Право в странах Древнего мира

§ 2*. Право Древнего мира

§ 2*. Право Древнего мира

В Древнем Вавилоне, наверное, было немало изуродованных людей. Рабов, не желавших мириться со своим положением, жестоко наказывали. На площади перед царским дворцом возвышался каменный столб, на нем клинописью были нанесены законы: «Если раб скажет своему хозяину: «Ты не мой господин», – то тот должен изобличить его как своего раба, а затем его хозяин может отрезать ему ухо». На вершине столба – изображение сидящего в кресле человека, который протягивает другому судейский жезл. Ниже надпись: «Я, царь Хаммурапи, справедливейший из царей…» И все, кто умел читать, узнавали, что эти законы вручены царю богом солнца Шамашем, верховным судией над всеми…

Законы вавилонского царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи, XVIII в. до н. э.) – первый из дошедших до нас древних кодексов законов. По содержанию он универсален. Деления законов по отраслям еще нет, но отдельные нормы кодекса можно объединить в группы по областям жизни, которые они регулировали.

Статьи 1–5 в основном посвящены суду, 6—126 – праву собственности, договору займа (обратите внимание на их количество), 127–195 – семье и наследованию, 196–214 – преступлениям против личности, 215–282 – имущественным преступлениям, договорам найма.

Законы Древнего Востока отличались крайней жестокостью. В Вавилоне, например, преступникам отрубали руки, уши, пальцы, язык, их сажали на кол, сжигали, закапывали живыми. Применялся основанный на древнем обычае принцип талиона: надлежало, например, повредить глаз тому, кто причинил вред глазу другого; выбивший зуб у соседа должен был расстаться со здоровым зубом и т. д. Если преступление совершалось против лица, стоявшего ниже на социальной лестнице, талион заменялся композицией – денежным вознаграждением за причиненный ущерб.

Римский юрист, сторонник естественного права Ульпиан (ок. 170–228) утверждал: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово «право» (jus); оно получило свое название от justitia (право, справедливость), ибо право – это искусство добра и справедливого равенства».

Право Древней Греции и особенно Древнего Рима считается классическим. Многие древнегреческие мыслители прославляли «меру», «середину» в поступках людей. Исходя из представлений о необходимости соблюдения меры устанавливались и законы. Философ Гераклит (ок. 470–399 до н. э.) грозил всем нарушившим меру наказаниями при жизни и после смерти. «Своеволие следует гасить скорее, чем пожар», – утверждал он.

С уважением относился к законам один из мудрейших людей в истории человечества – Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Он говорил, что легендарный спартанский законодатель Ликург не возвысил бы Спарту над другими государствами, если бы не добился повиновения законам. По мнению философа, наилучшими являются те правители, которым граждане более всего обязаны подчинением законам. То государство, где граждане повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны.

Римское право и сегодня изучают в юридических институтах. Источники римского права многочисленны: от Законов XII таблиц (V до н. э.) до Свода гражданского права (Corpus juris civilis), составленного по поручению византийского императора Юстиниана в VI в. н. э. Много ценных сведений о законах Древнего Рима мы находим в сочинениях Плутарха, Тита Ливия, Саллюстия, Тацита, Цицерона, Ульпиана и других римских писателей, историков, юристов.

Римское право наделяло свободных граждан широкими правами: правом частной собственности, правом заключения сделок и договоров, иными имущественными правами. Брак признавался выражением свободной воли граждан. Существовали свобода слова и передвижений, право неприкосновенности личности. Запрещалось применять пытку к свободным римским гражданам. Подсудимый мог свободно выбирать себе защитника. В I в. до н. э. постоянным институтом стал суд присяжных. Приговоренный к смертной казни мог обращаться за защитой к народным трибунам, а в эпоху Империи – к императору.

Dura lex, sed lex (дура леке, сед леке). Закон суров, но это – закон!

Pereat mundus etfiat justitia (переат мундус ет фиат юстициа). Правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир.

Salus populi suprema lex (салюс попули супрема леке). Благо народа – высший закон.

Vox populi – vox Dei (вокс попули – вокс деи). Глас народа – глас Божий.

Нормы и принципы римского права

Римское право (публичное и особенно частное) было разработано весьма тщательно. Например, Свод гражданского права устанавливал следующие виды контрактов (сделок, договоров; вернитесь к этому материалу при изучении темы о сделках и договорах):

do ut des («даю, чтобы ты дал») – обмен ценностями;

do ut facias («даю, чтобы ты сделал») – ценность в обмен на услугу;

facio ut des («делаю для того, чтобы ты дал») – услуга в обмен на ценность;

facio ut facias («делаю, чтобы ты сделал») – обмен услугами.

В язык современной политики прочно вошли слова, появившиеся в Древней Греции и Древнем Риме: демократия (греч. demos – народ, cratos – власть) – власть демоса, народа; республика (лат. res publica) – общее дело, дело народа; президент (лат. presidens) – буквально «сидящий впереди», чиновник, назначенный управлять подвластной Риму провинцией, и многие другие (презумпция, юстиция, охлократия, монархия).

Знакомство с древними правовыми нормами не только интересно. Оно помогает в решении конкретных проблем, стоящих перед современным российским обществом.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представлял собой Кодекс царя Хаммурапи?

2. Какие законы существовали на Древнем Востоке?

3. Какой характер имели законы Древнего Востока?

4. Чем законы Древней Греции и Рима отличались от законов Древнего Востока?

5. Почему Сократ считал необходимым чтить законы?

6. Какую роль в истории европейского права сыграло римское право?

Бог Шамаш фигурирует в мифологических сказаниях и гимнах Шумера и Вавилона. Его «стезя» – это путь справедливости, правды и права. Тот, кто преступил «стезю Шамаша», считался преступником, нарушителем закона. Царь Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), при котором древневавилонское государство достигло наибольшего могущества, провозглашал: «По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да сияет моя справедливость… да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их». Этот правитель, в полном соответствии с традициями того времени, представлял законы как нечто, наделенное божественной сущностью, данное раз и навсегда.

Французский ученый В. Шейл, который впервые перевел текст законов Хаммурапи, условно разбил их на 282 статьи.

Весьма жестокими были древнеиндийские законы Ману, законы Древнего Китая Шан-шу. Последние подразумевали смертную казнь за двести видов преступлений, клеймение – за тысячу видов.

Далеко не всем в Афинах нравилось то, что Сократ отстаивал право гражданина самому решать, что правильно и что неправильно. В комедии Аристофана «Облака» Сократ представлен богохульником, вздорным и пустым болтуном. Он отрицает богов Олимпа, самого Зевса, зато обожествляет облака. Сократа обвинили в безбожии и пагубном влиянии на учеников. На суде философ держался независимо, с достоинством. Его признали виновным и приговорили к смерти. Он должен был выпить ядовитую цикуту. В ожидании смерти Сократ беседовал с друзьями и родными. Ему предложили бежать из Афин, но философ отказался. Оставаясь совершенно спокойным, Сократ выпил яд…

Латинские правовые термины

Меа culpa (меа кульпа) – моя вина; по моей вине.

Pro et contra (про ет контра) – за и против.

Status in statu (статус ин стату) – государство в государстве.

Status quo (статус кво) – статус-кво, существующее положение.

Ultima ratio (ультима рацио) – последний, решительный довод (часто силовой).

Выдающиеся мыслители и правоведы Античности

Аристотель (384–322 до н. э.) – древнегреческий философ. Развивал идеи разумного управления государством. По его мнению, государство и естественное право неотделимы. Правильные формы государства – монархия, аристократия, полития (умеренная, ограниченная демократия), неправильные– тирания, олигархия, охлократия.

Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.) – древнегреческий философ, учитель Аристотеля. В диалоге «Государство» дает характеристики политических форм. Для Платона демократия – власть посредственности, которая неизбежно приводит к тирании большинства. Идеальное государство – это справедливое правление избранных.

Сократ (ок. 470–399 до н. э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Излагал свое учение устно. Об учении Сократа писали его ученики Ксенофонт и Платон. Был принципиальным сторонником законности, строгого выполнения существующих законов.

Цицерон Марк Туллий (106—43 до н. э.) – римский политический деятель, оратор. Доказывал преимущества республиканского строя. Государство трактовал как согласованное правовое общение, которое воплощает то, что в природе является справедливостью и правом.

Ульпиан (ок. 170–228) – римский юрист, сторонник естественного права. В 426 г. сочинениям Ульпиана была придана обязательная юридическая сила.

Учимся защищать свои права, Информация к размышлению и действию

Сократ, часто вступавший в диспуты, подвергался не только словесным нападкам, но и тому, что называют оскорблением действием. Однажды раздосадованный собеседник пнул его. Спутник философа удивился, почему тот не жалуется. Сократ ответил: «Что же, мне тоже жаловаться, что ли, если и осел лягнет меня?»

В другой раз его спросили: «Разве не ругает и не честит тебя этот человек?» Сократ ответил: «Нет, ибо то, что он говорит, ко мне не подходит».

Флотоводец Эврибиад, поспорив с Фемистоклом, замахнулся на него палкой. Не раз доказавший свою храбрость в боях, Фемистокл, однако, не обнажил меч, а сказал только: «Ударь меня, пожалуй, но выслушай».

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. «Ничто так не способствует людской добродетели, как законодательство…» (Платон).

2. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

3. «Пороки народа почти всегда коренятся в его законодательстве» (латинский афоризм).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Концепция власти в странах Древнего мира

2. Концепция власти в странах Древнего мира Самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному, сложился в цивилизациях Древнего Востока. Он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности

10. Формирование древнего права

10. Формирование древнего права Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества. Формы государственности в Древнем мире связаны с особенностями исторического развития общества. Но каким бы своеобразием ни отличалось

17. Государства Древнего Междуречья

17. Государства Древнего Междуречья Еще в IV тысячелетии до н. э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом, начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ. Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV-начале III тысячелетия до

27. Государства Древнего Китая

27. Государства Древнего Китая История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV–XI вв. до н. э.), период Чжоу (XI–III вв. до н. э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.) и Чжаньго, «борющихся

Основные особенности государства и права Древнего мира

Характерные черты первых государств

Древнейшие цивилизации возникали в разное время и судьба их была также различной. Какие-то со временем исчезли (Вавилон, Ассирия), а некоторые после многих «перерождений» сохранились до наших дней (Китай, Индия). В истории этих человеческих сообществ одно за другим зарождались и исчезали государства, при этом одни не оставили почти никакого следа в памяти человечества (полисы Минойской культуры), история же других стала историей самой цивилизации (Древний Рим).

В связи с особенностями развития и функционирования государств Древнего мира их условно делят на две разновидности:

  1. государства древневосточной цивилизации (Египет, Вавилон, Ассирия, Урарту, Индия, Китай и др.);
  2. государства античной цивилизации (греческие полисы и Рим).

Первой государственно-классовой организацией общества было общество рабовладельческого типа. Важнейшей функцией государств и их правовых систем в этот период была защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе и на рабов. Яркими примерами таких государств выступали древневосточные деспотии, а также греческие городаполисы и античный Рим.

Основной особенностью всех ранних государств было наличие общин (замкнутых сельских поселений), сохраняющих остатки родового строя и сдерживающих формирование государства. Характерно было также преобладание коллективной собственности над частной (общинная, храмовая, государственная). Постепенно царско-храмовое хозяйство превратилось в государственную собственность, которой наделялись слуги жрецов и царей. Со временем социальное и имущественное расслоение выдвинуло на передний план относительно изолированные большие группы населения:

  • господствующая (жрецы, аристократия, крупные военачальники);
  • свободные общинники (крестьяне и ремесленники);
  • рабы и иные зависимые категории населения (рабство в большинстве древних государств носило домашний, патриархальный характер).

Продолжительность существования первых государств чрезвычайно различна. История одних насчитывает многие тысячелетия, другие же очень быстро теряли свою независимость и становились частями более удачливых соседних государственных образований. Так на основе захвата и насильственного удерживания в своем составе суверенных государств возникали громадные империи (Китайская империя периодов Цинь и Хань; Рим, который являлся империей даже в свой республиканский период). В первых государствах практически отсутствовало какое-либо административно-территориальное деление. Время от времени они объединялись между собой в быстро распадающиеся военно-политические союзы.

Формой правления выступала, как правило, деспотия с ее неограниченной наследственной властью монарха и обожествлением его личности, с развитым чиновничьим аппаратом и т.д. Хотя в тот период встречались государства с республиканским правлением и даже с демократическим государственно-политическим режимом (Афины, республиканский Рим), это было, скорее, исключением из общего правила.

Практически во всех рабовладельческих государствах была создана и эффективно функционировала система государственных органов, важнейшими из которых являлись военное и финансовое ведомства, а также ведомство организации общественных работ.

Особенности древнего права

В сфере социального регулирования общественных отношений наряду с обычным правом, со временем все чаще приобретавшим писаные формы, особое место занимали мифы. Они представляли собой совокупность рассказов и повествований о жизнедеятельности сказочных существ (богов, героев, духов), отражавших мистические представления людей о мире, природе и человеческом бытии на заре его истории. В отдельных регионах (Месопотамия, Египет, Индия (IV—III тыс. лет до н.э.) к этим источникам права добавлялись агрокалендари в виде сборников письменных строгих нормативов и правил. Они по дням расписывали всю повседневную жизнь ранней земледельческой общины (вспашка, посев, сбор урожая), а их соблюдение поддерживалось специальным аппаратом, уполномоченным применять суровые санкции за нарушение установленных требований. Иногда правовые нормы закладывались в особые инструкции для чиновников (например, в Древнем Египте так называемые «Сорок кожаных свитков»).

Для зарождающегося права были характерны ссылки на авторитетные высказывания, записи конкретных случаев (казуистика). Отраслевое деление отсутствовало повсеместно. Право закрепляло коллективную ответственность общинников за преступление со-племенника, а также возможность кровной мести и самосуда в качестве последствия преступления. Наказание за преступление характеризовалось консерватизмом, формализмом и символизмом, зачастую строилось по принципу талиона.

Вершиной развития древнего права были римские Законы XII таблиц, созданные около 450 г. до н.э.

п. Право в государствах Древнего Востока

Урок 3. Право 10 класс. Базовый и углублённый уровень

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “п. Право в государствах Древнего Востока”

Одни и те же термины могут употребляться в разных значениях. Например, «восток» в географии – это одна из сторон света, направление, противоположное западу. В истории и других науках, изучающих человеческое общество, со значением этого слова дело обстоит сложнее. Восток для европейца может быть и на юге. А россияне при определённых условиях могут отнести Японию к странам Запада.

Но сузим несколько область поиска определений. Сейчас мы будем говорить о правовых системах Древнего Востока. Именно в этом регионе возникли первые государства, следовательно, и первые памятники права нам следует искать именно там.

Итак, Древний Восток – это достаточно специфическое понятие европейской культуры. Для древних греков и римлян Восток – весь остальной известный им мир. И мы продолжаем следовать античным традициям. Крупнейшие страны Древнего Востока – Древний Египет, Месопотамия, Ассирия, Древняя Индия и Древний Китай.

Шумер и Египет борются между собой за честь быть родиной первого государства. Точнее, об этом до сих пор спорят историки. Но древнейшее централизованное государство, безусловно, возникло в Древнем Египте.

В конце IV тысячелетия до нашей эры Верхний и Нижний Египет были объединены под властью одного правителя. Историки называют условную дату – 3000 год до нашей эры – когда фараон Верхнего царства совершил поход в Нижнее и подчинил его себе. К этому времени наверняка уже сложилась система правовых норм. Но до наших дней не дошло письменных памятников ни этого, ни более близких по времени периодов, где бы эта система была изложена в комплексе. Тем не менее, историки достаточно хорошо знают, что она собой представляла.

Первым источником права в Древнем Египте, как, впрочем, и в других регионах, был правовой обычай. (Про основные источники права мы ещё будем подробно говорить.) Согласно легендам, начало первому законодательству положил бог Тот. Он передал египетским жрецам сорок две священные книги, где оно было изложено. Значительную их часть составляли религиозные нормы. Очень активной была и законодательная деятельность фараонов.

Ещё в древности египетские законы содержали подробные предписания о праве собственности, владении и распоряжении движимым и недвижимым имуществом. Чётко выделялись четыре основные формы собственности: царская, храмовая, общественная (общинная) и частная. Договоры купли-продажи земли и имущества должны были составляться в письменной форме, при свидетелях, зачастую в суде. Постепенно передача собственности превратилась в весьма сложный ритуал, который сопровождался клятвами и обрядом введения покупателя во владение.

Обязательственное право Древнего Египта, кроме договоров купли-продажи, знало также договоры займа, найма, аренды земли, товарищества.

Отдельные нормы регулировали долговые отношения. Так, запрещалось обращение подданных в рабство за долги. А проценты по кредитам не должны были превышать сумму долга.

В семейных отношениях также большую роль играл договор. Он заключался от имени мужа и жены. Хотя женщины утратили равенство в правах с мужчинами, тем не менее закон защищал их. Приданое оставалось собственностью жены. Оба супруга могли свободно развестись. Или завещать своё имущество, независимо друг от друга. В случае отсутствия завещания наследниками по закону становились дети обоих полов.

Уголовное право выделяло несколько видов преступлений. К государственным относились измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны. К религиозным – убийство священных животных, чародейство. Убийство (но уже человека), отступление от правил врачевания, в результате чего наступила смерть больного, – преступления против личности. Кража, обмер, обвес – против собственности. Выделялись также и преступления против чести и достоинства – прелюбодеяния, изнасилования.

Наказания зависели от тяжести преступления и от личности преступника. Скажем, участники восстания подлежали поголовному уничтожению. Обычная кража компенсировалась в двух- или трёхкратном размере. Но если речь шла о храмовом имуществе, компенсация была значительно большей – обычно суд умножал стоимость похищенного на сто. Жестоко казнили грабителей царских гробниц.

Чего только не придумывали законодатели. Расхитителей били палками, скармливали крокодилам, отправляли на каторгу в рудники и каменоломни, хоронили заживо… Не помогало ничего: практически все гробницы в Долине царей и в Долине цариц были ограблены ещё в древности. Точно так же не могли справиться со взяточничеством. Фараон Рамсес даже издал закон о перенесении части наказания на детей тогдашних коррупционеров. Они лишались всех привилегий и не могли быть принятыми на государственную службу. Сребролюбивых папаш и это не останавливало.

Достаточно развитым было процессуальное право. И гражданский, и уголовный процесс начинался с жалобы потерпевшей стороны. Истец и ответчик, обвинение и защита могли выступать с обращениями к суду, приводить устные и письменные свидетельства. В качестве доказательств использовались клятвы. Суд имел право применить пытки. Законы Древнего Египта требовали милостивого и справедливого суда по отношению ко всем – и к богатым, и к бедным. Но не забываем о том, что высшей судебной инстанцией был фараон. Он имел право принимать любые решения, а не только те, которые основывались на законах. Впрочем, фараон и был главным источником права.

В 1902 году французские археологи проводили раскопки в Сузах. Это один из древнейших городов Месопотамии. Интересных находок было очень много: предметы домашней утвари, остатки орудий труда, глиняные таблички, покрытые клинописью. Но одна из находок стала мировой сенсацией. Это была базальтовая стела высотой более двух метров. Стелой называют плиту из камня, дерева или металла с высеченными на ней письменами или иллюстрациями. На этой стеле был рисунок, изображающий Шамаша (вавилонского бога Солнца), который вручал свиток знатному человеку в царских одеждах. А под рисунком – клинописный свод законов – кодекс царя Хаммурапи.

Сузы – столица древнего Эламского царства. Как там оказалась стела с законами вавилонского царя? Историки считают, что она была вывезена в качестве трофея где-то в XII веке до нашей эры.

До этого она очень долго стояла в Вавилоне: Хаммурапи правил в 1792–1750 годах до нашей эры. Да, этим законам почти 4 тысячи лет!

Кодекс Хаммурапи содержал двести восемьдесят две статьи. Во введении и в заключении к тексту вавилонский царь характеризует себя и своё правление. Хвастается, разумеется: и славный-де он, и богобоязненный, и могучий, и мудрый – в общем, несравненный. Указывается и цель составления законов: чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость. Между восхвалениями и проклятиями нарушителям шли собственно статьи законов.

В те времена ещё не занимались кодификацией права. Кодификацией юристы называют упорядочивание правовых норм, разделение их по отраслям.

Тем не менее, определённый порядок в следовании статей соблюдался. Первые пять были посвящены некоторым вопросам организации судебного процесса. Например, определялось наказание за лжесвидетельствование. Надо сказать, очень суровое:

1. Если кто-нибудь, обвинив другого и бросив на него подозрение в убийстве, не докажет этого, то того, кто его обвинил, должно предать смерти.

Сто двадцать следующих статей включали в себя нормы, связанные с правом собственности и договорами займа. Покушения на собственность относились к числу тяжких. И карались соответственно – чаще всего смертью.

6. Если кто-нибудь украдёт храмовое или дворцовое имущество, то его должно предать смерти…

7. Если кто-нибудь купит или возьмёт на хранение… что бы то ни было… без свидетелей и контракта, то этого человека, как вора, должно предать смерти.

22. Если кто-нибудь совершит грабёж и будет пойман, то его должно предать смерти.

Ну а если грабитель не будет пойман, то тогда действовал древний обычай круговой поруки. Жители той местности, где жертву ограбили, должны были возместить стоимость похищенного. Представляете, насколько они были заинтересованы в поимке преступника?

Законы очень подробно, местами даже нудно, описывали всё, что было связано с осуществлением купли-продажи имущества, с обработкой поля, сада, уходом за скотом.

Около пятидесяти статей посвящались вопросам оформления и возврата долга и залога. Закон разрешал продавать за долги членов семьи. Но долговая кабала ограничивалась тремя годами.

Регулировалось законом и принятие на хранение имущества, как и действия владельца в случае его пропажи.

Следующие шестьдесят восемь статей относились к семейному праву и наследованию.

Заключение брака должно было сопровождаться договором. Неверность супругов наказывалась. Правда, по-разному. Согрешившую женщину казнили – бросали в воду. Ну а мужчина в подобном случае возвращал приданое и свободу своей жене. Закон защищал имущественные права супругов. И обязывал мужа содержать заболевшую жену. Дети, в том числе рождённые вне брака, но признанные отцом, уравнивались в своих наследственных правах. Достаточно детально регулировались и отношения между приёмными детьми и родителями. Видимо, усыновление было распространённым явлением в Древнем Вавилоне.

Двадцать статей были посвящены преступлениям против личности. При этом наказание зависело от того, против кого было совершено преступление. Если и преступник, и жертва были свободными людьми равного положения, то действовал принцип талиона – наказание по своей тяжести равнялось преступлению:

196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему [самому].

Но если жертвой становился кто-то низший по положению, то требовалось денежное возмещение:

199. Если он повредит глаз у чьего-нибудь раба или сломает кость у чьего-нибудь раба, то должен уплатить половину его стоимости.

Последние шестьдесят семь статей описывали последствия нанесения различного вреда имуществу и условия его аренды и найма работников.

Необходимо отметить, что законы Хаммурапи не только детальны и конкретны, но и написаны деловым, доступным для понимания языком. Они исключают двусмысленное толкование, непротиворечивы, не содержат дублирования. Религиозно-этические моменты встречаются лишь в прологе и эпилоге. В этом плане они отличаются от других древневосточных правовых сборников, например Законов Ману.

Законы Ману – сборник предписаний благочестивому индийцу, приписываемый легендарному прародителю человечества. Вопрос датировки этого памятника остаётся предметом дискуссий. Его создание принято относить к периоду между II веком до нашей эры и II веком нашей эры.

Законы Ману состоят из двенадцати глав. Начинаются они с описания истории создания Вселенной, человека (четырёх варн) и человеческого общества. Собственно юридическое содержание имеют восьмая, девятая и десятая главы. В них речь идёт о судопроизводстве, семейных правоотношениях и наказаниях за различные преступления. Последняя глава – описание посмертных мук грешников, совершивших дурные дела в земной жизни.

Подведём итоги.

Основными источниками права в государствах Древнего Востока являлись правовые обычаи и законодательные акты правителей.

Значительная часть правовых норм была посвящена регулированию имущественных отношений и охране прав собственности.

Правовые системы отражали социальное неравенство, существовавшее в древневосточных государствах.

Право в странах Древнего мира

Происхождение права в государствах Древнего Востока

В X тыс. до н.э. на Земле произошли глобальные экологические изменения. Изменился климат в Европе, Азии, Африке. Исчезли многие виды животных и растений, кото­рые были главными источниками питания людей. Возникли новые условия хозяйствования. Стало развиваться земледе­лие. Оно позволяло выращивать необходимые растения.

На рубеже IV — III тыс. до н.э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — возникают раннезем­ледельческие общества. В них зарождаются государства.

Возникновение государственных структур еще больше обозначило важность права, закрепившего нормы поведения, людей.

На формирование права в древневосточных государствах большое влияние оказали обычаи. Они стали охраняться го­сударством. Находившиеся у власти были заинтересованы прежде всего в том, чтобы отразить в обязательных правилах собственные интересы, закрепить собственные привилегии. Поэтому устанавливались строгие меры наказания за пре­ступления против государства или тех, кто стоял у власти.

Считается, что одной из первых форм выражения права стали агрокалендари, регулировавшие сельскохозяйствен­ное производство.

Агрокалендарь — документ, в котором устанавливались правила сельскохозяйственной деятельности.

Нормы права не только защищали интересы правящей элиты, но и регламентировали условия владения и распоря­жения собственностью, обмена товарами, устанавливали и поддерживали общественный порядок. Такие правила поведения обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна мирная жизнь.

Значительную роль в создании права сыграли судебные органы. Рассматривая конкретные дела, они выносили ре­шения, которые превращались в общие нормы (судебные пре цеденты). Такие решения становились обязательными при рассмотрении аналогичных дел в дальнейшем.

С развитием письменности и укреплением государствен­ной власти правовые нормы начинают фиксироваться в за­конах. Первые законы создавались как своды правовых обы­чаев и судебных решений. Такими, например, были законы царя Хаммурапи, правившего в XVIII в. до н. э. в Вавилоне.

Происхождение права в Древней Греции и Древнем Риме

В Древней Греции и Древнем Риме становление права было связано с постепенным разделением труда, развитием земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Увеличение производительности труда вело к возникновению прибавоч­ного продукта и появлению частной собственности. Это ос­лабляло родовые связи и уменьшало их значимость. Органы родового управления уже не могли с помощью прежних ме­тодов решать важные вопросы жизни общества. Постепенно они превращаются в институты государства. В античном го­сударстве в VIII — VII вв. до н.э. право создается путем прида­ния обязательной силы отдельным обычаям родового строя. Власть организует правосудие, принимает нормативные пра­вовые акты (законы).

Право Древней Греции и Древнего Рима отразило классо­вое неравенство. Рабовладельцы получили многочисленные привилегии. Один из первых памятников права Древнего Рима — Законы XII таблиц (такое название законы получи­ли потому, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на глав­ной площади Рима — Форуме) предусматривали, например, в качестве санкций за кражу для свободных граждан — теле­сные наказания, а для рабов — смертную казнь.

Происхождение права у древних германцев и славян

В Западной и Восточной Европе проживали в основном германские и славянские племена. Здесь становление права происходило одновременно с разложением родового строя и образованием феодального государства. Феодалы закрепили за собой многие привилегии: право собственности на землю, владение крепостными. Они могли судить и принуждать на­селение выполнять повинности.

У древних германцев и славян отсутствовали единые для всей территории государства правовые нормы. Здесь господствовали местные обычаи. Особую роль в феодальной Евро­пе играло каноническое (церковное) право Римской католи­ческой и Православной церквей. Так, на основе церковного права решались дела, связанные с «грехом» (ересь, колдовст­во, святотатство, нарушение супружеской верности и т.п.).

Основным источником права был обычай. Обычаи фик­сировались в так называемых варварских правдах: Саличес­кой, Ринуарской, Бургундской и др. Ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944, 971 гг.). Ученые обнаружили в них ссылки на «закон русский», который мог быть сводом устных норм обычного права. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировичи ( X — XI вв.). Во время правления Ярослава в Киевской Руси ( XI в.) создается первая редакция Русской Правды («Правда Ярослава»). Это был сборник судебных решений князя, его суда, а также некоторых обычаев.

И Г П З С / Государство и право Древнего мира и Средних веков – В двух частях – Кучма – 2001 – 548

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА

È СРЕДНИХ ВЕКОВ

ÁÁÊ 67.3(0)3ÿ73 Ê 95

ä-ð èñò. íàóê, ïðîô. Ю.Л. Проценко ; êàíä. èñò. íàóê, äîö. М.А. Кривонос ; êàíä. þðèä. íàóê, äîö. А.В. Выстропова

Государство и право Древнего мира и Средних веков: В

двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 548 с.

Предлагаемая работа представляет собой курс истории государства и права в двух частях. Первая часть посвящена процессу становления и последующей эволюции политико-правовой организации общества в странах Древнего Востока, Афинах и Риме. Во второй части дается развернутая характеристика государственного развития ведущих европейских стран (Франции, Англии, Германии) в период средневековья.

Публикуемые материалы предназначены для преподавателей, аспирантов и студентов высших и средних учебных заведений юридического профиля.

Печатается в авторской редакции с готового оригиналмакета.

© Издательство Волгоградского государственного университета, 2001

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ

ОСНОВНЫХ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ГОСУДАРСТВ

Понятие «Древний Восток» употребляется в исторической литературе не столько в географическом, сколько в социальнополитическом, а в еще более широком плане — в цивилизационном смысле. Не будет преувеличением сказать, что именно на Востоке начинается человеческая история. Общепризнанным является мнение, что именно на территории современного Ближнего Востока, на пространстве, узким перешейком соединяющем Африканский и Евразийский контитенты, около 40 тыс. лет назад сложился современный тип человека — тип Homo sapiens («человек разумный»). Последующие миграции сапиентных людей в соседние, а затем и более отдаленные регионы (Северная Африка, европейское Средиземноморье, Иран, Средняя Азия, Индия, Китай) имели своим результатом постепенное складывание на этих новых территориях ныне существующих расовых типов.

Восток был представлен в древности несколькими крупнейшими региональными цивилизациями, значительным количеством малых и больших государств. Но наиболее типичными странами Древнего Востока, в которых с исчерпывающей полнотой воплотилась как специфика их общественного строя, так и сущность свойственной им государственной организации, являются Древний Египет, Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай.

Древний Египет. В долине Нила первые политические структуры (именуемые в литературе протогосударствами) стали появляться еще в IV тысячелетии до н. э. Впоследствии эти сообщества, возникавшие в виде объединений вокруг храмов, стали именоваться греческим термином «íîìû». К номовому храму, как правило, тяготело несколько десятков поселений, так что территория нома могла простираться вдоль берега Нила на многие километры. Во главе номов стояли первосвященники соответствующих храмов. Функции этих служителеуй религиозного культа со временем значительно перерастали жреческие и приобретали административно-распорядительные, управленческие свойства. Так, одной из первоочередных (и по времени возникновения, и по степени социальной значимости) функций каждого комового правителя стала организация общественных работ по строительству и обслуживанию ирригационных сооружений, без которых была невозможна нормальная хозяйственная жизнь, зависящая от периодических разливов Нила (они происходили ежегодно в середине июля). Не случайно среди про- чей титулатуры номовых правителей постоянно фигурировал титул «начальник канала».

По мере укрепления своей власти внутри нома правители вступали в соперничество друг с другом, стремясь сконцентрировать в своих руках власть над несколькими номами. По свидетельству жреца Манефона, написавшего первую (впоследствии утраченную) историю Египта, к середине IV тыс. до н. э. около двух десятков номов Верхнего (Южного) Египта, простиравшегося от истоков Нила до начала его дельты, были объединены под господством единого правителя. Примерно к этому же времени завершилось объединение Нижнего (Северного) Египта, располагавшегося в дельте Нила и также состоявшего примерно из двадцати номов, борьба между двумя правителями привела на рубеже IV и III тысячелетий (около 3000 г. до н. э.) к победе царя Верхнего Египта, легендарного Мины (Менеса), увенчавшего себя обеими коронами. Столицей страны с XXVIII в. до н. э. стал главный город Нижнего Египта — Мемфис. Объединенное государство представляло собою жестко регулируемое из центра хозяйственно-экономическое образование, связующую артерию которого составляла плодородная нильская долина. Власть египетских царей (фараонов) приобрела ярко выраженный деспотический характер.

Часть первая. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА

Трехтысячелетняя история Древнего Египта, в течение которой сменилось свыше 20 фараонских династий, подразделяется на несколько периодов: Раннее царство (ок. 3000 — ок. 2800 гг. до н. э.), Древнее царство (ок. 2800 — ок. 2250 гг. до н. э.), Среднее царство (ок. 2050 — ок. 1700 гг. до н. э.), Новое царство (ок. 1580 — ок. 1070 гг. до н. э.). В промежутках между этими царствованиями лежали периоды хозяйственного и политического упадка, когда страна распадалась на отдельные номы, враждовавшие между собою. В период Нового царства Египет достиг наивысшего могущества, превратившись в первую в истории мировую державу: его владения вышли за пределы Африканского континента, включив ряд территорий Передней Азии (Сирия, Палестина). В конце Нового царства (XI в. до н. э.) стал нарастать кризис, приведший к экономическому, политическому и военному ослаблению. В VIII в. до н. э. Египет попал под власть кушанских племен, в VII в. до н. э. — под власть ассирийцев. В VI в. до н. э. он был покорен персами и включен в состав Персидской империи, а два века спустя (IV в. до н. э.) подвергся завоеванию Александра Македонского. Наконец, в 30 г. до н. э. Египет окончательно прекратил свое самостоятельное существование, став провинцией Римской империи.

Вавилонское государство сложилось в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), в долинах рек Тигра и Евфрата. На рубеже V—IV тысячелетия до н. э. на территорию южного Двуречья из приморских районов Персидского залива переместились племена шумеров, создавшие здесь, на их новой родине, первый в человеческой истории очаг цивилизации и государственности. Первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств в южной Месопотамии восходят к IV тысячелетию до н. э. Их примером может служить Урук, с историей которого позволяют ознакомиться как археологические данные, так и древнейшие памятники шумерской пиктографической письменности. Уже во второй половине III тысячелетия до н. э. население большинства протогосударств (Ур, Эриду, Киш, Лагаш, Ниппур, Умма, Ларса и др.) исчислялось десятками тысяч человек.

Город Вавилон, ставший впоследствии центром государства Вавилонии, возник в III тысячелетии до н. э. Его расцвет приходится на период правления шестого представителя вави-

лонской династии царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), который поочередно разгромил всех своих соседей-соперников, объединил под своим господством территорию всей Месопотамии и создал могущественное и процветающее централизованное государство, самое развитое из всех государств Западной Азии. Однако, уже при преемниках Хаммурапи страна подверглась завоеванию сначала эламитских, а затем касситских племен. В VII в. до н. э. Вавилон был дважды разрушен ассирийцами. С середины VI в. до н. э. развернулась персидская экспансия против Вавилона. Датой его окончательной гибели принято считать 539 г. до н. э., когда город был взят войсками персидского царя Кира II.

На территории современной Индии самые ранние очаги городской культуры и первые протогосударства сложились в III тысячелетии до н. э. Об этом свидетельствуют раскопки городов Хараппы и Мохенджо-Даро, величественные руины которых, найденные в Северной Индии, в долине реки Инд, датируются примерно XXIV в. до н. э. Об уровне общественно-политического развития представителей Хараппской культуры (дравидов) судить весьма трудно, в частности, потому, что их письменность, представленная примерно 400 памятниками, до сих пор не расшифрована. Несомненным, однако, является факт сильного влияния на эту культуру более развитой цивилизации Двуречья. К тому же антропологический тип населения двух индских городов идентичен ближневосточному типу. Оба города просуществовали примерно до XVIII в. до н. э. Исходным толчком к их упадку послужили, вероятно, природные катаклизмы: есть основания предполагать, что в результате тектонического сдвига произошло изменение русла Инда, вызвавшего затопление городов, разрушение системы ирригации, истощение почв, гибель скота и эпидемии среди людей.

В XIV—XIII вв. до н. э. в северо-восточные регионы современной Индии началось массовое вторжение арийских племен (термин «àðèé» близок к понятию «равноправный»), имевших свою прародину, вероятнее всего, в Малой Азии и Закавказье (по предположению других ученых, — в Средней Азии или даже в южнорусских степях). Эти племена начали оседать первоначально в Пенджабе, а затем в долине реки Ганг; миграция шла волнами и продолжалась, вероятно, в течение нескольких

Часть первая. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА

столетий. Язык, материальная культура и религиозно-этичес- кие воззрения этих индоарийских племен явились той первоосновой, которая определила перспективу развития индийской цивилизации вплоть до настоящего времени. Что же касается хараппской культуры долины Инда, то она, погибнув за несколько столетий до прихода ариев, не смогла оказать никакого воздействия на культуру новых мигрантов, так что последние закладывали устои индийской цивилизации практически заново.

В начале 1 тысячелетия до н. э. на территории современной Северной Индии, в бассейнах рек Ганга и Джамны, существовало множество небольших государственных образований, возникавших на основе отдельных племен или союзов нескольких племен. В IX — VIII вв. до н. э. на базе этих примитивных государственных образований стали возникать первые более или менее крупные государства (Анга, Бриджи, Панчала, Ватса, Куру и др.), вступающие между собою в ожесточенную борьбу. Эта борьба закончилась победой государства Магадхи, под властью которого уже к середине IV в. до н. э. находилась почти вся долина Ганга. В конце IV в. до н. э. здесь установилась новая династия Маурьев, просуществовавшая около полутора веков. Наивысшего расцвета империя Маурьев достигла в III в. до н. э., в период правления царя Ашоки (268—232 гг. до н. э.), завершившего процесс государственной централизации. Именно в период империи Маурьев были заложены основы всего дальнейшего развития индийской государственности. После смерти Ашоки территория империи, занимавшая практически весь Индостан (за исключением крайней южной оконечности этого полуострова), была разделена между его преемниками. Дальнейшие дезинтеграционные процессы привели к крушению династии и полному развалу империи. Со II в. до н. э. Индия вновь представляла собою картину крайней политической децентрализации.

Образование первого государства на территории современного Китая — государства Инь, расположенного в среднем течении реки Хуанхэ, — относится к середине II тысячелетия до н. э. (конец XIV в. до н. э.). Государство Инь вело длительные войны с соседними племенами, в результате которых его территория значительно расширилась. Просуществовав свыше трях веков, государство Инь в XI в. до н. э. было завоевано близкими в этническом отношении к иньцам племенами чжоу, осно-

вавшими новое государство. В VII — VI в. до н. э. государство Чжоу распалось на множество самостоятельных царств (Ци, Чу, Цинь, Сун, Юэ, Лу, Цзинь и др.), вступивших на путь ожесточенной междоусобной борьбы, — в связи с этим период V—III вв. до н. э. вошел в китайскую историю под наименованием Чжаньго («Борющиеся царства»).

Победителем в этой борьбе вышло царство Цинь, император которого Цинь Ши-хуанди провел ряд реформ, приведших к созданию первой в истории Китая централизованной империи (III в. до н. э.). О могуществе, больших финансовых и людских возможностях империи Цинь свидетельствует построение грандиозной Великой китайской стены, прикрывшей северозападную границу империи от экспансии кочевников. Протяженность стены определяется в 4—5 тыс. км., ее высота колеблется от 6 до 10 м. Стена снабжена различными крепостными сооружениями, помещениями для охраны, сторожевыми башнями; по верхней плоскости стены можно было проехать на колеснице. В сооружении стены участвовали миллионы мобилизованных крестьян, сотни тысяч из них погибли от изнурительного труда. В своей значительной части Великая китайская стена сохранилась до наших дней.

Империя Цинь пала в результате массового народного восстания (209—206 гг. до н. э.), один из руководителей которого Лю Бан основал новую империю — империю Хань, просуществовавшую до III в. н. э. Принципы социальной структуры, а также специфические особенности государственной организации, заложенные в период Циньской империи, оказались настолько приспособленными к потребностям социально-экономической и политико-правовой жизни древнекитайского общества, что они практически без каких-либо существенных изменений были интегрированы в систему институтов Ханьской империи. В течение последующих столетий, постепенно приобретая силу национальных традиций, получая соответствующее правовое, религиозное и морально-этическое обоснование, эти социально-поли- тические устои циньско-ханьской эпохи сохранили свою жизнеспособность на протяжении всей дальнейшей истории императорского Китая, вплоть до буржуазной революции 10-х гг. XX века.

Приведенный хронологический обзор свидетельствует, что государственность в странах Древнего Востока насчитывает бо-

История государства и права Древнего мира

Уже в столь отдаленное от нас время по сохранившимся источникам хорошо различимы причины образования государства и права, их природа и назначение, роль1 в становлении и развитии древних обществ, их культуры.

В истории Древнего Китая мы наблюдаем острый конфликт традиционных начал и роли рационального, вульгарного рационализма в развитии государства и права. Их сопоставление позволяет поставить ряд интересных вопросов об их обусловленности состоянием общества, внешними условиями бытия, а также соответствии интересам человека и развитию культуры.

В долинах крупнейших рек Востока – Тигра и Евфрата, Хуанхэ, Нила и Ганга – в тыс. до н.э. возникают первые цивилизации и

государственные образования Месопотамии, Египта, Индии. В их истории выделяются такая форма государственности, как восточная деспотия, и раннее, начальное состояние права.

Выделяя в истории государства и права восточную деспотию, следует учитывать, что далеко не все и не во всем государства Древнего Востока были централизованными монархиями с обожествлением и неограниченными правами правителей. Их власть ограничивалась, например, безусловным подчинением традициям и религиозным канонам, которые правитель не мог свободно изменять по своей воле. Да и в некоторых городах-государствах Древнего Востока устанавливался строй, близкий к олигархическим республикам.

Легисты (законники) – сторонники самого широкого регулирования общественных отношений абсолютной властью правителя с помощью сильного бюрократического аппарата, строгих законов и наказаний.

Коллективизм с разделением труда, взаимной поддержкой людей помогал выжить в трудных условиях, легче решать стоявшие перед обществом задачи.

Ярким проявлением коллективизма в странах Древнего Востока была крепкая сельская община. При большом разнообразии правового положения общин они имели и общие, типичные черты. Община была административной и хозяйственной ячейкой общества. Она самостоятельно решала свои внутренние вопросы, была единицей налогового обложения и солидарно несла ответственность за преступления, совершенные на ее территории. Земля принадлежала всей общине и на началах уравнительного землепользования передавалась отдельным семьям. При господстве в своей основе натурального хозяйства в общине производилось почти все необходимое для удовлетворения потребностей членов коллектива. Община тормозила развитие торговли, частной собственности, расслоение населения на бедных и богатых и определяла относительную сплоченность общества. Вместе с тем она сковывала инициативу, предприимчивость человека, мешала становлению его самостоятельности, раскрытию творческих способностей, утверждению достоинства личности. Проходили века и тысячелетия, но, несмотря на все изменения, характерные особенности восточных обществ, их государства и права сохранялись.

Специфическое в истории государства и права стран Древнего Востока рассматривается нами как производное природных свойств народов, их психоэмоциональной самобытности. Цивилизационные циклы здесь растянуты во времени, расплывчаты, размыты волнами передвижений народов, войнами, внутренними катаклизмами. Изменяющееся, прогрессивное на Востоке крепко связано с традиционным, стабильным и прочным – длительным сохранением глубинных основ человеческого общежития. «Восток и Запад есть в каждой вещи» (Г. Гегель), но на Востоке устойчивость отношений прежде всего и определяет особенности государства и права.

Длительность рассматриваемого периода (несколько тысячелетий), отрывочность сведений о столь отдаленном от нас времени крайне затрудняют общую характеристику развития права стран Древнего Востока.

Аморфность. Право не вполне отделилось от религии в особое средство регулирования общественных отношений, правовые и религиозные обязанности не различались, В Древней Индии, например, не было известно даже слово «право», а предписания правового характера содержались в священных книгах индусов. Религия поддерживала право своими санкциями. Она наделяла право как божественное установление ореолом святости, облекала в религиозные одежды. Авторитет религии в полной мере использовался властью, чтобы внушить уважение к праву.

Первоначально право тесно переплеталось также с простыми нормами нравственности и древними обычаями. Первые памятники права часто были записями норм обычного права.

Недифференцированность – неразвитость основных правовых понятий, институтов, структуры права, самой правовой нормы. Так, еще и уголовное право не отделялось от гражданского, а уголовный процесс – от гражданского процесса. При этом понятия правонарушения и преступления (общественно опасное деяние) зачастую не разграничивались. Широкое использование «объективного вменения» объясняется также и неразвитостью понятия вины как решающего основания ответственности. При определении наказания не различались подчас умысел и неосторожность.

Правовая норма еще не сложилась в чистом виде: широкое распространение имели особые социальные нормы с вкрапленными в них предписаниями правового характера. Правило поведения в такой норме, выступая в форме религиозного предписания или древнего обычая, обеспечивалось прежде всего религиозной санкцией или силой общественного мнения. Со временем из них вычленяются правовые нормы, которые все более активно стали поддерживаться возможностью и реальностью государственного принуждения.

Узкая сфера действия.

Экзотичность, своеобразие. На ранних ступенях развития в праве особенно ярко представлена этническая самобытность народов. Причудливость формы, свойственная фантазии раннего возраста, переносилась на право.

Наивное мировоззрение древних народов обусловило, в частности, развитой и детализированный формализм и символизм правовых действий. Правовой акт неизменно сопровождался множеством сложных ритуальных действий – жестами, произнесением клятв или сакраментальных слов, фраз, исполнением религиозных гимнов. Малейшее отступление от строго установленной формы, например неточность в произнесении слов, приводило к тому, что необходимый правовой результат не достигался.

Казуальность. Право нередко возникало из записи конкретных судебных решений, и поэтому обобщающий характер правовой нормы еще не сложился, и она соотносилась лишь с конкретным случаем. Такие нормы были более понятными, но они не могли охватить всю сферу отношений, подлежавших правовому регулированию, и приводили к значительным пробелам в праве.

Консерватизм. Священность и неприкосновенность религиозных догматов и древних обычаев переносились на право. Связь права с религией и обычаями, застойный характер общественного и экономического развития обусловили крайне замедленный темп изменений в нем. Следует, однако, учитывать, что и отрывочность сведений о праве стран Древнего Востока не позволяет сколько-нибудь полно показать его развитие, изменения.

В отдельных областях права следует выделить неразвитость права частной собственности, жестокость наказаний, ордалии и талион в судебном процессе. Особо обращает на себя внимание резко выраженное неравноправие отдельных групп населения. Правовое положение человека определялось прежде всего его принадлежностью к тому или иному сословию, а право индивидуальной свободы не признавалось.

Рассматривая с высоты современности право стран Древнего Востока, нельзя видеть в нем только примитивизм и упрощенность.

Складывавшееся право ничуть не торопилось скинуть с себя религиозную оболочку, священность, внешние формы древних обычаев. Первоначально только в таких одеждах оно и могло существовать, быть признанным, в таких одеждах оно получило широкое распространение и применялось в течение многих веков. Причудливость формы, почерпнутая из обычаев и вековых традиций, делала право понятнее. Образность языка Законов Ману способствовала их популяризации, тому, что они были хорошо известны широким слоям населения. Когда не была развита письменность, совершение сложных формальных действий наилучшим образом способствовало фиксации в памяти присутствующих мельчайших деталей сделки. Связь права с религией обеспечивала, например, надежность договора.

Основные источники права стран Древнего Востока

Источники права древних государств Месопотамии

В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт , принятый по воле правителя того или иного царства.

Причины появления писаного законодательного акта в государствах Месопотамии:
    1. особые условия становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний (складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя-гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса);
    2. относительно раннее развитие товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли (Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире).

Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые “реформы” Уруингины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 году до н.э. Основная цель Уруингины – оставить память о себе грядущим поколениям как о радетеле “старых порядков”, “старых обычаев”, в чем сказалось влияние общинной идеологии. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова.

Таким действующим законодательным актом был и дошедший до нас самый значительный правовой документ Месопотамии ­Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья.

Законы включали преамбулу и изложение действующих правовых положений. Главная цель пышных прологов (особенно это характерно для ­Законов царя Хаммурапи), гласящих о справедливости, великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти.

Примечательно и меняющееся содержание этих обоснований, отражающее укрепление государственных порядков, степень могущества того или иного правителя. Несмотря на сходство (иногда текстуальное), совпадение ряда норм, все эти законы не могли не содержать и глубоких расхождений, так как каждый правовой акт отражал реалии своего времени, особенности своего государства и пр.

Источники права Древней Индии

К важнейшим источникам права Др. Индии относятся:

    • дхармашастры ­ ─ сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм);
    • артхашастры ─ трактаты о политике и праве;
    • обычай (ачара, адачара);
    • царское узаконение, повеление ( эдикт ).
Причины одновременного появления двух традиционных жанров (дхармашастр и артхашастр) в правовой литературе Древней Индии:
    1. исторические особенностями развития Древней Индии;
    2. слабость государственной власти,
    3. автономность общин,
    4. особое положение в социальной структуре варны брахманов.

Оно демонстрирует развитие права в Древней Индии как бы двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра). Сами же юридические трактаты, развивающиеся в одной и той же культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев тесно взаимодействовали друг с другом, о чем свидетельствует сходство их многих положений.

Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие “нъяя”, сходное с европейским – закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка.

Эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комментирующей священные книги индусов ─ веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Старейшие дхармашастры появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр:

    1. Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) – среди других дхармашастр занимают особое место;
    2. джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.);
    3. Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.).

Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии , которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения.

При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное ─ единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления.

К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники права Древней Индии, согласно которому все его содержание, границы действия норм предопределены ведами – священными источниками “всех знаний”. Отсюда делается вывод, что между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, а их в действительности было множество, то они должны быть разрешены соответствующим толкованием.

Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература чисто светского жанра, относящаяся к науке политики , ─ артхашастры.

Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, предписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н.э.). В этом произведении (по уточненным данным относящемся к рубежу I тысячелетия до н.э. – I тысячелетия н.э.) содержатся обширные сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Главное содержание Артхашастры ─ рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики , в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления.

Эта кшатрийская литература опиралась, видимо, на другую предшествующую ей литературу практического характера, а также на нормы царского законодательства. Здесь в логико-тематической последовательности рассматриваются вопросы, касающиеся судебного процесса, брака, наследования, собственности, обязательственного права и пр.

Дхармашастры признают неортодоксальную артхашастру в качестве источника права. Вместе с тем подчеркивается, “что д хармашастра имеет большее значение, чем артхашастра “. Эти процессы привели, видимо, в начале I тысячелетия н.э. к прекращению дальнейшего развития литературного жанра артхашастр.

Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права.

Обычай (ачара, адачара и пр.) трактовался в плане поведения “добрых, благоразумных людей” в соответствии с моралью, общественной пользой. Постепенно под влиянием ряда факторов, в частности непрекращающегося воздействия на общинно-кастовую систему соседствующего с индийскими общинами первобытного окружения, установилась практика, что не только одобренный брахманом обычай, но и всякий другой (в том числе обычай шудр и лиц, имеющих смешанное происхождение, а также жителей завоеванных стран) мог признаваться в царских судах.

На отдельных этапах эволюции правовой системы Древней Индии менялось отношение к царскому узаконению, повелению (эдикту) как источнику права. В Нараде (поздней из дхармашастр) указано, что по мере возможности эдикты царя не должны нарушать фундаментальных принципов и правил, которые содержатся в дхармашастрах.

Источники права Древнего Китая

Причины появления писаных законов в Древнем Китае:
    1. усиление социального расслоения китайского общества;
    2. необходимость использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой.

Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI-V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения.

Усиление законодательной деятельности в период “Воюющих царств”, в V-III вв. до н.э., было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой.

Источники права Древнего Китая:
    1. текст “Обозрения законов” (536 году до н.э.), включавший главы:
      • законы о ворах,
      • о разбойниках,
      • о заключении в темницу,
      • о поимке преступников,
      • об орудиях казни и пытки.
    2. свод законов “Книга законов царства Вэй” (III – II вв. до н.э.).

Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом “Обозрения законов”, относящийся к 536 году до н.э. Лишь на рубеже V – IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов “Книга законов царства Вэй”, составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков.

Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в III – II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. “Книга законов царства Вэй” была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.

Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлении Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности поземельных.

(Подробнее см.: История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М..- Изд. НОРМА, 1996. – 480 с.)

Ссылка на основную публикацию