Философия марксизма и его основные идеи

Вопрос 1. Основные идеи философии марксизма

(продолжительность – 20 минут)

Основоположниками марксизма, как известно, являются два немецких мыслителя Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). В середине 19-го века названные мыслители, осознав нарастающее влияние рабочего класса, опираясь на философию Г. Гегеля, учения социалистов-утопистов (прежде всего, Сен-Симона) и английских экономистов (А. Смита, Д. Риккардо), обосновали новую философскую доктрину и в то же время новую идеологию, получившую в дальнейшем наименование марксизма.

Основные идеи нового философского учения Маркс выразил в таких работах, как «Капитал» (1867 – 1883), «Манифест коммунистической партии» (1848, совместно с Ф. Энгельсом), «К критике политической экономии» (1859), «Немецкая идеология» (1845-46).

Марксизм – это идеология пролетариата, полагающая, что именно рабочий класс – самый передовой, сознательный, организованный социальный класс, ему принадлежит будущее, а именно, уничтожив капиталистов в ходе всемирной пролетарской революции, рабочий класс, возглавляемый коммунистической партией, призван создать коммунизм – общество всеобщего счастья, справедливости и социальной гармонии, в котором не будет ни богатых, ни бедных, ни войн, ни иных социальных противоречий, а все будут трудиться в соответствии со своими способностями и получать бесплатно всё, что им нужно для полноценной нормальной жизни.

В своей основе марксизм – это материализм. Материалистическая ориентация сближает марксизм с наукой и ставит его в оппозицию к идеализму и, в особенности, религии. Поэтому марксизм – это также последовательный атеизм. Для маркистов, религия – это опиум народа, форма ложного сознания, отвлекающая людей от классовой борьбы с эксплуататорами, заставляющая любить «врагов», терпеть обиды и унижения, мириться с социальной несправедливостью, одним словам, служащая интересам богатых.

Важнейшим открытием Маркса считается материалистическое понимание истории, согласно которому существуют объективные (т.е. материальные), независимые от сознания и воли людей законы истории, общественной жизни, эти законы также непременны и объективны как законы физики или биологии, люди не могут отменить их действия, а могут лишь их познать и учесть в своей практике, поэтому, по мнению его сторонников, марксизм, открывший эти законы, так же точен и научен, как естественные науки.

Другим фундаментальным положением марксистской философии является экономикоцентризм, утверждающий, что намерения и цели людей обусловлены в конечном счете объективными материальными факторами их общественной жизни, т.е. местом в системе разделения труда, отношением к собственности и пр., иными словами, общественное сознание людей есть отражение их общественного бытия, а способ производства материальных благ (экономика) обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества (экономический детерминизм).

Опираясь на идеологию прогресса, Маркс создает учение об общественно-экономических формациях как поступательных стадиях развития любого общества. Отсюда следовало, что, во-первых, мировая история едина, все общества проходят в своем развитии эти стадии одну за другой, от низшей, первобытнообщинной формации, к высшей, коммунистической (всего пять формаций) и, во-вторых, сама формация рассматривалась как единство экономического базиса и политико-юридической надстройки, при этом первый определяет вторую.

Двигателем этого движения, источником общественных изменений выступает классовой борьба: в каждом обществе есть два основных класса – имущий и неимущий – антагонизм, противоречие между которыми выступает источником развития общества. Апогеем классовой борьбы становится социальная революция. Революции оценивались Марксом всецело позитивно как «локомотивы истории», «праздники угнетенных». Но только социалистическая революция, в отличие от буржуазных, открывает путь к истинно справедливому обществу. По мнению Маркса, социалистическая революция инициируется пролетариатом, возглавляемым своим авангардом — коммунистической партией. Эта революция происходит одновременно во всех странах развитого капитализма и в ее результате устанавливается диктатура пролетариата.

Захватив власть, пролетариат организует народ на строительство общества нового типа – коммунизма, первой фазой которого является социализм. Коммунизм – это пятая, самая прогрессивная (и с точки зрения экономики, и с точки зрения морали) общественно-экономическая формация, завершающая историю. Коммунизм упраздняет частную собственность, эксплуатацию человека человеком, отдает всю полноту власти народу. Постепенно при развитии коммунистической формации, при переходе от первой фазы (социализма) ко второй (собственно коммунизму), исчезают деньги, государство, и, в конце концов, человечество превращается в единое бесклассовое, наднациональное сообщество «всеобщего изобилия и всеобщей справедливости», где реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому – по потребностям».

Таковы основные положения философии марксизма, которая по преимуществу интересовалась именно социальными вопросами.

В результате деятельности Маркса и Энгельса во второй половине 19-го века в Европе и Америке стали повсеместно создаваться рабочие партии. А в 1864 году ими был создан Первый Интернационал – первая международная организация рабочих. Под руководством социал-демократических партий в Европе развернулось рабочее движение, итогом которого стала Парижская Комунна (1871 год) – первая социалистическая республика, просуществовавшая чуть менее двух месяцев.

В России первой рабочей организацией стал «Союз борьбы за освобождение труда» (1883) во главе с Г.В. Плехановым, в 1895 году в Петербурге во главе с В.И. Лениным появился «Союз за освобождение рабочего класса», а в 1898 году была создана РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая труда). В 1903 году партия раскололось, ее самое воинственное, левое крыло получило именование «большевиков», именно они в 1917 году, пользуясь слабостью Временного правительства, организовали первую в мире социалистическую революцию, завершившуюся успехов. Таким образом, Россия стала первой страной победившего социализма. В течение 73 лет наша страна строила социализм на 1/6 части земной суши, вовлекая в это строительство десятки стран по всему миру… Однако в экономическом соревновании с капитализм социализм советского типа проиграл, и потому мировая система социализма распалась…

Но это не означает, что сама идея бесклассового справедливого общества неадекватна. Сегодня такие страны, как Швеция, Норвегия, Германия и другие довольно далеко продвинулись по направлению строительства социально справедливого общества, однако вдохновляются они не идеями Маркса и Энгельса, а более умеренной социал-демократической идеологией, основы которой были выработаны К. Каутским, Э. Бернштейном и др. Социал-демократия, поддерживая идею строительства бесклассового общества, отрицает плодотворность революционных путей, настаивая, что такое общество должно медленно, путем реформ, вызревать в недрах капитализма, что сегодня мы и видим во многих странах Западной Европы.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Рост численности рабочего класса и развитие рабочего движения в Европе получили отклик, отражение и поддержку в рамках философии марксизма, поднявшей на новый уровень идеи социального равенства и справедливости. Основоположниками марксизма стали К. Маркс и Ф. Энгельс, в России крупный вклад в развитие марксизма внес В.И. Ленин.

2. По своей сути марксизм – это последовательный материализм и атеизм. Его центральные идеи носят в основном социально-политический характер – это учение о материалистическом понимании истории, общественно-экономических формациях, высшей из которой выступает коммунизм, о прогрессивной роли рабочего класса в истории, двигателем которой выступает классовая борьба, а апогеем такой борьбы – пролетарская революция. Таким образом, марксизм – это идеология пролетариата.

3. В нашей стране долгие годы марксизм выполнял роль ведущей и единственной идеологии, однако после распада СССР и социалистической системы влияние марксизма в мире неуклонно падает, хотя его вера в возможность социального справедливого устройства остается актуальной для множества людей.

12. Развитие философии в XIX в.: марксизм и его основные идеи

Альтернативным вариантом ответа на вызовы XIX в. стал марксизм. Бесспорно, марксизм надо рассматривать как ярчайшее явление в развитии философии XIX столетия. Он в полной мере отразил достижения и особенности своей эпохи. Неслучайно марксизм возник в 40-х гг. XIX в. в Германии, где становление капитализма шло, с одной стороны, очень интенсивно, с другой – особенно болезненно, т. к. проявлялась неравномерность развития разных земель (не был решен вопрос с объединением в единое государство). Катализатором возникновения нового философского течения стали революционные события в Германии. В 1848 г. увидел свет документ, с которого начинается становление марксизма – «Манифест коммунистической партии». Основателями марксизма являются выдающиеся немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс, оставившие после себя огромное творческое наследство. В их трудах рассматривается самый широкий спектр проблем: философских, экономических, политических, исторических.

Важнейшей заслугой марксизма является объединение материалистического подхода с диалектикой. До этого философы не видели связи между материализмом и диалектикой. Материализм был преимущественно метафизическим, а диалектика – идеалистической. Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики. Материалистический характер марксизма предлагает рассматривать мир таковым, какой он есть. Это значит учитывать объективно существующую взаимосвязь явлений, их изменения, внутреннюю сложность и противоречивость. Нельзя объяснять природу, исходя из заранее придуманных принципов, наоборот, нужно выводить эти принципы из изучения природы.

Из этого вытекали гносеологические представления марксизма. Познание рассматривалось как отражение действительности в сознании человека. Следовательно, мир познаваем и нет ничего такого, что человек не может познать. Человек познает мир в процессе деятельности, и практика является главным критерием истинности. Из материалистических взглядов вытекало представление не только о познаваемости мира, но и о возможности человека его менять. Человек обладает колоссальными возможностями, чтобы не только приспособляться к природе, но и преобразовывать ее.

Материалистический подход Маркс и Энгельс распространили и на понимание общества, что помогло им в развитии экономических и исторических познаний. Именно Марксом было создано учение о прибавочной стоимости, а также сформулирован закон ценообразования, им было выявлено, что стоимость товара определяется соотношением спроса и предложения.

Марксом и Энгельсом было объяснено развитие истории с материалистической точки зрения. Они считали, что государство возникает тогда, когда человек начинает производить больше, чем он может съесть, и в обществе появляются излишки. А если появляются излишки, то появляется и неравенство. Люди начинают делиться на две категории: эксплуатируемые и эксплуататоры. Задача эксплуататоров – удержать в повиновении эксплуатируемых. Это может сделать только одна сила – государство. Государство представлено управленческим аппаратом (чиновники) и аппаратом принуждения (армия, полиция, суд). Задача чиновников, полиции, армии, суда – удержать эксплуатируемое большинство в повиновении эксплуататорам.

В любом обществе жизнь людей зависит от состояния базиса. Под базисом Маркс и Энгельс понимали уровень развития способа производства, который представляет совокупность производственных сил и производственных отношений. Философы исходили из простого соображения: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией, люди должны пить, есть, одеваться, иметь крышу над головой. Как все это производится, какие возникают отношения между людьми в процессе производства, как распределяются полученные блага, определяет все остальное. Если экономическая сфера – это базис, то государственное устройство, политический строй, развитие искусства, образования, мораль, религия, традиции – это надстройка, т. е. их уровень развития вытекает из уровня развития экономики. Меняется экономическая сфера – меняется все остальное. Производственные силы и производственные отношения все время находятся в противоречии. Результатом этого противоречия становится смена строя, рождение новой эпохи, которую Марк и Энгельс называли «формация». Так происходит развитие истории. Развитие человечества, по марксизму, должно пройти пять стадий, т. е. пять формаций:

Первой стадией коммунистической формации должен был стать социализм. Согласно марксизму все страны рано или поздно должны прийти вначале к социализму, а потом и коммунизму – обществу, где будет отсутствовать неравенство, государство отомрет, т. к. механизмы управления и подавления станут не нужны. Ведущая роль на пути к коммунизму принадлежит рабочему классу и пролетарской революции. Рабочий класс – единственный класс, который не имеет частной собственности (отсюда известная марксистская фраза «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей»), поэтому только пролетарская революция и установленная после нее диктатура пролетариата могут ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать общество, которым люди управляют.

При всей своей прогрессивности эта теория не смогла разрешить противоречия ни XIX в., ни тем более ХХ столетия. Если ряд положений имел важное концептуальное теоретическое значение и их можно использовать до сих пор (материалистическая диалектика, гносеологические и экономические выводы), то представления о всеобщем коммунизме, прогрессивности диктатуры пролетариата оказались утопичными. Марксизм не может объяснить многообразие стран в ХХ в. Пролетарская революция, имевшая место в нашей стране, привела не к коммунизму, а к самой настоящей диктатуре. Судьба марксизма в нашей стране вообще трагична. Марксизм стал проникать в Россию в конце XIX в. Первым последователем марксизма был Г. В. Плеханов. Он первым стал переводить труды Маркса и Энгельса на русский язык. Затем большой вклад в интерпретацию марксистского учения внес В. И. Ленин. Однако можно сказать, что некоторые идеи он сильно упростил, порой даже до абсурда. После установления советской власти марксизм становится единственной возможной теоретической основой для развития представлений об обществе, природе, человеке. Все работы по философии, истории, праву, искусству могли писаться только с опорой на марксизм. При этом он превратился в набор застывших догм, которые категорически запрещалось критиковать, пытаться обновить или развить. Это негативно отразилось на развитии как марксизма, так и общественной мысли в СССР. Но это не значит, что сейчас марксизм нужно полностью отвергнуть. Для XXI в. марксизм не перестает быть актуальным, но, как и любое учение, он нуждается в развитии и обновлении.

Что такое марксизм и в чем суть философии марксизма-ленинизма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. За время существования человеческого общества было создано много идеологий, которые отражают интересы определенных социальных общностей.

Одна из них – марксизм, была разработана для решения проблем активно формировавшегося в XIX веке пролетариата (кто это?), который находился под прессом экономической эксплуатации буржуазии (кто это?).

Давайте разберемся в том, какие идеи выдвигали марксисты и как они стремились достичь своих целей.

Марксизм — это.

Марксизм - это философское, политико-экономическое учение, у истоков которого стояли К.Маркс и Ф.Энгельс. Выступает идеологией левых сил, которые ведут борьбу за реализацию интересов пролетариата, противодействуют эксплуатации труда (что это?) капиталом и отстаивают идею социального равенства.

Идейной основой марксизма выступают труды видных представителей немецкой классической философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха, социализма-утопизма (Ш.Фурье, А.Сен-Симон), а также британской политэкономии (Д.Рикардо и А.Смит).

Философия марксизма возникла в 40-е годы XIX века, когда наблюдалось обострение социально-экономических противоречий в европейском обществе, порожденных кризисными явлениями капитализма (экономические кризисы, обнищание части населения, бесправие рабочих и другие).

Все это породило необходимость создания научной теории, которая обосновывала классовую борьбу, как способ устранения текущих проблем и вывода общества на более прогрессивную стадию ( социализм), где не будет эксплуатации человека человеком.

Основные положения марксизма

Отвечая на вопрос, что такое марксизм нужно знать, что учение по-разному интерпретируется (это как?) в политической практике. В его основе лежат несколько базовых постулатов (что это?):

    Прибавочная стоимость - политэкономическая теория учения, основанная на идее Маркса о прибавочном продукте, который создается в результате производства (что это такое?).

Он получает завершенное развитие при капитализме в виде прибавочной стоимости, выражающейся в виде прибыли (что это?), ренты (что это такое?), процентов и становится самостоятельной задачей производства.

Исторический материализм - направление философии истории, утверждающее о единстве теории развития и методах познания социума. Тесно связан с диалектическим материализмом, декларирует понимание истории отдельных обществ как части всемирного исторического процесса.

Базовым принципом материалистического понимания истории выступает признание основополагающей идеи развития производительных сил относительно процесса трансформации общественного сознания.

Диктатура пролетариата - одна из форм политической власти, которая отражает интересы и потребности рабочего класса.

В процессе построения бесклассового общества должен наступить переходный период, во время которого власть получит пролетариат и будет осуществлять ее в форме неограниченной диктатуры (это как?).

Она необходима для ликвидации ранее существовавшей политической системы и устранения сил, которые ее поддерживают.

Подробнее об идеях марксистов можно узнать здесь:

Марксизм в России

В 1872 году в Российской империи был издан первый том «Капитала» К.Маркса. Спустя 11 лет по инициативе Г.Плеханова, который во время пребывания в Европе тесно контактировал с Ф.Энгельсом, создается первая марксистская организация «Освобождение труда».

Она занималась переводом трудов классиков марксизма и распространением их в российском обществе. Правда, сам Плеханов тяготел к социал-демократам и не поддерживал многие идеи Маркса, например, о диктатуре пролетариата.

Однако радикальные взгляды немецкого философа впоследствии активно разделял ученик Плеханова В. Ленин, который на базе РСДРП создал большевистскую партию, стремящуюся к свержению царизма и созданию социалистического общества нового формата.

Теория марксизма-ленинизма

Учение Маркса дорабатывало множество его последователей, среди которых выделяется В.Ленин, создавший идеологию марксизма-ленинизма.

Эта идеология утверждала необходимость свержения капитализма (что это такое?) в ходе революции и построения вместо него коммунистического общества.

Для этого было придумано понятие «партия нового типа». которая должна была поставить под свой контроль все стороны общественной жизни, став своеобразной формой реализации диктатуры пролетариата.

В методах политической борьбы она сочетает идеологию с террором, одновременно формируя новый свод моральных ценностей, в которых высшим проявлением гражданского долга выступает служение идеалам партии, а не общества.

В отличие от Маркса, который ставил важным условием проведения социалистической революции достижение высокого уровня развития капиталистических отношений Ленин выдвинул тезис (что это?) о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, если она отсталая и по социальной структуре является крестьянской.

Заключение

Проведя глубокий научный анализ развития капитализма, всемирного исторического процесса и разработав новые формы политической системы марксизм не учел способность капиталистического строя меняться в соответствии с новыми реалиями.

Сегодня многие страны построили «капитализм с человеческим лицом», доказав, что можно органично объединять интересы труда и капитала, избегая революций и потрясений.

P.S. Но, скорее всего, у капитализма не было бы «человеческого лица», если бы ему не приходилось конкурировать в умах людей с социалистическим лагерем.

Сейчас, кстати, такая необходимость отпала и можно видеть ухудшение жизни людей во всех без исключения странах развитого капитализм. «Иконы» навроде скандинавских стран стали не нужны и капиталистам больше нет необходимость тратиться на социальную политику.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Статья даёт только общие положения марксизма, которые годятся, может быть, для ЕГЭ, но не дают полного представления об этом учении. Более подробно о том, что такое марксизм и чем он плох — в серии из 11 статей по ссылке: http://oragda.livejournal.com/357.html

Не думаю, что тема марксизма-ленинизма кому-то сейчас интересна. Мы все понимаем и видим, к чему эта теория привела. Многие страны полностью отреклись от этой теории и перестроились.

Ирина: а причем тут теория? Очевидно, что проблема была в реализации. Возможно, что время тогда еще не пришло. А сейчас этой теорией заражены 40% американских студентов.

Вдумайтесь! Почти половина думающей молодежи США (страны, где свирепствовал макартизм и слова «коммунизм» и «социализм» табуированы).

Вы отстали от жизни. А она, как известно идет по спирали.

Задумка сама по себе весьма здоровая, но слишком оптимистичная. В реальности все переврали в пользу узурпаторов власти, в «советском союзе» все превратилось в одну гигантскую тюрьму.

Марина: может и тюрьму, но с самыми счастливыми в мире заключенными. Люди ничего особо не имели, но были счастливы. А сейчас все у всех есть, но говорят, что живут в г.

В Западных странах и сейчас социалка на высоком уровне и дело тут не в идеях Маркса, а в том, что там сильно развито гражданское общество, мощные профсоюзы, люди умеют отстаивать свои права без всяких революций.

Чтобы понять что сейчас происходит, во что вырождается капитализм что будет с нами происходить, необходимо вернуться к работам Маркса, которые ,кстати, тщательно изучаются на западе, чем у нас.

Да, революция, красный террор это было ужасно, но а разве сейчас нет террора, со стороны глобалистов и ультра глобалистов. С каждым днем все яснее становится фашистская идеология глобалистов и ультра глобалистов.

Если красный террор унес жизни миллионов людей, то сейчас под благовидным предлогом уничтожаются (прививки, лекарства, голод, войны, эпидемии искусственно созданные и т.п.) также миллионы и есть нацеленность на миллиарды людей.

Философио.Ру

Философский уголок

  • Главная
  • Содержание
  • Форум
  • Ссылки
  • О сайте

Марксистская философия

Идеи Маркса, Энгельса и последователей

Марксистская философия – это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико – материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени – достижение тождества объекта и субъекта – через преобразующую практическую деятельность человека. Познание – центральный процесс в диалектике Гегеля – в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.

Основные этапы становления и развития марксистской философии

* Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.
* Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.
* Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.
* Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 – 90-е годы XIX столетия.
* Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 – 1924 гг.
* Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 – 80-е годы XX столетия.
* Западный марксизм в XX веке.
* Современное состояние марксистской мысли.

Краткое изложение основных положений философии марксизма

Переработка Марксом и Энгельсом идеалистической диалектики Гегеля и основных положений материализма того времени осуществлялась не через механическое их соединение, а сквозь призму принципа человеческой деятельности.

Материалистическая диалектика

Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики.

Материалистическое понимание истории

Оно составляет, по выражению В.И.Ленина, краеугольный камень философии марксизма. Для классиков марксизма философия никогда не являлась занятием сугубо академическим: они хотели использовать её для того, чтобы лучше понять жизнь и, исходя из этого понимания, преобразовать в соответствии с коммунистическими идеалами. Поэтому необходимой и важной составляющей философии марксизма являются социально-философские и философско-исторические идеи.

Концепция отчуждения

Концепция отчуждения – это марксова теория человека как общественного существа. Впервые об отчуждении сказал Гегель, охарактеризовав с помощью этого понятия отношение человека к созданной им реальности. Отчуждение человека от мира созданных им вещей – это, по мнению Гегеля, ненормальное состояние, свидетельствующее о дискомфорте человеческого бытия.

Развитие марксистской философии в работах соратников и учеников Маркса и Энгельса

Уже во время жизни и деятельности Маркса и Энгельса их учение получило признание и в среде профессиональных философов, и у почитателей, не имеющих прямого отношения к философии.

Ленинский этап в развитии философии марксизма

Как философ, Ленин уступает Плеханову, Богданову, Луначарскому и некоторым другим марксистам. Прежде всего потому, что его не интересовала философия как таковая, как способ познания мира. Он рассматривал её в качестве “служанки политики”: философия должна помочь партии большевиков завоевать политическую власть и построить социалистическое общество. Возможность такого утилитарного подхода к философии Ленин блестяще продемонстрировал в работе “Материализм и эмпириокритицизм” – главном своем философском труде.

Философия марксизма в ХХ веке

В XX столетии марксистская философия существовала и развивалась в двух основных формах:
* Советский марксизм.
* Западный марксизм (“неомарксизм”).

Гуманистическое направление в западном марксизме

Характерной чертой этого направления является внимание к экзистенциальной проблематике, которая, по мнению философов, имплицитно присутствует в ранних работах Маркса, но была, в процессе актуализации творчества классиков марксизма, заслонена другими проблемами. Прояснение экзистенциальной проблематики происходит или посредством более точного, “аутентичного” прочтения работ Маркса и Энгельса, или через синтез марксистских идей с немарксистскими.

Философия Карла Маркса: идеи, принесшие мировую известность

Карл Маркс всегда был сложным человеком. Он задавал вопросы, бросал вызов своим учителям, и в конечном итоге оказался политическим журналистом. Отец Маркса поощрял его изучать закон в детстве, и это, в сочетании с его взрослым опытом, создало то, что мы сегодня называем марксизмом.

Деятельность Карла Маркса

В начале тысяча восемьсот сорок шестого года Маркс основал коммунистический корреспондентский комитет, пытаясь связать социалистов со всей Европы. Вдохновленные его идеями, социалисты в Англии провели конференцию и создали Коммунистическую лигу, а через год на заседании Центрального комитета в Лондоне организация попросила Маркса и Энгельса написать «Манифест Коммунистической партии».

«Манифест Коммунистической партии» был опубликован в сорок восьмом году, а вскоре после этого, в сорок девятом году, Карл был выслан из Бельгии. Он отправился во Францию в ожидании социалистической революции, но был также депортирован оттуда. Пруссия отказалась от его ренатурализации, поэтому немецкий мыслитель переехал в Лондон. Хотя Великобритания отказала ему в гражданстве, он оставался в Лондоне до самой смерти.

В Лондоне Маркс помог основать Немецкое общество работников образования, а также новую штаб-квартиру Коммунистической партии. Он продолжал работать журналистом, в том числе корреспондентом New York Daily Tribune с пятьдесят второго по шестьдесят второй год, но он никогда не зарабатывал прожиточный минимум и жил в основном за счет Энгельса.

Карл стал уделять все больше внимания капитализму и экономической теории, и в шестьдесят седьмом году он опубликовал первый том «Капитала». Остальная часть его жизни была потрачена на написание и пересмотр рукописей для дополнительных томов, которые он не закончил. Оставшиеся два тома были собраны и опубликованы Энгельсом посмертно.

Основные идеи и принципы философии Карла Маркса

Идеология является центральной концепцией Маркса. Немецкий философ выделяет два уровня реальности для сознания индивидуума: инфраструктуру, которая означает реальный мир, материю, средства производства, и суперструктуру, обозначающую мир идей и иллюзий, в котором доминируют убеждения правящего класса и капиталистов.

По мнению Карла, буржуазное общество и идеология как таковые основаны на идеях буржуазного класса. Мир через сознание, живущего в таком обществе, — это мир фантазий, далекий от реальной жизни, полный идей, которые поддерживают буржуазный мир и угнетают рабочий класс.

Место человека в обществе

Карл Маркс считает человека, его природу, свободу и развитие неразрывно связанными с обществом. Отправной точкой его анализа является не индивид, а общество. Согласно марксизму, основополагающими и мотивирующими причинами действий народных масс и классов внутри них являются их экономические интересы.

Эти два момента – экономические интересы и принадлежность к классу, социальной группе – в конечном итоге определяют характеристики и поведение масс и формируют различные социальные типы индивида. Основываясь на сложившихся отношениях, возникают различные идеологические мотивы поведения людей.

Плюсы и минусы философии Карла Маркса

В пользу марксизма можно выдвинуть следующие факты:

  • Он направлен на создание системы истинного равенства.
  • Он защищает права профсоюзов.
  • Он исключает финансовые задолженности.

Среди минусов марксизма можно выделить следующие положения:

  • Он отменяет конфессии (что является негативным положением для религиозных людей).
  • Он устраняет понятие частной собственности.
  • Он лишает возможностей перспективных предпринимателей.

Как общественность отнеслась к философии Карла Маркса?

Демократические социалисты и социал-демократы критикуют и отвергают идею Карла о том, что социализм может быть достигнут только посредством классового конфликта и пролетарской революции. Многие анархисты отвергают необходимость переходного государственного этапа. Некоторые мыслители отвергли основы марксистской теории, такие как исторический материализм и трудовая теория стоимости, и стали критиковать капитализм и защищать социализм, используя другие аргументы.

Некоторые современные сторонники марксизма утверждают, что многие аспекты марксистской мысли жизнеспособны, но все же являются неполными или несколько устаревшими в отношении определенных устоев экономической, политической или социальной теории. Поэтому они объединяют некоторые марксистские концепции с идеями других теоретиков, таких как Макс Вебер, и одним из примеров является Франкфуртская школа.

Марксистская философия довольно обнадеживающая из-за акцента на социальном и экономическом равенстве, но также можно заметить, что этой системой можно легко злоупотреблять. Карл Маркс видел эти проблемы и пытался их исправить, развивая собственные идеи до конца жизни.

Кратко о мировых религиях. Ислам

Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

В переводе с арабского Ислам означает «покорность».

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти
  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

  1. Сунниты
  2. Шииты

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.

Ислам – история возникновения религии, основные положения

Хиджра – год переселения Мухаммеда и начало мусульманского летоисчисления (622 г.).
Коран – священная книга мусульман.
Шариат – свод мусульманских законов.
Сунна – сборник изречений Мухаммада и рассказов о нем.
Хадж – паломничество к святым местам.

Основные даты:

  • 570–632 гг. – годы жизни Мухаммеда;
  • 622 г. – начало мусульманского летоисчисления (Хиджра);
  • 630 г. – объединения арабов.

Природа и занятия населения Аравии.
Племена бедуинов

Ислам зародился на огромном полуострове в юго-западной Азии, который называется Аравийским полуостровом. Аравийская степь была высохшей, совершенно безводной. Но во многих местах подпочвенные и грунтовые воды находятся очень близко к поверхности.

Родина арабов – Аравийский полуостров. Районы и население Аравии:

  1. Неджд (центр) представлял собой безводную пустыню. Население – бедуины (кочевники-скотоводы).
  2. Йемен (юг) представлял собой развитый земледельческий район. Население – земледельцы и ремесленники.
  3. Хиджаз (северо-запад) представлял собой торговый район с крупными городами – Меккой и Мединой. В Мекке находится религиозная святыня арабов – Кааба.

Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Оазис — расположенный около источника воды островок растительности посреди пустыни).

На Аравийском полуострове проживали кочевые арабы – бедуины, которые передвигались со своими стадами. Их называли бедуинами, что значит “степняки”. Они передвигались со своими стадами по покрытым жесткой травой и колючим кустарником степям. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верным другом был верблюд. Они питались его молоком и мясом, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались в палатке из верблюжьего войлока от зноя. Из кожи верблюда шили обувь, сёдла. Сбрую. При переходе на новое место верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество. Жили арабы родами и племенами. Ожесточённые схватки вызывали у них обычаи кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род или даже племя. Войны длились иногда десятилетиями. Во главе племени стояли вожди, которые выбирались из богатого рода.

Мухаммед – основатель ислама

Переход арабов к единой религии – Исламу (“покорность богу”) связан с именем Мухаммеда. Записи откровений, полученных Мухаммадом от Аллаха, получили название Коран. Ислам провозглашает строгий монотеизм, выражающийся в формуле: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха».

Мухаммед – проповедник из Мекки. В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба («куб»), служивший святым местом для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжала паломников пищей и одеждой. Курайшиты (курейшиты) — правящий клан (племя) древней Мекки, хранители Каабы.

Мухаммед родился в 570 г. в обедневшем клане Хашим могущественного племени курейш (курайшитов). После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка. Когда не стало деда, мальчиком зани­мался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам. Примерно в 20 лет Мухаммед начал самостоятельную жизнь. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он женился на богатой мекканской вдове Хадидже и стал богатым и уважаемым в Мекке человеком.

Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны. В едином боге Аллахе Мухаммед увидел идеал религии. Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности бога и его отно­шении к человеку.

Возникновение ислама

Вначале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение, новую религию. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии. Показательно, что в первые годы распространения нового учения Мухаммед даже молился, обратив лицо к святому городу иудеев и христиан — Иерусалиму. Только после того, как евреи стали критиковать теологические и догматические высказывания Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, которая к этому времени превратилась в духовный центр ислама.

Сила проповеди Мухаммеда была не в оригинальности и не в следовании канонам, а в том, что форме религии дал то главное, что в конкретных условиях Аравии начала VII в. было так необходимо,— призыв арабов к сплочению под знаменем единого бога. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы.

Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву призывом к ней и омовением, а также соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных, милостыню — «закят» (вначале примерно 2,5% общей стоимости имущества). Из Библии Мухаммед заимствовал идею страшного суда, представление о рае (обогащенном гуриями) и аде, о сатане (шайтане), бесах (джиннах) и многое другое. Не чужд Мухаммеду оказался и дух раннехристианского эгалитаризма: по крайней мере на первых порах он активно выступал в защиту бедных, против притеснений («обмериваний») со стороны богатых купцов.

Проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что проповедь Мухаммеда скажется на посещении Каабы. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед про­славлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов, которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить мо­литься Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обли­вали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали.

Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т. е. «Городом пророка»). Это событие, называемое по-арабски «хиджра», т. е. «переселение», стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления (622 г.).

Вырабатывая законоположения новой религии, Мухаммед заметно углубил отличия между его учением и учениями христиан и иудеев, что вполне естественно: культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормы семейной жизни (многоженство, подчиненное положение женщины), и на сферу права (четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа), и даже на характер пищевых запретов (не пить вина) и т. п. Все это, вместе взятое, позволило Мухаммеду в Медине сделать значительный шаг по пути обособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей. Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман.

В 630 году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. Мекка с Каабой стано­вятся святыней ислама. 8 июня 632 года — смерть и похороны Мухаммеда.

В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Тогда была составлена священная книга ислама — Коран (по-арабски — «то, что читают»). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п.

Особенности новой религии

Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей во имя торжества ислама, вплоть до «священной войны» против немусульман (называемой газават). Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса, которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира.

Законы Шариата и нормы мусульманского права:

  1. Государство не должно издавать законы, т.к. все законы изложены Мухаммедом, государство должно только их выполнять;
  2. Правила поведения мусульман называются шариатом;
  3. Мусульманская мораль приписывала: не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей;
  4. Мусульманам запрещалось пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством.

Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман — сунна. Правовая система ислама разработана в шариате. Основные направления — суннизм и шиизм, возникшие на основе спора о наследнике духовной и политической власти Мухаммеда.

Сунниты и шииты

Суннизм (от «сунна» — образ действий, поведение) — основное направление в исламе, считающееся ортодоксальным. При решении вопроса о главе мусульманской общины — об имаме-халифе — сунниты считают важным опираться на принцип выборности. Первые имамы после Мухаммеда были выборными. Сунниты утверждают, что имамом может быть выбран любой правоверный мусульманин, отличающийся знанием Корана и соответствием его поведения предписаниям, изложенным в суннах — мусульманском священном предании, изложенном в хадисах о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунна стала чем-то вроде комментария и пояснений к Корану.

Шиизм (от араб, «ши’а» — группа приверженцев) — одно из основных направлений в исламе. Шииты считали, что не Осман — соратник пророка, а Али, ближайший родственник и сподвижник пророка, должен был занять место халифа. Таким образом, спор был о том, что важнее в передаче традиции: верность идее или признак крови. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имама Али и его потомков: заместитель пророка — халиф — не должен быть избираем людьми. В самом лагере шиитов оказалась значительная группа мусульман («хариджиты» — вышедшие), склонявшаяся к тому, что халиф не должен быть наследственным правителем, его следует избирать «по воле Аллаха и народа». В 661 г. Али пал от кинжала хариджита. Шииты лишились власти. Новым халифом был провозглашен Муавия, ставший родоначальником династии Омейядов, правившей халифатом до 750 г. Начиная с Омейядов, покровительствовавших суннитам и противопоставивших их сторонникам Али, это направление в исламе стало считаться ортодоксальным, по отношению к которому все иные, в первую очередь, шииты, были в явной или скрытой оппозиции. Один из сыновей Али и Фатимы Хасан смирился с суннитами, другой — Хусейн — нет, погиб в битве, стал мучеником шиитов.

Это конспект по теме «Ислам. Мусульманство. Арабский халифат».

Ссылка на основную публикацию