Со скольки лет малыша можно оставлять дома одного?
Практикующий социальный психолог. Знает, когда ребёнок готов оставаться один дома.
Со скольки лет можно оставлять ребёнка дома
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно: в законе не написан возраст, а психологически ребёнок может быть готов и в пять лет, и в двенадцать.
Обычно родители практикуют схему: оставить ребёнка двух-трёх лет одного в детской на полчаса, час → дома на час-два, когда он ещё дошкольник → на несколько часов в начальной школе → на сутки и более в средних классах. Весь возраст дан условно: никто не знает ребёнка лучше, чем его родители.
Удостоверьтесь, что малыш готов не только психологически, но и в бытовом плане. Приучайте постепенно и обязательно проговаривайте правила безопасности и поведения.
Как понять, что ребёнок готов
Родители могут не беспокоиться за своё чадо, если оно:
- знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, например, если прорвало кран или загорелась микроволновка;
- умеет пользоваться телефоном и сможет набрать ваш номер или позвонить в спасательную службу;
- может проводить время в одиночестве: не будет плакать под дверью и звать родителей в окно;
- не имеет ярко выраженных фобий;
- не склонен пакостить, если его наказали;
- строго соблюдает запреты на опасные игры;
- может жить по режиму дня самостоятельно.
Санкции за оставление ребёнка в опасности
Есть три законодательных акта, которые регулируют этот вопрос:
- Родителям грозит штраф или лишение свободы на год, если оставить ребёнка в опасном для жизни и здоровья состоянии. Например, когда он не может о себе позаботиться сам (статья 25 Уголовного кодекса).
- Предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Например, если оставить ребёнка без еды и воды на сутки (статья 5.25 Кодекса административных правонарушений).
- Органы опеки и попечительства могут забрать ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью. Например, если его оставили одного на месяц без денег и еды (статья 77 Семейного кодекса).
Каких детей не стоит оставлять или нужно не оставлять одних подольше
Не стоит оставлять ребёнка одного, если он легко может открыть дверь незнакомому человеку или сильно боится темноты и одиночества, если не знает правила техники безопасности (например, что нельзя играть с розетками), любит шкодить или очень впечатлительный (например, может испугаться кадра в фильме и плакать до самого прихода родителей). Всё это говорит о том, что ребёнок пока не готов оставаться один. Родителям стоит проявить терпение и вернуться к идее позже.
Есть категории детей, которых не стоит оставлять одних никогда: с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью или ограничениями передвижения и младенцев. Эти ребята не смогут позаботиться о себе самостоятельно.
Как приучить ребёнка оставаться одному дома
Мы составили несколько правил для родителей, которые уверены, что их ребёнок к этому готов.
Правило 1. Оставляйте одного постепенно
Не уезжайте сразу на неделю к друзьям. Сначала выходите к соседям на полчаса, потом на час в магазин и так постепенно увеличивайте время.
Правило 2. Поговорите о технике безопасности
Обсудите разные чрезвычайные ситуации и возможности выхода.
Например, если дома загорелась плита, то нужно позвонить маме или папе, а потом пожарным по номеру 01. Обязательно сообщить фамилию и имя свои и родителей, назвать домашний адрес. Выйти из квартиры на улицу. Если ребёнок учится в младших классах, не стоит рассказывать, как тушить пожар самостоятельно.
Если началось землетрясение, то нужно срочно выйти на улицу и отойти подальше от любого здания. Лучше всего — на спортивное поле.
Если в квартиру ворвались грабители, нужно спрятаться в шкафу, нише или под кроватью и написать сообщение родителям. Ни в коем случае не попадаться им на глаза и не вступать в диалог.
Если дома отключили свет, у ребёнка должен быть фонарик вместо свечей.
Научите ребёнка в обязательном порядке проверять закрытую воду, выключенный свет и бытовую технику. И напомните, чтобы он ни при каких обстоятельствах не открывал дверь незнакомым людям.
Правило 3. Убедитесь, что ребёнок знает все данные
Точно может сказать фамилии, имена и отчества — своё и родителей, точный адрес, контактные телефоны.
Правило 4. Обсудите время отсутствия
Скажите точно, во сколько вы выйдете из дома и во сколько вернётесь. Обязательно обозначьте, где будете, на случай, если ребёнок не сможет дозвониться вам напрямую. И старайтесь не опаздывать.
Правило 5. Расспросите, чем ребёнок будет заниматься
Если у него возникают сложности с планированием своего дня, помогите придумать занятия. Можно воспользоваться методом «деловые часы»: обозначить временные промежутки для каждого занятия.
Правило 6. Удостоверьтесь, что его телефон заряжен
Если вы оставили ребёнка дома, а сердце не на месте, позвоните ему, спросите, чем он занят. Только не делайте это каждые 15 минут — проявите уважение к его самостоятельности. Если ребёнок маленький, например, дошкольник или младший школьник, оставьте видеоняню.
Помните, что когда вы вернётесь домой, там может поджидать неожиданность, как в стихотворении Эдуарда Успенского «Разгром». Оцените объективно, случайны ли поломки или ребёнок хотел нашкодить, отделите угрозу его жизни и здоровью от шалости.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Можно ли оставлять ребёнка одного дома? Законы и мнение психолога
Фильм «Один дома» вызывает восторг у детской аудитории и чувство тревоги у взрослой. Сможет ли ребёнок справиться с ежедневными обязанностями в отсутствии взрослых? Сколько он может пробыть один – час, день, ночь? Да и просто, можно ли оставлять ребёнка дома одного? Чем родители могут помочь ребёнку, чтобы обезопасить его самостоятельность? Так много вопросов, требующих ответов – давайте разбираться вместе!
Содержание:
- С какого возраста можно оставлять ребёнка одного дома по закону?
- Как понять, что ребёнок готов оставаться один?
- Что может случиться? Исключаем все потенциально опасные ситуации
- Пожар
- Потоп
- Запах газа
- Стук в дверь
- Как приучить ребёнка оставаться дома без взрослых?
- Один дома в первый раз!
- Можно ли оставить ребёнка одного ночью?
- Для родительского спокойствия
- Запомнить родителям! Мини-памятка самых основных вещей
С какого возраста можно оставлять ребёнка одного дома по закону?
В Российском законодательстве не существует чётких рамок, определяющих возраст, с которого родители могут оставить ребёнка дома одного. Однако существует ряд статей в уголовном, семейном и административном кодексах, предусматривающих наказание для родителей в ряде случаев.
Статья 125 УК РФ
Во-первых, в Уголовном кодексе есть статья № 125:
«Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, и лишённого возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности».
Простое пребывание дома не является для ребёнка «опасным для жизни и здоровья». Однако, если родители забыли оставить еду и питье, не спрятали лекарства и спички… То подобная халатность может стать для них проблемой с законом. Помните, что ребёнок считается малолетним до 14 лет! Соответственно, если что-то с ним случится, то родители понесут ответственность по статье 125 УК РФ.
Статья 5.35 КоАП
Статья № 5.35 Кодекса административных правонарушений РФ:
«Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».
Эта статья может стать проблемой, даже если родители находятся дома. Шустрые малыши могут подбежать к окну, покрутить ручку газа, найти и поиграть с кухонным ножом… Всё это — ненадлежащие исполнение обязанностей со стороны родителей или опекунов.
Статья 77 СК РФ
Статья № 77 Семейного Кодекса РФ:
«Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».
Самая расплывчатая из всех статей, поскольку «угрозу жизни и здоровья» определяют органы опеки исходя из своих соображений.
Как правило дети 6-8 лет уже остаются дома одни на один-два часа. И чем старше они становятся, тем больше этот интервал. Но опять таки до 14 лет родители несут полную ответственность за всё, что произойдёт в их отсутствие.
Также стоит упомянуть, что по закону дети до 18 лет не могут находиться на улице и в общественных местах с 22.00 до 6.00 без сопровождения взрослых.
Как понять, что ребёнок готов оставаться один?
К сожалению, возраст – это совсем не показатель того, что ребёнок готов остаться дома один. Чтобы понять, действительно ли ваш ребёнок может выдержать отсутствие взрослых, задайте себе ряд вопросов. Они же являются опорными для подготовки самостоятельного поведения:
- Ребёнок может набрать ваш номер и номера экстренных служб с помощью телефона?
- Умеет ли ребёнок проводить время самостоятельно, сможет найти себе спокойное занятие на час без посторонней помощи?
- Не боится темноты или чудовищ, а если боится, может ли справиться со страхом самостоятельно?
- Выполняет ваши инструкции и запреты, особенно, связанные с опасным поведением?
- Не наносит себе и окружающим увечья специально?
- Выполняет свои домашние обязанности самостоятельно без напоминаний?
- Соблюдает распорядок дня, знает его?
- Может налить себе воды и найти еду в холодильнике (сделать бутерброд, подогреть макароны и т.п.)?
- Не склонен мстить и устраивать «диверсии» для родителей за наказания или запреты?
Если на все вопросы вы ответили «да!», то ваш ребёнок готов остаться дома один. Если какие-то вопросы вызвали у вас сомнения или чёткий ответ «нет!», то сначала стоит проработать их и дать ребёнку необходимые навыки: например, научить его пользоваться микроволновкой или выучить вместе с ним необходимые номера телефонов.
Детей, которые тяжело переносят одиночество, привыкших, что их постоянно опекают, развлекают, для начала нужно научить быть более автономными. Не вмешивайтесь в их игру, давайте им возможность проявить свою самостоятельность, привлекайте к домашним делам. Это поможет им легче адаптироваться в жизни и разгрузит вас.
Помните, что дети до 7 лет, по мнению большинства специалистов, могут навредить себе, находясь без присмотра, поскольку не осознают всей опасности предметов вокруг. К тому же детская психика может запаниковать в случае длительного отсутствия родителей дома.
Будьте осторожны: не оставляйте плачущих детей дома одних! Успокойте ребёнка, убедитесь, что он вас слышит и понимает, договоритесь с ним, и только после этого покидайте квартиру.
Что может случиться? Исключаем все потенциально опасные ситуации
Дома может случиться всё что угодно! Однако есть ряд опасностей, которые родители могут и обязаны предотвратить:
Пожар
Пожар может случиться случайно (закоротило проводку) или из-за действий ребёнка (поиграл в индейцев, например). Если с первым, к сожалению, можно справиться только качественным ремонтом, то со вторым – гораздо легче – убрать спички, зажигалки и т.д. подальше от детских рук.
Учим ребёнка при обнаружении запаха дыма или огня покинуть квартиру, спуститься по лестнице на улицу, позвонить вам и в пожарную, а также по возможности сообщить о пожаре соседям. В случае, если квартиру покинуть невозможно (сильное задымление, огонь) – позвонить родителям и пожарным, намочить тряпку водой и дышать через неё.
Также желательно открыть защёлку на двери в квартиру, чтобы облегчить путь спасателям. Ни в коем случае не прятаться под кровать, в шкаф и т.п. Более подробные инструкции можно найти на сайте МЧС.
Потоп
Прорыв трубы в вашей квартире или соседской может стать серьёзной опасностью для ребёнка. Ему необходимо сразу позвонить родителям и в аварийную службу (если он уже достаточно большой), отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям и, оставив дверь открытой для специалистов, отойти от аварии на безопасное расстояние.
Запах газа
Дайте ребёнку понюхать газ, чтобы он знал, что это такое. В случае, если он почувствовал такой запах, научите его следующему алгоритму: покинуть квартиру незамедлительно, позвонить в аварийную службу, предупредить соседей (стучать, звонить, кричать «Газ!»), покинуть дом по лестнице и позвонить родителям.
Стук в дверь
Когда вас нет дома, в квартиру могут постучать или позвонить. Объясните ребёнку, что открывать дверь незнакомым и малознакомым людям нельзя. Первое, что должен сделать ребёнок – позвонить родителям. Открыть дверь можно, только если это хорошо знакомый ребёнку человек (близкий родственник или сосед) или речь идёт об опасности – пожар, угроза взрыва и т.п. Научите ребёнка ни в коем случае не говорить человеку за дверью, что он дома один. Лучше: «Мама спит, папа в душе».
Важно! У ребёнка всегда должна быть возможность покинуть квартиру! Не запирайте ребёнка без возможности выйти. Это спасёт ему жизнь в опасной ситуации!
Чтобы избежать несчастных случаев, убедитесь, что опасные предметы (ножи, спички, мамина плойка и т.п.) лежат в недоступном для ребёнка месте. Научите его пользоваться чайником, плитой, микроволновкой. Поставьте на окна «замки безопасности», чтобы не случилось трагедии.
Как приучить ребёнка оставаться дома без взрослых?
Не важно, планируете вы оставить ребёнка дома одного или нет, необходимо обучать его навыкам безопасного и самостоятельного поведения с раннего возраста. Ребёнок в 3-4 года способен понять, что такое горячо, почему играть с плитой нельзя и т.п. Регулярно проговаривая простые правила и понятные запреты вы сформируете у него чёткие границы дозволенного.
Лет с четырёх привлекайте ребёнка к готовке простых блюд. Покажите, как пользоваться микроволновкой, как сделать бутерброд, как налить себе воды, помыть фрукты и т.п. Разрешите делать эти простые вещи самостоятельно.
Понаблюдайте за ребёнком, откорректируйте его действия при необходимости. Со временем у него появятся необходимые навыки.
Не ругайте детей за ошибки, но хвалите за успехи
И тогда в нужный момент вам будет легче оставить их в квартире.
Играйте в пожарных и спасателей, отрабатывайте на игрушках сложные ситуации, чтобы ребёнок чётко знал порядок действий.
Помогите детям выучить наизусть адрес, номера телефонов родителей и Единый номер службы спасения 112.
Не стоит оставлять ребёнка сразу на весь день
Это может его напугать, вызвать чувство брошенности. Поэтому начинайте процесс приучения ребёнка к самостоятельному нахождению дома постепенно. Скорее всего, в первый раз это произойдёт в возрасте 7 лет, когда вы почувствуете, что ребёнок готов побыть дома один.
Сначала оставьте его на полчаса-час. Не забудьте повторить правила безопасного поведения дома, телефоны родителей и службы спасения. Демонстрируйте спокойствие и уверенность, что ребёнок справится (даже если вам самим очень страшно). Это позволит ребёнку снизить тревожность, ведь дети считывают наши эмоции и неосознанно начинают чувствовать то же самое.
Обсудите с ребёнком пробный час. Понравилось ли ему быть дома одному, какие трудности он встретил, а что было легко. Похвалите ребёнка за смелость. Подумайте вместе, что можно улучшить в следующий раз.
Постепенно увеличивайте интервал своего отсутствия. Не забывайте оставлять инструкции.
И не обманывайте детей!
Если обещали прийти через час – постарайтесь быть вовремя. Иначе рискуете потерять их доверие.
Один дома в первый раз!
Первый раз — самый сложный и ответственный для родителей и детей. Родители делают «прыжок веры», что с ребёнком ничего плохого не случится, а дети приобретают бесценный опыт самостоятельности.
Помогите своему малышу провести это время легко и просто. Продумайте заранее, чем он сможет себя занять – положите бумагу и карандаши на видное место, достаньте давно не использующиеся игрушки. Оставьте в доступе еду и воду. Проверьте зарядку на телефоне.
Когда вернётесь домой, не удивляйтесь бардаку, не ругайте за это ребёнка. Помогите ему всё убрать на места. И объясните, что лучше придерживаться порядка.
Поинтересуйтесь, чем он занимался в это время, было ли ему страшно? Похвалите его за этот опыт. Помните, что независимость и самостоятельность – это важная часть взросления.
Можно ли оставить ребёнка одного ночью?
Бывают ситуации, когда родителям необходимо оставить ребёнка дома одного в ночное время. К сожалению, не всегда есть возможность призвать родственников или друзей на помощь. Как правило, первые самостоятельные ночи приходятся на 10-12 лет, однако, некоторых детей начинают оставлять и в более раннем возрасте. В любом случае надо заранее подготовить ребёнка к такой ситуации:
- Ребёнок должен иметь опыт самостоятельного нахождения дома в дневное время.
- У ребёнка не должно быть страхов относительно темноты.
- Он должен уметь ориентироваться во времени и соблюдать режим дня.
Ни в коем случае не уходите из квартиры не предупредив ребёнка! Иногда существует соблазн уложить детей спать и тихонько уйти по своим делам. Проснувшись в пустой квартире, они могут очень сильно испугаться, что в дальнейшем приведёт к гораздо большим проблемам.
Так или иначе, родителям стоит помнить, что именно они несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей до 18 лет. Оставляя детей без присмотра, необходимо взвешивать все «за» и «против» и очень тщательно готовить детей к этому событию.
Для родительского спокойствия
Как бы мы ни старались обучать детей правилам безопасного поведения, их активность всё равно может привести к нежелательным последствиям, да и от несчастного случия никто не застрахован. Хорошо, что в двадцать первом веке существует множество способов обезопасить детей дома:
- Специальные замки на окна и шкафчики с «недетскими» вещами.
- Датчики дыма, газа и т.п.
- Системы видеонаблюдения.
- Мобильные телефоны и специальные приложения для них, например, «Где мои дети» позволит послушать звук вокруг, быстро связаться с ребёнком, даже если он не слышит телефон, и помочь ему в трудную минуту. А в приложении Pingo вы найдёте кучу интересных заданий, которые займут вашего ребёнка на время отсутствия.
- GPS-часы, позволяющие отследить местоположение и также послушать, что происходит вокруг ребёнка.
Не забывайте, что безопасность среды для своих детей обеспечиваете только вы сами:
- Спрячьте ножи, лекарства, спички, алкоголь, химию подальше.
- Убедитесь, что окна безопасны.
- Убедитесь, что в случае опасности ребёнок сможет сам открыть двери.
- Проверьте уровень заряда на телефоне.
А чтобы ребёнок, оставшись один, не «завис» у экрана надолго, установите новейшее приложение Kids360 от создателей «Где мои дети». Сервис обладает широким функционалом и позволит уберечь ребёнка от нежелательного контента, а также ограничить его время, проведённое в сети.
Запомнить родителям! Мини-памятка самых основных вещей
Готовность ребёнка к самостоятельности – это результат воспитания родителей. Не бойтесь учить детей делать всё самим, пусть даже это не всегда получается. Никто из нас не застрахован от внезапных изменений в жизни.
Каждый ребёнок должен знать:
- Свой адрес.
- Телефоны и полные имена своих родителей.
- Единый номер спасательных служб 112.
Оставляя ребёнка одного дома убедитесь, что:
- Есть еда и вода.
- Квартира безопасна (убрано всё хрупкое, острое, ядовитое).
- Ребёнок может связаться с вами.
- Ребенку есть, чем заняться.
- Ребёнок не боится остаться дома один.
Помните, что самостоятельности невозможно научить, её можно только дать. И этот бесценный опыт позволит вашим детям вырасти более гармоничными и самодостаточными, чем родительские страхи и гиперопека. Научите их правилам безопасного поведения и тогда вы будете оставлять их со спокойствием на душе.
Один дома
Когда и как можно оставлять ребенка дома одного
Надеемся, все помнят комедию «Один дома», где малыш, позабытый в предпраздничной суете, проводит несколько дней в одиночестве. Помимо грабителей, которым он дает достойный отпор (спишем этот сюжетный поворот на фантазию сценаристов), он сталкивается со множеством бытовых и психологических проблем, о которых, уверены, вы до этого даже не задумывались.
Пусть и не таким экстремальным способом, но шаг к самостоятельности и автономности вашему ребенку рано или поздно придется сделать. Когда можно попытаться оставить ребенка дома одного? Насколько это безопасно? Как подготовить ребенка к самостоятельному времяпровождению?
Это вообще легально?
В законодательствах обычно не указан возраст, когда ребенок может оставаться дома один. Исключением, пожалуй, можно считать США где, как вы знаете, действуют собственные правила в каждом из штатов. Там возраст, достаточный для оставления ребенка дома, колеблется от 7 лет в Небраске до 14 лет в Иллинойсе, но и в Америке в 35 штатах нет таких законодательных ограничений.
Большинство стран регулируют этот вопрос рекомендациями органов опеки (обычно подходящим возрастом считается 12-13 лет).
Если нет закона, значит можно оставлять ребенка дома хоть с рождения? Не совсем.
Во-первых, в Уголовном кодексе есть статья №125: «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности» (наказание довольно разнообразно – от штрафа до лишения свободы на срок до года).
Следует отметить, что просто оставление ребенка в квартире – не относится к понятию «опасное для жизни и здоровья состояние», поскольку пребывание дома ничем ребенку не угрожает, Однако если вы оставили малыша запертым на день без еды и воды – вами займутся компетентные органы.
И все же чаще страдают шустрые малыши из вполне благополучных семей, которые в отсутствии (а иногда и в присутствии) мамы и папы добираются до открытых окон, газовых кранов, спичек, таблеток, бытовой химии.
В этом случае вступает в действие статья № 5 – 35 Кодекса административных правонарушений РФ: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».
Наконец, если вы постоянно оставляете ребенка дома одного, и он рыдает там часами, что, естественно, вызывает беспокойство и опасения соседей, в дело вступают сотрудники органов опеки и попечительства, которые руководствуются статьей №77 Семейного кодекса РФ.
Статья 77 СК РФ: «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».
Тут мы должны отметить, что в российской юридической практике толкование понятия «непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка» в статье 77 СК гораздо шире, чем в статье №125 УК, хотя формулировки, казалось бы, одинаковы. По сути, является ли угроза жизни и здоровью ребенка непосредственной, определяют органы опеки и, зачастую, «на глаз».
Однако если ваш ребенок спокоен и весел, не страдает в ваше отсутствие от голода и жажды, не может добраться до окон, ножей, спичек, газовой плиты, то не существует законодательного ограничения, которое не позволило бы вам оставить ребенка дома. Поэтому советуйтесь с собственным здравым смыслом!
Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома
Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет – это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.
Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.
Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…
умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?
умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?
не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?
знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?
не склонен наносить увечья себе или окружающим?
имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?
знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?
не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?
Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.
Потенциально опасные ситуации
Обсудите с ребенком возможные потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица с важными телефонами.
Сорвало кран (прорвало трубу)
Позвонить вам, позвонить в аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям, открыть дверь, остаться в безопасном месте.
Пожар
Покинуть квартиру и позвонить в пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать через влажную ткань. Не паниковать!
Запах газа
Покинуть квартиру и позвонить в аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.
Убедитесь, что ваш ребенок знает запах бытового газа.
В дверь кто-то стучит или звонит
Позвонить вам. Если стук продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник, ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза взрыва).
Если в дверь стучит незнакомец, ни в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине, выгуливают собаку).
Если визитеры не уходят – позвонить в полицию.
” Никогда не оставляйте ребенка дома запертым без возможности покинуть квартиру! Это небезопасно!
Необходимые навыки для самостоятельного пребывания дома
Если вы оставляете ребенка дома одного, у него должны быть сформированы минимальные бытовые навыки. Прежде чем оставить его, потренируйте малыша на кухне: он должен уметь, как минимум, уметь налить себе питье и приготовить простой перекус (хотя бы бутерброд).
Если вы планируете оставлять ребенка надолго (например, первоклассник несколько часов дожидается дома вашего возвращения), учите его пользоваться бытовыми приборами – разогревать приготовленную вами еду на плите или в микроволновке. Он должен уметь отрезать хлеб, помыть фрукты, наливать горячие напитки.
” Нужно отметить, что даже если вы не планируете оставлять ребенка дома, все равно необходимо обучить его бытовой самостоятельности, так что с четырех-пяти лет вы можете доверить ему простую помощь на кухне!
Один дома – в первый раз
Итак, вы впервые решили оставить ребенка дома одного. Как это сделать?
Во-первых, отлучка не должны быть долгой. Придумайте, куда вы можете выйти на 15-20 минут.
Во-вторых, ребенок должен понимать, что контролирует ситуацию, поэтому заранее обговорите с ним время вашего ухода и возвращения. Прекрасно, если ребенок уже умеет определять время по часам, но если он еще плохо это делает – поставьте метки на циферблате.
В-третьих, придумайте, чем ребенок будет занят во время вашего отсутствия. Предложите ему новую книжку или игрушку, дайте какое-то задание, которое его увлечет, но при этом не вызовет затруднений.
Обязательно еще раз обсудите, чего делать категорически нельзя: открывать окна, подходить к плите, играть с огнем, пользоваться электроприборами – список можно скорректировать в зависимости от возраста и навыков ребенка.
И, конечно, будьте на связи!
Мама вернулась!
Вполне возможно, придя домой, вы обнаружите разлитое молоко (хотел попить…), разбитый цветочный горшок (хотел полить…) и гору конфетных фантиков. Прежде всего – не ругайтесь!
Отделите ситуации, представляющие реальную опасность, от неловкости и недисциплинированности ребенка. Если вы обнаружите прожженное пятно на столе, разобранную на составляющие аптечку, следы ревизии ваших запасов алкоголя или сигарет – оставлять ребенка одного дома рано, даже если дети всех ваших знакомых в этом возрасте уже абсолютно автономны.
” Не сердитесь, если ребенок хотел, как лучше, а получилось «как всегда». Помните, что его благие намерения искупают неудачные последствия, а остальное – просто вопрос тренировки.
Наконец, если ребенок сознательно нарушил важный, но не опасный для жизни запрет (съел сладкое, включил телевизор…) – обсудите с ним еще раз, почему вы просите не делать те или иные вещи, и почему важно прислушиваться к вашим просьбам. А вам, как педагогу, нужно задуматься – почему ребенок набросился на конфеты и включил телевизор. Может, все же боялся и пытался заглушить страх? Может, вы слишком строги, и соблазн съесть недельную дозу сладкого был слишком велик? Может, ребенок сердится на ваше решение оставить его дома, и хулиганит назло вам? Очевидно, что ваша реакция будет отличаться во всех трех случаях.
Ребенок один дома – это огромное беспокойство для родителей, но ведь это и новая степень свободы, причем и для мамы, и для ребенка. Отпускать от себя ребенка трудно, но нужно. Расскажите о вашем опыте приучения детей к самостоятельному пребыванию дома!
С какого возраста можно оставить ребенка дома на месяц?
Я уезжаю в другой город по работе минимум на месяц. В квартире остается жить самостоятельно дочь 17 лет. С отцом дочери мы не общаемся, других родственников я оповестила. Дочь не учится — работает.
Подскажите, что могут сделать органы опеки, если узнают об этой ситуации?
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Дарья,по закону вы можете оставить ребенка с 18 лет, хорошо если родственники будут заезжать и общаться ненавязчиво. Все дети разные,вы можете гордиться своей дочерью раз спокойно оставляете ее одну. Думаю ,что у органов опеки достаточно много другой работы, но для вашего спокойствия,можете взять согласие ,на одного родственника,что на время вашего отсутствия,за безопасность отвечает он, ещё уточните у юриста ,думаю есть даже спец форма как правильно.
user1664502, а пруфы?
17??) В 16 я самостоятельно пересекал границу. В чём вообще проблема?
Михаил, а проблема в том, что теперь до 100 лет надо сопровождать, иначе по статье пойдешь “оставление в опасности” или какой-то подобной. Бред сивой кобылы, конечно.
я плакал. т.е. поступить в вуз в другом городе сейчас – подсудное дело? 🙂
Гражданский кодекс РФ говорит, что после 16 лет могут быть послабления (но придется обратиться за помощью к бывшему мужу):
а) Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей
2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, ДОПУСКАЕТСЯ с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.
б) Статья 27. Эмансипация.
1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.
Исходя из действующего правового регулирования в случае краткосрочного отсутствия родителей оставление детей с бабушкой или др. родственниками находится вне правового поля. Согласно положениям ст. 121 СК, в частности в случаях болезни родителей, длительного отсутствия родителей, а также в «других случаях отсутствия родительского попечения», защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства.
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) “Об опеке и попечительстве”, Статья 13. Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан
“1. Родители могут подать в орган опеки и попечительства СОВМЕСТНОЕ заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя”.
КоАП РФ, Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Со скольки лет малыша можно оставлять дома одного?
Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Бабушки вспоминают, что в свое время детей оставляли дома на целый день — и ничего. Многие даже не сомневаются, что и годовалого малыша можно оставить одного дома… Но следует понимать, что каждый ребенок уникален и взрослеет по-своему: у каждого свой темперамент, многое зависит и от родителей. Не следует подстраиваться под чужое мнение. Каждый родитель сам должен чувствовать, когда придет время, и ребенок будет готов оставаться дома один. Не обращайте внимания, если соседке или свекрови кажется неправильным, что вы везде и всегда берете ребенка с собой. Психологи уверяют, что детей до семи лет одних дома оставлять нельзя. А в некоторых странах, например в США, существует закон, который запрещает оставлять без присмотра детей в возрасте до 12 лет. А беспечным родителям грозят серьезные неприятности. В нашей стране родители также могут быть наказаны за оставление детей без присмотра в соответствии со ст.159 УК РБ, но только лишь в том случае, если в результате этого пострадал ребенок.
Как обезопасить своих детей от несчастного случая, и стоит ли оставлять ребенка одного дома? На этот вопрос мы и попробуем ответить.
Все дети, по своей натуре, любопытны и, каждый день открывают для себя что-то новое. Увидев, как кто-то из родителей поджигает спичку, они хотят попробовать сделать то же самое. Хорошо, если рядом в этот момент окажутся взрослые. А если дети предоставлены сами себе? Познавая новое, и даже не догадываясь о последствиях, они могут поджечь мебель, ковер или занавески на окнах. А дальше остается надеяться только бдительность соседей и на спасателей.
К сожалению, несмотря на совместные усилия МЧС и других ведомств и организаций, в Беларуси ежегодно на пожарах гибнут десятки детей.
Если задуматься о первопричинах подобных происшествий, становится понятно, что многих трагедий, одна из которых произошла в деревне Великая Кракотка Слонимского района, удалось бы избежать…
В то роковое утро 7-летняя Наташа, 5-летняя Танюша и 3-летний Вадим остались одни дома. Отец ушел на работу, а мать, покормив малышей и закрыв дверь снаружи на замок, отлучилась в город по делам. Проходящая мимо дома женщина, увидела клубы дыма, пробивающиеся из-под кровли и сразу вызвала на помощь спасателей и соседей. Узнав о беде, дедушка малышей, проживающий поблизости, бросился в задымленное здание и на руках вынес троих малышей. Казалось, они просто спят… Огонь не успел коснуться их маленьких хрупких тел, малыши задохнулись в дыму. Спасатели и медики проводили реанимационные действия, но, к сожалению, вернуть ребятишек к жизни не удалось. Работники МЧС, проводившие дознание, установили, что проводка и электроприборы в доме были исправны. Причиной загорания послужила детская шалость с огнем.
Конечно, родители не могут постоянно находиться с детьми и контролировать каждое их движение, поэтому необходимо научить их элементарным правилам безопасности. Проще всего проанализировать, какие неприятности могут произойти. Дом – это не просто стены и крыша. Дом состоит из приборов, механизмов, каждый из которых может стать причиной несчастного случая. Нарисуйте вместе с ребенком схему квартиры, отмечая ярким цветом «опасные» зоны. Опишите каждую зону, объясните, почему именно в этой зоне нужно быть особенно внимательным. И если вы сможете научить ребенка правильно пользоваться электрическими приборами, то несчастный случай будет практически исключен. А к газовой плите детям не нужно даже подходить.
Для того чтобы беда не пришла в ваш дом, сформулируем основные правила, которые должен знать каждый родитель.
Следует объяснить вашему ребенку простые физические законы (поджечь – загорится, не закрыть кран – зальет, сунуть металлический предмет в розетку – ударит током). Правила поведения в экстремальных и экстренных ситуациях (при обнаружении дыма – открыть окно и позвонить пожарным; залить огонь водой или закрыть одеялом). Как пользоваться мобильным и обычным телефоном, вызывая маму, папу, другого родственника или доверенного взрослого. Что надо обращаться за помощью к соседям, в службу МЧС по телефону 101.
Что необходимо делать ребенку, если он почувствовал запах газа? Немедленно сообщить об этом взрослым. Звонить по телефону надо от соседей, так как и в телефонном аппарате может проскочить малейшая искра. Открыть окна, чтобы помещение проветрилось. Не зажигать огонь и не трогать электроприборы, в том числе выключатели света. Срочно покинуть помещение, обратившись за помощью к соседям, если рядом нет взрослых.
Электричество. В каждом современном доме большое количество электроприборов, проводов, розеток. Необходимо объяснить ребенку, что электричество не любит контакта с человеком, а также с металлическими предметами и водой. Главное правило для взрослых: не оставляйте электроприборы включенными, особенно если ребенок остается один дома. Простая привычка выключать приборы из розеток поможет избежать неприятностей.
С чем нельзя играть: спички и зажигалки, розетки, электроприборы (утюг, чайник), газовая плита, бензин и другие жидкости, которые легко воспламеняются.
Итак, подведем итог. Для того, чтобы быть спокойным за свое чадо, желательно не оставлять его без присмотра. Ведь даже соблюдение всех необходимых правил безопасности не способно застраховать от несчастного случая. Если уж взять ребенка с собой не представляется возможным, а оставить его не с кем, то предварительно следует предусмотреть все неблагоприятные сценарии. В первую очередь необходимо спрятать спички и другие зажигательные предметы в надежное место, выключить все электроприборы, ну и, конечно же, поговорить с малышом и рассказать ему о правилах поведения, когда рядом нет взрослых. Ведь зачастую чиркнуть спичкой о коробок под силу даже самому маленькому ребенку, а вот сообразить, что от разгорающегося огонька нужно убегать и звать на помощь взрослых, он не в состоянии.
Сознание того, что ваш ребенок знает о правилах поведения в экстремальных ситуациях, позволит вам чувствовать себя намного спокойнее. Ведь только знание элементарных требований безопасности и уверенность в том, что ваши дети эти требования выполняют, позволит ответить на главный вопрос – «Оставить – не оставить…?»
Специалист группы пропаганды и обучения Советского РОЧС г. Минска Быченок Т.А.
Памятка об ответственности родителей за оставление своих несовершеннолетних детей без присмотра
Памятка об ответственности родителей за оставление своих несовершеннолетних детей без присмотра
За последние месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних без присмотра даже на непродолжительное время на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.
Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в законе. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 125 УК РФ. Знайте! Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Памятка для родителей
Безопасность ребенка в быту
Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка.
Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.
Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!
Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!
Но если Вам всё-таки пришлось уйти, то сначала:
- Проведите с ним профилактическую беседу, объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.
- Займите ребенка безопасными играми.
- Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги.
- Перекройте газовый вентиль на трубе.
- Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.
- Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок, пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении.
Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате!
- Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность.
- Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы.
- Изолируйте от ребенка лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.
Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!
Источники потенциальной опасности для детей
- Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться:
- спички;
- газовые плиты;
- печка;
- электрические розетки;
- включенные электроприборы.
- Предметы, с которыми детей нужно научить обращаться (зависит от возраста):
- иголка;
- ножницы;
- нож.
3. Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей местах:
- бытовая химия;
- лекарства;
- спиртные напитки;
- сигареты;
- пищевые кислоты;
- режуще-колющие инструменты.
Ребенок должен запомнить:
- Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, добавляй горячую воду постепенно.
- Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.
- Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.
Уважаемые родители!
Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!
Школьникам – домашнее обучение, родителям – наказание за оставление детей без присмотра
Чтобы предотвратить распространение коронавируса, учеников московских школ перевели на дистанционное обучение. Пока взрослые работают, дети дома предоставлены сами себе. А ведь закон обязывает родителей заботиться о здоровье ребенка. Неисполнение этой обязанности может привести к несчастному случаю и повлечь уголовную ответственность
Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции страна перешла на режим повышенной готовности 1 . В Москве учеников и студентов перевели на дистанционное обучение, многих работников – на удаленную работу. Те же, у кого есть маленькие дети и при этом нет возможности работать на дому и присматривать за ними, оказались в непростой ситуации.
(Что такое режим повышенной готовности и что будет, если введут режим чрезвычайного положения, – читайте в публикации «Коронавирус: как отличить правду от вымысла?»)
На что имеют право трудящиеся родители во время действия режима повышенной готовности?
В Москве режим повышенной готовности к распространению инфекции был введен указом мэра 5 марта 2 . В этом документе для работающих родителей актуален пункт 4.2: работодатели обязаны оказывать работникам содействие в обеспечении режима самоизоляции на дому.
Прежде всего нужно уяснить, что перевод работника на дистанционную форму – это изменение условий трудового договора. До введения режима чрезвычайной ситуации такое возможно только на основании дополнительного соглашения сторон, т.е. при обоюдном желании работника и работодателя. В настоящее время распространение коронавирусной инфекции в Москве к чрезвычайной ситуации не отнесено 3 . Меры, принимаемые государством, являются превентивными 4 , а указ мэра носит скорее рекомендательный характер.
Итак, перевод работника без его согласия на удаленную работу в рамках ст. 72.2 Трудового кодекса невозможен, так как на территории России не установлена эпидемия. А из буквального толкования уже упомянутого п. 4.2 указа мэра следует вывод, что обязанности переводить сотрудников на дистанционную работу у работодателя нет. Однако он должен обеспечить возможность работать удаленно, если у сотрудников появилось такое желание. Решение о переходе на надомный режим работы они принимают самостоятельно и вправе просить об этом работодателя.
Ну а если работодатель не может предоставить такую возможность из-за специфики профессиональной деятельности сотрудника? Что в такой ситуации делать родителям: нанимать няню, если никто из родственников и знакомых не может присмотреть за ребенком, или оставлять его дома одного?
За оставление ребенка без присмотра родителям может грозить уголовная ответственность?
С 21 марта по 12 апреля приостановлено посещение детьми образовательных учреждений. Исключение составляют дошкольники и школьники 1–4-х классов. При наличии согласия родителей обучение их может быть продолжено в группах до 12 человек. Об этом говорится в принятом 16 марта приказе Департамента образования и науки г. Москвы.
Но на практике обучение и младших школьников проходит сейчас дома в режиме онлайн с 9:00 до 13:00, а необходимость очного присутствия ребенка в мини-группах родителям надо обосновать. Первые дни онлайн-обучения демонстрируют положительное отношение детей к таким занятиям: они учатся дома перед компьютером, но при этом сохраняется коллективность урока за счет аудиосвязи с одноклассниками.
Однако есть и один существенный недостаток у домашнего обучения: по истечении учебного времени многие дети оказываются предоставленными самим себе, пока взрослые на работе. А между тем закон обязывает родителей заботиться о здоровье своих детей (ст. 63 Семейного кодекса) и защищать их права и законные интересы (ст. 56, 64 Семейного кодекса). И если неисполнение этих обязанностей привело к трагическим последствиям, на родителей может быть возложена уголовная ответственность.
Например, если малолетний ребенок (до 14 лет) оказался в опасной ситуации, пока находился без присмотра, родителей могут привлечь к ответственности по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности». Если же в это время произошел несчастный случай – действия родителей могут квалифицироваться по ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Например, трагедия произошла на Урале летом 2019 г. Девочку 12 лет оставили дома с младшими братьями. Она решила приготовить ужин, из-за чего произошел пожар. Дети погибли.
В моей практике был случай, когда девочка 11 лет не захотела идти с родителями за грибами и осталась на даче снимать видео для социальной сети. Вдохновившись просмотром популярного мультика про монстров, она соорудила декорации из подручных материалов и начала выступление на камеру. Результатом стали асфиксия, двое суток в реанимации и многомесячная реабилитация. Девочка оставалась одна всего два часа, и родителей к ответственности тогда не привлекли. Но минимум раз в неделю посещать следственный комитет им приходилось.
Детский психолог Залина Текоева:
«При решении вопроса о том, стоит ли оставлять ребенка дома одного, нужно учитывать уровень его развития и приобретенные социально-бытовые навыки. Без присмотра взрослых ребенка можно оставлять дома с 7–8 лет, но не более 30 минут. Для 9–12-летних можно увеличить это время до двух-трех часов утром или вечером, а для 12–14-летних – до пяти-шести часов. Но только в том случае, если ребенок умеет пользоваться простейшей бытовой техникой, может по необходимости позвонить родителям и ответственно подходит к их просьбам и советам».
Детский психолог Ольга Серебровская:
«Важен не только биологический возраст ребенка, но и его психологическая зрелость. 14 лет – это условная граница самостоятельности. Возраст, в котором ребенок овладевает навыками самоконтроля и самосохранения, зависит от условий его воспитания и внимания, которое родители уделяют этому вопросу, от наличия или отсутствия примеров разумного поведения, демонстрируемого взрослыми.
Если родители постепенно готовят ребенка к самостоятельному времяпрепровождению, обучают его навыкам безопасной жизнедеятельности, развивают его творческие способности, делегируют ему часть ответственности и оказывают поддержку, а не чрезмерно опекают или игнорируют, к младшему подростковому возрасту он становится самостоятельным.
Другой важный момент – условия, в которых остается ребенок без присмотра. И речь идет не только об исправности электроприборов и отсутствии мест, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья, но и о предметной организации среды. Поведение детей, чреватое неблагоприятными последствиями, часто обусловлено скукой. Чтобы досуг был безопасным и продуктивным, ребенку нужно дать необходимые для этого средства и инструменты».
Решение о том, как обеспечить безопасность детей, принимают родители, и ответственность за него лежит на них.
Педагоги и психологи рекомендуют более внимательно отнестись к правилам безопасности: расскажите ребенку, как вести себя в различных ситуациях; попросите соседку-домохозяйку или пенсионерку иногда заходить, пока ребенок один дома, и нелишним будет узнать ее номер телефона на экстренный случай; проверьте исправность электроприборов при выходе из дома и отключите лишние; запретите ребенку пользоваться плитой, если дома есть СВЧ-печь; составьте для него список образовательных, бытовых и досуговых заданий на день и почаще ему звоните.
Юристы советуют рассказывать детям о возможных юридических последствиях опасных игр и противоправного поведения (подробнее об этом читайте в статье «Родителям – о правах и обязанностях детей»).
1 Пункт 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2 Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». Он был изменен Указом мэра Москвы от 10 марта 2020 г. № 17-УМ «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ».
3 Пункт «м» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
4 Статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
5 Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 16 марта 2020 г. № 112 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки города Москвы от 6 марта 2020 г. № 89».