Религия как социальный институт – основные признаки, функции и структура

Религия как социальный институт

  • Значение религии как социального института в обществе
  • Какую играет роль в современности, тенденции
  • Этапы институциализации церкви
  • Функции
  • Признаки религии как социального института

Значение религии как социального института в обществе

Религия — определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Слово «религия» имеет латинское происхождение. Дословно оно обозначает:

  • предмет культа;
  • набожность;
  • благочестие;
  • совестливость.

Существует более 300 определений понятия «религия». Среди них можно выделить 2 основных подхода:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Система верований, взглядов, норм и правил поведения, основанная на глубокой убежденности в существовании сверхъестественного.
  2. Совокупность социальных организаций, занимающихся осуществлением религиозного культа.

Религия является предметом изучения многих наук:

  • философии;
  • истории;
  • религиоведения;
  • социологии;
  • психологии.

При социологическом подходе делается акцент на изучении следующих вопросов:

  • социальные функции религии;
  • место и роль религии как социального института в обществе;
  • социальные отношения, складывающиеся в результате религиозной деятельности;
  • влияние на религию социальных, экономических, политических факторов.

Социальные функции религии:

  • консолидация общества;
  • укрепление политических институтов и системы власти;
  • социальный контроль в виде морально-нравственных норм и предписаний;
  • социальная поддержка;
  • психологическая разгрузка.

В развитии социологического подхода к пониманию религии большую роль сыграли ученые:

  1. Э. Дюркгейм.
  2. К. Маркс.
  3. М. Вебер.

Э. Дюркгейм — основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Работал в данных направлениях:

  • пытался раскрыть сущность религии с помощью структурного функционализма;
  • подчеркивал интегрирующую роль религии;
  • противопоставлял сакральную и «профаную» (светскую) сторону религии;
  • считал обряды важной частью религии, поскольку они упорядочивают социальную деятельность, вызывая чувство солидарности.

К. Маркс — немецкий философ, создатель монументальных трудов, где он приводил аргументы против религии. В ходе рассуждений он:

  • провел анализ религии с точки зрения конфликтологического подхода;
  • видел в ней в первую очередь функцию социального контроля;
  • называл ее «опиумом» для народа;
  • подчеркивал, что она ведет к самоотчуждению человека;
  • главным аргументом против религии считал тот факт, что она служит инструментом правящих классов для подавления сопротивления со стороны обездоленных слоев населения.

М. Вебер — социолог, философ, историк. В ходе исследований он:

  • изучал религию с позиции «понимающей социологии»;
  • осуществил объемное описание существующих религий;
  • анализировал взаимосвязь социальных и религиозных отношений;
  • указывал, что религия не всегда консервативна, а может играть прогрессивную роль в обществе (например, Реформация).

Какую играет роль в современности, тенденции

В современном мире происходит изменение роли и места религии в системе социальных отношений.

Начиная с XVII в. в Европе происходили процессы секуляризации.

Секуляризация — процесс снижения роли религиозного фактора в жизни общества и увеличение светского начала.

Особенностью России была ее гораздо более поздняя секуляризация — она началась после Октябрьской революции 1917 г. Сопровождалась:

  • массовыми погромами церквей;
  • репрессиями против священнослужителей;
  • составлением планов антирелигиозной пропаганды.

В XXI в. в значительной части развитых стран преобладает светская модель общественного устройства. Церковь конституционно отделена от государства. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания.

Для западных стран характерны следующие тенденции:

  • отсутствие роста количества верующих;
  • снижение социального престижа религии;
  • упадок религиозности;
  • уменьшение потребности в выполнении религиозных обрядов;
  • преобладание в повседневной жизни светского начала.

Следует отметить, что это не означает полной утраты церковью своих позиций. Она продолжает играть важную роль в качестве функции социальной защиты и поддержки.

Для привлечения более широкого круга верующих и повышения авторитета протестантские и католические церкви:

  • проводят большой объем благотворительной работы;
  • участвуют в решении социальных проблем;
  • занимаются просветительскими проектами;
  • экспериментируют с новыми формами работы с молодежью;
  • пытаются трансформировать религиозные институты, избавляясь от консервативных пережитков прошлого.

Трансформация церковной системы позволяет сохранять ее устойчивость.

Росту популярности Католической церкви способствовало официальное признание Папой римским Иоанном Павлом II в 1992 г. ошибки святой инквизиции в ее гонениях на ученого Г. Галилея.

В России после длительного атеистического периода (1917-1991) наблюдалось значительное увеличение интереса к религии:

  • реставрировались и строились новые храмы;
  • открывались монастыри;
  • люди массово проходили обряд крещения;
  • широко издавалась ранее запрещенная религиозная литература.

Многие люди восприняли религию поверхностно, это способствовало появлению «обрядоверия» — механическому исполнению религиозных обрядов без понимания их подлинного смысла.

Не только в России, но и в других странах, широко распространилось такое явление, как религиозный синкретизм — эклектическое сочетание представлений, верований, обрядов из разных религий, конфессий, оккультных и магических практик.

По-прежнему сильна роль религии в восточных государствах, особенно в мусульманских.

Спецификой исламского мира является проникновение религии во все сферы жизни общества. Помимо законодательно закрепленных норм права в мусульманских странах продолжают действовать правила шариата, основанные на Коране.

Этапы институциализации церкви

  1. Первобытное общество. Ученые предполагают, что зачатки религиозной деятельности появились в конце эпохи палеолита. Первобытные верования были примитивны и органично переплетались с материальной деятельностью. Отправлением культа занимались главы родов и общин.
  2. Этап сакрализации. Религиозный фактор начинает играть все большую роль. Все этапы общественной жизни сопровождаются культовыми действиями.
  3. Появление сословия жрецов. Постепенно религиозные представления усложнялись, для исполнения культовых обрядов потребовались специальные люди. Примерно в 4 тыс. до н.э. в обществах Древнего Востока появляется институт жречества. Этот процесс происходил в рамках социальной дифференциации и формирования раннеклассового общества.
  4. Оформление института церкви. По мере усложнения общественной жизни назрела необходимость в создании специального социального института для выполнения религиозных функций. Появление церкви было закономерным процессом институционализации общества.

Жрецы — священнослужители в языческих культах, выполнявшие роль посредников между людьми и сверхъестественными силами.

Структурно в церкви четко оформились 2 подсистемы:

  1. Управляющая — состоит из специально обученных людей, занимающихся управлением и координацией религиозной деятельности.
  2. Управляемая — масса верующих.

Отношения и взаимосвязи между этими подсистемами строго регламентированы и имеют четкую иерархию.

Функции

  1. Интегрирующая. Церковь объединяет людей на основе общих взглядов, верований, мировоззренческих установок. Совместное выполнение обрядов играет важную консолидирующую роль.
  2. Нормативно-регулятивная. Церковь вырабатывает морально-этические нормы, на которые предлагает ориентироваться верующим. За невыполнение норм следуют санкции. В средневековом обществе это могли быть пытки, анафема (отлучение от церкви) и даже казнь. В современном обществе это в основном порицание и угроза муками в загробном мире.
  3. Мировоззренческая. Церковь объясняет смысл истории и человеческого существования, формирует основы миропонимания и мировоззрения.
  4. Идентификационная. Многим людям важно ощущать себя частью определенной социальной группы. Идентифицируя свою принадлежность к той или иной конфессии, человек испытывает чувство сопричастности и морального удовлетворения.
  5. Коммуникативная. Церковь создает пространство для общения между людьми с близкими взглядами и ценностями.
  6. Функция социальной поддержки. Практически все церкви поддерживают благотворительность в пользу наиболее уязвимых категорий населения. В исламе установлен специальный налог на милостыню — закят. При христианских церквях часто работают бесплатные столовые для малоимущих, пункты сбора вещей.
  7. Культурная. Во все времена церковь имела большое значение в вопросах образования и сохранения культуры.
  8. Компенсаторная. Церковь поддерживает человека в самые трудные моменты — в случае потери близки, неисцелимой болезни, потери смысла жизни. Она дает надежду, укрепляет силы, помогает обрести веру.

Признаки религии как социального института

Религия как социальный институт обладает следующим набором признаков и характеристик:

  • наличие социальных групп верующих (общины);
  • иерархия (высшее и низшее духовенство, простые прихожане);
  • материальные предметы, которым предписывается сверхъестественная сила (например, иконы в православии, священный камень Кааба в исламе);
  • культурные символы (например, крест в христианстве);
  • ценностно-нормативная структура (например, «10 заповедей» или шариат);
  • собственный понятийный аппарат (например, «евхаристия», «благовещение» в христианстве);
  • ритуалы (совокупность обрядов — например, таинство крещения);
  • взаимосвязанность элементов системы.

Социальный институт религии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Религия как социальный институт

Главным толчком к появлению религии как социального института послужило формирование нового вида социальной деятельности – религиозной. Она проявляется в том, что имеется определенная социальная потребность в религиозной деятельности, которая связана с обеспечением стабильного и устойчивого развития и существования общества.

Институциализация религии произошла при определенных условиях. Среди них выделяются следующие предпосылки:

  • Появление новых, ранее несуществовавших религиозных сообществ;
  • Потребность в социальной религиозной деятельности;
  • Наличие ряда социальных, экономических и политических условий, в которых возможна реализация данной религиозной деятельности.

Также религия как социальный институт возникла в связи с быстрым развитием организационных религиозных структур. Таким образом, в обществе появились новые религиозные нормы и некоторые регуляторы социального поведения, которые потребовали формирование религиозного социального института. Данные нормы и ценности интернализируются индивидами, воспринимаются в качестве новых социальных норм. На их основе формируется система новых религиозных потребностей, ценностных ориентаций личности, ее ожиданий.

Этапы институциализации религии

Религия как институт формировалась не стремительно. Этот процесс занял достаточно большой промежуток времени, и религии, а также религиозным организациям пришлось пройти несколько ключевых этапов, чтобы достигнуть полной институциализации и вобрать в себя все признаки социального института.

Процесс институциализации религии включает в себя следующие ключевые этапы:

  1. Возникновение социальной потребности в религиозной деятельности, в участии в религиозной организации для удовлетворения своих желаний и нужд;
  2. Формирование общих религиозных норм и целей. Институт не может состоять из одного человека – это, прежде всего, взаимодействие многих индивидов. Соответственно, у них должна быть одна общая цель, единые мотивы ее достижения, и общие нормы, которые будут регулировать религиозные отношения;
  3. Появление практического применения религиозных норм и правил, а также процедур, которые непосредственно связаны с ними. Применение вышеуказанных норм возможно лишь в непосредственном религиозном процессе. Например, во время молитвы, богослужения или определенного религиозного таинства (крещения, причастия и других);
  4. Формирование системы санкций для поддержания религиозных норм и правил – это наличие единого документа, писания, в котором предусмотрены правила, а также система поощрений (или наказаний в случае неподчинения). В различных религиях существуют свои документы – Библия, Коран, Завет или иные документы, в которых предусмотрены основные правила, заповеди;
  5. Формирование ключевых статусов и ролей в рамках религии как социального института (патриарх, епископ, священнослужители, монахи);
  6. Создание отдельных религиозных организаций и учреждений, в которых существует своя иерархия, система вероисповедания, а также свои правила, свободы членов организации и учреждения.

Готовые работы на аналогичную тему

Признаки религии как социального института

Социальный институт религии, и в целом процесс ее институциализации обладает рядом ключевых признаков, которые отделяют его от остальных социальных институтов.

Во-первых, в социальном институте религии существует свой особенный тип регламентации отношений. При этом особом типе регламентации механизмы регуляции поведения приобретают обязывающий (обязательный) характер. Благодаря регламентации обеспечиваются такие процессы, как регулярность, четкость и некоторая предсказуемость в деятельности социального института религии.

Во-вторых, в социальном институте религии существует определенность функций, а также прав и обязанностей участников религиозного взаимодействия, которая регламентирована специальными документами, контролирующими всю религиозную деятельность и взаимодействия между участниками.

В-третьих, права и обязанности участников религиозных взаимодействий обладают такими качествами, как обезличенность и деперсонификация. Это значит, что нормы для всех общеобязательны, они распространяются на каждого члена религиозного сообщества и вероисповедания, независимо от пола, возраста, уровня образования, профессионального и социального статуса.

В-четвертых, выполнение религиозных функций строго разделяется между участниками религиозных отношений в зависимости от социального статуса и роли. Происходит специальная подготовка кадров для выполнения религиозной деятельности. Сюда же входит функционал религиозных учреждений, зданий, особенности предметов культа, которые для каждого вероисповедания носят свою значимость и роль.

Функции социального института религии

Религия как социальный институт выполняет свои особые функции. они классифицированы следующим образом:

  • Мировоззренческая функция религии;
  • Компенсаторская функция религии;
  • Функция социальной самоидентификации;
  • Социально-регламентирующая функция;
  • Функция социального контроля;
  • Адаптационная функция;
  • Охранительная функция;
  • Социально-критическая функция.

Реализуя данные функции, религия вырабатывает определенную картину мира, сакрализирует культурные ценности, что ведет к стабильности в обществе. также религия помогает убеждать человека и поддерживать его в сложных условиях (потеря близкого человека, тяжелая болезнь), в чем реализуется еще одна ее функция – психотерапевтическая. Благодаря религии человек идентифицирует себя в обществе, находит свое предназначение, что помогает ему налаживать социальные связи на основе общности религии и вероисповедания. В этом реализуется коммуникативная функция религии, что помогает личности идентифицировать себя в среде себе подобных. Таким образом, религия выступает в качестве полноправного социального института, одного из древнейших, с очень богатой историей и разнообразным функционалом.

Религия как социальный институт (социология религии)

Одна из потребностей людей – это осознанное объяснение первопричин всего происходящего, почему в жизни всё происходит, так или иначе, как возник мир и в чём вообще смысл жизни. Религия как социальный институт способствует частичному ответу на все эти вопросы.

Что такое религия?

Религия – это особая система верования, которую разделяет определённая группа людей. Религия даёт человеку ответы на вопросы относительно смысла жизни на земле, судьбы и природы свободы, даже определяет ему судьбу и побуждает верить во что-то и никогда не сдаваться.

Религия как социальный институт общества

Всё это она осуществляет с помощью своих ритуалов, благодаря которым есть некое представление о священном и сверхъестественном.

Признаки религии как социального института

В каждой религии есть свои составляющие. Структура религии как социального института:

  • само наличие людей, т.е. верующих;
  • представление о всевышнем, сверхъестественном, недосягаемом, священном;
  • вероисповедание, т.е. определённая выработанная система для верующих;
  • особые ритуалы, направленная непосредственно на область священного;
  • особый образ жизни и правила;
  • наличие абстрактного идеала и др.

Всё это неотъемлемая часть каждой религии. Все эти составляющие очень важны для верующих.

Религия как социальный институт

Религия является социальным институтом. Более того, она представляет собой мировой социальный институт, в который входит огромное количество отдельных верований. Но в каждой вере есть своя определённая черта, которая делится на два аспекта:

  • это то, что свято;
  • и то, что обыденно, повседневно.

Для каждого верующего то, что свято внушает страх и ужас. Оно неприкосновенно. И, конечно, каждый проявляет глубокое почтение и уважение к святому, потому что оно обладает, по мнению верующих, могущественной силой, неподвластной обычному человеку (и порой даже опасной). Поэтому люди общаются со святым только через определённые ритуалы (молитвы, дары, заклинания, очищения).

Религия как социальный институт

И что самое главное – это святое может быть, чем угодно:

  • Бог;
  • царь;
  • солнце;
  • луна;
  • небо.

Это такой некий образ, который для людей является отчасти смыслом их жизни, ради которого они порой и живут. Это святое, по мнению верующих, помогает им, когда они в горе, бедности, болезненности. Для этого нужны молитвы и приношение даров.

Виды религий

Социологи разделяют религию на несколько видов.

Виды религии

  • Политеистические.
  • Монотеистические.
  • Мировые.
  • Национальные.
  • Архаичные.
  • Просто вера в сверхъестественное. В этой религии нет богов, идолов или даже духов. Это просто вера во что-то неопознанное, потустороннее.
  • Анимизм. Религиозное убеждение в том, что всё мире одухотворено. Существует активность духов в мире. Им не поклоняются, в них просто верят. С ними можно общаться через определённые ритуалы. Они могут существовать в чём угодно, будь то человек или гора. Также духи могут быть и злыми, и добрыми.
  • Теизм. Непосредственно вера в Бога. В этой вере присутствует абсолютно все религиозные составляющие.

Таким образом, социальной функцией религии является непосредственное поддержание целостности данной системы.

Религия как социальный институт

Религия как один из самых древних социальных институтов, определение ее понятия и основных характеристик. Функции религии: мировоззренческая, легитимизирующая (нравственная), культуротранслирующая, интегративная, регулятивная и психотерапевтическая.

РубрикаСоциология и обществознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления09.07.2014
Размер файла24,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет» (ТвГТУ)

Кафедра социологии и социальных технологий

на тему: «Религия как социальный институт»

по дисциплине «Социология»

Выполнил: Шепитко Г. С.

Проверила: Мамедова О.В.

1. Понятие и характеристика социального института

2. Религия как социальный институт

3. Функции института религии

Список использованных источников

Введение

Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80% населения земного шара. Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного. Как видно из определения, религия содержит в себе четыре основные части: веру, вероучение, культ и организацию. Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера – особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований [1].

Религия является недоступной областью и, по меньшей мере, непонятной для очень многих людей.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе, духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения [6].

Цель данной работы – рассмотреть религию как социальный институт.

Задачами является раскрытие понятий социального института, религии, а также её функций.

1. Понятие и характеристика социального института

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций.

Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления [2].

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или институциональной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

1) институты семьи и брака, являющиеся институтами первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство человеческого рода, демографический рост населения;

2) политические институты, государство, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;

3) экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества;

4) институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;

5) институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем [3].

2. Религия как социальный институт

религия социальный мировоззренческий нравственный

Религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

Религия является одним из самых древних социальных институтов.

Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются:

– обязательное наличие группы верующих;

– религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы;

– религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии;

– религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы;

– религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам;

– большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести.

Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного [4].

3. Функции института религии

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются – это пока еще предмет дискуссии между религиоведами. В целом можно выделить следующие функции религии в обществе:

Мировоззренческая функция. Мировоззрение – это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией.

В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование – сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия.

Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей или функцией «значений». Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Напротив, знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом.

Легитимизирующая (нравственная) функция. С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая, или узаконивающая функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.

Таким образом, основная функция религии состоит в придании нормам, ценностям и образцам поведения характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д., укоренение человеческой культуры в трансцендентное. Эта функция реализуется через формирование духовной жизни человека. Духовность – это область связи человека с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту связь и оформляет религия. Она имеет вселенское космическое измерение.

Возникновение и функционирование религии – это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и социуму. С позиций религиозной духовности утверждается, что силы, управляющие миром, не могут полностью детерминировать человека, напротив, человек может стать свободным от принудительного воздействия сил природы и социума. В нем заложено трансцендентное начало по отношению к этим силам, которое позволяет человеку освобождаться от тирании всех этих безличных или надличностных сил. Таким образом, религия утверждает приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами, противопоставляя их мирской, социальной ориентации ценности, веры, надежды, любви.

Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре, под которой понимается совокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность.

Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы «дарит» художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности.

С другой стороны, многие конкретные религии выдвигают определенные препятствия для участия верующих в светской художественной деятельности. Одним из таких препятствий являются прямые религиозные запреты на определенные стороны художественного творчества и художественного восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникновения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения и уничтожения.

Интегративная функция. Религии присущи также интегративная и дезинтегративная функции. Известный французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем, поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э.Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия конституирует общество как соци-окультурную систему: она подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

Обратной стороной интегрирующей функции религии выступает дезинтегрирующая. Выступая в качестве источника социокультурного единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками и т. д. Причем эти конфликты нередко сознательно раздуваются представителями тех или иных объединений, поскольку конфликт с «чужими» религиозными организациями способствует внутригрупповой интеграции, вражда с «чужими» создает чувство общности, побуждает искать опору только у «своих».

Регулятивная функция религии во многом перекликается с рассмотренной выше нравственной функцией. Заключается она в том, что религия поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.

Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа – богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека [5].

Заключение

Социальный институт – это совокупность лиц и учреждений, снабженными определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию.

Религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

Список использованных источников

1. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие. Социология. -М.: «Экзамен», 2004. – 154с.

2. С. С. Фролов. Социология. Учебник. -М.: «Юнити», 2006. – 167с.

3. Социология. Учебник. / Под ред. В.Н. Лавриненко. -М., 2007. – 130с.

4. Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт // Общественно-политический и научный журнал «Россия» – №2 / 2002

5. Михаил Тарусин. Исследование «Религия и общество» Институт общественного проектирования, отдел социологии. – М.: Инфа-М, 2005.

6. Горелов А.А. Социология. – М., 2006. – 59с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ сущности понятия “институт” в социологии как важнейшего фактора общественной жизни. Характеристика типов социальных институтов. Главные атрибутивные признаки религии, ее современные тенденции. Особенности религии в России, ее влияние на менталитет.

реферат [32,6 K], добавлен 27.01.2010

Религия как социальный институт. Система институциональных норм. Функции религии в обществе. Взаимосвязь религии с другими социальными подсистемами: религия и экономика, религия и политика, религия и образование. Функции религиозного мировоззрения.

контрольная работа [25,5 K], добавлен 28.03.2011

Характеристика социального института и цели его деятельности. Набор социальных позиций и функции. Определение и анализ религии как социального института. Ценностно-нормативный уровень религии. Церковь как форма современной религиозной организации.

реферат [29,2 K], добавлен 02.03.2009

Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

реферат [61,2 K], добавлен 26.06.2013

Определение условий возникновения системы общественных институтов. Изучение сущности, структуры и основных задач социальных институтов. Характеристика их явных (регулятивная, транслирующая, коммуникативная) и латентных функций в работах Роберта Мертона.

реферат [23,3 K], добавлен 23.09.2010

Причины возникновения религии как общественного явления, ее главные функции, структура и элементы. Современные мировые религии, их разновидности и направления, степень распространения. Современная религиозная ситуация в России, тенденции и перспективы.

контрольная работа [18,8 K], добавлен 19.02.2011

Религия как специфическое отношение к действительности, ее структура и функции. Религиозный комплекс и его компоненты. Религия и социальные изменения, концепции К. Маркса, М. Вебера, В. Зомбарта. Анализ взаимосвязи социокультурных изменений и религии.

магистерская работа [143,9 K], добавлен 23.10.2010

Религия как социальный институт

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 819.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 819.

Религия, а также связанные с ней специфические организации, всегда играли в жизни общества большую роль. Приобретая новые черты, она изменялась, но не теряла своего значения, поэтому можно говорить о том, что религия – это один из институтов общества. Узнаем, какие особенности и функции он в себе заключает.

Понятие

Религия – это особое мировоззрение и поведение людей, основанное на вере в сверхъестественные силы, а также организации, с помощью которых религиозные идеи и символы могут существовать.

Религия как социальный институт

Большинство современных религий к настоящему времени смогли создать свою особую организацию – церковь.

Ее функционирование имеет четкий характер:

  • существует иерархия – специальная структура, где элементы выстраиваются по значимости;
  • выработана система особых действий, обрядов (религиозные праздники, последовательность выполнения ритуалов и так далее);
  • специальные помещения, символы, убранство (храмы, иконы, изображения и др.).

Узнаем кратко о функциях религии как социального института.

которые читают вместе с этой

Функции религии

Как и в прежние времена, религия продолжает оказывать большое влияние на людей. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в процессе осуществления религиозных действий, происходит эмоциональное переживание, ведь ими затрагиваются самые важные в человеческой жизни вопросы: жизни и смерти, рождения детей, вступления в брак.

Так, религия:

  • оказывает влияние на становление, развитие и укрепление государства;

Большое значение церковь имела во время становления Древнерусского государства, укрепления княжеской власти, а также объединения страны и освобождения от монголо-татарского ига в XIV-XV веках. Так Иван Калита пригласил митрополита Петра перенести митрополию из Владимира в Москву, чтобы сделать Москву не только политическим центром, но и духовным. Дмитрий Донской в 1380 году неслучайно просил благословения у Сергия Радонежского. Это помогло ему собрать силы для борьбы с монголо-татарами в Куликовской битве.

  • устанавливает моральные нормы, которые важны для общества: не убей, не укради и др.;
  • осуществляет нравственное воспитание человека, устанавливая ряд запретов, осуждая или поощряя его действия.

Религия в современном обществе

Российская Федерация, согласно Конституции, является светским государством, и ни одна из религий не может быть объявлена государственной. Россия – многоконфессиональное государство. Каждый человек свободен в его выборе религиозных взглядов. Также каждый гражданин обязан уважать другие религии.

Существует тенденция к увеличению числа религиозных организаций, участники которых исповедуют самые разные религии. Государство разрешает деятельность таких организаций, но ведет борьбу с теми из них, которые имеют экстремистскую направленность, призывают к борьбе с представителями других религий, пропагандируют жестокость и национальную нетерпимость.

Что мы узнали?

Таким образом, мы выяснили, что религия как один из социальных институтов имеет большое значение и обладает набором функций. К ним можно отнести влияние на нравственное развитие человека, установление моральных норм. Религия на протяжении своей истории всегда оставалась важной для людей, так как с ее помощью они пытаются найти ответы на самые значимые для них вопросы: о жизни и смерти, рождении детей, отношениях между мужчиной и женщиной, поиске своего места.

Античная философия — общая характеристика, периодизация и представители

Античная философия существовала несколько столетий (с конца VII века до н. э. по VI век н. э.) в самых развитых государствах того времени. В нее входили греческие и римские направления мысли, на которые оказали влияние воззрения мудрецов Египта и других стран. Впоследствии резвившиеся направления и найденные идеи стали основой для философских и исторических учений эпохи Средневековья, они оказали влияние на общественное сознание и понимание человеком самого себя.

Общие сведения

Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.

Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ.

Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.

В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.

Специфика и особенности античной философии следующие:

  • Она синкретична: проблемы не разделены на отдельные, как в более позднее время, а «слиты» в единое. При этом проблемы исследовались различные: этические, эстетические, правовые, политические и т. д.
  • Она космоцентрична и пантеистична: охватывает Космос целиком вместе с человеком и исходит из Космоса. При этом признавалось существование богов, близких человеку, как части природы. Сам человек также был частью природы, не выделялся.
  • Наука функциональна: философы стремились ответить на кардинальные вопросы, помочь людям.
  • Философия в Античности многого достигла на понятийном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий.
  • Древняя философия имела собственную этику — этику добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей). Философское мировоззрение основывалось на мысли, что человек одарен как добродетелями, так и пороками.

    Примечательно, что греческие и римские философы в древности оказались оторваны от физического труда. Со временем произошло возникновение отдельной самостоятельной прослойки общества, культурной и с хорошим образованием.

    Деление учений

    Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.

    Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.

    Периодизация античной философии приведена в таблице.

    Название этапаВремяПредставителиОписание кратко
    Натурфилософский (доклассический)VII—V веков до н. э.Фалес, Пифагор, Диоген АполлонийскийИзучение устройства мира и проблемы первоначал
    КлассическийV—IV века до н. э.Сократ, Платон, АристотельПереход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем.
    ЭллинистическийIV—I века до н. э.Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, ГорацийСоперничество разных школ. Изучение проблемы счастья.
    Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизмI—V века н. э.Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк АврелийЦентр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии.

    С V века в философии зарождается христианская мысль и монотеистическая религия. К христианским мыслителям относятся Августин Блаженный и Боэций.

    Подробнее об этапах

    Указанные выше хронологические рамки могут быть изменены: уменьшены до вида «Ранняя классика, средняя и поздняя» или увеличены. Например, выделяют предфилософский этап (VIII—VII века до н. э.), при котором произошло заложение философского учения. Некоторые исследователи увеличивают эллинистический период до 6 столетий (с III века до н. э. по III век н. э.) и называют его римско-эллинистическим, а период III—VI вв. еков считают завершающим этапом.

    Но в основном действуют указанные этапы под разными названиями. Ниже дано краткое описание каждого периода и значимые философы античности (список философов более подробно можно посмотреть самостоятельно).

    Греческий натурфилософский

    Также его называют досократическим, космологическим. Само название «натурфилософы» переводит как «философы природы».

    Общей характеристикой античной философии этого периода является переход от космогонии к немифологическим, рационализированным учениям, поиском первоначала и изучением устройства мира, его происхождения в единой системе «природа-человек-боги», причем природа космоса определяла природу человека. Проблемы этики и эстетики не поднимались.

    К натурфилософским школам относятся:

  • Милетская: ее основателем был Фалес. Представители считали, что у всего (богов, природы, человека) есть некоторое общее начало (вода, воздух, иная материя).
  • Элеаты: сущее непрерывно, вечно, едино и неразрушимо. Изучать можно только бытие, причем изучение возможно только разумом, который познает истину, чувства же формируют мнение, которое может не отражать настоящего положения дел.
  • Пифагорейцы: сам Пифагор считал мир стойким целым, которое подчиняется законам числа и гармонии.

    Школы образовывались в Малой Азии, затем в Италии, в городах-полисах. Названия школы получали по городам, в которых образовывались, или по именам основателей.

    Классический, или афинский

    Считается расцветом античной философии с центром в Афинах. В это время ученые перешли с вопросов о природе вещей на проблемы этики и морали, вопросы человеческой мысли и проблемы общества. Также происходит систематизация учений и систем.

    Главными древнегреческими мыслителями и школами являются:

  • Софисты: в переводе «мудрецы». Их называют «философами-профессионалами», поскольку они обучали людей логике, ораторству и другим наукам за плату, причем считали особенно важным умение убеждать слушателей даже если высказываемая мысль ложная. К главным особенностям школы также относятся отрицание старых норм и критика религии, признание человека мерилом всего, свободным и независимым, ориентированность на проблемы общества, человека и повседневности. Софисты не оставили единого учения, но побудили интерес к человеку и критическому мышлению.
  • Сократ: считается основателем классической философии. Изучал внутренний мир человека, считал, что главное — это знания и разум, однако учение софистов находил слишком поверхностным. К принципам Сократа относятся познание самого себя и признание невежества, как стимула учиться, существование высшего, Вселенского, Разума, малая часть которого — человеческий. Сократ передавал знания и получал новые в процессе устной беседы с учениками и оппонентами.
  • Платон: ученик Сократа, проповедовал его идеи и основал в афинском пригороде школу — Академию. Основу его учения составляли понятия «единое» (основа действительности и бытия), ум и душа, а также поиск соотношения материального и идеального, бытия и мышления. Платон считал, что мир делится на реальный (материальный, изменчивый и несовершенный) и мир идей (первичных образов, которые постигаются разумом). Каждый предмет несет собственную идею, материальные предметы могли возникнуть лишь как подобия идеальных и обладают их чертами.
  • Аристотель: ученик Платона, ставший впоследствии воспитателем Александра Македонского и основавший собственную школу. Развил идеи учителя, хоть и критиковал многие его мысли: например, считал, что созерцать нужно не абстрактные образы, а реальные, наблюдать за миром.

    Важно отметить, что в этот период произошло формирование двух противоположных взглядов — идеализма Платона и материализма Демокрита.

    Эллинистический римский

    Речь идет о периоде с III века до н. э. до III века н. э. Название произошло от названий греческого государства Эллады и Рима. В этот период развиваются как греческие, так и римские школы, на учения оказывают влияние традиции и идеи покоренных народов Востока и Северной Африки.

    Философия понимается в первую очередь как учение, отвечающее за разработку норм и правил жизни, позднее объектом изучения становится познание божественного.

    В это время развиваются старые школы и появляются новые. Основными направлениями являются:

  • Кинизм. Известные киники — Антисфен (ученик Сократа) и его ученик Диоген. Первый считал, что философия должна стать ближе к природе, а жизнь необходимо упростить, убрать богатство и роскошь. Также не признавал философ правительства и государства, а разум считал единственной ценностью. Диоген прославил направление философской мысли и самого учителя.
  • Скептицизм. Основатель — Пиррон из Элиды, на которого оказали влияние Демокрит, аскеты и сектанты, которых мудрец встретил во время похода Александра Македонского в Азию. Главная идея течения — в текучести всего сущего: все меняется, ничего не стоит на месте. Будучи несовершенным, человек не может постичь истину, а потому ему стоит просто жить, стараясь сохранять внутреннее спокойствие.
  • Эпикуреизм. Известные представители — Эпикур и Лукреций Кар (автор «О природе вещей»). Первый считал, что смерть не страшна (когда есть жизнь, смерти нет, когда есть смерть — нет человека), а знания представляют собой результат осмысления чувственного опыта. Таким образом, центральной мыслью является гедонизм — стремление к наслаждению. Высшим благом же является избавление от страданий и постоянное ощущение наслаждения, достичь этого можно, живя разумно и нравственно, уважая богов.
  • Стоицизм. Представители — Цицерон, Плутарх, Сенека, Марк Аврелий. Для стоика идеальный ученый — бесстрастный, свободный от страстей ученый, с сильной волей. Главной целью человека признавалось счастье, благом — все, что направлено на сохранение человека. Философы призывали жить в согласии с совестью и природой, не причинять вреда другим и стараться улучшить их положение. Например, Марк Аврелий считал, что все люди от рождения равны и должны принимать участие в управлении страной, при нем положение женщин и рабов было улучшено.
  • Неоплатонизм. Появился в III столетии, наиболее влиятельным философом является основатель Плотин, само направление основывается на идеях Платона. Главной идеей учения является наличие некоего запредельного первоначала (Единого), «падение» нашего мира (космоса) из Единого, недоверие к материальным формам, которые являются «тюрьмой для души». Цель направления — конечное слияние с Единой божественной сущностью, возвращение к истоку. К течению принадлежал последний античный философ Боэций.

    После неоплатонизма появилась христианская философия. Ее главной задачей стала полемика с развитыми в то время философскими направлениями для утверждения своего господства.

    Античная философия оказала огромное влияние на жизнь и развитие науки не только своего времени, но и последующих столетий. Она прошла значительный путь от первых попыток поставить природу, человека и общество во главу интересов до мыслей о необходимости слиться с высшим Единым божеством, отказаться от телесной оболочки.

    Периодизация античной философии

    Все статьи сайта → ФилософияПериодизация античной философии

    Особенности античной философии

    Античный полис

    Античная философия (сперва греческая, а затем римская) охватывают более чем тысячелетний период с VI в. до н. э. по VI в н. э. Зародилась античная философия в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, характерного ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготавливалось древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномических поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались соответственно чувствам гармонии, пропорции и меры.

    Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык мифологии . Но если для мифа образ мира и реальный мир ничем не отличались, то философия формулирует своей основной целью стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизится к ней. Владение полной истиной, по античной традиции, считалось возможным только богами. Человек не мог слиться с «софией», поскольку смертен, конечен и ограничен в познании. Поэтому человеку доступно только безудержное стремление к истине, которое никогда не завершалось полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что выражает само понятие «философия». Бытие ассоциировалось с многочисленностью постоянно меняющихся стихий, а сознание – с ограниченным числом понятий, которые сдерживали хаотическое проявление стихий.

    Поиск первоосновы мира в изменяемом кругообороте явлений – основная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «первоначалах и причинах». По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии значительными являются разумные доказательства, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход «от мифа к логосу» создал известный вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы.

    Основные этапы развития античной философии

    В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа (подробное деление философских школ вы можете увидеть в таблице ниже).

    Далее кратко рассмотрим каждый период.

    Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский». Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Левкипп и Демокрит). Натурфилософы занимаются проблемой архэ (греч. arhe – начало) – единой основы мироздания (старшие физики) и проблемами интегрального единства множественных миров (младшие физики).

    Центральным предметом познания в древнегреческой натурфилософии выступает космос, а основной формой философского учения – космологические модели. Центральный вопрос онтологии – вопрос о сущности и устройстве мира – высвечивается в ракурсе вопроса о его происхождении.

    Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа. В рамках зрелой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических и философских концепций, задающий канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).

    Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм). Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху упадка эллинистической культуры. Тогда популярным становится творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др.

    Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. – период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистической. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

    1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, — Современный литератор, 2001. – 1312 с.

    2. Історія філософії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.

  • Ссылка на основную публикацию