Что делать, если ребенок начал материться?

Ребёнок ругается матом: правильная реакция родителей и типичные ошибки

Какой бы благополучной ни была семья, ребёнка невозможно оградить от воздействия внешнего мира. И рано или поздно из уст малыша родители могут услышать нецензурное слово. У одних взрослых это вызывает шок, другие же посмеиваются над детским «лепетом». Как же правильно вести себя маме или папе, если их чадо ругается матом? Какие методы будут действенными, а что только усугубит ситуацию?

Причины употребления детьми нецензурных выражений

Причин, по которым в речи ребёнка могут появиться матерные слова и выражения, довольно много.

Подражание

Дети — это маленькие подражатели. Вначале объектами для копирования являются мама и папа, затем к ним добавляются сверстники на детской площадке, друзья из детского сада, одноклассники, любимые мультгерои, актёры, музыкальные исполнители. Естественно, если кто-то из близкого окружения малыша периодически использует нецензурные слова и выражения, ребёнок это быстро запомнит.

Весь секрет в том, что когда люди ругаются матом, они обычно проявляют при этом сильные эмоции (соответствующий тон, выражение лица). Дети очень хорошо запоминают такие вещи.

Если же бранные слова употребляют дома мама и папа, то малыш начнёт их повторять со стопроцентной гарантией. И речь идёт не только о неблагополучных семьях, но и о вполне интеллигентных. Ведь даже воспитанный человек может с помощью слов выплеснуть негативные эмоции, если, например, облился кипятком, уронил на ногу тяжёлый предмет и пр.

Даже культурные родители могут выругаться в сердцах в непредвиденных ситуациях — ребёнок же всё это впитывает как губка

Вербальная самозащита

У ребёнка в разном возрасте может проявляться агрессия. Если малыш боится физически проявлять агрессивное поведение (взрослые наказывают за удары, щипки, укусы и пр.), то на первый план выходит речь как форма выражения эмоций и самозащиты.

Иногда матерные слова у ребёнка становятся способом вербальной самозащиты, проявлением агрессии

Желание привлечь внимание

Возможно, употребляя нецензурные слова, ребёнок пытается обратить на себя внимание взрослых, которые слишком заняты своими проблемами.

Когда всё идёт нормально, родители могут в силу своей загруженности не обращать на детей внимания.

Но когда ребёнок делает нечто экстраординарное, то мы сразу включаемся — бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребёнком какие-то темы, то есть, по сути, включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребёнку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание.

Софья Шокотько, экзистенциальный психолог

https://changeonelife.ru/2019/04/02/kak-otuchit-detej-rugat-sya-matom/

Самоутверждение

Такой мотив характерен, как правило, для подросткового возраста, когда для ребёнка становится очень значимым получить признание, одобрение у авторитетных сверстников. Мальчик или девочка таким способом приспосабливается к обществу, в котором хочет находиться, показывает свою взрослость (по этой же причине многие тинейджеры начинают курить, пробовать алкогольные напитки). Причём дома при родителях школьник может контролировать себя, нецензурные слова будут лишь изредка «прорываться», а в компании уже будет свободно материться (ведь он не хочет быть «белой вороной»).

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещённые» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Вячеслав Аманацкий, психолог

https://news.tut.by/society/580626.html

Подростки, употребляющие матерные слова, кажутся сами себе более взрослыми, а не маменькиными сынками и дочками

Видео: почему дети матерятся (опрос прохожих на улице, в том числе самих детей)

Особенности ругани в разном возрасте

Дети разных возрастных групп имеют свои приоритетные причины для использования ненормативной лексики:

  1. 2–3 года. Малыш интенсивно собирает информацию об окружающем мире, пополняет свой словарный запас. Кроха охотно повторяет все слова, которые слышит. Смысл матерных слов он даже не понимает, но нравится экспрессия, с которыми взрослые их произносят.
  2. 4–5 лет. Ребёнок уже многое понимает, в частности, что такое хорошо и что такое плохо. Часто дошкольник ругается с конкретной целью (выразить протест, когда не исполняются его желания, капризы, привлечь внимание, особенно если взрослые начинают умиляться).

В 4–5 лет малыш ругается матом уже вполне осознанно, понимает, что говорит плохие слова

Дети 6–9 лет с помощью нецензурной брани часто пытаются показать взрослым свою независимость, выразить протест против родительского контроля

Как родителям отучить ребёнка от пагубной привычки

Родители, услышавшие матерные слова от своего чада, часто не знают, как правильно себя вести. Решать эту проблему нужно деликатно, чтобы не усугубить её и не спровоцировать отчуждения между собой и ребёнком.

Действенные методы в зависимости от возраста

Прежде всего родители сами должны контролировать себя — не допускать в речи матерных слов. Если же взрослые продолжают активно ругаться, но от ребёнка требуют только правильной речи, то это просто ханжество, сын или дочь прекрасно понимает такое лицемерие.

Далее нужно исходить из возраста ребёнка и причины, по которой он нецензурно выражается.

2–4 года

Если просто запрещать крохе ругаться, говорить, как это некрасиво, такие меры вызовут лишь повышенный интерес к плохим словам. Здесь нужна другая тактика — акцент лучше перенести на кого-то другого: «Ой, слышишь, как тот мальчик ругается! Как же за него стыдно маме!». Дело в том, что малышам данного возраста легче анализировать чужое поведение, внешние примеры.

4–5 лет

С четырёх лет с руганью можно бороться уже путём диалога, разъяснительных бесед. Использовать следует следующие доводы и приёмы:

  1. Нецензурная лексика неприемлема для культурного человека, употребляется лишь в определённых кругах — в тюрьме, у бандитов, пьяниц, наркоманов и пр.
  2. Слова-паразиты делают нашу речь некрасивой, обижают других людей («ведь ты обидишься, если тебя ударят, так же обижаются и на плохие слова»).

С четырёх лет с малышом уже можно проводить разъяснительные беседы о пагубности матерных слов

Можно придумать историю про сказочного героя (например, эльфа или фею), который прилетал и расстроился, услышав плохие слова

Если же мат у ребёнка — это способ манипуляции (он прекрасно понимает, что это плохие слова), здесь нужно уже использовать метод игнорирования. Малыш поймёт, что его приём не работает и перестанет им пользоваться, чтобы поразить, удивить окружающих. SexPromo

Одновременно родители должны задуматься, хватает ли их чаду внимания: достаточно ли они времени проводят вместе, не подменяет ли Ютуб чтение книжек на ночь, не становятся ли гаджеты самым лучшим способом занять кроху.

6–9 лет (начало школы)

Задача родителей — дать ребёнку понять, что они считают его довольно взрослым, показать, что есть и другие способы (кроме нецензурной брани) проявить свою самостоятельность. Пусть сын или дочь участвует в составлении списка покупок, подборе мебели, выборе подарков близким, помогает по дому и пр.

Задача родителей — показать младшему школьнику, что они уважают его самостоятельность, считают достаточно взрослым

Также нужно мягко проводить разъяснительные беседы (но без нотаций). Кроме того, следует незаметно отслеживать, с кем школьник общается в соцсетях, каким контентом интересуется.

Подросток

В ситуации с подростком следует проявить особую деликатность. Взрослые должны помочь ребёнку самоутверждаться другими способами: успешная учёба в школе (ни в коем случае не требовать быть отличником, а, например, уделить повышенное внимание определённым предметам) творчество, спортивные достижения.

Опять-таки желательно проводить с сыном или дочерью больше времени, беседовать, смотреть вместе хорошие фильмы. При этом нельзя отрицать кумиров тинейджеров, их увлечения.

Если подросток употребляет мат дома, например, во время ссоры, естественно, нужно пресекать это, но опять-таки деликатно, не устраивая скандал: «Ты хотел сказать, что недоволен? Говори это другими, нормальными словами. А такие мне слышать неприятно». При этом неприемлемо бросаться фразами типа «Ты бессовестный, грубый, мне стыдно за тебя!».

Если подросток употребляет дома матерные слова, нужно пресекать это, но деликатно

В момент накала страстей, когда все на взводе, у подростка с языка срываются матерные слова. Лучше, не дожидаясь этого момента, заранее сказать: «Я не буду говорить в таком тоне». А разговор о границах лучше отложить на тот момент, когда все успокоятся…

Разумеется, фраза «я не буду говорить в таком тоне» не означает, что должен быть какой-то бойкот. Она означает, что нужно сделать паузу в разговоре и успокоиться.

Софья Шокотько — экзистенциальный психолог

https://changeonelife.ru/2019/04/02/kak-otuchit-detej-rugat-sya-matom/

Типичные ошибки родителей

Самое главное — чтобы борьба с матерными словами не испортила отношения родителей с ребёнком, не приобретала форму дрессировки, надзора. Поэтому крайне важно избегать следующих ошибок:

    Использовать меры физического воздействия (бить по губам, угрожать мытьем рта с мылом, заклеивать рот и пр.). Это только нанесёт малышу психическую травму, а более старшего ребёнка озлобит.

Недопустимы меры физического воздействия в ответ на мат (бить малыша по губам, заклеивать рот, заставлять есть мыло) — это не решит проблему

Не нужно устраивать допросы с пристрастием, допытываться, кто научил малыша плохому слову

«Мой ребёнок матерится как сапожник»

«Как он разговаривает со своими друзьями — это же ужас! Мат через слово». Впервые услышать от своего ребёнка ругательство — настоящий шок для родителей. Почему подростки ругаются матом при друзьях, в школе и даже дома и можно ли что-то с этим сделать — рассказывает психолог Яна Филимонова.

Выразить невыразимое

Прежде чем задаваться вопросом, почему подростки ругаются матом, нелишне будет задуматься: а для чего нам самим нужен мат? Сама природа запретных слов парадоксальна. Только представители homo sapiens догадались придумать определенные сочетания звуков, чтобы потом наложить на некоторые из них табу. Зачем придумывать запрет, который непременно будет нарушен? Ругательства ведь никуда не исчезают из языка, и знание о них передается из поколения в поколение. Можно сделать логичный вывод, что «сильные» слова используются для выражения столь же сильных эмоций. Чаще всего это чувства отрицательные: злость на грани с яростью, отчаяние, крайняя форма неодобрения, но иногда и позитивные — восхищение, поощрение, удивление.

Во многих подростковых компаниях существует негласный запрет на прямое проявление чувств. Подростки резковаты, они подсмеиваются, а иногда и откровенно насмехаются над нежностью, привязанностью, грустью. Они пока еще не умеют обращаться с кипящими в них чувствами — как своими, так и чужими. Использование обсценной лексики помогает немного снизить напряжение и, пусть в такой грубой и примитивной форме, эти чувства выразить, не показавшись при этом слишком уязвимым.

Что делать. Задумайтесь вот о чем: говорят ли о чувствах в вашей семье? Каким образом вы выражаете любовь друг к другу, радость, грусть, какими словами описываете, что рассержены или устали? Нередко взрослые тоже не умеют напрямую говорить о том, что переживают, и выражают чувства скорее через поведение. К примеру, злость выражается повышением голоса, подзатыльниками или теми же ругательствами, пусть и в смягченной, социально приемлемой форме. В таком случае неудивительно, что подросток использует тот же способ, ругаясь матом.

Чтобы уметь описывать свои переживания словами, ваш сын или дочь должны иметь перед глазами модель такого поведения

Возможно, вам придется учиться этому вместе с ребенком, но, поверьте, это сослужит хорошую службу и вам, и ему. Говорите о том, как вы рады или устали, потому что на работе был тяжелый день, вы рассержены на хамское поведение водителей на дорогах или грустите о том, что весна никак не наступит. Особенно сложно бывает выражать свои чувства напрямую другому человеку. Простой способ — использовать так называемые «Я-сообщения», то есть говорить от первого лица и о себе: «Мне нравится, как ты…», «Я не люблю, когда».

Средство самоидентификации: отделить себя от других

«Мы — подростки, и мы другие. Мы уже не дети — детям так говорить не позволено. Но мы и не взрослые с их лицемерной вежливостью, иерархией, необходимостью подчиняться правилам». Действительно, тинейджеры оказываются в некоторой степени маргиналами: они точно уже не дети, но еще и не взрослые, еще не сформировали устойчивую систему представлений о себе и мире, но уже имеют на все собственное мнение, еще не научились зарабатывать, но уже нуждаются в личных деньгах. Матерная ругань становится способом отделить себя от остального мира, чем-то вроде запретного языка подростковых компаний.

Что делать. Подростковый негативизм — в целом нормальное явление. Если вы случайно услышали разговор ребенка с другом или подругой, в котором проскакивали крепкие выражения, возможно, не стоит делать из этого трагедию. Не нужно устраивать подробное расследование: «Твои друзья ругаются матом? А ты? И что, вот так у вас в компании принято выражаться?».

Стоит в спокойном тоне поговорить с подростком о том, что ругательства засоряют речь и очень быстро входят в привычку

Вместо того, чтобы подбирать нужное выражение, так легко заменить его крепким словцом! Но случайно вылетевшее бранное слово может сослужить подростку плохую службу в школе, при поступлении в институт, при знакомстве с парнем или девушкой. Мат расценивается людьми как грубость и словесная агрессия — это нужно учесть, когда употребляешь подобные слова.

Когда подросток ругается при взрослых

Большинство тинейджеров используют табуированную лексику в разговорах со сверстниками — кто-то чаще, кто-то реже. Демонстративно ругаться при взрослых — это уже агрессивный протест, вызов. У родителя, который впервые услышал брошенное в лицо матерное слово, случается шок: «Да как он посмел?».

Прежде чем принимать какие-то меры, следует разобраться, против чего протестует подросток. Понятно, что в такой ситуации велико искушение сразу перейти к санкциям: он нарушил правила, возможно, оскорбил кого-то из родителей или педагогов. Но подобный поступок — симптом неблагополучия, и лучше разобраться с его причинами сейчас, чем усугублять ситуацию и иметь дело с более серьезными последствиями.

Три совета родителям:

1. Скажите о своих чувствах. Именно скажите, а не накричите и не обвиняйте. Важно, чтобы вы говорили о себе: «Мне не нравится», «Я совершенно шокирован», а не о своем ребенке: «Ты не смеешь», «Как ты могла» и т. п. К примеру: «Я в шоке от того, что сейчас слышу. Ты знаешь, что у нас дома такие слова не употребляются (что в школе ругаться матом неприемлемо), и все-таки произнес их». «Я никогда раньше не слышала от тебя таких грубых слов и просто не могу прийти в себя».

2. Спросите о причинах его/ее поведения. «Я хочу понять, почему ты так поступил». Важно, несмотря на все обуревающие родителя чувства, все-таки выбирать нейтральные глаголы — «сделал», «поступил», а не «что ты устроила» или «как ты мог».

3. Выслушайте то, что вам скажут, и постарайтесь найти в этом рациональное зерно: почему сын или дочь могли повести себя подобным образом?

Привлечь внимание к проблеме

Несмотря на внешнюю грубость, тинейджеры очень уязвимы. Но рассказать о своих проблемах родителям им сложно — трудно найти подходящие слова, стыдно жаловаться, «наматывать сопли на кулак». Часто девиантное поведение, в том числе использование крепких выражений — крик о помощи. Несчастная любовь, ссора с друзьями или переживания по поводу своей внешности — повод прийти в отчаяние, когда тебе 12 или 16 лет. Но проблемы могут быть и куда более серьезными. Попал в драку, задолжал денег, друзья впервые предложили попробовать алкоголь или наркотики…

Что делать. Вам не нужно додумывать, а лишь спокойно слушать, стараясь не давать оценок происходящему, пока не доберетесь до сути. Если вы будете реагировать сочувственно и внимательно, задавать уточняющие вопросы, ребенок в конце концов поделится тем, что его волнует. Несмотря на видимое протестное поведение, родители для тинейджера остаются очень важными людьми.

Несправедливость учителей и школьной системы

При словах «ругается матом в школе» мы скорее представим отпетого хулигана, двоечника и прогульщика с сигаретой. Но протестное поведение не всегда связано с отношением ребенка именно к учебе. Троечник может совершенно спокойно доучиться на положенные ему тройки до выпускного, а отличник — вдруг взбунтоваться, поняв, что физик, кроме своих любимчиков, никого не замечает, как ни старайся, а учительница географии поддерживает травлю самой тихой девочки в классе, потому что сама ее невзлюбила. Подростковый возраст — время, когда юный человек открывает для себя взрослый мир, и открытия эти часто совсем не приятные.

Что делать. Поговорить с сыном или дочерью о том, что чувствует человек, столкнувшийся с очевидной несправедливостью, и что он может сделать. С одной стороны, фаворитизм в классе — это действительно обидно. Учитель может поощрять своих любимых учеников и не замечать других талантливых ребят. И закрывать глаза на травлю нельзя ни в коем случае.

Но поможет ли матерное слово, брошенное в лицо педагогу, исправить оценки по физике или улучшить положение одноклассницы?

Умение решать сложные проблемы, в том числе иметь дело с несправедливостью — признак успешного взрослого человека. Будет хорошо, если вы поделитесь с подростком тем, как сами разрешали подобные ситуации. Возможно, это было не в школе, а уже в институте или на работе. Не стесняйтесь рассказать о своих сомнениях: «Я подумал, если я сейчас отвечу начальнику вот так — будут такие-то последствия. Но тогда… И я решил…».

И обязательно обсудите ту ситуацию, которая волнует вашего ребенка. Вы можете просто задавать ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, а что можно было бы сделать? Какие есть варианты? Чем я могу тебе помочь?»

Протест против правил семейной системы

Матерная ругань дома, в лицо родителям — очевидное нарушение подростком правил. Нередко оно свидетельствует о том, что сами правила и границы семейной системы устарели. Разумеется, не те, которые запрещают обсценную лексику, а более глобальные — те, что регулируют права и обязанности членов семьи.

Родители часто не успевают за происходящими изменениями: ребенок превращается в юношу или девушку, а с ним до сих пор обращаются, как с восьмилетним. Не стучат, заходя к нему в комнату, не принимают его мнение в расчет, не выделяют карманных денег. В некоторых семьях к детским правам прилагаются и детские обязанности, в других взрослые демонстрируют очевидное противоречие: «Ты уже взрослый, сам договаривайся с учительницей», но «Домой к девяти, мал еще допоздна гулять». У подростка, находящегося в непонятном положении «выросшего ребёнка», такая несправедливость вызывает закономерный протест. Но он не обладает ни должным авторитетом, ни достаточной степенью рефлексии, чтобы выразить это прямо. Поэтому протестует при помощи девиантного поведения: «Вы не хотите замечать, что я уже взрослый? Тогда я буду вас шокировать, произнося слова, которые детям знать не полагается».

Что делать. Родителям может быть в какой-то мере выгодно застревание ребенка в детстве: пока он не повзрослел — мы как будто не постарели. К тому же можно не менять устоявшиеся порядки, не пересматривать внутрисемейные правила, не делить территорию с почти уже взрослым человеком.

7 способов воспитать ребёнка, который не боится ошибок, критики и не будет вам врать

Но в итоге это вредит и старшим членам семьи, и подростку. Семья не переходит на следующую ступень развития, а подрастающие дети не осваивают новые сферы возможностей и новые области своей ответственности. Именно такой подход в итоге способен привести к самодеструкивному поведению, подростковой беременности, неуспешности в учебе (а позже и на работе: у «вечных подростков» проблемы с иерархией). Тинейджер яростно борется с рамками, которые стали ему тесны, но совершенно не чувствует ответственности за сделанный выбор, и последствия поступков поэтому тоже не просчитывает. Застрять в этом бунте можно на десятилетия. Простого решения здесь не существует, поскольку явно требуется перестройка отношений внутри семьи. Делать это безопаснее вместе с психологом. Если хотите попробовать самостоятельно, нужен честный «семейный совет», на котором будет определено: какие правила устарели, каким образом их можно изменить и на каких условиях. К примеру, подростку разрешено раз в неделю оставаться ночевать у друзей, если предварительно он познакомит с ними родителей; разрешено задерживаться в гостях до 11 вечера, если выполнены остальные обязанности, а старшие предупреждены заранее, и так далее. Тинейджер на этом совете должен иметь полноправный голос.

Взросление ребенка — не то, чему нужно изо всех сил противодействовать. Это долгий и поэтапный путь, на котором хорошо иметь поддержку родителей.

Туалетная лексика, мат и оскорбления. Что делать, если ребенок говорит плохие слова

С помощью «плохих» слов дети чаще всего выражают агрессию, иных способов сделать это у них мало, а также пытаются поразить взрослых, считает психолог Катерина Демина.

— Сказал слово «пиписька» — и все прыгают, это же так круто. А если еще что-нибудь более неприличное сказал, то прыгают очень высоко. Это то, что лежит на поверхности.

Глубже — дети все время проверяют границы, до какой степени им можно нарушать запреты. Табуированная лексика — максимальный вид запрета, и ребенок, говоря что-нибудь такое, каждый раз выясняет, что можно, а что нельзя. Это и про приближение к взрослости, потому что табуирована сексуальная тема.

До каких-то пор он натыкается на родительский запрет — так говорить нельзя. Но он же эти слова услышал, значит, кому-то можно. Кому можно? Девочке говорят: «Что ты такое говоришь, ты же девочка». И она думает, что такое позволено мальчикам, и пытается стать как они, — заключает Катерина Демина.

Но стоит разграничивать абстрактные «плохие» слова, связанные с физиологией (как уже упомянутая «пиписька»), и слова обидные, оскорбительные для других. Ребенку обязательно нужно объяснить, что других людей обзывать нельзя. К таким словам в речи ребенка нужно относиться серьезно, объяснять ему, что такими словами другим людям можно причинить боль и делать это недопустимо.

Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова

— Лет до 5–6 лет любые «плохие слова» — почти звукоподражание, — продолжает Катерина Демина. — Они не несут никакой смысл, его им придаем мы, взрослые. Лучше всего никак на это не реагировать и ничего с этим не делать, потому что если не будет реакции, это перестанет быть для ребенка увлекательным. Это всего лишь слова.

Если ребенок, придя из детского сада, спрашивает значение слова «попа» и его вариации, я думаю, он уже все это хорошо знает, — продолжает психолог. — И спрашивает он не для того чтобы узнать, что это такое, а для того чтобы посмотреть на вашу реакцию. Это вызов. Соответственно ваш ответ должен быть максимально спокойным: «Ты что, не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?»

Дети повторяют то, что слышат от родителей, поэтому стоит обратить внимание на себя и свое поведение, говорит психолог Екатерина Сиванова.

— Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она.

— Моя дочь, что могла из детского сада принести, принесла все. Наша реакция была такая: не придавать значения. Любая другая реакция — возмущение, злость — в моменте не работает, потому что ребенку становится еще интереснее говорить такие слова. Потом я с ней, конечно, разговаривала. Объясняла: «Слушай, такое слово обозначает это место, но это слово очень грубое, так говорить неприлично».

Другое дело, что общая культура упала. Сейчас невозможно пройти по улице, не услышав эту лексику, — продолжает Екатерина Сиванова. — Здесь как раз работает история, когда все из семьи. Если в семье грубая лексика не употребляется, то ребенок тоже ее использовать не станет. Для любого ребенка шести лет семья — это мир, это норма и то, как должно быть. Смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы. Когда папа сидит с друзьями, пьет пиво и ругается матом, невозможно сыну объяснить, что так делать нельзя.

«Я тебя не люблю», «хочу уйти из дома», «дурацкая мама»

— Я иногда слышу от мам, что их ребенок сказал им: «Я тебя ненавижу». Для них это катастрофа, — говорит психолог Катерина Демина. — Я спрашиваю: «А как у вас в семье принято выражать злость?» — «Раньше он дрался и все было нормально». То есть драться можно, а словами говорить нельзя. У ребенка должно быть право сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать, мне неприятно, я злюсь». Если он так говорит, значит, он зол сейчас на вас. Можно так и спросить: «Ты сейчас злишься на меня?», и внимательно выслушать ответ.

Когда эмоции уйдут, стоит поговорить с ребенком о том, что происходит, добавляет Екатерина Сиванова. И сказать ему о своих чувствах: «Да, ты можешь меня не любить. Но я люблю тебя всегда без всяких условий. И моя любовь такая большая, что если ты вдруг не будешь меня любить, ее хватит на двоих».

— Обижаться на ребенка не надо, за этой фразой может стоять что угодно: от страха потери — «мне проще тебя не любить, чем бояться, что ты можешь умереть» — до страха, связанного со скандалом дома, разводом родителей и так далее, — продолжает она. — У меня тоже такое было в жизни. Конечно, уходит земля из-под ног, когда дети такие вещи говорят. Но ты на то и взрослый человек, чтобы эту почву обрести и спокойно поговорить потом с ребенком о том, что между вами происходит. Причем эти разговоры можно вести и в 6 лет, и в 17, и никогда это не будет лишним.

Школьники: когда все вокруг дураки

Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина.

— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.

Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова.

— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.

Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.

Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю?

Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности. Может быть, ему не хватает признания или внимания.

Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.

Подростки: мат и грубые выражения

До 12 лет семья закладывает в ребенка основы, что хорошо, а что — плохо. Дальше он уходит в социум и оказывается под его влиянием, считает психолог Екатерина Сиванова.

— Он будет пробовать ругаться матом, курить или найдет еще 33 разных затеи, но у него должна быть такая основа, чтобы ее сложно было пошатнуть. Если подростки ругаются матом, с ними надо разговаривать. Наблюдать за тем, где и с кем общается ваш ребенок, что это за компания. Объяснять, что это не норма речи и вопрос уважения к себе. Если ты общаешься с людьми, которые другой язык не понимают, и тебе нормально, то вперед, а я общаюсь с другими людьми на языке, который принят в культурном обществе, — отмечает она.

Подросткам стоит показать интервью профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева, в котором он говорил о недопустимости мата — иногда оно очень хорошо на них воздействует. Академик Лихачев писал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Стоит прочитать полный текст и обсудить с детьми.

Сам Дмитрий Лихачев не матерился даже в лагере на Соловках, где тех, кто не использовал нецензурную брань, расстреливали:

— На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал. Когда человек матерился — это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться.

Сейчас матом нередко ругаются и девочки, и мальчики, говорит психолог Катерина Демина. И велика вероятность, что ваш ребенок тоже будет ругаться, пока вы этого не слышите. Что с этим делать? Обсуждать это и выстраивать границы.

— Вы можете сказать: «Сын, дочь, при взрослых мы не ругаемся, при младших не ругаемся, в общественных местах не ругаемся».

Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», вы должны учитывать, что плохих слов нет, они все что-то значат, а значениями наделяем их мы.

Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Я считаю, что говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. А то у нас же дикая история — воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются, а что говорить о родителях.

Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Если мама переживает, что ребенок как-то говорит, скорее всего, это именно для этого и было затеяно, отмечает Катерина Демина. Поэтому если грубых слов, на ваш взгляд, становится слишком много, поговорите с ребенком, он явно на что-то обижен, злится или переживает.

Как отучить ребенка ругаться матом: 13 способов, которые точно сработают

Услышав из уст маленького ребенка крепкое словцо, взрослые реагируют на него по-разному. Одни хватаются за голову и придумывают себе возможные источники, откуда малыш мог нахвататься брани. Другие умиляются, рассказывают эти истории своим родственникам и знакомым в форме шутки. Оба варианта действий сложно назвать правильными, ведь малыши, произносящие слова из ненормативной лексики не осознают их значения. Причины, почему ваш ребенок начал активно использовать мат в своей речи, кроются в:

Возрастных особенностях. Так, дети в возрасте двух или трех лет расширяют активный словарный запас (набор слов, которые могут не только понять, но и использовать в речи). Часто масса терминов усваивается ребенком без четкого понимания того, что они могут значить. Дети наделяют слова своим смыслом в зависимости от контекста ситуации, в которой они были услышаны. Бранные слова у дошкольников и младших школьников исчезают из активного лексикона, если родители заложили в них представления о культуре речи и социальных нормах.

Родительском примере. Родители, которые сами используют бранные слова в речи, не должны ожидать от малыша, что тот продемонстрирует литературный лексикон. В принципах воспитания есть постулат о первенстве работы родителей над собой, так как именно с их примера начинается формирование поведенческих реакций у ребенка.

Стиле воспитания. Отсутствие границ, попустительское воспитание порождает бесконтрольность в поведение подрастающего ребенка. Отсутствие поощрений и чрезмерный психологический прессинг также негативно отражается на овладении речевыми навыками. Соблюдение гармонии между неодобрением нежелательного поведения и поощрением хорошего позволяет искоренить причину появления ругательств в речи малыша.

Формировании способов реагирования на стрессовые ситуации. В этом случае мат используется детьми в качестве выражения вербальной агрессии. Невозможность применения физических воздействий при неактуализированных потребностях, ощущении психологического давления, вызывает развитие других форм реакций. Здесь немаловажную роль играют родительские способы выражения эмоций. Малыши копируют поведение окружающих взрослых, принимая его за эталонный вариант.

Поэтому не нужно хвататься за голову и придумывать мгновенный способ избавления от мата. Здесь важно понимание источника возникшей проблемы и построение на ее основе алгоритма действий. В представленной статье вы найдете несколько методов, которые помогут вам искоренить брань из речи ребенка и сформировать представления о допустимости вербального выражения эмоций.

Что делать не стоит, если ваш ребенок начал ругаться матом

Существует ряд ошибок, которые совершают родители, пытающиеся отучить малыша от использования мата. Маленькие дети используют его неосознанно. Дети постарше, понимающие значение слов, произносят мат, потому что не имеют сформированной культуры речи. Подростки также имеют ряд мотивов, по которым в их лексиконе прочно обосновываются не литературные ругательства: желание казаться взрослым, подражание «крутым» сверстникам и т.д. Независимо от возрастной специфики, следующие действия взрослых при коррекции речи недопустимы:

Физические наказания. Применять силу в воспитании ребенка, в целом, является неоправданной и травмирующей мерой. Если хотите, чтобы ваши дети выросли сильными, уверенными, открытыми личностями, навсегда забудьте об использовании насилия в воспитательных целях. Психологические исследования подтверждают, что физические наказания порождают агрессивность, недоверие к миру и несформированность коммуникативных навыков.

Ограничительные меры. У многих родителей существует следующая логическая связь: сказал бранное слово – лишился игрушек, прогулок, просмотра любимых мультфильмов и т.д. Подобная мера не столько закрепляет негативную реакцию, сколько вызывает еще больший отклик на использование мата.

Чрезмерное акцентирование внимания на проблеме. Попытки подробно разъяснить, откуда малыш услышал слово, когда он уже и сам рад про него забыть, заставят брани крепко осесть в речи. Ваша бурная реакция, будь то гнев или смех, не станут сдерживающим фактором в привитии культуры речи.

Проведение воспитательных мер без объяснения своей позиции. Любимая родительская фраза «Я так сказал/а» на логичный вопрос ребенка «Почему» не укрепляет доверие к вашим словам. Если решили провести беседу, то будьте готовы аргументировано выразить свою позицию без излишней эмоциональности.

Проведение разъяснительных бесед при других людях. Что случается, когда вы прилюдно отчитываете своего ребенка? В нем зарождается чувство стыда, замкнутость, глубокая вина, что впоследствии негативно влияет на становление личности. Любая беседа с элементами указания на недопустимость поведения должна проводиться наедине.

Резкое негативное реагирование на ситуацию использования мата. Спокойное реагирование и аргументированное объяснение сработают куда лучше, чем ваши крики и гневные попытки здесь и сейчас исключить матерное слово из речи. Научитесь владеть собой, а после займитесь воспитанием этих качеств в ребенке.

Переносить негативные характеристики использования брани на личность ребенка. Малыши раннего и дошкольного возраста очень остро переносят критику . Поэтому важно правильно подбирать слова, чтобы те характеризовали поступок, а не личность. Иначе формируются негативные представления о себе и дальнейшие трудности с самооценкой.

Как отучить ребенка ругаться матом

Теперь мы плавно перешли к тем мерам, которые помогут мягко и эффективно искоренить из речи вашего ребенка мат. Важно, что для каждой возрастной группы варианты действий разнятся. Что подойдет для малыша-трехлетки, то будет неэффективно для младшего школьника или подростка. Представленные далее рабочие методы распределены по возрастным группам.

Коррекция ненормативной лексики в раннем возрасте

Как уже говорилось, в этом возрасте дети слабо понимают характер слова, которое повторили и его содержание. Какие меры помогут избавить кроху от бранных слов:

В раннем возрасте еще не сформированы критерии оценки своего поведения. Поэтому разъяснительные беседы не окажут должного влияния. Что может сделать родитель в данном случае? Покажите сторонний, внешний пример. Когда кто-то использует мат, отметьте это в своем высказывании негативным окрасом: «Как некрасиво говорит эта девочка. Наверно, ее маме очень неприятно слышать такие слова».

Старайтесь не вдаваться в разъяснения о единичном акте использования крепкого словца. Ваша бурная реакция – это фактор интереса малыша. Чтобы вызвать в вас вновь эту эмоцию, он будет снова и снова повторять нежелательное слово. Поэтому сохраняйте спокойствие, старайтесь не реагировать. Так вы сможете пресечь в корне единичный акт детской брани.

Используйте выражение собственных эмоций. В момент, когда услышали мат, сделайте грустное, печальное выражение лица. Маленькие дети очень остро реагируют на эмоциональное состояние родителей и ваши чувства не останутся в стороне. Когда малыш отреагировал на ваши действия, расскажите ему, как вас расстраивает тот факт, что он говорит «плохие» слова. Важным критерием действенности метода является отношение ваших чувств к поступку ребенка, а не его личности. Манипуляции с его любовью к вам, угрозы прекратить любить его в случае повторения мата, приведут к негативным последствиям в построении детско-родительских отношений.

Внимательно следите за своей речью. Сейчас вы пример для ребенка, нить, связывающая его с остальным миром. Ваши действия и слова усваиваются им как вариант нормы. Если вы грешите использованием мата, не удивляйтесь, что ваш малыш повторяет эти слова.

Коррекция ненормативной лексики в дошкольном возрасте

В этом возрасте можно применять методы, работающие в раннем возрастном периоде. С 4 лет малыш уже усваивает нормы культуры речи и правила поведения, поэтому к ним добавляют новые способы отучения от мата:

Укажите на то, что использование бранных слов по отношению к людям сильно обижает их. Дети 4-5 лет начинают осознавать механизмы взаимодействия людей. Они понимают, что совместные игры – это весело. А если с ними не поделились игрушкой – это обижает их. Способствуйте формированию лексических норм через этот критерий. Расскажите, что определенное слово характеризует человека, как плохого, что заставляет его грустить.

Отметьте тот факт, что бранными словами пользуются определенные категории людей, принадлежность к которым нежелательна. Расскажите, что мат используется людьми, которые не умеют вести себя, вредят окружающим, что к ним негативно настроены другие. Зарождающееся желание ребенка нравиться и вызывать положительные эмоции заставит его отказаться от использования мата.

Переведите ситуацию в форму поучающей сказки. Сказкотерапия – отлично зарекомендовавший себя метод коррекции психологических нарушений детей дошкольного возраста. Через сюжет прослеживается реализация нежелательных паттернов поведения, их негативное влияние на жизнь главного героя, затем его исправление и восстановление положительных характеристик.

Уделяйте ребенку время на совместные игры и беседы. Часто недостаток внимания заставляет кроху реализовать нежелательные формы поведения (ругаться, кусаться, ломать игрушки и т.д.). Так они пытаются вызвать к себе внимание, но для них не имеет значения характер этого внимания. Малышу необходимо 1,5-2 часа в день, которые мама и папа проводят с ним, не отвлекаясь на домашние заботы, работу и телефоны.

Коррекция ненормативной лексики в школьном и подростковом возрасте

Подобные проблемы приобретают новые краски, когда ребенок вступает в подростковый кризис. Использование мата здесь выступает как форма протеста, деструктивного поведения, обращенного на враждебный им мир. Поэтому методы эффективной коррекции приобретают новые формы:

Ваш пример сохраняет актуальность для подростков. В этом возрасте ребенок переходит от детской к взрослой позиции. Поэтому ваши навыки по выражению негативных эмоций, как взрослого человека, и общения в целом, влияют на формирование способов его реагирования. Покажите пример правильной культуры речи, и это поможет ребенку сформировать свои конструктивные методы выражения чувств.

Не оставляйте акт бранных высказываний без внимания. Ваше бездействие выступает как негласное разрешение деструктивных форм поведения. Поэтому придется разъяснить свою позицию в аккуратной, корректной форме.

Не пытайтесь воззвать к его морали через лекции и нравоучения. Это только разозлит подростка и заставит его действовать вам назло. Тогда что делать, спросите вы? Отметьте то, что ваш ребенок наделен потрясающим умом и выдающимся характером. Также скажите, что при наличии таких достоинств негоже выражаться с помощью недостойной лексики.

Не заставляйте его отказаться от способов защиты интересов. Покажите, что существуют другие формы, с помощью которых он может даже лучше выразить свою позицию и отстоять мнение. Приведите примеры литературных героев или героев кино, которые с помощью культурной лексики умеют достичь большего эффекта, чем с использованием отборного мата.

Уважайте его право на выражение чувств и эмоций. Вместо того, чтобы пресечь попытки ребенка вылить накопившийся негатив с помощью мата, отметьте, что понимаете и уважаете его чувства. Но также укажите на нежелательность использования бранных слов для данной цели.

Заключение

Существует масса способов, как отучить ребенка ругаться матом. В зависимости от возрастной группы, необходимо избирательно подходить к методам коррекции нежелательного поведения. Но в первую очередь важно запомнить, что все эти способы объединяет одно – пример родителя как эталон для усвоения норм реагирования. Если хотите, чтобы ваш ребенок перестал использовать мат, работайте над своим лексиконом.

Ребенок матерится: что делать и как отучить

Если вы заметили, что в речи ребенка проскакивают матерные словечки, пора уделить свое внимание проблеме сквернословия. Она возникает в разных возрастных периодах жизни детей и требует разных ответных реакций от родителей.

Первое, что следует запомнить: мат — не цель коммуникации, а средство. Как писал американский писатель Ф. П. Данн, «ругань — это компромисс между бегством и дракой» .

В нашей статье мы рассмотрим проблему сквернословия у детей разных возрастов, а также дадим советы родителям, как правильно реагировать на мат и искоренять его из лексикона ребенка.

Почему дети матерятся

Недавно в российских школах провели эксперимент: детей 11-16 лет опросили на предмет их отношения к обсценной лексике. Результат удивил, ведь большинство из них (54%) не видят ничего плохого в том, чтобы изредка употреблять мат.

На вопрос, зачем им нужна нецензурная лексика, дети отвечали: «Иногда невозможно выразить мысль без мата». Также они привели другие причины употребления мата:

  • это стиль общения в определенных кругах;
  • с помощью мата можно сократить предложение буквально до одного слова;
  • мат более красочно описывать ощущения и эмоции от увиденного/пережитого.

По мнению психологов, перечень причин, почему дети матерятся, гораздо шире. Причем у каждого возраста свои особенности — мат в речи малыша и подростка имеет разную подоплеку.

Хотите знать тонкости психологии вашего ребёнка на каждом этапе взросления, чтобы лучше понимать его потребности? Узнайте об это на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва “Что обязан знать каждый родитель”.

Маленькие дети (2-5 лет)

Здесь все просто: что слышу, то и повторяю. Даже если дети понимают, что сказали какое-то плохое слово, истинного смысла этих речевых оборотов они не осознают. Поэтому часто используют мат невпопад, без взаимосвязи с контекстом.

Плохому дети учатся не только в семье, но и за ее пределами: на детской площадке, в саду, на кружках. Везде, где присутствует больше одного ребенка, есть вероятность столкнуться с матом. Также обсценную лексику щедро используют в интернете (контент из того же «Ютуба»), а иногда и в ТВ-программах, фильмах. Но, конечно же, основной источник матерных слов — семья.

Младшие школьники (6-10 лет)

Дети в этом возрасте уже отлично знают, что такое мат и что значит каждое конкретное слово. Материться они начинают из-за протеста. Видя, как меняются в лице взрослые, услышав какое-то из запретных слов, ребенок получает некое удовлетворение. Так он наказывает родителей, демонстрирует непослушание и борется за свое авторитетное право решать, что говорить, а чего не стоит.

Бунт против установленных родителями правил — одна из причин осознанного употребления мата. Но есть и другие. Например, желание пародировать манеру общения взрослых или же детей из более старшей возрастной группы.

Подростки (11-16 лет)

Разгар пубертатного периода характеризуется изменениями в поведении. В том числе и приобретением новой манеры речи. Вчерашние тихие и вежливые дети под влиянием гормонов начинают нащупывать новые горизонты. И матерные слова — самый доступный способ выразить свои чувства.

Досада, обида, неуверенность в себе одолевают подростков по малейшему поводу. Они буквально кричат миру: «Я не знаю, что со мной происходит, мне это не нравится». Чтобы усилить эмоциональный окрас этих слов, они используют мат.

В подростковой среде нецензурная брань — привычное дело. Дома их не понимают, а друзья общаются с ними на одном языке. Чтобы не выбиваться из тренда компании, подросток, который раньше и не думал ругаться, начинает все чаще употреблять мат, как признак приобщенности к своей группе.

Узнайте, как правильно и гармонично социализировать ребёнка, чтобы думал своей головой, а не шел на поводу толпы. Регистрируйтесь на бесплантный онлайн интенсив Дмитрия Карпачёва. Прямо сейчас жмите на кнопку “Зарегистрироваться” и получите подарок.

Осознанный мат

Если вы теряетесь в догадках, почему ваш ребенок матерится, установите степень осознанности такого поведения. Если нецензурное слово — это просто прикол, то осознанностью здесь и не пахнет. Скорее, желание эпатировать взрослых, вывести на эмоцию.

Если подросток выражает матом свои чувства, стоит не только возмутиться, но и внутренне порадоваться — он откровенен с вами, искренне хочет донести глубину своих переживаний.

Задача родителей — объяснить, что таким способом общения он лишь отталкивает от себя людей.

Нужно также помнить о подростковом негативизме — склонности видеть события и мир в черных красках. И матерные слова как нельзя лучше описывают эти маргинальные суждения. Помните, что рано или поздно все станет на свои места. Ребенок поймет, что в приличном обществе люди так не разговаривают.

Чистая среда: как оградить ребенка от мата

Возможно, ответ на данный вопрос вас шокирует, но искоренить мат не получится. Вы можете контролировать свою речь, просить всех взрослых людей, с которыми общается ваш ребенок, следить за словами… Но полностью оградить ребенка от нецензурной лексики не получится.

Есть отличная поговорка: не знаешь, как победить хаос — возглавь его. Вам потребуется откровенно поговорить с ребенком и объяснить значение матерных слов, уместность их употребления, а также последствия такой манеры речи.

Подготовьтесь к этому разговору, чтобы не навязать ребенку стереотипов о мате, которые или совсем нелогичны, или давно уже изжили себя.

Мифы о матах

1. Если ребенок услышит где-то мат, то теперь будет материться всегда и везде.

Далеко не все дети ругаются матом, но абсолютно все этот мат слышали. Невозможно отделить нецензурную брань от ушей ребенка, разве что прибегнуть к тотальному контролю и гиперопеке, что никак не вяжется с понятием адекватного родительства.

2. Матерятся только аморальные личности.

Если вы так думаете, то понаблюдайте за окружающими. Сколько из них иногда употребляют мат? Скорее всего, много. И всех их вы считаете аморальными личностями? Наверное, нет.

3. Борьба с матом должна быть сокрушительной.

Но вы же помните, что запретный плод сладок. Чем сильнее фиксация на недопустимости мата в вашем доме, тем острее будет желание ребенка сказать запретное словечко.

4. Мат употребляют те, у кого небольшой словарный запас.

Это самое популярное заблуждение. Пушкин, Есенин, Маяковский — литературные светочи, которые уж точно не страдали от нехватки эпитетов, чтобы описать свои чувства. И все они ругались матом. У Маяковского была даже серия стихов с нецензурщиной.

5. Чтобы ребенок не ругался, нужно ограничить интернет и соцсети.

Вы не можете контролировать своего сына или дочь 24 часа в сутки. Если дома он будет лишен своих «радостей» (поиграть в игры или посмотреть видеоролики), то он сделает это в школе или в гостях у друзей. Запрещать интернет не нужно, стоит лишь ограничить вредный контент, с которым он может там столкнуться.

Боремся с обсценной лексикой: инструкция для родителей

Тема матов горячая, вызывает праведный гнев у родителей: «Как так — в нашей интеллигентной семье растет матерщинник!». Но подождите вскидывать руки к небу в приступе отчаянья. Наша инструкция поможет вам либо искоренить проблему сквернословия у ребенка, либо снизить накал страстей вокруг нее.

  1. Мат везде был, есть и будет. Оградить ребенка от него не получится.
  2. Ваш ребенок будет материться. Скрыто или явно, часто или редко. Вы можете знать об этом или даже не догадываться, но это будет.
  3. Не стоит делать врагов из тех людей или детей, которые в присутствии вашего ребенка заругались матом. Иногда бранные слова вылетают случайно, а сказанное, как известно, не воробей.
  4. Если малыш неосознанно сказал плохое слово — игнорируйте. Отсутствие вашей реакции поможет ему быстро забыть мат.
  5. С помощью программ родительского контроля установите запрет на отдельные сайты, на которых может быть контент с нецензурными словами.
  6. Нельзя ругать, унижать и, что еще хуже, давать оплеухи ребенку за матерные слова. Он обязательно будет протестовать против родительского насилия и станет материться еще сильнее.
  7. Дошкольники воспринимают мир через сказки. Расскажите ребенку историю о том, как маленький гномик матерился и поэтому с ним никто не дружил. А добрая сова посоветовала перестать ругаться матом. Последовав ее совету, гномик быстро завел друзей.
  8. Объясните подростку, что символ его взрослости и самостоятельности — не ругань матом, а ответственность, которую он готов на себя принять. Давайте ему достаточно свободы, чтобы он получил возможность доказать тот факт, что уже давно не ребенок.
  9. Введите штраф за матерные слова. Например, 10 раз отжаться от пола или вымыть посуду вне очереди.
  10. Расскажите ребенку, что такое культурное общество. Чем интеллигентные люди отличаются от невоспитанных и необразованных маргиналов. Объясните, что с помощью мата человек занижает свою интеллигентность, создает вокруг себя ореол агрессии.
  11. Единственная правильная реакция на мат из уст ребенка — спокойное и сдержанное напоминание, что в вашем доме матом не ругаются.
  12. Визуализируйте мат: во время конфликтов — это бензин, который разжигает ссору, а в приятные моменты жизни — ложка дегтя, которая способна испортить бочку меда.

И еще один совет напоследок: учите ребенка выражать эмоции разными способами, расширяйте его словарный запас и демонстрируйте преимущества жизни без мата на собственном примере.

Что делать, если ребенок ругается матом (статья)

=Что делать, если ребенок ругается матом

В каждой семье рано или поздно случается этот «черный день», когда ваш ребенок вдруг ошарашивает вас вопросом «А что такое . », или вы застаете его врасплох за написанием неприличного слова в лифте, или случайно слышите, как ваше нежное и чистое дитя, общаясь со сверстниками, использует ненормативную лексику во всей ее полноте. Первый и естественный позыв – настучать своему сокровищу по губам и вымыть ему рот с мылом, чтобы в следующий раз неповадно было. Но это, к сожалению, не выход.

Откуда это берется

Отовсюду. Из всей нашей жизни. И бесполезно тешить себя иллюзиями, что вы сможете оградить свого ребенка от мата. Даже если он растет в культурнейшей семье, где ненормативная лексика – абсолютное табу, защитить от нее детские уши невозможно. Как только ребенок вступает в контакт с реальной жизнью, подцепить эту «заразу» он может где угодно: на детской площадке, на прогулке в парке, в детском саду, на переменке в школе, в общественном транспорте, по телевизору, да просто бездумно читая все, что написано на стенах и заборах. В нашем современном обществе, как это не печально, мат стал почти естественным и неотделимым от обычной речи. Но это не значит, что стоит махнуть рукой – мол, все теперь так говорят. Или понадеяться на то, что «само пройдет».

Фото: Global Press

Как реагировать

Ни в коем случае не возмущаться, не кричать и не ругать. Если ребенок еще маленький – лет до четырех – на первый раз можно вообще сделать вид, что вы ничего особенного не услышали, пропустить мимо ушей, не акцентировать внимание на «плохом» слове. Возможно, малыш случайно где-то услышал и твердит его, как попугайчик. Если же эта ситуация повторяется, ребенку следует в доступной и мягкой форме, без нажима и упреков объяснить, что это слово – ругательное, что его произносят тогда, когда хотят кого-то сильно обидеть; показать, что вам неприятно слышать это слово; сделать упор на то, что в вашей семье такие слова не употребляются.

Чтобы понять, сознательно или бессознательно ребенок произносит «запретные» слова, поговорите с ним, спросите, что, по его мнению, они обозначают. Если ребенок употребляет их осмысленно, то, как советуют психологи, стоит пойти на хитрость и подобрать этим словам пристойную замену – русский язык для этого достаточно богат. И тут очень важна открытость: если малыш заметит, что вы сами смущаетесь или сердитесь, он может почувствовать себя виноватым и замкнуться.

Как все, так и я

Лет в шесть-восемь ребенок, как правило, употребляет матерные слова уже вполне сознательно. Побудительные мотивы могут быть самые разные. Желание «быть, как все». У детей очень развиты «стадные инстинкты», и, если ребенок оказался в среде, где большинство сверстников ругаются матом, он будет стремиться подражать им в этом, чтобы не выделяться, чтобы стать своим и избежать насмешек.

Если ребенок растет в неблагополучной семье и испытывает постоянный стресс от ссор или равнодушия постоянно занятых родителей, то для него мат – это еще и способ обратить на себя внимание, пусть даже негативное. У детей мат часто ошибочно ассоциируется со «взрослостью» – им кажется, что, используя ненормативную лексику, они выглядят старше и авторитетней в глазах своих приятелей.

Некоторые психологи считают, что, поскольку мат так или иначе будет присутствовать в окружении ребенка, родителям стоит самим объяснить ему значение основных матерных слов. Но при этом дать понять, что употребление их в повседневной речи – это не признак «крутости», а дурная привычка, как грызть ногти или ковырять в носу; что по-настоящему завоевать дружбу и доверие с их помощью невозможно, а вот потерять уважение и симпатию – запросто. Можно сыграть на самолюбии ребенка, объяснив, что мат – это признак как раз «детскости» и что в его исполнении он звучит нелепо и глупо.

Запретный плод

Невозможно просто взять и запретить ругаться матом. Даже если ребенок для видимости согласится, ничто не помешает ему делать это, когда вы его не видите и не слышите. Вообще запрет – это самый неэффективный метод воспитания: он побуждает ребенка противостоять вам и поступать ровно наоборот – «мне не разрешают, а я все равно буду!»

Если в семье родители сами используют нецензурные выражения – в споре, в выяснении отношений или просто, попав молотком по пальцу, – то не стоит требовать от ребенка, чтобы он не повторял их. Это выльется в неразрешимое противоречие – «им можно, а мне нельзя» – и может озлобить ребенка и привести к скрытой агрессии, которую он будет тайком срывать на своих сверстниках.

И понятно, что, если в семье кто-то из взрослых позволяет себе «крепкие» выражения, ребенка, который их повторяет, не стоит наказывать. Если уж бороться с ненормативной лексикой, то всем вместе. Можно, например, установить определенный штраф за каждое матерное слово – кто бы его не произнес.
То, что становится повседневным, быстро надоедает: если ребенок уже достаточно взрослый, можно предложить ему завести тетрадь и писать туда все, что он хотел бы сказать, в любых выражениях. Или, в конце концов, дать почитать ему словарь ненормативной лексики – ведь то, что доступно и не наказуемо, очень быстро приедается.

Попытка защиты

В восемь-двенадцать лет дети уже прекрасно понимают, где можно, а где нельзя использовать бранные слова; что дома могут «получить по шее», а в компании приятелей удостоиться восхищенного хлопка по плечу, а для них в таком возрасте это часто важнее родительского одобрения или порицания.

Кроме подражательства, мат в этом возрасте – это еще и способ почувствовать себя увереннее. Вообще считается, что мат – это не столько оскорбление, сколько защита. Для ребенка, подростка мир еще слишком враждебен, и брань – это попытка скрыть свои слабости, показаться сильнее. Мат – это и выход агрессивных эмоций, а детская и подростковая агрессия – один из этапов развития личности, и от этого никуда не деться.

Несколько советов

Самый главный – следите за своей речью. Потому что все, что закладывается в характер и привычки ребенка, изначально идет от вас. Вы можете думать – «он еще маленький, ничего не поймет» – да, возможно. Но обязательно запомнит, особенно, если будет слышать эти «запретные» слова часто.

Если ребенок сказал неприличное слово при посторонних, не ругайте его прилюдно, постарайтесь сменить тему и сделать вид, что ничего страшного не произошло. Любые воспитательные меры стоит применять только наедине с ребенком, иначе он почувствует себя униженным и захочет «отомстить», попытавшись в следующий раз поставить вас в еще более неудобное положение.

Если ребенок сам спрашивает вас, что значит то или иное бранное слово, не ужасайтесь, а попробуйте спокойно и доступно объяснить. В конце концов, основные нынче табуированные выражения пришли к нам из древности – славяне-язычники отпугивали ими нечистую силу, спасались от порчи и сглаза, а также взывали к плодородию матери-земли.

Не делайте скоропалительных выводов: если ребенок по незнанию употребил бранное слово, не стоит записывать его в «пропащие» и сурово наказывать. Вспомните себя в детстве: наверняка и вы, узнав «запретное» слово, не могли удержать его в себе.

И, как это не банально звучит, ходите вместе на детские спектакли, в музеи, читайте вслух хорошие книги. Эта «прививка культуры» обязательно скажется в будущем.

Ребенок ругается матом. Что делать?

Анжелика Габриелян
Ребенок ругается матом. Что делать?

Ребенок ругается мат ом

Почти каждая семья рано или поздно делает неприятное открытие: крошка, совсем недавно научившийся складывать непослушными губками слова в предложения, знает неприличные выражения! Откуда! Что делать, если ребенок ругается грубыми словами или даже матом? Ответ зависит от того, в каких ситуациях это происходит.

Ребенок младше трех грубит неосознанно, это просто речевое подражание — понравилось звучное слово. Самая правильная реакция в этом случае — сделать вид, что вы не расслышали. Малыш очень быстро забудет новое слово, которое осталось без внимания взрослых, конечно же при условии, что не будет слышать это слово систематически от близких людей.

Дети от трех до шести уже способны ругаться осознанно, с определенной целью. Чтобы быстро победить плохие слова, надо понять, почему ребенок так поступает.

Что нельзя делать, если ребенок осознанно ругается матом

Психологи любят рассказывать анекдот. На пороге кабинета появляются встревоженные родители: «Доктор, ребенок ругается матом, что делать!» — «Радоваться: у малыша отличные слух и память». Намек прозрачен: полностью оградить ребенка от «запретных» слов не удастся. Он все равно услышит их: на улице или в автобусе; почерпнет из взрослого кинофильма или из разговора с более «просвещенными» сверстниками. А вот закрепятся ли эти слова в лексиконе малыша, полностью зависит от реакции родителей.

В любом случае нельзя:

• шлепать малыша по губам, мыть губы с мылом и т п. Это верный путь к заниженной самооценке и ночным кошмарам. У особо впечатлительных такие «методы» могут вызвать логоневроз (заикание);

• со смехом рассказывать подругам при ребенке, как малыш ответил соседке непечатным выражением. Ребенок наверняка захочет повеселить маму снова, что бы вы ему ни говорили;

• наказывать отпрыска за грубые слова, если вы сами их употребляете, мол, эти слова не для детей. Ребенок поймет вас превратно: если взрослым ругаться можно, значит, чтобы поскорее вырасти, надо – что? Правильно – ругаться чаще и громче.

Причины того, что ребенок ругается и что делать

ПРИЧИНА 1. Хочет привлечь внимание. Утром — бегом в детский сад, вечером — дежурный поцелуй на ночь и традиционная сказка. Мама, конечно, ласковая и добрая, но у нее никогда нет времени от души пошалить и подурачиться вместе. А тут сказал всего одно «волшебное» слово — и какая буря эмоций у родителей! Сколько внимания! «Малыши — настоящие исследователи жизни, — говорит психолог. — И если ребенок понял, что у вас есть “кнопка”, “нажав” на которую можно легко привести маму в замешательство, ему захочется пробовать свои силы снова и снова».

ЧТО ДЕЛАТЬ: держать эмоции под контролем, даже если малыш поставил вас в неловкое положение при посторонних. Лучший способ — извиниться за него и тут же сменить тему разговора. Строго, но спокойно, не срываясь на крик, объясните ребенку, что это слово нехорошее, употреблять его стыдно и вам неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются. Можно (ненадолго) выйти в другую комнату.

ПРИЧИНА 2. Не умеет/не может выразить негативные эмоции. Что делать, если разозлился, обиделся, да просто встал не с той ноги? Слезы, крик, драку родители не одобряют. А вот какой-то дядя на улице упал и очень эмоционально прокомментировал свое падение. Ему явно стало легче. И — главное — ничего ему за это не было!

ЧТО ДЕЛАТЬ: научите малыша выражать сильные эмоции другими, приличными словами («ух, как я злюсь!», «мне так обидно!»). Ревущего крошку обнимайте, утешайте и помогайте понять, что с ним происходит: «Тебе сейчас нелегко, ты рассердился», «Мне тоже было бы обидно» и т. п. Это не только вытеснит из речи «запретные» слова, но и научит маленького понимать свои чувства и не стыдиться их. И самое главное, он будет уверен: мама поймет его, что бы ни случилось. Полезно время от времени устраивать бой подушками, колотить боксерскую грушу и т. п.

ПРИЧИНА 3. Пытается победить страх. «Робкие и застенчивые малыши, с одной стороны, жаждут внимания сверстников, с другой стороны, побаиваются их, — объясняет Оксана Лысикова – И с помощью грубых слов рассчитывают показаться интересными, “большими”, а заодно и напугать возможного обидчика».

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните, что грубые слова не признак силы, а плохая, постыдная привычка (вроде ковыряния в носу). Расскажите сказку про мальчика, у которого от плохих слов стало неприятно пахнуть изо рта. Или историю про девочку, у которой от ругани изо рта посыпались лягушки. Спросите ребенка, приятно ли ему было бы дружить с такими детьми. Поиграйте: если у отпрыска «вырвалось» грубое слово, восклицайте: «Лягушка изо рта!» За день, проведенный без «лягушек», можно выдать маленький приз. И самое главное — помогите малышу подружиться со сверстниками. Например, купите игру, в которую хорошо играть большой компанией, и пригласите детей в гости. Устраивайте детские праздники, чаепития и т. п. Консультация психолога не помешает.

ПРИЧИНА 4. Подражает, Далеко не все герои современных детских книг и мультиков разговаривают так, как этого хотелось бы нам, взрослым. А если персонаж чем-то понравился, то ребенок подражает ему во всем.

ЧТО ДЕЛАТЬ : старайтесь смотреть мультики сами, прежде чем показывать их малышу. «Но не пытайтесь “разлучить” карапуза с полюбившимися героями, — предостерегает психолог. — Это вызовет бурю протеста. Лучше вместе посмейтесь над таким персонажем, представьте, как нелепо он выглядел бы в детском саду или на утреннике. Наверняка малыш не захочет выглядеть так же».

ПРИЧИНА 5. Не понимает. Когда малыш выдает: «Мама, ты дрянь!» — он либо «возвращает» вам «бумеранг», либо искренне не понимает, что это слово обидное.

ЧТО ДЕЛАТЬ : объясните ребенку, что есть слова-разбойники, которые ранят других людей. «Предложите игру: кто придумает больше хороших слов и выражений, которыми можно заменить одно “злое”, — советует Оксана Лысикова. — Например, вместо “дрянь” можно сказать: “ты грубый” или “ты поступаешь плохо”. Кто придумал больше замен — получает приз». Не отмахивайтесь от ребенка, если он просит объяснить значение неприличного слова. Тайна притягивает.

Корректирующие игры, чтобы отучить ребенка употреблять грубые слова и выражения

Игра ПРОЩАЙ, ГРУБОСТЬ!

«У малышей развито образное, магическое мышление, поэтому победить плохие привычки им отлично помогают игры, похожие на ритуалы», – считает психолог. «Увековечьте» вместе с ребенком грубые слова на листке бумаги. И объявите, что вам предстоит попрощаться с ними навсегда. Листок сожгите, пепел положите в пакет и торжественно отнесите на помойку (закопайте в землю). Вариант для дачи: отправьтесь в «экспедицию» в лес. Там найдите уединенную полянку и. поручите малышу прокричать как можно громче все известные ему «запретные» слова. Ребенок сбросит напряжение, а грубые слова «улетят» навсегда. Можно с чистой совестью идти домой.

Игра ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН

Сводите чадо на аквагрим и попросите мастера нарисовать ему на подбородке большой забавный замок. «Враг» не пройдет!

Игра ЯЗЫЧКУ БОЛЬНО

Сшейте из розовой ткани большой Язычок. Расскажите ребенку, что Язычку больно, когда его хозяин ругается. И при каждом грубом слове надрывайте Язычок. Такая наглядная агитация подействует лучше наказаний.

Игра НОВОЯЗ И ПЕРЕВЕРТЫШИ

«Примерно к 4,5-5 годам дошкольник обзаводится первым устойчивым кругом друзей, а значит, с большой вероятностью, и слэнгом. Обязательно скажите ребенку, как вы относитесь к таким словам. Но не давите: дошкольнику очень не хочется выглядеть белой вороной в своей первой компании». Лучше предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный язык – он увлечет их и вытеснит сленг. Отличный пример – «ферферский» язык Калле-сыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли перед каждым слогом «фер». Например: «фер-Софер-Бофер-Ка» – «собака», «фер-Мафер-Шифер-На» – «машина» и т. п. Еще одна находка – «перевертыши» из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп («попугай», Анидаг («гадина»? Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство языка (интуитивную грамотность, а заодно вызовут интерес к перечисленным книжкам.

Ссылка на основную публикацию