Как помочь ребенку стать читателем

6 простых способов для улучшения навыков чтения у детей.

1. Читайте вслух своему ребенку. Дети вслушиваются в то, как вы читаете, и затем сами учатся читать. Ваш пример показывает им, как должен звучать прочитанный текст, как быстро следует читать и как не нарушать порядок предложений. Не страшно, если вы читаете ребенку книгу, которая чуть выше его уровня. Большинство детей понимают, о чем идет речь, даже если история выше уровнем, чем та, которую они могут читать сами. Читая вашему ребенку, вы прививаете ему любовь к книгам. В идеале, чтение должно стать для него приятным времяпрепровождением.

Зачастую маленькие читатели не любят читать из-за того, что восприятие смысла приходит немного позже прочитанного — им приходится сначала складывать буквы в слова и при этом еще понимать, о чем они читают. Прочтите своему ребенку вслух то, что ему предстоит прочесть самому! Это облегчит восприятие смысла, так как в данном случае ребенок просто вникает в суть услышанного.

2. Пусть ребенок читает вам вслух. Пусть ребенок читает вам книгу или отдельную историю, которая соответствует его уровню чтения (можно брать книжки немного выше его уровня). Это могут быть даже книжки, принадлежащие младшим братьям и сестрам. Не волнуйтесь, если ребенок старается выбрать для чтения «легкую» книгу.

В конечном счете, ребенку надоест читать легкие книги, и он захочет прочесть что-нибудь посложнее и интереснее. Помните: заданные на дом книги обязательны для чтения, к тому же они соответствуют уровню чтения ребенка, так как были утверждены образовательным стандартом.

3. Читайте со своим ребенком. Совместное чтение с ребенком может быть двух видов: чтение одного и того же абзаца (читаете вы, потом тот же самый абзац ваш ребенок) и попеременное чтение (каждый по одному новому абзацу). При совместном чтении вслух ребенок узнает, как нужно читать.

Читайте на средней скорости: не слишком медленно (так теряется смысл), но и не слишком быстро (ребенок не сможет уловить слова). Можно использовать метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

4. Представляйте себе историю. Некоторые книги не иллюстрируются, поэтому ребенок не имеет четкой идеи относительно того, что происходит и как все выглядит. Взрослые видят картинки у себя в голове, а детей нужно этому просто научить. Представление действия улучшает его понимание и восприятие мозгом ребенка.

Задавайте ребенку вопросы о главных героях, развитии действия и др. Попросите, чтобы ребенок описал все, что он себе представляет. Вы будете удивлены, насколько ярко и интересно ребенок представляет себе тот или иной сюжет. Если издание проиллюстрированное, то, закрыв книгу, попросите, чтобы ребенок описал, что он увидел на картинках и что они могли значить.

5. Попробуйте предугадать, как будут развиваться события книги. Прежде, чем начать чтение книги, посмотрите на ее обложку и спросите у ребенка, о чем может быть эта история. После того, как вы закончите историю или главу, обсудите, насколько вы оба оказались правы/неправы относительно будущих событий. Если ваши «предсказания» оказались неправдивыми, то спросите ребенка, что же в действительности случилось. Подобные упражнения помогают развить абстрактное мышление и воображение.

6. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых.

Уважаемые родители, помните о том, что человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить эти тренировки по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

5. Попробуйте предугадать, как будут развиваться события книги. Прежде, чем начать чтение книги, посмотрите на ее обложку и спросите у ребенка, о чем может быть эта история. После того, как вы закончите историю или главу, обсудите, насколько вы оба оказались правы/неправы относительно будущих событий. Если ваши «предсказания» оказались неправдивыми, то спросите ребенка, что же в действительности случилось. Подобные упражнения помогают развить абстрактное мышление и воображение.

Простые советы родителям, которые помогут им пробудить в ребенке острое желание читать

Читайте вслух. Чтение детям вслух помогает им увеличивать словарный запас и знакомит с новыми понятиями, фактами и идеями. Читая вслух, вы демонстрируете детям свою любовь к чтению и то удовольствие, которые от него получаете, а также учите их соединять звуки с буквами. Чтение вслух – это не только ваше, но и совместное удовольствие. Чтение вслух не должно заканчиваться, когда дети становятся старше: ощущение покоя, возникающее от звучания родительского голоса, и пристальное внимание к ребенку – это те потребности, которые дети никогда не перерастают.

Родительское собрание “Как помочь ребенку стать читателем”

Цели и задачи:

  • напомнить родителям о ценности детского чтения;
  • дать советы по привитию любви к чтению, привлечению к чтению детской литературы, развитию познавательного интереса;
  • вооружить рекомендациями по управлению домашним чтением детей, выбором «правильной » книги, по возрождению традиции семейного чтения;

Предварительная работа и оформление:

  1. Анкетирование родителей и детей. (См. приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5).
  2. Выставка детской художественной литературы.
  3. Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения (эти или др.высказывания могут быть высвечены на дисплее или развешены в аудитории, где проходит собрании):
  • «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги» К. Паустовский.
  • «Книга, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.» М.Горький.
  • «Повысить качество восприятия классики – повысить нравственное здоровье людей». Д. Лихачев

План проведения собрания:

  1. Вступительное слово о роли чтения.
  2. Анализ результатов анкетирования.
  3. Обсуждение путей решения этой проблемы.
  4. Советы родителям.

Ход родительского собрания

Поблагодарю родителей за то, что нашли возможность собраться дружно и поприветствую их словами из песни: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

А здорово потому, что тема нашего разговора интересна и очень важна. Много чудес на свете: о некоторых знает весь мир, некоторые находятся далеко, другие не очень. Слайды №2, №3.

Но есть ещё одно чудо света. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью, А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, ободрить, рассказать. И как вы догадались – это КНИГА!

Книга, как птица,

Может весь мир облететь.

Чудо свершает порой

Может сердцам повелеть.

Часто проходит сквозь строй.

КНИГА! Она входит в нашу жизнь с самого детства, и мы привыкаем к ней. Как к воздуху, как к солнцу.

КНИГА! Как много мы узнаём с её помощью!

И не зря многие известные люди пели гимн книге. Слайды: №4, №5 (приложение 5).

Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

О роли чтения говорят на разных уровнях и в разных странах, так как это проблема не только в России, но и в других странах. И в каждой стране по-своему решают эту проблему. Так, в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время трансляции популярного сериала, в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги частного бизнеса. В Японии с 1958года существует закон о поощрении детского чтения.

В России с целью поддержки чтения 2007 год был объявлен годом чтения.

Но, к сожалению, проблема не решена и об этом на разных уровнях продолжают говорить.

Так газета «АИФ» недавно провела акцию – за читающую Россию. На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.

В №37 за 2009год известный ученый Сергей Капица приводит данные ВЦИОМ, что 35% россиян не читают книги вообще.

Свою статью он озаглавил так: «Россию превращают в страну дураков», где он говорит о том, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум – вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией – именно книга.

Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал – Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно! Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, – тщетный человек. Это моё глубокое убеждение. Потому что в его духовном воспитании не участвовали великие педагоги. И если мы сейчас не научим наших детей читать, не начнём снимать добрые фильмы именно для семейного просмотра, мы получим поколение, где, как в той поговорке, человек человеку будет не братом, а волком».

Недавние исследования социологов “Левада-центра” свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы “кризиса чтения”.

Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Обсуждению путей решения этой проблемы, роли родителей в решении этой проблемы посвятим нашу сегодняшнюю встречу.

Сегодня, когда чтение детей рассматривается как национальная ценность, нужно помочь им полюбить книгу. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Но негативным фактором в формировании читателя- ребёнка является утрата традиции семейного чтения. Совместное чтение книг, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Сегодня вы много раз услышите, что не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение семейного чтения является важной задачей в воспитании читателя

Если мы с вами совместными усилиями это не сделаем, то, как говорят, психологи позже это сделать очень трудно.

А вот данные социологов:

  • Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%,
  • а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
  • 40% читают книги от случая к случаю.

Данные о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
  • Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
  • Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
  • Читают познавательную литературу 21%
  • Читают для самообразования 10% школьников

(Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал “Школьная библиотека”, 2003, 8).

Обработка анкет детей вашего класса показала (дать анализ).

А вот результаты анализа ваших анкет (дать анализ).

Вывод: мало, недостаточно читаете с детьми.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

(Дать возможность высказаться родителям).

Не читающие родители.

Причем не просто не читающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» – психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к А. Пушкину, К.Чуковскому.

Главный вопрос, который беспокоит родителей: Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?

Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак.

«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как «любить». или «мечтать».

Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!».

— Марш к себе и читай!

Он уснул над книгой. Окно вдруг показалось ему выходом в какую-то заманчивую даль — туда-то он и упорхнул. Спасаясь от книги. Но спит он чутко: раскрытая книга по-прежнему лежит перед ним. Если мы украдкой заглянем в дверь, то увидим: он сидит за столом и прилежно читает. Даже если подкрасться совсем бесшумно, он услышит нас сквозь тонкую пелену дремоты.

Он не ответит «нет», не совершит святотатства. Книга священна, как можно не любить читать?

Успокоенные, мы вернемся к телевизору».

Этот подросток, засыпающий над книгой, воспринимает ее как спрессованную скуку, как невыносимый груз бесплодного усилия. Обратим внимание на последнюю фразу, относящуюся к поведению взрослых: «Успокоенные, мы вернемся к телевизору». О чем она говорит? Она говорит о том, что взрослые отчуждены от читающего ребенка: у них свои интересы и своя жизнь.

СОВЕТ: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения?

(Пригласить родителей к диалогу).

Прежде всего, читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребенка возникает потребность в чтении естественно и незаметно. И ещё раз напомню- не читающий родитель воспитывает не читающего ребёнка.

Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность – ребёнку очень важна Ваша поддержка в этом нелегком деле.

Отнеситесь ответственно к выбору книги.

Немаловажным является и то, как будет складываться круг литературы для чтения: какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по жанру или настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре (сегодня мы почитаем грустную сказку «Русалочка», а завтра найдем время для озорных «Вредных советов»).

Читайте ребенку и вместе с ребенком! Слайды №6, №7.

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: «Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому…».

Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему ребёнку.

Руководство детским чтением – сложная и увлекательная наука и одновременно искусство. Учиться этому можно всю жизнь, накапливая собственный опыт и знакомясь со специальной литературой. Могу порекомендовать вам специальный журнал для родителей «Семейное чтение».

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них.

  • Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки.
  • Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
  • А вот метод, который предлагает известный педагог III. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это “авторитетное” мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон почитайте с ним книжку, а потом оставьте ее раскрытую и уйдите из комнаты. Но будьте тактичны и внимательны к юному читателю: не давите, не заставляйте читать, не настаивайте на чтении более «сложных» книг, как вам кажется, более соответствующих возрасту вашего ребенка, если он до сих пор самостоятельно читает только совсем уж «детские» книжки.

Иногда причины, мешающие ребенку начать читать, носят психологический характер: у ребенка сформировался своеобразный барьер против чтению, который малыш пока не в состоянии преодолеть сам. А может, у вашего ребенка есть другие причины отказа от чтения: ему сложно читать из-за нарушений зрения, он читает книжку, в которой ему встречается много незнакомых слов (иногда такого непонятого слова достаточно одного, чтобы ребенок бросил читать), крохе сложно представить то, о чем он читает.

Самое важное, что могут родители:

1) Посоветовать школьнику записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.

Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Вот что по этому вопросу думает автор книги для родителей «Что и как читать вашим детям от года до десяти» (СПб, 2000) известный библиограф нашей страны Нонна Николаевна Тимофеева. Прислушаемся к ее авторитетному мнению:

«Для этого, — говорит она, — надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на все детство». В этом могут помочь библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены взрослым, другие — детям и представляют собой увлекательные книги о книгах. К пособиям первого типа относится упомянутое уже пособие Нонны Николаевны «Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением».

2) Организовать дома семейную библиотеку.

«Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишенному души».

Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер изданий для детей. Они рассчитаны не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.

Зная это, выполняя это надо помнить, что это даст результаты только тогда, когда будем любить детей и делать будем это с любовью. Слайд № 8.

Я сегодня хочу подарить Вам некоторые советы, а чтобы руководствоваться ими соблюдайте следующие принципы: Слайд № 9.

Там, где семья, школа и библиотека сообща занимаются педагогикой детского чтения, появляются талантливые читатели.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть с наслаждением — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России

Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение”.

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Пусть наши совместные старания, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей сильной страстью и принесет им счастье.

Не могу не напомнить вам о решении Всемирной организации здравоохранения, которая включила чтение в число 12 показателей здоровья. Слайд №10

Предложить родителям решить ситуации (обмен мнениями). Приложение №4

Поблагодарить родителей. Пожелать удачи и ответить на их вопросы.

В России с целью поддержки чтения 2007 год был объявлен годом чтения.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать.
Д. Дидро

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Как помочь ребенку стать читателем.

Как помочь ребенку стать читателем

К классике детской литературы относится и повесть-сказка немецкого писателя Джеймса Крюса « Тим Талер, или Проданный смех ». Обязательно дополните список книг на лето для 3 класса этим произведением – оно будет интересно не только «читателям», но и «читательницам». Проблема нравственного выбора, поднятая автором на страницах этой детской книги актуальна во все времена: деньги не заменят любовь и дружбу близких людей.

Поможем ребенку стать читателем. Практические рекомендации.

Как помочь ребенку стать читателем.

Современные дети редко любят читать…. Такова реальность, у них есть много других, более легких приятных источников получения информации и положительных эмоций! Не буду здесь распространяться о необходимости своевременного обучения ребенка чтению. Скажу только, что сейчас и в средней школе есть дети, у которых этот навык полностью не сформирован. Представляете, какие трудности возникают у них при усвоении программы с современным объемом текстов! И я не имею в виду детей с логопедическими проблемами, это отдельный вопрос… О каких школьных успехах можно говорить, если ребенок читает с большим трудом или не понимает смысл прочитанного?

Конечно же, лучше начать вовремя – сензитивный (наиболее чувствительный) период для освоения навыка чтения – около 6 лет. Научился читать Ваш ребенок до этого возраста сам (такое бывает, но редко) – хорошо, если нет – не стоит волноваться и форсировать события. Если раньше Вы читали ребенку вслух увлекательные книжки по возрасту, если у него есть интерес к букве, слову, тексту, то процесс обучения чтению пройдет благополучно. Но если у первоклассника возникают серьезные и стойкие проблемы с освоением чтения – без Вашей помощи не обойтись. При этом надо помнить, что основная цель – овладение ребенком чтением словами, при слиянии технической стороны чтения и понимания прочитанного в единый процесс.

Как могут помочь родители?

  • Развивайте интерес к чтению! Будьте сами примером читателя.
  • Даже когда ребенок уже освоил азы чтения, продолжайте, пожалуйста, читать ему вслух – для поддержания интереса. Ведь качество Вашего и его чтения существенно отличаются. А какую неповторимую теплую атмосферу создает чтение мамой сказки перед сном!
  • Когда ребенка раньше времени полностью переводят на «самообслуживание», интерес к процессу резко падает, ведь чтение для него – очень трудная работа.
  • Используйте и возможности аудиокниг, они обладают большим развивающим потенциалом. Можно ненадолго дать ребенку книгу, чтобы, слушая яркое и выразительное актерское чтение, он следил глазами за текстом.
  • Неудивительно, что ребенок не любит читать, когда у него при чтении возникают какие-либо трудности. То, что трудно дается, делать не хочется. Для поддержания интереса к процессу необходимо, чтобы ребенок читал что-то и «для души». Помогите подобрать ему подходящую книжку и не страшно, если она покажется Вам слишком простой! Здесь важно учитывать выбор самого ребенка.
  • Хорошо, когда чтение интересной книги становится последним событием каждого дня. Последние события фиксируются эмоциональной памятью, во время сна человек находится под их впечатлением и чтение быстрее входит в привычку.
  • По мере освоения ребенком навыка практикуйте чтение по очереди. Сначала немного читает ребенок, а когда он устанет – продолжайте Вы. Постепенно увеличивайте прочитанное ребенком, но не слишком торопитесь.
  • Если ребенок «застревает» на послоговом чтении, не надо требовать от него постоянного чтения вслух. Дело в том, что озвучивание и осмысливание – две независимые, параллельные операции. Если ребенок на начальном этапе часто читает вслух, он может выбрать озвучивание, и у него надолго останутся проблемы с пониманием.
  • Дети любят читать знакомые сказки, рассказы. На знакомом тексте хорошо нарабатывать скорость чтения. Но обязательно надо предлагать ребенку и разбирать незнакомые тексты, которые не читались ему предварительно. В этом случае упор делаем уже не на скорость, а на понимание.
  • В течение дня необходима отработка навыка чтения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена так, что лучше запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что «мелькает». Упражнения не должны быть длительными, лучше проводить их короткими порциями, но с большей частотой. Эффективность занятий по 10-15 мин., но трижды в течение дня гораздо выше, чем в течение часа за один прием.
  • Эффективными являются следующие упражнения: совместное чтение вслух; многократное чтение знакомого текста; «щадящее» чтение ( с отдыхом после нескольких предложений); чтение «за диктором»; выразительное чтение знакомого текста с переходом на незнакомую часть текста; чтение в ритме скороговорки и др.
  • Обязательно спрашивайте ребенка, о чем он прочитал? Хорошо, если он сможет выразить словами главную мысль, а не пересказывать дословно. Пусть расскажет так, как может, своими словами.
  • Если Вы поняли, что без Вашей помощи не обойтись, но когда ребенок учится уже в средней школе… ну что же….и такое бывает. Лучше поздно, чем никогда! Принципы работы будут примерно те же.

Читайте! Пусть понемногу, но каждый день… Результат не будет немедленным, но он обязательно будет. У большинства детей есть все возможности освоить чтение в той мере, чтобы это не тормозило их развитие в дальнейшем. И, главное, проводите эту работу с любовью, терпением и пониманием объективных трудностей ребенка. Ваша уверенность и поддержка поистине бесценны!

Как могут помочь родители?

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

К концу начальной школы у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Эта вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения.

Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения.

Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования.

Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях.

Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду. Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка.

Родителямнеобходимопомнить, чторебенок, любимыйиминезависимоотсвоихнедостатковиучебныхрезультатов, получающийэмоциональнуюподдержкувзрослых, азначит, уверенныйвсебе, легчеобучается,чемубытонибыло, втомчислеичтению!

Между тем многие дети владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато готов много времени проводить у телевизора или компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой.

Насилие здесь недопустимо!

Любовь к чтению закладывается годами. Немаловажное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы? Как правило, читать любят дети читающих родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Если родители всерьез обеспокоены равнодушным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога Уильяма Джеймса.

Вот некоторые из них:

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  • Выделите дома специальное место для чтения (уголок с полками и т.п.).
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  • Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже комиксов, гороскопов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.

Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях.

Как привить первокласснику любовь к чтению? Пошаговая инструкция от Гайдаровки

  • чтение
  • книги
  • родители и дети
  • любовь к чтению
  • первый класс
  • учебный год 2020/2021

К началу учебного года Центральная детская библиотека им. А. П. Гайдара предлагает план по развитию читательского навыка у первоклассника. Пошаговая инструкция рассчитана на 9 учебных месяцев, а в конце — мини-список книг про учебу, чтение и школьников. Поехали!

Ноябрь. Чтение-соревнование на скорость

К сожалению, от соревнования в любой, даже суперлиберальной, школе не уйти. В классе всегда будут дети, которые читают быстрее, больше, объемнее, в оригинале. Кого-то соревновательный момент мотивирует. Но некоторые дети отказываются соревноваться или испытывают фрустрацию от подобного чтения на скорость. Что мы предлагаем для тех, кто не хочет в этом участвовать? Оплата за прочитанную страницу и наказание за непрочитанную — варварские несовременные способы.

7 причин, почему чтение вслух — лучшее, что вы можете сделать для ребёнка

Играйте и фантазируйте! Если ребенку за короткое время необходимо овладеть навыками, которые ему не близки, можно сделать это через игровую форму. Например, представить, что он — проходящий уровни игры геймер. Вознаграждение за прохождение должно быть нематериальным, пусть им станет впечатление или удовольствие: пикник, аттракционы, интересная поездка. Всё, что ребенок хочет и любит.

7 причин, почему чтение вслух — лучшее, что вы можете сделать для ребёнка

Последние темы форума:

Достала свекровь
Aspirial > 27-07-201721:56:27
Подруга хочет забеременеть
Aspirial > 23-07-201723:40:23
беременность
Robocar > 20-07-201715:48:20
Проблемы с пищеварением.
Alisa > 13-07-20176:45:13
Поиск работы для мамы
Bananda138 > 10-07-201721:40:10

Чтение должно быть удовольствием !

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Растим прирожденного читателя. 15 советов, как читать вместе с детьми

В 2013 г. в журнале Perspectives on Psychological Science было опубликовано исследование, ставшее приговором тем долгим часам, что я потратил на попытки заинтересовать свою дочурку книжками с картинками, и навсегда изменившее все мои представления о том, как следует читать детям. В статье под выразительным заголовком «Как сделать ребенка умнее» были сведены результаты восьми исследований развития детей.

Выводы ученых ошарашивали: правильное чтение вслух — интерактивное чтение — может повысить IQ вашего ребенка на шесть и более баллов. Ученые установили, что чем раньше начинается интерактивное чтение, тем более выраженный эффект оно дает, и приравняли его положительное воздействие к влиянию витаминов и здорового питания.

Но тут есть принципиальный момент: мало просто накупить детям книг. Чтобы воспользоваться их развивающим потенциалом, родители должны создать для ребенка опыт именно интерактивного чтения. Роддомам следует выдавать брошюры на эту тему в комплекте с подгузниками каждой роженице, отправляющейся домой с младенцем. Мы тратим тысячи долларов на школы, репетиторов, курсы подготовки к экзаменам и учебные пособия, ничего не зная об эффективнейшем методе чтения — совершенно бесплатном подарке, который может сделать своему чаду каждый родитель, потратив на его освоение какой-то час.

Что такое интерактивное чтение?

Никому из родителей не следует игнорировать этот удивительный прием, подхлестывающий интеллектуальное развитие ребенка. Чтобы узнать о нем больше, я связался с Джоном Процко, ученым из Нью-Йоркского университета, одним из авторов статьи «Как сделать ребенка умнее» (How to Make a Young Child Smarter). Процко так подытожил важнейшее открытие данного исследования:

«Интерактивное чтение не сводится к совместному времяпрепровождению ребенка и родителя за книгой, его суть — в диалоге между ребенком и книгой. В том, чтобы задавать ребенку вопросы, начинающиеся с вопросительных слов (скажем, «Почему, как ты думаешь, кролик так часто делал перерывы?»), поддерживать его интерес и побуждать не ограничиваться односложными ответами, а развернуто выражать свои мысли».

Процко проследил, как развивались приемы интерактивного чтения, начиная с доктора Гровера Уайтхерста, специалиста по детскому развитию, впоследствии занявшего пост директора Института педагогических наук при Министерстве образования. Уайтхерст 25 лет назад разработал программу так называемого диалогического чтения — революционный метод подготовки к школе детей из необеспеченных семей.

Еще в 1988 г. большинство специалистов согласились с тем, что, читая вместе с детьми, взрослые помогают им умнеть. Но ученые не торопились подкрепить эту точку зрения надежными фактами, полученными в ходе исследований.

Таким научным прорывом стало начатое Уайтхерстом исследование воздействия интерактивного чтения на развитие малышей в возрасте 21–35 месяцев. Половина родителей из выборки читали своим детям традиционным способом — однонаправленного воздействия читающего вслух взрослого на слушающего ребенка. Именно на таком чтении выросло большинство из нас: родитель говорит, ребенок молча слушает. А вот родители из второй половины выборки получили бесценные уроки искусства «диалогического чтения» — освоили методы, позволяющие одновременно читать и обсуждать прочитанное с ребенком. В общем, эти родители использовали разновидность того самого интерактивного чтения, которому посвящена моя книга.

Через четыре недели маленькие участники обеих групп прошли три теста на проверку речевых возможностей. Результаты навсегда изменили представления о чтении с детьми как с научной, так и с практической точки зрения. Уайтхерст обнаружил, что дети, имеющие опыт полноценного интерактивного чтения (их родители только что освоили несколько новых для себя приемов чтения своим малышам), на восемь с половиной месяцев опережали в развитии детей из контрольной группы по результатам психолингвистического теста и на шесть с половиной месяцев — судя по тесту на словарный запас. И это всего лишь после четырех недель интерактивного чтения!

Более того, эти дети сохраняли шестимесячное опережение в развитии в течение почти года после окончания исследования. Уайтхерст не занимался разработкой всеобъемлющей образовательной программы для родителей или изощренной методики умственного развития для детей. Его исследование показало: достаточно часа, чтобы научить родителей читать детям правильно — в интерактивном режиме.

Интерактивное чтение

  1. Читайте вместе.

Вместе с ребенком знакомьтесь с книгой, компьютерным приложением, электронной или аудиокнигой — любым носителем литературного текста. Ученые называют такие занятия совместной игровой деятельностью. Ребенок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с цифровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать.

Как начать общение: Не почитать ли нам вместе? Покажи мне, как можно что-нибудь приготовить с помощью этого приложения.

  1. Задавайте как можно больше вопросов.

Вопросы — это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.

Как начать общение: Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?

  1. Обсуждайте детали книги.

Показывайте иллюстрации, которые вам больше всего нравятся, называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей, представленных на каждой странице. Поначалу ребенок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.

Как начать общение: Эта машина красная. Ты видишь еще что-нибудь красное? Хочешь сосчитать зверей?

  1. Разыгрывайте историю в лицах.

Имитируйте звуки подметания, увидев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.

Как начать общение: Тогда гусеница съела одну… А потом она кого-то увидела — кого?

  1. Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки.

Начните с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребенка будет совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.

Как начать общение: Белочка хочет спать — погладь ее по головке. Ты когда-нибудь переживал так же сильно, как этот малыш?

  1. Хвалите ребенка во время чтения.

Поощряйте самые простые его отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших книг или компьютерных приложений.

Как начать общение: Мне так приятно, что ты выбрал эту книгу. Как ты здорово сориентировался в iPad!

  1. Делитесь мнениями о книге.

Если ребенку понравилась сказка, спросите, почему. Если он ерзает под чтение электронной книжки, поинтересуйтесь причиной. Все это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.

Как начать общение: Тебе понравилось читать эту книгу? Почему тебе хочется, чтобы мы снова ее почитали?

  1. Читайте ребенку о вещах, которые он любит.

Если малышу понравилась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом животном. Читайте любимые книги ребенка, пользуйтесь компьютерными приложениями, видео и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать о предмете, который его заинтересовал.

Как начать общение: Хочешь еще что-нибудь почитать про медведя-панду? Давай попросим библиотекаря дать нам книги о пандах.

  1. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное.

Взрослые постоянно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы скорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно необходимо, чтобы ребенок хорошо и всесторонне понял прочитанное.

Как начать общение: Хочешь, сделаем паузу и хорошенько рассмотрим эту гору? Может, нам прерваться и поговорить о том, что случилось в книжке?

  1. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета.

Подобные вопросы создают у ребенка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю, и углубляют понимание прочитанного. Детские книжки — идеальный материал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными поворотами. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь. Я до сих пор развлекаюсь этой игрой, когда смотрю фильмы.

Как начать общение: Как ты думаешь, кто выиграет в гонках? Что, по-твоему, спрятано в коробке?

  1. Поддерживайте диалог.

Закончив чтение или прослушивание книжного приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной жизни и не переставайте задавать вопросы.

Как начать общение: Что, если нам теперь рассмотреть картинки с дикобразами? Ты помнишь, что такое аккордеон?

  1. Расширяйте границы знаний ребенка.

Ученые называют этот прием «развивающим обучением», а чтобы воспользоваться им, порой достаточно просто читать ребенку. Ведь сам он читать еще не умеет! Как можно чаще выбирайте для чтения книги, посвященные новым для малыша темам.

Как начать общение: Ты знаешь, почему эта машина не завелась? Хочешь, я расскажу тебе, как [героиня] сварила суп?

  1. Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной среды обитания.

Для меня, выросшего в сельской глубинке Мичигана, это стало жизненной необходимостью. Прежде чем я воочию увидел Францию, Нью-Йорк, Гватемалу или Тихий океан, все эти чудеса открылись мне на страницах книг. Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных местах, культурах и событиях, и если ребенку что-то особенно понравится, поддерживайте и углубляйте его интерес.

Как начать общение: Хочешь узнать, что такое Антарктика? Показать тебе на карте, где находится Франция?

  1. Соотнесите сюжет с реальным опытом.

Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реальностью имеет решающее значение.

Как начать общение: Ты видела это животное в зоопарке? Ты тоже ужасно расстроилась, когда мы ушли из парка?

  1. Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории.

Я обожаю, когда Олив пересказывает мне свои любимые книжки за завтраком. Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!

Как начать общение: Можешь прочитать эту книгу своему медвежонку? Что случилось, когда Слоненок уронил свое мороженое?

Принцип «Рожденного читать» применим как к печатным, так и к электронным книгам.

Таким научным прорывом стало начатое Уайтхерстом исследование воздействия интерактивного чтения на развитие малышей в возрасте 21–35 месяцев. Половина родителей из выборки читали своим детям традиционным способом — однонаправленного воздействия читающего вслух взрослого на слушающего ребенка. Именно на таком чтении выросло большинство из нас: родитель говорит, ребенок молча слушает. А вот родители из второй половины выборки получили бесценные уроки искусства «диалогического чтения» — освоили методы, позволяющие одновременно читать и обсуждать прочитанное с ребенком. В общем, эти родители использовали разновидность того самого интерактивного чтения, которому посвящена моя книга.

Рецепт № 3

Для тех, кто собирается в книжный магазин за детской литературой

На самые популярные вопросы родителей по «магазинной теме» мы попросили ответить Татьяну Руденко и Марию Мелик-Пашаеву, которые возглавляют издательство «Мелик-Пашаев».

Как выбирать книги для ребёнка дошкольного возраста?

Особенность изданий для самых маленьких читателей (2–5 лет) в том, что художник в них выступает как полноправный соавтор. Ведь именно благодаря иллюстрациям ребёнок, не умеющий читать, общается с книгой напрямую. Очень важно, чтобы взрослый хотя бы пролистал книгу — присмотрелся к иллюстрациям, оформлению, прочитал несколько абзацев текста. Это как бы первичный отбор, который позволяет отфильтровать издания сомнительного качества. Самое важное, чтобы книги были очень разными: по стилю рисования, по цветовой гамме, по настроению. Ведь детская книга — это как первый поход в музей, ребёнок знакомится со всем многообразием мира благодаря хорошим иллюстрациям.

Стоит ли брать ребёнка (старше 4 лет) с собой в книжный магазин и позволять ему самому решать, что купить?

На полках стоят произведения множества авторов, которые мне абсолютно незнакомы. Может, стоит отдать предпочтение классикам, проверенным временем?

Это понятно и естественно, что все мы тянемся к тому, что знакомо и любимо с детства. В советское время действительно издавалось большое количество хороших книг. Но очень важно разнообразить книжную полку с помощью новых и современных имён. Из наших любимых это немецкий писатель Янош, англичанин Ник Баттерворт, норвежский писатель Альф Прёйсен, книги бельгийской художницы Габриэль Венсан. Честно говоря, помимо конкретных имён, хочется посоветовать родителям не бояться неизвестных авторов и новых книг (не важно, российских или переводных). Ведь темы, которые интересуют и детей, и взрослых, практически неизменны, а вот свежий, современный взгляд может помочь по-новому увидеть знакомые вещи.

Кстати, в разных московских магазинах цена на одну и ту же книгу может различаться на 10–30%. Невыгоднее всего покупать литературу в киосках переходов — там можно переплатить до 40%. Для экономии бюджета стоит подобрать список понравившихся книг, а потом найти, где за них просят саму скромную цену (это может быть даже книжная лавка при издательстве или интернет-магазин).

Нужно ввести в школьную программу в обязательном порядке реальные «новинки» — книги, которым не больше 1–2 лет. Для чего необходимо учить студентов-словесников работать с современной детской прозой и поэзией, ориентироваться в ней, самим выбирать книги для классного и внеклассного чтения. Так делают в Европе и в Америке, где процент читающих детей и уровень понимания текста гораздо выше, чем сегодня в России. Все эти схемы давно изучены и успешно используются. Они наверняка знакомы Министерству образования. И я бы задала нашему министру образования вопрос, почему эффективные схемы пропаганды чтения не вводятся в России?

Родительское собрание рецептов «Как ребёнку помочь полюбить чтение»

Родительское собрание

Тема: «Как ребёнку помочь полюбить чтение».

Цель: оказание помощи родителям в формировании у детей интереса и любви к чтению.

Познакомить родителей с читательскими интересами их детей.

Дать полезные советы родителям, как вызвать у детей интерес к чтению.

Познакомить с брошюрой «Читаем играя».

Подготовка к собранию:

Приглашение для родителей, психолога, библиотекаря школы. (Приложение 1)

Анкетирование детей и родителей. (Приложение 2,3)

Изготовление брошюры «Читаем играя». (Приложение 4)

Создание презентации. (Приложение 6)

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, брошюра «Читаем играя».

Ход собрания:

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы.

Вступительное слово учителя.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Нам необходимо выбрать председателя и секретаря родительского собрания.

– Мы сегодня собрались, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы.

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Не только в школе, но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать.

Чтение – основной инструмент обучения. Если школьник медленно и плохо читает, он ничего не успевает. У него пропадает интерес к учёбе.

Навыками элементарного чтения дети овладевают под руководством родителей и учителей. После начальной школы чтению практически нигде не учат. Недостатки чтения, закрепившись на начальном этапе обучения, сохраняются.

Часто ребёнок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целыми словами, но все равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует семь основных причин, тормозящих скорость чтения:

Природный темп деятельности.

Регрессии (возвращение к прочитанному слову).

Отсутствие антиципации (предугадывание событий).

Артикуляция (членораздельно произношение).

Малое поле зрения.

Уровень организации внимания.

Уровень развития памяти (оперативной). (Приложение 6. Слайд 3)

Для расширения поля зрения, я на уроках использую специальную таблицу Шульте, для расширения поля зрения – «Пирамида», для развития оперативной памяти – зрительные диктанты Т.И. Федоренко.

Опыт доказывает: чем раньше начинается процесс совершенствования техники чтения, тем успешнее идет процесс обучения школьника.

Анализ техники чтения.

Норма темпа чтения в 1 классе (УМК «Перспектива»)

20-30 слов в минуту – период обучения грамоте.

30-40 слов в минуту – конец учебного года.(Слайд 4)

Таблица «Анализ техники чтения» (Приложение 5)

Пути решения проблемы, связанной с темпом чтения:

Каждый день дети читают текст из литературного чтения, который они будут изучать на следующем уроке.

Каждый день дети читают литературу, которая им нравится. Помощь родителей – ведение «Дневника читателя». Рекомендательный список литературы выдан родителям.

Каждый день производить замеры темпа чтения ребёнка в течение трёх месяцев.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

Числительных быть не должно.

Прилагательных должно быть мало.

Короткие слова тоже нужно учитывать. (Слайд 5)

Другая проблема. Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам» и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. А мы с вами бьёмся над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?

Анализ анкет. (Приложение 2,3) (Слайды 6-11)

Выступление психолога. (Слайды 12-15)

Ридингфобия – это навязчивый страх перед чтением.

Даниэль Пеннак (французский писатель и школьный преподаватель) считает: чтобы вернуть вкус к чтению, нужно преодолеть страх – боязнь нескончаемости. Что же делать? «Выберите – и намеренно – такое издание, где крупный шрифт, большие поля, много воздуха на страницах; на первый взгляд книга, как айсберг, огромная, сулящая бесконечную пытку. Но начинается чтение, и айсберг тает буквально на глазах! Время уже больше не время, минуты летят секундами, и сорок страниц прочитано, и час прошел, как не бывало. Потрясающее открытие, которое меняет всё. Сначала дивишься и радуешься количеству прочитанных страниц, а потом… потом пугаешься, как мало их осталось до конца.

Выступление учителя.

Проблеме нарушений чтения уже более 100 лет. Специалисты всего мира занимаются изучением данных нарушений, выявляя причины возникновения и пути коррекции. Единственного рецепта по преодолению нарушений чтения не существует, так как нарушения эти весьма разнообразны, как и причины их вызывающие.

Рецепты чтения. (Слайды 16-23)

Рецепт 1. Читающий родитель.

Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, мы должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он всё умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка-читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.

Рецепт 2. Библиотечные дни.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда мы с вами и библиотекарь – единомышленники и работаем вместе, это даёт положительные результаты.

Выступление библиотекаря школы. (Слайды 18-20)

Библиотекарь даёт советы, что читать детям 7-8 лет, как создать домашнюю детскую библиотечку, на какие издания подписаться всей семье, как пользоваться книгами из библиотеки.

Рецепт 3. Чтение в семейном кругу.

Когда книга передается от одного члена семьи к другому. Постоянно надо обращаться к книгам из личной библиотеки. Их надо читать вслух, всей семьёй, не для ребёнка, а вместе с ребёнком. О прочитанных книгах надо разговаривать, а не контролировать ребенка и не требовать отчёта, что и сколько он прочитал, что он понял. А надо размышлять над книгой.

Рецепт 4. Метод Кассиля.

Читаете ребёнку книгу, после чего, дочитав до самого интересного и захватывающего момента, «вспомните», что вам необходимо постирать или вымыть посуду. Книгу, разумеется, нужно оставить на самом видном месте в пределах досягаемости ребёнка. Вскоре он сам потянется к книге, для того чтобы узнать, что же будет дальше.

Рецепт 5. Метод Искры Даунис (детского психолога).

Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Рецепт 6. «Провокация» ребёнка на чтение.

«Спровоцировать» ребёнка на чтение. Если он сам не догадался взять в руки интересную книгу, то вы можете высказать заинтересованность судьбой героев книги, после чего, можете сказать, что удивлены, что он до сих пор сам не прочитал эту книгу.

Рецепт 7. Метод древнего народа.

Ребёнку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведёт, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребёнок плохо себя ведёт, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу)…»

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Хвалите свое чадо за прочитанные странички. Дайте при этом понять ребёнку, что читать – это не обязанность, а удовольствие, чтение – занятие добровольное и принуждать его к этому не будут.

Помните, что если вы будете заставлять ребёнка читать, то можете попросту отбить у него всю охоту браться за книгу. Нужно чтобы в вашем доме возможность почитать была не наказанием, а наградой.

Так, например, пользуйтесь такой мотивацией: «Если ты погуляешь, то я разрешу тебе немного почитать перед сном!».

Рецепт 8. Покупка книг.

Сделать покупку книг праздником. Раз в две недели можно ходить в книжный магазин вместе. Это – знаменательное событие. Заранее оговорить, сколько книг купить и про что.

Рецепт 9. Просмотр диафильмов и их создание.

Помогают привить любовь к чтению просмотр диафильмов.

Рецепт 10. Шаг к творчеству.

Попробуйте сами писать книги.

Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка «Поверь в свое дитя». Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего ребенка в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребёнком – он будет в восторге.

Рецепт 11. Чтение перед сном.

Обязательный ритуал чтения книг на ночь.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

Рекомендация. Начинать выполнение уроков следует с чтения, т.к. основу любого предмета составляет чтение. Научишь читать книги и привьёшь любовь – все предметы будут даваться легко.

– Как вы поможете своему ребёнку полюбить чтение?

– Какой рецепт чтения вы считаете более приемлемый для вашего ребёнка?

Решение родительского собрания:

Поставить себе цель – читать с ребёнком каждый день.

Обсуждать прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

Для преодоления утомляемости во время чтения использовать игровые приёмы, физминутки.

Найти время и возможности для семейного чтения.

По возможности покупать книги, выписать детские журналы.

Пожелание учителя родителям: (Слайд 24)

Пусть ваши старания, силы, труд, направленные на воспитания у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье!

Отсутствие антиципации (предугадывание событий).

Как помочь ребенку стать читателем

–>

[03.08.2020][Саквояж]
Игра “Капельки”, развивающая слуховое внимание
[03.08.2020][Саквояж]
Песенки для удовольствия большим и маленьким
[20.07.2020][Инструктор по ФИЗО]
Совместные игры летом детей и родителей
[30.06.2020][Саквояж]
Песня “Пчёлка” Е.Красильникова и мастер-класс по изготовлению пособия “Соты и пчёлы”.
[30.06.2020][Саквояж]
Летняя музыкально-развлекательная беседка предлагает песенку “С пчёлкой я дружу”
[30.06.2020][Лого-игротека]
Интерактивная игра “Хвосты и хвостики”

–>
–>

[21.09.2020][Почемучки]
Осенняя красота
[21.09.2020][Солнышко]
Консультация для родителей ” Как провести выходной день с ребенком”
[21.09.2020][Солнышко]
С Днем знаний !
[20.09.2020][Почемучки]
Луковые рецепты от ПОЧЕМУЧЕК
[20.09.2020][Почемучки]
Луков день
[17.09.2020][Почемучки]
Сажаем деревья все вместе!

–>

Если родители всерьёз обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребёнка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В.Уильямса. Вот некоторые из них:

1.Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению к удовольствию.

2.Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.д.

3.Показываете, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

4.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы( в библиотеке, книжном магазине).

5.Выделите дома специальное место для чтения.

6. В доме должна быть детская библиотека.

7.Собирайте книги на темы, которые вдохновляют детей ещё что – то прочитать об этом ( например : сказки, книги про динозавров и т. д.)

8.Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

9.Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Совместным чтением вы открываете для своего ребёнка интересный и красочный литерарурный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребёнку огромное количество счастья и любви.

4.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы( в библиотеке, книжном магазине).

Ссылка на основную публикацию