Ошибка 4. Слишком быстро переходят от букв к чтению слов и предложений
Если ребенок только выучил буквы и пока с трудом складывает две буквы в слог – не торопитесь читать слова. Отработайте сложение букв в слоги как следует.
Конечно, постоянно повторять цепочки слогов МА – МО – МУ – МЫ – МИ и т.д. очень скучно. Чтобы ребенок мог хорошо закрепить этот навык и не потерять интерес к чтению, больше играйте на занятиях. Как же можно научится складывать слоги в игровой форме? Вариантов – масса!
ИГРЫ-БРОДИЛКИ. Возьмите готовое игровое поле и на каждом кружке напишите слог (чаще используйте те слоги, которые даются ребенку с трудом). Далее играйте как обычно: кидайте кубик, ходите фишками, читая каждый слог, который вы проходите. Ребенок даже на заметит, как прочитает длинные цепочки слогов, а заодно послушает, как произносите их вы.
СЛОГОВОЕ ЛОТО. Его очень легко сделать самим: подготовьте несколько карточек с картинками (по 6 картинок на каждой карточке). На небольших картонных квадратиках напишите первые слоги этих слов. Пусть ребенок вытягивает и читает их. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки на карточке первым.
ИГРА В МАГАЗИН (парковку, аэропорт, почту, детский сад). Подготовьте карточки с написанными слогами – это будут наши игровые деньги. Разложите товары, которые можно купить за эти деньги. Их названия должны начинаться на те слоги, которые написаны на «купюрах». Например, выдайте ребенку деньги со слогами КА, КУ, КО, КИ, КЕ, а на прилавке разложите товары – капусту, кукурузу, ковшик, кисточки, кегли (лучше брать продукты, начинающиеся с одной буквы: так у ребенка не будет возможности угадывать товар по первой букве).
Итак, ребенок играет за покупателя: он приходит к вам в магазин и говорит, что хочет купить. Оплатить покупку он может, используя только ту купюру, на которой написан первый слог выбранного товара.
Аналогично можно играть в почту: напишите на конвертах первые слоги адресатов (например, БА, БУ, БЕ, БЫ) и разложите перед ребенком изображения сказочных героев и зверей, которые ждут писем (например, бабочка, Буратино, белка, бык). Пусть по первому слогу ребенок догадается, какое письмо кому нужно отдать.
По тому же принципу играйте в парковку или аэропорт. На листах бумаги напишите слоги, которые вы изучаете. Разложите их по комнате – это будут парковки (аэропорты). Называйте ребенку, куда именно он должен припарковать свою машину (посадить свой самолет).
Аналогично можно играть в почту: напишите на конвертах первые слоги адресатов (например, БА, БУ, БЕ, БЫ) и разложите перед ребенком изображения сказочных героев и зверей, которые ждут писем (например, бабочка, Буратино, белка, бык). Пусть по первому слогу ребенок догадается, какое письмо кому нужно отдать.
Для чего ребенку нужно читать
Желательно с ранних лет создавать у малыша нужную мотивацию на чтение книг. Тогда и в дальнейшем не придется столкнуться с названной проблемой. Как создавать эту мотивацию? Прежде всего – путем разъяснения важности такого процесса, как чтение. Ребенок должен приучаться к мысли, что книга для него очень важна. И причины для этого следующие:
- без чтения книг ребенок не научится хорошо говорить;
- книги учат мышлению и фантазии, поскольку они не «разжевывают» материал, как фильмы или мультики;
- самостоятельное чтение становится хорошим стимулом к развитию и особенно эффективному обучению;
- из книг ребенок получает так называемые архетипичные знания, поскольку в них изложены мысли и специфика жизни предыдущих поколений, а не только современных.
Конечно, все это ребенок самостоятельно не поймет. Если вы будете каждый день ему повторять подобные фразы, чтение он все равно не полюбит. Но это стоит помнить самим родителям, ведь они порой и не знают, для чего ребенку нужно прививать стремление читать книги. Как быть, если ребенок так и не проникся любовью к чтению? Для этого придется сделать кое-что важное и, на первый взгляд, очень простое.
Конечно, все это ребенок самостоятельно не поймет. Если вы будете каждый день ему повторять подобные фразы, чтение он все равно не полюбит. Но это стоит помнить самим родителям, ведь они порой и не знают, для чего ребенку нужно прививать стремление читать книги. Как быть, если ребенок так и не проникся любовью к чтению? Для этого придется сделать кое-что важное и, на первый взгляд, очень простое.
Причины трудностей
Для каждого взрослого чтение — это простое, привычное умение. Для ребенка же, который только начинает осваивать его, чтение — нелегкий труд. Малышу необходимо запомнить все буквы (как называются и как пишутся). Уметь их отличать друг от друга, а также соединять их в слова и предложения. И самое сложное — понимать смысл прочитанного.
В каком темпе ребенок будет овладевать процессом чтения, зависит от ряда факторов, а именно:
- восприятия;
- характера;
- темперамента;
- здоровья.
Особенности восприятия у каждого человека разные. От этого и зависит темп усвоения и применения новых знаний. Характер тоже играет большую роль в освоении навыка чтения. Настойчивые, целеустремленные дети быстрее осваивают это умение. Темперамент малыша тоже немаловажен. Активные и очень подвижные дети дольше учатся читать, чем более спокойные дети. Важно и состояние здоровья малыша. Ослабленные, гиперактивные дети, дети с нарушением зрения и слуха часто испытывают трудности с освоением навыка чтения.
Также с трудностями при чтении столкнутся дети, которые не различают сходные по звучанию звуки, такие как: Б-П, В-Ф, З-С, Г-К и др. Читать такие дети, конечно, научатся, но при чтении они будут заменять некоторые буквы, которые схожи по звучанию и по написанию. В письменной речи они также будут заменять буквы, которые должны быть, на те, которые они слышат. Например: «птиты» (птицы), «женжина» (женщина), «много гривов» (грибов), «снон» (слон) и т.д.
Возможные причины
Если ребенок не хочет учиться читать, наверняка, этому явлению что-то предшествовало, что-то повлияло на нежелание заниматься чтением.
- В современном мире дети имеют доступ к компьютеру, телевизору, планшету. Они предпочитают познавать информацию путем просмотра видеороликов, мультиков или сказок, то есть, просматривая меняющиеся картинки. Так как это сделать гораздо проще, чем заниматься чтением книг.
- Отсутствие примера для подражания. Если в семье не принято читать книги, малыш не видит, как это делают старшие братья, сестры или родители, не удивительно, что и у него не рождается данное рвение.
- Ребенок не хочет обучаться, когда родители заставляют его читать, если не воспринимает их в роли учителей.
- Неправильно подобранная книга. Если вы даете карапузу издание, в котором отсутствуют картинки, да еще и мелкий шрифт, не стоит удивляться, что ребенок отказывается читать такую книгу.
- Малышу просто сложно читать на начальном этапе знакомства с чтением. Карапуз может сидеть с книгой в руках, но совсем мало времени. На сегодняшний день это его предел. Не стоит это воспринимать, как нежелание заниматься чтением.
- Ребенок может отказываться читать, когда имеет плохое зрение. При этом он будет слишком близко или далеко удерживать книгу в руках. В такой ситуации стоит обратиться к окулисту и при необходимости приобрести очки.
Давайте рассмотрим, что делать в ситуации с ребенком, нежелающим читать, недопустимо.
Почему ребёнок не хочет читать
Задумайтесь, постоянно ли в вашем доме включен телевизор, доступен ли с утра до вечера компьютер? Ничего удивительного, что ребёнок выберет более лёгкий способ получения информации, чем чтение, при котором нужно вчитываться, анализировать, иногда возвращаясь для осмысления к уже освоенным кускам текста. В телевизоре всё проще: картинки сменяют друг друга, всё легко и наглядно.
• Конечно, у одних детей есть склонность к чтению, у других — нет. Но эта причина – не повод отказываться от попыток.
• Возможно, у вас дома не принято проводить время за чтением, нет обычая собирать библиотеку.
• Возможно, печальный воспоминания о том, как вас принуждали читать насильственно, мешают вам быть убедительными.
• Возможно, чадо просто не воспринимает родителей в качестве учителей, поэтому и не желают подчиняться.
Не ревнуйте малыша к репетитору, если он в своих попытках окажется успешнее вас. Ведь речь идёт не о ваших амбициях, а о развитом и полноценном будущем вашего ребёнка.
Чего категорически нельзя делать, если ребёнок не хочет читать?
• Орать безумным голосом на ребёнка и угрожать любым видом расправы: побью, не пущу гулять, лишу сладкого, пасть порву, моргалы выколю и так далее.
Так у будущего книжного червя разовьётся не любовь к Книге, а ассоциация её с постоянными угрозами в свой адрес. Этого ли вы добиваетесь?
• Сулить поощрения в виде материальных благ: денег, вещей и прочего.
Чадо, таким образом, не полюбит чтение, а просто научится торговать своим временем и манипулировать вами.
• Заставлять дочитывать заведомо скучную книгу.
Вы в неё сами-то заглядывали? И как?
• «Плюнуть» на эту проблему.
Успешность развития ребёнка по многим учебным дисциплинам зависит именно от чтения. Вы же хотите дать ему нормальное образование?
• Заменять книгу на телевизор.
Никакой фильм не заменит книгу по глубине и оригинальности образов, по возможности домыслить и дофантазировать. Ему наверняка подсунут Ассоль, которой он не ждал, и д’Артаньяна, которого сам ребёнок вообразил бы гораздо более эффектным и интересным. Однако, «зомбоящик» лишит его такого преимущества.
Используйте все запрещённые приёмы только в том случае, если хотите пожинать их плоды: находить на страницах книжек пакостные рисунки, сами книжки под окном во дворе или собирать по дому клочки бумаги, зверски выдранной из фолиантов. Ребёнок, который побоится надругаться над книгой, схитрит по-другому: он сделает вид, что читает или прочтёт заданное «через слово».
Существует ряд «рекламных» трюков.
Что делать, если ребенок не хочет читать?
Многие родители сталкиваются с тем, что дети в начальных классах не хотят читать. Это, скорее, психологические особенности детей этого возраста, нежели проблема. Зная эти особенности, можно легко разрешить сложившуюся ситуацию.
Все обучение в начальной школе построено на игре. Играть любят даже взрослые, что уж про детей говорить. Дети в первом классе и дети в четвертом, конечно же, отличаются. Но они все любят играть. Многие могут возразить: мой ребенок делает то, что я ему скажу.
Но задумайтесь, а так ли вам хочется делать то, что вам «говорят», на работе, в семье, в окружении друзей? Всегда хочется ответить, что вы и сами знаете, что делать. Дети тоже имеют право решать, что им делать. Особенно когда они не спрашивают вас об этом. Но очень часто то, что хотят дети, и то, что действительно нужно, очень отличается. Поэтому вам нужно обставить все так, как будто это они придумали сами, или перевести все на игру.
Все обучение в начальной школе построено на игре. Играть любят даже взрослые, что уж про детей говорить. Дети в первом классе и дети в четвертом, конечно же, отличаются. Но они все любят играть. Многие могут возразить: мой ребенок делает то, что я ему скажу.
Книжные дети. Моя история
Я научилась читать в 4 года и всё своё детство «глотала» книги, которые находила в библиотеке у родителей. В 8 лет моей любимой книжкой был сборник стихов Лермонтова, который я зачитала до дыр. В то время к родителям часто приходили гости, которые наизусть цитировали Пушкина, Кольцова, Бунина. Знали и любили Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулину.
Когда я стала работать в школе, то долго не могла привыкнуть к сленгу своих учеников и их словам типа «скачка», «копить» и осознать, что произведения великих они читают в хрестоматии, а сочинения пишут, пользуясь «кратким справочником сочинений». С рождением племянника Пети я поняла: эра «книжных детей» подошла к концу. В 11 лет Петя запоминал и пересказывал небольшие видео с примитивным сюжетом и одним-двумя главными героями. На большее у него, к сожалению, не хватало ни сил, ни воображения.
Мальчик очень удивился: «Ты что, читаешь эту книгу?» «Да, она сейчас очень популярна. И я не хочу отставать от моды!» Сестра Наталья использовала невероятные приёмы волшебства, которые не снились даже Гарри Поттеру, чтобы приохотить к чтению своего сына.
Ребенок не хочет читать. Что делать?
Ребенок не хочет читать. Что делать? Этот вопрос всё чаще задают родители. Думаю, вы и сами часто слышали подобные вопросы от друзей и соседей. А, может, и сами задавали его.
Давайте сначала попробуем разобраться, почему ребенок не хочет читать и тогда ответ придёт сам по себе.
Мы говорим о детях разного возраста, значит, причины могут быть разные.
Если это ребенок – дошкольник. Сейчас родители задумываются об обучении чтению очень рано и поэтому читающий дошкольник вполне обычное явление. Но нельзя забывать, что чтение – очень сложный физиологический процесс, который требует больших усилий со стороны читателя. Нам, взрослым, уже трудно вспомнить, как тяжело было читать, потому что мы научились читать давным-давно и сейчас это происходит автоматически.
У детей навык чтения только формируется и требует больших усилий со стороны ребенка. Во время чтения ребенку надо вспомнить, что это за буква, как она читается, прочитать слог и запомнить его, чтобы потом соединить с другим слогом. Естественно, что ребенку в таких условиях очень трудно понять смысл слова. А ведь кроме этого в слове еще есть и ударение! И неправильно поставленное ударение меняет смысл всего слова.
Позвольте задать вам вопрос. Захотите ли вы делать то, что вам трудно и неприятно? Сомневаюсь. Тогда почему ребенок должен хотеть читать, если это ему трудно и часто вообще непонятно?
Если ребенок уже учится в школе. Нам кажется, вот именно кажется, что ребенок уже взрослый и потому должен понимать, что читать полезно. Будешь много читать, будешь много знать. Так часто говорим мы детям, и не обращаем внимания на то, что читать мы требуем сейчас, а знать он будет когда-то потом, неизвестно когда.
А ребенку, пусть это и школьник, важно только сейчас. И сейчас ему хочется поиграть, побегать, поваляться и погулять, но никак не читать. К тому же, часто мы даем ребенку для чтения книги, которые очень трудны для восприятия. Ребенок читает, а о чем речь не понимает. В тексте очень длинные и сложные предложения, много непонятных слов и смысл текста ускользает.
Не стоит забывать, что современный школьник очень часто читает медленно, значит, прочитать много не может. Почему? Потому что внимание ребенок может удержать на одном деле до 15 минут, а обычно это около 10 минут. И после 10 минут чтения внимание рассеивается и переключается на что-то другое. Вот и получается, что ребенок “смотрит в книгу, а видит. ” Вспомните, сколько времени без перерыва читает ваш ребенок? Вот и получается, что первые 10-15 минут он читает, а потом начинаются мучения.
Если подвести итог, то основная причина того, что ребенок не хочет читать в том, что читать ему трудно. Трудно потому, что навык чтения еще не сформировался. И потому ребенок плохо понимает смысл прочитанного.
Что же делать? Ответ прост – сделать так, чтобы чтение стало почти автоматическим процессом, чтобы ребенок читал легко, не задумываясь о буквах и не застревал на слогах, понимал смысл прочитанного и запоминал информацию.
И сделать это нетрудно, если использовать разные игровые приемы, специальные упражнения. Вы можете их найти на сайте в разделе “Секреты техники чтения” и “Учим читать”. Или сразу получить множество игровых приемов и материалов для занятий в курсе “Все секреты быстрого чтения”.
Можно сколько угодно объяснять ребенку, что читать полезно и модно, что читать необходимо, но пока ребенок сам не поймет, что читать можно легко и даже весело, о любви к книге говорить не приходится.
Хотите, чтобы ребенок полюбил чтение и читал с интересом? Создайте условия для этого, помогите ребенку быстрее овладеть навыком чтения. И постарайтесь заинтересовать ребенка чтением.
Какие приемы вы используете, чтобы помочь ребенку овладеть навыком чтения? Пишите в комментариях.
У детей навык чтения только формируется и требует больших усилий со стороны ребенка. Во время чтения ребенку надо вспомнить, что это за буква, как она читается, прочитать слог и запомнить его, чтобы потом соединить с другим слогом. Естественно, что ребенку в таких условиях очень трудно понять смысл слова. А ведь кроме этого в слове еще есть и ударение! И неправильно поставленное ударение меняет смысл всего слова.
Если ребенок не хочет читать
Чтение – это как езда на велосипеде. Если едешь слишком медленно – упадешь; если не умеешь быстро складывать слова в предложении – мало что поймешь. Но если не преодолеть этот начальный, самый трудный этап, то так и не научишься осваивать большие объемы текста. А из этого произрастет целый букет проблем.
Чтение – самый важный предмет в начальной школе. Хорошие отметки – это оценка скорости, с которой ученик справляется с заданием. А как выполнить задание, если ты с трудом понимаешь, что от тебя требуется?
Хроническая неуспеваемость наносит серьезный ущерб самооценке ребенка. А самооценка определяет все: пойдет он учиться дальше или не пойдет, на какую работу устроится, какую семью создат.
Книги vs. компьютер и телевизор
В прессе часто пишут о том, что младшеклассники не любят читать из-за чрезмерного увлечения компьютерными играми и телевизором. Тем не менее, на свете полно детей, которые очень любят книги, и в то же время пользуются интернетом и смотрят телевизор. Есть дети, которые вообще не знают, что такое домашняя техника, но это не прививает им любви к чтению.
Проблемы начинаются, когда родители не хотят или не могут заниматься с ребенком и подменяют себя видеоиграми и мультфильмами. Но в такой ситуации малыш не будет читать, даже если в доме не останется устройства сложнее кофемолки.
Как возникает любовь к чтению
Люди с охотой занимаются тем, что приносит радость. Формула любви к чтению выглядит так: желание читать равно удовольствию, поделенному на затраченный труд. Чем интереснее история и чем легче она дается ребенку, тем охотнее он берется за книгу.
На начальном этапе чтение требует больших трудозатрат: ребенку надо довести его до автоматизма – только тогда он перестанет сражаться со словами и сможет обратить внимание на смысл. До появления автоматизма крайне важно не усложнять задачу, иначе разрыв между трудом и удовольствием будет еще больше, и это приведет к новому витку сопротивления. Если же родители и учителя умело наращивают удовольствие от чтения, то тогда малыш занимается гораздо охотнее.
Тексты не подходят по возрасту
Многие дети отказываются читать, потому что им навязывают неподходящие по возрасту тексты. Так, в одной из московских школ второклассникам задают учить наизусть стихотворение Есенина «Черемуха».
В начальных классах детям нравятся истории, а не образы. Они любят смешное, динамичное и «неправильное». Например, стихи Григория Остера. А неподходящие по возрасту тексты низводят удовольствие от чтения до нуля. Дети механически зубрят непонятную, с их точки зрения, абракадабру, и это лишь закладывает в головы стереотип: «Поэзия = скука».
Если ребенок попадает в такую ловушку, надо разделить «наше чтение» и «не наше», а малышу объяснить, что иногда мы просто вынуждены следовать правилам. В противовес можно поставить подходящие по возрасту книги: например, замечательные сказки детской писательницы Кати Матюшкиной.
Типичные ошибки родителей
Типичная картина: ребенок с охотой слушает сказки, но сам категорически отказывается читать – хотя знает все буквы. Возможно, родители предлагают текст со слишком длинными словами. Большинство слов в русском языке многосложные, и ребенку непросто осилить даже ля-гуш-ку или ска-мей-ку. Дело пойдет, если подбирать тексты, состоящии из коротких слов: «У нас есть кот. Он ест лук и пьёт сок».
Если в тексте много незнакомых слов, ребенок теряет нить повествования. Выход из ситуации: заранее объяснить значение непонятных слов. Например, берем Чуковского и сразу говорим, что такое «гоголем-моголем подчует». При этом закладывается полезная привычка: ребенок учится не пропускать непонятное, а находить ему объяснение.
Бывают ситуации, когда родители во время чтения начинают ругать ребенка за бестолковость или приводить в пример чужих детей. В результате книга становится символом стресса.
При этом ребенок далеко не всегда виноват в том, что у него не получается. Скажем, если ребенок делает большие перерывы в чтении, умение читать идет на спад. Заниматься надо ежедневно – только тогда будут положительные результаты.
Как подбирать книги и заниматься с детьми
Никто не приходит в этот мир с врожденной страстью к литературе. Любовь к ней возникает при соблюдении ключевых условий:
* кто-то из взрослых регулярно читает с ребенком;
* занятия проходят в доброжелательной атмосфере;
* книги подходят ребенку по возрасту и соответствуют его интересам.
Если ребенок утверждает, что ему ничего не интересно, то надо подбирать книги, связанные с недавно пережитым положительным опытом. Например, рассказы о дне рождения, походе в цирк и т.п.
Если ребенок с увлечением играет на iPad, его могут заинтересовать интерактивные книги с анимированными иллюстрациями. Например, такие, как “Эльфишки”.
Комиксы помогают детям постарше преодолеть страх перед чтением, а хорошие аудиокниги, особенно с продолжениями, могут настолько увлечь нечитающего ребенка, что он волей-неволей возьмется за книгу – лишь бы узнать, чем все кончилось.
Наилучшие результаты достигаются, если взрослые не просто читают, но и обсуждают с детьми прочитанное. При этом ребенок учится аргументировать свою точку зрения и сравнивать свои мысли с мыслями других. Такие занятия дают ощущение собственной значимости: ребенка слушают, его мнением интересуются, и все это связано с процессом чтения. Таким образом, в сознании закрепляется положительный образ книги, и чтение прочно ассоциируется с удовольствием.
Чтение – это как езда на велосипеде. Если едешь слишком медленно – упадешь; если не умеешь быстро складывать слова в предложении – мало что поймешь. Но если не преодолеть этот начальный, самый трудный этап, то так и не научишься осваивать большие объемы текста. А из этого произрастет целый букет проблем.
Как мотивировать ребенка читать?
«Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!» , «Как заставить его взять книжку и думать головой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению», «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».
Почему дети всего мира перестали читать?
1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.
2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.
3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.
4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.
5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.
6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.
Ситуация 1. «Принудительная мотивация»
Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком – принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.
Комментарий:
Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.
Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».
Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.
Ситуация 2. «Чтение и компьютер»
Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но – чудо! – за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…
Комментарий:
Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение – это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения – буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус – ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение à игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.
Ситуация 3. «Механическое чтение»
Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, — разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту – читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…
Комментарий:
Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение – хранить и передавать значимый опыт.
Причины, по которым дети не любят читать… то, что читали мы!
- У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
- Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
- Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
- Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
- Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
- Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
- Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
- Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
- Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.
Приемы мотивации чтения у детей
- Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке.
- Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.
- Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему. Детская литература постоянно обновляется, и по-прежнему трудно следить за новинками. Заинтересованные мамы и даже некоторые папы сегодня легко обмениваются знаниями и рекомендациями через Сеть.
- Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.
- 5. Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.
- Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.
- И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании.
4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.
Неверный способ обучения чтению.
Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? «Ка», «Эль», «Эм», «Эн» и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ» , а есть буква «Эр». И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав «ЭМ… А… ЭМ… А». Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу.
В эту же категорию попадает азбука с картинками ( «М» – машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква «М» может обозначать два звука [м] (твердый) и [м’] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву «м» с «машиной» (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова «мяч» (где звук [м] мягкий).
Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и… по душе вам (Мама тоже должна заниматься с удовольствием!) Наиболее действенные методики – по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).
Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и… по душе вам (Мама тоже должна заниматься с удовольствием!) Наиболее действенные методики – по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).
Ребенок 2 класс не хочет учиться – ЧТО делать?
Личным примером! Только так. Если сами не читает, то и ребенок не будет. Наверное, планшет в руки пихаете, вот и не читает. Книги дома хоть есть?
Пошаговая инструкция по обучению ребенка чтению
Если у ребенка есть перечисленные признаки или хотя бы их часть, можно приступать к обучению. Но перед этим с малышом нужно провести небольшую подготовку.
Читайте детям сами. Но хитро
Если ваш ребенок уже умеет читать, но не любит – читайте вы. Помните, наша задача увлечь ребенка книгой. Читайте каждый день. С выражением, эмоционально и интересно. Это погружает ребенка в историю.
Однажды попробуйте прерваться на самом интересном месте. В момент близкой развязки или напряженного сюжета. Скажите, что вам нужно срочно помешать борщ/сходить в туалет/сделать важный звонок. Попросите ребенка подождать вас минут 15.
Этот прием работает очень хорошо. Если ребенок действительно погрузился в сюжет книги, ему будет интересно узнать, что же будет дальше. И чаще всего дети – в ожидании мамы начинают читать сами. Эти первые шаги очень важны. Постепенно у ребенка проснётся интерес к чтению.
И тут важен следующий пункт:
Однажды попробуйте прерваться на самом интересном месте. В момент близкой развязки или напряженного сюжета. Скажите, что вам нужно срочно помешать борщ/сходить в туалет/сделать важный звонок. Попросите ребенка подождать вас минут 15.
Если ребенок не читает, надо ли его заставлять?
– Ирина, что происходит сегодня с чтением — дети читают? Или все — перестали?
– Ответ на этот вопрос будет таким же, как и ответ на вопрос «читают ли современные взрослые?» Есть люди, которых не оторвать от книги, а есть те, кто не знает, как выглядит книга. Так было всегда, и в советские времена тоже.
Мы часто слышим «раньше больше читали», но не надо забывать, что способы передачи информации всё время меняются. Довольно долго в человеческой истории книг вообще не было, вся информация от поколения к поколению передавалась в устной форме. Потом книги появились, но их было мало, и грамотными были далеко не все. Со временем книга стала практически монополистом в передаче информации, а теперь стремительно это положение теряет.
Развитие человечества остановить нельзя, нельзя заставить человека вернуться в какой-то условно золотой век – век устной традиции или век монополии книги. Можно ли научиться вязать по книге? Можно, но проще сделать это по видеоурокам. Можно ли поставить по книге английское произношение? Разумеется, я сама в школе так себе его ставила – по самоучителю госкурсов иняза перед зеркалом, но аудио- и видеозаписи в этом смысле принесут больше пользы. О жизни обитателей океанских глубин можно узнавать из книги, а можно из фильмов ВВС, например.
В этом смысле книгу теснят со всех сторон другие носители информации – но при этом, разумеется, книга может то, чего не могут они. И дети, конечно, очень быстро обучаются пользоваться другими носителями информации – требующими от них меньше усилий, чем чтение. А человеку вообще свойственно минимизировать усилия. Это, впрочем, не значит, что сложные умения не нужны.
– А художественную литературу может в таком случае заменить экранизация?
– Это уже зависит от того, какую цель вы преследуете. Можем ли мы по экранизации «Тихого Дона» составить представление о жизни казачьего общества? Конечно. Передаст ли экранизация полноценно художественный мир, построенный Шолоховым? Вряд ли. Если ребенку достаточно знать имена героев и основные события, ему будет достаточно и экранизации. Если он хочет большего – придется читать. Кстати, многие ли из нас, взрослых, сами прочитали «Тихий Дон» от начала до конца?
На заключительном туре Всероссийской олимпиады по литературе, который прошел в начале апреля, одним из заданий творческого тура было – сравнить фрагмент экранизации классики с самим произведением. Десятиклассникам, например, достался фрагмент фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Разумеется, при переводе произведения с языка художественной литературы на киноязык произведение что-то теряет, но что-то и приобретает, и это очень интересно сравнивать. Но, конечно, нельзя сказать, что Обломов Никиты Михалкова – это и есть гончаровский Обломов.
Надо ли запретить школьникам смотреть экранизации? Конечно, нет. Мы очень многие произведения мировой классики представляем себе по переводам и пересказам. В этом случае нам надо читать «Божественную комедию» Данте только в оригинале, ведь перевод тоже меняет оригинальную версию. И «Робинзона Крузо» адаптированного и сокращенного детям давать не надо – только полную версию, только хардкор.
– Современные гаджеты: планшеты, электронные книги ведь способствуют развитию навыка чтения у детей — все время читаешь-читаешь?
– Совершенно нормально, что с развитием технического прогресса меняются носители информации. Меняются ли при этом наши дети – другой вопрос. Если раньше после уроков они часами болтали с друзьями по телефону, толпились в чужих подъездах и сидели на скамейках, то теперь переписываются в чатах. Потребность та же – общаться друг с другом как можно больше, только теперь это общение выглядит иначе.
Но технология – это только технология. Трудно сказать, меняет ли она человека. Вряд ли дети, которые не читали бумажные книги, вдруг начнут читать электронные. А психологи предупреждают: если ребенку с малолетства совать в руки планшет, когда надо, чтобы он посидел тихо, это ничего хорошего для его развития не дает.
– Как же вырастить читающего ребенка?
– У ребенка должен быть навык чтения. Чтобы он читал, ему нужна среда, в которой чтение – это норма жизни, часть жизни; когда есть привычка узнавать о чем-то из книги, обращаться к книге в поисках ответа на какой-то вопрос. Родители часто думают, что достаточно класть ребенку на стол книги, которые им самим в детстве нравились, и напоминать ему, чтобы читал, – и тогда он зачитает. Но каждый, наверное, любит читать про себя. И современные дети тоже.
Родители жалуются: почему он не читает? А сами они – читают? Что нового прочитали в последнее время, кроме как сходили по ссылкам из фейсбука? А сами – приносили ему новые книги современных авторов, где речь идет о таких же детях, как они сами? Современные родители очень консервативны – им часто кажется, что после Чуковского и Маршака, после Гайдара и Каверина в детской литературе вообще уже больше ничего хорошего не было.
Читайте сами, создавайте традицию чтения, читайте вслух ребенку перед сном, пусть он видит вас с книгой, пусть у него в комнате будут книги, которые он может брать и читать, пусть у него будет время это делать. Хорошо, если мы сможем понять, что ребенка волнует сейчас, и подкинуть ему хороших книг по волнующим его вопросам.
– Если ребенок всё равно не читает, надо ли его заставлять?
– Можно ли заставить полюбить? Помните принца из «Красной шапочки»? «Тебя излупят плетками, и ты полюбишь меня, как миленькая». Одна хорошая мама сына-математика рассказала мне о своей концепции «впихивания и всасывания». Можно в ребенка впихивать что-то – тогда есть вероятность, что он начнет сопротивляться и извергать впихнутое обратно. А можно создать для него питательную среду – и тогда он сам будет всасывать из нее столько, сколько может.
Но здесь от родителя очень многое зависит: и разговаривать с ребенком, чтобы понять, что его интересует, что нравится, что волнует, и держать нос по ветру, разбираясь в книжных новинках, и читать с ним вслух, и делиться чем-то интересным из прочитанного, и, в конце концов, книжный шкаф с интересными книгами ему поставить в комнату.
– Школьная программа – это «интересные» книги?
– Важно понимать, что сейчас нет единой школьной программы по литературе, утвержденной государством. У нас есть Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС. Он не содержит списка книг – он содержит требования к тому, что ребенок должен уметь на выходе из школы, чему его должны научить на уроках литературы. Проще говоря, он на выходе должен стать квалифицированным читателем.
В соответствии с требованиями ФГОС создаются примерные образовательные программы – сейчас такая программа разработана для 5-9 классов. Логика у нее такая: есть рекомендованные списки книг – A, B и C. Список А – обязательные произведения конкретных авторов, это просто золотой стандарт, без которого никак-никак нельзя. Список B – обязательные авторы, но произведения на выбор (например, читать «Нос» или «Шинель» Гоголя – учитель может решить сам). Список C – авторы на выбор, учитель может выбрать сам и авторов из этого списка, и их произведения. А уже в рамках этой примерной программы учитель или сам создает рабочую программу, или берет готовую, созданную каким-то методистом.
Для 10-11 классов такой программы пока нет, ее разработка как раз сейчас ведется и вызывает много споров. Определенную планку задает и ЕГЭ по литературе: чтобы сдать ЕГЭ, надо прочитать вполне конкретный список произведений, он содержится в так называемом кодификаторе, и этот список в значительной степени определяется традицией. Но когда начинаются скандалы в СМИ «почему в школьную программу входит то-то» – это обычно от непонимания, что единой программы нет. Да и быть не может: дети очень разные, с разным читательским уровнем, с разной потребностью в чтении – и поэтому изучение литературы просто не может быть одинаковым для всей страны. И ответить на вопрос «интересны ли произведения в школьной программе» – тоже нельзя: одному интересно одно, другому другое. И классика бывает тяжела – и тогда задача учителя помочь школьнику с ней справиться.
– В каком возрасте ребенку можно дать «взрослые» книги? Поймет ли девятиклассник «Анну Каренину»?
– Кто-то поймет, а кто-то нет. А кто-то сейчас поймет одно, через пять лет другое, а через десять – третье. Дети одного и того же возраста – очень разные психологически: кто-то в восьмом классе читает волшебные сказки, а кто-то Кафку и Беккета. Одно и то же произведение они понимают по-разному.
Вот, скажем, в седьмом классе некоторые варианты программы предлагают «Тараса Бульбу». Я не убеждена, что с семиклассниками непременно надо читать именно «Тараса Бульбу», но решила попробовать. Мы в школе как читали этот текст? Казаки – молодцы, защитники веры и Отечества, Тарас Бульба – герой, Остап – герой, Андрий – предатель. И некоторые дети вот ровно этот слой и считывают, и больше не видят в тексте ничего. А кто-то видит ужасную жестокость происходящего.
И вот семиклассница спрашивает: «Как Тарас Бульба вообще мог убить своего сына? Я бы не смогла после этого жить». Или: «А почему полюбить полячку – плохо? Ведь «Ромео и Джульетта» – о том же?» И это куда более глубокие вопросы – о коллективных, родовых ценностях и индивидуалистических ценностях, например. Но не со всеми детьми такой разговор оказывается возможен – для кого-то это слишком сложно. Ну и – детская ли это книга? В каком возрасте можно давать «Тараса Бульбу»? Нет ответа.
– Как заинтересовать детей чтением?
– Ну, много есть разных способов. Кто-то мультфильмы снимает по классике, кто-то спектакли ставит… Мы вот в прошлом году в школе проводили «Библионочь» и в этом году проводим – когда вечером все собираются и читают вслух. В прошлом году директор Эдгара По читал, например, а библиотекарь младшим – сказку про Василису и ее куколку… Прялку принесла, кудель… И в темноте при мерцающем свете читала…
Чтобы дети читали – им надо понимать, что то, что они читают, имеет какое-то отношение к ним самим, к их опыту. Ну вот не любят дети Некрасова – «Кому на Руси жить хорошо», например. Ну какое, кажется, отношение к ним имеет крестьянский вопрос в пореформенной России? Ищем вопросы, которые могут быть интересны.
Вот я попросила, например, представить, что они – группа исследователей, которые должны в художественной форме представить исследование – кому сейчас в современной России жить хорошо. Куда пойдете? Кого будете опрашивать? Кто войдет в вашу репрезентативную выборку? Они дают какие-то ответы, планируют свое исследование: чиновников опросим, военных, священника, фермера, многодетную мать, студента… – потом сравниваем, как эту задачу решает Некрасов – и оказывается, он ее решает похожим способом.
– Как быть, если ребенок заявляет: «Мне не нужна литература. Зачем мне читать? Я буду физиком».
– Прежде, чем ответить на этот вопрос ребенку, надо найти ответ на него для себя. Дети иногда задают вопрос «зачем учить стихи?» «Для развития памяти», – плохой ответ. Когда я услышала этот вопрос, я стала думать «действительно, зачем?» и поняла, что иногда мне просто необходимо держать в голове какие-то поэтические строчки.
Если ребенок спрашивает «зачем мы это читаем?» – давайте подумаем вместе с ребенком. Книга – это накопленный человечеством опыт. Иногда это опыт переживания событий, с которыми мы пока не сталкивались или даже не хотим столкнуться – это помогает нам понять, как бы мы себя повели в той или иной ситуации, какой выбор бы сделали, к чему бы он мог привести. Не обязательно ставить эксперименты на себе – можно поставить их на литературном герое, прожить что-то с ним и пойти другим путем.
– Подросток может ответить на это «Пушкин устарел, Толстой уже не актуален»…
– Времена меняются, а люди? Ну хорошо, сейчас можно разводиться – и что? Браки не распадаются, как в «Анне Карениной»? Развод перестал быть болезненным для всех, кто его переживает? Замужние и женатые люди перестали влюбляться в кого-то? Мы перестали восхищаться красотой мира? Никому звездной ночью не хочется куда-то полететь, как Наташе Ростовой?
– А «двойки» за свободомыслие вы ставите? Пишут ли сейчас в сочинениях «Онегин – негодяй, а Татьяна – глупая»?
– Пишут, конечно. И не такое пишут. Но я оцениваю ведь не правильность мысли – а то, насколько она хорошо обоснована, насколько опирается на текст. Сочинение – это довольно строгий жанр, он требует не только мнения, но и его обоснования. Сочинения детям писать трудно. Они всё чаще стараются вместо серьезного большого сочинения сдать коротенький ответ, который можно в лучшем случае назвать кратким изложением тезисов.
Многих испортил ЕГЭ по русскому языку. Многократные тренировки в написании сочинения в части С по шаблону приводят к тому, что дети любой текст пытаются писать по этому шаблону. Или интересуются, какой шаблон существует для нововведенного выпускного сочинения, например.
Позволять свободу мысли детям необходимо. В литературе вообще не может быть единственного правильного мнения, но мнение может быть обоснованным и необоснованным, и вот учить детей ясно формулировать свое мнение, отличать «собственное мнение» от грубой брани или эмоционального оценочного суждения, обосновывать это мнение – это очень важно.
– Как быть с детьми, которые не расстаются с книгой? Хорошо это или плохо?
– Я сама была таким ребенком, у меня было почти невозможно отнять книгу. Вроде бы хорошо. Но здесь есть довольно серьезная проблема: если книга для ребенка интереснее реальной жизни, она становится формой ухода от реальности.
Меня несколько пугает, когда люди постят в соцсетях фотографии какой-нибудь огромной библиотеки с подписью «так выглядит рай». Ведь рай в человеческом представлении – место, где осуществятся все самые смелые мечты, где можно летать, ходить по чудесным краям, встречаться с теми, кого всю жизнь мечтал встретить, где вообще возможно всё. А человек мечтает вместо этого запереться с книгой – и вместо того, чтобы самому получать непосредственный опыт – только читать о том, как его получают другие. И вот когда человек однозначно предпочитает опосредованную реальность непосредственной – это довольно тревожный симптом. Может быть, жизнь не дает человеку достаточно ярких красок, интересных встреч, материала для осмысления?
Фото: Steven Guzzardi/flickr.com
– В чем заключается главная трудность преподавания литературы в современной школе?
– Трудностей много, и разных. И то, что мало времени – и много текстов (в седьмом классе два часа в неделю – даже дети говорят, что им мало; в одиннадцатом – невозможно впихнуть весь русский двадцатый век в три часа в неделю, так что приходится мучительно выбирать, чем жертвовать). И то, что дети не особенно хотят читать программные тексты, да и некогда им это делать. У них много домашней работы, читают они или на каникулах, или когда болеют. У них просто нет времени на объемные произведения. И то, что бывает, что сколько ни бейся, сколько ни придумывай – класс не удается расшевелить, им всё равно неинтересно. Но бывает, конечно, когда чувствуешь: «есть контакт». И глаза загораются, и текст оживает, и работать хочется.
– Как быть, если ребенок заявляет: «Мне не нужна литература. Зачем мне читать? Я буду физиком».