Возможные ошибки родителей
Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.
- Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
- Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
- Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.
Родителям следует запастись терпением и повторять свои попытки ежедневно, ведь малышу необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к новому для него вкусу.
- Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
- Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно. Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
- Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
- Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость.
Чтобы правильно покормить малыша, необходимо следить за тем, чтобы ложка слегка касалась кончика языка либо его середины. Оптимальный объем прибора для младенца – не более 3 мл.
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением. Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка.
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением. Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка.
Временные рамки формирования навыка
Жевательный рефлекс у детей должен появиться еще до перевода на твердую пищу (обычно это рекомендуется делать после 12-18 месяцев).
Первые попытки у малышей проявляются около 6 месяцев (иногда раньше), на этом этапе своего развития ребенок усердно тянет в рот руки и разные предметы, пытаясь грызть их. Так он не только чешет десны (этот период обычно совпадает с прорезыванием первых зубов), но и тренирует способность жевать.
Через некоторое время инстинкт может угаснуть, поскольку первые несколько зубов будут мешать выполнять жевательные движения. Однако годовалый ребенок вновь начинает проявлять интерес ко взрослой пище, и задача родителей — развить его.
Малыш теряет жевательный рефлекс к одному году полностью в этом случае.
Если ребенок отказывается кушать
Бывают ситуации, когда малыш отказывается употреблять твердую пищу. Это может быть вызвано разными причинами. Важно выяснить, почему кроха не хочет есть взрослую еду. Распространенные проблемы и пути их решения приведены ниже в таблице.
Причина отказа | Как проявляется | Способ решения |
Резкий переход на твердую пищу, ребенку лень жевать | Малыш во время еды постоянно давится твердыми кусочками пищи. Ему не привычно глотать неизмельченные частицы продуктов | Со временем кроха научится управлять языком. Давать ему твердую пищу лучше после основного кормления. Тогда ребенок не будет сильно спешить, чтобы утолить голод, а станет спокойно пережевывать предложенное блюдо. |
Неправильная техника кормления: ложка глубоко вводится в рот, используется слишком большой объем порции | У ребенка возникает рвотный рефлекс | Стоит вводить ложку в рот неглубоко. Использовать следует детский столовый прибор, объем которого не превышает 3 мл. |
Не нравится вкус блюда | Кроха отказывается от еды | Готовить малышу еду из тех продуктов, которые ему нравятся. Важно интересно презентовать ребенку блюдо. |
Неготовность ребенка | У малыша возникает расстройство стула после употребления твердой пищи, ухудшается аппетит | Стоит повременить с приучением крохи. Для того чтобы подготовить его к приему твердой пищи, следует помочь ему выработать жевательный рефлекс. Для этого надо купить прорезыватель. |
Психологическая травма (родители сильно ругали кроху за то, что он не может пережевывать твердые частицы еды) | Ребенок боится твердой пищи, отказывается от нее, капризничает, плачет | Общаться с малышом ласково. Предлагать ему новые блюда, при этом, не настаивая на их употреблении. Хвалить ребенка, если он ест твердую пищу. Рекомендуется использовать ниблер, чтобы заинтересовать кроху. В тяжелых случаях может потребоваться помощь детского психолога. |
Гиперактивность ребенка | Малыш не может сосредоточиться на процессе пережевывания, требует привычную пюреобразную еду | Необычно презентовать блюда, чтобы вызвать у крохи интерес. Обратиться к специалисту: может понадобиться прием медикаментозных средств. |
Бывают ситуации, когда малыш отказывается употреблять твердую пищу. Это может быть вызвано разными причинами. Важно выяснить, почему кроха не хочет есть взрослую еду. Распространенные проблемы и пути их решения приведены ниже в таблице.
Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!
специальной методики не существует, ибо всё должно идти своим чередом и постепенно.
Язык неуклюже переворачивает пищу, а мышцы плохо сжимают челюсти. Часто проблема наблюдается после родовых травм.
С чего начать
Знакомясь с миром, младенец старается все попробовать на вкус, засовывает в рот пальцы, игрушки, любые предметы. Так же получается и с новой, более грубой пищей, к которой ему нужно привыкнуть. Очень важно запастись терпением, чтобы научить своего ребенка жевать, и не нужно заставлять его быстро есть. Старайтесь сохранять спокойствие: процесс жевания даже небольшой порции может занять более 10 минут.
Предупреждение. На первых порах избегайте давать ребенку те продукты, которые трудно пережевывать, например, орехи, семечки, попкорн, карамель, сырую морковь, виноград, любое мясо, если оно не мелко нарезано.
Для того, чтобы ваш ребенок поскорее освоил технику жевания, воспользуйтесь нашими советами:
- После полугода, ближе к 7-8 месяцам, приучайте малыша к твердой пище, чтобы сформировать у него рефлексы жевания. Добавляйте в обычное детское пюре небольшие кусочки овощей. Пусть малыш постепенно привыкает к плотной пище,по максимуму используя губы, язык, челюсть. Это нужно делать, даже если у него прорезываются зубы, и опухают десны.
- Не ждите появления первых зубов у грудничка, чтобы познакомить его с более грубой пищей. Некоторые из продуктов он будет жевать с помощью десен.Можно дать младенцу печенье или сушку, он размочит их во рту, а потом попытается укусить. Таким образом наладится жевание.
- Дети учатся через повторение, поэтому советуем каждый раз напоминать ребенку, чтобы он хорошо пережевывал пищу. Делайте это весело, показывайте жестами, чтобы закрепить обучение. Визуальные подсказки иногда работают лучше, чем слова.
- Купите детское питание, соответствующее возрасту вашего крохи. Сегодня выпускают детские консервы различной плотности. Важно перейти к более плотным по структуре крупам или пюре, содержащим небольшие кусочки мяса, овощей или фруктов.
- Прекратите готовить только мягкую пищу, если вашему ребенку уже год, а он все еще не жует. Предложите ему более твердые продукты, например, рис.Если ребенок отказывается от еды, не идите у него на поводу, проявляйте упорство. Когда ребенок действительно голоден, он начинает есть без уговоров.
- Постарайтесь заинтересовать маленького ребенка сладостью, предложив кусочки фруктов, мармелад. Но сначала попробуйте объяснить, как их жевать.
- Посадите ребенка за общий стол, позвольте попробовать «взрослую» пищу. Может быть, ребенка заинтересует яркий салат, и он захочет попробовать его. Детей всегда интересует все новое, кроме того, они любят подражать взрослым.
- Не ждите появления первых зубов у грудничка, чтобы познакомить его с более грубой пищей. Некоторые из продуктов он будет жевать с помощью десен.Можно дать младенцу печенье или сушку, он размочит их во рту, а потом попытается укусить. Таким образом наладится жевание.
Причины трудностей в обучении
Есть ряд детей, которые не могут научиться жевать.
К основным причинам позднего развития жевательной функции относят:
• Позднее введение прикормов: своевременное введение прикормов готовит младенца к более грубой пище, тренирует мускулатуру языка, щек, формирует акт глотания.
• Длительное употребление ребенком еды с пюреобразной консистенцией: происходит из-за удобства использования покупных баночек, страха родителей, что малыш поперхнется, подавится.
• Длительное кормление кашами через бутылку, а не из ложки: тормозит развитие рефлекса к жеванию и глотанию.
• Гиперактивность грудничка: малыш не может сидеть спокойно во время трапезы, накормить из ложки в этом случае сложно.
• Отказ от еды и насильственное кормление.
• Отсутствие желания родителей кормить грудничка из ложки, перемалывать еду блендером, мять вилкой, так как эти манипуляции занимают много времени.
Все эти мероприятия замедляют формирование жевательной функции.
После того как кусочек совсем смялся и измельчился, можно промыть ситечко, ошпарить, поместить туда другой кусок.
Причины нежелания жевать пищу
Причин нежелания детей пережевывать пищу может быть несколько. Одни из них легко устранимы, а другие требуют вмешательства специалистов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся:
1. Дети получают неправильное питание. Случаев, когда мама чрезмерно заботится о чаде, постоянно измельчая и раздавливая для него продукты, очень много. Получается, что она делает всю работу за малыша. Он должен сам пробовать жевать и учиться этому постоянно.
2. У малыша не успел сформироваться навык жевать твердую пищу. Происходит это из-за того, что родители не давали ему ранее твердые корочки хлеба, сушки и прорезыватели для зубов.
3. Дети бывают от природы ленивыми. Они просто не хотят жевать самостоятельно, если еще при этом мама все измельчит.
4. Повышенная активность также может стать причиной нежелания пережевывать пищу. Такие детишки постоянно крутятся, куда-то спешат, не могут сидеть на месте. Они и жевать не хотят, потому что им «некогда».
Главная задача родителей, выявить причину нежелания есть твердую пищу. Только в этом случае вам удастся оказать ему помощь в получении нужных навыков.
После введения прикорма родителям предстоит пройти еще один увлекательный квест и выяснить когда приучать ребенка к горшку и как это делать правильно.
После введения прикорма родителям предстоит пройти еще один увлекательный квест и выяснить когда приучать ребенка к горшку и как это делать правильно.
Как научить ребенка жевать?
моему 1г 10 мес и до сих пор все ел через блендер только, чуть кусочек дашь- либо рвота, либо выплевывает. Но вот уже как 2нед мну слегка вилкой и всё – видимо время его пришло и стал жевать.
Доктор Комаровский советует
Известному врачу-педиатру Комаровскому доверяют многие родители, у которых есть множество вопросов о здоровье и развитии ребенка. По его мнению, вот как необходимо учить детей:
1. Подать на обед твердое блюдо и объяснить, что в магазине больше нет баночек с пюре. И показать, что все члены семьи за столом едят твердую пищу.
2. Сосредоточить внимание дитя на блюде. Дать ему возможность самостоятельно «приготовить суп», позволить ему размять вилкой отварные овощи. Такую еду, приготовленную самостоятельно, дети едят с большим удовольствием.
3. Результат даст то, что вы дадите вкусненький кусочек целиком. Например, зефир.
4. Показывать малышам на примере других детей, что это хорошо, есть твердую пищу. Можно пригласить в гости знакомых с детьми, которые уже едят взрослую еду. Смотря на них, ваш сорванец будет подражать, и кушать так же.
Будьте внимательны к своим детям, не пропустите возможные отклонения в развитии. О том, когда малыш начинает держать голову вы можете прочитать перейдя по ссылке.
Известному врачу-педиатру Комаровскому доверяют многие родители, у которых есть множество вопросов о здоровье и развитии ребенка. По его мнению, вот как необходимо учить детей:
Как научить ребенка жевать (советы доктора Комаровского)
Первый способ приема пищи младенцем – сосание, с его помощью начинается подготовка мышечного аппарата челюстей. Проблема, как научить ребенка жевать, обычно возникает к двум годам, когда уже пора есть твердую пищу с общего стола, а малыш упрямится и соглашается питаться только пюрированными продуктами. Причина отказа жевать еду — пропущенные этапы в формировании жевательного рефлекса, который в норме должен следовать за сосательным. В идеале, первые тренировки стоит начинать одновременно с началом прикорма. Тогда уже к году малыш научится измельчать пищу и сможет расширить свой рацион.
Первый способ приема пищи младенцем – сосание, с его помощью начинается подготовка мышечного аппарата челюстей. Проблема, как научить ребенка жевать, обычно возникает к двум годам, когда уже пора есть твердую пищу с общего стола, а малыш упрямится и соглашается питаться только пюрированными продуктами. Причина отказа жевать еду — пропущенные этапы в формировании жевательного рефлекса, который в норме должен следовать за сосательным. В идеале, первые тренировки стоит начинать одновременно с началом прикорма. Тогда уже к году малыш научится измельчать пищу и сможет расширить свой рацион.
Как подобрать рацион для детей младшего возраста
- В 6–7 месяцев допустимы крохотные частицы размером до 0,3 мм. Идеально подойдут перетертые овощи
- В 8–9 месяцев в рацион можно добавить пищу с частицами до 1,5 мм. Это могут быть злаковые хлопья в составе каш, крохотные кусочки хорошо проваренных овощей
- В 9–12 месяцев ребенок уже может справиться с пережевыванием пищи с кусочками до 3 мм.
- В 1 год и далее нужно учить ребенка самостоятельно пережевывать твердую пищу
Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).
Нужно ли обучать ребенка жевать?
Специальных методик, обучающих жеванию, нет. Самое главное для родителей – вовремя создать условия для того, чтобы малыш постепенно осваивал навык жевания, развивал его и со временем научиться справляться с твердой едой.
Детям сложно осваивать навык жевания еще и потому, что это время обычно сопровождается болезненными ощущениями в деснах, так как режутся зубки.
Как только появились первые зубки, малыш в состоянии пережевывать не очень твердую пищу.
Молодым мамочкам, которые предпочитают пюре промышленного производства, советуем читать на этикетках, для какого возраста предназначен тот или иной продукт. Каждый продукт, будь то пюре или каша быстрого приготовления, различаются по возрастной направленности. Каждая стадия «взросления» продукта различается степенью измельчения. Детям постарше предназначаются продукты более густые, содержащие небольшие кусочки пищи, чтобы ребенок начинал учиться работать челюстями и язычком, стимулируя жевательный рефлекс. Эти продукты уже требуют начинать переходить с соски к кормлению из ложечки, что немаловажно для привития навыков, приучающих к обычной «взрослой» еде.
С 8-месячного возраста можно давать малышу протертую кашу с добавлением более густых комочков, пусть пытается жевать твердую сушку, размачивая ее слюной. Сушка – довольно обычный продукт, в ней мало содержится питательных веществ, но она вкусно пахнет и состоит из натуральных продуктов, поэтому это – идеальный «тренажер» для приучения к жеванию. Смоченные слюной кусочки сушки ребенок в состоянии проглотить и оценить их вкус. Сушка не должна быть посыпана маком, кунжутом или содержать изюм. Когда малыш что-то ест, за ним необходимо присматривать, чтобы он не подавился и суметь вовремя оказать помощь.
Все дети отличаются, это не проходит и мимо их вкусовых предпочтений. Некоторые очень легко переходят на густую пищу, другие едят лишь кусочки из тарелки, пробуя их на зубок, а другие совсем не проявляют интереса ни к какой еде, кроме протертой.
Попробуйте посадить малыша за стол вместе со всей семьей, пусть все едят одинаковую еду, например, легкий суп – вермишелевый, овощной. Дайте ребенку попробовать котлету, приготовленную на пару или фрикадельки, пусть он их пробует под вашим неусыпным контролем. Подайте ему разложенные цветные кусочки овощей, пробуйте их сами и хвалите их вкус. Малыш всегда склонен к подражанию, поэтому тоже обязательно возьмет кусочек. Пусть он поначалу не будет съедать все, докармливайте его привычной пищей. А со временем он сам попросит другой, «взрослой» еды.
С 8-месячного возраста можно давать малышу протертую кашу с добавлением более густых комочков, пусть пытается жевать твердую сушку, размачивая ее слюной. Сушка – довольно обычный продукт, в ней мало содержится питательных веществ, но она вкусно пахнет и состоит из натуральных продуктов, поэтому это – идеальный «тренажер» для приучения к жеванию. Смоченные слюной кусочки сушки ребенок в состоянии проглотить и оценить их вкус. Сушка не должна быть посыпана маком, кунжутом или содержать изюм. Когда малыш что-то ест, за ним необходимо присматривать, чтобы он не подавился и суметь вовремя оказать помощь.
Не хочет есть, пока не включат мультики
Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.
Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.
Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.
Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).
1. Квалификация
Если Вы нашли логопеда по объявлению, то первое, в чем Вы должны убедиться – это его квалификация и опыт. Часто логопед сам предлагает посмотреть его диплом. Там должно быть написано: «Учитель-дефектолог, логопед», конечно, лучше будет, если указана очная форма обучения. Вуз тоже имеет значение. Практика показывает, что лучшие логопеды – это выпускники крупных педагогических университетов и институтов, где есть дефектологический факультет.
Желательно, если выбранный Вами специалист регулярно проходит повышение квалификации, нарушения, с которыми приходится сталкиваться логопеду, разнообразны и требуют специфических методик. Как правило, копии всех сертификатов и дипломов можно увидеть на стене кабинета в красивых рамочках, но если их там нет, не стесняйтесь их попросить. Эти документы свидетельствуют о том, что человек постоянно развивается и оттачивает свое мастерство.
Спросите у логопеда, как давно он практикует и как много детей у него занималось. Если Вы попали к молодому специалисту, не стоит торопиться отказываться от его услуг. Во-первых, недостаток опыта он компенсирует усердием и вниманием к вашему ребенку, во-вторых, у него свежие знания, «незамыленный» глаз, и он с большой охотой применяет новые эффективные методики.
Желательно, если выбранный Вами специалист регулярно проходит повышение квалификации, нарушения, с которыми приходится сталкиваться логопеду, разнообразны и требуют специфических методик. Как правило, копии всех сертификатов и дипломов можно увидеть на стене кабинета в красивых рамочках, но если их там нет, не стесняйтесь их попросить. Эти документы свидетельствуют о том, что человек постоянно развивается и оттачивает свое мастерство.
Как выбрать хорошего логопеда?
Как только родители решили, что Ваш ребенок нуждается в логопедической помощи, встает вопрос: где найти логопеда? Точнее, где найти «хорошего логопеда», который сможет помочь Вашему ребенку? В этой статье я постараюсь разрушить мифы о «плохих» и «хороших» логопедах и рассказать, как выбрать именно правильного учителя, который поможет ребенку.
Разберемся, почему нас логопедов называют «хорошими» и «тянучками».
Совет первый: поинтересуйтесь у логопеда, есть ли у него диплом и какой институт он или она закончил(а).
Большую роль в степени квалификации логопеда зависит, какой институт он(она) закончили. Не для никого не секрет, что профессию логопед можно получить на краткосрочных курсах и такой диплом ничем не будет отличаться от полученного после педагогического университета . Только вот в чем вопрос: качество образования «курсов»и университета отличается в разы. Оказывается, выпускники педучилищ и различных краткосрочных курсов получают дипломы с записью «логопед». На подобных курсах люди получают навыки звукопостановки, т.е. работать они могут лишь с одним диагнозом – дислалия. В логопедии существуют более серьезные речевые нарушения, которые они не смогут даже диагностировать. К сведению родителей: «функциональную дислалию» своему ребенку может исправить любой родитель – для этого нужно понять, как Вы сами произносите тот или иной звук, либо прочитайте в книге, как он произносится, и покажите его своему ребенку, закрепите это в словах и стихах..
В интернете часто звучит совет родителям – интересоваться квалификацией логопеда. Время, когда можно было доверять логопедам с высоким разрядом или квалификацией, увы, прошло. Во времена СССР, для получения разряда логопед должен был ездить на курсы повышения квалификации и сдавать по их окончании экзамен. Ныне все по- другому. Логопед для повышения разряда должен сдать кучу документов, целое портфолио о своей работе в детском саду. В самом лучшем случае логопед почти честно отчитывается о работе. Т.е. если человек, имея, допустим 11 разряд, справляется с работой, ему за это дадут 12 или даже 13 разряд. В жизни логопеда ничего не изменилось, он не узнал ничего нового, новых технологий, но разряд повышают. По сути, квалификацию повышают за стабильную посредственность и красиво оформленные документы. Из этого следует: если доверять разрядам, то только, как минимум, десятилетней давности.
Совет второй: загляните в диплом логопеда, поинтересуйтесь, какое учебное заведение выдало диплом. Самые квалифицированные логопеды – это выпускники Высших Педагогических Институтов и Университетов.
Большую роль в отношениях логопед-родитель-ребенок: является порядочность логопеда.
Многие руководители знают, что проще из порядочного человека вырастить хорошего профессионала, чем из профессионала воспитать порядочного человека.Какое отношение имеет это к логопедам? Самое непосредственное. Мы доверяем своего ребенка человеку, подчас даже не присутствуя при их общении (например, на занятиях).
Итак, чем грешат «тянучи» логопеды? Самый распространенный случай – “логопед тянет время и деньги”.
Не существует большой разницы, частный это логопед или человек, который работает в муниципальной организации, центре, школе и т.д. «Тянучке» выгодно, чтобы время излечения ребенка проходило как можно дольше и клиенты были привязаны к нему и не надо искать других, тратить на это силы и время. Он может растягивать удовольствие получения денег до бесконечности и ваш ребенок будет доволен и Вы думать «Какая классная учительница». Как без пользы потратить 30-40 минут занятия? Можно рассказывать ребенку сказки про «веселый язычок», можно загадывать загадки, можно лепить грибочки или рисовать цветочки. Родитель никогда не догадается, что логопед тратит время впустую. Но учтите, всё то же самое можно делать, развивая речь ребенка. Когда мне родители говорят: «Мы тоже можем катать машинки, показывать кукольный театр», я отвечаю: «Хоть машинки, хоть паровозики, хоть куклы – главное, чтобы был результат, главное, чтобы заговорил. А логопед просто знает что, как и зачем делать».
Но «Тянучки»- это обычно исключение из правил и таких людей мало. Обычно мы всегда честно выполняем свою работу. Поверьте, не существует точных сроков излечения. Не в одной книге или пособии по логопедии Вы не найдете, сколько времени занимает исправление одного звука или «неправильных окончаний», или ОНР… Не найдете не потому, что кто-то скрывает эти сведения, просто точных цифр не существует. У какого-то ребенка переход с ОНР-1 на ОНР-2 займет 3 месяца, а у другого – год. У каждого ребенка организм строго индивидуален.
Почему же люди уходят от одних логопедов и приходят к другим? У меня бывают детки, которые раньше занимались с другими логопедами. Причины «ухода» бывают разные. Но чаще всего – «мы занимаемся столько-то месяцев и все без толку». Иногда после обследования ребенка я убеждаюсь, что предыдущий логопед все делал правильно. Но бывало, что логопед 3 месяца ставит один звук Ш, точнее артикуляционные упражнения (начиная со свистящих зачем-то). А нужно было всего лишь показать, как произносится звук Ш («Как шипит змея) и показать на компьютере анимационный мультик с ползущей змейкой. Так что мы поставили Ш и Щ за пять занятий.
Совет третий – старайтесь присутствовать на логопедических занятиях, заглядывайте в тетрадь с домашними заданиями, дабы иметь представление о том, что происходит с вашим ребенком. Как можно больше и чаще общайтесь с логопедом после занятий.
Мнение-«наш логопед делает все неправильно» . Намеренно или в связи с отсутствием квалификации- логопед вполне может бестолково тратить драгоценное время, занимаясь с ребенком с моторной алалией звукопостановкой или предлагая ребенку с сенсорной алалией делать логопедический массаж Новиковой. И это продолжается 2 месяца изо дня в день. Когда родитель задает вопрос, «А зачем именно вы это делаете»следует ответ, «Не мешайте мне, я готовлю ребенка к постановке звуков». Родителям конечно невдомек, что массаж лица делается только в случае наличия у ребенка, подтвержденного невропатологом, диагноза дизартрия (даже не стертая дизартрия, т.е. несильно выраженная, а настоящая – бульбарная, псевдобульбарная с выраженной спастикой или вялостью мышц артикуляционного аппарата). Дорогие родители! Вас обманывают! Вместо того, чтобы лечить, Вашего ребенка просто гладят по головке за Ваши (очень большие) деньги.
Предположу Вашу реакцию – «Вам хорошо рассуждать! Вы логопед! Вы знаете, как проверить, обманывают или нет!». Здесь тоже нет ничего сложного – ваш ребенок занимается отнюдь не с последним логопедом на этом свете! Посетите поликлинику, в каждой есть логопед, проконсультируйтесь там. Найдите любого другого логопеда, он обследует Вашего ребенка, назовет Вам диагноз, проконсультирует по поводу методики работы. Поищите информацию в интернете – в нем очень много доступной информации. Не стесняйтесь задавать вопросы вашему логопеду, не бойтесь сказать, что Вы консультировались у другого специалиста. Это в свою очередь ради «спортивного» интереса заставит его перечитать все учебники и освоить новые методики, чтобы излечение Вашего ребенка шло как можно скорее и качественнее. Наука не стоит на месте.
Итак, как найти хорошего логопеда? Какой же логопед поможет Вашему ребенку? Тот, кого Вам хвалили знакомые. Тот , кто приятен Вам как человек – ведь общаться придется не один раз. Тот, к кому вы сможете относиться как к учителю – ведь придется выполнять его задания. Тот, кто имеет необходимые знания и необходимый опыт работы. Не пускайте на самотёк – приходите, смотрите, читайте, спрашивайте, консультируйтесь.
Уважаемые родители! Уверяю Вас – почти все можно излечить, исправить. Это лишь вопрос времени и желания учиться и лечиться!
Желаю Вам и Вашим деткам быть здоровенькими.
Большую роль в отношениях логопед-родитель-ребенок: является порядочность логопеда.