Виды и описание биологических потребностей человека

Физиологические потребности: что это такое, что к ним относится, примеры и нормы

У каждого обитателя нашей необъятной планеты есть свои основные потребности, даже у самых простейших — одноклеточных. При неудовлетворении всех испытываемых нужд существо не сможет нормально функционировать, чувствовать комфорт и наслаждаться жизнью. Человечество имеет значительное количество запросов, которые необходимо своевременно выполнять, чтобы продолжать жить. В этой статье я подробно расскажу о физиологических потребностях человека и дам детальное определение, что это такое.

Объяснение понятий

Биологические нужды являются самыми значимыми и ценными, так как они обеспечивают жизнедеятельность. Даже незначительный отказ в удовлетворении может привести к негативным последствиям (заболевание, нарушения системы органов, слабость, смерть).

Потребность – это запрос, который надо сразу же выполнить для того, чтобы индивид чувствовал себя хорошо:

  • ощущал себя защищенным;
  • был важен окружающим;
  • нормально функционировал без сбоев организма;
  • добивался целей и осуществлял мечты;
  • чувствовал удовлетворение.

Физические потребности человека – это вид нужд, невыполнение которых ведет к потере жизнедеятельности. Если личность не сможет их поддержать, она потеряет возможность достижения целей, а если их, вообще, не удовлетворять, будут появляться болезни, нарушения функций организма, что приведет к неименуемой смерти (это не относится к стремлению продолжительности рода).

Примеры биологических запросов:

  • употребление калорийной еды для получения энергии и поддержания существования;
  • отдых и сон;
  • воздух;
  • жидкость;
  • желания сексуального характера и продления рода.

Они являются самыми низшими нуждами. Их обязаны выполнять не только человеческие существа, но и представители всего животного мира, даже насекомые. Однако у простейших организмов этот перечень не такой большой.

Какая классификация физиологических потребностей существует: примеры проявления у человека

Ориентация на достижения подразумевает требования быть сильнее, ответственнее, умнее, иметь наиболее высокооплачиваемую работу. Порой чтобы добиться как можно большего,человек ставит биологические запросы на второй план, забывая их выполнить. Но к сожалению, бывают случаи, когда отодвигают не только свои собственные нужды, но и потребности своих детей, записывая их в различные кружки с самого рождения: музыкальная секция, рисование, танцы. Результатом такой спешки может оказаться неуспевание покушать или отдохнуть. Это приведет к проявлению психологических нарушений.

Питание

Пища приносит организму энергичность, удовольствие, удовлетворение. Подкрепившаяся личность является уравновешенной и жизнерадостной, нежели голодная. Иметь возможность перекусить – недостаточно, необходимо, чтобы еда была калорийной и безвредной. Если индивид занимается физическим трудовым рабочим процессом и при этом часто посещает тренировки, ему следует употреблять как можно больше калорий, а кто осуществляет деятельность с помощью умственного труда – меньше. Нужда считается удовлетворенной, если в рационе было достаточно питательных веществ, чтобы вести нормальный образ жизни, быстро не уставать и не изнурять тело.

  • Наполнение организма необходимыми полезными элементами, которые способствуют поддержанию жизнедеятельности и выработке новых клеток.
  • Обеспечение энергией для борьбы за существование и активного образа жизни.
  • Передача информации для поддержания связи с природой.

В истории человечества голод и жажда – причины войн и образования кочевников, нам же это известно только из учебников. В настоящее время образовалась другая проблема – таблетки для похудения, которые снижают аппетит; желание девушек стать худыми, что приводит к анорексии.

Человеческий организм устроен так: чтобы избежать недостаток необходимых углеводов, он ориентируется на сохранение запасов энергии, превращая их в жировые отложения, которые сохраняют полезные свойства в органах. При продолжительной голодовке тело будет использовать отложенные запасные вещества, чтобы человек мог существовать еще какое-то время.

Потребности человека: биологические, социальные, духовные. Интересы человека.

Содержание:

  • 1 Потребности человека. Основные виды потребностей.
  • 2 Пирамида потребностей А. Маслоу
  • 3 Интересы и склонности
  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 28-05-2020, 01:47
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 42 391
  • 0

↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.

Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.

Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические или витальные («vita» – «жизнь»).

Социальные потребности – это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные) потребности – это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

↑ Пирамида потребностей А. Маслоу

Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия – размещение элементов от низших к высшим) пирамида психолога Абрахама Маслоу.

ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Первые две ступени являются первичными или врожденными, так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся физиологические и экзистенциальные.

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.

Экзистенциальные включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.

Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.

Престижные или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.

Престиж – это мера признания обществом заслуг человека.

У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия – и есть престижные потребности.

Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) являются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.

Познавательные потребности – это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют когнитивными потребностями.

Эстетические потребности – это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.

На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности (саморазвитие, самосовершенствование).

Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.

Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

↑ Интересы и склонности

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

  • по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
  • по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
  • по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
  • по характеру субъекта: национальные, государственные;
  • по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
  • по возможности их реализации: реальные, мнимые;

Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес – это направленность человека на предмет, а склонность – на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.

Склонность — направленность на определённую деятельность.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Биологические потребности человека

Потребности человека. Основные виды потребностей

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.

Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические или витальные («vita» — «жизнь»).

Социальные потребности — это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные) потребности — это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Видео

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

Какая классификация физиологических потребностей существует: примеры проявления у человека

Ориентация на достижения подразумевает требования быть сильнее, ответственнее, умнее, иметь наиболее высокооплачиваемую работу. Порой чтобы добиться как можно большего,человек ставит биологические запросы на второй план, забывая их выполнить. Но к сожалению, бывают случаи, когда отодвигают не только свои собственные нужды, но и потребности своих детей, записывая их в различные кружки с самого рождения: музыкальная секция, рисование, танцы. Результатом такой спешки может оказаться неуспевание покушать или отдохнуть. Это приведет к проявлению психологических нарушений.

Питание

Пища приносит организму энергичность, удовольствие, удовлетворение. Подкрепившаяся личность является уравновешенной и жизнерадостной, нежели голодная. Иметь возможность перекусить – недостаточно, необходимо, чтобы еда была калорийной и безвредной. Если индивид занимается физическим трудовым рабочим процессом и при этом часто посещает тренировки, ему следует употреблять как можно больше калорий, а кто осуществляет деятельность с помощью умственного труда – меньше. Нужда считается удовлетворенной, если в рационе было достаточно питательных веществ, чтобы вести нормальный образ жизни, быстро не уставать и не изнурять тело.

  • Наполнение организма необходимыми полезными элементами, которые способствуют поддержанию жизнедеятельности и выработке новых клеток.
  • Обеспечение энергией для борьбы за существование и активного образа жизни.
  • Передача информации для поддержания связи с природой.

В истории человечества голод и жажда – причины войн и образования кочевников, нам же это известно только из учебников. В настоящее время образовалась другая проблема – таблетки для похудения, которые снижают аппетит; желание девушек стать худыми, что приводит к анорексии.

Человеческий организм устроен так: чтобы избежать недостаток необходимых углеводов, он ориентируется на сохранение запасов энергии, превращая их в жировые отложения, которые сохраняют полезные свойства в органах. При продолжительной голодовке тело будет использовать отложенные запасные вещества, чтобы человек мог существовать еще какое-то время.

Психолог Дарья МилайЗаписаться на прием

Без пищи личность проживет от 1 до 2 месяцев, если она будет употреблять жидкость. Без воды можно функционировать только 3-7 дней, а затем смерть. В процессе изнурения организма из-за нехватки питательных веществ психика начинает нарушаться, это приводит к:

  • галлюцинациям;
  • бреду;
  • раздражительности;
  • агрессивности.

Если голодают дети, то их развитие начинает замедляться.

Скрытое голодание – это употребление пищи, которая не содержит в себе нужного количества полезных свойств. Это частая проблема людей, которые испытывают финансовые трудности. У них постоянно проявляются разного рода заболевания.

Нормы рациона физиологических потребностей в питании
  • Жидкость — от 1,5 до 2,5 литров в день (много воды поступает вместе с едой).
  • Ккал — зависит от половой принадлежности, веса, типа физической активности. Норма может изменяться, но в среднем составляет от 2 000 до 3 000 килокалорий.
  • Белок — от 35 до 87 г. в день.
  • Жиры — суточная норма от 60 до 150 г.
  • Углеводы — от 255-585 г. в день.

Жидкость

Занимаясь спортом, трудовой деятельностью, личность теряет большое количество воды в течение дня при:

  • мочеиспускании;
  • потоотделении;
  • дыхании;
  • дефекации.

Последствия обезвоживания очень серьезные, так как оно приводит к смертельному исходу. Необходимо постоянно следить за водным балансом и вовремя его восстанавливать. Индивид способен прожить без жидкости всего несколько дней. Именно поэтому такая нужна является одной из первых в списке базовых потребностей, без которых невозможно нормально выполнять свои функции. Чтобы правильно рассчитать суточный рацион потребления воды, обязательно учитывайте ваши индивидуальные особенности и образ жизни.

Сон и отдых

Отсутствие этих двух компонентов приводит к неполноценному функционированию в обществе. Во время ночного или дневного сна наш мозг перерабатывает всю полученную информацию в течение дня, способствует поддержанию иммунитета. Также когда человек засыпает, из мозгового органа исчезают вся токсичность.

Очная консультация Каковы особенности и преимущества очной консультации? Узнать подробнее

Консультация по скайпу Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу? Узнать подробнее

Отдых не менее важен, личность не сможет заниматься одним делом несколько часов без перерывов, это быстро изнуряет, поэтому необходимо периодически давать себе возможность отдыхать и отвлекаться от работы хоть на несколько минут.

Если человек будет постоянно проводить бессонные ночи, не спать, когда очень хочется, не совершать отдых, когда это нужно – произойдет постепенное нарушение психики – невроз, депрессия. Также могут возникать стрессы, противостоять которым такой личности крайне сложно.

Если индивид будет часто недосыпать, его когнитивные качества заметно снизятся и повысится вероятность развития разных инфекционных болезней, психических заболеваний и нарушение эмоционального баланса.

Неполноценный сон (меньше 5-6 часов в сутки) может привести к проявлению:

  • ожирения;
  • онкологии;
  • инсульта;
  • сахарного диабета;
  • заболеваний сердечно-сосудистой системы;
  • раннему смертельному исходу.

Если вы страдаете от бессонницы из-за своей деятельности, не позволяете поспать себе необходимое количество часов, при этом испытываете дискомфорт – обязательно запишитесь на прием к доктору для предупреждения негативных последствий – галлюцинаций и бреда. Такая личность всегда чувствует усталость, не способна зафиксировать внимание на одном каком-то деле, становится чрезвычайно раздражительной и имеет повышенный порог болевых ощущений.

Микросон – это резкое засыпание всего на несколько секунд, которое проявляется у людей, которые привыкли отказывать себе в отдыхе. Это серьезное отклонение, которое способствует появлению несчастных случаев. Например, вы можете на миг уснуть, ведя автомобиль, и спровоцируете дорожно-транспортное происшествие. Однако вы даже не осознаете, что впали в сон на некоторое время. Норма отдыха должна составлять 7-9 часов в день.

Воздух

Без такой нужды мы не сможем прожить и 5 минут. Нехватка кислорода убьет индивида за очень короткий временной период. Важным условием является отсутствие токсических примесей в воздухе, иначе риск появления многих болезней резко увеличится, в том числе и онкология.

Сексуальное влечение и продолжение рода

При неудовлетворении такого желания никаких негативных последствий не случится, он способен продолжить жить, но качественные показатели жизни могут снизиться, особенно при чересчур выраженном либидо. Сейчас большая необходимость оставлять после себя наследников потихоньку угасает, а занятие любовью – это знак любовных отношений, близость и получение удовольствия.

Несколько столетий назад потребность в продолжение рода была чуть ли не самой важной, так как в периоды войн, неизлечимых болезней людям грозило постепенное вымирание. Эволюционный процесс доказывает, что те виды, которые производят большое потомство, имеют высокий уровень выживаемости.

Если не выполнять желания сексуального характера – личность становится несчастной. Однако у некоторых такая нужда снижена, поэтому они не имеют привязанности к этим любовным ощущениям.

Ассексуальные — это тип людей, которые не стремятся к сексу (а если и практикуют его, то только для зачатия малыша).

Возбуждение постепенно накапливается, а затем превращается в злое и агрессивное состояние. Такая злость проникает в разум и может быть причиной незаконных отрицательных действий – преступлений. Также неудовлетворение желаний развивает заболевание психики.

Теории ученых

Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

  • Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
  • Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
  • Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
  • Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
  • Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).

Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

В его теории:

  • Все потребности поделены на 4 вида: полезное, приятное, благородное, святое.
  • «Высшие», благородные потребности удовлетворяются только после получения благ низшего уровня.

Мы от животных отличаемся умом,

Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее

Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,

О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,

О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,

Чтоб только плоти потакать.

Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.

Интересы и склонности

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

  • по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
  • по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
  • по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
  • по характеру субъекта: национальные, государственные;
  • по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
  • по возможности их реализации: реальные, мнимые;

Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес — это направленность человека на предмет, а склонность — на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.

Склонность — направленность на определённую деятельность.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Описание биологических потребностей человека

  • Что такое биологические потребности человека
    • Какие потребности относятся к базовым
  • Что такое естественные или физиологические потребности человека
    • Виды и способы их удовлетворения
  • Пирамида потребностей А. Маслоу

Что такое биологические потребности человека

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности отдельного организма, социальной группы, общества в целом. Потребности побуждают человека к действию.

Человек, как всякое живое существо, – это часть природы, часть окружающего нас мира, где все взаимосвязано. Биологические потребности – это первичные или врожденные потребности жизнедеятельности организма.

К ним относятся потребности дышать, питаться, двигаться, спать, отдыхать, воспроизводить себя, быть здоровым, находиться в безопасности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Как биологический вид человек не меняется с момента своего появления. Поэтому эти потребности остаются неизменными на протяжении всего существования.

Как проявляются потребности?

Чувства дискомфорта, тревога, отрицательные эмоции – это внешние проявления биологической потребности.

Удовлетворенные потребности сопровождаются позитивными эмоциями.

Голодный человек остро улавливает запах еды. Нехватка воздуха сопровождается спазмами. Это четкие сигналы о необходимости удовлетворить потребность в еде и воздухе.

Биологические потребности делятся на две группы: базовые или первичные и естественные или физиологические.

Эти определения достаточно условны. В различных исследованиях они характеризуются по-разному. Наша классификация основана на работе известного американского ученого А.Маслоу о потребностях человека.

Какие потребности относятся к базовым

Базовые потребности обеспечивают выживание человека.

Они возникают в первую минуту рождения. Ребенок сообщает об этом своим криком. Первый вздох – это первая биологическая потребность. Далее идут еда, вода, сон. Отсутствие этих основных биологических потребностей приводит человека к гибели. Базовые биологические потребности обеспечивают выживание человека.

Самая важная – это потребность в воздухе, точнее, в кислороде. Кислородом насыщена каждая клетка организма человека. С его помощью происходят многие обменные реакции. Ежеминутно клетки расходуют 200-250 мл кислорода. В сутки количество составляет 300 литров.

Когда человек занят тяжелым трудом, потребность в кислороде возрастает в несколько раз. Без воздуха человек может прожить не более 5 минут.

Человеку важен чистый воздух. Антропогенные загрязнения воздуха отрицательно влияют на здоровье.

Важна потребность в сне. Во время сна «отдыхают» нейронные клетки мозга, организм работает в режиме экономии, восстанавливаются силы и здоровье. Если человек проводит двое суток без сна, в организме происходят изменения гормонального фона и нарушения нейронных связей в коре мозга. Спустя три дня возрастает нагрузка на сердце, начинают разрушаться клетки головного мозга. В конечном итоге человек погибает. Поэтому так важно человеку высыпаться.

Как биологическая потребность очень важна сбалансированность питания. Пища обеспечивает энергетическую потребность организма. В еде должны присутствовать все необходимые микроэлементы: жиры, белки, углеводы, аминокислоты. Очень важны и вкусовые качества пищи.

Большую часть своих базовых потребностей современный человек получает за деньги: это еда, жильё, вода, вещи, лекарства. Природа подарила человеку только воздух.

То, каким образом человек зарабатывает деньги, имеет принципиальное значение, т.к. работа должна приносить не только материальное благополучие, но и удовлетворение.

Что такое естественные или физиологические потребности человека

Это потребности, направленные на обеспечение физического комфорта и продолжение рода. Они сформировались в процессе эволюции человека.

Невыполнение их ведет к потере жизнедеятельности.

Данный вид потребностей свойственен всем живым существам.

Виды и способы их удовлетворения

  1. Продолжение рода. Эта физиологическая потребность помогает сохранить человеческий род. В древние времена она была одной из самых важных. Это связано с высокой смертностью потомства, неизлечимыми болезнями и большим количеством войн.
  1. Отсутствие угрозы жизни и безопасное существование. Человек инстинктивно стремится обезопасить свою жизнь. В древности он укрывался в пещерах, затем начал строить жилье. В настоящее время обеспечение безопасности для человека – это не только безопасное жилье, но и социальная защищенность, как, например, наличие работы. Сюда же относится и страхование жизни.
  1. Поддержание организма в здоровом состоянии. Человеку очень важно состояние физического благополучия. На протяжении своего существования человечество борется за выживаемость. В настоящее время почти все болезни поддаются лечению. Значительно выросла продолжительность жизни. Современные условия дают возможность каждому человеку вести здоровый образ жизни.
  1. Благоприятные условия для жизни Человек должен комфортно чувствовать себя в окружающем пространстве. Природная среда важна та, к которой человек адаптирован. Атмосферные колебания, высота над уровнем моря, горы – все это оказывает существенное влияние на условия существования.

Помимо естественных биологических потребностей существуют псевдопотребности.

К ним относятся алкоголь, курение. Эти потребности возникают искусственно. Привыкание к спиртным напиткам и сигаретам происходит на физиологическом уровне. Этому способствуют никотин и этанол. Они наносят организму большой вред и сокращают его жизнь.

Пирамида потребностей А. Маслоу

Жизнь человека не ограничивается биологическими потребностями.

Психологи делят потребности на три группы: биологические, социальные и духовные.

Чаще всего ссылаются на теорию потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, которая изложена в его книге «Мотивация и личность», 1954 г. Автор называл ее – мотивационная теория иерархии человеческих потребностей.

Позже она стала изображаться в виде пирамиды. В ней перечень всех уровней. Все потребности расположены по мере уменьшения их важности. Модель проста и понятна.

Человек, исходя их своих потребностей, постепенно поднимается от самой простой до высшей. Сначала он ищет пищу, потом убежище, обеспечивающее ему безопасность.

Маслоу считал, что только решив эти проблемы, человек будет нуждаться в общении с окружающими, т.е. в любви, социальных контактах. Затем ему нужно получить уважение окружающих, т.е. поднять свой социальный статус. И только после этого он будет развивать свои познавательные потребности. Далее человек стремится к гармонии и красоте жизни, это эстетика, искусство. И наконец, он достигает раскрытия внутреннего потенциала, способностей, т.е. реализует себя как личность.

В основании пирамиды – физиологические потребности, далее по порядку: безопасность, потребность в любви, уважении, в познании и на самом высоком уровне – потребность в самовыражении.

Если первые две потребности не удовлетворены, человек не может заниматься чем-то другим, т.е, не поднимается выше. Голодный человек не думает о книгах, искусстве. Эти потребности первичные. Все остальные человек приобретает по мере его развития.

По теории Маслоу социальные потребности у людей проявляются по-разному. Существует широкий диапазон проявления той или иной потребности. Для одного человека важно стать знаменитым на весь мир, для другого достаточно быть любимым и уважаемым среди родных и близких людей.

Однако потребности в самоуважении или уважении со стороны других людей присущи каждому человеку. Престиж – это мера признания обществом заслуг человека.

Познавательные, эстетические и духовные потребности считаются высшими потребностями. На этом уровне находится творческая деятельность человека. Духовно развитый человек стремится к познанию мира, ищет смысл жизни.

Пирамиду Маслоу часто применяют в реальной жизни. Она помогает установить контакт с окружающими людьми, разобраться в уровне собственных потребностей. Чаще всего ее используют в маркетинге и торговле, т.к она помогает правильно определить желания и мотивацию покупателей.

Теорию Маслоу часто критикуют за субъективность и наличие исключений. Истории известны примеры, когда жившие в нищете художники, писатели, не признанные обществом, создавали гениальные произведения.

Однако, придуманная более 70 лет назад в обществе с другими доминирующими потребностями, она, тем не менее, сохраняет актуальность. И пока никто еще не придумал новую пирамиду потребностей.

Физиология: потребности человека. Что человеку нужно для жизни?

И снова здравствуйте! Никуда не деться – пятница, и мы опять на связи :). Сегодня нас ждет уже третья заметка из цикла “Подтяни матчасть”, в рамках которого мы разбираемся с нашей физиологией. Тема – “Что человеку нужно для жизни”. Наверняка вы кое-что и так знаете, но мы углубим эти знания и разложим по полочкам.

Занимайте свои места в зрительном зале, начинаем.

Биологические потребности человека. Какие они?

Уже третья наша пятничная встреча. В первых двух мы говорили про [уровни организации организма] и [функции жизни]. Сначала советуем ознакомиться с ними, а уже потом переходить к текущей статье.

Итак, потребности. Это то, что нужно человеку, без чего его жизнь невозможна. Это не смартфон, не машина, не квартира. Мы говорим о физиологических потребностях. Если они не будут удовлетворены, то сама функция жизни будет находиться под угрозой. Например, если мы не будем питаться, то уже в скором времени уровень энергии падет настолько низко, что мы получим физическое истощение. И в прямом смысле этого слова перестанем волочить ноги. Вот о таких примерах мы и поговорим далее. Поехали!

Примечание:
Для лучшего усвоения материала все дальнейшее повествование будет разбито на подглавы.

Пять главных биологических потребностей человека

Их можно выделить и больше, но в рамках статьи мы разберем только эти:

  1. кислород;
  2. нутриенты и вода;
  3. узкий диапазон температур;
  4. узкий диапазон давления;
  5. сон.

Разберем каждую потребность подробней.

№1. Кислород

Предположим, что вы вышли на пробежку. Как вы думаете, что вы будете вдыхать? Выбросы предприятия, это понятно :(, но “растоврены” они в атмосферном воздухе, который содержит только 20% кислорода и около 78% азота. Таким образом, мы дышим не кислородом, а азотом. И даже несмотря на то, что кислорода в воздухе так мало, именно он является ключевым компонентом химических реакций, которые поддерживают организм, включая производство АТФ – универсального источника энергии.

Мозговые клетки особенно чувствительны к недостатку кислорода из-за их потребности в стабильном и высоком производстве АТФ. Пять минут без кислорода, и в мозге происходят необратимые реакции, десять минут – летальный исход.

Кислород крайне важен для нашей продуктивности. Например, если в тренажерном зале недостаток кислорода: нет кондиционеров, маленькая площадь, много людей, то тренировки могут проходить очень вяло. А все потому, что во время физической работы активность мозга повышается, гемоглобин – переносчик кислорода в крови, должен быть на высоком уровне. Ввиду того, что вам не хватает кислорода, его недостаточно поступает и в мозг.

Мозг начинает “задыхаться”, снижая общую работоспособность человека – вы можете начать зевать, а зрение плыть. Что человеку нужно для жизни

№2. Нутриенты

Питательные вещества мы получаем из продуктов питания и напитков. Три основных класса питательных веществ включают в себя воду, макро- (белки, жиры и углеводы) и микроэлементы (витамины и минералы) .

Наиболее важным веществом является вода. Это то, что человеку нужно для жизни в обязательном порядке. Функциональные химические вещества организма растворяются и транспортируются в воде. Кроме того, вода является важнейшим компонентом клеток, крови и жидкости между клетками. Она составляет около 70% массы тела взрослого человека. Вода также помогает регулировать нашу внутреннюю температуру, защищает и смазывает суставы и многие другие структуры тела.

Потеря 2,5% объема воды у человека приводит к снижению объема крови на 25%. Кровь становится гуще, сердце должно работать больше, чтобы качать питательные вещества по всему телу. Более густой крови также труднее пробираться через маленькие капилляры в мозге. Именно поэтому на тренировке нужно пить чистую воду, чтобы избежать загущения крови и снижения работоспособности мозга и тела.

Энергию в наш организм поставляют липиды и углеводы. Продукты распада углеводов и липидов могут затем использоваться в метаболических процессах, которые превращают их в АТФ. Когда вы пропускаете даже один прием пищи, вам кажется, что вы голодаете. Однако вы можете выжить без пищи в течение нескольких недель. Белки поставляют аминокислоты, которые являются строительными блоками самого организма. Вода и энергетические питательные вещества называются макроэлементами, потому что организм нуждается в них в больших количествах.

Микроэлементы – витамины и минералы. Потребность организма в них намного меньше, чем в БЖУ. Эти элементы и соединения участвуют во многих важных химических реакциях и процессах. Наше тело может накапливать некоторые микроэлементы в себе и использовать их, если вы будете испытывать недостаток в них. Некоторые другие микроэлементы, такие, как витамин С и большинство витаминов группы В, растворимы в воде. Они не могут храниться, поэтому их необходимо употреблять практически каждый день.

№3. Узкий диапазон температур

Человек может умереть от перегрева или переохлаждения. Это происходит потому, что химические реакции могут происходить только в узком диапазоне температур тела – +/- 37°C. Когда температура тела поднимается значительно выше или падает значительно ниже нормы, ферменты, отвечающие за химические реакции, теряют свою нормальную структуру и способность функционировать. Как следствие – химические реакции метаболизма не могут продолжаться.

Вспомните себя, когда у вас поднимается температура во время болезни. В этот период человек совсем не хочет есть, только пить. Если не сбить температуру, то можно навредить здоровью. Также в период болезни “сдуваются” мышцы, уходит мышечная масса. Это происходит из-за того, что в организме нет свободной циркулирующей энергии и пластичного материала, и он берет его из своих белковых запасов, в т.ч. и мышц.

Тем не менее, организм может эффективно реагировать на кратковременное воздействие тепла или холода. Одна из реакций организма на тепло, конечно же, потоотделение. Когда пот испаряется с поверхности кожи, он удаляет лишнюю тепловую энергию из тела, охлаждая его. Для производства пота необходимо достаточное количество воды, поэтому достаточное потребление жидкости необходимо для компенсации этой потери во время потоотделения. Неудивительно, что реакция потоотделения гораздо менее эффективна во влажной среде, поскольку воздух уже насыщен водой. Пот не может испаряться с поверхности кожи, а внутренняя температура тела может быть опасно высокой. Именно поэтому в странах с влажным климатом, например, Сингапур, человек чувствует себя некомфортно.

Организм также может эффективно реагировать на кратковременное воздействие холода. Одной из реакций на холод является дрожь. Это случайные движения мышц, которые генерируют тепло. Другим ответом является увеличение распада накопленной энергии для выработки тепла. Однако когда запас энергии истощается и температура ядра начинает значительно падать, эритроциты теряют способность выделять кислород, лишая мозг этого критического компонента выработки АТФ. Этот недостаток кислорода может вызвать замешательство, летаргию и, в конечном итоге, потерю сознания и смерть.

Тело реагирует на холод, уменьшая кровообращение в конечностях, чтобы предотвратить охлаждение крови и сохранение тепла тела. Однако даже когда внутренняя температура тела остается стабильной, в тканях, подвергающихся сильному охлаждению, особенно в пальцах рук и ног, может развиться обморожение – приток крови к конечностям значительно уменьшился.

№4. Узкий диапазон давления

Атмосферное давление создается смесью газов (прежде всего азота и кислорода) в атмосфере Земли. Хотя вы можете этого не ощущать, атмосферное давление постоянно давит на ваше тело. Это давление удерживает газы внутри тела:

Атмосферное давление делает больше, чем просто растворяет газы крови. Ваша способность дышать также зависит от точного атмосферного давления. Высотная болезнь возникает отчасти потому, что атмосфера на больших высотах оказывает меньшее давление, уменьшая обмен газов и вызывая одышку, спутанность сознания, головную боль, летаргию и тошноту.

Атмосферное давление фиксируется в миллиметрах ртутного столба. Например, 760 мм.рт.ст. = 1 атм. Его не нужно путать с давление артериальным, измеряемым тонометром. Систолическое и диастолическое давления уравновешивают друг друга, поэтому нас не плющит. Когда человек приседает со штангой, его артериальное давление повышается. Если он приседает в городе, который расположен сильно высоко (от 800 метров) над уровнем моря, то такие приседания ни к чему хорошему не приведут, будут проблемы с головой, в пределе возможен инсульт.

Динамическое давление жидкостей организма также важно для выживания человека. Например, кровяное давление должно быть достаточно высоким, чтобы кровь могла достигать всех тканей организма. И в то же время достаточно низким, чтобы деликатные кровеносные сосуды могли противостоять трению и силе пульсирующего под давлением потока крови.

№5. Сон

До некоторого времени сон не относился к основной биологической потребности человека. Но теперь положение вещей изменилось. Лишение сна может вызвать множество проблем, начиная от снижения температуры тела до когнитивных нарушений и галлюцинаций. Из-за недосыпания у человека могут начаться головные боли. Через 72 часа память ухудшается и начинают появляться временные и пространственные искажения. После 96 часов без сна познавательная деятельность заметно ухудшается. И чем дольше человек не спит, тем более серьезные последствия это накладывает на его организм.

Во время сна вырабатывается важный гормон – гормон роста, который позволяет улучшать качество телосложения человека. Благодаря ему растут мышцы, а процент жировой ткани сокращается:

Последние научные данные говорят о том, что человек должен спать около семи часов, а спортсмены – до восьми. Как недосып, так и переизбыток сна плохо сказываются на самочувствии в течение дня.

Ну вот, мы и познакомились и структурировали главные биологические потребности и что человеку нужно для жизни. Если вы будете следить за их своевременным удовлетворением, то сможете быть более продуктивными. Вы будете лучше заниматься в тренажерном зале, бодрее выполнять домашние дела, активнее претворять планы руководства на работе.

Что для этого нужно? Самую малость – время на самого себя и голова на плечах, вооруженная знаниями. Последним мы сегодня и занимались.

Послесловие

Что человеку нужно для жизни – очередная разобранная тема. Перечитайте, пожалуйста, статью еще раз, а затем займитесь ее перевариванием. А мы в это время пойдем и напишем следующую. По рукам? 🙂

PS. а что нужно для жизни вам? Только ли еда, вода и воздух? А может, еще айфончик последний не мешало бы?

PPS: Индивидуальная программа тренировок и питания ждут тебя здесь >>

С уважением и признательностью, Протасов Дмитрий.

Потребности человека – основные и второстепенные

Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.

Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

  • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность – это желаемое, благо.
  • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое – расслабляемся.
  • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации – длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации – переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Какие потребности есть у человека

Человек – один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

ФизиологическиеЭкзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище.Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен – все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование). Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.

Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

  • Г. Мюррей – достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон – новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм – значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей – естественные и культурные.
  • В зависимости от сферы приложения – коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость – биологические, материальные, духовные и социальные.
  • Коррелируя к их происхождению – эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Теории ученых

Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

  • Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
  • Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
  • Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
  • Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
  • Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).

Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

В его теории:

  • Все потребности поделены на 4 вида: полезное, приятное, благородное, святое.
  • «Высшие», благородные потребности удовлетворяются только после получения благ низшего уровня.

Мы от животных отличаемся умом,

Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее

Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,

О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,

О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,

Чтоб только плоти потакать.

Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей – он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья – детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность – сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

3. Человеческие экосистемы

М.П. Чубик
Экология человека
Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 147 с.

3. Человеческие экосистемы

3.2. Биологические потребности человека

Все потребности человека делятся на несколько групп. Прежде всего, это элементарные потребности – пища, одежда, жилище, воздух, вода. Следующая группа — это вторичные потребности в конкретных вещах и условиях при возможности их выбора. И наконец, третья группа потребностей, характеризующих человека, — это псевдопотребности, т.е. потребности в предметах роскоши и следовании каким-то привычкам.

К базовым биологическим потребностям человека помимо пищи, воздуха, воды, одежды и жилища может быть также отнесён целый ряд более сложных, но необходимых потребностей, а именно:

— отсутствие угрозы жизни и стихийных бедствий;

— тепловой, акустический, электромагнитный комфорт;

— состав воздуха, не приводящий к физиологическим или генетическим аномалиям и неприятным ощущениям;

— питьевая вода, не только не загрязненная и не угрожающая здоровью, но и приятная на вкус;

— сбалансированность питания, включая калорийность пищи, обеспечивающей энергетические потребности человеческого организма, а также наличие незаменимых элементов пищи, таких как незаменимые аминокислоты, витамины, жиры, белки, углеводы;

— определенные вкусовые характеристики пищи и её безвредность, т. е. экологическая чистота;

— продолжение рода и получение сексуального удовлетворения.

Кроме того, к важнейшим биологическим потребностям человека также относятся:

— полноценный сон и отдых, то есть релаксация;

— защита от заболеваний и антропогенных загрязнений;

— пространственный комфорт (определенное место в пространстве для каждого человеческого существа – жизнь без переуплотнения);

— комфорт природной (биогенной) среды, причём необходима именно та природная среда, к которой адаптирована данная группа людей;

— ландшафтная природная среда (определенная высота над уровнем моря, наличие или отсутствие определенных ветров, атмосферных колебаний и т.п.);

— подвижность и труд (гиподинамия — одна из базовых причин многих типичных болезней городского населения);

— информация, необходимая для здоровья и развития мозга (причём немаловажны и объём, и качество этой информации);

— биолого-социальный климат, т.е. определенное положение в иерархической структуре общества.

К естественным, эволюционно сложившимся потребностям относят и потребность в сопереживании, т.е. одной из эмоциональных основ поведения человека в социуме, а также наличие индивидуального участка в труде и жизни.

Из приведённого перечисления видно, что многие из потребностей, которые на первый взгляд кажутся присущими лишь человеку, на самом деле являются биологически обоснованными и эволюционно сложившимися. Поэтому они свойственны не только человеку, но и другим живым существам, в особенности высшим животным, с которыми родствен человек.

Осознание своих потребностей очень важно для человека, ибо в соответствии с ним человек выстраивает свою субъективную систему ценностей. Когда эти ценности, а также представления об успехе в жизни и о комфорте опираются на естественные потребности и стремление к их выполнению, тогда гарантирован не только успех в социальной сфере, но и успех, ощущение счастья, комфорта, как принято говорить, в личной жизни. С другой стороны, если биологические потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, в агрессии или лидерстве путём агрессии, либо в предметах роскоши. Подобная псевдокомпенсация, в конечном счете, ведёт не только к асоциальному поведению человека, но также и к нарушению многих экологических законов, т. е. правил поведения человека в природе.

В физиологическом плане потребности человека и возможность их реализации тесно связаны с эмоциями, а эмоции в свою очередь, являются очень важной составляющей мыслительного процесса – интеллектуальной деятельности человека. Положительные эмоциональные мотивации нашей деятельности способствуют успеху обучения, запоминания, повышению работоспособности как физической, так и интеллектуальной. Отрицательный эмоциональный фон, связанный с невозможностью удовлетворить свои естественные потребности, ведёт к постоянному стрессовому состоянию человека.

Таким образом, биологические потребности человека, с одной стороны, связывают физиологию человека с качеством среды его обитания (все базовые потребности обеспечиваются средой обитания, причём преимущественно её биогенной компонентой). С другой же стороны, необходимость удовлетворения естественных потребностей человека приводит нас к проблеме сохранения здоровья.

Ссылка на основную публикацию