Как писать эссе по истории ЕГЭ 2020: правила с примерами и шаблонами, клише

Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …

Пояснение к примерам:

  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…

Связь между примерами:

  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора такова…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора:

  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать.
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…

Смотри также:

Сочинение по истории ЕГЭ 2020 – план и шаблон написания текста, темы, примеры периодов и клише, критерии оценивания

Сочинение по истории ЕГЭ-2020 – это 25-ое задание экзамена. Оно предполагает под собой написание исторического эссе. Для многих учеников именно эта задача является одной из самых сложных. В этой статье мы расскажем, как правильно написать сочинение на экзамене по истории в 2020-ом году так, чтобы получить максимальный балл.

Давайте разберемся с тем, как нужно писать сочинение, придерживаясь структуры (плана), какому алгоритму отдать предпочтение при составлении. Помимо этого, будет полезно ознакомиться с критериями оценивания, возможными темами по историческим эссе и общими рекомендациями. Важно помнить о том, что всегда можно заготовить клише (готовые фразы, которые подходят под любую тему) по всем периодам, а также можно позаботиться о наличии шаблонов для удобства и увеличения скорости написания. В этой статье вы найдете наглядные примеры готовых сочинений, которые написаны на высокий балл (в соответствии с критериями оценивания от ФИПИ).

Как писать сочинение?

Как писать сочинение? Сначала нужно ознакомиться с тем, что вообще представляет собой задание и какие цели ставятся перед выпускником. Задание под номером 25 предполагает под собой составление исторического эссе об одном из периодов в истории России: древняя история Руси и Средневековье (912-1689 года), новая история (1689-1894 года), новейшая история (1894-2012 года).

Ученику нужно написать сочинение об одном из подпериодов из выбранного периода. Причем очень важно соблюдать хронологические рамки. Итак, при выборе темы древняя история Руси и Средневековья есть возможность отдать предпочтение одному из таких периодов:

  • 912-945 года;
  • 945-972 года;
  • 980-1015 года;
  • 1019-1054 года;
  • 1054-1113 года;
  • 1125-1132 года;
  • 1200-1236 года;
  • 1237-1243 года;
  • 1243-1300 года;
  • 1300-1325 года;
  • 1325-1340 года;
  • 1359-1389 года;
  • 1389-1425 года;
  • 1425-1462 года;
  • 1462-1505 года;
  • 1505-1533 года;
  • 1533-1547 года;
  • 1547-1560 года;
  • 1565-1572 года;
  • 1546-1584 года;
  • 1584-1598 года;
  • 1598-1610 года;
  • 1606-1613 года;
  • 1613-1645 года;
  • 1645-1676 года;
  • 1682-1689 года.

Второй возможный период связан с российской историей с конца 17-го по 19-ый век. Здесь можно написать эссе, придерживаясь одного из таких подпериодов, как:

  • 1689-1725 года;
  • 1700-1725 года;
  • 1725-1762 года;
  • 1741-1761 года;
  • 1762-1775 года;
  • 1775-1796 года;
  • 1796-1801 года;
  • 1801-1815 года;
  • 1815-1825 года;
  • 1825-1855 года;
  • 1855-1881 года;
  • 1881-1894 года.

Третий возможный период – это история современной России в 20-21-ых веках. Здесь каждый ученик при написании эссе может отдать предпочтение одному из таких подпериодов:

  • 1894-1904 года;
  • 1905-1907 года;
  • 1907-1914 года;
  • 1914-1918 года;
  • 1917-1922 года;
  • 1921-1928 года;
  • 1928-1939 года;
  • 1939-1941 года;
  • 1941-1945 года;
  • 1946-1953 года;
  • 1953-1964 года;
  • 1964-1985 года;
  • 1985-1991 года;
  • 1991-1999 года;
  • 2000-2012 года.

После выбора желаемых дат можно приступать к написанию эссе. Удобнее всего руководствоваться для этого предложенным ниже алгоритмом. Это позволит не допустить ошибок, а значит, можно будет рассчитывать на максимальный балл. Итак, алгоритм, которое нужно придерживаться, следующий:

  1. Определитесь с подходящим периодом (если еще не сделали этого). Отдавайте предпочтение тому, который знаете лучше всего.
  2. Далее вспомните или определитесь с тем, к чьему периоду правления относятся выбранные даты.
  3. После этого нужно вспомнить исторические события, которые произошли в этот период. Разделите их на наиболее важные и второстепенные.
  4. Далее вспомните исторических личностей, которые жили в то время. Определитесь с их ролью в истории России и влиянием на события (которые описали выше в соответствии с предыдущим пунктом).
  5. Определите причинно-следственные связи между историческими событиями.
  6. Выявите причины, которые повлияли на то, что происходило в выбранным временном промежутке.
  7. Составьте план будущего эссе. Оно обязательно должно иметь логичные блоки, состоящие из нескольких абзацев.
  8. Приступите к написанию исторического эссе в соответствии с подготовленной информацией и составленным планом.
  9. Обязательно составьте заключение, где нужно дать личную оценку выбранного временного промежутка.
  10. После этого нужно проверить эссе и при необходимости внести коррективы.

Мы рекомендуем обращать внимание на предлагаемый нами план сочинения. Следовать ему удобно, а также получится легко составить сочинение.

Темы и клише по истории ЕГЭ-2020

Темы и клише по истории ЕГЭ-2020 нужно обязательно узнать каждому выпускнику для успешной подготовки и последующей сдачи эссе. В принципе, достаточно придерживаться такого шаблона, в котором задействованы основные клише (готовые фразы), чтобы составление сочинения показалось простым и быстрым. Итак, шаблонные фразы следующие (указаны на фото).

Обратите внимание! Тем как таковых экзамен по истории в 2020-ом году не предполагает. Темами считаются выбранные промежутки времени. Задача – описать исторические события, которые произошли в выбранный подпериод, а также привести характеристику известных личностей того времени с указанием их влияния на ход истории.

Критерии оценивания сочинения по истории

Критерии оценивания сочинения по истории позволят избежать ошибок и получить максимальный балл по эссе. Главное – помнить о том, что в сочинении обязательно нужно:

  1. Привести хотя бы два важных исторических явлений (событий, процессов), напрямую относящихся к выбранному подпериоду.
  2. Указать не менее двух исторических личностей, деятельность которых неотрывно связана с приведенными явлениями (событиями, процессами). Этих людей нужно охарактеризовать, описав их роль в истории.

Нужно приводить конкретные действия, совершенные той или иной исторической личностью, которые повлияли (хотя бы в какой-то мере) на развитие исторических событий.

  • Следует привести хотя бы две причинно-следственные связи, которые объясняли бы причины возникновения тех или иных событий в выбранном промежутке времени.
  • Приводите исторические факты, делайте отсылки к мнению историков, оценивайте влияние описанных событий на историю России в целом для получения максимально высокого балла.

Помимо этого, важно корректно использовать исторические понятия и термины, которые относятся к выбранному историческому промежутку. Для удобства стоит ознакомиться с критериями оценивания и возможным количеством баллов за каждый из них. Кстати, максимум можно получить 11 баллов. Эта оценка указывает на то, что все написано верно и в соответствии с установленными ФИПИ правилами.

По критерию К1 каждый ученик может получить до двух баллов. Критерий оценивает указание событий, процессов или явлений. Можно получить такие баллы:

  1. Два балла дают за правильное указание двух и более исторических событий.
  2. Один балл эксперты дадут за то, что приведено правильно только одно событие.
  3. Ноль баллов по данному критерию поставят тем ученикам, которые не смогли привести ни одного события.
Читайте также:  Заключение курсовой работы (образец): Как правильно написать

Второй критерий – К2, по которому оценивают приведенных исторических личностей и их роль в истории. Итак, можно получить следующие баллы:

  1. Два балла поставят в том случае, если указано не менее двух исторических личностей, которые правильно охарактеризованы с указанием конкретных действий и влияния людей на исторические события.
  2. Один балл будет выставлен тем ученикам, которые указали двух исторических личностей, но корректно охарактеризовать смогли только одну из них с приведением конкретных действий, повлиявших на ход истории.
  3. Ноль баллов эксперт выставит по одному из следующих пунктов. Первый: если личности приведены, но роль каждой из них не описана. Второй: личности указаны, но в их характеристиках допущены существенные ошибки. Третий: личности названы неверно, то есть они не имеют никакого отношения к выбранному историческому событию. Четвертый: личности не приведены вовсе.

По критерию К3 оценивают причинно-следственные связи. У каждого ученика есть возможность получить:

  1. Два балла за правильно приведенные причинно-следственные связи в количестве не менее двух. При этом учитывайте, что не будут засчитаны те причинно-следственные связи, которые были указаны при описании исторических личностей.
  2. Один балл, если правильно указана или всего указана только одна причинно-следственная связь.
  3. Ноль баллов, если задание не выполнено или выполнено неверно.

Критерий К4 позволяет экспертам оценить влияние событий (указанных учеником) на дальнейшее развитие российской истории. Каждый выпускник может получить:

  1. Один балл, если оценка дана и она является корректной, то есть с учетом приведенных мнений историков или фактов.
  2. Ноль баллов, если оценка не дана вовсе или дана неправильно (нет подтверждающих фактов или мнений историков).

По критерию К5 эксперты оценивают используемую историческую терминологию. Можно заработать один балл, если терминология приведена, и она является корректной. Ноль баллов будет выставлено при неправильном использовании терминов или их отсутствии.

По критерию К6 производится оценка фактических ошибок. Причем оценка по этому критерию будет выставлена только в том случае, когда общий балл по критериям К1-К4 составляет не менее четырех баллов. Итак, если условие соблюдено, то по К6 можно заработать:

  1. Два балла, если фактических ошибок в эссе нет.
  2. Один балл, когда имеется всего одна фактическая ошибка.
  3. Ноль баллов будет выставлено в тех случаях, когда ученик допустил две или более фактические ошибки.

Последний критерий (К7) позволяет оценить форму изложения. По этому критерию максимальный балл – один. Он будет выставлен, только если по критериям К1-К4 ученику удалось набрать не менее четырех баллов. Итак, один балл по К7 будет выставлен, если изложение является связным и последовательным. Если же эссе написано отрывочными предложениями или нарушена логика рассказа, то оценкой будет ноль баллов.

Ниже приведен один из примеров правильно составленного сочинения на высокий балл.

Общие советы по подготовке к ЕГЭ-2020

Общие советы по подготовке к ЕГЭ-2020 по истории, а также по написанию будут полезны каждому ученику, кто хочет написать эссе на высокий балл. Итак, придерживайтесь таких рекомендаций:

  1. Не допускайте фактических ошибок. Если вы вдруг не уверены в именах или же датах, лучше вовсе не писать о них. Это позволит избежать вероятности потери баллов.
  2. Пользуйтесь установленной исторической терминологией. Без терминов, присущих конкретному историческому периоду, не удастся получить должное количество баллов, так как наличие таких терминов является одним из важных критериев оценивания.
  3. Не следует забывать о том, что эссе обязательно должно быть связанным и логичным текстом.
  4. Перед сдачей эссе его нужно проверить, вычитав несколько раз на предмет отсутствия ошибок и нарушения логики повествования.
  5. Учите даты войн, реформ и восстаний, даты правления, имена и дела исторических личностей для успешного написания сочинения по истории во время ЕГЭ-2020.

Ответственно подходите к подготовке к историческому эссе. Отдавайте предпочтение тому периоду, который вы знаете лучше всего. В этом случае высока вероятность правильного приведения событий, характеристик исторических личностей, установления причинно-следственных связей и оценки влияния личностей на развитие исторических событий. Помимо этого, нельзя забывать о необходимости использования терминов по истории, которые соответствуют выбранному промежутку.

Дополнительно вы можете посмотреть видео, в которых рассказано о личностях, изменивших ход истории в 1894-1917 годах. Можно их использовать, если вы хотите написать эссе именно по этому временному промежутку.


Структура эссе по обществознанию 2020 года

ЕГЭ по обществознанию обещает стать одним из самых популярных экзаменов по выбору в 2020 году, а это значит, что выпускникам стоит больше узнать о том, каким будет испытание в новом году, какой должна быть структура эссе (задание №), а также на что стоит обратить особе снимание в ходе подготовки.

Более подробно о том, какие ВУЗы России требуют наличие сертификата по обществознанию, а также каким будет регламент экзамена в новом сезоне, читайте в статье «ЕГЭ по обществознанию в 2020 году».

В данной статье мы подробно рассмотрим вопросы, касающиеся написания эссе.

Задание № 29

Напомним, что всего в КИМе по обществу 29 заданий – 20 с кратким ответом, 8 с развернутым и эссе (мини-сочинение с элементами рассуждения на заданную тему).

В демонстрационном варианте 2020 года предложена такая формулировка задания:

Обратите внимание, в качестве обществоведческих знаний, на которые необходимо опираться, раскрывая выбранную тему, рекомендовано использовать:

  • реальные события из общественной жизни;
  • литературные и исторические примеры;
  • ситуации из кинофильмов и театральных постановок;
  • личный опыт.

Само задание относится к разряду альтернативных. Это значит, что экзаменуемым предоставляется право выбора. В данном конкретном случае – право выбора темы для мини-сочинения. В задании предложено 5 высказываний, по одному на каждый тематический блок:

  • философия;
  • экономика;
  • социология;
  • политология;
  • правоведение.

В спецификациях рекомендовано выделить для написания мини-сочинения 30-45 минут из 235, отведенных для выполнения всех 29 заданий ЕГЭ по обществознанию. Но, педагоги рекомендуют увеличить время на написание эссе и ориентироваться примерно на 60-90 минут. Так на тестовую часть останется чуть мене 3-х часов, что более чем достаточно.

Еще один совет репетиторов – начните с мини-сочинения. Первые 60 минут мозг работает максимально эффективно, и эссе будет писать легче, чем после 3-х часов пребывания в душном учебном классе.

Оценивание эссе

За правильно выполненное 29-е задание можно получить 6 баллов, что составляет 9% от максимального первичного балла (в 2020 году это 65).

Вторую часть экзаменационной работы по обществознанию оценивают эксперты, поэтому очень важно писать разборчиво.

ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:

Раскрытие смысла высказывания

Теоретическое содержание (объяснение ключевых понятий)

Теоретическое содержание (логичность рассуждений и выводов)

Качество и актуальность приводимых фактов (примеров)

Обратите внимание, что за задание №29 в целом будут выставлены нули, если не раскрыт смысл высказывания, а по критерию К-3 автоматически поставят «0», если отсутствует объяснение ключевых понятий и в ноль баллов оценивается второй критерий К-2.

Также стоит обратить внимание на рекомендуемый объем текста – примерно 150-450 слов. В идеале ваше эссе по объему должно быть приближено к 350 словам, что при среднестатистическом размере прописных букв составляет приблизительно 2-3 листа.

Тех, кто переживает за грамотность сочинения, хотим успокоить – орфографические ошибки не влияют на оценку за эссе по обществознанию. Исключение составляют ошибки, допущенные в написании терминов и понятий.

Результаты проверки заданий 2-й части можно обжаловать. Конечно, если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать свое мнение перед экспертной комиссией по рассмотрению апелляций.

Как писать эссе

Поскольку темы, которые будут предложены экзаменуемым на ЕГЭ в 2020 году заранее не разглашаются, на этапе подготовки ориентироваться можно на самые актуальные направления, определенные для каждого из 5 блоков.

В 2020 году структура эссе по обществознанию не изменится. Мини-сочинение должно включать такие блоки:

  • основная цитата;
  • затрагиваемая проблема;
  • суть высказывания;
  • взгляд самого экзаменуемого на проблему;
  • аргументация мнения;
  • примеры;
  • вывод.

Наряду с тем, какой должна быть структура эссе по обществознанию, эксперты рассказываются также, о чем не стоит писать в сочинении на ЕГЭ 2020. Так, лишним в тексте будут доказательство актуальности, а также биографии авторов литературных произведений и известных личностей, фигурирующих в примерах. Чаще всего именно на эти блоки, не добавляющие баллов сочинению, выпускники тратят время зря, вместо того, что бы максимально детализировано расписать смысл высказывания и найти правильные примеры.

Клише

Итак, теперь вы знаете, что стоит, а что не стоит писать в сочинении на ЕГЭ по обществу. Теперь давайте подробнее разберем, как можно собрать необходимое сочинение из заготовленных блоков. Такие блоки называются клише и помогают при написании эссе по обществознанию грамотно строить текст с учетом требований, которые диктует структура и критерии оценивания ЕГЭ 2020.

Предлагаем вашему вниманию подборку основных клише, которые будут полезны при написании эссе практически на любую тему:

Читайте также:  Титульник реферата: образец для студента ВУЗов (университета)

Больше о том, как писать мини-сочинение на ЕГЭ 2020 по обществознанию, смотрите в уроке от онлайн-репетитора:

Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ

Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.

В демо-версии 2020 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.

– Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.

– Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное – это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Период истории России: 1928 – 1940 гг.

Первый пункт нашего плана гласит: “Краткая характеристика периода”. Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: “Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация – это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни – 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало “холодильной технике” (не “холодильники в каждый дом”, это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: “Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с “чистки” самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: “Оценка значимости данного периода для истории страны”.

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации “Народная воля”. Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг – отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

(автор сочинения – Ирина Айтуганова)

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение – 12.

К1. Указание событий, явлений

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

Читайте также:  Структура реферата: Пример схемы и состава реферата

2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

К5. Использование исторической терминологии

1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.

К6. Наличие фактических ошибок

3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !

К7. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов !

Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

Клише для эссе по обществознанию

Приводим сборник главных фраз-клише, которые могут помочь вам правильно написать эссе по обществознанию.

1. Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность

  1. В своем высказывании автор имел в виду, что …
  2. Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
  3. Смысл данного высказывания состоит в том, что …
  4. Автор обращает наше внимание на то, что… мысль автора состоит в том, что …
  5. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…
  6. Данная проблема (темы) является актуальной в условиях.
  • . глобализации общественных отношений;
  • . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • . обострения глобальных проблем современности;
  • . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • . развития международной интеграции;
  • . современной рыночной экономики;
  • . развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • . жёсткой дифференциации общества;
  • . открытой социальной структуры современного общества;
  • . формирования правового государства;
  • . преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • . диалога культур;
  • . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции:

  1. «Я согласен с автором в том, что. »
  2. «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания. »
  3. «Автор был прав, утверждая, что. »
  4. «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного
  5. общества. ситуацию, сложившуюся в обществе. одну из проблем современности)»
  6. «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. »
  7. «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. но с . не могу согласиться»

3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):

  1. Высказывание можно анализировать с разных сторон…
  2. Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
  3. В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
  4. Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
  5. Стоит отметить, что…

4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень. Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
  • Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…
  • Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
  • В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
  2. обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

  • Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
  • Обратимся к примерам из истории…
  • Что говорят нам факты общественной жизни…
  • Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
  • Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…
  • Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…
  • Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
  • Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

Эссе по истории – как правильно писать, структура и правила оформления

Эссе по истории считается действительно сложной умственной работой, которая требует определенных знаний и умений. Так, очень важно иметь хорошие навыки аналитики, а также способность запоминать и систематизировать большие объемы информации.

Предлагаем вам ознакомиться со статьей, благодаря которой вы поймете, как писать эссе по истории таким образом, чтобы оно соответствовало всем общепринятым нормам и правилам.

Особенности эссе по истории

Сочинение по истории не только показывает уровень знаний учащегося, но и его способность обрабатывать большое количество информации, систематизируя ее в единое целое. Предоставляя информацию в свободной форме, человек лучше понимает значение результатов различных явлений и событий прошлого.

Критерии оценки эссе

Так, правильно написанное эссе обязательно должно включать в себя следующее:

  • описание более 2 исторических событий или явлений;
  • определение причин и связи конкретных явлений в выбранный период истории;
  • информацию о важных персонах того времени и их значении для развития будущего;
  • оценку значимости конкретного периода в истории;
  • правильное и уместное использование понятий и их определений.

Из чего состоит эссе по истории

Исторические факты

В момент отбора фактов очень важно не просто перечислить какие-то события, а обозначить самые главные явления, которые в полной мере раскроют специфику периода. При этом вы должны понимать, что существуют как сугубо исторические, так и научно-исторические факты.

Первые действительно имели место в определенный промежуток времени. Они обладают объективностью, временными рамками и пространственным обозначением. Научно-исторические факты – это в первую очередь умозаключения историков и ученых, которые были сделаны на основе анализа определенных источников информации.

Оценочные знания

Для того, чтобы предоставить определенную оценку описываемому периоду, важно обладать знаниями о различных версиях описания исторических событий и фактов, а также знать, какие существуют точки зрения на этот счет.

При оценивании таких знаний в эссе по истории (шаблон вы сможете увидеть ниже) берется во внимание глубина раскрытия вопроса, а также сила предоставляемых аргументов и фактов.

Характеристика исторической личности

Даже если вы предоставите развернутое описание какой-то конкретной исторической персоны, этого будет недостаточно для высокой оценки ваших стараний. Задание, представленное в эссе, подразумевает описание роли исторической личности в конкретном периоде ее деятельности, а также подкрепление всего написанного достоверными фактами.

Если серьезно отнестись к этому требованию, ваше эссе будет оценено на гораздо более высокий балл.

Причинно-следственные связи

Любые явления, которые когда-либо имели место, вызваны какими-то другими событиями, а также влекут за собой новые происшествия. Определение таких причинно-следственных связей является еще одним из важных критериев оценки исторического сочинения.

Вы должны уметь анализировать предоставленные факты, а также делать на их основе соответственные выводы. При этом также очень важно выстраивать все события в хронологической и логической последовательности.

Алгоритм написания эссе по истории

Для того, чтобы правильно оформить свою работу и не упустить важные моменты, следует запомнить конкретный алгоритм написания исторического эссе:

  1. Выберите определенный период, которому хотите посвятить сочинение.
  2. Дайте название выбранному периоду и постарайтесь раскрыть его специфику.
  3. Проанализируйте все события, которые происходили в обозначенный период времени. Выделите наиболее важные и второстепенные из них.
  4. Не забудьте указать всех исторических личностей, относящихся к выбранному периоду. Обратите внимание на то, какое они имели влияние на ход исторических событий.
  5. Выявите причины, которые спровоцировали то или иное явление.
  6. Подберите подходящие понятия и раскройте их значение.
  7. Определите исторические факты, которые послужат доказательством предоставленной информации.
  8. Систематизируйте все и составьте план вашего эссе.
  9. Напишите сочинение, проверьте его и исправьте имеющиеся ошибки.

Как написать эссе по истории правильно

Пример и план эссе по истории

В перечень требований к эссе входит также его правильная структура, которая подразумевает использование 4 абзацев:

  1. В 1-м абзаце вам необходимо доказать, что выбранный исторический период действительно важен, подтвердив это несколькими достоверными фактами;
  2. 2-й абзац предназначен для раскрытия роли определенных исторических личностей в анализируемом периоде;
  3. Причинно-следственные связи явлений описываются в 3-м абзаце;
  4. В 4-м абзаце необходимо дать итоговую оценку выбранному историческому периоду.

В любом случае конкретный пример исторического сочинения всегда поможет вам лучше понять план и структуру работы.

Например, вы хотите описать период раздробленности Киевской Руси (1125-1237 гг.) и в начале свой работы обозначаете, почему это государство было таким важным для последующего развития истории (торговля с другими государствами, упадок власти князя).

Дальше следуют ключевые события, среди которых можно указать поход Андрея Боголюбского на Киев или первое письменное упоминание города Москвы. Теперь остается только рассказать о том, какие результаты имели эти события (установка Золотых ворот и назначение Москвы столицей), а также подвести итоги всего описанного.

Теперь вы знаете, как написать эссе по истории так, чтобы оно обязательно получило высокую оценку. Однако для того, чтобы еще лучше разбираться в этом вопросе, важно изучать примеры таких работ и постоянно практиковаться в их написании. В этом случае вы быстро разовьете все необходимые навыки.

Ссылка на основную публикацию