Прокуратура в системе государственных органов РФ – понятие, структура и место

Прокуратура в системе государственных органов РФ – понятие, структура и место

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 09.11.2020 N 367-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ российской федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Анатольевич Королев

В статье рассматриваются место и значение прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игорь Анатольевич Королев

Office of Public Prosecutor in system of state structures of the Russian Federation

In article the place and value of Office of Public Prosecutor of the Russian Federation in system of state structures of the Russian federation are surveyed.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ российской федерации»

прокуратура в системе государственных органов

Игорь Анатольевич КОРОЛЕВ, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Университета прокуратуры Российской Федерации,

кандидат юридических наук E-mail: 1090248@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

Аннотация. В статье рассматриваются место и значение прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: прокуратура; прокурорский надзор; законность; Конституция РФ; надзор; законодательная, исполнительная, судебная ветви власти.

Annotation. In article the place and value of Office of Public Prosecutor of the Russian Federation in system of state structures of the Russian federation are surveyed.

Keywords: Office of Public Prosecutor; public prosecutor’s supervision; legality; the Constitution of the Russian Federation; supervision; legislative, executive, judicial branches of the power.

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти и обеспечивает выполнение комплекса задач, от эффективного решения которых зависит не только фактическое состояние законности и правопорядка, но и обеспечение построения такого общества, где личность с ее правами и свободами выходит на первый план и является высшей ценностью.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). При этом положения, касающиеся прокуратуры, до последнего времени были включены в главу 7 «Судебная власть» Конституции РФ (ст. 129).

Согласно же ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-11 (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и испол-

нением законов, действующих на ее территории, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В настоящее время Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»2 название главы 7 Основного закона изложено следующим образом: «Судебная власть и прокуратура».

Две эти системы находятся в тесном взаимодействии практически во всех сферах деятельности, что, безусловно, связано с общностью их целей и задач, таких, как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, общества и государства.

Таким образом, взаимодействие прокуратуры и судов (Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов) заключается в сотрудничестве и взаимном профессиональном контроле, имеющем целью повыше-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

ние уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.

Следует отметить, что по данному вопросу имеется и практика Верховного Суда РФ, который в своем решении от 11 февраля 2005 г. № ГКПИ04-14793 указал, что прокуратура не входит в систему федеральных органов исполнительной власти и ее нормативные правовые акты не подлежат государственной регистрации и публикуются в журнале «Законность».

Что же касается взаимоотношений прокуратуры и других органов исполнительной власти, то они в значительной мере строятся на отношениях надзора.

Так, согласно ч. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре в предмет прокурорского надзора входит соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Из содержания Конституции РФ и Закона о прокуратуре следует, что прокуратура не может относиться и к такой ветви власти, как законодательная. Осуществляя надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов (в том числе и представительными (законодательными) органами субъектов РФ), участвуя в законодательном процессе, органы прокуратуры взаимодействуют с законодательной властью, способствуя достижению ею своих задач, но не являются разновидностью органа законодательной власти, или, как считалось ранее, органом, осуществляющим свои полномочия под контролем законодательной власти.

В то же время взаимоотношения прокуратуры с законодательной властью весьма тесные.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Феде-

рального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

Из указанного следует, что надзорные полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений.

Прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов, являющихся органами исполнительной власти, по борьбе с преступностью.

Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, оказывать прокуратуре и другим правоохранительным органам содействие при реализации ими своих полномочий (путем проведения аудита, выделения специалистов для участия в проверках, предоставления дополнительной информации и т.д.).

Прокуратура информирует контролирующие органы о мерах, принятых ею по представленным материалам, при необходимости вносит предложения по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих.

Таким образом, прокуратура Российской Федерации не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветвям власти, а представляет собой самостоятельный правовой институт4.

Указанная позиция нашла поддержку и в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Так, в рекомендациях по результатам парламентских слушаний «Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации»5 подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации ни функционально, ни структурно не включена в классическую триаду ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Роль прокуратуры в демократическом федеральном правовом государстве определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий государственный институт в системе разделения и взаимодействия властей. Прокуратура принимает меры к устранению лю -бых нарушений законов».

В связи с этим Конституции Российской Федерации требуется четкая и ясная характеристика данного органа и определение его важнейших полномочий. Вопросы, связанные с орга-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

низацией и деятельностью прокуратуры Российской Федерации, по нашему мнению, следует выделить в отдельную, обособленную главу.

Целесообразно также поставить вопрос о придании действующему Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» статуса Федерального конституционного закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Такое решение соответствует нынешнему положению прокуратуры в системе органов государственной власти России, реальному воплощению на практике принципа разделения властей.

1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.12.1992 г. № 2202-1 (с послед. изм. и доп.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

2 СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 548.

3 Официально не опубликовано.

4 См.: Смольников С.Б. Конституционно-правовой статус прокурорской (надзорной) власти в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. С. 16;

Шевченко В.Ю. Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 19-29.

5 Утверждено Советом палаты Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17.06.2008 г.

1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.12.1992 г. № 2202-1 (с послед. изм. и доп.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

2. Смольников С.Б. Конституционно-правовой статус прокурорской (надзорной) власти в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

3. Шевченко В.Ю. Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы конституционного права России

Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация «магистр») / Под ред. Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 495 с. — (Серия «Magister»).

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации

В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение , предопределенное ст. 129 Конституции РФ, установившей, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ.

В свою очередь, согласно ч.1 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура РФ представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Именно компетенция прокуратуры, содержание ее полномочий по реализации возложенных на нее функций являются параметрами, определяющими ее место в государственно-правовом механизме.

Прокуратура – это основной орган осуществляющий надзор за точным и единообразным применением законов. Как указывает Ефанова, место прокуратуры среди государственных ветвей власти не определено.

Существует несколько точек зрения по поводу определения места прокуратуры:

1) это орган при Президенте;

2) относится к исполнительной власти, так как обеспечивает исполнение законов, осуществляет надзор за органами исполнительной власти;

3) относится к законодательной ветви власти, так как прокуратура обеспечивает точное и единообразное исполнение законов;

4) относится к судебной ветви власти, так как в Конституции прокуратура указана в главе о судебной власти (ст. 129).

В рекомендациях по результатам парламентских слушаний “Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации” (утв. Советом палаты – Совета Федерации ФС РФ 17.07.2008) подчеркивается, что “прокуратура Российской Федерации ни функционально, ни структурно не включена в классическую триаду ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Роль прокуратуры в демократическом федеральном правовом государстве определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий государственный институт в системе разделения и взаимодействия властей. Прокуратура принимает меры к устранению любых нарушений законов”.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Законом на прокуратуру также возложен надзор за исполнением законов:

– органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

– администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительной характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности, которая заключается в том, что прокурор издает приказы и распоряжения. Но в самом процессе правотворческой деятельности он не участвует. Прокуроры субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы, также издают приказы или распоряжения нижестоящим прокурорам.

Ст.9 ФЗ «О прокуратуре РФ» – участие в правотворческой деятельности:

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования, действующих НПА вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени государства деятельность специально уполно­моченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точно­го исполнения и единообразного применения Конституции РФ и зако­нов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Цели прокурор­ского надзора :
    • обеспечение верховенства закона;
    • обеспечение единства и укрепления законности;
    • защита прав и свобод человека и гражданина;
    • защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    • органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • судебными приставами;
    • администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

5) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Характерные черты прокурорского надзора:
    1. этот вид надзора рас­пространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам (принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществля­емого государственными органами надзора и контроля: администра­тивного, экологического, санитарного и т. д.);
    2. прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и, со­ответственно — высшими должностными лицами государства. Исклю­чены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово “суд” (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т. д.);
    3. прокурорский надзор является лишь одним из направ­лений прокурорской деятельности.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принци­пах, среди которых можно выделить принципы единства и центра­лизации, независимости от федеральных и местных органов и гласно­сти (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Место прокуратуры в системе государственных органов

По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) орга­ны прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

Про­куратура строится в соответствии с административным и националь­но-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о проку­ратуре. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

  1. Генераль­ная прокуратура РФ;
  2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
  4. научные и образовательные учреждения;
  5. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генераль­ная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором). В со­став военной прокуратуры, кроме того, входят военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее – органы военной прокуратуры).

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

    1. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;
    2. действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
    3. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности .

Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Прокуратура в системе государственных органов РФ — понятие, структура и место

Россия является правовым демократическим государством. Для такого государства характерны верховенство права и закона, обеспечение единого правового пространства, соблюдение интересов граждан. Контролирует соблюдение законов в России прокуратура. Место прокуратуры в системе государственных органов РФ определяется исходя из ее основной функции — надзора и неподконтрольности ни одной ветви власти.

Понятие, законодательное регулирование

Согласно ст. 1 ФЗ № 2202−1 прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющую надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории государства. Деятельность прокуратуры в России регламентируется несколькими нормативными актами:

  • Конституцией. Ст. 129 прописывает, кем назначаются на должность Генеральный прокурор и подчиненные ему другие служащие.
  • ФЗ № 2202−1 «О прокуратуре». Содержит 7 разделов и приложение. Регламентирует понятие, принципы деятельности, систему и организацию, процедуру отбора сотрудников, участие должностного лица в надзоре и суде.

    Помимо перечисленных актов, отдельные сведения о госоргане можно обнаружить в ГПК, УПК, КоАП.

    Ветвь власти

    Ст. 10 Основного закона гласит, что государственная власть осуществляется посредством разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной ветви власти и занимает особое положение.

    Она не является судебным органом, поскольку не наделена функциями отправления правосудия, не входит в судебную систему. Осуществление правосудия в стране отводится исключительно судам.

    Утверждение, что надзорное общество — это орган исполнительной власти, также неверное. Высшим исполнительным органом в РФ считается Правительство. А прокуратура не относится к системе данной ветви власти, Председатель Правительства не назначает и не освобождает от должности Генпрокурора, орган не включен в управленческую сферу власти.

    Не является прокуратура и органом законодательной власти, поскольку не обладает законотворческими функциями и не подчинена федеральным органам — Совету Федерации или Госдуме.

    Таким образом, прокуратура является обособленным подразделением, не относящимся ни к одной ветви власти. Не подчиняется ни одному органу и не является высшей инстанцией для законодательной, исполнительной, судебной власти. Однако то к какой ветви власти относится прокуратура, все еще остается предметом дискуссий среди научного сообщества.

    Структура органов и ведомств

    Нельзя сказать, что Прокуратура — это какой-то конкретный орган. Она представляет собой единую цельную систему подразделений и ведомств, возглавляемую генпрокурором. В подчинении у последнего находятся прокуроры всех нижестоящих рангов.

    Генеральная прокуратура выступает высшим звеном структуры. Верховный прокурор назначается Советом Федерации по представлению главы государства на 5 лет. После происходит переназначение нового лица. Главный прокурор представляет первых заместителей на одобрение высшей палаты парламента. Все остальные служащие назначаются сугубо по решению генпрокурора.

    К среднему звену системы относятся соответствующие учреждения регионов. Их главы вступают в должность по представлению государственной власти субъектов после одобрения кандидатуры генпрокурором.

    Районные, городские, а также иные территориальные организации представляют третье звено системы. Руководители и заместители назначаются по усмотрению главного прокурора страны, а старшие и обычные помощники получают должность уже с одобрения главы конкретного учреждения. Структуру дополняют отдельные специализированные организации — военная, транспортная, природоохранная и другие.

    Основные функции

    Ключевой функцией является надзор, распространяющийся на соблюдение основного закона страны, других НПА. Издаваемые приказы и распоряжения прокурора выступают иллюстрацией правотворческой деятельности учреждения. Помимо этого, к функциям можно отнести:

    • уголовное преследование лиц, совершивших противозаконное деяние;
    • регулирование правоохранительной деятельности;
    • участие в разбирательстве Конституционного суда;
    • выражение возражений относительно противоречащих закону судебных решений, постановлений, вступивших в силу приговоров.

    Таким образом, прокуратуру можно назвать отдельным обособленным видом государственных органов. Ее не относят ни к одной из ветвей власти, ни одной из них она неподотчетна и неподконтрольна. В свою очередь, все остальные госорганы отвечают перед ней за законность своих действий, соблюдение Конституции и других законов РФ.

    Прокуратура РФ: функции, принципы организации и деятельности

    Деятельность и функции прокуратуры в Российской Федерации регламентируются Конституцией (статья 129) и ФЗ №2202-1 «О прокуратуре РФ» (действует с 17 января 1992 года), а также такими кодексами, как уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный и административно-процессуальный. Также в этот перечень входит КоАП Российской Федерации и прочие федеральные законы, международные договоры и ведомственные нормативные акты Генпрокурора. При этом нормативные акты, которые регулируют организацию/деятельность прокуратуры не могут быть изданы региональными законодательными органами.

    Структурное разделение прокуратуры РФ

    Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в которой присутствует подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору.

    Во главе системы прокуратуры стоит Генеральный прокурор, в подчинении которого находятся прокуроры всех рангов. Помимо этого в систему входят прочие прокурорские служащие и структурные подразделения.

    Генеральная прокуратура — это высшее звено прокурорской системы РФ. Она возглавляется Генпрокурором, который назначается на данный пост на 5 лет Советом Федерации согласно представлению Президента. Также Советом Федерации, но уже согласно представлению Генпрокурора, назначаются его первый и прочие заместители. Все остальные служащие штата Генпрокуратуры и ее структурных подразделений, а также старшие прокуроры назначаются непосредственно Генпрокурором.

    К среднему звену прокурорской системы относятся прокуратуры субъектов государства. Их глав назначает Генеральный прокурор страны при наличии согласия государственных органов власти этих субъектов. Заместителей главных прокуроров также назначает Генпрокурор, но для этого уже не требуется согласие указанных органов власти. Все остальные прокурорские служащие субъектов государства назначаются прокурорами этих субъектов.

    Третье звено прокуратуры РФ состоит из районных и городских прокуратур, а также из прокуратур территориальных объектов, приравненных к ним. Прокуроров всех этих прокуратур назначает Генпрокурор, их заместителей, старших помощников и обычных помощников — прокуроры субъектов государства, к которым эти прокуратуры относятся.

    Помимо этого к структуре прокуратуры Российской Федерации относятся такие прокуратуры, как: военная, транспортная, природоохранная и прочие, которые относятся к специализированным прокуратурам, обладающим статусом прокуратур субъектов государства или районных. Штат таких прокуратур назначается по принципу назначения работников территориальных прокуратур и не требует каких-либо согласований.

    Функции прокуратуры РФ

    Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.

    Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:

    • уголовное преследование лиц, которые совершили правонарушение;
    • регулирование деятельности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью;
    • участие прокуроров согласно процессуальному законодательству в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, а также конституционными/уставными судами субъектов государства и прочими судами, действующими в стране;
    • выдвижение протестов прокурорами касательно решений, которые противоречат закону, а также подобных приговоров, постановлений и прочего;
    • участие в правотворческой деятельности;
    • сотрудничество Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур на международном уровне с соответствующими иностранными органами, а также международными организациями;
    • участие прокуроров в заседаниях органов исполнительной и законодательной власти;
    • рассмотрение/разрешение жалоб и прочих обращений;
    • проведение антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов;
    • обращение Генпрокурора в судебные Пленумы с представлениями о предоставлении судам разъяснений касательно вопросов судебной практики;
    • обращение Генпрокурора в Конституционный Суд по различным вопросам касательно нарушения прав/свобод, гарантированных Конституцией;
    • разработка Генпрокуратурой вместе с различными министерствами/ведомствами систем/методик учета, а также статистической отчетности по уровню преступности, раскрываемости дел, работы следственных подразделений, прокурорского надзора, включая установление единого порядка формирования и представления отчетности.

    Замечание 2

    Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.

    Исходя из многоотраслевого характера законодательства существует разделение на следующие отрасли надзора:

    • за исполнением законов, то есть, общий надзор;
    • за соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
    • за исполнением законов оперативно-розыскными органами;
    • за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
    • за законностью действий судебных приставов;
    • за исполнением законов администрациями органов/учреждений, которые исполняют наказания и судебные меры.

    К последнему пункту также относятся администрации мест, в которых содержатся заключенные и задержанные.

    Основные принципы деятельности прокуратуры

    Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

    1. Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
    2. Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
    3. Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
    4. Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
    5. Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
    6. Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.

    Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

    Прокурор разъясняет – Прокуратура Свердловской области

    Прокурор разъясняет

    • 15 февраля 2021, 17:09

    Прокуратура Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти. Одной из особенностей её статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение в Российской Федерации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

    Ещё одной особенностью является то, что в Конституции Российской Федерации регулированию правового статуса прокуратуры посвящена специальная статья – статья 129, которая находится в главе 7 – «Судебная власть и прокуратура».

    В 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, а также после одобрения в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, которые, в частности затронули статью 129.

    Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров.

    В настоящее время в ст. 129 Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти») определено, что прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

    Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

    Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

    Прокуратура
    Свердловской области

    Прокуратура Свердловской области

    15 февраля 2021, 17:09

    Конституционно – правовой статус прокуратуры Российской Федерации. Аппарат прокуратуры области

    Прокуратура Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти. Одной из особенностей её статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение в Российской Федерации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

    Ещё одной особенностью является то, что в Конституции Российской Федерации регулированию правового статуса прокуратуры посвящена специальная статья – статья 129, которая находится в главе 7 – «Судебная власть и прокуратура».

    В 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, а также после одобрения в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, которые, в частности затронули статью 129.

    Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров.

    В настоящее время в ст. 129 Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти») определено, что прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

    Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

    Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

  • Ссылка на основную публикацию