Закон в РФ – понятие, основные характеристики, функции, кто принимает

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • – законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • – федеральных конституционных законов;
  • – федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • – ненормативные акты общего характера;
  • – акты официального разъяснения;
  • – правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты – это индивидуально – правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации” нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только “в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается”.

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 “О положении Банка России “О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России” (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации” нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в “Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 – 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально – правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально – правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально – правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • – договоры (сделки);
  • – жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • – носят индивидуально – правовой характер;
  • – направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • – материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • – материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • – материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • – образцы деловых бумаг;
  • – комментарии законодательства;
  • – научные, научно – популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Закон в РФ — понятие, основные характеристики, функции, кто принимает

Нормативно-правовой акт, который утверждается высшим органом государства и обладает юридической и регулирующей силой, называется закон. Это комплекс документов по вопросам жизни страны, выражающий общественное отношение и государственную волю. Федеральный закон принимается на основе Конституции РФ.

Общее понятие

Нормы утверждаются Государственной думой на основании большинства голосов избранников. Поправки также регулируется теми, кто принимает федеральные законы. Конституционные распоряжения действуют на территории всей России. Нормативные указы и акты можно издавать отдельно для субъектов РФ по вопросам совместного действия федерации и региональных подразделений.

В философии закон определяется как связанная необходимость явлений. Термин характеризует сочетание причин и следствий с точки зрения идеалистической и материальной наук. В обществознании слово используется в качестве объективного определения.

Конституция РФ определяет порядок утверждения правовых актов. Регламент осуществляет палата Федерального собрания. Закон одобряется Советом Федерации после голосования членов собрания. Если закон отклоняется, то для принятия в Госдуме требуется повторное голосование с поддержкой не менее трети депутатов.

Закон поступает к президенту на подпись после согласия в собрании или прохождения в Думе (при неодобрении в Совете). Глава страны подписывает документ в течение 2 недель, и закон переходит в категорию принятых. Текст публикуется в течение 7 дней в государственных газетах или на официальном портале правовых сведений. Через 10 суток после этого указ вступает в силу. Иногда в тексте документа указывается другая дата начала действия.

Президент имеет право на отклонение норматива, но его вето может быть признано недействительным при наборе 2/3 голосов избранников в каждой палате.

В наименовании законопроекта содержится номер регистрации с присоединением букв и времени утверждения (подписания). Нумерация является последовательной, но не сквозной, и возобновляется каждый год с цифры 1. Поэтому в ссылке на норматив всегда проставляется год.

Порядок внесения законопроектов

Процедура состоит из инициативы и обсуждения.

Инициатива — предоставление определенным лицам или учреждениям права на внесение во властные органы предложений по совершенствованию законодательства. Представительские структуры и законодательные центры обязываются к рассмотрению поступающих инициатив перед принятием.

Обсуждение предлагаемого законопроекта проходит в нескольких чтениях. Рассмотрение осуществляется на открытом собрании палаты органа представительства. Вначале следует доклад подготовительного комитета с освещением основных вопросов проекта. Важные положения, которые касаются всего населения, обсуждаются всенародно посредством референдума.

Решение комиссии может быть следующим:

  • принятие;
  • отклонение без права повторного рассмотрения;
  • отправление на доработку некоторых положений.

Отличия в порядке принятия и изменения обыкновенных и конституционных законопроектов отражает их неравнозначное положение в системе права. Упрощенные процедуры принятия и голосования текущих указов подчеркивают их относительно уменьшенную глобальность, стабилизацию и функциональность по сравнению с конституционными правовыми нормативами.

В зависимости от утверждающих органов и территории действия есть следующая классификация законов:

  • общефедеральные;
  • законопроекты государственных субъектов.

Первый вид устанавливается высшими органами федерации и действует на всей территории. Второй вид утверждаются аналогичными органами субъектов государства и имеет силу только в подведомственных регионах. Если есть расхождения в общих и субъектных законопроектах, то предпочтение отдается федеральному закону.

Признаки нормативных актов

Законопроекты принимаются с соблюдением регламентирующих правил, как принято в соответствии с полномочиями органа законодательства. По содержанию документ регулирует важные отношения в общественном строе. В демократической стране федеральные законы занимают главенствующее положение среди юридических источников и применяются в качестве основы законодательства и правовой системы.

Перечень признаков законов:

  • Законодательное положение является актом юрисдикции, где устанавливаются правовые действия по добавлению в систему юридических норм, их изменению или отмене. Закон всегда составляется и принимается в письменном виде и представляет собой источник права.
  • Законопроект является актом высших властных структур, обычно представительных органов государства. В России Совет Федерации выступает в качестве носителя государственного суверенитета.
  • Нормативный акт (в значении слова «закон») всегда обладает высшей силой юрисдикции. Все другие нормативы стоят на ранг ниже и ни в чем не противоречат основному закону, а также соответствуют ему по содержанию.
  • В законопроекте всегда присутствуют начальные правовые нормы по ключевым положениям, которые ранее отсутствовали в юридической системе страны. В нем содержатся аспекты урегулирования социальных, политических вопросов, принципы управления экономической системой.

    Отмечаются его отличия от иных кодексов права в контексте рассмотрения законопроекта в качестве нормативного акта. ФЗ отличается от индивидуальных документов с содержанием информации по разовым вопросам (например, должностное назначение, управленческие вопросы, имущественные сделки). Государственный закон и право не сопоставляется с интерпретирующими актами толкования, где дается пояснение действующих норм, но не фиксируются правовые действия. Такие документы именуются постановлениями и предписаниями.

    Конституционные положения

    Конституция отличается основополагающими и учредительными характеристиками от других актовых документов. Она координирует широкую область общественных связей, которые затрагивают действующие интересы членов общества. Закон на правовой основе выполняет функции укрепления экономического строя, определения территориально-национальной структуры, сохранения основных свобод и прав людей.

    Конституционные нормы содержат базовые понятия о государственной системе и управлении, устанавливают особую законность и правовой порядок. Основополагающий закон объединяет базовые положения работы госорганов, политических партий, должностных субъектов и физических лиц. Статьи Конституции всегда важнее иных юридических указаний.

    В категорию конституционных законов включаются постановления, которые вносят дополнения или изменения в текст Конституции. Сюда входят положения, необходимость которых является предусмотренной в самом основополагающем законе. Законопроекты посвящаются правовым основам федерации, и принятие осуществляется голосованием депутатов.

    В конституции предусматривается объективное отраслевое деление:

    • административные законопроекты;
    • семейно-брачные законы;
    • гражданские нормы;
    • уголовные кодексы;
    • трудовые статьи и другие.

    Федеральные законы принимаются государственным законодательством и действуют на территории России. Они касаются областной системы исполнительных органов, которые защищают здоровье, жизнь, свободу населения и интересы страны от преступных действий. Пример — закон «О милиции».

    Законы федеративных субъектов (республик, областей, краев) устанавливаются в соответствии с определенной компетентностью структурных органов власти и действуют только на территории, где правят указанные формирования.

    Структуризация системы

    Совокупность законопроектов является основой для законодательства.

    Обыкновенные законы — элементы повседневного законодательства. Они корректируют экономические, социальные, духовные и политические аспекты общества. Эти нормы должны соответствовать конституционным положениям, хотя сами имеют высшую правовую силу.

    Обыкновенные законы делятся на виды:

    • Кодификационные. Включают базовые черты законодательства РФ и кодексы. В качестве основы закладываются крупные федеральные законы, которые координируют и устанавливают принципы работы всех правовых и общественных областей жизни страны.
    • Текущие. Разрабатываются на базе конституционных статей и отражают одноразовые действия и простые схемы.

    Кодификация обозначает существенные перемены в действующем законодательстве и включает разработку нового акта или переделку устаревшего юридического положения. В процессе отменяются отжившие нормы, закладываются новые понятия, устраняются пробелы и противоречия в законе. Кодификация проводится официально и только уполномоченными органами правительства.

    Нормативные юридические акты выражают законность в конкретном варианте и представляются в разных формах. Распространенным является изложение в обособленном акте в виде кодекса (сборника, списка). Кодексы гражданского, семейного и другого права являются сборниками, которые сочетают и регулируют широкую систему юридических норм. Они представляют согласованный закон и обеспечивают полную и систематизированную координацию общественных связей.

    В обществе есть множество правовых нормативов и актов. Для упрощения ориентировки они систематизируются и структурируются. В мировой юридической практике выделяются признанные виды группировок для упорядочивания законодательных дополнений и изменений.

    Способ инкорпорации

    Специальный процесс предусматривает объединение юридических материалов и частичное или полное размещение в различных сборниках по определенному принципу. Нормативные составляющие актов не изменяются. В некоторых случаях кратко переделывается суть изложения, но остается действенной юридическая сила, которая сохраняется со времени утверждения. Вопросами структуризации по типу инкорпорации занимаются федеральные органы, общественные формирования и уполномоченные граждане.

    Различают виды процесса:

    • официальный;
    • полуофициальный (официозный);
    • неофициальный.

    Первый тип структурирования означает размещение унифицированных сборников теми органами, которые создавали эти акты. При этом измененные совокупности нормативных положений переиздаются и публикуются. В результате выходит в свет новый законодательный источник.

    Неофициальные структурные собрания создаются обособленными ведомствами, учебными и научными учреждениями, частниками без поручения и контроля правотворческих структур. Такие формы не рассматриваются в качестве основ законодательства и не относятся к категории общегосударственных законопроектов.

    Метод консолидации

    Способ предусматривает унифицированное объединение множественных указов, предусмотренное законодательной структурой. Создаются крупные блоки, которые сочетаются в соответствии с принципами кодификации. В конструктивный пакет входят однопрофильные отдельные статьи и параграфы в удобной и обоснованной последовательности. Их объединяет общность темы и направления использования.

    Закон является основной базой для существования государственного права. В качестве нормативно-юридического акта он имеет характерные признаки и отличается от других правовых документов. Закон обеспечивает стабильность защиты интересов граждан, учреждений и государства. Его функции основываются на соблюдении конституционного права.

    Что нужно знать каждому об основном законе страны?

    Что такое Конституция?

    Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

    Документ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и процедуры пересмотра Конституции.

    Когда была принята Конституция?

    Действующая редакция Конституции была принята народом России 12 декабря 1993 года, путем всенародного голосования. В этот же день состоялись первые в современной истории выборы в Государственную Думу.

    За принятие Конституции проголосовало 58,43 %.

    Когда Конституция вступила в силу?

    Она начала действовать со дня опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

    Из чего состоит Конституция?

    Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов.

    В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

    Кто может инициировать внесение изменений в Конституцию?

    Инициировать изменение Конституции могут только Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные органы регионов и группа не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

    Как могут вноситься изменения в Конституцию?

    Смотрите также

    Как инициатива становится законом

    Изменения Конституции, кроме отдельных глав, оформляются в виде федерального конституционного закона, принимаемого Государственной Думой и Советом Федерации, и одобренного законодательными органами не менее двух третей регионов Российской Федерации.

    Главы, касающиеся основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также порядка пересмотра Конституции, изменяются только по решению Конституционного собрания, которое созывается в случае если предложение об изменении поддержано тремя пятыми голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное собрание может само принять новый текст Конституции либо может вынести этот вопрос на всенародное голосование.

    Наиболее важными изменениями Конституции можно назвать увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30 декабря 2008 года). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Государственной Думы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой.

    21 марта 2014 годы был изменен состав Российской Федерации: 84 и 85 субъектами Федерации стали Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

    В этом же году были объединены Арбитражный и Верховный суды: Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

    Какие вопросы, согласно Конституции, относятся к ведению Государственной Думы?

    • Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
    • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
    • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
    • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
    • объявление амнистии;
    • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

    Галерея карточек

    С некоторыми из положений основ конституционного строя вы можете ознакомиться на наших карточках

    ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Осуществляют совокупность законодательных полномочий, в т. ч. по разработке, внесению на рассмотрение, обсуждению и принятию законов РФ. В соответствии с Конституцией РФ законодательную власть в РФ осуществляют законодательные органы государственной власти: ФС РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

    ФС РФ – парламент РФ – является представительным и законодательным органом государственной власти РФ. На ФС РФ возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Порядок формирования СФ установлен Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». ГД состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов ГД определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

    О. з. в. субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ. Наименование органа законодательной власти, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов органа законодательной власти и срок их полномочий устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ (уставом) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной, постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Орган законодательной власти обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Орган законодательной власти самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности органа законодательной власти предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от др. расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и (или) распоряжение органом законодательной власти субъекта РФ или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта РФ в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта РФ не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности органа законодательной власти и (или) депутатов. При этом полномочия органа законодательной власти по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются. Орган законодательной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания органа законодательной власти определяется законом субъекта РФ. При этом заседание органа законодательной власти не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание органа законодательной власти проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный орган законодательной власти собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта РФ срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания органа законодательной власти в правомочном составе. Заседания органа законодательной власти являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Орган законодательной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, указанным федеральным законом, др. федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

    Закон в РФ – понятие, основные характеристики, функции, кто принимает

    О нормативных правовых актах в Российской Федерации

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

    Статья 2. Нормативный правовой акт и правотворчество

    1. Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

    Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций не является нормативным правовым актом.

    Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

    2. Правотворчество – официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.

    Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.

    Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации

    1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.

    2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

    4. Если конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    5. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

    Статья 4. Субъекты правотворчества

    1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:

    граждане Российской Федерации;

    органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации;

    органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;

    органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

    2. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

    Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

    Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии (издании) нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

    3. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы) принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции.

    Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

    4. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    Глава 2. Система нормативных правовых актов

    Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов

    Система нормативных правовых актов – совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации.

    Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.

    Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.

    Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов

    1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

    Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

    Законы в Российской Федерации – федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации – принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

    Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.

    Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    2. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

    Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.

    Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.

    Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.

    В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

    В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

    В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

    В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

    В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

    Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт.

    Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.

    Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.

    3. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.

    Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты – на определенную категорию лиц.

    Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации

    1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

    законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

    федеральные конституционные законы;

    нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

    нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

    нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

    нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

    нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

    2. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

    Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов.

    В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.

    В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений.

    В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.

    Совокупность федеральных законов составляет федеральное законодательство.

    4. Основные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются в форме указов. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами.

    5. Основные нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимаются в форме постановлений.

    6. Основные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются в форме постановлений. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

    7. Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

    8. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной федеральными законами.

    Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.

    1. Общая теория права

    1.1. Понятие и сущность права.

    1.2. Источники права. Нормы права.

    1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

    1.4. Российское право и «правовые семьи».

    1.1. Понятие и сущность права

    Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

    Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости

    В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

    Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

    Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

    Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

    С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

    Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

    Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

    Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

    Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

    Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты

    Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

    Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

    Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

    Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.

    Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

    1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

    2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

    Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

    Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

    Следует выделить также следующие функции права:

    Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

    Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

    Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) биологическая безопасность – состояние защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска;

    2) опасный биологический фактор – событие, условие, свойство, эпидемический, эпизоотический, эпифитотический процессы или их комбинация, являющиеся причиной возможного воздействия патогенных биологических агентов (патогенов), паразитических организмов и содержащих их объектов, которые способны нанести вред здоровью человека, животным и (или) растениям, продукции животного и (или) растительного происхождения и (или) окружающей среде;

    3) биологический риск – вероятность причинения вреда (с учетом его тяжести) здоровью человека, животным, растениям и (или) окружающей среде в результате воздействия опасных биологических факторов;

    4) допустимый уровень биологического риска – уровень биологического риска, при котором обеспечиваются условия для защиты населения и охраны окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов;

    5) биологическая угроза (опасность) – наличие потенциально опасных биологических объектов, а также наличие внутренних (находящихся на территории Российской Федерации) и внешних (находящихся за пределами территории Российской Федерации) опасных биологических факторов, способных привести к возникновению и (или) распространению заболеваний с развитием эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, массовых отравлений, превышению допустимого уровня биологического риска;

    6) биологическая защита – комплекс мер по обеспечению биологической безопасности, осуществляемых в целях предотвращения или ослабления неблагоприятного воздействия опасных биологических факторов на человека, животных и растения;

    7) патогенные биологические агенты (патогены) (далее – патогены) – микроорганизмы, вирусы, белковоподобные инфекционные частицы (прионы), яды биологического происхождения (токсины) и иные биологические агенты, в том числе созданные в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способные вызывать патологический процесс в организме человека, животного или в растениях, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены;

    8) патогенные микроорганизмы – микроорганизмы (бактерии, археи, грибы, простейшие, микроводоросли), способные вызывать патологический процесс в организме человека, животного или в растениях;

    9) условно-патогенные микроорганизмы – микроорганизмы, которые могут быть естественными обитателями организма человека, животного или обитателями растений и способны вызывать патологический процесс при приобретении ими дополнительных свойств и (или) при снижении резистентности организма человека, животного, растений;

    10) коллекция патогенных микроорганизмов и вирусов – фонд штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов, который формируется по признакам происхождения, видового родства, способу воздействия на организм человека, животного или на растения и поддерживается в жизнеспособном состоянии с сохранением исходных характеристик штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов;

    11) штамм – однородная культура вида микроорганизмов, вирусов с определенными биологическими свойствами, выделенная из природных источников или созданная в результате экспериментальной деятельности, в том числе путем генетических манипуляций;

    12) микробиота – совокупность сообществ микроорганизмов (симбиотических, условно-патогенных и (или) патогенных), населяющих различные участки живых организмов с однородными условиями существования;

    13) инфекция (инфекционная болезнь), связанная с оказанием медицинской помощи, – любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое возникает у пациента в результате его поступления в медицинскую организацию или обращения в нее за медицинской помощью либо работника медицинской организации вследствие его работы в такой организации вне зависимости от времени появления симптомов заболевания;

    14) инфекция (инфекционная болезнь), связанная с осуществлением ветеринарной деятельности, – любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое возникает у животного в результате его поступления в ветеринарную организацию или оказания ему ветеринарной помощи;

    15) устойчивость к лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам (резистентность) (далее – резистентность) – способность патогенов и вредных организмов растений противостоять воздействию лекарственных, химических и (или) биологических средств;

    16) синтетическая биология – междисциплинарное научное направление, связанное с проектированием и созданием не имеющих аналогов в природе биологических систем и объектов с заданными свойствами и функциями;

    17) источник биологической опасности – естественный или искусственный объект, содержащий патогены, существующий на территории Российской Федерации, либо созданный или возникший в результате осуществления отдельных видов деятельности или бесконтрольного использования генетических материалов и технологий синтетической биологии, либо занесенный на территорию Российской Федерации;

    18) потенциально опасный биологический объект – объект, в котором находится источник биологической опасности и (или) осуществляется деятельность, связанная с использованием патогенов, авария на котором или разрушение которого может создать опасность для жизни или здоровья человека, для животных и растений либо нанести вред окружающей среде;

    19) иммунодефицитное состояние – врожденное или приобретенное нарушение функционального состояния иммунной системы человека или животного, приводящее к повышению риска и частоты возникновения инфекционных заболеваний;

    20) план реагирования на биологические угрозы (опасности) – порядок действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при возникновении биологических угроз (опасностей), включая принятие административных, организационно-технических и иных мер по обеспечению готовности к таким угрозам (опасностям) и реагированию на них, по поддержанию допустимого уровня биологического риска.

    2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.

  • Ссылка на основную публикацию