Ислам – история возникновения религии, основные положения

ИСЛАМ

Исла́м (араб. – предание себя Богу, покорность) – одна из мировых религий (наряду с Христианством и буддизмом), относящаяся к т.н. авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с Христианством и иудаизмом).

Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570-632). В возрасте 40 лет (около 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога – Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги.

Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда – “посланником Аллаха” (“ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах”).

Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее – Медина); со времени этого переселения – хиджры, которое произошло в 622, начинается летосчисление ислама.

На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии – иудаизм и Христианство.

Вероучение ислама изложено в священной книге мусульман – Коране.

Каждый мусульманин должен следовать пяти основным “столпам” – обязанностям религии. Главный догмат ислама кратко изложен в 112-й суре Корана: “Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!”

Первая обязанность мусульманина – вера в то, что Аллах – единственный истинный Бог, а Мухаммед – Его посланник. Троекратное произнесение шахады (“ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах”) является главной частью ритуала принятия ислама.

Вторая обязанность – пятикратная молитва (салят, намаз), которую ежедневно нужно совершать в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в соборной мечети, которая в то же время является центром религиозного обучения и общественных собраний.

Третьей ритуальной обязанностью является пост (саум) в месяц рамадан. Согласно традиции, первое откровение было ниспослано Мухаммеду в месяц рамадан, поэтому пост воспринимается как телесная форма служения Богу.

Четвертой обязанностью мусульман является закят – обязательный налог на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины и ее прихожан. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых и все имущество распределяется в равной мере между верующими; кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования – садака.

Пятой обязанностью мусульман является совершение паломничества в Мекку – (хадж), прежде всего в “Священную мечеть” аль-Масджид аль-Харам, где находится главная святыня ислама – Кааба. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества в месяц зу-ль-хиджжа, который соблюдается на протяжении всей истории ислама. Считается желательным, чтобы хадж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни (при условии физических и материальных возможностей); в этом случае он получает звание хаджи и уважение соплеменников.

Иногда к обязанностям мусульман причисляют джихад – полную отдачу всех сил, включая священную войну, для торжества ислама – как свидетельство благочестия, гарантирующего доступ в рай.

По мере распространения ислама среди неарабских народов, стоявших на разных ступенях развития, для решения различных проблем гражданского общества предписаний Корана оказывалось недостаточно. Обратились к “прецедентам”, то есть действиям и поступкам пророка (сунна), древним обычаям Медины, собственному чувству справедливости (рай). Зафиксированная в хадисах и кодифицированная в IX в., сунна фактически приобрела большее значение, чем Коран – памятник начального ислама. Мусульманскими правоведами было объявлено, что сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны. Правоверные мусульмане получили название ахль ас-сунна – “люди сунны”, “сунниты”.

Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения – фикха. Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права – шариат. Обычное право – адат, которое регулировало различные отношения у завоеванных арабами народов и племен, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во второй половине VIII-IX вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырех богословско-правовых школ – мазхабов. Основателями этих школ (существующих до настоящего времени) были Абу Ханифа (около 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад – самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них “двери иджтихада” были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв.

Уже в первое столетие существования ислама в нем произошел раскол: выделились, кроме суннитов, шииты – сторонники Али, мужа дочери пророка – Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, которые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной – имамат.

Самыми распространенными праздниками мусульман являются:

  • праздник жертвоприношения Ид аль-адха, Курбан-байрам);
  • праздник розговенья (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам);
  • праздник Аль-Исра валь-Мирадж;
  • день рождения Пророка (Маулид ан-наби).

Кроме праздников, общих для всех мусульман, у шиитов существует множество торжественных дат, связанных с почитанием имамов-мучеников, когда проводятся траурные церемонии и оплакивания. Это прежде всего ашура (шахсей-вахсей) – в память о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука Мухаммеда.

Мусульмане мира объединены в ряд организаций, важнейшие из которых следующие:

  • Организация “исламский конгресс”, созданная в 1969 и объединяющая свыше 40 мусульманских государств;
  • Всемирный исламский конгресс (создан в 1926);
  • Лига исламского мира (создана в 1962);
  • Всемирная исламская организация, образованная в 1964 (до 1970 называлась “Афро-Азиатская исламская организация”).

Экспансия ислама

В конце XX – начале XXI века наблюдается заметный рост числа мусульман в европейских странах, связанный с растущим числом мигрантов и большой рождаемостью в семьях мусульман. Растущая мусульманская часть общества начинает оказывать всё более заметное влияние на его развитие.

Американский доктор теологии Питер Хэммонд считает, что ислам это не религия, и даже не культ. По его мнению, это всеобъемлющая, тотальная, детально разработанная система жизни, включающая в себя религию, право, политическую и социальную системы, военные аспекты. В своей работе «Рабство, терроризм и ислам: исторические корни и современная угроза» [1] исследователь отмечает:

Далее Хэммонд приводит характерные черты поведения исламской части общества в зависимости от численности мусульман:

  • Пока популяция мусульман не превышает 2%, независимо от страны, они будут вести себя по большей части как миролюбивое меньшинство и не будут представлять особой угрозы для граждан.
  • При достижении уровня 2-5% населения, мусульмане начинают заниматься прозелитизмом среди маргинальных слоёв населения, этнических меньшинств, в тюрьмах.
  • При достижении 5% они начинают пытаться оказывать влияние на социально-культурную атмосферу соразмерно со своей процентной долей в обществе. А именно: начинают продвигать понятие «халяль», производить и продавать продукцию для мусульман, тем самым обеспечивая рабочие места для себя, организуют торговые сети, рестораны «для своих», культурные центры. На этом этапе они также пытаются налаживать контакты с государственными структурами, пытаясь выторговать для себя наиболее благоприятные условия для исполнения шариатских норм.
  • Когда мусульманское население достигает 10%, они, по мнению Хэммонда, начинают прибегать к незаконным методам достижения своих привилегий. “Например, в Париже, – пишет автор, – мы уже видим поджоги баров. При проявлении какой-либо реакции со стороны местного населения, моментально вспыхивают бунты, и следуют угрозы, – что мы наблюдали в Амстердаме, когда были выступления против карикатур на Мухаммада и фильмов об исламе”.
  • При достижении 20% местным гражданам следует быть готовым к началу исламских рейдов на улицах, джихадистским патрулям, поджиганию церквей и синагог.
  • После отметки в 40% остатки народа, возможно, станут жертвой широкомасштабной резни, периодического террора.
  • Когда мусульман станет большинство – более 60%, граждане – немусульмане начнут подвергаться преследованиям, гонениям, этническим чисткам, будут урезаны в правах, начнут платить дополнительные налоги, и всё это юридически будет основываться на шариатских положениях.
  • При достижении 80% – государство уже полностью во власти мусульман, христианские и иные религиозные меньшинства будут подвергаться регулярным запугиваниям, насилию, будут проводиться санкционированные государством чистки с целью изгнания из страны «неверных» или принуждения их к принятию ислама.

Численность мусульман

Мусульман во всем мире насчитывалось в 1996 1126 млн. человек, что составляло 19% всего населения земного шара. По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии (без стран бывшего СССР) жило 778 млн. (22% населения этой части света и 69% всех мусульман), в Африке – 309 млн. (соответственно 41% и 27%), в Европе (включая всю территорию России) – 32 млн. (4,4% и 2,8%), в Америке – 7 млн. (0,9% и 0,6%), в Австралии и Океании – 0,4 млн. (1,3% и 0,03%).

В Азии численность мусульман наиболее значительна в Индонезии (150 млн. – 83% всего населения; все приводимые цифры относятся к 1990), Пакистане (119 млн. – 97%), Бангладеш (101 млн. – 87%), Индии (99 млн. – 12%), Иране (56 млн. – 99%), Турции (55,5 млн. – ок. 100%), Китае (27 млн. – 2,4%), Ираке (18 млн. – 95%), Афганистане (16 млн. – 99%), Саудовской Аравии (13 млн. – 93%), Йемене (13 млн. – почти 100%), Сирии (11 млн. – 90%), Малайзии (10 млн. – 55%), на Филиппинах (5 млн. – 8%), в Иордании (3,2 млн. – 94%), Таиланде (2,2 млн. – 4%), Кувейте (1,9 млн. – 90%), Ливане (1,8 млн. – 60%), Объединенных Арабских Эмиратах (1,6 млн. – 85%), Мьянме (1,6 млн. – 4%), Омане (1,4 млн. – 96%), Палестине (1,4 млн. – 88%), Шри-Ланке (1,3 млн. – 8%). Кроме того, высок процент мусульманского населения в следующих азиатских странах: в Бахрейне (ок. 440 тыс. – 85%), Катаре (ок. 405 тыс. – 91%), Мальдивской Республике (214 тыс. – св. 99%), Брунее (ок. 190 тыс. – 71%).

Из африканских стран крупные группы последователей ислама есть в Египте (46 млн. – 85% всего населения), Нигерии (34 млн. – 40%), Алжире (25 млн. – свыше 99%), Марокко (25 млн. – около 100%), Судане (18 млн. – 70%), Эфиопии (16 млн. – 35%), Танзании (9,6 млн. – 35%; на Занзибаре ислам исповедуют 98% населения), Тунисе (8,1 млн. – 99,5%), Мали (8,1 млн. – 86%), Сомали (7,6 млн. – почти 100%), Нигере (6,4 млн. – 90,5%), Гвинее (5,7 млн. – 83%), Кот-д-Ивуаре (4,9 млн. – 39%), Ливии (4,4 млн. – 96%), Буркина-Фасо (4,3 млн. – 48%), Камеруне (2,7 млн. – 24%), Чаде (2,6 млн. – 45,5%), Гане (2,4 млн. – 16%), Мозамбике (2 млн. – 13%), Мавритании (2 млн. – около 100%), Сьерра-Леоне (1,8 млн. – 43%), Эритрее (1,7 млн. – 51%), Кении (1,5 млн. – 6%), Уганде (1,5 млн. – 8%), Малави (1,2 млн. – 14,5%). Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия (около 820 тыс. – 95%), Коморские Острова (около 430 тыс. – 98%), Джибути (около 385 тыс. – 95%), остров Майотта (78 тыс. – 97%).

Среди государств, образовавшихся после распада СССР, много мусульман в Узбекистане (14 млн. – 68% всего населения), России (13 млн. – 9%), Казахстане (6,7 млн. – 40%), Азербайджане (5,7 млн. – 80%), Таджикистане (4,4 млн. – 82%), Туркмении (2,8 млн. – 76%), Киргизии (2,6 млн. – 60%). В России мусульмане в основном сосредоточены в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири и на Северном Кавказе.

В Европе значительными группами последователей ислама выделяются Франция (4,3 млн. – около 8% населения), Германия (2 млн. – 2,5%), Югославия (Сербия и Черногория: 1,8 млн. – 17%), Босния и Герцеговина (1,7 млн. – 40%), Великобритания (1,4 млн. – 2,5%), Албания (по приблизительной оценке, 1,3 млн. – 40%), Италия (1,1 млн. – около 2%).

В Албании, Боснии и Герцеговине, Югославии мусульманами являются в основном представители коренного населения (в Югославии главным образом албанцы Косова), во Франции, Германии, Великобритании, Италии – это в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют преимущественно арабы из Северной Африки и Юго-Западной Азии, а также выходцы из стран Африки, в Германии – главным образом турки, курды, арабы, так называемые славяне-мусульмане (из Боснии и Герцеговины), в Великобритании – в первую очередь выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии, в Италии – арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи.

В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра – 4,5 млн.(менее 2% населения). По национальной принадлежности – это арабы, персы и другие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам – около 1/3 всех мусульман страны).

По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 1,7 млрд. мусульман [2].

История возникновения ислама

История возникновения ислама прослеживается до VII века, когда в обществе назрела необходимость перехода к более сложной и многосоставной религии.

С течением времени ислам покорил значительную часть мира.

Зарождение ислама время, место, условия и причины возникновения

Ислам является самой молодой монотеистической религией в мире. Историки не могут назвать точную дату, когда возник ислам, датируя начало распространения религии VII веком. Следовательно, ответить на вопрос, сколько лет существует ислам, не представляется возможным – порядка 14 веков.

Происхождение мусульманства относят к западу Аравийского полуострова. Языческие племена арабов переживали сложный период разрушения родоплеменных связей и возникновение нового общества, с классовым делением.

Необходимость в появлении новой религии была обусловлена как постепенно усложнявшимися отношениями между людьми, их культурным и духовным развитием, так и социально-экономическими условиями.

Доисламическое поклонение идолам и божествам природы уже не удовлетворяло арабов, назрела нужда в более сложных и упорядоченных отношениях человека и его создателя.

Основатель ислама

Основоположником ислама считается пророк Мухаммед. Он родился в 670 году, с детства показал себя человеком, ищущим знаний, с аналитическим складом ума, лидером по натуре.

Родиной пророка является Мекка, именно там и появилось новое вероучение. В начале жизни будущий пророк пас скот, был караванщиком и торговцем. Мухаммад много путешествовал, встречался с разными людьми приверженцами разных вероисповеданий.

Кратко о возникновении и распространении ислама

Легенда гласит, что в возрасте 40 лет, когда Мухаммед в пещере предавался размышлениям, его посетил ангел Джабраил и принес уму в дар истоки и каноны мусульманства, краткое содержание аятов. Сначала мужчина отнекивался от сакрального знания. Ангел был настойчив, и Мухаммед ощутил в себе искру божественного знания, которое принялся распространять.

В Мекке новая религия, проповедующая принципы смирения и воздержания, не нашла большого числа последователей. Вспыхивающие ссоры вынудили основателя мусульманства в 622 году перебраться в Медину, где быстро образовалось ядро приверженцев мусульманства.

Восемь лет длился газават между исламистами и язычниками. В 630 году, захватив главный священный город арабов, Мекку, Мухаммед объявил ислам господствующей религией.

Религиозный центр самой молодой религии в мире

Средоточием помыслов ортодоксального мусульманина является Кааба – камень с письменами из Корана, имеющий сакральное значение.

Он расположен в Мекке – городе, имеющем особое значение для мусульман и кочевников-язычников.

Почему ислам стал мировой религией

Распространению ислама немало помогла гибель древних государств. Большое количество беженцев, прибывших в священный город, приняло ислам и впоследствии распространило его на всей территории Аравийского полуострова и за его пределами.

Стройность и проработанность основных и вспомогательных положений ислама, вера в единого бога Аллаха, лояльное отношение к греху позволило религии быстро занять место в пятерке лидирующих вероучений. Первоначально Мухаммед проповедовал мягкость, смирение, безропотное подчинение воле Аллаха.

Заключение

Хотя современный ислам стал синонимом терроризма, джихада и немотивированной жестокости, раньше приверженцы этой религии брали в руки меч для защиты, а не для нападения. Богатейшее культурное наследие, произведения зодчих, писателей, поэтов-исламистов, вдохновленных своими верованиями, позволяют увидеть в исламе красоту и силу.

Вобрав в себя основные черты буддизма, иудаизма, христианства, ислам является процветающей монотеистической религией.

История возникновения ислама

Ислам – религия, которая является самой молодой в истории человечества, а по числу приверженцев занимает в мире второе место, число приверженцев ислама составляет около двух миллиардов человек.

Мусульмане проживают в ста двадцати пяти странах по всему земному шару, и в двадцати восеми государств мира ислам является официальной государственной религией.

Мусульмане, в большинстве принадлежат к течению суннитов, составляет от 85 до 90% всех последователей ислама, а остальные подразделяются на шиитов и ибадитов.

Ислам и его источники

В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «предание себя Единому Богу» или «покорность». Ислам является мировой монотеистической авраамической религией.

Посланник Аллаха Пророк Мухаммед ﷺ – проповедник ислама, а основным источником ислама является Священная Книга Коран, а также Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ, которая является вторым по значению источником исламского права и вероучения. Сунна – это совокупность хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ или преданий, рассказов, в которых сообщается о жизни Посланника Аллаха ﷺ, его изречениях и мудрых высказываниях, о его деяниях. Исламские богослужения совершаются на арабском языке.

Первые мусульмане

Ислам считает первыми мусульманами первых людей на земле Адама и Еву или Хавву. В ряду исламских пророков называют Нуха или Ноя, Ибрахима или Авраама, Давуда или Давида, Мусу или Моисея, Ису или Иисуса, а также ряд других.

Представители других авраамических религий – христиане и иудеи – называются в исламе «Людьми Писания». В Священной Книге Коран представлены истории о сотворении мира, о том, как возник первый человек на земле, о всемирном потопе и прочие.

Зарождение Ислама

Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.

В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.

Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.

Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама

В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.

Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.

Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана “Слон”.

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Основатель ислама: пророческая деятельность Мухаммеда ﷺ

Вопреки расхожему мнению, основателем ислама не является Мухаммед ﷺ. По мнению мусульман – до него уже были пророки, и Мухаммад ﷺ – это последний пророк ислама или «Печать пророков». Мухаммед ﷺ не проповедовал новую религию, но восстановил истинную веру.

Пророк Мухаммед ﷺ, будучи мекканцем по своему происхождению и рождению, выходцем из курайшитов, вел активную деятельность мекканского ханифа: с момента рождения до начала своей пророческой миссии он вел обычную жизнь, позже занимался скотоводством и перегонял караваны. Мухаммад ﷺ принимал активное участие в восстановлении курайшитами общеарабской святыни Каабы.

Когда ему исполнилось сорок лет, в 610 году, Мухаммед ﷺ объявил, что он – расуль, то есть посланник, и наби, то есть пророк Аллаха, Единого Бога. После этого Пророк Мухаммад ﷺ начал проповедовать новую религию ислам в Мекке. Первые аяты Корана были произнесены Пророком Мухаммедом ﷺ в это же время. В его проповедях звучали призывы вернуться к монотеизму, к вере Ибрахима или Авраама, к вере пророков Мусы или Моисея и Исы или Иисуса, произносить молитвы и держать пост, давать милостыню и честно производить торговые сделки. В своих призывах во время проповедей Посланник Всевышнего говорил о необходимости веры в Единого Бога, о том, что верующие должны сплотиться в единое братство и соблюдать простые нормы морали.

По словам Мухаммеда ﷺ, всем народам были посланы пророки, появление которых было связано с тем, что они должны были наставить на истинный путь людей. Одними из главных вопросов, на которые обращал внимание Пророк Мухаммад ﷺ, был вопросы веры (имана) и неверия (куфра), вопросы загробной жизни, Ада и Рая.

Противостояние распространению Ислама

Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.

От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.

Переселение мусульман

Первую хиджру, паломничество и переселение совершил Пророк Мухаммед ﷺ в 621 году: он переехал в Йасриб, чтобы разорвать все связи с обществом, в котором он вырос, но которое не приняло призыв к единобожию и стало преследовать его и его последователей. Позже Йасриб в честь Пророка Мухаммеда ﷺ был назван Мадинат-ун-Наби, что в переводе означает «город Пророка».

В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.

В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Распространение ислама

Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова.

Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.

Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.

Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.

Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.

История развития ислама после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ: Праведный халифат

Появление ислама кардинально изменило всю политическую, социальную, экономическую, бытовую жизнь многих народов от Испании до берегов Индонезии.

После кончины Пророка Мухаммада ﷺ образовалось первое мусульманское государство Халифат, в котором власть, как светская, так и духовная, была сосредоточена в руках халифа. Первыми халифами государства были Абу Бакр, а затем Умар, Усман, Али, после них к власти пришла династия Омейядов, а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.

Правление Абу Бакра ас-Сиддыка

После смерти Пророка Мухаммада ﷺ, когда встал вопрос о том, что следует избрать халифа, то есть его «заместителя», был избран на эту должность Абу Бакр. Ему удалось пробыть у власти всего два года, после чего он умер, но даже за эти два года он успел убедить племена, которые отвернулись от Ислама, чтобы они вновь вернулись в религию.

История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара (Омара) своим преемником.

Правление Умара ибн аль-Хаттаба

Омар (Умар) стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.

При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Мусульмане также заняли Армению, Азербайджан, Ирак, Мазендаран, Хузестан и часть Фарса, что составляло основные территории Ирана.

Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии.

Расширение Халифата во времена праведных халифов

Правление Усмана ибн Афвана

Следующий халифом избрали Османа (Усмана), в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана (Османа) поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии – во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. До этого момента текст Корана существовал только в памяти хафизов – людей, заучивших текст Священной Книги Коран наизусть в момент, когда появлялся каждый аят, будучи ниспослан Посланнику Аллаха ﷺ еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений.

Правление Али ибн Абу Талиба

Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны. Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально.

Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы, а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат.

Развитие Халифата

Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры – были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.

История ислама продолжилась в феодальном государстве, которое стало преемником Праведного халифата – Омейядском халифате или Дамасском халифате, во главе которого стояла династия Омеядов. Во время существования этого государства исламский мир распространился на Северную Африку, частично Пиренейский полуостров – Андалусию, а также на Табаристан, Синд, Джурджан, Среднюю Азию, Юго-Восточную Азию, включая Малайзию и Индонезию.

Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман.

История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

История возникновения и распространения ислама кратко

Каждый житель восточных государств сможет рассказать кратко о возникновении ислама. В переводе с арабского языка это слово означает «покорность Аллаху» или «предание себя Богу». А приверженцы религии себя называют муслимами, в Европе же они считаются мусульманами. Все заветы и законы написаны в священной книге — Коран, хотя существуют и другие сборники.

  1. История появления
  2. Священные тексты
  3. Пророки и посланники
  4. Жизнь после смерти
  5. Законы шариата
  6. Правила молитв
  7. Паломничества и посты

История появления

Дата возникновения ислама — это первая половина седьмого века, а появился он на Аравийском полуострове. Главными городами тогда считались Мекка и Ясриб, который позже переименовали в Медину. Сегодня они расположены на территории современной Саудовской Аравии.

А основал религию пророк Мухаммед или Мухаммад. Он родился в Мекке в 570 году, был пастухом. Но ему удалось жениться на богатой вдове, тогда он изменил род своей деятельности — превратился в купца.

В 610 году у Мухаммеда открылся дар видения и речения — он наблюдал и слышал то, что было неподвластно другим людям. До него доносились голоса ангелов и самого Аллаха. Они диктовали ему содержание Корана, приказали искоренить безбожие и установить на земле мусульманскую веру. Так и началась проповедническая жизнь Мухаммеда.

В конце седьмого столетия ислам поделился на три ветви:

  • шиизм;
  • суннизм;
  • исмаилизм.

Есть и другие конфессии, но они менее популярны. Самая распространенная религия — суннизм, ее проповедуют около 80% мусульман в мире.

В мире 22% населения придерживаются заповедей ислама. Пророк также создал арабо-мусульманское государство — халифат. В истории было известно множество таких стран. Некоторые из них пережили распады и превратились в несколько государств. Другие даже не были официально признанными халифатами.

Священные тексты

Происхождение ислама основано на священных писаниях. Самая главная книга — Коран, в переводе с арабского это слово означает «читать вслух». Есть два варианта — оригинальный (небесный) и копия (земной). Первый хранится на небесах у Аллаха, а второй представлен множественными экземплярами.

Но арабы считают, что точной копией является Коран, изложенный на их языке. Содержание книги Аллах диктовал ангелу Джабраилу, а тот уже нашептывал его Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), а каждая из них делится на знамения (аяты).

Второй тип священных писаний — Сунна. Это сборник изречений пророка и описание его жизненного пути. Рассказы про великие чудеса, сотворенные Мухаммедом, долго передавались от одного поколения в устной форме. И только в Х веке их записали богословы Сиджистани, Маджа, Нисаи, Нишапури, Бухари и Тирмизи.

Они считаются авторами и создателями Сунны. Богословы собирали легенды о нем во многих городах, долго размышляли на тему религии и записали мудрые фразы пророка в единый сборник.

Согласно исламу, Аллах сотворил мир и все живое в нем. Он разделил небеса на семь уровней. Ниже первого находится ад, а на последнем — рай. В религии есть много мифических существ:

  • злые и добрые джинны;
  • ангелы;
  • гурии;
  • Бурак — крылатая лошадь с человеческой головой.

Джинны были созданы из огня и обладали злым характером. Но после проповедей пророка некоторые из них стали добрыми и праведными.

Пророки и посланники

Пророками называют людей, который рассказывали истину, идущую от Аллаха. Хотя они происходили из человеческого рода, их причисляли к святым. Всего в исламе было 124 000 подобных личностей. Из них 313 — посланники или «расулы», именно им Бог доверил свои откровения для записи.

Наиболее почитаемых пророков девять. Некоторые из них соответствуют христианским святым:

  • Нух — Ной;
  • Якуб — Иаков;
  • Муса — Моисей;
  • Ибрагим — Авраам;
  • Дауд — Давид;
  • Юсуф — Иосиф;
  • Айюб — Иов;
  • Иса — Иисус Христос.

Последнего мусульмане не считают Богом, как это делают приверженцы христианства. А главнейший среди пророков — Мухаммед. Аллах ему передал полное откровение и поручил донести народу суть ислама.

В мусульманских странах есть два праздника, которые возникли благодаря Мухаммеду. Первый — это мавлюд. Этот день ознаменовался рождением будущего пророка. А второй — мирадж, тогда он вознесся на небеса к Богу для беседы с ним.

Жизнь после смерти

Учение о бессмертности души в истории ислама мало отличается от того, что проповедуют христиане. Эта невидимая сущность продолжает жить после смерти физического тела. Душой называется единое образование, которое создал Бог.

Мусульманский загробный мир разделяется на две части — джанну (рай) и джаханнам (преисподняя). Праведники после кончины вознесутся к Аллаху, а грешники спустятся под первое небо. Христиане считают, что душа будет вечно томиться в чистилище или пребывать в раю. Но у мусульман человек после смерти живет в аду временно. После полного искупления своих грехов они предстанут перед Богом, который простит их.

А находиться в загробном мире всем душам предстоит до Судного дня. А затем они снова приобретут тела. В этот день на землю спустится ангел Исрафиль. Он умертвит всех живых, чтобы они заново воскресли одновременно с теми, кто скончался раньше них.

Все люди перед возвращением в физические тела должны пройти по мосту Сират, протянутым над пропастью в ад. Ступать придется по тонкому, как волос, канату. А еще он острый, словно лезвие ножа. Только праведники могут пройти по этому мосту. Грешники обязательно упадут в пропасть и вернутся в ад.

Законы шариата

Образ жизни каждого мусульманина зависит от законов шариата («праведный путь» с арабского языка). Это свод нравственных и юридических правил, которые одобрили пророки и исламские авторитеты.

Шариат основан на текстах из Корана и Сунны. Они описывают то, что можно делать народу и как поступать запрещается. Но в разных странах законы могут отличаться. Приемлемое для одного государства правило становится преступлением в другом.

Хотя и в пределах страны возникают противоречия. В Афганистане в 80-х годах мужчины могли не отращивать бороду, а женщинам позволялось не закрывать лицо чадрой. Но уже через десять лет сильному полу запретили бриться, а девушки в общественных местах обязаны были скрывать свою красоту за одеяниями.

Несоответствие шариатов часто становилось причиной конфликтов внутри государства или между разными странами. Запреты получили широкое распространение, они коснулись также кулинарии. Мусульмане не должны употреблять свинину, акул, раков, мясо краба, хищных животных, им нельзя пить алкоголь.

Практически в каждой стране установлены меры наказаний за нарушение этих правил. Преступникам грозит публичное избиение, заключение в тюрьму, отсечение конечностей. В некоторых случаях все заканчивается казнью.

Правила молитв

Благодаря зарождению ислама появились новые государства. А стать мусульманином довольно просто. Достаточно в присутствии двух мужчин, исповедующих ислам, произнести шахаду. Это короткая молитва на арабском языке. В переводе с него она звучит как «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его».

Всего в религии существует три типа молитв:

  • шахада;
  • намаз;
  • дополнительная.

Намаз мусульмане читают пять раз в день — на рассвете, в полдень, до заката и после него, перед сном. Одновременно с произношением словесных формул они выполняют определенные движения, стоя на коленях на коврике для молитв. Перед намазом нужно обязательно совершить омовение. Женщины всегда молятся отдельно от мужчин. Произносить священные слова можно в любом месте — в мечети или за ее пределами.

Дополнительные молитвы необходимы для выражения своих просьб к Аллаху. Тексты в этом случае просящий составляет самостоятельно. Произносить желание можно на любом языке, для этого подходит разное время суток. Но при произношении молитв обязательно нужно повернуться в сторону Мекки.

Мусульмане обязательно принимают участие в борьбе за свою веру. Завоевание новых территорий и обращение людей в ислам называют джихадом. Это священная война против неверных. Всего есть четыре типа джихада:

  • меча;
  • руки;
  • языка;
  • сердца.

Джихад меча — вооруженные выступления против неверных. Второй тип применяют старшие члены семьи по отношению к младшим. Третий используется для осуждения или одобрения поступков других людей. Джихад сердца — это борьба человека со своими недостатками и пороками.

Паломничества и посты

В месяце рамадане мусульмане начинают соблюдать пост. В светлое время суток они отказываются от еды, развлечений, курения. Но больные, военные и пленники, дети и старики, беременные и кормящие грудью женщины освобождаются от всех ограничений.

Если у человека достаточно физической силы и материального обеспечения, он может совершить хадж — паломничество. При этом нужно обязательно посетить Мекку, а большинство мусульман отправляются еще и в Медину. Там, согласно сообщениям историков, скончался Мухаммед.

Паломники в Мекке проводят семь дней, в каждый совершая определенные обряды. Сначала они обходят Каабы, пьют воду из священного источника, затем бегают по холмам и молятся у горы Арафат. А также они собирают камни, забрасывают ими столб, символизирующий шайтана, приносят в жертву скот.

Ислам — своеобразная религия, какой уже более четырнадцати столетий. У нее есть общие черты с христианством, но существуют и своеобразные отличия. А чтение молитв и знание сводов Корана помогает верующим людям в тяжелых ситуациях.

Когда и где возник ислам — рождение мировой религии

Ислам является одной из трёх авраамических религий. Авраамическими эти религии называются, поскольку произошли из одного источника — для всех трёх религий библейское предание является символом веры, а Авраам почитается как один из первых Божьих избранников. По численности верующих ислам занимает второе место среди монотеистических религий.

Авраамические религии

  • христианство;
  • ислам;
  • иудаизм.

Напомним также о том, что ислам входит в число трёх мировых религий. Иначе говоря, ислам наднационален, хотя в своё время возник в рамках арабского мира.

Мировые религии

Выделяются три основных направления:

  • буддизм;
  • христианство;
  • ислам.

Время возникновения мусульманской религии можно определить достаточно точно. Поскольку это самая молодая религия, сохранились вполне чётко датируемые сведения о её основателе и этапах распространения. Как законченное учение, мусульманская вера возникла в 650–660 гг. н. э.

Правда, есть основания полагать, что отдельные положения будущей мировой религии начали появляться в арабском обществе значительно раньше.

Эра неведения

«Эра неведения», или ал-джахилийа — так в арабском мире принято называть период до появления пророка Мухаммада и создания Корана. Исторически сложилось так, что в конце античности — раннем Средневековье, арабские племена оказались зажаты как в тисках между двумя великими цивилизациями и двумя великими религиями. С запада находилась христианская Византия, с востока — зороастрийская Персия.

Соприкасались арабы и с другими верованиями, распространёнными в регионе — иудаизмом, митраизмом, языческими культами. Несмотря на мощное культурное воздействие таких центров силы, как Восточная римская империя и Иран, арабы не стали адептами ни христианства, ни зороастризма, сохранив традиционные верования.

Однако ситуация менялась. Прежде бедные кочевники, основой жизни которых являлось простое выживание, оказались на пересечении торговых путей. В результате города, «оседлавшие» караванные тропы, в том числе Мекка, начали быстро богатеть. Рост благосостояния не сопровождался столь же быстрым ростом культуры, что создавало определённый вакуум, в том числе и веры. Старые верования также не соответствовали меняющемуся жизненному укладу.

Стоит отметить, что изменения, даже объективно положительные зачастую порождают в современниках этих изменений чувство тревоги, одиночества, неприкаянности. Духовной жажды, веры в чудо, наконец.

История Мухаммада

Мухаммад, с точки зрения его личной истории — дитя времени. В молодости он был бедным и неграмотным погонщиком караванов. Кроме того, юноша страдал «болезнью пророков» — был подвержен припадкам, напоминающим эпилептические. Однако в возрасте 25 лет молодой человек приглянулся богатой сорокалетней вдове Хадидже. Став её мужем, Мухаммад обрёл богатство. Это типичный пример реализации «случая». Впрочем , Хадиджа и Мухаммад, похоже, были счастливы.

Но если бы другой, ни о чём не беспокоясь, прожил, сколько ему отпущено, богатым купцом, то Мухаммад, получив возможность не заботиться о ежедневном пропитании, смог подняться до уровня великолепного администратора, объединившего разрозненные племена арабов и, главное, создателя новой религии, которая вскоре станет мировой.

Потенциал новой веры был настолько колоссален, что всего через сто лет после первой проповеди пророка ислам распространился по огромной территории новой империи. И если справедливо то, что мусульманская религия была принесена в другие страны на остриях сабель арабских завоевателей, то само сплочение кочевников, превратившееся в таран, уничтоживший Персию и почти уничтоживший Византию — заслуга ислама.

Пророк

История рассказывает: в семнадцатую ночь месяца Рамадан 610 года, находясь на горе Хира, Мухаммад внезапно проснулся и понял, что его окружает божественное присутствие. Как описывал это сам пророк, перед ним явился ангел и повелел: «Читай!». Мухаммад попытался отказаться от ноши, которая казалась ему слишком тяжёлой. И в этом он, кстати, не был одинок.

Библейские предания рассказывают, что многие еврейские пророки пытались избавиться от этого божественного «дара» — они чувствовали его непосильную тяжесть. Впрочем, об этом же писал и наш Пушкин, гениальным пером воссоздавая всю мучительность преображения обычного человека в Божьего посланника.

«Я не пророк!», — сказал Мухаммад ангелу. В ответ тот просто стиснул его так, что бедняга едва не задохнулся. Но и после того как ангел отпустил его, Мухаммад повторил то же. И новые чудовищные объятия. И в третий раз избранник пытается отречься от сужденной ему участи. И вновь ангел обхватывает его. И на грани потери сознания, на грани гибели Мухаммад вдруг чувствует, как из него льются новые, неведомые ему слова. Это были первые слова книги, которая впоследствии получит название «Ал-Куран», или, в европейском произношении, Коран. Собственно, Ал-Куран и переводится: «чтение вслух».

Потрясение от первой встречи со сверхъестественным было столь велико, что Мухаммад на коленях приполз к Хадидже, умоляя: «Укрой меня, укрой. ». Таким образом, вера не сразу поселилась в сердце пророка. Когда волнение несколько отступило, пророк рассказал жене о том, что с ним произошло. Больше всего он боялся, что стал отверженным сумасшедшим прорицателем, которых много бродило по Аравии в те времена. Но умница Хадиджа успокоила мужа, уверив, что рассудок не изменил ему. Просто стали появляться свидетельства избранности Мухаммада Богом.

Более того, она предложила посоветоваться с её двоюродным братом Бараком ибн Науфалом, который был христианином. Мудрый Барак подтвердил: пророческий дар получен Мухамадом ровно также, как был получен Моисеем или Исайей, от того же Бога.

Создание Корана

Главная священная книга мусульман — труд одного человека. И это, конечно, колоссальный труд, учитывая, что Библию создавали многие люди в течение многих веков. Откровения, составившие Коран, Мухаммад получал свыше частями, и этот процесс занял 23 года. При этом каждая строка священной книги, проникавшая в ум пророка, как будто исторгала из него душу. Процесс познания Божественного был мучителен.

При этом священные слова были не всегда разборчивы. Лишь иногда пророк ясно видел посланника Аллаха Джибрила, который диктовал ему аяты и суры. Гораздо чаще видения были неясны, а слова неразборчивы, как колокольный звон. Много времени и сил затрачивал Мухаммад, пытаясь постичь смысл этих неясных откровений. Иногда в прохладные дни по его лбу градом катился пот: такой колоссальный труд необходимо было совершить, чтобы принести Божеское слово людям. Но вера, как известно, горами движет.

Вдобавок, как уже говорилось, Мухаммад не умел ни читать, ни писать. Поэтому расшифрованное слово Божие приходилось запоминать. Кстати, изначально Коран передавался из уст в уста. Впервые он был записан лишь через два десятилетия после смерти пророка.

Интересно, сам пророк вовсе не считал, что основывает новую религию. Он просто напоминал забывшим Бога соотечественникам, о том что Бог есть, и он един. Мекканцы, торговцы из богатейшего племени курейшитов тоже верили в существование божества. Но считали, что своим процветанием обязаны лишь себе. Мухаммад пытался пробудить в людях почитание Бога, чувство глубокой благодарности Ему за сам факт существования. Собственно слово «кафир» (неверный) в мусульманской интерпретации означает не безбожника или приверженца других религий. Изначально оно обозначало человека не почитающего Бога, упивающегося собственной значимостью.

Первые адепты

Когда распадаются старые связи, а новые ещё не созданы, люди теряют себя. Кто-то весело и бездумно прожигает жизнь, кто-то погружается в пучину отчаяния, чувствуя себя ненужным на этом сумасшедшем празднике.

В такое время, время разброда и шатаний, пришёл со своей проповедью Христос. В такое же время, шесть веков спустя, на улицы Мекки вышел Мухаммад. Неграмотному бывшему погонщику удалось сделать невероятное. Строки Корана оказывали потрясающее действие на тех, кто слышал их. Сказывались не только смысл, но и сама магия звучания арабского языка. Именно в священной книге он достиг по-настоящему волшебной выразительности. Чтение Корана вслух оказывает глубокое воздействие даже на тех, кто не знает арабского. Что же говорить о тех, для кого этот язык родной!

Уже в первые годы своей проповеди Мухаммад привлёк множество новообращённых. Это были молодые, ещё не ставшие циниками и прагматиками мужчины, женщины, рабы, малоимущие. Все эти группы находились на социальном дне тогдашнего общества и остро чувствовали всю его несправедливость. Но оказалось, что недовольных существующим положением гораздо больше, чем кажется: они встречались даже среди внешне благополучных людей. Лишь только верхушка — наиболее знатные и богатые люди Мекки были настроены резко против проповедей Пророка — ведь они ставили под сомнение то положение дел, которое устраивало «лучших людей». Однако, пока Мухаммад не переходил определённые границы, у них не было повода объявить на него гонения.

Превращение ислама в религию арабов

Мухаммад сам перешёл «красную черту», запретив мекканцам почитать языческих богов. В первые годы он не настаивал на том, что декларируемое им единобожие не сочетается с языческими обрядами значительной части мекканцев. Но по истечении трёх лет объявил древние культы, которым поклонялись его сородичи идолопоклонством. И тогда почти все курейшиты откачнулись от него и его учения.

Более того, вчерашние последователи начали яростно преследовать тех, кто остался верным Мухаммаду и его учению. Опасность угрожала и жизни самого Пророка. В этих условиях Мухаммад был вынужден принять предложение арабов-язычников из города Йасриб переселиться к ним. Арабы из Йасриба слышали о проповедях Пророка. Сами они погрязли в междоусобицах и не могли найти пути к примирению. Последней надеждой найти выход из этой «войны всех против всех» оставались Мухаммад и ислам.

Несмотря на то что переезд в места обитания иного рода для араба решение очень непростое, Мухаммад принял это решение и в 622 году переехал в Йасриб с семьёй и приверженцами. Впоследствии Йасриб получил другое название — Медина. А переезд туда Мухаммада назван хиджрой. Именно от этого события отсчитывается мусульманское летоисчисление, а не от первого откровения, услышанного пророком в 610 году. Какую же дату следует считать днём рождения религии мусульман?

Очевидно, более правы те, кто считает начало ислама от хиджры. Ведь откровение, снизошедшее на Пророка, было его личным откровением. Он мог бы пережить его и оставить эти переживания в себе. Так или иначе, но пережитое в 17 ночь Рамадана должно было пройти долгий путь преобразований, прежде чем стать религией великого народа, а затем и религией полумира.

Превращение проповеди в культ связано именно с переездом Пророка из Мекки в Медину. Если в родном городе он воспринимался как чудаковатый учитель, которого можно слушать, а можно и закидать навозом, то в Медине он превращается в религиозного главу. Учение превращается в культ, захватывающий, подчиняющий себе людей. Впереди борьба за объединение Аравии. Создание единого государства и народа-войска. Первые походы и сокрушение Ирана. Война с византийцами. Но всё это внешняя канва.

А канва внутренняя — стремительное распространение ислама. Конечно, этому способствовали завоевания. Но нельзя не признать и притягательности самого ислама. Рождённый внутри арабского общества, он оказался неожиданно космополитичен, так же как и христианство, для которого нет ни иудея, ни эллина. Мусульманином мог стать любой, готовый признавать и почитать единого Бога — Аллаха. При этом ранний ислам крайне терпимо относился к другим авраамическим религиям — ведь и мусульмане, и христиане, и иудеи, по существу, почитали одного и того же Бога — Бога Откровения.

Потом придут фанатизм и непримиримая вражда к инакомыслящим. И не только к христианам. Зачастую гораздо более злыми врагами были не мусульмане и последователи Иисуса, а шииты и сунниты — два течения в исламе. Но это будет потом. И это не заложено в словах Корана. Во всяком случае, те первоначальные истины, открывшиеся Мухаммаду, давали возможность человечеству стать лучше.

Даты жизни Мухаммада

  • 571 г. — родился в Мекке;
  • 596 г. — женитьба на Хадидже;
  • 610 г. — первое откровение;
  • 622 г. — хиджра;
  • 632 г. — завершение создания Корана. Смерть.

Видео

Предлагаем вам посмотреть увлекательный и познавательный фильм об истории Ислама.

Методы научного познания: классификация, виды, описание

Научное познание — это исторически сложившийся процесс по сбору, проверке, систематизации и закреплению знаний об окружающем мире. В отличие от обыденного повседневного опыта познания мира процессу научного познания свойственна большая широта исследования, что способствует теоретическому обоснованию и закреплению знаний, которые человечество применяет не только на данном историческом этапе, но и будет применять в обозримой перспективе.

Методы научного познания — это система, включающая в себя принципы регуляции, а также способы и приемы, при помощи которых люди получают возможность объективно познавать окружающую действительность.

Разновидности методов научного познания

В научно-познавательном процессе выделяют несколько разновидностей методов:

  • Универсальные методы, общие как для научного, так и для практического накопления знаний;
  • Научные методы, подразделяющиеся на две основные разновидности: эмпирические и теоретические.

Вместе с перечисленными выше методами выделяют и узкоспециальные способы накопления знаний, которые формируются и применяются исключительно внутри какой-либо конкретной научной дисциплины, развиваясь и совершенствуясь в относительной обособленности.

Универсальные методы

В число универсальных научно-познавательных методов входит:

  1. Аналогия — метод, основанный на переносе знаний, полученных при рассмотрении конкретного предмета на другой, схожий с ним, но менее изученный предмет. Аналогия отталкивается от сходства определенных объектов между собой, при этом сам факт сходства устанавливается уже при сравнении двух объектов, т.е. фундаментом аналогии выступает сравнительный метод. Однако применять указанный способ познания в научной сфере следует осторожно и деликатно, поскольку два схожих по каким-нибудь важным признакам предмета либо явления могут вызвать ложные аналогии. Так, и лошадь, и автомобиль, можно использовать как средство передвижения, но переносить знания об анатомии лошадей в сферу устройства автомобиля — не только ошибочно, но и глупо.
  2. Моделирование — построено на изучении предмета с помощью модели данного предмета и последующем переносе на оригинальный объект полученной в ходе исследовательской работы модели информации. Как и в случае с аналогией, основой методики является сходство двух объектов, следовательно, моделирование, как и аналогия, также требует к себе осторожного и взвешенного подхода.
  3. Анализ, основой которого является процедура по мыслительному либо реальному расчленению объекта на ряд составляющих его частей, с дальнейшим изучением этих частей. Анализ строится на переходе от познания цельного объекта к познанию его части, а потому применение этого метода потребует от исследователя полного абстрагирования от связи, которая объединяет несколько составных частей одного объекта. Обычно анализ берет на себя функции лишь первой стадии исследования, он необходим при изучении строения, состава и функций любого предмета. Но полноценное знание не может строиться исключительно на изучении состава и признаков определенного предмета, ученым нужно прослеживать связи составных частей объекта между собой, только так можно понять принципы функционирования того или иного объекта (или явления). Разрешить этот вопрос призван синтез.
  4. Синтез — соединение разнообразных составных частей объекта воедино с последующим научным изучением их связей и причин их взаимодействия между собой. При этом синтез не является методом по конструированию предметов, он призван лишь дать картину целого, соединив все составные части, ранее выделенные посредством анализа. К тому же синтез не просто соединяет разрозненные элементы в строгую систему, он обобщает их, так как его главной задачей является определение места и роли каждого из представленных в системе элементов, а также прослеживание их связи между собой. Этот аспект тесно связывает синтез с анализом, оба описанных метода существуют в тесной взаимосвязи.
  5. Классификация — метод, призванный объединять предметы и объекты в единые классы, обобщая и систематизируя их на основе схожести основных признаков. Именно классификация позволяет ученым свести в одно целое массив накопленных ранее различными исследователями материалов и сведений, параллельно выявив их общие черты и зафиксировав устойчивые связи. Обычно материал классифицируется в виде схем, текстов и таблиц.

Естественно, многообразие научно-познавательных методов может вызвать у исследователей определенные проблемы, связанные с применением на практике той или иной методики. Разрешить данные проблемы призвана методология — особая научная дисциплина, изучающая происхождение, способы применения и другие основные характеристики методов научного познания.

Эмпирические методы

Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами.

К данной разновидности методов относят:

  1. Наблюдение, т.е. целенаправленную деятельность по воспроизводству предметов и явлений нашей реальности. Суть метода заключается в чувственном отражении окружающих исследователя предметов и явлений, что позволяет ученому получить первичные сведения о них. По этой причине наблюдение является первейшей стадией изучения любого объекта. Итоги наблюдений фиксируются в описаниях, там учеными подробно и объективно описываются отмеченные ими свойства и признаки исследуемого объекта.
  2. Измерение — называют деятельность по определению исследователем качественных характеристик объекта с помощью предназначенных для этого специализированных технических средств, работающих как механически, так и автоматически (к примеру, в наши дни техника позволяет ученым сразу же приступать к обработке только что полученных данных). Немалая роль в процессе измерений отводиться эталонам, т.е. тем единицам измерения, с которыми в дальнейшем сравнивают уже полученные результаты. Эталоны делятся на базисные (также они известны как основные) и производные (их выводят при помощи определенных математических операций).
  3. Эксперимент — это целенаправленный и четко контролируемый вид научно-познавательной деятельности, главной задачей которого является воздействие ученого на предмет с целью изучения всего спектра присущих ему связей, признаков и отношений. Ставя эксперимент, ученый производит вмешательство в процессы, протекающие естественно, вместе с тем он преобразовывает объект исследования, и, если это необходимо, помещает данный объект в искусственные, не свойственные ему ранее условия. Одной из специфических черт эксперимента является возможность изучения конкретного явления или предмета в «чистом виде», благодаря возможности искусственно исключить воздействие на данное явление или предмет посторонних факторов, что никогда не будет возможно в естественных условиях. Такой тип исследования позволяет ученым понять суть функционирования разнообразных явлений и объектов, к тому же именно эксперимент помогает подтверждать и закреплять уже имеющиеся у исследователей знания.

К перечисленным методам следует добавить и методы, применяемые в гуманитарных дисциплинах, а именно:

  • Симуляцию, при которой наблюдения производятся в искусственно созданных для этого условиях (что роднит данную разновидность наблюдения с экспериментом);
  • Проведение опросов, интервью и бесед;
  • Психологическое тестирование;
  • Работа по изучению документов и иных материальных свидетельств;
  • Анализ печатных материалов и публичных выступлений;
  • Применение социометрических методов, призванных визуализировать отношения внутри определенной группы;
  • Вмешательство в происходящие процессы;
  • Применение клинической методики с детальным рассмотрением каждого интересного исследователю случая.

Теоретические методы

Теоретическое познание — это высший (по сравнению с эмпирическим) этап процесса познания, на котором преобладает рациональный компонент (при этом, чувственный компонент на данном этапе не устраняется полностью, но становится вторичным).

В состав этой группы входят:

  1. Абстрагирование, чья суть заключена в мысленном отвлечении исследователя от признаков исследуемого предмета, прямо не относящимся к его гипотезе. Результатом абстрагирования является абстракция, к примеру, множество.
  2. Идеализация — это мысленное выделение исследователем одного реального свойства исследуемого им предмета, имеющего ключевое значение в его теории, а затем — дальнейшая работа по конструированию этого объекта с обязательным наделением его выбранным свойством. Естественно, полученный благодаря такой творческой работе идеальный объект (к примеру, некий идеальный газ) не может существовать в реальности, поскольку в мире нет объектов, имеющих лишь одно свойство.
  3. К формализации относят процесс по замене существующего в реальности объекта специальным символом (примером формализации является широкое использование учеными математической символики). Указанный метод позволяет научному работнику исследовать предмет, но не обращаться к нему прямо, а лишь кратко и лаконично фиксировать полученные итоговые результаты.
  4. Индукция и дедукция. Индукция помогает формулировать логические умозаключения с помощью обобщения информации, полученной посредством наблюдения за объектом или в процессе экспериментальной деятельности, при этом выводы делаются на основе предпосылок частного характера, т.е. исследователь движется от частного к общему. Индукция немыслима без дедукции, еще одного метода научного познания, основанного на выводах, идущих уже наоборот, от общего к частному. Однако дедукция не позволяет ученому получать новые по своему содержанию знания, она является только методом по выявлению конкретики в уже имеющихся общепринятых предпосылках. Но, несмотря на это, указанная методика показывает существенную эффективность при прояснении отдельных деталей, касающихся общепринятых знаний.

Критерии научного познания

В основе любой познавательной методики лежат принципы объективности, систематичности и воспроизводимости. Кратко остановимся на каждом из них:

  • Объективностью называют отчуждение субъекта познавательной деятельности от ее объекта. Данный принцип позволяет исследователю отделить личное субъективное представление от исследуемого объекта, оставив лишь объективные знания о нем.
  • Системность — упорядоченность познавательного процесса, его четкую последовательность и системность.
  • Принцип воспроизводимости позволяет исследователю повторять (т.е. воспроизводить) каждую стадию процесса познания совместно с другими исследователями, получая при этом аналогичные (либо максимально схожие и не входящие в противоречия с полученными им ранее) результаты. Указанный принцип является своеобразной проверкой знаний на достоверность.

Несоответствие конкретного научного метода приведенным здесь критериям делает процесс познания невозможным, а сам метод — неэффективным.

Философия науки

Тема 7. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования

1. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования

1. Сущность метода.

2.Виды методов научного познания.

3.Функции методов научного знания.

1. Сущность метода.

Метод – средство познания (как лопата: если применяют – хорошо, если нет- плохо, перестает быть орудием). Более сложное определение: метод – система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Аспекты метода: предметно-содержательный (в нем отражено представление о предмете исследования); операциональный (метод содержит совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций); аксиологический (характеризует степень его надежности, экономичности, эффективности).

Генезис метода. Он происходит из практики. Обобщается в науке. Проникает в философию, там совершенствуется, опять возвращается в обогащенном виде в науку. Это – методологический круговорот. Иногда метод диктует прибор (микроскопия), но тогда такой метод ограничено годен.

Пример развития метода. Эмпирический уровень (что-то разделяем); теоретический уровень – обобщение: делить можно все; метатеоретический – получаем метод – «анализ» (свойство становится средством).

2.Виды методов научного познания.

Выделяют приемы и методы научного познания. К приемам относятся:

Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

Абстрагирование и идеализация. Это – общенаучные приемы исследования. Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременно отвлечение от других свойств. Идеализация – прием, в процессе использования которого происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. («Идеальный газ» – в физике, «материальная точка» – в механике, «точка», «прямая» – в геометрии).

Индукция («наведение») – мысль движется от частного (знание фактов) к общему (законам). Дедукция – мысль идет от знания общего к знанию частного.

Аналогия – прием, в котором по сходству объектов в некоторых признаках делают вывод об их сходстве в иных отношениях.

Методы научного познания.

Моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. (Изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу). Выделяют (в зависимости от характера модели) следующие виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое. Модель – объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания.

Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это – целенаправленное изучение предметов, опирающееся на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах рассматриваемого объекта. Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты). (Сравним наблюдение за куском породы обычного человека и геолога).

Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.

Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта; 2) проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим); 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный (количественный); 6) физический, химический, биологический, социальный.

Мысленный эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики.

Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.

Классификации методов.

Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.

Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Так, неокантианцы (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.

Тройственный подход, который наиболее распространен. 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные.

Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.

Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.

Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.

3.Функции методов научного знания.

Есть мнение, что заниматься методологией –бесмысленное занятие. Из философов об этом говорят постмодернисты (Ж. Делез, Ж.Деррида). Эта позиция неправильна. Методы нужны для упорядочения системы познания, придания ему единства. Пример: дорога со светофором и без него.

Ссылка на основную публикацию