В каких случаях оставляют на второй год

Что делать, если ребёнка оставляют на второй год? Правовая памятка

За консультацией обратилась женщина и со слезами на глазах попросила помощи в решении вопроса, связанного со школьной успеваемостью её сына.

Своё обращение она начала со слов:

“Я слышала, что Вы оказываете правовую поддержку детям в вопросах образования.
Мой сын окончил первый класс, но не сдал итоговую аттестацию. Учитель сказал, что оставит его на повторное обучение в первом классе. Я чувствую себя очень виноватой перед сыном, т.к. в течение года уделяла ему мало внимания, мало с ним занималась и вот результат, а вернее его отсутствие. Можно ли что-то исправить в данной ситуации? Мы уже обращалась в комитет по делам образования, оттуда нам пришёл письменный ответ, что ребёнок будет переведен условно и 1 сентября ему дадут шанс на пересдачу аттестации за первый класс. Если он снова не справится и не ликвидирует академическую задолженность, то останется на второй год”.

По запросу клиентки я вновь погрузились в дебри Закона об образовании, с которым очень подружились. Закон уже пролистан мною до дыр и изучен самым тщательным образом, но всё равно умудряюсь то и дело поймать там какой-нибудь инсайт. Так случилось и в этот раз.
Отстаивая права собственного сына, я стала своего рода независимым экспертом в вопросах образования и ПМПК. Почему “независимым”? Потому что пришла к выводу, что администрация школы, учителя, и даже Комитет по делам образования не дают родителям полной правовой информации, касаемо всех возможных вариантов развития и обучения их детей. О причинах – читайте далее.

Так вот, внимательно изучаю я статью 58 любимого “Закона об образовании РФ”, и вижу следующее:

“Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение…”

Пока, вроде, информация не противоречит словам учителя, за исключением пометки, на которую не все обращают внимание – “по усмотрению родителей”.

Информацию, следующую после, вообще мало кто дочитывает, а она очень важна:

“…оставляются на повторное обучение, преводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах”.

Ключевая фраза подчеркнута.

Таким образом, выясняется, что, во-первых, чтобы оставить ребёнка на второй год, школа должна получить письменное согласие его родителей, во-вторых, вместо заявленного одного варианта развития событий – второгодничества, мы имеем и другие варианты – продолжать обучение во втором классе даже при условии несдачи аттестации путём смены образовательной программы, перехода в компенсирующий класс (от чего клиентка отказалась) или обучения по индивидуальному учебному плану (это что касается иных форм обучения).

В соответствии с индивидуальным планом обучения, педагоги обязаны тратить на неуспевающего ученика больше своего рабочего времени – заниматься с ним дополнительно, а значит школа несёт дополнительные расходы. Негласно, администрации школы это невыгодно, поэтому гораздо удобнее осуществлять работу с «проблемными» учениками через оставление их на второй год.

Мама ребёнка, конечно, была обрадована возможностью перехода на индивидуальный учебный план, ведь при таких раскладах её сын будет продолжать обучение во втором классе и с ним будут заниматься дополнительные часы!

Далее были проведены переговоры с администрацией школы и вопрос мирно урегулировался. Ребёнок продолжит обучение во втором классе.

Дорогие родители! Если Вы чувствуете, что права Ваших детей нарушаются, приходите ко мне на консультацию. Вместе мы найдём решение проблемы в вопросах, связанных не только с обучением, но и с прохождением ПМПК.

Чтобы получить мою консультацию, позвоните по номеру +7(919) 324-75-26 или перейдите по ссылке

В каких случаях оставляют на второй год

В конце учебного года и в связи с приёмной кампанией в 1-й класс традиционно обостряется родительский интерес, связанный с различными школьными вопросами. Предлагаем вашему вниманию ответы на самые частые и острые из их числа, что поступили в Интернет-приемную для родителей, педагогов и школьников (www.usperm.ru) пермской общественной организации «Гражданское участие».

Могут ли ребенка, который получил по итогам года две двойки выгнать из школы?

Просто выгнать из школы не могут, в случае неуспеваемости по предметам могут предложить иную форму обучения, так как общее образование в соответствии с п.3 ст. 19 Закона «Об образовании» является обязательным.

Есть только два основания для отчисления из школы, но ребёнка после 15 лет:

– на основании вашего собственного заявления при наличии согласия комиссии по делам несовершеннолетних и органа управления образованием — в этом случае ребенок должен быть трудоустроен комиссией по делам несовершеннолетних, и ему должна быть предоставлена возможность продолжить получение образования по иной форме обучения (в вечерней школе, например);

– в случае неоднократного грубого нарушения учащимся Устава школы со следующими оговорками: «Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата, и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.» (п. 7 ст. 19 Закона «Об образовании»)

Если будут поставлены неуды по двум и более предметам, то в соответствии с п.4 ст.17 Закона «Об образовании»

– учащихся до 9 класса могут оставить на 2-й год, перевести на семейное образование, экстернат, в класс компенсирующего обучения по выбору родителей;

– учащегося 10-11 класса в случае получения двух и более двоек должны перевести на иную форму получения образования, в том числе он может продолжить обучение в форме экстерната.

Могут ли оставить на 2-й год без согласия родителей?

В случае получения двух и более двоек по итогам года в отношении учащихся до 9-го класса закон предусматривает только три возможных варианта:

оставление на второй год,

перевод в класс компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника,

перевод на получение образования в иной форме.

Решение о том, какой из перечисленных вариантов выбрать принимают именно родители.

Однако, фактически выбор будет зависеть и от возможностей образовательного учреждения. Так, в школе может просто не быть класса компенсирующего обучения. Классы компенсирующего обучения создаются при условии наличия необходимых педагогических кадров для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ для создания адекватных особенностям этих детей условий воспитания и обучения. Как правило, эти классы создаются на ступени начального общего образования.

Что касается перевода на получение образования в иной форме, то для ступени основного образования – до 9 класса, — такими формами могут быть формы семейного образования и экстерната. Порядок получения образования экстерном регулируется локальными актами школы. В школе может быть не предусмотрено получение образования в семье или экстерном.

На практике в таких случаях администрации образовательных учреждений предлагают перевестись в другую школу, где возможно получить семейное образование и сдавать предметы экстерном.

Имеют ли право за одну двойку по итогам года не перевести в 8 класс и оставить на второй год?

Нет, не имеют. В соответствии с п 4 ст. 17 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Могут ли обучающегося условно перевести в следующий класс при получении двух двоек по итогам года?

Условный перевод возможен только в одном случае: при получении одной двойки. С бОльшим количеством двоек перевестись в следующий класс условно невозможно.

Дочь заканчивает 9 класс, на педсовете школы ей сообщили, что переводить её в 10 класс будут на конкурсной основе. Законно ли это?

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Таким образом, объявление конкурса при поступлении на ступень получения среднего общего образования со стороны образовательного учреждения является незаконным.

Для поступления Вам как родителю достаточно подтвердить свое намерение на продолжение обучения Вашего ребенка в образовательном учреждении в 10-11 классах. В случае отказа в приеме следует обжаловать действия образовательного учреждения либо учредителю, либо в прокуратуру, либо в суд.

Отчислили из вечерней школы, потому что могу не сдать ЕГЭ. Есть ли возможность перевестись в другую вечернюю школу, чтобы сдать ЕГЭ там?

В соответствии с законодательством к ЕГЭ допускаются выпускники, имеющие итоговые школьные отметки по всем общеобразовательным предметам за 10, 11 (12) классы не ниже удовлетворительных. Решение о допуске принимает педагогический совет образовательного учреждения, оформляя его соответствующим приказом не позднее 25 мая текущего года.

Если учащийся по итогам учебного года имеет удовлетворительные оценки лишить его права сдавать ЕГЭ никто не вправе. Решение педагогического коллектива по недопуску к ЕГЭ можно обжаловать, обратившись в региональное управление Рособрнадзора.

Перевод в другую вечернюю школу на Ваш статус никак не повлияет — если двойки по итогам года есть, Вас к ЕГЭ не допустят до тех пор, пока вы их не исправите (ЕГЭ можно будет сдать в следующем году). Если двоек нет, тогда допустить должны в той школе, где вы учитесь.

Внук учится в 11 классе, у него за пробный ЕГЭ двойки. Классный руководитель предложила написать заявление о переводе в вечернюю школу, мы согласились на это. Но потом нам сказали, что для этого ему обязательно надо устроиться официально на работу. Но в нашей местности это нереально. Действительно ли администрация школы имеет право не принять внука в вечернюю школу, если он не будет работать?

Законодательство такого требования не содержит. Скорей всего, администрация образовательного учреждения пытается провести «скрытое» отчисление из образовательного учреждения, чтобы не портить показатели по ЕГЭ. Поскольку только в случае отчисления обучающегося по Вашей инициативе требуется обязательное трудоустройство обучающегося.

П. 6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»: «Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения».

В соответствии с п.4.ст.17 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся 10-х и 11-х классов, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах. Как правило речь идет о вечерней школе.

Фактически это означает, что если вы напишите заявление о переводе в вечернюю школу сами, то учиться в вечерней школе можно будет с одновременным трудоустройством. Но если Ваш внук получит двойки по двум или более предметам, то ему должна быть предоставлена возможность продолжить обучение в иной форме, в том числе в вечерней школе.

Ребенок пропустил много уроков по причине болезни. Можно ли оставить ребенка на повторное обучение в 1 классе при добровольном согласии его родителей?

Порядок реализации права родителей на оставления ребенка на повторное обучение законодательством не предусмотрено. Пункт 4 ст. 17 Закона РФ «Об образовании» устанавливает только условия реализации этой возможности со стороны образовательного учреждения при получении учащимся двоек по итогам года. На практике родители могут подать заявление об оставлении ребенка на повторное обучение, которое должно быть рассмотрено на педсовете. Если педсовет найдет заявление обоснованным, он может принять решение об оставлении ребенка на повторное обучение. Конечно, пропуски по болезни, как правило, таким основанием являются. Лучше ставить вопрос о неуспеваемости ребенка хотя бы по одному из предметов учебной программы в связи с болезнью.

Имеет ли учитель или социальный педагог право задавать личный вопросы 11-летнему ребенку? Например: «Спят ли твои родители вместе?» «Платят ли налоги?» «С кем остается младший брат, если мама приводит тебя на экзамен?» и т.п.

Такие действия социального педагога или учителя можно расценивать как грубое посягательство на неприкосновенность частной жизни и личную и семейную тайну. Право на неприкосновенность частной жизни и личную тайну закреплены в Конституции (ст. 23) и Гражданском кодексе (ст. 150). Согласно Конституции «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». То же самое говорится и в законе «О персональных данных».

Социальный педагог или учительсогласно должностной инструкции, как правило, имеет право проводить социологические опросы и диагностические обследования условий жизни детей. Ограничения права на частную жизнь возможно только в оговоренных в федеральных законах случаях. Работая в школе, социальный педагог должен выполнять требования Закона «Об образовании». Каких либо специальных ограничений права на частную жизнь и полномочий, допускающих вмешательство в личную жизнь законом «Об образовании» не предусмотрено. Напротив, в законе указано на необходимость уважения прав обучающихся и на ответственность образовательного учреждения за нарушение их прав и свобод.

Должностные и ведомственные инструкции не могут противоречить Конституции. Поэтому практику по сбору информации о частной жизни, которую осуществляет социальный педагог, он должен приводить в соответствие с законодательством: сбор любой информации о личной и семейной жизни должен проводиться исключительно при наличии письменного согласия родителей несовершеннолетнего. Обязанность брать такое письменное согласие с указанием того, какие именно сведения собираются, предусмотрена и законом о персональных данных.

Вы можете направить жалобу директору с требованием прекратить незаконную практику в вашей школе, либо направить жалобу в Роскомнадзор, который осуществляет контроль за практикой сбора информации о частных лицах, нарушающую требования Закона «О персональных данных». Также вы можете направить жалобу в прокуратуру и потребовать привлечения школы к административной ответственности (ст. 13.11 КоАП, штраф от 5 до 10 тысяч рублей).

Ольга Кочева, Сергей Максимов

При каких условиях могут оставить на второй год?

На второй год можно оставить только учащегося, за которым числится наличие академической задолженности, при условии согласия его родителей.

Академическая задолженность образуется в результате не прохождения промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам, в том числе, если учащийся не был допущен к промежуточной аттестации из-за большого числа пропусков или пропустил аттестацию по причине болезни. Читайте подробнее в материале по теме – Что делать если появилась академическая задолженность?

Для того, чтобы оставить учащегося на второй год, образовательная организация обязана строго соблюдать процедуру, которая предусмотрена статьей 58 Закона «Об образовании в РФ».

Прежде чем ставить вопрос об оставлении на второй год, администрация школы обязана создать условия для ликвидации академической задолженности. Последнее требование не распространяется на учащихся 4 и 9 классов. Так как они не могут быть переведены в следующий класс условно, то вопрос об оставлении на второй год может быть принят до момента, когда школа сможет дать возможность исправить оценки.

Второе обязательное условие – заявление от родителей в письменном виде. По Закону оставление на второй год учащихся, имеющих академическую задолженность, осуществляется «по усмотрению родителей». Если родители против – администрация школы не вправе оставлять учащегося на повторное обучение.

Если учащийся не имеет двоек по итогам промежуточной аттестации, школа не имеет права оставить его на второй год, даже если родители будут на этом настаивать, поскольку это не предусмотрено Законом.

Получить полную информацию о порядке промежуточной аттестации можно в локальных актах школы. Их изучение поможет разобраться, в какие сроки проводится аттестация, в какой форме и есть ли дополнительные условия. Где найти и как анализировать локальные акты подробно рассмотрено в нашем видеоразъяснении – Могут ли оставить на второй год за пропуски?

Цитата из Закона, статья 58:

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Что делать, если ребенка хотят оставить на второй год

Вряд ли кто-то из родителей всерьез опасается, что его ребенка могут оставить в классе на второй год – слишком уж невозможной кажется перспектива. С чего вдруг? Ученик вроде бы каждое утро собирается в школу, о проблемах не говорит, значит, все хорошо. Тем неожиданней оказывается новость в реальности. Как без паники осознать происходящее? Какие действия предпринять в первую очередь? Давайте разбираться.

В каких случаях могут оставить на второй год

Современный мир нацелен на предоставление доступного и качественного образования для каждого ребенка. Внезапно, без видимой причины и родительского согласия, ученика не могут оставить на второй год.

Двойка в дневнике не означает, что ребенок будет вынужден лишний год «протирать штаны» в классе (за исключением двоек в 4, 9 или 11-м классе, но об этом дальше). Сегодня в школе главное – удовлетворительно написать промежуточную аттестацию.

Плохо написана аттестация? Ученику дадут второй шанс. Он снова потерпел неудачу? Переведут в следующий класс «условно». Школьнику обязательно предстоит пересдать предмет, чтобы не оставалось академических долгов. Если долг не закрыть вовремя, родителям предложат несколько вариантов развития событий, согласно ст. 58 Закона «Об образовании в РФ».

После трех (!) неуспешных попыток сдачи аттестации родителям предложат обучать школьника по адаптированной программе, индивидуальному плану или остаться на второй год – решение остается за родителями!

К сожалению, без согласия родителей школьника все-таки могут отправить на повторное прохождение программы согласно п.5 ст. 66 Закона «Об образовании в РФ»: «Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования». Речь об учениках, которые получили двойку в 4, 9 или 11-м классе. Именно эти классы считаются «рубежами»: например, 4-й класс – переходная ступень от начального образования к основному.

Что же делать ответственному родителю? В первую очередь – прояснить ситуацию: переговорить с учителями и директором. Школьник завалил аттестацию или схватил двойку за год? Какие варианты решения они предлагают?

Школа не заинтересована в том, чтобы лишний раз оставлять ученика в одном классе. Поэтому после нескольких попыток пересдать аттестацию предлагаются другие формы освоения знаний. Какой бы формат обучения ни был выбран родителями, ребенок остается полноценным участником образовательного процесса. Он также продолжает изучать предметы, заниматься с преподавателями, писать проверочные работы.

Занятия с учеником, который получает знания по индивидуальной программе (раньше это называлось домашним обучением), проводятся дома, но часть уроков можно посещать в школе. Это оговаривается с конкретным учеником в особом порядке. Адаптированная образовательная программа подбирается ученику с ограниченными возможностями здоровья.

Если школьник получил двойку за год в 4, 9 или 11-м классе, также стоит обсудить возможность пересдачи или исправления оценки для своевременного перехода на следующую ступень обучения. Важно проявить родительскую заинтересованность и участие, в большинстве случаев директор и учителя идут на контакт и предлагают пути разрешения ситуации.

Контакт необходимо наладить и с учеником: ведь он не просто так запустил учебу. Что же произошло?

Как предотвратить оставление на второй год?

Одной из причин школьной неуспеваемости может стать банальная лень и отсутствие интереса к учебе. Понять это можно по косвенным признакам: ребенок с большой неохотой просыпается по утрам, ничего не рассказывает про школу сам, от прямых вопросов отмахивается общими фразами: «Ничего не задали», «Все нормально», «Ничего нового».

Отсутствие мотивации к учебе объясняется просто: школьник не видит смысла в посещении занятий. Особенно часто такая ситуация возникает у подростков: в их понимании отсутствует прямая связь между получением образования и дальнейшим успешным устройством в жизни. Возникает логичный и закономерный вопрос: «Если хорошее обучение не гарантирует в дальнейшем интересной, насыщенной и высокооплачиваемой работы, зачем учиться?» Отсюда вытекает безразличное отношение к урокам, домашним заданиям, проверочным работам, учителям, а посещение школы воспринимается как ненужная рутина «для галочки», которая отнимает силы и время.

Постарайтесь откровенно поговорить с ребенком: без нравоучений, упреков и других оценочных суждений. Спросите, каким он видит свое будущее, свою профессию или любимое дело, чем бы ему хотелось заниматься. Учтите, что ответы вам могут не понравиться: не каждый родитель готов услышать, что сын стремится стать блогером, а дочь планирует строить карьеру в Голливуде. Их желания и планы будут меняться по мере взросления, родителю же важно стремиться сохранять доверительные отношения с детьми в любой жизненной ситуации. Объясните, что кем бы они ни захотели стать в будущем, знания и широкий кругозор всегда вызывают симпатию и уважение, а из каждой ситуации – даже скучного урока – можно почерпнуть для себя что-то полезное.

Бывают ситуации, когда ученик внезапно и наотрез отказывается идти в школу. Никакие уговоры и вопросы не помогают, в ответ родители слышат только категоричное и безапелляционное: «Я больше туда не пойду». Если родители все же смогли вытолкнуть его утром из дома, совсем не факт, что он туда дошел и не прогулял урок.

Вероятнее всего, в школе произошла конфликтная или стрессовая ситуация, главным героем которой стал ваш ученик. Варианты произошедшего могут быть разными: от травли одноклассниками и грубого отношения со стороны учителя до панической боязни публичных ответов у доски. А вот чувства при этом одни и те же: страх, оскорбленное самолюбие, неуверенность в себе. Каждый раз на уроке школьник испытывает мучительный дискомфорт от одного только нахождения рядом с одноклассниками и учителем. Конечно, подобная обстановка никак не способствует повышению успеваемости.

Мягко спросите у ребенка: «Что случилось? Почему ты так не хочешь идти в школу?» Не напирайте и не настаивайте, не выдвигайте своих версий произошедшего и не тащите школьника насильно к директору для публичных разборок. Ребенок чувствует себя уязвимым или униженным, поэтому его нежелание рассказывать и вспоминать о ситуации в подробностях естественно. Постарайтесь объяснить, что любая ситуация решаема: если он все делал правильно и справедливо, ему нечего стыдиться и бояться. Если же ребенок чувствует за собой вину, важно найти в себе силы ответить за поступки и извиниться.

Поинтересуйтесь напрямую: хочешь, чтобы мы перевели тебя в другую школу? Конечно, столь категоричное решение – одна из крайних, но возможных мер. Здоровье, комфортная обстановка и дружная атмосфера в классе для ученика важнее бюрократических проволочек, которые потребуются для перехода в другое образовательное учреждение.

Ребенок не может освоить школьную программу по состоянию здоровья

Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда дети исправно ходят в школу, выполняют домашние задания, стараются запоминать материал, но при всех усилиях они не в состоянии освоить основную образовательную программу – речь о школьниках с ограниченными возможностями здоровья. Обычно их родители с раннего или дошкольного возраста знают, что общий образовательный маршрут им не подходит. Но случается, что понимание необходимости особенной, подобранной под индивидуальные особенности ребенка программы приходит в начальной школе. Тогда по заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) школьнику определяют обучение по адаптированной программе. Комиссия обследует ребенка для определения психических, физических, интеллектуальных и других особенностей и дает рекомендации по дальнейшему формату обучения. Исходя из названия, можно понять, что материал урока, домашнее задание, упражнения и тесты адаптированы под индивидуальные возможности ребенка.

Бывают случаи, когда успешный ребенок, который в состоянии освоить обычную школьную программу, долгое время находится на лечении, не связанном с умственными или интеллектуальными способностями: восстанавливается после операции, проходит реабилитацию после сложных переломов, лечится от вирусных инфекций и т. д. Велик риск запустить школьную программу, что нежелательно. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» школа может организовать обучение на дому или в медицинских организациях. В таком случае родители вместе с медицинским заключением приходят к директору школы, обсуждают варианты продолжения обучения и подписывают локальный акт о переходе на выбранный образовательный маршрут. В каждой ситуации школой утверждается особый учебный план, расписание занятий, место их проведения и другие немаловажные нюансы обучения.

Главное – родительская поддержка

Никогда не стоит поддаваться панике. То, что ученика могут оставить на второй год, не означает, что он «плохой» и его автоматически ждет столь излюбленная многими родителями в качестве запугивания участь дворника. Каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок без проблем получил качественное образование, освоил профессию и успешно реализовался в жизни. Однако не всегда все идет по идеальному родительскому плану. В любой ситуации семья остается поддержкой и опорой ребенка. Знания можно подтянуть, ситуацию – исправить, а вернуть доверие ребенка, если его бесконечно упрекают в «негодности» и «бессовестности», будет непросто. Какие бы ситуации ни случились с ребенком в школе, ему обязательно нужна родительская поддержка и опора. Действуя сообща, можно преодолеть любые трудности!

Можно ли в старших классах остаться на второй год в школе

Бытует такое мнение, что старшеклассникам остаться на второй год в школе никто не позволит. Уверенность учащихся, что такое не может произойти никогда, расхолаживает их, делает развязными, безответственными. Дети игнорируют выполнение домашних заданий, на уроках занимаются своими делами, прогуливают школу. А почему бы не позволить себе такое поведение? Наказания-то не последует, и безответственный обучающийся, как и старательные ученики, будет переходить из класса в класс до окончания 9-го. Но действительно ли такое отношение к учебе безнаказанно? На самом деле администрация школы в соответствии с «Законом об образовании» может оставить ленивого ученика на второй год.

Во всех классах проводится промежуточная аттестация. И если у ученика есть неудовлетворительные результаты, считается, что он имеет академическую задолженность. Пересдать ее можно два раза в течение года с момента ее получения. Если же ученику не удается исправить свои итоговые оценки, то на выбор родителей этого школьника предоставляются следующие возможности: остаться на второй год, учиться по адаптивной программе или по индивидуальному учебному плану.

Если ребенок имеет академическую задолженность по какой-то уважительной причине, то его все-таки переводят в следующий класс, но условно.

Если же ребенок находится на семейном обучении и имеет академические задолженности, то он тоже должен сдать их в установленные сроки. Если же этого не происходит, в соответствии со статьей 58 «Закона об образовании» он продолжает учиться уже не дома, а в образовательной организации.

Остаться на второй год – реальный мощный способ мотивировать ребенка серьезно взяться за учебу. Но является ли такая мера эффективной? Скорее всего, нет. Это понимают педагоги, и потому такие случаи очень редкие.

С какой целью можно было бы оставить ребенка на второй год? Чтобы он лучше понял, усвоил материал, получил положенные в этом классе знания, умения, навыки. Учителя, не переводя ученика в следующий класс, предполагают, что он возьмется за ум, будет ответственно относиться к своим прямым обязанностям – учиться. Но изменится ли что-то в следующем году в отношении ребенка к учебе? Будет ли он более трудолюбивым, ответственным, серьезным?

Если школьник не освоил программу своего класса из-за плохого состояния здоровья, то эта мера, может быть, пойдет на пользу. На практике такие дети обычно находят возможность все-таки пройти программу ускоренными темпами (изучая самостоятельно, с репетиторами, в школе с учителями в летнее время и т.д.) и продолжают учиться со своим классом.

Но что если ребенок не успевает из-за низкой способности к обучению? Он в следующем году будет учиться точно так же. Другим не станет. За что его наказывать? Он старается изо всех сил, но не может лучше. Стоит ли применять к нему такие жесткие меры? Причем в каждом следующем классе всегда основательно повторяется уже изученный материал, так что у детей, не блещущих своими способностями, есть возможность еще не раз выучить, повторить, понять, усвоить (не в этом, так в следующем классе) недопонятое.

А если оставили лодыря, циничного прогульщика? Не стоит уповать, что этого ребенка можно такими мерами испугать, и он возьмется за ум. Оставленный еще на один год в том же классе, он точно знает, что на третий-то год его уже не оставят. Поэтому не исключено, что такой школьник будет учиться еще хуже, так как он уверен в том, что его автоматически переведут в следующий класс. В данном случае учителя только усугубят имеющуюся проблему. Как они будут его аттестовать, если он вообще перестанет учиться? Чем его мотивировать на серьезную учебу, если самое сильное и жесткое наказание, которого побаиваются все ученики, – второй год в том же классе – уже имеет место быть?

А если не сдан Основной государственный экзамен или Единый государственный экзамен? Оставят на второй год в выпускном классе? Таким учащимся предоставляется возможность пересдать неудовлетворительные результаты в специально установленные для этого дни (статья 59 «Закона об образовании»). Если же по каким-то причинам не удастся это сделать или баллы опять будут низкие, в соответствии со статьей 60 «Закона об образовании» им выдается справка об обучении.

Хоть и есть возможность оставлять нерадивых ребят на второй год, это крайняя мера, нелюбимая ни учителями, ни, естественно, учениками и их родителями. Преподаватели, как и родители школьников, заинтересованы в успешном усвоении учащимися установленной школьной программы и благополучном получении школьного диплома об образовании.

Льготные условия для двоечников узаконены

Недавняя информация о новом приказе Минобрнауки об утверждении нового Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам явно поставила в тупик и учителей, и завучей, и директоров. Причина — невнятные формулировки этого документа, позволяющие делать совершенно противоположные выводы.

Сразу оговорюсь: приказ образовательного ведомства ничуть не эпохальный и не революционный — подобные отраслевые руководящие документы появляются в подавляющем большинстве российских ведомств и никакой сенсацией не являются. Это, так сказать, рабочие моменты.

И, если разобраться, то Минобрнауки, один из самых любимых объектов для критики и для учителей, и для журналистов, и для депутатов всех уровней, и даже для сатириков различного разлива (от “Камеди” до Задорнова), именно за этот конкретный рабочий приказ подковыривать все-таки не за что.

Другое дело, что журналистам очень часто приходится выполнять обязанности некоего переводчика с “чиновничьего” на русский, и не всегда они могут вникнуть в недоступный “простым смертным” язык высоко-кабинетного начальственного первоисточника. Раскопал я этот уже нашумевший приказ на сайте министерства. Попробую перевести, как понял сам. Все-таки кандидат философских наук.

А понял я так, что очередное “приказное” нововведение от Минобрнауки оформляет де-юре то, что уже давно существует во многих российских школах де-факто. Школьники смогут перейти в следующий класс, даже если в дневниках у них будут годовые двойки. То есть двоечников перестанут оставлять на второй год, вместо этого их будут переводить в следующий класс и обучать по индивидуальному плану, требуя закрытия предыдущих “хвостов”. И это даже не указание министерства, а признание им уже сложившейся ситуации.

Возможность остаться на повторное обучение поможет ребенку, как говорится, не оказаться на улице. При этом за обучающимися и их родителями сохраняется право получить хотя бы справку об обучении и восвояси покинуть образовательную организацию. И подобные перемены связаны с переводом школ к системе “высших учебных заведений”, когда студент имеет право перейти на следующий курс с несколькими “хвостами”, но с условием их закрытия в определенный срок.

Тем самым государство “умывает руки” в могучем деле перевоспитания законченных оболтусов-двоечников и в то же время предоставляет им возможность все-таки реализовать свое законное право на бесплатное образование. Но при этом учитывает индивидуальные особенности и семейные обстоятельства каждого отдельно взятого ребенка.

Получат второй шанс и девятиклассники. Если кто-то из них завалит государственную итоговую аттестацию (ГИА), то, по желанию родителей или опекунов, ребенок сможет остаться в школе на второй год. Это серьезное послабление: раньше таких выгоняли без аттестата.

Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин так прокомментировал это в интервью “РГ”: “Тех, кто не сдал ГИА, лучше не оставлять на второй год, если нет каких-либо особых обстоятельств. А, как и прежде, направлять их в колледжи для освоения рабочих специальностей. В целом, я думаю, что принимать решение о том, оставить ребенка или перевести в следующий класс, должен педсовет совместно с родителями”.

Не все же у нас двоечники — оболтусы, в конце концов, в жизни всякое бывает. Вспомним, к примеру, как учились дети, которые потом стали великими: Билл Гейтс был круглым двоечником, а Чехов оставался на второй год дважды! А Эйнштейн был троечником… Не в обиду отличникам будет сказано, но жизнь все чаще подсказывает, что успешность, карьерный рост, и по большому счету талант и даже гениальность — не зависят от оценок. Но тем не менее…

Очень многие профессиональные педагоги считают, что эта мера может спровоцировать “отдельных” школьников окончательно, так сказать, “забить” на учебу. Ну ладно, с приказом вроде бы разобрались. А как вообще обстоят дела с российскими двоечниками, которые были во все времена — царские, советские, ново-российские? Что думают по поводу этой проблемы опытные специалисты?

Вот что рассказала в интервью “Правде.Ру” учитель начальных классов школы номер 38 города Рязани Ольга Воробьева:

— В первом классе мы никого не оставляем, всех переводим — так давно в России принято. Я как учитель-практик, в свое время работала много лет завучем по классам коррекции. Там учились дети с задержкой развития — психологического, речевого и так далее. В обыкновенных классах они с программой не справлялись совершенно. И мы их переводили в класс коррекции, где они благополучно переходили из класса в класс, шли дальше!

Оставлять детей на второй год — это плохо для ребенка в первую очередь. Но если нам сейчас прикажут не оставлять двоечника на второй год, это будет опять плохо. Это должен быть выбор школы, выбор ученика. Потому что в первую очередь с учеником работает учитель, и он знает и понимает, что ему нужно, и когда…

Заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, доктор педагогических наук, профессор, преподаватель математики Физико-математического лицея №1557, учитель высшей категории Александр Прокофьев:

— Подводные камни в этом вопросе, они как были много лет назад, так и сейчас остаются. Если мы хотим, чтобы наши дети учились, то соответственно, надо предъявлять какие-то требования, чтобы они учились! А переводить совершенных двоечников и бездельников в следующий класс — это означает, что большая часть учащихся, которая хотя бы хоть как-то боится того, что их оставят на второй год, просто не будет учиться, и будет мешать учиться тем, кто хочет учиться. То есть я категорически против такого предложения. Но никто нас не спрашивает…

В чьих интересах принято это решение министерством: для того, чтобы улучшить отчетность и формально избавиться от неуспевающих или все же дать возможность отстающим “проснуться” и вспомнить, зачем они пришли в школу? Какие мысли могут быть у отличником, если такие льготные условия предлагаются двоечникам? Вы как думаете?

Читайте самое интересное в рубрике “Общество”

Ссылка на основную публикацию