Обучение письму и чтению

Как подготовить ребенка к чтению

Чтобы ребенок быстрее научился читать, у него должно быть развито чувство ритма и фонематический слух. Чтобы развить первое качество, используйте музыку и танцы. Включите ритмичную музыку и в игровой форме (веселясь, дурачась и развлекаясь) продемонстрируйте ребенку, какой у музыки ритм. Танцуйте, выполняя движения под музыку, и постепенно малыш начнет повторять за вами, научившись чувствовать ритм.

Узнавание и последующее воспроизведение звуков, то есть фонематический слух, развивайте с помощью следующих упражнений.

Расскажите ребенку, что каждое слово состоит из отдельных букв. Начните изучать простые слова (мама, папа, кошка, собака). С помощью них продемонстрируйте, с какого звука начинается и каким заканчивается определенное слово. На данном этапе важно четко проговаривать согласные буквы, как бы выделяя их голосом, а гласные – тянуть. Таким образом ребенок, сам того не осознавая, научиться интуитивно их различать.

Когда малыш поймет объяснения, предложите ему назвать первый и последний звук произнесенных вами слов. Постепенно переходите от простых к более сложным словам, дожидаясь момента, когда и их разбор будет даваться без труда.

И наконец, самое трудное упражнение. Договоритесь с ребенком, что он будет искать какой-либо звук в словах, которые слышит. Произносите любые слова, а малыша попросите хлопать в ладоши каждый раз, как он услышит нужный звук.

Если ребенок легко справляется с заданиями – можно начинать обучение.

У ребенка развита логика, он хорошо ориентируется в пространстве и понимает, где «верх», а где «низ», где «право», а где «лево».

Лекция 2. Формирование навыков письма и чтения: виды трудностей в процессе обучения

План лекций по курсу:

Лекция 4. Методика анализа и оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4-го класса. Описание методики. Критерии оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 4 класса. Тестовые задания.

Лекция 6. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Особенности учебной деятельности медлительных детей. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Тактика работы с медлительными детьми.

Лекция 8. Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению. Формы организации коррекционной работы. Последовательность действий педагога и специалистов при организации помощи детям с трудностями обучения письму и чтению.

Мы уже говорили о том, что письмо и чтение – сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд одинаковых этапов. Известный отечественной психолог А.Р. Лурия, одним из первых проанализировавший психофизиологические механизмы процесса письма, отмечал: «…для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять (удерживать в памяти. – М.Б.) их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».

Так же можно описать и процесс чтения, при котором ребенок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать из них слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста. На начальном этапе формирования навыка, по мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, чтение «есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели» (Эльконин Д.Б. Как научить детей читать // Избранные труды. – М. – Воронеж, 1995. – С. 329). Но это структура уже сформированных навыков, когда внимание ребенка не направлено на каждую отдельную операцию.

Первый этап формирования навыка письма характеризуется тем, что внимание ребенка направлено на анализ звука, который нужно написать, затем – на перекодировку фонем в графему, удержание в памяти последовательности фонем и графем. Второй этап – написание буквы. Нужно представлять (знать) ее графический образ, знать и уметь выполнить необходимое движение (по правильной траектории, соблюдая чередование и соотношение элементов отдельных букв, их соединений в слова).

Но и это еще не письменная речь, а только владение техникой письма, которое условно можно разделить на три основных этапа:

аналитический, когда все действия (от анализа звучащего слова до перевода фонемы в графему) находятся под контролем, требуют активного внимания, анализа каждого компонента действия;

синтетический, когда отдельные действия становятся целостными (например, звуко-буквенный анализ и перевод фонемы в графему не разделяется, письмо букв не разделяется на отдельные элементы);

автоматизации – когда письмо представляет собой целостное действие, а некоторые его элементы выполняются автоматически, без активного внимания и контроля. Только с этого момента гедонический навык письма можно считать сформированным.

Овладение техникой письма (и мы об этом уже говорили) важно не само по себе, а как основа письменной речи. В то же время овладеть письменной речью возможно «только при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи» (Выготский Л.С. Собр. соч. – Т. 3. – С. 177).

Процесс чтения на начальном этапе тоже разделяется на отдельные операции, и они не менее сложны, чем в процессе письма. Ребенок должен освоить весь набор письменных знаков (букв), научиться сознательно различать и выделять их, соотносить эти графические знаки с отдельными звуками, усвоить правила воссоздания из графического образца слова его звучащий вариант, потом нужно узнать это слово, понять его смысл. И только научившись выполнять все эти «технические» операции, ребенок может учиться понимать не только слово, но и текст.

В формировании «технической части» этих навыков можно выделить три основных этапа:

Первый – аналитический, включающий вычленение и овладение основными элементами действия.
Второй – синтетический: объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля.
Третий – автоматизация: сформированное целостное действие, выполняемое без фиксирования внимания на отдельных элементах.

Многие ученики начальной школы в процессе формирования навыков «застревают» на втором этапе и не переходят к третьему. Графически и орфографически правильное письмо затруднено, а письменная речь остается несформированной.

Фактически эффективность формирования первого («технического») этапа обучения письму и чтению определяет успешность освоения этих навыков. Именно поэтому так важно знать и понимать, отчего возникают трудности на этих этапах обучения.

Попробуем рассмотреть каждый этап формирования навыков и понять причины возникающих трудностей. Но прежде всего еще раз напомним, что письмо и чтение включают сложнейшие психофизиологические механизмы организации внимания, произвольной регуляции и контроля деятельности, артикуляции и слухового анализа, зрительно-пространственное восприятие, зрительную и слуховую память, зрительно-моторные координации, звуко-буквенный и фонемный анализ, нервно-мышечный контроль и т.п.

Характерной чертой первого этапа формирования навыка является очень медленное, поэлементное выполнение каждого действия. Наши исследования письма показали, что каждый элемент буквы на начальном этапе обучения выполняется раздельно, даже если от ребенка требуется связное (слитное) выполнение буквы. Структура движений при письме буквы а (к кончику ручки был прикреплен датчик давления, и через систему усилителей кривая движений ручки регистрировалась на самописце) на начальном этапе можно изобразить такой схемой:

До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, «как делать» (то есть не осознал алгоритм действия, а, например, при выполнении каждой отдельной буквы – схему, траекторию движений – «откуда начать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действия, «упражнять» ребенка не только бессмысленно, но и вредно.

Этапы обучения чтению и письму
статья (1 класс) на тему

В данной практико- значимой работе описаны основные этапы обучения младших школьников навыкам письма и чтения.В основе статьи лежат выоды теоретических и практических исследований отечественных учёных. Статья будет полезна педагогам, логопедам, дефектологам, поможет эффективнее строить работу по формированию навыков письма и чтения у обучающихся.

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

5 методик обучения чтению: плюсы и минусы

Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.

Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Когда начинается обучение письму

Дошкольники 5-6 лет чаще всего уже знают все буквы и умеют их писать в печатном виде. В 1 классе дети начинают изучать письменные буквы и правила их соединения. Часть педагогов считает, что до школы не следует обучать малышей письменным буквам.

Если учитель в классе станет объяснять написание в другом порядке, ученику может быть трудно переучиваться. Кроме того, он будет скучать, пока другие дети учатся писать. Такое расслабленное состояние на уроках может негативно сказаться на обучении, когда класс сравняется в своих возможностях и начнутся более сложные темы.

Кроме того, навык письма в дошкольном возрасте тренируется мало. Поэтому есть риск, что, рано научившись писать, ребёнок закрепит корявый почерк и неверное написание букв.

С детьми дошкольного возраста проводятся занятия по подготовке к письму. Период подготовки дошкольников к письму называется пропедевтическим (подготовительным).

Этапы обучения письму условно разделяют на три:

    Начальный. Он наступает довольно рано. Уже с 1.5-2 лет дети начинают проявлять интерес к рисованию. С этого и начинается неосознанная подготовка к письму. С 3-4 лет тренировка навыков рисования становится целенаправленной.

    Начальный. Он наступает довольно рано. Уже с 1.5-2 лет дети начинают проявлять интерес к рисованию. С этого и начинается неосознанная подготовка к письму. С 3-4 лет тренировка навыков рисования становится целенаправленной.

«Кто спрятался?»

Игра направлена на развитие грамматического строя речи, мышления, смысловой догадки, образного представления.

Возьмите стеклянную миску. Положите под неё картинку. Насыпьте манку, как на фото, или любую мелкую крупу, песок. Вместе с ребёнком постепенно открывайте часть картинки и рассматривайте детали.

Что ты видишь? Ушки, лапку, хвостик, шёрстку, мордочку.

Чей хвостик — лисИЙ, чья шёрстка — лисьЯ, а ушки — лисьИ.

Кого ты нашёл лисУ! Кто спрятался — лисА!

Задание направлено на развитие словаря и способности пространственной ориентации, закрепление понятий «центр (середина)», «верх — низ», «право — лево», определение объектов по углам листа.

Развитие слуха

Ребенок не сможет нормально разговаривать, если у него не будет достаточно развитого речевого (его также называют фонематическим) слуха. Именно он отвечает за то, что малыш в норме различает отдельные звуки, понимает их и воспроизводит.

Если слух развит недостаточно, восприятие речи другого человека будет искажено, поэтому карапуз будет говорить нечетко и неправильно.

Чтобы улучшить фонематический слух, можно:

  • выбрать несколько предметов, послушать, какие звуки они издают, а затем угадывать каждый предмет, спрятав его за спиной;
  • угадывать с закрытыми глазами, в каком месте комнаты звенит колокольчик в руках у взрослого;
  • подражать голосам животных и птиц (кар-кар, з-з-з, му-у-у, мяу, гав-гав), а также бытовому шуму (кап-кап, дзынь, чик-чик, тук-тук);
  • петь песенки, под которые нужно совершать какие-то движения (таких песен очень много и на русском, и на английском языке).


Чтобы развитие речи проходило гармонично и активно, следует заботиться о постоянном изучении новых слов. Для этого малышу стоит читать вслух детские книжки, стихи и сказки. При этом речь родителей должна быть правильной – упрощенные слова используют лишь для общения с младенцем первого года жизни или во время занятий с 2-3-летним ребенком, если он вообще не разговаривает.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка

Детям свойственно шепелявить, не выговаривать звуки, пропускать или заменять их на более простые. Связано это с несовершенством артикуляционного аппарата. Можно ли исправить эту проблему?

Занятия на развитие речи могут состоять из:

Работаем над сенсорикой: игра «Замочки»

Важно! Игра «Замочки» поможет детям развить необходимые качества.

Перед началом надо приготовить несколько разноцветных замков-молний (не меньше 6 штук различного цвета). Их раскладывают горизонтально, один под другим, перед ребенком. Ребёнку даются задания различного рода:

  1. Найти замок определенного цвета.
  2. Закрыть или открыть тот, в названии которого есть определенная буква.
  3. Рассказать о своих действиях.
  4. Посчитать вслух замки определенного цвета.

При этом развиваются речевые навыки и мелкая моторика движений рук.


При этом развиваются речевые навыки и мелкая моторика движений рук.

Логопедические игры для малышей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №20» г. Перми

Логопедические игры

для малышей

Количество не говорящих детей в последние годы значительно увеличилось. К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребенка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что «все пройдет само».

Увы, но в некоторых случаях нет. Это проблема, которую нужно решать совместно с логопедом, причем необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребенка и начинать коррекционную работу.

На базе нашего дошкольного учреждения в рамках платных услуг проводится кружок для детей 2 -4 лет. Цикл занятий имеет определенную структуру, направлен на профилактику и коррекцию речевой патологии у детей младшего дошкольного возраста. Занятия разработаны на основе методических разработок педагогов — исследователей и практиков Н. Филичевой, В.Чиркиной, Н. Нищевой, О. Гаркуши, Е. Шмелевой и др.

Перспективное планирование осуществляется с учётом возрастного диапазона, индивидуально — типологических особенностей детей с нарушениями речи. При построении совместной образовательной деятельности взрослый использует игровые приемы, сказки — драматизации, упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие речевого дыхания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного аппарата.

1.Игры с массажными мячиками.

• Мячик сильно пожимаю

И ладошку поменяю.

(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).

«Здравствуй, мой любимый мячик! »

Скажет утром каждый пальчик.

(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

(Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем).

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

(Передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки).

•Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

(Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т.д.).

•По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед).

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

(Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем).

•Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

(Катать мяч всей длинной пальцев правой руки).

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

(Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем).

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

(Ладошками отбивать мяч).

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони).

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

2.Пальчиковая гимнастика.

•Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал.

И на танец приглашал.

•Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – “Ура!”

В детский сад идти пора!

•Ивану-большаку – дрова рубить,

Ваське-указке – воду носить,

Мишке-среднему – печку топить,

Гришке-сиротке – кашу варить,

А крошке-Тимошке – песенки петь.

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

•Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

И заиньке усатому.

•Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

•Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – чистит стол,

Ну, а этот лишь глядел!

3.Игры на стимулирование речи.

Ребёнок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа БУЛЬ.

Ребёнок подбрасывает воздушный шар со звуком типа УХ.

Ребёнок “забивает гвозди”, сильно ударяя молоточком по кнопкам и произнося звук БУХ.

Ребёнок громко и протяжно произносит звук а-а-а, хлопая ладошкой по губам.

Локоть ребёнка опирается на стол, на расстоянии длины его предплечья рассыпаны мелкие игрушки, крупные бусины или выпуклые пуговицы. Ребёнок опускает руку, не отрывая локтя от стола, захватывает игрушку пальцами, произнося “ЦАП”, возвращает руку в исходное положение и переносит игрушку в коробочку, которая расположена левее или правее от захватываемых предметов, опускает руку и выпускает предмет со словом “БАХ”.

Раздаётся из болота : “аааааааа!”

Грозный голос бегемота : “аааааа”

Он болото стережёт: ааааааа

Грозным голосом поёт :аааааааа!

Взрослый нажимает на “кнопочку” (живот) дверного звонка. Ребёнок издаёт длинный звук или несколько коротких.

Ухал, охал, ахал филин

Эхо слышалось в лесу

Звери в страхе разбежались,

Песни фили испугались.

• Игра “ЖИВЫЕ ЗВУКИ”

“хоккей! “- ребёнок машет “клюшкой” со звуком “хххх”

“паровоз” – резко разжимает кулаки со звуком “пппппп”

” крышка на чайнике” – стучит ладошкой по кулаку “бббб”

“дождик” – стучит пальцами по столу “к-к-к”

“часики” – палец качается в разные стороны: ть-ть- ть

“насос” – руки ставит в замок, наклоняется со звуком “сссссс- ссс”

4.Игры на развитие фонематического слуха.

• узнавание неречевых звуков

– Игра “угадай, что звучало”. Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

-Игра “Шумящие мешочки”. Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

-Игра “Волшебная палочка”. Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.

Потом усложните задание – ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

-Игра “Жмурки”. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

-Игра “Похлопаем”. Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например – два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

различение звуков речи по тембру, силе и высоте

-Игра “Узнай свой голос”. Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

-Игра “Громко-тихо”. Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – “далеко-близко”. Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

-Игра “Три медведя”. Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

А со Средним кашу ел,

Логопедические игры для постановки звуков Л-Р

Следующими тяжело дифференцируемыми звуками для ребенка являются Л-Р. Дефект речи, связанный с нечетким произношением этих звуков, часто встречается у взрослых людей именно по причине легкомысленного отношения родителей к этой проблеме.

Перед игрой следует провести небольшую разминку:

  • ребенок полностью открывает рот и старается улыбнуться, не шевеля нижней челюстью. Язык малыша ходит по верхнему небу назад и вперед;
  • с широко открытым ртом ребенок осуществляет чистящие движения кончиком языка по внутренней стороне зубов;
  • упершись языком в нижние зубы, малыш должен произносить звук «да». Затем язык упирается в верхнее небо, а звук заменяется на «ды».

Повторив упражнения несколько раз, можно приступать к играм.

  1. Ребенок должен проговаривать слова следом за обучающим.
    Рад-лад, рамка-лавка, игра-игла, пров-плов, рак-лак, Мила-Кира, враг-флаг, трон-слон, лама-рама, краса-глаза, флот-рот, плошка-крошка.
  2. Во второй игре малыш должен закончить начатые слова слогами ЛА или РА.
    Пи. си. но. И. иг. го. шко. по…
  3. Ребенок должен указывать нужную букву или производить какие-нибудь несложные действия на усмотрение обучающего при услышанных словах.
    Холодильник, ласты, грелка, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, лавры, лазер.

На каждый звук подготавливается одинаковое количество картинок. Они раскладываются по стулу. Задача ребенка, проговаривая, разложить влево слова на букву Л, а вправо на Р. Чтобы сделать игру еще интересней, можно каждый раз засекать время, чтобы ребенок мог бить собственные рекорды.

Повторив упражнения несколько раз, можно приступать к играм.

Уроки по развитию речи у детей

  • Школа развития речи
  • Упражнения для проведения логопедических занятий с детьми в картинках
  • Гимнастика для язычка
  • Массаж уздечки языка для логопедических детей
  • Уроки по развитию речи у детей
  • Занятия по речи у детей
  • Артикуляционная гимнастика для малышей

Логопедические онлайн занятия позволяют детям развивать коммуникативные способности. Правильная речь ребенка – это хорошо. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда. Онлайн упражнения по логопедии могут служить полезным пособием не только для родителей. Учите с ребенком стихи, поговорки, чтение книг. Не огорчайтесь, если логопедические упражнения не будут получаться с первого раза. На нашем сайте мы постарались предоставить вам все, что нужно для развития речи вашего малыша. Занятия с логопедом благоприятствует возникновению дружеских отношений со сверстниками.

Логопедический стишок №59

У крокодилёнка родители – (Л, Р)

Женя Жанне подражает.

Ссылка на основную публикацию