Краткая история права Средневековой Европы

Государство и право в средневековой Европе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Феодальные формы средневековой Европы

Европейское Средневековье протянулось более чем на тысячу лет – это период становления государственности, общества и права. В период Средневековья была заложена основа быстрого развития и изменения Европы, интенсивной экспансии европейской цивилизации.

Средние века характеризуются единоличной властью. Практически во всех странах Европы царила монархия, также существовали особого рода республики. Как нечто естественное и неоспоримое воспринималась власть царя или короля, власть, полученная от Бога и высших духовных сфер. Издаваемые монархами правовые нормы принимались, как неоспоримое «божественное право», они практически никогда не оспаривались. Король обладал суверенитетом и не подчинялся суду.

В Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее существовало несколько форм монархии:

  1. Раннефеодальная монархия (V—IX вв.). Характерна для периода формирования феодальной собственности, феодалы сосредотачиваются вокруг укрепившейся власти короля. Создаются первые феодальные государства.
  2. Сеньориальная монархия (X—XIII вв.). Расцветает феодальный способ производства и натурального хозяйства. Начинаются процессы, ведущие к феодальной раздробленности, власть переходит от короля к отдельным феодалам. Государственная власть устанавливается на основе вассальных связей.
  3. Сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.). Происходит централизация государства, начинают функционировать сословно представительные органы.
  4. Абсолютная монархия (XVI—XVII вв.). Вся полнота государственной власти (законодательные, судебные, исполнительные функции) сосредоточена в руках короля, создан бюрократический государственный аппарат и профессиональная армия. У короля сосредоточены полный контроль и управление над страной.

Характер политического и общественного строя в средневековой Европе определяли поземельные отношения. Владение землей предоставляло право на осуществление властных полномочий на определенной территории. Атрибутом политической власти выступает феодальная собственность.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль феодального класса в становлении государственности

Класс феодалов является господствующим и представляет собой относительно замкнутую группу лиц, наделенных особыми привилегиями — владением монополией на право участия в суде и управлении, правом собственности на землю и крепостных. Феодальные отношения строились на основе взаимоотношений между феодалами – сеньорами и вассалами. Сеньоры предоставляли вассалам земли, гарантировали им защиту. По отношению к сеньорам вассалы были обязаны военной службой и другими повинностями.

Феодальное владение предоставлялось в пожизненное пользование, однако при нарушении вассальных обязательств отбиралось. Земля сдавалась в пользование под ренту или налоги, землю давали за службу. Количество вассалов и земель определяло статус сеньора, его титул и влияние при дворе.

Отношения сюзеренитета-вассалитета формировали сословность, специфическую политическую иерархию. Экономика же основывалась на собственности господствующих сословий на землю и носила натуральный характер. Желание крупнейших землевладельцев получить полную власть над собственными владениями ослабляли силу феодальных держав. Для сохранения своей власти монархи использовали между феодалами соперничество, использовали методы придворной интриги, заключали династические браки.

Сословное деление выражало неравенство между людьми, для каждой группы населения устанавливалось особое юридическое место. Помимо феодалов и зависимых выделяли духовенство, дворянство, ремесленников, купцов, чиновников и банкиров. Для каждого сословия были определены собственные права и обязанности, неисполнение которых вело к лишению прав. Внутри каждого сословия также выделялась иерархическая система. Значительную роль играли корпоративные связи — гильдии, цехи, общины. Большую роль в жизни государства играла община, выполняющая разнообразные функции: административные, фискальные, судебные, хозяйственные.

Средневековые города плохо вписывались в систему феодальных отношений. Горожане в политической жизни по большей части ориентировались на традиционные античные демократические порядки, игнорируя феодальные методы властвования.

Право в средневековой Европе

В Европе в Средние века функционировали главным образом следующие правовые системы: каноническое право, феодальное ленное право, городское право и римское право. Наблюдается взаимное влияние разных систем друг на друга.

Для правовой системы Средних веков характерно:

  • главное место занимают нормы, которые регулируют поземельные отношения, а также нормы, гарантирующие внеэкономическое принуждение;
  • феодальное право в большой мере закрепляло неравенство разных сословий;
  • в феодальном праве не существовало деления на отрасли права; наблюдалось деление на церковное право, ленное право, городское право и др., что определялось его сословным принципом;
  • на феодальное право огромное влияние оказали церковные нормы, часто видоизменяющиеся в нормы права;
  • отсутствовало единое право на всей территории государства, господствовало право, базирующееся на местных обычаях.

В период позднего Средневековья в Европе закладывались основы будущего правопорядка, судопроизводства, которые восходили к позднеантичному римскому праву.

Феодальное право по внутренней структуре, степени разработанности, юридической технике значительно уступало рабовладельческому частному праву (в частности, римскому). В Западной Европе римское право пережило свое «второе рождение», что было обусловлено следующими причинами: римское право предоставляло решение в вопросах юридического выражения процессов и отношений в развивающемся товарном хозяйстве; в римском праве монархи находили правовые нормы, объясняющие их притязания на неограниченную власть. Римское По данной теме мы уже выполнили реферат Римское право подробнее право благоприятствовало преодолению государственных границ, формированию единого ядра европейской правовой культуры.

Раздел III. Государство и право средних веков

Раздел III. Государство и право средних веков

Эпоха Средних веков составляет в значительной степени условно выделяемый период мировой истории. Он имеет лишь начальную точно обозначаемую грань — распад и падение Римской империи, которая в политическом и культурном отношении была своего рода кульминацией античного общества. Конечная грань эпохи растянулась на многовековой период, для разных народов Европы и Азии пришедшийся то на XVI, то на XVIII в.

С распадом Римской империи, которому немало способствовали не только германские народы, но и вторжения кочевых объединений из глубин Центральной Азии, опустошивших в ходе Великого переселения народов огромные пространства, на государственно-политической карте Европы появились варварские королевства. В их недрах созрел и стал определяющим феодальный уклад социальных отношений.

Единство эпохе Средних веков придает господство феодализма в социальных и политических отношениях. Это касается не только Европы с историческими особенностями ее развития, но и государств Азии. Феодализм означал не только особую форму социально-экономических связей, связанную с вотчинным хозяйством, но существование особых, подчиняющих себе многие другие стороны жизни лично-служебных отношений, пронизывающих все общество: от королей до последних по уровню социальной среды зависимых крестьян. Неизменной спутницей феодализма и присущих ему правовых связей стала сословность общества, разделение его на жесткие слои, различающиеся по своим правам, привилегиям, отношению к государственной власти.

Эпоха Средних веков не сформировала собственного, только ей присущего типагосударственности. Государственная организация принимала вид раннефеодальной или феодально-ленной монархии на раннем этапе. Она принимала вид сословной монархии в период расцвета сословной независимости либо даже особых самоуправляющихся республик, однако весьма далеких от ограниченной даже античной демократии. Наконец, в эту эпоху началось формирование государственности абсолютной монархии, которая станет едва ли не классической — по политическим и правовым принципам — формой государства на переходе от Средневековья к Новому времени.

В эпоху Средневековья произошло формирование национальных государств новых наций, исторически существующих доныне. В этом смысле тогда были заложены основы политических и правовых традиций большинства современных государств и правовых систем. В эту эпоху произошло становление современной государственной организации: по роли власти в жизни общества и ее публичному содержанию, по взаимоотношению институтов власти, по характеру применения права. Составляющий важнейшее начало государственной организации последующих эпох представительный принцип реализации власти сложился именно в государстве Средневековья; именно с ним, а не с античным государством взаимосвязаны напрямую многие важнейшие принципы государственного и правового уклада Нового времени.

Эпоха Средневековья была эпохой значительного, иногда доминирующего участия в государственной организации церкви — христианской в Европе, мусульманской или буддистской, синтоистской в странах Азии. Церковь была не только соучастницей многоразличной — от законодательной до судебной — государственной деятельности. Она привносила в политические идеалы государств и в право религиозные идеалы и принципы, которые по-новому включались в общую правовую культуру. Внутрицерковные и межцерковные события оказывали порой решающее влияние на историю государств, на развитие их политического уклада. Глобальный поворот в истории Средиземноморья, приведший к прямому соприкосновению Запада и Востока (в лице Оттоманской империи турок), связан с начавшимися по инициативе церкви крестовыми походами. Политический и правовой раскол на два полумира в Европе, обособивший государства славян и Россию, связан в корне с расколом христианской церкви на западную, католическую, и восточную. Решающим поворотом в европейской, а отчасти и мировой истории стала церковная Реформация. С нее начались искания и идеалы, перенесшие европейские государства и право в Америку.

Эпоха Средних веков стала первой в мировой истории эпохой действительно общемирового политического и правового процесса. В известном культурному человечеству мире практически не было значимых народов на внегосударственной стадии жизни. Государства пришли в тесное соприкосновение, влияли друг на друга не только в военном, но и в культурном, правовом отношении. Появились новые, неведомые предыдущим эпохам межгосударственные установления и почти единая правовая культура.

Читайте также

ГЕРОИ И ЧУДЕСА СРЕДНИХ ВЕКОВ

ГЕРОИ И ЧУДЕСА СРЕДНИХ ВЕКОВ

От Средних веков к Ренессансу

От Средних веков к Ренессансу Проводя историческое различие между Средними веками и Ренессансом, мы вместе с тем не должны рассматривать его как некую непреодолимую хронологическую грань между ними. Вовсе не нужна волшебная палочка, дабы по ее мановению осуществился

ПРОЛОГ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ПРОЛОГ СРЕДНИХ ВЕКОВ Маздак говорил: “Кто богат и силён, не выше бедняги, что нищим рождён”. Фирдоуси. Шахнамэ. Катастрофа, разрушившая государства Древнего Мира, была вызвана новым ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ОТКРЫТИЕМ кочевников — изобретением стремени и седла. Стремя и седло

Раздел I. Государство и право Древнего Востока

Раздел I. Государство и право Древнего Востока Первые очаги человеческой цивилизации появились на Ближнем Востоке, самые первые — в Палестине около Х тыс. до н. э. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и политические общества, объединившие людей

Раздел II. Государство и право античного мира

Раздел II. Государство и право античного мира Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II–I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой

4.3.6. Эпоха средних веков (VI — XV вв.)

4.3.6. Эпоха средних веков (VI — XV вв.) После падения Западной Римской империи Западная Европа долго еще не могла успокоиться. Варварские королевства возникали и исчезали, границы между ними менялись.В V в. началось переселение англов, саксов и ютов в Британию. Большинство

4. ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ (VI-XV вв.).

4. ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ (VI-XV вв.). 4.1. Возникновение “варварских” королевств на территории Западной Европы и империя Каролингов После падения Западной Римской империи Западная Европа долго еще не могла успокоиться. Варварские королевства возникали и исчезали, границы между

От Средних веков до революций

От Средних веков до революций Бог мира, обрати народы, которые предаются войне, этой язве всех язв, к книгам, святилищам вечной истины. Ричард

6. Эпоха средних веков (VI-XVвв.)

6. Эпоха средних веков (VI-XVвв.) Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демосоциальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а

п. Право Европы в Средние века и Новое время

Урок 5. Право 10 класс. Базовый и углублённый уровень

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “п. Право Европы в Средние века и Новое время”

В Средние века и Новое время в Европе сформировались национальные государства и национальные правовые системы. Между ними достаточно много различий, но и много общего. И это неудивительно, ведь они развивались в схожих условиях.

Падение Западной Римской империи означало гибель цивилизации, достигшей наивысшего развития в эпоху Древнего мира. Западноевропейское общество надолго было отброшено назад. Несмотря на утрату многих духовных ценностей, Средневековье не было регрессом в развитии Европы и мира в целом. В это время были созданы новые, неизвестные ни античной, ни восточной цивилизации перспективные формы экономической, социальной и политической жизни.

В итоге они привели западные страны на лидерские позиции в Новое и Новейшее время.

Но сейчас мы изучаем не развитие западноевропейской цивилизации вообще. Нас интересует история права.

Для варварских народов, которые осели на территории прежней Римской империи, античное право не представляло какого-либо интереса. Их общества находились на стадии разложения общинного строя. Тех отношений, которые могли бы регулироваться римскими законами, у них просто ещё не сложилось. Варварам вполне достаточно было собственных правовых обычаев, которые передавались из поколения в поколение в устной форме. Однако формирование государств требовало их письменной фиксации.

В VI–IX веках в варварских королевствах появились собственные сборники законов: Салическая, Бургундская, Саксонская, Баварская, Алеманнская и другие правды. «Правдами» их традиционно называют российские исследователи по аналогии с Русской правдой. Официальное их название другое. Например, Салическая правда называлась Pactus legis Salicae – Салический закон.

Этот сборник законов салических (западных) франков был составлен при короле Хлодвиге Первом в начале VI века.

Первоначальный текст Салической правды дополнялся капитуляриями.

Капитулярии – законы и указы франкских королей из династий Меровингов и Каролингов. Король оглашал их на собрании высших должностных лиц как распоряжение, обязательное к исполнению. Например, «Капитулярий о поместьях» Карла Великого – это инструкции по управлению королевскими земельными владениями. В числе прочего в нём называются 72 растения, которые в обязательном порядке должны были выращиваться на монастырских землях.

Нормы Салической правды – это, в основном, перечисление наказаний за различные правонарушения. Отметим, что на принцип талиона нормы уже не опираются. За все преступления, включая убийство, предусматривается денежный штраф.

«Если кто украдёт молочного поросёнка и будет уличён, присуждается к уплате трёх солидов».

«Если кто ограбит свободного человека, напавши на него неожиданно, и будет уличён, присуждается к уплате шестидесяти трёх солидов».

«Если кто лишит жизни свободного человека или уведёт чужую жену от живого мужа, присуждается к уплате двухсот солидов».

Солид – денежная единица (монета), заимствованная франками у римлян. В VI веке за три солида можно было купить корову – «здоровую, зрячую и рогатую». Так что совершение преступлений было дорогим удовольствием.

Салическая правда предусматривала ответственность семьи за своего проштрафившегося члена. Если убийца не мог уплатить штраф, то эта обязанность переходила на родственников со стороны отца и матери. И только в том случае, если никто в роду не имел таких денег, штраф за убийство оплачивался жизнью.

Законы франков регулировали семейные отношения, наследование, исполнение долговых обязательств, передачу имущества. Предосудительным считалось оскорбление чести и достоинства.

«Если кто назовёт другого уродом, присуждается к уплате трёх солидов».

«Если кто назовёт другого доносчиком или лжецом и не сможет доказать, присуждается к уплате пятнадцати солидов».

Среди норм Салической правды были и процессуальные. Они описывали, как должно проходить расследование, перечислялись наказания за лжесвидетельствование и неявку в суд. Отдельная глава была посвящена выкупу руки от котелка.

Если обычных доказательств или свидетельских показаний не было или не хватало, для того, чтобы принять обоснованное решение, проводилась ордалия – Божий суд.

Обвиняемый должен был доказать свою невиновность, пройдя через испытание. Его руку опускали в котелок с кипящей водой, затем накладывали повязку и опечатывали её. Если через три дня рука заживала, человек признавался невиновным.

Ордалии были широко распространены в средневековой Европе. Это могло быть испытание огнём, раскалённым железом или холодной водой. Последнее часто применялось по отношению к тем, кого обвиняли в ведовстве. Связанного по рукам и ногам человека бросали в воду. Если он тонул, его вытаскивали и оправдывали (если успевали откачать). Если же вода не принимала его, то признавали виновным и казнили.

Разновидностью ордалии были судебные поединки между противостоящими в суде сторонами. Если обвиняли женщину, то за неё мог вступиться любой желающий. Отголоски этих средневековых обычаев нашли отражение в дуэлях, которые продолжались и после того, как ордалии были отменены.

В Салической правде нашло отражение и формирующееся социальное неравенство. Причём речь шла не только о различиях в положении рабов и свободных. Вспомним ещё раз, что за убийство свободного человека присуждался штраф в двести солидов.

Если речь шла о человеке, находившемся на службе у короля, штраф выплачивался в тройном размере – шестьсот солидов. Также оценивалась жизнь священника, а за убийство графа нужно было заплатить тысячу восемьсот солидов.

С развитием феодальных отношений в странах Западной Европы формировалось ленное и манориальное право. Ленное право – комплекс норм, которые регулировали отношения внутри сословия феодалов-землевладельцев: между сеньорами и вассалами. Манором называли феодальное поместье. Манориальное право регулировало отношения феодалов и крестьян, которые обрабатывали их землю.

Особое место занимало каноническое право. Католицизм, получивший преимущественное распространение в Западной Европе, был единой организацией. Поэтому те правила, по которым жила католическая церковь, были универсальными. Это в немалой степени способствовало сближению правовых систем отдельных государств. Каноническое право регулировало не только отношения внутри сословия духовенства, но и многие вопросы духовной и светской жизни мирян. Вспомним хотя бы о суде инквизиции.

Католический церковный суд был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Хотя борьба с еретиками велась и до этого. Апогея деятельность инквизиции достигла в Испании в конце XV века. Великим инквизитором Испании был тогда Томас де Торквемада. В 1559 году был учреждён «Индекс запрещённых книг». В соответствии с ним осуществлялась цензура печатных изданий всего западного христианского мира.

Каноническое право было единственным в средневековой Западной Европе, где сохранялись римские юридические традиции. В XII веке они оказались востребованными не только в церкви.

Второе рождение римского права было связано с оживлением экономической жизни, особенно торговли, в европейском Высоком Средневековье. Правовые обычаи и феодальное право не давали возможности регулировать зарождающиеся буржуазные отношения. Нормы римского права закрепляли понятие частной собственности, имущественных сделок, связанных с торговым оборотом. Неслучайно его возрождение началось в Северной Италии. Торговые города-республики, расположенные здесь, в XI веке переживали экономический подъём.

Важную роль в «открытии» и рецепции (принятии на государственном уровне) римского права сыграли университеты Северной Италии: в Равенне, Падуе, Болонье.

В Средние века начали складываться и принципы будущего буржуазного права.

Развитие ремесла и торговли вызвало у горожан желание покончить с произволом короля и феодалов, добиться надёжной защиты своих прав. Прежде всего права свободно распоряжаться собственностью и заниматься (как бы мы сейчас сказали) предпринимательской деятельностью. Города добивались самоуправления – вооружённой борьбой или деньгами. Наибольшую известность получило Магдебургское право (по названию немецкого города, который первым его добился).

Отношения между ремесленниками и торговцами регулировали особые нормы. Вероятно, вы помните, например, что такое цехи и цеховые правила?

В том же веке, когда сложилось Магдебургское право, в Англии появился ещё один документ, который провозглашал автономию личности от государства и власти. Не всех, правда, личностей, но лиха беда начало! Речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.

Хартии, дарующие определённые права и привилегии, английские монархи издавали и раньше. Но делали это исключительно по своей доброй воле. Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного вынудили подписать мятежные бароны. Надо сказать, король сам был виноват в мятеже. Чтобы продолжать войну с Францией, вернуть потерянные владения в Нормандии, требовались деньги, большие деньги. В казне их не было. И Иоанн обложил своих подданных новыми поборами. Без всяких оснований лишал своих вассалов феодов, объявлял леса, ранее находившиеся в общественном пользовании, королевскими. Окончательно угробила репутацию короля в глазах подданных капитуляция в конфликте с римским папой. Король вынужден был признать себя его вассалом.

Бароны отреклись от верности Иоанну и подняли восстание. В мае 1215 года они захватили Лондон. Король вынужден был пойти на переговоры и 15 июня поставил свою подпись под петицией баронов.

Хартия подтверждала вольности различных групп свободного населения. Кое-что из них до сих пор имеет юридическую силу в Великобритании.

«Ни один свободный человек не будет арестован или заключён в тюрьму, или лишён владения иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны. Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их».

В документе содержались также запрет на нарушение указанных свобод со стороны короля и его чиновников и гарантии на случай неисполнения хартии.

В 1679 году парламент Англии принял ещё один эпохальный законодательный документ – Хабеас корпус акт.

Он определял правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении. С этого времени каждый гражданин, задержанный правоохранительными органами, мог требовать судебной проверки законности ареста.

Права и свободы личности, гарантия их защиты со стороны государства утверждались в ходе буржуазных революций и закреплялись в конституциях. Но первая конституция Нового времени была принята на другом континенте – в Северной Америке. Об этом мы поговорим в другой раз. А пока подытожим.

Развитие права в средневековой Западной Европе начиналось с письменной фиксации правовых обычаев. Позже они дополнялись законодательными актами монархов.

Единой для всех сословий системы законов не существовало. Отношения в разных сферах общественной жизни регулировали нормы ленного, манориального, городского, канонического права. В разных странах они были во многом схожи, так как развитие западноевропейской цивилизации шло, по большому счёту, в одном направлении.

Общность европейских правовых систем подкреплялась и их опорой (начиная с XII века) на классическое римское право.

В Средние века (раньше всего в Англии) началось постепенное развитие принципов буржуазного права. Окончательно оно оформилось в Новое время.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Средневековые государства появились в Западной Европе в IX-XIII вв. и приняли форму сеньоральной монархии. Они отличались крайней степенью экономической и политической децентрализации. Для XIII-XV вв. характерно становление сословно-представительных монархий. Это связано с экономическим подъемом, с ростом городов и развитием торгового оборота, а также со стадией первоначального накопления капитала. В течение XII-XIV вв. существенным образом меняется экономический облик западноевропейских государств. Большая часть городов находилась на земле феодальных сеньоров. После Крестовых походов (XI-XII вв.) феодальные поборы становятся невыносимыми. На своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии (XVI-XVI! вв). Специфические черты средневекового государства:

1) последовательность смены его форм (раннее Средневековье, развитое Средневековье, позднее Средневековье);

2) политическая власть переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов;

3) крестьянская община, являющаяся исторически обусловленной формой объединения крестьян, ведет индивидуальное хозяйство и обладает минимальными административными и судебными функциями;

4) сложность взаимоотношений светских владык и христианской церкви, которая постепенно превращалась в крупнейшего земельного собственника. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на восточную (грекокатолическую) и западную (римско-католическую);

5) важность роли средневековых городов в формировании политического и правового сознания в Западной Европе. История средневековых городов – это борьба городского населения за личную свободу, иные вольности и привилегии, за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за экономическую автономию;

6) главным институтом в политической системе оставалось государство. Средневековое государство, закрепляя феодальные формы собственности на землю и средства производства, сословные привилегии феодалов, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, охраняло традиционные нормы общественного порядка и т.д.). В Средние века определяются контуры основных правовых систем – континентальной и англо-саксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты. В XI в. появляются первые кодифицированные сборники с изложением основных принципов феодального права. В становлении общеевропейской правовой культуры особую роль сыграло кодифицированное городское право со строго фиксированными норма-ми и каноническое право. Источники канонического права – Священное

Писание, Деяния святых апостолов, Послания к римлянам и др. Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). Со временем римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. Своеобразное возрождение римского права поддерживала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство. Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения. В институциях Гая договоры (контракты) были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. Момент наступления ответственности был избран критерием для отнесения сделок, к названному типу договоров и в данном случае. Она наступала сразу же по заключении соглашения, отсюда и название консенсуальный (от consensus – соглашение). Среди консенсуальных договоров особое место занял договор купли-продажи (при господстве манципации данный вид договора был реальным). Ответственность сторон возникала теперь не с передачей вещи, а не-медленно по заключении соглашения – в любой из дозволенных форм: письменной или устной. Оборот товаров был значительно облегчен.

В формулярном процессе значительно повысилась роль претора, который перестал быть пассивным участником сакральных обрядов, совершавшихся сторонами при легисакционном процессе. Интенция – требовательная часть формулы, она содержит указание на предмет иска и его правовое основание. Поначалу формула претора состояла только из интенции, снабженной репликой претора. С течением времени формула приобретает триединую форму: за интенцией следует эксцепция и кондемнация.

Эксцепция, т.е. в переводе – возражение, протест, особое мнение, заявлялась ответчиком, и, если она была резонной, т.е. опиравшейся на закон, добрую совесть

или справедливость, претор соответствующим образом формулировал свое указание судье в третьей и по-следней части формулы – кондемнации. дения Западной Римской империи, по указанию ви-зантийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшихся, однако, интерполяциям – включениям норм более позднего, в частности греческого и восточного, права. Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг, в которых рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, различные вопросы частного и публичного права. Каждая книга распадается на титулы, а титулы – на фрагменты. Через три года после начала работы были готовы две основные части кодификации – дигесты и институции. Дигесты, или пандекты, составляют важнейшую часть кодификации императора Юстиниана. Дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи (самая толстая книга кодификации – около 100 листов).

Дигесты, или пандекты, составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. Институциями был назван учебник для студентов византийских юридических учебных заведений.

Третья и последняя часть свода – это собрание императорских постановлений, собственно Кодекс Юстиниана. Все дополнения и изменения, вносимые в свод последующим законодательством, составили особую часть – Новеллы. От новелл отличались интерполяции, которыми стали называть всякие скрытые, неоговоренные изменения текста, внесенные в дигесты.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПРАВА

В условиях социально-экономических и политических изменений в жизни общества средневековое право прошло большой и сложный путь Ранний возраст народов, заселивших территорию Европы и Азии, и сравнительно низкий уровень развития товарно-денежных отношений на протяжении большей части истории Средневековья обусловили тот факт, что право не достигло того совершенства, которое было присуще римскому праву классического периода, и в течение длительного времени сохраняло многие черты раннего состояния:

♦ преобладание обычного права;

♦ тесную связь права с религией;

♦ неразвитость основных институтов и понятий;

♦ ограниченность сферы действия.

В средневековой Европе формирование национальных правовых систем шло весьма сложным путем. На первых стадиях развития средневекового феодального государства право в одной и той же стране отличалось пестротой и разнообразием, будучи партикулярным (имея множественные местные особенности), что было обусловлено отсутствием прочных экономических и политических связей, единой государственной воли Общими чертами средневекового права были крайне низкая юридическая техника и казуистический характер нормативных актов . Источниками средневекового европейского права до периода абсолютизма были главным образом обычаи, соглашения феодалов, а также грамоты монархов, закреплявшие привилегии тех или иных сословий, отдельных лиц и городских общин . Большое значение имела судебная практика В Англии на ее основе сложилась особая система права — общее право. В раздробленной Германии значительную роль играло городское право, базировавшееся на правах Магдебурга (Магдебургское право) и Любека (Любекское право) и оказавшее влияние на соседние государства — Польшу и Литву.

Автономную ветвь средневекового права составляло каноническое право, в первую очередь регулировавшее вопросы организации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержавшее ряд норм гражданского права, особенно в области брачно-семейных и наследственных отношений. Его нормы формулировались в постановлениях (канонах) церковных соборов. По мере распространения в Европе христианской религии сфера действия этого права расширялась . Закрепляя патриархальный строй семейных отношений, каноническое право утверждало главенство мужа в семье. Жена без его согласия не могла изменять место жительства, заключать договоры, отчуждать имущество и выступать в суде. Как и в других обществах на ранних стадиях развития, женщина находилась в приниженном положении

Гораздо более важным регулятором общественной жизни, чем позитивное право, выраженное в законах предписания религиозно-правового характера, выступали в восточных феодальных обществах традиции и этические учения В первую очередь это касалось Китая и Японии, где законодательство большей частью ограничивалось немногочисленными, но крайне суровыми нормами уголовного права

Постепенное преодоление феодальной раздробленности и усиление центральной власти, сопровождавшееся развитием экономических связей внутри страны и постепенным формированием единого национального рынка, вызвали необходимость систематизации и унификации права. Среди его источников все большее значение начинают приобретать акты монархов (королевские ордонансы, привилеи и др .), отчасти вытеснившие обычаи. В XVI-XVII вв . в ряде европейских государств начинается кодификация права, издаются единые законодательные акты, например «Каролина» 1552 г. в Германии и др .

В период позднего Средневековья происходит приспособление старых правовых институтов к регулированию новых буржуазных отношений Вместе с тем преодолевается прежняя неразвитость права, выражавшаяся в его казуальности и т . п . Расширяется сфера действия права, окончательно складываются его основные отрасли, проводятся частичные кодификации, вырабатываются такие общие понятия, как преступление, вина, необходимая оборона и др . Наблюдается, однако, и другая крайность — чрезмерно широкое регулирование правом общественных отношений, что проявлялось, например, в жесткой регламентации жизни и деятельности цехов

В целом средневековое феодальное право представляло собой право господствующего класса, основная задача которого состояла в юридическом оформлении и регулировании монопольного права собственности на землю и неполной собственности зависимых крестьян, в обеспечении политического и экономического господства феодалов в обществе . Основными чертами средневекового феодального права выступали главенствующая роль регулирования поземельных отношений, нормативное закрепление неравенства различных сословий, отсутствие деления на отрасли права и значительная роль церкви. Характерным было и то, что римское право начало вторую жизнь в Западной Европе

Право средневековой Европы

Содержание:

↑ Феодальное право

В эпоху Средневековья в Европе складываются континентальные и англосаксонские правовые системы с их спецификой и различиями. Исходным для этих систем было право, заложенное вековыми традициями и обычаями населяющих Европу племен. Но в течение нескольких веков формируется феодальное право с территориальным принципом действия, хотя и эти правовые обычаи выражались все еще в устной форме. Обычаи, заложенные в ленном праве, регулировали отношения между феодалами и вассалами.

Манориальное право регулировало отношения феодалов-землевладельцев с крестьянами, обрабатывающими их землю. С течением времени правовые обычаи стали фиксироваться в документах, где излагались права и обязанности людей разных сословий в отношениях с сеньорами. В разных регионах они мало чем отличались, несмотря на некоторую местную специфику. В одиннадцатом веке были изданы первые книги с принципами феодального права: «Обычаи Барселоны», «Обычаи феодов». Позже появились «Саксонское зерцало» (Германия), «Кутюмы Бовези» (Франция). В этих книгах уже делались попытки систематизировать и теоретически осмыслить феодальное право.

↑ Городское право

Городское право было уже писанным и содержалось в городских статутах, в королевских и сеньориальных хартиях города. Городское право не повторяло феодальное право, а предвосхищало принципы будущего буржуазного права. В городском праве широко использовались материалы документов по международному торговому праву и морским обычаям, созданные городами Испании, Португалии, Италии. Так формировались единые правовые традиции для городов на территории всей Западной Европы.

↑ Каноническое право

Каноническое право занимало особое место в общеевропейской правовой культуре. Сначала это было просто церковное право. Позже, когда Церковь раскололась, в каноническом праве появились два направления. Часть Европы (Западная и Центральная) пользовалась каноническим правом, на которое повлияла «папская революция», и укрепилось как самостоятельная и эффективно действующая система средневекового права. Восточное направление канонического права, сформированное греко-православной Церковью, распространялось на Византию и некоторые страны Юго-Восточной, а также Восточной Европы, хотя авторитет его был меньше, чем западное каноническое право.

Неоспоримое могущество и политическая сила римского католицизма и папства сделало западноевропейское каноническое право универсальным для всех стран, принявших католицизм. Оно регулировало общественные отношения всех католиков по вопросам духовной и светской жизни клириков и мирян. Уходя своими корнями в античность, оно сосредоточило в себе и передало будущим поколениям основные нормы римского права и его язык.

↑ «Старое» каноническое право

Это «старое право» рождалось из источников раннехристианской литературы (Святое письмо, Деяния Апостолов и др.). Позже церковно-правовые нормы закреплялись императорскими законами, писаниями святых отцов, документами Церковных Соборов, решениями римских пап. Сборники по такому праву назывались декреталиями.

↑ «Новое» каноническое право

«Папская революция» более четко определила юридическое содержание «нового» канонического права. Его источником стали папские конституции: энциклики, бреве, буллы, рескрипты и прочие документы. Папа Григорий Седьмой ввел каноническое право в университетские программы. Папское правотворчество продолжало развиваться. В результате многих усовершенствований и дополнений в 1580 году был издан «Свод канонического права», охватывающий широкий диапазон вопросов церковной жизни и ее связи со светской. Это «новое» каноническое право включало в себя и уголовные нормы (епитимии за убийства или ложную клятву). Предусматривались в нем и законы, связанные с договорами, завещаниями, наследством и брачно-семейными отношениями.

↑ Рецепция римского права

Рецепция (то есть усвоение, восприятие) римского права началось в эпоху Реформации (шестнадцатый век). В римском праве содержались четкие формулы, касающиеся частной собственности, торговых оборотов и многих других сфер общественной жизни. Католическая церковь поддержала рецепцию римского права, потому что видела в нем способы сохранения канонического права и узаконивание притязаний пап на неограниченную власть. В конце концов, эту рецепцию официально признала и королевская власть, которой была необходима централизованная Европа, подчиненная единой юрисдикции.

Краткая история права Средневековой Европы

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава I.
ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 3*. Право Европы в Средние века и Новое время

В Средние века единой стройной системы права не было. Действовали нормы так называемых варварских правд: Салической, Бургундской, Алеманнской, Баварской, составленных между V и IX вв. Деления на отрасли права, подобного нынешнему, не существовало. Сложились ленное право (регулировало отношения между сеньорами и вассалами), городское право (определяло правовое положение горожан), цеховое право (цеховые уставы регулировали порядок производства и сбыта ремесленных изделий и отношения между мастерами). В основе средневекового суда также лежал сословный принцип: каждое сословие имело свой суд.

Слова героя шекспировской драмы Ричарда III: «Кулак – нам совесть, и закон – нам меч!» – довольно точно выражают сущность средневекового права, которое часто называют кулачным. Его жестокость общеизвестна.

Право в Средние века находилось под сильным влиянием религии. Церковные догматы придавали правовым нормам силу закона. Гражданские и семейные отношения регулировались нормами канонического (церковного) права.

Широкое распространение имел так называемый Божий суд, или ордалии. Испытание котелком или раскаленным железом доказывало виновность или, напротив, оправдывало заподозренного в преступлении. Той же цели служили судебные поединки.

Суд начинался с попыток обвиняемого доказать свою невиновность. Для убедительности он приносил очистительную присягу, призывая на помощь соприсяжников, которые, в свою очередь, клялись, что обвиняемый не является клятвопреступником. Если клятв было недостаточно, прибегали к ордалиям, в том числе к поединку на кулаках или с применением оружия, и правым зачастую оказывался более сильный и ловкий. Считают, что именно этот варварский обычай сохранялся вплоть до XX в. в форме дуэли, романтизировавшей необходимость защитить честь рыцаря, дворянина, офицера на поединке.

Средневековое право нельзя представить без судов инквизиции. Признавшегося под пытками в совершении преступления «грешника» инквизиторы передавали в руки государства. Перед сожжением осужденных проводили по улицам с петлей на шее. На площади их ждала скамья позора. После траурной мессы несчастным читали приговор, их привязывали к столбу, обложенному дровами. Огонь завершал «дело».

Французский философ-просветитель Вольтер подсчитал, что в Западной Европе было сожжено около ста тысяч «ведьм» и «колдунов». В словах французского инквизитора XIV в. Бернара Ги отразились основы всех тоталитарных расправ над инакомыслящими: «Задача инквизиции – истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики; еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защитники».

Однако свойственная самой сути христианства и постепенно все возраставшая автономия личности от государства и власти толкала некоторые слои общества к борьбе за некоторые права и свободы. В Англии, например, конфликт между королем Иоанном Безземельным, с одной стороны, и баронами, католической церковью, рыцарством и горожанами – с другой, завершился принятием правового документа под названием Великая хартия вольностей (1215). «Свободные люди» (в терминологии того времени это в первую очередь сеньоры, представители духовенства, горожане) наделялись определенными правами. Значение этого документа не только для своего времени, но и для позднейших веков становится очевидным хотя бы из следующей нормы: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны» (ст. 39). А вот норма, в которой исследователи видят одну из первых формулировок права на свободу передвижения: «Пусть будет каждому позволено впредь выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности…» (ст. 42).

В первой половине XV в. был создан, а в XVII в. утвержден английским парламентом еще один важный исторический документ – Хабеас корпус акт (назван по его первым словам – «Пусть предъявят тело»). Он позволял каждому, кто считал себя незаконно лишенным свободы, обращаться к судье с просьбой приказать задержавшему доставить его в суд.

Великая хартия вольностей и Хабеас корпус акт вошли в качестве законов в неписаную английскую конституцию. Трудно переоценить их роль в развитии идеологии прав человека и практики их реализации.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте особенности средневекового права. Приведите названия варварских «правд».

2. Обоснуйте своё мнение, почему в Средние века получил распространение Божий суд.

3*. На примерах из художественной литературы и кинофильмов расскажите об инквизиции.

4. Проанализируйте, как складывались взаимоотношения средневекового права и церкви.

5. Когда и в каких правовых документах были зафиксированы права и свободы человека?

6. Используя дополнительные источники информации, в том числе Интернет, охарактеризуйте права и свободы человека, провозглашённые в Великой хартии вольностей и в Хабеас корпус акт.

7*. Аргументируйте своё мнение о значении и роли этих документов в идеологии прав и свобод человека и их реализации

Латинские названия средневековых законов

Corpus Decretorum (Корпус декреторум) – свод декретов.

Habeas corpus act (Хабеас корпус акт) – начальные слова закона о неприкосновенности личности.

Lex Salica (Леке салика) – Салическая правда..

Magna Chart a Libertatum (Магна карта либертатум) – Великая хартия вольностей.

Выдающиеся мыслители и правоведы Средних веков и раннего Нового времени

Грациан (XII в.) – монах из итальянского города Болонья, автор обширного труда, систематизировавшего каноническое (церковное) право. В дополненном виде этот труд называют Сводом декретов (или Сводом Грациана).

Гроций Гуго (1583–1645) – голландский юрист и общественный деятель. Силе он противопоставлял идею права. Существом права считал естественные права человека. Главный труд Гроция – «О праве войны и мира». Делил войны на несправедливые (захватнические) и справедливые (в ответ на нарушение права). Признавал не только индивидуальные, но и коллективные права человека (право народов на гуманное обращение во время войны).

Макиавелли Никколо (1469–1527) – итальянский теоретик политики. Считал, что благая цель создания и сохранения государства оправдывает даже безнравственные средства. По его мнению, единовластие необходимо при создании и формировании государства. В другие времена продуктивнее республиканское правление.

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) – философ и теолог, доминиканец. Считал, что государство способствует сохранению мира. В книге «Сумма теологии» выделил вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право. Естественное право присуще всем людям, поскольку они – сознательные, моральные и социальные существа. Позитивное право способно помешать людям делать зло.

Информация к размышлению

Итак, поединок истца и ответчика давал в Средние века ответ на вопрос, который должен решить суд: «Кто виноват?» Поединок ушел в прошлое, а дуэли существовали еще очень долго. Культ дуэли сохраняется в сознании некоторых до сих пор. Поклонники дуэлей совершенно игнорируют реальные исторические прецеденты. Некоторые из них хрестоматийны. Разве в споре с Пушкиным прав был Дантес, победивший на дуэли? Разве виновен перед Мартыновым Лермонтов? А сколько дуэлей, к счастью, не состоялось или не завершилось трагическим исходом? Пушкин и Кюхельбекер, Толстой и Тургенев, Гумилев и Волошин… Пуля настигла поэта Николая Гумилева в 1921 г. Но тогда его противником была большевистская ЧК, «дуэль» с которой проиграл не один служитель муз.

Исследуем документы и материалы

В Древнем мире один человек не мог поставить себя вне общества как существо, имеющее отдельную жизнь, независимую от какой-либо политической и социальной общности. Собственно человек еще не существовал или существовал лишь как предмет философских размышлений; на самом деле он был лишь гражданин, и каждый гражданин вкладывал свою душу, обретал принцип индивидуального существования лишь в пределах государства. Христианство дало человеку индивидуальную душу… Оно заронило в его душу мысль о вечном спасении избранных (праведников), объединенных в церковь и живущих по законам Бога, тогда как остальные навеки осуждены гореть в геенне огненной. Так, в Средневековье возникли два мира, неразделимо связанные и в то же время противостоящие друг другу: церковь и государство. Средневековье, в сущности, было сплошной гражданской войной, правда, организованной, но варварской и беспощадной к побежденным. По сравнению с нашей эпохой индивидуальный бунт и предательство были весьма редки, поскольку религиозный дух, царивший в тогдашней Европе, придавал государственным обязанностям мистический характер. Верность и честь считались религиозными добродетелями. Для бунта средневековому человеку нужно было проявить истинный героизм

(М. Бакунин, российский общественный деятель).

Монархия была единственно возможной формой правления в Средние века: только она могла создать централизованные государства. Так ли это?

Темы для проектов и рефератов

1. Развитие государственности и эволюция права Великобритании в Новое время (при подготовке использовать Интернет и свои знания по всеобщей истории).

2. Государственная власть и права человека: связь, противоречия, перспективы взаимодействия.

Ссылка на основную публикацию