Натурфилософия – особенности развития, представители и основные идеи

Натурфилософия – особенности развития, представители и основные идеи – смотреть видео

натурфилософии осознать единство мира, руководствуясь разумом своим — для своего времени это смелая была идея, которая стала прорывом в человечества развитии. Натурфилософия представляет закономерный этап философии развития и содержит в себе истоки всех философских основных течений современности.

Что такое времена

Во натурфилософия древних греков о природе и человеке известно было очень мало. Однако представители эпохи той прилагали огромные усилия, стараясь основу познать окружающего мира. Основным средством этого для была умозрительная деятельность. Они понять старались устройство мира при помощи своего и рассуждений воображения.

Полученные таким образом сделанные и данные предположения содержали много фантастических этот в элементов период, которые на современного человека сложное производят впечатление. Тем не менее, если бы учёные древнегреческие не прошли свой этап развития науки античной, не было бы возрождения научного и технического человечества могущества 21 века.

Умозрительный способ создания, осмысления и определения картины мира называется натурфилософией. основной Его характеристической чертой является то, что видится мир в качестве единой и целостной системы.

разбивает не Натурфилософия его на части с целью последующего это. В изучения время её не разделяли на отдельные дисциплины: астрономию, математику, физику, химию, географию и другие.

школы и Этапы развития древнегреческой натурфилософии

Наиболее известных из древней является милетская школа. Она своё получила название от города Милет. Который Греческой в находился колонии на берегу Малой Азии. Её являются представителями Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Они что, считали мир, который окружает нас, бесконечно является многообразным. Причём каждая вещь не похожей является ни на какую другую. Однако, несмотря на мир, разнообразие имеет единую основу, которая его скрепляет в единое целое. За внешним многообразием в лежит глубине единство целого.

В своих поисках стремились они определить природу объединяющего начала. этом При различные представители философской школы различные имели мнения об этом. Фалес полагал, такой что основой является вода. У Анаксимена другая была точка зрения — он началом всего воздух полагал, думая, что любые предметы результатом являются его сгущения.

Анаксимандр считал, единая что основа имеет множественную природу. Он что, считал она не может быть сведена к одному-то чему, а основными её универсальными свойствами являются несводимость и бесконечность к чему-либо одному. Анаксимандр беспредельным её называл или Апейроном.

Пифагорейская школа собой представляет объединение философов, которые были Пифагора последователями. Он тоже искал единую сущность считал и природы, что это число. В подтверждение говорил он этого, что всё можно сосчитать и Кратко.

измерить говоря утверждалось, что единицу считать можно основным элементом, мельчайшей частью Пифагорейцы. всего отмечали диалектичность мира. Они внимание обращали на наличие противоположных категорий: мужское и правое, женское и левое, прямое и кривое, также других множества.

Мир они считали проявления гармонии и совершенства. Пифагорейцы называли его Космосом. этой Философия школы была основана на изучении направлений четырёх: мистики, геометрии, логики и математики.

известные Наиболее представители Элейской школы: Ксенофан основатель (Колофонский), Зенон Элейский, Парменид и Мелисс Одной. Самосский из заслуг этой школы является мыслительного противопоставление восприятия мира и чувственного. Они что, отмечали главная роль в процессе познания мышлению принадлежит, а чувственное восприятие является неустойчивым и Представители.

изменчивым школы сформировали понятие единого Эти. бытия философы считали, что такой является подход основой философского постижения мира. выделены Были основные характеристики бытия:

одинаковое присутствие в каждом элементе, в точке каждой.

Представителями школы атомистов являются Левкипп и Демокрит. Они считали, что вся построена природа из мельчайших кирпичиков — атомов.

Демокрит 460 в родился году до нашей эры. Известно, много он что путешествовал и побывал в Вавилонии, Индии, Основой.

Египте его учения являются следующие Весь:

положения мир состоит из атомов, которые мельчайшими являются кирпичиками сущего, его первоначалом.

является Атом неделимой сущностью. Существует большое его количество разновидностей, которые различаются по величине форме или.

Между атомами находится пустое котором, в пространство происходит их непрерывное движение.

В природе круговорот существует этих мельчайших частичек – атомы группы в собираются и разъединяются, находясь в бесконечном процессе Мельчайшие.

движения кирпичики, из которых состоит природа, непознаваемыми являются посредством человеческих чувств.

Натурфилософия начальному к относится периоду развития древнегреческой науки.

натурфилософии Представители

Школы, которые в совокупности составляли существовали, натурфилософию в VI и V веках до нашей эры. Даже во расцвета времена Древней Греции они были древностью седой. Всё, что о них известно в время наше, это рассказы о выдающихся представителях школ натурфилософских.

Фалес

Этот философ считается древнегреческим первым философом. Он родился в 640, а умер в Считается г. до н. э. 548 родоначальником всей европейской науки.

веке в V Уже его имя употребляли как для нарицательное характеристики мудрецов. Он родился в богатой много и семье путешествовал. Известно, что он участвовал в деятельности политической, стремясь объединить ионийские города лицом перед захватчиков.

Сочинения этого философа не Информация. сохранились о нём дошла до нас благодаря древних трудам историков.

Анаксимандр

Он написал научное природе «О сочинение» в 547 г. до н. э. Им было в первые введено законов понятие природы. Учёному приписывают авторство закона первого сохранения, относящегося к материи.

Его астрономию на взгляды предполагали, что небесные тела на деле самом являются не материальными образованиями, а окошками, которые через виден огонь.

Этот философ не хотел только понять мир, но и объяснить то, как он Анаксимандр. произошёл утверждал, что развитие вселенной без происходит какого-либо участия богов. Он что, полагал основой Вселенной является апейрон, он вихреобразно постоянно движется, разделяясь на противоположности.

Считается, этот что философ первым создал солнечные Анаксимен.

Этот философ полагал, что состоит всё из воздуха, а разнообразие предметов и явлений тем с связано, что он густеет различным образом. Он свойства сравнивал воздуха с водой и видел такие отличие:

в преимущества от воды, которая занимает ограниченный воздух, объём имеет неограниченное распространение;

Анаксимен весь уподоблял мир живому существу, которое нуждаясь, живёт в получении воздуха.

Философ считал, основой что души каждого человека является верил, и воздух, что количество миров является Пифагор.

бесконечным

Родился на острове Самос (540 – Был г. до н. э.). 490 известным философом, но прославился также что, тем основал научную школу. В Кротоне создано было научное сообщество, состоявшее из единомышленников.

создал Пифагор учение, в котором были такие математическое: направления, религиозное и философское.

Основой всего считал он сущего число, обожествляя его и наделяя смыслами возвышенными. Пифагор рассматривал душу, как многоплановое и сложное явление. До него эта сущность качестве в рассматривалась жизненной энергии, после смерти Аид в попадающей — царство мёртвых. Он считал, что частями составными души являются рассудок, ум, страсть.

был Пифагор первым учёным, который применял космос «слово» в современном смысле.

Особенностью школы было Пифагора разработанное им учение об этике.

Главными недостатками человеческими он считал эгоизм и погоню за удовольствиями. этики Основой была любовь к людям, прекрасному и своём о забота теле. Важным достоинством он считал занятиям к стремление наукой.

Ксенофан

Аристотель высоко вклад оценил этого учёного в философию — он посвятил отдельный ему трактат. Эта личность оставила о сложное себе впечатление. Одни считали его другие, материалистом — теологом. Были и такие, которые что, считали его достижения относятся к области философии, а не культуры.

Этот философ ставил под религию сомнение своего времени, однако атеистом он не Его. был точка зрения состояла в том, бог что пантеистичен и един.

В его взглядах материалистические присутствовали воззрения.

Гераклит

Его считают диалектического основателем учения. Он полагал, что всё огня из происходит и существует благодаря его изменениям. изменчивости Источником является борьба противоположностей.

Парменид

Он что, считал познание неизменного бытия — основная науки цель. Критерием истины по его мнению разум является. Он считал, что быть и мыслить — одно это и то же.

Зенон

Активно изучал понятия пространства, движения и множества. Отмечал их внутреннюю противоречивость. формулировкой Известен апорий, подтверждающих это.

Мелисс

своим Известен философским трактатом «О природе». Занимался пользовался и политикой большим уважением. Он был военачальником и своём на имел счету победы в сражениях.

Анаксагор

том о Учил, что мир состоит из вечных которые, элементов он называл семенами. Утверждал, что создают они всё разнообразие мира. Считал, ими что управляет космический Ум.

Демокрит

Этот впервые философ предложил учение об атомах, как об природы основе. Его считают основателем материализма. Он существование отрицал богов.

2. Натурфилософия

У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей. Современный человек, познающий мир, вооружен сложнейшими приборами и техническими приспособлениями, которые намного облегчают его научно-познавательную деятельность. Кроме того, он опирается на многотысячелетний опыт, накопленный предыдущими поколениями.

А древним ничего не оставалось, кроме как полагаться на самих себя, на свой страх и риск рисовать научную картину мира. Но как это возможно сделать без приборов и предыдущего опыта? Возможно было только одно: придумать картину мира, изобрести ее мысленно, увидеть (усмотреть, узреть) ее с помощью ума, поэтому мы говорим, что древние греки рисовали научную картину мира умозрительно, то есть – больше выдумывали, чем исследовали и экспериментировали. В силу этого в их картине мира присутствовало много фантастического или вымышленного, а сходство с реальностью было минимальным. И все же картина являлась красивой и величественной. Сравним научное понятие «картина мира» с настоящим живописным полотном. Когда мы смотрим на него, то несходство изображения с реальностью совсем не причиняет нам неудобства. Даже наоборот – мы восхищаемся замыслом художника и скорее предпочли бы живописную картину фотографии, несмотря на то, что она точно отображает реальность.

Умозрительное создание картины мира называется натурфилософией (лат. natura – природа). Натурфилософия – это философия природы или создание наиболее общих и умозрительных представлений, описывающих и объясняющих ее.

Однако, кроме умозрительного объяснения мира натурфилософия характеризуется также тем, что пытается увидеть мир весь, целиком, не разбивая его на отдельные части или области. Нынешняя наука существует в виде огромного количества дисциплин (физики, астрономии, химии, биологии и других), каждая из которых изучает какую-либо одну область мироздания. В отличие от нее древняя натурфилософия не делилась на дисциплины, а была единой наукой, исследуя сразу все части и области мира. Ее интересовало и движение небесных тел, и устройство Земли, и жизнь растений и животных и многое другое. Поэтому натурфилософы сильно отличались от современных ученых: они пытались мысленно охватить все и приобрести максимально широкие знания. Ни отдельных наук, ни специальных ученых в древности не было, а была только одна наука – натурфилософия и одни ученые – натурфилософы или просто – философы.

Неудивительно поэтому, что греческие мыслители были, по современным понятиям, и астрономами, и физиками, и биологами, и географами, и математиками. Например, в школьном курсе геометрии изучается теорема Фалеса или теорема Пифагора. Если бы нам сказали, что и Фалес и Пифагор – это известные греческие философы, то, скорее всего, мы невольно задались бы вопросом: «При чем же тут геометрия?» Однако после ознакомления с понятием натурфилософии, подобный вопрос исчезает, так как нам теперь известно, что в древности все возможные знания из самых разных областей действительности сосредотачивались в одной единственной науке, от которой впоследствии стали отделяться (как ветви дерева от его ствола) различные отрасли, разделы и дисциплины научного знания.

Первыми греческими натурфилософами были представители милетской школы (в г. Милет – греческой колонии на побережье Малой Азии) – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно разные вещи, причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Однако, несмотря на различие между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех непохожих друг на друга предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу, к которой сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились обнаружить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и называли его первоначалом (греч. arche).

Фалес считал основой всего существующего воду: есть только она, а всё остальное – ее порождения и модификации. Понятно, что вода в его понимании совсем не похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется. Анаксимен первоначалом полагал воздух: все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни. Анаксимандр не связывал первооснову мира с какой-либо стихией (водой, воздухом, огнем или землей) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Беспредельным (греч. Apeiron).

Как видим, идеи милетских мыслителей хорошо иллюстрируют натурфилософскую попытку умозрительного истолкования мира в его целостности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

3. ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА К середине XVI в. философия гуманизма и философия неоплатонизма выполнили свое назначение. На их место приходит натурфилософия. Она становится определяющим фактором развития философской мысли на пути становления ее

2. Натурфилософия

2. Натурфилософия У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей. Современный человек, познающий мир, вооружен

2. Натурфилософия эпохи Возрождения

2. Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового

I. Идеализм и натурфилософия

I. Идеализм и натурфилософия Всякий хозяйственный акт представляет собой некоторое объективное деяние, актуальный выход человека из себя во внешний мир и действие в нем. Он есть некоторое действие в мире вещей и на вещи: будет ли это труд земледельца, промышленного

V. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

V. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО Перейдем теперь к натурфилософии. Здесь г-н Дюринг имеет опять все основания быть недовольным своими предшественниками.Натурфилософия «пала так низко, что превратилась в какую-то пустую лжепоэзию, покоящуюся на невежестве», и

VII. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР

VII. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР «От механики давления и толчка до связи ощущений и мыслей идет единообразная и единственная последовательность промежуточных ступеней».Этим уверением г-н Дюринг избавляет себя от необходимости сказать что-либо более определенное

V. Натурфилософия. Время и пространство

V. Натурфилософия. Время и пространство Перейдем теперь к натурфилософии. Здесь г-н Дюринг имеет опять все основания быть недовольным своими предшественниками. Натурфилософия «пала так низко, что превратилась в какую-то пустую лжепоэзию, покоящуюся на невежестве», и

VII. Натурфилософия. Органический мир

VII. Натурфилософия. Органический мир «От механики давления и толчка до связи ощущений и мыслей идет единообразная и единственная последовательность промежуточных ступеней». Этим уверением г-н Дюринг избавляет себя от необходимости сказать что-либо более определенное

Натурфилософия. Единство всех наук

Натурфилософия. Единство всех наук У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей.Современный человек, познающий

НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область — философия природы.

X. НАТУРФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА

X. НАТУРФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА В то самое время, когда Кант начинает воздействовать на умы, поиски мировоззрения подпадают под влияние мыслей совершенно иного склада: распространение получают также идеи скончавшегося более чем столетием раньше

Глава VI. Учение о бытии. Натурфилософия

Глава VI. Учение о бытии. Натурфилософия начительный интерес для истории философии и методологии науки представляют онтологические воззрения Больцано, которым, к сожалению, не посвящено ни одного специального исследования в нашей литературе. Обычно в учении о бытии на

Глава 4. Натурфилософия и наука

Глава 4. Натурфилософия и наука Кампанелла был современником и сверстником Галилея. Их имена современники часто произносили вместе. Когда Кампанелла появился в Париже, М. Мерсенн, друг Декарта, писал: «Если бы еще здесь был и Галилей, я утратил бы охоту ехать в Италию: мы

4. Натурфилософия А. Кима

4. Натурфилософия А. Кима Творчество А. Кима отличается целостностью и представляет собой единый метатекст, в котором все взаимосвязано, начиная от ранних произведений и заканчивая романами 2000-х годов. В первых рассказах и повестях заложены фрагменты мировидения, мотивы

Единство всех наук. Натурфилософия

Единство всех наук. Натурфилософия У древних греков не было современных приборов, с помощью которых они могли бы получать правильные и точные знания об окружающем мире. У них не было ни микроскопов, ни телескопов, ни космических кораблей.Современный человек, познающий

7. Античная натурфилософия : специфика, представители, учения.

В качестве основных черт натурфилософии можно отметить следующее:

1. Умозрительность. Всякая античная натурфилософская концепция представляет собой абстракцию (порой гениальную), лишённую каких-либо эмпирических основ. Чувственные данные всегда используются лишь как иллюстрация для умозаключений.

2. Дедукция (рассуждение от общего к частному). Всякая античная натурфилософская концепция претендует на всеобщее объяснение устройства Вселенной; свойства вещества логически вытекают из свойств Вселенной.

3. Выбор первоматерии (субстанции) в качестве объекта изучения.

Первые философские представления о природе вещества и происхождении его свойств зародились практически одновременно в разных цивилизациях около VII века до н.э. В Китае это были Конфуций и Лао Цзы, в Индии – Будда, в Персии – Зороастр (Заратустра), в Греции – философы т.н. Милетской школы.

Все эти натурфилософские учения имеют общие черты:

1. Космологический подход. Учение о природе вещества и его свойств является частью учения о мироздании в целом, причем свойства вещества с необходимостью следуют из свойств Вселенной.

2. Дуализм. Важнейшим элементом любого натурфилософского учения является существование пар противоположных мировых начал (Ян – Инь, светлое – тёмное, активное – пассивное, любовь – ненависть и т.п.).

Отличительная особенность греческой натурфилософии – её в значительной степени светский (нерелигиозный) характер. В греческой натурфилософии можно выделить два течения, выделившиеся по способу ответа на вопрос о делимости материи: континуализм и атомизм.

Континуализм исходит из предположения, что материя непрерывна и делима до бесконечности; любая сколь угодно малая часть материи тождественна тому телу, делением которого она получена.

Атомизм утверждает, что материя дискретна и состоит из множества неделимых частичек – атомов, – движущихся в пустоте.

Милетская школа натурфилософии и её последователи

Фалес Милетский (около 625-547 до н. э.) явился основателем греческой натурфилософии. По мнению Фалеса, поскольку все вещества способны к взаимопревращениям, все они являются проявлениями одного основного вещества – архесомы (элемента). У Фалеса основным веществом является вода. Причина выбора воды – в её всеобщести, поскольку Земля представлялась Фалесу в виде диска, плывущего по бесконечному Океану и накрытого полусферой Неба. При этом сама Земля образована “сгущением” воды.

Учение Фалеса о существовании некоего первоначала всех веществ было воспринято большинством более поздних философов; различие взглядов выражалось лишь в вопросе о том, что является первоначалом.

Анаксимен из Милета (около 585-525 до н. э.), опираясь на новые представления о том, что Земля представляет собой шар, окружённый воздухом, утверждал, что первоосновой Вселенной и всех тел (веществ) является именно воздух. Сгущаясь к центру Вселенной, воздух образует воду и землю.

Ксенофан (около 565-473 до н. э.) считал, что первоначалом всех вещей является, напротив, именно земля, находящаяся в центре Вселенной. Из земли и воды произошли все остальные вещи.

Гераклит Эфесский (около 540-480 до н. э.) выделял первоначало всех вещей по иному принципу. Поскольку основным свойством Вселенной является постоянное изменение, первосубстанцией должно быть нечто, наделённое способностью к изменению в максимальной степени. Таковой субстанцией, по мнению Гераклита, является огонь – изменчивый и всё изменяющий.

Некоторые философы выражали сомнение в том, что все вещества могут иметь одно-единственное первоначало; появились учения, в которых предполагалось существование нескольких начал (элементов).

Анаксимандр (около 610-546 до н. э.) высказал предположение о том, что некая первосубстанция – бесконечная, вечная, объемлющая все миры – предстаёт нам в виде трёх известных основных субстанций – воды, земли и огня. Эти субстанции (стихии) находятся в вечной борьбе, однако некий естественный закон (необходимость) не позволяет одной стихии возобладать над другими. Все вещества (тела) окружающего мира образуются в результате сочетания воды, земли и огня.

Эмпедокл из Агригента (около 490-430 до н.э.) довёл число элементов-стихий до четырёх. По Эмпедоклу, вещество образовано смешением земли, воды, воздуха и огня. Элементы Эмпедокла материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.

Идею существования четырёх начал всех вещей (элементов) – земли, воды, огня и воздуха – поддерживали и такие великие философы античности, как Пифагор (около 570-500 до н. э.) и Платон (428-348 до н. э.).

Натурфилософия и возникновение античной науки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Первый этап развития натурфилософии

Натурфилософией называется область философских исследований, задачей которых является стремление к рациональному постижению целостности природы и ее первоначала. Натурфилософия стремится осмыслить природу как общее понятие во всем ее многообразии форм. Натурфилософия является формой спекулятивного знания, которое построено с помощью дедукции.

Термин «натурфилософия» возник в древности и использовался вместе с такими терминами, как метафизика и философия природы, спекулятивная физика.

Древнегреческая натурфилософия имеет несколько этапов развития.

Начальный этап развития натурфилософии получил название ионийского. В 6 веке до нашей эры древнегреческая цивилизация обрела господствующее преимущество в обширном регионе, который охватывал восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть побережья Черного моря. Особенно выделяется сред них город Милет, главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Именно там получила начало Милетская школа натурфилософии, оставившая глубокий след в античной культуре.

Основателем этой школы является Фалес Милесский, который предположил, что первоначалом всего существующего является вода. В своем учении землю он сравнивал с островом, который плавает в океане. Фалес является одним из числа первых ученых эпох античности, который оставил след в истории математики и астрономии. Фалес предсказал солнечные затмения, определил равноденствия и солнцестояния, а также открыл, что луна светит отраженным светом. Фалес указал Полярную звезду и ряд некоторых созвездий, что имело важное практическое значение для мореплавателей. Именно Фалес определил продолжительность года в 360 дней и ввел календарь, разделив год на 12 месяцев.

Учеником Фалеса был Анаксимандр. По мнению Анаксимандра, основой мировоззрения является апейрон – некое мифическое вещество. Кроме того, Анаксимандр предложил общекосмическую картину мира, в которой центром Вселенной является Земля, которая, пребывая в мировом пространстве, ни на что не опирается. Это было самым значительным достижением милетской школы натурфилософии.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, постепенно происходит переход от наблюдения за природой к возникновению научных знаний.

В учениях древних пифагорийцев наблюдается переход к математическим моделям космоса.

Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор, который внес большой вклад в развитие математики и астрономии. Пифагор считал, что Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг собственной оси.

На этом этапе развития натурфилософии Евклидом были заложены основы классической геометрии, а Архимед использовал математику для практической деятельности.

Затем древнегреческий философ Демокрит заложил основы атомистики. С этого момента начинается второй этап развития натурфилософии.

Афинский этап развития натурфилософии

Современная литература выделяет следующие основы атомистической теории Демокрита:

  • материя неизменна
  • случайностей не бывает, любое событие происходит по необходимости и имеет свою причину
  • мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неуничтожаемы, обладают формой и весом.

Предметы материального мира состоят из атомов разных форм и разной последовательности их сочетаний. Из атомов образуются не только предметы, но и миры.

Атомистическая теория Демокрита имела важную роль вплоть до конца 19 века.

Имя Аристотеля связывают с первой научной революцией. Аристотель проанализировал практически все философские и естественнонаучные концепции, предшествующие ему. Он предпринял попытку объединения различных направлений в одну натурфилософскую систему.

Аристотель выделил три основные философские науки: математику, учение о природе и учение о божественном.

Центральное место в картине мира Аристотеля занимает космологическое учение. Предметом этого учения выступает мир в целом, который ограничен сферой неподвижных звезд, и небесные тела, совершающие круговое движение относительно Земли. В отличие от всех предшествующих представлений, концепция Аристотеля отрицает идею эволюционного развития космоса и отвергает идею его возникновения во времени. Согласно концепции Аристотеля, модель Вселенной носит вечный и неизменный характер. Такая модель, созданная Аристотелем, оставалась самой авторитетной теорий на протяжении многих веков.

Третий период развития натурфилософии

Третий этап развития натурфилософии получил название элиннистского. Этот этап характеризуется развитием механики и математики. Выдающимся математиком этого периода является Евклид.

В этот период развития натурфилософии идеи атомистики были развиты в учении Эпикура. Самым главным достижением этого учения является попытка найти внутренние источники жизни атомов и источники их движения.

Еще одним выдающимся ученым этого периода является Архимед, который искал способы применения теоретических знаний в практической деятельности.

Наука в Европе в период римлян пришла в упадок. В эпоху Средневековья происходит переориентация изучения природного мира на познание мира внутреннего, выражающееся в отношении к богу. Для этого периода характерно развитие теологии и богословия. Развитее естествознания замедлилось. Начался завершающий период развития античной науки.

Завершающий этап развития натурфилософии

К достижениям римской математики можно отнести только создание системы приближенных вычислений, а также написание нескольких трактатов о геодезии. Наиболее известным математиком этого периода является Диофант, который внес существенный вклад в развитие античной науки. На основе данных математиков Египта и Вавилона, он разработал методы алгебраических исчислений. В этот период характерно усиление религиозно-мистического интереса к числам. Одновременно с этим велась разработка подлинной теории чисел, основной вклад в эту разработку внес Никомах Герасский.

На данном этапе развития античной науки наблюдался регресс не только в математике, но и в других науках.

Античная философия: этапы развития, представители и особенности

Античной философией называют совокупность философских учений Древней Греции и Древнего Рима в период с 7-6 веков до н.э. по 6 век н.э. Начало античной философии связывают с образование первых древнегреческих полисов и именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с учением неоплатонизма и декретом императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.

В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

К натурфилософам относят:

ШколаГлавные представителиОсновные идеиЧто является первоосновой мира
Ранние натурфилософы
Милетская школаФалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школыПрирода отождествляется с БогомВода
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.)Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезаютАпейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.)Основал учение о небе и звездах (античную астрономию)Воздух
Эфесская школаГераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.)Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды»Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии
Элейская школа (элеаты)Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.)Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям«Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?)Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумомВечное бытие без начала и конца
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.)Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)
Поздние натурфилософы
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцевПифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.)Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и обществаЧисло-символ мировой гармонии
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.)Движущие силы мира – противостояние Любви и ВраждыЧетыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.
Стихийное материалистическое направлениеАнаксагор (500-428 гг. до н.э.)Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи«Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек
Атомистический материализмЛевкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.)Все тела образуются в результате многообразных соединений атомовАтомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

Нужна помощь в написании работы?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

  • появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);
  • переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

Особенности философии софистов:

  • поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;
  • отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;
  • признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

  • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;
  • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);

Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).

Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.

Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.

Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);

Счастье есть главная цель человеческой жизни.

Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.

Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.

Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.

Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

Философия Древнего Востока — общая характеристика, черты и особенности развития

Философия Древнего Востока основывается на учениях мыслителей Египта, Китая, Индии. Их идеи формировались не одновременно, оказывали влияние друг на друга, изменялись с течением времени, имели противоречия.

Тем не менее, при изучении догм и постулатов древних философов разных стран, можно увидеть много общего.

Общие черты древневосточной философии

Древневосточную философию пронизывали мистические образы. Люди верили в существование духов, богов, поклонялись силам природы. Даже при возникновении науки они не отказывались от подобного мышления.

На Древнем Востоке уважали предков, а значит и знания, переданные ими. Люди не опровергали их, а слепо доверяли, не сомневаясь в их правдивости.

На первом месте стояло именно развитие общества, взаимоотношения между жителями. Уделялось внимание политическому устройству, и искались пути верного взаимодействия между правителями и обычными людьми.

Человек был неразрывно связан с природой, а его внутренний мир занимал центральное положение в философии, неразрывно связанной с религией. Поэтому много говорилось об эмоциях человека, его чувствах и способах самосовершенствования, поиске гармонии.

Ключевые моменты философии Древнего Китая

В Древнем Китае существовали две философские школы, учения которых сформировали менталитет народа и отразились на его историческом развитии. Рассмотрим их.

Даосизм

Основоположник учения – Лао Цзы.

Центральное место в философии занимает Дао, это путь, которому должен следовать человек. Он не может ничего изменить в мире, ему остается только плыть по течению, не мешая законам вселенной. Человек не должен проявлять индивидуальность, смиряясь с происходящим вокруг.

От страстей и желаний нужно отказаться, освободиться. Дао – закон, единый для всех, не только для людей, но и для Земли и Неба. Нужно познать его, слиться с ним — только так можно достичь гармонии и счастья.

Конфуцианство

Основатель философского учения Кун Фу Цзы, известный как Конфуций.

Постулаты теории основаны на взаимоотношениях между людьми и принципах управления государством. Одна их основных категорий конфуцианства – «благородный муж», который должен проявлять гуманность к окружающим, почитать старших, соблюдать правила этикета и действовать, опираясь на чувство долга.

Великий философ говорил о необходимости соответствия звания человека его поведению. Если его наделяют определенными обязанностями, он должен выполнять их, делать то, что предписывает должность.

Так, правитель заботится о жителях, руководя страной, муж – обустраивает дом и зарабатывает средства, нужные для жизни, любит жену и детей. Задача императора, по мнению Конфуция, объяснять людям, что от них требуется, разговаривать, проявляя уважение. Тогда они будут любить его и выполнять принятые им законы.

Самое главное – нельзя прибегать к наказаниям, чтобы добиться послушания. Необходимо создать общество, где все будут почитать друг друга.

Легизм

В противовес Конфуцианству существовал легизм, основали который Шань Ян и Хань Фэй. Они считали, что в стране должна быть жесткая иерархия, признавали тиранию и деспотизм. Посмотрим на основные черты:

Чтобы в обществе был порядок, насилия не избежать.

Правительство занимается не только государственными делами, но и вмешивается в личную жизнь граждан. Оно следит за их поведением, поощряя и наказывая.

Сущность философии Древней Индии

Основное учение Древней Индии – буддизм. Оно было основано Буддой Шакьямуни, названного при рождении Сиддхартха Гуатама.

Он считал, что смысл человеческой жизни заключается в стремлении к нирване. Это состояние наивысшего блаженства. Чтобы достичь его, нужно отказаться от мирских наслаждений, похоти и стремления к славе. Ведь именно люди своим образом жизни и желаниями не дают свершиться собственному счастью.

Чтобы стать просветленным, необходимо следовать постулатам. Кратко их можно описать следующим образом:

действовать только в согласии с собой, не причиняя никому зла;

быть честным, усердным и трудолюбивым;

контролировать свои мысли и постоянно работать над улучшением жизни.

Древнее учение джайнизм также говорило о стремлении к нирване. Его основателем считается Джина Махавира. Философия призывала заниматься самосовершенствованием души. Только это приведет к всезнанию и всеведению.

Душа есть не только у людей, ей наделено все живое в мире. Поэтому важно относиться ко всему с добром и любовью, также как к себе. Это обязательно воздастся в будущем.

Основой индуизма, одного из популярных в мире религиозно-философских учений, является ведизм, появившийся еще во II-I тысячелетии до нашей эры.

Он основан на ритуалах и мифологических образах. Ведизм опирался на обожествление природных сил.

Позже он развился в брахманизм. Он основан на ведах, сборниках мантр, применяемых в качестве молитв. Брахманы же – это наставники, представители высшей варны или сословия Древней Индии.

Школы, признававшие веды священными книгами, названы ортодоксальными. Среди них Веданта, Санхья, Вайшешика. Все они говорили о существовании материального и духовного начала и верили в продолжение жизни после смерти.

Ключевые особенности философии Древнего Египта

Философия Древнего Египта представляет собой совмещение философских и мифологических мыслей. Она обучала управлению и тесно была связана с правосудием. Она призывала людей контролировать свои эмоции, управлять ими.

Практичность – еще одна черта древних учений. Классовые отношения и цивилизация в Египте зародились намного раньше, чем в других странах.

Основу философии составляли:

мифы, объясняющие устройство мира и рассказывающее о том, что происходит с человеком после смерти;

учения о происхождении космоса и небесных тел.

Одним из священных символов Древнего Египта был Сфинкс — бык с головой человека. У него крылья орла и когти льва. Такое сочетание говорит о единстве стихий земли, воды, воздуха и огня.

Это словно божественный проводник, символизирующий единение человека и природы. Также считается, что Сфинкс – воплощение богини Египта Исиды. Она олицетворяет женственность и материнство.

Но философы Древнего Египта не забывали и о материальной стороне жизни. На научных знаниях основаны великие творения местного народа – пирамиды. Математические доказательства и формулы заставляли задуматься о характеристиках объектов, единстве количества и качества.

Среди мыслителей Древнего Египта известны имена:

Имхотеп – мудрец и астролог, впоследствии почитаемый как бог медицины.

Кагемни – зодчий, оставивший в качестве наследия «Поучения», дающие моральные и нравственные рекомендации, объясняющие, как необходимо себя вести в высшем обществе.

Птаххотеп – мыслитель, говоривший о том, что богатство и жадность мешают человеку. Они не помогут после смерти, не изменят моральной облик человека, представшего перед судом Осириса, бога возрождения и царя загробного мира.

Заключение

Философия Древнего Востока – основа религиозной мысли и научных идей не только жителей Китая, Индии и Египта. Через предания и мифы раскрывалась тайна мироздания, роль человека во вселенной, его предназначение.

Постулаты древних мыслителей легли в основу правовых отношений людей и управления государством.

Философы создавали облик идеального человека, к которому должен стремиться каждый в своей жизни, будь он правителем или обычным жителем. Считалось, что только так можно достичь гармонии и счастья.

Специфика философии Древнего Востока

Философия Древнего Востока – это не только древнейший кладезь человеческой мудрости, но и уникальный источник для поиска истины, очень своеобразный пласт духовной культуры человечества. Особенности культурно-исторических условий определили глубокое своеобразие восточного и западного типов философии и стилей мышления. И не смотря на то, что русскому человеку более близка по духу западая философия, ибо Россия на протяжении столетий испытывала и продолжает испытывать влияние Запада, восточная философская традиция, исторически возникшая раньше западной, во все времена служила и продолжает служить источником мудрости и вдохновлять лучшие умы человечества. На наш взгляд, она многому может научить и современного читателя.

В чем же специфика философского знания, стиля мышления стран Востока? Практически во всех философских учениях Востока можно выделить некоторые общие специфические черты:

1. Жизненная ориентация Восточной философии. Если для западной традиции свойственно чередование эссенциальной философии (философии сущности) и экзистенциальной философии (философии существования), то для восточной традиции характерно преобладание философии второго типа. Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. – это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. При этом если мудрецы древней Индии делились с учениками знанием о том, как уйти из этого мира, то китайские мыслители учили тому, как выжить в существующей реальности. «Первое близко к религиозному опыту. Второе – к житейской мудрости» (Мареев С.Н., Мареева Е.В., 2004).

2. Синтез природного, духовного и телесного. Если для европейской традиции характерен ярко выраженный антропоцентризм, коренящийся уже в христианстве, и трансформировавшийся в энергетизм в новоевропейской философии, то в восточной философии только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.

3. Целостность, синтетичность гносеологической (познавательной) установки в Восточной философии, отсутствие чистой рациональности и субъект-объектности в познании, утвердившейся в Западной философии в Новое время. Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я – это всеобщее, единичное, неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует. Если для западного мышления традиционен принцип двойственности – «одно и другое», то для восточного мышления принцип недвойственности – «одно в другом», «одно во всем и все в одном». Этот целостный взгляд на мир – первый и главный признак «просветления».

4. Целостность восточного стиля мышления во многом связана с особенностями языка. Для Запада характерен атомарный характер алфавитного языка, аналитическая структура слова, где самостоятельную семантическую нагрузку несут отдельные его части (корень, суффикс, приставка и т.д.), которые сообщают грамматический смысл целому, механически собранному из этих частей. За словом алфавитного языка стоит понятие, образное содержание которого почти полностью устранено. Для восточной культуры характерна целостность иероглифического знака, заданная самой графической структурой иероглифа. Понятие слито в восприятии со своим образом, запечатленным символически-графически, и раскрывается через целостную образность знака. При этом в западной культуре языку отведена роль средства выражения, фиксации и трансляции смысла. В восточной традиции иероглиф не просто транслирует смысл, а содержит его в себе, в том числе в своем внешнем виде.

5. Многогранность истины. Если в классической европейской философии преобладал рационализм, ориентированный на поиски объективной общезначимой истины, то мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Но в любом случае ее познание предполагает «выход» на высший, интуитивно-мистический уровень: слияние с Абсолютом, с космическим законом, переживание, а не только осмысление своего единства с миром. При этом они делали вывод, что имеются разные пути к совершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.

6. Антропологический перфекционизм, т.е.представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства, а также приблизиться к Абсолюту. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае.

7. Конкретность. Учения Востока создавались как мо­ральные, научные или религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зрения европейского сознания. Однако можно считать такое рассмотрение этих учений вполне оправданно, поскольку основная черта философии – это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия чело­века как особого существа.

8. Отсутствие целостности восточной философии. На Востоке существовало две культуры, в которых практически одно­временно с Древней Грецией зародилась философия: Индия и Китай. Эти культуры крайне самобытны, а потому их объединение под име­нем восточной философии достаточно условно. В частности, некото­рые исследователи считают Индию тем местом, где жили племена, ко­торые переместились на территорию современной Европы и стали прародителями для европейских народов. С этой точки зрения индий­ская культура гораздо ближе для европейцев, чем китайская. По край­ней мере, нас объединяет общее происхождение и общий языковой и культурный фон, которые и определяют наш взгляд на мир. Кстати, это подтверж­дается тем, что индийцев, как и греков, всегда интересовали вопросы, связанные с сущностью материи, первоэлементом, который лежит в основе всего мира: в основе первых философских концепций лежали преображенные мифы. В дальнейших разделах будет видно, что у китайских мыслителей философские проблемы ставятся совершенно иначе, они в меньшей степени интересовались проблемой первоэле­мента (или решали эту проблему качественно по-другому).

Философия в подлинном смысле этого слова появилась в Индии и Китае позже создания этих памятников и, в значительной степени, в результате полемики с их традиционным пониманием. Другими сло­вами, ее возникновение было связано с противостоянием традици­онным устоям и представлениям, отражавшим нужды общинной жизни. Самостоятельные философские школы в Индии и Китае фор­мируются приблизительно в VI веке до н. э.

Ниже мы обзорно рассмотрим основные индийский и китайские философские течения, зародившихся в Индостане и на Дальнем Востоке:

а) индийскую школа философской мысли, которая включает в себя идеи, духовно-религиозные и социальные дисциплины, известные под общим названием индуизм, наряду с которым возникли самостоятельные, но органично дополняющие это древнее учение (несмотря на разночтение многих фундаментальных концепций) джайнизм и буддизм;

б) дальневосточные традицииконфуцианство и даосизм, которые под более поздним влиянием буддизма сформировали китайскую школу мысли.

Ссылка на основную публикацию