Основы правовой культуры и правосознания

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Понятие правовой культуры. Правовая культура в узком и широком смысле.
  2. Структура правовой культуры.
  3. Функции правовой культуры.
  4. Уровни правовой культуры.
  5. Формы правовой культуры.
  6. Правосознание: понятие, уровни, виды, структура.
  7. Правовое воспитание, пути и методы.
  8. Виды правовой деформации: правовой нигилизм, инфантилизм, фетишизм.
  9. Правотворчество и его виды.
  10. Законность и правопорядок.
  11. Значение правовой культуры для граждан и общества.
Правовая культура. Понятие.

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.

Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения.

Структура правовой культуры:

• состояние правосознания в обществе;

• действенность функционирования правовых органов и учреждений;

• уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

  • состояние законности и прочность правопорядка.
Функции правовой культуры.
  • Познавательно-преобразовательная — теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.
  • Праворегулятивная — обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.
  • Ценностно-нормативная — оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.
  • Правосоциализаторская — формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание): уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.
  • Коммуникативная — регулирование общения граждан в правовой сфере: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.
  • Прогностическая — анализ тенденций, характерных для правовой системы общества: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.
Уровни правовой культуры:
  • обыденный — ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный — свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне — присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
  • теоретический — включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.
Формы правовой культуры.

1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:

  • правосознание человека;
  • привычку к правомерному, законопослушному поведению;
  • правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей.

Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.

2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни правосознания:

• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

общественное.

Структура правосознания:
  • правовая идеология;
  • правовая психология.

Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Пути и методы правового воспитания:
  • правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);
  • правовая пропаганда через средства массовой информации,
  • выпуск разнообразной юридической литературы,
  • создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»).
Виды деформации правосознания:
  • правовой нигилизм– это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
  • правовой фетишизм– это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
  • правовой инфантилизм– это недооценка роли права, плохое знание права.
Правовой нигилизм. Формы проявления:
  • равнодушное отношение к роли и значению права;
  • скептическое отношение к возможностям права;
  • полное неверие в возможности права и негативное отношение к нему.
Пути профилактики правого нигилизма:
  • обеспечение качества принимаемых законов;
  • упрочение законности и правопорядка;
  • совершенствование юридического образования;
  • наличие в стране действенного и справедливого правосудия;
  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих, профессиональной культуры юристов.
Правотворчество.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное правотворчество народа (референдум);
  • правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);
  • правотворчество организаций, учреждений, предприятий. Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество)— это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
  • В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется: — соблюдение и уважение права; — понимание его культурной и духовной ценности. Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка. Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям. Правопорядок характеризуется следующими критериями: Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой. В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется: соблюдение и уважение права; понимание его культурной и духовной ценности.
  • Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка. Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям. Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов; — обеспечением и реализацией субъективных прав; — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Значение правовой культуры для гражданина и общества:
  • способствует гармоничному развитию человека, созданию правовых ценностей;
  • накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы;
  • является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Право. 10 класс

Конспект урока

Право. 10 класс

Урок №9. Правосознание и правовая культура

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое правовое сознание?

2. Как формируется правовая культура?

Юридическая ответственность – предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия.

Презумпция невиновности один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, заключающийся в том, что лицо считается невиновным, пока его вина в совершенном преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу приговором суд.

Уголовная ответственность один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

Гражданско-правовая ответственность последствия, возникающие на основании гражданского правонарушения.

Административная ответственность вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.

Дисциплинарная ответственность вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание).

Материальная ответственность правовой термин, в общем случае обозначающий обязанность лица возместить ущерб, причиненный другому лицу.

Убытки имущественные потери, наступившие в результате гражданского правонарушения.

Неустойка – вид санкции, которая применяется при неисполнении договорных обязательств.

Возмещение неустойки выплата определенной денежной суммы за ненадлежащее исполнение обязательства.

Срок давности временной период со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в силу.

Крайняя необходимость ситуация, когда лицо вынуждено для предотвращения значительного вреда причинить в качестве крайней меры менее значительный вред.

Ключевые слова: правовое сознание; правовая идеология; правовая психология; правовые знания; правовые эмоции; правовая установка; правовые ценности; правовая культура; правовой нигилизм; правовой идеализм; правовое воспитание.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. –стр.161-171.

На уроке мы узнаем, что такое правовое сознание, правовая культура

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся правовой сознания и его структуры.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Правосознание — это форма общественного и индивидуального сознания, выражающая представления и чувства людей о праве и регулируемом им поведении.

Основные черты правосознания:

1. Является одной из форм общественного сознания;

2. Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

3. Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

4. Обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

5. В отдельные периоды развития общества является формой права;

6. Ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным “внутренним механизмом” регулирования деятельности людей.

Функции правосознания:

1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.

2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.

3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Структура правосознания:

1. Правовая идеология, олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания.

2. Правовая психология, состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания.

3. Поведенческие факторы, в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.

Правовая культура общества – общий уровень знаний и отношение общества к праву.

Правовая культура личности представляет собой знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.

Правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.

Проблема правового нигилизма является одной из самых актуальных в новейшей России. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует обозначить:

1. обеспечение должного качества принимаемых законов;

2. соблюдение самими государственными органами и должностными лицами требований закона;

3. улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы;

4. улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Разбор типового тренировочного задания

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом правовые термины.

Правосознание и правовая культура

Понятие, структура и функции правосознания

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание является источником права, отражающим объективные потребности развития общества, одним из обязательных инструментов реализации права, средством оценки соответствия поведения нормам права. Как источник права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на процесс и результаты правотворчества. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Л.И.Спиридонов отмечает, что «общественное правосознание – отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания. Оно представляет собой психологическое отношение к праву, закону, правонарушению, приговору, преступнику, выраженное в понятиях, идеях, взглядах, эмоциях и т.п.».

Правосознание – сложное структурное образование, в котором выделяют как минимум два компонента: правовую идеологию (рациональный) и правовую психологию (эмоциональный). Кроме того, в структуре правосознания принято выделять и другие элементы: правовую онтологию (знание того, что есть право), аксиологию (оценку права), праксиологию (волевой элемент, связанный с выбором варианта поведения).

Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая идеология формируется как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. Она обосновывает и оценивает существующие и возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывая конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества, уровень общественного сознания, социальную психологию, общественные интересы. Теоретический уровень правосознания предстает в виде идеологии.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Кроме того, научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе.

Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нацию, различных групп и слоев населения. Через правовую психологию реализуются присущие правовой культуре обычаи и традиции, самооценка личности, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения права. От уровня подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, что говорит о связи правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания. «Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп».

Как элемент правовой культуры, правовое сознание представляет собой механизм, влияющий на право и правовое поведение.

Согласно теоретической концепции, основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательная функция правосознания предполагает определенную сумму юридических знаний, являющихся результатом мыслительной деятельности (правовая подготовка). Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к явлениям правовой жизни на основе юридического опыта. Это отношение выражается в определении значимости полученных знаний с точки зрения индивида или общества. В содержание правосознания входят следующие основные виды оценочных отношений: к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению (самооценка).

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли человека, возникает новое образование – эмоционально-интелектуально-волевое, именуемое правовой установкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направление поведения личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Правовая ориентация выступает как совокупность правовых установок индивида или определенной коллективной общности, формирующих их программы деятельности в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

Виды правосознания

По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное:

– индивидуальное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретной личности к праву и правовым явлениям в общественной жизни;

– групповое правосознание означает совокупность представлений и чувств, связанных с коллективным осознанием права и правовых явлений (социальных групп, классов, слоев, профессиональных и иных объединений);

– общественное правосознание проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение макроколлективов (населения страны, нации и т.д.).

Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества. На основе общественного правосознания складывается индивидуальное и групповое правосознание. Но прежде чем сформируется общественное правосознание, оно становится сознанием определенной группы людей, а индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека. Общественное правосознание не существует вне индивидуального. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер.

В зависимости от уровня правовой культуры или с точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное правосознание является наименее глубоким: в нем преобладают психологические (эмоциональные) элементы. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками, имеют фрагментарный, бессистемный и часто поверхностный характер. Отношение к праву, как правило, противоречиво и зависит от переменчивых настроений и повседневных эмоций. Формируется данный уровень под влиянием личного жизненного опыта.

Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.

Научное (теоретическое) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Оно характерно для научных работников, специально занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей теоретического правосознания обусловлено теоретическими воззрениями. Научное правосознание необходимо учитывать в процессе правотворчества, которое должно определять направления совершенствования юридической практики. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим, т.е. представлять собой систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, нормах и категориях, в знании основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Правовая теория является концептуальной формой существования правового сознания, самым глубоким способом фиксации объекта правового отражения. К теоретическому правовому сознанию подходит такая степень выражения, как идеологический уровень.

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая правовые акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению, способствует оптимальному толкованию права и преодолению пробелов в праве). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию правовых норм и сопровождает реализацию норм на всем протяжении их действия.

Понятие, структура, функции и виды правовой культуры

Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной правовой культуры работников правоохранительных органов и других должностных лиц. Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека».

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: правовая идеология, правовая психология, юридически значимое поведение.

Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Таким образом, правовая культура включает в себя следующие уровни:

– уровень правосознания и правовой активности общества,

– степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),

– степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: состоянием законности и правопорядка в стране, реальной потребностью в праве, степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

Итак, в теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании правовая культура является разновидностью общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок. В узком понимании правовая культура – это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.

Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический источник права.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Правовое воспитание: понятие, формы и методы

Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.

Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания

Правовая культура, в целом, зависит от уровня развития правового сознания населения (глубины освоения правовых ценностей, правовая информированность). Уровень развития правосознания проявляется в правоотношениях различного рода, в различных сферах правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной). Существенную роль на развитие правовой культуры общества оказывает властная деятельность государственных органов (правоприменение). Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов институционального (структура и порядок взаимоотношений органов госаппарата) и не институционального характера (компетентность, правовая информированность). Правовая культура связана с реализацией права на всех уровнях правовой деятельности.

Правовая культура включает в себя и всю систему законодательства (конституцию, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные акты, акты органов местного самоуправления). Определяющее значение имеет и степень освоения этими нормативно-правовыми актами общепризнанных ценностей международного права, немаловажна и технико-юридическая составляющая законодательства (уровень правовой техники, совершенство формы нормативно-правового акта, информативность и непротиворечивость законодательства, совершенство правореализационного механизма). Все это свидетельствует о качественной стороне правовой культуры.

В целом структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование: уровень правосознания, уровень правовой деятельности, уровень развития системы законодательства. Хотя единства в этом вопросе среди специалистов нет. Некоторые авторы считают, что элементами правовой культуры являются все общезначимые компоненты правовой действительности: право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок и др. Другие считают, что элементами правовой культуры являются такие уровневые состояния, как правосознание, субъекты правовой культуры, правовые тексты, правовая деятельность. Существует точка зрения, что в состав правовой культуры входят следующие культурные комплексы – право, правотворческая деятельность, правовая наука, правоотношения, правовые учреждения, правовое поведение.

Правовая культура является отражением интересов и отношений различных социальных групп и личностей. Она способствует формированию определенных стандартов правомерного поведения, предполагает определенный уровень правового мышления и специфических способов правовой деятельности. Правосознание (знание права, отношение к праву, навыки правового поведения) и правовая культура выступают средствами обеспечения правового воздействия. Правовая культура является результатом всей юридической деятельности.

Профессионально-правовую культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную и как содержательную категории. Профессионально-правовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметно-практической деятельности. Профессионализм юриста проявляется во взаимодействии с другими сферами культуры. В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой культуры и культуры нравственной, религиозной, политической и др. Основными составляющими профессионально-юридической культуры являются в целом и профессионально-правовая, и профессионально-нравственная сферы культурной деятельности.

1.5 Правосознание и правовая культура

1.5 Правосознание и правовая культура

Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать угодные законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания, зафиксированные права и обязанности должны пройти через волю и сознание людей.

Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно правовое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.

Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности (производности) материи и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание несомненно находится под определяющим воздействием бытия, но, с другой стороны, само бытие является результатом воплощения мыслей и чувств людей. Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве – локомотив исторического движения.

Как особая форма общественного сознания правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.

– осмысление и ощущение права;

– осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

– осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

– восприятие процесса и результатов реализации права;

– соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т. д.).

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит оттого, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения.

С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно – недооценить роль законодательства в формировании правосознания. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно – через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями и коллегами и т. д.

По своей структуре правосознание разделяется на правовую психологию и правовую идеологию. Ту и другую составляющую можно характеризовать на уровне индивида (индивидуальное правосознание), группы (групповое) или общества в целом (общественное).

Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Это прежде всего область чувств, настроений, эмоций, представлений, иллюзий. Они навеяны знакомством с жизненными реалиями, и, в особенности, с явлениями государственно-правовой жизни.

Правовая идеология отражает преимущественно результаты абстрактного мышления. Она включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь. Ведущими в правовой идеологии являются идеи:

– неотъемлемых прав и свобод человека;

– закона как акта высшей юридической силы;

– охраны права государством и связанности самого государства правом.

Выделяют следующие виды правосознания:

– в зависимости от уровня осознания ценности права и его роли в общественной жизни:

> массовое (обыденного) правосознания, который принадлежит людям, специально не занимающимся правом и осознающим его как значимый для них фактор социальной жизни только в определенных жизненных ситуациях, как правило, при правонарушениях;

> профессиональное правосознание, которым обладают специалисты в области юриспруденции (судьи, адвокаты, прокуроры, следователи, работники органов внутренних дел и др.), по роду своей работы постоянно применяющие юридические нормы;

> теоретический (научный) уровень правосознания имеют люди, занимающиеся различными направлениями научных исследований в области права,

– в зависимости от степени общности правосознания:

> правосознание отдельных социальных групп;

Развитое и устойчивое правосознание общества даже в условиях социальных катаклизмов может обеспечить достаточно прочный правопорядок и тем самым уменьшить роль негативных последствий кризиса. Оно составляет необходимую базу для формирования и развития правовой культуры общества.

Правовая культура – качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права.

Правовая культура соединяет в себе элементы правосознания и элементы практической юридической деятельности, воплощенной в правотворчестве, юридической технике, правоприменении, законности актов должностных лиц, организаций и граждан, неотвратимости и справедливости наказания за совершенные правонарушения.

Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве. Необходимым элементом правовой культуры является нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.

Показателями уровня правовой культуры в цивилизованном обществе являются: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов, уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина, системность и доступность законодательства, строгое и неуклонное соблюдение законности и ряд других. С точки зрения этих показателей можно оценить правовую культуру правотворчества, правовую культуру правоприменения или обеспечения правопорядка в стране; правовую культуру общества в целом, социальных групп и страт (например, правовую культуру должностных лиц), отдельных людей.

Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от следующих факторов:

– действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности

– судебной и правоохранительной системы.

Высокий уровень правовой культуры общества является необходимой предпосылкой для формирования правового государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 2. Правосознание и правовая культура

Глава 2. Правосознание и правовая культура Правосознание – совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.Правосознание определяется уровнем развития общества и в первую очередь

§ 2.4. Правовая культура

§ 2.4. Правовая культура К понятию “правосознание” тесно примыкает понятие “правовая культура”, которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.В юридической науке нет единого понимания термина “культура” вообще, “правовая культура”. Так, проф.

21. Правовая культура и правовое воспитание

21. Правовая культура и правовое воспитание Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.Формы правовой культуры:• правовая культура

1.8. Правосознание и правовая культура

1.8. Правосознание и правовая культура Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда

Правовая культура: понятие и виды

Правовая культура: понятие и виды Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, всегда обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем. Выражается в достигнутом социумом уровне правовой действительности: в состоянии

Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Понятие, виды и структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание и право: взаимодействие. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.Обсуждение всех предыдущих тем

Глава 22. Правосознание и правовая культура

Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право

§ 4. Правовая культура

§ 4. Правовая культура Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры

Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 28.1 Понятие правосознания и его структура Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы

28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия

28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Как справедливо отмечается в отечественной юридической

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит свое выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность,

§ 69. Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность

§ 69. Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению человечества к культуре, ее совершенствованию и расцвету. Состояние и

Глава 13. ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ

Глава 13. ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ 1. Правосознание — особый элемент правовой действительности.2. Активные элементы в правосознании.3. Правосознание как элемент правовой системы.4. Разновидности и формы правосознания.5. Правовая культура.1. Правосознание — особый элемент

Правовая культура и правосознание

Урок 38. Право 10-11 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Правовая культура и правосознание”

Как часто вам приходилось слышать о правовой культуре? Ведь само понятие право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство является неотъемлемым элементом культуры.

В широком смысле к правовой культуре принято относить все правовые ценности, созданные в правовой сфере. Это может быть законодательство, правовые дисциплины, система судебных и правоохранительных органов, то есть все то, что так или иначе можно связать с правом.

В узком смысле, правовая культура – это определённый уровень развития правосознания в обществе, включающий знание законодательства, его верное понимание, соблюдение, применение и нетерпимое отношение к нарушителям законности и правопорядка.

Правовая культура включает себя следующие элементы:

· состояние правосознания в обществе, то есть уровень правосознания каждого отдельного человека и всего общества в целом;

· действенность функционирования всех основных правовых органов и учреждений;

· уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

· состояние законности и прочность правопорядка.

Выделяют два уровня правовой культуры: правовую культуру личности и правовую культуру общества в целом.

Правовая культура личности включает в себя правосознание личности, её привычку к правомерному, законопослушному поведению и уровень её правовой активности.

Правовая культура личности неразрывно связана с такими нравственными качествами как справедливость, доброта, чувство собственного достоинства, совестливость.

Правовая культура общества складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Для правовой культуры характерны следующие функции:

· правосоциализаторская, выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания, правового обучения и юридической помощи населению;

· правопреобразовательная, связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;

· праворегулятивная, направлена на реализацию эффективной и устойчивой работы правовой системы в обществе;

· ценностно-нормативная, проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей;

· коммуникативная, реализуется через общение граждан в юридической сфере;

· прогностическая, проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы в целом.

Правовую культуру можно сравнить со строительством дома.

Давайте представим себе, что такие понятия как нравственные взгляды и убеждения, правовые знания, отношение к праву, а также поведение и деятельность человека в правовых ситуациях – это наши строительные материалы, из которых нам надо построить – «дом правовой культуры».

Сперва закладываем фундамент, которым являются нравственные взгляды и убеждения. Ведь с самого начала жизни у нас появляются представления о хорошем и плохом, добре и зле, правильном и неправильном поведении.

Прежде всего эта нравственный фундамент формируется в семье. Помните, как это было у классика: «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо?».

Постепенно вы овладеваете различными правовыми знаниями и умениями, которые становятся частью вашего внутреннего мира. И зачастую пополняются вашим личным опытом.

В дальнейшем вы убеждаетесь в том, что без права невозможно не только ваша нормальная жизнь, но и жизнь всего общества в целом. Так постепенно строится следящая часть дома – отношение к праву (правосознание).

Человек с развитыми правовыми чувствами никогда не станет правонарушителем, более того, он будет защищать не только свои права и интересы, но и общества в целом, и даже препятствовать совершению преступлений. Вот и готова последняя часть нашего дома – это поведение и деятельность в правовых ситуациях.

Осталось только собрать всё под одной большой крышей правовой культуры и наш дом готов.

Но следует помнить и о том, что, как и обычном доме, если нет одной из частей, то о правовой культуре не может быть и речи. Таким же образом на правовой культуре скажется и отсутствие фундамента.

Важным моментом является и тот, что без формирования и развития правовой культуры общества невозможно построить правовое государство.

Ведь ещё римский философ Марк Туллий Цицерон говорил: «Не понимаю, почему понятие государства … применимо к владычеству толпы; … для меня народом является только такой, который удерживает вместе согласие относительно прав».

Как вы уже поняли, важнейшей составляющей правовой культуры является понятие правосознания, то есть совокупность знаний, идей, представлений, чувств, которые выражают отношение людей к действующему или желаемому праву.

Правосознание включает в себя:

· Правовые знания, то есть информация о различных сторонах правовой системы общества.

· Правовую идеологию, то есть систему научных правовых явлений (правовые знания, понятия, категории, принципы, убеждения, идеи);

· Правовую психологию, то есть систему правовых чувств, эмоций, настроений выражающих отношение людей к праву.

· Правовые установки, то есть предрасположенность личности (группы, общества) воспринимать и оценивать правовые явления и действовать исходя из их оценки.

В правосознание также принято выделять несколько уровней, таких как: обыденное правосознание, профессиональное правосознание и научное (теоретическое) правосознание.

Обыденное правосознание – это уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо специальными правовыми знаниями, а руководствуется тем минимумом правовых знаний, необходимым ему для работы и повседневной жизни.

Обыденное правосознание получено человеком на основе собственного жизненного опыта и отрывочных правовых знаний. Оно носит фрагментарный характер и существует в виде установок. Человек знает, как надо поступать в той или иной ситуации, но по большому счёту не осознаёт почему.

Профессиональное правосознание – это уровень правосознания характерный для профессиональных юристов, которые не только обладают глубокими правовыми знаниями, но и умеют их применять на практике.
Это адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, нотариусы. Ведь данные профессионалы обязаны строго следовать духу и букве закона.

Научное (теоретическое) правосознание – это уровень правосознания, для которого характерен глубокий уровень обобщения. Таким обобщением занимаются учёные юристы, которые на теоретическом уровне анализируют различные паровые нормы и предписания, и умеют представлять их в исторической ретроспективе, они изучают состояние действующей правовой системы, выявляют необходимые изменения права в связи с развитием и изменением общества.

Приведём пример из области медицины. В начале двадцатого века пересадка органов была из уровня фантастики, взять хотя бы роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля» или повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце». Для читателей начала века это действительно была полная научная фантастика.

Но уже в шестидесятые годы двадцатого века учёные начинают осуществлять пересадку органов, в 90-х годах и в нашей стране назрела необходимость принятия специального закона о трансплантации человеческих органов.

Правосознание существует в нескольких видах: индивидуальном, групповом и общественном.

Индивидуальное правосознание, формируется у каждого конкретного человека. К индивидуальному правосознанию можно отнести правомерное поведение человека, знание им законов и правовых норм, а также его правовую активность и нетерпимость к каким бы то ни было проявлениям неправомерного поведения.

Групповое правосознание, формируется в отдельных социальных группах и показывает особенности восприятия правовых норм: молодёжью, преступным сообществом, бюрократией, верующими и другими группами.

Общественное правосознание, характерно для конкретного общества в целом.

Не последнею роль в формировании правосознания у человека играют так называемые позитивные условия формирования правосознания, к которым относятся:

· признание необходимости права, то есть осознание того, что закон – это порядок;

· соблюдение правовых норм по убеждению, а не из-за чувства страха;

· уважительное отношение к правам других людей.

В том случае если не происходит формирование позитивного правосознания личности, следовательно, не может возникнуть и позитивное правосознание в обществе в целом, что может привести к возникновению такого опасного социального явления, как правовой нигилизм.

Под правовым нигилизмом принято понимать неуважительное отношение к праву или отрицание его роли, то есть непризнание права одной из основ регулирования жизни общества.

К сожалению, в нашей стране по целому ряду причин правовой нигилизм, стал довольно распространённым явлением.

Ведь для многих граждан нашей страны девизом стало утверждение о том, что: «Суровость российских законов, смягчается необязательностью их исполнения».

Неслучайно публицист Александр Иванович Герцен писал: «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно».

Да и обширный русский фольклор высказывает довольно негативное отношение к законам, ну, например, возьмём пословицы и поговорки:

· «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло»

· «Где закон, там и обида».

· «Что мне законы, коли судьи знакомы».

· «Закон топтать нельзя, а вокруг ходить можно».

Ну, а теперь попробуйте вспомнить поговорки, в которых закон выступал бы с положительной стороны?

Ещё в середине девятнадцатого века русский публицист Константин Сергеевич Аксаков писал: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

Сегодня решить данную проблему пытается целая общественная организация, которая так и называется «Организация по борьбе с правовым нигилизмом», с её деятельностью и путями решения данной проблемы вы сможете познакомиться самостоятельно на её сайте.

Обратной стороной медали правового нигилизма, является правовой идеализм, то есть преувеличенное отношение к правовым нормам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы общества и государства.

Сторонники правового идеализма уверены, что принятие хороших законов сможет изменить существующее положение дел в лучшую сторону.

Тем не менее, данная позиция ошибочна. Право, несмотря на множество регуляторов, не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их воплощения и создания подготовленной почвы для их действия.

Ну, наверное, самым негативным последствием для правовой культуры в целом может стать правовой цинизм, то есть готовность и умение использовать правовые знание для совершения преступлений.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты и ответим на некоторые вопросы.

1. Как право связано с культурой?

2. Что такое правовая культура в широком значении слова?

3. Что такое правовая культура человека?

4. Каковы основные элементы правовой культуры?

5. Что служит фундаментом правовой культуры?

6. Почему нужно овладевать правовой культурой?

Тема № 18. Правосознание и правовая культура

Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое называется правовым нигилизмом и представляет в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение.

Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнание ими законов своей страны. Крайней формой проявления правового нигилизма является умышленное нарушение действующих законов, но он может проявляться также и в других формах (неуважение к суду, адвокатуре, подмене законности целесообразностью, внесудебных репрессиях и т.п.). Но во всех этих случаях наблюдается неразвитое или деформированное правосознание, под которым понимается совокупность идей, взглядов, представлений о праве. Правосознание имеется у отдельного человека (индивидуальное правосознание), у отдельных групп людей (групповое) и у общества в целом (общественное правосознание).

Правосознание – совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств и эмоций выражающих психологическое оценочное отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина).

1. Индивидуальное – это представления, взгляды, эмоции одного человека.

2. Групповое – особенности представления о праве определенной социальной группы;

3. Общественное – отражает все многообразие правовой системы с позиций общества в целом, в нем интегрируется особенности индивидуального и группового правосознания.

В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают:

1. Обыденное – представляет собой поверхностные, примитивные суждения, воззрения о праве в целом и других явлениях правовой жизни, исходящие от людей как субъектов гражданско-правовых, трудовых, семейных и иных правоотношений.

2. Научное – формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Как система правовых знаний, оно раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития (им обладают ученые – юристы).

3. Профессиональное (практическое) – это те правовые идеи, взгляды, представления, убеждения и установки руководствуются при исполнении своих служебных обязанностей и функций прокурора, судьи, адвоката, т.е. юристы-практики.

Правосознание представляет собой сложное явление, его структура включает следующие элементы:

Правовая психология, т.е. систему правовых чувств, эмоций, привычек, выражающих отношение людей к государству и праву.

Правовая идеология – совокупность идей, концепций, взглядов, принципов, на основании которых субъект строит свое отношение к праву и государству.

Любое правовое предписание обращено к сознанию людей. И от того, как человек воспримет правовые запреты, дозволение и обязывания, зависит, будет ли он следовать им или нет. Добровольно и сознательно будут соблюдать закон те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания и правовой культуры, т.к. они понимают необходимость и полезность законов как для общества, так и для себя лично. Некоторые же люди будут следовать им только из-за страха понести наказание за правонарушение. В первом случае более высокий уровень правосознания проявляется в законоуважении, во втором – более низкий, находит выражение в законопослушании.

Общество заинтересовано в том, что большинство людей знали законы своей страны, уважительно относительно к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо совершенствование законодательства с тем, чтобы законы соответствовали общественным потребностям, охрана прав личности, массовые юридические просвещения, а также подготовка высококвалифицированных юристов.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется в том числе и для характеристики определенных сфер жизни или деятельности.

Правовая культура является разновидностью общей культуры, которой охватываются все достижения и ценности, появившиеся в результате деятельности человека.

В юридической литературе даются различные определения правовой культуры. В целом в юриспруденции сложилось 2 варианта понимания правовой культуры. Одни авторы определяют правовую культуру как качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы.

Другое определение (наиболее полное): правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности, а также степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Таким образом, в данном определении указываются слагаемые элементы правовой культуры:

1. достигнутый уровень совершенства правовых актов;

2. правовая практика;

4. степень свободы человека и его взаимоотношения с государством.

Для оценки состояния правовой культуры в обществе необходимо учитывать следующее:

– знание населением законов;

– развитость правотворческого процесса;

– степень соответствия актов законодательства общепризнанными принципами и нормами международного права;

– соответствие практики законодательству;

– степень уважения норм права.

Функции правовой культуры:

1. познавательно-преобразовательная – определяет на общественном уровне курс на достижение наиболее ценностных правовых результатов и состояний. В рамках этой функции внимание акцентируется на самых ценностных сторонах права и его компонентах;

2. праворегулятивная – исходит их четкого функционирования всей правовой системы, полного и эффективного воздействия требований юридических норм на соответствующие общественные отношения, т.е. реализации регулятивной функции права;

3. ценностно-нормативная – проявляется в различных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности;

4. правосоциализаторская – тесным образом связана с процессами правовой и нравственной социализации личности, с правовоспитательной деятельностью. Прежде чем овладеть соответствующим уровнем правовой культуры, личность в течение длительного времени находится под воздействием социальных, политических, нравственных, общекультурных, осваивает правовые ценности, что конечном счете формирует ее правосознание и правовую культуру;

5. коммуникативная – через нее проводится общение между членами общества как субъектами права и носителями правовой культуры, благодаря чему происходит обогащение и развитие последней. Такое правовое общение «выступает как форма межсубъективных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права».

Важнейшим фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание, т.е. деятельность, направленная на передачу правового опыта, правовых идеалов и правовых знаний в обществе от одного поколения к другому.

В юридической литературе рассматривается правовое воспитание в широком и узком смысле. В широком – означает процесс правовой социализации человека, формирование его взглядов окружающей обстановкой в целом; всей юридической практикой и поведением людей. В узком – это целенаправленная передача правовых знаний и опыта определенным группам людей и обществу в целом. Речь идет о правовом просвещении. Среди форм просвещения следует выделить:

1. правовое обучение (преподавание и усвоение правовых знаний в средних, средних профессиональных и высших заведениях);

2. правовая пропаганда (распространение юридических знаний в СМИ).

Что касается правового воспитания юристов-профессионалов, то его основная цель – сформировать активную жизненную позицию специалиста, привить ему уважение к закону, к правам и свободам граждан.

Правовая культура: понятие, классификация, структура, функции

Правовой культура — это совокупность представлений людей о праве, его реализации, правоприменительной деятельности, сформированных в виде знаний, убеждений, норм и установок, принятых социумом. Также правовую культуру можно рассматривать в узком и широком смысле:

  • в узком смысле под правовой культурой подразумевают систему взаимоотношений, сложившуюся между людьми и различными организациями в результате их длительного взаимодействия. Естественно, подобные взаимоотношения регулируются нормами права и находятся под охраной государства.
  • в широком смысле к данному понятию относят весь багаж юридических знаний, накопленный человечеством ранее и реализуемый людьми в повседневной жизни, в отношениях друг с другом, в трудовой деятельности и иных сферах. В этом смысле правовая культура является основой законопослушного поведения граждан.

Сущность описываемого феномена заключается в знании, уважении индивидом норм права и их соблюдении. По этой причине правовая культура во многом перекликается с правосознанием, поскольку отчасти тоже базируется на понятиях о правомерности и неправомерности тех или иных деяний.

Помимо этого, в ее состав включается поведение, соответствующее не только юридическим нормам, но и требующее от каждого члена общества соблюдения норм морали, прав других людей, а также выполнения им взятых на себя обязательств. По этой причине указанное понятие требует от человека развития ряда положительных личных качеств, включая честность, совестливость и справедливость.

Структура правовой культуры

К структуре раскрываемого явления относят перечень компонентов, из которых и складывается позитивное правовое поведение граждан. Существуют три группы указанных компонентов:

  • познавательные;
  • поведенческие;
  • ценностно-ориентационные.

К группе познавательных компонентов относят полноту юридической информированности граждан, уровень правовой образованности населения, знание и понимание отдельным человеком действующих внутри страны законов.

К поведенческим компонентам относят устойчивые формы правомерного поведения, заключающиеся в повседневном осознанном соблюдении и исполнении человеком законов и различных оговоренных в законодательстве обязанностей, а также в использовании им своих прав. При этом гражданин сознательно отказывается от применения любых противозаконных средств при решении спорных ситуаций, выбирая в качестве единственной приемлемой для себя модели правомерное поведение.

К группе ценностно-ориентационных компонентов относят различные правовые установки, касающиеся, в частности, желания гражданина соблюдать закон, его готовности воспринимать, усваивать и оценивать правовую информацию, отстаивать свои законные интересы и др. Эти установки оказывают существенное воздействие на мировоззрение индивидуума.

Следовательно, именно уровень развития правовой культуры является основным показателем той роли, которую играет право в жизни конкретного социума.

Как формируется правовая культура?

Формирование правовой культуры всегда протекает поэтапно. Изначально образуется своеобразный фундамент этого феномена, основанный на человеческих взаимоотношениях и способах разрешения возникающих между индивидами споров. В дальнейшем первичные знания и правила взаимоотношений между членами социума конкретизируются, в них выделяются отдельные, самостоятельные отрасли и направления (к примеру, семейное, гражданское, уголовное право). Параллельно растет и уровень правосознания граждан, увеличивается степень их юридической информированности и понимания ими ценности права как способа законного и наиболее справедливого урегулирования споров между людьми.

Но для формирования полноценной правовой культуры недостаточно одних лишь знаний о праве, остающихся на обыденном, повседневном уровне. Немалое значение имеет и оценка правовой практики. Она заключается в оценке индивидуумом не только нравственной, но и правовой стороны любого явления или события, при которой человек делает выводы о законности либо о незаконности данного события в правовом контексте.

Ступени правовой культуры

Правовую культура принято разграничивать на несколько разновидностей, которые называют «ступени», поскольку в них прослеживается определенная последовательность. Выделяют следующие ступени:

  • Правовая культура личности. Это степень правового воспитания и образования отдельной личности, ее способность пользоваться нормами права для собственной защиты и твердое намерение выстраивать свое поведение исключительно в рамках закона;
  • Правовая культура социальной группы. Это степень правового воспитания и образования уже не отдельного человека, а группы людей, определенного слоя общества. Различные социальные группы отличает различный уровень правовой культуры – к примеру, люди, имеющие юридическое образование и работающие в правовой сфере отличаются большим, по сравнению с другими группами граждан, уважением к праву и его институтам;
  • Правовой культура социума. Это масштаб юридического воспитания и образования уже в пределах всего общества.

В целом, правовая культура является важнейшей составляющей любого правового государства, сильнейшим стимулом по воспитанию в гражданах чувства взаимного уважения друг к другу, а также доверия к закону и правопорядку.

Уровни правовой культуры

В науке принято выделять три уровня правовой культуры, к числу которых относятся:

  1. Обыденный уровень. Для данного уровня характерна определенная ограниченность при понимании индивидом сути права, а равно и некоторая поверхностность его суждений и взглядов. Естественно, такой культурный уровень не позволяет человеку объективно осмыслить и понять все стороны практики правоприменения и юридической деятельности в целом. Однако именно наличие у граждан обыденного уровня правовой культуры делает их законопослушными и ответственными, учит не только выполнять свои обязанности, но и защищать собственные права.
  2. Профессиональный уровень. Характерен для лиц, имеющих юридическое образование и осуществляющих профессиональную деятельность в данной сфере. Ежедневное соприкосновение юристов со специфическими понятиями и терминологией способствует выработке у них собственного, более высокого, по сравнению с обыденным, уровня правовой культуры, для которого характерно понимание юридических проблем и задач, глубокие познания в области права и следование нормам профессионального поведения.
  3. Теоретический уровень. Встречается у профильных научных работников и состоит из совокупности обширных научных знаний в области права, а также гипотез, идей и теорий, касающихся поиска сути и толкования учеными содержания различных правовых норм. Данный уровень достигается коллективными усилиями большого числа теоретиков и дополняется опытом практических работников, а потому для него характерно понимание сущности правовых явлений и порядка взаимодействия юридической сферы с другими сферами человеческой деятельности.

Все перечисленные выше уровни правовой культуры тесно связаны между собой, они взаимно дополняют и взаимно обуславливают собственное существование. К тому же, различный уровень решаемых человеком задач требует от него соответственного уровня правовой культуры (к примеру, находящийся на обыденном уровне понимания права индивидуум не сможет полноценно участвовать в законотворческой деятельности).

Функции правовой культуры

На правовую культуру возлагается сразу несколько важных функций, а именно:

  • Познавательная, под которой понимается изучение и освоение людьми юридического опыта прошлых эпох и поколений, а также перенимание полезных особенностей указанного опыта;
  • Регулятивная, основной задачей которой является формирование и обеспечение существования стабильного правопорядка;
  • Нормативно-ценностная, главной целью которой стало сопоставление человеком совершаемых им поступков с известными ему образцами правомерного поведения (с осуждением неправомерных действий и поощрением правомерных поступков);
  • Коммуникативная функция обеспечивает гражданам возможность вести диалог между собой, чтобы обсуждать и согласовывать важные для них личные, групповые и общественные интересы;
  • Прогностическая функция относится в первую очередь к сферам правотворчества, укрепления правопорядка, к области реализации гражданами их прав и свобод и к любым вопросам, касающимся внесения изменений в действующую правовую систему.

Отличия правовой культуры от правосознания

Правосознание отличается от правовой культуры наличием в его составе ряда теорий, отражающих отношение социума и отдельных граждан к юридическим нормам, а правовая культура выражается, прежде всего, в положительном отношении индивидуумов к правовой сфере и юридическим институтам. По этой причине правовую культуру относят к более широким, нежели правосознание, понятиям, отражающим уровень знания гражданами собственных прав и обязанностей, состоянием правосудия и правоохранительной системы, соблюдением законов представителями власти и т.д.

К высшей степени проявления правовой культуры причисляют правовую активность отдельной личности, выражающуюся как в строгом соблюдении индивидуумом законов, так и в его активной деятельности, затрагивающей области применения права и правового регулирования.

Значение правовой культуры

Развитые государства отличает высокий уровень развития правовой культуры — именно она является фундаментом общественной и гражданской активности, способствует формированию институтов гражданского общества и прививает населению чувство ответственности за происходящее в стране.

Наличие правовой культуры помогает оптимизировать работу правоохранительной системы, наладить взаимодействие между различными группами населения и слоями общества, предупредив возможную конфронтацию между ними. К тому же, высокий уровень правовой культуры прямо влияет на правоприменительную и правотворческую сферы, повышая эффективность их работы и помогая усовершенствовать взаимоотношения между различными государственными институтами.

Помимо этого, правовая культура включает в свой состав практику правового общения между гражданами и представителями власти, развитость юридической науки, соблюдение прав человека и ряд других важных аспектов. В ее состав входит и правосознание, но исключительно в развитых формах его выражения. Следовательно, правовая культура объединяет в себе весь спектр ценностей, относящихся к правовой деятельности человека, включая правовые отношения между государством и гражданином, юридический менталитет населения, сферы правопорядка и правоприменения.

Заключение

Таким образом, именно наличие развитой правовой культуры является обязательным условием как для сознательного исполнения людьми принятых законов, так и для предотвращения правового произвола государства по отношению к гражданам. Наличие у населения научно обоснованных юридических представлений относится к важнейшей гарантии по сохранению правопорядка внутри страны, без которого невозможно стабильное и поступательное развитие современного государства.

Ссылка на основную публикацию