Век доблестных рыцарей и замков

Рыцари и замки

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 25.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 25.

Во времена Средневековья в Европе царили бесконечные войны и междоусобицы, соседи часто нападали друг на друга. Это был непростой период в истории человечества, который требовал хорошей военной подготовки и надёжной защиты. Так постепенно сформировалось сословие рыцарей, которые защищали не только свои семьи, но также верой и правдой служили королю, стояли на страже спокойствия своего королевства.

Доблестные рыцари

Рыцарство — это почётный титул, которым награждались только дворяне, то есть знатные и богатые люди. Рыцарское сословие впервые возникло в VIII веке, когда произошёл переход с пешего войска на конную армию. В переводе с немецкого слово «рыцарь» означает «всадник».

Средневекового рыцаря трудно представить без верного боевого коня, который служил не только средством передвижения, но и обладал военной мощью. Рыцарские кони были высокими, с крепкими ногами, мускулистыми и очень выносливыми. Только такие кони способны были выдерживать вес хорошо вооружённого всадника, закованного в тяжёлые доспехи.

Доспехи — это защитное облачение рыцаря, изготовленное из металла. Оно защищало воина во время сражений, делало его неуязвимым в бою. Доспехи были очень тяжёлыми и требовали от рыцаря отличной физической формы и выносливости. Стоили они очень дорого — 45 коров или 15 кобылиц, и далеко не каждый дворянин мог себе позволить такую роскошь.

У каждого рыцаря был свой оруженосец — помощник, который повсюду сопровождал рыцаря, помогал облачиться в доспехи, заботился об оружии. Звание оруженосца было почётным. Как правило, его получали молодые дворяне, которые в дальнейшем хотели сами стать рыцарями.

Рыцарские замки

Рыцари жили в замках, которые служили надёжной защитой от нападения неприятеля. Поначалу их строили из дерева, но со временем стали использовать камень.

При строительстве замков преследовалась одна цель — обеспечить максимальную защиту, не дать возможности врагам проникнуть внутрь жилища. Поэтому при строительстве рыцарских замков думали не о красоте, а о прочности.

Чтобы замки были надёжным укрытием, выполнялись следующие условия:

  • Строили замки на высокой скале или холме, с высоты которого хорошо просматривалась местность.
  • Вокруг замка вырывали глубокий ров и наполняли водой. Через ров перекидывался подъёмный мост, который на ночь или при нападении врага на цепях поднимался верх, и замок превращался в неприступную крепость.
  • Над воротами строили башни, на которых располагалась стража. При первых признаках опасности она подавала сигнал тревоги.
  • Окна в рыцарских замках были небольшими: так лучникам было удобнее спрятаться и незаметно поражать врага стрелами.

Если снаружи рыцарский замок был олицетворением неприступности и надёжности, то его внутреннее убранство было далёким от уюта. За толстыми каменными стенами царил постоянный холод, сырость, по комнатам и коридорам свободно гулял ветер. Камины не согревали замок, и его обитатели были вынуждены носить тёплую одежду.

Доклад для детей на тему «Рыцари и замки» будет особенно полезен при подготовке к уроку по окружающему миру в 4 классе, поможет понять культуру и историю Средних веков.

Что мы узнали?

Во времена Средневековья в европейских странах сложилось новое сословие — рыцарство, которое формировалось из богатых дворян. Рыцарь был, прежде всего, сильным и храбрым воином, который стоял на страже спокойствия в королевстве. Надёжной защитой для рыцарей и их семей служили замки, которые больше напоминали неприступные крепости.

Четырнадцать самых известных рыцарей в истории

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства — на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе — «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне — взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья — при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес — национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Конфликт Генри Перси с Генрихом IV из-за отказа последнего оплачивать издержки армии, привел к тому, что Хотспур отпустил Дугласа без выкупа.

Английский король объявил Перси предателем. В итоге Генри Перси вместе с отцом и дядей в июле 1403 года присоединились к восстанию Оуайна Глиндура. 21 июля в битве при Шрусбери против королевской армии Генри был убит.

Его тело похоронили в Уинчестере, однако через 2 дня его выкопали и выставили в Шрусбери на всеобщее обозрение, а отрубленную голову Генри вывесили на воротах Йорка.

Интересный факт: лондонский футбольный клуб «Тоттенхэм» в честь Генри Перси называют также «горячей шпорой».

Бертран Дюгеклен (1320-1380)

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320—1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Почему исчезли рыцари, а в замках больше никто не живет

Экскурсия для детей по средневековому замку

Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель “Детского университета” в Тюбингене

Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель “Детского университета” в Тюбингене

  • Что было у рыцарей вместо школы
  • Зачем рыцари строили башни
  • Как жила семья рыцаря
  • Где искать рыцарей в наши дни?

В сохранившихся до наших дней средневековых замках можно подниматься на стены и прятаться среди руин. В подземельях просто чудесно кричать и завывать страшным голосом, изображая привидение, а с башен — плевать во двор. Но так весело здесь было не всегда. В Средние века замки представляли собой мрачные, неуютные сооружения, где обитали склонные к разбою вояки — рыцари. Чему они учились и была ли у рыцаря семья? Зачем в замках строили башни? И почему эпоха рыцарей закончилась, а многие замки превратились в руины? Продолжаем отвечать на вопросы детей о замках и их обитателях.

Что было у рыцарей вместо школы

Удивительно, но довольно редко случалось, чтобы один рыцарь просто убивал другого. Хотя эти люди постоянно соперничали и всегда стремились укрепить свою власть и расширить владения, они все же придерживались некоторых правил. Брать выкуп было можно, а вот убивать — нет. Правда, на больших турнирах, где рыцари состязались друг с другом, довольно часто кто-нибудь умирал, но это были лишь несчастные случаи. Потому что чем больше рыцари ощущали себя рыцарями, тем важнее для них было следовать особым правилам в ходе любых конфликтов.

Крестовые походы, в которых принимали участие рыцари со всей Европы, способствовали их самоосознанию. Рыцари гордились тем, что они рыцари и принадлежат к этому отважному сообществу. Они с воодушевлением откликались на призывы Папы Римского освободить Святую Землю. Во время Крестовых походов рыцари замечали, насколько они похожи друг на друга. Их объединила борьба с общим врагом, у них стали появляться общие ритуалы и четкие правила, как следует обучать рыцаря.

Для рыцарей Крестовый поход был захватывающим приключением, далеким путешествием, во время которого можно было увидеть много интересного и прекрасно провести время с товарищами. Куда менее приятными Крестовые походы оказывались для жителей тех земель, через которые шло христианское войско. Рыцари без зазрения совести грабили чужие города, сжигали храмы и убивали местное население.

Согласно этим правилам, сын рыцаря уже в семь лет должен был покинуть своих родителей и отправиться служить оруженосцем в замок другого рыцаря, дружественного и часто более могущественного. Ходить в школу и делать домашние задания сыновьям рыцарей было не нужно; вместо этого они учились охотиться в лесу, ездить на коне, сражаться мечом и копьем. А еще они учились, как рыцарю пристало себя вести и быть учтивым с дамами. Наконец они получали меч из рук своего наставника, и их торжественно посвящали в рыцари.

После посвящения молодой человек считался взрослым и становился полноправным членом рыцарского сообщества. Это было могущественное и развивающееся сообщество, настолько самоуверенное, что его члены не стеснялись сравнивать себя с королем и знатью, которые, согласно средневековой феодальной иерархии, стояли выше рыцарей.

Крестьян, из которых происходили их собственные предки, рыцари презирали. Над ними смеялись и ни капли не уважали. От крестьян требовалось обрабатывать поля и вовремя доставлять своему господину продукты. От всего, что крестьяне производили, хозяину причиталась десятая часть, а иногда и больше. В остальное время они должны были держаться от рыцарей подальше.

И только если в деревне случался спор, происходило убийство или грабеж, крестьяне обращались за правосудием к своему феодалу. Тот вершил суд, и человека, которого признавали виновным, бросали в темницу замка или казнили. Рыцарям нравилось судить — это позволяло им чувствовать себя Господом Богом.

Зачем рыцари строили башни

Теперь мы понимаем, что для строительства замков в Средние века была еще одна важная причина: замок позволял рыцарям заявить о себе, показать всем, насколько они крутые парни. Замковая башня, словно поднятый вверх палец, как бы говорила подданным: “Смотрите: здесь наверху живет ваш правитель!”. А еще замок для рыцарей был чем-то вроде записи в земельной книге: он показывал, кому принадлежит земля, над которой он возвышается.

Поэтому неудивительно, что в архитектуре замков особенно ценились высокие башни — для гордецов вещь просто незаменимая. Когда смотришь сверху, собственные подданные и даже другие рыцари сразу начинают казаться крошечными и незначительными.

Одна из самых высоких башен была во французском замке Куси, построенном в 1230 году бароном Ангерраном III. В высоту она достигала 54 метров — примерно как колесо обозрения. Во время Первой мировой войны эта башня была взорвана немецкими войсками.

В первых замках, которые в основном возникали в Южной Франции, такие башни назывались донжонами, и в них располагались жилые помещения. Там размещались кухня, зал и спальные покои. В замках более поздней постройки, прежде всего на территории современной Германии, башня была уже просто башней, внутри нее ничего не было.

Такая башня называлась “бергфрид” и, кроме того, что ее использовали в качестве наблюдательного пункта, иного практического смысла не имела. И хотя иногда можно услышать рассказы о том, что после падения крепости обитатели замка скрывались в бергфриде и продолжали сопротивление, это лишь легенды. Если замок захватывали, то башня при всем желании больше не могла обороняться.

Как жила семья рыцаря

Бурно развивающемуся рыцарству очень быстро в башнях стало тесно. Поэтому рыцари стали строить на территории крепости для себя еще одно здание, так называемый палас. В нем находился зал, в котором хозяин принимал коллег-рыцарей и вершил суд. Чем больше рыцари чувствовали себя рыцарями, тем важнее становилось для них встречать гостей в роскошных залах. Поэтому парадные залы и весь палас с течением веков становились все больше, а их убранство — все дороже.

Стены покрывали дорогие ковры, картины и резные деревянные панели. Вместо изразцовой печи, изобретенной в XII веке, для отопления залов стали использовать открытые камины. Для них, конечно, нужно было больше дров, но и выглядели они куда более впечатляющими.

Хозяин замка со своей семьей жил над залом, в простых, неотапливаемых комнатах. Отец, мать и дети спали вместе в одной постели. У кровати был полог, который зимой помогал сохранить тепло, а летом защищал от насекомых. Кроме кровати, в комнате обычно стоял сундук — в нем хранили одежду.

Туалета в рыцарском жилище не было. Все обитатели замка ходили справлять нужду в маленький эркер на крепостной стене. В полу этого крытого балкончика была дыра, так что нечистоты просто падали вниз и оказывались снаружи замка.

Жена рыцаря занималась в основном домашним хозяйством, руководила служанками. Так как ее муж часто бывал в отъезде, она много времени проводила одна, пока рыцарь навещал друзей в других замках, воевал или развлекался, участвуя в рыцарском турнире. Зимой, когда становилось темно и холодно, жить в замке было особенно одиноко, неуютно и скучно.

Конечно, в замке было еще множество хозяйственных построек, хлевов, конюшен и кладовых. А кроме семьи владельца, тут жило еще много других людей: повара, слуги, няньки, плотники, столяры, кузнецы, конюхи, оруженосцы.

Кроме того, замок для окрестных деревень был чем-то вроде административного центра. На службе у рыцаря были управляющие, кастеляны, следившие за тем, чтобы крестьяне вовремя доставляли хозяину то, что с них причиталось. Они же ведали деньгами — казной замка.

Где искать рыцарей в наши дни?

В позднем Средневековье деньги играли всё более важную роль. Это связано с тем, что в ту эпоху быстро росли города и развивалась торговля. Горожане больше не меняли четырех куриц на козу, а платили за товары монетами.

Деньги стали нужны и рыцарям, чтобы покупать разные вещи и не отставать от знати. Да и хорошим ремесленникам и мастерам надо было чем-то платить. На покупку восточных пряностей и лучших скакунов тоже нужны были деньги. А откуда они у рыцарей, если от крестьян они получали только зерно и репу?

Рыцари стали торговать своими землями. Они продавали и покупали целые деревни, ставили на границах своих владений таможенные заставы или пытались заработать денег на турнирах. Некоторые начинали даже грабить, становились рыцарями-разбойниками и нападали из своих замков на проезжавших мимо купцов, обирали их или брали в плен, чтобы потребовать выкуп.

Так начался закат рыцарской эпохи. Но она канула в Лету не только потому, что рыцари пустились в погоню за деньгами — на поле боя они тоже больше не были непобедимы. Искусным арбалетчикам и лучникам стало удаваться останавливать наступление отрядов рыцарей. Чтобы защититься от стрел, те пользовались все более прочными и тяжелыми доспехами, в которых ужасно потели и делались очень неповоротливыми. В конце концов дошло до того, что рыцарей стали сажать на коней с помощью специального крана. А упав с лошади, такой рыцарь делался беспомощным, как жук, перевернувшийся на спину.

Скоро и замки перестали быть надежной защитой. В XIV веке изобрели порох и появились первые пушки, под натиском которых быстро рушились даже самые толстые крепостные стены. Поэтому рыцари стали покидать неуютные замки и переселяться в города, где становились купцами или нанимались в армию обучать солдат. Замки сносились, горели или просто ветшали. В XVI веке, когда многие поэты и писатели прославляли подвиги рыцарей, их время уже давно прошло.

Храбрый принц Вэлиант вместе со своими друзьями рыцарем Гавейном и волшебником Мерлином уже много веков скачет по Европе. Он — один из знаменитых рыцарей Круглого стола короля Артура, правда, появившийся на свет только в XX веке. Первую комикс-серию с юным принцем в главной роли американский художник Гарольд Рудольф Фостер создал в 1937 году. Этот комикс оказался настолько успешным, что Фостер продолжал рисовать новые истории про Вэлианта до 1980 года.

Зато карьера рыцарей в литературе только начиналась. Тут они из воинственных выскочек превратились в храбрых витязей, вместе с соратниками неустанно защищавших свою честь, воюющих на стороне добра. Литературные рыцари постоянно в пути, всегда ищут приключений и выполняют трудные задания, а в сердце нежно хранят любовь к какой-нибудь далекой прекрасной даме.

Чем дальше в прошлое отходила эпоха настоящих рыцарей, тем больше росла слава вымышленных. Их борьба за все хорошее, страсть к приключениям и бесконечные путешествия по свету до сих пор заставляют восторгаться многих людей из тех, кто не очень хорошо знает, что делать со своей жизнью.

Сегодня рыцарей можно встретить в книгах, в комиксах и в кино. Многие из них переселились в другое время, носят другие доспехи и пользуются другим оружием. Они называют себя Джеймс Бонд или Люк Скайуокер. И как бы ни отличались современные рыцари от рыцарей прежних времен, одна общая черта у них есть: в своем замке они долго не выдерживают.

В рыцарском замке

Урок 13. Всемирная история 6 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “В рыцарском замке”

Средневековье в Европе было неспокойным временем. Постоянными были войны, как между соседними государствами, так и среди феодалов одной страны.

Частыми были набеги мадья̀р, и в особенности норма̀ннов.

Викинги наводили страх и ужас на жителей Европы.

Необходимость защищать себя и свои земли от нападения врагов заставила феодалов превратить своё жилище в крепость. По всей Европе начинается строительство за̀мков. Первые из них появились в IX–X веках.

Замок был и домом, и крепостью феодала. Символом влиятельности своих хозяев.

Сначала замки строились из земли и дерева. Позднее их начали возводить из камня и кирпича. Такие постройки были прочнее и не боялись огня.

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты: на возвышенностях, островах, в горах.

Со временем сложилась традиция постройки замков.

В основном замок состоял из следующих частей: донжон, внутренний двор, внешний двор, крепостные стены, ворота, ров.

Донжо̀нглавная башня в феодальном замке.

Донжон находился внутри крепостных стен в самом защищённом месте. Он был крепостью внутри крепости.

Донжон обычно был жилищем феодала. В нём располагались самые важные помещения замка: оружейные, главный колодец, хранилища ценностей и продовольствия. Часто в донжоне располагался крупный зал для приёмов.

Тут же располагалась тюрьма. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход.

Часовня, жилища воинов, конюшни, кузница, кухня располагались во внутреннем дворе.

Во внешнем дворе находились хозяйственные постройки, жилища ремесленников, мельница и пекарня.

Крепостны̀е стены обеспечивали замку безопасность и защиту от врагов. Они были оборудованы местами для лучников и дозорными башнями.

Стены замка

Одной из самых главных частей замка были ворота. Они были главным входом в замок. Ворота обладали большим количеством защитных механизмов: массивными дверями, решётками, башнями, чтобы сделать нападение на них более сложным.

Вокруг замков рылись рвы. Их заполняли водой, а на дне часто ставили колья. Рвы затрудняли доступ к крепостным стенам, мешали подкопам.

Попасть в замок можно было по подъёмному мосту. На ночь и при нападении врага его поднимали.

Было несколько способов завладеть замком: взять его штурмом, заставить в ходе длительной осады защитников сдаться, подкупить кого-нибудь из обитателей замка, чтобы тот открыл ворота изнутри.

Захват замка

В ходе штурма надо было преодолеть множество препятствий.

Воинам было надо перебраться через ров, взобраться на холм и подойти к стенам, по длинным лестницам взобраться на них или разбить тараном ворота. Завладеть башнями, откуда уже можно было выйти во двор замка.

Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену. После этого предстояло ещё взять донжон.

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали нападавших стрелами.

Поэтому штурм был отчаянным предприятием, гораздо более трудным и опасным для осаждавших, чем для осаждённых.

Функции замка

Главными функциями замка были: военная (центр военных операций, средство военного контроля над землями); административная (центр владений феодала, место, откуда происходило управление землями);

хозяйственная и культурная (ремесленно-торговый центр, центр развития культуры).

Закат эпохи замков происходит с началом массового применения пороха и артиллерии.

В большинстве стран Европы военное дело стало занятием исключительно феодалов. Они получили название рыцари.

Образование рыцарей было направленным на военное дело. Начиналось обучение с 8 лет. Совершеннолетия будущий рыцарь достигал в 21 год. Именно в этом возрасте происходило его посвящение.

Хотя в детстве к будущим рыцарям и приглашали учителей, но они в основном обучали тех пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе. Общеобразовательным наукам уделялось минимум внимания.

Посвящение в рыцари

Рыцари считали себя людьми «благородного» происхождения.

Гордились древностью своих родов, числом знатных предков.

У рыцаря были свой герботличительный знак рода и свой девѝзкраткое изречение, объяснявшее смысл герба.

Рыцарь должен был быть великодушным, свободнорождённым, щедрым, доблестным, воинственным.

А также защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро.

Рыцарский кодекс

Но эти правила рыцарской чести применялись только в отношениях между феодалами. Всех, кто был «неблагородного» происхождения, рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.

Рыцарское вооружение состояло из меча и тяжёлого копья. Оружием рыцаря являлись также булава̀ или боевой топор.

Вооружение рыцаря

Мечам нередко давались имена собственные. Для рыцаря меч являлся сакральным оружием, символом его принадлежности к особому, высшему сословию.

Защита рыцарей постоянно улучшалась. В X–XII веках самой лучшей защитой была кольчу̀гадоспех, сплетённый из железных колец.

К XIII веку появляются по̀ножи и на̀ручи, наколенники, налокотники и наплечники.

Снаряжение рыцаря

Позднее в обиход входят ла̀ты-доспѐхи из стальных пластин.

На голову рыцарь надевал шлем.

Для защиты от ударов мечом, стрел и копий рыцарь использовал щит. В умелых руках щит использовался как мощное оружие.

Снаряжение рыцаря

Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также часто были защищены доспехами.

Рыцаря сопровождали два или три оруженосца. Вместе они составляли «копьё»единицу счёта рыцарских армий того времени.

Рыцарский конь

Снаряжение рыцаря и его спутников стоило очень больших денег.

Взять такие средства можно было с подвластных земель, в ходе войн или междоусобиц.

Доходы рыцаря

Статус не позволял рыцарю лично заниматься хозяйственными делами. Для этого в своих землях он держал управляющих.

Благородными занятиями считались война, охота и турниры, а также сопутствующие им упражнения и пиры.

Турнѝрывоенные состязания рыцарей средневековой Западной Европы в силе и ловкости.

Турниры обычно устраивались королями или влиятельными феодалами. Поводом были значимые события: коронации, династические браки, рождение наследников, заключение мира.

Турниры собирали рыцарей со всей Европы. Они проходили публично. При большом скоплении феодалов и простолюдинов.

Арена состязаний ограждалась деревянной оградой. С одной её стороны строились трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов и организаторов турнира.

Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили геро̀льды. Они же объявляли титулы и девизы участников.

Турнир обычно состоял из двух частей. Первая – индивидуальные бои рыцарей.

Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По сигналу судьи они мчались на конях навстречу друг другу.

Рыцари старались выбить противника из седла тупым турнирным копьём, либо преломить своё копье о щит противника.

Во второй части проходили групповые сражения.

Иногда состязание заканчивалось серьёзными травмами или даже гибелью участников.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать королеву турнира, также ему доставались трофеи: доспехи и лошадь противника.

Ещё одним любимым занятием рыцаря была охота. Здесь можно было проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также популярна была соколиная охота.

Для проведения охоты каждый феодал имел свои заповѐдные леса. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов были страстными охотниками. В охоте принимали участие вассалы и гости феодала.

Пиры также были важным атрибутом жизни рыцарей.

Их устраивали по случаю приёма гостей, в честь успешной охоты, на различные праздники либо ввиду других важных событий.

Они часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Рыцарские пиры были местом выступления средневековых артистов.

На таких пирах часто решали важные вопросы, заключали споры, находили союзников.

Поведём итоги.

В XV–XVI веках, по мере складывания постоянных армий и распространения огнестрельного оружия, военная роль рыцарей сходит на нет.

Рыцарство постепенно преобразуется в сословие дворянства.

Но, тем не менее, именно рыцарь стал ключевой фигурой в Средневековой Европе и одновременно символом той эпохи.

Урок по Окружающему миру “Средние века. Время рыцарей и замков”
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

На уроке дети узнают о эпохе средневековья. Выполняют мини -проекты по созданию гербов рыцарей.

Скачать:

ВложениеРазмер
урок-проект25.77 КБ
okr_mir_4kl.ppt1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Программа: «Школа России». Москва «Просвещение», 2006 г. А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Учебник: «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. Москва: Просвещение, 2007 г.

  1. Опираясь на знания учащихся, подготовить их к изучению истории Средних веков. Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
  2. Формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и хронологию событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
  3. Развитие творческих способностей учащихся, через создание геральдической символики рыцарей Средних веков.
  4. Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине.

– На прошлом уроке вы изучали события истории Древнего мира. Сегодня мы переходим к следующему этапу развития общества – Средние века. Как вы понимаете понятие «средние»?

– Средние века или Средневековье находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.

– Средние века – второй период Всемирной истории, который продолжался с 5 по 15 века н.э.

– Сколько веков длился этот период?

– Правильно. А теперь переведите эти века в года?

– Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.

– От средних веков до нас «дошли» многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. Кроме этого по истории средних веков ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками, которые хранятся в специальных хранилищах – архивах.

– Задание: По названиям исторических документов, определить какие виды письменных источников существовали в средние века.

– А теперь, проверим названия исторических документов. Для этого вам надо обратиться к глоссарию, который находится на ваших столах. Глоссарии – это сборник толкований непонятных слов и выражений.

Уточнение понятий хроники и капитулярии.

– Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух – трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.

– В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.

Основные стили архитектуры того времени:

  1. Романский стиль – мощные стены, узкие окна. (Замки и крепости)
  1. Готический стиль – высокие здания со шпилями и огромными окнами в ярких витражах. (Церкви и соборы)

– А чем же особенно интересна эпоха Средневековья? Подсказку вы найдете в Глоссарии.

– Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. Они стали рыцарями (от немецкого риттер — всадник). А кого так называли? Уточнение термина.

– А что необходимо было иметь рыцарю? Доспехи

– Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.

– Для чего существовали рыцарские доспехи?

– Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.

– Разная слава идёт о рыцарях. Одни считают их просто разбойниками. Другие видят в них образец благородства. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине». Видимо, было и то и другое. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жёнам и дочерям других рыцарей, но презирали простых людей. В редких перерывах между войнами они проводили время в пирах, на охоте и на рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем в те годы.

В Средние века сразу можно было отличить знатного человека – рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.

В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.

– Как называются современные доспехи наших военнослужащих?

– Назовите виды оружия, необходимые рыцарю?

Физкультминутка. Стреляем из лука.

Метаем копье (правой и левой рукой).

– А где жили рыцари?

– Что обозначает поговорка: «Мой дом — моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т. е. быть крепостью.)

– Каким был замок рыцаря? Крепость с…

– Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Её могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.

– Замки сооружались из камня на труднодоступных местах — на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да ещё двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъёмный мост. Мост вёл к башне, где были ворота с подъёмными решётками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решётки и враги оказывались в западне. Штурмовать такой замок было непросто.

– Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.

– Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. Например,

«Лучше умереть, чем посрамиться!»,
«Бог, честь, Отчизна!»

«Исполнить или умереть!»,

«Иду своей дорогой!»

А также свой флаг и герб.

Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы. Назовите основные цвета, используемые для оформления герба.

В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.

Прочитайте о значениях цветов.

Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Какие животные могли быть представлены на гербах?

Перечислите мне, пожалуйста, их.

– А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.

Защита проектов. Проектом своего герба поделится…

– Многие ребята удачно справились с данной работой. Молодцы!

– Часто мы употребляем выражения «рыцарское поведение», «он – настоящий рыцарь». Какие поступки современного человека вы считаете рыцарскими?

– Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке, вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями?

– Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д’Арк – героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.

– Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.

– В знак благодарности я вам приготовила иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.

– А чтобы подвести итог урока, мне бы хотелось сказать, что Средневековье – это не только рыцари и замки, а еще становление религии, развитие науки и техники, и многое другое.

– Музыка в Средневековье.

Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса . Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.

Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.

Литература в Средневековье.

Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели . Известен тубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.

Зарождается новый поэтический жанр – сонет .

Наука и техника в Средневековье.

Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.

Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».

В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной . Впервые стали применяться очки . В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги . Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)

С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие : сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии – начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция).

Образование в Средневековье.

Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.

С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.

Старейшие университеты 12 века:

  1. Салерно, Болонья (1119 г., Италия)
  2. Париж (1160 г., Франция)
  3. Оксфорд (1167 г., Англия).
  4. В 13 веке открыт Кембридж (1209 г., Англия).
  5. В 14 веке в Праге (1348г.) и Вене (1365 г.). (В России первый университет появился в 1725 году.)

Обучение в университете начиналось с так называемого артистического факультета и продолжалось 6 лет. Назывался факультет так, потому что изучались «7 свободных искусств» (получали азы грамматики и математических знаний). Затем обучение продолжалось на специальном факультете – медицинском, юридическом или богословском. Вся учеба занимала минимум – 12 лет, а максимум – 21 год (в зависимости от факультета) – не случайно появилось выражение «вечный студент». Поскольку обучение было платным и дорогостоящим, студенты нередко переходили из одного университета в другой, тем более что языкового барьера для продолжения учебы в другой стране не было: обучение везде велось на латинском языке.

Нищий студент.
(из рукописи 13 века)

Я – кочующий школяр…
На меня судьбина
Свой обрушила удар,
Что твоя дубина.
Не для суетной тщеты,
Не для развлеченья
Из-за горькой нищеты
Бросил я ученье.
На осеннем холоду,
Лихорадкой мучим,
В драном плащике бреду
Под дождем колючим.
В церковь хлынула толпа,
Долго длится месса,
Только слушаю попа
Я без интереса.
К милосердию аббат
Паству призывает,
А его бездомный брат
Зябнет, изнывает.
Подари, святой отец,
Мне свою сутану,
И тогда я, наконец,
Мерзнуть перестану.
А за душеньку твою
Я поставлю свечку,
Чтоб господь тебе в раю
Подыскал местечко.

  1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир».
  2. В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеёнкова «Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины 15 века».
  3. И.Н. Гнездилова «Культурология – история культуры»
  4. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Урок окружающего мира в 4-м классе. Тема: “Средние века: время рыцарей и замков”

Презентация к уроку

Класс: 4.

Программа: «Школа России». Москва «Просвещение», 2006 г. А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Учебник: «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. Москва: Просвещение, 2007 г.

Цели урока:

  • Опираясь на знания учащихся, подготовить их к изучению истории Средних веков. Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
  • Формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и хронологию событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
  • Развитие творческих способностей учащихся, через создание геральдической символики рыцарей Средних веков.
  • Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине.

Ход урока

– На прошлом уроке вы изучали события истории Древнего мира. Сегодня мы переходим к следующему этапу развития общества – Средние века. Как вы понимаете понятие «средние»?

– Средние века или Средневековье находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.

– Средние века – второй период Всемирной истории, который продолжался с 5 по 15 века н.э.

– Сколько веков длился этот период?

– Правильно. А теперь переведите эти века в года?

– Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.

– От средних веков до нас «дошли» многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. Кроме этого по истории средних веков ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками, которые хранятся в специальных хранилищах – архивах.

– Задание: По названиям исторических документов, определить какие виды письменных источников существовали в средние века.

– А теперь, проверим названия исторических документов. Для этого вам надо обратиться к глоссарию, который находится на ваших столах. Глоссарии – это сборник толкований непонятных слов и выражений.

Уточнение понятий хроники и капитулярии.

– Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух – трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.

– В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.

Основные стили архитектуры того времени:

  • Романский стиль – мощные стены, узкие окна. (Замки и крепости)
  • Готический стиль – высокие здания со шпилями и огромными окнами в ярких витражах. (Церкви и соборы)

– А чем же особенно интересна эпоха Средневековья? Подсказку вы найдете в Глоссарии.

– Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. Они стали рыцарями (от немецкого риттервсадник). А кого так называли? Уточнение термина.

– А что необходимо было иметь рыцарю? Доспехи

– Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.

– Для чего существовали рыцарские доспехи?

– Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.

– Разная слава идёт о рыцарях. Одни считают их просто разбойниками. Другие видят в них образец благородства. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине». Видимо, было и то и другое. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жёнам и дочерям других рыцарей, но презирали простых людей. В редких перерывах между войнами они проводили время в пирах, на охоте и на рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем в те годы.

В Средние века сразу можно было отличить знатного человека – рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.

В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.

– Как называются современные доспехи наших военнослужащих?

– Назовите виды оружия, необходимые рыцарю?

Физкультминутка. Стреляем из лука.

Метаем копье (правой и левой рукой).

– А где жили рыцари?

– Что обозначает поговорка: «Мой дом — моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т. е. быть крепостью.)

– Каким был замок рыцаря? Крепость с…

– Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Её могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.

– Замки сооружались из камня на труднодоступных местах — на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да ещё двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъёмный мост. Мост вёл к башне, где были ворота с подъёмными решётками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решётки и враги оказывались в западне. Штурмовать такой замок было непросто.

– Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.

– Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. Например,

«Лучше умереть, чем посрамиться!»,
«Бог, честь, Отчизна!»

«Исполнить или умереть!»,

«Иду своей дорогой!»

А также свой флаг и герб.

Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы. Назовите основные цвета, используемые для оформления герба.

В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.

Прочитайте о значениях цветов.

Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Какие животные могли быть представлены на гербах?

Перечислите мне, пожалуйста, их.

– А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.

Защита проектов. Проектом своего герба поделится…

– Многие ребята удачно справились с данной работой. Молодцы!

– Часто мы употребляем выражения «рыцарское поведение», «он – настоящий рыцарь». Какие поступки современного человека вы считаете рыцарскими?

– Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке, вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями?

– Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д’Арк – героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.

– Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.

– В знак благодарности я вам приготовила иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.

– А чтобы подвести итог урока, мне бы хотелось сказать, что Средневековье – это не только рыцари и замки, а еще становление религии, развитие науки и техники, и многое другое.

Книгопечатанье

– Музыка в Средневековье.

Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.

Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.

Литература в Средневековье.

Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Известен тубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.

Зарождается новый поэтический жанр – сонет.

Наука и техника в Средневековье.

Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.

Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».

В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)

С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие: сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии – начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция).

Образование в Средневековье.

Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.

С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.

Старейшие университеты 12 века:

  • Салерно, Болонья (1119 г., Италия)
  • Париж (1160 г., Франция)
  • Оксфорд (1167 г., Англия).
  • В 13 веке открыт Кембридж (1209 г., Англия).
  • В 14 веке в Праге (1348г.) и Вене (1365 г.). (В России первый университет появился в 1725 году.)

Обучение в университете начиналось с так называемого артистического факультета и продолжалось 6 лет. Назывался факультет так, потому что изучались «7 свободных искусств» (получали азы грамматики и математических знаний). Затем обучение продолжалось на специальном факультете – медицинском, юридическом или богословском. Вся учеба занимала минимум – 12 лет, а максимум – 21 год (в зависимости от факультета) – не случайно появилось выражение «вечный студент». Поскольку обучение было платным и дорогостоящим, студенты нередко переходили из одного университета в другой, тем более что языкового барьера для продолжения учебы в другой стране не было: обучение везде велось на латинском языке.

Нищий студент.
(из рукописи 13 века)

Я – кочующий школяр…
На меня судьбина
Свой обрушила удар,
Что твоя дубина.
Не для суетной тщеты,
Не для развлеченья
Из-за горькой нищеты
Бросил я ученье.
На осеннем холоду,
Лихорадкой мучим,
В драном плащике бреду
Под дождем колючим.
В церковь хлынула толпа,
Долго длится месса,
Только слушаю попа
Я без интереса.
К милосердию аббат
Паству призывает,
А его бездомный брат
Зябнет, изнывает.
Подари, святой отец,
Мне свою сутану,
И тогда я, наконец,
Мерзнуть перестану.
А за душеньку твою
Я поставлю свечку,
Чтоб господь тебе в раю
Подыскал местечко.

Использованная литература:

  • Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир».
  • В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеёнкова «Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины 15 века».
  • И.Н. Гнездилова «Культурология – история культуры»
  • «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Сообщение на тему: «Страницы всемирной истории. Средние века: время рыцарей и замков.».

Средние века: время рыцарей и замков.

План

1. Средние века
2. Музыка
3. Литература
4. Наука и техника
5. Образование
6. Книгопечатание
7. Религия
8. Рыцари и замки

1. Средние века

Тысячу лет — с конца 5 до конца 15 века — продолжались Средние века, или Средневековье. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был, свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.

Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе – выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.

В Средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия.

Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух — трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.

— В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.

2. Музыка

Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.

Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.

3. Литература

Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Известен трубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.

Зарождается новый поэтический жанр – сонет.

4. Наука и техника

Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.

Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».

В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)

С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие: сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии – начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция).


5. Образование

Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.

С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.

6. Книгопечатание

Многие изобретатели пытались открыть способ, как быстрее и легче создавать книги. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу. К этому времени в Европе стала известна бумага, изобретенная еще в Древнем Китае.

Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы -литеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст — строка за строкой. Литеры смазывались типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок работал в ручную. Когда книга была напечатана, набранный текст можно было рассыпать на отдельные буквы и из них составить новый текст. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год.


7. Религия

Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию – монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.

В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.

Христианство появилось в I веке в восточной провинции Римской империи – Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения – Библия.

В христианстве здания для молитв у людей — церкви, соборы.

Ислам (это слово по-арабски означает «покорность») возник в Аравии в VII веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии, мусульмане, поклоняются единому Богу – Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман – Коране.

В исламемусульманские мечети

Раньше возник буддизм. Это было в Индии, в V–VI вв. до нашей эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства.

В буддизмебуддистские храмы.

Христианство распространяется по всей Европе, ислам – на Ближнем Востоке у арабов, буддизм – в Индии, Китае, Японии

8. Рыцари и замки

Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь».

Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.

Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.

В Средние века сразу можно было отличить знатного человека — рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.

В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.

Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.

Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. А также свой флаг и герб.

Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с XI–XII вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с XIII–XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.

Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.

Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д’Арк — героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.

Ссылка на основную публикацию