Индустриальное общество – признаки, характеристика и основные черты

Основные типы общества

О чем эта статья:

6 класс, 8 класс, 10 класс

Три типа общества

Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

Традиционное общество

Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.

Характерные черты традиционного общества:

Ручной труд и примитивные технологии.

Преобладание сельского хозяйства.

Низкая социальная мобильность.

Преобладание ценностей коллективизма.

Влияние церкви на общественную жизнь.

Признаки традиционного общества:

Основная сфера экономической деятельности — сельское хозяйство.

Низкий темп развития.

Направлено в прошлое, боится нововведений.

Полное поглощение личности коллективом.

Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.

Индустриальное общество

Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.

Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.

Характерные черты индустриального общества:

Активное развитие промышленности.

Серийное машинное производство и автоматизация.

Превращение науки в общественный институт.

Рождение массовой культуры.

Предоставление прав и свобод людям.

Формирование гражданского общества.

Признаки индустриального общества:

Основа — машинное производство и фабричная организация труда.

Базовая структура — экономика.

Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.

Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).

Направлено на максимальную адаптацию к настоящему моменту.

Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.

Главный фактор производства — информация.

Характерные черты постиндустриального общества:

Развитие сферы услуг.

Основная единица товара — информация (знания).

Развитие информационных технологий.

Профессиональное деление общества.

Широкое использование компьютерных технологий.

Реализация научно-технической революции.

Доминирование семьи партнерского типа.

Признаки постиндустриального общества:

Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.

Фактор развития — теоретические знания или информация.

Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.

Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».

Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).

Другие классификации общества

Как мы уже отметили, существует множество человеческих обществ. Люди из мира науки делят их на типы разными способами. В таблице описали характеристику видов общества по степени открытости, наличию письменности, степени социального расслоения, на основе религии.

По степени открытости

Закрытое — основано на статичной социальной структуре, ограниченной мобильности. Характерен низкий темп развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.

Открытое — характеризуется отсутствием единой государственной идеологии, динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом. Чаще всего такой тип встречается в демократических обществах.

По наличию письменности

Дописьменные — не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это признак низкого уровня развития и создает трудности в общении.

Письменные — группы, у которых есть свой алфавит, с помощью которого происходит общение. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться успехов в развитии общественного строя.

По степени социального расслоения

Простое — относятся простые организации без четкой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчиненные и руководители. Такая структура возможна на начальных периодах развития без государственной власти.

Сложное — подразумевает классовое неравенство, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Такая структура характерна для государственной формы управления.

На основании доминирующей религии

Политеизм — вера в множество богов, к которым люди обращаются, чтобы задобрить и попросить помощь.

Монотеизм или единобожие — вера в одного Бога, который считается покровителем и помогает людям в земной жизни.

Пантеизм — Бог наравне с природными силами и тесно с ними связан.

Религии без Бога — философское осмысление важных вопросов жизни.

Индустриальное общество

Индустриа́льное о́бщество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества. [1] .

Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения.

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Впервые ввел предпринимательский ресурс в качестве ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер [2] . В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество [3] .

Содержание

Сущность и концепция развития индустриального общества

Сущность индустриального общества отражают возникновение и развитие предпринимательского ресурса, как составляющей человеческого капитала, самого человеческого капитала, а также конкуренции – основных факторов становления и развития индустриальной экономики и общества, драйверов промышленной революции и генерации инноваций.

Концепция развития индустриального общества заключается в формировании и развитии класса предпринимателей, образования, особенно специального, науки, культуры, медицины, в повышении качества жизни населения и эффективности элиты, в формировании гражданского общества.

Индустриальное общество и экономика начали формироваться в первой половине 19 века. В экономике и обществе в этот период времени происходили революционные изменения [4] :

– накопление креативного человеческого капитала, знаний и инноваций (в промышленности);

– индустриализация и механизация производств, переход от ручного труда к машинному;

– формировались конкурентные отношения и конкурентные рынки, формировались демократия и гражданское общество;

– повышались уровень и качество жизни населения; развивались культура, образование, наука и постепенно готовилась база для очередного витка ускоренного роста экономики, развития промышленности и технологий;

– происходило опережающее развитие человеческого капитала за счет приоритетного роста инвестиций в образование, в том числе в профессиональное образование, в науку, в инновации.

Основным локомотивом развития индустриальной экономики была и остается конкуренция.

Черты индустриального общества

  1. Возникновение креативного класса – предпринимателей (капиталистов) и наемных рабочих.
  2. Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры.
  3. Переход к машинному производству.
  4. Перемещение населения в города – урбанизация.
  5. Неравномерность роста экономики и развития – стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.
  6. Общественно-исторический прогресс.
  7. Неограниченная эксплуатация природных ресурсов во вред экологии.
  8. Основа экономики — конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.
  9. Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.
  10. Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; расширение возможностей просветительской и образовательной деятельности; рост населения и увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения; разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

Волны развития и технологические уклады индустриальной экономики

Переход от индустриального общества к постиндустриальному

Примечания

  1. Экономический словарь, 2007.
  2. Йозеф Алоис Шумпетер (1883—1954). Теория экономического развития
  3. Гринин Л. Е.Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  4. Корчагин Ю. А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности, Москва, ВШЭ, 2011

Литература

  • Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003.
  • Йозеф Алоис Шумпетер (1883—1954). Теория экономического развития
  • Корчагин Ю. А. Человеческий капитал как интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности, Москва, ВШЭ, 2011
  • Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М.: «Юстицинформ», 2006.
  • Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. – М.: Наука, 1990. – 232 с.
  • Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993. – 310 с.
  • Фомина А.В. Циклы Кондратьева в экономике России. М.: Международный фонд Кондратьева, 2005.
  • Корчагин Ю.А. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. — Воронеж: ЦИРЭ.
  • Гринин Л. Е.Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. — М.: УРСС, 2007.

См. также

  • Вторичный сектор экономики
  • Промышленная революция
  • Научно-техническая революция
  • Принцип производства
  • Постиндустриальное общество

Ссылки

Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

История Антарктиды
История Океании

История Евразии

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Аграрное общество
  • Постиндустриальное общество

Полезное

Смотреть что такое “Индустриальное общество” в других словарях:

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался… … Философская энциклопедия

Индустриальное общество — (industrial society) Общество с широким разделением труда и опорой на крупное машинное производство. Индустриальное общество рассматривается как общее обозначение для капиталистической и социалистической формаций недавнего прошлого. Сен Симон… … Политология. Словарь.

Индустриальное общество — тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность. Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и… … Финансовый словарь

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60 х … Современная энциклопедия

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родо племенное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60… … Большой Энциклопедический словарь

Индустриальное общество — (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющего традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60 х … Иллюстрированный энциклопедический словарь

«ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» — бурж. социология, и экономия, теория обществ. развития, направленная против марксистско ленинского учения о социальном прогрессе в ходе сменяющих друг друга обществ. экономич. формаций. Сформулирована в двух вариантах франц. философом Р.… … Философская энциклопедия

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, т.наз. «развитых» обществ в отличие от «традиционных», «аграрных» (родо племенных, феодальных и др.)… … Новейший философский словарь

индустриальное общество — Этап развития общества и общественных отношений, сложившийся после промышленной революции, когда наряду с сырьевыми отраслями основой экономики стали развиваться обрабатывающие отрасли (вторичный сектор экономики) … Словарь по географии

индустриальное общество — (промышленное общество), обозначение стадии развития общества, сменяющей традиционное, аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Термин принадлежит А. Сен Симону; широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 60… … Энциклопедический словарь

Влияние культуры на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.

Содержание работы

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Список использованной литературы

Содержимое работы – 1 файл

курсовая социология.doc

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИСЕТ

Кафедра социологии и политологии

Региональный центр повышения квалификации

Курсовая работа по социологии

на тему: «Влияние культуры на развитие личности»

Выполнила: студентка гр.760763 Иванова И.В.

Проверила: Доц. Сорокина Н.Ю.

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Список использованной литературы

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.

Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мы будем использовать одно из них: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни

1.2 Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н. Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Поскольку культура не передается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой социализации. Ребенок усваивает ценности, верования, нормы, правила и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности – важная функция культуры.

Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею случая оказались полностью лишенными общения с людьми и «воспитывались» в стаде зверей, в джунглях. Когда они были найдены — через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались не в состоянии усвоить упорядоченный образ жизни, жить среди людей. У этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе – добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура – изящное искусство, классическая музыка и литература – создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой..

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе – богема, а наиболее яркий пример в ней – хиппи 60-х годов.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

1.3 Культура как системное образование

С точки зрения социологии, в культуре можно выделить две основные части — культурную статику и культурную динамику. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в состоянии движения. Культурная статика — это внутреннее строение культуры, т. е. совокупность базисных элементов культуры. Культурная динамика включает те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Культура — сложное образование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектную систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизни общества. Если представить человеческую культуру в виде сложной системы, которая создавалась многочисленными предшествующими поколениями людей, то отдельные элементы (черты) культуры могут быть отнесены или к материальным или к нематериальным видам. Совокупность материальных элементов культуры составляет особую форму культуры — материальную культуру, куда включаются все объекты, все предметы, которые созданы руками человека. Это станки, машины, электростанции, здания, храмы, книги, аэродромы, обрабатываемые поля, одежда и проч.

Совокупность нематериальных элементов культуры образует духовную культуру. В духовную культуру включаются нормы, правила, образцы, эталоны, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, литература, искусство. Духовная культура существует в нашем сознании не только как представление о нормах поведения, но и как песня, сказка, былина, шутка, пословица, народная мудрость, национальный колорит бытия, менталитет. В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Географический район, внутри которого разные я культуры имеют сходство в главных чертах, называют культурным ареалом. При этом границы культурного ареала могут не совпадать с государственными или с рамками данного общества.

Часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, которая выдержала испытание временем и передается следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, составляет культурное наследие. Культурное наследие играет чрезвычайно важную роль в периоды кризисов и нестабильности, выступая как фактор сплочения нации, средство объединения. Каждый народ, страна, даже некоторые группы общества имеют свою культуру, в которой может быть масса черт, не совпадающих с той или иной культурой. На земле существует великое множество различающихся культур. И все-таки социологи выделяют общие черты, свойственные всем культурам – культурные универсалии.

Влияние культуры на формирование личности — факторы, роль и примеры

У разных народов есть свои исторически сложившиеся методы обучения, отражающие их национальные традиции, духовность и самобытность. Семейное воспитание и особенности восприятия действительности самим индивидом проявляются как влияние культуры на формирование личности человека. Передача культурного опыта подрастающим поколениям даёт возможность молодёжи перенимать, развивать и обогащать многообразие духовных ценностей своего народа.

Понятие, функции и формы

Слово «культура» произошло от латинского термина cultura, то есть культивирование или обработка земель. Позже его стали применять для характеристики начитанных членов общества, обладающих изяществом манер поведения. В современной жизни это слово продолжает вызывать ассоциации с аристократическим воспитанием, классической литературой, оперой и музеями. На сегодняшний день значение слова «культура» имеет четыре основных смысла:

Культура отображает определённый образ жизни людей. Различие конкретных исторических способов самореализации человеком своих сущностных свойств является отличием образов жизни. Отсюда следует, что понятие «культура личности» может быть определено через определение образа жизни как способа жизнедеятельности личности, в котором реализуются традиционные для общества культурные нормы.

В совокупности эти факторы позволяют проанализировать, как культура влияет на формирование личности. Чтобы идеал культуры общества стал мотивом практических действий личности, он должен быть специально представлен в её внутренней организации. Такой особой структурой внутреннего мира человека является иерархия его личностных ценностей и смыслов, определяющих всё то, что ценно для человека в его жизни, что имеет для него жизненный смысл.

Культура призвана выполнять важные социальные функции. Социокультурное наследие переходит от одного поколения к другому, являясь основой процесса социализации. Формирование нравственного облика ребёнка происходит при взаимодействии с близким окружением. Малыш учится проявлять дружелюбность и доброжелательность, уважать чужое мнение, старается понять чувства близкого человека. Такова схема образования качеств новой личности. Следовательно, функцией культуры является формирование личности.

Второй её функцией считается регулирование личностного поведения. Существующие в обществе нормы и правила диктуют поведенческие проявления человека, не позволяя ему действовать хаотично и бессмысленно.

Социализация личности

Развитие личности средствами культуры — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и отношений. Человек по природе своей является существом социальным.

Все истории и факты, описывающие случаи вынужденного нахождения в изолированной среде человеческих детёнышей, так называемых маугли, свидетельствуют, что такие малыши никогда не смогут стать полноценными членами общества. Им сложно овладеть речью, простыми формами общения, правилами поведения. Без постоянного присмотра они погибают прежде времени. Подобные примеры наглядно демонстрируют, какую роль играют культурные ценности в социуме.

В различных обществах методы воспитания имеют много отличий, однако роль культуры в социализации личности сложно переоценить. Руссо описывал два пути формирования индивида:

  • нравственный;
  • политический.

Являясь несовместимыми друг с другом, каждый путь по отдельности позволяет вырастить либо человека с духовно чистым началом, либо гражданина, живущего для служения обществу. Спустя два столетия философию Руссо развили экзистенциалисты, рассуждая об идеях одиночества и об обществе, в котором человек становится рабом установленных правил и норм.

Тема «Каково влияние культурных процессов на процесс социализации индивида» включена в общеобразовательную школьную программу по обществознанию в раздел социологии. Вопросы по ней встречаются среди заданий на ЕГЭ.

Таким образом, рассматривая, какова роль культуры в становлении человека и общества, можно отметить её колоссальное влияние как на общество в целом, так и на отдельно взятого индивида. Культура формирует личности членов общества и предоставляет человеку ресурсы для преодоления проблем, особенно психологических. Являясь зеркалом человеческой души, она кратко отражает его деятельность, элементы хороших и плохих личностных качеств.

Влияние культуры на формирование личности человека

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР

По дисциплине: «Кросскультурный менеджмент»

На тему: «Культурные контрасты в системе ценностей наций»

Выполнила:

Студентка 1 курса

очно-заочного отделения магистратуры

Родина Лилия Сергеевна

Проверила:

д.э.н., профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий

Реферативный обзор научных статей. 4

1. Влияние культуры на формирование личности человека. 5

2. Культурные контрасты в международных отношениях. 6

3. Важность культурных контрастов в системе ценностей наций, как проблемы для бизнес – коммуникаций и способы её решения. 7

Введение

По мнению Невлева И.М. и Кохан Ж.С. культура – это ценностно-нормативная структура, формирующая личность и общество. Культура является транслятором социального опыта, социализатором личности. Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, объединяющая ценности, смыслы, идеи, понятия в целостную систему.

Каждый автор, который рассматривает культуру, говорит, что это сложная многоуровневая система. Многие авторы в своих работах рассматривают два вида культуры: традиционная и деловая.

В основном культуры разных народов отличаются друг от друга, ведь в культуру входит и традиции, и язык, а также нормы, правила поведения. Рассматривая традиции и язык разных народов любой автор скажет их отличие, но, такие авторы, как Латфуллина Г.Р и Громова О.Н отмечают общее в культуре разных стран.

Каждая культура формировалась и развивалась по-своему. Любая культура включает сложный комплекс ценностей. Каждая ценность порождает множество убеждений, ожиданий и обычаев, совокупность которых называется системой ценностей. Иными словами, в каждой культуре существует своя система ценностей. Различия между культурами проявляются в стиле повседневной жизни, в несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в обществе, готовности рисковать и даже цветовых предпочтений.

Таким образом, актуальность данной темы связана с проблемой восприятия на международном рынке. Разница в системах ценностей, нормах и традициях, личном опыте заставляет каждого человека на подсознательном уровне по-своему интерпретировать одни и те же слова и явления.

Реферативный обзор научных статей

В отечественных периодических изданиях вопрос культурных контрастов в системе ценностей наций не рассмотрен прямо, а лишь косвенно затрагивается в научных статьях различной направленности.

Так или иначе, справедливо полагать, что данный вопрос затрагивает такие явления, как культура и международный менеджмент.

Культура – это многофункциональное явление. Но все ее функции так или иначе направлены к одному – к развитию человека.

Культура — это «система одинаково понимаемых значений слова».

Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека

Культурные контрасты – это один из важнейших факторов вешней среды, особенно, когда дело касается общения. Каждая культура формируется и развивается по-своему. Также любая культура включает сложный комплекс ценностей. Каждая ценность порождает множество убеждений и обычаев, совокупность которых называется системой ценностей. Иными словами, в каждой культуре существует своя система ценностей.

Различия между культурами проявляются в стиле повседневной жизни, в несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в обществе, готовности рисковать и даже цветовых предпочтениях. Например, в Китае жёлтый цвет ассоциируется с богатсвом, а в Америке он символизирует трусость и малодушие.

Любой бизнес связан с системой отношений между людьми и чтобы преуспеть на международном рынке, который прежде всего состоит из людей, надо научиться понимать процесс формирования человеческой личности, процесс формирования его культурны, понимание этой культуры и усвоение знаний, умений, норм общения, социального опыта. Благодаря знаниям культур и грамотным умением принимать свои знания в общение, можно разобраться во многих вещах на рынке.

Рассмотрим ряд статей, которые рассматриваю культуру, как систему ценностей, и затрагивают темы: влияния культуры на формирование личности и на международные коммуникации, основы межкультурный коммуникаций, традиционные и деловые ценности, культурные контрасты в международных отношениях.

Влияние культуры на формирование личности человека

Азарова Е. А. утверждает, что личность человека формируется в процессе поведения общения с окружающим, с чем соглашаются многие другие авторы, которые рассматривали эту проблему.

В своей работе она пишет о существовании проблемы различия культуры и изменение моральных гендерных стереотипов, происходящие из-за формирования этой культуры.

Роль стереотипов, отображающая собой идеал поведения, как женщин, так и мужчин, здесь важна, потому что стереотипы живут и передаются от поколения к поколению.

Помимо стереотипов существуют различные общественные условности, традиции, которые фиксируются в общественном сознании и закрепляются в индивидуальном подсознании. Это нравы и традиции данного общества

Важными факторами, влияющими на формирование моральных гендерных стереотипов, является также вербальная коммуникация с другими людьми. Тут и могут возникать проблемы, связанные с разными культурными ценностями, традициями, разными правилами и нормами поведения. Обычно эти проблемы встречаются на бизнес уровне, в международном менеджменте.

Культура влияет на формирование человека, формирует его отношения к вещам, цветам, поступкам. Культура воспитывает человека и закладывает в нём: определенные нормы поведения, правила, которым человек должен следовать, ценности, которые должен знать и традиции, которым должен следовать.

Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 247 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Тема 6. Культура и личность.

1. Личность как субъект культуры.

Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. Культура формирует тип личности, а личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. Назовем некоторые факторы, которые влияют на формирование личности в культуре: общее историческое прошлое, историческая память, пространственно – временные отношения, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, система общезначимых моделей – образцов, особенности географического пространства, особенности социальных институтов, групповая совесть, преобладающие экономические модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям и т.д.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек»обозначает общие свойства человеческого рода. Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека. Индивидом является каждый из нас. Понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо – физиологическими и психологическими качествами). Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет исследование качеств личности, которые формирует в ней культура – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяют принципы его социального выбора, сферу его деятельности.

Личность выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях:

– как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими людьми в процессе социализации и инкультурации, осуществляемой при воспитании в детстве, при получении общего и специального образования, в ходе контактов со своим окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.), получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т.п., что прямо или опосредованно работает на формирование личности, социально и культурно адекватной обществу ее проживания.

– как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми,пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоиндетификации и социальной самореализации в данном сообществе;

– как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие – либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

– как «производитель» культуры, творчески порождающий новые формы культуры, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретировании «собственной оценки» может быть квалифицировано как акт творчества.

Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира. Сама личность как ценность, по сути, и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей. Культура позволяет человеку становится интеллектуально – духовной, нравственной, творческой личностью.

2. Социализация и ее типы.

Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе. В процессе социализации у ребенка формируются специфические человеческие качества: речь, сознание и т.д., он усваивает общественный опыт, социальные нормы человеческого поведения, социальные роли, новые виды деятельности и новые формы общения, взаимодействия с людьми.

Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общения, никогда не становятся людьми (Маугли, Амала и Камала). Развитие психики и интеллекта ребенка напрямую связаны с его социализацией и отражают в конкретных проявлениях воздействия общества на ребенка. На человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение (соседи, родственники, друзья, враги и т.п.), система образования, СМИ, государство и т.д. Социализация не тождественна воспитанию. Воспитание – это процесс целенаправленного психолого – педагогического воздействия на ребенка со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у него определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что – то выбирает, что – то отвергает). Процесс социализации в конечном итоге всегда становится процессом самоопределения.

В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически – конкретной структуры общества и от типа культуры. Рассмотрим три типа социализации личности :

1. социализация в традиционном обществе,

2. социализация в индустриальном обществе,

3. социализация в постиндустриальном обществе.

Сделаем это на примере института детства и юношества.

В традиционном обществе не существовало специализированных институтов социализации. Человек не делал ничего такого, чего бы не делали его предки. Он наследовал от своих предков трудовые навыки и способности, уяснял себе полезность работ, начинал ощущать свою связь с культурой прошлого. Это вырабатывало у него способность добровольно и свободно выполнять общественно необходимые работы. Накопление опыта и правил создает возможность прогресса в развитии культуры.

Постепенно изменяются отношения и в семье – той главной среде, в которой оформляется индивидуальность. Прежде всего эти изменения проявились в отношении к детям. На детей начинают обращать внимание в связи с необходимостью формировать судьбу каждого. Сначала в античной культуре, позже при монастырях в средневековье, затем в эпоху Возрождения создаются школы, университеты. Ф. Арьес отмечает, что уже в ХVI в. появляются две концепции детства. В первой ребенок рассматривался как очаровательное существо, нуждающееся в защите и воспитании, во второй – как несформированное создание, имеющее потенциал стать хорошим или плохим, а взрослые должны заботиться о том, чтобы он вырос хорошим.

В ХVIII в. с развитием индустриального общества оформляется интерес к детству как особому этапу жизненного пути. Создаются различные философские и религиозные доктрины, стремящиеся спасти детские души. Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо определили детство как уникальный этап человеческой жизни. Распространяется так называемый «навязчивый стиль» воспитания ребенка. Полный контроль, тренировка воли, подготовка к будущей жизни – неотъемлимые ценности быстро набирающего темпы и власть процесса обучения. В условиях возрастания значения субъективного фактора в обществе и недостаточной эффективности прежних механизмов социализации рождается новый институт – всеобщая и обязательная школа.

В ХIX в. впервые появляются концептуальные подходы к исследованию юношества как особой жизненной категории. Юношество – особое время для истории. Категории «юношество» возникает в 1870 – 1900гг. Концепция юности появляется не случайно. Существенно усложнились задачи, стоящие перед молодежью. Необходимость выбора профессии, супруга или супруги, друзей предъявляет новые требования к качествам личности. Теперь моральный и религиозный выбор профессии уступил место «выбору характера».

Культурная антропология изучает процесс инкультурации гораздо более сложный, чем социализации.

Понятие инкультурация означает постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Другими словами, это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни. Это происходит в процессе взаимообмена между личностью и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, а, с другой – личность сама влияет на свою культуру. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы в жестовой, телесной коммуникации, устной речи, письме и чтении.

Содержание процесса инкультурации составляет личностное развитие, социальные коммуникации, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения.

Инкультурация включает в себя следующие социально – культурные элементы:

– ценностно – смысловые ориентиры,

– процедура развития творческой деятельности,

– совокупность накопленных достояний в культуре,

– традиции и формы преемственности.

Первым условием инкультурации является самоутверждение личности во времени. Для этого ей необходимо присваивать обретенные умения, способности, готовить возможности для творчества и таким образом обретать определенную независимость от природных, общественных условий в постоянно меняющихся обстоятельствах. Это покорение времени личностью происходит через создание автономного культурного пространства.

Следующим условием инкультурации становится присвоение различных способов овладения пространством, его «видение». Иметь возможность видеть – значит иметь возможность предсказывать, бежать впереди времени и путем «чтения» пространства. Но наиболее важным в этом процессе для человека становится овладение знанием, опытом, нормами, умениями для того, чтобы переводить неопределенности истории в понятные человеку время и пространство мира культуры.

Основными механизмами инкультурации являются имитация, т.е. повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей, и идентификация, в ходе которой детьми усваивается поведение родителей. Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы – стыд и вина.

Основными агентами инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации. На разных этапах жизни эти факторы действуют по – разному. В раннем детстве ведущую роль в становлении человека играет семья. В последующем действуют и другие факторы. Процесс инкультурации долговременный, действует на протяжении всей жизни человека. В результате его человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли.

4. Культура (доминирующая, субкультура, контркультура) как способ саморазвития и самореализации личности.

Каждое общество имеет некоторое сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей (базовой, основной) культурой. Ее содержание составляет общечеловеческий символ ценности и образцы поведения. Система ценностей, традиции, обычаи, присущие той или иной социальной группе, – часть общей культуры, называемой субкультурой.

Существование субкультур связано с тем, что никакое общество (как и никакая культура) не может быть абсолютно однородной. Формирование субкультур происходит этнографическим, конфессиональным, профессиональным, функциональным признаком на основе возрастной или социальной специфики. Субкультуры идентичны или близки базовой культуре, от нее они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами культуры. Но субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльностью, к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры не ставят перед собой целью переделку господствующей культуры, а по – своему приспосабливаются к ней. Но в обществе нередко появляются элементы, которые находятся в оппозиции к господствующим образцам культуры или полностью их отрицают.

Такие социокультурные установки, которые не просто отличаются от доминирующей культуры, но и противостоят ей, находятся в конфликте с господствующими ценностями, обозначаются понятием «контркультура». Этот термин появился в научной литературе во второй половине XXв. Он был введен американским социологом Т. Роззаком, который пытался объединить различные духовные явления, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Примерами контркультуры служат богема, движение хиппи, преступная субкультура.

На определенном этапе контркультурами были раннее христианство в Римской империи, воззрения религиозных различных сект в эпоху Средневековья, светская культура в эпоху Возрождения и т.д. Возникновение контркультуры – явление достаточно распространенное. Контркультура, несмотря на враждебное к ней отношение со стороны доминирующей культуры, тем не менее воздействует на нее. Ее ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая под их влиянием начинает изменяться. Таким образом, контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

Научная электронная библиотека

Зотова Л. Э., Краева М. Ю.,

1.4. Культура как фактор социализации личности

Роль культуры в процессе социализации наиболее полно отражается в культурантропологических подходах Р. Бенедикт, Дж. Долларда, У. Ламберта, Р. Линтона, М. Мид, А. Кардинера, Р. Ронера, А. Халлоуэла, М. Херсковица и др. Под культурой в данном контексте чаще всего понимается способ организации жизни людей в определенном сообществе.

Р. Линтон достаточно полно раскрывает содержание понятия «культура» следующим образом: «…достаточно определить культуру как образ жизни любого общества. Этот образ жизни включает бесчисленное количество граней поведения, но все вместе они являются составляющими целого. Все они представляют собой ожидаемую реакцию любого члена общества на определенную ситуацию» [19, с. 81]. Таким образом, культура того или иного общества дает определенные образцы поведения, формирует культурные стереотипы, следование которым поощряется обществом, а нарушение – наказывается. Существование культурных образцов и усвоение их новыми членами служит сохранению стабильности общественной системы.

А. Халлоуэл расставляет другие акценты, определяя, что такое культура, смещая их с вопроса «Что?» на вопрос «Как?». Гораздо важнее, по мнению автора, познание того, как ребенка готовят к определенному типу взрослой жизни и социального участия, который подготавливает его к какой-то одной культуре, а не к какой-либо другой, а также к передаче ее другим людям [57].

Проведя глубокий анализ работ, раскрывающих влияние культуры на успешность социализации личности, Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая отмечают, что их все объединяют общие черты:

– культура выполняет смыслообразующую функцию и большинство теорий исходят из предпосылок, что в каждый конкретный момент времени различные аспекты культуры интегрированы и согласованы;

– в качестве объекта исследования они отдают предпочтение наблюдаемым вариациям социального поведения [4, с. 40].

Оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет поведение, которое А.Г. Асмолов назвал «социотипическим поведением личности». Это то поведение, которое выражая «типовые программы данной культуры» и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождает человека от принятия индивидуальных решений. Так как социотипическое поведение сведено к определенному образу жизни, оно дает сбой только тогда, когда человек сталкивается с нестандартной ситуацией, в частности, попадая в другую культуру [3].

Одним из открытых вопросов в научном знании остается психологический механизм социализации человека посредством усвоения культурных моделей общества. Р. Линтон видит связку «культурный образец – социализация» следующим образом: культурные образцы уже существуют в обществе, в которое приходит новый член. Ребенок имеет ряд психологических личных потребностей: в эмоциональном отклике со стороны взрослых; в стабильности и безопасности; потребность в новом опыте. Стимулом к усвоению культурных образцов является удовлетворение этих потребностей. Но, организуя целенаправленное обучение, взрослые не просто удовлетворяют потребности ребенка, а обучают его «как принято в обществе», как соответствует культуре данного общества удовлетворять личные потребности. Таким образом, ребенок «глотает приманку непосредственного личного удовлетворения и попадает на крючок социализации» [19, с. 85]. С годами культурно обусловленное поведение закрепляется, демонстрируется в данной культуре и передается последующим поколениям.

Однако психологическая сущность человеческого бытия гораздо шире и заключает в себе не только мотивированное поведение и набор социальных ролей, но и сложные социально-психологические конструкты, включающие в себя традиционные ценности и значения, смыслы и новый социальный опыт.

Все регуляторы социотипического поведения могут объединиться понятием «традиция». В последнее время понятие «традиция» расширилось и в него стали включать устойчивые для культуры стереотипические формы поведения, то есть, обычаи. В качестве традиции изучались передаваемые из поколения в поколение особенности отношения человека к миру – ценности, интересы, убеждения, нравственные нормы. А в качестве обычаев – устойчивые формы поведения. «Понятие «культура» выступает как более общее по отношению к традиции, а традиция – как более общее по отношению к обычаям.

Важным в аспекте рассмотрения культуры как социализирующего личность фактора является то, что «культура, рассматриваемая в качестве независимой переменной по отношению к человеческому организму, «определяет» или «обусловливает» поведение, значит понимать проблему слишком узко, а то и вообще неадекватно». Личность есть продукт культуры, но, достигая определенных точек в своем развитии, она перестает быть пассивным объектом социальной среды и становится активным субъектом, оказывающим посильное воздействие на нее [57].

У. Стефан и К. Стефан выделили 11 измерений культур:

– степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм (натяжение «поводка»);

– степень избегания неопределенности и потребности в формальных правилах;

– маскулинность/фемининность, степень поощрения традиционных гендерных ролей;

– оценка природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»;

– сложность культуры, степень ее дифференциации;

– эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной экспрессивности;

– близость контактов, т.е. допустимые во время общения дистанция и прикосновения;

– дистанция между индивидом и властью;

– высокая /низкая контекстность;

– по ориентации во времени (прошлое, настоящее, будущее);

– по предпочитаемой активности;

– противопоставление культур вины /стыда [48].

Влияние культуры на человека прослеживается в различии социальных норм и ценностей. Воздействие культуры также отражается на том, какие социальные роли играют люди.

Западное (и американское) мировоззрение предрасполагает человека к убеждению, что люди, а не ситуации, являются причиной событий. «Вы можете сделать это» – психология позитивно мыслящей западной культуры. Имея правильную диспозицию, каждый может справиться с почти любой проблемой – «человек получает то, что заслуживает и заслуживает то, что получает». Мировоззрение восточное предполагает сосредоточение на ситуации и взаимозависимости. В то время как в русской традиции наблюдается ориентация на общину, группу, семью, коллектив.

Тип культуры и закрепленный в ней стиль воспитания приводит к закреплению тех или иных форм поведения, поощряемых данной культурой.

Через социализацию происходит процесс воспитания детей, передача им культурных норм, навыков и убеждений, усвоение этнических стереотипов. Мы позволим себе лишь в той мере, в какой это необходимо, познакомиться с некоторыми основными положениями этнокультурной теории.

Чтобы оценить влияние культуры, достаточно просто столкнуться с другой. Культурная вариативность может прослеживаться по различным критериям. Еще Р. Бенедикт выдвинула идею о фундаментальных различиях между культурами, каждая из которых имеет свою доминанту: «Каждое человеческое общество когда-то совершало отбор своих культурных установлений. Каждая культура с точки зрения других культур игнорирует фундаментальное и разрабатывает несущественное. Одна культура с трудом постигает ценность денег, для другой – они основа каждодневного поведения. В одном обществе технология слаба даже в жизненно важных сферах, в другом, – столь же «примитивном», технологические достижения сложны и тонко рассчитаны на конкретную ситуацию. Одна строит огромную суперструктуру юности, другая – смерти, третья – загробной жизни» [7, с. 271].

Еще один из самых распространенных критериев, по которым могут различаться культуры, основан на том обстоятельстве, что система ценностей, принятая в том или ином обществе, ставит на первое место либо индивидуальные достижения, либо обязательства общественной солидарности (типы культур индивидуалистическая-коллективистическая). Другой критерий – тип социального контроля (культура «стыда» и культура «вины»). Остановимся более подробно на этих двух дихотомиях культур, хотя, вариативность культуральных различий ими не исчерпывается.

Типы культур: «я»-культура и «мы»-культура

Для западного общества характерны ценности индивидуализма (индивидуалистически ориентированная культура). Оно отдает предпочтение самостоятельности и личному благополучию в ущерб социальной идентичности. Западная литература и кинематограф зачастую превозносят непреклонного индивидуалиста, который старается, прежде всего, удовлетворить свои собственные интересы. Индивидуализм процветает в условиях изобилия, социальной мобильности, урбанизма и интенсивного воздействия средств массовой информации. «Сам себя сделал» – формула современного человека «я»-культуры.

Кросскультурные исследования (которые будут рассмотрены в дальнейшем) коллективных ценностей указывают на существование альтернативы индивидуализму, ориентированному на силу и самостоятельность. В восточных и азиатских культурах больше цениться коллективизм. Наивысший приоритет люди приписывают целям и благополучию своих групп – семейных, клановых, трудовых. Интересно, что если мы посылаем письмо в Америку, то на конверте сначала пишется имя, потом – фамилия. В восточных культурах, гораздо важнее «чьего человек рода, чьей фамилии», а уж потом – его имя.

Личность в культурах Запада рассматривается как стабильная, способная сопротивляться внешним влияниям, более или менее интегрированная целостность, имеющая границы и набор черт, характеристик, способностей, мыслей и чувств. Но это представление нерелевантно другим культурам.

Жители Восточной Азии рассматривают личность как взаимозависимую, в которой приоритет отдается социальным структурам, социальным ролям и взаимодействиям. А восприимчивость к влиянию окружающих рассматривается не как знак непостоянства, а скорее, как отражение гибкости и личностной зрелости.

Маркус и Синобу Китаяма предлагают новое понимание зависимости: «Быть зависимым не обязательно означает быть беспомощным, бессильным и не имеющим возможности контролировать ситуацию. Это подразумевает умение ценить близких, быть чутким и ответственным по отношению к другим» (Markus, Kitayama, 1998).

Человек, оказавшийся в чужом для себя культурном пространстве, испытывает «культурный шок».

Индивидуалисту, оказавшемуся в коллективной культуре, придется:

– культивировать долговременные отношения, не ожидая быстрого сближения;

– скромнее подавать себя;

– интересоваться положением людей в групповой иерархии;

– обозначать собственное социальное положение.

Коллективисту, оказавшемуся в индивидуалистической культуре, свободней, чем обычно:

– переходить прямо к делу;

– демонстрировать свои умения и достижения;

– придавать большее значение личностным качествам, нежели социальному положению собеседника.

За последнее время индивидуализм Запада стал более сильным. Родители все больше поощряют свободу и самостоятельность детей, личная свобода возрастает, а общественные ценности уменьшаются. Это неизбежно приводит к появлению следующих тенденций:

– число разводов удвоилось;

– число самоубийств у подростков утроилось;

– число заявлений об изнасиловании увеличилось в 4 раза;

– число сообщений о дурном обращении с деньгами увеличилось в 5 раз;

– количество детей, рожденных в неполных семьях, увеличилось в 6 раз;

– число преступлений, связанных с насилием – в 6 раз [22, с. 247].

Вина и стыд как регуляторы социотипического поведения

Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении. Так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует изучать психологические механизмы, используемые культурой при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Рут Бенедикт в своей знаменитой книге «Хризантема и меч» (1946) противопоставила западную культуру вины восточным культурам стыда [8].

В любом обществе, на уровне индивидуального сознания, в основе мотивов, заставляющих человека реализовывать нормы, могут быть страх, стыд, чувство долга, ответственность, честь, сохранение лица, чувство вины. Когда человек нарушает какое-либо правило, у него возникает страх, тревога за то, «что с ним сделают». Страх, являясь врожденной эмоцией, возникает в опасной ситуации при дефиците информации, то есть в ситуации неопределенности. По мере взросления человека, страх одевает социальные «одежды» и преобразуется в многообразные эмоциональные состояния, которые, несмотря на то, что у них один корень, имеют и существенные отличия. Так, например вина и стыд – несмотря на некоторое сходство, имеют принципиальные отличия. Один и тот же человек, испытывая мучительное чувство вины, может не испытывать стыда и, наоборот, можно покраснеть до слез от стыда, но чувства вины при этом не будет.

Чего же «боится» человек в первом и во втором случае?

Стыд – ориентирован на внешнюю оценку. Человек боится, что окружающие станут думать о нем хуже, чем думали раньше или чем есть на самом деле. В японской культуре, например, «стыд является основой всех добродетелей». Отечественный психолог И.С. Кон отмечает, что главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих. Стыд означает тревогу за свою репутацию, он возникает, когда индивид чувствует, что он в чем-то слабее других, например, из-за незрелости или порочности характера. Востоковед В.Я. Цветов считает, что у японцев чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью аппеляции к общественному мнению, высмеивания и бойкота. Самая страшная угроза, которую мать скажет ребенку: «Смотри, в дом не войдешь!» Она грозит ребенку отлучением от семьи – первой общины, по законам которой он приучается жить. Далее, нашалившему ученику в школе, учитель может вынести такое наказание: или символическое (напишет его имя на доске и оставит на весь день), или отлучение (кормят отдельно, оставляют в классе во время перемены). Самым страшным и тяжелым наказанием для японского ребенка является бойкот и отлучение от общности. И взрослые больше боятся изгнания из общины, чем насилия.

Четко разработанная программа отлучения – процедура остракизма – известна из истории Древней Греции. В культурах, регулируемых стыдом, наказание за незначительные проступки сводилось к публичному увещанию. Если крестьянская русская община считала, что поступок члена общины запятнал репутацию всего селения, то сход занимался его «улещением». Но чаще наказание было символическим, как и в японской школе: наказывали стыдом (по Т.Г. Стефаненко).

В Древней Греции, уличенный в клевете, должен был носить миртовый венок; в трусости – 3 дня сидеть на площади в женском платье. В русских деревнях стыдом наказывали девушек за потерю чести: мазали дегтем ворота, подрезали косу, поднимали подол, и.т.д.

Если в культуре велико значение чувства вины в качестве регулятора поведения, действия оцениваются и осуждаются самим человеком в соответствии с интернализованными нравственными нормами, даже когда окружающие не знают о его преступлениях. Суд над человеком, включая не только его поступки, но и помыслы, осуществляет совесть, как внутренняя моральная инстанция. В качестве классического примера Р. Бенедикт рассматривала пуританскую культуру первых американских поселенцев, которые пытались нравственное поведение строить исключительно на чувстве вины. И хотя нравы с тех пор смягчились, «все психиатры знают, какие волнения доставляла современным американцам собственная совесть». Но существуют специальные способы, позволяющие человеку облегчить сознание греховности, например, в христианстве – это исповедь.

В западных культурах воспитывали детей, уповая на строгую дисциплину и телесные наказания: чувство вины пытались «вдолбить» в сознание в буквальном смысле слова. В средневековой Европе пороли детей повсеместно, но, особенно – в Англии (официально санкционированные порки в школах отменены совсем недавно). Как ни парадоксально, «рабская дисциплина» совмещалась с развитым чувством собственного достоинства английских джентельменов.

Чувство вины представляет собой проблему не только у американских граждан, но и у представителей других западных культур. В частности, чувство вины рассматривалось Всемирной организацией здравоохранения как основной симптом депрессии, а она намного чаще встречается у пациентов стран Запада, чем Востока (в Швейцарии – 68 %, в Иране – 32 %) (Tanaka-Matsumi, Draguns,1997).

В настоящее время исследователи склоняются, что взгляд на японскую культуру, как классическую культуру стыда несколько упрощен. Когда японец осознает, что он нанес вред, он испытывает сложное чувство вины и стыда. С другой стороны, повысился статус стыда в западном обществе, стыд все более регулирует поведение американцев, а чувство вины присуще им в меньшей степени, чем их предкам.

К этому можно добавить, что в основе и стыда, и вины лежит страх. Именно он регулирует поведение представителя любой культуры в его взаимоотношениях с «чужими», посторонними, потенциально враждебными. Ю.М. Лотман отмечал, что в «атмосфере массового террора гипертрофия страха вызывает атрофию стыда, делая людей бесстыдными, способными писать доносы на ближайших родственников и друзей» [21, с. 49].

Существуют и другие исследования культурной вариативности, которые проводятся в рамках кросс-культурной (сравнительной) психологии. В центр внимания ставятся вопросы различий в восприятии, мышлении, выявляют специфику национальных черт. В последнее время возникает много новых вопросов, связанных с активными межнациональными контактами, смешанными браками и процессами миграции, характеризующими современный мир.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Что понимается под социотипическим поведением личности?

2. Как соотносятся между собой понятия «культура», «традиции», «обычаи».

3. Какое влияние имеет культура на формирование личности человека? Обоснуйте ответ.

4. Сопоставьте и проанализируйте различные модели личности культур запада и востока.

5. Дайте характеристику основных ценностей в колллективистических и индивидуалистических типах культур.

6. Опишите эмоциональные механизмы регуляции социального поведения.

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.

2. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. – М.: Изд-во РГГУ, 1998. – 239 с.

3. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1979. – С. 85-113.

4. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2000. – 512 с.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 3-е изд, испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.

Ссылка на основную публикацию