Административные наказания – виды, характеристика и меры

Тема 10. Административные правонарушения и административная ответственность

Цели и задачи:

Ознакомившись с данной темой, Вы будете:

Оглавление

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

К компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушение субъектов РФ, например Областной закон Ленинградской области от 02.07.03 № 47-оз (ред. 08.07.05) «Об административных правонарушениях», закон Санкт-Петербурга от 20.10.05 N 493-75 «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях», закон Санкт-Петербурга от 12.01.04 № 793-2 (ред. от 06.04.05) «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.3. КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Причем УК РФ предусматривает в некоторых случаях уголовную ответственность с 14 лет, т. е. законодательство дифференцирует административную ответственность за правонарушения, совершаемые физическими лицами вне связи с исполнением ими служебных обязанностей и должностными лицами. Понятие «должностное лицо» сейчас унифицировано для УК и КоАП РФ. Ст. 2.4 КоАП РФ дает такое толкование – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

Административные наказания – виды, характеристика и меры

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Административное наказание по КоАП РФ. Понятие, виды, условия назначения
  1. Понятие административного наказания и условия его назначения
  2. Виды административных наказаний
  3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу
  4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу
  5. Основные и дополнительные административные наказания
  6. Какие административные наказания вправе устанавливать субъекты Федерации?
  7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи, либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

1. Понятие административного наказания и условия его назначения

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Исходя из данного определения административное наказание может назначаться при наличии следующих условий:

  1. мера ответственности устанавливается исключительно государством (КоАП РФ предусматривает возможность устанавливать меру административной ответственности как на федеральном, так и на региональном уровне (субъектами РФ в региональных законах), но в рамках, установленных федеральным законодательством);
  2. назначается только за совершение административного правонарушения. Перечисленные в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания применяются только к лицам, совершившим административные правонарушения. Совершение иных правонарушений и проступков (преступлений; гражданских правонарушений; дисциплинарных проступков; налоговых правонарушений, влекущих применение налоговых санкций) не может повлечь назначение административного наказания.
  3. назначение административного наказания должно преследовать цель предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
  4. административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

2. Виды административных наказаний

Статья 3.2 КоАП РФ содержит закрытый перечень видов административных наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, а также определяет основные условия их назначения. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу

К физическим лицам может применяться любое из перечисленных в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административных наказаний. При этом административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется лишь в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу

В отношении юридического лица могут применяться лишь следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административное приостановление деятельности.

5. Основные и дополнительные административные наказания

Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает основные и дополнительные меры административной ответственности, а также порядок их назначения.

К основным административным наказаниям относятся:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

Данные административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

В качестве основных и дополнительных можно применять следующие виды мер административной ответственности:

  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида (лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ закреплено, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Данный принцип призван исключить возможность двойной ответственности за одно и то же правонарушение.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ. Исходя из этого в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно.

Кроме того, при применении указанных норм необходимо иметь в виду, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

6. Какие административные наказания
вправе устанавливать субъекты Федерации?

Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ конкретизирует положения о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, с учетом того, что установление перечня видов административных наказаний и правил их применения относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).

Субъекты РФ при установлении региональных норм, назначающих меры административной ответственности, могут предусматривать в качестве таких мер только предупреждение и административный штраф. Соответственно, только Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть установлены все остальные виды административных наказаний

7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи,
либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” указано, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя – физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 – 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием..

Административное наказание, понятие, виды и характеристика

Административное наказание является превентивной мерой и имеет преимущественно профилактические цели и, по наше­му мнению, раннее используемый термин « административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.

Эффективность юрисдикционной деятельности при рассмот­рении дел об административных правонарушениях и индиви­дуальных административных дел невозможна без правовой характеристики самого административного наказания и опре­деления порядка его наложения.

Административное наказание– это мера юридической от­ветственности, назначаемая государством или от имени госу­дарства за совершенное административное правонарушение, которое применяется, прежде всего, в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе со-

блюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию пре­дупреждения совершения правонарушения как лицом, привле­кающимся к административной ответственности, так и други­ми лицами.

Цель административного наказания определена ст. 3.1. КоАП РФ.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совер­шившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Эта особенность основана на конституционном положении, закрепленном в части 2 ст. 21 Конституции РФ.

Федеральным законодательством установлен исчерпы­вающий перечень видов административных наказаний(ст. 3.2).

1. За совершение административных правонарушений мо­гут устанавливаться и применяться следующие администра­тивные наказания:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предме­та административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного фи­зическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российс­кой Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

2. В отношении юридического лица могут применяться ад­министративные наказания, перечисленные в пунктах 1—4 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунк­тах 3—8 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Законодательством (статья 3.3) определены также основ­ные и дополнительные административные наказания

1. Предупреждение, административный штраф, администра­тивный арест и дисквалификация могут устанавливаться и при-

меняться только в качестве основных административных взыс­каний.

2. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием со­вершения или предметом административного правонаруше­ния, конфискация предмета, явившегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного пра­вонарушения, лишение специального права, предоставленно­го физическому лицу, совершившему административное пра­вонарушение, а также административное выдворение за пре­делы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного админист­ративного наказания.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное админи­стративное наказание из наказаний, указанных в санкции при­меняемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или за­кона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

1. Предупреждение— это мера административного наказа­ния, выраженная в официальном порицании физического или юри­дического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взыска­нием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета рай­онных коэффициентов) установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения адми­нистративного правонарушения (далее — мини­мальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонару­шения на момент окончания или пресечения адми­нистративного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения адми­нистративного правонарушения, либо сумме незакон­ной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Размер административного штрафа, налагаемого на граж­дан и исчисляемого исходя из МРОТ, не может превышать двадцать пять МРОТ, на должностных лиц — пятидесяти МРОТ, на юридических лиц – одну тысячу МРОТ.

Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, террито­риальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольно­го, таможенного, валютного законодательства Российской Фе­дерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производ­ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции, налагаемый на должностных и юридиче­ских лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может пре­вышать для должностных лиц — двести МРОТ, для юридичес­ких лиц — пять тысяч МРОТ

Размер административного штрафа, исчисляемого исхо­дя из стоимости предмета административного правонаруше­ния, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сбо­ров, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета,суммы неуплаченных налогов, сборов.

3. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудите­льное изъятие и последующая реализация с передачей бывше­му собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назнача­ется судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболов­ства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ст. 3.6).

4. Конфискацией орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения является принудительное без­возмездное обращение в федеральную собственность или в соб­ственность субъекта Российской Федерации не изъятых из обо­рота вещей. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и дру­гих дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к суще­ствованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного вла­дения лица, совершившего административное правонару-

шение, орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения: подлежащих в соответствии с феде­ральным законом возвращению их законному собственни­ку; изъятых из оборота либо находившихся в противоправ­ном владении лица, совершившего административное пра­вонарушение, по иным причинам и на этом основании под­лежащих обращению в собственность государства или унич­тожению (ст. 3.7).

5. Лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу, совершившему административное правонаруше­ние в соответствии с законом.

Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права в виде права управления транс­портным средством не может применяться к лицу, которое по­льзуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установлен­ном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в наруше­ние установленных правил места дорожно-транспортного про­исшествия, участником которого он являлся

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

6. Административный арест заключается в содержании на­рушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований ре­жима чрезвычайного положения или режима в зоне проведе­ния контртеррористической операции до тридцати суток. Ад­министративный арест назначается судьей. Порядок отбыва­ния административного ареста регламентирован постановле­нием Правительства РФ от 2.10.2002 г. № 2-П.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды админи­стративных правонарушений и не может применяться к бере­менным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадца­ти лет, инвалидам I и II групп.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

7. Административное выдворение за пределы РФ иностран­ных граждан или лиц без гражданства заключается в прину­дительном и контролируемом перемещении указанных граж­дан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граж­дан и лиц без гражданства из РФ.

Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами (ст. 3.10).

8. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнитель­ном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предприни­мательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Админист­ративное наказание в виде дисквалификации назначается су­дьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести меся­цев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуще­ствляющим организационно-распорядительные или администра­тивно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридичес­кого лица, в том числе к арбитражным управляющим (3.10).

Административные наказания имеют наибольшее сходство с мерами административного пресечения, так как их объеди­няет общность оснований применения мер принуждения — это наличие административного правонарушения, а также общая цель применяемых мер принуждения – предупреждение но­вых правонарушений.

Однако меры административного пресечения не являются мерами наказания и направлены, прежде всего, на прекраще­ние административного правонарушения и возможного при­влечения нарушителя к ответственности в соответствии с ха­рактером совершенного им правонарушения. Меры админист-

ративного пресечения чаще всего предшествуют применению меры административного наказания.

Административные наказания выражаются обычно в мо­ральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе од­новременно как моральное осуждение, так и материальное воз­действие, а также временное ограничение прав и свобод нару­шителя (например, административный арест, лишение специ­альных прав).

Административное наказание

Понятие и цели административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Признаки административного наказания:

  • фактическим основанием выступает административное правонарушение;
  • применяется специально уполномоченными субъектами;
  • реализуется в установленном процессуальном порядке;
  • применяется посредством соответствующих мер;
  • вызывает наступление определенных правоограничений;
  • применяется для достижения определенных целей.

Цели административного наказания:

  1. специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);
  2. общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).

Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.

Дополнительные основания классификации административных наказаний.

По юридическим свойствам: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Эти наказания могут применяться только в качестве основных.

Административные наказания, которые могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

По уровню установления: устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), устанавливаемые на уровне субъекта РФ (предупреждение, административный штраф).

По характеру правоограничений: меры психического воздействия, устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), меры имущественного характера (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), меры по ограничению отдельных субъективных прав (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация), меры, оказывающие физическое воздействие (административный арест).

По процессуальному порядку применения: меры, применяемые в административном (внесудебном) порядке (предупреждение, административный штраф) и оказывающие физическое воздействие (административный арест); меры, применяемые в судебном порядке (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация).

По характеру распространенности: меры, применяемые ко всем субъектам (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), меры, применяемые только к физическим лицам (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация).

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (выносится в письменном виде).

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
  3. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (назначается судьей).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (назначается судьей).

Лишение специального права – мера, применяемая к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, имеющему специальное право, грубо или систематически нарушающему порядок пользования этим правом в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП (назначаются судьей). Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Виды специальных прав, которых может быть лишено лицо в порядке применения административного взыскания:

  1. право управления транспортным средством;
  2. право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;
  3. право охоты.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток (назначается судьей).

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (назначается судьей).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (назначается судьей).

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц и их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов, карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (налагается судьей).

Назначение административного наказания

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение.

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания физическому лицу:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • личность виновного;
  • имущественное положение виновного;
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания юридическому лицу:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • имущественное и финансовое положение юридического лица;
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Давность привлечения к административной ответственности:

  • не позднее двух месяцев со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения;
  • не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства РФ об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных предприятий;
  • не позднее одного года со дня совершения (обнаружения длящегося) административного правонарушения, влекущего применение административного наказания в виде дисквалификации.

Порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности таков. Начало срока:

  • со дня совершения административного правонарушения;
  • со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении);
  • со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения при наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения).

Окончание исчисления срока – с момента вынесения решения о назначении административного наказания.

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений:

  • при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение;
  • при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрены двумя и более статьями КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В этом случае административное наказание назначается с учетом следующих правил: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа;
  • при определении административного наказания в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 4.4 КоАП могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Понятие, система и разновидности административных наказаний

Административное наказание — это мера ответственности, устанавливаемая государством за совершенные правонарушения административного характера, которая применяется для предупреждения новых подобных нарушений, совершаемых как непосредственно нарушителем, так и иными лицами (согласно статье 3.1 КоАП РФ).

Такой тип наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам.

Система и виды административных наказаний

В статье 3.2 упомянутого выше документа приводится подробный перечень административных наказаний, которые применяются к нарушителям. Среди прочего туда входят:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия/предмета правонарушения;
  • лишение специальных прав;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы государства (относится к иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства);
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • выполнение обязательных работ.

К юрлицам могут применяться такие меры наказания как предупреждения, штрафы, конфискации, а также приостановка деятельности.

Предупреждения, штрафы, лишение специальных прав, арест, дисквалификация, обязательные работы и приостановка деятельности — это основные типы наказаний. Все остальное относится к дополнительным. В качестве меры наказания за административное правонарушение может быть назначено либо основное наказание, либо основное вкупе с дополнительным.

Такая система наказаний состоит из разнообразных как по характеру так и по содержанию, а также правовым последствиям мер, что позволяет всесторонне учитывать не только сам проступок при вынесении наказания, но также личность нарушителя и прочие условия/обстоятельства рассматриваемого нарушения, имеющие юридическое значение.

Основные меры административного наказания

Предупреждение — мера административного наказания, которая выносится в письменной форме и является официальным порицанием правонарушителя (физлица или юрлица).

Предупреждение может быть вынесено и в устной форме, являясь в таком случае мерой воспитательного характера. Таковое считается своеобразным освобождением правонарушителя от административной ответственности.

Предупреждение является самой мягкой мерой наказания для административных правонарушений. Оно назначается в случае нарушений, которые совершаются впервые и классифицируются как несущие минимальный вред обществу.

Административный штраф — это денежное взыскание, которое налагается за различные административные нарушения, в законодательно предусмотренных случаях, размер взыскания также прописывается в соответствующих документах.

Размер денежного взыскания выражается в рублевом эквиваленте. Для граждан он устанавливается следующим образом:

  • не более 5000 рублей — стандартный размер штрафа;
  • 50 000 руб — если случай рассматривается в статьях 14.1.2 14.16 (часть 2.1) КоАП РФ;
  • 300 000 руб — если правонарушение подпадает под категории, рассмотренные в статьях 5.38, 20.2, 20.18 и 20.25.

Для должностных лиц действительно следующее:

  • 50 000 руб — стандартный размер штрафа;
  • 100 000 руб — если правонарушение подпадает под статью 14.1.2;
  • 200 000 руб — если случай прописан в статье 14.16 (часть 2.1);
  • 600 000 руб — если рассматриваемый случай указан в статьях 5.38, 19.34, 20.18, 20.2.

Юрлицам обычно назначают штраф в размере 1 000 000 рублей, кроме случаев, указанных в статьях 14.40 и 14.42 — в таких случаях размер штрафа может составлять 5 000 000 рублей. Или же он может выражаться в сумме, кратной:

  • стоимости предмета нарушения на время окончания/пресечения этого нарушения;
  • сумме невыплаченных/подлежащих уплате налогов/сборов/пошлин (на время окончания/пресечения правонарушения) или же сумме незаконно проведенной валютной операции, либо сумме выручки в валюте, которая была продана не в установленном порядке, либо сумме средств в денежном эквиваленте которые не были зачислены в требуемый срок на счета уполномоченного банка или же сумме средств, которая не была возвращена в положенный срок в РФ, либо сумме, которая складывается из стоимости ценных бумаг, различного имущества или услуг имущественного характера, которые были переданы/оказаны юрлицом в незаконном порядке, либо сумме неуплаченных штрафов административного характера;
  • сумме выручки, полученной правонарушителем в процессе реализации товара (а также работ или услуг) в той сфере, в которой было обнаружено административное правонарушение за тот календарный год, который предшествует году, в течение которого было выявлено подобное нарушение или же за часть календарного года, в котором было обнаружено правонарушение, которая предшествовала дате выявления этого нарушения, если нарушитель не реализовывал товар (не оказывал услуги или не выполнял работы) в предшествующем году;
  • сумме выручки, которую правонарушитель получил в ходе реализации товара/работ/услуг с использованием неправомерно завышенных цен, находящихся на регулировании государства за весь период совершаемого нарушения (однако не более 1 года);
  • начальной или максимальной цене госконтракта (или же муниципального) в ходе размещения заказа, касающегося поставок товара, оказания услуг для нужд государства или муниципальных органов, а также гражданско-правового договора бюджетных учреждений в процессе размещения заказа на товары/услуги/работы для этого учреждения;
  • сумме излишков дохода/убытков, которых удалось избежать в ходе неправомерного применения инсайдерской информации, либо в процессе манипулирования рынком.

Вне зависимости от ситуации размер административного штрафа не должен быть менее 100 рублей.

Административные штрафы зачисляются в бюджет в полнообъемном формате на основании законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 3.8 КоАП к административным правонарушителям может быть применено лишение специального права на срок не менее 1 месяца и не более 3 лет. Такое наказание применяется за грубое/систематическое нарушение правил использования этих прав. К подобным относят право на:

  • управление ТС;
  • охоту;
  • приобретение, хранение, ношение оружия и патронов.

Лишение прав на охоту не допускается для лиц, которые используют ее в качестве основного источника средств к существованию на законных основаниях. Также лишение права на управление ТС не может быть применимо к лицам, которые используют их ввиду своей инвалидности, кроме случаев, прописанных в статьях 12.8 (части 1, 4), 12.26 (часть 1) и 12.27 (части 2, 3), которые рассматривают такие варианты, как управление в состоянии алкогольного опьянения, уклонение от медицинского освидетельствования, оставлении места ДТП, невыполнение ПДД, запрещающих употреблять алкогольные и наркотические вещества и тому подобное.

В особых (исключительных случаях) за отдельные административные правонарушения особо серьезного характера (например, мелкое хулиганство, злостное неповиновение работникам полиции и прочее) согласно статье 3.9 КоАП может быть применен административный арест. Подобная мера не может быть применена к:

  • беременным и женщинам, на чьем попечении имеются дети младше 14 лет;
  • несовершеннолетним;
  • инвалидам 1 и 2 группы;
  • военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы;
  • сотрудникам уголовных органов и органов внутренних дел, а также таможенных органов, имеющих специальные звания.

Под административным арестом понимается помещение нарушителя в условия общественной изоляции на срок не более 15 суток, в случае нарушения требований режима ЧП или режима, устанавливаемого в местах проведения контртеррористических операций — до 30 суток.

Порядок нахождения под таким арестом прописан в Федеральном законе №64-ФЗ.

Дисквалификация как мера административного наказания — это лишение физлиц права замещать должности государственных и муниципальных служб, а также занимать руководящие посты в исполнительных органах управления юрлиц, состоять в совете директоров, выполнять предпринимательскую деятельность, подразумевающую управление юрлицом или управлять юрлицом в иных случаях, предусмотренных законодательством, а также представлять государственные/муниципальные услуги или вести деятельность в сфере спортивной подготовки и организации спортивных мероприятий. Срок такого наказания назначается в пределах от полугода до 3 лет.

Такая мера наказания может применяться к следующим лицам:

  • замещающим должности государственной службы (федеральной, гражданской, муниципальной);
  • выполняющим организационно-распорядительные или же административно-хозяйственные функции в составе органов юрлица;
  • занимающим посты в совете директоров;
  • выполняющим предпринимательскую деятельность без оформления юрлица;
  • имеющим частную практику;
  • работникам организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги;
  • тренерам и иным специалистам в сфере спорта.

Определение 6

Административное приостановление деятельности (согласно статье 3.12 КоАП) представляет собой временное прекращение деятельности тех лиц, которые занимаются предпринимательством без оформления юрлица, а также непосредственно юрлиц и сопутствующих им организаций (например, филиалов или структурных подразделений) и лиц, осуществляющих эксплуатацию агрегатов, зданий, объектов и тому подобного, включая выполнение различных работ и оказание услуг.

Такая мера административного наказания применяется при наличии риска жизни/здоровью граждан, возникновения эпидемий или заражения подкарантинных объектов, радиационных аварий, техногенных катастроф, нанесения серьезного вреда состоянию окружающей среды, а также в случае правонарушения административного характера в сфере оборота наркотиков и психотропных веществ, включая их прекурсоров или же частично содержащих упомянутые вещества, а также в сферах отмывания доходов, которые были получены противозаконными путями, финансирования терроризма, а также в тех случаях, которые затрагивают законодательные ограничения на осуществление отдельных видов деятельности, распространяющиеся на иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, включая правила привлечения подобных лиц к трудовой деятельности на торговых объектах, а также в сфере управления, общественного порядка/общественной безопасности, градостроительной деятельности и транспортной деятельности.

Приостановление деятельности может быть назначено на срок не более 90 суток исключительно в случаях, которые прописаны в статьях Особенной части КоАП — если иные, менее строгие меры административных наказаний не могут обеспечить достижения назначенных целей. Согласно ходатайству лица, которое ведет предпринимательскую деятельность без формирования юрлица или юридического лица в судебном порядке может быть досрочно прекращено исполнение подобного наказания в случае установления/устранения обстоятельств, которые послужили причиной для его назначения.

Обязательные работы (согласно статье 3.13 КоАП) представляют собой выполнение физлицами, которые совершили правонарушение административного характера, в свободное от основной работы/учебы/службы время общественно полезных работ на бесплатной основе.

Срок подобных работ назначается в диапазоне 20-200 часов с условиями отбытия не более 4 часов в день.

Подобное административное наказание не применяется к:

  • беременным и женщинам, которые имеют детей в возрасте менее 3 лет;
  • инвалидам 1 и 2 группы;
  • военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы;
  • лицам, имеющим специальные звания в сфере органов внутренних и уголовных дел, а также таможенной и противопожарной службы и органов контроля оборота наркотических/психотропных веществ.

Подобная мера наказания назначается в судебном порядке.

Дополнительные меры административного наказания

Конфискация орудия/предмета административного правонарушения согласно статье 3.7 КоАП РФ является по своей сути принудительным безвозмездным обращением в федеральную собственность либо собственность субъектов государства тех вещей, которые не были изъяты из оборота.

Стоит учитывать, что конфискация охотничьего оружия, боеприпасов и прочих орудий охоты/рыболовства, разрешенных законом, не может быть применена к тем лицам, которые используют охоту/рыболовство в качестве основного законного источника средств для своего существования.

Конфискацией не является изъятие из незаконного владения правонарушителя орудия, коим это нарушение было совершено или же предмета такого нарушения, если они:

  • подлежат возврату законному владельцу на законодательном уровне;
  • изъяты из оборота или находятся в противоправном владении правонарушителя и подлежат переводу в государственную собственность/уничтожению на этом или ином основании.

Определение 9

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства — это принудительное и контролируемое их перемещение через госграницу государства за его пределы или же, в случаях, предусмотренных законом — контролируемый самостоятельный выезд подобных лиц из России.

Согласно статье 3.10 КоАП административное выдворение в качестве меры наказания назначается в судебном порядке. Если же иностранное лицо или лицо без гражданства совершило административный проступок в процессе въезда в РФ, то такая мера наказания назначается уполномоченными должностными лицами таможни или пограничных войск.

Административное наказание: понятие и виды

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие административного наказания

Административное наказание является разновидностью мер административного принуждения. Однако оно заметно выделяется среди других подобных мер. В качестве его отличительных деталей выделяют:

  • карательный характер,
  • специфические цели,
  • использование в строго урегулированном процессуальном порядке.

Таким образом, можно вывести понятие административного наказания.

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, используемая в целях предупреждения совершения новых нарушений закона как лично правонарушителем, так и прочими лицами.

В качестве действующих административных наказаний признаются только те, которые установлены Кодексом Российской Федерации об По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовое регулирование административной ответственности в Российской Федерации подробнее административных правонарушениях, он же регулирует порядок их назначения. Так, например, воспрещение эксплуатации транспортных средств по причине несоответствующего технического состояния, отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения глав муниципальных организаций из-за ненадлежащего исполнения ими собственных обязанностей, отзыв лицензии и другие подобные принудительные меры, предусмотренные разными федеральными законами, не являются административными наказаниями, поскольку КоАП РФ По данной теме мы уже выполнили статью Усеченные составы в КоАП подробнее не регулирует порядок использования данных мер.

Административные наказания используются за несоблюдение норм административного, конституционного, трудового, экономического, гражданского, уголовно-процессуального и прочих отраслей права. Суть назначения данного наказания в том, что оно наносит нарушителю правовой урон, усугубляет его правовое положение, ограничивая тем самым некоторые права и накладывая дополнительные обязанности. Кроме того, создается состояние наказанности, которое прекращается, если виновный не совершил нового административного правонарушения на протяжении года.

Административные наказания практически постоянно выражаются государством в лице уполномоченных органов и их должностных лиц официально и гласно. Наказание по сути не является конечной самоцелью, оно призвано воспитать не только нарушителя, но и общество в целом. Воспитание это построено в духе почтения к закону и правопорядку, во избежание совершения новых правонарушений.

Конечной же, целью практики использования административных санкций считается частная и общественная превенция административных и других правонарушений. Таким образом, в некой мере административные наказания предупреждают правонарушения.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды административных наказаний

Как уже отмечалось, административными наказаниями признаются те меры административного принуждения, нормы которых регулирует КоАП РФ.

Итак, за совершение административных правонарушений он предусматривает следующие виды административные наказания:

  1. Предупреждение – официально воплощенная отрицательная оценка поведения нарушителя со стороны государства в лице уполномоченных органов и их должностных лиц. Оно также является и своеобразным предостережением о недопустимости совершения противоправных поступков в дальнейшем. Обычно предупреждение выносится лицам, совершившим малозначительное административное правонарушение и впервые. Однако не следует путать предупреждение с устным замечанием, которое выносится на месте нарушения работником органов внутренних дел в адрес, например, нарушителей правил дорожного движения.
  2. Административный штраф – валютное взыскание, налагаемое за административные нарушения закона. Он может выражаться в различной величине, например, кратной минимальному объему оплаты труда, сумме неуплаченных налогов, сумме преступной денежной операции и т. д.
  3. Возмездное изъятие орудия либо предмета совершения административного правонарушения – это принудительное изъятие отмеченных объектов. Затем они реализуются с передачей полученной суммы бывшему владельцу за минусом затрат по реализации изъятого предмета. Такой вид административной санкции назначается только судьей.
  4. Конфискация орудия либо предмета совершения административного нарушения закона у правонарушителя. Сущность конфискации состоит в том, что право принадлежности на имущество принудительно и бескорыстно переходит от нарушителя к государству. Данное наказание также назначается судьей.
  5. Лишение специального права. К их числу относятся, например, право управления транспортными средствами, право охоты, право на использование радиоэлектронных средств и другие. Такой вид административного наказания назначается, если лицо злоупотребляет предоставленными специальными правами и ошибочно пользуются ими. Срок лишения может составлять от одного месяца до двух лет и назначается судьей.
  6. Административный арест – это кратковременная изоляция от общества на срок менее 15 суток за совершение административных правонарушений близких к преступлениям. В ситуации несоблюдения требований режима чрезвычайного положения либо режима в зоне проведения контртеррористической операции арест может быть назначен сроком до 30 суток. Он назначается судьей и считается самой жесткой мерой административного принуждения.
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства – принудительное и контролируемое движение предписанных лиц через государственную границу РФ, за ее пределы. Этот вид административного наказания назначается судьей или соответствующими должностными лицами (если нарушение закона совершено при заезде в РФ).
  8. Дисквалификация – лишение физического лица права занимать управляющие должности в исполнительном органе управления, права входить в совет директоров, права заниматься предпринимательской деятельностью. Дисквалификация назначается исключительно в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.
  9. Административное приостановление деятельности – это временное прекращение работы лиц, например, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица . Оно используется в случае угрозы жизни либо здоровью людей, возникновения эпидемии, техногенной катастрофы, причинения большого ущерба состоянию окружающей среды и т. д.

Какие есть меры административного воздействия?

Добрый день. Какие есть меры административного воздействия?

Адвокат Антонов А.П.

Меры административного воздействия — это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах, в том числе в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственной финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности и т.д. Административное воздействие реализуется посредством мер убеждения (разъяснения, предупреждения и так далее) и принуждения. Принуждение реализуется через меры пресечения и наказания. согласно ст.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод; 10) временный запрет деятельности; (п. 10 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ) 11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно ст.3.2 Кодекса об административных правонарушениях, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов,

управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Ссылка на основную публикацию