Влияние культуры на формирование личности – факторы, роль и примеры

Влияние культуры на формирование личности – факторы, роль и примеры

Какие факторы развития личности наиболее важны? Влияет ли на неё воспитание или главное – наследственность? Так ли необходимо искусство или можно обойтись без него? Ниже мы рассмотрим все основные факторы развитие личности.

С рождения до смерти мы развиваемся: физически, нравственно, духовно, психологически. На наше формирование влияют пять факторов. Среди них по Зеньковскому (педагог, культуролог):

  • наследственность,
  • воспитание,
  • среда.

Некоторые учёные добавляют культуру и индивидуальный опыт человека. Эти факторы, влияющие на развитие личности, обсуждаются в течение десятилетий: что важнее, генетика или обучение? Каково влияние искусства на человека? На эти вопросы пока нет точного ответа, как на многие другие, связанные с обществом. Влияние среды на развитие личности неоспоримо. Но попытаемся расставить приоритеты хотя бы для себя.

Наследственность и среда в развитии и формировании личности

На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.

Наследственность как фактор развития личности

Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.

Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что уровень интеллекта не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.

Вредные привычки мам и пап всегда сказываются на потомстве: алкоголизм, наркомания, психические заболевания вносят свои негативные коррективы в наследование способностей и интеллекта.

Среде как фактор развития личности

Помимо наследственности есть другие факторы, имеющие значение в формировании человека. Влияние общества на развитие личности колоссально. Все знают истории о случайно найденных детях-«маугли», живущих годами вне социума далеко в лесах, вскормленных волками, обезьянами. Они не приспособлены к нормальной жизни, степень зрелости остаётся на уровне 4-5-летних детей даже после долгих лет реабилитации с коррекционными педагогами, психологами.

Человек постоянно взаимодействует с окружающим его социумом таким, как друзья, знакомые, школа, институт, рабочий коллектив. Индивид не может сформироваться без общения. Как вещают все школьные учебники: человек — существо биосоциальное, в нём соединилась природа и дух. Отсутствие влияния общения на развитие личности чревато психическими отклонениями.

Кроме обретения условий обучения, коммуникация позволяет человеку умственно обогащаться. Новые знания невозможно получить без ведения диалога с интеллектуальной собственностью (устной или письменной) другого человека.

Тяга к взаимодействию с другими людьми заложена в нас с самого рождения. Первым делом младенец ищет контакт с матерью: телесный, зрительный, эмоциональный. Не получая отклик своим запросам, новорожденный может замкнуться в себе, потерять доверие к окружающему миру.

Среда, помимо социальной, бывает домашней (семейной). Семья очерчивает круг интересов, формирует ценности и нравственные качества человека. Здесь пока не идёт речь о воспитании, только о влиянии семьи на развитие личности с точки зрения среды:

  • материальное положение;
  • психологический климат внутри ячейки общества;
  • условия для самореализации.

Также существует географическая среда (место рождения, проживания индивида), которая учитывает:

  • плотность населения;
  • климат;
  • экологические условия.

Заметьте, как разительно отличаются жители Норвегии от коренного населения Зимбабве, причём не только внешне.

Отдельно выделяют влияние социальной роли на развитие личности. Важно не только нахождение в обществе как таковое, но ещё роль, которую в этом обществе играет конкретный человек: отец семьи или холостяк, директор или подчиненный, ребёнок или уже взрослый мужчина. Каждая роль влияет по своему, формируя качества индивида, необходимые в данный момент бытия. Об отношениях в семье и обществе подробно читайте здесь.

Семья и воспитание в вопросах становления личности

Влияние воспитания на развитие личности важно так же, как наследственность со средой. Порой, именно воспитание может скорректировать формирование человека с плохой наследственностью или выросшего в плохой среде.

Воспитание как фактор развития личности проявляется ещё в детстве. Первоначально главную роль в этом процессе играют родители, обучающие малыша есть, спать, самостоятельно одеваться. Затем наступает очередь детских садов, школ, в которых права воспитания передаются воспитателям, учителям. Но в то же время важно не прекращать воспитательный процесс дома, раскрывая ребёнку нормы морали, чести, достоинства. Не все школьные учителя способны вплести в сугубо образовательный предметный процесс этические, эстетические моменты.

Влияние воспитания на развитие личности родителями всегда будет главнее, чем какое-либо другое. Отношение родителей к ребёнку, выбранный вектор взаимодействия с чадом, количество уделённого ему времени, внимания отражается во всей дальнейшей жизни человека, формируя основополагающую базу.

Приобщение к культуре — залог успеха

Социологи, педагоги и культурологи активно исследуют вопрос, какие факторы влияют на развитие человека, помимо уже упомянутых. Оказалось, что влияние культуры на развитие личности – неоценимо. Художественное отображение действительности формирует интеллект, моральные принципы, установки, чувства человека.

Духовное влияние искусства на человека специфично, оно просветляет, очищает чувства, вызывая порой так называемый «катарсис». Помимо очищающей функции искусства на развитие личности, существует компенсаторная, то есть способствующая духовной гармонии человека.

Влияние культуры на развитие личности заключается в обретении способности видеть прекрасное вокруг себя, в формировании эмоционального интеллекта, в воспитании навыка связного и образного выражения своих мыслей. Это расширяет кругозор, обогащает внутренний мир.

«Эмоции искусства суть умные эмоции», — Л. С. Выготский, психолог, основатель культурно-исторической теории.

Чувства и переживания, получаемые при созерцании шедевров, подтверждают влияние искусства на обогащение взаимоотношений человека с окружающим миром, духовно возвышая человека. Но для правильного восприятия художественных и музыкальных произведений, необходимо обладать художественно-эстетическим пониманием, то есть постоянно с самого детства получать знания о культуре и искусстве, вырабатывая у себя эстетическое чутьё.

Немаловажно влияние музыки на развитие чувства прекрасного, особенно классической, формирующей яркое восприятие гармоничного звучания. Люди, создающие шедевры искусства подтверждают своим талантом еще и то, что и деятельность как фактор развития личности очень важна, особенно в любимом деле.

Вместо вывода

Зная, что влияет на становление индивида, можно постараться вырастить умное, способное, творческое общество. Если каждый с детства ощутит влияние музыки на развитие человека и влияние искусства на его восприятие мира в целом, родится от здоровых родителей с хорошей наследственностью, готовых подарить малышу благоприятную семейную среду и грамотное воспитание, тогда мир станет чуточку лучше.

Основные факторы развития личности

  • Развитие личности
  • Факторы развития личности
    • Наследственность
    • Воздействие среды
    • Обучение и воспитание
  • Факторы, влияющие на формирование личности
    • Опыт
    • Социальное окружение
    • Культура
    • Физическое окружение
    • Генетические особенности
  • Направление развития
    • Физическое развитие
    • Социальное развитие
  • Движущие силы развития личности
  • Признаки зрелой личности

Развитие личности

Развитие личности — растянутый во времени процесс, во время которого происходит не только физическое, но и духовное становление индивида, реализация его в социуме. Духовность человека, взгляды на окружающую действительность, жизненные приоритеты зависят в первую очередь от условий, в которых проходят его детство, отрочество и юность.

Процесс развития личности длится всю жизнь, вместе с развитием общества, научного и технического прогресса. При этом происходят как количественные, так и качественные изменения, появление нового и преобразование старого (или полное избавление от него). Остановка в развитии личности приводит к ее отставанию от изменившихся жизненных реалий, а порой и к деградации.

Факторы развития личности

Современной науке личность представляется неделимой совокупностью ее биологической и социальной сущностей. Процесс развития личности завязан на единстве физических и психических особенностей человека, условий его социального окружения и стремления к саморазвитию и совершенствованию. Факторы развития личности — это движущие силы, которые способствуют развитию индивида во всех жизненных сферах.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Опираясь на эти определения, выделяют три основных фактора, от согласованности воздействия которых зависит итоговый результат развития личности:

  • наследственность;
  • воздействие среды;
  • обучение и воспитание.

Наследственность

Наследственность — это передача на генетическом уровне от предков потомству определенных признаков и особенностей вида.

Это могут быть как отличительные черты сложения и внешнего вида, так и психические особенности, генетические заболевания. Также на генном уровне может передаваться предрасположенность к развитию тех или иных способностей. Природные данные человека предопределяют лишь общее направление вектора его развития.

Хороший музыкальный слух дает человеку возможность стать композитором, музыкальным исполнителем или певцом любого жанра, но не гарантирует, что он будет заниматься музыкой на профессиональном уровне. Выберет ли этот человек музыкальную карьеру, зависит от наличия равноценных способностей в другой области, личного примера близкого окружения (дети музыкантов чаще выбирают тот же путь самореализации), создание оптимальных условий для развития данной способности.

Воздействие среды

Следует учитывать характер воздействия среды, как сложной системы сложившихся извне обстоятельств, и активность реакции личности в ответ на это воздействие. Личность сама по себе играет важнейшую роль в характере проявления как внутренних, так и внешних воздействий на человека со стороны среды.

Существенные социальные обстоятельства:

  • макросоциальная среда (характеризуется уровнем развития общества, его социальным строем, воздействием на индивида общественных институтов);
  • микросоциальная среда (социальная группа, коллектив, обеспечивающие взаимодействие и общение субъекта с другими индивидами);
  • искусственная среда обитания (современные технологии, техника, информационная среда — телевидение, интернет).

Обучение и воспитание

Воспитание — мощнейший фактор развития личности, способный корректировать в нужную сторону негативное влияние наследственности и среды. В отличие от последних, воспитание воздействует на человека на сознательном уровне и требует его осознанного участия в процессе формирования личности.

Обучение способствует интеллектуальному и творческому развитию, овладению знаниями и полезными навыками, формированию определенного мировоззрения, тяги к познанию.

Факторы, влияющие на формирование личности

На протяжении всей жизни человек участвует в разных видах деятельности. Этот опыт называется личным и включает в себя совокупность полученных знаний, приобретенных умений и навыков. Существует ещё личностный опыт — этот вид опыта связан с психологическими переживаниями субъекта относительно смысла деятельности. Он помогает сформировать убеждения, взгляды, собственные выводы из пережитого.

Наличие опыта помогает человеку познавать и преобразовывать окружающую действительность, реализовать наилучшим образом внутренний потенциал, ставить цели и достигать их. Положительный опыт подталкивает человека продолжать двигаться в том же направлении, а отрицательный тормозит его развитие.

Социальное окружение

С первых дней жизни человек попадает в социальное окружение и включается во взаимодействие с остальными субъектами. Социальное общение начинается с семьи и продолжается в других социальных институтах. Приобретенный в результате опыт постепенно преобразуется во внутренние убеждения, становится частью мировоззрения и неотъемлемой составляющей личности человека. При этом из одинаковых социальных ситуаций разные индивиды могут вынести различный социальный опыт, что служит процессу формирования такого качества личности, как индивидуальность.

Рассмотрим на примере некоторых характеристик окружения, каким образом они могут повлиять на развитие личности отдельного индивида:

  1. Успешность. Окружая себя успешными людьми, человек мотивирует себя на достижение жизненных целей и реализацию амбиций.
  2. Уважительность. Находясь среди членов общества, демонстрирующих уважительное отношение к другим, ребенок перенимает эту манеру поведения. Также верно и обратное.
  3. Наличие высокого интеллекта и уровня культуры. В окружении умных, культурных, образованных людей индивид стремится стать похожим на них.
  4. Здоровье и физическая форма. Если в окружении человека большинство придерживается здорового образа жизни, наглядно демонстрируя его результат, появляется желание присоединиться к ним. Если же подросток попадает в среду, где поощряется курение и выпивка как символ « взрослости » , велик шанс попасть под влияние этой среды, чтобы не выделяться из толпы.

Культура

Определенный культурный опыт является достоянием всего человечества и одинаково влияет на формирование личности, независимо от общественного строя. Но в то же время каждое отдельное общество предлагает своим членам особенный культурный опыт, отличный от опыта других культур. Большое значение имеет ее религиозная составляющая. Так, личность, воспитанная на основе христианской культуры кардинально отличается от личности, воспитанной в мусульманской среде.

Каждое общество прививает всем членам свои общекультурные ценности, которые впоследствии становятся отличительными чертами любого из них, хоть и в разной степени. Так создается образ « типичного англичанина » , « среднего американца » или « исконно русского » , который соответствует базису культуры общества.

Физическое окружение

Влияние окружения в физическом (географическом, климатическом) смысле на развитие личности не столь значительно, как социальное. Оно имеет значение большей частью для предпосылок формирования националистического, этнического сознания. Однако нельзя отрицать некоторые факты, подтвержденные многолетним опытом большинства людей. Так, например, жители более северных широт по своему характеру более открыты, гостеприимны, доброжелательны к незнакомым людям, чем жители южных широт.

Генетические особенности

В каждой человеческой особи природой генетически заложены предпосылки для ее индивидуального развития. Люди отличаются друг от друга не только по своим физическим качествам, но и по врожденной склонности к некоторым видам деятельности, дающей им преимущества в быстром и качественном освоении определенных профессий. Биологическая наследственность является одним из факторов, влияющих на индивидуальность личности, объясняющих ее отличие от других особей по темпераменту, характеру, способностям

Направление развития

Результатом развития личности является формирование человека как физического и как социального субъекта. В связи с этим можно выделить два направления развития: физическое и социальное.

Физическое развитие

Понятие физического развития как непрерывно протекающих биологических процессов характеризуется комплексом взаимосвязанных морфологических, биохимических, физиологических и других свойств организма, а также обусловленных ими запасом физических сил.

Морфологические свойства обусловлены наследственными качествами, и активно влиять на них сложно (за исключением массы тела в целом и соотношения жировой и мышечной ткани в частности). Вряд ли человек способен целенаправленно отрастить длинные « музыкальные » пальцы, если у всех его предков они были короткими.

Но уже на уровне биохимии такое воздействие вполне реально (правильное питание, полноценный сон и отдых, здоровый образ жизни активно влияют на обменные процессы в организме).

Становление человека в современном обществе протекает в противоречивых условиях. С одной стороны, научно-технический прогресс дает новые возможности для развития человека, с другой — усиливаются факторы, препятствующие его полноценной физиологической адаптации (в первую очередь — малоподвижный образ жизни). Физическая культура обеспечивает развитие жизненно важных физических качеств и способностей.

Здоровье человека является основой для его трудоспособности, самореализации личности и напрямую зависит от его физического развития. Задача общества — создать условия и поддержку его членов в стремлении вести здоровый образ жизни, развивать свое физическое строение.

Социальное развитие

Социальное развитие личности построено на единстве психического, духовного и эмоционального развития.

За время жизни человек последовательно проходит разные этапы психосоциального развития и приобретает свойственный этим фазам опыт и качества:

  1. Младенчество (развивается энергичность и доверие к окружающему миру).
  2. Раннее детство (развитие волевых качеств).
  3. Дошкольное детство (формирование намерений).
  4. Школьный возраст (приобретение компетентности).
  5. Юность (развитие таких моральных качеств, как преданность и верность).
  6. Молодость (человек учится любить и выражать любовь в широком смысле этого понятия).
  7. Зрелость (активная забота о своем окружении, потомстве).
  8. Старость (достижение мудрости благодаря накопленному жизненному опыту).

Духовное развитие — это путь, который должен пройти каждый человек, чтобы осмыслить свое предназначение, развить духовную составляющую, внутренние качества и принципы.

В этом смысле средствами духовного развития являются:

  • чтение тематической литературы и размышление над ней, осмысление;
  • занятия духовными практиками;
  • занятия специфическим физическими упражнениями, укрепляющими дух — йогой, дыхательными упражнениями.

Также под духовным развитием подразумевают овладение нравственными ценностями и качествами. В связи с этим выделяют такие высшие духовные ценности:

  • общечеловеческие (стремление к гармонии, забота об экологии, изучение наследия мировой науки и культуры, содействие их развитию);
  • национальные (изучение родного языка, культуры и традиций, понятие большой и малой Родины, национальная гордость, патриотический образ жизни и общественное поведение);
  • семейные (знание родословной своей семьи, почитание семейных традиций, уважение к старшему поколению, понятие отчего дома);
  • личностные и индивидуальные (уважение жизни отдельного человека, его чести и достоинства, прав, в том числе прав ребенка).

Эмоциональное развитие личности — это процесс, в ходе которого человек учится контролировать свои эмоции и управлять ими.

Человек в своем эмоциональном развитии проходит несколько этапов:

  1. Расширение спектра переживаний, накопление эмоционального опыта.
  2. Появление осознанности переживаний. Часто выражается в художественном творчестве (стихи, музыка, живопись, сценическое мастерство) для передачи своего состояния другим людям.
  3. Приобретение способности контроля над поведением. Особое значение это имеет в отношении негативных эмоций. Эмоционально развитая личность способна адекватно воспринимать критику со стороны окружающих и действовать разумно, вопреки эмоциям.

Движущие силы развития личности

Движущей силой развития личности являются противоречия и другие формы психологических феноменов, провоцирующих индивида к самосовершенствованию, к работе над собой. Таким феноменом может служить конфликт между вновь образовавшимися у человека потребностями и отсутствием у него возможности их удовлетворения.

Противоречия могут возникать между:

  • имеющимися способностями и потребностями более высокого порядка;
  • поведением и сознанием;
  • старыми формами взаимоотношений и новыми духовными потребностями;
  • возрастными изменениями физических способностей и их несоответствием привычному образу жизни.

Противоречия подталкивают индивида к деятельности, позволяющей выработать нужные ему свойства и качества личности. Человек активно стремится поменять что-то в своем характере, поведении, образе жизни. Наличие желаний стимулирует постановку и достижение целей. Ради этого человек может поменять социальное окружение, географическое положение, работу, получить дополнительное образование, сменить социальный статус (создать семью, подняться по карьерной лестнице), заняться спортом, избавиться от вредных привычек и приобрести полезные привычки, навыки и умения.

В случае, когда возрастные изменения меняют физические способности не в лучшую сторону, человек вынужден пересмотреть свой привычный образ жизни и найти новые способы самореализации (например, сменить активные занятия спортом на развитие духовного начала или повышение уровня интеллекта и образованности).

Признаки зрелой личности

Психологи пришли к выводу, что человек становится личностью не в момент рождения, а в процессе постепенного развития. Признаки, свойственные уже сформированной личности:

  1. Активность, инициативность, умение взять ситуацию под контроль, осуществлять осмысленную, произвольную деятельность.
  2. Роль хозяина своей судьбы. Контроль за собственной жизнью, умение взять на себя ответственность за свой выбор и решения.
  3. Пристрастное, неравнодушное отношение к миру, окружающей действительности и своей жизни. Способность что-то принимать, а что-то — отвергать. Наличие сформировавшейся системы взглядов.
  4. Осознанность, то есть фокусировка на происходящем с индивидом в данный момент в данном месте. Способность выражения себя в формате общества.
  5. Умение преодолеть эгоцентризм (то есть принятие чужой точки зрения как заслуживающей внимания наравне с собственной).
  6. Приобретение идентичности с окружающим миром, обществом. Ощущение общности и взаимопонимания с другими людьми.
  7. Способность к самоактуализации, умению выделяться из общества, одновременно сохраняя с ним прочную связь.

Реферат: Жизнь и вклад в социологию Эмиля Дюркгейма

1. Жизненный путь ученого…………………………………. 3

2. Солидарность: проблема интеграции индивида и общества………………. 5

3. Типы социальной солидарности……………………. 7

3.1 Механическая солидарность…………………………………. 7

3.2 Органическая солидарность…………………………………. 9

Список использованной литературы…………………. 14

Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Один из крупнейших историков социологии Ю.Н.Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного.

Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм.

Социология, по мнению Э.Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой –то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

1. Жизненный путь ученого

Эмиль Дюркгейм – один из создателей социологии как науки, как профессии и как предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г.Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку, Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Но католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку – в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» – по существу, первую кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

2. Солидарность: проблема интеграции индивида и общества

Дюркгейм один из первых приходит к пониманию общества как совокупности всех индивидов и групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными связями, общими традициями, целями и ценностями. Люди объединены в обществе вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге. Общественное состояние характеризуется, с точки зрения Дюркгейма, солидарностью, определенной степенью согласия, связью, утрата которой ведет к распаду и гибели общества. Тема солидарности – центральная тема всех работ Дюркгейма, начиная от «О разделении общественного труда» (1893) и кончая «Элементарными формами религиозной жизни» (1912).

Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора. Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы: доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда – это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.

Вопрос о том, как разделение труда влияет на социальную солидарность, в работе «О разделении общественного труда» решается с позиций эволюционного подхода в сочетании со структурно – функциональным. Социальная эволюция ведет от архаических обществ с простыми структурами к более сложным современным, «промышленным» обществам. Фактически Дюркгейм выделяет два типа обществ – традиционное и современное – и соответственно два типа солидарности – «механическую» и «органическую». Эти понятия адекватно оценивают только мысленно сконструированные типы обществ. Что же касается того или иного реально существующего общества, то оно организовано преимущественно на базе механической или органической солидарности, так что в современных обществах механическая солидарность может существовать, занимая подчиненное положение (а в экстремальных случаях даже доминировать, как, например, в тоталитарных обществах ХХ в.).

3. Типы социальной солидарности

3.1 Механическая солидарность

Механическая солидарность господствует в тех обществах, где индивиды мало отличаются друг от друга, т.е. привержены одинаковым ценностям, одинаково действуют и чувствуют, признают одно и то же священным. Сплоченность общества, степень социальной дифференциации в котором минимальна, предполагает нивелирование индивидуальных различий: индивидуальное сознание воспроизводит коллективное, идеал заключается в том, чтобы быть таким, как все, быть частью целого, представлять собой то же самое, что и другие. Самое страшное – быть не таким, как все. Малейшее отклонение от норм коллективного поведения карается. Власть группы абсолютна, индивид не обладает самостоятельной ценностью, его интересом должны быть интересы общества: нет Я, есть только Мы.

Механическая солидарность существует на первых этапах эволюции общества, к которым Дюркгейм относит орду, племя, состоящее из кланов и конфедерацию племен. Орда – идеальный пример механической солидарности, поглощения индивидуального сознания коллективным. Это агрегат индивидов, не включающий более элементарных частей и не входящий в виде части в большую группу. Индивидуальные отклонения воспринимаются здесь как девиантное поведение, подлежащее репрессивным санкциям. Солидарность в орде базируется на общности верований, моральных норм и на общности эмоций. Коллективное сознание орды существует в форме религии, которая характеризуется эмоциональной интенсивностью, всеохватностью, конкретностью норм, регулирующих поведение, анимистическими верованиями.

На второй эволюционной стадии появляется племя, состоящее из кланов. Клан – группа, членов которой связывают кровно-родственные отношения и которая выполняет религиозные, политические и экономические функции. Кланы объединялись в племя мифами об общем происхождении. Структурно-функциональная дифференциация племени характеризуется выделением самостоятельных кланов, появлением политического руководителя – вождя племени. Племенная религия пронизывает всю социальную жизнь, потому что вся социальная жизнь здесь состоит почти исключительно из общих верований и обычаев, получающих от единодушной связи совершенно особую интенсивность. Социальное целое таково, что его единство исключает индивидуальность частей. Сохраняя общие черты с религией орды, племенная религия характеризуется тотемизмом, появлением совершенного персонажа – предка племени.

Когда племена начинают выполнять дифференцированные функции (например, одно из еврейских племен – левиты присвоили себе жреческие функции), возникает союз племен. Вместе с зачатками разделения труда появляются элементы новой, органической солидарности в виде функционально взаимозависимых социальных объединений. С появлением четко стратифицированного общества каждый класс или каста развивают собственную мораль, так что былое моральное единство разрушается. По мере усложнения моральной жизни и усиления взаимозависимости разных видов деятельности происходят изменения и в религиозной сфере: духи перестают идентифицироваться с конкретными объектами, становятся более абстрактными.

Таковы исторически первые социальные структуры – орда, племя и союз племен, которым ответствует механическая солидарность, основанная на сходстве частей, образующих целое: общество строится как система однородных и сходных между собой сегментов.

3.2 Органическая солидарность

Совсем иная структура свойственна обществам, где преобладает органическая солидарность, порождаемая разделением общественного труда и основывающаяся не на сходстве, а на различии индивидов.

Органическая солидарность начинает доминировать с появлением древних городов-государств; она преобладает в средневековом обществе и, наконец, в современном индустриальном обществе почти вытесняет механическую солидарность. Прогресс рассматривался Дюркгеймом как увеличение структурно-функциональной сложности общества: появляются новые функции в обществе и соответственно появляются социальные институты для их выполнения. Структурно-функциональные трансформации приводят к изменениям в религиозной жизни, в частности к изменению форм религиозных верований. В результате этих изменений всеохватывающее, эмоциональное и очень детализированное «коллективное сознание» примитивных обществ на каждом новом этапе развития выражается во все меньшем числе все более абстрактных верований и обрядов. Индивид все более освобождается от коллективной доминации, и в современном обществе в религиозном символизме в конце концов торжествует индивидуализм. При этом религиозные функции, ранее выполнявшиеся обществом в целом, берут на себя возникающие подгруппы религиозных «специалистов». Позже, в современном обществе, религиозный индивидуализм порождает внецерковную религиозность, приобретающую все большее распространение. Исторически этот процесс выглядит следующим образом.

В древнем городе-государстве социальное единство возникает в результате проживания на общей территории. Кровнородственные связи перестают играть решающую роль. Подразделениями города являются территориальные общины, совокупность которых и образует данное общество. Главную роль в организации общественной жизни начинают играть централизованные административные и юридические органы. Город становится символическим и институциональным контролирующим центром. В результате этих изменений возрастает органическая солидарность общества. Индивиды группируются здесь уже не в соответствии со своим происхождением, но в соответствии с особой природой социальной деятельности, которой они себя посвящают. Их естественная и необходимая среда – это уже не родимая среда, а профессиональная.

Изменение способов, обеспечивающих солидарность общества, приводит к изменениям религии на этом этапе общественного развития. Прежние, основанные на кровно-родственных отношениях религии теряют свой общезначимый характер, сфера их действия сводится к семье, дому. Общественные законы постепенно перестают принуждать к выполнению религиозных обрядов этих религий. Претерпевшие приватизацию семейные культы начинают вступать в конфликт с вновь возникающей гражданской религией, религией государства. Утрачивая эмоциональную насыщенность и связь с повседневной жизнью, гражданская религия городов-государств становится более абстрактной, всеобщей, отдаленной от людей. Постепенно государство начинает дифференцироваться от религии, хотя ищет у нее поддержки.

В средневековом обществе происходит более четкое, по сравнению с античностью. Выделение социальных институтов, ответственных за управление, религию, образование и экономику. Кроме того, для средневекового общества характерна внутрирегиональная дифференциация. В связи с этим христианская религия становится максимально абстрактной, являя собой культ «абстрактного человека».

Современное индустриальное общество характеризуется, по мнению Дюркгейма, переходом от изолированных общностей (маленьких городов, провинций), ведущих собственную жизнь и самодостаточных, относительно мало связанных с внешней средой, т.е. общества сегментарного типа, к большим специализированным институтам, ведающим управлением, образованием, медициной, производством, искусством и т.д. Причину индустриальной революции Дюркгейм видит в развитии рыночной системы, сопровождаемой дифференциацией экономического сектора социальной структуры. Индивиды объединены в институты в соответствии с их профессиональными ролями. В силу развития специализации каждая часть такого социального целого зависит как от этого целого, так и от его составных частей. В силу этого общества с органической солидарностью. Как полагает Дюркгейм, сплоченнее обществ, основанных на коллективном сознании.

Нижеследующая схема, составленная С.Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными типами обществ.

Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С.Люксу)

Основана на сходствах(преобладает в менее развитых обществах)

Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе)

Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи)

Относительно малый объем населения

Относительно низкая материальная и моральная плотность

Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)

Организованный тип (слияние рынков и рост городов)

Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)

Относительно большой объем населения

Относительно высокая материальная и моральная плотность

Правила с репрессивными санкциями

Преобладание уголовного права

Правила с реститутивными санкциями

Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)

Власть группы абсолютна

Больший простор для индивидуальной инициативы

Высокая степень религиозности

Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)

Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого

Конкретность и детальный характер

Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)

Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости

Абстрактность и общий характер

Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Дюркгейм видел в обществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы.

Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освещению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем – науки об обществе – социологии.

Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.

Список использованной литературы

1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Уч.пособие для вузов. – 2-ое изд. – М.: «Книжный дом Университет», 1999

2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 1997

3. История социологии: В 3 кн.: Учебник /Под ред.проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1: История социологии (19 – пер. пол. 20 в.) – М.: ИНФРА-М, 2004

Эмиль Дюркгейм вклад в социологию

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основы социологии Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм – знаменитый французский социолог. Он является основателем французской социологической школы. Дюркгейм первым сделал попытку теоретически обосновать и выделить предмет изучения социологии — социальную сферу. Им были разработаны методы и методология социологических исследований.

Он частично разделял положения позитивизма, но при этом выступал против биологизации социологии. Главным произведением Дюркгейма является труд «Метод социологии», выпущенный в $1898$ году. Его теория, в отличие от марксистской, большее значение придает субъективности социальной деятельности.

По мнению Дюркгейма структура социологии включает:

  • социальную морфологию,
  • социальную физиологию,
  • общую социологию.

Социальная морфология изучает строение общества, его социальные органы, включая различные социальные институты, состав и структуру населения.

Социальная физиология занимается изучением социальной жизнедеятельности. В результате чего возникает целый ряд отраслевых социологий: социология семьи, социология религии и т.д.

Общая социология формулирует общие законы социального характера общественного функционирования.

Согласно социологии Дюркгейма общество представляет собой совокупность различных социальных фактов и взаимоотношений между ними. Предметом социологии являются непосредственно социальные факты, которые представляют объективные явления, доступные для наблюдения: семья, брак, общественные группы и т.д. Социальные факты являются единством сознательного или субъективного и материального или объективного. Главным в социальных фактах Дюркгейм считал субъективное.

Субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм определил группу социальных норм, организующих в принудительном порядке поведение людей. В результате чего возникают определенные социальные взаимосвязи. Массовое сознание, которое образует сущность социальной деятельности, одновременно является предметом социологического анализа и содержанием общественного развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие солидарности

Дюркгейм определял ведущую роль разделения и интеграции труда в обществе. Он считал, что это приводит к обособлению индивидов, для преодоления которого требуется установление социальных связей между людьми. Дюркгейм делал акцент на том, что разделение труда совершенствуется на протяжении человеческой истории. Он делил общество на два уровня в зависимости от типа социальной связи в нем.

Дюркгейм выделял два вида социальной связи-солидарности:

  • механическая,
  • органическая.

Механическая солидарность существует в первобытнообщинных и синкретических сообществах, где отсутствует или недостаточно развито разделение труда и функционирование между людьми посредством языка, верований, обычаев. Данная солидарность определяет параллельно и чужих данному обществу.

Органическая солидарность появляется в постпервобытных обществах, которые более развиты, где разделение труда и функционального взаимодействия ведет к обмену деятельностью, знаниями, продуктами труда. Данный вид солидарности выражается в обычаях, нормах, ритуалах принятых в коллективе, а также в появлении координационных органах – церкви, государства.

Дюркгейм считал, что общество не может эффективно функционировать, основываясь только на принципах личного интереса, при отсутствии коллективных норм регуляции.

Между человеком и государством он поместил профессиональные группы, которые и являются носителями принципов органической солидарности, а также смягчают социальные конфликты.

Самоубийство в теории Дюркгейма

Дюркгейм рассматривал также самоубийство, как социальный факт в ракурсе социальных связей и солидарности. Он выделял три типа самоубийства, обусловленные разными социальными ситуациями:

  • альтруистическое самоубийство, которое вызвано сильной механистической солидарностью;
  • эгоистическое самоубийство, обусловленное развитием индивидуализма крайней степени;
  • аномическое самоубийство являющееся результатом изменения экономических, политических или духовных условий жизни человека.

Роль Дюркгейма в развитии социологии

Дюркгейм считал, что революции в политике не способны что-либо изменить в социальных системах. Для того, чтобы за политическими изменениями последовали изменения социальные, они должны повлиять на глубинные нравственные ценности общества. Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих социологических теорий современности, в частности структурно-функционального анализа.

Теории и концепции Эмиля Дюркгейма

Исходя из заголовка статьи, становится понятно, что речь пойдёт о работе и идеях Эмиля Дюркгейма — французского философа и социолога, первого в мире профессора социологии, родоначальника французской социологической школы, а также основателя и издателя журнала «Социологический ежегодник», выпускавшегося с 1886 по 1913 годы. Эмиль Дюркгейм был преподавателем в университетах Парижа и Бордо, а вся его деятельность послужила институциализации социологии во Франции.

Дюркгейм был продолжателем идей французского философа Огюста Конта. Он разделял его точку зрения о месте, занимаемом социологией в системе наук, а также о том, что появиться она могла ещё в XIX веке, когда человечество осознало, что нуждается в самостоятельном управлении социальной жизнью. Дюркгейм активно позиционировал объект социологии — социальную реальность как несводимую к биопсихической сущности людей, а предметом социологии он считал социальные факты, которые могут существовать вне человека и оказывать на него «принудительное» воздействие. Будучи основным теоретиком в области позитивистски направленной социологии, он разработал теории социологии религии, разделения труда, функционального анализа, социальной сплочённости, социального познания, социального факта и даже самоубийства.

Социальный факт

Во всех работа Дюркгейма в явной или неявной форме, но всегда упоминается проблема социального факта – именно он был основой всех идей исследователя. Согласно его представлениям, социальные факты – это основа жизни общества, но они не могут быть сведены ни к физическим, ни к психологическим, ни к экономическим факторам реальности, и обладают своими самостоятельными характеристиками. Главными их признаками являются независимое от человека объективное существование и особая «принудительная сила», оказывающая на человека давление.

Дюркгейм подразделял все социальные факты на:

  • Морфологические – представляющие материальную основу общества, интенсивность взаимодействия между людьми, частоту контактов, особенности поселений и т.п.;
  • Духовные – составляющие коллективное сознание.

И исследовал Дюркгейм, главным образом, роль в развитии общества именно духовных социальных фактов, приписывая им решающее значение.

Социологизм

Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма. Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество. Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.

Социальная сплочённость

Социальная сплочённость – это ещё один теоретико-методологический принцип концепции Эмиля Дюркгейма. Социальной сплочённости отводится главная роль в его идеях об экономической власти социума, политической власти, становлении религиозных форм, разделении труда. Чем выше степень социальной сплочённости, тем прогрессивнее общество. А разделение труда – это естественный процесс, которому предшествует согласие всех членов общества. И согласие это может быть двух форм: оно может иметь механический или органический характер.

Механическое согласие (солидарность) преобладало в древнем обществе, где люди были социально равны, любое «несистемное» поведение жёстко пресекалось, и ни один отдельный человек не мог развивать свою индивидуальность. А органическое согласие (солидарность) свойственно современному обществу. В этом случае социальный обмен и его продукты обусловлены зависимостью людей друг от друга. Учитывая, что каждая форма социального согласия сама по себе несовершенна, главная функция разделения труда – это интегрирование людей, обеспечение единства социальной системы и воспитание чувства солидарности – наивысшего морально принципа и универсальной ценности.

В условиях современности, для того, чтобы солидарность вообще могла существовать и развиваться, необходимо создание профессиональных корпораций, которые должны выполнять множество социальных функций, начиная производственными и заканчивая моральными и культурными; вырабатывать и внедрять в жизнь всё новые нормы отношений между капиталом и трудом, способные развивать личность и преодолевать социальный кризис.

Религия

Религии в развитии социума Дюркгейм также предавал большое значение. Во всех своих работах он пишет, что религия является единственным продуктом развития социума. Изучив историю становления религий, от первобытной до буржуазной, он смог доказать, что действительным объектом любого религиозного культа можно считать социум, а главными социальными функциями этих культов – формирование сплочённости и представление идеалов, которые стимулируют социальное развитие. Дюркгейм считал, что религия серьёзно влияет на сохранение нравственных ценностей и становление человека, а также на утверждение позитивной солидарности. В подтверждение этого учёный доказывал, что в обществе нужна религия, причём, не божественная, а социальная.

Самоубийство

Однако наибольшая известность в мире пришла к Дюркгейму после выхода его книги «Самоубийство», в которой он отвергал мнение о том, что основой самоубийства служат исключительно психологические факторы, и доказывал, что истинной причиной является социальная жизнь с её ценностями и нормами, и особенности социальных связей. Само же самоубийство разделялось Дюркгеймом на три типа:

  • Эгоистическое – является особым протестом человека против социальных норм и условий жизни, созданных социальными группами (например, семьёй);
  • Альтруистическое – причиной для него служат убеждения о том, что необходимо приносить себя в жертву кому-либо/чему-либо (например, самосожжение после смерти близких или смерть «за Родину»);
  • Аномическое – представляет собой протест против действующих социальных порядков (например, фашизма, диктатуры).

Изучив невероятное количество фактов, Дюркгейм смог доказать, к примеру, что летом самоубийств происходит больше, нежели зимой; в городах – больше, чем в сёлах; среди одиноких – больше, чем среди семейных и т.д. В настоящее время социологи, исследующие подобные проблемы, используют в своей деятельности методики и теории, разработанные Дюркгеймом.

Социологическая теория и социальная философия

Социологическая теория и социальная философия, созданные Дюркгеймом, основываются на категориальном аппарате. Благодаря его всесторонней разработке были выделены такие категории как «коллективные представления», «общественные противоречия», «функция», «структура», «историческая мысль», «время», «общественные классы», «пространство» и т.д. А по причине того, что категории представляют собой концепты, они есть результат коллективной деятельности социума. Но акцентируя внимание на субъективном аспекте категорий, учёный и не отрицал их объективного содержания.

Наследие

Упорный труд и активная исследовательская деятельность позволили Эмилю Дюркгейму оставить после себя не только огромное литературное наследие, но и уникальную социологическую теорию, а также крупную социологическую школу. Основанная Эмилем Дюркгеймом школа, которая группировалась, главным образом, вокруг созданного и выпускаемого им же журнала «Социологический ежегодник», очень успешно развивала и распространяла учение Дюркгейма даже в Первую и Вторую мировые войны.

Все ученики Дюркгейма (Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие) создавали каждый своё направление в социологической науке, основываясь на теориях своего учителя. Эти учёные, а также их последователи успешно защищали и продолжают защищать социологическую теорию Эмиля Дюркгейма от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.

Более подробно ознакомиться с теориями и концепциями Эмиля Дюркгейма вы можете в его работах «Элементы социологии», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни», «Социология и философия» и других.

Основные идеи Эмиля Дюркгейма — труды и вклады в социологию

Долгое время наука об обществе не считалась самостоятельной дисциплиной. Этот предмет изучали только в рамках курса философии или психологии.

Эмиль Дюркгейм и его основные идеи о социологии, как отдельной отрасли знаний, изменили ситуацию. Французский исследователь внёс наибольший вклад в изучение социальных отношений.

Личность Эмиля Дюркгейма

Будущий философ родился в 1958 году на севере Франции в глубоко религиозной еврейской семье. Все мужчины в его роду служили раввинами. Эмиль Дюркгейм тоже получал образование в еврейской школе, но, в отличие от своих родственников, юноша не стал связывать свою жизнь со служением богу.

В 1979 году он переехал в Париж и с третьей попытки поступил в университет. Именно в стенках учебного заведения он познакомился с исследованиями:

  • О. Конта (позитивизм);
  • Г. Спенсера (функционализм);
  • Р. Декарта (рационализм);
  • Ш. Монтескьё (детерминизм).

Одарённый студент не мог не заметить, что изучению функционирования общества не уделяется должного внимания. Поэтому уже в университетские годы основная идея Эмиля Дюркгейма заключалась в развитии социологии, как полноценной академической дисциплины. В 1882 году он окончил университет и приступил к преподаванию философии в провинциальных школах. Через 3 года, во время командировки в Германию, Дюркгейм полностью посвятил себя изучению науке об обществе.

После возвращения во Францию начался самый продуктивный период в жизни философа:

  • Дюркгейм стал преподавателем в университете Бордо.
  • Разработал первый общественно-научный курс.
  • Создал Французскую социологическую школу.
  • Был приглашён преподавателем в Сорбонну.
  • Основал первый факультет социологии в Европе.

    Дюркгейм был превосходным оратором, его доклады и презентации пользовались огромной популярностью. Философ активно участвовал в политической и общественной деятельности. Был сторонником демократии и либерализма.

    Первая мировая война трагически сказалась на жизни социолога. Из-за своего еврейского происхождения и либеральных взглядов, он подвергся резкой критике со стороны «правых» французов.

    Кроме этого, во время военных действий погибли ведущие специалисты социологической школы и его сын Андре. В 1917 году у философа случился инсульт, пережить который он не смог.

    Основные труды философа

    Современные исследователи полагают, что вклад Дюркгейма в социологию неоценим. Он первым обосновал предмет и методологию этой общественной науки, изучил проблемы религии и суицида.

    Развитие социологии

    Основные принципы теорий Э. Дюркгейма кратко выражены в книге «Социология. Её предмет, метод, предназначение». Философ считал, что наука о функционировании общества является высшей ступенью познания. Всю дисциплину он разделил на 3 составляющие:

    • морфологическую (изучение строения общества);
    • физиологическую (изучение социальных сфер жизни);
    • общую (законы функционирования социума).

    Дюркгейм считал, что социология должна исследовать общественные факторы, которые и являются предметом изучения науки. Философ выделял морфологические и духовные факторы. К первой группе можно отнести плотность населения и способы коммуникации между социальными группами. Ко второму типу относится религия, нормы морали, культурные традиции. Выбрать среди этих факторов наиболее или наименее важные невозможно. Они в равной степени влияют на развитие человека.

    Дюркгейм предлагал изучать социальные факторы как вещественные объекты.

    То есть использовать метод наблюдения, сравнения и всестороннего анализа. Материалистический подход учёный категорически отвергал.

    Согласно концепции философа, общество представляет собой систему взаимодействий индивидов. Поведение конкретной личности обуславливается сплочённостью социума и установленными ценностями, нормами. Над каждым индивидом довлеет общество. Утверждения и взгляды Дюркгейма соответствуют социологизму или направлению социального реализма.

    Для прогрессивного общества свойственна солидарность, то есть социальная сплочённость и наличие единых ценностей. Регрессивное объединение можно характеризовать аномией. В понимании Дюркгейма это явление означает полное отсутствие законов и норм поведения.

    Исследование природы суицида

    В 1997 году философ написал книгу «Самоубийство. Социалистический союз». Профессор рассматривал это явление с точки зрения психологических и социальных факторов. Он полагал, что главную роль играет степень интеграции личности в общество.

    Философ выделял несколько видов самоубийств:

  • Эгоистическое. Характеризуется полным разрывом связи между личностью и его социальной группой.
  • Альтруистическое. Утрата связи человека с обществом по независящим от индивида причинам.
  • Аномическое. Возникает из-за серьёзных социальных потрясений.
  • Фаталистическое. Характеризуется страхом личности перед утратой авторитета или признания.

    Кроме того, Эмиль Дюркгейм вёл подробную статистику самоубийств и обнаружил несколько любопытных фактов. Например, он выяснил, что процент суицидов высок среди протестантов, вдов и разведённых людей. Количество самоубийств увеличивается в период войн, революций, экономических кризисов. Люди, проживающие в городах, склонны к суициду больше, чем население, находящееся в сёлах и деревнях. Учение о природе самоубийства до сих пор используется современными психологами всего мира.

    Проблемы религии

    Изучая краткую биографию философа, стоит отметить, что религия оказала огромное влияние на развитие его личности. Несмотря на то что Дюркгейм не стал раввином, он продолжал поддерживать еврейское общество, относился с больши́м уважением к обычаям и традициям народа. По своим взглядам Дюркгейм был агностиком. Социолог не верил в существование бога, но признавал важную роль религии в формировании основ морали и нравственности.

    В 1912 году социолог выпустил книгу «Элементарные формы религиозной жизни», где он подробно описал основные виды верований. Дюркгейм считал, что основная функция религии заключается в помощи человеку.

    Он оказал огромное влияние на развитие западной социологии. Наряду с О. Контом, К. Марксом и М. Вебером он считается основоположником этой науки. Труды философа, которые может скачать любой желающий, до сих пор применяются для изучения факторов общества. Изложенный материал может быть использован для составления курсовой работы или реферата по социологии Э. Дюркгейма.

    Социологические взгляды Э.Дюркгейма. Предмет и место социологии. Понятие аномии и солидарности. Исследование самоубийств. Социология религии

    Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – представитель французской школы социологии, сторонник классического позитивизма.

    На социологические взгляды Дюркгейма повлияли Р. Декарт (рационалистическая методология), Ш. Монтескье (идеи детерменизма), И. Кант (учение об этике), В.Вунд ( основы экспериментальной психологии), О. Конт ( позитивизм), Г. Спенсер (структурный функционализм) и др.

    Основными социологическими работами Дюркгейма являются “Элементы социологии” (1889), “О разделении общественного труда” (1893), “Правила социологического метода” (1895), “Самоубийство. Социологический этюд” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии” (1912).

    Дюркгейм одним из первых не только теоретически обосновал предмет изучения социологии как науки, но и разработал методологию социологических исследований. Он определил социологизм в качестве ведущего научного метода познания, разработал концепции механической и органической солидарности, заложил основы социологии религии, провел анализ причин возникновения самоубийства.
    Социум трактовался Дюркгеймом как относительно целостная система социальных фактов, состоящих между собой во множественных отношениях. В своей концепции социальный факт он отождествлял с термином «социальный институт», который трактовал, как консолидированный комплекс, состоящий из двух половин: сознательного (субъективного) и материального (объективного). Эта двойственность ( дуализм) является фактором, обуславливающим сущность человека и общества. Общество функционирует посредством развития коллективного сознания, коллективных представлений.

    Социология Дюркгейма

    Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками.
    Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части:

    • социальную морфологию, изучающую строение общества;
    • социальную физиологию, исследующую социальные сферы общества;
    • общую социологию, изучающую законы функционирования общества и состоящую из отраслевых теорий (социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.).

    Дюркгейм стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»).

    Э. Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида:

    • морфологические (заключаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-биологического существа: плотность населения, способы коммуникаций и т.д.);
    • психологические (выражаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-психологического существа: коллективные представления, которые передавались от поколения к поколению(легенды, религиозные концепции, мода, язык)).

    Коллективные представления вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии ( «патологические»).

    Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках.
    Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются:

    • использование косвенного наблюдения;
    • проведение сравнения по аналогии;
    • обнаружение общих закономерностей через изучение единичного;
    • выявление причинно-следственных связей;
    • установление источников исторического развития.

    Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального.

    Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии.

    Аномия – отсутствие закона, организации, норм поведения. Э. Дюркгейм обратил внимание, что такие ситуации складываются во времена кризисов и радикальных социальных изменений, когда люди теряют уверенность в том, что от них ожидается, и когда им трудно формировать свои действия в понятиях согласованных норм. В такие времена старые нормы в текущих условиях не представляются уместными, а только возникшие нормы еще недостаточно ясно сформулированы, чтобы обеспечить понятные и эффективные установки для поведения. Старые ценности отброшены, а новые – не утвердились, вследствие чего возникает ситуация, когда обогащаться разрешается любой ценой, а добиваться победы – любыми путями, когда цель оправдывает средства. В этих обстоятельствах, считал Э. Дюркгейм, можно ожидать роста масштабов девиантного поведения.

    Механическая и органическая солидарность

    Основной проблемой социологии Э. Дюркгейм считал проблему социальной солидарности (сплоченности людей как представителей какой-либо группы).
    Общество существует благодаря тому, что люди определенным образом солидарны, т.е. они имеют общие представления, говорят понятным языком, придерживаются определенных норм. Солидарность – это основа гармонии, порядка, организованности. Отсутствие солидарности приводит к конфликтам, революциям и войнам.

    Дюркгейм выделил два вида солидарности:

    1. Механическая солидарность свойственна архаическим (примитивным) обществам. В таких обществах личность не принадлежит себе и поглощается коллективом: во всем царит коллективное сознание как совокупность общих верований и норм, которые разделяют все члены общества.
    2. Органическая солидарность характерна для индустриальных (цивилизованных) обществ. Развитое общество основано на органической солидарности, в основе которой лежит разделение труда. Чем глубже разделение труда, тем больше люди зависят друг от друга, тем больше в обществе разнообразия, тем выше взаимная терпимость людей между собой, шире базис демократии.

    Солидарность, которая основана на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий, поскольку односторонняя связь всегда слабее многосторонней. Несмотря на все негативные последствия, Дюркгейм говорил, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления, способствующие прогрессу.

    В качестве основных причин разделения труда как основы органической солидарности Дюркгейм называл следующие:

    • рост народонаселения;
    • “физическая плотность” (количество людей, которые проживают на определенной территории);
    • “моральная плотность” (интенсивность социальных связей между людьми).

    Стимул возникновения разделения труда – борьба за существование, в которой, чтобы выжить человек начинает выполнять такой вид деятельности, в результатах которой заинтересованы другие. Это приводит к сотрудничеству людей, формированию социальных связей между ними.

    Э. Дюркгейм выделял две формы общественного разделения труда:

    • “нормальные” (социальное неравенство, основанное на одаренности и профессионализме людей, планировании и нормативном регулировании производства, снижении конкуренции, равенство социальных возможностей и т.д.);
    • “ненормальные” (социальное неравенство, анархия производства, неограниченная конкуренция, бесконтрольность рыночных отношений, отсутствие механизмов моральной регуляции поведения людей и т.д.).

    При нарушении нормальных форм разделения труда происходит кризис социальной солидарности – социальная аномия.
    Разделение труда выполняет в социокультурном пространстве амбивалентную роль, т.е. с одной стороны, оно создает условия для кооперации, с другой – способствует социальному раскрепощению личности, являясь предпосылкой индивидуализма, что влечет за собой критичность мышления, рефлексии, и как результат – уничтожает незыблемость социальных связей, подрывает действенность коллективного надзора за жизнедеятельностью личности, расширяет степень свободы личности от традиций, предоставляет возможность личного выбора знаний и способов действий.

    Э. Дюркгейм ввел понятие «нравственного здоровья» общества для обозначения направленности на общественный идеал, способный объединить социальную группу в ее стремлении к общим для всех ее членов целей. Аномия является болезнью, от которой «страдает, прежде всего, общество, которое, чтобы жить, не может обойтись без согласия и урегулированности». Аномия наступает тогда, когда либо дисциплинарные механизмы приходят в несоответствие с органическими связями, существующими в социальной группе, и регламентация поддерживается только силой, репрессивными механизмами, теряя опору на традицию, либо когда имеет место другая тенденция, связанная с ослаблением солидарности, нарушением действия связующих сил, что приводит к беспорядку: индивиды, зная о существовании обязывающих норм, относятся к ним негативно или индиферентно.

    Таким образом, Э. Дюркгейм утверждает, что нормальное состояние общества должно базироваться на профессионализации, специализации функций, развитом экономическом планировании. Ненормальное состояние общества он связывает с ростом противоречий между трудом и капиталом, анархией производства и анализирует его проявления как болезни капитализма, а именно: аномии (т.е. дезинтеграцию общества и личности, отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивидов), социальное неравенство, неудержимую конкурентную борьбу, классовые конфликты и т.п. Преодоление этих болезней возможно посредством мирного решения конфликтов, ослабления борьбы и конкуренции, через установление правил, которые твердо регламентируют отношения классов, введения справедливости и равенства социальных возможностей в соответствии с принципом «отдавать должное по заслуге».

    Исследование самоубийств

    В своей работе “Самоубийство. Социологический этюд” Дюркгейм исследует большое число самых разных факторов, касающихся самоубийства, с точки зрения социологического подхода:

    • факторы внесоциального характера;
    • самоубийство и психопатические состояния;
    • самоубийство и нормальное психологическое состояние, влияние расы и наследственности;
    • влияние космических факторов на рост числа самоубийств;
    • феномен подражания в самоубийстве;
    • социальные причины самоубийств;
    • социальные типы самоубийств;
    • различные типы самоубийств;
    • социальный элемент в самоубийстве;
    • самоубийство в ряду других социальных явлений и т.д.

    Главной причиной увеличения самоубийств Дюркгейм называет «снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях». Т.е. самоубийство совершает личность как представитель социальной общности.

    Дюркгейм выделил следующие закономерности самоубийства:

    • число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид;
    • чем прочнее социальные связи внутри социальной группы, тем меньше процент самоубийств среди ее членов.

    Э. Дюркгейм определил следующие виды самоубийств:

    1. “эгоистическое” (следствие разрыва личностью социальных связей со своей социальной группой);
    2. “альтруистическое” (утрата личностью связи со своей социальной группой по независящим от личности причинам);
    3. “аномическое” ( определяется общественным потрясением, которое приводит к нарушению устойчивых социальных связей, невозможностью личности приспособиться к новым социальным связям);
    4. “фаталистическое” (является следствием страха личности перед потерей признания в той социальной группе, с которой ее связывала крепкая социальная связь).

    Так же Дюркгейм приводит статистические данные, которые показывают, что процент суицида больше всего наблюдается среди протестантов, разведенных и вдовствующих людей, в период экономического кризиса. На основании этих данных социолог утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своей группой, увеличивают возможность самоубийства.

    Социология религии

    По Дюркгейму религия – это солидарная система верований и практик, которая объединяет людей в «моральную общность» (церковь). Религия создается обществом, каждый тип общества формирует свою религию. Дюркгейм изучал закономерности коллективного религиозного сознания.

    Функция религии заключается в том, чтобы «помогать человеку жить», она определяет социально приемлемые образцы поведения, способствует «сдерживанию индивидуально эгоистических порывов личности».

    Именно религия, по мнению Дюркгейма, породила мораль, науку и искусство. Социолог предложил теорию религии без Бога. Дюркгейм обратил внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие.

  • Ссылка на основную публикацию