брахманов, в обязательства которых входило совершение обрядов, описанных в Ведах.

На протяжении многих веков этнические, культурологические, исторические факторы подвергали ведийское учение трансформации, что дало начало эпохе брахманизма. Это следующий эволюционный этап древнеиндийского философского мышления. Ведийское мировоззрение дало начало джайнизму и, собственно, самому индуизму.

Время Брахмы

Возникновение и формирование брахманизма на территории Индии датируется примерно VI веком до н.э. и VIII веком нашего времени. Этот период является вторым по значимости после ведийского в формировании последующих религиозных взглядов. Принципы, которые зародились в то время, легли в основу более позднего индуизма.

Важными отличиями брахманизма являются:

  • центральное место в вероучении отводится понятиям духа, души, «самости», что противоречит канонам ведийской философии;
  • понятие «брахман» приобретает совершенно иной смысл – это Абсолют, высший дух;
  • формируется стройное учение о сансаре – круговороте рождений, через которое осуществляется становление души любого живого существа на земле;
  • появляется понятие о карме, как о поступках, которыми определяется сансара;
  • основным постулатом является утверждение, что все подчинено изменениям, согласно законам сансары, неизменен лишь Высший Дух, к которому следует стремиться – брахман и атман;
  • учение содержит доктрину, что наивысшее стремление каждого верующего – это достижение состояния выхода из круговорота сансары (череды перевоплощений), максимального приближения к брахману и атману, что требует определенного образа жизни и строгих ограничений;
  • теория брахманизма упорядочила основные понятия космогонии и теологии, были пересмотрены первостепенные значения Творца, Творческой силы, как причины, породившей мир и сохраняющей его.

Брахман

Религиозные учения того времени не отличались единством. Даже в рамках брахманизма имелись различные течения.

Возникновение буддизма

Основатель вероучения Сиддхартха Гаутама появился на свет на северо-востоке Индийского субконтинента в середине первого тысячелетия до нашей эры. История того времени является лучшим доказательством утверждения, что для возникновения нового философского мышления должны иметься политические и религиозные предпосылки:

  1. Примерно к шестому веку нашей эры в этом географическом регионе происходило постепенное ослабление влияния ведического учения.
  2. Тогда же отмечался активный процесс строительства государственности и власти, предполагающий возвышенное положение одних сословий над другими, поэтому возникновение буддизма явилось, как противоположность и альтернатива брахманизму. Его смело можно назвать оппозиционным философским направлением.
  3. Созданное буддийское учение имело важную политическую роль, так как оно поспособствовало созданию и укреплению влиятельного по тем временам государства Ашоки.
  4. Буддизм был поддержан и всячески приветствовался царской властью Ашоки. Это, безусловно, сыграло важную роль в укреплении позиций вероучения на Индийском субконтиненте. По мнению многих современных исследователей правитель империи Мауриев имел безграничную власть и силу. Именно он способствовал тому, чтобы буддизм приобрел позиции мировой религии того времени. Это был взаимовыгодный симбиоз власти и вероучения.
  5. Сила внутреннего содержания буддизма, как мировоззрения, также сыграла существенную роль в укреплении его положения и распространении.

Изображение царя Ашоки

Сложным периодом для дальнейшего развития философского учения и временем упадка являются VII-XIII века уже нашего времени, когда оно лишилось поддержки высшего сословия.

Подобные процессы были обусловлены чередой мусульманских завоеваний на территории Индийского субконтинента. В то же время пришествие ислама способствовало новой волне возрождения индуистских религиозных течений.

Буддизм и индуизм

С первых моментов возникновения учения Будды, существовали особенности взаимоотношений, обусловленные противоречиями между новыми взглядами на устройство мира и прежними религиозными устоями, сформированными веками и тысячелетиями.

Приход ислама на территорию Индии ознаменовал окончание эпохи буддизма на субконтиненте.

Несмотря на то, что индуизм не представляет собой единую религию, а состоит из множества течений, именно он является исторически обоснованной, традиционной и сложившейся религией большинства коренных жителей.

Фестиваль весны (Холи) в Индии

В то же время, можно смело утверждать, что культурное наследие древней Индии оказало огромное влияние на формирование мировоззрения во всем мире. Не имея исторической поддержки на родине, буддизм распространился по всему миру и продолжает привлекать новых сторонников философского учения.

Заключение

Друзья, в отдельной статье вы можете почитать подробнее про сравнение буддизма и индуизма.

А мы на этом сегодня заканчиваем. Если статья оказалась полезна вам, рекомендуйте ее друзьям в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные посты себе на почту.

Топ 9 самых влиятельных религий на территории Индии

Забегая вперёд, мы можем сказать, что основная религия на территории Индии – индуизм и это ни для кого не станет сюрпризом. Примечательно, но это название придумали не сами индусы, а англичане – в честь реки Инд. Сами коренные жители страны называют своё вероисповедание Санатана Джахма, что в дословном переводе означает «вечная религия». И действительно: сколько времени прошло со времён Древней Индии, а у индуизма по сей день насчитывается порядка 1,2 миллиарда адептов по всему миру.

Для большего понимания распределения религий в Индии можно ознакомиться с таблицей, которая для наглядности была переведена в диаграмму.

Религия в Индии: какие вероисповедания можно встретить на территории страны

Индуизм — это доминирующая религия в Индии – сегодня её исповедует более 79,8% населения страны. Подавляющее большинство верующих выбирают для себя такие религиозные течения, как Шиваизм и Вишнуизм. В остальном процентное соотношение распределилось следующим образом: 14,2% – исповедуют ислам, а 2,3% – христианство. Продолжают существовать и другие религии Индии, что зародились в ней. Среди них стоит выделить: Сикхизм – 2%, Буддизм – 0,8%, и Джайнизм – 0,4%. А также в список малочисленных верований можно добавить приверженцев Бахаи – 0,15%, Зороастризма -0,014% и Иудаизма – 0,001%. К каждой из них мы ещё вернёмся чуть позже.

Индия – одна из самых религиозных стран в мире. Согласно официальной информации, полученной в результате последней переписи населения, сейчас в ней практически нет атеистов и агностиков. Менее 0,1% из опрошенных сказали, что не верят в Бога или сомневаются в его существовании. Остальные же чтут религиозные традиции и законы.

9 самых распространённых религий в Индии

Разнообразие малых и больших народностей обеспечивает культурное разнообразие. Ниже мы подробнее рассмотрим девять религий, адептов которых можно встретить на территории страны.

Индуизм

Индуизм – основная религия Индии, что вполне естественно. Как уже было сказано, в мире насчитывается порядка 1,2 миллиарда индуистов и более 90% от этого числа проживают в Индии. Это одна из древнейших мировых религий, которая уходит корнями во II тысячелетие до н. э. Главная религия Индии по своей сути является скорее философским учением, обязующим вести своеобразный образ жизни. Ритуалы и религиозные практики вариативны в зависимости от конкретного течения.

Индийская религия строится на вере бессмертие души и реинкарнацию, а главное – карму. Веря в это, люди придерживаются строгих моральных правил и стараются относиться с большой терпимостью как к себе, так и к окружающим.

Ислам

Если вы спросите: «Какую религию исповедуют в Индии кроме индуизма?» многие, не задумываясь, ответят – ислам. Сейчас в стране проживает порядка 172 миллионов мусульман, что косвенно делает Ислам второй главной религией Индии.

Индия занимает третье место по численности мусульман, уступая лишь Индонезии и Пакистану.

Ислам берёт своё религиозное начало в VII веке. Он зародился в Западной Аравии (Мекка) где в то время господствовало язычество. Что же касается, того, как религия развивается в Индии сегодня, то в последние десятилетия в стране заметно выросло число мусульман. Религиоведы предполагают, что если тенденция сохранится, то примерно через 30 лет (к 2050 году) почитателей Аллаха в стране станет больше, чем Индуистов.

Сейчас позиции ислама окрепли, как никогда. Был возведён красивый Тадж-Махал, мечеть Хаджи Али в Мумбай и другая прекрасная исламская архитектура.

Христианство

Несмотря на то, что Христианство — это крупнейшая мировая религия, в Индии её придерживается всего 2,3% населения. Согласно древним писаниям, христианская вера стала доступна индусам только с приходом апостола Фомы в 52 году.

Английское завоевание закончилось тем, что среди жителей Индии стал распространяться протестантизм.

Сикхизм

Сикхизм является сочетанием религии и философских течений. Некоторые религиоведы даже придерживаются мнения, что принципы этой религии были позаимствованы у индуизма. Сами же адепты это отрицают.

Это монотеизм, строящийся на равенстве. Человек, проживший праведную жизнь, заслужит возможность воссоединиться с Богом, в то время как нарушитель правил будет оправлен жить жизнь заново, дабы усвоить неосвоенные кармические уроки.

Буддизм

Буддизм зародился в Индии около 2,5 тыс. лет назад и сейчас имеет по стране не так уж много последователей.

Почему религия, зародившаяся в Индии, имеет так мало последователей на родине? Причиной тому является арабское вторжение. Сейчас основная часть последователей учения Будды проживает в Гималаях.

Основоположником буддизма признан Сиддхартха Гаутама – это первый человек, которому удалось достичь просветления. Позже он стал известен миру как Будда. Сейчас, несмотря на малочисленность последователей учения Будды, на территории страны существует несколько направлений буддизма, среди которых выделяется Тибетский буддизм, основанный религиозными изгнанниками.

Джайнизм

Историки проделали большую работу, отыскивая первоисточники этой религии и оказалось, что она существовала ещё со времён первых цивилизаций в долине Инда! В основе этой религии философия ненасилия: человек должен пройти свой жизненный путь, преисполнившись любовью, добротой, заботой и состраданием ко всему живому.

Адепты джайнизма не верят в высшие силы. Они полагают, что всё живое на планете имеет душу. Всё и все, кроме человека. Чтобы её обрести, человек должен пройти путь реинкарнаций и когда перерождения прекратятся и все кармические уроки будут усвоены – наступит вечное блаженство.

Бахаи

Относительно новое религиозное течение, что зародилось в Иране ещё в XIX веке. Со временем учение дошло и до индийцев. На сегодняшний день религию бахаи исповедуют примерно 2,2 миллиона человек.

Основателем верования является иранский религиозный деятель Бахаулла. Последователи религии по сей день считают его живым явлением Бога.

На территории Индии это течение стало распространяться с прибытием Джамаля Эфенди. Люди, следующие бахаи, придерживаются мнения, что простым смертным невозможно познать истинную сущность Бога. И что все религии, есть не что иное, как единый комплекс со своими характе́рными «региональными» отличиями. Бахаи считают, что тело человека лишь временная оболочка для земного существования души. А наличие души – это главное отличие человека от всех остальных живых существ.

Зороастризм

Одна из самых древних и самых малочисленных религий. Сегодня в мире насчитывается не более 200 тыс. Зороастрийцев и те распределились по территории Ирана и Индии. Зарождение этой религии произошло в то (так и не определённое историками время), когда жил Заратустра. У него было своё ви́денье некого высшего существа Ахура Мазда и мира, где существует добро и зло.

Окончательно же оно сформировалось примерно 4 тыс. лет назад на территории Персии. Когда этот регион был захвачен арабами исламистами, зороастрийцы были вынуждены спасаться бегством в Индию.

Иудаизм

Иудеи есть и в Индии, хотя их насчитывается около 7 тыс. человек. Первые адепты иудаизма появились на территории страны в VIII веке, когда те были изгнаны персами из царства Израиль, в составе десяти потерянных племён. А так как индийцы веротерпимый народ, евреи смогли спокойно исповедовать свою веру на территории Индии.

Примечательно то, что в отличие от других мировых стран, где еврейское население объединяется в общины, в Индии они разобщены.

Индия: вера, праздники и религия – почему в стране счастливо уживаются люди разных взглядов?

Несмотря на такое разнообразие вероисповедании в Индии, на территории страны практически не возникает религиозных распри. Все верующие, вне зависимости от того, каким богам они поклоняются и каких ритуалов придерживаются относятся друг к другу с уважением, не навязывая своей картины мира.

Все, кто не исповедуют индуизм, но проживает в Индии, проводит свои религиозные праздники более скромно. К примеру, можно встретить тихие групповые медитации у статуи Будды, но вот шумные шествия в честь праздника Весак буддисты устраивать уже не будут.

Праздники причисляемые к господствующей религии Индии, отмечаются с большим размахом. Список индуистских высших сил насчитывает тысячи богов и практически у каждого есть свой личный праздник. Или, как минимум этот Бог причислен к нескольким «общим» религиозным праздникам. Отметим самые яркие из них:

  • Международный фестиваль бумажных змеев. Праздник проводится 14 января. Более тысячи человек ежегодно собираются в городе Аллахабаде, чтобы запустить своего бумажного змея в многочисленную стаю. Это яркое и незабываемое зрелище.

  • Холи – самый красочный праздник весны. В 2021 году его празднование выпадает на 28 марта. Участники празднования забрасывают друг друга цветным порошком. По поверьям – чем больше оттенков осядет на одежде и теле, тем больше счастья и позитивных впечатлений ждёт человека в наступившем году.

  • День рождения Ганеша – вера в Индии в этого многорукого бога со слоновьей головой очень распространена. Начиная с 10 сентября, в честь Ганеши начинают возносить молитвы, а к его фигурам приносят подношения из фруктов, кокосов, цветов и прочих сладостей. В конце празднования его статую погружают в воду.

  • День рожденияМахатма Ганди – «отец нации» родился 2 октября. Религия индийцев выводит их на улицы, что выливается в шествие. К мавзолею этого великого человека люди приносят цветы. В учебных заведениях в этот день детям рассказывают о том, какую роль для Индии сыграл Махатма Ганди.

  • Дивали – праздник посвящён богине богатства, любви и плодородия – Лакшми. Ритуальность направлена на победу света над тьмой, зажигают тысячи свечей и фонариков. А ночью праздничное небо окрашивается яркими фейерверками. В 2021 году праздник будет проводиться в период с 4 по 8 ноября.

Существует поверье, что, женившись в этот день, можно получить благословение от Богини на долгий и счастливый брак.

  • Фестиваль Маха Кумбха Мела – ещё один праздник, который проводится в Аллахабаде. На этом торжестве принято купаться в водах Ганга. Верующие полагают, что омовение позволяет им воссоединиться со священным духом Брахманом. В 2013 году на этом фестивале присутствовало порядка 70 миллионов человек.

Заключение

Индия – колоритная страна со своей особенной, самобытной культурой. Индусы, удивительные люди, вера которых по сей день удивляет и находит отклик в сердцах миллионов европейцев. Несмотря на нарастающий в мире скептицизм и цинизм, Религии в Индии по сей день имеют большое значение.

СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ИНДИИ

Со времени возникновения индуизм претерпел много изменений в своём развитии, и сейчас в Индии доминирует индуизм преданности – Бхакти-йога. Индуистами обычно становятся по рождению в семье индуистов, а не в результате обращения в веру.

В наши дни в Индии существует несколько религий, много религиозных течений и школ. Однако бо́льшая часть индийцев (80% населения) твёрдо придерживается индуизма. Около 13% – последователи ислама, 2% – исповедуют христианство. В Индии зародились и существуют буддизм, джайнизм и сикхизм, а также с ней связаны иудаизм и зороастризм; но их приверженцев в стране немного.

Межрелигиозные браки распространены мало, но в целом индийцы толерантны к различным верованиям в стране.

Конституция Индии объявляет государство светским и разрешает исповедовать любую религию.

Современный индуизм образует последний пласт этой древнейшей религии – индуизм преданности. По словам американского религиоведа, профессора Бостонского университета Стивена Протеро, «его приверженцы – интеллектуалы индуистского возрождения 19-го века и далее, поставившие перед собой цель привести индуизм к диалогу с исламом, христианством и современным миром», вывести его на один уровень с мировыми религиями.

С другой стороны, современный индуизм – это распространённая вера обычных отцов, матерей и детей, стремящихся достичь мокши (избавления от страданий) посредством простой любви. Сансара остаётся проблемой, а мокша – её решением, но теперь путь к духовному освобождению стал быстрее и проще. Люди надеются, что милостью избранного божества можно будет получить не только освобождение от колеса перерождений, но и счастье здесь и сейчас. Верующие в молитвах просят богов разрешить их сиюминутные проблемы.

Индуисты поклоняются многочисленным богам с помощью разных путей (марга), практик (йога) и «лицезрения» божества (даршана). Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и различными способами достижения цели. Многие индийские секты, известные как различные верования, в действительности видят в себе самих лишь различные разветвления единой вечной религии Индии, причём, конечно, каждая считает, что она лучше всех других выражает и толкует основную религию.

Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Богу. Поэтому какой-либо вражды или соперничества между сектами нет. Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.

У индуистов есть общие Священные Писания (шрути и смрити), общий сакральный символ (Ом) и общий духовный центр (город Варанаси в Северной Индии), который имеет для индуистов такое же значение, как Ватикан для католиков, но нет ни основателя религии, ни нынешнего лидера. У них отсутствует и общий Символ веры, и механизм отлучения от религии.

Священные Писания индуизма «Рамаяна» и «Махабхарата» относятся к категории смрити и, следовательно, казалось бы должны занимать второстепенное положение (по сравнению с шрути). На самом же деле они оказывают на преданных индуистов значительно большее влияние, чем «Веды». В давние времена эти предания передавали народу устно родители, гуру, певцы, танцовщики и кукловоды. Сейчас молодёжь узнаёт о них из комиксов, телепередач или интернета. Сюжеты из «Рамаяны» и «Махабхараты» показывают в телесериалах.

Поскольку «Рамаяну» чтят не только индуисты, но и джайнисты, буддисты и даже мусульмане, она стоит в одном ряду с Библией, Кораном и «Лунь Юй» Конфуция как одна из 4-х книг, оказавших наиболее заметное влияние на человечество.

У приверженцев различных течений есть свои божества, свои храмы, свой дизайн одежды, свои религиозные праздники и способы их проведения. Но все они похожи в том, что верят в перевоплощение, Карму и Нирвану. Не имеет значения, насколько разнятся верования в этих течениях, их адепты ведут одинаковый образ жизни. Поэтому индуизм не столько религия, сколько образ жизни.

Индуизм – единственная в мире религия, которая поддерживает деление людей на касты.

Формально кастовая дискриминация в Индии исчезла в 1950 году, когда равноправие каст было закреплено в конституции. Теперь даже говорить о кастах в стране считается неприличным. Но в реальной жизни дискриминация по-прежнему пронизывает индийское общество сверху донизу.

Конституция особенно выделяет доступность храмов и общественных мест для всех каст. Она скорее нацелена на то, чтобы убрать понятие «неприкасаемые», чем на размытие границ между кастами. Конституция сделала неприкасаемых равными в правах со всеми, но лишь на бумаге. Правда, следует заметить, что считать абсолютно всех неприкасаемых необразованными и бедными не верно. В Индии, даже до обретения ею независимости, были неприкасаемые, которые смогли достичь успеха в социуме. Самый известный из них – индийский общественный деятель, автор конституции Индии, который получил юридическое образование в Англии.

Варны и касты в наше время считаются пережитком прошлого, но это зря – система остаётся. В больших городах границы несколько стираются, особенно в среде либеральной интеллигенции и в бизнес-сообществе, а вот в деревнях старый уклад по-прежнему сохранён.

Варны сегодня не играют такой роли, как раньше, но влияние каст по-прежнему сильно. Исследование, проведённое в 7-ми крупнейших городах Индии, показало, что богатые и бедные представители одной касты уживаются вместе лучше, чем две богатые (или бедные) семьи из разных каст.

Индуисты веруют в святость каст, поэтому кастовая иерархия сохраняется в сфере ритуала и частной жизни, регламентируя бытовые и религиозные отношения индусов. Человек, принадлежащий к более высокой касте, не станет есть и пить с человеком низшей касты. Они не ходят в одни и те же храмы, не разрешают своим детям играть вместе. Чем ниже каста, тем хуже относятся к её представителям.

Древнейшая из великих религий индуизм занимает третье место в мире по численности приверженцев после христианства и ислама, значительно опережая буддизм, безоговорочно признаваемый мировой религией. Индуизм исповедуют примерно 900 миллионов человек, или около 15% населения Земли.

Индуисты живут преимущественно в Индии, составляя 80% населения страны. Однако ещё в 1-ом тысячелетии новой эры индуизм распространился по всей Юго-Восточной Азии. Современный индуизм – религия большей части населения Непала, миллионы индуистов насчитываются в таких странах, как Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, а также в Великобритании, Канаде, США и др.

В США американских индуистов воспринимают как «образцовое меньшинство», благодаря их успехам в учёбе и работе. Индуистам принадлежит 40% компаний в сфере высоких технологий, базирующихся в калифорнийской Силиконовой (Кремниевой) долине. На родине, в Индии, индуисты формируют значительную долю стремительно индустриализирующейся экономики, которая, как предсказывают многие, вскоре повторит успех китайской.

Во второй половине 20-го века индуизм распространился за пределы Индии и приобрёл много последователей по всему миру. Сегодня он широко известен на Западе, и причина тому йога, занятия которой предлагают чуть ли не на каждом углу в больших городах от Сан-Франциско до Парижа, Берлина и Москвы. Стали привычными такие идеи, как реинкарнация, Карма и вегетарианство. Закон Кармы получил огромную популярность во всём мире, и о нём говорят даже люди, далёкие от индуизма и брахманизма.

Итак, индуизм не столько термин, обозначающий единую религию, сколько собирательное понятие для религиозной традиции, подарившей миру идею Кармы, представление о реинкарнации и йогу. Под сакральной сенью индуизма соседствует немыслимое разнообразие религиозных убеждений и норм поведения, бытующих в невероятно сложных и противоречивых условиях Индийского субконтинента и его диаспор. Родина первых религий, Индия, не перестаёт удивлять весь мир своей уникальностью и экзотичностью, а учёными ставится вопрос о признании индуизма одной из мировых религий.

Религии Индии

Национальной религией Индии является индуизм. Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию санатана дхарма, что можно перевести как извечный порядок, извечный закон. Последователей индуизма насчитывается более 700 млн. Они живут и в других странах Южной Азии, особенно много их в Непале. Становление индуизма происходило на протяжении длительного времени и прошло несколько стадий развития. Одной из первых религиозных систем на территории Индии был ведизм.

Ведизм

Становление индуизма имеет богатую историю. Первые религии Индии возникли в результате синтеза нескольких этнокультурных компонентов. В IV-III тыс. до н.э. на территории Индии в городах Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась развитая цивилизация. Открытие этой цивилизации произошло только в XX в., и до сих пор в ней остается много загадочного. Однако уже можно сказать, что элементы верований народов, населявших эти города, вошли в более поздние религиозные системы. Так, кулып буйвола, о котором можно судить по сохранившимся отпечаткам, существует и в современной Индии. Сохранились также культы некоторых деревьев. Предположительно, характер священнодействия носил оргастическую форму с сильным элементом эротики, с возбуждающими пением и плясками.

Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древних ариев, которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена — дравиды и протодравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам — Ведам. Всего их четыре:

  • Ригведа — сборник гимнов богам;
  • Яджурведа — сборник жертвенных формул;
  • Сама-веда — сборник жертвенных песнопений;
  • Атхарваведа — сборник заговоров и заклинаний.

Позднее Веды были дополнены брахманами, содержащими разъяснения и толкования Вед, араньяками —наставлениями для отшельников, упанишадами — размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. На основе всех этих текстов можно составить представление о ведийской религии.

Боги ведизма

В Ведах можно найти упоминание о множестве богов. Большая часть гимнов посвящена Индре — богу грозы, дождя, молодому царю богов. Индра играет ключевую роль в ведийском пантеоне. Он сделал возможным переход от хаоса к порядку, одержав победу над огромным змеем Bритрой, олицетворявшим изначальный хаос. В целом пантеон богов не поддается однозначной систематизации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Бог Дьяус — бог неба, Притхиви — богиня земли, Агни — бог огня, Сома — бог жертвенного напитка, Митра — бог, следящий за порядком и соблюдением договора. Веды содержат мифы о сотворении мира, взаимоотношениях между богами, влиянии богов на жизнь людей и др.

Поскольку арии были кочевым народом, ритуалы (прежде всего жертвоприношения) совершались под открытым небом на специально выбранных и подготовленных площадках. Многие ритуалы были связаны с царем, его рождением, посвящением на царство. Был широко распространен культ предков, которые мыслились вечно существующими в некоем неопределенном месте, а это значит, что у древних ариев еще не существовало представления о переселении душ. Ритуалы совершались жрецами — брахманами.

По мере развития общества, усложнения его структуры, влияния местных верований изменялась и религия ведизма. Новой ступенью в развитии становится брахманизм.

Брахманизм

Касты в брахманизме

На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу, который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом человеке, который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста — брахманы (жрецы, знатоки священных текстов), из плеч — кшатрии (воины и правители), из бедер — вайшьи (земледельцы, торговцы), из ступней — шудры (слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считавшихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд посвящения и назывались «дваждырожденными».Применительно к ним формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна-ашрама-дхарма). В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина. В брахманизме формируется понятие о Брахмане — безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане — индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия — сансаре, о перерождениях — инкарнациях индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме — законе, определяющем следующее рождение, о мокше — идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.

Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму. К таким направлениям прежде всего относились джайнизм и буддизм. Но буддизм скоро был вытеснен за пределы Индии и стал мировой религией, а джайнизм в силу своих особенностей никогда не получал широкого распространения и остался религией национальной, не слишком популярной, но очень влиятельной.

Джайнизм

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина, что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров (одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое). Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.

Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души — дживы для достижения мокши. Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:

  • вера в истинность доктрины;
  • совершенное знание;
  • праведная жизнь.
Обеты джайнов

Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:

  • не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы, которого придерживались все индусы, но джайны следовали ему особенно строго);
  • не прелюбодействовать;
  • не стяжать;
  • быть искренним и благочестивым в речах.

К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.

Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и как бы становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути. У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей. Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть. Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.

Крайность требований джайнизма ограничила распространение этого направления в Индии. Ни земледельцы, ни ремесленники или воины не могли быть джайнами, так как по роду своей деятельности не могли соблюдать принцип ахимсы. Только интеллигенция и финансовые круги общества становились правоверными джайнами. Этим объясняется тот факт, что джайнизм, число последователей которого никогда не превышало 1% населения Индии, все же сыграл в ее истории важную роль.

Индуизм

Постепенно влияние религиозных направлений, оппозиционных брахманизму, становилось слабее и в Индии начинает формироваться религиозная ситуация, которая наиболее точно выражается в понятии «индуизм». Индуизм можно определить не только как религию индусов, но и как образ жизни, включающий всю сумму жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников. Индуизм терпим к любой религии, появляющейся на земле Индии. Он с легкостью ассимилирует любую веру, делая ее богов воплощениями богов индуизма. Однако в основе индуизма все же лежат верования, идущие от ведизма и брахманизма. В индуизме нет четкой церковной организации, подобной тем, которые имеются на Западе; он опирается на кастовую систему общества, которую иногда называют краеугольным камнем индуизма.

Боги в индуизме

Постепенно в индуизме складывается идея Тримурти — индуистской триады главных богов — Брахмы, Шивы и Вишну.Каждый бог выполняет присущую ему функцию. Брахма считается творцом мира, Вишну — его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого временного цикла. Культовое значение Брахмы незначительно. Во всей Индии существуют всего два посвященных ему храма. Вишну и Шива пользуются огромной популярностью и образуют два мощных течения, получивших названия вишнуизм и шиваизм.

В основе вишнуизма лежит культ бога Вишну и связанных с ним Кришны и Рамы. На основе анализа индийской мифологии можно сделать вывод, что благодаря Вишну достигается синтез сотворенного мира, его структура и целостность. Четырехрукий Вишну обычно изображается возлежащим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше. Когда Вишну просыпается, из его пупка произрастает лотос, в венчике которого сидит Брахма. В мифологию Вишну включено представление об аватарах — периодических появлениях его в мире в облике зверя или человека. Каждое такое появление Вишну связано с определенной функцией, которую он должен выполнить для спасения людей. Человеческое воплощение впервые произошло в образе царевича Рамы, затем Кришны, Будды и т.д. Вишнуиты почитают также его супругу Лакшми. Культ Лакшми связан с культами плодородия и животных. Самостоятельно индусы почитают Лакшми как богиню удачи и процветания и любящую супругу.

Со 11 в. начинается интенсивное развитие вишнуизма, что в немалой степени связано с популярностью образов Рамы и Кришны — аватар Вишну.

Рама — герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Этот эпос сложился в завершенном, письменном виде за несколько веков до нашей эры и стал одной из основ индийской культуры. «Рамаяна» — любимая поэма индийцев, повествующая о любви и верности, о чести и соблюдении обычаев. Неудивительно, что ее герой Рама был обожествлен в представлении народа как одно из воплощений бога Вишну.

Кришнаизм — ветвь индуизма, которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное значение. Кришна —древнее божество. Его имя означает «черный» и свидетельствует о том, что по происхождению он — божество аборигенное. Впервые упоминание о боге Кришну появляется в «Махабхарате» — еще одной знаменитой эпической поэме Индии. Особенно большое значение для понимания учения вишнуизма имеет глава поэмы под названием «Бхагават-гита», что в переводе означает «божественная песня».

В 60-е г. XX в. в США благодаря деятельности индийского проповедника Свами Брамхупада возникает общество «Сознание Кришны», которое быстро приобрело большую популярность. Скоро отделения этого общества появились в Европе, а затем и в России. В настоящее время общество активно действует во многих городах России, в том числе и в Новороссийске. Таким образом, одно из направлений национальной религии индуизма распространяется во всем мире.

Шиваизм

В основе шиваизма лежит культ Шивы, распространенный в основном в Южной и Восточной Индии. Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, поклонение лингаму, практика йоги). Ведийским прообразом Шивы является Рудра, бог грома и грозы. Этот бог наводил ужас и порчу на людей. Одним из эпитетов Рудры был Шива (Благосклонный), употреблявшийся с целью задабривания. Рудра понимался древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы; вместе с тем это была сила, на которую можно опереться и к которой можно прибегнуть для защиты.

Шиваизм как культовая система складывается, по всей вероятности, во И-I вв. до н.э. Тогда же появляются скульптурные изображения Шивы, завершается формирование его иконографического облика: развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганг, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий лобный глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. Число рук может доходить до десяти. Образ и мифология Шивы в основных чертах формируется в «Махабхарате». В целом этот образ многолик и противоречив. Одним из важнейших атрибутов Шивы является лингам, ставший в шиваизме главным объектом поклонения. В храмах число каменных лингамов достигает иногда нескольких сотен. Сочетание лингама и йони (мужского и женского начала) — также типичная композиция в шиваитских святилищах.

Шива — примерный семьянин. Его жена Парвати — дочь царя Гималаев, сыновья — Ганеша с головой слона и Сканда— предводитель войска богов. В развитии шиваизма жена Шивы олицетворяет собой женскую ипостась энергии бога — шакти, на основе которой возник особый культ — шактизм. Воплощением этой энергии стали также многочисленные богини плодородия, наиболее популярные из которых — Дурга и Кали. Шакти — это духовная энергия, которая проявляется при особых обстоятельствах, она тесно сплетена с мужской животворящей силой Шивы.

Большую роль в жизни индусов играют брахманы или священники. Их авторитет беспрекословен. Они занимаются отправлением культа, ухаживают за храмом, занимаются теоретической работой. Однако наряду с брахманами существуют и колдуны, особенно в сельской местности. Широко распространено произнесение мантр (молитв), которым приписывается сверхъестественная сила.

Особое своеобразие придают индуизму многочисленные праздники и обряды, в которых принимает участие огромное количество людей. Это могут быть массовые паломничества к святым местам или грандиозные ритуально-драматические действия, связанные с популярными древнеиндийскими героями, праздник светильников, зажигаемых в честь богини Лакшми, праздники в честь богини Сарасвати и многие другие.

Существует множество семейных праздников и обрядов: свадьба, рождение сына, вручение юноше шнура для «дважды рожденных», похороны. В Индии существуют священные места, где сжигают умерших, а обгорелые останки топят в реке. Десять дней семья носит траур — кусок белой ткани или белые одежды. Долгое время в Индии практиковался обычай сати, согласно которому вдова должна взойти на погребальный костер мужа, чтобы тоже сгореть. Если она этого не делала, это считалось позором не только для нее, но и для всей семьи. С этим обычаем в Индии долгие годы велась борьба. До сих пор здесь большую роль играет кастовая система, определяющая жизнь и судьбу человека.

9 самых многочисленных религий Индии

Индуизм (79,8%)

Индуизм — самая распространённая религия в Индии, которую исповедуют 79,8% населения. Было бы противоестественно, если бы на просторах Индии уступал какому-либо другому религиозному течению.

Отметим, что в мире примерно 1,2 миллиарда приверженцев индуизма, из которых 95% проживают в Индии. Своими корнями индуизм уходит во второе тысячелетие до нашей эры, хотя некоторые историки связывают появление первых индуистских учений с более ранними цивилизациями.

Индуизм, как заявляют его приверженцы, скорее философское учение и своеобразный образ жизни. Индусы верят в реинкарнацию, карму, а в повседневной жизни придерживаются строгих моральных правил.

Последние десятилетия в стране становится больше приверженцев ислама, и к 2050 году, как заявляют учёные, мусульман в Индии станет больше, чем последователей индуизма. TheBiggest держит руку на пульсе, мы будем ежегодно обновлять этот список.

Ислам (14,2%)

Вторая по численности верующих религия в мире проникла в долины Инда и Ганга с первыми арабскими торговцами, и быстро была принята местным населением. Сейчас в стране проживает примерно 14,2% приверженцев ислама, а это ни больше ни меньше 172 миллиона человек.

По числу тех, кто произносит молитвы Аллаху, Индия занимает третье место, уступая по численности мусульман Индонезии и Пакистану. Это монотеистическая религия, в отличие от индуизма, а зародился ислам в VII столетии в Мекке.

Строительство мечетей, а также миссионерская деятельность укрепили позиции ислама в этом регионе земного шара. В стране были выстроены великолепные Тадж-Махал, мечеть Хаджи Али в Мумбаи и другие красивые памятники мусульманской архитектуры.

Христианство (2,3%)

Крупнейшая на сегодня религия в мире в своё время проникла и на берега Инда, став третьей по численности последователей. Христианских учений и обрядов придерживается примерно 2,3% населения.

Христиане поклоняются единому Богу, состоящему из трёх составляющих — Бога отца, сына и Святого духа. Согласно писанию, христианская вера стала распространяться в этом регионе планеты с приходом сюда в 52 году апостола Фомы. Было сформировано несколько общин.

В Средние века и Новое время христианское учение несли сюда европейские миссионеры, обращая индусов и иудеев в христианскую веру. После английского завоевания в среде жителей стал распространяться протестантизм.

Сикхизм (2%)

В Индии примерно 2% населения являются последователями этого религиозного течения, а основная часть сикхов проживает в штате Пенджаб, что на севере страны.

Зародилось учение сикхов в XV столетии в северо-западной части полуострова Индостан, а её духовным основателем стал гуру Нанаком. У него было девять последователей, которые сформировали основные принципы и догматы сикхизма. Это, как и индуизм, сочетание философских учений с религией.

По сути, многие религиоведы считают, что принципы сикхизма вышли из индуизма. Но апологеты сикхизма отрицают такие предположения. Религия монотеистическая, которая проповедует равенство. Согласно учению, человек праведный попадает к Богу, а нарушающий правила, должен будет прожить жизнь заново.

Буддизм (0,8%)

Религиозное течение, зародившееся в Индии около 2 500 лет назад, сегодня имеет в этой стране немного последователей. Всего 0,8% индийцев исповедуют буддизм.

Основателем считается Сиддхартха Гаутама, которому первому удалось достичь просветления. Он не оставил последователей, но его учение стало распространяться в этой части мира. потом буддизм стал терять свои позиции. Причиной резкого сокращения числа последователей учения Будды, стало арабское вторжение в Индию. Основная часть буддистов проживает в Гималаях.

Будда не считается богом, а скорее выразителем учения о внутреннем созерцании, достижении покоя. Сейчас в Индии существует несколько направлений буддизма, имеющих небольшие отличия. Обособленно стоит Тибетский буддизм, созданный религиозными изгнанниками.

Джайнизм (0,4%)

В мире 6 миллионов последователей джайнизма, из которых 4,7 миллионов проживает на индийской территории. Это около 0,4% от всего населения страны Юго-Восточной Азии.
Историкам удалось отыскать корни зарождения этой религии ещё со времён существования первых цивилизаций в долине Инда. Основано религиозное течение на полном бескорыстии, а путь к внутренней чистоте проложен только через любовь, заботу и сострадание к ближнему. Это философия ненасилия.

У джайтистов нет конкретного бога, которому они поклоняются, но искренне верят, что всё живое на Земле, растения и животные, наделены душой. Примечательно, что в этом списке, имеющих душу, нет человека. Джайтисты верят в реинкарнацию, но по достижении просветления, перерождения прекращаются, и наступает эпоха вечного блаженства.

Бахаи (0,15%)

Новое религиозное течение, зародившееся в XIX столетии в общинах Ирана. Со временем учение стало распространяться среди индийцев и сегодня бахаи исповедует примерно 2,2 млн человек.

Основателем стал иранский религиозный деятель Бахаулла, которого последователи считают последним явление бога на земле. В Индии это течение стало распространяться с прибытием Джамаля Эфенди, который стал проповедовать основные постулаты учения бахаи.

Последователи бахаи считают, что познать сущность бога невозможно, а все религии на планете составляют единый комплекс со своими характерными различиями. Тело для человека, по учению бахаи, это лишь форма земного существования, а вот главная сущность — это душа. Именно её наличие выделяет человека из животного мира.

Зороастризм (

Одно из самых древних религиозных течений в истории человечества на сегодня крайне малочисленно, так в мире осталось не более 200 тысяч зороастрийцев. Проживают последователи Заратустры в Иране и Индии.

Зародилось течение в период жизни Заратустры. Но когда конкретно он жил историкам выяснить пока не удаётся. У него было видение высшего существа, которое Заратустра назвал Ахура Мазда. Именно этот момент считается зарождением новой религии, в которой проповедуют дуалистическое понимание мира, где существует добро и зло.

Окончательное оформление религиозного течения произошло примерно 4 тысячи лет назад на территории Персии. Этот регион был захвачен арабами, проповедовавшие ислам, и зороастрийцы были вынуждены бежать в Индию.

Иудаизм (

Религия, которая является государственной в Израиле, имеет множество последователей по всему миру. Есть иудеи и в Индии. Их, по данным переписи, насчитывается от 5 до 7 тысяч человек.

Считается, что первые последователи иудаизма появились на Малабарском побережье в VIII веке, когда в составе десяти потерянных племён были изгнаны из царства Израиль персами. Индийцы веротерпимый народ и евреи могли спокойно исповедовать иудаизм.

В отличие от других стран, где еврейское население создаёт общины, в Индии евреи разобщены, хотя сформировалось несколько территориальных общин.

Индия удивительная страна со своеобразной культурой, своими устоявшимися веками самобытными традициями, религиозными обрядами. Несмотря на новые социально-культурные преобразования в стране, религия в повседневной жизни жителей Индии продолжает играть важную роль, порой регламентируя все стороны общественных, а порой и государственных, отношений. TheBiggest, как всегда, просит написать в комментариях какие религии Индии вы изучали, какие вам показались наиболее интересными?

Этапы развития и характерные черты средневековой философии

Философия Средних веков.

1. Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Роль христианства в развитии культуры.

2. Этапы развития и характерные черты средневековой философии.

6. Арабская средневековая философия (Авиценна, Аль Фараби, Ибн Рушд и др.).

7. Влияние средневековой философии на медицину. Роджер Бэкон и его борьба против схоластической медицины.

Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Роль христианства в развитии культуры.

«Средними веками» (термин введен в XV в. итальянскими гуманистами) принято называть самый длительный период развития Западной Европы: V в. (распад Римской империи)– XIV – нач. XV вв.

В социально-экономическом отношении это период господства феодальных отношений. Характерные черты феодализма:

– частная собственность на землю, преобладание натурального хозяйства;

– иерархическая структура общества;

– монархическая форма правления;

– медленные темпы социального развития..

Отличительная особенность Средних веков – господство религиозных убеждений и становление институтов религиозной власти. Христианство возникло в Римской империи как религия угнетенных и рабов. Христианская религия давала новую систему ценностей – иллюзию равенства всех людей перед Богом. Согласно христианскому вероучению, мировой порядок создан некоей внешней силой – Богом, его изменить невозможно, остается надеяться на приход Мессии (Спасителя). С IV в. христианство становится государственной религией и распространяет свое влияние на все сферы общественной жизни.

Гегель охарактеризовал средневековье как «эпоху тысячелетней ночи». Однако нельзя утверждать, что общественная жизнь, культура в этот период не развивались:

– сформировался светский идеал рыцарства;

– появились первые университеты (в Париже, Оксфорде, Кембридже);

– медленно, но развивались науки;

– огромную роль в культуре играла литература (героический и рыцарский роман, поэзия трубадуров и вагантов).

Философия в Средние века играла подчиненную по отношению к религии роль (по высказыванию Ф.Энгельса, философия в этот период была «служанкой богословия»). Философия развивалась в рамках теологии (богословия) – это изложение учения о Боге, а также комплекс правил и норм жизни верующих. Церковная догма являлась основой философского мышления.

Этапы развития и характерные черты средневековой философии.

В развитии философии Средних веков можно выделить несколько основных этапов:

1) апологетика (II – IV вв., крупнейшие представители – богослов и юрист Тертуллиан, Тит Флавий, Ориген и др.) – период создания произведений апологетов (защитников) христианства, изложивших основы христианского вероучения. В этот период не было создано философских систем, но был намечен круг вопросов, ставших центральными в средневековой философии: о Боге и соотношении Бога и мира, о сотворении мира и структуре мироздания, о сущности человека и его месте в мире;

2) патристика (V – IX вв., крупнейшие представители – Григорий Нисский, А.Аврелий) – создание учений «отцов церкви» (лат. pater – отец) – христианских мыслителей, заложивших основы религиозной философии. Основная задача философии этого периода – систематизация и толкование христианского вероучения, которое велось с опорой на античную философию, прежде всего идеи Платона;

3) схоластика (досл. с лат. «школьная философия») (X – XV вв., крупнейшие представители – Пьер Абеляр, Альберт Великий, Ф.Аквинский) – период распространения этих учений в общественном сознании и духовной культуре общества.

Характерные черты средневековой философии:

1) теоцентризм – философский принцип, согласно которому высшей реальностью признается Бог – сверхъестественная и всемогущая сила, являющаяся источником и основой всего сущего;

2) умозрительный характер: философское мышление основано на отвлеченных логических построениях, не связанных с опытными данными;

3) креационизм – идея сотворенности мира Богом из ничего, лежавшая в основе средневековой онтологии;

4) идея откровения, т.е. познания мира через изъявление божественной воли путем приобщения к христианскому вероучению, изучения христианской литературы, составляющая основу гносеологии;

5) дидактизм, т.е. назидательный, поучительный характер;

6) экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.

3. Патристика. Философия Августина Аврелия (Блаженного).

Наиболее яркий представитель патристики – Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430 гг.). Его главные труды: «Исповедь», «О граде Божьем». В произведениях Августина мифологические и библейские сюжеты сочетаются с религиозно-философскими размышлениями.

Августин – крупнейший систематизатор христианского вероучения, стоявший на позициях неоплатонизма.

Учение о Боге и мире. Бог рассматривается им как начало всего сущего, как единственная причина возникновения вещей. Бог вечен и неизменен, он есть нечто постоянное. Мир созданных богом вещей изменчив и пребывает во времени. Мир представляет собой лестницу, где есть высшее (бестелесное и божественное) и низшее (телесное и материальное). Т.е. в мире существует иерархия – жесткий, установленный Богом порядок.

Учение о познании. Внешний изменчивый мир не может быть источником истины, таковым может быть только вечное, т.е. Бог. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей жизни человека. Постичь истину можно только путем откровения. Таким образом, Августин выдвигает тезис о превосходстве веры над разумом («верить, чтобы понимать» – суть теории познания Августина). Разум постигает явления видимого мира, а вера приводит к осознанию вечного.

Учение о душе . Душа, по августину, есть только у человека – это ставит его выше всех живых существ. Душа бессмертна, она бестелесна, нематериальна и рассеяна по всему телу. Ее важнейшие способности – разум, воля и память.

Проблема свободы воли . Августин развивал идею божественной предопределенности. Но в мире существует добро и зло, поэтому возникает вопрос о природе зла. Августин утверждал, что Бог творит только добро, зло – это отсутствие добра и возникает в результате человеческой деятельности, т.к. от рождения человеку дана свобода воли.

Взгляды на общественную жизнь . Социальное неравенство августин рассматривает как результат грехопадения человечества и считает его основным принципом бытия общества. Государство должно носить теократический характер и служить интересам Церкви. Историю человечества Августин представлял как борьбу двух царств – Божьего и земного. В Божье царство входит меньшая часть человечества – это люди искренне верующие, живущие «по духу». Град земной составляют люди, живущие «по плоти» (неверующие, язычники). Представителем града Божьего на земле является церковь, следовательно, ее власть выше светской.

4. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

Схоластика («школьная философия») стремилась сделать христианское вероучение популярным и доступным для широких слоев населения.

Философское мышление здесь рассматривалось как средство для доказательства истинности религиозной веры.

Фома аквинский (1225 – 1274 гг.) – монах родом из Италии, католический теолог, профессор богословского факультета Парижского университета. После смерти был причислен к лику святых. Его учение – томизм – на долгие годы стало официальной доктриной католической церкви.

Творчество Ф.Аквинского охватило ряд областей знания: теологию, философию, право. Его главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». В основе учения Ф.Аквинского – религиозная интерпретация идей Аристотеля.

В центре внимания Ф.Аквинского вопрос о соотношении веры и разума . Он предложил оригинальное решение этого вопроса, основанное на понимании необходимости признать успехи науки. По мнению Ф.Аквинского, наука и религия отличаются по методу получения истины. Наука и тесно связанная с ней философия опираются на опыт и разум, а религия основана на вере и ищет истину в откровении, в Священном писании. Задача науки – объяснение закономерностей природного мира и получение достоверного знания о нем. Но разум нередко ошибается, а органы чувств вводят в заблуждение. Вера достовернее и ценнее разума.

Религиозные догматы не могут быть доказаны человеческим разумом в силу ограниченности его возможностей, их надо принять на веру. Однако ряд религиозных положений нуждаются в философском обосновании – не ради подтверждения их истинности, а ради большей доходчивости. Т.обр., наука и философия нужны для укрепления веры («знать, чтобы верить»).

Примером такого подхода является разработанная Ф.Аквинским система доказательств существования Бога. Он полагает, что доказать существование Бога можно лишь косвенно – путем изучения предметов и явлений, сотворенных им:

1) все, что движется, имеет источник движения , значит, существует первоисточник движения – Бог;

2) каждое явление имеет причину, следовательно, существует первопричина всех вещей и явлений – Бог;

3) все случайное зависит от необходимого, значит, существует первая необходимость – Бог;

4) во всем существуют степени качеств, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;

5) все в мире имеет цель, значит, существует нечто, направляющее все вещи к цели – Бог.

Значение учения Ф.Аквинского заключается в том, что он создал глубоко продуманную религиозно-философскую систему, в которой нашлось объяснение Богу, природе, человеку.

5. Учение об универсалиях: номинализм и реализм.

Споры о возможности и степени познаваемости мира в средневековой философии выразились в острой борьбе двух школ – номинализма и реализма. Предметом их спора стал вопрос о том, обладают ли общие понятия (универсалии) подлинным существованием.

Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не конкретные единичные вещи, а только общие понятия, существующие независимо от сознания и материального мира. Реалисты развивали учение Платона об идеях. Первоначальное, подлинное бытие – это мир общих понятий. Универсалии содержатся в божественном разуме, Бог по универсалиям (образцам) творит мир. Представителем реализма был Ф.Аквинский, который утверждал, что универсалии существуют «до вещей» (т.е. в божественном разуме), «в вещах» (как конкретное проявление общих понятий), «после вещей» (в человеческом разуме как результат абстрактного мышления).

Представители номинализма (лат. nomina – имя) считали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия есть не что иное, как имена, обозначающие вещи. Они создаются человеческим умом и существуют только в языке. Влияние номинализма сказалось в философии Нового времени.

6. Арабская средневековая философия.

Главными духовными источниками средневековой арабской философии стали сформировавшийся в VII в. ислам, а также греческая наука и философия.

Авиценна (Ибн Сина) (980 – 1037 гг., таджик по происхождению) – ученый-энциклопедист. Его философия соединяет элементы учения Аристотеля с религией ислама. Взгляды Авиценны теоцентричны. Но мир рассматривается как сотворенный Богом из материи, которая является вечной. Авиценна как ученый-естествоиспытатель, врач признавал реальное, объективное существование природы.

Пытаясь решить спор между реализмом и номинализмом, он доказывал, что мир состоит из единичных вещей, общее – это абстракция. В мышлении человека общие понятия существуют на основе познания конкретных вещей.

Философию Авиценна делит на три части:

1) физику – учение о природе,

2) логику – учение о способах познания природы человеком,

3) метафизику – учение о познании бытия в целом.

Основной труд Авиценны – «Канон врачебной науки» – энциклопедия медицинских знаний.

Аль Фараби – математик, врач и философ. Аль Фараби глубоко изучил труды Аристотеля, написал комментарии к ним.

Он признавал Бога первопричиной бытия, но полагал, что сотворенный мир развивается далее независимо от сверхъестественных сил. По мнению Аль Фараби, мир познаваем. Источниками познания являются, с одной стороны, органы чувств, которые дают непосредственное знание, а с другой стороны – умозрение, которое раскрывает сущность вещей.

Ибн Рушд (Аверроэс) – философ, юрист, медик. В основе его философских представлений также учение Аристотеля. Как и Авиценна, он считал, что мир сотворен богом из материи. Материя и форма существуют отдельно друг от друга. Материя – универсальный источник движения, которое вечно и непрерывно, т.к. каждому движению предшествует другое, вызывающее его.

Философия и религия в учении Ибн Рушда не противопоставлены друг другу: философия постигает истину, а религия предписывает человеку, как ему поступать (нравственное значение). В вопросе об универсалиях он, как и Авиценна, стоит на позициях номинализма.

7. Влияние средневековой философии на медицину. Роджер Бэкон и его борьба против схоластической медицины (самостоятельно).

Средневековая философия – общая характеристика, этапы становления и представители

Глоссарий

Христианство (от греч. — «помазанник», «мессия»), одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в Палестине в контексте мистикомессианистских движений иудаизма, с которым, однако, вступило в острый конфликт. Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, во уже в первые десятилетия получало все больше последователей из др. народов («язычников»). До 5 в. распространение X. происходило гл. обр. в географич. пределах Рим. империи, а также в сфере её политич. и культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-йпол. 1-го тыс.) — среди герм. и слав. народов, позднее (к 13—14 вв.) — также среди балт. и фин. народов. В новое и новейшее время распространение X. вне Европы происходит за счёт колон. экспансии и деятельности миссионеров. Число приверженцев X. во всём мире превышает 1 млрд., из них в Европе — ок.475 млн., в Лат. Америке — ок. 250 млн., в Сев. Америке — ок. 155 млн., в Азии — ок. 100 млн., в Африке — ок. 110 млн.; католиков — ок. 660 млн., протестантов — ок. 300 млн. (вместе с сектами, среди которых 42 млн. методистов и 37 млн. баптистов), православных и приверженцев «нехалкидонских» вероисповеданий Востока (монофиситов, несториан и т. п.) — ок. 120 млн.

Идеология (греч. idea – мысль, и logos – слово). 1) часть метафизики, рассуждающая об идеях. 2) бесполезное, чуждое практическим целям мышление. 3) система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.

Апологетика (от греч. apologeisthai – защищаться). 1) ученое изложение доказательств истины и божественного источника христианской религии, написанное Тертуллианом. 2) наука, задачею которой служит доказательство истинности христианского учения и его божественности, а также защита христианской веры.

Церковь (от греч. kyriakon – дом Господний) в христианстве название здания, в котором происходит богослужение, или здания религиозной общины или в целом название всей совокупности всех религиозно-христ. общин в стране или вообще на всей земле. Церковь как религиозная организация, основанная самим Христом, есть мистическое «тело Христово»; см. Corpus mysticum. Решающее значение для ее развития и теоретического обоснования имели деяния апостола Павла. С точки зрения христианства, церковь – общественное чудо, которое соответствует явлению человеку Бога в образе Христа и выступает как бы его продолжением. От единой церкви, находившейся под властью папы, в И в. отделились греч. и др. восточные церкви, которые больше не признавали верховной власти пап. От рим.-католич. церкви (см. также Католицизм) откололась в 16 в. протестантская (см. Протестантизм), которая тотчас же снова распалась – на реформатскую и лютеранскую церкви. Внутри них существует много сект.

Патристика (от греч. pater, или лат. pater — отец) — термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1 — 8 в., — т.н. отцов церкви. К кон. 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен четвертый — одобрение церкви). Этим критериям соответствовали не все крупные христианские авторы; поэтому с современной т.зр. составной частью П. являются и те учения, которые христианская традиция не считаетвполне ортодоксальными, а «отцом» может быть назван почти всякий автор первых веков христианства.

Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами[1]. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм.

Креационизм (от лат. creatio — сотворение), ре-лиг. учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистич. религий — иудаизма, христианства, ислама.

Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога. П. характерен для всех теистических религий — иудаизма, христианства, ислама, понимающих историю как осуществление предустановленного божественного плана «спасения» человека. Разработанный Августином провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой христианской историографии.

П. предполагает завершение истории, наличие конца истории. В Средние века Царство небесное вводилось в историю как ее предел, как реализация абсолютного блаженства, достижение идеального состояния, требующего в качестве своего условия предварительного уничтожения всего сущего и его воссоздания на новых основаниях.

Персонализм [

Ревеляционизм – в христианском богословии термин, обозначающий признание сверхестественного источника библейского вероучения – божественного Откровения.

Схоластика (лат. scholastica , от греч. scholastikos — школьный, ученый) — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Зап. Европе в Средние века.

Реалисты 1) последователи реализма в философии искусстве и в отношении к действительности; 2) ученики реальн. училищ и также защитники реализма, как системы образования.

Монотеизм (от греч. monos — единственный и theos — Бог) — учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам и христианство (если признается, что троичность Бога — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — не ставит под сомнение его единство).

Вера — глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.

Своей непосредственной очевидностью и нерасчлененностью ведущего к ней пути В. близка интуиции. Как и интуиция, В. субъективна. В разные эпохи предметом искренней В. были диаметрально противоположные воззрения: то, во что когда-то свято веровали все, спустя время большинству представлялось уже наивным предрассудком. В. затрагивает не только разум, но и эмоции; нередко она захватывает всю душу и означает не только интеллектуальную убежденность, но и психологическую расположенность. В отличие от В. интуиция, даже когда она является наглядно-содержательной, затрагивает только разум. Если интуиция — это непосредственное усмотрение истины и добра, то В. — непосредственное тяготение к тому, что представляется истиной или добром; интуиция — способ открытия нового содержания, В. — способ удержания такого содержания в душе и разуме.

Поиск информации – Савченко Р

Ссылка на основную публикацию