Как писать эссе по русскому языку ЕГЭ 2020: правила с примерами и шаблонами

Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …

Пояснение к примерам:

  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…

Связь между примерами:

  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора такова…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора:

  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать.
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…

Смотри также:

План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2020 года

Предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку в 2020 году – предлагаем ознакомиться с изменениями, которые описаны в спецификациях, а также узнать, каким должен быть план сочинения, и какие нормы необходимо учесть, выполняя экзаменационное задание №27.

Структура КИМов 2020 года

Экзаменационный билет ЕГЭ 2020 года по русскому языку состоит из 27 заданий, которые разделены на две части:

На выполнение работы отводится 210 минут (3,5 часа). Использование дополнительных материалов и оборудования запрещено.

Выполнив правильно все задания, экзаменуемый может набрать максимум 58 первичных баллов, что будет интерпретировано как 100-бальный результат. При этом, выполнив только 1-ю часть работы, выпускник может набрать максимум 34 балла (эквивалентно 59 баллам ЕГЭ). Сочинение оценивается в 24 первичных балла (соответственно 41 тестовый).

Это значит, что на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ 2020 стоит уделить внимание не только повторению теории по русскому языку, а и как можно больше практиковаться в написании сочинений, составляя план работы и продумывая аргументы.

Важные нововведения

Небольшие изменения в КИМы были внесены еще в прошлом году. В частности, были уточнены критерии, по которым эксперты оценивают сочинение, и новые нормы будут актуальны на ЕГЭ по русскому в 2020 году.

Всего ФИПИ разработало 12 критериев оценивания. Уточнены были только два из них:

  • К2 – теперь комментарий к проблеме должен включать минимум 2 примера с пояснениями, которые отражают понимание экзаменуемым сути проблемы;
  • К4 – выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора, обосновав его.

Предлагаем более детально узнать о том, как будут оценивать сочинение по русскому языку на ЕГЭ 2020 и какое примерное количество баллов можно набрать за выполнение тех или иных требований, ознакомившись с полным списком критериев:

Советы педагогов

Репетиторы, имеющие большой опыт подготовки к ЕГЭ, рекомендуют готовиться к написанию сочинения по такому плану:

  1. Ознакомиться с основными требованиями ЕГЭ по русскому 2020 и понять, какой должна быть правильная структура сочинения и какие проблемы могут быть предложены на экзамене.
  2. Проработать план, который станет опорой при написании экзаменационной работы на любую из возможных тем.
  3. Вспомнить произведения и выписать в тетрадь основные факты, которые могут пригодиться при написании сочинения.
  4. Практиковаться в выполнении задания №27 с использованием готовых клише.

Структура сочинения

Основные документы, которые помогут понять, что ожидает на ЕГЭ по русскому языку, и как будут оценивать тесты и сочинение можно найти на сайте ФИПИ. Рекомендуем ознакомиться с кодификатором, спецификациями и демонстрационной версией КИМов по предмету.

Задание №27 в 2020 году будет иметь следующую формулировку:

Работы, достойные высокого балла должны содержать в себе фактуальную, концептуальну и подтекстовую информацию. Важно, что бы структурно сочинение включало в себя такие блоки, как:

  1. Первоначальная остановка проблемы.
  2. Комментарий (пример-иллюстрация) к затронутой проблеме.
  3. Описание позиции, которую занимает автор произведения.
  4. Выражение отношения экзаменуемого к позиции автора с обоснованиями.
  5. Краткий вывод.

Если вам сложно представить, что должно быть написано в каждом из блоков, возьмите пример сочинения по русскому языку из любого сборника для ЕГЭ 2020 года и проработайте уже имеющийся текст. Но, не стоит надеяться исключительно на готовые варианты, так как эксперты отлично знают клише общедоступных тестов. К тому же, далеко не все они действительно соответствуют требованиям 2020 года.

Круг проблем

В 2020 году 27-е задание ЕГЭ может поднимать самые разнообразные проблемы, от солдатской судьбы до засорения русского языка. На самом деле круг возможных тематик неимоверно широк, что не позволяет заранее подготовиться к сочинению на все 100%.

Тем не менее, следуя рекомендациям опытных педагогов, можно проработать основные направления, подобрать клише и произведения, на которые можно опираться, раскрывая ту или иную тему, что максимально упростит выполнение 17-го задания на ЕГЭ.

Важно! Для того, чтобы определить, какая именно тема затронута в задании, необходимо внимательно ознакомиться с текстом.

Вот список возможных проблем:

Также смотрите видео, в котором рассказывается, как правильно определять проблему, анализируя текст:

План сочинения

Упростить написание сочинения позволяет универсальный план написания сочинения, на который можно опираться, прорабатывая практически любую из возможных тем ЕГЭ 2020 по русскому языку.

Как правило, больше всего проблем у выпускников возникает при выборе примеров, а также написании к ним комментариев и пояснений. Учителя акцентируют внимание на таких моментах:

  1. Примеров должно быть два.
  2. Они должны быть связаны между собой.
  3. К каждому примеру необходимо добавить пояснение.
Читайте также:  Нужен ли ЕГЭ для заочного обучения: практические советы

По сути, примеры и пояснения являются плавным переходом от формулировки проблемы к обсуждению позиции автора, поэтому они не должны быть вырваны из контекста.

Также смотрите онлайн урок, посвященный написанию комментариев:

Клише

Хотя использовать на ЕГЭ 2020 по русскому языку готовые сочинение не рекомендуется, можно брать за основу так называемые клише (шаблонные фразы). Нанизывая их, как бусины на нить и разбавляя фразами с учетом особенности предложенной в задании темы, можно получить красивое и грамотно написанное сочинение, отвечающее основным требованиям.

Стоит учесть, что для каждого блока существуют свои клише:

Стоп-слова

Казалось бы, что плохого в тексте, приукрашенном эпитетами и художественными оборотами. Оказывается, некоторые фразы, которые являются некорректными с точки зрения русского языка, а потому их стоит избегать в сочинениях, особенно когда это выпускная экзаменационная работа.

Предлагаем ознакомиться со списком таких стоп-слов и фраз, а также при случае проверить, не грешат ли такими оборотами готовые сочинения, предлагаемые в сети для подготовки к ЕГЭ 2020 по русскому языку.

Заключение

Секрет успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому прост – это умение вести рассуждение, хорошая база аргументов с опорой на произведения и грамотная письменная речь, которая вырабатывается с годами тренировок.

Также рекомендуем посмотреть видео, в которых преподаватели подробно разбирают все основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при написании сочинения:

Сочинение ЕГЭ 2019-2020 по русскому языку

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020.

Примеры сочинений помогут вам посмотреть, как может и должно выглядеть сочинение. Гораздо легче писать сочинение, когда есть образец.

Здесь вы можете найти информацию об изменениях в сочинении и критериях оценивания. Также можете узнать, как правильно писать сочинение, из каких пунктов состоит план, как писать комментарий 2020 и обоснование (аргумент).

Содержание:

↑ ПРОБЛЕМА (К1)

Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку – это то, ради чего создается текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, ее не нужно долго искать, а в художественном тексте часто необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста.

↑ КОММЕНТАРИЙ (К2)

Комментарий в сочинении ЕГЭ – это ваш анализ исходного текста. Посредством комментария вы показываете свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания проблемы участки текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции.

↑ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ (К3)

Авторская позиция в сочинении ЕГЭ – это главная мысль, ради которой создавался текст. Это то, к чему автор вел читателя, вывод его размышлений. В публицистическом тексте позиция автора обычно бывает сформулирована четко, в художественном тексте позицию автора необходимо понять, проанализировав поступки героя, отношение автора к героям повествования, описания внешности, поведения, которыми автор сопровождает героев своего текста.

↑ СВОЯ ПОЗИЦИЯ + АРГУМЕНТЫ (ОБОСНОВАНИЕ) (К4)

Ваше мнение – это не только согласие или несогласие с автором текста. В своих размышлениях вы можете пойти дальше, объяснив, почему вы так думаете. Конечно, важно подкрепить ваши умозаключения аргументом. В 2019 году в сочинении можно привести практический любой аргумент (из литературы, из личного опыта, факты истории и т.д.)

↑ ЛОГИКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ (К5)

Чтобы сочинение было последовательным, связным, логически выверенным, необходимо уметь составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Каждое предложение вашего сочинения должно быть связано с предыдущим(и). Не забывайте об абзацном членении.

1) Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку: с чего начать, как работать с черновиком.
2) Как писать вступление в сочинении ЕГЭ
3) Подробный план сочинения ЕГЭ
4) Шаблон сочинения ЕГЭ

↑ ТОЧНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (К6)

Точность речи заключается в умении четко донести смысл высказывания. Большое количество повторов, грамматические и речевые ошибки затрудняют понимание текста. Выразительность сочинения ЕГЭ заключена в использовании средств выразительности, интересных синтаксических конструкций, стилистических приемов.
Постарайтесь не использовать канцелярит в своей речи, не нанизывайте огромное количество Родительных падежей.
О точности и выразительности речи лучше всего Вам расскажет замечательная Нора Галь

↑ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЙ, ЯЗЫКОВЫЕ (ГРАММАТИЧЕСКИЕ), РЕЧЕВЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ, ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (К7-К12)

Большое количество ошибок в сочинении может лишить вас половины баллов за сочинение. Поэтому будьте внимательны при написании, повторите орфографические и пунктуационные правила. Если вы не уверены в том, как пишется слово, лучше замените его на синоним, в котором вы уверены. То же самое со знаками препинания: когда вы пишите слишком длинные предложения с большим количество грамматических основ, предложения с разными видами связи и с несколькими придаточными, осложненные причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, вы рискуете пропустить запятые. Более того, важно помнить, что запятая не единственный знак пунктуации в русском языке, есть еще бессоюзные предложения, в которых бывают тире, точка с запятой, двоеточие. В общем, если вы на 100 процентов уверены в знании пунктуации русского языка, то дерзайте, если же сомневаетесь, лучше упростить предложения.

От грамматических и речевых ошибок вас спасет умение критически оценивать написанное. Не используйте слова, которые вы не употребляете. Написать просто не значит плохо. А.С. Пушкин писал просто, но гениально. Попробуйте так же.

1) Подробно о типах ошибок в сочинении ЕГЭ
2) Этические и фактические ошибки

↑ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020 К1-К12

Обязательно изучите таблицу с критериями, а также прочитайте подробное описание каждого критерия от РУСТЬЮТОРС.

↑ ТЕКСТЫ ЕГЭ

ЕГЭ существует с 2001 года. За это время собралось огромное количество текстов. Мы подготовили для вас целый сборник текстов, все они разбиты по темам. Это очень удобно, так как вы сможете потренироваться в написании сочинения на разные темы, а не только на те, что есть в сборниках тестов.

↑ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 27 (СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ)

«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.»

План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2020 году

Выпускникам старших классов предстоит сдавать испытание по русскому языку. Творческая часть работы — написание сочинения позволяет набрать большое количество баллов. Предлагаем рассмотреть спецификации, план сочинения, а так же установленные нормы по написанию. Задание будет под номером 27 в экзаменационном билете.

Обновленная структура КИМ 2020

Общее количество заданий в КИМах по русскому языку составит 27. Все они разделены на 2 категории.

Читайте также:  Обложка реферата: Образец для школьника и студента
БлокКол-во заданийМакс. баллТип ответа
126 (1-26)34краткий
21 (27)24развернутый (творческое задание)

Справка! Длительность экзамена составит три с половиной часа (210 минут). Использования справочных материалов и какого-либо оборудования не предусмотрено.

В случае корректного выполнения всех заданий, ученик имеет возможность заработать 58 баллов, которые будут внесены в сертификат как максимальные 100 баллов. Тестовый блок работы позволяет набрать 34 балла (приравнивается к 59 баллам сертификата). За творческую часть можно набрать максимальный балл — 24 (41 тестовый).

При подготовке к экзамену необходимо повторить не только теоретический материал, но и потренироваться писать сочинения, составлять план и аргументировать свою точку зрения.

Важные изменения

Некоторые изменения произошли еще в структуре прошлогодних КИМов. Были установлены четкие критерии, по которым проводится оценка творческого задания. Эти нормы будут актуальны и при проверке сочинения в 2020 году.

ФИПИ разработал 12 критериев, которые будут учитывать при проверке работы, основные из них следующие:

  • комментарий касаемо проблемы должен быть дополнен двумя аргументированными примерами, которые свидетельствуют о том, что экзаменуемый понимает суть проблемы;
  • наличие обоснованного личного отношения относительно авторской позиции.

Полный перечень оценочных критериев доступен в таблице.

Рекомендации опытных педагогов

Опытные репетиторы, которые подготовили не одно поколение к экзамену по русскому языку, рекомендуют использовать следующую схему при написании сочинения:

  1. Изучить основные стандарты написания ЕГЭ на 2020 год и детально разобрать план творческой работы, а так же ознакомиться с основными темами, которые могут быть вынесены на экзамен.
  2. Разработать структуру сочинения, на которую можно будет опереться при написании работы на любую тему.
  3. Повторить возможные произведения и выписать основные идеи, которые станут полезны при написании сочинения.
  4. Писать пробные сочинения, опираясь на заготовленные клише.

План сочинения

Основные требования, которые касаются 27 задания ЕГЭ по русскому языку, опубликованы в документах на портале ФИПИ. Советуем ознакомиться со всевозможными кодификаторами, спецификациями и демонстрационным вариантом билетов по дисциплине.

Структура 27 задания в 2020 году будет выглядеть следующим образом:

Чтобы получить высокую оценку за творческое задание, необходимо использовать факты, концепции и аргументы во время написания. Структура должна разделяться на следующие блоки:

  • Первичное описание проблемы.
  • Комментарий с примером, который касается имеющейся проблемы.
  • Раскрытие позиции автора.
  • Личная позиция экзаменуемого по отношению к проблеме с доводами и аргументами.
  • Краткое заключение.

Если вы не имеете представления о том, как должен выглядеть каждый блок, ознакомьтесь с любым примером сочинения из сборника для ЕГЭ и внимательно изучите текст и его структуру. Тем не менее, не стоит брать за основу готовые сочинения, поскольку эксперты хорошо знакомы с готовыми вариантами работ. Отталкиваясь от полученной информации нужно написать свое собственное видение проблемы.

Перечень проблем

В следующем году на ЕГЭ могут быть вынесены самые разнообразные проблемы, начиная от солдатской жизни, заканчивая засорением родного языка. Перечень тематик достаточно большой, поэтому возможность заблаговременной подготовки к написанию сочинения по конкретной теме сводится к минимуму.

Если послушать опытных репетиторов, то можно потренироваться с работой в основных направлениях, сформировать заготовку и изучить произведения, которые будут полезны для раскрытия различных тем. Таким образом можно упростить выполнение творческой части экзамена.

Важно! Перед началом написания работы следует внимательно изучить суть задания и понять заданную тематику.

Список самых актуальных тем приведен в документе.

Структура сочинения

Чтобы написание сочинения не вызвало трудностей, предлагаем ознакомиться с универсальной структурой, которую можно использовать при работе на любую тематику.

НомерПланПояснение
1Вступление2-3 предложения
2Описание проблемы2-4 предложения
3Связка1-2 предложения
4Комментарий, 1-й пример, аргументсколько нужно
5Связка1-2 предложения
6Комментарий, 2-й пример, аргументсколько нужно
7Связка1-2 предложения
8Авторская позиция1-2 предложения
9Личное отношение к позиции автора1-2 предложения
10Довод к собственной позиции2-4 предложения
11Вывод2-3 предложения

Чаще всего экзаменуемые испытывают трудности во время подбора примеров и написании комментариев и аргументов. При этом нужно отталкиваться от следующих критериев:

  • Два обязательных примера.
  • Примеры должны быть взаимосвязаны.
  • Каждый пример должен быть дополнен пояснением.

Примеры и аргументы служат в качестве связки от описания проблемы к переходу к авторской позиции, поэтому они должны гармонично вписываться в общий контекст.

Клише

При том, что шаблонные сочинения использовать нельзя, в случае необходимости разрешается взять за основу фразы из шаблонных заготовок. Если использовать их в собственной интерпретации и разбавить собственными аргументами, то можно написать грамотное сочинения в соответствии со всеми требованиями.

Каждый блок имеет свои шаблоны.

Стоп-слова

На первый взгляд, в эпитетах и художественных оборотах нет ничего плохого. При этом есть перечень фраз, которые являются некорректными для русского языка. Их не следует использовать при написании сочинений, особенно если это итоговый экзамен.

Приведем перечень слов и фраз, которых лучше избегать в своей работе.

Выводы

Главным навыком для грамотного написания творческого блока считается умение вести логическую цепочку мыслей в своем рассуждении. Не бойтесь опираться на произведения и повторите правила правописания. Постоянные тренировки помогут выработать умение писать грамотные интересные работы.

Зрительные диктанты

  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь

Каждый понедельник с 3 февраля до 18 мая 2020 года разбираем один текст ЕГЭ по русскому языку и прикидываем, что можно написать в сочинении.

1 вебинар – 1 преподаватель – 1 текст
Для эффективной работы скачивайте и читайте тексты до вебинара!

Мы постараемся сделать так, чтобы все вебинары вели разные преподаватели. Так вы увидите разные подходы к анализу текста, сможете задать вопросы разным экспертам.
Внимание! На вебинарах этого курса мы только анализируем тексты. Этого недостаточно для полноценной подготовки к экзамену. Записывайтесь на платные курсы, чтобы эффективно тренироваться и получать рекомендации экспертов.

Вебинары прошлого года не устарели. Смотрите записи!

Настоятельно рекомендуем перед вебинарами внимательно изучить следующие материалы:

Расписание

Дата Т ема, текст Преподаватель
3 февраляАнализируем отрывок из повести Г. Бакланова “Южнее главного удара”Андрей Нарушевич
10 февраляО чём тексты, предлагаемые на ЕГЭ?
Анализируем отрывок из повести В. Астафьева “Пастух и пастушка” и текст Б.Екимова “С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. ”
Светлана Гузаевская
17 февраляАнализ текста: всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Учимся читать вдумчиво.
Разбираем отрывок из рассказа В. Тендрякова “Люди или нелюди” (т.н. текст о хлебе)
Юлия Красовских
24 февраляУчимся выявлять проблему. Разбираем два текста.
Текст В. Аксёнова о врачах (“Доктор Зеленин”)
Текст А.Алексина о дворнике (“Запомни его лицо”)
Елена Дудина
2 мартаАнализируем рассказ А. Чехова “Орден”Ольга Гапон (Иванова)
9 мартаСовременный текст. Анализируем рассказ Дениса Драгунского “Лузерка”Светлана Ясинская
16 мартаПорядок анализа текста.
Анализируем текст М.Пришвина “Белая изгородь, красные и золотые кусты” (текст о любви)
Алла Чудинова
23 мартаАнализируем текст Н. Татаринцева о побеге с урока ” Всё началось на перемене перед шестым уроком. ”Марина Балюнова
30 мартаАнализируем отрывок из повести А. Чехова “Скучная история”Лариса Дмитриева
6 апреляПроблематика текстов о войне в ЕГЭ
Анализируем отрывок из произведения Л. Андреева “Красный смех”
Ирина Ивлева
13 апреляСоглашаться ли с автором? Формирование своей позиции на примере трёх текстов.Наталья Карпова
20 апреляАнализируем текст З. Прилепина “А вам не всё равно?”Елена Маханова
24 ап реля
(четверг)
Анализируем отрывок из рассказа А. Куприна “Святая ложь”Алла Госсман
27 апреляСамый сложный текст прошлого года.
Анализируем отрывок из рассказа “Он упал на траву” В. Драгунского
Наталия Ягинцева
4 маяКомментарий к проблеме
Анализируем текст И. Бунина “Слепой”
Алла Баландина
11 маяРазбор 10 сочинений по критериям этого годаЮлия Фишман
18 маяОбщая консультациявсе участники проекта
Читайте также:  Презентация к диплому: Пример презентования дипломной работы


Дополнительно

Приглашаем старшеклассников на курс Адрея Нарушевича Сочинение на ЕГЭ по русскому языку: просто о сложном. Подробное описание и расписание смотрите по ссылке.
Вебинары пойдут по пятницам с 17 января 2020 года. Начало вебинаров – 18 ч. мск.

Чтобы зайти на вебинар или посмотреть запись, нажмите на эту зелёную кнопку.

План сочинения ЕГЭ 2020 по русскому языку

Публикуем краткий план для успешного написания сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку. В 2019 году КАРДИНАЛЬНО меняется структура и план самого сочинения!

План сочинения ЕГЭ 2020

  1. Вступление
  2. Проблема
  3. Связка
  4. Комментарий (1-й пример)
  5. Пояснения к комментарию
  6. Связь между 1 и 2 примерами
  7. Комментарий (2-й пример)
  8. Пояснение к комментарию
  9. Вывод
  10. Позиция автора
  11. Собственная позиция
  12. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)
  13. Заключение

Видеоурок о структуре и плане сочинения на ЕГЭ 2020

Более подробный видеоурок от А до Я про сочинения по русскому в 2020 году

Дополнительно:

Рассмотрим подробнее каждый пункт

1. Вступление

Объем: 2-3 предложения.

Задача: подвести читателя к проблеме.

Во введении также можно порассуждать:

  • Об эпохе.
  • Вспомнить факты из биографии писателя.
  • Кратко поговорить глобально о поднятой теме.

2. Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)

Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

Объем: 2-4 предложения.

К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.

Способы формулирования проблемы:

  • Вопросительные предложения. Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)
  • Конструкция «Проблема + сущ. В Р. п. (чего?)». Автор поднимает проблему отцов и детей

Разбор всех критериев проверки сочинения на ЕГЭ

4. и 7. Комментарий к выделенной проблеме – самое важное!

За комментарий в сочинении ЕГЭ с 2019 года можно получить 5 баллов. Это самый важный по баллам критерий

Комментарий – это подтверждение того, что заявленная вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать:

  • Цитаты.
  • Истории.
  • Примеры, которые приводят авторы в своих текстах.
  • Размышления автора, связанные с проблемой.

Структура комментария

  • Пример из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение.

Как писать комментарий

  1. Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
  2. Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией).
  3. В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.

Требования к комментарию

  1. 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
  2. Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
  4. Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование».
  5. Соответствие заявленной проблеме.
  6. Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.

0 баллов за комментарий можно получить ЕСЛИ:

  • Комментарий не написан.
  • Комментарий написан без опоры на текст.
  • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Слова, которые помогут начать комментарий (клише)

  • Автор считает (что?)
  • Автор отмечает важность (чего?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что

Рекомендации по написанию комментария в сочинении ЕГЭ

10. Формулировка позиции автора текста по проблеме

Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.

Объем: 1-2 предложения.

Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?

12. Ваша собственная позиция

Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.

Объем: 1-2 предложения.

13. Заключение (вывод)

Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Т.е. примерно 2-3 предложения.

Лучше всего закончить аналогично вступлению: подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Как вариант: во вступлении мы задаем вопросы, а в третьей даем ответы.

В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:

  1. завершенность работы;
  2. связь заключения с текстом, с его проблематикой.

Бонус – о структуре сочинения в 2019 году

МЕГА БОНУС – крутой вебинар по сочинению от Нарушевича!


Ссылка на основную публикацию