Диспраксия или синдром неуклюжести — виды и коррекция

Диспраксия или синдром неуклюжести — виды и коррекция

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: В последнее время детей-диспраксиков становится все больше. Причиной тому – неполноценное развитие нейронов в коре головного мозга.

Статья:

В переводе с греческого «dys» – нарушение, «praxis» – деятельность. Неспособность ребенка совершать последовательные целенаправленные движения. Артикуляционная диспраксия – неспособность совершать последовательные движения языком, губами, ртом, невозможность переключения с одной артикуляционной позы на другую.

В последнее время детей-диспраксиков становится все больше. Причиной тому – неполноценное развитие нейронов в коре головного мозга. Дети не могут произносить простые слова «Та-ня», «Ва-ня», «Ка-тя» из-за невозможности поднять язычок на втором слоге, произвести серию движений языком. Поэтому нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова. Исправить это нарушение можно. Главное, соблюдать последовательность в коррекционной работе, плавно переходя от одного этапа к другому. Коррекция диспраксии может длиться не один год при систематических занятиях с логопедом.

Выделяется два вида диспраксии – афферентная (кинестетическая) и эфферентная (кинетическая). Афферентная – неспособность ребенка произносить отдельные изолированные звуки без переключения – принятия определенной позы ртом. Это совсем неговорящие дети, которые не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных. Эта форма более сложная, предстоит длительная работа.

Эфферентная диспраксия – невозможность ребенка переключаться ртом со звука на звук. Слабо работает язык, губы. Такой ребенок может произносить отдельные слоги, в основном ударные, но с трудом скажет простое слово «Ма-ня». Путает, проглатывает слоги, говорит на своем языке, каша во рту – все это нарушение слоговой структуры слова. Вместе эти две формы диспраксии существовать не могут.

Три вида праксиса

Перед началом коррекционной работы важно знать, что существует три вида праксиса: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика. Всегда развитие малыша начинается с тела.

Общая моторика – соматогнозис, способность совершать движения телом. Перед тем как научить говорить, надо научить его принимать ту или иную позу. Ребенок должен отпрыгать, отбегать, отползать, откружить свое, только потом научится говорить. В наш компьютерный век дети часто неполноценно проживают этот этап собственного развития. Не научились владеть собственным телом, сразу переходят на движения языком. Какая ему артикуляционная гимнастика, если страдает «физика». Ребеночек приходит научиться говорить, но не умеет кидать мяч, прыгать на двух ногах, не владеет собственным телом. Надо понимать, что отделы головного мозга развиваются поэтапно.

Далее развиваем мелкую моторику рук. Это и зрительно-пространственная координация: глаз-рука. Сможет ли малыш пальчиками правильно просунуть предметы в узкое или круглое отверстие, выложить по образцу квадрат из счетных палочек, перебрать фасоль, вдеть шнурок в отверстие. Не умеет – учим.

Артикуляционный праксис – способность переключать язык с одной позы на другую. Каждый звук речи имеет ту или иную артикуляцию. Собираясь произнести слово «кошка», наш рот уже заранее готов к вытягиванию и округлению губ для звука [о] после воспроизведения [к]. Эти движения очень быстрые, еле заметные, но к ним должны быть готовы и натренированы органы артикуляции. Членораздельность и ясность произнесения звуков называется коартикуляцией.

Этапы коррекции диспраксии

В коррекционной работе важно соблюдать все этапы и не перескакивать на следующий, пока не пройден предыдущий. Если нарушена слоговая структура слова, не надо начинать работать над звукопроизношением. Можно совмещать работу над тремя видами праксиса. Например, развивая общую моторику, можно подключить работу с пальчиками рук и проговариванием тех слогов, которые доступны ребенку.

В работе все начинается с тела. Если ребенок плохо управляет телом, пальцами, нет смысла переходить к формированию артикуляционного праксиса. В самом начале учим ребенка пользоваться своими органами чувств. Для этого даем ему нюхать, трогать предметы, крупы, песок, пластилин, слушать звуки (как льется переливаемая вода, шуршит бумага, звенит колокольчик, стучат ложки, барабан и т.п.). Сенсорная интеграция нужна для улучшения соматогнозиса. В это понятие входит способность ребенка двигаться и управлять собственным телом. К 4 годам малыш должен без проблем прыгать на двух ногах, отталкиваясь одновременно, перепрыгивать через веревочку двумя ногами, стоять на одной ноге, ловить и кидать мяч, ходить по лестнице попеременным шагом. Если он этого делать не умеет, то начинаем развивать общую моторику на примере простых упражнений: повтори за мной – скрести руки, похлопай в ладоши над головой, за спиной, перед собой, постучи по плечам, по коленям. Не может повторить позу тела, не сможет повторять звуки и слоги. Чтобы ребенок научился чувствовать свое тело, можно дотронуться до его носа, щеки, губ и других частей тела. С закрытыми глазами он должен показать, до какой части дотронулись. Часто у неловких детей нарушено поведение, потому что они не чувствуют тело.

Далее работаем на переключение с одной позы тела на другую. Похлопали, потопали, постучали по коленям. Ребенок должен уметь выполнять движения последовательно, не одновременно, а каждое по отдельности. Можно придумать и другие позы: руки на пояс, вверх, вниз и т.п. Любое слово состоит из определенной последовательности, поэтому перед тем, как научиться воспроизводить слоги в слове, нужно научиться выполнять серию последовательных движений телом.

Когда ребенок научится владеть телом, он должен учиться определять расстояние до предмета относительно себя. Например, вставляем нитку в игрушечную иголку, кидаем мяч вверх, высоко, низко, далеко, близко, к себе, от себя, слева, справа. Выполняем команды: шаг вперед, назад, вправо, влево, подай предмет за тобой, перед собой, поставь игрушку справа от себя. Потом учимся расставлять предметы относительно друг друга. Мышка перед кошкой, справа от куклы, за собачкой и т.д. Учим определять местоположение одного предмета, относительно другого (где?).

При развитии пространственно-временных отношений на этом этапе сюда входит моторное планирование – определение последовательности не только предметов относительно друг друга, но и последовательности действий. Что сначала, а что потом. Для этого учим выполнять простые команды: положи сначала синий камешек в коробку, а потом красный. Ребенок должен сначала прослушать инструкцию и только потом выполнить. Камешки можно заменить любыми предметами: игрушками, мячами, ложками, вилками. Даже во время одевания можно дать такую инструкцию: надень сначала куртку, а потом шапку. Постепенно усложняем инструкцию до трехступенчатой. При выполнении этих действий нейронные связи в коре головного мозга начинают меняться.

Параллельно с развитием общей моторики можно подключить развитие фонематического слуха и проговаривание слогов. Для этого ребенок должен выложить ритмический ряд, можно из камешков, разноцветных кубиков, пуговиц, карандашей: красный, желтый, красный – продолжи ряд. Если последовательность соблюдена правильно, нажимаем указательным пальчиком на камешек. Например, красный – слог «та», желтый – «ня». «Та-ня, та-ня, та-ня, та-ня» и т.д. Можно брать и другие слоги: «ма-ме», «ва-та».

Учим чувствовать пальчики, овладевать пинцетным захватом (брать указательным и большим пальцем). Для этого подключаем прищепки, бобы, фасоль, кофе в зернах и другие мелкие предметы (сортировка, перекладывание). Когда ребенок овладеет пинцетным захватом, тогда начнет пользоваться органами артикуляции. Такой захват должен быть сформирован к 1,5- 2 годам. Подключаем визуально-ритмические ряды (выкладывание камешков). Простая последовательность: один-один; усложняем – два-один; один-два; потом один-один-один. Развиваем понимание, что каждый элемент зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука.

Развитие мелкой моторики рук необходимо любому ребенку еще и для того, чтобы начать писать в 1-ом классе. Если пальцы слабые – писать будет медленно и коряво. Развиваем пальцы через простые упражнения: сминаем ладошкой бумагу, кидаем мяч, метаем дротики, рвем бумагу на мелкие кусочки, катаем колбаски из пластилина, из теста (не ладонью, а фалангами пальцев). Нажимаем на пластилин указательным пальцем, выдавливаем зубную пасту, голову черепахи из сенсорной игрушки. Учимся держать карандаш: раскрашивание, обводка, штриховка, пишем крючочки, палочки.

Работа над переключаемостью руки заключается в том, чтобы ребенок мог в динамике менять позу пальцев рук. Для этого хорошо подходит пальчиковая гимнастика и такие упражнения, как «Пальчик-кулак». Используем те же камешки (ритмические ряды): на один камешек нажми указательным пальцем, на другой – кулачком. Пальчик-кулак-пальчик-кулак-пальчик-кулак. Учиться менять позы ладошками: кулак-ребро-ладонь. Параллельно учим ребенка простым ритмам: постучи ладошками попеременно по столу, по барабану, 2 раза по столу, один по барабану, громко, тихо, выделяем ударный слог.

Важно также развивать зрительно-пространственную координацию: глаз-рука. Попади мячом в корзину, просунь предмет в нужное отверстие, выложи рисунок из спичек, счетных палочек, продолжи ряд на листе бумаги по клеткам, графический диктант. Далее в рамках развития временно-пространственных отношений переходим работать на плоскости (листе бумаги). Нарисуй круг справа от квадрата, треугольник под кругом и т.п. Такая ориентировка важна не только в плане развития устной речи, но и развития письма. Так как буквы начинаем писать с начала строки, в определенной последовательности в слове, не выходя за границы строки.

Только после достаточного развития общей и мелкой моторики переходим к артикуляции. Есть движения языком статические и динамические. Нас интересует динамическая гимнастика, просим ребенка менять позиции «Трубочка»-«Заборчик», «Часики»-«Качели». Когда ребенок научится переключать органы артикуляции, переходим к последнему этапу – работе над речью.

Если ребенок говорит только гласные при афферентной форме диспраксии, значит, будем учить его переключаться с одного на другой: «и-у», «и-а». Только потом переходим к слогам с согласными. Сначала берем одинаковые – «ма-ма», потом разные открытые – «ма-ня», затем закрытые слоги – «ам-ам», «ат-ам», «ат-ум» и, наконец, со стечением согласных: «ква-ква», «ква-кву», «бда-бду», «мна-мну». Только в такой последовательности. При формировании переключаемости берем визуальные ряды: «та-ня-та-ня» («Ми-ша, ки-са, ды-ня»). Играем в игры: ищи в волшебном мешочке «ми-шу», «ки-ви», «ды-ню». Моем в ванне, что делаешь? «Мою кису, мою дыню». Можно прятать картинки под ковриком.

Существует 14 классов развития слоговой структуры слова (по А.К. Марковой).
1 класс – слова из двух открытых слогов (мама, папа, дыня, лупа, киви) – самые простые слова. Начинаем работать над слоговой структурой с 1 класса.
2 класс – три открытых слога (монета, макака).
3 класс – один закрытый слог (жук, сук). И так далее с усложнением слоговой структуры по классам.
14 класс – четыре открытых слога (черепаха, пианино). Надо идти четко по классам, нет смысла перепрыгивать на несколько классов выше. Не требуйте от малыша произнести слово «черепаха», если он не может сказать «Ваня».

При работе над формированием слоговой структуры слова можно подключить динамический праксис: ребенок прыгает на коврик, говорит «ды», садится на корточки говорит «ня». И дальше прыжок-присест. Также обязательно формируем речевой выдох. Дуем на свечки, на вату. При хорошем выдохе и переключаемость ртом будет лучше.

Соблюдение последовательности слогов зависит от объема слухоречевой памяти. Поэтому надо развивать возможности ребенка слышать и запоминать инструкции. Снова играем: дай мишке машинку, кукле шарик, а мышке конфетку. Положи помидор в красную кастрюлю, а яблоко в желтую, красный мяч слева от синего. Ребенок должен прослушать, разложить информацию в голове по полочкам (моторное планирование) и выполнить правильно. Говорить ведь он тоже будет планово.

В игровых заданиях нужно проговорить с ребенком слоги и слова как можно больше раз. Только многократное произнесение сможет сформировать речь. Надо сказать 10-30 раз одно слово, чтобы закрепить его. В процессе проговаривания важно соблюдать следующие этапы: сначала произносим слоги или слова сопряженно (вместе с малышом), затем отраженно (один говорит), потом самостоятельная речь. Пока не закреплен один класс слоговой структуры слова, мы не переходим на следующий. Нужно также использовать в речи глаголы. Начинаем с двусложных: «вижу», «несу», «мою». Научились говорить слова – переходим к фразам: «в ванне вода, жаба», «это ванна», «мою рыбу», «вижу пуму». Только тогда можно говорить, что этот класс слоговой структуры усвоен.

Соблюдая четкую последовательность в работе, можно добиться отличных результатов.

Диспраксия ( Синдром неуклюжести )

Диспраксия − это расстройство моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения целенаправленных двигательных актов. Для диспраксии характерны различные виды моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений рук, неточность артикуляции, трудности на письме. Расстройство выявляется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику).

МКБ-10

  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы диспраксии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение диспраксии
    • Физическая реабилитация
    • Нейропсихологическая коррекция
    • Логопедические занятия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Диспраксия (синдром неуклюжести) – трудности с планированием и выполнением точных движений. Обнаруживается примерно у каждого 12-го ребенка в возрасте 5-7 лет (по другим данным, у 2-20% детей в популяции). Среди мальчиков данное состояние регистрируется в 4 раза чаще, чем среди девочек. Диспраксия негативно влияет на повседневную активность ребенка, самообслуживание, школьную успеваемость, поведение, коммуникативную сферу, поэтому требует своевременной целенаправленной коррекции.

Причины

Чаще всего диспраксия развивается в отдаленном периоде после перенесенного минимального перинатального повреждения ЦНС. В ее основе лежат функциональные расстройства высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса. У детей с диспраксией отсутствуют параличи, парезы, мышечные дистонии, различные заболевания, которые могут вызывать двигательную дисфункцию. Причинами последующих локомоторных расстройств в детском возрасте служат:

  • патологии беременности (заболевания будущей матери, токсикозы);
  • аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);
  • патология новорожденного (нерезкая асфиксия, недоношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);
  • неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гипоопека).

Также в настоящее время не исключается генетическая природа диспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой. У части детей не удается проследить вероятный этиофактор.

Патогенез

Патогенетическим ядром диспраксии является задержка созревания корковых и субкортикальных структур, обеспечивающих различные виды моторики. В осуществлении двигательного намерения задействована сложная цепочка взаимодействия различных церебральных структур.

Принятие решения о выполнении целенаправленного движения происходит в лимбической коре и таламусе. За формирование плана моторных действий на основе различных сенсорных стимулов ответственны префронтальная, височно-затылочная, теменная ассоциативные зоны, а также базальные ганглии.

На этапе внутреннего программирования движений задействуются моторная и премоторная кора, таламус, мозжечок, базальные ядра. Наконец, в непосредственном исполнении моторного акта участвуют двигательная кора, вестибулярная система, мотонейроны спинного мозга, периферические мышцы (скелетные, артикуляционные, мимические).

При диспраксии имеет место ретардация и функциональная рассогласованность деятельности обозначенных структур, что приводит как к нарушению общей моторики, так и парциальному недоразвитию праксиса (речевого, зрительно-пространственного, конструктивного и пр.).

В рамках патогенетического подхода выделяют первичную диспраксию, обусловленную незрелостью двигательного анализатора и пирамидных путей, и вторичную, связанную с нарушением обработки сенсорных стимулов. Вторичная форма встречается чаще и протекает тяжелее. Распад произвольных движений у взрослых носит название апраксии.

Классификация

В психологии диспраксию классифицируют по нескольким определяющим критериям. У одного ребенка может отмечаться несколько видов диспраксических нарушений, как внутри одной группы, так и в разных:

  • кинетическая (двигательная) – трудности переключения с одного элемента движения на другой; возникает при вовлечении премоторной коры левого полушария;
  • кинестетическая (чувствительная) – затруднения поиска уклада, позы; указывает на поражение нижней теменной коры слева.
  • идеомоторная – невозможно выполнение действий по команде при сохранности спонтанных движений;
  • идеаторная – страдает план реализации действия, серия последовательных движений при выполнении какой-либо сложной операции.

3. По виду деятельности:

  • конструктивная – трудности действий на составление целого из частей (складывание разрезной картинки, собирание конструктора);
  • пространственная – дезорганизация движений в пространстве, несформированность понятий «спереди-сзади», «слева-справа», «вверху-внизу»;
  • графомоторная – трудности при начертании графических символов (цифр, букв);
  • выразительная – неспособность отобразить спектр эмоций с помощью мимической мускулатуры.

4. По локализации:

  • пальцевая – сложности воспроизведения движений пальцев рук;
  • оральная – сложности выполнения движений губами и языком;
  • артикуляционная – трудности воспроизведения укладов органов речи, сопровождающиеся произносительными нарушениями и т. д.

Симптомы диспраксии

Все диспраксические проявления у детей объединяются в 4 группы: проблемы с выполнением движений и удержанием равновесия; сложности с подвижными играми; речевые нарушения; графические трудности.

Дети с диспраксией обычно позднее овладевают различными моторными навыками: с задержкой начинают переворачиваться, сидеть и ползать, ходить. Они медленно учатся самостоятельно пить и кушать, с трудом могут пользоваться столовыми приборами. Отмечается неловкость в выполнении любых точных действий: одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, взаимодействии с игрушками. У детей с диспраксией часто «все валится из рук», они имеют плохую двигательную координацию – постоянно спотыкаются «на ровном месте», падают, натыкаются на препятствия (мебель, других людей), «не вписываются» в дверные проемы.

Ребенок с диспраксией проявляет неловкость в различных подвижных играх, особенно с предметами. Ему плохо удается ловить, бросать и пинать мяч, прыгать со скакалкой. Трудности вызывает обучение езде на велосипеде, самокате, катанию на коньках (ребенок долго не может научиться держать равновесие). Как правило, дети не любят играть в конструктор, собирать паззлы, работать с бумагой и ножницами.

Артикуляционная диспраксия проявляется в пропусках, искажениях, заменах сложных звуков более простыми. Отмечаются смазанность и неточности произношения, перестановки и элизии слогов. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку, плохо рисует, имеет низкую скорость письма, плохой почерк.

Осложнения

Диспраксия негативно отражается на повседневной бытовой деятельности ребенка. Невладение элементарными навыками самообслуживания формирует неряшливость, неопрятность. Неумение играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей, коммуникацией со сверстниками. Низкая двигательная активность приводит к гиподинамии, нарушению гармоничного развития ребенка.

Часто у детей возникают проблемы с поведением, многие из них имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типично нарушение школьной успеваемости, связанное с дисграфией, дислексией.

Диагностика

В международной практике принято использовать диагностическую шкалу DSM-IV, устанавливающую следующие критерии диспраксии:

  1. Выраженное моторное недоразвитие.
  2. Двигательная недостаточность ухудшает повседневную активность и успеваемость.
  3. Координационные нарушения не являются следствием других органических заболеваний.
  4. Моторная неловкость не связана с первазивным расстройством развития.
  5. ЗПР не влияет на тяжесть двигательных нарушений.

В диагностике детей с диспраксией задействуются детские неврологи, нейропсихологии, логопеды. Все необходимые сведения получаются в результате клинической, нейрофизиологической, нейропсихологической, логопедической диагностики.

  • Клинико-анамнестические данные. У большинства детей с диспраксией прослеживается неблагоприятный перинатальный анамнез, задержка моторного и речевого развития. Отмечается истощаемость внимания, трудности засыпания, тревожность. Характерна неуклюжесть, неустойчивость позы.
  • Электрофизиологические исследования. Регистрация ЭЭГ позволяет подтвердить функциональный характер мозговых нарушений. Также исследуются вызванные потенциалы различной модальности (когнитивные, зрительные, соматосенсорные, слуховые), проводится электронейромиография, которые исключают органическую природу двигательных нарушений.
  • Нейропсихологическое обследование. Проводятся тесты и пробы, направленные на определение нарушений различных видов праксиса. Наиболее показательными являются пробы Хеда, Озерецкого, «кулак-ребро-ладонь», графические пробы, прыжковый тест и др.
  • Логопедическое обследование. При диспраксии дети затрудняются в удержании и повторении артикуляционных позиций. Демонстрируют различные виды звукопроизносительных дефектов. Лексическое и грамматическое развитие в пределах возрастной нормы.

Лечение диспраксии

Физическая реабилитация

Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности (катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание и пр.), подвижные игры на ловкость, точность движений. Из медицинских методов применяются:

  • кинезиотерапия: занятия на стабилоплатформе и виброплатформе, ЛФК, гидрокинезотерапия;
  • физиотерапия: транскраниальная микрополяризация, электромиостимуляция;
  • массаж: общий оздоровительный, ШВЗ, конечностей, позвоночника.

Нейропсихологическая коррекция

В рамках этого подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях детские психологи используют суджок-терапию, пальчиковую гимнастику, бизиборды. С младшими детьми проводятся сенсомоторные игры, с более старшими ‒ сеансы песочной терапии, арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на балансировочной доске − мозжечковая стимуляция.

Логопедические занятия

Логопедическая работа строится с учетом выявленных нарушений устной и письменной речи. Вначале проводится уточнение артикуляции проблемных звуков, имеющихся дефектов. В рамках подготовительного этапа осуществляется массаж органов артикуляции, пассивная и активная гимнастика. После выработки необходимых кинестезий переходят к звукопостановке, закреплению звуков. В структуру занятий по коррекции артикуляционной диспраксии включаются элементы фонетической и логопедической ритмики.

Прогноз и профилактика

С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию, улучшить моторную координацию, успешно освоить учебную программу. Вместе с тем, остаточные проявления синдромом неуклюжести могут сохраняться вплоть до взрослого возраста. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает весь комплекс мер по перинатальной охране плода и новорожденного. Коррекцию выявленных диспраксических нарушений целесообразно начинать как можно ранее.

Диспраксия у детей: причины, симптомы, коррекция

Многие родители отмечают у своих детей неуклюжесть. Особенно у мальчиков в возрасте от 3 лет. Ребенок постоянно куда-то торопится, спотыкается, натыкается на мебель и предметы, «не входит» в дверной проем. Часто не может освоить езду на велосипеде, попасть ногой по мячу, собирать пазлы и работать с ножницами.

Можно было бы списать данные жалобы на детскую непоседливость, невнимательность, стремление «успеть» везде и всюду. Но если к 7 годам ребёнок не становится более организованным и собранным, если неуклюжесть и неумение координировать свои действия в пространстве не исчезают, то пора бить тревогу. Возможно, у ребёнка диспраксия.

Диспраксия – нарушение двигательных функций и координации у детей с нормальным мышечным тонусом, без паралича и иных неврологических отклонений.

Почему возникает «синдром неуклюжего ребёнка»

Причины диспраксии, несмотря на все достижения медицины, до сих пор недостаточно изучены. Точно доказано, что она возникает на фоне недоразвития связей между нейронами (клетками головного мозга). Поэтому нервные импульсы не могут найти путь от коры головного мозга к органам движения.

В развитии диспраксии ведущую роль играет недостаточное поступление кислорода в клетки головного мозга в перинатальный период (с 28 недели беременности до 7 суток после родов).

Наиболее частыми причинами кислородного голодания мозга плода и новорождённого могут быть:

  • патологии беременности (хронические и инфекционные заболевания матери, влияние стрессовых ситуаций, интоксикация лекарственными препаратами, токсикозы, гипоксия плода);
  • недоношенная или переношенная беременность;
  • патология родов (длительный безводный период, затяжные роды, кесарево сечение по экстренным показаниям);
  • патология новорождённого (кратковременная асфиксия, длительная физиологическая желтуха);
  • генетическая предрасположенность.

Однако синдром детской неуклюжести может носить вторичный характер. Например, развиться после черепно-мозговой травмы или быть одним из признаков какого-либо психоневрологического расстройства.

Точный диагноз может быть поставлен неврологом или психоневрологом только после 7-го года жизни на основании данных углублённого обследования ребёнка.

Как распознать диспраксию

Первые проявления детской неуклюжести

На первом году жизни ребёнка диспраксия может проявляться нарушениями врождённых рефлексов, а именно:

  • нарушением акта сосания (долго ищет сосок, не может плотно его обхватить);
  • отсутствием фиксации взгляда на лице мамы к 1,5 месяцам жизни;
  • неспособностью захватить игрушку ладошкой.

У детей с диспраксией отмечается задержка психомоторного развития. Из-за нарушения координации движений они позднее сверстников начинают переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить, самостоятельно принимать пищу.

Как проявляется диспраксия в дошкольном возрасте

У дошкольника отмечается:

  • гиперактивность;
  • нарушения внимания, памяти и речи;
  • нарушение координации;
  • неточность и неловкость в выполнении точных действий и действий по команде;
  • затруднение с определением ведущей руки;
  • нарушение пространственных отношений (затруднения с определением понятий: право-лево, спереди-сзади, сверху-снизу);
  • нарушение сна;
  • гиперчувствительность к прикосновениям;
  • трудности в освоении рисования, письма, чтения.

Для детей с диспраксией характерны:

  • отказы от подвижных и спортивных игр;
  • частые падения и спотыкания;
  • натыкание на предметы;
  • нежелание рисовать, работать с ножницами, собирать пазлы, мозаику.

Они долго учатся ездить на велосипеде, самокате, коньках, ловить и бросать мяч, прыгать через скакалку. Их речь сопровождается пропусками, искажениями, заменами звуков, перестановкой слогов в слове и слов в предложениях.

Как проявляется диспраксия у школьников

В школьном возрасте у детей отмечаются:

  1. трудности в овладении учебным материалом;
  2. долгое освоение правильного удержания в руке ручки, письма по прописям;
  3. плохой почерк и низкая скорость письма;
  4. нарушение высших психических функций (памяти, внимания, речи), координации ручной моторики, что провоцирует возникновение:
  • дисграфии (нарушения процессов письма);
  • дислексии (нарушения процессов чтения);
  • дискалькулии (нарушения процессов счёта).

Чтобы в школе ребёнок не стал объектом нападок сверстников, родителям необходимо постараться к началу обучения максимально компенсировать проявления диспраксии. Для этого нужно обратиться к специалистам. Можно добиться хороших результатов коррекции, хотя в большинстве случаев полностью устранить патологическую симптоматику не удастся.

Что делать при подозрении на синдром детской неуклюжести

Если родители обеспокоены неуклюжестью и отклонениями ребенка в физическом развитии, они могут провести домашний прыжковый тест на диспраксию. Такой метод диагностики достаточно точен и повсеместно применяется специалистами, начиная с 4-летнего возраста ребенка.

Родители вместе с малышом выполняют прыжки, считая в определённой последовательности:

  • один – ноги в стороны;
  • два – ноги скрещиваются: правая нога спереди, левая сзади;
  • три – ноги в стороны;
  • четыре – ноги скрещиваются: левая нога спереди, правая сзади.

Поводами для беспокойства являются:

  • трудности с прыжками по образцу родителя;
  • трудности в соблюдении ритма, заданного счётом;
  • разворот ребенком таза при перекрещивании ног;
  • неспособность малыша удержать равновесие.

Окончательную диагностику патологии осуществляют детский невролог, нейропсихолог, логопед с помощью специальных тестов и проб. Данные электроэнцефалографии, электромиографии и других методов исследований позволяют установить точный диагноз и степень тяжести патологии.

Как лечат синдром детской неуклюжести

В комплексной коррекции двигательных нарушений применяют:

  • физиотерапевтическое воздействие, массаж, ЛФК, плавание;
  • нейропсихологическую коррекцию: пальчиковые игры, су-джок терапию (проработку рефлекторных точек кистей и стоп для восстановления функций организма), подвижные игры с элементами спортивных;
  • логопедическую коррекцию: артикуляционную гимнастику, постановку правильных артикуляционных укладов, игры на развитие общей и мелкой моторики, включение в групповые занятия, игры с музыкальным сопровождением;
  • фармакологическое лечение.

Видео

  1. Проблема постановки диагноза диспраксия развития в детском возрасте, сайт.
  2. Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста, сайт.
  3. Шалимова О.Ю. К проблеме диспраксии у детей. \ Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. – Череповец, 17-18 апреля 2014 г. – С. 166-169.
  4. Воробьёв В.Ф. Методика коррекции диспраксии у детей с общим недоразвитием речи средствами адаптивного физического воспитания. \ Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 3 – С. 10-14.

Московский психолог рассказал, как помочь ребенку избавиться от синдрома неуклюжести

Что такое детская неуклюжесть, или диспраксия, как она мешает малышам разговаривать и налаживать общение со сверстниками и к чему может привести уже во взрослой жизни, рассказывает заведующий семейного центра «Доверие» Владимир Виноградов-Савченко.

История одной семьи

«Какой ты неуклюжий, чушка-неуклюжка — вот так говорят про моего сына Матвея, ученика начальной школы. Когда смеются над моим ребенком — неприятно, а иногда очень обидно. А каково ему самому? Он даже и не знает: то ли плакать, то ли злиться, а может и броситься на обидчиков с кулаками. », — поделилась москвичка на приеме в центре «Доверие».

Семье предложили помощь психологов. Через несколько месяцев они достигли небольшого, но желаемого результата. Благодаря развитию мелкой моторики (складывание пазла, создание узоров из мозаики, пальчиковая гимнастика) ребенок без посторонней помощи может завязать шнурки, застегнуть одежду, не путая пуговицы. При играх у Матвея перестала непроизвольно двигаться вторая рука, а игры в магнитный дартс и шашки развили у него глазомер и усидчивость.

Ребенок полюбил раскраски, и теперь картинки, которые раньше выглядели как «разноцветная мазня», приобретают формы детского рисунка. Участие в домашнем кукольном театре и работа с марионетками научила Матвея безошибочно различать право-лево, верх-низ. Работа с семьей продолжается: психологи центра проводят семейные консультации для поддержки родителей, Матвей учится аккуратному письму и рисованию.

Почему все валится из рук

Детская неуклюжесть, или диспраксия — это нарушение произвольных движений у детей. При этом у ребенка отсутствуют какие-либо патологии или расстройства мышечного тонуса. Диспраксия также не имеет ничего общего с интеллектуальными нарушениями.

Детской неуклюжестью чаще всего страдают мальчики. Они с трудом читают и пишут, у них появляются проблемы с произношением слов.

Признаки детской неуклюжести:

  • Ребенку трудно определить «право-лево» (сложно выполнить задание: «положи левую руку на правое плечо, а голову поверни вправо»).
  • Они часто что-то нечаянно ломают или разбивают, имеют плохой глазомер.
  • Неопрятность (ребенок плохо чувствует свое тело и не усваивает алгоритмы общепринятых действий: пуговицы не застегиваются, шнурки не завязываются, а молния или тесемки — непреодолимое препятствие).
  • При играх, в которых задействована одна рука (например, камень-ножницы-бумага), непроизвольно двигается вторая рука. Также при выполнении какого-либо задания ребенок может одновременно качать ногой и стучать пальцами по столу.
  • Зачастую такие дети начинают поздно ходить (от 18 мес. и старше), имеют неуверенную походку и спотыкаются на ровном месте, садятся мимо стула.
  • Не хотят осваивать новые двигательные навыки (нет интереса к играм, которые требуют четкой координации движений: дартс, теннис, бадминтон).
  • Испытывают трудности в синхронизации зрительной информации и движения (точно писать по клеточкам, переписывать или перерисовывать что-либо).

Если у ребенка встречаются более половины перечисленных черт, вам стоит обратиться к специалистам, которые смогут решить возникшие трудности. Не пускайте ситуацию на самотек. Ведь если неуклюжесть вызывает разочарование у родителей, еще большее разочарование испытывает ребенок. Следствиями неуклюжести могут стать проблемы общения и низкая самооценка. Все это может усугубляться тем, что ребенка за это ругают и упрекают. Из-за насмешек других детей, подрастая, маленькие «неуклюжи» могут стать неуправляемыми и агрессивными взрослыми.

«Для укоров и упреков есть сверстники и „злые дяди и тети“, родители в данном случае должны любить, ценить и уважать, а также, каким бы ни был неуклюжим ваш ребенок, воспитывать в нем уважение к себе», — говорит Виноградов-Савченко.

Родителям: рекомендации от специалиста

  1. Уделяйте ребенку больше времени.
  2. Играйте с ребенком в игры, которые требуют максимальной координации движений. Даже если у него не получается, станьте актером для своего чада, подыграйте ему.
  3. Займитесь рисованием. Чаще используйте раскраски, объясняйте ребенку, что он не должен выходить за нарисованные поля, тогда картинка будет интересней и красивее.
  4. Игру начинайте с мелких предметов. Переходя на более крупные, проговаривайте мелкие детали — это развивает мелкую и крупную моторику.
  5. Проявляйте максимум терпения, будьте толерантны. Старайтесь следовать распорядку дня, составленному совместно с ребенком. Если ребенок мал, то подчинитесь его предпочтениям.

У некоторых детей отдельные проявления неуклюжести пропадают с возрастом, однако для большинства это становится проблемой. Периодические занятия со специалистами могут научить управлять симптомами и улучшать способности по преодолению неуклюжести, которая требует длительной и планомерной коррекции.

На заметку!

Родителям бывает трудно разобраться, что является диагнозом, а что возрастной нормой, поэтому при любых сомнениях лучше обратиться к профессионалам. Психологи и специалисты по работе с семьей столичных семейных центров готовы прийти на помощь в трудную минуту. Для удобства москвичей на портале «Мой семейный центр» создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель столицы может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Диспраксия

Диспраксия – это нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации. «Синдром детской неуклюжести» имеет 5-6% детей, и чаще всего диспраксией страдают мальчики. Нередко дети с данным нарушением дополнительно имеют сопутствующие расстройства речи, письма, чтения, дефицит внимания, гиперактивность. Их социальная адаптация часто затруднена, хотя интеллект может быть нормальным и даже высоким.

Изначально диагноз «диспраксия» употреблялся только в неврологии. Но чем больше изучалось данное нарушение и проводилось исследований, тем больше было выявлено причин рассматривать диспраксию не только с точки зрения неврологии, но и с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет про артикуляционную диспраксию).

Общие симптомы при диспраксии:

  • отсутствие чувства направления движения;
  • наличие синкинезий (то есть «со-движений», излишних движений). Например, при выполнении письменного задания ребенок открывает рот, высовывает язык. При выполнении пробы на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» одной рукой может начать двигаться вторая рука, которая в норме участвовать не должна;
  • трудности зрительно-моторной координации – ребенку с диспраксией сложно попасть дротиком в цель, ракеткой по мячу, писать точно по клеточкам, то есть совершать сложные движения, включающие синхронизацию зрительной информации и движения;
  • потеря элементов при выполнении серии движений, когда задана четкая последовательность выполнения, например, в танце, в прописях;
  • трудности в различении правой и левой руки, правой и левой стороны относительно своего тела и пространства вокруг себя. Например, ребенок с диспраксией затрудняется выполнить двигательное задание по инструкции «положи правую руку на плечо, а левую на голову», «дотронься языком до носа»;
  • сложности в тонкой моторике;
  • неуклюжесть после достижения возраста двух лет (дети продолжают спотыкаться и падать на ровном месте), повышенная/пониженная двигательная активность, неосторожность;
  • неопрятность (диспраксия затрудняет формирование навыка поддержания опрятности, поскольку ребенок плохо чувствует свое тело и плохо усваивает алгоритмы действий);
  • нежелание осваивать новые двигательные навыки;
  • замедленная автоматизация навыков.

Формирование любого двигательного навыка происходит за счет составляющих его праксисов – адекватно скоординированных действий. На уровне коры больших полушарий праксис (двигательная функция) обеспечивается тремя важными зонами: моторной, премоторной и префронтальной корой. При поражении одной или нескольких зон коры, отвечающих за праксис, возникает расстройство, именуемое апраксией. Этот диагноз ставится человеку, у которого ранее уже были сформированы двигательные навыки, но были нарушены вследствие поражающего фактора, например, инсульта или черепно-мозговой травмы. В отечественной практике детям с нарушением сферы предметных действий также зачастую ставили диагноз «апраксия» (это встречается и сегодня у некоторых нейропсихологов). Но это не корректно, ведь «апраксия» – это нарушение уже сформировавшегося навыка либо полная его потеря, а у детей сфера произвольных движений еще только развивается. Поэтому относительно детей более корректно употреблять термин «диспраксия». При этом речь не об утрате или разрушении имеющегося навыка, а о его несформированности. Такие дети могут двигаться, но в большинстве случаев хорошо заметна общая моторная неловкость, неуклюжесть и неспособность к некоторым предметным действиям. Движения раскоординированы, такому ребенку сложно ездить на велосипеде, ловить и бросать мяч, играть ракеткой в теннис или бадминтон, держать ручку и столовые приборы правильно (часто ребенок с диспраксией имеет захват по типу «кинжал»), застегивать/расстегивать пуговицы и молнию.

Движения автоматизируются с трудом, и то, что у обычного человека не вызывает больших энергозатрат, у ребенка с диспраксией отнимет много сил и времени. В речи у такого ребенка наблюдаются сложности по произнесению звуков. Надо заметить, что часть детей с диагнозом «дизартрия» на самом деле страдает именно от диспраксии, так как в старой классификации в логопедии не было диагноза «артикуляционная диспраксия». Но структура и происхождение дефекта при дизартрии и диспраксии разные, нарушения требуют различного подхода в коррекции, поэтому очень важно правильно поставить диагноз.

В мелкой моторике также заметны проявления этой дисфункции. Отличительной чертой детей с диспраксией является быстрая утомляемость, поскольку простые и привычные, будничные для всех остальных движения вызывают у них чрезмерное напряжение и требуют много усилий.

Многие думают, что ребенок «перерастет» подобные сложности, но это не так. Диспраксия при отсутствии необходимой коррекции остается у человека до конца жизни. Именно поэтому мы часто наблюдаем в жизни взрослых, которые не способны научиться играть в теннис, кататься на велосипеде, плохо владеют собственным телом.

Причины возникновения диспраксии у детей

Если у взрослых нарушение праксиса (апраксия) обусловлено преимущественно корковыми поражениями, то у детей более важную роль играет своевременное созревание (или несозревание) подкорковых структур. Поэтому диспраксия развития носит чаще неспецифический характер (нарушено несколько видов праксиса и общая моторика) и сопровождается нарушениями сенсорного развития и эмоционально-волевыми, поведенческими расстройствами. Среди факторов развития диспраксии выделяют патологию течения беременности и родов и патологию периода новорожденности.

На сегодня выделяют две формы диспраксий с точки зрения этиологии. Первичная форма обусловлена несформированностью собственно двигательного анализатора, то есть тех отделов и зон головного мозга, а также нейронных путей, которые формируют программу действия. Далее мотонейроны передают последовательно сигнал мышцам, а подкорковые отделы мозга автоматизируют типовые программы движений, такие, как «завязать шнурки».

На картинке видно, как движутся сигналы в нейронах от моторной коры больших полушарий вниз, через ствол, вдоль спинного мозга, образуя так называемый пирамидный путь. Это большой пучок нервных клеток, которые делают возможными сознательные произвольные движения.

Другая форма диспраксий – это так называемые вторичные диспраксии. Они обусловлены нарушением обработки и интеграции сенсорной информации у ребенка. Самая первая форма мышления у ребенка – это сенсомоторная. Получение полноценных ощущений возможно лишь в динамике, когда ребенок может повернуть глаза, голову, перевернуться, подтянуться, сесть, взять в руки интересующий предмет, полизать, почувствовать запах. Позже – подползти, подойти, подбежать. Все мелкие и крупные движения помогают людям прочувствовать мир во всей его полноте. Но и сами ощущения от всех органов чувств – вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные, слуховые – дают психике информацию о том, как выстроить схему, программу, последовательность движений, расположить тело в пространстве. Сенсомоторный базис, который постепенно у него накапливается, позволяет сформировать ребенку картину окружающего мира, схему своего собственного тела. И уже на этой основе у него формируется семантическое (смысловое) поле, которое опосредуется знаком (словом), то есть развивается речь и далее вербальный интеллект, высшие формы мышления. Таким образом, при различных формах дизонтогенеза развиваются и дисфункция сенсорной интеграции, и диспраксия как две стороны единого процесса познания мира.

Вторичная диспраксия встречается чаще, чем первичная, и клиническая картина более тяжелая.

Обе группы нарушений праксиса у детей исследовала и описала в своей статье «Проблема постановки диагноза «Диспраксия развития» в детском возрасте» (2011 г.) невролог, доктор медицинских наук Ю. Е. Садовская с соавторами. Она приводит статистику, что при вторичной форме диспраксии намного чаще, чем при первичной, встречаются следующие сопутствующие расстройства: дефицит контроля эмоций и поведения, коммуникативный и сенсорный дефицит. Задержка речевого развития, речевой и когнитивный дефицит встречаются одинаково часто при первичной и вторичной форме диспраксии. Также важно отметить, что при вторичной форме дети чаще стремятся избежать выполнение задания, проявляют негативизм, испытывают психологические трудности, чувствуя себя не такими, как все. То есть социальная адаптация у детей с вторичной диспраксией, как правило, затруднена. Дефект двигательной сферы у них более обширный, затрагивает больше видов произвольных действий (при первичной форме – более «точечный»).

Виды диспраксии

Классифицируют диспраксию либо по структуре (какой именно компонент схемы действия нарушен) и локализации в коре, либо по виду нарушенного праксиса. Праксисы подразделяют по сфере осуществления движений и по органу, который участвует в действии. Например, артикуляторный или оромоторный – это значит праксис, осуществляемый в артикуляторном аппарате. Мануальный праксис – означает, что нарушены действия, осуществляемые рукой. Пространственный – значит связанный с пространственными представлениями. Кинестетический – связанный с недостаточностью интеграции движения и кинестетики. И так далее. Нет единой утвержденной классификации видов праксиса, у разных авторов перечень будет немного разным. Соответственно видам несформированного праксиса подразделяют и диспраксии.

Наиболее часто выделяют следующие виды:

  • моторная (кинетическая) – трудности связаны с выполнением наиболее простых, одношаговых задач и предметных действий (расчесывание, пожимание руки, приветствие и прощание и др.), в том числе подражательных;
  • идеаторная – нарушение составления схемы сложного действия, моторной программы;
  • идеомоторная — трудности вызывает выполнение серии последовательных движений (уборка кровати, чистка зубов, заваривание чая и пр.);
  • артикуляционная (артикуляторная, вербальная) диспраксия – неясная, смазанная речь вследствие затрудненной координации мышц, непосредственно отвечающих за произнесение звуков, и нарушения обработки кинестетической информации от артикуляторного аппарата, вследствие чего затрудняется реализация артикуляционных поз;
  • конструктивная – проявляется сложностями овладения конструктивной деятельности (игры с конструктором, понимание геометрических законов, копирование изображения и пр.);
  • пространственная – трудности овладения понятиями «право-лево», «верх-низ», нарушение ориентации собственного тела в пространстве;
  • выразительная (мимическая) – неспособность выразить эмоциональное состояние через мимику или несоответствие выражения лица окружающей ситуации;
  • кинестетическая – трудности подбора двигательной позы из-за недостаточности сенсорной информации от кинестетического анализатора.

Артикуляционная диспраксия

Вербальная (или артикуляционная) диспраксия является речевым расстройством, а именно нарушением произносительной стороны речи, что связано с недоразвитостью или неправильным формированием артикуляционного праксиса. При такой диспраксии сохранены подвижность и тонус мышц, их сократительные способности.

Обычно данная патология включается устаревшими источниками в круг логопедических нарушений – дизартрий.

Основные отличия артикуляторной диспраксии от дизартрии:

  • если слово знакомо или автоматизировано, то оно с большой вероятностью будет произнесено верно; но те же самые звуки в других словах могут произноситься с нарушением (то есть проблема не в произношении звука как такового, а в формировании навыка произнесения);
  • ребенок самостоятельно ищет артикуляционную позу;
  • количество ошибок во многом зависит от окружающей ситуации и эмоционального состояния ребенка (при повторении за знакомым взрослым в спокойном состоянии произношение будет правильно, в испуганном или нервном – вероятны ошибки).

Основные трудности в вербальной диспраксии: искажения звуков (их пропуск или замена другими, перестановка слогов и пр.) и сложности в построении предложений.

Коррекция диспраксии

Самостоятельная диагностика и коррекция данного нарушения не являются эффективными, поэтому при подозрении на диспраксию необходимо обратиться за консультацией к неврологу и нейропсихологу.

Очень часто дети с диспраксией являются клиентами логопеда или дефектолога, поскольку имеют нарушения речи и познавательных способностей. То есть в таких случаях расстройство сферы произвольных действий отдельно не выделяется и идет «фоном» про отношению к речевым и иным диагнозам (СДВГ, РАС, дизартрия, алалия, ЗПМР, ЗПР, ЗРР, ЗПРР). Диагноз «диспраксия» при этом отдельно в заключениях логопеда, дефектолога, невролога может не фигурировать (однако при нейропсихологическом обследовании специалист обязан упомянуть о нем).

Достоверно диагностировать диспраксию можно с 4-х лет. Это нарушение требует длительной коррекции. Полностью избавиться от диспраксии почти невозможно, и фрагментарные последствия будут оставаться и во взрослом возрасте. Но скорректировать диспраксию так, чтобы она не затрудняла повседневную жизнь и не приводила к дальнейшим нарушениям познавательной сферы (например, дискалькулии, дислексии, дисграфии) все же реально.

Коррекционная программа включает комплекс следующих направлений:

  • неврологическая коррекция (с целью помочь мозгу наладить работоспособность, скомпенсировать последствия гипоксически-ишемических повреждений и других нарушений);
  • нейропсихологическая коррекция;
  • психологические методы – направлены на систематизацию и организацию мышления ребенка, а также коррекцию сопутствующих расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы; психолог помогает родителям найти контакт с ребенком и сделать семейное воспитание более гармоничным;
  • логопедические – предотвращение задержки речевого развития (ЗРР присутствует в большинстве случаев диспраксии), коррекция артикуляторной диспраксии, помощь в формировании связной речи, программы речевого высказывания, профилактика дислексии, дисграфии, дискалькулии;
  • кинезиотерапия, ЛФК, бассейн, сенсорная интеграция.

Сложность коррекции диспраксии заключается в том, что навык не переносится в другие условия. То есть если ребенок научился играть в большой теннис и отбивать ракеткой мячи, то настольный теннис и бадминдтон все равно вызовут большие затруднения. Поэтому каждый навык должен отрабатываться на большом количестве разнообразного материала и в различных условиях. Коррекция диспраксии обязательно должна быть комплексной. В программу должно включаться воздействие на сенсорику (предпосылку формирования праксиса), занятия по составлению алгоритмов действий и выполнению серий движений, а также отработку имеющихся и новых навыков. Также обязательно должна быть профилактика сопутствующих расстройств.

Если у вашего ребенка поставлен диагноз «диспраксия» и он нуждается в коррекции, или вы только подозреваете наличие данного нарушения и хотели бы провести квалифицированную диагностику, звоните в наш Центр по тел.: (812) 642-47-02 и записывайтесь на прием к специалисту.

Диспраксия

Диспраксия – задержка (нарушение) формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при сохранности мышечной силы и амплитуды движений.

Происхождение термина “диспраксия: “дис” – нарушение; “праксис” – движение.

Праксис – высшая психическая функция человека, формирующаяся прижизненно в контакте с окружающим миром. Праксис как высшая психическая функция служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Завязать шнурки, взять со стола ложку, сложить кубики, написать в тетради слово – все это может быть недоступным для человека с несформированным или нарушенным праксисом, при этом пациент не испытывает ограничений в двигательной сфере, не страдает парезами и параличами.

Причины

Нарушения в сфере праксиса связаны с недостаточным функционированием соответствующих отделов коры головного мозга, отвечающих за управление данной функцией. В детском возрасте подобные задержки могут быть связаны с органическими поражениями головного мозга, нарушившими естественный процесс созревания коры больших полушарий либо с депривацией той или иной деятельности, необходимой в конкретный период развития для полноценного становления функции. Например, ребенок, лишенный возможности двигаться в раннем детском возрасте из-за соматического заболевания (высокая температура, инфекции, заболевания суставов, переломы и т.д.) с высокой долей вероятности впоследствии будет демонстрировать несформированность двигательной сферы в виде диспраксии.

Нарушения праксиса проявляются как в мануальной, так и в артикуляционной сфере. Это обусловлено близкой локализацией и совместной работой моторных зон коры, отвечающих за осуществление сложных двигательных актов.

Таким образом, диагностируя у ребенка мануальную диспраксию, мы с высокой долей вероятности, можем прогнозировать у него трудности формирования речи, мышления, а впоследствии, возможно, дисграфию и дислексию, т.е. трудности формирования всех видов деятельности, где необходимо построение плана отдельных движений и действий, переключение с одного элемента на другой, осуществление целой “моторной программы”.

Классификация

В зависимости от того, какой участок коры головного мозга функционально не сформирован, от того, какие первичные нарушения двигательной функции удается обнаружить при нейропсихологическом обследовании, различают несколько основных видов диспраксий:

  • Кинетическая (эфферентная) диспраксия (задние лобные / премоторные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) – трудности выполнения серии последовательных движений в виде сложностей переключения внутри моторной программы, перестановок элементов программы местами, “застреваний” на отдельных элементах программы;
  • Кинестетическая (афферентная) диспраксия (теменные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) – трудности подбора отдельных поз в мануальной и артикуляционной сфере;
  • Пространственная диспраксия (теменно-затылочные отделы коры головного мозга) – трудности ориентации собственного тела в пространстве, невозможность правильно повторить пространственную позу, несформированность представлений лево-право, верх-низ;
  • Конструктивная диспраксия (теменно-височно-затылочные отделы коры головного мозга) – трудности овладения конструктивной деятельностью – игра с кубиками, собирание пазлов, рисование предметов с учетом их пространственных отношений и характеристик;
  • Регуляторная диспраксия (лобные отделы коры головного мозга) – несформированность произвольного контроля над собственной деятельностью. Проявляется в виде набора несистемных неспецифических ошибок во всех сферах праксиса.
Лечение

Преодолением диспраксии занимаются нейропсихолог, логопед и невролог (при артикуляционной диспраксии). Также бывают необходимы курсы логопедического массажа, общего медицинского массажа и остеопатического лечения).

Диспраксия: симптомы, диагностика и способы лечения

Каждый ребёнок в раннем детстве проходит этап неловкости и неуклюжести. Но что, если эти двигательные «ошибки» и плохая координация проявляются уж слишком ярко? Или может, давно пришло время их перерасти, а ситуация только усугубляется? Не стоит игнорировать проблему – возможно, ребёнок столкнулся с таким расстройством, как диспраксия и ему требуется помощь. В этой статье мы поговорим о причинах, симптомах и способах коррекции этого состояния.

Что такое диспраксия?

Диспраксия («dys» – нарушение, затруднение; «praxis» – движение) – это довольно распространенное заболевание (до 20% популяции), которое проявляется в нарушении координации целенаправленных двигательных актов. При этом у ребёнка не должно быть проблем с костно-мышечной системой или параличей.

«Неуклюжий» – первая мысль, которая возникает при наблюдении за таким малышом. Он постоянно что-то роняет, куда-то врезается, падает на ровном месте. Не зря второе название диспраксии – «синдром неуклюжего ребёнка». Но относиться к этому расстройству легкомысленно нельзя – без своевременной помощи оно будет значительно мешать взаимодействию с окружающим миром на протяжении всей жизни.

Точная причина диспраксии не выделена. Однако последние исследования позволяют предполагать, что её развитие в первую очередь связано с недоразвитием нейронов – клеток головного мозга. В результате это мешает мозгу обрабатывать информацию и корректно посылать сообщения в разные части тела. Существуют также факторы риска, наличие которых повышает вероятность возникновения расстройства. Среди них недоношенность, низкий вес при рождении, употребление матерью во время беременности алкоголя/наркотиков и другое.

Стоит отметить, что диспраксия не влияет на интеллект, однако практически всегда приводит к трудностям в обучении – затрагивается речевая функция, способность к самоорганизации и обработке информации. Кроме того, такие дети быстро утомляются, так как энергетические затраты на совершение повседневных действий у них намного выше среднего.

Симптомы диспраксии.

Проявления у всех разные. Обычно у детей с диспраксией можно встретить следующее:

– Поздно и тяжелее начинает ползать, сидеть, ходить, разговаривать.
– Бег, прыжки и другая физическая активность даётся труднее, чем остальным детям того же возраста.
– Требуется более длительное время для освоения любого вида деятельности.
– Часто попадает в мелкие неприятности: роняет вещи, падает, ударяется и т.п.
– Плохая осанка.
– Нарушение пространственного восприятия, часто путает право/лево, спереди/сзади и подобное.
– Трудности с визуальным восприятием, что приводит к проблемам с беглым чтением, письмом и способностью копировать что-либо.
– Проблемы со слуховым восприятием, что мешает следовать устным инструкциям или понимать объяснения, легко отвлекает фоновый звук.
– Речевые трудности: различные проблемы с речью и произношением, долго сосредотачивается, чтобы ответить на вопрос, даже если знает ответ.
– Проблемы с самоорганизацией: часто забывает и теряет вещи, плохо следует инструкциям, трудно выполнять многошаговые задания (например, «полоса препятствий»).

В дальнейшем всё это способствует возникновению социальных трудностей: дети не могут нормально контактировать со сверстниками, не вписываются в компании, у них снижается самооценка, возникает тревожность и развиваются психологические проблемы.

Диагностика диспраксии.

Если вы подозреваете, что ребёнок страдает диспраксией, следует немедленно обратиться к специалисту. Помните, что расстройство не всегда протекает в тяжелой яркой форме: часто родители долго списывают происходящее на врожденную неуклюжесть и оставляют малыша без помощи. А это, в свою очередь, приводит к тому, что ребёнок «запускает» развитие и учебу, всё больше уходит в свои психологические проблемы.

Необходима врачебная консультация для исключения других заболеваний, в том числе неврологических.

При проведении диагностики специалист изучает анамнез, оценивает подробности, касающиеся истории развития ребёнка, его интеллектуальные способности, а также двигательные навыки:

– Общие двигательные навыки: насколько хорошо и осознанно ребёнок управляет своим телом, есть ли проблемы с координацией и равновесием.
– Мелкая моторика: хорошо ли ребёнок умеет выполнять мелкие и точные движения вроде завязывания шнурков, письма и так далее.

Специалист должен знать, когда и как были пройдены основные этапы развития, оценит мышечный тонус и баланс, артикуляционный аппарат и мышление.

Лечение диспраксии.

В лечении принимают участие разные специалисты: логопеды, психологи и врачи. Профессиональная помощь всегда адаптируется под индивидуальные потребности. Родители тоже должны участвовать: создавать спокойную обстановку, хвалить и поощрять за успехи, быть терпеливыми. Придётся обучать малыша тем вещам, которые для других являются совершенно естественными. Но переживать не стоит: со временем ребёнок научится контролировать сложные движения, восстановится речь и моторика, появится навык саморегуляции.

Нужно понимать, что диспраксия – это состояние, которое остаётся с человеком пожизненно. Тем не менее, при грамотном подходе можно значительно сгладить проявления: ребёнок будет вести вполне обычный образ жизни и добиваться не меньших успехов, чем другие дети.

Ссылка на основную публикацию