Дистанционное обучение в школе – как происходит, плюсы и минусы

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Интернет стал важным участником образовательного процесса еще в начале , а сегодня редкий учитель или школьник совсем не использует технологии в обучении. Мы общаемся с коллегами, учениками и их родителями в мессенджерах, пользуемся электронным журналом, ищем дополнительные материалы в интернете.

По данным eLearning Industry, только в промежуток между 2001 и 2017 годами рынок электронных образовательных решений вырос на 900%. Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.

У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В этом материале мы рассмотрели плюсы и минусы дистанционного обучения в школе.

Плюсы дистанционного образования

Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны. Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ. Вот некоторые из них.

  1. Возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому ученику. Бывает, что робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды двадцати одноклассников. Но на удаленке такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате, успешно выполняет задания. А учитель может подобрать для таких школьников дополнительные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы поддержать интерес к учебе. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими учениками поближе.
  2. Автоматизация рутинных процессов.b> Проще говоря, технологии могут взять на себя выполнение самой скучной части работы учителя. Например, проверку домашних заданий и составление статистики по классу. В среднем использование Skysmart Класс с автоматической проверкой позволит сэкономить как минимум 1–2 часа в день, если не больше. Эта система работает очень просто: учитель заходит на сайт, выбирает предмет, класс и тему, находит подходящее задание и отправляет ссылку ученикам, а потом просто смотрит на том же сайте, как они справились. Так работает образовательная онлайн-платформа Skysmart Класс для 1–11 классов от Skysmart и

  1. Шанс освоить новые технологии. Высокий спрос на преподавателей с опытом дистанционной работы — это реальность. Умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций повышает вашу ценность на рынке труда и дает возможность найти подработку в (а таких школ много, они растут и нуждаются в новых кадрах). Но еще ценнее навыки организации своего времени, работы с учениками в дистанционном режиме, умения контролировать и мотивировать их на расстоянии. Если вы справитесь с этим сейчас, к следующему учебному году можете попробовать свои силы в .
  2. Игровые задания. Дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В том числе и геймифицированных заданий: , викторин, интерактивных задачек на сообразительность. Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира. Да и старшеклассникам такие задачки нравятся больше сухих заданий из учебника. Игры не только делают обучение увлекательным — они помогают оценить прогресс и привносят в учебу элемент здоровой соревновательности. Обучающие игры не входят в официальную программу, но мы рекомендуем вам разбавить ими обычные задания. Ребенок, обучающийся с удовольствием, достигнет больших успехов, чем тот, кто скучает на занятиях.
  3. Более размеренный темп работы. Главное, что дает вам дистанционное образование — это время. Теперь, когда большая часть общения с учениками происходит в мессенджерах, у вас появилось больше времени, чтобы обдумывать ваши ответы на их вопросы. Ведь вам необязательно отвечать немедленно, рискуя ошибиться — вы можете свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный ответ. Это делает отношения педагога и учеников более профессиональными, но при этом и более непринужденными.

  1. Возможность работать в комфортной обстановке. Преподаватель, который трудится удаленно, может жить где угодно — в городе или на даче, в Челябинске или в Таиланде. Конечно, сегодня перемещения ограничены, но так будет не всегда. А вот свобода передвижения у учителей, дающих уроки онлайн, точно останется. Уже сейчас немало педагогов оценило преимущество удаленной работы — можно вставать попозже, нет необходимости спешно собираться и ехать через весь город на работу. Удаление от школьной атмосферы с ее шумом и суетой благотворно сказывается на душевном состоянии многих педагогов и помогает им сконцентрироваться на важных аспектах работы.
  2. Актуальность знаний. Привычные нам печатные учебники не всегда успевают за ходом времени. Нередко они переходят в категорию морально устаревших еще до поступления в магазины и библиотеки. Неактуальные географические карты, математические задачки про расфасовку картофеля на овощной базе, иллюстрации в учебнике английского с изображением дискет и ЭВМ времен детства родителей — все это из другого мира, но не из мира современных детей. Удаленный учебный процесс позволяет учителю находить актуальные материалы, которые соответствуют интересам ребенка 21 века. Например, изучать английский можно не только по учебникам, но и по актуальным мемам, песням и последним эпизодам сериалов. А задачки про количество подписчиков в соцсетях намного ближе современным школьникам, чем подсчет картофелин.
  3. Доступность учебных материалов. Сейчас многие открыли свои виртуальные двери и разрешили пользоваться своими учебниками и пособиями бесплатно. Но на самом деле в сети и так можно найти в свободном доступе огромное количество электронных книг, которые пригодятся для подготовки уроков. Это облегчает жизнь и учителю, который не ограничен теми пособиями, которые имеются в школьной библиотеке, и родителям учеников, которые не могут покупать десятки дорогостоящих дополнительных пособий.

Минусы дистанционного образования

Минусы дистанционного обучения в школе совсем не так многочисленны, как может показаться. Однако они есть, и школьный учитель должен знать, с какими сложностями и ограничениями он может столкнуться.

  1. Необходимость разбираться в цифровых технологиях. Никто не спорит, переключаться на новый стиль работы тревожно и утомительно. Особенно если единых инструкций нет, а разобраться во всем требуется быстро. Не знаете, с чего начать, — начните с вебинаров по дистанционному образованию. Если приложить немного усилий, за неделю можно стать практически экспертом во всех цифровых образовательных инструментах — на самом деле в них нет ничего сложного.
  2. Недостаток личного общения. Для учителя, который привык держать всех учеников во время урока в поле зрения, «домашний» урок может оказаться трудным испытанием. Ведь при дистанционной учебе трудно контролировать всех детей. Решить эту проблему помогут видеоконференции, общий чат, где педагог сможет общаться с детьми, работа над групповыми проектами в Google Документах и прочие инструменты для взаимодействия в режиме реального времени.
  3. Необходимость работать с мотивацией учеников. Работа современного преподавателя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник. Его задача — мотивировать и вдохновлять учеников, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы. Не существует компьютерной системы, которая могла бы взять на себя эти функции. И сейчас, как никогда раньше, педагогу нужно проявить все эти таланты. Возможно, педагогам придется уделять гораздо больше внимания тем детям, у которых есть проблемы с мотивацией и организованностью: такие ученики могут решить, что учиться теперь вообще необязательно. Поэтому учителям придется изобретать новые формы контроля таких школьников.
  4. Отсутствие границы между рабочим и свободным временем. Эта проблема знакома всем, кто работает удаленно. Работая из дома, человек практически не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается. Поэтому люди нередко перерабатывают. С другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно, бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома». Домашние наверняка будут прерывать вас. Поэтому так важно выделить уголок для работы и договориться с членами семьи: пока вы сидите в этом уголке, вы все равно что в школьном классе, пусть и виртуальном. В эти часы никто не должен отвлекать вас и обращаться к вам. А чтобы поддерживать здоровый баланс работы и отдыха, заведите будильник, который будет напоминать вам о том, что каждый час следует вставать стола и делать разминку, а после 19:00 вообще стоит выключить компьютер и как следует отдохнуть.

Что в итоге

Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым годом все больше детей будет получать образование онлайн, а привычные будут принимать все более и более цифровой вид.

Но сейчас учителям очень непросто. Трудно планировать, сохранять хладнокровие и разрабатывать эффективные стратегии , когда все вокруг горит и рушится. Не поддавайтесь панике: никто не требует от вас идеальных решений прямо сейчас.

Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров, почитайте форумы и профессиональные сообщества. Например, учителя английского (да и не только они) могут найти много полезного в статьях сообщества Skyteach. Все, чему вы научитесь сейчас, станет бесценным профессиональным багажом в будущем и поможет вашей карьере.

Дистанционное обучение в школе в 2021—2022 году

Будет ли дистанционное обучение в школе в сентябре 2021 года

Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе

  • Ученики занимаются в спокойной обстановке.

Им не приходится отвлекаться на шум с задних парт или на отвлеченные беседы с соседом.

  • Можно повторить материал.

Запись уроков сохраняется, можно пересмотреть объяснения учителя в свободное время.

  • Экономия времени.

Не нужно тратить время на дорогу до школы и обратно. Сокращается и время на рутинные задачи учителя: преподаватель отправляет ссылку на домашние задания, а затем на том же сайте проверяет выполненные работы.

  • Учиться можно из любой точки мира.

Ученик может находиться в отпуске с родителями, при этом не делать перерыва в учебе. Для качественного обучения понадобится только компьютер или смартфон и интернет.

  • Использование интернет-библиотеки.

В стенах школы методические пособия учеников ограничиваются учебниками. При дистанционном обучении учащиеся могут пользоваться ресурсами интернета, существенно расширяя и дополняя багаж знаний.

  • Нехватка общения.

Ребята лишаются привычного общения со сверстниками. От этого могут пострадать коммуникативные навыки.

  • Самостоятельная работа.

Не каждый ученик умеет самоорганизовываться и распределять свое время.

  • Нужны навыки работы на электронных площадках.

Если в старших классах ученики быстро осваивают функционал обучающих платформах, то учащемуся начальной школы адаптироваться сложнее.

Как организовать дистанционное обучение

В первую очередь нужно выбрать способ связи между учителем и учениками. Это могут быть мессенджеры, сайты, закрытые группы в социальных сетях.

Видеоуроки, согласно нормам СанПина², должны быть сокращены. В начальных классах длительность онлайн-урока не должна превышать 15 минут. В 5-7 классах рекомендованная длительность занятий – 20 минут. В 8-11 классах – 30 минут. При этом количество уроков в день остается прежним.

При проведении видеоконференций все участники урока устанавливают микрофон, камеру (например, при проведении самостоятельной работы, когда учителю нужно следить за учениками). Между видеоуроками предусмотрены перемены.

С помощью системы электронных журналов школьники получают задания. Выполненную домашнюю работу ученики отправляют учителям через специальный чат.

Уроки по физической культуре, музыке, ИЗО, ОБЖ также не исключены из учебной программы на время дистанционного обучения. Ученики могут записывать на видео выполнение физических упражнений или фотографировать свои рисунки. По всем предметам выставляются текущие оценки, оценки за четверть и год. Проверяют навыки с помощью контрольных и проверочных работ, которые проводятся на 2-3 уроках.

Семей, не имеющим доступа к интернету (чаще всего это жители сельской местности), администрация школы должна предложить другие методы обучения. Для таких учеников учителям рекомендуют разрабатывать так называемые маршрутные листы. В них нужно прописывать темы для самостоятельного изучения и домашнее задание. Доставка этих документов должна быть организована с помощью «Дежурного курьера». Эту работу выполняет учитель школы, который собирает у своих коллег все обучающие материалы и задания для учеников, а затем на школьном автобусе развозит их по домам учащимся.

Каждый учащийся может перейти на дистанционное обучение по желанию родителей. Для этого нужно написать заявление. Даже если решение о переходе школы на удаленку принято на уровне местных властей, родители все равно должны заполнить заявление с просьбой о переводе своего ребенка на дистанционное обучение. Это формальное согласие.

В заявлении в правом верхнем углу следует указать, кому и от кого составлено обращение. После слова «заявление» по центру листа нужно написать само прошение на организацию дистанционного обучения с указанием периода. Также в письменном виде надо дать гарантию, ребенку будут обеспечены условия для учебного процесса. В конце заявления ставится дата и подпись.

Популярные вопросы и ответы

Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»³.

С 1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации №115 от 22.03.2021, в соответствии с которым изменены правила осуществления образовательной деятельности во всех школах страны.

Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу. Но вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании разграничил их.

Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками.

Дистанционное обучение производится при помощи информационно- телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.

В соответствии с Методическими рекомендациями, изданными Минпросвещения, каждая образовательная организация начального общего, основного общего и среднего общего образования и (или) дополнительного образования, работающая с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ или положение) об организации дистанционного обучения, в котором регламентирует порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся и проведения промежуточного и итогового контроля по всем учебным дисциплинам. Школа также формирует расписание занятий в соответствии с учебным планом по каждому предмету, информирует учеников и их родителей о дистанционном обучении, учитывает результаты учебного процесса в электронной форме.

Существуют порталы, в которых выложены все уроки по школьной программе. Один из наиболее известных — Российская электронная школа. На портале представлены интерактивные уроки от лучших учителей нашей страны по всей школьной программе с 1 по 11 класс. На сайте собраны более 120 задач, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев.

Еще один известный сайт — Московская электронная школа. Портал представляет собой сборник тестов и электронных учебников, а также интерактивные сценарии уроков. Это открытая платформа, доступная всем, и ее высоко оценили многие пользователи. На сайте ученики могут проверять свои ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания, изучать все необходимые материалы для подготовки к уроку, решать контрольные и тесты. Платформа удобна тем, что ее можно легко открывать с любых устройств.

Учащимся младших классов подойдет сервис «Яндекс.Учебник». На портале собрано более 35 тысяч заданий по русскому языку и математике различного уровня сложности для школьников 1-5 классов.

Учителям будет интересен ресурс «ЯКласс», с помощью которого они могут проверить, успешно ли школьники усвоили материал.

Сайт Учи.ру поможет наиболее безболезненно перевести обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете, где есть специальный внутренний чат.

Всем известное издательство «Просвещение» предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет.

Ресурс «Мои достижения» открыл расширенный доступ к своим функциям. Ученики с 1 по 11 класс найдут на этой платформе большой выбор диагностик по школьным предметам, а также различным тематикам.

Активные школьники могут воспользоваться сайтом «Олимпиум», на котором собрано более 72 школьных олимпиад.

Старшеклассников может заинтересовать профориентационный портал «Билет в будущее», где размещены видеоуроки и есть возможность попробовать себя в различных специальностях на базе школьного образования.

Для тех, кто перешел на ступень среднего профессионального образования или готовится к этому, открыт бесплатный доступ на платформе Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», официального оператора международного движения WorldSkills International.

Эльвира Аникеева, заместитель директора по учебной работе МАОУ «Лицей – инженерный центр» г. Казани, эксперт, привлекаемый к проведению процедуры государственной аккредитационной комиссии Министерство образования и науки Республики Татарстан (@elvira_expert):

— Споры о плюсах и минусах электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не заставили себя ждать как в кругах родительской общественности, так и среди педагогов.

Безусловно, плюсами дистанционного формата обучения можно считать возможность получить образование, находясь в любой точке мира. Преимуществами дистанционного обучения могут воспользоваться обучающиеся с проблемами здоровья, ребята, профессионально занимающиеся спортом, обучающиеся с индивидуальным темпом восприятия информации и многие другие категории граждан. Например, при изучении опыта работы частной московской школы «Центр образования “Столичный”» мы выяснили, что обучающимися лицея являются жители многих уголков нашей страны и даже за ее пределами. Могли ли жители глубинки задуматься о школьном московском образовании еще лет 10 назад? А сейчас такие ребята получают качественное образования не выходя из дома, что подтверждается многочисленными положительными отзывами выпускников.

Но обязательным условием дистанционного обучения должна являться качественная организация, стабильные технические возможности, продуманная система получения знаний. Все мы столкнулись с форматом дистанционного обучения в марте 2020 года. Конечно, школы оказались не готовы к реализации «дистанта». Во-первых, не было отлаженного алгоритма действий, многие педагоги, к сожалению, не на должном уровне владеют информационными технологиями. Во-вторых, не каждая школа может позволить себе иметь собственную площадку для дистанционного обучения, что повлекло за собой пользование сторонними ресурсами: интернет-площадки не выдерживали, в результате все свелось к формату «домашнее задание в мессенджере – ответ в виде фото».

В нашей образовательной организации МАОУ «Лицей – инженерный центр» города Казани была создана своя площадка «Стратегия “Первый инженерный”», ресурс позволял формировать каждый урок в соответствии с тематическим планированием: выгрузка заданий разных форматов (интерактивные тесты, презентации, текстовые файлы и другое), и в обязательном порядке проведение живых онлайн-уроков. Четкая работа администрации во главе с директором В. К. Хайрутдиновой позволила минимизировать риски снижения качества обучения при введении дистанционного формата.

Но многие коллеги из других школ, городов, регионов делятся негативным опытом: «отсутствие стимулирования дополнительной работы», «невозможность работы с обучающимися начальных классов без поддержки родителей», «игнорирование обучения низкомотивированными обучающимися», «слабое интернет-соединение», «отсутствие живого общения» – такие ответы я получила при обсуждении дистанционного обучения в своем блоге. Конечно, плюсов тоже названо немало, в их числе «прекрасная форма обучения при карантине», «экономия времени на дорогу», «хорошая возможность получения образования для людей с четкой мотивацией».

Подводя итог, хочу сказать, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии – необходимость современного образования. Но внедряться эти формы повсеместно не должны. Необходимо организовать специализированные центры, которые смогут давать качественное образование. Ну а учителя никто и никогда не заменит! Ведь учитель не источник знаний, хороший учитель – наставник и друг!

7 «за» и 7 «против» дистанционной школы: что об учебе онлайн думают подростки

В родительских чатах все лето ходят слухи: следующий учебный год якобы тоже пройдет в онлайн-формате. Чиновники эти домыслы опровергают, но родители все равно продолжают паниковать: никто не хочет возвращаться в дистант. А что думают об этом сами дети? Мы попросили ученицу 9-го класса «Хорошколы» Анастасию Терре порассуждать о плюсах и минусах учебы в онлайне.

Минусы

Нет живого общения

Социальные сети, видеозвонки и эсэмэски никогда не заменят нам объятий с живыми одноклассниками. Оставшись дома, ты теряешь самое главное в жизни — общение, игры, встречи. Спросите любого школьника, зачем он ходит в школу. Возможно, в ответ вы услышите «Я без ума от химических опытов», но, скорее всего, вам расскажут про любимый класс, безбашенных ребят и непредсказуемые развлечения на перемене.

Сложно заставить себя учиться

В школе нельзя просто встать и пойти прогуляться посреди дня, есть четкое время отдыха и занятий, регулируемое учителями. Дома ты хозяин своего времени: можно, например, подключиться к уроку, сделать вид, что ты в чате, и уйти смотреть сериал. Выбор зависит только от тебя. Но тем не менее в школе даже не самый сконцентрированный ученик обязан выполнять задания, отвечать у доски, а в онлайн-формате — отключил камеру, микрофон, и можно снова вернуться к ленте инстаграма.

Посторонние на уроке

Раньше, чтобы сорвать урок, нужно было придумать план, подговорить товарищей и быть готовым понести наказание. Зная, что личность «преступника» может быть установлена, на подобное решались далеко не все. В онлайне победили анонимность и безнаказанность. Уроки срывали демонстрацией самого разного контента, контролировать который учителя не умели, а иногда и просто не могли.

Сервисы не готовы

Какими бы прекрасными ни были сервисы видеоконференций вроде Zoom и аналогов, изначально их назначением было дополнять школьные уроки. Да, через них можно делиться домашними заданиями, но придуманы они были не для изучения нового материала, а скорее для обсуждения и закрепления уже изученного. Плюс из-за огромного количества присоединившихся за короткий срок пользователей стали очевидны все баги и недоработки подобных общедоступных приложений.

Зависимость от техники

Далеко не у всех дома есть компьютеры, которые просто так отдадут ребенку в постоянное пользование. У некоторых детей нет даже своего телефона. А если техника (и желание учиться) есть, ты полностью зависишь от ее состояния, скорости подключения к интернету и массы других внешних факторов.

Неготовность самой системы образования

Традиции, связанные с методами обучения, привычны и неизменны уже много лет. Дистанционный формат — абсолютно новая модель, и быстро преобразовать выработанную десятилетиями программу очных занятий, чтобы сохранить интерес публики к ней, оказалось очень сложно. Пример — опыт наших ровесников из многих региональных школ, где учителя оказались просто не готовы к новому формату общения. Очевидно, что педагогам надо переучиваться, выстраивать все заново. Но, учитывая нагрузку учителей, есть ли у них на это ресурс?

Никакой прокторинг не спасет экзамены

В онлайн-формате не нужны никакие шпаргалки: открыл смартфон — и списывай на здоровье. К сожалению или счастью, системы прокторинга можно легко обойти, не выдумывая ничего нового. Конечно, все мы списывали, списываем и будем списывать, это дело каждого — важны ведь не оценки, а знания, скрывающиеся за ними. Когда знаешь про возможность безнаказанно списать, присутствие на уроках становится бесполезным занятием: уровень знаний падает, а результаты тестов становятся необъективными.

Плюсы

Две минуты до школы

Я уверена, что и вы мечтали проснуться за несколько минут до звонка и провести урок геометрии под пледом. Чтобы прийти на занятие, достаточно открыть ноутбук, а о сборах в последние минуты, сменке и опозданиях можно было забыть.

Нет границ и расстояний

Помните, с каким нетерпением мы ждали экскурсий? Как готовились к поездкам в музеи и театры? Возможность отправиться с классом за границу казалась несбыточной мечтой. За время дистанционного обучения наш класс посетил Музей Сальвадора Дали в Каталонии (а родителям не пришлось пораньше убегать с работы, чтобы в тот же день успеть на встречу с учителем).

Друзья по переписке

С началом самоизоляции понятие «друг по переписке» вновь стало актуальным — это и оказалось решением моей проблемы с иностранным языком. Сейчас есть много сервисов по поиску языкового партнера — с учетом ваших интересов, увлечений и предпочтений. Когда общаешься с ребятами из разных стран, то узнаешь множество нового о мире: ценностях, обычаях, странностях. Иностранный перестает быть рутиной, а это мотивирует больше и больше познавать мир.

Пропустить урок теперь не страшно

Оказавшись в новой школе, я с ужасом представляла, что будет, если пропущу урок: ты никого не знаешь, попросить конспекты проблематично. Проболел неделю — а жизнь в школе изменилась до неузнаваемости. С онлайн-форматом по этому поводу можно не переживать: в большинстве сервисов для проведения онлайн-конференций есть запись, поэтому отсутствовавший сможет воспроизвести все комментарии по теме, лекцию и презентацию к ней, вопросы одноклассников в чате.

Геймификация! И это так здорово

Игра — неотъемлемая часть нашей жизни. Даже мы, десятиклассники, ни за что не откажемся от такой активности на уроке. Стоит учителю показать документальный фильм или анимацию — все, домой приходит счастливый человек. И главное, он может пересказать практически каждое слово, услышанное на уроке. Цветные викторины, интерактивные учебники, в которых можно подвигать картинки, смотреть видео и добавлять что-то свое, — все это привлекает внимание школьника и помогает запоминать материал.

Мультиформатность

За время карантина в нашем классе были контрольные в формате онлайн-викторин, графические органайзеры, видео- и аудиолекции, анимированные эксперименты, групповые работы по видеосвязи — всего и не перечислить. Различные форматы проведения уроков не давали устать от однообразных занятий: каждый день начинался с вопроса «Как пройдет урок сегодня?». А если обучение проходит интересно, то и информация лучше воспринимается.

Меньше вопросов у родителей

К учителям нередко приходят с претензиями по поводу оценок: почему ребенок вроде бы все делает, а за год все равно получает не выше тройки? Дистанционное обучение позволило нашим родителям больше узнать о том, что именно происходит на уроках, сформировать собственное мнение о системе образования в школе и, возможно, скорректировать план для ребенка за счет дополнительных занятий или даже смены школы.

Познакомиться очно с инновационной средой «Хорошколы» можно этим летом, приняв участие в познавательно-развлекательных сменах дневного лагеря, который пройдет в гимназии «Хорошколы» в августе.

С 3 по 7 августа с 10:00 до 16:00 состоится смена «Вечный двигатель» для детей 8–10 лет. Участники будут осваивать основы брейк-данса, тренировать навыки командной игры в футболе, знакомиться с тактикой и стратегией в шахматах.

А с 10 по 14 августа с 10:00 до 16:00 ребята 10–12 лет смогут присоединиться к смене «Вокруг театра и театр вокруг», где узнают, что такое сценическая речь, движение, музыка, ритмы, сценический бой и пластика и, самое главное, как с помощью всего этого можно выразить себя.

Все подробности об августовских сменах и регистрация — на странице лагеря.

Почему родители боятся дистанционного обучения

Плюсы и минусы удаленной учебы

Артем Аницоев основатель «Онлайн-школы № 1», ранее — сети курсов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Твоя Школа», участник клуба аналитиков при поддержке Фонда поддержки инноваций Санкт-Петербурга

  • Минус 1: у дистанционного обучения плохая репутация
  • Минус 2: ребёнок на дистанционном обучении меньше общается со сверстниками
  • Минус 3: ребёнок много сидит за компьютером
  • Плюс 1: контролировать ребёнка родителям проще, чем в школе
  • Плюс 2: на дистанционке освобождается время
  • Правда ли, что в онлайн-школах учителя хуже, чем в обычных?

После двух месяцев дистанционного обучения, которое случилось в России этой весной, мнения родителей разделились. Одни перед началом учебного года как мантру повторяли “только не дистанционка”, другие же пытались выяснить: а нельзя ли теперь учиться удаленно всегда? Им и их детям понравилось. Как на самом деле выглядит дистанционное обучение в тех школах, которые подходят к этому серьезно, и есть ли минусы у удаленной учебы?

В Законе “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ есть две формы получения образования. “В организации, осуществляющей образовательную деятельность”, то есть в государственной или частной школе, и “вне организации”, то есть в форме семейного образования или самообразования.

На семейной форме организовать учёбу можно так, как вам захочется: например, учить ребёнка самому или нанять репетиторов. Некоторые выбирают онлайн-школы: это образовательные проекты со своими методиками и преподавателями, где обучение идёт через интернет. Чтобы переходить из класса в класс и получить аттестат, ребёнок формально прикрепляется к какой-то обычной школе. Придётся также очно сдать ОГЭ и ЕГЭ, остальное можно законно сделать онлайн.

Большинство родителей незнакомы с онлайн-форматом, и у многих есть вполне оправданные вопросы, страхи и предубеждения. Я расскажу, как дистанционное обучение устроено в действующих онлайн-школах и разберу несколько самых популярных аргументов за и против такого формата. Буду опираться на собственный опыт и отзывы родителей учеников.

Минус 1: у дистанционного обучения плохая репутация

Часто родители считают, что дистанционное образование — это не альтернатива, а последний шанс, жизненная необходимость. Например, что туда идут только особенные дети или с проблемным здоровьем. Во многих случаях это так: в онлайн-школах действительно удобнее учиться детям, которые часто пропускают занятия по болезни. Они реже отрываются от процесса, программа подстраивается под них, нет необходимости навёрстывать долги.

Но в онлайн-школах есть и другие категории детей. Например, там много профессиональных спортсменов, которые в обычной школе постоянно пропускают уроки из-за сборов. Также довольно много детей, у которых часто путешествуют семьи. Но есть и совершенно обычные дети: просто они решили, что им комфортнее учиться дома. На дистанционное обучение можно перейти в любой момент, для этого нужно только желание родителей, никаких условий по здоровью нет.

Репутацию дистанционного обучения также подпортила самоизоляция. Общеобразовательные школы временно перешли в онлайн и результаты получились смешанные. У некоторых родителей осталось устойчивое ощущение, что дистанционное образование — это хаос и дискомфорт.

Винить здесь некого: школы не готовились к дистанционному формату, не разрабатывали методики и не переучивали преподавателей. То, что произошло в период самоизоляции, не было дистанционным образованием. Скорее, дети временно перешли на самоподготовку.

В онлайн-школах, которые занимаются только дистанционным форматом, дела, как правило, лучше. Программу и учителей там подбирают так, чтобы учёба была полноценной. Но имидж у онлайн-образования ещё долго будет неоднозначный: в глазах среднестатистического родителя дистанционка — нечто проблемное и новое.

Минус 2: ребёнок на дистанционном обучении меньше общается со сверстниками

Отсутствие живого общения — это, возможно, главная проблема дистанционного образования. В обычной школе ребёнок гораздо чаще общается со сверстниками. Когда он переходит на домашнее обучение, ему не нужно ходить на уроки, и он в основном общается в интернете.

Мы открыто говорим об этом с родителями, предупреждаем и даём рекомендации. Например, советуем компенсировать эту проблему, отдав ребёнка на секции, дав ему возможность общаться со сверстниками вне школы.

Есть дети, которые специально выбирают дистанционное образование, чтобы уменьшить количество контактов со сверстниками. У них складываются не очень хорошие отношения с одноклассниками или просто нет потребности в постоянном контакте с обществом.

Минус 3: ребёнок много сидит за компьютером

Ребёнку действительно придётся заниматься перед компьютером. В некоторых онлайн-школах есть уроки, где весь класс подключается с учителем в Zoom на 45 минут. Там можно пообщаться с преподавателем и с другими детьми. В некоторых школах таких уроков нет: дети смотрят заранее записанные видео или читают материал, затем решают тесты.

В онлайн-школах бывают и полноценные письменные задания, где не используется компьютер, но такое есть не везде. Как правило, это работает так: дети скачивают и распечатывают задания, затем от руки пишут сочинения, считают в столбик, рисуют графики и решают задачи, как и в обычной школе, затем фотографируют и загружают свои работы в личный кабинет.

Чтобы учиться в онлайн-школе, придётся почти каждый день проводить за компьютером как минимум несколько часов. Это можно попробовать компенсировать, просить ребёнка делать регулярные перерывы. Например, поработать утром, затем выйти на прогулку и доделать что-то вечером.

Плюс 1: контролировать ребёнка родителям проще, чем в школе

В онлайн-школах у родителей больше возможностей узнать, как идут дела у ребёнка. В обычной школе есть два механизма, и оба срабатывают с опозданием: если у ребёнка что-то пойдёт не так, вас вызовут в школу, а ещё вы можете задать вопрос на ближайшем родительском собрании. Обычно это всё: вы не знаете, как ребёнок ведёт себя на каждом уроке, какие испытывает трудности.

Во многих онлайн-школах вы можете зайти в личный кабинет ребёнка и посмотреть, над чем сейчас он трудится. В отличие от обычной школы, можно оценить прогресс по разным предметам в реальном времени. Посмотреть, подключился ли он к уроку, загрузил ли вовремя последнее домашнее задание, прошёл ли тесты.

Например, чтобы следить за посещаемостью и сроками, в нашей онлайн-школе есть кураторы. Как правило, куратор ведёт около ста человек, например, все шестые классы.

“Иногда сложно организовать учёбу дома, особенно если ещё есть маленькие дети. Ребёнок начинает отвлекаться. В школе они как-то изолированы более-менее от гаджетов, им приходится слушать преподавателя. Бывает так, что вроде сидел-смотрел, но я понимаю, что ему недостаточно. Мы можем в любой момент вернуться к уроку, я скажу „садись, пересматривай“. Если по какой-то причине не подключился к уроку, куратор мне пишет: „у вас пропуск“. И всегда есть обратная связь от преподавателя”.

Елена Архипенко, мама ученика онлайн-школы

Плюс 2: на дистанционке освобождается время

Это происходит, потому что в онлайн-школах часто меньше уроков, если они есть. А если уроков по Zoom нет, то материал можно осваивать в комфортном для ребёнка темпе: часто это быстрее, чем на уроках. К тому же в онлайн-школу не надо ездить, и ребёнок не тратит силы на дорогу.

Освободившееся время ребёнок может использовать для занятий творчеством или спортом. Детей после перехода на дистанционное образование часто нагружают дополнительными секциями: там можно общаться с ровесниками и учиться чему-то полезному. То есть выигрыш во времени от перехода на дистанционку при правильном подходе со стороны родителей может перекрыть недостаток общения.

“Времени после перехода в онлайн-школу освободилось много. Мы стали вместе ходить на спорт, сын стал какими-то дополнительными вещами заниматься, которые его интересуют, – робототехникой, программированием”.

Константин Карчмарски, отец ученика онлайн-школы

Правда ли, что в онлайн-школах учителя хуже, чем в обычных?

Хорошие учителя есть везде: и в частных, и в государственных, и в онлайн-школах. Качество учителей зависит от того, как их ищут и отбирают. За свою практику я провёл сотни собеседований с учителями. Бывает, что кандидат педагогических наук с авторскими методиками не может простым языком объяснить базовые вещи, а бывает, что талантливый молодой человек даже без профильного образования объясняет так, что и взрослому становится интересно.

С нами работает 60 учителей, мы отбираем их в несколько этапов. Сначала фильтруем резюме и зовём кандидатов на личную беседу. Уточняем, что человек разделяет наши идеи и ценности. Потом кандидаты проходят тестирование на знание своего предмета.

Финальный этап отбора — открытый урок. Учитель выбирает тему и проводит дистанционный урок, в котором взрослые играют роль учеников. Как правило, это я или мой партнёр, плюс кто-то из руководителей и методистов. Бывает забавно, если приходится изображать, например, третьеклассников: нужно немного вжиться в роль, баловаться и отвлекать учителя, чтобы посмотреть на реакцию.

Не во всех онлайн-школах такой подход к учителям, где-то работают менее опытные педагоги. Где-то уроки уже записаны заранее, поэтому потребности в большом штате постоянных учителей нет. Это сложно проверить, не проучившись в конкретной онлайн-школе. Как и всегда в образовании, нужно критически подходить к выбору педагогов и изучить несколько вариантов.

Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка

Об авторе: Петр Сергеев, научный руководитель образовательной онлайн-платформы «Учи.ру».

В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году. По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников). Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.

Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе. Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам. Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье. Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.

Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.

Правовые особенности домашнего обучения

Согласно ‌«Закон‌у ‌об‌ ‌Образовании»‌ ‌ (273-ФЗ), существует только два варианта получения образования -‌ ‌в‌ ‌школе‌ ‌ (образовательной‌ ‌организации) ‌ ‌и‌ ‌дома.‌ ‌В‌ ‌старших‌ ‌классах‌ ‌семейное‌ ‌образование‌ ‌называется‌ ‌«самообразованием», ‌ ‌но‌ смысл самого процесса остается прежним.

Итоговые аттестации ‌ (ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ) ‌ проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.

В «Законе об образовании» есть статья о том, что каждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.

Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.

Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.

Что важно выяснить до принятия окончательного решения

Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:

Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.

Также нужно выяснить, где и как будет проводиться ‌сдача‌ ‌ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ.‌ ‌Как‌ ‌правило, ‌ онлайн‌-школы закреплены за ‌школами-партнерами, ‌ ‌что‌ ‌упрощает‌ ‌процесс.‌ ‌Находясь‌ ‌на‌ ‌семейной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌, ‌можно‌«приписаться»‌ ‌к‌ ‌конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.

Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. ‌При‌ ‌заочной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌ ‌таких‌ ‌вопросов‌ ‌не‌ ‌возникает.‌ ‌

Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные ‌комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.

Плюсы:

  • Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
  • Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
  • Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
  • Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.

Минусы:

  • Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
  • Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
  • Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
  • Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.

Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.

Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение

Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.

Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.

Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:

  1. Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение;
  2. Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование;
  3. Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций. Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас.

Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.

Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей

Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за‌ ‌процесс‌ ‌учебы отныне отвечаете только вы. Есть‌ ‌ли‌ ‌у‌ ‌онлайн-школы‌ ‌лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы. Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.

До‌ ‌подписания‌ ‌бумаг нужно ‌продумать не только ‌расписание‌ ‌дня‌ ‌школьника, ‌ ‌но ‌и‌ ‌его режим‌ ‌жизни, ‌ ‌включая‌ ‌каникулы.‌ При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.

Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.

Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.

Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.

Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.

Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.

Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.

Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.

“Я забрала дочь из школы”: плюсы и минусы дистанционного обучения

На уроки – в пижаме

«Я забрала ребенка из школы. Маша теперь учится заочно онлайн, а я уже второй месяц пребываю в нирване. Программа та же, знания глубже, нервы никто не треплет ни мне, ни ей. »

С каждым годом в России становится все больше родителей, выбирающих для своих детей дистанционную и семейную форму обучения. Так, в этом учебном году предпочли учебу из дома более 100 тысяч школьников. По оценкам экспертов, в будущем эта цифра будет только расти.

Почему дистанционное обучение становится все популярней, есть ли в этом вина традиционной школы — разбирался корреспондент «МК».

Недавнее масштабное международное исследование «Уверенность в процессе обучения» показало, что российская школа находится на первом месте по уровню стресса у учеников. В ходе опросов 79% наших учащихся отметили, что испытывают стресс из-за успеваемости, а 68% учителей заявили, что учеба в школе вызывает у детей тревогу и неуверенность в себе.

Такое положение вещей, очевидно, и подтолкнуло родителей к поиску новых, более комфортных форм получения среднего образования. В том числе небывалую популярность стало обретать так называемое дистанционное или онлайн-образование. Дистанционное (или семейное) обучение у нас в стране существует очень давно. Однако традиционно по данной форме занимались дети с различными заболеваниями, при которых ежедневно посещать учебное заведение проблематично, и ребята с девиантным поведением. Однако в последние годы родители все чаще стали переводить на заочные формы обучения абсолютно здоровых и, что важно, весьма успешных в учебе детей.

Рост количества детей, обучающихся на дому, произошел и в результате появления специальных онлайн-школ, где ученики могут присутствовать на уроках в режиме реального времени, не выходя из дома. Теперь родителям так называемых «семейников» не нужно обучать детей собственными силами или нанимать репетиторов. А для получения аттестата о среднем образовании школьникам достаточно успешно проходить промежуточную аттестацию и впоследствии очно сдать ОГЭ И ЕГЭ в любой аккредитованной школе своего региона.

Кто и почему выбирает дистанционное обучение, можно ли полноценно учиться через компьютер и для каких ребят подходит данная система, а для каких категорически противопоказана — нам рассказали родители и специалисты.

За онлайн-обучением будущее?

После того как журналист Анастасия Кузина рассказала в соцсетях о том, что с этого учебного года перевела свою дочь-восьмиклассницу на онлайн-обучение, под ее постом появилось несколько тысяч комментариев. Сама Анастасия говорит, что решение об обучении дочки на дому далось ей весьма непросто, однако на данный момент она нисколько не жалеет о своем выборе.

— К решению о переходе на дистанционное обучение мы шли последние два года, — вспоминает Анастасия. — Еще в 6-м классе дочка все успевала, в том числе ходила после уроков в художественную школу и на спорт с удовольствием. Потом добавились седьмые уроки. В этом году семь уроков поставили на пятницу, начались дополнительные уроки якобы по выбору. В общем, школьный день начал пожирать все. Сначала отвалился спорт, потом сошла на минимум художка. К тому же учеба у Маши начала вызывать постоянный стресс, уроки ей казались неинтересными, а требования учителей — непонятными и бессмысленными. Да и отношения с одноклассниками все больше сходили на нет. По характеру моя дочь очень ответственная и серьезная, она сама стремится к знаниям. В школе обстановка совсем другая: так называемых «ботанов» презирают, принято ругаться матом, употреблять всякие снюсы и хвастаться, например, тем, что не сделал домашку по географии США, так как терпеть не может «пиндосов». Дети, которым комфортно в школе хотя бы в отношениях со сверстниками, вряд с легкостью решатся перейти на онлайн-обучение. У Маши же в начале этого года реально наступила точка кипения, когда выносить школьную жизнь стало практически невозможно. У ребенка начался страх перед предметами: Маша заявила, что ненавидит историю и еще парочку дисциплин. Каждый вечер в районе десяти вечера я ждала слез: домашка по пяти предметам плюс по художке. Какой там сон, прогулки, подружки! Я предлагала ей перейти в другую школу, но она категорически не хотела быть новенькой в чужом коллективе.

Анастасия окончательно решилась перевести Машу на дистанционное обучение после того, как на эту форму перешла ее одноклассница.

— Маша сходила к ней домой — послушать, как в онлайн-школе преподается история, ей понравилось, попросила включить лекции по другим предметам, — рассказывает Настя. — Сама она сейчас вспоминает, что в тот момент ее поразил контраст между уроками в онлайн и ее школе. «А что, так можно было?» — как говорится. Никто не кричит, не мордует «двойками», объяснения лектора интересны и понятны.

Подробно изучив всю информацию об онлайн-школе и отзывы учащихся, Кузина забрала документы дочки из школы и заключила договор на онлайн-обучение. С октября Маша изучает школьную программу по видео, а в конце года ей нужно будет пройти промежуточную аттестацию в аккредитованной школе — партнере онлайн-платформы — в данном учебном заведении сейчас и числится девочка.

— С момента нашего перехода на онлайн-обучение прошло почти полгода, и вот что мы имеем на данный момент, — поясняет Настя. — Поспав и поев нормально, Маша в пижаме с зайцами и с чашкой какао в 10 часов утра садится к ноутбуку. Преподаватели в школе замечательные, невыгоревшие творческие люди, многие преподают в известных вузах и лицеях. Урок в онлайн-школе проходит в тишине. Понятно, что учитель спокоен как удав, весел и уважителен к ученикам, потому что никого не надо успокаивать. Маша перестала нервничать, бояться криков на уроке и непонятных требований. В спокойном состоянии и материал стал усваиваться быстрее и лучше. К тому же урок не тратится на перекличку, проверку домашки и вызов к доске. Вначале — разбор сложностей по домашнему заданию, а затем подробное объяснение новой темы, обсуждение и ответы на вопросы от учеников в чате.

Каждый будний день в онлайн-школе Мария проходит по 4–5 уроков и два в субботу. После занятий ученикам приходит тестовое домашнее задание, которое они могут выполнить сразу или в течение дня. Таким образом, дети имеют возможность правильно организовывать свое время и освобождать вечера для прогулок или дополнительных занятий по интересам. За каждое задание школьник получает определенное количество баллов, которые суммируются. По мере набора определенного количества баллов ученик переходит на новый уровень, что является дополнительным стимулом.

— После перехода в онлайн-школу Маша смогла освободить себе вечера и вернуться на спорт, — говорит Анастасия. — Сейчас она почти каждый день ходит на фитнес и два раза посещает художественную школу. Также мы оставили репетитора по английскому, так как на виртуальных уроках в разговорном языке не преуспеть. С общением с друзьями тоже проблем никаких, его хватает в художественной школе, на каникулах и выходных. Учитывая, что в последние годы круг ее общения был далек от одноклассников, в этом вопросе она ничего не потеряла. Но главное даже не это. Для меня важно, что Маша перестала быть похожей на зомби с постоянным кирпичом на шее: «А-а-а, я должна, я не успеваю, я не могу!». Ей интересно учиться, она даже стала намного реже резаться в компьютерные игры — раньше она это делала, потому что, мол, ей надо «расслабиться». У меня тоже полностью ушел весь стресс. Я вижу ее новых преподавателей, слышу, что говорят на лекциях, и очень довольна уровнем.

Однако, несмотря на свое полное удовлетворение, Анастасия Кузина уверена, что такая форма обучения подойдет не всем.

— Маша — очень организованный человек, ответственный, да и я живо интересуюсь ее обучением. Если вы понимаете, что ваше дитя склонно лениться и может «прогуливать» виртуальные уроки, так оно и произойдет.

Защита от буллинга и сокращение расстояний

Конечно, причин, по которым российские родители забирают детей на домашнее обучение, очень много. И, к сожалению, очень часто это бывает вынужденный шаг. Так, взрослые, проживающие в отдаленных поселках и деревнях, вынуждены выбирать для детей заочное обучение просто из-за отсутствия возможности добираться до ближайшей школы, которая им подходит.

«Нам пришлось перейти на дистанционку в 10-м классе. Дело в том, что в нашей поселковой школе удалось набрать только один класс с физико-математическим уклоном, а моя дочь — чистейший гуманитарий, такую нагрузку не потянула бы, да и не нужна ей углубленная физика и математика. А ежедневно добираться до школы в райцентре, где есть гуманитарный класс, нереально», — объясняет одна из мам.

Другой причиной перехода на заочное обучение часто становятся сложные отношения ребенка с одноклассниками, в том числе и злосчастный буллинг.

— Мы поменяли три школы, прежде чем приняли решение о переходе на дистанционное обучение, — рассказала мне моя подруга Елена, мама пятиклассника. — Проблема в том, что у сына стабильно не складывались отношения с одноклассниками. Он всегда хорошо учился, плюс носит очки и немного упитанный, все это регулярно становилось причиной издевательств и травли со стороны других детей. Дошло до того, что у ребенка начался невроз, он боялся ходить в школу. В результате по совету психолога мы ушли на дистанционное обучение, пока нас все устраивает.

Кроме того, все чаще родители выбирают дистанционное образование из-за конкретного недовольства качеством обучения в обычной школе.

— В какой-то момент я поняла, что для нашей семьи школа стала не помощником в обучении детей, а обузой, — объясняет Ольга, мать троих детей из Подмосковья. — Уже в 5-м классе мы столкнулись с тем, что практически по всем предметам старшему сыну нужно дополнительно объяснять материал дома. При этом подобные проблемы возникли не только у моего ребенка, но и у львиной доли класса. Конечно, перестроиться на дистанционный тип обучения сыну было сначала непросто, он ленился и пытался бездельничать. Однако уже через год его отношение к учебе сильно изменилось, а наша помощь сократилась до минимума. Большой плюс онлайн-школы в том, что ребенок в ней учится таким важным навыкам, как правильная организация времени, поиск и анализ информации и, собственно, желанию и умению мыслить самостоятельно.

Опасности виртуальной школы

Учитывая, что массовую популярность заочное образование стало приобретать лишь в последние два года, реальных исследований о его результативности в сравнении с традиционным образованием в нашей стране пока нет. Однако наряду с положительными отзывами об онлайн-обучении, естественно, появляются и примеры негативного опыта виртуального образования.

— Мы погорели на том, что слишком доверяли своему сыну и недостаточно контролировали ситуацию после перехода на дистанционное обучение, — рассказывает Лариса из Москвы. — Ребенок успешно участвовал в математических олимпиадах и в какой-то момент смог убедить нас, что при переходе на онлайн-обучение основная учеба не пострадает, а успехи в математических соревнованиях только улучшатся. С олимпиадами так и произошло, а вот по остальным предметам картина получилась просто катастрофическая. К счастью, промежуточную аттестацию мы сдавали в своей школе, у знакомых учителей. Они популярно объяснили мне, что происходит, и уговорили вернуть сына в школу. Хорошо, что все это случилось в 8-м классе, а не в 9-м, когда нужно сдавать ОГЭ, хотя вернуться к обычному школьному режиму ему оказалось непросто — были и скандалы, и истерики, и «двойки». Наш опыт показал, что при переводе на дистанционку родители должны жестко контролировать весь процесс. Нужно понимать, что, если такой возможности нет, виртуальное обучение может преподнести весьма неприятные сюрпризы.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ:

Екатерина Морозова, учитель математики: «К школе, где я работаю, прикреплено несколько детей, обучающихся по дистанционной и семейной форме обучения. Могу сказать, что на промежуточных аттестациях эти ученики показывают очень разные результаты. Есть дети, результат которых после перехода на заочную форму действительно улучшился. Но бывают и моменты, когда я вижу, что ребенок на домашнем обучении, наоборот, скатился и растерял все знания. Такое случается даже с детьми, которые на традиционных уроках показывали неплохие результаты. Так или иначе, решение о переходе на дистанционное обучение — большая ответственность для родителей, они должны четко и объективно оценивать способности своего ребенка к самостоятельности и в любом случае постоянно держать руку на пульсе, контролируя процесс. В некоторых случаях мы советуем родителям для принятия решения о полном переводе ребенка на дистанционное обучение попробовать выбрать данную форму для ученика по одному-двум предметам. Через полгода будет понятно, по силам ли это школьнику, и если эксперимент не удастся, то быстро восполнить пробелы по одному предмету намного проще, чем по всем. Еще один важный момент — это сдача ЕГЭ и ОГЭ. Дело в том, что любой экзамен так или иначе проверяет не только знания ребенка, но и его выдержку, умение сконцентрироваться и показать максимально возможный результат в нужный момент. Дети, которые обучаются по традиционной форме обучения, регулярно пишут проверочные и контрольные работы, чаще лучше концентрируются на решающих испытаниях, чем «дистанционники» и «семейники». Но, безусловно, и из этого правила бывают исключения».

Юлия Кротова, детский психолог: «В последние годы школьная программа становится все более перегруженной. Кроме того, растет количество детей с различными девиациями, из-за этого чаще происходят школьные драки, случаи травли и буллинга. Неудивительно, что в подобной ситуации все больше родителей задумываются о дистанционном обучении. Таким взрослым я советую заранее готовить детей к подобной форме образования, чтобы минимизировать риски. Если школьник будет четко понимать, что он учится не ради оценок, а ради знаний, он вполне сможет с минимальной помощью родителей заниматься дистанционно. Вопрос об отсутствии социализации на заочном обучении, который часто обсуждают как негативный фактор, достаточно спорный. В последние годы я часто замечаю, что на переменах дети не общаются друг с другом, а сидят, уткнувшись в свой гаджет. Вполне можно организовать ребенку полноценное общение со сверстниками в различных кружках и на спортивных занятиях.

Плюсы онлайн-обучения:

— экономия времени на поездки в школу;

— экономия денег на форму, сменку, рюкзак и другие школьные принадлежности;

— возможность учиться в любом месте и в любое время, что очень актуально для детей, серьезно занимающихся спортом и творчеством;

— психологический комфорт (индивидуальный темп занятий, нет страха перед вызовом к доске, травли и буллинга).

Минусы онлайн-обучения:

— социальная изоляция, которую не все дети могут восполнить другим общением;

— отсутствие жесткого контроля и, как следствие, проблемы с самоорганизацией;

— не подходит несамостоятельным детям с низкой мотивацией к обучению;

— детям, увлеченным химией, биологией и физикой, будет не хватать реальных практических опытов;

— возможны проблемы с изучением иностранных языков, в том числе с произношением.

В чём плюсы и минусы школьного дистанционного обучения?

В чём плюсы и минусы школьного дистанционного обучения?

В этом году учителям и ученикам России пришлось столкнуться с дистанционным обучением. Дистанционное обучение-это образование, которое осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии, при котором нет личного контакта между учителем и учениками. Развитие дистанционного образования появилось благодаря современным достижениям в области развития технологий, средств массовой информации и связи.

Использование дистанционных образовательных технологий — это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и учениками. В современном обществе востребована активная, самостоятельная личность, которая может ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию.

При этом применяются новые технологии учебных материалов. Это делает дистанционное образование общедоступным, открывая возможности общению на расстоянии. Условием для развития дистанционного образования явилось использование новых информационных технологий, позволяющих передавать образовательную информацию на неограниченные расстояния и обеспечивающих интерактивность обмена информацией. Эффективность и успех дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также от особенностей представления информации.

У данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

Обучаться можно, находясь дома. Образовательная организация предоставляет ученикам доступ к образовательному порталу, в котором они зарегистрированы учителями и могут выполнять различные задания. Для этого только нужен доступ в Интернет.

Не нужно посещать учебное заведение . Все обучение строится через образовательный портал. Ученикам предоставляется возможность решать задачи, выполнять тесты, посещать онлайн – уроки с учителем, смотреть презентации и видео, делать домашние задания.

Обучаться можно в любое время. Доступ к образовательному порталу открыт на протяжении всего дня. Зайти можно в любое время, чтобы выполнять задания от учителя.

Можно повторно возвратиться к изученной теме. В случае, если что-то непонятно, можно зайти снова и посмотреть интересующую тему, презентацию или видео.

Все вопросы будут решены. В процессе обучения можно задать вопросы учителю, отослав их на электронную почту, учитель обязательно объяснит непонятную тему.

Присутствует родительский контроль. При дистанционном обучении родитель видит, как ребёнок выполняет задания. Поэтому уже не возникает вопрос о том, за что ребёнок получил 4 или 5. Родители больше времени проводят с детьми дома, выполняя домашние задания.

К минусам дистанционного образования можно отнести:

Нет живого общения с учителем. Некоторым ученикам очень сложно, что нет живого общения с учителем, потому что не все темы могут быть поняты учениками, для многих наиболее эффективно живое общение с человеком, и только затем идет общение по телефону и в мессенджерах.

Многодетные семьи. Многие семьи имеют нескольких детей. При дистанционном обучении у детей не было возможности всем одновременно заниматься. Жесткая привязанность уроков ко времени выявила такую проблему, как нехватка компьютеров в семьях. Зачастую на всю семью, где могло быть несколько детей, приходился только один компьютер, при этом каждому ребенку надо было учиться, а родителям – работать из дома. Детям приходилось выполнять задания по очереди, порой даже ночью.

Родительский контроль. Находясь дома, родители могли контролировать весь учебный процесс, проверять все домашние задания, тесты и контрольные работы.

Доступ к Интернету . Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов. В некоторых удаленных населенных пунктах плохо ловил интернет. Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все семьи имеют доступ к Интернету. ​​​​​​​

Дистанционное образование – это достойная альтернатива традиционному образованию при правильной её организации. Ученики могут усиленно и глубоко изучать школьные предметы, не выходя из дома. Также при дистанционном образовании меньше возможность конфликтных ситуаций. Дистанционное обучение – прекрасная возможность для самообразования. Но всё-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даёт ученикам больше практических навыков при получении образования.

Подводя итог, можно сказать, что дистанционное образование – хорошая альтернатива очному образованию в условиях экономического кризиса или пандемии.

Ссылка на основную публикацию