Мышление – определение, виды, функции, свойства

Мышление

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.

Что такое мышление

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», – утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:

  • Логическое – этическое. Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение – это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.
  • Сенсорное – интуитивное. Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.
  • Решительное – рассудительное. Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.
  • Шизотимическое – циклотимическое. Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
  • «Чейнжер» – «раннер». Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.
  • Интроверты – экстраверты. Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.
  • Интерналы – экстерналы. Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.
  • Позитивизм – негативизм. Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

Поскольку речь зашла о логических ошибках, стоит рассмотреть такую разновидность мышления, которая изначально является ошибочной. Это так называемое предикативное мышление, которое психологи противопоставляют логическому. Предикатив, или сказуемое, – это то, что говорится о предмете, его качество или действие, актуальное в момент высказывания. «Предикативизм» – такой тип рассудка, когда человек отождествляет разнородные предметы по причине одинакового предикатива.

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Несмотря на свою изначальную ошибочность, предикативное мышление свойственно очень многим людям. Это именно тот иррациональный тип рассудка, на котором основаны политическая идеология и пропаганда, религия, реклама и маркетинг. Примеры «предикативизма» легко можно встретить в рекламных слоганах: «Все успешные люди пользуются шампунем этой марки!» – предполагается реакция потребителя: «Я пользуюсь шампунем этой марки, следовательно, я успешный человек». Такой потребитель будет и дальше пользоваться шампунем этой марки, чтобы сохранить статус «успешного человека». «Предикативными людьми», таким образом, очень легко управлять, они внушаемы, их можно легко обмануть.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Мышление и его виды. Понятие предикативного мышления.

Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.
Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Мышление тесно связано с действием и речью.
Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.

Разнообразные мыслительные операции сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления.
Мышление человека невозможно без языка. Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя. Так, при формулировке задачи вслух, она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.

Виды мышления

В генетической психологии выделяются следующие виды мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно – действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек “дом”; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.
У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.
У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д.

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).
С помощью данного вида мышления индивид устанавливает общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ – мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов;
  • Синтез – процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения;
  • Абстракция – выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.

Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество.
  • 2-е суждение: железо – это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Словестно – логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление – тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например, создатель рекламы утверждает, что “успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V , надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.

Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию пропагандой или мошеннической рекламой.

Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.

Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:

  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны (“плюсы” и “минусы”).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п.
Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление. Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется творческое мышление.

Мышление — определение, виды, функции, свойства

Познание окружающей действительности — обязательное условие жизни любого организма, в том числе человека. Процесс познания можно условно разделить на два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание, связанное с работой органов чувств, является основой всех познавательных процессов, ведь других способов получения информации из окружающей среды у нас нет. Все, что мы знаем, мы знаем благодаря нашим органам чувств. Рациональное познание опирается на чувственный опыт, однако этим не ограничивается. Процесс рационального познания можно назвать мышлением.

Определение понятия “мышление”

В психологии существует множество определений мышления, приведем одно из них: мышление — процесс отражения в сознании реального мира (познания), основанный на образовании и непрерывном пополнении запаса понятий и выводе новых суждений и умозаключений. Поскольку понятия, суждения и умозаключения имеют словесное выражение, мышление неразрывно связано с речью.
Рис. 1. Определение мышления Помимо связи с речью, мышление обладает и другими важными особенностями:

  • Познание через мышление носит опосредованный характер . Что это значит? Если мы получаем информацию на чувственном уровне, мы делаем это непосредственно: яблоко красное, потому что мы так его видим. Однако у некоторых объектов есть свойства, которые мы не можем получить в непосредственном чувственном опыте. Тогда нам на помощь приходит мышление. Например, мы не видим магнитные поля, но можем изучать их через поведение тел, на которые они воздействуют. Для такого изучения нам необходимо связывать факты между собой, логически выводить одно из другого — этот процесс и будет мышлением.
  • Вторая особенность мышления — его обобщенность . Когда мы обращаемся к чувственному опыту, любой объект конкретен, потому что мы можем его почувствовать. Мы говорим, например, про конкретную книгу: у нее есть обложка определенного цвета, толщина, величина, стертый правый нижний уголок обложки и другие особенности. Это конкретный объект. Если мы обращаемся к самому понятию “книга”, ее образ будет обобщенным, объединяя только существенные свойства объекта.

Законы правильного мышления

Изучением законов правильного мышления занимается формальная логика. Согласно логике, базовой единицей мышления является понятие. Понятие и есть то обобщенное представление об объекте, выраженное в слове.
Рис. 2. Функции мышления Три из четырех современных законов правильного мышления сформулировал еще Аристотель. Рассмотрим эти законы подробнее:

  • Закон тождества. В рамках одной цепочки умозаключений всякое понятие и суждение должно быть тождественно самому себе. Что это значит? Это значит, что под одним и тем же словом или фразой мы на протяжении всего рассуждения понимаем один и тот же смысл. К примеру, если мы сначала используем слово “чувство” в значении “ощущение” (зрительное чувство, чувство боли), а затем это же слово используем в значении “эмоционального переживания” (чувство страха), то мы как бы ставим знак равно между ощущением и эмоциональным переживанием. Это является логической ошибкой — подменой понятия.
  • Закон непротиворечия. Два противоречащих друг другу суждения не могут быть истинны одновременно в рамках одного и того же контекста. Если старший брат говорит маме, что младший взял конфеты, а младший говорит, что он их не брал, между этими суждениями существует противоречие, и кто-то из братьев точно обманывает.
  • Закон исключенного третьего. Если два суждения друг другу противоречат, ложно либо одно, либо другое, третьего (объединяющего их) не дано. Часто мы можем встретить ситуации, где это третье по факту дано, и в каждом из суждений содержится лишь доля истины. Однако здесь имеются в виду те суждения, которые не могут быть одновременно истинными. Если на примере, кубик может быть и черным, и белым одновременно (с разных граней), но он не может одновременно быть белым и не быть белым.
  • Закон достаточного основания. Для утверждения чего бы то ни было нужно достаточное основание, то есть доказательство истинности суждения.

Важно! Нарушение законов логического мышления приводит к логическим ошибкам, искажающим истинный смысл рассуждения. Иногда логические ошибки допускаются специально с целью манипуляции, когда нужно доказать ложное суждение. Так, к логическим ошибкам относят подмену понятия, нарушение закона тождества. Она позволяет приписать понятию те свойства, которых у него на самом деле нет, изменяя смысл этого понятия в ходе рассуждения.

Рис. 3. Виды мышления

Мыслительные операции

В процессе мышления можно выделить конкретные приемы, или мыслительные операции, посредством которых конструируются новые понятия, выводятся суждения и умозаключения. Это — своего рода методы, которыми мы пользуемся в нашем мышлении. Список возможных мыслительных операций можно продолжать долго, приведем основные:

  • Анализ/Синтез. Это — две противоположные мыслительные операции. Анализ (буквальные перевод — разложение) предполагает разделение целого на части или выделение отдельных качеств объекта, его структуры и т.п. Синтез, в свою очередь, объединяет части, качества, свойства в целое.
  • Сравнение предполагает выделение общего и различного между двумя понятиями. Ему предшествует анализ — сначала мы выделяем отдельные свойства, а затем сравниваем два понятия на их основе.
  • Обобщение, абстрагирование/Конкретизация. Обобщение и абстрагирование почти всегда применяются вместе. Обобщение представляет собой фиксацию существенных свойств данного класса объектов (ножницы — острые). В случае абстрагирования мы берем существенные свойства понятия как бы в отрыве от него самого (что есть острота сама по себе?). Конкретизация, напротив, связывает конкретный объект со всеми его характеристиками — как существенными, так и случайными.

Рис. 4. Основные формы мышления

Виды мышления

Вернемся в рамки психологии и обратимся к классификациям видов мышления. Наиболее популярна классификация мышления по форме, или как еще ее называют, по генезису. Дело в том, что эти формы мышления формируются последовательно одна за другой в процессе развития ребенка. Итак, по форме различают мышление:

  • Наглядно-действенное. Этот вид мышления формируется первым в процессе взросления и опирается непосредственно на восприятие. Задача решается путем пробы преобразования ситуации и наблюдения за результатом. К примеру, мы берем головоломку, крутим ее в руках, пробуем менять положение деталей, смотрим, стало ли так лучше и т.д.
  • Наглядно-образное. Постепенно развивается память и воображение, становится возможным представление образа объекта без непосредственного наблюдения. Ребенок понимает, что будет, если он произведет действие над объектом, может прогнозировать результат и как бы решать задачу “в голове”. Если раньше, чтобы пройти лабиринт, нужно было вести карандашом линию, теперь можно проследить путь глазами, представить его и найти выход.
  • Словесно-логическое. Еще может называть абстрактным мышлением. На этом уровне понятия настолько сложны, что могут не иметь визуального образа. Мышление отделяется от непосредственного восприятия и переходит на уровень чистых логических операций. Этот вид мышления характерен в большей степени для взрослого человека.

Рис. 5. Операция процесса мышления Другая классификация разделяет типы мышления по его характеру:

  • Теоретическое мышление характерно для научной деятельности, хотя и не ограничивается этой сферой. Оно позволяет мысленно, не касаясь объекта напрямую, вскрыть его существенные свойства и отношения между этими свойствами.
  • Эмпирическое (практическое) мышление связано с деятельностью. По сути, это мысленное решение конкретной практической задачи. Составление плана эксперимента для проверки гипотезы может являться примером практического мышления. Здесь также имеется взаимосвязь с понятием “интеллект”, которое включает, помимо способности мыслить в принципе, умение принимать решения и действовать в соответствии с ситуацией.

По степени новизны выделяют:

  • Репродуктивное мышление , то есть, воспроизведение уже готового способа действия в условиях данной ситуации.
  • Продуктивное (творческое) мышление , предполагающее изобретение субъектом нового (для него самого) способа решения задачи.

Мышление — специфический познавательный процесс, основанный на обобщении воспринятой информации и создании системы понятий, суждений и умозаключений. Изучением законов правильного мышления занимается формальная логика. В процессе развития у человека формируются последовательно все более сложные формы мышления, начиная от наглядно-действенного и заканчивая словесно-логическим. Благодаря мышлению мы имеем способность решать творческие задачи и действовать в изменяющихся условиях внешней среды. Чтобы лучше для себя раскрыть эту тему, просмотрите также предложенное видео.

Основные виды мышления человека, их характеристики и особенности

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости блога!

Одним из самых базовых отличий человека от других живых существ является мышление. Благодаря ему мы можем не только получать информацию из внешнего мира, но и представлять предметы, предвидеть изменение вещей во времени, рождать идеи, решать задачи и многое другое. Сегодня мы разберем виды мышления человека, поговорим о его свойствах и формах.

Пара слов о понятии

Если опираться на определение, которое дает нам Википедия, то мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

У термина есть масса определений попроще.

Мышление – это познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль в виде идеи, смысла или понятия.

В нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций, которая имеет мотив, цель, систему действий и контроль.

Исследовать данный феномен начали еще в античные времена. Философы и ученые рассматривали его не с точки зрения психологии, а с позиции философии и логики. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Это ярко демонстрирует известное изречение Декарта: “Я мыслю, значит, я существую”.

Этот процесс связан с функционированием мозга. Однако способность человека мыслить тем или иным образом возникает в процессе жизненного опыта, культуры, норм языка, логики и других факторов.

Стадии развития мышления можно посмотреть в таблице.

Свойства

Человек воспринимает окружающую действительность исходя из своего мышления. А оно у каждого свое. Именно поэтому на одинаковые вещи мы все смотрим по-разному. Но всех людей объединяют определенные свойства мышления. В психологии их выделяют несколько:

  1. Целенаправленность.Каждый мыслительный процесс имеет свою конечную цель.
  2. Логичность. Вопреки популярным шуткам и анекдотам, у женщин тоже есть логика, только она неразрывно сопряжена с чувствами.
  3. Развитость. Неразвитым мышлением обладают только дети в неосознанном возрасте и люди с психическими отклонениями.
  4. Способность к формированию понятий. Все мы можем охарактеризовать предмет или явление, сравнить его с аналогичными и т. п.
  5. Субъективность. Как мы уже выяснили, каждый мыслит по-своему. Объективности препятствуют наши чувства, пережитый опыт, менталитет и прочее. Но нельзя сказать, что кто-то мыслит правильно, а кто-то нет. У каждого своя правда.
  6. Линейность во времени. Одни устремляют свое внимание в будущее, другие размышляют о прошлом. Но все пытаются найти решение сложившейся ситуации.

Формы

У мышления есть три основные формы:

  1. Понятие. Представляет собой мысль, которая отражает наиболее существенные, общие и отличительные признаки различных предметов и явлений. Понятие возникает как результат познавательной деятельности мозга, т. е. мышления.
  2. Суждение. Это мысль, которая содержит в себе утверждение или отрицание чего-либо о предмете, его свойствах или связях между несколькими предметами. Последовательная логическая связь нескольких суждений помогает нам решать разные задачи, находить ответы на вопросы. Такая последовательность называется рассуждением.
  3. Умозаключение – это итог цепочки суждений, т. е. тот самый ответ на вопрос, который мы ищем, выстраивая свои рассуждения. Умозаключение дает нам новое знание и понимание предметов и явлений окружающего мира. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными и по аналогии.

Компоненты

В зависимости от конкретной задачи, которую нужно решить, а также характера информации, которую предстоит обработать, мы используем разные мыслительные операции. Их называют компонентами мышления.

Выделяют несколько компонентов:

  1. Анализ. Это изучение предмета или явления путем разделения его на части.
  2. Синтез. Обратное анализу понятие. Означает изучение чего-либо через соединение разрозненных частей в одно целое.
  3. Сравнение. Сопоставление свойств разных предметов для поиска их сходств и различий.
  4. Абстрагирование. Отвлечение в процессе познания от несущественных деталей с целью выделить важные признаки.
  5. Конкретизация. Противоположное абстрагированию понятие. Человек в данном случае обращает свое внимание на частности, изучая их по отдельности.
  6. Обобщение.Переход от частного к общему, т. е. объединение предметов и явлений путем выделения общих признаков и свойств.
  7. Классификация. Распределение предметов или явлений на классы, группы, отделы по общим признакам.

Основные типы и их характеристика

Специалисты из разных областей психологии не могут сойтись в едином мнении не только относительно определения данного термина, но и его классификации. Здесь я расскажу о самых популярных видах мышления.

По содержанию

Выделяют следующие виды:

  1. Наглядно-действенное. Основывается на непосредственном взаимодействии с предметом в целях его изучения. Развивается у ребенка с рождения и примерно до 1,5 лет. Например, чтобы изучить устройство игрушки, ребенок может ее сломать, разгрызть, попробовать на вкус.
  2. Наглядно-образное. Предполагает восприятие мира через образы. Примеры: модельер придумывает новую коллекцию одежды, стилист создает новый образ, дизайнер работает над проектом. Такой тип преобладает у художников, поэтов, музыкантов.
  3. Абстрактное (словесно-логическое). Оперирование понятиями, которые человек не может потрогать, увидеть или услышать. При изучении какого-то предмета или явления человек берет за основу прошлый опыт и добавляет к нему свою фантазию.

По характеру решаемых задач

По характеру поставленных целей и выполняемых задач выделяют:

  1. Теоретическое (эмпирическое). Позволяет сравнивать, анализировать и классифицировать накопленные знания и представления, выражая их в форме норм, правил, законов, концепций.
  2. Практическое. Когда все теории проверяются на практике. Любые схемы, чертежи, проекты, планы преобразуют теоретические понятия в реальную действительность. Бестелесная мысль обретает физическую форму.

По степени развернутости

Выделяют такие типы:

  1. Дискурсивное (аналитическое). Мышление на основе логики и рассуждений. Оно максимально осознанно, растянуто во времени и имеет четкие этапы.
  2. Интуитивное.Основано на чувственном восприятии. Протекает быстро, минимально осознанно и не имеет выраженных этапов.

По степени новизны и оригинальности

По этому критерию выделяют:

  • Репродуктивное. Базируется на уже готовых решениях, источниках и шаблонах. Направлено исключительно на воспроизведение полученных ранее знаний и образов.
  • Продуктивное (творческое).Противоположно репродуктивному. Предполагает проявление собственной фантазии, воображения. Человек здесь выступает творцом, создает собственные оригинальные идеи и проекты.

По функциям

На основе выполняемых функций выделяют следующие виды:

  • Критическое. Направлено на выявление недостатков в мышлении других людей.
  • Творческое.Предполагает генерацию собственных идей, а не оценку чужих мыслей.

По степени рефлексии

Рефлексия – это взгляд внутрь себя самого, вглубь своего сознания, а также на результат собственных действий и их переосмысление.

Взяв за основу данное понятие, психологи выделили еще одну классификацию типов мышления:

  1. Аналитическое. Позволяет нам разделять предметы, явления и ситуации на части и рассматривать их более подробно. Находить причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, делать выводы и находить важное. Как правило, протекает долго и последовательно.
  2. Интуитивное. Скоротечное по времени и неосознаваемое. В момент, когда интуиция делает свои выводы, не задействована ни логика, ни анализ.
  3. Реалистическое. Делает выводы исключительно на основе доказуемых фактов. Благодаря ему человек может мыслить здраво, трезво и логично.
  4. Аутистическое.Основывается на личных иллюзиях и ожиданиях. Часто встречается у людей искусства.
  5. Эгоцентрическое. Как правило, развито у детей и взрослых людей с завышенной самооценкой. Для ребенка нормально считать себя центром мира, вокруг которого вращаются все события. У взрослых такое восприятие себя считается психологической проблемой или чертой характера.

По произвольности

Выделяют такие типы:

  1. Произвольное.Управляется сознанием и волей человека. Мыслительный процесс находится под контролем.
  2. Непроизвольное. Мыслительный процесс происходит сам по себе и не подчиняется усилиям воли человека.

Другие типы

Специалисты выделяют много типов и подкатегорий мышления. Чтобы не лезть в дебри узких классификаций, я приведу здесь лишь некоторые из них.

Помимо вышеперечисленных выделяют следующие типы:

  • алгоритмическое,
  • альтернативное,
  • групповое,
  • дивергентное,
  • инновационное,
  • комбинаторное,
  • символическое,
  • эмоциональное,
  • математическое,
  • проактивное,
  • реактивное,
  • клиповое,
  • рациональное,
  • количественное,
  • научное,
  • фиксированное,
  • вербальное,
  • нестандартное.

Если вам интересно, здесь можно посмотреть техники мышления.

Виды мышления в зависимости от гендерных и личностных особенностей

На образ познания и восприятия мира могут также оказывать влияние личностные особенности каждого человека. Рассмотрим еще некоторые типы мышления.

Мужское и женское

Как известно, полушария головного мозга отвечают за разные способности человека. Левое дает нам логику и способность анализировать, а правое активизирует интуицию и ассоциативное мышление.

Мыслительные процессы у мужчин более изолированы, чем у женщин, т. е. работают отдельно. А у женщин логика и интуиция всегда взаимосвязаны. Отсюда и распространенное представление о различиях мужской и женской логики.

Женщины думают и чувствуют одновременно. Их мышлению характерна многозадачность и универсальность. Однако это часто приводит к тому, что женщинам бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном длительное время.

Мужчинам проще сохранять холодный расчет и беспристрастность в решении задач. Их мышление выполняет работу постепенно, концентрируясь на каждой детали по отдельности.

Из достоинств женского мышления можно выделить:

  • способность балансировать между несколькими задачами одновременно;
  • высокую скорость принятия решений;
  • хороший уровень социального развития.

Плюсы мужского мышления:

  • высокая результативность и качество выполнения задач;
  • логичность без лишних эмоций и ассоциаций;
  • способность расставлять приоритеты.

Позитивное и негативное

Люди, склонные мыслить позитивно, во всех ситуациях видят возможности независимо от наличия и масштабов препятствий. Природный оптимизм помогает им настроиться на успех даже после череды неудач.

Негативизм свойственен пессимистам. В каждой мелкой неудаче они склонны видеть злой рок, преследующий их. Любят вызывать у окружающих жалость и сочувствие.

Рациональное и иррациональное

Первый тип основывается на фактах, доказуемых знаниях и уже полученных умениях. Рационал конструктивно подходит к решению задач и не считает нужным подчиняться чувствам и эмоциям.

Иррациональное мышление – это полная противоположность предыдущему типу. Представляет собой бессвязный ход мыслей, основанный на вере, чувствах и интуиции. Часто возникает из-за желания верить в свои фантазии. Иррациональность – это не всегда плохо, поскольку есть вещи, неподвластные общепринятым законам.

Заключение

Мы с вами рассмотрели разные виды мышления и кратко разобрали их характеристики. Тот или иной тип зависит от индивидуальных особенностей личности и складывается как из врожденных качеств, так и из тех, что формируются в ходе получения жизненного опыта.

Некоторые типы можно корректировать и развивать. Например, можно пессимистичный стиль изменить на позитивный, с помощью упражнений сделать более выраженным креативное мышление.

Напоследок предлагаю посмотреть видео от профессора факультета социальных наук Марии Фаликман.

Характеристики свойств мышления в психологии

  • Особенности мыслительной деятельности
  • Виды процессов и их характеристики
  • Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость
  • Свойства
  • Операциональный состав
  • Практическая значимость
  • Польза позитивного мышления

Существует несколько десятков определений понятия «мышление».

  1. С точки зрения нейропсихологии и патопсихологии — это высшая психическая функция, в основе которой лежат психофизиологические механизмы.
  2. В социальных науках мышление рассматривается как социально обусловленный вид человеческой деятельности, сложившийся в результате исторического развития человека.
  3. В философии мышление изучается в первую очередь как категория, обусловленная функционированием сознания.
  4. В гештальтпсихологии под мышлением понимают последовательную смену гештальтов (целостных образов) путем инсайтов.
  5. Бихевиоризм рассматривает мышление как форму приспособления к новым условиям.

В общей психологии наиболее часто используется следующее определение.

Мышление — это высшая форма познавательной деятельности, проявляющаяся в процессе опосредованного отражения окружающей действительности с помощью понятий, суждений, умозаключений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В ходе мышления происходит:

  • обработка информации;
  • формирование представлений об объектах;
  • установление связей;
  • моделирование закономерностей.

Особенности мыслительной деятельности

На основании мыслительной деятельности человек:

  • решает познавательные задачи;
  • связывает события с помощью логики;
  • обобщает результаты чувственного опыта;
  • ориентируется в окружающем мире;
  • ставит и достигает цели.

Мыслительная деятельность обладает следующими особенностями:

  1. Целенаправленность — мышление всегда имеет конечную цель, оно направлено на решение конкретных задач или проблем. При различных формах психических расстройств происходит нарушение целенаправленности мыслительной деятельности человека.
  2. Опосредованность — умственная деятельность носит опосредованный характер. В ее основе лежит не только восприятие и ощущение, но и прошлый опыт, имеющиеся знания, анализ косвенной информации. Например, человек не может почувствовать рентгеновское излучение с помощью своих анализаторов, но знает, что оно существует.
  3. Обобщенность — познавая мир, человек находит общие черты в конкретных предметах. В обобщениях фиксируются наиболее существенные свойства объектов действительности. Обобщения выражаются посредством речи с помощью понятий. Простые понятия обладают конкретностью и однозначностью толкования. Например — стол, лиса, ученик. Сложные понятия имеют множество толкований и содержат широкую степень обобщений. Например — истина, бытие, добро.
  4. Субъективность — мыслительный процесс не может быть объективным, поскольку он напрямую зависит от мыслящего субъекта.
  5. Практичность — мышление связано с практической деятельностью человека и пронизывает все сферы социальной жизни.

Виды процессов и их характеристики

В зависимости от преобладания в мыслительном процессе вербальной, образной и практической составляющей выделяют 3 основных типа мышления:

  1. Предметно-действенное.
  2. Наглядно-образное.
  3. Словесно-логическое.

Предметно-действенное — опирается на непосредственное восприятие материального мира и практические действия с предметами. При данном типе мышления действия опережают мыслительный процесс.

Характерно для детей младшего возраста, которые проводят активные манипуляции с вещами. При этом решение проблемы осуществляется с помощью физического преобразования ситуации.

У взрослых людей не исчезает, а отступает на второй план. В развитой форме присутствует у людей, чья практическая деятельность непосредственно связана с конструированием, работой с техникой.

Характеристики предметно-действенной мыслительной деятельности:

  • наблюдательность;
  • внимание к деталям;
  • конкретность;
  • экспериментальность;
  • ориентированность на практику.

Наглядно-образное — связано с мысленными операциями в форме представлений и образов. Это более сложная форма мыслительной деятельности, чем предметно-действенное мышление. В простейшей форме возникает у детей в возрасте от 4-х до 7 лет. Функционирует за счет работы правого полушария головного мозга.

Характеристики:

  • тесно связано с воображением;
  • позволяет воссоздавать различные свойства предметов;
  • способно к установлению непривычных сочетаний и связей;
  • образ включает в себя не только визуальные, а все чувственные характеристики (например, двигательные и тактильные).

Словесно-логическое — вид умственной деятельности, осуществляемый с помощью речевых рассуждений и других операций со словесно-логическими конструкциями. Зачатки формируются в старшем дошкольном возрасте.

Характеристики:

  • функционирует на базе языка;
  • использует понятия и различные виды обобщений;
  • опирается на законы логики;
  • устанавливает закономерности и связи;
  • позволяет прогнозировать развитие событий.

Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость

Свойства

Мышление обладает следующими специфическими свойствами:

  1. Быстрота — способность решать поставленные задачи с высокой скоростью.
  2. Гибкость — умение приспосабливаться к меняющимся условиям, перестраиваться по ходу решения задания.
  3. Глубина — способность глубоко проникать в изучаемые явления, считывать не только поверхностный слой проблем, но и сущностные характеристики.
  4. Комплексность — использование различных типов мышления в оптимальных сочетаниях в зависимости от поставленных задач.
  5. Критичность — умение проверять гипотезы, критически относиться к фактам, не делать поспешных выводов. Самокритичность — способность находить ошибки в собственном мышлении, адекватно реагировать на замечания и критику.
  6. Оригинальность — способность самостоятельно решать проблему собственными методами, а не повторять имеющиеся алгоритмы и авторитетные мнения.
  7. Целенаправленность — умение фокусироваться на поставленной цели, задаче, проблеме.
  8. Широта охвата — интеграция информации из различных сфер.
  9. Экономичность — сокращение числа логических операций при решении задания, поиск оптимально короткого пути достижения цели.
  10. Интуитивность — способность быстро находить решение при недостатке исходных данных. Получение знаний без логического оформления путей достижения цели. Одно из наиболее спорных и малоизученных свойств мышления.

Операциональный состав

Умственная деятельность представляет собой набор взаимосвязанных мыслительных операций. Наиболее важными из них являются следующие:

  1. Абстрагирование — это умственная операция по отвлечению от некоторых конкретных признаков и свойств предмета с целью его изучения. При этом происходит концентрация на наиболее важных, существенных характеристиках объекта. В результате данной операции продуцируются понятия и суждения, формулируются законы.
  2. Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию. Заключается в возвращении мысли от общего к конкретному.
  3. Анализ — мысленное разделение предмета или явления на части. При этом предметом изучения становятся отдельные свойства, действия, отношения.
  4. Синтез — противоположный анализу процесс. Заключается в объединении отдельных частей в единое целое.
  5. Индукция — умозаключения, совершаемые на основе перехода от частного к общему.
  6. Дедукция — рассуждения, при которых происходит переход от общего к частному.
  7. Классификация — деление понятий на группы по наличию общих признаков и свойств.
  8. Сравнение — умственная операция по выявлению сходств и различий. В основе лежит анализ, поскольку процедура сравнения предполагает первоначальное выделение признаков и свойств, по которым будут сравниваться предметы или явления.
  9. Обобщение — логическая операция, в ходе которой происходит объединение объектов по их общим признакам, а также продуцирование понятий более широкого объема.

В умственной деятельности используется совокупность взаимосвязанных мыслительных процессов. Нельзя делать выводы, основываясь только на одной логической операции. Особенно часто возникают ошибки при использовании индуктивного метода. Пример: человек опускает в воду вилки, ложки и другие крупные металлические предметы. На основании этого он делает ошибочный вывод, что все металлы тонут в воде.

Практическая значимость

Мышление формирует интеллект, от развития которого во многом зависит успех человека в тех или иных видах деятельности.

Интеллект — это совокупность познавательных способностей человека, включая мышление, память, восприятие, воображение.

Развитие мыслительных способностей влияет на:

  • скорость и глубину усвоения новых знаний;
  • умение оперировать понятиями и символами;
  • способность делать умозаключения и выводы, находить закономерности и выстраивать логические связи;
  • умение решать задачи и проблемные ситуации.

Структура мыслительного процесса по решению задачи включает следующие этапы:

  1. Мотивация — возникновение потребности и желания выполнить задание, достигнуть цели.
  2. Анализ — изучение исходной информации, выделение недостающих данных.
  3. Поиск решения — на репродуктивном уровне осуществляется за счет имеющихся алгоритмов действий, на творческом — происходит продуцирование оригинального способа решения.
  4. Обоснование — логическое доказательство правильности найденного решения.
  5. Реализация — применение на практике результатов совершенной умственной деятельности.
  6. Проверка — выявление правильности найденного решения.
  7. Коррекция — при необходимости полученные данные корректируется в соответствии с информацией, полученной в ходе реализации и проверки.

На практике мышление часто подвергается искажениям.

Наиболее частые случаи когнитивных искажений:

  • упрощение — сведение сложной картины мира к понятным и легко запоминаемым схемам, образам, идеям;
  • стереотипность — восприятие окружающего через призму глубоко укоренившихся шаблонов и стереотипов;
  • узкая фокусировка — излишнее внимание к отдельным аспектам в ущерб общей картине;
  • «эффект ореола» — влияние общего восприятия от человека или явления на частные случаи.

Польза позитивного мышления

Одной из важных характеристик мышления является его позитивность и негативность. Оптимистично настроенные люди имеют ряд преимуществ перед теми, кто видит все в «черном цвете».

Достоинства позитивной умственной деятельности:

  1. Концентрация внимания — положительный настрой позволяет сконцентрироваться на решении проблемы, не отвлекаясь на негативный эмоциональный фон. Это экономит силы и время, повышает эффективность работы.
  2. Устойчивость к стрессу — полезно воспринимать ошибки и проблемные ситуации не как что-то трагическое, а как возможность приобретения нового опыта. Это позволяет не зацикливаться на прокручивании негативных сторон и легче пережить стресс.
  3. Контроль — удержание положительного настроя тренирует силу воли и внимание. Это помогает лучше контролировать ситуацию, снижает риски случайных ошибок.
  4. Улучшение здоровья — многие заболевания имеют психосоматическую природу. Это означает, что психологическое состояние человека напрямую влияет на возникновение и развитие физических болезней. Длительное негативное мышление способно ослабить иммунитет, сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
  5. Повышение мотивации — концентрация на успехах, а не на неудачах позволяет мотивировать человека на постановку и достижение все более сложных целей.
  6. Улучшение отношений — формирование привычки мыслить в позитивном ключе помогает избегать ненужных ссор и конфликтов. Умение принимать разные точки зрения, концентрироваться на цели, а не на разногласиях улучшает качество отношений, влияет на их глубину и длительность.
  7. Расширение восприятия — при негативной умственной деятельности часто внимание фокусируется только на узкой части окружающего мира. Этот эффект в психологии называется «туннельным мышлением». Позитивный настрой позволяет расширить зону восприятия, увидеть новые возможности и перспективы.

Буддизм — кратко о религии (история возникновения, основные положения, священные книги)

Буддизм — это одна из мировых религий. Она представляет собой уникальное верование. Главная идея, составляющая его основу — стремление к самосовершенствованию. Поскольку в современном мире значительное количество людей стремится изменить не мир, а самих себя, интерес к этой религии не ослабевает, а количество новообращенцев увеличивается.

Из истории возникновения

Буддизм — это самая молодая из мировых религий.

Родиной является Индия VI в. до н.э. Основоположником считается принц Гаутама. Родился он в семье правителя. Естественно, что его хотели оградить от трудностей и бед. И до определенного времени его жизнь была беззаботна. Но однажды он увидел похоронную церемонию, за которой, среди прочих, следовали больные и состарившиеся люди. И тогда он понял, что в мире есть болезни, страдания и смерть. А быть богатым, не означает быть счастливым.

Рис. 1. Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае. Индия

И решил принц покинуть родительский дом, чтобы постигнуть смысл человеческого бытия. Странствия продолжались шесть лет.

Важно! Принц получил имя Будда, что означает “просвещенный” .

Он осознал, и самое главное — смог передать другим сущность мироздания и место человека в нем.

Основные положения буддизма

По мнению пророка, таковым буддисты считают Гаутаму, жизнь каждого из нас — это череда страданий. Человек появился на свет, и началась жизнь, наполненная проблемами. Но, оказывается, возникновение всякого рода бед заложено в нашей сущности. Человек, будучи существом падким к соблазнам, подвержен страстям. Выход один: избавится от страстей, найти ту золотую середину, которая позволит разумно сочетать духовное и материальное.

Цель жизни человека — продвижение к особому состоянию — нирване. Это слово означает — “отсутствие волнения”. Очень важное условие для счастливой жизни.

Важно! Источником этой религии является священная книга Типитака. Она состоит из трех частей. В книге изложены основные заповеди основателя философии буддизма, описание его жизненного пути и учения, правила жизни служителей буддийского культа — монахов.

В религии выделяют два направления:

  • хинаяна — “узкий путь спасения” для избранных;
  • махаяна — “широкий путь спасения” для всех верующих.

Оба направления имеют свою философию, в некоторых случаях противоречащую друг другу.

Рис. 2. Печатание книг с досок в тибетском монастыре. Шигадзе. 1938 год

Карма, реинкарнация, медитация

Интерес к религиям Востока возник давно. К понятиям, связанным с буддизмом многие уже привыкли.

Суть их раскрывает важнейшие принципы вероучения:

  • Карма — закон человеческого существования. Краткое изложение сводится к следующему: какой посыл каждый из нас посылает в мир, тем же ему и оплачивает судьба. Добрые дела способствуют очищению жизненного пространства, а злые — “засоряют” его.
  • Реинкарнация — “перевоплощение”. Буддизм не признает существование души, но есть описания того, что Будда менял свои обличья. А человеческое сознание проходит через разные миры. И в какой мир человек попадет в момент смерти — зависит от его кармы.
  • Медитация — духовная практика. Она получила широкое распространение не только в восточных учениях. Буддизм считает, что достижение нирваны возможно благодаря использованию техник, нацеленных на концентрации психического состояния человека. Медитация — основа йоги.

Особенности буддизма

  • Эту религию считают религией без бога. В ней нет учение о Боге-творце.
  • Нет понятия “греха” и “душа”.
  • Нет официальной церковной организации и понятия “ересь”.
  • Признает науку.

Буддизм в России

В России зарождение буддизма связывают с появлением в VIII веке в районах Приамурья и Приморья государства Бохай. Постепенно религия распространяется на соседние территории. Официально ее признала Екатерина II в XVIII веке.

Важно! В советские времена, как и другие, религия подверглась гонениям. В настоящее время распространена в республиках Калмыкия, Тува, Бурятия.

Рис. 3. Иволгинский дацан — центр буддизма в России

Буддизм в современном мире

Эта религия в основном распространена в странах Востока. Хотя буддийские общины встречаются и на других континентах. Ее исповедуют люди разных национальностей.

Религиозными центрами считаются Индия и Непал.

Буддисты с почтением относятся к своим святыням. Они посещают:

  • место рождения Будды — непальский Лумбини;
  • место, где он стал просветленным — Бодхгая в Индии;
  • индийский Сарнатх — здесь была произнесена первая проповедь;
  • Кушинагар в Индии — место смерти.

Буддизм является не только мировой религией, но и одним из вселенских философских учений. Тот факт, что буддистов в мире насчитывается примерно 800 млн человек, подтверждает истинность и актуальность проповедующих ценностей.

Для лучшего понимания основ этой религии, ее догматов, советуем также просмотреть предложенное видео.

Буддизм — кратко о религии

Буддизм. Кратко о религии

Буквально в этих словах и заключается весь смысл буддийского учения, по крайней мере в его первоначальном виде. Основатель и главный объект поклонения в буддизме – принц Гаутама Сиддхартха, который жил в 563 — 483 годах до нашей эры, что говорит о том, что религия эта — одна из древнейших в мире.

Киану Ривз в роли Гаутамы Сиддхартхи в фильме Маленький Будда

Понятие Бога в буддизме

Некоторые отдельные секты почитают Будду как Бога, но остальные буддисты видят в нём своего основателя, наставника и просветителя. Буддисты верят, что достичь просветления можно только благодаря бесконечной энергии Вселенной. Таким образом, буддийский мир не признает бога-творца, всезнающего и всемогущего. Каждый человек – это и есть часть божества. У буддистов нет одного постоянного Бога, каждый просветлённый может достигнуть звания «Будда». Такое понимание Бога делает Буддизм отличным от большинства западных религий.

Суть практики буддизма

Буддизм — религия не столько мистического, сколько философского плана. В буддийской доктрине заложено 4 основные «благородные истины» о человеческом страдании:

• о природе страдания;
• о происхождении и причинах страдания;
• о прекращении страдания и устранения его источников;
• о путях к прекращению страдания.

Последняя, четвёртая истина, указывает на путь к уничтожению страдания и боли, по-другому называется восьмеричным путём достижения внутреннего спокойствия. Такое состояние души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию и достичь мудрости, просветления.

Мораль и этика буддизма

Борис Гребенщиков – самый известный русский буддист

Буддийские мораль и этика построены на принципах не совершения вреда и умеренности. При этом в человеке воспитывается и развивается чувство нравственности, сосредоточенности и мудрости. А с помощью медитаций буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связи между телесными, духовными и психологическими процессами. Учения Буддизма стали основой целого ряда школ, которые объединяет то, что каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, направлена на всестороннее развитие человека — осмысленное использование тела, речи и разума.

Но поскольку буддийское учение многогранно и основывается не на вере, а на опыте, то недостаточно ограничиться только описанием его содержания. Особенности этого духовного пути становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями и религиями. И приближаться к учению Будды стоит только после высвобождения энергии разума от жёстких нравственных стандартов.

Развитие буддизма в мире

Призыв к свободе от страданий и вера в энергию Вселенной привёл к появлению западных менталистских доктрин ХIХ и ХХ веков. Первыми адептами буддизма на Западе стали в основном выходцы из Азии и стран Востока, которых терзало внутреннее беспокойство, а затем к ним присоединились агностики и атеисты всех принадлежностей.

В США и Европе буддизм получил своё масштабное распространение в виде дзен-буддизма, направления, возникшего в ХII веке в Японии. Буддийский монах Сяку Соен, представитель этого направления, на Всемирном конгрессе религий в Чикаго (1893) выступил с бурной речью о «божестве разума» дзен-буддизма. После этого дня, дзен и йога являются самыми популярными на Западе восточными учениями, где приоритетом считается контроль разума над телом. Дзен практикует повышенное внимание к индивидуальным медитациям и отсутствие авторитета к священным писаниям, молитвам и поучениям. Как и в буддизме, в дзен мудрость постигается через опыт, а её наивысшая ипостась – просветление (пробуждение). Возможно, что такой интерес к дзен-буддизму на Западе возник из-за простоты этого учения. Ведь, согласно учению Будды, каждый человек сам способен стать Буддой, а значит, каждый является частью земного божества. И искать ответы необходимо лишь в самом себе.

75 Responses to Буддизм — кратко о религии

На эту тему такой объем статьи — это слишком кратко.

Ни чего страшного мне это все по надобилось в школе. . СПАСИБО.

Очень рада, что пригодилось.

Да нет в крации даже очень хорошо.Вы выбрали только самое нужное,а все остальное не столь важно,а тоесть хорошо разобранный текст.

В Индии также находится и правительство Тибета в изгнании.

Совершенно верно. Просто к буддизму это уже не имеет отношения, потому я не упоминала.

А правду говорят, что Христос изначально был буддистом?

если брать слово буддист как человек просвещонный то я думаю што он был им не только в начале.

Нет. Христос — это Сын Божий, об этом говорится в Библии.

Никто не спорит. А в чем вы видите противоречие?

А библию бог писал?или люди?))

Как вы до этого дошли ? Иисус жил на территории современного Израиля и таки был евреем и исповедовал иудаизм, а буддисты с востока Дальнего , не было будистов на ближнем востоке!

Юра Буддист исус это не Будда

Юра Буддист христос эврей это израиль Будда индия север родились с промежутком во времени 650 л.У некоторых поезд похож на самовар это правда.?

Ирина, кто ж сейчас вам правду скажет? Не знаю, существуют ли тому документальные свидетельства. Я тоже неоднократно натыкалась на информацию, что Христос до тридцати лет путешествовал по Востоку и изучал различные религии. Более того, изначально христианство придерживалось идеи реинкарнации. Однако на Вселенском Соборе в 325 году н.э. христианское учение было изменено до неузнаваемости и самой важной потерей стал отказ от принципа перерождения. Т.е. то, что мы исповедуем сейчас совсем не есть то, что проповедовал Иисус.

Мне понравилась книга Николая Морозова «Христос». Кстати, где можно более подробно почитать о буддизме?

Юра Буддист Духовноя практика востока медитация !

Юра Буддист то что исповедовал иисус это последствия сильного солнца в израиле но царство существует!

В 2011 году 26 жителей Тибета совершили самосожжения в знак несогласия с китайской оккупацией. Источник — Esquire
Неужели китайцы их так мучают? Или у тибетцев сила внутренней свободы заглушает страх смерти?

Ох, я читала книгу про завоевание Китаем Тибета. Страшные вещи!

Само название статьи искажает суть Буддизма. Буддизм не есть религия. Ом-м-м-

твой сайт крутой

огромное спасибо мне это в школе понадобилось

Пожалуйста. Главное, чтоб и в голове отложилось, а не только в реферате. Хороших оценок!

Кому в школе, а кому в институте) Спасибо!

Интересная статья и то, что она кратко излагает основное — большое подспорье для тех, кто не хочет вникать в суть, а нуждается в информации. Но в статье опечатка. Гаутама жил в 623-544 гг. ДО НАШЕЙ ЭРЫ, т.е. буддизм возник в VI-V вв. до н.э.

Спасибо большое, Карина! Сверилась с Википедией, поправила. Там почему-то другие годы жизни.

извините,какую бы литературу вы посоветовали для начала.я мало ,что знаю о буддизме,но эта религия мне более близка .что можно почитать дабы ознакомиться с этой религией.спасибо

мне это пригодилось на фиософии

Спасибо большое, то, что нужно!

Один американский автор написал книгу, где доказывает, что Христос умер в Японии, даже оставив там потомство. Представители католической церкви скупили весь изданный тираж, дабы эти книги не разошлись, и впредь запретили печатать. Очевидно, Ватикану есть что скрывать. Неспроста все-таки на православных иконах святые пальцами изображают буддистские мудры.

Вот эти мудры в руках Иисуса с самого детства мне покоя не давали. Ну, странные жесты, если воспринимать их как жесты. И чувствовала, что что-то тут еще есть. Ну, а потом, когда стала изучать йогу, мне стала ясно понятна вся двуличность христианской религиозной системы (критикую не учение Христа как таковое, естественно, а именно религию, т.е. то, во что люди это превратили).

Всем привет. ну вы даете слушаете это бредовое писание автора сайта. типо После Китайского вторжения в 50-х годах прошлого века, Далай-лама XIV был вынужден покинуть страну и уехать в Индию, чтобы оттуда нести свет учения своим последователям. Вот где был, и куда увезли, святого человека. Останки доставили в дацан города Иволгинска, расположенного в 35 км. от столицы Бурятии — Улан-Удэ. Здесь их торжественно — под звон колоколов и песнопения — перенесли на второй этаж одного из четырех храмов монастыря. Хамбо-лама Аюшеев пока не решил, что делать с телом Итигилова. Многие считают, что тело останется в храме для привлечения большего количества верующих. и произошло это все в Бурятии в стране Восходящего солнца. и так говориться не только про китай. но а факты и реальные действия и люди которые это сделали. сами могут вам рассказать. нужно только прийти в Дацан. а то написали в европу в индию. вы еще сказали бы что в рим.

Вы когда описываете. или излагаете какие то источники о писаниях, я вас просто прошу и не чего лишнего. просто описывайте все. а то вот про Далай Лама. написали что типо вынужден уехать в индию так как война. и все. а народ потом начинает думать все подрядят. я против не чего не имею. про в начале на писаного. Просто я как защищал так и защищаю свои традиции и религию. ну вы поняли меня все, я так думаю о че я.

Я с огромным уважением отношусь к буддизму Сибири, но здесь речь немного о другом, Ваве )))
Лама Итигэлов был главой Сибирского Буддизма (несомненно, потрясающая личность). Мы же говорим о буддизме вообще. Главой мировой религии буддизм является Далай Лама XIV, который, к счастью, до сих пор жив, несмотря на все неприятности с китайцами в середине прошлого века, в чем можно убедиться, зайдя к нему на сайт http://www.dalailama.com/, русская версия http://www.dalailama.ru/. Бурятский Буддизм — это часть мировой буддийской культуры, с чем вас и поздравляю, Ваве.

Дорогой Ваве, о чем вы тут вообще говорите. Это у вас в голове полная каша о буддизме, об Итигилове, о том, что Иволгинск это город, о том что: «…..и произошло это все в Бурятии в стране Восходящего солнца….» — Вы вообще о чем?!

да шизофазит Ваве, не видно, что ли?) головушкой стукнулся.

Очень хорошо, что кратко! Для школьника очень кстати. Нету ничего лишнего и важного ничего не упущено.

Мне это в школе 5+ поставили. И в школе все спросили от кудя я взял эту информацию. Ваш сайт теперь популярный

Отлично, успехов в учебе!

Спасибо за информацию. Нашла в ней ответы на свои вопросы и подтверждение своим открытиям

Здравствуйте спосибо большое ,мне очень помогло у меня новый предмет ОДНКРФ (перевод) основы древней нравственнойкультуры Российсой Федерации.А будизм к Китаю относится?

Здравствуйте спосибо большое ,мне очень помогло у меня новый предмет ОДНКРФ (перевод) основы древней нравственнойкультуры Российсой Федерации.А будизм к Китаю относится?

Можно ли спомощю йоги изучить карате?

Спасибо. Очень полезная информация!Очень пригодилась!

огромное спасибо, очень коротко и понятно)) как раз то, что искала 🙂

О будизме очень трудно писать коротко. Вы сделали невозможное. Спасибо!

Буддизм — это не религия. Это свод инструкций для достижения просветления. Т.к. у Просветленного лишь одна благородная цель — просветить других, поднять их до своего уровня.

Спасибо, что потратили время на коммент, кэп 😉

И еще — буддизм не отрицает существование Бога-творца! Просто Будда никогда не говорил на эту тему и не отвечал на подобные вопросы.
Прошу Вас не вводить своих читателей в заблуждение.

Очень хорошо что кратко.
Как раз самое то для школьников.
Ведь не все любят много учить.

Очень хорошая, подробная, но в тоже время краткая информация, очень помогла.
предмет: история религий

Очень благодарна за статью. Помогаю дочери в выполнении дом. задания по истории 6 кл. «сравнение религий возникших в Индии». «Перелопатила» кучу материала, ребенку не под силу (мое мнение), а у вас так доходчиво написано. И только благодаря вашей статье почувствовала, что моей душе хочется глубже познать именно это учение.

Ох, как здорово! Спасибо за отзыв!

Религия Буддизм мне нравится больше всех Религий.

Ольга, буддизм это не религия, а ПУТЬ к совершенству

Юра Буддист в Буддизме есть Бог

Спасибо за содержание ) то что надо

Вчера на уроке (как ни странно — на географии) это всё пригодилось, 5 получила
Спасибо огромное!

непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма , даосизма и «любой другой религии», при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений буддийской толерантности

Колесо Сансары и как его покинуть?
Деньги и власть портят человека? На самом деле эти обстоятельства лишь ОСВОБОЖДАЮТ то, что было в человеке ещё до денег и власти.
Каждое событие, в которое человек вступает в силу своих желаний или по обстоятельствам, заставляет его оценить это событие своим разумом, и т. о. обозначить качество своего сознания (мыслью, поступком). Что в свою очередь становится причиной для следующего события – СЛЕДСТВИЯ (Судьбы)
Судьба явится корегирующим воздействием на сознание человека.
Так работает принцип Дерева познания добра и зла, в основе которого стоит закон свободной воли. Человек СВОБОДЕН совершить глупость (грех), и заплатив за свою глупость избавиться от неё. Взамен приходит правда. Конечная правда – Бог.
Рай – состояние свободы от Судьбы, из-за не состоявшегося еще поступка (мысли), как Причины, создающей Следствие. Состояние вне причинно-следственного круговорота

Основное время своей жизни, человек, неосознанно, тратит на построение «скорлупы» защищающей его от Судьбы. Под словом — скорлупа, следует понимать, престижное образование, позволяющее занять высокий социальный статус, деньги, власть и т.д. Всякий знает, что успеха в этом строительстве добиваются люди физически и интеллектуально сильные. Но, за силой идет безнаказанность, а за безнаказанностью беспринципность, то есть деградация. Сила позволяет, совершив ПРИЧИНУ, защитится от СЛЕДСТВИЯ. Т.е. человек «задавший вопрос» отказывается «выслушать ответ», оставаясь при своей глупости.
Не следует путать интеллект с мудростью. Их связывает логика, но Правда, это результат мудрости. Пр: Коперник, Ньютон, Менделеев. А ложь, есть признак интеллекта. Пр: финансовые и политические аферы. Мудрость жертвует для правды. Интеллект использует правду.
В любом обществе, единственная форма правления – это демократия – воля большинства людей. Вопрос в том, какого качества это большинство. Коммунизм, монархия, фашизм или мультикультурализм – всего лишь качественные характеристики демократии, которые допускает (приветствует) большинство народа. Власть Наполеона состоялась потому, что большинство французов, на месте Наполеона, поступили бы точно также как Наполеон. Власть Сталина состоялась потому, что большинство советских граждан, на месте Сталина, поступили бы точно также как Сталин. Волей большинства делаются революции, просто находится несколько человек, которые более внятно озвучивают эту волю. Население страны не делится на народ и власть, оно делится на толпу, предпочитающую ЛОЖЬ, и личность предпочитающую ПРАВДУ. Но, у личности нет стремления к власти, у неё есть стремление к правде, в химии, физике, математике, в расследовании преступлений и т.д. Писатель, художник, или политик желающий угодить толпе, сам является её частью. Демократия не цель, а средство. Для чего?
Человек оскверняется своим грехом, но освящается чужим. Т.е. в любом преступлении происходит осквернение преступника, но освящение жертвы этого преступления. Самый яркий пример: За ПРАВДУ, Иисус Христос, через распятие, принял грех (преступление) осудившей Его толпы, и тем освятился. Именно об этом слова в Ев. от Иоанна 1:29 «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». (Покидающий колесо Сансары).- левая свастика на статуе Будды — движение на встречу Судьбе.

Заранее прошу простить за комментарий. Не хочу ни кого обидеть, просто пытаюсь понять и разобраться. Мне не понятна сама идея буддизма : Достиг человек просветления, а дальше что? Жил- гнал от себя страдания. И что? В чем смысл? В чем счастье? И для чего жил наконец?

Марина, спасибо за отличный комментарий! Вы задаете вопрос, на который никто не знает ответа. Потому, что оттуда никто не возвращался. А те, кто утверждает, что был там и вернулся, не факт, что говорит правду, поскольку проверить невозможно. Как правило, просветленные утверждают, что вербально описать это состояние невозможно, т.е. их опыт ничего нам не дает, кроме того, что там хорошо и туда нам всем надо.

Юра Буддист предлагаю сажать акации это очень понравилось Богу из Буддизма!

Ссылка на основную публикацию