Монизм, дуализм, плюрализм в философии – понятие, концепция и сущность

Лекция № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в

Лекция № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция (Божественная – пантеизм; сознание – психологизм, феноменализм; материя – материализм; наивный монизм: первовещество – вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя) или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Л. Фейербаха; марксизма, позитивизма.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), В. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм – мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и мир; дух и материя; добро и зло; белое и черное; Бог и дьявол; свет и тьма; инь и ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарта, Б. Спинозы, С. Кьеркегора, современных экзистенциалистов. Его можно обнаружить у Платона, Г. В. Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух не зависимых друг от друга субстанциях – протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций – духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие – производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712 г.).

Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п. Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания

Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявлением отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «распочкования» предмета философии

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и

Лекция № 34. Этапы истории философии

Лекция № 34. Этапы истории философии Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770–1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по

Лекция № 51. Человек в «философии жизни»

Лекция № 51. Человек в «философии жизни» XIX – начало XX в. – появление ряда новых философских течений.«Философия жизни» ( В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон): дух – субстанция культуры – может быть понят не рационально, а посредством внутреннего

Лекция № 61. Понятие культуры в философии

Лекция № 61. Понятие культуры в философии Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин «культура» обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ Теорией плюрализма предполагается, что власть не сконцентрирована в каком — то единственном центре, а широко рассеяна в обществе. Плюрализм является ключевой характеристикой либерально-демократических политических систем, в которых возможно открытое

Монизм

Монизм Монизм (от греческого monoV – единый) – обозначает собой философское направление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М. противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципа бытия, так и плурализму, допускающему бесконечное

МОНИЗМ

МОНИЗМ (греч. monos – один) – 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2)

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis – множественный) – философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии,

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философииВопрос «Что такое философия?» до сих пор остается открытым. В истории общественной мысли под философией подразумевалось:• научное знание, называемое протознанием, противостоящее мифологии в

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир — живую и неживую природу, космическое пространство и

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. В процессе осознания космоса как чего-то

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философииВпервые термин «философия» в качестве названия особой сферы знания употребил Платон.Впоследствии историко-философское развитие понятия привело к изменению представления о нем. Изменилось также

Монизм, дуализм, плюрализм

Монизм–учение, согласно которому признается существование в качестве первичного одного начала: либо материального, либо идеального (сознание, дух). Представители Фалес, Гегель, Маркс.

Монизм – это философская позиция, которая признает единство мира, а именно сходство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие целого, которое они образуют. Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие мира. Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого – найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и так далее. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений.

По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности: Субъективный идеализм. Материализм. Объективный идеализм. Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами /см. вопрос 2/

Дуализм –философская позиция, признающая одновременное существование двух начал: материального и идеального. Это мировоззрение видит существование двух противоположностей в мире, которые м/ду собой связаны и одновременно борются, например: добро и зло, правда и ложь, свет и тьма, Ян и Инь. Аристотель, Рене Декарт /франц./, Бенедикт Спиноза /голланд./.

Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность. Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного, которое присуще в каждом человеке. главная идея заключается в том, что есть всего два принципа

Три вида: Гносеологический. Встречался в разговорах рационалистов и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыт, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.

Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.

Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.

Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.

Плюрализм от pluralus – множественность, согласно этой позиции существует множество равнозначных равноправных независимых первооснов мира. Также под плюрализмом понимается множество методологий познания. Представители: Анаксагор: 4 первоосновы мира (соединил первоосновы Милетской школы).Атомисты. Софисты утверждали, что множество истин.

По своей сущности П. – идеалистич. направление, он часто возникал как трансформация дуализма. В настоящий момент официальная наука понимает в качестве определения этого философского понятия признание факта существования множества различных, независимых и несводимых друг к другу основ и понятий форм бытия.

Плюрализм проявляется постоянно и на каждом шагу, существование разных мнений не является, чем-то предосудительным или необычным, являясь естественной составляющей жизни человека.

Именно на основе принятия обществом такого понятия, появляется возможность на равных правах высказывать свою обоснованную точку зрения каждому участнику обсуждения.

Виды плюрализма: политический плюрализм; идеологический плюрализм; религиозный плюрализм; культурный плюрализм; плюрализм мнений; духовный плюрализм.

Монизм, Плюрализм,дуализм.Проблемы субстанции.

Мони́зм ( один, единственный) — философская позиция, признающая единство мира. Это философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души. Можно выделить дуализм 1) гносеологический, подчеркивающий противоположность двух способов рассмотрения бытия; 2) онтологический, настаивающий на гетерогенности и принципиальной несводимости двух субстанций; 3) антропологический, подчеркивающий противоположность души и тела.Термин был введен X.Вольфом.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции.

Декарт определяет субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций – духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции – ее неделимость, важнейший признак материальной – делимость до бесконечности. Таким образом, основные атрибуты субстанций – это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки – механики. Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и нереалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Преодоление дуализма на путях мате­риалистической философии осуществил Спиноза, который. считая протяженность и мышление атрибутами единой телес­ной субстанцией, рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не су­мел обосновать внутренней активно­сти, «самодеятельности» субстанции.МОНИЗМ — философское учение, которое принимает за основу всего суще­ствующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеа­листический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явле­ний считают дух, идею и т. д. Наибо­лее последовательным направлением идеалистического монизма – является филосо­фия Гегеля. Противоположность монизма— дуализм. ДУАЛИЗМ (лат. duo—два) — фило­софское учение, считающее в противо­положность монизму материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма ча­сто является попытка примирения ма­териализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Дуализма в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — мно­жественный) — концепция, противопо­ложная монизму, по который все сущест­вующее состоит из множества равно­значных изолированных сущностей, не­сводимых к единому началу. Точка зрения плюрализма лежала в основе монадологии Лейб­ница.

8. Структура философского знания
выделяют разделы философии, или разделы философского знания:
фундаментальные (Что есть мир?) – онтология
познавательные (Как познается мир?) – теория познания (гносеология)
ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) – аксиология
этические (Что такое добро и зло?) – этика
эстетические (Что такое красивое, безобразное?) – эстетика
Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) – праксеология
Ширится разворот философии к другим составляющим духовной культуры, возникают бинарные концептуальные образования: социальная философия, философия техники, философия искусства, философия истории, философия права, философия собственности и пр. То есть наряду с упрочением целостности в ней нарастает и многослойность.
Наш курс включает в себя лишь изучение онтологии и гносеологии, как разделов философского знания. Другие разделы могут затрагиваться в курсах социологии, культурологи, политологии и пр.
Особое внимание будет уделяться философии науки, философии техники и инженерного знания. Но изучение этих частных «философий» требует обязательного предварительного освоения общефилософского категориального аппарата, методов ведения философских рассуждений, дискуссий. Таким образом, наш курс, в целом, построен на дедуктивном принципе «от общего к частному»: Что есть мир? – Как мы его постигаем? – Как осваивается мир в науке и технике?

Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии – Учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую – учение о человеческой деятельности; поэтическую – учение о творчестве.

Этика и политика у Аристотеля образуют философию о человеческом. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику. Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики, логики и метафизики.

По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных предмета философии – Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невмешательстве религии и философии. Естественную философию он поделил на физику, которая изучает все многообразие объектов природы, и метафизику, выявляющую причину всего сущего, нечто общее и неизменное для вещей.

Т. Гоббс выделял философию природы и философию государства. Философия природы (естественная философия) разделялась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы движения и конкретные явления природы. В состав философии государства (гражданской философии) входят этика и политика.

И. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» – познавательной, практической и эстетической. Следовательно, И. Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже – позитивистскую) узкорационалистическую трактовку философии.

Г. В.Ф Гегель также выделял три части философского знания (логику, философию природы и философию духа).

В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

1) учение о бытии – онтологию;

2) учение о деятельности – праксеологию;

3) теорию познания – гносеологию;

4) теорию ценностей – аксиологию;

5) учение о человеке – философскую антропологию;

6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества – социальную философию (социологию).

В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называлиТеорию диалектики.

Учение о способах познания философии есть методология, а учение о путях творчества и их обосновании – эвристика. Отдельными областями философии являются философия науки и техники, религии, языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии.

Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра).

В целом философия изучает отношение «человек – мир», рассматриваемое под углом Зрения природы и сущности мира и человека, Места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

Монизм,дуализм, плюрализм в философии

Предмет фил-ии. Изменение предмета фил-и в ходе истор-ого развития.

Предметом фил-ии называют круг вопросов, кот-е она изучает.

Фил-ия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение фил-ии было подготовлено. Во-1 накоплением знаний. Во-2, неудовлетворенностью господствующим в обществе религ-ми и мифолог-ми представлениями о мире.

Фил-ия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- “любомудрием”.Фил-ия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении чел-ка к миру. Как наука фил-ия собирает, обобщает и анализирует инф-ию с целью получения новой. Фил-ия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место чел-ка в нем. Она исследует познавательные, целостные, соц-но – пол-ие, нравственные и эстетические отношения чел-ка к миру.

. Основная специфика фил-го знания закл-я в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие фил-ии от всех иных наук зак-я в том, что фил-ия явл. Теор-им мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных чел-твом знаний.Предмет фил-и шире предмета исследования любой отдельной науки, фил-ия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, “извечные” проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир).

Основной вопрос филоссофии и способы его решения

Впервые осознанно и четко этот вопрос прозвучал у немецкого философа 19 века Фридриха Энгельса. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, – утверждал он, – есть вопрос об отношении мышления к бьггию».

Суть вопроса, по Энгельсу, прежде всего в том, что является первичным: бытие или мышление, природа или дух. Французский философ 20 века Альбер Камю считал самым важным проблему смысла человеческой жизни. «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого, – значит ответить на основной вопрос философии»,- заявлял он.

Материализм и идеализм как два направления в развитии философии

Большинство философов убеждены, что мир имеет одно начало: либо материю, либо сознание, то есть придерживаются монистической (от греч. monos – один) позиции. Те, кто считает первичным природу, или материю, стали называться материалистами, а те, кто считает таковым сознание, или идеальное, духовное, – идеалистами.

Ма- териалисты, таким образом, исходят кз реальности к б раскрытии такн бытия опираются не на веру в чудеса, а на достижения науки и общественной практики.

Идеализм делится на два вида: объективный и субъективный. Объективные идеалисты считают субстанцией мира якобы существующее объективно, то есть независимо от человеческого сознания, духовное начало (выступающее в разных вариантах понимания: как мировой разум, мировая воля и т.д.). Это начало творит весь материальный мир, включая человека. По сути, его можно назвать философским вариантом Бога.Субъективные идеалисты, в отличие от объективных, считают единственной реальностью наше сознание. По мнению, например, английского философа 18 века Дж. Беркли, весь окружающий нас мир на самом деле есть не что иное как комплекс восприятий человека. Существовать – значит быть воспринимаемым, утверждал он. Вне нашего сознания ничего не существует.

Значение философии и ее роль в познании

Предмет фил-ии – фил-ия – наука, кот. изучает наиболее общие законы развития природы, общ-ва и познания(правильное и бесполезное определение).

Назначение фил-ии – поиск удела чел-ка, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении чел-ка, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру фил-ого знания составляют четыре осн-ых раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика фил-кой мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.Фун-ии фил-ии — осн-е направления применения фил-ии, через кот. реализуются ее цели, задачи, назначение.

Мировоззренческая фун-я способствует формир-ию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте чел-а в нем, принципов взаимодействия с окруж-м миром.

Методологическая фун-ия зак-ся в том, что фил-ия вырабатывает основные методы познания окруж-ей действ-ти (см. вопрос 3 “Предмет и методы философии”).

Мыслительно-теоретическая фун-я выражается в том, что фил-ия учит концептуально мыслить и теоретизировать Гносеологическая — одна из основополагающих фун-ий фил-ии — имеет целью правильное и достоверное познание окруж-й действительности (то есть механизм познания).

Роль критической фун-и – подвергать сомнению окруж-й мир и существ-ее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Социальная фун-я .

Монизм,дуализм, плюрализм в философии

Монизм – учение о всеединстве действительности, в основе которой – одно начало, одна субстанция (Божественная – пантеизм; сознание – психологизм, феноменализм; материя – материализм; наивный монизм: первовещество – вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина – материя), или идеалистическим (единая основа – дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм – мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору

Плюрализм – философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом.

Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

Монизм, дуализм, плюрализм в философии – понятие, концепция и сущность

Название работы: Монизм, дуализм, плюрализм

Предметная область: Логика и философия

Описание: Структурная организация методологического знания прямо связана с теми функциями которые оно выполняет в процесс е научного познания. Рефлексия над процессом научного познания не является совершенно необходимым его компонентом. Рефлексия и осознание нужны тогда когда ставится задача построения нового научного знания или формирования принципиально нового поведенческого акта. Чем же здесь может помочь методология каковы ее функции в процессе конкретнонаучного познания Анализируя различные ответы на этот вопрос можно встретиться как с.

Дата добавления: 2013-08-21

Размер файла: 41.5 KB

Работу скачали: 53 чел.

1. монизм, дуализм, плюрализм.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира — один, два или больше. При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как: монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм (от греч. «монос» — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).

Дуализм (от лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов. Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм (от лат. «pluralis» — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное. Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

2. Нормативная и дескриптивная методология.

Структурная организация методологического знания прямо связана с теми функциями, которые оно выполняет в процесс е научного познания. Рефлексия над процессом научного познания не является совершенно необходимым его компонентом. Основная масса знаний применяется, так сказать, автоматически, без специального размышления по поводу их истинности, их соответствия объекту. В противном случае процесс познания был бы вообще невозможен, ибо каждый раз уходил бы в дурную бесконечность. Но в развитии каждой науки бывают периоды, когда сложившаяся в ней система знаний не обеспечивает получения адекватных новым задачам результатов. Главным сигналом необходимости методологического анализа системы знаний является возникновение различных парадоксов, главный из которых заключается в противоречии между теоретическими предсказаниями и реально получаемыми эмпирическими данными.

Приведенное положение относится к ситуациям, когда необходима рефлексия над категориальным строем и объяснительными принципами целой науки, т.е. над сложной и объективированной системой знания. Но рефлексии могут требовать и познавательные ситуации более мелкого масштаба – несостоятельность той или иной частной теории, невозможность решения новой задачи имеющимися методами, наконец, неудачные попытки дать решение актуальной прикладной задачи. Если провести аналогию с процессами разного уровня контроля человеческой деятельности, можно сказать, что научная рефлексия того или иного уровня, так же как и осознание человеком своих собственных действий, требуется там, где имеющиеся автоматизмы не обеспечивают получения необходимых результатов и нуждаются в перестройке или дополнении.

Рефлексия и осознание нужны тогда, когда ставится задача построения нового научного знания или формирования принципиально нового поведенческого акта.

Чем же здесь может помочь методология, каковы ее функции в процессе конкретно-научного познания? Анализируя различные ответы на этот вопрос, можно встретиться как с недооценкой, так и с переоценкой роли методологии. Недооценка ее роли связана с узко эмпирическими тенденциями, игнорирующими ее философско-мировоззренческую основу. Эти тенденции характерны, как мы уже указывали, для позитивистски ориентированных подходов. Но и здесь, в новейших вариантах постпозитивистской философии науки, наблюдаются сдвиги в сторону признания важности философии и мировоззрения для научного исследования (см. п. 2.9). Рост интереса к методологическому знанию и повышение его роли в современной науке являются совершенно объективным и закономерным процессом, в основании которого лежат такие причины, как усложнение задач науки, появление новых организационных форм научной деятельности, увеличение числа людей, вовлекаемых в эту деятельность, рост затрат на науку, усложнение используемых средств. Одна из главных причин естественного роста «спроса на методологию» связана с превращением занятий научной деятельностью в массовую профессию, в методологии начинают искать фактор, обеспечивающий эвристическую компенсацию – восполнение продуктивных возможностей среднестатистического индивида.

При этом часто складывается наивное представление, что все в науке сводится к отысканию подходящих методов и процедур, применение которых автоматически обеспечит получение значимого научного результата. Действительно, часто для решения проблемы необходимо именно найти адекватный метод, но сделать это, особенно если речь идет о новом методе, невозможно только за счет движения «сверху». Становится все более ясно, что сама по себе методология не может решать содержательных научных задач. Недостаточное осознание этого факта порождает «потребительское» отношение к методологии как к набору рецептов, которые достаточно просто усвоить и применить в практике научного исследования. Именно в этом и заключается опасность переоценки роли методологии, что, в свою очередь, по закону маятника может привести к ее мнимой дискредитации и как следствие к недооценке ее значения. Использование методологических принципов есть процесс сугубо творческий. «Как показывает история науки, познание обычно остается удивительно индифферентным к навязываемой ему извне методологической помощи, особенно в случаях, когда эта последняя предлагается в виде детализированного, скрупулезно разработанного регламента. Поэтому и новый концептуальный каркас может возникнуть и действительно возникает не как результат проводимой кем-то сверху методологической реформы, а как продукт внутренних процессов, совершающихся в самой науке. Что же касается методологических исследований в специальном смысле этого слова, то они в лучшем случае могут выступать катализаторами этих процессов, интенсифицируя самосознание науки, но ни в коем случае не подменяя его» [Юдин, 1978, с. 122].

Итак, первой может быть выделена функция катализации, стимулирования процесса познания как одна из основных функций методологического анализа. Близко к ней примыкают такие функции, как проблематизация и критическое осмысление функционирующих в культуре идей, формирование творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, воспитания культуры мышления.

Вторая функция методологии связана с организацией и структурированием научного знания как целого за счет его интеграции и синтеза, разработки общенаучных средств и форм познания – общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания. Одним из следствий рефлексии методов той или иной науки является возможность их переноса и использования в других науках, что позволяет методологии при определенных условиях выполнять и непосредственно эвристическую функцию.

Определенную роль играет методология в выработке стратегии развития науки , оценке перспективности того или иного научного направления, особенно при планировании комплексных исследований, обосновании целевых программ. Можно сказать, что методология здесь выступает в роли своеобразного «предзнания», которое должно указать наиболее вероятный путь к успеху, предвосхищая результат, который будет получен в будущем. Главное место в таком обосновании занимает именно характеристика методов и способов движения к цели, соответствие их общим требованиям, сложившимся не только в науке, но и в обществе на текущий момент.

Важной функцией методологии (ее философского уровня) является мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.

Перечисленные функции можно отнести к функциям методологии преимущественно дескриптивного типа, т.е. имеющей форму ретроспективного описания уже осуществленных процессов научного познания. Даже когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, пытаясь предвосхитить будущие результаты, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию в надежде выбрать оптимальный путь дальнейшего движения. Принципиально иной, конструктивный характер имеет нормативное методологическое знание, включающее в себя положительные рекомендации и правила осуществления научной деятельности.

Нормативная методология – рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности.

Ее результатом является построение предписаний и норм, соблюдение которых необходимо для обеспечения правильности постановки проблемы как со стороны ее содержания, так и формы.

Нормативная методология дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности), улучшает организационную сторону исследований.

Дескриптивная методология – рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам.

Рассмотрим некоторые методологические нормы и регламентации, касающиеся процесса научного познания, а также различную роль методологии на разных стадиях научной деятельности.

Атомизм в философии – представители, идеи и теории

Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи?
Представители Левкипп и Демокрит.
Основные достижения создание атомистики (учения о прерывном строении материи).

Рациональные причины возникновения атомизма не достаточно ясны исследователям философской мысли – часть из них полагает, что учение об атомах, о конечных физических частях мира, явилось продолжением учения элеатов, в частности, Парменида, о неизменяемости и неделимости истинного бытия.
Принимая это учение в общем, Левкипп и Демокрит, однако, якобы признавали возможность движения истинного бытия и его делимость. В этом случае им ничего не оставалось, как допустить существование реального небытия, которое существовало бы между частицами разделенного истинного бытия.
Это реальное небытие они предъявили в качестве самостоятельного начала мира, пустоты, и в этой же пустоте происходило у них движение истинного бытия.
Таким образом, у них возникла идея прерывного в своей структуре мира, состоящего из мельчайших неизменяемых частей, атомов. Этот мир лишь внешне кажется цельным и единым, так же, как видится цельным и единым издалека куча песка или куча зерна, также состоящие из мельчайших частиц.
Атомистическая концепция Левкиппа и Демокрита содержит в себе много ошибочных выводов о характере природ

ных процессов и слабо проработана в деталях. Но основные, наиболее существенные положения их концепции сохраняют свою ценность, и состоят в следующем:
1. Первоначала мира – это атомы и пустота. Атомы постоянно двигаются в пустоте, соединяются и разъединяются. При их соединении образуются вещи разного качества и вида, потому что, и качество, и вид вещей зависят от того, как и какого качества атомы образуют их, сцепившись между собой.
2. Атомы неделимы, неизменны, вечны и непроницаемы. Они невидимы по причине своей малости. Все атомы отличаются друг от друга формой и величиной.
3. При сцеплении атомов между собой тела образуются, а при расцеплении – распадаются.
4. Все сцепления и расцепления атомов обусловлены некоей мировой необходимостью, и в этих процессах нет ничего случайного, как нет ничего случайного и в том, какими образуются из атомов вещи, поскольку результат этого также есть проявление необходимости, заложенной в физических свойствах атома и в механических процессах их соединения.

АПЕЙРОН – качественно неопределенное, вечное первоначало мира.
АРХЭ – изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент.
АТОМИСТИКА – учение о дискретном, то есть о прерывном строении материи (атомы и пустота).
ГОМЕОМЕРИИ – первовещество мира, «семена вещей», каждое из которых качественно отличается от другого, а все вместе они составляют бесконечный набор качественного многообразия мира.
КОСМОС (античн.) – отвлеченное от конкретики вещей понятие, в котором соединяются вместе идеи порядка, организованности, гармонии, совершенства и красоты.
КОСМОС (совр.) – пространство Вселенной.
КОСМОЦЕНТРИЗМ – античное философское мировоззрение, понимающее мир как порядок, организованность, гармонию, а также совершенство и красоту.
ЛОГИКА – наука о формах правильного мышления.
НАТУРФИЛОСОФИЯ – античная философия природы.
НУС – вселенский ум, который управляет «семенами вещей», гомеомериями.
СТАНОВЛЕНИЕ – непрерывная изменчивость вещей и явлений.
ХАОС – беспорядок, неорганизованность.

Первая трудность: весьма часто упускается из виду, что все эти физико-природные по названию первоэлементы – вода, воздух, земля и огонь – не являются водой, воздухом, землей и огнем в привычном нам понимании. Это не физические явления и не природные феномены – натурфилософы не были настолько просты и наивны. Это лишь словесные ярлыки для неприродного, обозначающие его специфику, способную соотноситься с тем или иным природным.
Все эти первоэлементы являются некими первосущностями особого состава, и занимают как бы надматериальную позицию. Но при этом нельзя сказать, что они совсем нематериальны. Они – материя, которая до материи. То есть они – это тот особый вид материи, праматерия, или сверхматерия, или «первая материя», которая предшествует в своём существовании вот этой материи, данной нам в ощущениях. Такова была общая идея натурфилософов.
Вторая ошибка – переходя к атомистам, забывают, что первоначал у них два: пустота и атомы. Пустота, обычно опускается, что неверно. Атомистика, собственно, и началась с признания пустоты, недопустимой ранее другими школами. Поэтому пустота это такое же действительное первоначало мира, как и атомы.
Кое-что о Гераклите. А именно – «противоположности». Слово впервые прозвучало из его уст, но это не повод делать из него диалектика. В диалектике также важна служебная роль противоположностей, и это слово также бросается в глаза, как некий знаковый символ учения. Однако диалектика – это нечто совсем другое. Диалектика исследует развитие, не будем этого забывать, а Гераклит исследует изменение. В чем разница, если очень кратко и очень поверхностно? Разница – в необратимости. Если некое изменение необратимо, то это развитие, и этим занимается диалектика. А если некое изменение обратимо, то это становление, и этим занимается натурфилософия.
То есть, в диалектике через противоположности происходит переход старого качества в новое, а у Гераклита качественно всё остается принципиально тем же самым, потому что противоположности лишь плещутся туда-сюда, перетекая через некое срединное состояние вещи или явления, занимают там на время лидирующую позицию, но ничего принципиально не меняют качественно. Это не диалектика.
Точно также Гераклит и не дуалист, потому что в дуализме, если мы говорим о философии, нет противоположностей вообще. То есть дуализм в философии – это не тот бытовой дуализм, который подхвачен сейчас повсеместно из восточных концепций. Дуализм в философии – это принцип равно необходимого признания и материи, и сознания в качестве первоначал мира, что вообще никак и нигде не соотносится с философией Гераклита.
Чисто эстетический момент: лучше обойтись без имён богинь вражды и любви (Афродита и Нейкос) у Эмпедокла, поскольку это сразу же создает антураж обзора по языческим верованиям. С философской стороны привлечение этих богинь Эмпедоклом в свою концепцию ничего не добавляет. Это было просто данью литературной традиции того времени – олицетворять различные космические силы (в данном случае притяжения и отталкивания) деятельностью различных богов. Литературные традиции конечно важны, но в основном при изучении литературы. В философии можно обойтись.

Атомизм в философии — представители, идеи и теории

Атомизм в философии — это доктрина, которая объясняет сложные явления в совокупностях неподвижных частиц или единиц. Философия нашла успешное применение в естествознании: согласно атомистическому взгляду материальная вселенная состоит из мельчайших частиц, которые считаются простыми и слишком маленькими, чтобы быть видимыми, а разнообразие видимых форм в природе объясняется различиями в этих частицах и их конфигурациях.

Основная природа

Особенность атомизма в том, что наблюдаемые формы тут рассматриваются не как внутренние целые, а только в совокупности. В отличие от целостной теории, которая объясняет части на основе качеств, демонстрируемых целым, атомизм раскрывает наблюдаемые свойства целого характеристиками его компонентов и их конфигураций.

Для того чтобы понять историческое развитие этого направления в философии и его связь с современной теорией атома, необходимо увидеть различие между атомизмом первоначальным и другими его формами. Стандартная версия теории характеризуется тремя моментами:

  • Атомы абсолютно неделимы;
  • Наблюдается качественная идентичность;
  • Они могут комбинироваться друг с другом только путем сопоставления.

Атомизм обычно ассоциируется с реалистичным и механистичным взглядом на мир. Реален тот факт, что атомы не рассматриваются как субъективные конструкции, которые используются для лучшего понимания явлений. Вместо этого они находятся в реальности, где главное значение имеет сам факт существования.

Что касается механистического взгляда на вещи, то он гласит, что все наблюдаемые изменения могут сводиться к изменениям конфигурации. Это не просто вопрос использования полезной объяснительной модели.

Согласно теории все наблюдаемые изменения вызваны движениями атомов. В качестве аналитической доктрины атомизм противостоит доктринам организменным. Они учат, что природа целого не может быть обнаружена путем разделения его на составные части и изучения каждого элемента отдельно.

Типы теории

Историю доктрины можно поделить на два отчетливых периода: философский и научный с переходными периодами с 17 по XIX век. Именно этот исторический факт оправдывает различие между философским и научным атомизмом.

Философский аспект

История этого направления началась еще во время Античной Греции. Внимание ученых было сосредоточено не на подробном объяснении всех видов конкретных явлений, а на некоторых общих аспектах и чертах. Речь шла о попытках понять существование в природе множества различных форм и непрерывных изменений. Философский атомизм стал первой доктриной, способной ответить на такие вопросы. Он не ограничивался единственной проблемой объяснения возможности изменений в природе и множественности.

Дело в том, что в греческой мысли философия и наука все еще были едины, поэтому атомщики пытались дать подробное объяснение конкретных явлений, среди которых — испарение. Такие разъяснения предназначались, скорее всего, для поддержки общей доктрины атомизма, а не для создания физической теории в современном смысле этого слова. Иная теория не была возможна, так как она должна основываться на прямой или косвенной информации о конкретных свойствах вовлеченных атомов, а таких данных тогда еще не было.

Современное направление

С развитием научной доктрины атома общие философские проблемы начали отходить на второй план. Все внимание сосредотачивалось на объяснении конкретных явлений. Именно по этой причине химическая атомная теория, выдвинутая в XIX веке, предполагала, что каждый идентифицированный элемент обладает своими специфическими атомами, а все соединения имеют собственные молекулы. А то, что частицы действуют как неизменные и неразделенные единицы, зависит от того, какой процесс является основным.

Некоторые явления, согласно модернистским теориям, объясняются неизменностью молекул и их идентичностью, которая исчезает в результате химических реакций. После того как их структуры разрушаются, атомы перестраиваются в новые молекулы. С ядерными реакциями достигается новый уровень, на котором атомы больше не рассматриваются в качестве неделимых. Здесь на первый план выходят уже элементарные частицы.

История атомизма

Со времен античности и почти до XVI века доктрина оставалась полностью философской. Только после эпохи Просвещения начались попытки связать ее с другими науками и попытаться при помощи основных положений объяснить физические или химические процессы.

Древнегреческий период

В Древней Греции возникла не только общая идея атомизма, но и весь спектр его различных форм. Основные черты теории можно увидеть уже в V веке до нашей эры в учениях Эмпедокла о четырех стихиях. Несмотря на свое успешное начало, атомизм не смог получить первенство в греческой мысли. Это происходит потому, что Платон и Аристотель не были удовлетворены атомистическим решением проблем вселенной. Даже в отношении материального мира доктрина, казалось, не давала достаточного объяснения.

Основатель теории — Левкипп — атомист, который пытался разработать теорию материализма. Именно его школу прошел Демокрит — создатель атомистического мироучения. Вместе со своим учителем, основоположником теории, он пытался кратко объяснить строение мира, а не развивать представление о мельчайших частицах. Появление же своей особой точки зрения он считал случайностью.

Платона больше интересовали принципы порядка, чем материальных элементов. Что касается Аристотеля, то он сразу же отверг идею Демокрита о том, что в химической реакции составные части не лишаются своей идентичности. Он считал, что элементы, которые входят в состав друг друга, не остаются тем, чем были по отдельности. Разумеется, есть некоторые признаки того, что в химической теории Аристотеля мельчайшие частицы играли роль, но она, безусловно, не была очень важной.

Между тем, атомистические идеи оставались известными в греческой мысли. Философу Демокриту удалось даже создать целую «Вселенную», посвященную этому. Среди основных его принципов можно выделить следующие:

  • Гомосомеральности не существует. Демократичные атомы не имеют вторичных свойств — они полностью незаметны. Философ отвергает идею о том, что «если сахар сладкий, то и его атомы сладки».
  • Свойства крупномасштабного объекта зависят от характеристик его мелкомасштабных компонентов.
  • Соединения, полученные в результате химической реакции, неочевидны. Они могут показаться «белыми или зелеными, но на практике это не так».

Продолжением идеи позже занялся Эмпедокл. Он предложил теорию, которая предполагала наличие нескольких различных атомов. Доктрина основывалась на учении о четырех элементах. Аристотель принял последнюю доктрину, но отверг ее атомистические принципы. Некоторые его последователи (Александр Афродисий, Фемистий и Филопон) в будущем объединили аристотелевскую теорию химических реакций с атомистическими концепциями.

В предложенной учеными системе атомы назывались «elachista». Выбор термина был связан с отказом от бесконечной делимости материи. Считалось, что у каждого вещества был свой минимум, ниже которого оно не могло существовать. Если бы такую минимальную частицу удалось разделить, то она стала бы другим веществом.

Модернистские учения

В современном понимании доктрина появилась с расцветом науки. В истории XVII века теория занимает важное место по двум причинам: началось возрождение демократического учения, а также развитие научной теории атома.

Воскрешением доктрин Демокрита занимался неоднозначный эпикурейско-христианский мыслитель Пьер Гассенди, который не только познакомил своих современников с атомизмом, но и сумел избавить его от материалистической интерпретации. Это стало достаточно актуальным для математики и механики, которые были в XVII веке хорошо развиты.

Стоит отметить, что в это время ученых больше интересовали возможности, которые атомизм предлагал для развития физической теории, а не философские различия между системами. Среди других атомистов в философии, которые уделяли пристальное внимание доктрине, можно выделить следующих:

  • Даниэль Сеннерт — яркий представитель продемокритской школы, считавший, что теория Демокрита и идея о минимумах должны быть равносильны. С философской точки зрения, Сеннерт больше интересовался общей идеей атомизма.
  • Роберт Бойль. Осознавал несоответствие первоначального атомизма и атомной теории, которую можно было бы использовать для химических целей. Он считал, что атомы Демокрита были связаны с первичными конкрециями, которые сложно диссонируют и действуют как элементарные частицы в химическом смысле.
  • Джо Далтон — автор множества трактатов, считается отцом современной теории атома. Ему удалось применить результаты химической работы Лавуазье к атомистическим концепциям. Когда он говорил об элементарных атомах, он имел ввиду не просто теоретическую идею, а химические элементы, определенные Лавуазье. Далтон был склонен считать, что все частицы сохраняют свою идентичность даже при химической реакции.

Индийская версия доктрины

Следует отметить, что атомистика не ограничивается западной философией и наукой. Примеры качественного атомизма, основанного на учении о четырех элементах, также встречаются в индийской философии, где считалось, что атомы не являются абсолютно неделимыми, но только относительно. Следовательно, в определенных аспектах индийский атомизм больше связан с доктриной минимума, чем с доктриной Демокрита, но такое понимание атома и картины мира не превратилось в научную теорию, поэтому назвать ее полноценной нельзя.

Таким образом, атомизм в философии — это теория, которая предполагает, что все в мире состоит из элементарных неделимых частиц со своей идентичностью и свойствами. Учение появилось еще в античные времена и получило продолжение в XVII веке. Представители атомизма считают, что каждому объекту присущи свойства, полученные в результаты слияния его компонентов.

Ссылка на основную публикацию