Как помочь застенчивому ребенку стать более открытым?

У вас застенчивый ребенок? Как побороть стеснительность

Как общаться с ребенком-интровертом и как повысить его самооценку

Евгения Голобокова журналист

Ирина Кудинова семейный педагог

  • Правила обращения со стеснительным ребенком
  • Во что поиграть с ребенком-интровертом
  • Как повысить самооценку ребенка и его уверенность в себе

Родителям застенчивых детей поначалу может быть даже удобно это качество малыша: кроха никого не поколотит в песочнице, не отберет игрушку. Но ближе к детскому саду, а тем более школе многим уже хочется как-то побороть застенчивость сына или дочери, сделать их более общительными. Что действительно можно изменить, если вам достался ребенок-интроверт, а что в его характере стоит просто принять?

У вашего наследника довольно закрытый характер: он редко стремится в общество других детей, умеет сам придумывать для себя игры и глубоко погружается в свои фантазии, чаще слушает, чем говорит сам. Иногда вы думаете, что дело в том, что он интроверт, или застенчивый, или замкнутый.

Вас это может беспокоить – ведь из-за застенчивости малыш все время оказывается где-то в задних рядах, в хвосте, упускает все самое интересное и вообще проводит слишком много времени в одиночестве. Вы боитесь, что у него не будет друзей или что он не сможет получить от жизни то, что захочет, потому что слишком застенчив, чтобы попросить или заявить о себе? А может быть, это “говорит” с вами опыт вашего собственного детства, когда вы всего стеснялись и избегали общения с другими?

Важно помнить, что между замкнутостью и застенчивостью все же есть разница: в первом случае ребенок действительно не нуждается в обществе других людей, во втором – не играет с другими детьми не потому, что сам не хочет, а потому что не знает, как подступиться к этой пугающей задаче. Как научить малыша общаться, ведь жить ему придется в обществе, и он должен найти свое место в мире?

Правила обращения со стеснительным ребенком

Психологи уверены, что в то время как одни малыши стесняются потому, что сомневаются в себе и обладают низкой самооценкой, другие просто генетически предрасположены к такому типу поведения и общения с миром. В их случае застенчивость – это наследственная черта, полученная от мамы или папы (или даже от обоих родителей сразу).

Важно понимать, что интровертность и застенчивость – это черты личности, а не проблемы, с которыми непременно надо бороться. Очень многие проявления постепенно уйдут сами собой – кроха их просто перерастет.

Конечно, это не значит, что нужно смириться и ничего не делать. Наоборот, в детстве гораздо проще принять и освоить основные навыки коммуникации, принятые в социуме. Что же можно сделать прямо сейчас? Вот несколько советов.

  • Общаясь с сыном или дочкой, чаще задавайте такие вопросы: “Как ты думаешь. “, “Если бы ты был на этом месте, как бы ты поступил?”. Это поможет маленькому человеку постепенно научиться доносить до других людей свое мнение – ведь он привыкнет, что для вас оно важно, что вы внимательно его слушаете.
  • Не стоит постоянно опекать ребенка. Да, он застенчивый и стеснительный, но это не значит, что вы везде должны вступать в качестве его голоса. Малыш очень-очень хочет, чтобы в магазине вы купили ему шоколадку? Вручите купюру и отправьте добывать ее самостоятельно (конечно, первые несколько раз вы проделаете это вместе, еще несколько раз подойдете к прилавку с ним и будете тихонько подсказывать, и наконец он сделает это сам). Или навстречу идет замечательная собака, и ребенок хочет выяснить, что это за порода? Ничего страшного не случится, если он пересилит себя и сам задаст вопрос хозяину.
  • Помогите малышу определить и развивать свои способности. Дети-интроверты, увлекаясь чем-то, готовы уйти в свое увлечение с головой – так помогите это сделать! Поощряйте их энтузиазм, помогайте искать дополнительную информацию, запишите в тематический кружок или секцию, покупайте качественные материалы для творчества или хорошую спортивную экипировку. Возможность сосредоточиться на любимом деле дарит интроверту силу, уверенность и ощущение счастья.
  • Уважайте потребность ребенка в “тихом уголке” – то есть в личном времени и пространстве. Если он ходит в детский сад, скорее всего, там у него нет возможности “подзарядить батарейки”, так пусть хотя бы дома будет шанс побыть некоторое время в одиночестве и восстановить силы.
  • Не планируйте слишком много развлечений, посещений людных мест, даже на день рождения лучше звать поменьше гостей. Кстати, если вас пригласили на детский праздник, постарайтесь приехать туда пораньше, чтобы ребенок успел все рассмотреть и привыкнуть к обстановке. Когда появятся другие маленькие гости, он уже будет чувствовать себя хозяином положения и поведет себя менее замкнуто.
  • Сопереживая малышу, постарайтесь почувствовать разницу между “жалеть” и “поддерживать”. В первом случае, жалея, вы подтверждаете для него, что с ним что-то не так, что он нуждается в вашей жалости, и этим делаете ребенка слабее, еще более закрытым и застенчивым. Поддержка же – это сообщение, что вы рядом и принимаете его таким, как есть, без условий, что вы поможете ему стать сильным. Это гораздо более “ресурсное” состояние, в нем скрыт потенциал.
  • Когда вы смотрите мультфильмы, объясняйте, почему персонажи поступают так, а не иначе, почему, например, один помогает другому, или куда они отправились вместе. Подтекст многих поступков часто непонятен малышу-интроверту, который сосредоточен на своем внутреннем мире, своих мыслях и чувствах.

Во что поиграть с ребенком-интровертом

Идем в гости. Возьмите несколько мягких игрушек и поделите их: часть останется с вами, часть пойдет “в домик” к малышу. Теперь звери будут ходить друг к другу в гости! Пусть ребенок командует. Кто пойдет первым? Что он возьмет с собой – угощение или игрушки? А что скажет, когда войдет в домик? Как поведут себя хозяева? Разыграйте по ролям все диалоги так, чтобы малыш побыл и гостем, и хозяином.

Ничего не слышу. Договоритесь с ребенком, пусть он расскажет вам, что с ним произошло, или короткую сказку. Но вот незадача – ваши уши сегодня “не работают”, так что придется все показывать. Вы можете задавать наводящие вопросы (“А потом ты куда пошел? А что ты там делал?”), а малыш будет изображать это с помощью мимики, жестов и пантомимы.

Варим суп. Поставьте в комнате большую коробку или контейнер для игрушек – это будет кастрюля. Договоритесь, что для супа вам нужны разные овощи. Часть их заменят игрушечные, а вы с малышом выберете себе по одному названию, например “морковка” и “свекла”. Сначала вы будете поваром: командуйте, что класть в суп, а когда назовете овощ, которым стал малыш, пусть он тоже залезет в коробку. Потом поваром будет ребенок.

Как повысить самооценку ребенка и его уверенность в себе

Многие дети чувствуют стеснение потому, что им не хватает мотивации и уверенности в себе. Помогите ребенку раскрыть свои сильные стороны. Вместе чаще обсуждайте, что у него получается хорошо, в чем он силен, какими качествами обладает.

Кстати, это необязательно должны быть какие-то умения – петь, рисовать, быстро бегать. Может, ваш малыш отличается доброжелательностью, или всегда готов прийти на помощь другим, или очень аккуратный и уже умеет сам наводить порядок в своей комнате. Когда вы рассказываете ребенку о нем самом, это помогает ему лучше понять себя, свое место в мире, формирует его самоидентификацию. Он будто смотрит на себя глазами мамы – любящими и любующимися, и понимает: “Я – хороший”.

Поощряйте взаимодействие с другими детьми – не только со сверстниками, но и с теми, кто младше (может, ваш ребенок будет чувствовать себя увереннее в такой компании) и постарше (а такие дети могут стать для него отличным примером для подражания), но при этом уважайте темп ребенка и его возможности. Сначала он может просто играть рядом с другими детьми, на следующий день – поздороваться и попрощаться, еще через некоторое время – вступить в диалог.

Не торопите малыша, если он еще не готов к общению. При необходимости станьте “переводчиком”: объясняйте, зачем к нему подошел другой ребенок, что можно ему сказать, чем заняться вместе. Например: “Мальчик пришел с тобой знакомиться. Смотри, какой у него замечательный самокат. И у тебя тоже самокат, немножко другой. Вы можете вместе прокатиться”.

Если вы заметили, что малыш с удовольствием общается с каким-то ребенком во дворе или садике, познакомьтесь с его родителями, попробуйте встречаться чаще или вместе сходить куда-то. Можете даже пригласить этого ребенка к себе в гости – в ситуации, когда ваш малыш дома, в своей привычной обстановке, он будет чувствовать себя гораздо увереннее. Это поможет ему освоить первые навыки социализации, быть более открытым и взаимодействовать с другими людьми.

Обойдитесь без ярлыков. Часто мы сами усугубляем ситуацию, называя малыша в присутствии других людей – детей или взрослых – замкнутым, застенчивым, стеснительным. В итоге ребенок думает: “Конечно, мама всегда права, наверное, я и есть стеснительный”. Это ведет к очередному “минусу” от уверенности в себе.

Старайтесь меньше комментировать поведение маленького с оценочной точки зрения, не говорите фраз вроде “Жалко, что ты не хочешь ни с кем дружить” или “Ну почему же ты все время стесняешься?”. Такие комментарии не стимулируют малыша изменить свое поведение, зато заставляют его чувствовать себя еще хуже.

Запоминайте и затем вместе с ребенком обсуждайте ситуации, когда он смог справиться со своей замкнутостью, например подошел к незнакомой девочке и попросил разрешения поближе рассмотреть красивую куклу или предложил мальчику поменяться ненадолго самокатами. Обязательно уточните, как вы гордитесь тем, что малыш сам вступил в разговор и смог договориться. Поощряйте такое поведение – более открытое и смелое, чем обычно.

Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость. Что необходимо знать родителям и педагогам.
статья

Застенчивый ребёнок сосредоточен на собственных переживаниях и поведении и, несмотря на то, что чаще всего он доброжелательно относится к другим людям, сверстникам, не рещается проявить свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушениям во взаимодействии с окружающими. Статья адресована педагогам ДОУ, родителям, воспитывающих детей с подобными трудностями в общении, всем заинтересованным лицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_pomoch_rebyonku_preodolet_zastenchivost._chto_neobhodimo_znat_roditelyam_i_pedagogam.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость.

Что необходимо знать родителям и педагогам.

Как проявляется застенчивость, что является причиной её возникновения у детей, как оказать поддержку застенчивому ребёнку? Давайте подробно рассмотрим это сложное состояние, которое свойственно не только детям, но и взрослым, и является наиболее распространённой причиной осложнения общения, вызывая повышение тревожности, нежелание общаться с окружаюшими, отгороженность, снижение активности.

Застенчивые дети испытывают большие трудности в поиске друзей, не просят о поддержке, стараются быть незаметными, тихими. Такого ребёнка легко выделить в группе детей: его «выдают» зажатость, скованность движений, ребёнок избегает прямого взгляда, втягивает голову в плечи, всей своей позой сигнализируя: «Я застенчив». Уже в 3 года внимательный педагог может заметить отдельные проявления застенчивости у ребёнка: малыш сидит в стороне, не играет, не проявляет активности в игре, а ждёт, пока кто-нибудь из сверстников или взрослых не предложит им поиграть. В экспериментальных исследованиях психологов выявлено, что дети, которые вели себя застенчиво в 3 года, сохранили это качество до семи лет, а самые сильные проявления приходятся на возраст 5 лет.

Причины возникновения застенчивости

– высокая возбудимость нервной системы и высокая (даже излишняя) чувствительность к стрессам, обычным социальным ситуациям, острое реагирование на любую угрозу;

– наследственность: у застенчивых и инвертированных родителей чаще всего бывают застенчивые дети. Пока учёные не обнаружили генов, которые отвечали бы за наличие или отсутствие застенчивости, но очевидно, что дети копируют черты характера, свойственные родителям, чьё поведение является образцом для ребёнка;

– обострённое ожидание и восприятие оценки взрослыми. У застенчивых детей с возрастом формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение, похвала вызывает не только радость, но и смущение;

– ошибки воспитания, когда ребёнка, например, сравнивают с его братьями, сёстрами, другими детьми, по мнению родителей, более успешными. У ребёнка накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Заниженная самооценка, неуверенность в себе затрудняют общение со сверстниками и вызывают социально пассивное поведение, которое нередко сопровождается тревожностью;

– неуверенность в положительном отношении к нему взрослого: ребёнок одновременно и желает, и боится привлечь к себе внимание взрослого, выделиться, оказаться в центре внимания;

– гиперопека: нездоровое отношение к ребёнку, вследствие чего сын или дочь не могут получить нужный опыт и навыки, чтобы стать психически и эмоционально здоровой личностью. При гиперопеке ребёнок не имеет в семье ни права голоса, ни права на собственные желания и предпочтения, у ребёнка нет социальной независимости;

– низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контакте с другими людьми — взрослыми и сверстниками — мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, как в игровую, так и в учебную.

Таким образом, главной задачей взрослых становится помощь ребёнку в преодолении данного «недостатка», задача сформировать у него желание общаться. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно, пока ещё не закрепился определённый стиль поведения.

Пути решения проблемы застенчивости. Рекомендации родителям:

Детская застенчивость – явление преходящее, исчезающее вместе с опытом установления контактов. Предупредить и устранить застенчивость у детей можно, если постараться расширить круг общения: чаще приглашать к нему друзей, вместе с ребёнком ходить в гости к знакомым людям, родственникам, расширять маршрут прогулок, учить ребёнка спокойно относиться к новым местам. Посещайте детские представления, театры, музеи, выставки и тогда у вас появятся новые интересные темы для обсуждения, возможность эмоционально насыщенного общения.

Попробуйте привлекать своего малыша к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте такие ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступить в контакт с незнакомыми людьми, при этом мягко побуждайте отвечать на вопросы, стимулируйте его так, чтобы ему захотелось высказаться, рассказать что-либо о себе. Старайтесь сами чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения. Опекайте ребёнка ненавязчиво, так, чтобы он не чувствовал вашей излишней опеки. Дайте ему определённую меру свободы и возможности самостоятельных открытых действий. Не повторяйте распространённую ошибку родителей, которые на каждом шагу говорят: «Какой ты у меня застенчивый!» при посторонних, не здоровайтесь вместо ребёнка и не говорите вместо него.

Итак, родителям необходимо постоянно подкреплять в ребёнке уверенность в себе и в своих силах; привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением, расширять круг знакомств, безусловно позитивно относиться к ребёнку — принимать со всеми достоинствами и недостатками, проявлять такт и терпение, не давая воли чувству неудовлетворённости и желанию сию же минуту ребёнка изменить.

Как взаимодействовать с застенчивыми детьми. Рекомендации педагогам:

Взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно, с того момента, как ребёнок переступает порог детского сада. Воспитатель в группе — самый главный человек для маленького ребёнка, это второй значимый взрослый в жизни ребёнка после родителей. Ребёнок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми достоинствами: красотой, умом, добротой, а опытный и чуткий педагог всегда внимателен к чувствам и переживаниям ребёнка.

Ребёнок с застенчивостью фиксирован на своей личности: всё, что он делает, пропускает через себя, но именно он может стать хорошим другом, так как очень чувствителен, способен уловить тонкие нюансы настроения других людей, совершенно неагрессивен и ненавязчив. В большинстве своём такие дети очень наблюдательны, ответственны и щепетильны.

Совершенно ясно, что первым и самым необходимым в работе воспитателя будет развитие навыков социального взаимодействия . Для этого нужно создать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений (коллективные игры, создание и проигрывание различных ситуаций). Маленьким детям сложно встать на позицию другого человека, но они способны к сопереживанию, поэтому в детском саду (да и дома) нужно начать с создания условий для сопереживания радости , умения справляться с собственными огорчениями, научиться радоваться успехам других и сопереживать неудачам. при этом ребёнка с застенчивостью постараться включать в любую новую игру постепенно: пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в неё играют другие дети и лишь потом, когда он сам захочет, станет её участником. Педагогу необходимо добиться, чтобы ребёнок в игре со взрослым и другими детьми сначала сопереживал вместе с педагогом, а потом и сам активно делился своими переживаниями от ярких впечатлений, то есть преодолел робость.

Далее эффективно использовать игры, включающие телесный контакт, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения (с использованием элементов музыкотерапии).

Следующим этапом будут игры на формирование чувства уверенности и доверия к окружающим. Игры, способствующие повышению самооценки ребёнка с застенчивостью, можно использовать на любом этапе работы. И наконец, закрепляя полученные коммуникативные умения, использовать различные творческие игры и задания, предполагающие более свободное и открытое общение со сверстниками .

Коррекционная работа педагога с детьми в группе может строиться с помощью педагога-психолога дошкольного учреждения, который проведёт наблюдение и диагностическое обследование психологических особенностей по запросу воспитателя, даст необходимые рекомендации. Результатом совместной работы воспитателя и педагога-психолога может стать реализация коррекционно-развивающих занятий с детьми, индивидуальная помощь родителям и детям в преодолении этой проблемы.

На занятиях (индивидуальных и групповых) необходимо создать очень тёплую доверительную обстановку, благодарить детей за их дружбу, помощь, поддержку, поощрять проявлять свои чувства и говорить о них.

Как помочь детям преодолеть застенчивость

Советы родителям о том, как ненавязчиво и без давления помочь ребенку стать более уверенным в себе

Малыши – это средоточие радости и активности! Родителям нравится строить планы и перспективы, наблюдая, как их очаровательный младенец вырастает в озорного ребенка и, постепенно, в общительного, увлеченного школьника. Однако может случиться, что ваш малыш окажется не очень общительным, избегающим общественных мероприятий и склонным к одиночеству. Многие дети застенчивы и проявляют черты интровертов. Если ваш ребенок демонстрирует характерные признаки таких личностных особенностей, вам не стоит беспокоиться об этом. Чтобы тактично справиться с подобной ситуацией, нужно лишь немного понимания и принятия.

Пять советов о том, как помочь застенчивому ребенку

Важно понимать, что застенчивость это черта характера личности, а не вина или недостаток. Хорошая новость заключается в том, что со временем, ваш ребенок, скорее всего, преодолеет свою застенчивость. Тем не менее, вы можете помочь ему выработать уверенность в себе и стать более общительным.

1. Разговаривайте с ребенком. Застенчивость многих детей развивается часто вследствие некоторых глубоких проблем, большинство из которых возникают в семье. Однако у детей старшего возраста застенчивость может быть следствием несколько иных проблем.

  • Проконсультируйтесь с учителем о том, как обстоят дела вашего ребенка в школе, общается ли он с другими детьми.
  • Насилие (возможно даже сексуальное), развод родителей, драки, ссоры и словесные оскорбления, как правило, делают детей робкими и застенчивыми. Приложите максимум усилий, чтобы защитить своего ребенка от таких причин.
  • Если ваш ребенок уже на начальном этапе своей жизни получил глубокую эмоциональную травму, чтобы справиться с его состоянием, скорее всего, вам потребуется профессиональная помощь. Не стоит пренебрегать ею.

2. Проявляйте эмпатию. Существует разница между сочувствием и осознанным сопереживанием (эмпатией), поэтому убедитесь, что вы не путаете эти понятия. Сочувствуя своему малышу, вы заставляете его еще больше стыдиться самого себя, вследствие чего он становится еще более робким и застенчивым.

  • В любых ситуациях избегайте осуждающего поведения.
  • Сопереживайте ребенку и объясняйте ему, что он прекрасный человек.
  • Говорите малышу, что он не должен расстраиваться относительно самого себя.
  • Поддерживайте все его достижения.
  • Постоянно рассказывайте ребенку, почему вы считаете его лучшим ребенком в мире.

3. Откройте сильные стороны ребенка. Многие дети, как правило, стесняются из-за недостатка мотивации и уверенности в себе.

  • Помогите ребенку раскрыться как личности, понять свои сильные стороны.
  • Обратите внимание малыша на его положительные черты характера и качества, которыми он обладает.
  • Это воодушевит его на развитие собственной индивидуальности.
  • Склонности каждого ребенка индивидуальны. Выясните, что больше всего нравится вашему ребенку, и поощряйте его к таким занятиям.

4. Поощряйте взаимодействие ребенка со сверстниками. Один из лучших способов помочь ребенку раскрыться и высказаться, это способствовать его взаимодействию со сверстниками.

  • Пригласите в гости нескольких друзей ребенка по детскому саду, одноклассников или двоюродных братьев и сестер. Попробуйте поставить детей в такое положение, когда вашему ребенку придется контролировать ситуацию и проявлять свой авторитет.
  • Это поможет вашему малышу осознать собственное значение, раскрыться и взаимодействовать с другими детьми.

5. Не клеймите ребенка. Вероятно, самая большая ошибка при взаимодействии с ребенком и воспитании его состоит в навешивании ярлыков. Особенно важно не делать этого прилюдно. Если постоянно называть ребенка застенчивым, он потеряет уверенность в себе.

  • Ищите пример ситуаций, в которых ребенок справлялся со своей застенчивостью.
  • Расскажите ему, как вы гордитесь тем, что он смог самостоятельно преодолеть стеснение.
  • Ненавязчиво и ненастойчиво поощряйте уверенное поведение ребенка.

Следуя этим советам, вы поможете ребенку развить уверенность в себе, наладить взаимодействие с другими детьми и наслаждаться лучшими годами своей жизни. Принимайте более активное участие в различных видах деятельности своего ребенка, ведь это прекрасный способ помочь ему преодолеть застенчивость и укрепить ваши взаимоотношения.

Почему малыш стесняется и как помочь ему преодолеть застенчивость

Все дети – как дети, а ваш смотрит букой на малышей на детской площадке и боится оторваться от маминой руки? На предложение поздороваться с вашей подругой – опускает глаза в землю и бормочет что-то неразборчивое? Идея выступления ребенка на утреннике (даже третьим зайчиком в пятом ряду) кажется вам абсурдной? Что ж, у вас растет маленький застенчивый скромняшка!

Хорошо это или плохо? Давайте разберемся!

Застенчивость – это биология

Маленький ребенок по мере взросления переживает два периода боязни незнакомцев. Первый из них – в возрасте около полугода, когда он уже хорошо различает лица домочадцев и в состоянии идентифицировать посторонних людей. Это забавно описывает американский педиатр Бенджамин Спок в своей книге «Ребенок и уход за ним»

” Осматривать трехмесячного ребенка – одно удовольствие. Когда врач улыбается и разговаривает с ним, он тоже улыбается и двигает ножками и ручками от радости. Пятимесячный ребенок ведет себя иначе. Когда он видит незнакомое лицо, он замирает и напрягается всем телом, несколько секунд пытливо и подозрительно смотрит на незнакомца, затем начинает быстро дышать, подбородок его дрожит и раздается отчаянный крик. В этот период ребенок легко пугается всего незнакомого.

Второй период «подозрительности» приходится на начало социализации малыша: он уже не спит во время прогулок в коляске, а активно познает мир рядом с мамой. И внезапно обнаруживает, что помимо мамы, папы, бабушки, кошки, в мире есть еще множество незнакомых живых существ, и не факт, что контакт с ними будет безопасен. Этот этап характерен для детей 2-4 лет, а доктор Спок и вовсе считает, что самые подозрительные люди – это годовалые дети.

” Мне кажется, самый «подозрительный» возраст – это 13 месяцев. Когда врач пытается осмотреть 13-месячного ребенка, он вскакивает на ножки и пытается сползти со стола на колени к матери. Он рыдает и прячет лицо на груди у мамы, как маленький страусенок. Он бросает на врача гневные взгляды исподлобья. Но он сразу успокаивается, как только осмотр окончен. Через несколько минут он может с интересом разглядывать кабинет врача и даже подружиться с «злодеем-доктором».

Итак, застенчивость, боязнь незнакомцев – все это совершенно естественные реакции для ребенка, который учится разграничивать мир на «своих» и «чужих». Беспокоиться по этому поводу не нужно, наоборот – тревогу должна вызывать готовность ребенка подружиться с каждым встречным и уйти от мамы с любой тетей.

Стеснительность: все хорошо в меру

Если стеснительность – это наша естественная реакция, то, может быть, стоит ее поощрять? Действительно, сколько раз мы слышали, что «скромность – лучшее украшение девушки», а выпячивать себя на передний план – некрасиво и бестактно.

Тут стоит сказать, что все хорошо в меру. У всех разные характеры, разные темпераменты; кто-то в любой компании чувствует себя как рыба в воде, а кто-то испытывает дискомфорт, становясь центром всеобщего внимания.

Где же критерий «нормальности»? Он прост: застенчивость не должна мешать, ни ребенку, ни взрослому.

Если из-за своей стеснительности вы не спрашиваете дорогу в чужом городе, нарезая круги по незнакомым улицам; не расслышав важную информацию, боитесь переспросить; не готовы представиться человеку, с которым хотели бы познакомиться, – нужно срочно принимать меры!

И, конечно, совершенно не нужно, чтобы стеснительность ребенка приобрела такие мучительные формы. Как и почему это может случиться?

«Школа застенчивости» – как ребенок начинает стесняться

Бывает, что заурядные житейские ситуации становятся причинами развития трудно изживаемых психологических комплексов. Обращайте внимание на такие опасные моменты!

Провальное выступление

Даже для уверенных в себе детей выступление перед публикой – это стресс. Заученные намертво танцевальные па и строки стихов сами собой испаряются из памяти. В голове становится звонко и пусто, и чувствуете вы себя при этом необычайно глупо. С вами тоже случалось такое, да? У детей после таки провалов порой возникает мысленный знак равенства: публика = глупое, неудобное положение.

Отвергнутое предложение

Попытка познакомиться с другими малышами на детской площадке, вступить в игру, может оказаться плачевной. Если компания уже давно развлекается вместе, правила игры всем хорошо знакомы, кто же захочет прерываться ради незнакомца? Особо впечатлительным детям даже не требуется собственный негативный опыт – достаточно оказаться зрителем подобной сцены, чтобы годами набираться смелости для знакомства с компанией ровесников.

Паровоз и вагончик

Часто застенчивыми оказываются дети веселых, активных, раскрепощенных родителей. У них просто нет ни малейшей возможности проявить хоть какую-то инициативу – между ними и миром всегда стоит веселая и энергичная мама, которая уже познакомилась с малышами в песочнице и уже вступила в азартное состязание по лепке куличиков. В лучшем случае ребенок движется «в кильватере» мамы, а в худшем, когда она не чувствует, что дети не принимают ее на своей территории, старается дистанцироваться и от детей, и от мамы. «Да вы что, я не с ней, как вы могли подумать!» – словно говорит малыш, нахохлившись на другом краю игровой площадки.

Безжалостная критика

Наконец, застенчивые дети вырастают у строгих родителей-перфекционистов. «Делай идеально или не делай вовсе» – вот что они слышат с детства. Но первый опыт чего угодно никогда не будет идеальным, а ребенок убеждается, что не стоит демонстрировать миру ни свои труды, ни таланты, да и самого себя, неидеального, лучше попридержать в уголке.

Как помочь ребенку, если он излишне застенчив

Большинство этих ситуаций, как вы уже заметили, можно не просто избежать, но позволить ребенку действовать легко и эффективно. Правда, о многих вещах нужно позаботиться заранее!

Репетируйте

Когда вы занимаетесь с ребенком дома, обязательно проигрывайте бытовые ситуации, используя куклы, машинки, мягкие игрушки… тема игры должна быть узнаваема и очень конкретна: встреча приятелей в магазине, знакомство с новыми персонажами. Важно, чтобы ребенок по очереди выступил в такой игре во всех ролях, запомнил стереотипные диалоги: здравствуйте, меня зовут так-то, а как зовут тебя? Как только малыш свободно почувствует себя в такой игре, он будет готов применить эти навыки и в жизни.

Маленькая хитрость: вежливость помогает от застенчивости! Если ваш ребенок автоматически говорит «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» – то он уже на 90% вступил в диалог!

Научите полезным приемам

Да, да, немного жульничества не помешает! Объясните, что готовность поделиться игрушкой моментально привлечет внимание сверстников, а информация о том, что ему известны правила более интересной игры, способна прервать даже самые азартные состязания. Если вы не уверены, что ваш ребенок легко вольется в дворовую компанию – начните с маленьких групп детей ваших знакомых и друзей.

Маленькая хитрость: если новые знакомые немного младше вашего ребенка – это дополнительно усилит его позицию и придаст ему уверенность.

Помните, что воспитание – процесс интимный

Критикуйте ребенка реже и никогда – публично. Если разговор происходит в присутствии малыша, помните, что он все слышит и понимает, даже если не вмешивается в беседу! Не говорите о его промахах, трудностях, проблемах – только деликатно хвалите! Родительскими проблемами можно поделиться и в более приватной обстановке.

Маленькая хитрость: обсуждая ребенка с другими людьми – родственниками или знакомыми – ведите себя так же, как если бы вы говорили о взрослом человеке.

И последний совет: не заслоняйте малыша собой, но будьте «в зоне доступа», чтобы он чувствовал, что всегда может укрыться в ваших объятиях от кратковременных бурь недружелюбия, которые случаются в его удивительном солнечном мире!

8 советов, которые помогут застенчивому ребенку стать смелее

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция — «даже не буду пробовать, все равно не получится».

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Дайте ребенку право слова

Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Ребенок стесняется

Их легко понять! Ведь, когда видишь, что ребенок боится подойти и попросить игрушку у соседского мальчишки или не отвечает на уроках, даже зная правильный ответ, невольно в голову приходит вопрос: каким он вырастет?

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА – ЭТО НОРМАЛЬНО?

Застенчивость может проявляться в таких ситуациях как:

поход в гости, общение с малознакомыми людьми;

на этапах социализации в школе и в саду;

с родственниками, которых малыш видит редко;

И это лишь небольшая часть ситуаций. Стеснительность проявляется молчанием, отсутствием контакта “глаз в глаза”, робкими и односложными ответами, пугливостью. Дитя то и дело жмется к маме, прячется и отворачивается. Или же просто не пытается наладить знакомство самостоятельно, предпочитает уединение.

Думаю, что у каждого сохранились в душе моменты, когда мы вели себя застенчиво. Поэтому в этой черте нет совершенно ничего плохого, она встречается у очень многих детей!

По результатам американских исследований, 80% опрошенных сказали, что страдали от стеснительности в разные периоды своей жизни. На территории стран СНГ (исследование В. Н. Куницыной) около 30 % женщин и 23 % мужчин отнесли себя к застенчивым людям.

Психологи рассматривают застенчивость как целостное психическое явление. Это значит, что оно затрагивает всю личность целиком и может быть как переходным этапом в формировании характера, так и постоянной чертой!

Как же разобраться: останется ли мой малыш таким навсегда или со временем отбросит робость? Для этого необходимо рассмотреть основные причины, которым вызвана стеснительность.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК СТЕСНЯЕТСЯ?

Неуверенность в себе, страх перед незнакомцами, невозможность постоять за себя – появление подобных характеристик у ребенка может иметь разные источники. Давайте рассмотрим основные из них.

Застенчивость как особенность возрастного периода

Такая черта как стеснительность может быть вовсе не связана с характером. Конечно, у бойких и общительных малышей она встречается реже, но даже они могут стать жертвой робости, оказавшись в новом социальном окружении.

Появление детской застенчивости – нормальное явление для младшего школьного возраста. Наиболее ярко оно выражается в возрасте пяти лет, что связано с возрастающей потребностью малыша в одобрении со стороны взрослых.

Конечно же, частенько стеснительность сопровождают переходные этапы в социальной жизни: поход в сад или школу, смену коллектива. К примеру, ребенок был привычный к одному кругу, а тут его переводят в новый класс, где у него нет друзей – настоящий стресс! В таких ситуациях родителю нет нужды беспокоится. Достаточно лишь выждать время, когда круговорот общения опять закрутится вокруг школьника.

Отдельно стоит рассматривать подростковую застенчивость, которая характерна именно для этого возрастного периода. Даже если ребенок был бойким и веселым, в этот “трудный возраст” он начнет сомневаться в себе и испытывать новые социальные страхи: осуждения, критики, непонимания, неприятия со стороны группы.

Многих подростков преследуют мучительные фантазии о том, что все за ним наблюдают, посмеиваются за спиной. Он может отказаться выступать на публике, чтобы не быть публично униженным. И это тоже нормально! Стоит терпеливо отнестись к этим особенностями, даже если они доставляют немало хлопот. Вполне вероятно, что уже через несколько лет от них не останется и следа.

Застенчивость как неумение коммуницировать

Очень часто мы путаем детскую стеснительность с банальным неумением вступать в диалог. Когда вы в очередной раз заметите, что с вашим малышом пытаются подружиться сверстники, а он разворачивается и бежит к вам, задайтесь вопросом: знает ли ребенок, что делать в такой ситуации?

Большинству детей крайне не хватает навыков социального взаимодействия. Мы просто не учим их правильному общению, а сами они не всегда справляются. Потренируйтесь вместе с малышом знакомиться, обмениваться игрушками, отвечать на простые вопросы. Для этого вы можете использовать фигурки, куклы, поучительные сказки. Если детей несколько – предложите разыграть несколько сценок с разными сюжетами.

Стоит отметить, что именно нехватка навыков общения у детей часто является источником не только робкого, но и агрессивного поведения по отношению к другим.

Застенчивость как черта характера

Да, вполне возможно, что робость и стеснительность – лишь проявление структуры личности вашего малыша, которая является врожденной. Плохая новость в том, что люди с такими чертами их не “перерастут”. Возможно, будут бороться с ними на протяжении всей жизни.

Но есть и хорошая новость – такие люди обладают множеством других, позитивных черт! Они более чувствительны, но при этом лучше понимают других людей. Впечатлительны, но способны к сочувствию. Им сложно пойти на первый контакт, но в близком общении они открыты, доверчивы и душевны.

Если ваш ребенок

впечатлительный, тревожный, склонен к страхам и переживаниям;

сторонится шума, сверстников, избегает незнакомцев;

неразговорчивый, напряженный даже в кругу близких;

сильно переживает из-за неудач, долго обижается, тяжело отходит от потрясений;

с беспокойных ситуациях склонен к проявлению таких симптомов на уровне тела как: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле.

то, скорее всего, робость является частью его врожденных особенностей. Такие дети обладают чувствительной нервной системой, им сложно выносить громкие звуки или яркий свет.

Они тяжело переносят расставание с родителями, даже временное. Если вы столкнулись с такой проблемой, обязательно прочтите мою статью “Ребенок боится оставаться без мамы”.

Я и сама в детстве была стеснительной…

Свою историю борьбы с робостью я рассказала на эфире “Ребенок стесняется”. Посмотрите его, чтобы узнать как помочь вашему малышу преодолеть это тревожное состояние. В видео вы найдете не только мой личный опыт, но и научные факты, проверенные многолетней практикой работы с детьми и их родителями.

Как помочь ребёнку побороть застенчивость

Человек, который избегает внимания к себе, порой несправедливо лишается возможностей. На детской площадке и в классе более бойкие ребята участвуют в занятиях, получают новый опыт и поощрение. Робкие мальчики и девочки могут постесняться сказать учителю, если им не выдали черновик для работы или не включили их в список для выступления на концерте. Застенчивый ребенок с трудом заводит друзей или даже становится объектом насмешек. Родителям таких детей приходится всё время быть начеку, чтобы отстаивать их интересы. Рассказываем, кто виноват в детской застенчивости и как это исправить.

Почему дети стесняются

Для начала давайте разберёмся, чем застенчивость отличается от скромности. Скромный человек самодостаточен и уверен в себе, при этом для него важно соблюдать приличия. Скромные люди не слишком высоко оценивают свои достижения и способности, но при этом уважают себя. Они берегут чужие границы и не позволяют нарушать свои.

Застенчивый человек не уверен в себе. Это проявляется в общении с конкретными людьми или в определённых ситуациях, например, с незнакомцами, в больнице, в ресторане. Застенчивые люди часто чувствуют себя неловко, не знают, что сказать или сделать, чтобы наладить общение, не умеют постоять за себя. О том, как сформировать здоровую самооценку у ребёнка, мы рассказываем в этой статье.

Основной причиной детской застенчивости, которая часто перерастает во взрослую, является авторитарный стиль воспитания в семье. У властных, склонных всё контролировать родителей вырастают неуверенные в себе дети. Однако не спешите винить во всём себя. Исследователь детской застенчивости Филипп Зимбардо выяснил, что застенчивость порой имеет генетические корни. Даже у чутких и демократичных родителей может вырасти застенчивый ребенок.

Советы родителям

Не боритесь, а развивайте

Застенчивость лучше рассматривать не как недуг, а как социальную незрелость. Ведь если у ребёнка слабые мышцы, мы не боремся с ними, а укрепляем гимнастикой. Так и здесь, недостаток уверенности нужно восполнять — это более позитивный взгляд на проблему. Старайтесь создавать ситуации, в которых ребёнок будет расширять опыт общения шаг за шагом и отмечайте малейший прогресс: «Что это за мальчик на самокате? Сегодня познакомился? И целых полчаса с ним катался и играл? Здорово! Вот видишь, ты можешь общаться с ребятами на спортплощадке».

Поддерживайте и защищайте

Придерживайтесь авторитетного стиля воспитания: оказывайте детям поддержку, но будьте твёрдыми в отношении установленных правил. Правильно выстроить отношения с детьми, сформировать здоровую привязанность и дать чувство защищённости помогут советы психолога Людмилы Петрановской. В книгах «Тайная опора» и «Если с ребёнком трудно» автор рассказывает, как решить типичные проблемы детско-родительских отношений, даже если кажется, что всё потеряно.

Избегайте ярлыков

Родители часто склонны выделять определённые черты характера и особенности детей — это происходит неосознанно. Однако, как пишут психологи Э. Мазлиш и А. Фабер, это мешает детям гармонично развиваться. Например, родители дома и вне его часто произносят: «Старший у нас такой сорванец, постоянно куда-то ввязывается, нет чтобы книжку почитать. А младшая такая тихоня: рисует, с детьми не играет». Постепенно дети начинают верить в то, что слышат: сын больше озорничает и пренебрегает учёбой, а дочь замыкается в себе.

Тренируйтесь

Обсуждайте с ребёнком трудные для него ситуации, придумывайте и проговаривайте варианты, как и что сказать. Репетируйте диалоги возможного знакомства во дворе, общения в новой спортивной секции, реакции на похвалы или замечания преподавателей, ответы на критику сверстников. Если ребёнок согласен, проиграйте сценки общения с помощью кукол или других игрушек.

Делитесь опытом

Если вы или ваши близкие испытывали трудности общения в детстве, расскажите ребёнку, что вам помогло преодолеть коммуникативный барьер. Сделайте акцент на выгодах, которые получают общительные люди: новые знакомства, приглашения к игре, в гости, угощения, поддержка друзей, помощь в учёбе и повседневных делах.

Создавайте среду общения

Если ваш ребенок застенчивый и ему трудно общаться со сверстниками, пригласите в гости друзей с детьми на 1-2 года младше. Не настаивайте, если девочке трудно общаться с мальчиками и наоборот. Помогите ребёнку стать частью небольшой группы детей своего пола.

Чтобы установить прочные отношения, полезно регулярно встречаться. Девочкам можно раз в неделю устраивать посиделки с подружками: заниматься рукоделием и творчеством, играть в настольные игры. Мальчишки могут вместе гулять, готовить пиццу или строить шалаш. Если сверстники, с которыми ребёнку интересно, живут далеко, заведите онлайн-компанию. Например, запишите школьника в мини-группу по английскому языку или другому предмету. Помимо развития коммуникативных навыков, ребёнок получит прирост в знаниях, а это укрепит его уверенность в себе.

В Тетрике онлайн-занятия проходят даже летом. Приходите на бесплатное пробное занятия — мы подберём удобное время и подходящую группу для вашего ребёнка.

Ссылка на основную публикацию