Атомизм в философии – представители, идеи и теории

Атомизм: история, теория, постулаты и представители

Содержание:

  • Происхождение и история
  • Теория атомизма и постулаты
  • Постулаты атомной теории Дальтона
  • Представители
  • Цифры в наше время
  • Ссылки

В атомизм Это теория, которая утверждает, что вся реальность и объекты во Вселенной состоят из очень маленьких частиц, которые неразделимы и нерушимы и называются атомами. Атом означает что-то неразрезанное или неразделимое. Слово «атом» происходит от суммы двух греческих слов: «а», что означает «без», и «томон», что означает «разрезать».

Атомистическая школа зародилась как философское движение в очень древних культурах Греции, Рима и Индии. Левкипп и Демокрит основали движение примерно в 5 веке до нашей эры.

Изначально школа атомистов была основана на философском аспекте и не имела доказательств, что не позволяло ей добавлять последователей. От этой теории отказались на несколько столетий, и она стала более широко принятой только в начале девятнадцатого века благодаря химическим доказательствам ее постулатов.

Задача первых представителей атомизма состояла не в том, чтобы говорить о структуре вещей, а в том, чтобы объяснить, как они меняются или остаются такими же. Для первых атомистов атомы всегда существовали; а когда происходило какое-либо изменение, это происходило из-за объединения атомов.

Есть несколько типов атомистических убеждений. Традиционный утверждал, что объекты – это совокупность атомов, и что между ними есть только пустота. Можно сказать, что это вариант философского материализма, поскольку он гарантирует, что нематериальное не существует. Также присутствует социальный атомизм, космологический или физический, логический, социальный, биологический и психологический.

Происхождение и история

Школа атомистов зародилась в Древней Греции как философская теория, насчитывающая более 2500 лет. Идеи об атомизме также были развиты в Индии в самом начале истории. Буддийские философы, джайны и даже индуисты в древние времена писали об атомизме.

Первым философом в Индии, сформулировавшим идеи об атоме, был Канада. В Индии считалось, что существует четыре типа элементарных атомов. Они, в свою очередь, обладали более чем 20 качествами и могли сочетаться друг с другом. Философы азиатской страны вникали в то, как они были объединены, как они реагировали и какие возможности существовали для расщепления атома.

В западной культуре атомизм ассоциируется с досократовской эпохой. Левкипп и Демокрит считаются основателями этого течения, хотя Аристотель придает всю заслугу Левкиппу в изобретении атомизма. Сам Аристотель возглавил первое движение с идеями, отходящими от атомизма.

В XVI и XVII веках интерес к атомизму возродился благодаря научным достижениям Николаса Коперника и Галилео Галилея. В 18 веке была создана первая математическая теория атомизма, основанная на принципах механики Ньютона.

Только в XIX веке была разработана атомная теория. Джон Дальтон предположил, что каждый химический элемент состоит из атомов уникального типа, которые могут объединяться, образуя другие структуры.

Философский атомизм привел к развитию теории атома, но современная наука отвечала за ее уточнение. Было показано, что атомы состоят из более мелких частиц (электронов, нейтронов и протонов). Они, в свою очередь, состоят из еще более мелких частиц, называемых кварками.

Теория атомизма и постулаты

Теория атомизма была разработана в 1803 году на научном уровне, утверждая, что материя состоит из основных и неделимых единиц, которые объединяются в различные соединения.

Считалось, что атом представляет собой мельчайшую единицу материи, и теперь открыто более сотни их разновидностей. Каждый тип атома называется именем химического элемента.

Хотя англичанин Джон Дальтон, натуропат и химик, исходил из представлений об атоме древних философов, значение этого слова несколько изменилось. Дальтон, например, не разделял убеждения, что материя имеет отношение к одному веществу, но что существуют атомы с различными характеристиками и разными типами.

Он также отвечал за внедрение периодической таблицы элементов и установление водорода как самого легкого элемента и, следовательно, в качестве основного стандарта при изучении каждого элемента.

Теория атомизма помогла установить основы современной химии. Хотя с годами оно пересматривалось, основное предположение о том, что атом является самой маленькой единицей материи, все еще остается в силе.

Достижения показали, что Дальтон назвал то, что сейчас известно как молекулы, составными атомами, что атомы могут быть модифицированы путем слияния и что они состоят из более мелких структур.

Постулаты атомной теории Дальтона

Чтобы лучше объяснить, как устроена материя, Дальтон разработал некоторые постулаты или принципы. Эти постулаты были приняты на протяжении большей части XIX века, но дальнейшие эксперименты показали, что некоторые из них не были правильными.

1. Вся материя состоит из неразделимых частиц, называемых атомами.

2-Атомы одного и того же элемента похожи по форме и весу, но отличаются от атомов других элементов.

3-атомы не могут быть созданы или сгенерированы, и они не могут быть уничтожены.

Атомы 4-соединения могут быть образованы, когда атомы различных элементов соединяются друг с другом.

5-Атомы одного и того же элемента могут объединяться более чем одним способом с образованием двух или более сложных атомов.

6-Атом – наименьшая единица вещества, которая может участвовать в химической реакции.

Из этих постулатов уже было показано, что тот, кто говорит о концепции неделимости атома, утверждает что-то неверное, так как его можно разделить на протоны, нейтроны и электроны. Второй постулат также был исправлен, поскольку атомы некоторых элементов различаются по своей массе или плотности и известны как изотопы.

Представители

Левкипп и Демокрит – два античных философа, которые считались основателями атомистической школы и поэтому являются наиболее важными представителями. Нет единого мнения о том, кто из двоих был создателем или кто внес свой вклад в атомизм, хотя Аристотель отдает всю заслугу Левкиппу, учителю Демокрита.

То, что известно об идеях Левкиппа и Демокрита, со временем сохранилось в трудах других ученых, таких как Аристотель, Диоген или Теофраст, среди прочих.

Платон был одним из первых, кто выступил против атомизма, поскольку он утверждал, что атомы, которые сталкиваются с другими атомами, не могут создать красоту и форму мира. Вместо этого Платон постулировал существование четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли.

Аристотель, в свою очередь, утверждал, что эти четыре элемента не были созданы из атомов и что существование пустоты, подтвержденное атомизмом, нарушает физические принципы. Аристотель был первым представителем движения, отошедшего от идей школы атомистов.

Позже появился Эпикур, также называемый Эпикур Самосским, греческий философ, который определил себя как последователь атомизма Демокрита. Он задавался вопросом, как можно объяснить природные явления (землетрясения, молнии, кометы) с помощью теории Аристотеля.

Цифры в наше время

Интерес к атомизму возродился в 16-17 веках. Николас Коперник и Галилео Галилей были обращены в атомизм благодаря некоторым научным достижениям, которые начали противоречить некоторым аристотелевским теориям, которые доминировали в то время.

Другие философы, такие как английский Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и Джордано Бруно, некоторое время считались атомистами. Однако большая часть признания возрождения школы атомистов принадлежит французам Рене Декарту и Пьеру Гассенди.

Декарт утверждал, что все физическое во Вселенной состоит из маленьких частиц материи; и что ощущения, такие как вкус и температура, вызваны формой и размером этих маленьких кусочков материи. Эта идея Декарта имела много общего с атомизмом, хотя для Декарта не могло быть вакуума.

Затем в XVIII веке Роджер Боскович создал первую математическую теорию атомизма. Наконец, именно Джон Дальтон разработал атомную теорию и ее постулаты.

Он впервые предположил, что каждый химический элемент состоит из атомов уникального типа и что они могут быть объединены, образуя новые, более сложные структуры.

Атомизм в философии ℹ️ особенности учения, основоположник и представители школы, основные идеи, теории и принципы, роль и значение атомистической концепции

Основная природа

Особенность атомизма в том, что наблюдаемые формы тут рассматриваются не как внутренние целые, а только в совокупности. В отличие от целостной теории, которая объясняет части на основе качеств, демонстрируемых целым, атомизм раскрывает наблюдаемые свойства целого характеристиками его компонентов и их конфигураций.

Для того чтобы понять историческое развитие этого направления в философии и его связь с современной теорией атома, необходимо увидеть различие между атомизмом первоначальным и другими его формами. Стандартная версия теории характеризуется тремя моментами:

  • Атомы абсолютно неделимы;
  • Наблюдается качественная идентичность;
  • Они могут комбинироваться друг с другом только путем сопоставления.

Атомизм обычно ассоциируется с реалистичным и механистичным взглядом на мир. Реален тот факт, что атомы не рассматриваются как субъективные конструкции, которые используются для лучшего понимания явлений. Вместо этого они находятся в реальности, где главное значение имеет сам факт существования.

Что касается механистического взгляда на вещи, то он гласит, что все наблюдаемые изменения могут сводиться к изменениям конфигурации. Это не просто вопрос использования полезной объяснительной модели.

Согласно теории все наблюдаемые изменения вызваны движениями атомов. В качестве аналитической доктрины атомизм противостоит доктринам организменным. Они учат, что природа целого не может быть обнаружена путем разделения его на составные части и изучения каждого элемента отдельно.

Реальность и объективность

Демокрит был у истоков детерминизма. Это направление получило название от латинского слова determine, что переводится как «определяю». Детерминизм говорит нам о наличии объективной закономерности во всем мире. Она обусловлена причинно-следственными связями, которые носят всеобщий характер.

Философ утверждал, что беспричинных явлений нет. Он говорил о том, что все в мире имеет свою причину. Таким образом происходило отождествление причинности и закономерности, а также отрицание наличия в мире случайности. Это учение предполагало, что некоторые явления люди называют случайными. Происходит такое из-за незнания причины.

Постепенно, отрицая случайности и абсолютизируя закономерности, Демокрит пришел к выводам о невозможности человеческой свободы. Иначе говоря, человек как существо, которое состоит из атомов, тоже подчинен всеобщей необходимости наряду со всеми природными явлениями. Атомы души представляются как тонкие, гладкие, круглые и огненные частицы, которые имеют большую подвижность, чем остальные.

Труды Демокрита

Имя Демокрита связывают с возникновением одной из основоположных теорий философии – атомизма. Данная теория объединяет такие науки как физика, космология, эпистемология, психология и этика. Принято считать, что данная теория объединила собой также проблематику трёх основных древнегреческих философских школ: пифагорейской, элейской и милетской.

Ученые утверждают, что Демокрит в своё время стал автором более 70 различных трактатов. Названия данных работ приводятся в трудах Диогена Лаэртия – он больше других ученых писал о том, кто такой Демокрит. Как правило, трактаты представляли собой тетралогии по различным наукам – математике, физике, этике, литературе, языку, прикладным наукам и даже медицине.

Отдельно стоит отметить, что Демокрит считался автором «Халдейской книги» и «О священных надписях в Вавилоне». Это объясняется той легендой, которая была создана об обучении и путешествиях философа.

“Смеющийся” философ

Многие современники не понимали, кто такой Демокрит. Он часто покидал свой город с целью уединения. Чтобы скрыться от суеты, он посещал кладбище. Часто поведение Демокрита отличалось странностями: он мог разразиться смехом без видимой на то причины просто потому, что людские проблемы показались ему забавными. Благодаря этой особенности своего поведения его стали называть «смеющийся философ».

Многие считали философа немного сумасшедшим. В то время специально для постановки диагноза был приглашен Гиппократ – известнейший врач тех времен, который также наложил свой отпечаток на современность. Результатом встречи с философом стало свидетельство того, то Демокрит абсолютно здоров и психически, и физически. Также врач отметил тонкий ум этого философа.

Типы теории

Историю доктрины можно поделить на два отчетливых периода: философский и научный с переходными периодами с 17 по XIX век. Именно этот исторический факт оправдывает различие между философским и научным атомизмом.

Философский аспект

История этого направления началась еще во время Античной Греции. Внимание ученых было сосредоточено не на подробном объяснении всех видов конкретных явлений, а на некоторых общих аспектах и чертах. Речь шла о попытках понять существование в природе множества различных форм и непрерывных изменений. Философский атомизм стал первой доктриной, способной ответить на такие вопросы. Он не ограничивался единственной проблемой объяснения возможности изменений в природе и множественности.

Дело в том, что в греческой мысли философия и наука все еще были едины, поэтому атомщики пытались дать подробное объяснение конкретных явлений, среди которых — испарение. Такие разъяснения предназначались, скорее всего, для поддержки общей доктрины атомизма, а не для создания физической теории в современном смысле этого слова. Иная теория не была возможна, так как она должна основываться на прямой или косвенной информации о конкретных свойствах вовлеченных атомов, а таких данных тогда еще не было.

Современное направление

С развитием научной доктрины атома общие философские проблемы начали отходить на второй план. Все внимание сосредотачивалось на объяснении конкретных явлений. Именно по этой причине химическая атомная теория, выдвинутая в XIX веке, предполагала, что каждый идентифицированный элемент обладает своими специфическими атомами, а все соединения имеют собственные молекулы. А то, что частицы действуют как неизменные и неразделенные единицы, зависит от того, какой процесс является основным.

Некоторые явления, согласно модернистским теориям, объясняются неизменностью молекул и их идентичностью, которая исчезает в результате химических реакций. После того как их структуры разрушаются, атомы перестраиваются в новые молекулы. С ядерными реакциями достигается новый уровень, на котором атомы больше не рассматриваются в качестве неделимых. Здесь на первый план выходят уже элементарные частицы.

К чему пришел философ?

Как это в итоге отразилось на положениях, которые исповедует античный атомизм? Демокрит, исходя из своей позиции гилозоизма, следуя последовательно материалистическим понятиям, смог подойти к разрешению вопроса об основе жизнедеятельности человека – душе. В этом свете он трактует дыхание, которое необходимо для обеспечения жизни, как обмен атомами души между живым существом и окружающей средой. Следовательно, смерть – это прекращение дыхания. Она является естественным процессом, при котором все атомы души, покинув тело, рассеиваются в воздухе.

Демокрит как основоположник античного атомизма последовательно следуя материализму, пришел к атеистическим выводам. Это значит, что Бога нет, а душа смертна. Один из самых известных идеалистов античности Платон призывал сжечь работы Демокрита, называя его безбожником.

Вообще атомизм как философское движение проявился в тяготении античной мысли к унификации основ бытия. Считается, что основателем античного атомизма является Левкипп (5 в. до н.э.), выдвинувший свою гипотезу. Однако эту тему особенно развил Демокрит и его последователи.

Образ жизни

Диоген Лаэртий передавал легенду о том, что этот философ учился у магов и халдеев, которые были подарком персидским царя для его отца. Легенда гласила, что подарок был передан в благодарность за то, что войско Ксеркса было накормлено обедом, когда проходило через Фракию – родной город Демокрита.

Демокрит очень любил путешествовать. Поэтому его богатое наследство было истрачено именно на это. За свою жизнь Демокрит посетил минимум 4 государства – Египет, Персию, Индию и Вавилон.

Был период в жизни философа, когда он проживал в Афинах и учился на трудах Сократа. Также есть факты, что Демокрит в то время встречал Анаксагора.

История атомизма

Со времен античности и почти до XVI века доктрина оставалась полностью философской. Только после эпохи Просвещения начались попытки связать ее с другими науками и попытаться при помощи основных положений объяснить физические или химические процессы.

Древнегреческий период

В Древней Греции возникла не только общая идея атомизма, но и весь спектр его различных форм. Основные черты теории можно увидеть уже в V веке до нашей эры в учениях Эмпедокла о четырех стихиях. Несмотря на свое успешное начало, атомизм не смог получить первенство в греческой мысли. Это происходит потому, что Платон и Аристотель не были удовлетворены атомистическим решением проблем вселенной. Даже в отношении материального мира доктрина, казалось, не давала достаточного объяснения.

Основатель теории — Левкипп — атомист, который пытался разработать теорию материализма. Именно его школу прошел Демокрит — создатель атомистического мироучения. Вместе со своим учителем, основоположником теории, он пытался кратко объяснить строение мира, а не развивать представление о мельчайших частицах. Появление же своей особой точки зрения он считал случайностью.

Платона больше интересовали принципы порядка, чем материальных элементов. Что касается Аристотеля, то он сразу же отверг идею Демокрита о том, что в химической реакции составные части не лишаются своей идентичности. Он считал, что элементы, которые входят в состав друг друга, не остаются тем, чем были по отдельности. Разумеется, есть некоторые признаки того, что в химической теории Аристотеля мельчайшие частицы играли роль, но она, безусловно, не была очень важной.

Между тем, атомистические идеи оставались известными в греческой мысли. Философу Демокриту удалось даже создать целую «Вселенную», посвященную этому. Среди основных его принципов можно выделить следующие:

  • Гомосомеральности не существует. Демократичные атомы не имеют вторичных свойств — они полностью незаметны. Философ отвергает идею о том, что «если сахар сладкий, то и его атомы сладки».
  • Свойства крупномасштабного объекта зависят от характеристик его мелкомасштабных компонентов.
  • Соединения, полученные в результате химической реакции, неочевидны. Они могут показаться «белыми или зелеными, но на практике это не так».

Продолжением идеи позже занялся Эмпедокл. Он предложил теорию, которая предполагала наличие нескольких различных атомов. Доктрина основывалась на учении о четырех элементах. Аристотель принял последнюю доктрину, но отверг ее атомистические принципы. Некоторые его последователи (Александр Афродисий, Фемистий и Филопон) в будущем объединили аристотелевскую теорию химических реакций с атомистическими концепциями.

В предложенной учеными системе атомы назывались «elachista». Выбор термина был связан с отказом от бесконечной делимости материи. Считалось, что у каждого вещества был свой минимум, ниже которого оно не могло существовать. Если бы такую минимальную частицу удалось разделить, то она стала бы другим веществом.

Модернистские учения

В современном понимании доктрина появилась с расцветом науки. В истории XVII века теория занимает важное место по двум причинам: началось возрождение демократического учения, а также развитие научной теории атома.

Воскрешением доктрин Демокрита занимался неоднозначный эпикурейско-христианский мыслитель Пьер Гассенди, который не только познакомил своих современников с атомизмом, но и сумел избавить его от материалистической интерпретации. Это стало достаточно актуальным для математики и механики, которые были в XVII веке хорошо развиты.

Стоит отметить, что в это время ученых больше интересовали возможности, которые атомизм предлагал для развития физической теории, а не философские различия между системами. Среди других атомистов в философии, которые уделяли пристальное внимание доктрине, можно выделить следующих:

  • Даниэль Сеннерт — яркий представитель продемокритской школы, считавший, что теория Демокрита и идея о минимумах должны быть равносильны. С философской точки зрения, Сеннерт больше интересовался общей идеей атомизма.
  • Роберт Бойль. Осознавал несоответствие первоначального атомизма и атомной теории, которую можно было бы использовать для химических целей. Он считал, что атомы Демокрита были связаны с первичными конкрециями, которые сложно диссонируют и действуют как элементарные частицы в химическом смысле.
  • Джо Далтон — автор множества трактатов, считается отцом современной теории атома. Ему удалось применить результаты химической работы Лавуазье к атомистическим концепциям. Когда он говорил об элементарных атомах, он имел ввиду не просто теоретическую идею, а химические элементы, определенные Лавуазье. Далтон был склонен считать, что все частицы сохраняют свою идентичность даже при химической реакции.

Индийская версия доктрины

Следует отметить, что атомистика не ограничивается западной философией и наукой. Примеры качественного атомизма, основанного на учении о четырех элементах, также встречаются в индийской философии, где считалось, что атомы не являются абсолютно неделимыми, но только относительно. Следовательно, в определенных аспектах индийский атомизм больше связан с доктриной минимума, чем с доктриной Демокрита, но такое понимание атома и картины мира не превратилось в научную теорию, поэтому назвать ее полноценной нельзя.

Таким образом, атомизм в философии — это теория, которая предполагает, что все в мире состоит из элементарных неделимых частиц со своей идентичностью и свойствами. Учение появилось еще в античные времена и получило продолжение в XVII веке. Представители атомизма считают, что каждому объекту присущи свойства, полученные в результаты слияния его компонентов.

Атомизм

Атомизм – это особая философская концепция, суть которой состоит в том, что мир состоит из мельчайших частиц, уже не поддающихся делению на еще более мелкие частицы. Другими словами, данная концепция практически полностью (по крайней мере, в ее основной мысли) совладает с современными представлениями физики об устройстве мира.

Предшественником атомизма можно считать Анаксагора из Клазо- мен (500—428 гг. до нз.), который на страницах своего труда «О природе» первым сформулировал идею мельчайших частиц, из которых состоят все части. Эти частицы он назвал гомеомериями, под ними он понимал мельчайшие части всего сущего, которые количественно совершенно равноценны друг другу.

Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до из.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем научной рационалистической философии, связанной с этим городом. Он находился под большим влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого сужде- fTf Атомисты ния служило то, что о Левкиппе практически ничего неизвестно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком.

С его точки зрения, мир состоит из неделимых частиц, которые он называл «а-томос»; эти частицы совершенно тождественны друг ДРУГУ (то есть не отличаются друг от друга). Различия между ними заключается лишь в их форме, расположении в пространстве и положении, которое они занимают друг относительно друга. Соединяясь, атомы формируют вещи; уникальность каждой вещи зависит от того, как соединились составляющие ее атомы.

Демокрит (ок. 470—370 гг. до н.э.) — зто ученик и соратник Левкиппа, который также внес вклад в развитие атомизма, причем снискал гораздо большую известность, чем его учитель. Впрочем, ради справедливости необходимо отметить, что фигуры Левкиппа и Демокрита достаточно трудно разделить; высказывается мнение, что некоторые труды Левкиппа впоследствии были приписаны Демокриту.

Демокрит полагал, что бытие неделимо, но вкладывал в это утверждение совершенно иной смысл. Для него бытием был атом — наименьшая физическая частица, которую невозможно разделить. Существует бесконечное множество атомов, которые разделены пустотой. Согласно Демокриту, чувственно воспринимаемый мир — это лишь внешняя видимость, то, что создается благодаря свойствам и движениям атомов. По Демокриту, даже человеческая мысль состоит из атомов.

Атомы отличаются друг от друга по размеру и форме: они могут быть круглыми, кривыми, заостренными и даже «с крючками»; все доступное восприятию представляет собой результат сцепления атомов. Вот как разъясняет зту мысль один из комментаторов трактата Аристотеля «О возникновении и уничтожении»: «Аристотель говорит, что сложные тела, по Демокриту, отличаются друг от друга в трех отношениях. Во-первых, тем, что они состоят из атомов, различных по форме; такой смысл имеет его выражение «тем, из чего они состоят». Ведь огонь и земля состоят не из одинаковых атомов, но огонь состоит из шарообразных атомов, а земля — не из таких, а, например, из кубических. Но, продолжает он, сложные тела отличаются друг от друга еще положением и порядком атомов. Ведь часто два каких-нибудь тела составлены из одних и тех же атомов, тогда разница между ними будет иметь причиной порядок атомов, например, в одном теле будут первыми помещаться шарообразные атомы, а последними — пирамидальные, в другом же наоборот — первыми пирамидальные, а последними — шарообразные, как, например, в слогах WS и SW.

[7| Атомисты образом разница между сложными телами может иметь причиной и положение атомов, если (те же атомы) находятся в одном случае в лежачем положении, в другом — в стоячем, в третьем — вверх ногами. Так, буквы Z и N или G и L отличаются только положением. При этом надо иметь в виду, что из этих трех видов различий первое, при котором тело состоит из тех, а не из иных атомов, делает сложные тела другими и совершенно разнородными, а различие в положении и порядке атомов делает их не различными телами, а лишь видоизменениями (одного и того же тела)».

Демокрит допускал существование пустоты — ничто, противопоставленного бытию. Пустота — это пространство, которое заполняется атомами. Для Демокрита пространство, ничто и нуль — это одно и то же. Таким образом, Демокрит лишь отчасти соглашался с элеатами. Отождествляя бытие с атомами, он признавал, что бытие неделимо, однако отрицал то, что бытие едино, поскольку это качество бытия не позволяло объяснить любое движение й изменение. Кроме того, он соглашался с элеатами в том, что лишь бытие может быть познано.

По мнению Демокрита, атомы не могут восприниматься при помощи чувств, их можно только мыслить. В связи с этим принципиально важно, что идеи Демокрита были попыткой решить проблемы, поставленные Зеноном, на ином основании. По крайней мере, наличие предела деления материи — атома — делает недействительными некоторые апории Зенона, которые основаны на допущении бесконеч^ эго деления пространства. Атом как объект мысли — разве это не с; едет во разрешить апории, сформулированные Зеноном?

Демокрит полагал, что весь у вещей имеются первичные и то- ричные качества. К первичным качествам он относил протяженность, вес, плотность и .твердость, то есть те качества, которые присущи вещам объективно. Вторичные качества, — например, вкус, цвет — формируются в результате того, что атомы воздействуют на органы чувств.

Заметное место в учении Демокрита занимают этические вопросы. По его мнению, человек должен стремиться к гармонии, под которой следует понимать правильное устройство души. И, чтобы достигнуть этой цели, человек должен во всем соблюдать меру, быть сдержанным в физических наслаждениях и стремиться к духовным ценностям.

Философия древнегреческих атомистов

Цель лекции: ознакомить студента с атомистическим материалистическим течением древнегреческой философии.

С философской школой древнего атомизма связан огромный прорыв в натурофилософской и самой философской мысли Древней Греции.

Основными разработчиками философии атомизма являются Левкипп (500-440 до н. э.), Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) и Эпикур (341-270 до н. э.). Они считали, что существует бесконечное множество атомов, постоянно движущихся элементов.

Философский термин ” атом ” образован от древнегреческого слова “том”- “разделять”, “рассекать” и отрицательной частицы “а”. ” Атом ” в переводе означает “неделимый”.

Левкипп и Демокрит – представители зрелого этапа античной философии. Они создали так называемый атомистический материализм.

Левкипп (V-IV в до н.э.)

Основные труды Левкиппа “Великий космос”, “Об уме”.

Онтология. Левкипп разделял мир на сущее и не-сущее – две причины возникновения вещей. Атомы – есть сущее, там, где нет атомов – там есть не-сущее, т.е. пустота. Следовательно, мир можно разделить на атомы и пустоту. Атомы разделяются величиной, формой, а также расположением в пространстве. Атомы есть причина вещей. Вещи возникают и разрушаются (гибнут). Левкипп объяснял этот процесс соединением и разъединением атомов. Атомы – наполнены изнутри, потому что атомы- это концентрированная материя. Там, где нет атомов, там есть пустота. Левкипп считал, что в атомах воплощается сущее, а главный атрибут атомов – это движение. Пустота необходима для того, чтобы существовало движение.

Демокрит. (470-370 гг. до н.э.)

Основное произведение – “Большой мирострой”. В общем, историки насчитывают около 70 произведений Демокрита, дошедших до наших дней, однако считается, что часть из них может, принадлежать Левкиппу. Демокрит, также как и Левкипп разрабатывал атомистическую теорию, космогонию, а также большое место в его философии занимает этическая проблематика, гносеология, учение о живом.

Онтология. Главная задача, которую решали древнегреческие философы-атомисты – формирование философской картины мира, в которой не было бы большого разрыва между чувственным опытом и теорией, т.е. атомисты хотели соединить рациональный и эмпирический метод познания в своей философии.

Атомы существуют в пустоте, это концентрация материального бытия. Демокрит, как и элеаты, выделял бытие и не-бытие. Однако он придал термину не-бытие физический натурофилософский смысл. Не-бытие – это пустота, оно есть там, где не существуют атомы. К идее существования пустоты, возможно, натолкнули определенные наблюдения, такие как: процесс сгущения и разрежения, (который еще Анаксагор выделял), процесс растворения, проникновения, а также наличие движения. Движение возможно, потому что есть пустота, а если бы не было пустоты, то движущиеся тела упирались в атомы и движение прекратилось бы. При этом движение было всегда присуще атомам, это их внутренняя характеристика. Атомы всегда были, есть и будут и они всегда двигались в пустоте.

Демокрит добавил еще два свойства атомов, к тем, которые выделил Левкипп – это величина и тяжесть.

Таким образом, атомы в теории Левкиппа и Демокрита обладали следующими пятью свойствами – форма, цвет, положение, величина, тяжесть.

Сама идея о существовании атомов возникла из наблюдений и размышлений. Так, было замечено, что при растворении веществ одно вещество проникает в другое, постепенно вещи теряют свою форму, как стираются, например, ступени храма, или сгнивают доски под дождем. Следовательно, эти предметы теряют часть своих частиц, атомов.

Атомов в философии Демокрита бесконечно много, они несутся по вселенной и этим порождают все формы материи: огонь, воздух, воду, землю.

По своей внутренней наполненности все атомы однородны, но форма всех атомов разная. Такое разнообразие форм атомов приводит к формированию различных предметов. Количество форм атомов бесконечное множество . Также важна не только форма, но и соединение атомов. Разные соединения одних и тех же по форме атомов приводят к формированию бесконечного количества вещей.

Таким образом, материя бесконечна, поскольку атомов и их соединений бесконечное множество .

Возникновение и исчезновение вещей объяснялось соединением и разъединением атомов в пустоте, изменение вещей – изменением положения атомов.

Таким образом, атомы – это мельчайшие, невидимые частицы материи, не воспринимаемые чувственно, которые движутся в пустоте и различаются по форме, цвету, положению, величине и тяжести.

Левкипп и Демокрит считали, что существует бесконечное множество миров, по аналогии с бесконечным количеством атомов. Для того, чтобы возник отдельно взятый мир нужна материальная причина. Причина возникновения мира заключалась в том, что атомы в пустоте распределены не равномерно и в каком-то месте их скапливается слишком много. Большая концентрация атомов приводила к тому, что атомы начинают двигаться быстрее и появляется вихрь. В центре вихря концентрируются самые большие по величине и самые тяжелые атомы. А легкие и маленькие атомы оказываются на периферии.

И в месте скопления больших тяжелых атомов, которые находятся в вихревом движении, образуются планеты. Так образовалась земля. Маленькие атомы образуют – хитон, оболочку мира. Каждый мир замыкается хитоном, следовательно, миры замкнуты. В центре нашего мира находится земля, а на периферии звезды и другие планеты, которые вращаются вокруг нашей земли. В других мирах есть своя земля, и свои звезды, которые также вращаются вокруг своих планет. Следовательно, космогоническая теория Демокрита геоцентрична.

Гносеология

Как уже отмечалось выше, Левкипп и Демокрит пытались объединить два вида познания – чувственное и рациональное. Чувственное познание – это темное познание. Чувственное познание ведет к мнению, а не к истине. Рациональное познание – это способ постичь истину, или ” причинность ” явлений. Такая ” причинность ” не открывается с помощью органов чувств. Потому что чувства воспринимают лишь субъективные качества вещей, например, запах или вкус. Но, в действительности существует не запах и вкус, но атомы и пустота. Так, например, Демокрит писал, что горчица острая, потому что ее атомы крючкообразные и цепляются за язык при глотании. Однако, суть вещей можно познать только разумом.

Такая позиция называется диспозиционной концепцией первичных и вторичных качеств, что означает, что вторичные качества, такие как запах, существуют, но находятся в зависимости от первичных качеств, таких как атомы и их положение, форма и др.

Теория ощущений.Однако, несмотря на то, что чувственное познание вторично от первичных качеств, все же Демокрит отдавал чувственному познанию большую роль, так как без чувственного познания так же невозможно познать действительность. ” Истина есть то, что нам является” – писал Демокрит. Демокрит создал очень интересную теорию ощущений. Чувственные ощущения, по мнению Демокрита, зависят от формы, положения, величины атомов. Например, острое связано с атомами-крючками, вкус сладкого – с круглыми шарообразными атомами, горького – многоугольными, неровными атомами. Звуковые ощущения связаны с тем, что атомы воздуха сгущаются и проникают в человека через уши.

Зрительные ощущения Демокрит связывал с эйдосами вещей. Эйдос – это образ вещи, который возникает между самой вещью и органом чувств. Эти эйдосы выделяют предметы. Предмет излучает эйдос, который потом воспринимается глазом. (См. рисунок).

Таким образом, Демокрит связывал вторичные качества (вкус, осязание, запах, цвет, зрительные ощущения) с первичными объективными качествами атомов – форма, величина, тяжесть, положение.

Учение о причинности.Материалистическая концепция Демокрита носит детерминистический характер. Демокрит выдвинул идею о всеобщей причинности и взаимосвязи всех вещей и предметов. Демокрит считал, что на все есть своя причина, что ни одно явление не происходит просто так. Причину этой всеобщей обусловленности он видел в движении атомов. Атомы, по мнению Демокрита, движутся в пустоте прямолинейно. Эту прямолинейность движения атомов никто им не придавал – это единственный способ их существования. А раз атомы могут двигаться только прямо – это обуславливает все явления и процессы. Ведь, если бы атомы двигались хаотично, то не было бы никакой причинности, невозможно было бы предугадать их месторасположение.

Учение о живом. Демокрит выделил макрокосмос и микрокосмос.

Макрокосмос – это окружающий мир, все, что мы чувствуем, воспринимаем, микрокосмос – это мир самого человека. Строение человека схоже со строением космоса, также состоит из пустоты и атомов. Таким же строением обладают и другие животные. Человек отличается от животных только количеством атомов. Живые организмы отличаются от неживых организмов, например скал или минералов, разным составом атомов. Так минералы состоят из холодных крупных атомов, а живые организмы из теплых маленьких атомов.

Живое произошло из неживой материи, считал Демокрит. Это произошло много лет назад при формировании души. В древние времена на поверхности земли была грязь, которая испарялась под действием прямых солнечных лучей. В результате образовались на поверхности пузыри, которые лопнули, и в результате образовалась жизнь на земле. Те живые организмы, в которых было больше земли как первоэлемента, стали растениями, те в которых было больше огня – стали сухопутными животными, те, в которых было больше влаги – стали водными обитателями морей и озер.

Учение о душе. Душа, как и все другое, в теории Демокрита состоит из атомов. Такое положение делает душу человека смертной. Душа, есть живое – следовательно, состоит из теплых атомов, которые связаны между собой огнем. Но после смерти огонь исчезает и душа распадается, выходит из тела и растворяется в окружающем мире. В человеке есть два вида души, такая концепция похожа на индуистские учения, которые выделяли в человеке нижний астрал и верхний астрал. Демокрит считал, что в теле человека растворена животная душа, которая отвечает за инстинкты и поддержание физиологической работы организма, а также разумная высшая душа, которая находится в груди и отвечает за интеллектуальную и духовную деятельность человека.

Этика. Этика Демокрита носит достаточно радикальный характер. Демокрит отрицательно относился к женскому полу, семье и детям. Женщин он считал коварными хитрыми и злословными людьми. Женщины склонны к меркантилизму и им не доступно рациональное познание, которое является высшей формой познания. Если же необходим брак, то нужно выбрать молчаливую маленькую и скромную женщину, которая не перечит мужчине. Детей не стоит иметь вовсе, по мнению Демокорита. Здесь Демокрит высказал очень интересную идею, которая потом была разработана Платоном. Она заключается в следующем. Самое сложное – это воспитание детей. Плохое воспитание ведет к страданиям, но хорошо воспитывать детей практически никто не умеет. Для хорошего воспитания нужна любовь, а своих детей многие не любят, и Демокрит предлагал взять ребенка у друга, если же свои не нравятся. Т.е. Демокрит предполагал, что детей надо отрывать от родителей.

Главное в воспитании – это сформировать в ребенке чувство морали, долга, добродетели, нравственности и совести. Самоуверенность и гордыню надо пресекать. Воспитание должно быть целенаправленным процессом – к хорошему надо приучать, а от плохого отворачивать.

Демокрит создал теорию эвтюмии. Демокрит полагал, что счастлив тот, кто довольствуется немногим. Через много сотен лет похожий этический принцип выдвинет Л.Н. Толстой, который скажет, что счастлив тот, который считает, что все, что у него есть – это то, что ему надо. Демокрит считал аморальным накопление материальных ценностей. Он полагал, что счастье заключается не в богатстве материальном, но богатстве духовном, не в золоте, но знании и опыте. Идеальное (безмятежное, спокойное, гармоничное) состояние души Демокрит назвал эвтюмией. Это такое состояние, когда у человека нет страхов, сомнений, суеверия или пылающей страсти. Демокрит, как и многие другие в античной философии, постулировал принцип меры – основной этический принцип древнегреческих мыслителей. Правила умеренности необходимы были для исполнения мудрецом. Этический идеал Демокрита – это мудрец, который ведет созерцательный незаметный образ жизни, не политически активный и не декларационный.

Таким образом, Демокрит не только развил идею Левкипа об атомах, как неделимого начала бытия, но и внес значительный вклад и в теорию познания и этические концепции античности.

Однако философская концепция Демокрита создавала множество вопросов в отношении движения, детерминизма, а также этики. Если все обусловлено, то как же воля человека, его поступки? Если все определено движением атомов, то есть ли ответственность за свои поступки? И что такое прямолинейное движение атомов, почему именно такое движение?

Новый ответ на все эти вопросы попытался дать Эпикур. Он считал, что существует отклонение от прямолинейного движения атомов. Атомы могут не только двигаться по прямой или по кругу, но также спонтанно отклоняться от своего курса. Следовательно, это снимает тотальный детерминизм, который был характерен для учения Демокрита. Самопроизвольное отклонение атомов от движения по прямой Эпикур назвал “clinomen” (“клиномен”). Наличие отклонения в движении атомов сделало переворот как в онтологии, так и этике атомизма. Все случайные события в жизни человека или окружающего мира объясняются этим спонтанным отклонением от прямолинейного движения.

Таким образом, основным вкладом школы атомистов в античную философию было признание существования мельчайших материальных частиц – атомов, из которых состоит внутренний мир человека и окружающий мир. Даже в наше время мы можем оценить прорыв натурофилософской мысли, который совершили атомисты. От абстрактного понятия – бытие и не-бытие атомисты перешли к натурофилософским понятиям атомы и пустота, от стихийных первоэлементов – к форме и количеству атомов. Атомы – это неделимые материальные плотные частицы бытия. Там, где нет атомов есть пустота. Наличие пустоты делает возможным движение атомов. В первоначальной версии атомизма, созданной Левкиппом и Демокритом, атомы движутся прямолинейно. Это есть детерминизм первоначального атомистического материализма, который распространяется и на жизнь человека. Однако потом Эпикур ввел понятие спонтанного отклонения от прямолинейного движения, что позволило ввести принцип случайности в события и явления окружающего мира и жизнедеятельности человека.

Атомизм

Понятие атомизма

Атомизм, или атомистика — это представление о дискретном строении всего сущего (см. Бытие, Сущее, Мир), характерное для разных культур и эпох. Атомистика, как философское учение (см. Философия), связанное не только с проблемой структуры бытия, но и с так называемым основным вопросом философии «Что первично, дух или материя?», может быть представлена материалистической или идеалистической концепциями; в зависимости от отношения их представителей к пониманию принципа развития, атомизм может быть диалектическим или метафизическим учением. В научных (см. Наука) и технически ориентированных (см. Техника) дискурсах термин «атомизм» может обозначать свойство дискретности любой неделимой части объекта, процесса, свойства или состояния.

Атомизм возникает как натурфилософское представление о строении и свойствах мира в учениях древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита, согласно которым материя состоит из мельчайших неделимых частиц, названных атомами. Различными комбинациями атомов объясняются строение и свойства других материальных тел. Античный атомизм, хотя и опиравшийся на весьма ограниченную эмпирическую базу, сформировал ряд представлений и понятий, используемых или переоткрытых позднейшим временем. В дальнейшем идея атомизма получила мощный толчок для всесторонней разработки в рамках экспериментального естествознания, и прежде всего в химии и физике. Само понятие атома было освобождено от прежних наивных механистических представлений, и в химии с ним стали связывать наименьшую неделимую часть элемента, являющуюся носителем его химических свойств. Наименьшую же часть вещества, состоящую из одного или нескольких атомов, стали называть молекулой.

Научный атомизм позволил решить ряд фундаментальных проблем естествознания путём редукции свойств и законов движения макротел к свойствам и закономерностям составляющих их атомов и молекул (природа химических реакций, молекулярно-кинетическая теория теплоты, статистические законы физики и другие). Открытие дискретного характера процессов излучения и поглощения энергии и фотоэффекта позволило распространить идеи атомизма на различные физические поля, где в качестве атомов рассматриваются кванты поля. Хотя атомизм как метод редукции сложного к простому, неэлементарного к элементарному оказался в науке чрезвычайно плодотворным, он требует дополнения противоположным методом, в котором учитывается взаимосвязь и взаимодействие элементов в рамках целостной системы.

В процессе развития науки и практики категории прерывного и непрерывного ставились в связь со всеми другими формирующимися категориями философского и научного познания: с категориями бытия и сознания, конечного и бесконечного, единичного и общего, части и целого, возможности и действительности, движения и покоя, пространства и времени, качества и количества, необходимости и случайности и так далее. Именно поэтому обычно в собственно естественнонаучных областях знания односторонне понятый и односторонне трактуемый определёнными школами и направлениями атомизм неминуемо дополнялся противоположными учениями о существовании дальнодействующих (непрерывных) сил (динамизм), непрерывной энергии (энергетизм). Так, корпускулярная теория света Ньютона дополнялась волновой теорией Хр. Гюйгенса. А. в настоящее время может быть обозначена как концептуальная модель, признающая неразрывную связь дискретных и континуальных форм существования материи.

Развитие атомизма

Атомизм в индийской философии

Идея атома как элементарной частички мироздания (на санскрите: ану, параману — «мельчайшая частица», термины для обозначения атома) принималась самыми различными школами классического периода индийской философии — как ортодоксальными (вайшешика, ньяя, миманса, санкхья, двайта-веданта Мадхвы), так и неортодоксальными (джайнизм, буддизм, адживика).

Атомистическая концепция джайнизма представляется наиболее архаичной: параману здесь ещё не разделены на классы, соответствующие классам стихий (как в других индийских школах), каждый из них содержит в непроявленном виде характерные качества всех элементов, которые проявляются при создании материальных агрегатов-скандх. Параману мыслятся изменчивыми, бесконечно малыми частицами. Главным их свойством выступает не столько неделимость, сколько тонкость, которая настолько велика, что он лишён непроницаемости, которую приписывали атомам многие другие индийские школы. Так, согласно джайнскому философу Умасвати, в одной точке пространства может оказаться сколь угодно большое число параману, подобно тому как в одном фокусе может пересечься сколь угодно большое количество световых лучей. С этим же сверхтонким состоянием связана и способность параману пересекать вселенную вдоль и поперёк за одно мгновение.

Наиболее известная атомистическая доктрина была разработана в вайшешике. В «Вайшешика-сутрах» появляется идея атома (параману) как предельно малой частицы, имеющей сферическую форму (паримандалья), вечной и неизменяемой (в отличие от буддизма) первопричины вещей, субстрата постоянных качеств (в отличие от джайнизма), минимальной величины и носителя «конечных различителен (антья вишеша). Поскольку атомы, согласно вайшешике, — это минимум вещества элементов, им всегда присущи основные качества последних: атомам земли — запах, вкус, цвет, температура; атомам воды — вкус, цвет, температура; атомам огня — цвет, температура; атомам воздуха — только температура. Атомистическую форму имеет в вайшешике и манас — внутренний психический орган, координирующий деятельность органов чувств.

В рамках своего учения о составных (дискретных) субстанциях (дравья) вайшешики строили рационалистические доказательства существования атомов. Главной онтологической трудностью для атомизма вайшешиков было объяснение того, каким образом вечные и невоспринимаемые атомы образуют невечные и воспринимаемые объекты. Если, как утверждают «Вайшешика-сутры», качества причины переходят к качествам следствия, то вечность и невоспринимаемость атомов при творении мира тоже должна переходить к вещам, но это не так, поскольку вещи и невечны и воспринимаемы. Значит, мир не мог быть создан непосредственно из атомов. Отсюда разные ухищрения Прашастапады — главного систематизатора вайшешики, пытающегося ввести «промежуточные» атомные соединения, которые, не обладая вечностью отдельных атомов, могли бы тем не менее послужить причинами вещей. Так, образование минимального атомного соединения — диады — обязано, по Прашастападе, не сложению величин отдельных атомов (атомы не имеют протяжения), а числу два, которое, возникнув в интеллекте бога Ишвары в период творения мира, способствует соединению двух атомов, создавая тем самым невечные диады. Те в свою очередь соединяются в триады, и только триады, являющиеся не только невечными, но и воспринимаемыми (они уподобляются пылинкам в солнечном луче), служат материальной причиной макрообъектов. Таким образом, минимальными «строительными блоками», из которых вайшешики конструируют свою вселенную, оказываются не атомы, а триады, состоящие из трёх диад и, стало быть, из шести атомов.

Буддийские школы вайбхашики и саутрантики, будучи оппонентами атомизма вайшешики, подчёркивают мгновенность и изменчивый характер атомов. Не проводя различия между свойством и его носителем, они рассматривают в качестве самостоятельных атомов и сами элементы (бхуты), и производные от них чувственные качества (запах, вкус и так далее), а также вторичные элементы (бхаутика) и даже органы чувств. Вайбхашика насчитывает, например, 14 видов атомов. Однако они не образуют ни диад и триад (как в вайшешике), ни «молекул» (как в джайнизме и адживике), а только кратные семи совокупности — скандхи. Основные аргументы буддистов направлены против положения о неделимости атомов: если атом — протяжённое тело, расположенное в пространстве и соединённое с другими атомами, то он не может быть неделимым, если же он — не протяжённое тело, то соединение сколь угодно большого числа атомов не будет превосходить размера точки. Каково взаимоотношение атомов и акаши (пространства, эфира), проникает ли оно в атомы изнутри? Если проникает, то у атомов есть внутренняя и наружная части и, таким образом, они не являются неделимыми…

Логическое обоснование неделимости атома даётся школой ньяя, где параману понимаются подобным же образом, как и в вайшешике: если вещи делятся на части до бесконечности, то любые две величины можно приравнять друг другу (например, горчичное зерно и гору), что абсурдно; если же деление приводит к нулю, то все вещи состоят из «ничто», что тоже абсурдно. Поэтому пределом деления вещей должно быть «нечто», чем и является неделимый атом. В отличие от представителя античного атомизма Демокрита, который с помощью атомов пытался объяснить реальность изменения, вайшешики и найяики искали в предельных составляющих разрешение проблемы части и целого (аваявин). Атомизм вайшешики был воспринят не только ньяей, но и мимансой и даже ведантийской школой Мадхвы.

Атомизм в Античности

Античное учение об атомизме возникло в V веке до новой эры в Древней Греции и связано с именами мыслителей Левкиппа и Демокрита, которые ввели в философский лексикон само понятие «атом» как неделимой сущности. Генезис античного атомизма связан с поставленной в философской школе Элеатов проблемой обоснования множества и движения. Демокрит в рамках своего учения об атомах предложил изначально плюралистическую онтологию, избежав таким образом проблемы выведения множества из единства, а введение пустоты (как принципа различения и как пустого места) позволяло обосновать как множество атомов, так и их движение; понимание атомов как «бытия», полного, неделимого и вечного (ср. характеристики бытия Парменида, согласно которому бытие едино и вечно, а потому неподвижно и неизменно), позволяло трактовать видимое возникновение вещей как соединение атомов, а уничтожение — как рассредоточение атомарных конгломератов, и тем самым выполнить безусловный «закон сохранения бытия», выраженный формулировкой «из ничего ничего не бывает».

Продолжением традиции античного атомизма было учение Эпикура, который в целом следовал понятию атома, введённому Демокритом — малое (микроскопическое) плотное тело, имеющее свою форму, величину и поворот в пространстве, однако ввёл для атомов также и другие физические характеристики — тяжесть и способность отклоняться от первоначального движения по прямой линии, согласно которому прямолинейное движение атомов, происходящее вследствие тяжести, сочетается со спонтанным (внутренне обусловленным) их отклонением от прямой линии. Известны также также догадки Эпикура в отношении скорости света (Эпикур считал, что «с поверхности предметов исходит непрерывный поток мельчайших атомов, движение которых происходит с величайшей скоростью; эти истечения порождают наши ощущения»).

Введение в абсолютно детерминированную физическую картину мира элемента свободы — главное отличие атомистического учения Эпикура. Остаётся открытым вопрос, Демокриту или Эпикуру принадлежит интерпретация физического атомизма в смысле математического, то есть дискретного, пространства-времени; возможно, что эта обозначенная Аристотелем проблема была разработана Диодором Кроном и через него повлияла на Эпикура. Завершением традиции атомистики Демокрита-Эпикура стала поэма Лукреция «О природе вещей», в которой были изложены основы эпикуровской философии, в том числе учение об атомах. Если понимать атомизм шире — как вообще теорию дискретного бытия, тогда предтечей его можно считать Эмпедокла, согласно которому материя состоит из четырёх элементов и соответственно дискретна. Но в отличие от классического атомизма его учение не может считаться количественной теорией мира, так как четыре элемента здесь — это предельно ограниченное понятие качества.

Проблема категорий прерывного и непрерывного также была поставлена античной атомистикой, в рамках которой (противопоставляемой теориям единой и непрерывной материи) рассматривались представления о линии (том, что делится на части) и точке (том, что не имеет частей), учение о соизмеримых и несоизмеримых величинах, рациональных и иррациональных числах, идея единого непрерывного бытия у элеатов и учение их противников о наличии многих (иногда бесконечно многих) начал, учения о гомеомериях Анаксагора и Архелая (Alex. Aphrod. De mixt. 213.18–214.5) и об «амерах» Диодора Крона (Alex. Aphrod. De sensu 172, 29). Учение Диодора представляет собой «математизированную» версию атомизма, в которой амеры мыслились не только как кванты материи (в отличие от атомов Демокрита, амеры не различались по форме, так что нельзя говорить даже о мысленной их делимости на части), но и как кванты пространства и времени. Наряду с этим, атомистическим считалось и учение о треугольниках Платона, предложившего в «Тимее» теорию материи, согласно которой малые качественные частицы (элементы) состоят из более мелких количественных частиц (первичных «треугольников», по сути квантов пространства). Эта «геометризованная» теория материи была раскритикована представителями Перипатетической школы (ср. Arist. De Caelo III 1, 299a3–300a19; Alex. Aphrod. Quaestiones II, 13), однако в современной науке из всех версий античного атомизма именно математический атомизм Платона вызывает наибольший интерес как повод для плодотворных сопоставлений.

Атомизм в Новое время

В XVI веке Ф. Бэкон, опираясь преимущественно на идеи Демокрита, представляет материю как неуничтожимую, изначально активную, бесконечно разнообразную, что обеспечивается разнообразием свойств, действий и форм атомов и макротел. Он полагал, что не существует последних «кирпичиков» материи, а делимость её бесконечна.

П. Гассенди, опиравшийся на идеи Эпикура, рассматривал атом как физическое тело, невидимое вследствие своей малой величины и неделимое в силу плотности, имеющее величину, фигуру, тяжесть. Вечная и бесконечная вселенная состоит из атомов и пустоты — бестелесной, неосязаемой, лишённой плотности, без неё невозможно движение атомов, которые, переходя с места на место, сплетаются, смешиваются и по воле случая принимают определённые формы. Гассенди впервые вводит понятие молекулы — малой массы, первичного соединения атомов, обретающего новые свойства. Так, наряду с корпускулярной физикой появилась молекулярная, особенно значимая в дальнейшем для химии и биологии. И Бог, и душа для Гассенди также состоят из частиц, но мельчайших и тончайших, самых гладких и круглых.

Гассенди оказал большое влияние на развитие не только философской, но и естественнонаучной мысли — влияние это прослеживается у Ньютона, в частности в «Оптике», а также у Хр. Гюйгенса, который отстаивал дискретность материи в спорах с картезианцами, строящими механику на основе идей континуализма. Для Гюйгенса главные свойства атомов — бесконечные твёрдость, непроницаемость и сопротивляемость разделению на части. Идея неделимого материального атома встретила сопротивление у Г. В. Лейбница, стремившегося опровергнуть фундаментальные предпосылки механицизма. Для него пустота и атомы — это «фикции поверхностной философии», рабочая гипотеза, способная удовлетворить лишь «немудрящих физиков». Соприкосновение атомов невозможно, ибо, если предположить для соединения существование крючков, то у них должны быть свои крючки и так до бесконечности; если же атомы непосредственно соединились своими поверхностями, то они уже не могут быть отделены один от другого и, следовательно, не существуют. Невозможно также «положить предел дроблению и тонкости природы»: в природе не существует атомов материальных, мельчайшая частица материи в свою очередь состоит из частей, они дробятся до бесконечности, все наполнено ими, при этом мельчайшее тело должно быть «точным зеркалом универсума». Лейбниц утверждает, что невозможно найти «принцип истинного единства» в одной только пассивной материи, необходимо обратиться к «действительным единицам» — атомам-субстанциям, монадам, которые не имеют частей, но выражают множество в едином и могут быть поняты по аналогии с психической деятельностью человека (монадология вместо атомистики). Каждая монада — это микрокосм, представляющий вселенную.

Идея пустоты и атомов как неделимых материальных частиц получила дальнейшее развитие в естественных науках. Р. Бойль разрабатывал химию как теоретическую науку на основе идей атомистики и корпускуляризма, рассматривая при этом «корпускулы» как мельчайшие «инструменты», благодаря которым Бог приводит весь мир, словно огромные часы, в движение. В отличие от античных атомистов, говоривших о многообразии форм атомов, Бойль придаёт особое значение многообразию свойственных им движений — прямолинейных, волнообразных, неравномерных, вращательных и др., которые и порождают многообразные отношения между корпускулами и внутри них. При химическом взаимодействии важны не сами атомы, но отношения между ними, представляющие различные виды движений. Дальтон заложил основы химической атомистики.

В веках идущие от Античности представления о «бытии» как атомах и о «небытии» как абсолютно пустом пространстве порождали проблему связи атомов с континуальным пространством как с простым вместилищем и связи их с континуальной физической средой. Речь шла как бы о двух разных мирах: дискретный, структурированный мир атомов и пространство, пронизанное силовыми линиями, точками напряжения силового поля; вместе с тем складывались представления о структурированности и динамичности самого атома и о дискретности пространства как «силового поля» (Р. Бошкович). Атомы как бы превращались в особые точки этого пространства-поля, взаимодействие тел сводилось к движениям «эфира», к его давлению на тела, что и составило механистическую концепцию поля. Отход от неё означал отказ от эфира в теории относительности, а теория поля становилась «атомистической»: М. Планк доказал, что излучение и поглощение энергии носят дискретный характер (1900), а А. Эйнштейн выступил с обоснованием дискретности электромагнитного поля (1905). С открытием микромира обнаружилось единство дискретной и континуальной картины мира: электроны, как и другие микрочастицы, не соответствуют классическим представлениям об элементарной частице, атоме, корпускуле, они ведут себя в одних условиях как протяжённая волна, в других — как строго локализованная частица. В целом стало очевидным, что существовавшие тысячелетия принципы атомистической натурфилософии и физики с её атомами и корпускулами не являются раз навсегда установленными предпосылками философии и науки, но отражают лишь определённый этап их развития.

Религия как социальный институт

В современном мире существует множество религий и религиозных верований. Возраст таких мировых религий, как буддизм и христианство, исчисляется несколькими тысячелетиями. На протяжении всей истории человечества религия оставалась важнейшей составляющей жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстро меняющемся мире приводят к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора возрастает. Связано это во многом с тем, что религия – важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения.

Существует множество определений понятия религия. В социологической науке можно выделить два основных подхода к определению этого понятия: содержательный и функциональный. В содержательном подходе внимание уделяется сущности религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм отмечал, что религия связана со «священными вещами», она представляет собой коллективную деятельность, в которую вовлечена социальная группа. Таким образом, религию следует рассматривать прежде всего как социальный феномен, способствующий укреплению общества. Функциональный подход связан с изучением характерных черт религиозного поведения. Согласно функциональной теории, любые убеждения и верования, в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни, могут быть названы религией. Основоположником этого подхода считается М. Вебер, в его исследованиях объектом изучения служит личность, которая через свои ценности влияет на религию.

На основании этих двух подходов формулируется общее социологическое определение религии. Религия – это феномен, который объединяет культурную, социальную и личностную системы в единую организованную структуру, воздействующую на процессы изменения и развития общества. Религия – это органическая часть общественной жизни, и на разных этапах развития человеческого социума характер связей между религией и обществом варьируется. Религия также входит в понятие культуры: с одной стороны, тип религиозной жизни связан с культурой определенного региона, с другой – культура во многом складывается и функционирует на основе религии.

Религия как социальный институт имеет свою структуру. Религиозное учение, которое обычно зафиксировано в Священном Писании и комментариях к нему, представляет собой важную часть религии. В христианстве таким Священным Писанием является Библия, в исламе – Коран. В центре религиозной структуры находится культ – система ритуалов, выполняемая священнослужителями и верующими с целью взаимодействия со сверхъестественными силами. К таким ритуалам относятся храмовые службы, молитвы, шествия, религиозные проповеди. Важное место в структуре религии занимает церковь – религиозная организация, объединяющая верующих. На разных этапах развития человеческого общества церковь выполняла различные функции, однако роль ее всегда была очень высока.

Как и любой другой социальный институт, религия выполняет в обществе ряд определенных функций. Можно выделить следующие функции религии.

1. Мировоззренческая. Религия задает некие абсолюты, с помощью которых осмысливается мир и дается оценка обществу, человеку, придается смысл бытию.

2. Компенсаторная. Религия и религиозная вера восполняют ограниченность, бессилие людей, помогают уходить от ощущения собственной беспомощности, снимают психологическое напряжение.

3. Коммуникативная. Можно выделить два уровня коммуникации: общение верующих друг с другом посредством религиозных организаций и религиозной деятельности и общение верующего с Богом через молитву и т. д.

4. Регулятивная. Через ценности, нормы, традиции, стереотипы, обычаи, мнения осуществляется управление деятельностью индивидов и групп.

5. Интегрирующая. Религия поддерживает стабильность того или иного общественного фактора. Однако в поликонфессиональных обществах религия может играть дезинтегрирующую роль.

6. Культуротранслирующая. Религия не только способствовала развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатания, искусства, – но и осуществляла передачу накопленного наследия из поколения в поколение.

7. Легимирующая. Религия может способствовать узакониванию некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм.

Религия влияет на государство и политику, межнациональные отношения и экономику, общество и семью через индивидов, группы и организации. Однако степень влияния религии изменяется в соответствии с процессами сакрализации и секуляризации. Процесс сакрализации (от лат. sacer– священное) означает повышение роли церкви в общественной жизни, расширение поля действия и влияния религии в обществе, тогда как процесс секуляризации представляет собой освобождение общественных институтов от церковного влияния.

Религия как социальный институт – основные признаки, функции и структура

Раздел ЕГЭ: 1.13. Религия. | Раздел ОГЭ: 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Религия — система мировоззренческих взглядов, выражающих веру в сверхъестественные, непознанные высшие силы. Для религиозных людей она является регулятором поведения и включает в себя совокупность определённых ритуалов.

Атеизм — отрицание существования высших сил. Все явления и события объясняются наукой и законами природы.

Агностицизм — учение, согласно которому на данный момент невозможно подтвердить или опровергнуть существование высших сил.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ

В современном мире существуют сотни религиозных течений. Они разделяются на основе некоторых признаков.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ВЫСШИХ СИЛ:

  • монотеизм — вера в одного Бога (христианство, ислам, иудаизм);
  • политеизм — верование в двух и более богов (религия Древней Греции);
  • пантеизм — все окружающие человека предметы и явления считаются воплощением бога, обожествление природы (язычество, индуизм, синтоизм, верования африканских племён).
  • мировые — весь мир (христианство, ислам, буддизм);
  • региональные — определённый регион (синтоизм в Японии);
  • национальные — представлены одной нацией (иудаизм у евреев).
СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Несмотря на различия в содержании, каждая религия строится на основных принципах:

  • существование единого бога (многих богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, происходящие в мире;
  • наличие догматов, которых необходимо придерживаться во избежание греха;
  • выполнение символических действий, которые подчёркивают причастность к богу (богам);
  • признание существования людей (пророков, святых), с которыми напрямую общался бог (боги);
  • согласие с тем, что церковь выступает в качестве средства объединения людей с одинаковыми религиозными взглядами;
  • существование письменного либо устного свода правил (чаще данного в иносказательной форме), которые признаны божественным посланием людям.

Догматы — не подлежащие сомнению правила, нарушение которых ведёт к отлучению от церкви.
Грех — действие, противоречащее религиозным правилам.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
  • Мировоззренческая. Определение места человека в мире.
  • Регулятивная. Религиозная традиция определяет поведение.
  • Терапевтическая. Религия выступает в качестве духовного утешения для людей.
  • Коммуникативная. С помощью религии люди общаются со своими единомышленниками. Высшей формой выступает общение с богом (богами).
  • Культурно-транслирующая. Появляются новые культурные течения, основанные на определённой религии. Люди создают картины, письменные произведения, музыку.
  • Интегрирующая. С помощью религии происходит объединение людей на основе одинакового поведения, мыслей, стремлений и т. д.
  • Легитимирующая. Принятие государственных законов на основании религии.
ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Время появления: I в. н. э.
Регион наибольшего распространения: Европа и Америка.
Основные идеи: избавление от греховной составляющей человека путём молитв и покаяния. Идея всеобъемлющей любви и сострадания.
Главный пророк: Иисус Христос, сын Божий.
Священная книга: Библия.
Наиболее крупные направления: католичество, православие, протестантизм.

Ислам (мусульманство, магометанство)

Время появления: VII в. н. э.
Основные идеи: признание главенства законов Аллаха во всех сферах жизни.
Главный пророк: Мухаммед.
Регион наибольшего распространения: Ближний и Средний Восток, Африка.
Священная книга: Коран.
Наиболее крупные направления: сунниты, шииты, ибадиты.

Время появления: VI-V вв. до н. э.
Регион наибольшего распространения: Азия, Дальний Восток.
Основные идеи: вера в перерождение человеческой души, отсутствие веры в Бога — мир никем не управляется. Любовь и милосердие ко всем живым существам.
Главный пророк: Будда.
Священная книга: Трипитака.
Наиболее крупные направления: школы буддизма.

Вы смотрели конспект «Религия: структура, функции, основные виды».

Ссылка на основную публикацию