Игры для подготовки к школе

Подготовка к школе – развивающие игры для детей

Ищите игры для подготовки ребенка к школе? В разделе “Комплексная программа занятий для подготовки к школе” мы собрали большое количество разнообразных развивающих игр для подготовки к школе, разбив их для удобства на уроки. Каждый урок включает в себя задания на: развитие мышления, развитие внимания, развитие памяти, обучение счету.

Наши занимательные уроки помогут родителям и педагогам в игровой форме подготовить детей к школе.

Прежде чем приступить к очередному уроку, ознакомьтесь с ним сами. Попробуйте оценить степень трудности заданий. Объясняйте условия своими словами, задавайте вопросы для выяснения ребенком их понимания. При затруднениях задавайте наводящие вопросы, стимулирующие ребенка думать самостоятельно, не давайте готовые ответы. Вместе с маленьким учеником радуйтесь найденному решению.

Подготовка к школе. Часть 1. Как правило, педагоги и родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре. Развивающие игры, предлагаемые нами для занятий с детьми, помогут Вам объективно оценить уровень интеллектуального развития своего ребенка и самостоятельно организовать подготовку дошкольника к школе. Самое главное, понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, в котором нет места муштре, зубрежке и скучным беседам. Подготовку к школе надо начинать заранее и проводить регулярно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша свои особенности развития. Перейти к урокам первой части

Подготовка к школе. Часть 2 Вторая часть нашей онлайн программы занятий для подготовки к школе расширяет и дополняет тематику первой части. Задания этого раздела направлены на выработку навыков и умений по решению сложных задач анализа, синтеза и классификации, работе со множествами. Большое внимание уделено развитию школьных навыков, например, умения работать по правилам. Это связано с тем, что за последнее время требования, предъявляемые будущим первоклассникам, значительно возросли. Кроме того, сегодня практически в каждой начальной школе практикуется обучение по той или иной альтернативной методике развития. А значит, без специальной подготовки детей к школе Вам не обойтись. Согласитесь, что высокий уровень развития интеллекта нужен Вашему ребенку не только для обучения в первом классе, это повышает его конкурентные преимушества на всю жизнь, а наши задания направлены, в конечном итоге, именно на это. Перейти к урокам второй части

Подготовка к школе. Занимательные уроки на компьютере

Раздел содержит 75 занимательных компьютерных заданий разбитых на 25 уроков, все задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. При разработке заданий этого раздела учитывались методические рекомендации Государственного Научно-Методического Центра Министерства Образования РФ. Уроки на компьютере проходят в увлекательной, игровой форме. В каждый урок включены задания на развитие логико-математических способностей и обучение счету, а так же задание на обучение чтению. Компьютерные уроки развивают внимание, память, школьные навыки и мышление (логическое, пространственное, наглядно-образное). Перейти к занимательным урокам

Подготовка к школе. Часть 2 Вторая часть нашей онлайн программы занятий для подготовки к школе расширяет и дополняет тематику первой части. Задания этого раздела направлены на выработку навыков и умений по решению сложных задач анализа, синтеза и классификации, работе со множествами. Большое внимание уделено развитию школьных навыков, например, умения работать по правилам. Это связано с тем, что за последнее время требования, предъявляемые будущим первоклассникам, значительно возросли. Кроме того, сегодня практически в каждой начальной школе практикуется обучение по той или иной альтернативной методике развития. А значит, без специальной подготовки детей к школе Вам не обойтись. Согласитесь, что высокий уровень развития интеллекта нужен Вашему ребенку не только для обучения в первом классе, это повышает его конкурентные преимушества на всю жизнь, а наши задания направлены, в конечном итоге, именно на это. Перейти к урокам второй части

Развивающие игры для подготовки детей к школе

Юлия Шутова
Развивающие игры для подготовки детей к школе

Данные игры я рекомендую на родительских собраниях в подготовительной группе, чтобы родители ненавязчиво и весело развивали школьно значимые качества своих детей в повседневной жизни (в транспорте, очереди, по дороге в детский сад)

«Закончи предложение»

Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.

Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу).

Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают). Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей).

У дерева всегда есть. (тень, ствол).

Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе).

Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов).

«Найди лишнее слово»

Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ – машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.

Книга, газета, журнал, чашка.

Идти, бежать, стоять, стол.

Чашка, миска, вода, кастрюля.

Дерево, книга, кустарник, трава.

Дом, карандаш, хижина, шалаш.

Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.

Велосипед, машина, дом, поезд.

Старик, ребенок, корова, подросток.

Корова, волк, заяц, лиса.

Рыба, акула, ручка, кошка.

Петух, курица, соловей,

Щука, медведь, окунь, карась.

«Определите взаимосвязь слов»

Дается пара слов: одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова – теленок, кошка. (котенок, потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.

Темный – светлый, мокрый -. (сырой, пасмурный, сухой).

Папа – мама, бык -. (коза, корова, овца).

Мебель – стол, посуда -. (машина, чашка, яблоко).

Время – часы, температура -. (ртуть, читать, градусы)

Круг – шар, квадрат -. (тело, куб, четырехугольник).

Животное – лев, пища -. (обед, кухня, хлеб).

Яблоко – апельсин, пальто -. (стол, куртка, клюшка).

Молния – гром, туча -. (солнце, земля, дождь).

Врач – больной, продавец -. (маляр, покупатель, универмаг).

Строитель – дом, художник -. (картина, ручки, краски).

«Объединяющее понятие»

Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).

Пример: ель, дуб – (деревья).

Лимон, апельсин – (фрукты)

Суп, чай -. (пища)

Стол, стул – … (мебель)

Ложка, вилка -… (посуда)

Корова, кошка – … (домашние животные)

Ручка, фломастер – … (пишущие предметы)

Дом, магазин -… (здания)

Игра «Найди противоположное слово».

Пример: день – ночь (противоположное слово).

Лето. (зима, осень -(весна, горячий-(холодный, твердый – … (мягкий, добрый – … (злой, черный -. (белый, чистый – … (грязный, холодный – … (теплый) и т. д.

«Найди как можно больше слов»

Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?

Упражнение «Угадай предмет»

Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.

Упр. «Угадай, что я загадал»

Перед детьми выкладываются несколько карточек с изображением разных предметов. Взрослый загадывает один из них. Дети должны угадать его с помощью косвенных вопросов.

Упр. «Логические концовки»

– Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)

– Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками)

– Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)

– Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)

– Если правая рука справа, то левая рука… (слева)

– Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)

Упражнение «Угадай, что внутри»

Необходим непрозрачный мешочек и 10 – 15 мелких предметов (шашки, колпачки от ручек, пуговицы, листики, монеты, скрепки, шурупы, ключи, орехи и др.). Взрослый называет предметы, а ребенок должен быстро наощупь найти нужный предмет и достать его одной рукой, держа мешок другой.

Упр. «Кто летает, кто плавает»

Взрослый бросает ребенку мяч. «Сейчас выясним, кто умеет плавать, а кто летать».

Взрослый бросает мяч и спрашивает, а ребенок ловит и отвечает. Орел летает? Корова летает? Индюк плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Ежик летает? Дельфин плавает? Собака летает? Вертолет летает? Камень плавает? Лодка плавает? и т. п.

Упр. «Не пропусти растение»

Ведущий называет слова. Когда среди слов будет растение, ребенок встаёт и тут же садится.

Растения- дерево, роза, трава, береза, цветок, фиалка, пальма, смородина, огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук.

Упр. «Не пропусти профессию»

Ведущий говорит слова. Кода встречается профессия, ребенок хлопает в ладоши.

Профессии – врач, сантехник, учитель, дворник, водитель, охранник, строитель, парикмахер, продавец, медсестра, воспитатель, повар, нянечка, техничка, директор и др.

По аналогии можно проводить упражнение «Не пропусти животное».

Упражнение «Не перепутай»

При слове «нос» – дотронутся до носа, «лоб» – до лба и т. д. (рот, ухо, щека, глаз, брови, подбородок). Ведущий пытается запутать детей, показав нос, показывает подбородок.

Упр. «Да» и «Нет» не говорите»

Взрослый задает вопросы, на которые нельзя отвечать «Да» и «Нет». За правильные ответы – фишки.Вопросы: Тебя зовут Федя? Сегодня четверг? Ты любишь смотреть мультики? Ты любишь своих родителей? Твоя любимая игра в прятки? Ты любишь мороженое? Медведи летают? И т. п.

Упр. «Четыре стихии»

Если ведущий говорит «земля», ребенок опускает руки вниз; «вода» – руки вытянуть вперед; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – произвести вращение в локтевых суставах.

«Развивающие игры по обучению грамоте для детей старших дошкольников» Информация для родителей «Развивающие игры по обучению грамоте для старших дошкольников» Надежда Вьюгина Информация для родителей «Развивающие.

«Развивающие игры с помпонами для детей 2–3 года» Как считают сторонники методики Монтессори, для занятий с малышами нужно использовать интересные, красочные и необычные по фактуре материалы.

Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Жили – были в домике маленькие гномики» Цель: формировать и расширять у детей знания о цифрах от 1 до 5;умение соотносить.

Консультация для родителей «Проблема подготовки детей к обучению в школе» «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте усвоение знаний в игре происходит значительно успешнее чем на занятиях. Ребенок увлеченный замыслом новой игры.

Развивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.

Развивающие игры с крупой для детей 3 лет Развивающие игры с крупой в 3 года. На заметку для родителей. Находясь в отпуске или же просто на выходных родители не знают, чем занять.

Развивающие игры своими руками для детей первой младшей группы Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию несколько развивающих игр, сделанных своими руками. Главным достоинством этих игр является.

Эмоционально-развивающие игры и их роль в подготовке детей к школе Эмоционально – развивающие игры и их роль в подготовке детей к школе Но знаете ли вы о том, какие переживания и чувства будет испытывать.

Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе Значение художественно-продуктивной деятельности для подготовки детей к обучению в школе. Художественно-продуктивная деятельность- вид.

Лето. (зима, осень -(весна, горячий-(холодный, твердый – … (мягкий, добрый – … (злой, черный -. (белый, чистый – … (грязный, холодный – … (теплый) и т. д.

Пишем буквы, цифры и слова

Учиться писать тоже можно не в банальных прописях, а в форме увлекательной игры.

Набор рассчитан на дошкольников от 4 лет и помогает научиться писать методом «От простого к сложному».

Задание «Цепочка слов: слушай и запоминай»

Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?

Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.

Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень — дождь; ваза — цветы; кукла — платье;
чашка — блюдце; книга — страница; вода — рыба;
машина — колесо; дом — окно; часы — стрелки.

Подвижные игры на внимательность и на умение управлять собой

Некоторые дети отлично могут посчитать скороговоркой «один, два, три» до 20, а то и до 100. Но пройти ровно восемь шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А с крупной моторикой связаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой.

Пройди пять шагов вперёд и три шага назад

Развивать чувствование и понимание своего тела можно такими заданиями. Пройдите 12 шагов на пяточках, потом четыре шага на носочках. Подпрыгните четыре раза, потом пройдите семь шагов, потом подпрыгните ещё три раза. Пройдите восемь больших шагов и шесть маленьких.

Стоп — один, стоп — три

Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «Стоп — три!», то дети должны встать на три ноги. То есть на две ноги и одну руку, на две руки и одну ногу. Если «Стоп — один», то надо встать на одну ногу, «Стоп — четыре» — на обе руки и обе ноги.

Замри-отомри

Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!». Тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».

Тише едешь — дальше будешь

Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. Как только водящий скажет «Стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.

Зеленый свет, красный свет

Детям важно научиться самим себе командовать: когда начать бегать, а когда остановиться, когда начать читать, а когда закончить.

Именно этому умению многие учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель.

Очень полезно научить ребёнка стоять и прыгать на одной ножке

Учёные заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребёнок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте вычислить время, которое он может простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учёбы в школе ребёнок должен стоять на каждой ноге по минуте.

Очень полезно научить ребёнка стоять и прыгать на одной ножке

Игра «Ищем ошибки».

Ребенку читается рассказ. Дети внимательно должны следить за речью. Если услышат путаницу или то, чего не может быть, — потопать ногами, а затем объяснить, почему они прервали рассказ и исправить ошибку.

Например: Рассказ с нелепостями

Собралась я как-то в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя Кошка что-то увидела. Под елкой сидел Рыжий заяц.

Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать, прыгнул на ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА.

Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.

Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции, я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Цель игры — развитие навыка фокусировки на поставленной задаче

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Выбери лишнее

Для малышей можно взять изображения различных предметов, растений, животных. Для детей постарше (6-7 лет) можно просто называть слова. Задача ребенка среди 4-5 изображений (слов) выбрать то, которое будет лишним и объяснить свое решение. Последний пункт необычайно важен, так как развивает логическое мышление ребенка, который уже с малых лет задумывается, почему совершает тот или иной выбор.

Сразу же объясните ребенку, что такие слова: «Да», «Нет», «Черное», «Белое» — запрещены. Затем задавайте малышу вопросы, например: «Какого цвета снег?» Или «Ты любишь мороженое?» Так вы тренируете не только внимательность ребенка, но и умение находить синонимы, дополнительные объяснения и ответы на вопросы.

Игры для подготовки к школе

Подготовка к школе. Часть 2 Вторая часть нашей онлайн программы занятий для подготовки к школе расширяет и дополняет тематику первой части. Задания этого раздела направлены на выработку навыков и умений по решению сложных задач анализа, синтеза и классификации, работе со множествами. Большое внимание уделено развитию школьных навыков, например, умения работать по правилам. Это связано с тем, что за последнее время требования, предъявляемые будущим первоклассникам, значительно возросли. Кроме того, сегодня практически в каждой начальной школе практикуется обучение по той или иной альтернативной методике развития. А значит, без специальной подготовки детей к школе Вам не обойтись. Согласитесь, что высокий уровень развития интеллекта нужен Вашему ребенку не только для обучения в первом классе, это повышает его конкурентные преимушества на всю жизнь, а наши задания направлены, в конечном итоге, именно на это.

Подготовка к школе. Занимательные уроки на компьютере

Раздел содержит 75 занимательных компьютерных заданий разбитых на 25 уроков, все задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Перейти к занимательным урокам

Рекомендации учителям в организации обучения первоклассников

Как построить учебный день первоклассника, чтобы его адаптация прошла успешно, и как строить взаимоотношения с детьми и детей между собой.

1. Физическое развитие школьников и охрана их здоровья

-поддерживайте двигательный режим школьников в первые месяцы обучения ;

-продумайте двигательный режим во время перемен (организация музыкальных перемен, спортивных мини – залов, прикрепление досок на стене коридора, на которых дети могут рисовать цветными мелками);

-проводить каждый день физические и спортивные упражнения

2. Развитие культурно – гигиенических навыков и культуры поведения

-для усвоения правил поведения в школе, имеет смысл вспомнить учителю вспомнить игры, в которые они играли в дошкольный период развития («Кто быстрее оденет куклу», «Кто быстрее застегнет пуговицу», «Накроем стол к обеду, «Принимаем гостей»). Для таких игр целесообразно использовать урок, который не должен быть связан с учебной нагрузкой;

-в первые дни можно провести экскурсию для ознакомления детей с образовательным учреждением

3. Расширение и обогащение чувственного опыта школьника

-помочь сплочению детей с помощью совместных мероприятий, общей деятельности. (экскурсии на улице по различной тематике);

-проводить различные дидактические развивающие игры: «Угадай по голосу», «Что звучит», «Что изменилось»и т.д.

4. Развитие воображение и творчества детей

-привлекать детей к участию в театрализованных играх, концертах, конкурсах художественной самодеятельности

Таким образом, выделяют следующие формы организации учебно-воспитательной работы в адаптационный период:

-Экскурсии (целевые прогулки)

На что должен обратить внимание учитель?

1. Учитель должен быть доброжелательным, улыбчивым, приветливым, добродушным – человеком.

2. Учитель должен быть убежден в том, что каждый ребенок может иметь право быть индивидуальностью, и особенности его личности принимаются педагогом как ценность.

3. Система педагогических влияний должна строиться на оптимистической гипотезе – уверенности учителя в том, что у школьника все получится, что ему все будет удаваться, только ему нужно помочь проявить свои достоинства и способности.

Раздел содержит 75 занимательных компьютерных заданий разбитых на 25 уроков, все задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Перейти к занимательным урокам

Игры для подготовки к школе

Первый раз в первый класс! Это звучит очень завораживающе, как-то маняще и интересно. Но как сохранить эту любознательность ребенка на долгие годы, что бы, ни пропал его интерес к учебе? Ведь сидя за партой в красивом классе, когда учительница задает вопросы: один, второй, третий, дети тянуться отвечать, а ты ничего не знаешь и не понимаешь их. Наверное, трудно будет удержать большой интерес и стремление к знаниям. Чтобы эта заинтересованность и стимул учиться не проходила как можно дольше, надо готовить ребенка к школе, к умственным нагрузкам постепенно, начиная с 4 лет.

Сегодня первоклассникам предъявляют гораздо более высокие требования, чем 20 лет назад. У ребенка, едва достигшего 7 лет, должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире, развита связная речь и словарный запас. У будущего школьника должны быть развиты познавательные психические процессы, он должен иметь развитую память, логическое мышление, внимание и воображение. Ему нужно обладать хорошо развитой мелкой моторикой, которая определяет, насколько быстро и хорошо он научится писать. Предполагается, что ребенок уже умеет читать, считать, рассказывать по картинке, у него объемный багаж общих знаний. Как мы, родители, можем ему помочь?

Игра — наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка деятельность. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно.

  • Учатся применять имеющиеся у них знания;
  • Ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;
  • Получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.

В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием.

В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.

  1. Формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»).
  2. Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме).
  3. Развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»).

Кубик и развертка

Пространственное и логическое мышление можно потренировать на сложенных из бумаги кубиках и их развертках. Вырежьте из бумаги 3-5 разверток кубиков. На каждой грани каждой развертки нарисуйте одинаковые рисунки, причем на двух развертках рисунки на гранях должны в точности совпадать. Затем сложите одну из разверток в кубик и предложите ребенку угадать, из какой развертки сложен этот кубик.

Переставьте четыре спички так, чтобы получилось два квадрата.

Игры для подготовки к школе

Игры с правилами важны в подготовке к школе. Они могут быть подвижными (разной подвижности), настольными, дидактическими и другими, но обязательно иметь правила.

Правила – это условия, имеющиеся инструкции или придуманные вами.

Порой дети, много играющие в игры с правилами, сами их изменяют или придумывают.

Особенно подходят игры с правилами для подготовки к школе гиперактивных и эгоцентричных детей. Им сложно подчиняться условиям. В школе они страдают больше всего по этой причине.

Гиперактивные ребята правила просто забывают. Эгоцентристы привыкли сами устанавливать условия по своему вкусу, менять их в игровом процессе, что особенно не нравится играющим.

Детский коллектив – бескомпромиссный воспитатель, и таких игроков могут быстро из группы играющих «выбросить». Но лучшего способа перевоспитания, особенно для эгоцентристов, в практике не имеется. Их учит только собственный негативный опыт. Но, ставя задачу изменения поведения ребёнка, хорошо бы не пускать дело на самотёк, а следить за взаимодействием и вовремя оказать помощь.

Часть подготовишек не умеет ориентироваться на инструкцию, поэтому надо обязательно просить у играющих её точного воспроизведения: повтори точь-в-точь как я, кто точно повторит, Лёша ещё раз повторит…

Научить дошкольника вслушиваться в речь другого, прилагать усилия к её пониманию – необходимость. Мы ведь все понимаем речь других так, как понимаем. Это понимание не всегда совпадает с исходной информацией.

Есть ещё один важный момент. Далеко не все дошкольники (равно как и взрослые) умеют проигрывать. Подчас проигрыш для такого ребёнка становится трагедией. Игра с правилами помогает понять, что проигрыш не конец жизни.

В этой статье затронем два варианта игр с правилами:

  1. словесные диктанты,
  2. подвижные игры с правилами.

Правила – это условия, имеющиеся инструкции или придуманные вами.

Готовимся к школе: развивающие игры и упражнения

Поступление в школу – новый момент в жизни маленькой личности. Это встреча с новым миром – загадочным, желанным, интересным и в то же время очень непростым. Поэтому не дают покоя родителям бесконечные вопросы: что необходимо знать ребенку, как готовиться, что означает «готов ребенок к обучению в школе»?

Часто родители считают основным показателям готовности к школе знакомство ребенка с буквами, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако, это не совсем так. Отсутствие этих умений не требует специальной индивидуальной работы с ребенком, поскольку их формирование предполагается существующей программой и методикой обучения. Однако важно, чтобы у ребенка дошкольного возраста была сформирована психологическая готовность к школьному обучению, которая является обязательным условием успешного начала обучения и определяет наиболее благоприятный вариант развития ребенка.

Что необходимо знать будущему первокласснику:

– Свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, город, страну, в которой живет.

– Фамилию, имя, отчество, профессии родителей.

– Счет, математические цифры и знаки, операции с числами (сложение, вычитание, сравнение, задачи).

– Гласные, согласные звуки, деление слов на слоги, предложения – на слова).

– Времена года (последовательность, месяцы, календарь), явления природы.

– Домашних животных и их детенышей, животных теплых стран; зимующих, перелетных птиц.

– Виды транспорта по способу передвижения и назначению.

– Одежда, обувь по назначению.

– Фрукты, овощи, ягоды.

– Народные сказки, стихи.

Подготовить ребенка к школе означает:

– Позаботиться о его физическом здоровье;

– Обогатить жизненный опыт;

– Закрепить бытовые навыки;

– Развивать правильную речь;

– Научить наблюдать, думать, анализировать, собирать информацию, находить ответы, осмысливать увиденное и услышанное;

– Учить уважать мнение другого;

– Воспитывать положительное отношение к себе, своей внешности, поведению, достижениям, умению видеть свои недостатки и исправлять их, отстаивать свои интересы;

– Проверить психологическую готовность к обучению в школе;

– Постепенно формировать интерес к обучению и положительное отношение к школе в целом.

Далее представлены некоторые упражнения и игры, которые помогут наиболее полно развить у дошкольника память, мышление, внимание, так необходимые для обучения в школе. О том, как не нужно готовить ребенка к школьному обучению прочитайте в этой статье.

Игра «Кто спрятался?»

Цель: развитие образной памяти, внимания, наблюдательности.

Ребенку предлагают рассмотреть, желательно запомнить, определенное количество (от 6 до 10) картинок, игрушек или каких-либо предметов. Просят малыша закрыть глаза. В это время взрослый забирает один предмет. Задача ребенка назвать то, что исчезло. Когда ребенок усвоит игру, можно усложнять задачу: прятать по несколько игрушек, менять их местами.

Игра «Сравни и покажи»

Цель: развитие логического мышления, восприятия величины, формы и цвета предмета.

Ребенку предлагают рассмотреть два предмета и назвать схожие и отличительные признаки. С помощью данной игры ребенок лучше усвоит такие понятия, как короче-длиннее; ниже-выше; больше-меньше; шире-узкий и др.

Игра «Кто лишний?»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Ребенку показывают рисунок, на котором изображены три предмета одной группы, а один другой. Задача малыша найти лишний предмет. Объяснить к какой группе относятся предметы.

Игра «Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти и мышления.

Ребенку предлагают рассмотреть два рисунка и найти чем эти рисунки отличаются друг от друга.

Игра «Умелые ручки и уверенные пальчики»

Цель: развитие тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагают выполнить различные манипуляции руками:

– Нанизывание бисера, бусинок или макарон на шнурок.

– Составление различных узоров из мозаики.

– Вырезание фигуры из бумаги по контуру (плавно, не отрывая ножницы от бумаги).

– Лепка из пластилина, глины или любого теста.

– Пришивание пуговиц (дошкольники очень любят такое занятие, оно придает им ощущение взрослости и значимости).

– Раскраска рисунков и штриховки.

– Изображение графических образцов: геометрических фигур и узоров различной сложности.

Все предложенные упражнения желательно проводить в игровой форме, ведь период дошкольного детства – это период игровой деятельности. Ценность игры в том, что в ней ребенок легко усваивает то, на что в других условиях пришлось бы приложить значительные усилия. В игре ребенок лучше запоминает, сосредоточивается и осознает. Без «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.

Поэтому, играйте с удовольствием! Превращайтесь чаще в добрых волшебников и дарите своим детям те же радостные и беззаботные минуты, которые останутся навсегда в детских сердцах сладкими воспоминаниями.

– Постепенно формировать интерес к обучению и положительное отношение к школе в целом.

Учимся читать

Бывает так, что будущий первоклассник прекрасно знает весь алфавит, не соотносит букву и звучащее слово. Например, не понимает, что слово «арбуз» начинается с «А». В таком случае стоит обратить внимание на разнообразные лексические настольные игры, кубики с буквами, звуковые плакаты. Поможет и обыкновенный постер с алфавитом и рисунками. Как вариант развивающего занятия, можно предложить такую игру: выкладываются несколько карточек с картинками, а задачей ребенка станет подобрать букву (на кубиках или карточках), с которой начинается слово. Картинка, изображающая арбуз – слово «арбуз» – буква «А» – такая логическая цепочка должна сформироваться в результате этого занятия.

Развивающие игры для подготовки к школе обязательно включают в себя занятия по математике и развитию логического мышления. В этом прекрасно помогут разнообразные пособия Никитиных. Большинство из них как раз и направлены на развитие пространственного воображения, графических способностей, умения систематизировать, анализировать, «читать» схемы, а также дают начальные знания математики.

Развивающие задания для речевого развития детей

Ребенок в шесть-семь лет при правильном развитии может свободно общаться со сверстниками и взрослыми. В этом возрасте происходит стремительное развитие мышления ребенка и становление речи.

Чтобы речь была развитой и правильно поставленной, специалисты рекомендуют выполнять следующие задания для детского речевого развития:

  • Называть слова наоборот. Например, ручеек узкий, а река широкая.
  • Произносится начало слова, а ребенок должен его закончить. Во время таких упражнений можно показывать ему картинки с изображенным предметом. Такое упражнение помогает развиваться не только речи, но и слуху, а также словарному запасу.
  • Ребенку нужно называть предложения, в которых присутствуют смысловые, стилистические или лингвистические ошибки. Он должен будет их исправлять. Упражнения помогают тренировать не только речь, но и память.

Обратите внимание! Перед школой важно уделять много внимания развитию речи.

С помощью развивающего занятия для 6 лет нужно научить малыша пересказывать и говорить на публике без стеснения. Следует объяснять ему правила русского языка и как можно чаще с ним общаться. Нужно дополнять занятия играми в детские готовые настольные игры, направленные на развитие речи. Например, Диксит, Эрудит, Панда, Тик-Так и другие.

Развивающее задание для речевого развития


Детские развивающие игры обладают характерными особенностями. Каждая из них представляет собой определенный набор задач в различной форме, с которым должен справиться ребенок. Все задачи располагаются в порядке возрастания сложности.

Упражнения для подготовки к школе

Когда приходит время задуматься о предшкольной подготовке, родители в первую очередь представляют себе занятия с дошкольником по освоению чтения и письма. Но всему своё время: предметные знания ребёнку, который собирается в начальную школу, не нужны. А что нужно? Желание учиться и узнавать новое, понимание, что процесс познания может быть увлекательным и радостным. Хорошо, если у будущего первоклассника будут развитые по возрасту моторика, внимание, память, логическое мышление. Развить и усовершенствовать всё это поможет огромный мир увлекательных игр.

Игра – самое привычное и приятное занятие для ребёнка 6–7 лет. Навыки, которые он приобретёт, играя в развивающие игры, облегчат учёбу в школе. Познакомьтесь с интересными развивающими заданиями, которые можно включить в ежедневные игры с ребёнком перед поступлением в школу.

Упражнения для развития моторики

Помочь развить моторику ребёнку несложно и в быту, в обычной, привычной ему жизни. Позволяйте ему самому застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Согласованные движения пальцев рук и умение пользоваться этими движениями необходимы на каждом шагу. От степени развития мелкой моторики дошкольников зависит и будущий почерк. Речевой центр в нашем головном мозге расположен поблизости от моторного. И при стимуляции моторного центра развивается и его «сосед» – речевой. Эту связь между моторикой рук и развитием речи можно и нужно использовать при подготовке ребёнка к школе.

    Будущий скульптор

Лепка прекрасно развивает мелкую моторику и пробуждает фантазию. Чтобы фигурки получились как настоящие, можно посмотреть парочку видеоуроков по лепке (на YouTube их великое множество). Лепить можно не только из пластилина. Отличный вариант – солёное тесто. Фигурки из него при желании можно даже запечь в духовке: они станут твёрдыми, и их можно будет раскрасить красками (акрилом, гуашью).

Сделать массу для лепки просто: смешайте до однородной консистенции 1 стакан муки, 0,5 стакана мелкой соли, 1 стакан воды и пару ложек подсолнечного масла. Поставьте на огонь и немного подогрейте – так масса станет более эластичной. Перед лепкой дайте остыть, малыш не должен обжечься. Такое тесто для лепки, завёрнутое в пищевую плёнку, хранится в холодильнике около 5 дней.

Будущий вратарь

Возьмите большой лист ватмана и начертите на нём ярким маркером несколько линий – прямых, извилистых, зигзагообразных. Теперь положите ватман на пол и зафиксируйте. Вручите малышу небольшой мяч и попросите прокатить его по нарисованным линиям. Чем меньше мячик, тем сложнее упражнение!

Игры на развитие внимания

Умение сосредотачиваться на конкретных предметах и явлениях – одно из условий успешного обучения ребёнка. Так, от зрительного внимания (то есть умения концентрировать взгляд на одной строчке) зависит скорость чтения ребёнка в дальнейшем. А игры, направленные на развитие слухового внимания, научат малыша не просто слушать, но и слышать.

  • Вспомни и покажи

Для игры можно использовать карточки, маленькие игрушки. Разложите их на столе и дайте ребёнку возможность запомнить последовательность. Затем маленький участник игры отворачивается, а вы незаметно убираете или переставляете игрушку (карточку). После этого ребёнок поворачивается обратно – заметит ли он перемену, укажет на неё?

Живая геометрия

На листах бумаги со строчками в произвольном порядке нарисуйте геометрические фигуры, которые ребёнок знает, – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Дайте ребёнку листы и попросите посмотреть, что на них нарисовано, назвать фигуры. После этого дайте игровое задание, например: каждый круг зачеркнуть вертикальной чертой, каждый квадрат – горизонтальной. Есть и другие варианты заданий: закрасить каждый квадрат, а внутри круга поместить по две точки или нарисовать по маленькому треугольнику и т.д.

Важно, чтобы в игре фигурировали минимум две геометрические фигуры. Эти задания развивают логическое мышление и учат ребёнка переключать внимание с одного объекта на другой. Постепенно задания можно усложнять, увеличивая число фигур до трёх или четырёх.

Корректор

Эта игра предполагает, что малыш знает хотя бы некоторые буквы. Дайте ему старый журнал с крупным шрифтом и маркер. Пусть он находит в тексте и вычёркивает какую-нибудь определённую букву (например, букву О). Со временем игру можно усложнить, например: зачёркивать букву О, а букву М обводить. Важно следить, чтобы ребёнок двигался по строкам.

Найти отличия

Задача – найти определённое количество отличий между двумя, на первый взгляд одинаковыми, картинками. Эта любимая всеми детьми игра отлично развивает зрительное внимание. «Находилки» можно поискать в Интернете и распечатать, а также можно купить сборник с интересными примерами для занятий.

Лови!

Правила просты: если вы бросаете мяч и говорите: «Лови!», ребёнок его ловит, если бросаете мяч молча – его нужно отбить. Хотите «подловить» маленького игрока? Бросьте ему мячик со словами «Не лови!» – в этом случае для правильного выполнения задания требуется ещё большая концентрация внимания.

Игры для развития пространственных представлений

Чтобы ребёнок не путал лево и право, строчки в его тетради не «гуляли», а отсчёт количества клеток от слов «Классная работа» в будущем не вызывал затруднений, обязательно выполняйте с ним упражнения на развитие пространственных представлений.

    «Солдатики»

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира» – взрослого «солдатик» выполняет различные упражнения: поворачивается налево и направо, поднимает левую или правую руку, дотрагивается до указанного уха, глаза и т.п.

Почта

Разделите лист бумаги на 4 квадрата и попросите ребёнка нарисовать простой символ (треугольник, кружок, цветок), указав «адрес». Например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начните с самых простых «адресов» и постепенно усложняйте задачу.

  • Угадай кто

Для игры соберите все большие любимые игрушки малыша – куклу, плюшевого медведя, собаку, зайца и т.п. Ребёнок садится в центре, игрушки размещаются вокруг него. Взрослый загадывает одну игрушку, ребёнок должен угадать её по подсказке, например такой: «Эта игрушка сидит за тобой (слева/справа от тебя)».

Наоборот

Суть этой игры с мячом – назвать противоположное понятие. Например, взрослый кидает мяч со словами «Над окном». Ребёнок должен поймать и «кинуть» обратно антоним «Под окном». И дальше аналогично: к двери – от двери, в ящик – из ящика, перед школой – за школой, высоко – низко и т.п.

Обучение с помощью игр легко и приятно. Такие развивающие занятия сформируют необходимые для будущего первоклассника навыки и умения, смогут развить его мотивацию к учёбе, сохранят природное любопытство и тягу к новым знаниям, научат радоваться и удивляться результатам своих ежедневных открытий.


Игры на развитие внимания

Ссылка на основную публикацию