Философия Древнего Востока – общая характеристика, черты и особенности развития

Философия Древнего Востока

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 779.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 779.

Философией Древнего Востока представляет собой комплекс религиозно-философских систем Вавилона, Индии, Египта и Китая. Именно здесь зародились первые мировоззренческие идеи, в которых самым тесным образом переплелись религия, научные знания и мифология. Наиболее влиятельные и популярные философские течения были в Индии и Китае.

Общая характеристика

Самые первые философские течения зародились в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. В этих древних государствах на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже возникла полноценная письменность, которая способствовало появлению у людей зачатков метафизической мысли. Однако говорить о появлении упорядоченных философских систем было еще рано.

Рис. 1. Письменность в Древнем Египте.

В I тыс. до н. э. в Китае и Индии стала формироваться собственная самобытная философия, которой было суждено войти в историю как философия Древнего Востока. Ее становлению способствовал особый уклад жизни, климат, социальные, экономические, духовные условия, которые были присущи этим древним государствам.

К характерным чертам древневосточной философии относят:

  • Обращение к внутреннему миру человека.
  • Оперирование образами и эмоциями, нежели логикой.
  • Широкое объяснение понятия разума.
  • Тесная взаимосвязь с религией.

Философия Древней Индии

Индийская философия вобрала в себя все воззрения древних философов, как атеистического, так и религиозного склада мышления.
К ее особенностям относят:

    Деление общества на варны – социальные сословия, принадлежность к которым давалась человеку при рождении. Все население Индии было разделено на 4 варны: брахманы – жрецы (высшее сословие), кшатрии – воины и правители, вайшьи – ремесленники и шудры – слуги (самое низшее сословие).

Одним из центральных положений индийской философии является признание существования кармы – неотвратимого закона причины и следствия. Суть кармы заключается в том, что список добродетелей и греховных деяний человека на протяжении его жизни определяет его дальнейшее перерождение.

Философия Древнего Китая

Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.

которые читают вместе с этой

Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом. Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Мудрый правитель должен служить примером для своих подчиненных, отвергнув политику подавления и угнетения.

Рис. 3. Конфуций.

В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).

Несмотря на различия в трактатах китайских и индийских мыслителей, продиктованных принципиально разным государственным строем, можно выделить общие особенности философии Древнего Востока. Она носит консервативный, патриархальный характер, и самым тесным образом связана с религией.

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древнего Востока» мы узнали кратко самое главное о философии Древнего Востока, выяснили, какие восточные государства оказались лидерами в продвижении философской мысли на Востоке. Также мы узнали, каковы отличия и общие черты мировоззрения Древнего Китая и Древней Индии.

Краткое содержание философии Древнего востока

Содержание:

Философия подразделяется на два вида – теоретическую и методологическую науку.

  • Теоретическое направление дает ответ на вопросы субъективной, объективной реальности, определяет процесс познания, материю.
  • Методологическая наука позволяет использовать эту информацию, чтобы понять сознание человека, бытие.

Форма мировоззрения делится на четыре философских типа:

  1. Научный.
  2. Мистический.
  3. Религиозный.
  4. Обыденный.

Разделяют эзотерическую и экзотерическую философию. Согласно историческому признаку можно выделить:

  • Древнюю философию;
  • Учения средневекового периода;
  • Культуру времен Возрождения;
  • Новейшую практику;
  • Новое время.

Философия Древнего востока – кратко

Восточный взгляд на философские учения древних времен основывался на религии, понятиях, принятых в Китае, Египте, Индии, Вавилоне, Японии. Эти страны стали местом зарождения первичных мировоззренческих суждений. Большое внимание уделялось мифологии, научному познанию, религиозным течениям. Ключевую роль Восток сыграл в становлении философских рассуждений других стран. Древний Китай, Индия являются основателями важнейших теорий.

Китайская культура основана на особенностях государственного управления. Он характеризовался деспотическими, монархическими аспектами. Социальное общество формировалось из семей, в которых главным являлся отец. Семьи больше напоминали кланы, в которых все должны были беспрекословно подчиняться главе. В основу философии легли понятия консерватизма, ритуальных обрядов, традиции страны, подчинение.

В Индии взгляды кардинально отличались. Основой являлась не только религия, но и атеизм. Особенности индийской философии:

  • Самоконтроль;
  • Теория Мокши. Индивид должен освободить от источника страданий каждого человека – сансары;
  • Сансара – безостановочный круговорот, в ходе которого все живые организмы постоянно перерождаются;
  • Причина вовлечения человека в круговорот неведома;
  • Человек должен верить в мировые понятия справедливости, порядка, которые устанавливает карма;
  • Карма касается не только жителей планеты, но и высших сил, божества, небесных тел.

Каждая из шести ключевых школ Индии по-своему трактовала мир, но в основе лежит понятие человека – это добрый, справедливый, ответственный живой организм. Речь идет о понимании важности установленных законов существования, следования им.

Особенности восточной философии – кратко

Особый класс философских течений был сформирован в первом тысячелетии до нашей эры. Появление самобытных рассуждений началось в Индии и Китае. Именно их называют философией Востока. При формировании взглядов большое значение сыграли внешние факторы – экономическая обстановка, климатические условия, социальная жизнь, духовенство. Важнейшими представителями, сыгравшими главную роль в развитии течения, являются такие философы Древнего востока:

  • Конфуций. Имя Конфуция встречается в большинстве философской литературы. Годы жизни – с 551 до нашей эры по 479 год до нашей эры;
  • Шан Ян. Мыслитель проживал с 390 по 338 год до нашей эры. Он представлял легизм;
  • Лао-Цзы. Известный философ четвертого-третьего века до нашей эры.

Характерные особенности древневосточного мышления:

  1. Они плотно связаны с религиозными взглядами.
  2. В основе лежит человеческий разум.
  3. Логические заключения использовались реже, чем эмоции, образное мышление.
  4. Внутренний мир человека, его понимание – важные аспекты рассуждений восточных философов.

Феномен в философии Древнего Востока

Полная философия Древнего Востока включает в себя философию Китая, Индии, Египта и сопредельных стран. Развитие философской мысли в этих странах происходило не одновременно, но в выводах философов имеются некоторые сходства: народное самосознание базировалось на основе семейных связей, природа и человек воспринимались как единое целое. Также были существенные различия: в Индии не было главенствующей школы философии, а в Китае конфуцианство было принято, как официальная государственная идеология.

Ключевые моменты в развитии Древнего мира

Философия запада и востока возникли в один исторический период, но существовали параллельно, независимо друг от друга. Древневосточная философия старше европейской. Благодаря восточной философии стало возможным объединить религию и науку, создавался новый образ мышления. Самые древние записи, содержащие упоминание о философских идеях, относят к 1 тысячелетию до н. э.

Поводом для развития философии послужило возникновение классового общества. Господствующая в те времена мораль родоплеменных отношений больше не отвечала потребностям людей, она должна была трансформироваться. С появлением понятия «частная собственность» утвердились товарно-денежные отношения, влияние богатства, материальных благ усилилось. Новая этика строилась на четком разделении людей на социальные группы. Огромное значение придавалась роду, семье, преемственности.

Общие черты, характерные для древневосточной философии:

  1. Неполное отделение от предфилософии – мистического образа мышления. До возникновения философских учений люди одушевляли силы природы, верили в существование духов. Эти верования частично отобразились в философии, переплетаясь с научными дисциплинами.
  2. Традиционализм. Восточные мыслители отвергали скепсис, присущий античным философам. Их учения базировались на знаниях, полученных от предков. Подвергать какую-либо идею предшественников сомнению считалось непочтительным и недопустимым поступком.
  3. Неадекватное отображение естественнонаучных знаний. Географии, физике и другим наукам в восточной философии отводилось второстепенное место. Древних мыслителей гораздо больше интересовали процессы развития общества и человека, религия и политическое устройство государств. Также пристальное внимание уделялось развитию искусства.

В отличие от античной философии Древней Греции, у восточной философии было специфическое отношение к индивидуальности. Личность рассматривалась как часть общества, она не должна была становиться независимой, но раствориться в коллективе, наследовать и передавать особенности культуры.

Сущность философии Древнего Китая

Древнекитайское государство управлялось монархом – императором. Он же был главным жрецом и землевладельцем. Сословия жрецов, которые могли бы проводить обряды для отдельных групп людей, не было, поэтому почетную роль распорядителей религиозных церемоний отдавали чиновникам или главам семей. Старшие члены семьи и усопшие предки были особо почитаемы в Древнем Китае. Чтобы не оскорбить усопших, человек должен был соблюдать свод правил: быть вежливым, учтивым, уметь находить такое решение проблемы, которое устроило бы всех. Этот принцип отношений между людьми лег в основу главных философских школ: Конфуцианства и даосизма.

Создателем учения Кон Фу Цзы был Конфуций, представитель древнего и уважаемого, но обедневшего семейства. Основные особенности конфуцианства:

  1. Высшая мировая сила – Небо. Оно управляет жизнями людей;
  2. На миропорядок также могут влиять человеческие качества, чистота помыслов и поступков людей;
  3. Глава государства – не просто правитель, он – мудрый и заботливый отец народа;
  4. Основа порядка и благополучия в государстве – семья и забота о ближних.

Автором другого ключевого учения, даосизма, стал мыслитель Лао Цзы. Дао означает путь – жизненный путь, который должен пройти каждый человек. Предназначение человека – познание дао, выбор правильного жизненного пути. Сделать это можно, слившись с природой, став ее неотъемлемой частью.

Ключевое значение для китайских философов имела медицина. Они полагали, что организмом человека управляют женское и мужское начало: Инь и Ян. Их влияние на организм должно быть равным, когда баланс нарушается – человек заболевает. Чтобы нормализовать состояние больного, врачи разработали особый метод лечения – иглоукалывание. Он до сих пор успешно применяется в китайской медицинской практике, и пользуется популярностью в других странах.

Некоторые мыслители, которые были известны и в Китае, и в Индии, полагали, что человеческое тело состоит из соков – жидкостей, подобных природным стихиям: воды, огня, земли, воздуха и эфира. К заболеванию приводит недостаток или избыток одного из соков, и чтобы вылечить больного, нужно восстановить их нормальное соотношение.

Ключевые отличия философии Древней Индии

Главная особенность индийского общества – деление на касты. Каждая каста – закрытая социальная группа, обладающая своими правами и обязанностями. Перейти из низшей касты в высшую нельзя. Сын, рождаясь в семье, принадлежащей к конкретной касте, наследовал дело своего отца и его положение в обществе. Для дочери родители обязаны были подготовить приданное, которое полагалось отдать жениху и его семье после свадьбы. Поэтому, для людей из низшей касты рождение в семье девочки воспринималось как горе, а рождение сына – большая удача.

  1. Брахманы. Высшая каста правителей. Брахманы управляли государственными и общественными делами.
  2. Кшатрии. Каста воинов, которые должны были служить брахманам в качестве телохранителей, подавлять мятежи, участвовать в военных действиях.
  3. Вайшьи. К этой касте относились ремесленники, торговцы и землевладельцы. Они подчинялись брахманам, но владели частной собственностью, и имели достаточно средств для жизни.
  4. Шудры. Низшая каста «прокаженных». Индусам, причисленным к этой касте, предписывалось всю жизнь заниматься тяжелым физическим трудом. Шудры не имели права на образование, они не могли обратиться за медицинской помощью или оспорить решения представителей вышестоящих каст.

Такое социальное неравенство регламентировалось законом «рита», описанным в «Ведах». Согласно этому закону, люди должны быть разделены на богатых и бедных, иначе нарушится природный порядок вещей и боги нашлют на людей несчастья и болезни.

Фундаментальной ступенью развития индийской философии стало появление буддизма. Царевич Сиддхартхи Гуатама, всю жизнь проведя в роскоши, однажды впервые вышел из дворца и увидел, что его подданные бедны и несчастны. Потрясенный увиденным, царевич ушел в пустыню, надеясь в одиночестве найти просветление и помочь людям избавиться от страданий. Он пробыл в пустыне 7 лет, и стал «буддой», просветленным, познавшим главные истины жизни:

  • жизнь – это страдание;
  • причина страданий – в человеческих пороках;
  • чтобы избавиться от страданий, нужно погасить в себе все человеческие стремления;
  • стать свободным от человеческих страстей можно с помощью молитвы и медитации.

Философия буддизма быстро обретя популярность, распространилась за пределы Индии, став одной из трех основных мировых религий.

Особенности философии Древнего Египта

В Древнем Египте были высоко развиты культура, архитектура, народные промыслы и торговля. Благодаря удачному географическому расположению в долине Нила, египтяне могли выращивать пшеницу, продавать ее и обменивать на оружие и строительные материалы. В Египте до сих пор сохранились пирамиды и статуи, древние монументальные сооружения, построенные до нашей эры.

Специфика философии Древнего Египта:

  1. Вселенная разделена на земной и загробный мир.
  2. Земное время конечно, время после смерти длиться вечно.
  3. Земное время присуще только человеку и живым существам, а бесконечное присуще Космосу.
  4. Мир живых и неживых един – живое может стать неживым и снова породить живое.
  5. Человек может общаться с богами посредством молитвы.

Молитва являлась особенным состоянием, временным переходом души человека из окружающей реальности в сферы, где встречаются внутренний мир человека и высшие силы. Главные молитвы и религиозные обряды были описаны в специальной книге – Книге мертвых. В ней переплетались мифы о потусторонней жизни и особенности земной жизни египтян.

Главный миф, отражающий особенности мифологии египтян, история об Осирисе и Исиде. Осирис был первым фараоном (правителем) Египта, а Исида – его женой. Однажды на Осириса напали злоумышленники и, сражаясь с ними, он погиб. Его тело сбросили в Нил, чтобы никто не смог найти его и похоронить с соблюдением всех ритуалов. Исида отправилась искать тело мужа и нашла его. Она окропила его своими слезами и Осирис воскрес. В мифологии египтян, Нил (как и любая вода) олицетворяет слезы Исиды и возможность воскрешения – вечной жизни.

Для богов Древнего Египта характерна антропоморфность: они изображались как существа с телом человека и головой животного. В представлении египтян, человек был тождественен природе и богам, поэтому они могли иметь смешанные черты.

Египтяне верили, что загробная жизнь похожа на земную, поэтому в могилу умершего клали вещи, которые могли ему пригодится: деньги, еду, снаряжение. Умерших фараонов и представителей знати хоронили в специальных гробницах – пирамидах, и оставляли вместе с ними деньги и драгоценности. Заходить в гробницы и тревожить покой умерших было строжайше запрещено: они могли разгневаться и наслать на египтян проклятия.

Философия Древнего Востока – общая характеристика, черты и особенности развития


Глава 2. Философия Древнего Востока

Существовала ли философия на Древнем Востоке?

В традиционном европейском понимании на Древнем Вос­токе философии не было. В мифах и религиях высказывались философские суждения о жизни и смерти, о возникновении мира, то есть обсуждались те проблемы, которые впослед­ствии стали основными в философии. В пятом веке до нашей эры на Востоке возникли религиозно-философские концеп­ции Вардхаманы, Будды, Конфуция, Лао-цзы, Мо Ди, Гуань Чжуна.

Как мифология Древнего Востока объясняла возникновение мира?

Считалось, что мир возник из первоначального хаоса и основными элементами, из которых возник мир, были вода, воздух, земля и огонь.

Какие представления о человеке сложились в мифологии?

Мифология Востока представляла человека двуединым су­ществом, которое обладает телом и душой. Душа воспринима­лась как начало жизни и наделялась бессмертием. Считалось, что после смерти человека его душа существует в царстве мертвых.

Какую роль сыграла мифология Востока в развитии человеческой мысли?

Мифологические воззрения Древнего Востока развивали ин­терес к проблемам окружающего мира и человека. Многие по­ложения из мифологии Востока вошли в философские системы Древней Греции и Рима.

Биографическая справка

В 563 году до н.э. у царя Гаутамы родился сын, которого назвали Сиддхартхой. Царю было предсказано, что мальчик станет монахом-аскетом, если хоть раз увидит старика, боль­ного или мертвеца. Гаутама создал для сына такие условия, где он не мог увидеть старость, болезни и смерть. Несмотря на старания отца, Сиддхартха увидел как-то и больного, и ста­рика, и похоронную процессию. Потрясенный царевич бежал из дворца и стал лесным отшельником. Он изучал Веды, но мудрые книги не научили его, как победить смерть. Легенда утверждает, что однажды Сиддхартха сел под смоковницу и решил, что не сдвинется с места, пока, путем самососредото­чения не познает правду о жизни. На четвертый день на него снизошло просветление, и он стал «буддой», то есть «просвет­ленным». Сиддхартха стал основателем буддизма и 45 лет про­поведовал свое учение. Умер он в 483 году до н.э.

Какие источники буддийского учения известны?

Будда ничего не писал, его учение долго существовало в устной форме и было записано на острове Цейлон через 300 лет после распространения буддизма. Буддистский канон получил название «Трипитака», что означает «Три корзины», так как тексты, записанные на пальмовых листьях, заняли три корзи­ны. Канон состоит из трех частей: «Винайя-питака» излагает правила и нормы жизни буддийских монахов; «Сутта-пита- ка» — это сборник проповедей и афоризмов Будды; «Абхид хамма-питака» излагает философские основы, которые доступ­ны только тем, кто достиг высокой степени в духовном и нрав­ственном совершенствовании.

Что, по мнению Будды, представляет собой мир, окружающий человека?

Мир состоит из множества взаимообусловленных качеств, которые проявляются во времени и пространстве при опреде­ленных условиях как части единого целого. Любое изменение влечет за собой последствия. Человек своими поступками го­товит почву для будущих перемен. Не существует застывшего внешнего мира, а есть вечный процесс развития.

Каким образом возник мир?

Началом мира было «пракрити». Пракрити — это произво­дящее начало, вечное, вездесущее и единое. Пракрити содер­жит в себе все явления мира и существует благодаря взаимным отношениям трех гун. Эти гуны: саттву (освещение), раджас (активность, действие) и тамас (препятствие, граница). Сами гуны непознаваемы. Их можно понять только тогда, когда ви­ден результат их действий. Различные действия гун приводят к многообразию мира.

Что представляет собой человек?

Человек состоит из пяти множеств, это форма-тело, созна­ние, мысль, чувства и желание. Каждое из множеств изменчиво и конечно. Личное «Я» — сумма процессов, посредством которых устанавливается взаимосвязь с миром, происходит его осмысление, и осуществляется жизненный выбор.

Какого закона должен придерживаться человек?

В земной жизни следует придерживаться среднего пути, который лежит между двумя крайностями: с одной стороны потворство чувственным наслаждениям, с другой — крайний аскетизм.

Каким образом Будда оценивал земную жизнь?

Жизнь человека на Земле — вечное страдание. Оно вызвано желаниями человека. Цель жизни — преодолеть страдания, для этого нужно самосовершенствоваться и достигнуть про­светления.

Как человек может победить свои желания?

Необходимо выбрать правильный путь физического и нрав­ственного совершенствования. Его составляющие:

1. Должное понимание четырех благородных истин.

2. Воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоен­ными истинами.

3. Правильная речь — воздержание от грубых слов, от лжи и клеветы.

4. Правильное действие — не причинение зла живому.

5. Правильный образ жизни — привычка жить честным трудом.

6. Правильное усилие — борьба с соблазнами и дурными мыслями.

7. Правильное направление мысли — понимание того, что все окружающее имеет преходящий характер.

8. Правильное сосредоточение, которое приводит к нирване.

Что понимается под 4 благородными истинами?

1. Жизнь — это страдание.

2. Страдание человека связано с его желаниями.

3. Победа над желаниями освобождает человека от страда­ния.

4. Победа над страданием приводит к нирване.

Что такое нирвана?

Нирвана — это состояние духовного спокойствия. Достичь нирваны нелегко. Человек, достигнувший нирваны, называет­ся «архатом», то есть «достойным».

Каким образом человек может достигнуть нирваны?

Пройдя восьмеричный путь самосовершенствования.

Пройти по этому пути можно, если человек сумеет освобо­диться от оков человеческого духа. Эти оковы — заблуждения, стремления, сознание Я, эмоции, чувства, привязанности, жажда желаний, страх старости и смерти.

Что Будда говорил о душе?

Будда отрицал существование души как вечной и неизмен­ной субстанции. Душа — поток сознания, постоянное станов­ление, ибо она меняется в каждый момент.

Биографическая справка

Вадхармана Махавира жил в 599-527 гг. до н.э. в городе Магадхе (современный город Бихаре) в Индии. В 35 лет он создал учение, получившее название джайнизм.

Что, по мнению Вадхарманы, представляет собой мир?

Мир состоит из четырех «таттв» (первооснов): эти «таттвы» — воздух, вода, огонь, земля. Они объединяются в скандхи, из которых состоят все предметы. Мир состоит из материальных вещей и духовных, таких, как жизнь, радость, печаль. Все существующее имеет душу, то есть существует вза­имосвязь между духовными и материальными субстанциями. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изна­чально и всегда. Помимо духовно-материального уровня есть иной план бытия, на котором существуют вечные субстанции, имеющие свои качества и свойства. Высшее проявление данно­го уровня — «джива».

Что такое «джива»?

«Джива» — это совершенная и бессмертная субстанция, которая одухотворяет мир и наполняет его своей энергией. Основным свойством дживы является сознание и «аджива» — все, что не является душой.

Что является основой человеческой жизни?

Основной принцип человеческой жизни: не причинять вреда.

Может ли человек познать мир?

Вадхармана считал, что нет абсолютной истины, так как суть вещей воспринимается в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Поэтому любое знание услов­но. Человек может познать мир, но это познание будет субъ­ективным.

Биографическая справка

Шанкара жил ок. 788-820 гг. н.э. в восточной Индии. Он был толкователем «Упанишад» и написал к ним несколько комментариев. Его основной труд — «Брахма-сутра-бхашья».

Что, по мнению Шанкары, представляет собой окружающий мир?

Мир — это конструкция, созданная высшей волей, и эта конструкция циклически меняется. Весь реальный мир есть «майя» — иллюзия. Единственной реальностью в этой иллю­зии является Брахман.

Что понимается под Брахманом?

Брахман — это высшее «Я», которое существует независи­мо от телесной оболочки и не поддается описанию. Брахман вечен, един, не подвержен изменениям, он является источни­ком и причиной существования. Брахман лишен формы, ли­шен качеств, выступает то как Бог-творец всего сущего, то как «майя», или мировая душа.

Можно ли познать Брахмана?

Чтобы познать Брахмана, нужно глубоко проникнуть в соб­ственное сознание. Созерцая собственное мышление и созна­ние, можно освободить свой дух и получить представления об истинной реальности.

Биографическая справка

Конфуций жил в 551-479 гг. до н.э. в древнем Китае. В детстве будущий философ был пастухом, сторожем и только в 15 лет начал учиться. Конфуций основал свою философскую школу, когда ему было 50 лет. Ученики называли его Кунцзы, то есть «учитель Кун».

Какие произведения Конфуция известны?

Основные положения учения Конфуция были изложены его последователями в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Они представлены в виде вопросов и ответов.

В чем суть конфуцианства?

Конфуций объяснял, как устанавливается гармония в мире. Для создания гармонии в обществе необходимо пра­вильно отрегулировать «пять отношений». Это отношения между правителем и подданными, между родителями и деть­ми, между мужчиной и женщиной, между супругами и меж­ду друзьями.

Гармонично развивающееся общество должно быть похоже на семью, где каждый занят своим делом, и где господствует принцип «сыновней почтительности».

Что означает принцип «сыновней почтительности»?

Данный принцип означал беспрекословное подчинение воле тех, кто старше по возрасту и положению. Конфуций говорил: «Отношения между старшим и младшим должно уподобиться отношениям ветра и травы: трава клонится туда, куда дует ветер».

Каждый должен воспитывать в себе человеколюбие, основа которого — «почтительность к родителям и уважительность к старшим».

В чем видел Конфуций основной долг человека?

Каждый человек должен следовать «правильному пути». «Правильный путь» — умение жить в полном согласии с окру­жающим миром и не противостоять ему.

Какой идеал человека провозглашен в конфуцианстве?

Идеал благородного мужа. Благородный муж должен об­ладать справедливостью, верностью, искренностью, сыновней почтительностью. Именно эти качества — основа гуманности и гармонии общества. Конфуций отмечал: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен дере­венщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он стано­вится благородным мужем».

Благородным мужем становятся через воспитание, которое включает в себя знание ритуалов и этикета.

Что такое принцип меры в конфуцианстве?

Мера — это любовь к ближнему, и то, что мы желаем от других, должно быть мерой того, что мы должны делать по отношению к ним.

Что является высшей силой мироздания?

Небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире. Все отношения в обществе, права и обязанности, риту­алы изначально заданы Небом.

Биографическая справка

Лао-цзы — фигура полулегендарная. Утверждалось, что он родился глубоким старцем, пробыв в чреве матери 60 лет. Достоверно лишь то, что Лао-цзы был современником Конфуция. Лао-цзы проповедовал устно. Впоследствии его вы­сказывания были объединены в работу «Дао дэ дзин».

Какое понятие стало основным в философии Лао-цзы?

Понятие «дао». Первоначально «дао» означало «путь», «до­рога», а впоследствии его стали понимать как первоначало, как основу и завершение всего сущего, это некий путь всех вещей и процессов в мире.

Какими свойствами обладает «дао»?

В даосизме утверждалось, что «дао» обладает противоречи­выми свойствами. Оно неизменно и вместе с тем пребывает в постоянном изменении, оно присутствует в конечных вещах, но само бесконечно.

Какие представления о мире сложились в даосизме?

Все существующее в мире — результат бесчисленных пре­вращений, у которых нет явной причины. Все вещи порождают себя сами. Мир предстает как непрерывное рождение и смерть, возникновение и возвращение. За всем этим стоит «дао», при­дающее миру единство и гармонию.

Как должен жить человек, который придерживается принципов даосизма?

Человек должен жить в согласии с окружающим миром. Этот мир есть как бы священный сосуд, которым никто не вправе повелевать. Соблюдение меры во всем — одна из важ­нейших задач человека, проявление его подлинной мудрости.

Мудрость — это жизнь без борьбы, насилия и жестокости. Это умение принимать мир таким, какой он есть, и не пытать­ся его изменить.

Как достигнуть мудрого правления в обществе?

Правитель проявляет свою мудрость, не вмешиваясь в су­ществующий порядок, чтобы не нарушить всеобщий закон. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

Биографическая справка

Китайский мыслитель Мо-цзы жил в 479—380 или 468—376 гг. до н.э. Он происходил из знатного рода, занимал высокие посты при дворе местного правителя.

Что, по мнению мыслителя, лежит в основе всех явлений и процессов?

Мо-цзы считал, что в основе всех явлений и процессов — гармония.

Чтобы в мире царила гармония, необходимо избегать по­ступков, которые наносят вред всему окружающему. При оценке любого поступка нужно руководствоваться двумя кри­териями — пользой и уважением.

Как достигнуть уважения между членами общества?

Уважение будет достигнуто, когда положение человека в обществе станет определяться его личными качествами, а не социальным происхождением

Как возникла царская власть?

Царская власть установилась в результате коллективного выбора людей. Царская власть выступает единственным гаран­том управления на основе закона.

Тема 2. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Общая характеристика древневосточной философии.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

Общая характеристика древневосточной философии

Говоря о первых философских системах древности следует указать на ряд социально-экономических факторов, связанных с возникновением философии: переход от бронзы к железу; развитие аграрного и ремесленного производства; разложение первобытнообщинного строя, возникновение государственных структур. Государства Древнего Востока представляли собой восточные деспотии (во главе – правитель с абсолютной властью – царь-жрец; ниже – огромный бюрократический аппарат; крестьяне и рабы), что во многом зависело от природных условий.

Философия Древнего Востока имеет свою специфику, заключающуюся не столько в рациональном обосновании истины, сколько в ее интуитивно-мистическом обретении. Большое значение имеет нравственное самосовершенствование.

Общие особенности древневосточной философии:

· отсутствие противопоставления субъекта и объекта, отдельных частей мира (недуальный принцип мышления);

· недеяние как следствие небытия (основа – неопределенность и, как следствие, особый вид активности, например следование пути Дао);

· принцип монизма (мир – это особая органическая система, каждая часть которой переживает то, что переживает целое);

· принцип синхронности (в мире все уже есть и представлено здесь и сейчас).

Философия Древней Индии

Основные периоды в истории философии Древней Индии – ведийский (XV – VII вв. до н.э.) и эпический (VI в. до н.э. – II в. н.э.). Ведийский период характеризуется складыванием и распространением предфилософии, основанной на Ведах. Веды – первый памятник мысли древних индийцев, это слово означает в переводе «знание». Веды считаются священными книгами, божественным откровением. Они включают в себя гимны, молитвы, заклинания, песнопения, жертвенные формулы и т.д. Комментарии к Ведам состоят из трех частей; особое значение имеет третья часть – Упанишады. Там ставятся вопросы происхождения сущего, самопознания человека. Основные понятия: брахман (безличное мировое духовное начало), атман (индивидуальное духовное начало), сансара (круговорот жизни через переселение душ), карма (мировой закон воздаяния), варна (социальный слой, существование которого освящено авторитетом божества). Толкователи Вед – жрецы – брахманы.

Название «эпический период» связано с оформлением в это время крупных эпических поэм «Рамаяна» и «Махабхарата», имеющих мировоззренческое значение. Складывается два вида философских школ: признающие авторитет Вед и не признающие (ортодоксальные и неортодоксальные).

К первым (ортодоксальным) школам относятся шесть систем, обосновывающих индуизм, начало которому положило философское учение «Бхагавадгиты» (часть «Махабхараты»). Основные категории «Бхагавадгиты»: пракрити (материальная реальность), брахман, атман, йога (метод психического воспитания). Главной здесь является проблема нравственного выбора. Ортодоксальные школы объединяет поиск освобождения от сансары.

Веданта – важнейшая философская основа индуизма. Брахман – абсолютная духовная сущность мира. Мир, окружающий человека, – иллюзия. Выход из сансары достигается через соблюдение нравственных норм и медитацию и состоит в соединении атмана с брахманом. При изучении Вед важна помощь учителя.

Миманса – объяснение ритуала Вед. Большое значение придается дхарме (долгу жертвоприношения).

Санкхья – в ее основании лежит независимый опыт и размышление. Основные категории: пракрити как первопричина мира и пуруша (абсолютная душа). Соединение этих двух начал образует исходные материальные и духовные принципы мира.

Йога – система правил психической тренировки. Последняя осуществляется поэтапно, предполагает овладение телом, чувствами и мыслями. На последней стадии душа освобождается от телесной оболочки и от сансары.

Вайшешика – атомистическое учение. Шаровидные атомы – неизменные элементы, из которых состоят изменчивые вещи. Миром управляет Бог, действующий по законам кармы.

Ньяя – учение о формах мышления. Цель жизни – освобождение от перерождений и страданий. Оно достигается с помощью правильного познания, методы которого изучаются в логике.

Неортодоксальные школы:

Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары, кармы. Основа мира – материя в виде четырех первоэлементов. Сознание производно от материи. Жизни после смерти не существует. Познание основывается на чувствах. Сверхчувственного мира нет. В основе этической концепции – стремление к наслаждению (гедонизм). Следствия: критика Вед, односторонность в познании, релятивизм в этике.

Джайнизм. Его основателем считается Вардхамана (Джина Махавира), живший в VI в. до н.э. Основное произведение джайнизма – канон Сиддханта, содержащий сведения из различных областей жизни. К изучению текстов джайнизма допускаютя и женщины. Мир существует вечно, никем не создан. Два начала: духовное (джива) и материальное (аджива). Аджива включает в себя состоящую из атомов материю, пространство, время. Джива присуща всему существующему, но в разной степени. Связующее звено между дживой и адживой – карма, понимаемая как тонкая материя. Джайнизм признает сансару. Правильное познание, аскетизм и самосовершенствование помогают душе освободиться от адживы и перейти в совершенное состояние чистой духовности. Необходимые принципы: правильное познание (опыт, разум и интуиция); правильное поведение (соблюдение обетов, аскетизм, уважение ко всему живому); правильная вера (вера в авторитет праведников – тиртханкаров).

Буддизм основан в VI в. до н.э. Сиддхартхой Гаутамой Шакья–Муни, который впоследствии получил имя Будды («просветленного»). Это учение обращено к бытию человека вне зависимости от его социальной роли. Его основа – четыре «благородные истины»: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий – желания и привязанности; 3) чтобы избавиться от страданий, нужно искоренить страсти и желания; 4) для этого есть путь из 8 ступеней. Конечная цель – обретение нирваны – совершенного состояния освобождения от страданий. Ему предшествует просветление, достигаемое с помощью медитации. Сама нирвана может быть охарактеризована как «свобода от…». Центральные пункты этики буддизма – терпимость, сострадание и непричинение вреда живому. Хинаяна и Махаяна – 2 направления в буддизме (для монахов и для мирян).

Философия Древнего Китая

В истории Древнего Китая выделяют шесть периодов, занимающих временной промежуток с XVIII в. до н.э. по II в. н. э. Основу предфилософии Древнего Китая составляли пять книг: Книга Песен, Книга Истории, Книга Перемен, Книга Обрядов и Летопись. Астрономические, математические и медицинские знания носили прикладной характер. В предфилософии было стремление выделить мировые первоэлементы, природа объяснялась антропоморфно, следует отметить и традиционализм, догматизм, культ природы и культ предков в социальной этике Древнего Китая. Философские системы начинают складываться в VI в. до н.э. Главная проблема – свобода в условиях отсутствия понятия личности.

Конфуцианство создано Конфуцием (Кун–цзы 551-479 гг. до н.э.), основной труд – книга «Лунь Юй». Судьба каждого человека неразрывно связана с Небом и определяется им. Обеспокоенный разложением современного ему общества и падением нравов Конфуций ставил своей задачей воспитание «благородных мужей», на которых держались бы порядок и стабильность в государстве. Идея совмещения человечности и государственности. Распространение отношений в большой семье (клане) на все общество с помощью ритуализированного этикета. Усваивая его, человек обретает «жэнь» – гуманность. В сущности понятие «гуманность» Конфуция означало: 1) любовь к кровным родственникам; 2) защиту старых обычаев; 3) уважение к аристократии. Сам Кун–цзы был учтив, внимателен, приветлив, носил простую форму одежды на практике реализуя предложенные этические принципы. Во II в. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией Китая.

Даосизм основан Лао-Цзы, главная книга – «Дао дэ цзин». Он отверг попытку конфуцианцев запрограммировать поведение человека ритуалом, но, поскольку человек на Востоке не понимался как личность, единственным способом выразить присущую ему внутренне свободу и универсальность стало обращение к природе. Во всех ее проявлениях присутствует одно первоначало – Дао («путь»). Дао складывается из двух противоположностей, которые борются и вместе с тем образуют гармонию. Приобщаясь к природной естественности, отказываясь от собственной индивидуальности, человек способен также обрести гармонию. Это реализуется через принцип недеяния. Недеяние – совершенное слияние с естественным ходом вещей без явной внешней активности. Во II-III вв. н.э. даосизм расщепился на религиозно-мистическое направление и неодаосизм, в русле которого сложился знаменитый художественный стиль «ветра и потока».

Моизм основан Мо-Цзы (475-395 гг. до н.э.), последователем Конфуция. Основные идеи: всеобщая любовь, взаимная выгода, строгая государственная организация. Отрицание воли Неба и утверждение человеческой активности.

Легизм возник и оформился в VI-II вв. до н.э. (школа законников). Наиболее видные представители: Шан Ян, Хань Фэй. Политика, по их мнению несовместима с моралью. Правитель воздействует на массы через награды и наказания. Необходимо развивать земледелие, укреплять армию, не допуская чрезмерного распространения знаний в народе. Вместо наследования должностей – назначение чиновников. С III в. до н.э. легизм сливается с конфуцианством в учении Сюнь-Цзы.

Основные идеи даосизма (кратко)

Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши.

Китайский ученый Лао-Цзы сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».

Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его биография абсолютно неизвестна историкам. Древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок». По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао.

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Формы проявления даосизма

Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:

Философско-этическая — помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.

Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.

Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.

В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.

Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского — активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Обряды в даосизме

В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.

В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.

Даосизм — философское и религиозное учение Китая

Дао — это путь познания вещей. Даосизм является традиционным китайским учением с примесью философии и религиозных воззрений наряду с конфуцианством, дзен и буддизмом. В понятие даосизма включены шаманские и магические практики, учение о бессмертии и изгнании злых духов, ритуалы предсказаний и целительные методики цигун.

Суть даосизма

Восточный мистицизм оказал большое влияние на весь мир. Корни даосизма уходят в глубь веков, первые письменные артефакты датируются вторым веком до нашей эры. Так говорит о даосизме Википедия. Как переводится слово «дао»? Это некая безликая сила, управляющая миром. Она находится везде и нигде. Также «дао» переводится как «путь», который определяет направление жизни человека. Таким образом, кратко суть даосизма можно охарактеризовать как веру в управление безликой силой, сотворившей мир и поддерживающей всё сущее и веру в бесконечное блаженство в состоянии покоя и бездействия.

Основоположник даосизма — Лао Цзы. Основные идеи учения — обретение внутренней гармонии и покоя через следование по священному пути дао. Даосизм — это не религия в чистом виде, а набор духовных практик. Несмотря на отсутствие догматов религиозного поклонения, существует множество монастырей, в которых даосы уединились от суеты мирской жизни. Это становится понятным, если учесть основополагающую идею даосизма о состоянии внутреннего покоя как достижения духовного совершенства. В суете будней покоя достичь невозможно, а по поверьям даосов, внутренний покой может даровать долгую жизнь.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

На заре становления даосизма отсутствовали какие-либо ритуальные и обрядовые церемонии. Последователи Лао Цзы искали правильный путь и смысл своего существования. С течением времени даосизм претерпел изменения, но основная идея сохранилась. Это учение временами испытывало гонения официальных властей, что побуждало даосов скрываться и образовывать тайные братства. Дао проповедует подавление страстей и желаний, что не всегда находило отклик в сердцах людей.

Есть ли у даосов своя священная книга? Да, она называется «Дао дэ цзин», что обозначает «Книга пути и достоинства». В этом трактате красной нитью проходит мысль о невмешательстве человека в действие высшей силы, ибо воля небес превыше всего.

Путь достижения счастья

Философия даосизма дает некий рецепт достижения блаженства и счастья в земном воплощении. Для этого следует встать на путь Дао, обрести силу Дэ и пребывать в полном бездействии У-вей. Что такое полное бездействие? Это состояние созерцательности, наблюдения за происходящим без какого-либо вмешательства. Это созерцательное отношение ко всему, что происходит в жизни.

Даосы считают, что ни один добрый поступок не способен сделать человека счастливым. Он может обрести счастье только через внутренний покой и медитативное состояние. Именно в медитациях можно постичь смысл мироздания и обрести блаженство. По мнению основателя учения, человек должен культивировать в себе три основных качества:

  1. сострадание (ци);
  2. умеренность (цзянь);
  3. душа (шэнь).

По мнению даосов, сострадание (любовь) заставляет сердце активно работать, то есть разгонять кровь. Это оздоравливает организм. Умеренность во всем тоже способствует здоровью, а также позволяет разумно расходовать жизненную энергию. Развитие души — это путь самосовершенствования, без которого невозможно достичь блаженства.

Основные идеи даосизма:

  • принцип невмешательства;
  • неделание;
  • спонтанность;
  • превращение вещей.

Даосы утверждают, что постоянным принципом мироздания является перемена, все остальное — преходящее. Переменой управляет закон Дао. Нельзя сопротивляться переменам, нужно позволить им случаться в жизни. Если человек осуществляет какие-либо действия или желает чего-то, он нарушает естественный ход событий и препятствует переменам осуществиться.

Обратите внимание! Даосизм учит не вмешиваться в естественный ход вещей и не предпринимать попытки исправить совершенный мир.

Попытки что-либо изменить в своей жизни рассматриваются даосами как покушение на совершенство мира, ведь совершенство можно постичь лишь в состоянии созерцания. Желания, по мнению дао, — путь к беспокойству и несчастьям. Человек не должен стремиться к чему-либо, но не должен и препятствовать этому случиться. Например, даос не стремится к богатству, но не препятствует ему прийти в жизнь.

Инь и ян

Что символизирует знак инь и ян? Некоторые считают его символом дня и ночи или добра и зла. На самом деле это основополагающий символ дао, в котором заключено единство противоположностей — темного и светлого начала. Темное принадлежит женской душе, светлое — мужской. Женская суть выражается в пассивности, мужская — в активности. Только единство двух начал может сформировать гармонию и блаженство, только в единстве противоположностей заключена мощь энергии ци.

По мнению даосов, переизбыток одного из качеств приводит к неразумному течению жизни. Оба принципа должны находиться в гармонии и равновесии, только в этом случае жизнь будет плодотворной и эффективной. Однако в данном символе заключена идея космических принципов движения, которые осуществляют перемены в физическом мире.

Постоянство перемен символизирует замкнутый круг. Точки внутри каждой половинки знака символизируют взаимопроникновение, волнистая разделяющая линия обозначает отсутствие четких границ между принципами.

Принцип инь и ян можно встретить в китайском искусстве, национальной медицине и даже науке. Это основополагающий принцип дао, который утверждает, что:

  1. противоположности притягиваются и дополняют друг друга;
  2. все находится в процессе постоянных перемен.

Человек, следуя по пути дао, должен постоянно находить баланс между инь и ян. Это равновесие энергий, которое приводит к балансу и гармонии. Только баланс и равновесие энергий могут даровать человеку внутреннюю гармонию и абсолютное здоровье.

Ссылка на основную публикацию