Взгляд на окружающий мир глазами ученого-географа

Мир глазами географа — окружающий мир

  1. Что изучает наука география?
  2. Чем занимается географ?
  3. Инструменты географа: карта и глобус
  4. История зарождения географической науки
  5. Подведение итогов
  6. Вопрос – Ответ (FAQ)

В ходе развития цивилизации стало очевидным, что человеку для жизни необходимы знания. Эти знания относятся ко всему многообразию нашей деятельности.

Без знаний мы не сможем добывать полезные ископаемые, необходимые для промышленности и энергетики, выращивать сельскохозяйственные культуры для пропитания, создавать транспортные средства для разных перевозок, осваивать космос для запуска спутников, например для того, чтобы в каждой точке нашей планеты был Интернет.

Со временем накопленные человечеством знания и опыт стали науками.

Наука – это строгое и чёткое изложение знаний в определённой сфере деятельности человека. И одной из самых важных и интересных является наука география.

Что изучает наука география?

География (от греческих гео – земля и графия – описание) – это система естественных и общественных наук, описывающих географическую оболочку земли, природные, производственно-территориальные и социально-территориальные комплексы и их компоненты.

Это сложное и строгое научное определение можно переложить на простой и понятный язык.

География – это описание Земли, её поверхности, на которой расположены материки (континенты), окружённые Мировым океаном.

Чем занимается географ?

Географ – это учёный, который занимается наукой географией.

География как наука включает в себя:

  1. Физическую географию – землеведение, ландшафтоведение;
  2. Смежные науки – геоморфологию, климатологию, океанологию, гидрологию, гляциологию, географию почв, биогеографию, палеогеографию;
  3. социально-экономическую географию – экономическую географию, политическую географию, географию населения, рекреационную географию и другие науки;
  4. Картографию – страноведение и ряд дисциплин прикладного характера (медицинская география, военная география и другие).

География изучает также саму природу, население и хозяйство, и устанавливает, как взаимодействует человеческое общество с географической средой (земной природой, включённой в сферу человеческой деятельности).

Таким многообразным и интересным представляется окружающий мир учёному-географу.

Инструменты географа: карта и глобус

На самом раннем этапе – этапе зарождения географии как науки, были изобретены основные (базовые) географические инструменты: карта и глобус.

Без этих инструментов не может обойтись ни один специалист-географ.

И в современном мире картография (составление и использование географических карт) выделена в особую географическую науку.

Географические карты – это карты земной поверхности, показывающие размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение.

Слово происходит от греч. карта – листок или свиток папируса для письма.

Географические карты делятся на виды по разным признакам:

  • по территориальному охвату – мировые карты, карты материков, карты государств;
  • по содержанию – общегеографические карты и тематические карты;
  • по масштабу – крупномасштабные карты, среднемасштабные карты и мелкомасштабные карты;
  • по назначению – справочные карты, учебные карты, туристские карты.

Глобус (от лат. globus – шар) – это картографическое изображение на поверхности шара, сохраняющее геометрическое подобие контуров и соотношение площадей.

Описывая простым языком это определение, можно представить, что если уменьшить нашу планету Земля до размеров небольшого мяча, и при этом сохранить всё, что есть на планете целым и невредимым, то перед нами на столе будет стоять глобус Земли (бывают ещё глобусы Луны и других планет).

История зарождения географической науки

История составления первой географической карты отсылает нас на зарю человеческой цивилизации. Учёными найдены наскальные и пещерные рисунки древнего человека, на которых изображена местность (холмы, реки) и находящиеся на ней жилища.

В Чехии в окрестностях города Павлова были найдены изображения долин, рек и гор, похожие на карты. Этим картам, по данным исследователей, более 25 тысяч лет.

Так зарождалась наука география.

Отцом-основателем географии как науки считается древнегреческий поэт-сказитель Гомер, создатель поэм “Илиада” и “Одиссея”.

Составителем же первой в истории человечества карты мира считается древнегреческий учёный-географ Анаксимандр из Милета ( ок. 611 – 546 гг. до н. э.).

Многие учёные Древней Греции на протяжении долгих лет пытались составить карту Земли (Евдокс Книдский, Эратосфен, Клеомед, Страбон, Клавдий Птоломей).

Следует особо отметить, что древнегреческий учёный Клавдий Птоломей (90-168 гг. н. э.) написал восьмитомный труд “География” с картами, на которых были указаны географические названия, обозначены широта и долгота мест (для облегчения их поиска), был указан масштаб и условные обозначения.

Подведение итогов

В нашей статье мы познакомили, Вас, уважаемый читатель, с многообразным миром глазами географа. Географическая наука всегда была и остаётся важной наукой для человека. Многовековое развитие географии до современного уровня – долгий исследовательский процесс, который, без сомнения, будет продолжать своё развитие на всём протяжении существования человеческой цивилизации.

Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.

Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса

С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.

Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.

Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.

2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?

Мы работали с физической и политической картами.

На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.

3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.

Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.

При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.

4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.

Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.

Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.

Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.

На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.

5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса

Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.

Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.

Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.

6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?

Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.

Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.

Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.

7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.

Рассказ о географических картах для 4 класса

Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.

Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.

В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.

Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.

Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.

Проверь себя

1. Что изучает география?

География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.

3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.

Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.

Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.

4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.

Карты бывают физические и политические.

Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: география, географ.

География – наука о земной поверхности

Географ – учёный, занимающийся географией

2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».

Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса

Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.

Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.

Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.

Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.

Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.

3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.

Самая высокая гора — Эверест. Её высота 8848 метров.

Самое глубокое озеро — Байкал. Его глубина 1642 метра.

Самое большое озеро – Каспийское море. Его площадь 371 тысяча квадратных километров.

Самая длинная река — Амазонка. Её длина 6900 километров.

Самый большой остров — Гренландия. Его площадь более 2 миллионов квадратных километров.

Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса

Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.

Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.

Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.

Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.

Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.

Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.

Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.

Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.

Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.

Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса

Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.

Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.

Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.

Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.

Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.

На следующем уроке

Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?

Настоящее – это то, что происходит здесь и сейчас.

Прошлое – это то, что уже случилось.

Будущее – это то, что только произойдёт.

Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.

Окружающий мир. 4 класс

Конспект урока

Окружающий мир

Урок № 2 «Мир глазами географа».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. История
  2. Наука география.
  3. Глобус
  4. Карта.

География – наука о Земле.

Масштаб – показывает, какое расстояние на местности соответствующий каждому сантиметру на карте.

Параллели – воображаемые горизонтальные линии пересекающие земную поверхность.

Меридианы – воображаемые вертикальные линии, соединяющие полюса.

Экватор – воображаемая линия, делит земной шар на Северное и Южное полушария.

Географические объекты – материки, океаны, моря, равнины, леса, реки, озёра и др.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014 С. 22-28
  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2014
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.

От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Современные путешественники, туристы, водители, отправляясь в путь, пользуются навигаторами, которые показывают дорогу. Но так было не всегда! В древности люди ориентировались по звёздам. Позднее, примерно две тысячи пятьсот лет назад в Древней Греции появились первые карты. Первая карта имела круглую форму, в середине её была изображена Греция. Со временем представления о Земле менялись, люди открывали новые географические объекты: земли, моря, реки, острова. Карты становились точнее и содержательнее. Немецкий географ Мартин Бехайм, в тысяча четыреста девяносто втором году создал первый глобус. Он хранится в одном из музеев Германии. На этом уроке, мы узнаем, что такое «земное яблоко» и научимся «читать» карты.

Мы постараемся взглянуть на мир глазами географа. Наверняка, у вас возникнет вопрос: «Кто это?». Давайте, разберёмся. Слово «география» в переводе греческого языка, обозначает два слова: «гео» – земля, «графо» – пишу, то есть землеописание. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. А учёные и специалисты, изучающие и описывающие нашу планету, называются географами. Для работы им нужны глобус и различные географические карты.

Глобус – это модель Земли. Рассмотрим внимательно глобус. Он имеет шарообразную форму и напоминает яблоко, именно поэтому Мартин Бехайм назвал созданную им модель «земляное яблоко». На глобусе мы увидим синие, жёлтые, коричневые, зелёные и белые цвета. Синим цветом обозначают океаны, моря, озёра, реки; коричневым – горы, возвышенности; жёлтым – возвышенности, зелёным – равнины; белым – снег и лёд. Но если пристальнее рассмотреть глобус, то он больше напоминает мяч в сетке, чем яблоко, потому что покрыт линиями. Зрительно сравним горизонтальные линии, и мы поймём, что они разные по длине, а у полюсов превращаются в маленькие колечки. Они расположены параллельно экватору и называются параллелями.

Воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария называется экватором.

Вертикальные линии, которые соединяются в одну точку на полюсах называют меридианами. Через Северный и Южный полюса проходит воображаемая ось Земли.

При работе с глобусом, можно видеть только одну сторону поверхности. Для того, чтобы сразу можно бы увидеть поверхность всего земного шара, глобус условно разрезали вертикальной линией на две части и перенесли половины земного шара на карту. Таким образом получилась карта с Западным и Восточным полушарием.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Конечно, размеры всех географических объектов показаны в уменьшенном размере. На каждой карте указывается масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

Карты, на которых изображены различные географические объекты: океаны, моря, материки, горы, равнины, реки, озёра называются физическими.

Карты, на которых показаны страны называются политическими. Страны, города тоже являются географическими объектами.

Умение пользоваться картой человеку нужно для выбора маршрута в походе, поиска и добычи полезных ископаемых, для определения места строительства домов. Географическая карта и глобус по праву считаются самыми замечательными изобретениями человечества.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Расставьте подписи к изображениям.

Правильный вариант ответа:

Картинка 1: Физическая карта мира

Картинка 2: Карта полушарий

Разбор типового контрольного задания

2. Выберите правильный ответ.

1. География – это наука, изучающая ….

а) движение ветров и облаков

б) небесные и космические тела

в) природу земной поверхности

2. Географ – это человек,

а) занимающийся изучением звёздного неба

б) летающий в космос

в) изучающие и описывающие нашу планету

3. Физическая карта – это

б) изображение поверхности Земли на плоскости

Мир глазами географа

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1117.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1117.

География — это одна из самых древних наук. Увидеть мир глазами географа — значит собрать безграничные знания о Земле, ее обитателях, населении, ресурсах. В данной статье мы расскажем о самых важных аспектах науки географии и поможем отлично подготовиться к уроку в 4 классе.

Эволюция географии

География, в переводе с греческого, означает описание Земли (гео – земля, графия – описание). На протяжении многих веков у науки было два задания – рассказать о тех землях, которые были уже известны или открыть те, которые были недоступны. Сейчас, когда мы знаем, где что находится и как туда добраться, перед географами возникают другие задания. Ответить на вопросы “почему?” и “как?

Современная география — это сложный комплекс, состоящий из множества наук, охватывающих знания о естественных и экономических закономерностях, происходящих на Земле.

Инструменты географа

Самые замечательные инструменты, которые были придуманы для описания мира – это глобус и карта.

Первая в мире карта была создана древнегреческим ученым Анаксимандром 2,5 тысячи лет тому назад. Она была круглой, а в центре изображалась Греция, окруженная другими известными в то время землями. Всю сушу омывал океан.

Глобус – это уменьшенная модель Земли. Он имеет два полюса – Северный и Южный, между которыми проходит ось. Естественно, у планеты эти точки и сама ось воображаемые, но, благодаря глобусу, мы видим под каким наклоном Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.

По всей поверхности глобуса проходят вертикальные и горизонтальные круговые линии. Это меридианы и параллели.

которые читают вместе с этой

Меридианы – линии на глобусе и карте, условно проведенные по поверхности Земли от Северного географического полюса к Южному. Они имеют одинаковую длину. Отсчет начинается с нулевого меридиана, который проходит через старейшую обсерваторию Гринвич в Великобритании и делит полушарие на Западное и Восточное.

Экватор – это условная линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов и делящая Землю на Северное и Южное полушарие. Параллельно экватору изображаются параллели. Приближаясь к полюсам, они уменьшаются в длине, пока не превратятся в точку.

Меридианы и параллели образуют градусную сетку, с помощью которой можно найти любой объект на карте или глобусе.

Виды карт

Карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости с помощью условных знаков. Есть множество видов карт. Самые распространенные:

  • физическая карта;
  • политическая карта;
  • климатическая карта;
  • карта природных зон;
  • демографическая карта;
  • карта природных ресурсов;
  • И т.д.

Рис. 3. Физическая карта мира

Карты могут отображать Землю в целом, отдельные континенты, страны, регионы и области. Поэтому, самое важное – это масштаб.

Масштаб – это отношение определенного расстояния на карте к реальной длине. Например, один сантиметр на карте соответствует 200 км на местности. В таком случае масштаб будет записан так: 1:200 000 000 (в одном сантиметре – 200 тысяч километров).

Что мы узнали?

Окружающий мир глазами географа – это изучение планеты Земля и всех явлений, происходящих на ней. Большая роль отводится географическим картам. Главная задача учеников – научиться читать карты, чтобы досконально узнать мир.

В гостях у учёного-географа из Туапсе

Статья-интервью с учёным географом из Туапсе Сергеем Яковлевичем Сергиным, посвящённая всемирному дню Земли.

Не так давно Армавирское местное отделение Русского географического общества ( РГО ) побывало в гостях у доктора географических наук, профессора, учёного Сергея Яковлевича Сергина в Туапсе, который в преддверии Международного дня Земли согласился с нами на очень откровенную беседу.

Вы, наверное, очень удивитесь, если узнаете, что глобальное потепление климата на Земле в связи с хозяйственной деятельностью человека–не более чем миф.И что озоновый слой никуда не пропадает.И армада астероидов не грозит нашей маленькой планете…Честно сказать, и мы удивились, когда услышали об этом от доктора географических наук, профессора С.Я.Сергина.

– Сергей Яковлевич, сегодня у нас есть повод поговорить о нашей планете, о том, что происходит с ней по вине человечества…

– Я бы не стал начинать так драматично.Давайте, конкретно: что вызывает у вас интерес и тревогу?

– То же, что и у всех–экологическая ситуация.Сейчас у всех на устах одно: природные катаклизмы и изменения климата.–Вы мыслите как ученый, а мы–как обыватели.Как же во всем разобраться простым смертным?

– Надо всегда смотреть в корень.

– Если это так, почему человечество запугивают разными«страшилками»о грядущих катаклизмах? И на смену одним всегда приходят другие?

За каждой«страшилкой»есть чей-то экономический интерес–того, кому выгодно пугать нас «природой», чтобы побольше заработать.–Причин много, о некоторых мы поговорим.Одна из причин в том, чтобы отвлечь людей от других острых, социально-значимых проблем. Обратите внимание: на всех каналах телевидения обязательно идёт в удобное время передача про что-то интригующее, пугающее, разжигающее обывательское любопытство. Людям забивают головы занятной полуправдой и заведомой ложью.Их мысли направляют в русло потребительских интересов.Их время растрачивается впустую, не давая пищи уму и сердцу.Потом таких людей легко превращать в марионеток.

– Что вы имеете в виду?

– За новыми теориями-всегда действие.В 1980-е годы при участии СМИ человечество было встревожено угрозой утраты стратосферного озонового«щита»под влиянием хлорфторуглеродов, производимых для холодильников и других применений.На волне протестов общественности были подписаны Венская Конвенция(1985 г.)и Монреальский протокол(1987 г.).Они фактически обеспечили разгромом производства фреонов и холодильной техники в странах СЭВ и ряде других стран.Как отмечает профессор В.Л. Сывороткин, основной удар в борьбе за озоновый слой, а фактически–за рынок хладонов – наносился по Советскому Союзу.Эти производства перешли в монопольное ведение американских корпораций.Что касается угрозы озоновому слою, то для беспокойства не было и нет оснований.

Итог решения надуманной озоновой проблемы выразился в достижении корпорациями США своих экономических целей, в ущерб интересам ряда других стран.В этом деле мнение мировой общественности, обманутой экологами и журналистами, стало тараном по отношению к правительствам многих государств.В 1996 году ряд ученых удостоились Нобелевской премии за исследования по озоновым дырам.Тем самым надуманная теория получила высочайшее официальное научное прикрытие.Концепция осталась неподтвержденной гипотезой, но весь мир уверен в том, что это правда.

– Все идет по одной схеме.За теорию потепления тоже ведь дали Нобелевскую премию…

– Совершенно верно.В обоих случаях был выявлен экологический«факт»и возможное участие человека в его возникновении.Далее предположения о роли хлорфторуглеродов и парниковых газов были истолкованы как доказательства решающего их значения соответственно в истощении О3 и потеплении климата.На межправительственном уровне были предложены меры по защите биосферы.С помощью СМИ была организована мировая общественная поддержка этих мер.На этом фоне многие страны были вынуждены подписать соглашения, наносящие вред их интересам.Завершающим аккордом стали вердикты Нобелевского комитета о высочайшей научности содеянного.

Впрочем, говоря о тех или иных мероприятиях по охране природной среды, за примерами далеко ходить не надо.Не так давно, помните, атаку гринписовских экологов на нашу нефтяную платформу? Почему-то подобные норвежские и американские платформы не подвергаются таким атакам.А когда американская нефтяная платформа у берегов Мексики потерпела аварию, и нефть хлестала в Атлантический океан несколько месяцев, что-то я не припомню массовых выступлений международных экологов.Тут вывод напрашиваеться сам собой: кому-то очень не нравится, что Россия намерена осваивать шельф Арктики, всеми силами стараются этому помешать, в том числе под экологическими лозунгами.

– То есть, истинные мотивы«страшилок»вовсе не экологические?

– Так часто бывает.А ещё есть стремление отвлечь от других, по-настоящему серьезных, в том числе, экологических, проблем.Но при недостатке информации трудно посмотреть в корень и увидеть то, что за кадром.

По большому счёту, всегда найдуться разработчики надуманных проблем, если за их разработки дают гранты.Кстати, вы правильно заметили, что придумываются новые «страшилки».Перечень«угроз и вызовов»человечеству непрерывно дополняется открытиями новых опасностей экологического характера и весьма затратными идеями спасать цивилизацию.

Сейчас лица, причастные к исследованию и освоению космического пространства, всё чаще говорят: обитателям Земли угрожает падение крупных астероидов.Авторов этого сценария спасения человечества не смущает тот факт, что за минувшие 4 миллиарда лет существования биосферы астероиды не причинили ей заметного вреда.Вероятность то сохраняется! Осталось нагнать страх на всё человечество и с помощью ООН получить финансирование на решение теперь уже эколого-космической проблемы земной цивилизации.

– Корпорации, в том числе российские, оттянут миллиарды долларов на финансирование систем обнаружения и уничтожения астероидов.Но фактически–на милитаризацию и собственное обогащение.

Так что, Земле ничего не угрожает, можно жить спокойно?

– Да, можно было бы так сказать…если бы на Земле не было людей или если бы у них был именно людской нрав.Наверное, главная угроза–всё-таки в нас самих.Ведь всё, о чём мы сейчас говорим, придумывают и творят люди.Я уж не говорю о стремлении человечества к войнам и самоуничтожению.

– Сергей Яковлевич! Вот я перечислю ваши«титулы»: горный инженер, профессор, доктор наук…Какой из них вам всего дороже?

– Просто геолог.Всегда мне было интересно разгадать загадку–как формировалась наша Земля, как возникли океанские впадины, материки, горные хребты и другие структуры, как они развиваются вплоть до нашего времени.

– Окружающий нас мир, в том числе все живые существа,–это мир систем.Его можно познать только на основе системного мировоззрения, выявляя и исследуя системы.Когда мне удалось выделить глобальную геологическую систему, изучить её динамику и развитие, я понял, что«разгадка»в моих руках и что я нахожусь на переднем крае знаний об эволюции Земли.
Я оставил в стороне надуманные идеи геотектоники, стал изучать события, реально протекающие в глобальной геологической системе и исходя из этого совершенно по-другому взглянул на мировые геологические процессы.

– И как вас принял ученый мир?

– Ученый мир, со своими монополиями, с трудом воспринимает принципиально новое.Лет пять назад я делал доклад по этой теме на геологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.Реакция была сдержанной.

– Слава Богу, сейчас за новые идеи не посылают на костёр или не ссылают куда подальше…

– Сейчас ситуация в обществе(и в науке), на мой взгляд, ещё хуже.В 1950-х,1960-х,1970-х годах была настоящая фундаментальная наука.Учёных заслуженно называли элитой общества. А в нынешнюю«рыночную»эпоху, когда продавались и покупались даже учёные степени и звания…

Но в том-то и дело, что реальная наука–явление, независимое ни от рынка, ни от руководителей, ни от царей, ни от других сильных мира сего.А Сергин в науке состоялся. На мое имя имеются ссылки в научной литературе.Оно упомянуто в Большой Советской энциклопедии(БСЭ), в томе 24, в статье о советской науке, в разделе об исследованиях изменений климата.Там отмечают нашу с братом работу по моделированию изменений климата.Мы с ним защитили докторские диссертации по этой теме.

– А что удалось в прошлом году или за последние пять лет?

– Во-первых, удалось понять механизм возникновения воды на Земле.Он имеет термохимическую природу.Я представил доказательства раннего(предгеологического) формирования глобального океана и подтвердил мысль В.И. Вернадского о геологической вечности океана.

Во-вторых, я дал описание начальных геолого-географических условий на Земле, которые повлияли на последующую эволюцию нашей планеты, вплоть до сегодняшнего её состояния.Теперь у меня имеются все принципиальные решения, чтобы сформулировать основы теории геолого-географической эволюции Земли.

В-третьих, совместно с доктором технических наук профессором БелГУ С.В.Сергеевым я выявил причину существования в земной коре всех материков избыточных напряжений сжатия.Эти напряжения вызывают«стреляние»горных пород в подземных выработках, вплоть до горных ударов и бедствий в шахтах.Их причина–термомеханическая, она связана с послеледниковым потеплением климата Земли и повышением температуры горных пород.

В-четвёртых, опубликована моя книжечка«Угрожает ли человечеству климатическая катастрофа».В ней я привёл дополнительные доказательства научной несостоятельности идеи антропогенного повышения температуры на Земле в последнее столетие.В научных, экономических и политических кругах мира раздут миф об этом потеплении.Обманули всех жителей планеты, чтобы протолкнуть Киотские соглашения о затормаживании энергопотребления развивающихся стран, включая Россию.В современном либеральном и толерантном мире замаскированная лженаука стала прибыльным делом, за неё не наказывают, более того, дают Нобелевские премии.Отмечу, что положительную рецензию на мою книжечку дал профессор Вацлав Клаус.Он был президентом Чехии и смело выступал против экологизма–политико-экономических махинаций под прикрытием слов об охране природы и человека.

– Сергей Яковлевич, Вы отдали дань науке сполна, расскажите о семье.Вы сказали, что в большой Советской энциклопедии ваше имя упомянуто вместе с именем брата. Так ваш брат тоже доктор наук?!

– И не один.Нас трое братьев с такой ученой степенью.Владимир–доктор физико-математических наук, Виктор–доктор исторических наук, я–доктор географических наук.

– Что же это за семья у вас такая, кто родители?!

– Обычная семья.Отец работал в Краснодарском троллейбусном парке инструктором. Мама–тоже на простых должностях.Мы с братьями, как ни пытались, не смогли далеко проследить наше генеалогическое древо, оно состояло из простых людей.

– У вас такой обширный круг научных интересов, что невольно задумаешься о том, что вам просто нравится что-то исследовать…Строение и развитие Земли, климат Причерноморья, использование солнечной энергии, здоровье и долголетие человека, управление стоком реки Кубань, ошибки и мифы в представлениях людей–вот далеко не полный перечень тем ваших работ…

– Мне правда многое интересно.В том числе преодолевать ошибки и мифы.А если ещё проще—мне просто нравится жизнь во всех её проявлениях, и всё хочется понять и исследовать.Поэтому и основал в Туапсе филиал географического общества.Вместе с учёным, коллегой Сергеем Айтечевичем Мерзакановым мы хотим организовать секцию географических побратимов по отношению к населеннным пунктам.Будет туапсинская ассоциация побратимов от Адриатического моря до Каспийского, от Северодвинска до Тромбзона с центром в Туапсе.Нам бы хотелось, чтобы любители географии приобщались к нашему географическому отделению.

– Что бы вы хотели пожелать самому себе?

– Мне хочется, чтобы в Туапсе были мои научные единомышленники и ученики.Конечно, это больше мечта, чем реальность.Но есть и реальность, часть которой–дружественная для меня атмосфера на работе, в том числе со стороны руководства филиала РГГМУ.

А всем жителям планеты Земля?

– Пожелания всем жителям нашей планеты я бы связал с понятием о смысле жизни, которое сидит в моей голове: смысл жизни в самой жизни, в её продолжении и поддержании.В расширенном понимании нужно строить свой дом.Давать начало новым жизням и взращивать их.Сильные духом люди убеждены, что Великие боги повернулись лицом к России, что нам нужно верить в свои силы и быть оптимистами.Только оптимизм даёт людям заряд энергии стремление к победам и сами победы.

Дорогой Сергей Яковлевич, большое спасибо Вам за подробный и откровенный рассказ о Вашей судьбе и о Вашей работе. Желаем Вам успехов и удачи в 2018 году.

Член русского географического общества ( РГО ) города Армавира, Фролов Сергей

Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Мир глазами географа
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока окружающего мира по теме:”Мир глазами географа” для учащихся 4 класса по УМК “Школа России” представляет собой интегрированный урок, где учащиеся повторяют некоторые вопросы астронимии и знакомятся с новой наукой ГЕОГРАФИЕЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
mir_glazami_geografa.doc475 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

УМК «Школа России»

Григорьева Маргарита Ивановна,

учитель начальных классов

МАОУСОШ № 8 г.Старая Русса

Тема урока: Мир глазами географа.

Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.

  1. познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, – географией;
  2. сформировать представление о глобусе и географической карте. закрепить умение работать с картой и глобусом;
  3. развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Глобусы; физическая карта; карта полушарий; слайды; атласы.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

– Я рада вновь встрече с вами, мои юные друзья! Сегодня мы
посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.

II. Проверка домашнего задания

  • Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.
  • Объясните слова астронома: «Звездное небо – великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса»

Показ слайда «Галактика Млечный Путь».

Возможные ответы учащихся: «Когда смотришь на звездное небо в ,ясную ночь, это так красиво!» «Звезды похожи на драгоценные камни». «На небе можно найти созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы и Полярную звезду». «Я думаю, сокровища космоса – это все небесные тела». «А мне представляется, как далеко в космосе находятся звезды, какие они разные по размеру и цвету, и хочется больше узнать о них». и т.д.

– А как наблюдать звездное небо?
Чтение памяток, составленных детьми.

Индивидуальная работа «Как называются эти созвездия и звезды?»

Ответы: 1 – Большой Пес, Сириус; 2 – Малая Медведица, Полярная звезда; 3 – Волопас, Арктур; 4 – Большая Медведица.

Тест «Звездное небо»

– Выбери верное утверждение:

1. Галактика, в которой мы живем, называется .

а) Туманность Андромеды;

б) Большое Магелланово облако;

а) раскаленный газовый шар;

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.

3. Созвездия – это .

а) группы звезд, изменяющие свои очертания;

б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии .

а) Скорпион; б) Большая Медведица;

в) Большой Пес; г) Телец.

5. Полярная звезда всегда находится на .

в) западе; г) востоке.

6. Самые яркие звезды имеют . цвет:

а) красный; б) желтый;,

в) голубой; г) белый.

Ответы к тесту: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в).

III. Работа над новой темой

На доске – фотография «Галактика Млечный Путь».

– Мы с вами – жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом – планета Земля.

Показ фотографии «Земля с борта космического корабля».

– Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов.
Запись на доске: «Мир глазами географа».

  • Запишите тему в своих тетрадях. Нам предстоит выяснить, что такое география. Ведь вы не раз слышали это слово. Предлагаю вам объяснить. (Я думаю, география – это наука о Земле?)
  • Прочитайте, что об этом говорится на стр. 22 нашего учебника. Что же такое география? (Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» – Земля и «графо» – пишу.)
  • Хотелось бы добавить, что «ге» – это сокращение от «Гея» -так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» С.И. Ожегов?

Работа со словарем:

География – комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

  • Кто такие географы? (Географ – специалист по географии.)
  • Что изучает география? Об этом нам расскажет наш незаменимый помощник – учебник (стр. 22, 23). Что же нам может объяснить современная география? (География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других – жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.)
  • Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? (Это глобус и географическая карта.)
  • На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, давайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник.

Вопросник лежит на каждом столе:

  1. Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.)
  2. Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий — вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый – лед.)
  3. Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)
  4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный)
  1. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.)
  2. Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс земли» -экватор.)
  3. Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.)

Работа ведется в парах.

– Ваши ответы должны быть четкими, говорим только о главном.

  • Молодцы! Прекрасно поработали, а сейчас предлагаю в тетради выполнить рисунок:
  • Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? (Линии расположены параллельно.)
  • Как их можно назвать? (Параллели.)

– Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько

океанов на земном шаре? Назовите. (Четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.)

– Что вы можете сказать о материках? (Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка,

Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на стр. 24 вашего учебника.

  • Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.)
  • Когда это было? И как он назвал свое творение? (Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко».)
  • Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америк, они не были открыты.)
  • По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте

отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии пользоваться неудобно.)

  • Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)
  • Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта.)
  • А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географическая карта – это изображение Земли на бумаге.)
  • Точнее можно сказать так:

Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

  • Запишем данное определение в тетрадь. Предлагаю вам сравнить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.)
  • А в чем их различие? (Глобус – это целый шар, а на карте две половинки.)
  • Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.)
  • Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте. Дома сравните масштабы карт полушарий в учебнике (стр. 26, 27) и в атласе. Напишите сочинение на тему «Какой я представляю Землю, глядя на глобус (географическую карту)».

IV. Физкультминутка «Музыкально-танцевальная пауза»

Звучит музыка из художественного фильма «Кавказская пленница»: «Где-то на белом свете. ».

Дополните рисунок, подписав названия линий (работа в группах):

– Соберите полушарие. Назовите географические объекты.
Детям выдается восточное полушарие, разрезанное по экватору и по меридианам.

Модель Земли называют . А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют . Существует много видов географических карт. Это . . На физической карте синим цветом обозначена . коричневым, желтым, зелены -. белым – . . Каждая карта имеет свой . Если работаешь у настенной карты, стой . когда держишь указку в правой руке, и . когда указка в левой.

Далее выполняется задание «Подумай» на стр. 28.

Подведение итогов работы. Выставление оценок.

4 класс. Окружающий мир. Мир глазами географа.

4 класс. Окружающий мир. Мир глазами географа.

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе
Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя

Се­год­ня мы по­пы­та­ем­ся взгля­нуть на мир гла­за­ми гео­гра­фа, уче­но­го, ко­то­рый за­ни­ма­ет­ся гео­гра­фи­ей (рис. 1).

Гео­гра­фия – ком­плекс наук, изу­ча­ю­щих по­верх­ность Земли с ее при­род­ны­ми усло­ви­я­ми, рас­пре­де­ле­ние на ней на­се­ле­ния и эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов. Это очень древ­няя наука, слово «гео­гра­фия» в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет «зем­лео­пи­са­ние». Это слово об­ра­зо­ва­лось из двух: «ге» (со­кра­ще­ние от «Гея» – так звали гре­че­скую бо­ги­ню Земли) – Земля и «графо» – пишу.

Гео­гра­фы за­ни­ма­ют­ся опи­са­ни­ем Земли, объ­яс­ня­ют, на­при­мер, по­че­му в одних рай­о­нах лежит снег, а в дру­гих – жар­кое лето, по­че­му в одних стра­нах ловят рыбу, а в дру­гих до­бы­ва­ют нефть.

Гло­бус и карта – два за­ме­ча­тель­ных гео­гра­фи­че­ских изоб­ре­те­ния (рис. 2, 3).

Первая географическая карта

При­мер­но 2,5 ты­ся­чи лет назад по­яви­лась пер­вая гео­гра­фи­че­ская карта. Ее со­здал древ­не­гре­че­ский уче­ный Анак­си­мандр (рис. 5). Она имела форму круга, изоб­ра­жа­ла Гре­цию в цен­тре, окру­жен­ную дру­ги­ми из­вест­ны­ми на тот мо­мент го­су­дар­ства­ми. Всю сушу окру­жал океан (рис. 4).

Рис. 4. Карта Анак­си­манд­ра (Ис­точ­ник)

Первый глобус, дошедший до наших дней

В 1492 году немец­кий гео­граф Мар­тин Бе­хайм (рис. 7) со­здал пер­вый гло­бус, до­шед­ший до наших дней, ко­то­рый он на­звал «зем­ное яб­ло­ко» (рис. 6). На нем не было Се­вер­ной и Южной Аме­рик, они еще не были от­кры­ты.

Рис. 6. «Зем­ное яб­ло­ко» Бе­хай­ма

Глобус: океаны, материки, полюса, меридианы, экватор, полушария, параллели

Гло­бус – мо­дель Земли, име­ю­щая ша­ро­об­раз­ную форму. На нем синим цве­том по­ка­за­ны оке­а­ны; зе­ле­ным, жел­тым, ко­рич­не­вым – суша; белым – лед (рис. 8).

На гло­бу­се можно уви­деть оке­а­ны: Тихий, Ин­дий­ский, Ат­лан­ти­че­ский, Се­вер­ный Ле­до­ви­тый и Южный, ко­то­рые сли­ва­ют­ся вме­сте в еди­ный ми­ро­вой океан, омы­ва­ю­щий весь зем­ной шар. Также на гло­бу­се можно найти шесть ма­те­ри­ков: Евра­зию, Аф­ри­ку, Ав­стра­лию, Ан­тарк­ти­ду, Се­вер­ную Аме­ри­ку, Южную Аме­ри­ку.

Точка, где ось вы­хо­дит из гло­бу­са свер­ху (у Земли эта ось во­об­ра­жа­е­ма), на­зы­ва­ет­ся Се­вер­ным гео­гра­фи­че­ским по­лю­сом, а ниж­няя точка – Южным гео­гра­фи­че­ским по­лю­сом Земли (рис. 9).

Рис. 9. Вра­ще­ние Земли во­круг во­об­ра­жа­е­мой оси

Если рас­смот­реть гло­бус вни­ма­тель­нее, вы уви­ди­те, что по его по­верх­но­сти про­ве­де­ны кру­го­вые линии (рис. 10).

Рис. 10. Линии на гло­бу­се

Линии на гло­бу­се или на карте, услов­но про­ве­ден­ные по по­верх­но­сти Земли от од­но­го по­лю­са к дру­го­му, на­зы­ва­ют­ся ме­ри­ди­а­на­ми. Все ме­ри­ди­а­ны имеют оди­на­ко­вую длину. Ну­ле­вым услов­но счи­та­ют ме­ри­ди­ан, ко­то­рый про­хо­дит через ста­рей­шую аст­ро­но­ми­че­скую об­сер­ва­то­рию го­ро­да Грин­вич в Ве­ли­ко­бри­та­нии (рис. 11).

Рис. 11. Грин­вич­ская об­сер­ва­то­рия

Линия Грин­вич­ско­го ну­ле­во­го ме­ри­ди­а­на услов­но делит зем­ной шар на За­пад­ное и Во­сточ­ное по­лу­ша­рия (рис. 12).

Рис. 12. За­пад­ное и Во­сточ­ное по­лу­ша­рия

На рав­ном рас­сто­я­нии от по­лю­сов про­хо­дит услов­ная линия, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся эк­ва­тор. Он услов­но делит зем­ной шар наСе­вер­ное и Южное по­лу­ша­рия (рис. 13).

Рис. 13. Се­вер­ное и Южное по­лу­ша­рия

Па­рал­лель­но эк­ва­то­ру на гло­бу­сах и кар­тах про­ве­де­ны па­рал­ле­ли, все они на­прав­ле­ны с за­па­да на во­сток.

Самая длин­ная па­рал­лель – эк­ва­тор (около 40 тысяч ки­ло­мет­ров), длина дру­гих па­рал­ле­лей умень­ша­ет­ся к по­лю­сам, а на по­лю­се пре­вра­ща­ет­ся в точку. Пе­ре­се­ка­ясь, во­об­ра­жа­е­мые линии – па­рал­ле­ли и ме­ри­ди­а­ны – об­ра­зу­ют гра­дус­ную сетку, ко­то­рая по­мо­га­ет точно опре­де­лять ме­сто­по­ло­же­ние того или иного зем­но­го объ­ек­та.

Первая карта России

Более 400 лет назад была со­став­ле­на пер­вая карта Рос­сии, ко­то­рая на­зы­ва­лась «Боль­шой чер­теж». Это была очень по­дроб­ная карта, на ней было по­ка­за­ло 400 го­ро­дов, 800 рек, около 60 озер. К со­жа­ле­нию, карта не со­хра­ни­лась.

По мере того как от­кры­ва­лись новые ма­те­ри­ки, оке­а­ны, моря, ме­ня­лись и карты.

Карты, виды карт

Карта – это чер­теж по­верх­но­сти земли, небес­но­го тела или звезд­но­го неба. На фи­зи­че­ской карте и карте по­лу­ша­рий, как и на гло­бу­се, можно уви­деть ма­те­ри­ки и оке­а­ны (рис. 14).

Рис. 14. Фи­зи­че­ская карта Евра­зии (Ис­точ­ник)

На по­ли­ти­че­ской карте мира изоб­ра­же­ны стра­ны (рис. 15).

Рис. 15. По­ли­ти­че­ская карта Евра­зии (Ис­точ­ник)

Су­ще­ству­ют карты, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют от­дель­ные ма­те­ри­ки, стра­ны и даже об­ла­сти. При ра­бо­те с любой кар­той важно учи­ты­вать ее мас­штаб.

Масштаб

Мас­штаб – это от­но­ше­ние длины линий на карте или чер­те­же к дей­стви­тель­ной длине. Мас­штаб фи­зи­че­ской карты Рос­сии го­во­рит нам, что каж­дый сан­ти­метр карты со­от­вет­ству­ет 200 км на мест­но­сти (рис. 16).

Рис. 16. Фи­зи­че­ская карта Рос­сии (Ис­точ­ник)

Ссылка на основную публикацию